Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 7, "ЗЕЙ"-"ЗОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 7, "ЗЕЙ"-"ЗОР")

ЗЕЙБИКЕ

ЗЕЙБИКЕ (seibicke) Гюнтер (30.8.1911, Эггерсдорф - 26.5.1943, западнее мыса Ортегаль, у берегов Испании, Северная Атлантика), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.6.1943, посмертно). В авг. 1932 поступил в торговый флот (в июне 1932 его корабль «Ниобе» затонул, и большая часть учеников погибла). 1.1.1934 поступил на флот фенрихом. 1.1.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Кёнигсберг» и на миноносцах, участвовал в боевых операциях в 1939-40. В апр. 1941 переведен в подводный флот. 27.9.1941 назначен командиром подлодки U-436, на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 186 дней) в воды Арктики и в Северную Атлантику. 27.3.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 26.5. 1943 его лодка потоплена глубинными бомбами, сброшенными с британских фрегата «Тест» и корвета «Хайдербед»; весь экипаж (47 чел.) погиб. Всего за время военных действий З. потопил 7 кораблей общим водоизмещением 36 499 т и повредил 2 корабля водоизмещением 15 575 т.

ЗЕЙДЛИЦ

ЗЕЙДЛИЦ (seydlitz), авианосец германского флота. Первоначально предполагалось, что строиться будет легкий крейсер. В 1938 было принято решение о строительстве тяжелого крейсера класса «Адмирал Хиппер». Спущен на воду 19.1. 1939 на верфи «Дешимаг» в Бремене. Получил название по имени прусского кавалерийского генерала Фридриха Вильгельма фон Зейдлица (1721-73). В авг. 1942 командование флота решило переоборудовать строящийся корабль в авианосец. Однако из-за изменения концепции ведения морской войны и из-за недостатка средств строительство было приостановлено, и «З.» никогда не был достроен. По проекту «З.» имел следующие параметры: длина - 212,5 м, ширина - 21,9 м, осадка - 7,94 м, водоизмещение 18 400 т. Корабль должен был обслуживаться экипажем в 1600 чел. Движение корабля обеспечивали турбины мощностью 132 тыс. л.с., которые позволяли ему развивать скорость до 32 узлов. Сначала на «З.» должно было быть установлено вооружение как на легком крейсере: 12×150-мм орудий SK, 12×105-мм зенитных орудий, 12×37-мм зенитных орудий, 8×20-мм зенитных орудий, при этом корабль должен был иметь 2 катапульты и нести 3 самолета Arado 196. Затем номенклатура вооружения была исправлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тяжелым крейсерам: 8×203-мм орудий SK, зенитные орудия и количество самолетов - без изменений, а также 12×533-мм орудий TR. В третий раз (когда решили строить авианосец) состав вооружения был изменен следующим образом: 10×105-мм зенитных орудий, 8×37-мм зенитных орудий, 24×20-мм зенитных орудия, при этом «З.» должен был нести 8 самолетов Ju.87D и 10 самолетов Bf.109G. 29.1.1945 корпус «З.» был взорван и затонул в гавани Кёнигсберга. В 1946 поднят и отбуксирован в Ленинград, а 9.4.1947 исключен из списков и разобран на лом.

ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕТ-23

ЗЕТ-23 (z-23), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.12.1939 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 15.9. 1940. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,65 м, водоизмещение 3605 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм (с 1942 - 5) орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. 12.8. 1944 по время авианалета получил тяжелые повреждения и уже в составе флота не использовался, после окончания войны разобран на металл.

Командиры: капитан 2-го ранга Фридрих Бёме (9.1940-5.1942); капитан 2-го ранга Виттиг (5.1942-3.1944); капитан 3-го ранга Гельмут фон Мантей (3.1944-8.1944).

ЗЕТ-23

Эскадренный миноносец Z-23

ЗЕТ-24

ЗЕТ-24 (z-24), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 7.3.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 23.10.1940. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,65 м, водоизмещение 3605 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм (с 1942 - 5) орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. 25.8. 1944 находившийся в Ле-Вердоне эсминец по время авианалета получил тяжелые повреждения и затонул.

