Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 21, "ШУБ"-"ЯН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 21, "ШУБ"-"ЯН")

ШУБЕРТ

ШУБЕРТ (schubert) Гюнтер (29.12.1898, Берлин-Целендорф - 29.10.1974, Киль), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.3.1943). 4.7.1916 поступил добровольцем в ВМФ. Служил на тяжелом крейсере «Фрейя» (сент. - окт. 1916), на линейных кораблях «Великий курфюрст» (нояб. 1916 - окт. 1917) и «Баден» (окт. 1918); 18.9.1918 произведен в лейтенанты. 6.1. 1919 демобилизован, но в авг. 1920 вновь принят на военную службу. С 27.9.1927 командир миноносца V-3, с 15.4.1929 - «Лухс». 25.9.1929 переведен в корабельную кадрированную дивизию «Нордзее», а 30.9.1931 - в Имперское военное министерство. С 28.9.1934 начальник 1-й флотилии патрульных катеров. С 28.9.1936 служил в Оперативном отделе ОКМ, а в авг. 1938 направлен для контроля за строительством броненосца «Шарнхорст», а после спуска корабля на воду 7.1.1939 назначен на него 1-м офицером. Участник Польской и Французской кампаний, а также операции в Норвегии. 12.9.1941 назначен начальником организационного отдела ОКМ. Почти всю войну проработал в ОКМ, принимая активное участие в обеспечении планирования морской войны. 31.3.1945 назначен командующим адмиралом на Западной Балтике и оставался на этом посту до конца войны. После войны не был интернирован и 22.7.1945 с согласия союзников возглавил командования ВМС в Шлезвиг-Гольштейне, в задачи которого входило проведение операций по разминированию водного пространства Германии в этом регионе. 17.4.1947 вышел в отставку.

ШУБЕРТ

Гюнтер Шуберт

ШУЛЬТЕ-МОНТИНГ

ШУЛЬТЕ-МОНТИНГ (schulte-monting) Эрих (28.8.1897, Везель, Рейнланд - 17.1.1976, Сёст, Северный Рейн - Вестфалия), военный деятель, вице-адмирал (1.4.1945). 3.1.1916 поступил на флот добровольцем. Участник 1-й мировой войны, лейтенант (19.6.1918). Служил на тяжелых крейсерах «Фрейя», «Дерффингер», «Зейдлиц». После окончания войны оставлен на флоте. С апр. 1922 - служил на миноносцах. С 26.2.1925 флаг-лейтенант штаба командующего ВМС в Северном море. 5.1.1926 назначен военно-морским адъютантом рейхспрезидента Германии. С 29.7.1926 по 22.9.1929 командир миноносца «Лухс». С 7.8.1933 адъютант Э. Редера. 1.6.1937 назначен командиром учебного батальона 3-й дивизии эскадренных миноносцев. С 15.9.1937 командир эскадренного миноносца «Герман Шёман». 28.10.1938 переведен в штаб главнокомандующего ВМС и 5.1.1939 назначен его начальником. Штаб являлся органом связи главнокомандующего и действовал по его личным указаниям, осуществляя связь, а также контроль над различными подразделениями флота. Один из ближайших сотрудником Редера. 25.6.1942 награжден Серебряным Германским крестом. С 15.3.1944 командующий береговой обороной Лангедока (Франция). 8.11. 1944 назначен командующим адмиралом на Северном побережье Норвегии. 17.8. 1945 интернирован британскими властями. В июле 1947 освобожден.

ШУЛЬТЕ-МОНТИНГ

Эрих Шульте-Монтинг

ШУЛЬТЦЕ ГЕЙНЦ ОТТО

ШУЛЬТЦЕ Гейнц Отто (schultze) (13.9. 1915, Киль - 25.11.1943, западнее Конго, Южная Атлантика), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.11.1941). Сын генерал-адмирала О. Шультце. 26.9.1934 поступил на флот кадетом. 1.4.1937 произведен в лейтенанты, а в мае 1937 переведен в подводный флот. Служил вахтенным офицером на подлодке U-31, затем командовал учебными подлодками U-4 (8.6-28.7.1940) и U-141 (21.8.1940-30.3.1941). 26.4.1941 назначен командиром подлодки U-432, на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 270 дней), в основном в Северную Атлантику и к Восточному побережью США. 9.7.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 15.1.1943 сдал командование лодкой, а 11 марта назначен командиром подлодки U-849 (Тип IX-D2). Вывел лодку в 1-й поход, который продолжался 55 дней; 25.11.1943 она была потоплена американской авиацией, и весь экипаж (63 чел.) погиб. Всего за время военных действий Ш. потопил 19 кораблей общим водоизмещением 64 669 т и повредил 2 корабля водоизмещением 15 666 т.

ШУЛЬТЦЕ Гейнц Отто

Гернет Шультце; рисунок Вольфганга Виллриха

ШУЛЬТЦЕ ГЕРБЕРТ

ШУЛЬТЦЕ Герберт (schultze) («Фадди») (24.7.1909, Киль - 3.6.1987, Лондон, Великобритания), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4.1943). Сын морского офицера. Учился в Ростокском университете. 9.10.1930 поступил на флот кадетом. 1.10.1934 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Лейпциг» и «Карлсруэ», затем был групповым офицером в военно-морском училище в Мюрвике. В мае 1937 переведен в подводный флот. С 31.1.1938 командир подлодки U-2 (Тип II-A), а с 22.4.1939 - U-48. Его лодка считалась самой везучей лодкой германских ВМС. Ш. совершил на ней 5 походов (проведя в море в общей сложности 135 дней). 5.9.1939 потопил пароход «Ройал Сцептер» (ок. 5 т) - 2-й корабль, потопленный германскими подводными лодками во 2-й мировой войне. Одна из немногих, лодка добивалась неизменно успеха под командованием 4 командиров; всего суммарный тоннаж, потопленный лодкой, составил к моменту ее гибели 307 935 т. Ш. стал широко известен после того, как 11.9.1939, потопив очередной транспорт, передал в открытый эфир: «Мистеру Черчиллю. Мы потопили транспорт „Фирби". Координаты 59.40 Норд, 13.50 Вест. Спасайте экипаж, если хотите!» Во время своего 2-го похода Ш. за 6 дней потопил 5 судов, среди которых был крупнейший в мире танкер «Эмиль Мигуэт» (14 115 т). 1.3.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста (став 2-м кавалером этой награды в подводном флоте). С 20 мая по 17 окт. 1940 Ш. временно не командовал лодкой (это время он находился в госпитале, а лодкой командовал Г. изинг). С окт. 1940 заместитель командира 7-й флотилии в Сен-Назаре. 17.12.1940 Ш. вновь вернулся на мостик своей лодки и совершил еще 3 похода (93 дня в море). 12.6.1941 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, а 15.7.1941 получил Знак подводника с бриллиантами. С 27.7.1941 командир 3-й флотилии подводных лодок в Ла-Рошели. В марте 1942 Ш. был переведен офицером Адмирал-штаба в штаб группы ВМС «Север», а в дек. 1942 - в штаб командующего подводным флотом. С марта 1944 начальник отдела военно-морского училища в Мюрвике. Всего за время военных действий Ш. потопил 26 кораблей общим водоизмещением 169 709 т и повредил 1 корабль водоизмещением 9456 т. В 1956 поступил в ВМС ФРГ. В сент. 1968 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. По словам О. Кречмера, Ш. - «глубоко уважаемый друзьями и врагами, почитаемый своим экипажем, был образцовым морским офицером, носителем лучших традиций».

