Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 14, "ПЕТ"-"РЕХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 14, "ПЕТ"-"РЕХ")

ПЕТЕРС ГАНС

ПЕТЕРС Ганс (peters) (23.12.1884, Лютьенбург - 29.11.1947, Гейзенке, Лихтендорф), деятель ВМС, инженер, вице-адмирал (30.9.1936). 1.10.1903 поступил в инженерную службу ВМС. Служил на различных кораблях, с 1913 - на подлодках. Участник 1-й мировой войны, главный инженер подлодки U-24 (6.12.1913-31.7.1916), инженер 2-й подводной флотилии (1.9-30.11.1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. 18.10.1919 переименован в обер-лейтенанты. С 7.12.1921 инструктор военно-морского училища в Киле-Вике. С 24.9.1925 главный инженер линейного корабля «Эльзас». 1.10.1927 переведен в Морское руководство начальником отдела. С 14.10.1929 главный инженер в командовании флотом Германии. После прихода НСДАП к власти и начала крупномасштабных перемещений в высшем руководстве флота П. 28.9.1933 назначен инженером и начальником штаба военно-инженерного отдела предприятий по производству корабельных машин. 30.9.1936 уволен в отставку.

ПЕТЕРС РУДОЛЬФ

ПЕТЕРС Рудольф (peters) (9.8.1899, Царренцин, Померания - 14.9.1990, Валлентуна, Швеция), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.7.1944). 1.10.1917 поступил добровольцем на флот. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1918, завершил курс в 1921). Участник 1-й мировой войны, в марте-сент. 1918 плавал на линейном корабле «Нассау»; фенрих (18.8.1918). 1.12.1918 переведен в резерв, но 9.5.1919 вновь приступил к активной службе. 10.1.1921 произведен в лейтенанты. С 16.10.1922 вахтенный офицер на миноносце Т-149. 1.10.1925 переведен в Морское руководство, а 22.3.1927 возглавил роту училища торпедного дела и связи. С 24.9.1931 торпедный офицер на крейсере «Карлсруэ», с 28.8.1933 инструктор торпедного училища. 7.12.1936 переведен в учебный отдел 3-й дивизии эскадренных миноносцев, а 29.7.1937 назначен командиром эскадренного миноносца «Пауль Якоби». С 4.11.1938 советник инспекции боевой подготовки. 15.8.1940 назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего крейсерами, а 27.12.1940 - 1-м офицером линейного корабля «Гнейзенау». 18.4.1942 переведен в распоряжение командующего адмирала военно-морской станции «Остзее» и вскоре переведен в подводный флот. С 23.7.1942 командир 24-й (учебной) флотилии подлодок. Со 2.1. 1943 командующий подводными лодками в Норвегии; одновременно 15.3-4.6.1944 командующий адмирал в Северных водах. 5.6.1944 П. принял командование над 1-й боевой группой ВМС, но уже 21.10.1944 переведен в распоряжение начальника морских вооружений. 6.9.1944 награжден Золотым Германским крестом. Фактически карьера П. закончилась, и до конца войны он самостоятельных постов уже не занимал. 30.4.1945 вышел в отставку.

