Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 12, "МАК"-"МИХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 12, "МАК"-"МИХ")

МАКС ШУЛЬЦ

МАКС ШУЛЬЦ (max schultz), эскадренный миноносец z-3, класса Тип 1934. Спущен на воду 30.11.1935 на верфи «Дойче Верке АГ» в Киле. Включен в состав флота 8.4.1937. Имел следующие параметры: длина - 119,3 м, ширина - 11,3 м, осадка - 4,23 м, водоизмещение 3156 т. Корабль обслуживал экипаж в 325 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 38 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 60 мин. Затонул 22.2.1940 северо-западнее Боркума.

Командиры: капитан 3-го ранга Мартин Бальтцер (4.1937-10.1938); капитан 2-го ранга Трампедах (10.1938-2.1940).

МАКС ШУЛЬЦ

Эскадренный миноносец z-3 «Макс Шульц»

МАРБАХ

МАРБАХ (marbach) Карл Гейнц (5.7. 1917, Кольберг - 27.9.1995), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.9.1944). 31.9. 1937 поступил на флот кадетом. 1.8.1939 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Лейпциг» и «Нюрнберг», а затем занимал штабные должности. Весной 1940 переведен в подводный флот. Служил на подлодке U-101, которой командовал Э. Менгерсен, в марте - нояб. 1941 совершил на ней 3 боевых похода, во время которых было потоплено 3 корабля противника. С 1 янв. по 3 февр. 1942 командовал подлодкой U-101, с 6 мая по 30 июня 1942 - U-29, с 1 июля по 30 нояб. 1942 - U-28, однако в боевых походах участия не принимал. 17.12.1942 назначен командиром подлодки U-953 (Тип VII-C), на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 227 дней). Лодка М. базировалась в Бресте (Франция). Хотя М. потопил только один корабль (водоизмещением 1927 т), он проявил себя отчаянно храбрым командиром и 22.7.1944 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. 3.8. 1944 после церемонии награждения направлен в Бремен для наблюдения за строительством лодок Типа XXI. 17 дек. получил подлодку U-3014, однако в боевых действиях уже участия принять не смог. 3.5.1945 взят в плен. Освобожден одним из последних подводников в февр. 1948. Автор мемуаров «Из Кольберга через Ла-Рошель в Берлин».

МАРВИТЦ

МАРВИТЦ (marwitz) Ральф фон дер (29.10.1888, Ольденбург - 29.9.1966, Висбаден), военно-морской деятель, дипломат, вице-адмирал (1.2.1942). 1.4.1906 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штош» и в военно-морском училище. В 1908-10 находился в плавании к берегам Южной Америки. 30.9.1909 произведен в лейтенанты. С сент. 1910 служил на миноносцах. Участник 1-й мировой войны, командир тральщика и группы тральщиков. В 1917-20 командир 3-й полуфлотилии тральщиков. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (10.3.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. С июня 1920 командир 8-й полуфлотилии тральщиков, с окт. 1921 командовал ротой береговой обороны. С 3.10.1923 1-й офицер легкого крейсера «Гамбург», с 1.4.1925 инструктор испытательного командования. С 30.9.1927 командир 1-го морского артиллерийского дивизиона, с 1.10.1930 - батальона заградителей. С 28.9.1932 комендант береговых укреплений в Эмсмюндинге. С 7.10.1935 комендант Везермюнде. 10.7.1937 переведен на военно-дипломатическую службу военно-морским атташе германского посольства в Париже, одновременно до 13.10.1938 исполнял обязанности военно-морского атташе в Лиссабоне. 19.5.1939 М. назначен на один из ключевых военно-дипломатических постов - военно-морского атташе в Анкаре. Одновременно М. исполнял обязанности военно-морского атташе в Афинах (19.5. 1939-31.8.1944), в Бухаресте (19.5.1939-23.8.1944) и Софии (19.5.1939-31.8.1944). В авг. 1944 Турция разорвала дипломатические отношения с Германией и М. был интернирован. 1.11.1946 освобожден.

МАРВИТЦ

Ральф фон дер Марвитц

МАРКВОРТ

МАРКВОРТ (markworth) Фридрих (14.2. 1915, Вольфенбюттель -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.9.1941). 1.7. 1935 поступил на флот кадетом. 1.4.1939 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Кёнигсберг» и тяжелом крейсере «Блюхер». В июле 1940 переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 2 боевых похода на подлодке U-109. С 22.6.1942 по 1.9.1943 командовал подлодкой U-66, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 325 дней). Ранее лодкой командовал Р. Цапп и она считалась одной из наиболее успешных подлодок германского флота. В 1-м походе в Карибское море М. потопил 9 кораблей общим водоизмещением 48 896 т. Кроме того, М. установил несколько мин в районе Санта-Лючии, на которых позже подорвались 3 небольших военных корабля противника. 8.7.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Во время последнего похода лодка М. 3.8.1943 была атакована глубинными бомбами с американского эскортного крейсера «Кард» и получила тяжелые повреждения, однако смогла добраться до базы. В окт. 1943 М. назначен офицером по боевой подготовке в 23-ю флотилию подлодок, а в марте 1945 был переведен в 25-ю флотилию. Всего за время военных действий М. потопил 13 кораблей общим водоизмещением 74 067 т и повредил 3 корабля водоизмещением 10 236 т. После окончания войны получил медицинское образования и работал дантистом.

МАРШАЛЛ

МАРШАЛЛ (marschall) Вильгельм (30.9. 1886, Аугсбург - 20.3.1976, Мёлльн), один из высших командиров ВМС, генерал-адмирал (1.2.1943). 1.4.1906 поступил в ВМФ кадетом. Окончил военно-морское училище (1908). 30.9.1909 произведен в лейтенанты ВМФ. Служил на кораблях различных типов. Участник 1-й мировой войны, в авг. - сент. 1914 командир заградителя «Виадра», с 8.11.1914 вахтенный офицер линейного корабля «Кронпринц». 30.6.1916 окончил школу командиров подводных лодок. С 26.11. 1916 командовал подлодкой UC-74, с 30.12.1917 по 12.9.1918 - UB-105, принял участие в неограниченной подводной войне против торгового флота союзников. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса и орденом Pour le Mérite (4.7.1918); капитан-лейтенант (13.1.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 10.7.1921 1-й офицер гидрографического судна «Пантера». 13.3.1922 переведен в штаб военно-морской станции «Остзее». С 1.10.1924 командир «Пантеры». 16.12.1926 переведен в Морское управление Морского руководства. С 8.9.1929 1-й офицер линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн», с 25.2. 1930 - «Ганновер». С 26.9.1931 начальник штаба военно-морской станции «Остзее». С 25.9.1934 командир линейного корабля «Гессен», а с 12.11.1934 новейшего броненосца «Адмирал Шпеер». С 22.9. 1936 начальник Оперативного отдела Командного управления ОКМ. 8.10.1937 М. назначен командующим германскими ВМС в Испании. С 9.2.1938 командующий броненосными силами флота. С 21.10.1939 командующий флотом. Считался крупнейшим авторитетом в области тактики крейсерских операций, проявил себя самостоятельным командиром. В нояб. 1939 вывел «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северное море, имея целью прикрыть возвращение линейного корабля «Дойчланд» после рейда в Атлантику. Маневр удался, и «Дойчланд» без происшествий вернулся на базу. При этом он уклонился от боя с превосходящими силами английского флота. После этого случая у М. испортились отношения с Э. Редером. Руководил германским флотом во время захвата Норвегии. Одержал крупную победу в бою с кораблями английского конвоя близ Нарвика 8.6.1940. Однако после кампании Редер вновь стал обвинять М. в неисполнении приказов ОКМ, и 18.6.1940 М. был заменен адмиралом Г. Лютьенсом. С 26.8.1940 инспектор военно-морских учебных заведений. С конца 1941 выполнял особые поручения в группах ВМС «Юг» и «Восток». В апр. - мае 1942 начальник военно-морской станции «Остзее». С 12.8.1942 М. были подчинены ВМС, базировавшиеся на территории Франции. А в конце сент. поставлен во главе командования ВМС «Запад» (штаб - Париж) и одновременно командующий адмирал во Франции. 19.4. 1943 заменен адмиралом Т. Кранке, а 30.6. 1943 вновь уволен в отставку. Затем с 4.6.1944 руководил особым штабом ВМС на Дунае, но 30.11.1944 снова уволен в отставку. С 19.4.1945 - руководитель Командования ВМС «Запад». 8.5.1945 арестован американскими войсками и содержался в лагере для военнопленных. 25.6. 1946 освобожден.