ШУЛЬТЦЕ ОТТО

ШУЛЬТЦЕ Отто (schultze) (11.5.1884, Ольденбург - 22.1.1966, Гамбург), военно-морской деятель, генерал-адмирал (31.8. 1942). 7.4.1900 поступил в ВМФ кадетом; 19.4.1901 произведен в фенрихи, 27.9.1903 - в лейтенанты. С 1.10.1905 служил на тяжелом крейсере «Принц Генрих». С 1.10.1905 командир роты 1-го торпедного батальона. В марте-апр. 1906 совершил плавание в Сидней. С апр. 1906 навигационный офицер легкого крейсера «Кондор». С 1.10.1908 по 31.3.1909 и с 1.10.1909 по 20.9.1912 командир роты 1-й кораблестроительной дивизии, в апр. - сент. 1909 вахтенный офицер на линейном корабле «Вюртемберг». В 1914 окончил курс Морской академии. 1.7.1914 назначен навигационным офицером на тяжелый крейсер «Герта». Участник 1-й мировой войны. С 1.8.1914 офицер, ведающий расписаниями, на линейном корабле «Кёниг». С мая 1915 командир подводной лодки U-4. В дек. 1915 назначен командиром строящейся лодки U-63 (вступила в строй в марте 1916). Совершил 6 патрульных плаваний, потопив 52 корабля общим водоизмещением 129 540 т. С 12.12.1917 1-й офицер Адмирал-штаба командующего подводными лодками в Средиземном море, с 20.1.1918 командир 1-й флотилии подводных лодок. За боевые отличия 18.3.1918 награжден орденом Pour le Mérite (кроме того, имел Железный крест 1-го и 2-го класса), капитан 3-го ранга (28.4.1918). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 8.11.1918 1-й офицер штаба 4-й разведывательной группы, затем служил в штабах и 6.4.1921 возглавил штаб морских сил на Балтике. С 3.10. 1921 начальник командного отдела «Остзее», с 28.2.1922 начальник 1-го отдела кадрированной дивизии «Остзее». 13.4. 1923 командирован в штаб военно-морской станции «Остзее», а 3.6.1923 вновь назначен 1-м офицером штаба этой станции. С 29.9.1924 командир 3-го батальона береговой обороны. С 1.10.1926 начальник 1-го морского артиллерийского отдела. 3.9.1927 назначен командиром линейного корабля «Эльзас». С 28.9.1929 по 26.2.1930 комендант Киля, начальник порта и морской комиссар канала кайзера Вильгельма. 1.4.1930 назначен инспектором военно-морских учебных заведений, но уже 1 окт. переведен в торпедную и минную инспекцию, где занимался вопросами разработки нового вооружения. К моменту прихода НСДАП к власти - контр-адмирал (с 1.4.1931). 2.10.1933 назначен начальником военно-морской станции «Нордзее». 4.10.1937 снят с поста и назначен в распоряжение главнокомандующего ВМФ. 3.8.1939 вновь занял тот же пост. 29.11.1939 зачислен в резерв, а 1.3.1941 назначен командующим адмиралом во Франции (в подчинении командующего на Западе). 16.8.1942 снят с поста с назначением для особых поручений при главнокомандующем ВМФ, а 30.9.1942 уволен в отставку.

ШУЛЬТЦЕ Отто

Отто Шультце

ШУЛЬЦ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ

ШУЛЬЦ Георг Вильгельм (schulz) (10.3. 1906, Кёльн - 5.7.1986, Гамбург), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4.1943). Служил в торговом флоте, а в окт. 1933 переведен в ВМС офицером по вопросам торговли. 1.1.1934 поступил на флот фенрихом. 1.1.1936 произведен в лейтенанты. В сент. 1935 переведен в подводный флот. С 5 янв. по 15 окт. 1939 командовал подлодкой U-10, на которой совершил 2 похода (33 дня в море). С 16.12.1939 командир подлодки U-64, вывел ее в поход в берегам Норвегии, но через 8 дней - 13.4.1940 - его лодка была потоплена британской авиацией; большая часть экипажа спаслась. 11.6.1940 назначен командиром подлодки U-124 (Тип IX-B), на которой совершил 5 походов (проведя в море в общей сложности 222 дня). Наиболее успешным для Ш. стал его 4-й поход, во время которого он потопил 11 кораблей общим водоизмещением 52 379 т. 4.4.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Несколько его вахтенных офицеров (в т. ч. Р. Хардеген, В. Хенке и Й. Мор) стали асами подводной войны. С 7.9.1941 командир 6-й флотилии подводных лодок. В окт. 1943 переведен в штаб командующего подводными учебными флотилиями (штаб-квартира в Готенхафене) 1-м офицером Адмирал-штаба. Одновременно Ш. возглавлял группу по тестированию подлодок, где проходили проверку новые лодки Типов XXI и XXIII. 22.4.1945 назначен командиром 25-й флотилии подводных лодок и оставался во главе ее до конца войны. Всего за время военных действий Ш. потопил 19 кораблей общим водоизмещением 89 886 т и повредил 1 корабль водоизмещением 3900 т.

ШУЛЬЦ КРИСТИАН

ШУЛЬЦ Кристиан (schulz) (29.4.1874, Шверин - 18.2.1957, Гамбург), руководящий сотрудник ОКМ, один из руководителей немецкого кораблестроения, министериальдиригент (19.5.1934). Окончил Высшее техническое училище, доктор технических наук. 9.10.1900 поступил на службу в кораблестроительный отдел Имперских верфей в Вильгельмсхафене. С 1.1.1907 сотрудник Торпедной инспекции в Вильгельмсхафене, одновременно 10.7.1908-8.10.1910 инспектор кораблестроения на «Германиаверфт» (Киль). С 27.7.1913 инспектор кораблестроения на верфи «Вулкан» (Штеттин). 1.10.1917 переведен на пост инспектора по строительству миноносцев на верфи Киля. После окончания войны продолжал занимать высокие посты в сфере кораблестроения, почти 14 лет (с 1.12.1919 по 30.9.1933) он был директором отдела кораблестроения военно-морских верфей в Вильгельмсхафене - главного центра немецкого кораблестроения. 1.10.1933 возглавил специальный отдел, занимавшийся строительством броненосцев «Дойчланд» и «Адмирал Шеер». 20.1.1934 Ш. назначен исполняющим обязанности начальника Отдела кораблестроения Морского руководства (1.5. 1934 утвержден). Возглавлял эту службу (сначала отдел, затем управление и, наконец, Главное управление кораблестроения) в течение всех предвоенных лет. Возглавлял разработку новых модификаций военных кораблей, их заказ и контроль за строительством. Сыграл видную роль в создании ВМС Третьего рейха. 3.4. 1939 оставил пост и 30.4.1939 вышел в отставку.

ШУЛЬЦ ОТТО

ШУЛЬЦ Отто (schulz) (12.1900, Дармштадт - 28.3.1974, Бад-Вильдунген), военно-морской деятель, инженер, контр-адмирал (1.3.1944). 4.4.1916 поступил добровольцем в ВМФ. Прошел обучение в военно-морском училище в Мюрвике (1917) и на радиокурсах (1918). 13.1.1917 произведен в фенрихи, 19.6.1918 - в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, плавал на тяжелом крейсере «Фрейя» (июнь-авг. 1916), линейных кораблях «Тюрингия» (авг. 1916 - март 1917) и «Ольденбург» (март-авг. 1917, февр. - дек. 1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. После демобилизации армии оставлен на флоте. С 25.5.1921 вахтенный офицер и офицер связи на крейсере «Аркона», с 22.9. 1923 адъютант коменданта Куксхафена. С 22.9.1925 командир транспортного корабля снабжения, с 30.9.1927 1-й радиоофицер и вахтенный офицер на линейном корабле «Эльзас», с 26.9.1929 вахтенный офицер на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». 25.9.1931 переведен в Имперское военное министерство. С 25.9. 1935 навигационный офицер на крейсере «Лейпциг», с 30.9.1937 3-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее» (одновременно с 11.3.1940 исполнял обязанности 1-го офицера Адмирал-штаба). Принимал активное участие в планировании и руководстве операциями ВМФ Германии против СССР. 1.4.1943 назначен начальником морской обороны Крыма. Успешно руководил борьбой с советскими кораблями на Черном море, а затем организовал защиту береговых укреплений, за что 17.5.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 13.5.1944 переведен в распоряжение командующего адмирала на Черном море, а 28.6.1944 возглавил отдел зарубежных флотов Командного управления ОКМ. Таким образом, Ш. стал последним начальником военно-морской разведки Германии во время 2-й мировой войны. 14.7.1945 интернирован союзниками. 11.6. 1947 освобожден.