ПЕТЕРС Рудольф

Рудольф Петерс

ПЕТЕРСЕН

ПЕТЕРСЕН (petersen) Рудольф (15.6. 1905, Атцербаллиг, Альсен - 2.1.1983, Фленсбург), военно-морской деятель, командор (23.9.1944). 1.4.1925 поступил на флот матросом. Окончил военно-морское училище в Мюрвике (1928), курсы при торпедном, заградительном и морском артиллерийском училищах (1928). 1.10. 1929 произведен в лейтенанты. С 28.9. 1929 плавал на линейном корабле «Силезия», с 8 марта по 21 дек. 1930 - на крейсере «Карлсруэ». С 26.9.1931 вахтенный офицер на гидрографическом корабле «Метеор», с 1.4.1932 командир гидрографического корабля V. 29.9.1933 П. назначен вахтенным офицером на миноносец «Ягуар», а 26.9.1934 - адъютантом миноносца «Тигр». С 28.9.1935 командир торпедного катера S-9, а с 21.9.1936 - роты корабельной кадрированной дивизии «Остзее». Окончил Военно-морскую академию (1938). С 12.8.1938 командовал 2-й флотилией торпедных катеров. Успешно действовал во время Польской и Французской кампаний. 4.8.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 26.10. 1941 офицер для особых поручений при штабе командующего миноносцами. 27.11. 1941 переведен в распоряжение командующего адмирала военно-морской станции «Остзее». 20.4.1942 назначен фюрером торпедных катеров и занимал этот пост до конца войны. Фактически возглавлял всю деятельность торпедных катеров в 1942-45, когда они добились наиболее значительных успехов. 13.6.1944 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. 22.7. 1945 арестован властями союзников, но в конце года освобожден.

ПЕТЕРСЕН

Рудольф Петерсен

ПИНГВИН

ПИНГВИН (pinguin), вспомогательный крейсер НsК-33. Спущен на воду 12.11. 1936 на верфи фирмы «Везер АГ» (Бремен). Первоначально - грузовое судно «Канделфельс» (Kandelfels); принадлежал германскому фрахтовому обществу «Ганза» (Бремен). После начала 2-й мировой войны реквизирован ВМФ и переоборудован во вспомогательный крейсер. 6.2. 1940 включен в состав ВМФ. Имел следующие параметры: длина - 155 м, ширина - 18,7 м, осадка - 8,7 м, водоизмещение 7766 т. Движение корабля обеспечивал дизель, который позволял ему развивать скорость до 17 узлов. Вооружение: 6×150-мм орудий SK, 1×75-мм орудие SK, 4×37-мм зенитных орудия, 4×20-мм зенитных пулемета, а также 4 торпедных аппарата калибра 533 мм и 380 мин. Корабль нес 2 самолета Не.114В (а с марта 1941 - 1 самолет Arado 196). Корабль обслуживал экипаж в 401 чел.

15.6.1940 вышел из Готенхафена для ведения торговой войны в Атлантике. После прорыва через Датские проливы 31.7. 1940 потопил свое первое торговое судно - «Доминго де Ларринага». Совершил плавание к Мадагаскару, а затем в Индийский океан. За время рейдерства потопил 28 кораблей общим водоизмещением 136 551 т. 8.5.1941 потоплен в районе Сейшельских островов в Индийском океане британским тяжелым крейсером «Корнуолл», большая часть экипажа погибла, спаслось лишь 60 чел.

Командир: капитан 1-го ранга Эрнст Феликс Крюдер (2.1940-8.5.1941).

ПИНИНГ

ПИНИНГ (piening) Адольф Корнелиус (16.9.1910, Зюдеренде - 15.5.1984. Киль), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.4. 1943). 9.10.1930 поступил на флот кадетом. 1.10.1934 произведен в лейтенанты. Служил на броненосном крейсере «Дойчланд», миноносцах и торпедных катерах. В окт. 1940 переведен в подводный флот. В июне 1941 совершил боевой поход на подлодке U-48. 23.8.1941 назначен командиром U-155, на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 459 дней). 13.8.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 15.11. 1942 потопил британский эскортный крейсер «Авенджер» (водоизмещением 13 875 т). Всего за время военных действий П. потопил 26 кораблей общим водоизмещением 140 449 т и повредил 1 корабль водоизмещением 6736 т. В марте 1944 назначен командиром 7-й флотилии подводных лодок в Сен-Назаре. 30.4.1945 П. вместе с последней оставшейся в его подчинении подлодкой U-255 покинул Францию. В мае 1945 взят в плен и помещен в лагерь для военнопленных. В 1947 освобожден. В 1956 поступил на службу в ВМС ФРГ. В 1969 вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