МАРШАЛЛ

Вильгельм Маршалл

МАССМАН

МАССМАН (massmann) Зигфрид (2.4. 1882, Данциг - 15.2.1944, Берлин), военный деятель, вице-адмирал (30.9.1935). 10.4.1901 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Мольтке» и в военно-морском училище. 29.9.1904 произведен в лейтенанты. С 1906 служил на миноносцах, с 1911 командир корабля. Окончил 1 курс Военно-морской академии (1914). Участник 1-й мировой войны, командовал 21-й (2.7-6.8.1916), 19-й (17.1.1918-15.2.1919) полуфлотилией миноносцев. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (12.3.1912). После окончания войны оставлен на флоте. С 15.2.1919 командовал полуфлотилией тральщиков И-1, с 16.4.1919 - 3-й, с 13.9.1919 по 29.8.1920 - 2-й полуфлотилией тральщиков. С 7.6.1920 командир 4-й флотилии тральщиков на Балтике. 5.8.1920 переведен в штаб командующего ВМС на Балтике и 10 сент. стал его начальником. В 1921-24 референт Торпедной инспекции. С 29.7.1924 1-й офицер линейного корабля «Гессен», с 20.9.1926 начальник штаба военно-морской станции «Нордзее». С 29.9.1928 командир линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн», с 25.2.1930 - «Ганновер». С 30.9.1930 начальник центрального отдела, с 1.10.1932 обер-верфь-директор военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 29.9.1935 вышел в отставку. 8.3.1937 вернулся на службу и был назначен руководителем штаба по вопросам использования авиации, одновременно в июне-авг. 1940 исполнял обязанности начальника специального штаба при командующем адмирале на Западе, а в июне-авг. 1941 возглавлял военно-морскую миссию в Румынии. С 20.11.1941 обер-верфь-директор верфей Эгейского моря. Руководил ремонтом германских кораблей на Средиземном море. 29.10.1943 награжден Серебряным Германским крестом. Погиб во время авианалета.

МАССМАН

Зигфрид Массман

МАТТИЭ

МАТТИЭ (matthiae) Вальтер (3.8.1880, имение Руннек, Западная Пруссия - 27.6.1960, Висбаден), военный деятель, вице-адмирал (1.11.1944). 7.4.1900 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Шарлотта» и в военно-морском училище. 27.9.1903 произведен в лейтенанты. В 1906-08 находился в плавании к берегам Африки. С 1.10. 1910 по 30.9.1912 вахтенный офицер на линейном корабле «Вестфалия». Окончил Военно-морскую академию (1914). Участник 1-й мировой войны, навигационный (14.12.1914-6.10.1916) и 1-й (7.10.1916-24.7.1917) офицер легкого крейсера «Пиллау». С 25.7.1917 3-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее». За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (9.7.1910). После окончания войны сохранил свой пост. С 28.3.1923 1-й офицер линейного корабля «Брауншвейг». 1.10.1924 назначен пресс-атташе Имперского военного министерства, одновременно возглавлял Издательский отдел ВМС. 24.10.1927 переведен на военно-морские верфи в Вильгельмсхафене, где с 10.2.1928 по 29.9.1930 возглавлял центральный отдел. 31.10.1930 вышел в отставку. 1.4.1931 поступил на флот вольнонаемным чиновником и назначен директором Издательского отдела Морского руководства. С 31.3.1942 директор библиотеки Верховного командования вермахта. С 15.9.1940 обер-верфь-директор военно-морских верфей в Лориенте, уполномоченный по приемке военно-морских верфей Бордо и начальник оперативного штаба по ремонту подводных лодок. В обязанности М. входило обеспечение бесперебойного ремонта германских подводных лодок на базах во Франции и тем самым - успешных действий на коммуникациях союзников в Атлантике. Одновременно с 15.9.1940 по 28.2.1941 являлся обер-верфь-директором в Сен-Назаре. 1.1.1941 официально возвращен на военную службу. Кроме того, 20.8.1944 М. поручено руководство береговыми укреплениями в Лориенте. 11.4.1944 награжден Серебряным Германским крестом. 10.5.1945 сдался англо-американским войскам. 29.12.1945 освобожден.

МАТТИЭ

Вальтер Маттиэ

МАТЦЕН

МАТЦЕН (matzen) Йенс (22.10.1914, Морсум, Сильт - 29.2.1980, Фленсбург), морской офицер, капитан 2-го ранга. В 1935 поступил на флот, занимал различные административные посты. Служил офицером по вопросам воспитания на минном заградителе «Танненберг», с июля 1940 - в штабе командующего торпедными катерами. 1.3.1943 переведен в действующий ВМФ офицером и в конце года назначен командиром 1-й учебной дивизии торпедных катеров. Затем до конца войны командовал 6-й флотилией торпедных катеров. Успешно руководил флотилией во время действий против британского флота в Северном море и у берегов Великобритании, а в конце войны - у берегов Финляндии. 2.5.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. После окончания войны служил в ВМС ФРГ, в 1971 инспектор военно-морских вооружений в Вильгельмсхафене. В 1973 вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

МАУС

МАУС (Maus) Август (78.2.1915, Вупперталь - 28.9.1996), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.11.1941). 26.9.1934 поступил на флот кадетом. 1.4.1937 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Нюрнберг» и учебном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». Участвовал в военных действиях во время Гражданской войны в Испании, кавалер Испанского креста (5.6.1940). В апр. 1940 переведен в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 2 боевых похода на подлодке U-68 капитана К. Мертена. 13.6.1942 назначен командиром подлодки U-185 (Тип IX-C/40), на которой совершил 3 похода в Центральную и Южную Атлантику (проведя в море в общей сложности 229 дней). 24.8.1943 лодка М. была потоплена самолетами с американского эскортного крейсера «Кодре», часть экипажа (вместе с М.) была спасена и взята в плен. 21.9.1943 вышел приказ о награждении М. Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий М. потопил 9 кораблей общим водоизмещением 62 761 т и повредил 1 корабль водоизмещением 6840 т. Содержался в лагере в Кроссивле (штат Теннесси), а в янв. 1944 переведен в лагерь Папаго-парк. Совершил попытку побега, но был схвачен. В февр. 1946 переведен в лагерь, находившийся в британской зоне оккупации Германии и вскоре освобожден. После войны успешно занимался бизнесом в Гамбурге.