ШУЛЬЦ Отто

Отто Шульц

ШУСТЕР

ШУСТЕР (schuster) Карлгеорг (19.8. 1886, Юльсен, Ганновер - 16.6.1973, Китцеберг, близ Киля), военно-морской деятель, адмирал (1.1.1940). Службу на флоте начал 1.4.1905 кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штейн» и в военно-морском училище. 28.9.1908 произведен в лейтенанты. Служил на линейных кораблях и крейсерах. В 1911-13 вахтенный офицер на подлодке U-4, в 1913-14 - на легком крейсере «Страсбург». Участник 1-й мировой войны, вахтенный офицер на подлодке U-35 (3.11.1914-28.5. 1915), инструктор подводной школы (29.5. 1915-31.1.1916, 7.2-30.6.1916 и 30.11. 1917-7.11.1918), командир подлодки U-60 (1.11.1916-25.11.1917). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (16.11. 1915). После окончания войны оставлен на флоте. С 23.9.1919 навигационный офицер легкого крейсера «Регенсбург», с 1.6.1920 адъютант штаба военно-морской станции «Остзее». С 13.4.1923 1-й офицер крейсера «Тетис», с 7.11.1924 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Остзее». С 24.9.1927 навигационный, с 24.9.1927-1-й офицер линейного корабля «Гессен». 1.10.1929 переведен в Морское руководство. С 27.9. 1933 командир линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн». 1.3.1935 переведен в распоряжение начальника военно-морской станции «Нордзее», занимался вопросами морской торговли с Великобританией. 28.6.1935 назначен 2-м адмиралом военно-морской станции «Нордзее», а 25.9.1935 переведен на аналогичной пост на Балтике. Во время очередной реорганизации 1.1.1938 был переименован во 2-го адмирала на Балтике. Одновременно с 1.10. 1937 по 31.3.1938 командовал охранными силами на Балтике (еще раз исполнял обязанности командующего с 28.10.1938 по 4.1.1939). 28.10.1938 назначен инспектором военно-морских учебных заведений. 3.11.1939 возглавил штаб военной торговли и экономики в составе Верховного командования вермахта. 27.5.1940 назначен адмиралом на Западе (с 22.6.1940 - адмирал во Франции). С 4.3.1941 начальник военно-морского командования «Z», с 3.4.1941 - адмирал на Юго-Востоке. 30.6. 1941 на базе ведомства Ш. и под его руководством было сформировано Командование группы ВМС «Юг». 20.3.1943 уволен от должности и переведен в резерв, но уже 1 июля назначен начальником Военно-исторического отдела ОКМ. Оставался на этом посту до 8.4.1945. После войны арестован союзниками и помещен в лагерь для военнопленных. 23.5.1947 освобожден.

ШУСТЕР

Карлгеорг Шустер

ШУХАРТ

ШУХАРТ (schuhart) Отто (1.4.1909, Гамбург - 26.2.1990), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4.1943). 10.10.1929 поступил на флот кадетом. 1.10.1933 произведен в лейтенанты. Служил на крейсерах «Эмден», «Карлсруэ», линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». В 1936 обер-лейтенантом переведен в подводный флот. С июля 1938 1-й помощник командира лодки U-25. Затем командовал лодками U-8 (2.9-29.10.1938) и U-25 (10.12.1938-3.4.1939). 4.4.1939 был назначен командиром U-29, входившей во 2-ю флотилию подводных лодок «Зальтцведель». На подлодке он совершил 7 походов, проведя в море в общей сложности 222 дня. В сент. 1939, действуя на подступах к Великобритании, потопил 12 кораблей, первым стал потопленный 7.9.1939 танкер «Регент Тайгер». 17.9.1939 в 19 ч 50 мин выпустил 3 торпеды по британскому авианосцу «Корейджес» (22 500 т) с дистанции ок. 2700 метров. Две торпеды попали в машинное отделении и вызвали сильные взрывы. Через 10 минут командир корабля приказал оставить корабль. Через 15 минут авианосец затонул, вместе с ним погибло 518 чел., в т. ч. капитан-командор У. Мекейн-Джонс. Лодка была атакована с помощью глубинных бомб, но Ш. удалось скрыться. Авианосец стал первой большой победой германского ВМФ, весь экипаж U-29 был награжден 26.9.1939 Железными крестами 2-го класса, а Ш. сразу и 2-го и 1-го класса. 16.5.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 2.1.1941 Ш. назначен инструктором 1-й подводной учебной дивизии Морской академии, с июня 1943 - командир 21-й флотилии подводных лодок. Последние месяцы войны находился во Фленсбург-Мюрвике. Всего за время боевых действий Ш. потопил 12 кораблей общим водоизмещением 85 265 т. После войны вышел в отставку, но в 1955 принят в ВМС ФРГ. В 1967 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга.

ШУХАРТ

Отто Шухарт; рисунок Вольфганга Виллриха

ШШДЕР

ШШДЕР (schröder) Людвиг фон (12.9. 1884, Киль - 28.7.1941, близ Хохенлихена), военный деятель, вице-адмирал (30.9. 1937), генерал зенитной артиллерии (1.4. 1939). 1.4.1903 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Мольтке» и в военно-морском училище. 28.9.1908 произведен в лейтенанты. Служил в основном на линейных кораблях. Участник 1-й мировой войны, с 15.7.1917 командир 1-го (затем 2-го) батальона 2-го морского полка морского корпуса «Фландрия», в окт. - дек. 1918 командовал боевой группой в составе 4-й армии. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (27.1. 1915). 6.11.1919 демобилизован. 27.8.1920 вернулся на службу. С 6.1.1925 исполнял обязанности 1-го офицера, с 15.2.1925 - 1-й артиллерийский, с 19.9.1926 - вновь 1-й офицер линейного корабля «Гессен». С 27.9.1928 2-й офицер Адмирал-штаба штаба флота. С 12.10.1929 командир крейсера «Амазоне», с 15.1.1930 - «Кёльн». С 29.9.1932 комендант Киля и капитан над Кильским портом, одновременно в февр. - окт. 1934 2-й адмирал военно-морской станции «Остзее». 2.1.1936 назначен командующим береговыми укреплениями на Померанском побережье. 30.9.1937 оставил службу на флоте и 1 дек. был зачислен в люфтваффе, вице-президент Имперского союза ПВО. 31.5.1941 назначен командующим в Сербии. Смертельно ранен во время авианалета.