ПЛАТ

ПЛАТ (plath) Иоахим (3.6.1893, Лидерштедт, Саксония - 28.6.1971, Штаде, Нижняя Саксония), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.9.1942). 1.4.1913 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелых крейсерах «Винета» и «Виктория Луиза», а также в военно-морском училище в Мюрвике. Участник 1-й мировой войны, в 1914-17 воевал в составе морского корпуса «Фландрия»; лейтенант (18.9.1915). С 6.4.1917 вахтенный офицер флотилии эскадренных миноносцев «Фландрия», с 4.12.1918 вахтенный офицер и командир миноносца G-92. 22.6. 1919 интернирован, в янв. 1920 освобожден и в апр. вновь принят на службу. С 24.3. 1921 командир артиллерийской учебной лодки «Хай», с 6.1.1923 адъютант и командир роты корабельной артиллерийской школы. С 12.10.1924 вахтенный офицер на линейном корабле «Ганновер», с 1.10. 1925 - «Эльзас». С 30.9.1926 инструктор корабельной артиллерийской школы. С 8.10. 1931 артиллерийский офицер на крейсере «Лейпциг», с 28.9.1933 - советник инспекции военно-морской артиллерии. 21.9. 1936 назначен 1-м офицером броненосца «Дойчланд», а 29.9.1937 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего броненосным флотом. 4.4.1939 переведен в ОКМ, где возглавил организационный отдел. С 16.11.1941 командир 1-й охранной дивизии кораблей. 1.3.1943 назначен командующим береговой обороной на Восточной Балтике и комендантом крепости Готенхафен. 30.9.1943 проведена реформа береговой обороны и пост П. ликвидирован, а П. назначен на вновь созданную должность командующего береговой обороной в Центральной Балтике (с оставлением комендантом крепости). 11.12.1944 ведомство П. было преобразовано в штаб командующего адмирала на Восточной Балтике, а сам он назначен адмиралом в штабе группы армий «Х». 4.5. 1945 возглавил 317-ю дивизионную группу. 22.7.1945 арестован союзниками. 2.12.1946 освобожден.

ПЛАТ

Иоахим Плат

ПОБЕДЫ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОБЕДЫ ПОДВОДНОГО ФЛОТА

На протяжении войны германский подводный флот вел операции против торгового флота союзников. Ниже приводится количество и тоннаж судов союзников, потопленных германскими и итальянскими подводными лодками на протяжении 2-й мировой войны.

ПОБЕДЫ ПОДВОДНОГО ФЛОТА

* Торпедные аппараты / кормовые аппараты

ПОДВОДНИК

ПОДВОДНИК - нагрудная пряжка подводника (u-boots-frontspange), нагрудный знак. Учрежден 15.5.1944 приказом К. Дёница и имел только одну степень («в бронзе» - in Bronze), 24.11.1944 введена более высокая степень - «в серебре» (in Silber), т. е. посеребренная. Внешний вид знака разработан берлинским графиком Вильгельмом Эрнстом Пеекхаузом. Был предназначен прежде всего для награждения подводников, отличившихся в операциях в Атлантике. Вручался членам команд подводных лодок, выполнявших специальные задания командования. Правом награждения знаком 2-й степени (за 15 боевых походов) обладал командир флотилии, а знаком 1-й степени (за 25 боевых походов) - командующий подводным флотом. Существуют данные, что в конце войны планировалось учредить пряжку «в золоте» (за 40 боевых походов), но сведений о награждении ею нет. Знак имел цинковый венок из дубовых листьев, от которого вправо и влево шли пучки дубовых листьев; наверху имперский орел. В центре помещалось изображение подводной лодки (Тип VII), а внизу - скрещенные мечи. Обе степени изготовлялись из цинка, а затем соответственно покрывались бронзой или серебром. Знак имел следующие размеры: ширина 76-77 мм, высота 15-16 мм, высота венка 24 мм, вес 19 граммов; крепился на булавке выше Железного креста 1-го класса. Знаки в основном производились на фирме «Шверине» (Берлин), по ряду сведений, в их изготовлении также принимали участие фирмы Рудольфа Карнехта и Фридриха Линдена. Пряжку 2-й степени получило 464 чел., 1-й степени - 196 чел.