МАУС

Август Маус

МАХЕНС

МАХЕНС (machens) Бруно (25.7.1895, Кёнигсберг - 20.11.1976, Гослар), деятель ВМС, инженер, вице-адмирал (1.12. 1944). 1.4.1914 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» и в военно-морском училище в Мюрвике. Участник 1-й мировой войны. Служил на линейном корабле «Мекленбург» (17.2.1915-2.1.1916), вахтенным офицером на миноносцах. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (13.7. 1916). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 8.6.1924 командовал миноносцем Т-157, с 21.12.1924 - Т-144. 30.9.1927-1.10.1929 командир роты военно-морского училища в Мюрвике. С 30.5. 1931 навигационный офицер на легком крейсере «Карлсруэ». 28.3.1933 переведен в Морское руководство. С 6.9.1937 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе военно-морской станции «Нордзее», с 9.4.1940 - штаба командующего адмирала в Норвегии (с 17.6.1940 - начальник штаба). 20.4.1942 награжден Золотым Германским крестом. 8.6.1942 назначен постоянным представителем адмирал-квартирмейстера, одновременно с 4.10.1942 по 31.1.1943 возглавлял Командный отдел Командного управления ОКМ. С 20.4. 1943 адмирал-квартирмейстер ОКМ. С 8.1. 1945 командующий адмирал на Полярном побережье Норвегии. 21.7.1945 интернирован британскими войсками. 9.10.1947 освобожден.

МАХЕНС

Бруно Махенс

МЕВИС

МЕВИС (mewis) Рауль (2.6.1886, Берлин-Шарлоттенбург - 23.5.1972, Гамбург), военно-морской деятель, адмирал (1.3. 1942). 1.4.1906 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штейн» и в военно-морском училище. 30.9.1909 произведен в лейтенанты. С 1.10.1911 служил на тяжелом крейсере «Роон», затем вахтенный офицер на эскадренных миноносцах G-196 (4.1.1912-15.3.1913) и G-193 (7.4.1913-18.6.1915). Участник 1-й мировой войны, с июня 1915 командовал различными миноносцами. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса, капитан-лейтенант (26.4.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. В февр. - марте 1919 командир 15-й флотилии миноносцев, затем служил в береговой обороне и на штабных должностях. С 12.3.1923 начальник 1-й полуфлотилии. 1.11.1923 переведен в Морское руководство референтом Отдела морского транспорта. Со 2.10.1925 по 22.9.1926 вновь командовал 1-й полуфлотилией миноносцев, с 3.1. 1927 командир учебного корабля «Ниобе», с 20.6.1929 начальник военно-морского училища в Фридрихсорте. 30.9.1931 возглавил штаб инспекции военно-учебных заведений. С 27.6.1933 командир учебного корабля «Горх Фок». 27.3.1935 назначен комендантом Кильской крепости и капитаном над Кильским портом. С 1.10.1937 по 31.5.1940 возглавлял береговую оборону на Западной Балтике, одновременно являясь 8.4-31.5.1940 командующим на Датском побережье. С 1.6. 1940 командующий ВМС в Дании. Во время реорганизации системы местного командования ВМС должность М. 1.2.1943 стала именоваться командующим адмиралом в Дании. 18.3.1943 переведен в резерв, а 31 мая уволен в отставку.

МЕВИС

МЕЕНДСЕН-БОЛКЕН

МЕЕНДСЕН-БОЛКЕН (meendsen-bohlken) Вильгельм (25.6.1897, Браке, Ольденбург - 20.8.1985, Лахнштейн, Кёльн), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.6.1944). 4.1.1915 поступил на флот добровольцем. Участник 1-й мировой войны, служил на тяжелом крейсере «Фрея» (4.2-19.3.1915), линейных кораблях «Гессен» (20.3.1915-21.12.1916) и «Силезия» (22.12. 1916-17.8.1917). 18.11.1917 переведен в подводный флот, вахтенный офицер на подлодках U-80 и U-117. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (13.1.1917). 24.11. 1918 демобилизован. 27.3.1919 зачислен в резерв ВМС и 11 нояб. официально принят на службу. Служил на миноносцах и тральщиках, в частях береговой обороны. 27.9.1928-30.9.1929 флаг-лейтенант 2-й флотилии миноносцев. С 1.4.1931 референт группы ПВО Морского руководства. С 27.9.1933 по 2.10.1935 командир 3-й полуфлотилии миноносцев. Окончил Военную академию (1936). С 25.8.1936 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего разведывательными силами. 16.5. 1938 возглавил Отдел экономики вооружений в Штабе военной экономики ОКМ. С 12.6.1941 командир тяжелого крейсера «Адмирал Шеер», на котором до нояб. 1942 вел торговую войну на северных морских путях. С 29.11.1942 по 4.3.1943 возглавлял командование германскими ВМС в Тунисе, а 5.3-17.5.1943 и 13.8.1943-16.7. 1944 командовал германскими ВМС в Италии (штаб - Рим). В подчинении М. находились германские ВМС в Средиземноморье. Пытался вести активные действия против английского флота. 15.9.1943 награжден Золотым Германским крестом, а 15.5.1944 - Рыцарским крестом Железного креста. 31.7.1944 назначен последним во 2-й мировой войне командующим германским флотом. Возглавляемые М. надводные силы флота в последний период войны активных боевых действий не вели. 23.5.1945 арестован союзными властями. 5.12.1946 освобожден.