ШШТЕЛЕР

ШШТЕЛЕР (schroeteler) Генрих Андреас (10.12.1915, Эссен-Катернберг - 19.1.2000, Бохум), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.4.1943). 10.9.1936 поступил на флот кадетом. 1.10.1938 произведен в лейтенанты. Служил на тральщиках и торпедных катерах. В сент. 1941 переведен в подводный флот. В качестве инструктора совершил поход на подлодке U-96. С 21.10.1942 командовал подлодкой U-667, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 142 дня), в основном в Северную Атлантику. В мае 1944 переведен в штаб командующего подводным флотом, где с июля 1944 занимался планированием операций против конвоев союзников. С янв. 1945 офицер по боевой подготовке 27-й флотилии. 10.3.1945 принял командование подлодкой U-1023 (Тип VII-С/41). Совершил на ней только один поход, длившийся 47 дней, во время которого ему удалось повредить британский танкер (водоизмещением 7345 т). 2.5.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 7.5.1945 Ш. потопил норвежский тральщик NYMS-382 (водоизмещением 335 т). 10 мая Ш. сдался британским властям в Веймуте. В 1948 освобожден.

ШШТЕР

ШШТЕР (schroeter) Хорст фон (10.6. 1919, Биберштейн, Саксония -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант (21.12.1944). 28.6.1938 поступил на флот кадетом. 1.5.1940 произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Шарнхорст», на котором участвовал в военных действиях в первые месяцы войны. В мае 1940 переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 6 походов на подлодке U-123, которой командовал Р. Хардеген. 1.8.1942 назначен командиром подлодки U-123, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 343 дня). 1.6.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 17 июня сдал подлодку. 31.8.1944 получил в командование подлодку U-2506 (дислоцированную в Бергене, Норвегия), но участия в военных действиях уже не принимал. Всего за время военных действий Ш. потопил 7 кораблей общим водоизмещением 32 240 т и повредил 1 корабль водоизмещением 7068 т. В 1956 поступил в ВМС ФРГ, в 1976-79 командующий ВМС НАТО на Балтике. В 1979 вышел в отставку в звании вице-адмирала (высшее звание, какое мог получить подводник в ВМС ФРГ).

ШЮРЕР

ШЮРЕР (schürer) Фридрих (19.6.1881, Гиссен - 27.10.1948, Ганновер), руководящий чиновник ВМС, министериальдиректор (14.2.1944). Окончил Высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге (1904), почетный доктор технических наук Данцигской высшей технической школы (1941). В 1904-05 прошел действительную службу в 82-м (2-м Кургессенском) пехотном полку, затем получил подготовку офицера запаса, 19.12.1907 произведен в лейтенанты резерва. 2.7.1906 поступил в ВМФ в конструкторский отдел военно-морских верфей Вильгельмсхафена. С 1.10.1912 инструктор кораблестроения в военно-морском училище в Мюрвике. В авг. 1914 вернулся в Вильгельмсхафен. С 1.11.1914 советник по конструированию новых моделей в инспекции подводного флота. Участвовал в разработке подлодок во время 1-й мировой войны. С 1.10.1919 советник торпедно-минной инспекции. 24.10.1920 ушел с военной службы и 1.2.1921 вышел в отставку. Работал в кораблестроительных фирмах. 16.6.1927 принял в качестве вольнонаемного сотрудника в Морское руководство. 1.6.1935 официально принят на службу и назначен советником Кораблестроительного отдела ОКМ. С 1.4.1939 генеральный советник кораблестроительного отдела Управления кораблестроения ОКМ, 15.10.1939 возглавил Отдел конструирования и эксплуатации подводных лодок (K I U), один из главных организаторов строительства подводного флота Германии. 11.1.1944 возглавил Отдел кораблестроения (K I) Главного управления кораблестроения, однако уже 1.11.1944 оставил пост и 14.12.1944 вышел в отставку. 24.7.1944 награжден Рыцарским крестом за военные заслуги с мечами.

ШЮТЦЕ

ШЮТЦЕ (schütze) Виктор (16.2.1906, Киль - 23.9.1950, Франкфурт-на-Майне), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.3. 1944). 16.11.1925 поступил на флот кадетом. 1.10.1929 произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В окт. 1935 переведен в подводный флот. Командовал подлодками U-19 (16.1.1936-30.9.1937) и U-11 (13.8.1938-4.9.1939). 5.9.1939 назначен командиром подлодки U-25, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 105 дней). 1-й поход совершил в Северную Атлантику, а затем в янв. - февр. 1940 действовал в Бискайском заливе и близ берегов Португалии. С 5.7.1940 командовал подлодкой U-103. Эту лодку он водил в 4 похода (201 день в море). Принимал участие в нападениях на конвои союзников в Атлантике и у берегов Африки. 11.12.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 14.7.1941 получил к нему дубовые листья. 12.8.1941 назначен командиром 2-й флотилии подводных лодок. С марта 1943 и до конца войны Ш. занимал пост командующего подводными учебными флотилиями (FdU Ausbildungsflottillen) со штаб-квартирой в Готенхафене; фактически в его руках было сосредоточено руководство подготовкой экипажей для подводного флота Германии, действовавшего на Балтике. Всего за время военных действий Ш. потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 073 т и повредил 2 корабля водоизмещением 14 213 т. В мае 1945 Ш. был интернирован. В марте 1946 освобожден.

ЭЙК

ЭЙК (Eick) Альфред (9.3.1916, Эссен -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант. 21.9.1937 поступил на службу в ВМФ кадетом. 1.5.1938 произведен в фенрихи, 1.8.1939 - в лейтенанты. Служил на эсминце «Герман Бейтцен», на котором в первый год войны совершил 16 боевых походов. В нояб. 1940 перешел в подводный флот. Совершил 2 боевых похода на подлодке U-176. 22.5.1943 назначен командиром подлодки U-510, на которой совершил 4 боевых похода (проведя в море в общей сложности 354 дня). Первый поход совершил к берегам Бразилии, а затем был переведен с лодкой на Монсунскую базу. После этого основным районом его действий стал Индийский океан. 31.3. 1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Оставался командиром U-510 до конца войны. В начале 1945 совершил переход в Северную Атлантику и в конце апр. 1945 прибыл на базу Сен-Назар во Франции. Всего за время военных действий Э. потопил 10 кораблей общим водоизмещением 67 191 т и повредил 1 корабль водоизмещением 3702 т. В мае 1945 интернирован французскими войсками. В июле 1947 освобожден. После войны окончил Гамбургский университет и успешно работал поверенным в делах.

ЭЙК

Альфред Эйк

ЭЙССЕН

ЭЙССЕН (eyssen) Роберт (2.4.1892, Франкфурт-на-Майне - 31.3.1960, Баден-Баден), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.1.1941). 1.4.1911 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» (1912) и в военно-морском училище (1913). 3.8. 1914 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, обер-лейтенант (26.4.1917). 25.4.1914 назначен на легкий крейсер «Карлсруэ», затем плавал на легком крейсере «Амазоне» (1915-16), тяжелом крейсере «Императрица Александра» (май-июль 1916). С 1916 служил на миноносце. В авг. 1918 переведен в училище подводного флота. После демобилизации армии оставлен на флоте. С 24.3. 1924 командир миноносца G 8, с 24.9.1926 офицер связи в штабе II военного округа в Штеттине. С 30.9.1929 1-й офицер гидрографического корабля «Метеор». 20.9.1930 переведен в центральный аппарат ВМС. С 26.9.1935 командир гидрографического корабля «Метеор». 7.10.1937 Э. был назначен начальником Военного отдела Административного управления ОКМ. После начала 2-й мировой войны Э. 1.12.1939 получил в командование вспомогательный крейсер «Комет», с которым действовал на океанских коммуникациях союзников. 29.11.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 20.2.1942 сдал командование, а 20 марта назначен офицером связи ВМС при командовании 4-го воздушного флота. С 18.8.1942 начальник Морского управления в Осло. С 15.7.1944 поставлен во главе военного командования «Вена III». 30.4.1945 вышел в отставку.