Командиры: капитан 3-го ранга Мартин Зальтведель (10.1940-8.1943); капитан 3-го ранга Вальтер Бирнбахер (12.1943-8.1944).

ЗЕТ-24

Эскадренный миноносец Z-24

ЗЕТ-25

ЗЕТ-25 (z-25), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 16.3. 1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 30.11.1940. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,43 м, водоизмещение 3543 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны в 1945 захвачен британскими властями, в февр. 1946 передан французским ВМС. До 1961-62 плавал под именем «Гош» (Hoche).

Командиры: капитан 3-го ранга Генрих Герлах (11.1940-7.1941); капитан 3-го ранга Курт Хаун (1-й офицер; 7.1941-9.1941); капитан 2-го ранга Гейнц Петерс (9.1941-7.1943); капитан 3-го ранга Вальтер Бирбахер (8.1943-8.1943); капитан-лейтенант Опалка (1-й офицер; 8.1943-12.1943); капитан 2-го ранга Горбрандт (12.1943-5.1945).

ЗЕТ-26

ЗЕТ-26 (z-26), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 2.4.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 9.1.1941. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,43 м, водоизмещение 3543 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. Потоплен 29.3. 1942 в Северном море британским крейсером «Тринидад».

Командир: капитан 3-го ранга Риттер унд Эдлер Херр фон Бергер (1.1941-3.1942).

ЗЕТ-27

ЗЕТ-27 (z-27), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 1.8.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 26.2.1941. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,43 м, водоизмещение 3543 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. Потоплен 28.12. 1943 в Бискайском заливе британским флотом.

Командиры: капитан 2-го ранга Шмидт (2.1941-8.1942); капитан 3-го ранга Гюнтер Шульц (8.1942-12.1943).

ЗЕТ-27

Эскадренный миноносец Z-27

ЗЕТ-28

ЗЕТ-28 (z-28), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 20.8.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 9.8. 1941. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,38 м, водоизмещение 3519 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. Потоплен 6.3. 1945 бомбардировщиками союзников на рейде Саснитца.

Командиры: капитан 2-го ранга Эрдменгер (8.1941-2.1943); капитан 3-го ранга Гюнтер Шульц (2.1943); капитан 2-го ранга Рейнике (2.1943-3.1943); капитан 3-го ранга Карл Адольф Ценкер (3.1943-1.1944); капитан 2-го ранга Генрих Герлах (1.1944-10.1944); капитан 3-го ранга Нойсс (7.1944-8.1944, и.о.); капитан-лейтенант Вольфганг Кюстер (1-й офицер; 10.1944-12.1944); капитан 2-го ранга Карл Генрих Лампе (12.1944-3.1945).

ЗЕТ-29

ЗЕТ-29 (z-29), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.10.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 26.6.1941. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм (в 1945 - 5) орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны передан США, использовался в качестве мишени и 16.12. 1946 затоплен в Скагерраке.

Командиры: капитан 2-го ранга Рехель (6.1941-3.1943); капитан 3-го ранга фон Мутиус (4.1943-5.1945).

ЗЕТ-29

Эскадренный миноносец Z-29

ЗЕТ-30

ЗЕТ-30 (z-30), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 8.12.1940 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 15.11. 1941. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота передан Великобритании; в 1948 разоружен и затоплен.

Командиры: капитан 1-го ранга Кайзер (11.1941-3.1943); капитан 2-го ранга Карл Генрих Лампе (3.1943-12.1944); капитан 3-го ранга Дитрих Хоффман (1-й офицер; 12.1944-4.1945); капитан 3-го ранга Генрих Эрдман (4.1945-5.1945).

ЗЕТ-30

Эскадренный миноносец Z-30

ЗЕТ-31

ЗЕТ-31 (z-31), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.5.1941 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 11.4. 1942. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм (с конца 1943 - 5) орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота передан Великобритании, в февр. 1946 вошел в состав французских ВМС. До 60-х гг. плавал под именем «Маркесо» (Marcesu).

Командиры: капитан 2-го ранга Герман Альбертс (4.1942 - 12.1943); капитан 3-го ранга Карл Пауль (12.1943-5.1945).