МЕЕНДСЕН-БОЛКЕН

Вильгельм Меендсен-Болкен

МЕЙЕР

МЕЙЕР (meyer) Ганс Карл (1.12.1898, Штольценхаген, Бранденбург - 23.1.1989, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.6.1944). 2.1.1917 поступил добровольцем на флот. Прошел подготовку на учебных курсах и на тяжелом крейсере «Фрейя». Служил на тяжелом крейсере «Зейдлиц», фенрих (16.11.1917). 18.12.1918 уволен от службы, член Добровольческого корпуса «Брандис». 10.9. 1919 переведен в 3-ю морскую бригаду; 30.7.1920 произведен в лейтенанты. С 24.10. 1920 ордонанс-офицер в штабе военно-морской станции «Остзее», с 30.6.1921 вахтенный офицер 2-й полуфлотилии миноносцев. С 6.1.1925 адъютант и радиоофицер на линейном корабле «Гессен». С 1.10.1928 командир миноносца G-10, с 25.1.1930 - Т-185. 30.9.1933 переведен в Торпедную инспекцию. 25.2.1935 возглавил 2-ю флотилию миноносцев. С 15.7. 1937 военный инструктор Военно-морской академии, с 16.7.1939 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе Командования группы ВМС «Запад». Участвовал в военных действиях против Франции и Великобритании. 6.6.1941 возглавил штаб Командования ВМС «Запад». 2.3.1942 награжден Золотым Германским крестом. 13.12.1942 назначен командиром легкого крейсера «Кёльн», а 25.2.1943 - броненосца «Тирпиц». Одновременно в янв. - апр. 1944 командовал боевой группой. 1.5. 1944 переведен в распоряжение ОКМ. 29.6.1944 назначен начальником Оперативного отдела Штаба руководства морской войной; ближайший помощник начальника штаба ВМФ в последний год войны. 22.7.1945 арестован военными властями союзников. 24.2.1946 освобожден. 16.4.1957 поступил на службу в ВМФ ФРГ в чине адмирала флотилии и 1.10.1958 возглавил военно-морской отдел Академии Бундесвера. 31.12.1960 вышел в отставку.

МЕЙЕР

Карл Мейер

МЕЙЗЕЛЬ

МЕЙЗЕЛЬ (meisel) Вильгельм Георг Альберт (4.11.1893, Цвиккау, Саксония - 7.9.1974, Мюльгейм, Баден), военно-морской деятель, адмирал (1.4.1944). 1.4.1913 поступил в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Грета» и в военно-морском училище в Мюрвике. 18.9.1915 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны. С 2.8.1914 служил на тяжелом крейсере «Мольтке», с 1.2.1915 - на легком крейсере «Штральзунд». С 25.11.1915 адъютант вспомогательного крейсера «Мёве», с 1.4.1917 вахтенный офицер на миноносце. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. 21.6.1919 интернирован союзниками, 31.1.1920 освобожден. С 1.3.1920 вахтенный офицер на миноносцах 1-й флотилии, с 31.10.1920 командир миноносца Т-156. С 10.3.1921 командир 2-й полуфлотилии миноносцев. С 13.10.1923 флаг-лейтенант штаба командующего ВМС на Балтике. 12.4.1926 переведен в распоряжение начальника Морского руководства, служил в отделах, занимавшихся торпедным вооружением и боевой подготовкой. С 6.11.1929 торпедный офицер и адъютант легкого крейсера «Карлсруэ», с 26.9.1931 командир 2-й полуфлотилии миноносцев. С 5.10.1933 офицер Адмирал-штаба в штабе командующего миноносцами. 2.10.1934 назначен инструктором Военно-морской академии, а 14.3.1937 получил в командование сторожевую флотилию. С 15.7.1937 командир 2-й флотилии миноносцев. С 17 февр. по 13 апр. 1938 М. исполнял обязанности начальника школы подводного флота. С 26.10.1938 командовал 1-й флотилией эскадренных миноносцев. С 28.10. 1939 начальник штаба охранных сил на Балтике. С 4.9.1940 командир тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер». 26.2.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 16.11.1942 начальник штаба Командования группы ВМС «Запад». С 21.2. 1943 и до конца войны занимал пост начальника Командного управления ОКМ и Штаба руководства морской войной. 1.5. 1944 его должность стала называться - шеф руководства морской войной. Один из ближайших сотрудников гроссадмирала К. Дёница. 22.7.1945 арестован союзниками. 21.1.1947 освобожден.

МЕЙЗЕЛЬ

Вильгельм Мейзель

МЕЙКСНЕР

МЕЙКСНЕР (meixner) Пауль (4.6.1891, Вена - 8.6.1950, там же), военно-морской деятель, контр-адмирал (12.5.1944). Получил высшее юридическое образование, доктор права. 18.6.1910 поступил в австро-венгерский флот кадетом; 1.5.1913 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на миноносцах, с авг. 1915 - на подводной лодке. 18.10. 1916 взят в плен. В февр. 1919 освобожден и 1.1.1920 вышел в отставку. 20.8.1940 вернулся на службу капитан-лейтенантом. Участвовал в разработке планов операции «Морской лев» - высадка десанта на Британские острова. С 18.1.1941 по 17.10. 1941 начальник службы морских перевозок в Триполи, одновременно офицер связи ВМФ при ген. Э. Роммеле, командовавшем немецкими войсками в Северной Африке (21.2.1941 - окт.1942). 6.6.1942 награжден Серебряным Германским крестом. 18.10.1942 назначен начальником немецкой службы морских перевозок «Северная Африка»; руководил организацией морского снабжения армии «Африка». 8.12. 1942 назначен командующим германскими ВМС в Северной Африке. 11.2.1943 награжден Золотым Германским крестом. 28.2.1943 ведомство М. расформировано, а он сам 5.3.1943 поставлен во главе Командования германскими ВМС в Тунисе и одновременно начальником штаба итальянского военно-морского командования «Тунис». 11.5.1943 германские войска капитулировали, и штаб М. за ненадобностью был распущен, а сам М. попал в плен. В февр. 1946 освобожден.

МЕЙКСНЕР

Пауль Мейкснер

МЁЛЕ

МЁЛЕ (Moehle) Карл Гейнц (31.7.1910, Норден, Восточная Фрисландия - 17.11. 1996), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.3.1943). 9.10.1930 поступил на флот кадетом. 1.10.1934 произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». В марте 1936 переведен в подводный флот. С 1.10.1937 по 17.1.1940 командовал подлодкой U-20, на которой совершил 6 походов в Северное море (проведя в море в общей сложности 71 день) и потопил 8 кораблей. 30.5. 1940 назначен командиром подлодки U-123. Руководил ее действиями в 4 походах (всего 126 дней в море). Во время своего 2-го похода в Северную Атлантику М. 23.11. 1940 атаковал конвой ОВ-244 и в течение 5 часов потопил 5 кораблей общим водоизмещением 23 084 т. 26.2.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий М. потопил 21 корабль общим водоизмещением 93 197 т. 19.5.1941 передал командование U-123 капитану Р. Хардегену. С июня 1941 М. командовал 5-й флотилией и базой подводных лодок в Киле. После окончания войны в июне 1945 арестован, в 1946 в качестве обвиняемого предстал перед судом. Он был обвинен в причастности к потоплению «Лаконии» подлодкой В. Хартенштейна и приговорен к 5 годам тюрьмы. В нояб.1949 освобожден.