ПОДВОДНИК

Нагрудная пряжка подводника

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ (u-boot), боевые корабли германского ВМФ, способные погружаться и длительное время действовать в подводном состоянии. Использовались как для борьбы с боевыми кораблями противника, так и для ведения неограниченной подводной войны - действий против торговых кораблей противника.

В ВМФ Германии существовали следующие виды П.л.: для действия в прибрежных водах (типы II-A, II-B, II-C, II-D); большого радиуса действия (IX, IX-B, IX-C, IX-C/49, IX-D); атлантические П.л. (VII-A, VII-B, VII-C, VII-C/40, VII-C/42); а также предназначенные для выполнения специальных задач - I-A (первые учебные П.л.), VII-D (минные), VII-F (для доставки торпедного вооружения), U-Flak (зенитные), X-B (минные), XIV (лодки снабжения), XXI и XXIII (электрические П.л.). Общий список П.л. (с указанием дат строительства, боевой истории и списком командиров) см. в Приложении к этой книге.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Подводная лодка

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЛМАН

ПОЛЛМАН (pollmann) Отто (3.3.1915, Везермюнде, Нижняя Саксония - 28.2. 1958, Леер, Нижняя Саксония), морской офицер, кавалер одной из высших военных наград, капитан-лейтенант (1.3.1945). После окончания школы поступил на торговый флот. 1.4.1939 записался в ВМФ и в качестве специалиста по радиосвязи и кандидата в офицеры резерва назначен на эскадренный миноносец «Берндт фон Арним». К началу 2-й мировой войны плавал на кораблях 12-й флотилии охотников за подводными лодками. 1.8.1942 произведен в лейтенанты и в начале 1943 назначен командиром охотника за подлодками UJ-2210, действовавшего в Средиземном море. После того как П. потопил 5 подлодок противника, он 19.5.1943 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Когда же его личный счет достиг 10 подлодок, П. 26.1.1944 получил Золотой Германский крест. Еще 4 подлодки принесли ему дубовые листья к Рыцарскому кресту (25.4.1944). Однако вскоре после этого корабль П. был потоплен подлодкой противника, а сам он в конце 1944 был назначен командиром 11-й флотилии охотников за подлодками на Балтике. В самом конце войны П. был назначен командиром роты батальона «Эммерман», который осуществлял охрану правительства К. Дёница во Фленсбурге. В 1955 принят на службу в ВМС ФРГ в чине капитан-лейтенанта.

ПОСКЕ

ПОСКЕ (poske) Ганс Георг Фридрих (23.10.1904 - 1.10.1984, Вахтберг, близ Бонна), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.10.1943). 1.4.1925 поступил на флот кадетом. 1.10.1927 произведен в лейтенанты. Служил на миноносце «Альбатрос», легких крейсерах «Кёнигсберг» и «Нюрнберг». В окт. 1940 переведен в подводный флот. 30.7.1941 назначен командиром подлодки U-504 (Тип IX-C), на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 264 дня). Во 2-м походе потопил 4 корабля (общим водоизмещением 26 561 т). 6.11.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий П. потопил 16 кораблей общим водоизмещением 82 135 т. 5.1.1943 назначен командиром 1-й подводной учебной дивизии. В конце войны возглавил специальный штаб по формированию пехотных подразделений из личного состава ВМС. В мае 1945 взят в плен. В апр. 1946 освобожден. В 1951 поступил на службу в ВМС ФРГ. В 1963 вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

ПОТСДАМ

ПОТСДАМ (potsdam), вспомогательный авианосец германского флота. Построен как пассажирский лайнер фирмой «Блом унд Фосс» (Гамбург). Спущен на воду 16.1.1935, вступил в строй 28.6. 1936. Получил название по имени германского города Потсдам. Имел следующие параметры: длина - 203 м, ширина - 26 м, максимальная скорость - 21 узел, водоизмещение - 23 500 т. После начала войны принято решение о переоборудовании «П.» во вспомогательный авианосец, для чего на нем было установлено следующее вооружение: 8×105-мм и 10×37-мм зенитных орудий и 2 катапульты для подъема самолетов. «П.» должен был нести 24 самолета. Использовался как учебный авианосец. Оборудование «П.» не было завершено и участия в боевых действиях он не принимал. После свертывания программы развития авианосного флота корабль приказом А. Гитлера от 2.2. 1943 выведен из состава флота.