ЗЕТ-31

Эскадренный миноносец Z-31

ЗЕТ-32

ЗЕТ-32 (z-32), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.8.1941 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 15.9. 1942. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. 9.6.1944 был атакован в Стренде канадскими эсминцами «Хэйда» и «Гурон» и получил тяжелые повреждения, затоплен командой у острова Батц.

Командир: капитан 2-го ранга Риттер унд Эдлер Херр фон Бергер (9.1942-6.1944).

ЗЕТ-32

Эскадренный миноносец Z-32

ЗЕТ-33

ЗЕТ-33 (z-33), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.9.1942 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 6.2. 1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм (в 1945 - 5) орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота передан СССР, до 60-х гг. плавал под именем «Проворный».

Командиры: капитан 1-го ранга Хольторф (2.1943-6.1944); капитан 2-го ранга Рудольф Менге (6.1944-3.1945); капитан-лейтенант Петер-Пиркхем (3.1945-4.1945).

ЗЕТ-33

Эскадренный миноносец Z-33

ЗЕТ-34

ЗЕТ-34 (z-34), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 5.5.1942 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 5.6.1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны разоружен и 26.3.1946 затоплен в Скагерраке.

Командир: капитан 3-го ранга Хетц (6.1943-5.1945).

ЗЕТ-35

ЗЕТ-35 (z-35), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 2.10.1942 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 22.9. 1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,32 м, водоизмещение 3507 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 76 мин. 12.12.1944 подорвался на мине у берегов Финляндии и затонул.

Командир: капитан 3-го ранга Бэтке (9.1943-12.1944).

ЗЕТ-36

ЗЕТ-36 (z-36), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 15.5.1943 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 19.2. 1944. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,32 м, водоизмещение 3507 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 76 мин. 12.12. 1944 подорвался на мине у берегов Финляндии и затонул.

Командир: капитан 3-го ранга барон фон Хаузен (2.1944 - 12.1944).

ЗЕТ-36

Эскадренный миноносец Z-36

ЗЕТ-37

ЗЕТ-37 (z-37), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 24.2.1941 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 5.6.1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. 24.8.1944 находившийся в Бордо Z-37 выведен из состава флота и приведен в негодность.

Командиры: капитан 2-го ранга Лангхельд (5.1942-2.1944); капитан 3-го ранга Гельмут фон Мантей (10.1943-3.1944); капитан-лейтенант Вильгельм Уллрих (3.1944-7.1944); капитан 2-го ранга Хеппе (7.1944-8.1944).

ЗЕТ-37

Эскадренный миноносец Z-37

ЗЕТ-38

ЗЕТ-38 (z-38), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 5.8.1941 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 20.3.1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота передан Великобритании и в сент. 1945 включен в британский ВМФ под именем «Нонсах» (Nonsuch). В конце 40-х гг. разобран.

Командиры: капитан 3-го ранга Герфрид Брутцер (3.1943-9.1944); капитан 3-го ранга барон Вильгельм-Николаус фон Линкер (9.1944-5.1945).

ЗЕТ-38

Эскадренный миноносец Z-38

ЗЕТ-39

ЗЕТ-39 (z-39), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 2.12.1941 на верфи «Германиаверфт» (Киль). Включен в состав флота 21.8.1943. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,62 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 4×150-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 5×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота передан США и в сент. 1945 включен в состав ВМС США под номером DD-939. В 1947 куплен правительством Франции. В февр. 1964 разобран на металл.

Командир: капитан 3-го ранга Лёрке (8.1943-5.1945).

ЗЕТ-43

ЗЕТ-43 (z-43), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду в сент. 1942 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 31.5. 1944. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,32 м, водоизмещение 3507 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 76 мин. Затоплен экипажем 3.5.1945 в бухте Гелтингер. В 1953 поднят и утилизирован.

Командиры: капитан 1-го ранга Веннингер (3.1944-3.1945); капитан 2-го ранга Карл Германих Лампе (3.1945-4.1945).

ЗЕТ-43

Эскадренный миноносец Z-43

ЗЕТ-44

ЗЕТ-44 (z-44), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду 20.1.1944 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Строительство не закончено. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,32 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 76 мин. 29.7.1944 верфь подверглась бомбардировке и корабль был сильно поврежден, после чего принято решение не достраивать его. В 1946 разобран на металл.