МЕЛЬ

МЕЛЬ (Mehl) Вальдемар (7.9.1914, Грэфенвибах, Усинген - 29.3.1996), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.3. 1945). 23.9.1933 поступил на флот кадетом. 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Кёльн» и «Нюрнберг», а также на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». В апр. 1941 переведен в подводный флот. Служил инструктором по боевой подготовке на подлодке U-371, затем недолго командовал подлодками U-62 (5-19.11.1941) и U-72 (2.12.1941-6.5.1942), но в боевых действиях участия не принимал. 25.5.1942 назначен командиром дислоцированной на Средиземном море подлодки U-371, на которой совершил 12 походов (проведя в море в общей сложности 227 дней). За время военных действий М. потопил 9 кораблей (в т. ч. 3 британских военных корабля) общим водоизмещением 42 451 т и повредил 4 корабля водоизмещением 28 072 т. 28.3.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 4 апр. М. был назначен в штаб командующего подводными силами на Средиземном море. После окончания войны несколько месяцев служил на минном тральщике.

МЁЛЬМАН

МЁЛЬМАН (möhlmann) Гельмут (25.6. 1913, Киль - 12.4.1977, Прин-на-Химзее), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4.1945). 23.9.1933 поступил на флот кадетом. 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Нюрнберг» и миноносце «Лухс». В апр. 1940 переведен в подводный флот. Командовал учебными подлодками U-143 (9.12.1940-19.3.1941) и U-52 (20.3-15.4.1941), но в боевых действиях участия не принимал. 22.5.1941 назначен командиром подлодки U-571 (Тип VII-C), на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 341 день), в основном в Северную Атлантику. Наиболее успешным для М. стал его 4-й поход, во время которого он потопил 2 корабля водоизмещением 10 000 т. 16.4.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий М. потопил 7 кораблей общим водоизмещением 47 169 т и повредил 1 корабль водоизмещением 11 394 т. 31.5.1943 оставил командование и был направлен на учебу в Военно-морскую академию. В сент. 1943 направлен на службу в штаб командующего подводным флотом. С дек. 1944 до конца войны М. командовал 14-й флотилией в Нарвике. В мае 1945 капитулировал. В сент. 1945 освобожден.

МЕНГЕРСЕН

МЕНГЕРСЕН (mengersen) Эрнст (30.6.1912, Бремке, Липпе - 6.11.1995), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.12. 1944). 23.9.1933 поступил на флот кадетом. 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на крейсере «Адмирал Шеер» и миноносце «Тигр». В апр. 1939 переведен в подводный флот. 24.11.1939 назначен командиром подлодки U-18, на которой совершил 2 похода (проведя в море в общей сложности 33 дня). После недолгого командования подлодкой U-143 (18.9-2.11.1940) М. 18.11.1940 принял командование лодкой U-101, на которой совершил 6 походов (186 дней). 18.11.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 29.1.1942 по 18.4.1943 командовал подлодкой U-607 (3 боевых похода, 148 дней в море). Всего за время военных действий М. потопил 13 кораблей общим водоизмещением 69 346 т и повредил 3 корабля водоизмещением 20 159 т. В июне 1943 назначен командиром 20-й (учебной) флотилии подлодок в Пиллау. В февр. 1945 флотилия М. была расформирована, а М. переведен в штаб 25-й флотилии. В апр. 1945 принял командование над только что сформированной 15-й флотилией и оставался во главе ее до конца войны.

МЕРТЕН

МЕРТЕН (merten) Карл Фридрих (15.8. 1905, Позен - 2.5.1993), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (15.4.1945). 1.4.1928 поступил на флот фенрихом. 1.10.1930 произведен в лейтенанты. Служил артиллерийским офицером на крейсере «Кёнигсберг», затем на корабле эскорта. На учебном корабле «Шлезвиг-Гольштейн» участвовал в военных действиях против Польши (сент. 1939), в т. ч. в бою на Вестерпляте. 1.5.1940 переведен в подводный флот и назначен 1-м помощником на подлодку U-38, которой командовал Г. Либе. С 11.2. 1941 командир U-68, на которой совершил 5 походов (проведя в море в общей сложности 368 дней). Участвовал в боевых операциях в Атлантике, Карибском море, в Индийском океане. Входившая в группу «Эйсбэр» лодка в сент. 1942 перешла на юг из Северной Атлантики; в ходе операции группа потопила у берегов Южной Африки суда общим тоннажем более 100 тыс. т и корабли охранения «Атлантис» и «Питон». Во время похода у берегов Западной Африки М. в авг. - дек. 1942 потопил 9 судов водоизмещением более 56 тыс. т. 13.6.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста, 16 нояб. получил к нему дубовые листья. Вернувшись из похода, М. 30.1.1943 получил Знак подводника с бриллиантами и был назначен командиром 26-й учебной флотилии подводных лодок (Пиллау). С марта 1943 командир 24-й учебной флотилии подводных лодок (Мемель), вместе с которой эвакуировался в 1945 при подходе советских войск. Всего за время боевых действий М. потопил 27 кораблей общим водоизмещением 170 151 т. После окончания войны занимался подъемом затопленных судов на Рейне (вместе с Г. Вилленброком), а затем работал в судостроении.

МЁССЕЛЬ

МЁССЕЛЬ (mössel) Вильгельм (20.10. 1897, Мюнхен - 5.9.1986, Пассау), руководящий сотрудник ОКМ, контр-адмирал (1.10.1944). 4.7.1916 поступил добровольцем на флот. Подготовку прошел в военно-морском училище в Мюрвике (1916) и на тяжелом крейсере «Фрейя». Служил на линейных кораблях и легких крейсерах. 18.9.1918 произведен в лейтенанты. После демобилизации армии оставлен на флоте; вахтенный офицер, радиоофицер. С 3.10.1922 1-й радиоофицер на линейном корабле «Брауншвейг», с 19.9.1924 офицер связи в Боркуме, с 23.3.1925 адъютант начальника Командного отдела Морского руководства. С 29.9.1927 вахтенный офицер на линейном крейсере «Эльзас», с 25.2.1930 офицер связи на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». 3.10.1930 переведен в распоряжение инспектора боевой подготовки. С 23.9.1933 советник Торпедной инспекции, с 1.12.1933 - Отдела флота. Занимался вопросами морской авиации и координацией совместных действий с люфтваффе. 1.2.1937 переведен в Генштаб люфтваффе. 26.8.1939 назначен офицером связи при главнокомандующем люфтваффе Г. Геринге и всю войну провел на этом посту. В его обязанности входило обеспечивать сотрудничество между родами войск, однако в целом люфтваффе оказывало довольно ограниченную поддержку ВМС. 11.5.1945 взят в плен союзниками. 6.3.1947 освобожден.