ЭЙССЕН

Роберт Эйссен

ЭЙХЕЛЬ

ЭЙХЕЛЬ (eichel) Эдуард (21.12.1880, имение Линов, Уккермарк - 3.5.1956, Киль), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.8.1941). 10.4.1899 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штош» (1900) и в военно-морском училище (1901). 27.9. 1902 произведен в лейтенанты. Служил на различных надводных кораблях. В 1907 - 09 находился в плавании в Восточной Азии. В июле 1909 переведен на службу в кораблестроительные подразделения флота. С 15.6.1911 навигационный офицер легкого крейсера «Кольберг». 1.12.1912 переведен в Адмирал-штаб. Участник 1-й мировой войны; капитан 3-го ранга (19.4. 1916). С 13.8.1914 по 3.9.1915 навигационный офицер тяжелого крейсера «Мольтке». В нояб. 1915 вновь переведен в Адмирал-штаб, с 11.8.1918 начальник отдела Управления вооружений. С 15.11.1918 начальник отдела Морского руководства. 7.11.1919 уволен в отставку, но уже 10.9.1920 назначен председателем морского отдела Управления кадров военно-морской станции «Нордзее», одновременно с 25.11.1920 временно исполнял обязанности начальника управления. С 19.3. 1921 начальник штаба командующего ВМС в Северном море. 24.3.1925 назначен командиром крейсера «Амазоне». 24.9.1926 возглавил управление боевой подготовки Морского руководства. С 5.10. 1928 верфь-обер-директор военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 30.9.1932 вышел в отставку. 25.5.1939 Э. вновь призван на службу и 6.8.1940 назначен верфь-обер-директором военно-морских верфей в Тронхейме (Норвегия). 30.4.1943 вторично (и на этот раз окончательно) вышел в отставку.

ЭЙХЕЛЬ

Эдуард Эйхель

ЭКХАРДТ

ЭКХАРДТ (eckhardt) Альфред (30.5. 1872, Кассель - 10.2.1960, Над-Висзее), один из руководителей строительного ведомства ВМФ, министериальдиректор (20.4. 1942). Окончил Высшее техническое училище, дипломированный инженер. С 1896 служил в железнодорожной дирекции в Ганновере. 18.3.1901 перешел на службу на имперские военно-морские верфи в Вильгельмсхафене. 30.4.1906 переведен в Имперское морское управлении, где 7 июля возглавил отдел. В 1908-19 работал в конструкторском отделе в Гельголанде. 16.2.1920 назначен директором отдела портового и речного строительства военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 1.10.1933 возглавил аналогичный отдел в Морском руководстве (с 1935 - ОКМ). С 20.4.1938 министериальдиригент. С 1.11.1939 руководитель управленческой группы верфей, портов и речных кораблей (K I V) в составе Главного управления кораблестроения ОКМ. 1.4. 1944 Э. возглавил Строительное управление ОКМ. 14.7.1944 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМФ (на его место назначен один из фаворитов А. Гитлера - Ф. Дорш). 2.8.1944 награжден Серебряным Германским крестом. 8.5.1945 интернирован союзными властями. 31.10. 1945 освобожден.

ЭМДЕН

ЭМДЕН (emden), легкий крейсер германского флота. Заложен 8.12.1921 на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене; спущен на воду 7.1.1925. Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 15.10.1925. Имел следующие параметры: длина - 155 м, ширина - 14,3 м, осадка - 5,9 м, водоизмещение 6990 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 45,5 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 29 узлов. Вооружение: 8×150-мм орудий SK, 2×88-мм зенитных орудия, 4×37-мм зенитных орудия, 11×20-мм зенитных орудий, а также 4 (с 1934 - 12) торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Экипаж: 19 офицеров и 464 унтер-офицера и матроса.

ЭМДЕН

Легкий крейсер «Эмден»

Совершил 9 зарубежных походов в различные регионы, в т. ч. в Южную Африку, Японию, США, Турцию и др. В апр. 1933 направлен на верфь на перестройку и только 28.9.1934 вернулся в действующий флот, после чего был подчинен инспекции учебных заведений и использовался преимущественно как учебный корабль. В сент. 1939 участвовал в операции по установке минных заграждений в Северном море («Восточный вал»). 4.9.1939 корабль был атакован британской авиацией, на нем погибло 9 чел. и 20 ранено. В апр. 1940 во время операции «Везерюбунг» вошел в состав 5-й боевой группы, предназначенной для захвата Осло. Один из немногих кораблей, не получивший в Норвежской кампании никаких повреждений. В нояб. 1940 - февр. 1941 находился на модернизации. В сент. 1941 вошел в состав Балтийского флота, участвовал в обстреле береговых батарей Рижского залива. В июне-нояб. 1942 вновь находился в доках, затем использовался как учебный корабль, а в сент. - окт. 1944 принимал участие в установке минных заграждений в Скагерраке. С 1942 использовался как учебный корабль. 9.12.1944 «Э.» сел на скалы к востоку от о. Флатегури и получил серьезные повреждения, после чего доставлен для ремонта в Кёнигсберг. При подходе советских войск к городу был 23.1. 1945 выведен из доков. Он должен был идти в Готенхафен. 24.1.1945 на крейсер погрузили много различных грузов (в т. ч. гроб с телом генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга), но выйти из порта он не смог до 26, поскольку его механизмы все еще находились в частично разобранном состоянии. 30 янв. прибыл в Готенхафен. В течение марта-апр. неоднократно становился жертвой авианалетов, особенно тяжелые повреждения он получил 9-10.4. 1945. В результате команде пришлось 14.4. 1945 выбросить корабль на берег бухты Хайкендорфер в Кильском порту. 26 апр. корабль был исключен из действующего состава ВМС, и 3.5.1945 его корпус был взорван. В 1945-47 остатки корабля разобраны на лом.

Командиры: капитан 1-го ранга Рихард Фёрстер (15.10.1925-30.9.1928); капитан 1-го ранга Лотар фон Арно де ла Пейер (9.1928-10.1930); капитан 1-го ранга Роберт Виттхёфт-Эмден (10.1930-3.1932); капитан 2-го ранга Вернер Грассман (3.1932-4.1933); капитан 2-го ранга Карл Дёниц (1.10.1934-9.1935); капитан 1-го ранга Йоханнес Бахман (9.1935-8.1936); капитан 1-го ранга Вальтер Георг Ломан (8.1936-6.1937); капитан 1-го ранга Леопольд Бюркнер (28.7.1937-15.6. 1938); капитан 1-го ранга Пауль Вефер (6.1938-5.1939); капитан 1-го ранга Вернер Ланге (5.1939-8.1940); капитан 1-го ранга Ганс Миров (8.1940-7.1942); капитан 1-го ранга Фридрих Трауготт Шмидт (7.1942-9.1943); капитан 1-го ранга Ганс Хенигст (9.1943-3.1944); капитан 1-го ранга Ганс Эбергард Мейсснер (3.1944-1.1945); капитан 1-го ранга Вольфганг Кэхлер (1.1945-3.1945); капитан 2-го ранга Викманн (3.1945-4.1945, и.о.).