ЗЕТ-45

ЗЕТ-45 (z-45), эскадренный миноносец, класса Тип 1936А. Спущен на воду в 1944 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Строительство не закончено. Имел следующие параметры: длина - 127 м, ширина - 12 м, осадка - 4,32 м, водоизмещение 3597 т. Корабль обслуживал экипаж в 332 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 76 мин. В 1946 недостроенный корабль разобран на металл.

ЗЕТ-АШ-1

ЗЕТ-АШ-1 (zН-1), эскадренный миноносец, класса «Исаак Свеерс» (Нидерланды). Спущен на воду 9.5.1940 на роттердамской верфи по заказу гамбургской фирмы «Блом унд Фосс». Включен в состав флота 11.10.1942. Имел следующие параметры: длина - 106,7 м, ширина - 10,6 м, осадка - 3,52 м, водоизмещение 1604 т. Корабль обслуживал экипаж в 230 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 49,5 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 37,5 узлов. Вооружение: 5×120-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 4×20-мм зенитных пулемета, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 24 мины. 9.6.1944 потоплен в Ла-Манше британским флотом.

Командир: капитан 3-го ранга Барков (11.10.1942-9.6.1944).

ЗЕТ-ДЖИ-1

ЗЕТ-ДЖИ-1 (zg-1), эскадренный миноносец, класса Н (Великобритания). Спущен на воду 3.3.1938 на верфи фирмы «Ярроу и K°» (Глазго). 15.2.1939 включен в состав греческого ВМФ под названием «Василефс Георгиос». Захвачен германскими войсками в доке при оккупации Греции и 21.3.1942 официально включен в состав германского ВМФ под номером ZG-3. 22.8.1942 переименован в «Гермес» (Hermes). Имел следующие параметры: длина - 101,2 м, ширина - 10,4 м, осадка - 3,23 м, водоизмещение 2088 т. Корабль обслуживал экипаж в 225 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 34 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 34 узлов. Вооружение: 4×127-мм орудия SK, 4×37-мм зенитных орудия, 4×20-мм зенитных пулемета, а также 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 24 мины. Принимал участие в операциях на Средиземном море. 21.4.1943 торпедирован британской подлодкой «Сплендид» и получил тяжелые повреждения. 7.5.1943 затоплен экипажем в Ла-Голетте.

Командиры: капитан 1-го ранга Йоханнессон (3.1942-4.1943); капитан 2-го ранга Рехель (4.1943-5.1943).

ЗИДЕР

ЗИДЕР (sieder) Гейнц (28.6.1920, Мюнхен - 20.8.1944, Бискайский залив), офицер-подводник, обер-лейтенант (1.4. 1943). 1.6.1939 поступил на флот кадетом. 1.4.1941 произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Шарнхорст», участвовал в 2 боевых походах в Атлантику. В апр. 1941 переведен в подводный флот. Служил вахтенным офицером на учебной подлодке в составе 26-й флотилии. С янв. 1942 1-й вахтенный офицер на подлодке U-440, на которой принял участие в 4 походах. 17.6.1943 назначен командиром подлодки U-984 (Тип VII-C), на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 99 дней) в Ла-Манш и Атлантику. В июне 1944 повредил британский эсминец и 4 американских торговых корабля. 8.7.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 20.8.1944 его лодка была потоплена западнее Бреста канадскими эсминцами «Оттава», «Кутени» и «Чодир»; весь экипаж (45 чел.) погиб. Всего за время военных действий З. потопил 4 корабля общим водоизмещением 22 850 т и повредил 1 корабль водоизмещением 7240 т.