МЁССЕЛЬ

Вильгельм Мёссель

МЕТЦЛЕР

МЕТЦЛЕР (metzler) Йост (26.2.1909, Альтсхаузен, Вюртемберг - 29.9.1975, Бафендорф-Рафенсбург), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.10.1943). Моряк торгового флота. В окт. 1933 поступил в ВМФ в качестве офицера по вопросам морской торговли. 1.1.1934 поступил на флот фенрихом. 1.1.1936 произведен в лейтенанты. Служил на торпедном катере Т-196 и на миноносцах. После начала войны совершил 13 боевых походов на минном тральщике «Гриле». В апр. 1940 переведен в подводный флот. 2.11.1940 назначен командиром подлодки U-69, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 117 дней). Во время 1-го похода (из Киля в Сен-Назар) потопил 3 корабля общим водоизмещением 18 576 т. Наиболее удачным для М. стал его 3-й поход: он записал на свой счет 5 кораблей (водоизмещением 25 544 т), кроме того, его лодка установила в бухте Лагоса мины, на которых подорвался британский пароход. 28.7.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В авг. 1941 М. заболел и 28.8.1941 оставил командование U-69. После выздоровления М. служил инструктором по боевой подготовке в 25-й и 27-й флотилиях. С 1 февр. по 30 июня 1943 командовал подлодкой U-847, но в боевых действиях участия не принимал. Всего за время военных действий М. потопил 11 кораблей общим водоизмещением 53 684 т и повредил 1 корабль водоизмещением 4887 т. В окт. 1943 назначен командиром сформированной в Пиллау 19-й флотилии подводных лодок. Руководил подготовкой экипажей подлодок до конца войны.

МИННЫЕ ПРОРЫВАТЕЛИ

МИННЫЕ ПРОРЫВАТЕЛИ (sperrbrecher), военные суда повышенной живучести и непотопляемости. Предназначались для обеспечения прорыва кораблей, транспортных и десантных судов через минные заграждения. Контактные мины прорыватели подрывали своими корпусами, неконтактные - с помощью воздействия магнитных, акустических и др. полей. В результате военных действий минные прорыватели несли очень большие потери, и поэтому их соединения постоянно переформировывались, сливались и объединялись. 7 флотилий М. п. использовались германским ВМФ в Северном и Балтийском морях, а также в зоне французского Атлантического побережья.

МИННЫЕ ПРОРЫВАТЕЛИ

Немецкие моряки готовятся к сбросу глубинной бомбы

1-я флотилия (1. Sperrbrecher-Flottille). Создана в сент. 1939 как 1-я группа минных прорывателей (1. Sperrbrechergruppe). В июле 1940 переформирована во флотилию. Действовала на Балтике, с 1940 также в Германской бухте. После окончания войны (1946) расформирована.

Командиры: капитан 3-го ранга Рихард фон Штош (9.1939-5.1941); капитан 3-го ранга Шмидт-Престин (5.1941-4.1942); капитан 2-го ранга барон Густав фон Либенштейн (5.1942-2.1943); капитан 3-го ранга Франк (2.1943-5.1945).

2-я флотилия (2. Sperrbrecher-Flottille). Создана осенью 1939 как 2-я, 4-я и 6-я группы минных прорывателей, которые 1.7.1940 объединены во флотилию. В 1940 действовала у берегов Нидерландов, а затем в районе Бреста и на испанской границе. 1.7.1941 из части флотилии создана 6-я флотилия. В сент. 1944 расформирована.

Командиры: капитан 2-го ранга Лотар Кёлер (7.1940-3.1941); капитан 3-го ранга Рудольф Кёрнер (3.1941-10.1942); капитан 2-го ранга Древин (10.1942-9. 1944).

3-я флотилия (3. Sperrbrecher-Flottille). Создана 1.10.1940 путем переименования 1-й сторожевой флотилии. Действовала на Западной Балтике. После окончания войны (1946) расформирована.

Командиры: капитан 2-го ранга д-р Фридрих Кёрнер (10.1940-12.1941); капитан 3-го ранга фон Шлибен (1.1942-2.1943); капитан 3-го ранга Эйхерт (2.1943-4.1944); капитан 1-го ранга Фонтане (4.1944-5.1945).

4-я флотилия (4. Sperrbrecher-Flottille). Создана в июне 1940 как группа минных прорывателей «Нидерланды». 25.9.1940 переименована во флотилию. В нояб. 1941 из части флотилии создана 5-я флотилия. В июле 1943 расформирована.

Командиры: капитан 2-го ранга д-р медицины Вилшек (6.1940-10.1941); капитан 3-го ранга Карл Пальмгреен (10.1941-3.1943).

5-я флотилия (5. Sperrbrecher-Flottille). Создана в нояб. 1941 из части 4-й флотилии. Действовала в Северном море и у голландских берегов. 9.12.1941 переименована в 8-ю флотилию.

Командир: капитан 3-го ранга Фельс (11.1941-12.1941).

6-я флотилия (6. Sperrbrecher-Flottille). Создана 1.7.1941 из части 2-й флотилии. Базой флотилии служил Нант, позже Конкарно. Расформирована в сент. 1944.

Командиры: капитан 2-го ранга Вальдемар Петри (7.1941-1.1943); капитан 3-го ранга Нотхольт (1.1943-9.1944).

8-я флотилия (8. Sperrbrecher-Flottille). Создана 9.12.1941 путем переименования 5-й флотилии. Действовала на Северном море и у берегов Нидерландов. Расформирована в мае 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга Фельс (12.1941-2.1943); капитан 3-го ранга Гардтс (2.1943-4.1944); капитан 1-го ранга Михташ (4.1944-5.1945).

МИНОНОСЦЫ

МИНОНОСЦЫ (torpedoboot), боевые корабли, предназначенные для уничтожения кораблей противника торпедами. М. занимали промежуточное положение между торпедными катерами и эскадренными миноносцами, они предназначались для поддержки действий главных сил флота, конвоирования, а также проведения самостоятельных операций (разведывательного характера). Оперативно-тактическими соединениями М. являлись флотилии (Torpedobootsflottille; см. о них отдельные статьи). Каждая флотилия включала в себя 5-8 миноносцев. 1-я, 2-я, 5-я, 6-я флотилии созданы в окт. 1939, 7-я - в июне 1940, 3-я - в апр. 1941, 4-я - в февр. 1943, 9-я - в сент. 1943, 10-я - в янв. 1944.

25.9.1933 в подчинении командующего разведывательными силами был создан пост фюрера миноносцев (Führer der Torpedoboote) со штабом в Свинемюнде. До 11.1939 ему также подчинялись эскадренные миноносцы. 1.8.1940 выведен из подчинения командующего разведывательными силами и подчинен командующему флотом (ему были подчинены также и торпедные катера). 20.4.1942 должность была упразднена, а штаб расформирован, после чего М. перешли в подчинение фюрера эскадренных миноносцев.

Фюреры миноносцев: контр-адмирал Оскар Кумметц (4.10.1934-28.9.1937); адмирал Гюнтер Лютьенс (8.10.1937-1.10. 1939); капитан 1-го ранга Фридрих Бонте (2.10.1939-29.11.1939); контр-адмирал Ганс Бютов (30.11.1939-19.4.1942).

1-е офицеры Адмирал-штаба (1. Admiralstabsoffiziere; 1. Asto): капитан 2-го ранга Гадов (5.1938-11.1939); капитан 3-го ранга Шультц (11.1939-4.1942); обер-лейтенант Ребенсбург (10.1940 - 04.1942).