ЭММЕРМАН

ЭММЕРМАН (emmermann) Карл (6.3. 1915, Гамбург - 25.3.1990), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.12.1944). 1.7.1934 поступил на службу в ВМФ кадетом. 1.7.1935 произведен в фенрихи, 1.4.1937 - в лейтенанты. Служил инструктором в военно-морской школе в Мюрвике. В 1939 переведен в подводный флот и в нояб. 1940 назначен 1-м вахтенным офицером на построенную в Турции подлодку U-А, которой командовал Г. Экерман. Во время своего 1-го похода U-А повредила британский корабль «Империя Аттендант» (водоизмещением 7524 т). С 5.11.1941 командовал подлодкой U-172. На ней он совершил 5 боевых походов в Карибское море, Южную и Северную Атлантику (проведя в море в общей сложности 373 дня). Крупнейшим достижением Э. стало потопление британского транспортного корабля «Оркадес» водоизмещением 23 456 т. 27.11.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 4.7.1943 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту, а 1 окт. - Знак подводника с бриллиантами. После возвращения из 5-го похода 1.11.1943 назначен командиром 6-й флотилии подводных лодок, базировавшейся в Сен-Назаре (Франция). В авг. 1944 Э. возглавил исследовательскую группу по подлодкам Типа XXIII, в конце 1944 ему поручена разработка инструкций по применению новых подлодок Типа XXII с электрическими двигателями. 3.3.1945 назначен командиром подлодки U-3037, он оставался в этой должности до 22 апр., но в боевых походах участия уже не принимал. Всего за время военных действий Э. потопил 26 кораблей общим водоизмещением 152 778 т. С апр. 1945 командовал 31-й флотилией подлодок в Гамбурге. В самом конце войны из его подчиненных была сформирована пехотная часть, получившая название морского батальона Эммермана, с которой он участвовал в боях с союзниками под Гамбургом.

ЭММЕРМАН

Карл Эммерман

ЭНГЕЛЬ

ЭНГЕЛЬ (engel) Зигфрид (10.5.1892, Берлин - 12.6.1976, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 1.4.1911 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Герта» (1912) и в военно-морском училище в Мюрвике (1913). 3.8.1914 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, обер-лейтенант (26.8.1917), служил на линейных кораблях «Вестфалия» (1913-18) и «Ольденбург» (авг. - дек. 1918). 1.3.1919 демобилизован. 1.10.1923 вновь поступил на службу на флот, с 25.2.1924 вахтенный офицер на линейном корабле «Эльзас», с 29.9.1924 командир роты 2-го батальона береговой обороны, с 1.10. 1926 - 2-го морского артиллерийского батальона. С 28.9.1927 командир вспомогательного судна «Цитен». 29.9.1929 переведен в Управление вооружений Морского руководства, а 16.10.1933 назначен командиром 1-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Нордзее». С 1.3. 1934 1-й офицер крейсера «Кёльн». 26.3. 1936 назначен директором группы зарубежных флотов (т. е. начальником военно-морской разведки). С 17.5.1938 начальник штаба 2-го адмирала на Северном море. 14.4.1943 занял пост 2-го адмирала на Северном море. В его функции входило руководство охраной этого морского района и руководство кораблями, не предназначенными для ведения крупных наступательных действий. 19.4.1945 взят в плен британскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных. 17.5.1948 освобожден.

ЭНГЕЛЬ

Зигфрид Энгель

ЭНГЕЛЬГАРДТ

ЭНГЕЛЬГАРДТ (engelhardt) Конрад (26.3.1898, Люнебург - 28.10.1973, там же), военно-морской деятель, контр-адмирал (16.9.1944). 4.4.1916 поступил добровольцем в ВМФ, окончил ускоренный курс военно-морского училища в Мюрвике (1916). Участник 1-й мировой войны, плавал на тяжелом крейсере «Фрейя» (июнь-авг. 1916), линейных кораблях «Тюрингия» (авг. - дек. 1916) и «Восточная Фрисландия» (1916-18). 19.6.1918 произведен в лейтенанты. С 1.12.1918 командир роты 54-го полевого артиллерийского полка. 20.8.1919 назначен командиром роты батальона береговой обороны в Куксхафене, с 26.9.1919 - полка береговой обороны в Вильгельмсхафене. 13.11.1919 в числе большого числа офицеров ВМФ уволен в отставку. 1.10.1923 вернулся на службу и был назначен инструктором военно-морских курсов в Мюрвике. С 8.5. 1924 адъютант 4-го батальона береговой обороны, с 15.2.1926 адъютант и вахтенный офицер гидрографического судна «Метеор». В 1927-29 вахтенный офицер на миноносце «Ильтис», с 30.9.1927 преподаватель училища береговой обороны, с 28.9.1932 офицер связи на линейном корабле «Гессен». С 24.9.1934 командир миноносца «Кондор», со 2.10.1936 командир роты 2-го морского артиллерийского батальона. С 8.10.1937 1-й артиллерийский офицер броненосца «Адмирал Шеер». 7.11.1938 Э. был назначен директором артиллерийской подготовки в морском артиллерийском училище. После начала 2-й мировой войны Э. 14.9.1939 был назначен командиром зенитной группы в соединении Брунсбюттель, а 4.12. 1939 возглавил все соединение. С 25.3. 1940 начальник штаба командующего на Северном море, с 26.7.1940 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего ВМС в зоне Ла-Манша. С 15.12.1940 комендант морского оборонительного района Гасконь-Луара-Жиронда. 16.2.1941 командирован в состав штаба связи ВМФ Германии в Риме. С 16.5.1941 начальник штаба командующего ВМС на Восточных территориях. С 5.3.1943 командующий морскими транспортными судами в Италии, с 5.1.1944 начальник отдела транспортных перевозок Штаба руководства морской войной Верховного командования ВМС (ОКМ) и шеф морского транспорта вермахта. 11.9.1943 награжден Серебряным Германским крестом, а 24.2. 1945 - Рыцарским крестом за военные заслуги с мечами. Осуществлял руководство перевозками войск из Прибалтики и Восточной Пруссии. Именно на Э. лежит ответственность за гибель многих кораблей и плохую организацию перевозок, повлекшую гибель большого числа людей, в т. ч. кадровых подводников. В то же время при нехватке транспорта Э. удалось организовать эвакуацию практически всего немецкого населения Прибалтики и Восточной Пруссии, что стало самой крупной подобной операцией в мировой истории. На своем посту Э. оставался до 23.5.1945, когда был арестован британскими войсками. 2.12.1946 освобожден.

ЭНГЕЛЬГАРДТ

Конрад Энгельхард

ЭНДЕЛЬ

ЭНДЕЛЬ (endell) Вернер (5.3.1894, Берлин-Штиглиц - 23.12.1985, Киль), кавалер одной из высших воинских наград Германии, капитан 1-го ранга (1.7.1944). 1.4.1914 поступил в ВМФ. Прошел подготовку на борту тяжелых крейсеров «Винета» и «Дерффингер». Участник 1-й мировой войны, с 1915 служил на линейных кораблях «Мекленбург» и «Великий курфюрст», в авг. 1915 - мае 1916 - на легком крейсере «Эльбинг», а затем на линейных кораблях «Эльзас» и «Лотарингия». В июне 1917 переведен в 8-ю флотилию миноносцев. С июля 1918 флаг-лейтенант штаба 2-го командующего миноносцами. За боевые отличия награжден Железным крестом 2-го класса; лейтенант (13.7.1916). 11.11.1919 уволен в отставку. 25.2.1935 поступил на службу в Морское руководство Имперского военного министерства в качестве офицера запаса. 3.1.1938 переведен в штаб военно-морской базы «Остзее», а в сент. 1939 - во Фленсбург. С 26.6.1940 Э. служил в охранной флотилии гавани Варнемюнде, а 11.9.1940 был назначен 1-м адъютантом командующего ВМС в Ла-Манше. С 28.9. 1942 комендант гавани Дьепа, с 20.1.1943 - гавани Сфакс (Тунис). После капитуляции немецкой армии в Северной Африке 1.6. 1943 переведен на должность коменданта гавани Сен-Мало. Вместе с комендантом крепости Сен-Мало полковником Андреасом фон Аулоком руководил обороной гавани во время высадки войск союзников в Нормандии. 12.8.1944 награжден Золотым Германским крестом. Находившиеся под командованием Э. части были разгромлены превосходящими силами противника, и город был захвачен 5.8.1944, однако Э. продолжал оборонять цитадель до 17 авг., когда был взят в плен британскими войсками (последний бастион сдался на следующий день). 18.8.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Впоследствии содержался в американском лагере для военнопленных. 14.5.1946 освобожден.