ЗЛЕФОГТ

ЗЛЕФОГТ (slevogt) Курт (21.3.1892, Мюнхен - 23.7.1957, Гамбург), военный деятель, вице-адмирал (1.9.1942). 1.4.1910 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» и в военно-морском училище в Мюрвике. 27.9. 1913 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на легких крейсерах. 1.3.1917 переведен в подводный флот; командир подлодки U-71 (27.7-20.11.1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (22.3.1916). После окончания войны оставлен на флоте. С 19.5. 1920 директор, с 6.10.1920 по 4.10.1923 инструктор военно-морского радио-училища в Свинемюнде. С 27.9.1926 вахтенный офицер на линейном корабле «Гессен». 28.9.1928 переведен в Морское руководство начальником отдела Управления учебных заведений. С 26.9.1931 навигационный, с 27.3.1933 1-й офицер линейного корабля «Силезия». С 1.10.1933 начальник школы подводного флота. С 18.9. 1937 начальник штаба 2-го адмирала военно-морской станции «Остзее» (с 1.1.1938 2-го адмирала на Балтике). 4.12.1939 назначен 2-м адмиралом на Балтике. 31.3. 1943 заменен контр-адмиралом З. Зорге. 10.5.1943 назначен судьей Призового суда в Гамбурге. 31.5.1945 арестован союзными властями. 8.1.1946 освобожден.

ЗЛЕФОГТ

Курт Злефогт

ЗНАК ПОДВОДНИКА

Военный знак подводника (u-boots-kriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 13.10.1939 по предложению контр-адмирала К. Дёница приказом гроссадмирала Э. Редера по аналогии со Знаком подводника образца 1918. Внешний вид знака разработан графиком Вильгельмом Эрнстом Пеекхаусом (Берлин); первые образцы выпущены 1.11.1939 фирмой «C. Schwerin und Sohn» (Берлин).

Им награждались офицеры, унтер-офицеры и матросы команд подводных лодок, принявших участие в 2 и более боевых походах. После введения знака «Подводник», было установлено, что З.п. может получить моряк, проведший в плавании ок. 60 дней. Правом награждения знаком обладали командиры флотилий и соединений подводных лодок, награждение утверждалось командующим подводным флотом.

ЗНАК ПОДВОДНИКА

Знак подводника

Знак имел позолоченный бронзовый венок из лавровых листьев, внутри которого помещалось изображение подводной лодки, а над ним - имперский орел. С 1942 знак изготовлялся из золотистого цинка (значительно реже встречались посеребренные образцы). Знак имел размер 49×39 мм и крепился на булавке. Носился на левой стороне ниже Железного креста. Всего произведено 9536 награждений.

ЗНАК ПОДВОДНИКА

Знак подводника с бриллиантами

Высшим знаком отличия являлся учрежденный в 1941 Золотой знак подводника с бриллиантами (U-Boots-Kriegsabzeichen in Gold mit Brillanten), который являлся по существу личной наградой гроссадмирала Дёница, и его могли получить только особо отличившиеся подводники, имевшие Рыцарский крест с дубовыми листьями. Знак имел такой же вид, что и обычный, но изготовлялся из серебра и украшался 9 небольшими бриллиантами. Всего известно 29 награждений:

капитан 3-го ранга Генрих Блейхродт;

капитан 2-го ранга Альбрехт Бранди;

капитан 3-го ранга Отто фон Бюлов;

капитан 2-го ранга Генрих Вилленброк;

адмирал Карл Дёниц;

капитан 3-го ранга Роберт Гизэ;

капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер;

капитан 2-го ранга Рейнгард Зурен;

капитан 2-го ранга Отто Кречмер;

капитан-лейтенант Ганс Гюнтер Ланге;

капитан 3-го ранга Георг Лассен;

капитан 2-го ранга Генрих Либе;

капитан 1-го ранга Вольфганг Лют;

капитан 1-го ранга Карл Фридрих Мертен;

капитан 3-го ранга Йохан Мор;

капитан-лейтенант Рольф Мютцельбург;

капитан 3-го ранга Гюнтер Прин;

капитан-лейтенант Рольф Томсен;

капитан 2-го ранга Эрих Топп;

капитан 3-го ранга Рейнгард Хардеген;

капитан 1-го ранга Вернер Хартман;

капитан 3-го ранга Вернер Хенке;

капитан-лейтенант Иоахим Шепке;

капитан 3-го ранга Адальберт Шнее;

капитан 1-го ранга Клаус Шольтц;

капитан 3-го ранга Герберт Шультце;

капитан 1-го ранга Виктор Шутце;

капитан 3-го ранга Карл Эммерман;

капитан-лейтенант Энгельберт Эндрасс.