2-е офицеры Адмирал-штаба (2. Admiralstabsoffiziere; 2. Asto): капитан-лейтенант Герлах (10.1938-11.1939); капитан-лейтенант Франц Кохлауф (5.1940-8.1940, 3.1942-4.1942); капитан-лейтенант Труммер (10.1940-3.1942).

Офицер Адмирал-штаба для особых поручений (Admiralstabsoffizier z.b.V.): капитан 3-го ранга Петерсен (10.1941 - 4.1942).

Главные инженеры (Verbandsingenieure): капитан 2-го ранга Майвальд (10.1938-11.1939); капитан 2-го ранга Плат (11.1939-4.1942).

Административный офицер (Verbands-Verwaltungsoffizier): капитан 3-го ранга Цихлейн (3.1939-4.1942).

Главные врачи (Verbandsarzt): штабс-арцт д-р Годер (3.1937-1.1940); штабс-арцт Гёттш (1.1940-7.1941); штабс-арцт д-р Блаас (7.1941-4.1942).

Начальник организационного штаба (Chef des Organisationsstabs): капитан 3-го ранга Маркс (5.1940-1.1941).

Председатели суда (Gericht): кригс-герихтсрат Нишлинг (8.1940-6.1941); кригс-герихтсрат Эдуард Юнгханс (6.1941-4.1942)

МИНОНОСЦЫ КЛАССА «FLOTTENTORPEDOBOOT TYP 1939».

Тактико-технические характеристики: длина - 102,5 м; ширина - 10 м; осадка - 3,22 м; водоизмещение - 1754 т; экипаж - 206 чел.; вид двигателя - турбина мощностью 29 000 л.с.; скорость - 32,5 узла; вооружение - 4×105-мм орудия, 4×37-мм зенитки, 7 - 12×20-мм зениток, 6×533-мм торпедных аппаратов, 50 мин.

T-22, заложен - 1941 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 28.2. 1942; подорвался на мине в финских водах 18.8.1944.

T-23, заложен - 14.6.1941 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 14.6.1942; после окончания войны передан Великобритании, а затем Франции.

T-24, заложен - 13.9.1941 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 17.10.1942; потоплен англо-американской авиацией в Ле-Вердоне 24.8.1944.

T-25, заложен - 1.12.1941 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 12.12.1942; потоплен во время боя в Бискайском заливе 28.12.1943.

T-26, заложен - 18.2.1942 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 27.2.1943; потоплен в бою в Бискайском заливе 28.12.1943.

T-27, заложен - 20.8.1942 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 17.4.1943; потоплен в бою (в т. ч. при помощи англо-американской авиации) у берегов Бретани 29.4.1944.

T-28, заложен - 24.6.1942 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 19.06.1943; после окончания войны передан Великобритании, а затем Франции.

T-29, заложен - 16.1.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 21.8.1943; потоплен в бою в Эрмель-канале 26.4.1944.

T-30, заложен - 13.3.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 24.10.1943; подорвался на мине в финских водах 18.8.1944.

T-31, заложен - 22.5.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 5.2.1944; потоплен советскими торпедными катерами в финских водах 20.6.1944.

T-32, заложен - 17.7.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 8.5.1944; подорвался на мине в финских водах 18.8.1944.

T-33, заложен - 4.9.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 15.6.1944; после окончания войны передан СССР.

T-34, заложен - 23.10.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 12.8.1944; подорвался на мине близ Арконы 20.11.1944.

T-35, заложен - 11.12.1943 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 7.10.1944; после окончания войны передан США, а затем Франции.

T-36, заложен - 5.2.1944 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 9.12.1944; подорвался на мине, а затем потоплен авиацией на банке Козеров 4.5. 1945.

МИНОНОСЦЫ КЛАССА «RAUBTIER-KLASSE».

Тактико-технические характеристики: длина - 92,6 м; ширина - 8,65 м; осадка - 3,52 м; водоизмещение - 1320 т; экипаж - 129 чел.; вид двигателя - турбина мощностью 23 000 л.с.; скорость - 34 узла; вооружение - 3×105-мм орудия (кроме «Лиса», «Леопарда» и «Ягуара»), 4×37-мм зенитки, 4×20-мм зенитки, 6×533-мм торпедных аппаратов, 30 мин.

«Лис» (Luchs; вооружение - 3×127-мм орудия), заложен - 15.3.1928 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.4. 1929; потоплен торпедами, выпущенными с подлодки в Тронхейме 26.7.1940.

«Леопард» (Leopard; вооружение - 3×127-мм орудия), заложен - 15.3.1928 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.8.1929; затонул после аварии в Северном море 30.4.1940.

«Волк» (Wolf), заложен - 12.10.1927 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.11.1928; подорвался на мине в Ла-Манше 8.1.1941.

«Ильтис» (Iltis), заложен - 12.10.1927 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 01.10.1928; потоплен в бою в Ла-Манше 13.5.1942.

«Ягуар» (Jaguar; вооружение 3×127-мм орудия), заложен - 15.3.1928 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 1.6. 1929; потоплен англо-американской авиацией в Гавре 14.6.1944.

«Тигр» (Tiger), заложен - 15.3.1928 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.1.1929; затонул после аварии близ Борнхольма 25.8.1939.

МИНОНОСЦЫ КЛАССА «RAUBVOGEL-KLASSE»

Тактико-технические характеристики: длина - 89,7 м; ширина - 8,43 м; осадка - 3,65 м; водоизмещение - 1290 т; экипаж - 127 чел.; вид двигателя - турбина мощностью 23 000 л.с.; скорость - 33 узла; вооружение - 3×105-мм орудия, 4×37-мм зенитки, 4×20-мм зенитки, 6×533-мм торпедных аппаратов, 30 мин.

«Чайка» (Möwe), заложен - 4.3.1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду 1.10.1926; потоплен англо-американской авиацией в Гавре 14.6.1944.

«Гриф» (Greif), заложен - 15.7.1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.03.1927; потоплен англо-американской авиацией в бухте Сены 24.5.1944.

«Морской орел» (Seeadler), заложен - 15.7.1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 1.5.1927; потоплен торпедой в Ла-Манше 13.5.1942.

«Альбатрос» (Albatros), заложен - 15.7. 1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.5.1928; затонул в Осло-фьорде 10.4.1940.

«Кондор» (Kondor), заложен - 22.9.1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 15.7.1928; взорван в Гавре 28.6.1944.

«Сокол» (Falke), заложен - 22.9.1926 на верфи Вильгельмсхафена; спущен на воду - 1.8.1927; потоплен англо-американской авиацией в Гавре 15.6.1944.

МИНОНОСЦЫ КЛАССА «TORPEDOBOOT TYP 1935».

Тактико-технические характеристики: длина - 87,1 м; ширина - 8,62 м; осадка - 2,94 м; водоизмещение - 1088 т (у T-9 и T-10 - 1082 т); экипаж - 119 чел.; вид двигателя - турбина мощностью 31 000 л.с.; скорость - 35 узлов; вооружение - 1×105-мм орудие, 8×20-мм зениток, 6×533-мм торпедных аппаратов, 30 мин.