ЭНДРАСС

ЭНДРАСС (endrass) Энгельберт, «Бертл» (2.3.1911, Бамберг - 21.12.1941, северо-восточнее Азорских островов), офицер-подводник, капитан-лейтенант (2.7.1941). Служил в торговом флоте. 1.7.1935 поступил в ВМФ кадетом. 1.1.1937 произведен в фенрихи, 1.4.1937 - в лейтенанты. Некоторое время служил на крейсере «Дойчланд» и эскортных кораблях. Участвовал в военных действиях в Испании. В подводный флот поступил в окт. 1937 и в дек. 1938 был назначен 1-м помощником на U-47 к Г. Прину. Участвовал в прорыве лодки в Скапа-Флоу и потоплении «Ройал Оук», за что был награжден Железным крестом 1-го класса (17.10.1939). В дек. 1939 Э. был отправлен на курсы переподготовки и 22.5.1940 назначен командиром U-46, на которой совершил 8 боевых походов (проведя в море в общей сложности 195 дней). В первом же походе Э. потопил 5 кораблей (общим водоизмещением 35 347 т), в т. ч. британский вспомогательный крейсер «Каринтия». Во 2-м походе Э. удалось отправить на дно еще 5 кораблей (водоизмещением 27 038 т), в т. ч. еще один британский вспомогательный крейсер - «Дагвеген Касл» (15 007 т). В июне 1940 стал вторым, после Прина, результативным подводником. 5.9.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 15.10.1941 получил в командование подлодку U-567 (тип VII-C). 10.6.1941 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, а 18 июля получил Знак подводника с бриллиантами. 21.12.1941 лодка Э. была потоплена глубинными бомбами английского эскортного корабля «Дептфорд» и корвета «Сэмфайр». Погибли все 47 членов экипажа. Официально о гибели лодки было сообщено только 31.3.1942. Всего за время военных действий Э. потопил 23 корабля общим водоизмещением 123 144 т и повредил 4 корабля водоизмещением 25 491 т.

ЭНДРАСС

Энгельберт Эндрасс; рисунок Вольфганга Виллриха

ЭРИХ ГИЗЕ

ЭРИХ ГИЗЕ (erich giese), эскадренный миноносец z-12, класса Тип 1934А. Спущен на воду 12.3.1937 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 4.3.1939. Имел следующие параметры: длина - 119 м, ширина - 11,3 м, осадка - 4,23 м, водоизмещение 3190 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Во время Норвежской кампании потоплен 13.4.1940 британским флотом в районе Нарвика.

Командир: капитан 3-го ранга Шмидт (3.1939-4.1940).

ЭРИХ КЁЛЬНЕР

ЭРИХ КЁЛЬНЕР (erich koelner), эскадренный миноносец z-13, класса Тип 1934А. Спущен на воду 18.3.1937 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 28.8.1939. Имел следующие параметры: длина - 119 м, ширина - 11,3 м, осадка - 4,23 м, водоизмещение 3190 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволить ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Потоплен во время Норвежской кампании 13.4.1940 в Офот-фьорде.

Командир: капитан 2-го ранга Шульце-Хинрихс (8.1939-4.1940).

ЭРИХ КЁЛЬНЕР

Эскадренный миноносец Z-13 «Эрих Кёльнер» в Готенхафене

ЭРИХ ШТЕЙНБРИНК

ЭРИХ ШТЕЙНБРИНК (erich steinbrink), эскадренный миноносец Z-15, класса Тип 1934А. Спущен на воду 24.9.1936 на верфи фирмы «Блом унд Фосс» (Гамбург). Включен в состав флота 8.6.1938. Имел следующие параметры: длина - 121 м, ширина - 11,3 м, осадка - 4,23 м, водоизмещение 3165 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволить ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. После окончания войны и раздела германского флота в 1946 передан СССР.

Командиры: капитан 2-го ранга Йоханнессон (6.1938-1.1942); капитан 3-го ранга барон Фрейтаг фон Лорингофен (1.1942-12.1942); капитан 2-го ранга Отто Тейхман (12.1942-11.1943); капитан 2-го ранга ивер (11.1943-5.1945).

ЭРХАРДТ

ЭРХАРДТ (ehrhardt) Вернер (25.5.1898, Либштедт, Тюрингия - 23.9.1967, Киль), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.8.1944). 4.7.1916 поступил добровольцем на флот, прошел ускоренный курс военно-морского училища в Мюрвике (1916). В 1916 плавал на тяжелом крейсере «Фрейя», в 1916-18 на линейном корабле «Кронпринц» (с 15.6.1918 - «Кронпринц Вильгельм»). 18.9.1918 произведен в лейтенанты. После окончания войны оставлен на флоте, служил 3-м адъютантом в штабе военно-морской станции «Остзее», вахтенным офицером на миноносце, флаг-лейтенантом. 27.9.1928 назначен командиром миноносца «Фальке», 16.2. 1929 - «Гриф». С 27.9.1930 флаг-лейтенант командования флотом. С 22.9.1931 командир роты 2-го батальона корабельной кадрированной дивизии «Остзее». С 29.9. 1933 офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Остзее». С 30.11. 1936 навигационный офицер броненосца «Адмирал граф Шпее». 1.11.1938 переведен в Управление личного состава ОКМ, где 25.11.1939 возглавил один из отделов. Одновременно с 1.11.1942 по 5.1. 1943 исполнял обязанности начальника Управления личного состава. 31.1.1943 переведен в распоряжение начальника Управления личного состава ОКМ, а 15.3. 1943 назначен командиром тяжелого крейсера «Принц Евгений». 4.1.1944 заменен капитаном 1-го ранга Г. Рейнеке и назначен начальником военно-морского училища в Шлезвиге. Э. оставался на этом посту до 25.5.1945, когда был арестован британскими войсками. 30.11.1946 освобожден из плена. 16.6.1957 поступил на службу в ВМС ФРГ и был зачислен для особых распоряжений при министре обороны, 6.12.1957 ему было присвоено звание контр-адмирала. С 1.7.1957 командующий военно-морской боевой подготовкой. 1.8.1960 вышел в отставку.

ЭРХАРДТ

Вернер Эрхардт

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ (zerstorer), надводные корабли германского флота. К началу 2-й мировой войны (1.9. 1939) в составе ВМФ Германии состояло 22 Э. м., среди них Z-1 «Леберехт Маас», Z-2 «Георг Тиле», Z-3 «Макс Шульц», Z-4 «Рихард Бейтцен», Z-5 «Пауль Якоби», Z-6 «Теодор Ридель», Z-7 «Герман Шёман», Z-8 «Бруно Хейнеман», Z-9 «Вольфганг Ценкер», Z-10 «Ганс Лоди», Z-11 «Берндт фон Арним», Z-12 «Эрих Гизе», Z-13 «Эрих Кёльнер», Z-14 «Фридрих Ин», Z-15 «Эрих Штейнбринк», Z-16 «Фридрих Эккольдт», Z-17 «Дитер фон идер», Z-18 «Ганс Людеман», Z-19 «Герман Кюнне», Z-20 «Карл Гальстер», Z-21 «Вильгельм Хейдкамп», Z-22 «Антон Шмите». Уже после начала войны на воду были спущены Э. м., которые не получили собственных названий, а лишь обозначения, состоявшие из литеры «Z» и номера - от 23 до 39, от 43 до 45 (см. о них статьи под названием ЗЕТ-23 и т. д.). Кроме того, во время 2-й мировой войны в состав германского флота были включены захваченный в Голландии ZН-1 (см. Зет-Аш-1) и греческий ZG-1 (см. Зет-Джи-1).