ЗНАКИ НАГРУДНЫЕ БОЕВЫЕ

ЗНАКИ НАГРУДНЫЕ БОЕВЫЕ (kampfabzeichen der kriegsmarine), особые знаки, учреждаемые для награждения военнослужащих, которые отличились при выполнении задания или удовлетворяли положениям статута. В ВМФ Германии существовали следующие нагрудные знаки: Член команды линейного корабля и крейсера, Член команды вспомогательного крейсера, Член команды эскадренного миноносца, За прорыв морской блокады, Член команды торпедного катера, За траление мин, поиск подводных лодок, патрулирование, Артиллерист ВМС, Знак подводника, «Подводник», а также Нагрудная пряжка ВМС и Диверсионно-штурмовой знак.

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ - званий военнослужащих, знаки на форменной одежде военнослужащих, служащие для обозначения их воинского звания. В ВМФ Германии звания обозначались нарукавными шевронами (у офицерского состава), нашивками (у рядового состава), петлицами (у рядового состава), погонами, эполетами (носившимися офицерским составом вместо погон на парадной форме). Кроме того, по типу фуражки можно были определить принадлежность офицера к старшему офицерскому составу. Эполеты носили только при полной парадной форме (сюртук, головной убор - треуголка, холодное оружие - сабля); поля офицерских эполет, обшивающих верхнюю часть галун и контрпогон, были серебристого цвета, а обрамляющий жгут и бахрома - золотистого; звания определялись числом золотистых «шишечек». Наиболее распространенными З. р. были нашивки в нижней части рукава, для которых использовался галун трех видов: узкий (9 мм), средний (16 мм) и широкий (52 мм). Строевые офицеры носили золотистый галун, военные чиновники - серебристый. Нашивки огибали весь рукав и размещались над обшлагом, над нашивкой помещалась эолотистая (у чиновников - серебристая) эмблема службы.

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

Зигфрид Клаассен - на его рукаве хорошо видны знаки различия капитана 1-го ранга

Ниже приводится таблица с указанием З.р. военнослужащих ВМС Германии.

1. Офицерский состав.

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

2. Унтер-офицеры с портупеей

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

3. Унтер-офицеры и рядовые

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ

ЗОРГЕ

ЗОРГЕ (sorge) Зигфрид (10.7.1898, Хальберштадт - 13.9.1989, Бад-Годесберг), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 4.7.1916 поступил добровольцем в ВМФ. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Фрейя» и в военно-морском училище в Мюрвике (1917). Служил на миноносцах; 18.9.1918 произведен в лейтенанты. 11.11.1918 демобилизован, но 30.4.1919 вновь принят на службу. С 17.7.1920 вахтенный офицер на крейсере «Медуза», с 23.10.1922 адъютант училища корабельной артиллерии, с 15.3.1923 командир артиллерийского тендера «Хай». С 29.9.1924 командир роты 3-го батальона береговой обороны, с 27.9.1927 по 1.10.1929 адъютант на линейном корабле «Гессен», с 6.11.1929 вахтенный офицер на крейсере «Карлсруэ». 19.12.1930 З. переведен в корабельную кадрированную дивизию «Остзее», а 9.10. 1933 принял командование 5-м дивизионом морской артиллерии. С 3.10.1935 2-й адъютант штаба военно-морской станции «Остзее». 4.10.1937 назначен навигационным офицером на легкий крейсер «Карлсруэ» (в марте-мае 1938 также исполнял обязанности 1-го офицера). С 21.5. 1938 навигационный офицер на броненосце «Гнейзенау». 7.12.1939 назначен начальником штаба 2-го адмирала на Балтике, а 1.4.1943 сменил своего начальника. Оставался 2-м адмиралом на Балтике до 5.1.1945, а 16 янв. был назначен начальником морских оборонительных укреплений в Западной Пруссии и комендантом крепости Готенхафен. Пытался организовать защиту вверенных ему укреплений от советских войск и успешно держал оборону Готенхафена (на полуострове Хела в Польше) до конца войны. После получения приказа о капитуляции 9.5.1945 сдался советским войскам. Содержался в различных лагерях, но суду предан не был. 24.4.1950 передан властям ФРГ и освобожден.

ЗОРГЕ

Зигфрид Зорге

Предыдущая страница Следующая страница