T-1, заложен - 19.2.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 2.12.1939; потоплен англо-американской авиацией в Киле 9.4.1945.

T-2, заложен - 7.4.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 9.12. 1939; потоплен англо-американской авиацией в Бремене 29.7.1944.

T-3, заложен - 23.6.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 3.2. 1940; подорвался на мине близ Хелы 14.3. 1945.

T-4, заложен - 15.4.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 27.5. 1940; после окончания войны передан США.

T-5, заложен - 22.11.1937 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 23.1.1940; подорвался на мине близ Хелы 14.3.1945.

T-6, заложен - 16.12.1937 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 30.4.1940; подорвался на мине близ Абердина 7.11.1940.

T-7, заложен - 18.6.1938 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 20.12.1939; потоплен англо-американской авиацией в Бремене 29.7.1944.

T-8, заложен - 10.8.1938 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 8.10.1939; затоплен экипажем в Киле 3.5. 1945.

T-9, заложен - 3.11.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 4.7.1940; затоплен экипажем в Киле 3.5. 1945.

T-10, заложен - 19.1.1939 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 6.8.1940; потоплен авиацией в Готенхафене 18.12.1944.

T-11, заложен - 1.3.1939 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 7.5.1940; после окончания войны передан Великобритании.

T-12, заложен - 12.4.1939 на верфи «Дешимаг» (Бремен); спущен на воду - 3.7.1940; после окончания войны передан СССР.

МИНОНОСЦЫ КЛАССА «TORPEDOBOOT TYP 1937».

Тактико-технические характеристики: длина - 85,2 м; ширина - 8,87 м; осадка - 3,14 м; водоизмещение - 1098 т; экипаж - 119 чел.; вид двигателя - турбина мощностью 32 000 л.с.; скорость - 35,5 узла; вооружение - 1×105-мм орудие, 8×20-мм зениток, 6×533-мм торпедных аппаратов, 30 мин.

T-13, заложен - 15.6.1939 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 31.5. 1941; потоплен авиацией в Каттегате 10.4. 1945.

T-14, заложен - 20.7.1939 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 14.6.1941; после окончания войны передан США.

T-15, заложен - 16.9.1939 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 26.6.1941; потоплен авиацией в Киле 12.12.1943.

T-16, заложен - 23.11.1938 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 24.7.1941; получил тяжелые повреждения во время авианалета и 3.4.1945 выведен из состава флота.

T-17, заложен - 13.3.1940 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 28.8.1941; после окончания войны передан СССР.

T-18, заложен - 1.6.1940 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 22.11.1941; потоплен ракетами в финских водах 17.9.1944.

T-19, заложен - 20.7.1940 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 18.12.1941; после окончания войны передан США.

T-20, заложен - 12.9.1940 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 5.6.1942; после окончания войны передан Великобритании.

T-21, заложен - 21.11.1940 на верфи «Шихау» (Эльбинг); спущен на воду - 11.7.1942; после окончания войны передан США.

МИРОВ

МИРОВ (mirow) Ганс (30.8.1895, Вандсбек, близ Гамбурга - 9.6.1986, Бремен), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.2.1943). 1.4.1914 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Витнета» и на учебных курсах (1917). Участник 1-й мировой войны; лейтенант (13.7.1916). В сент. 1917 - марте 1918 прошел подготовку офицера подводного флота. С марта 1918 вахтенный офицер на подлодке U-43. После демобилизации армии оставлен на флоте, служил в частях береговой охраны. С 1.10. 1921 вахтенный офицер на крейсере «Гамбург», с 23.9.1923 адъютант военно-морского отдела связи в Вильгельмсхафене. С 30.3.1926 командир учебной артиллерийской лодки «Хай», с 3.10.1927 командир роты корабельной кадрированной дивизии «Остзее». С 6.11.1929 навигационный офицер на крейсере «Карлсруэ». В мае 1931 переведен в военно-морское училище в Мюрвике и 14.9.1933 приступил к исполнению обязанностей инструктора и начальника курса. С 20.9. 1933 советник Отдела морской обороны ОКМ, с 26.8.1936 1-й офицер крейсера «Лейпциг». 29.11.1938 вновь переведен в ОКМ, где возглавил группу военно-морских атташе. С 29.8.1940 командир легкого крейсера «Эмден». 23.7.1942 назначен начальником штаба контрольной инспекции «Африка», со штаб-квартирой в Касабланке, и начальником военно-морской контрольной комиссии. Занимался вопросами французского флота, подконтрольного коллаборационистскому правительству Виши. С 10.12.1942 офицер связи ВМФ в Тулоне. С 1.2.1943 начальник Командного отдела Командного управления ОКМ. 4.2. 1944 М. был направлен во Францию, где принял должность начальника береговых укреплений на Луаре, со штаб-квартирой на важнейшей военно-морской базе во Франции - в Сен-Назаре. 11.5.1945 взят в плен союзниками. 9.7.1948 освобожден. В 1955-65 федеральный представитель морской службы в Бремерхафене и Эмдене.

МИРОВ

Ганс Миров

МИХАЕЛЛЕС

МИХАЕЛЛЕС (michahelles) Ганс (18.5. 1899, Нюрнберг - 14.6.1975, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.10.1944). 10.4.1917 поступил добровольцем на флот. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1917) и на борту тяжелого крейсера «Фрейя». С сент. 1917 служил на линейном корабле «Баден». В июне 1918 уволен от службы. 30.7.1920 произведен в лейтенанты. В янв. 1921 вернулся на флот. С 1.10.1923 вахтенный офицер на линейном корабле «Ганновер», с 1.4.1924 офицер по боевой подготовке на крейсере «Берлин». С 23.3.1926 командир тендера Т-154, с 23.9.1926 вахтенный офицер 1-й флотилии миноносцев. 1.10.1928 переведен в военно-морское училище в Мюрвике начальником группы. С 9.4.1929 сотрудник Заградительного испытательного командования, с 24.9.1929 - советник Торпедного испытательного института в Эккерн-фьорде. С 29.9.1931 командир миноносца «Ильтис», с 6.2.1932 - «Вольф». С 4.10.1933 советник Торпедной инспекции, участвовал в разработке и приемке торпедного вооружения. 2.6.1937 назначен навигационным офицером на линейный корабль «Шлезвиг-Гольштейн». 6.5.1938 М. был переведен в Отдел морской обороны ОКМ, где занимал посты советника и старшего советника вплоть до 28.8.1943, когда был отправлен во Францию комендантом береговых укреплений Гаскони. Одновременно с 29.9.1944 состоял комендантом крепости Жиронда-Юг, с 9.10.1944 - Жиронда-Север. Несмотря на нехватку личного состава и вооружений, руководил организацией обороны против высадившихся войск союзников. 17.4.1945 взят в плен, и уже после этого 30 апр. объявлено о награждении М. Рыцарским крестом Железного креста. 2.8.1950 освобожден.

МИХАЕЛЛЕС

Ганс Михаеллес

Предыдущая страница Следующая страница