Э.м. находились в подчинении фюрераминоносцев (а тот, в свою очередь, подчинялся командующему разведывательными силами). 26.10.1939 они были выведены из ведения фюрера миноносцев и подчинены фюреру эскадренных миноносцев (с 1.8.1940 - в непосредственном подчинении командующего флотом).

ЮНКЕР ОТТОГЕНРИХ

ЮНКЕР Оттогенрих (junker) (12.7. 1905, Фрейбург - 28.7.2000), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.6.1943). 25.7.1936-28.10.1938 командовал подлодкой U-33, а затем занимал ряд постов в комиссии по тестированию торпедного вооружения. 11.11.1942 назначен командиром подлодки U-532, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 397 дней). Основным районом действия его лодки был Индийский океан. Всего за время военных действий Ю. потопил 8 кораблей общим водоизмещением 46 895 т и повредил 2 корабля водоизмещением 13 128 т. В янв. 1945 Ю. вывел свою лодку из Джакарты и взял курс на Европу. В мае 1945 сдался британским войскам. В февр. 1948 освобожден.

ЮНКЕР Оттогенрих

Оттогенрих Юнкер

ЮНКЕР РУДОЛЬФ

ЮНКЕР Рудольф (junker) (12.3.1895, Дармштадт - 21.6.1980, Эссен-Кеттвиг), руководящий сотрудник ОКМ, контр-адмирал (1.12.1942). 1.4.1913 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1914) и на тяжелом крейсере «Герта». Участник 1-й мировой войны, служил на легких крейсерах, с июня 1917 - на миноносцах. Специалист по использованию торпедного оборудования. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (18.9.1915). 21.6.1919 интернирован союзниками, 31.1.1920 освобожден и зачислен на флот. С 27.7.1920 командир 8-й полуфлотилии минных катеров, с 29.9.1921 командир роты и адъютант корабельной кадрированной дивизии «Нордзее». С 8.10.1923 вахтенный офицер 4-й полуфлотилии миноносцев, с 1.1.1924 вахтенный офицер, затем командир 3-й, с 29.9.1925 командир 4-й полуфлотилии миноносцев. С 24.9.1926 торпедный офицер на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». 20.9.1927 переведен в училище торпедного дела и связи, некоторое время исполнял обязанности его начальника. С 21.3.1932 торпедный офицер, с 24.9.1932 навигационный офицер, с 19.1.1933 1-й офицер крейсера «Эмден». С 1.4.1933 навигационный офицер броненосца «Дойчланд». 24.9.1934 Ю., как специалист по торпедному оборудованию, был переведен в Управление военно-морских вооружений Морского руководства (с 1935 - ОКМ) советником, 1.10. 1937 он возглавил в его составе управленческую группу, а 29.1.1938 - Отдел подводного вооружения. С 3.11.1938 начальник штаба Торпедной инспекции. В первые годы 2-й мировой войны выяснилось, что торпедное вооружение подводного флота крайне ненадежно и не дает возможности подлодкам вести эффективные военные действия. Был срочно предпринят ряд мер по улучшению качества торпед, и кризис был вскоре преодолен. 18.2. 1943 Ю. возглавил Торпедный испытательный институт в Эккерн-фьорде, а 4.12. 1944 стал последним в истории Третьего рейха инспектором торпедных вооружений. 22.8.1944 награжден Серебряным Германским крестом. После окончания войны Ю. продолжал исполнять свои обязанности и даже 1.6.1945 возглавил управление торпедных вооружений ОКМ, только 21.9.1945 он был арестован англо-американцами. 18.4.1947 освобожден.

ЮНКЕР Рудольф

Рудольф Юнкер

ЮНКЕРМАН

ЮНКЕРМАН (junkermann) Эрнст (25.6. 1881, Ольпе, Вестфалия - 5.3.1944, Гослар), военно-морской деятель, вице-адмирал (31.3.1931). 10.4.1899 поступил на флот кадетом. 27.9.1902 произведен в лейтенанты. В 1904-05 находился в плавании в Восточную Азию. В окт. 1906 переведен в миноносный флот. С янв. 1908 командовал миноносцами. Окончил Военно-морскую академию (1914). Участник 1-й мировой войны, занимал штабные посты, с 14.12.1914 навигационный офицер, с 5.12. 1918 по 21.6.1919 командир линейного корабля «Кёльн». За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан 3-го ранга (24.4.1916). С 31 мая по 14 сент. 1920 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Остзее». С 17.12.1920 офицер связи ВМС при командующем 2-м военным округом, с 14.10.1922 начальник штаба инспекции учебных заведений. С 6.10.1924 командир корабельной кадрированной дивизии «Остзее». С 3.5.1925 командовал крейсером «Гамбург», с 19.7.1925 - «Бремен», с 7.4.1926 - линейным кораблем «Гессен». С 10.9.1927 начальник Отдела морской обороны Морского руководства, одновременно в 1928-30 неоднократно исполнял обязанности инспектора учебных заведений. 31.3.1931 вышел в отставку. 1.1.1939 вновь принят на службу и 26.5.1940 назначен заместителем имперского комиссара Призового суда в Гамбурге. С 1.3.1941 имперский комиссар, с авг. 1941 по 31.8.1942 судья Призового суда в Берлине. 31.8.1942 вторично вышел в отставку.

ЮНКЕРМАН

Эрнс Юнкерман

ЮСТ

ЮСТ (Just) Курт (31.12.1878, Кранц, Восточная Пруссия - 2.8.1961, Берлин), руководящий чиновник ОКМ, министериальдиректор (1.6.1942). Получил высшее техническое образование, дипломированный инженер. 12.10.1903 поступил в морское ведомство марине-бау-фюрером. В 1907-11 служил в Имперском морском управлении, в 1911-14 - в торпедном отделе Кильских военно-морских верфей. С 15.8.1914 по 18.1.1918 - в составе инспекции подводного флота на верфях «Блом унд Фосс» (Гамбург). С янв. 1918 служил на верфях в Брюгге (Бельгия), с окт. 1918 - в Данциге, с окт. 1919 - в Вильгельмсхафене. В 1925 переведен в Конструкторский отдел Морского руководства. 1.10.1927 возглавил группу ВВ II (технические вопросы) Общего управления Морского руководства (с 1935 - ОКМ). С 1.4.1938 начальник отдела (с 30.10. 1939 - управленческой группы) верфей (K V) Конструкторского управления ОКМ. 1.3.1943 вышел в отставку.

ЯН

ЯН (Jahn) Гюнтер (27.9.1910, Гамбург - 12.4.1992), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.11.1943). 14.10.1931 поступил на флот кадетом. 1.4.1935 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Нюрнберг», на котором в 1939-41 совершил 9 боевых походов. В марте 1941 переведен в подводный флот. Свой первый поход совершил в сент. 1941 на подлодке U-98. 13.11.1941 назначен командиром подлодки U-596, на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 137 дней). Во время 2-го похода прошел через Гибралтар в Средиземное море, считался одним из наиболее успешных подводников, действовавших в этом районе. 30.4.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 27.7. 1943 назначен командиром 29-й флотилии подводных лодок, базировавшейся во Франции. В сент. 1944 флотилия прекратила свое существования, а Я. был взят в плен французскими войсками. Всего за время военных действий Я. потопил 5 кораблей общим водоизмещением 27 572 т и повредил 2 корабля водоизмещением 14 180 т. В 1946 освобожден.

Предыдущая страница