ПОЧЕТНЫЙ СПИСОК ВМС

ПОЧЕТНЫЙ СПИСОК ВМС (die ehrentafel der deutschen kriegsmarine), особый вид отличия для военнослужащих ВМС. Учрежден 23.2.1943. В него вносились все военнослужащие ВМС, награжденные Рыцарским крестом Железного креста или Золотым Германским крестом, а также военнослужащие, награжденные Железным крестом 1-го класса, заслуги которых требовали поощрения, но по статуту не были достаточными для награждения Рыцарским крестом или Золотым Германским крестом. 13.5.1944 приказом К. Дёница была учреждена специальная пряжка для внесенных в такой список (Ehrentafelspange der Kriegsmarine); пряжка имела вид морского якоря с наложенной на него свастикой, заключенного в дубовый венок. Размеры пряжки: высота 25,7 мм, высота якоря 20 мм, свастика 12,8×12,8 мм, вес (без ленты) 2,92 грамма; ширина венка 3,5 мм. Пряжка носилась на ленте Железного креста 2-го класса. Всего было произведено ок. 60 награждений.

ПОЧЕТНЫЙ СПИСОК ВМС

Пряжка почетного списка ВМС

ПРЕНТЦЕЛЬ

ПРЕНТЦЕЛЬ (prentzel) Вильгельм (28.7. 1878, Хаген, Вестфалия - 2.5.1945, Берлин), военно-морской деятель, адмирал (30.11.1930). 7.4.1896 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебных кораблях «Штош», «Штейн», «Блюхер», «Марк» и в военно-морском училище. 30.9. 1899 произведен в лейтенанты. Служил на линейном корабле «Саксония», учебных кораблях, крейсерах. Участник 1-й мировой войны, навигационный офицер на тяжелом крейсере «Зейдлиц» и в штабе 1-й разведывательной группы (23.6.1914-11.6.1917). С 12.6.1917 1-й офицер Адмирал-штаба, с 8.1.1918 начальник штаба командующего разведывательными силами, одновременно с 1.12.1917 по 23.1.1918 командовал легким крейсером «Ниобе». 4.9-18.12.1919 командир легкого крейсера «Бремсе». За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан 3-го ранга (6.9.1913). В дек. 1918 переведен в центральный аппарат управления ВМФ. С 31.5.1920 начальник штаба военно-морской станции «Нордзее». 1.10.1921 возглавил Морское управление Морского руководства, а в марте-июне 1923 одновременно возглавлял Общее управление. С 15.2.1924 командир линейного корабля «Эльзас». С 23.9.1925 командующий ВМС в Северном море и 2-й адмирал дивизии линейных кораблей. С 4.10.1930 начальник Общего управления Морского руководства. 15.11.1930 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМС, а 30 нояб. уволен в отставку. 1.1.1939 вновь принят на службу и 25.8. 1939 назначен уполномоченным от ВМС в Восточной Пруссии. 10.9.1939 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМС. 30.11.1944 вышел в отставку. Покончил жизнь самоубийством.

ПРЕНТЦЕЛЬ

Вильгельм Прентцель

ПРЕСЦЕ

ПРЕСЦЕ (presze) Пауль (20.1.1868, Берлин - 28.1.1948), руководящий сотрудник ВМС, министериальдиректор (1.5. 1927). Окончил Высшее техническое училище в Берлине (1893). 24.4.1893 поступил на службу на военно-морские верфи в Вильгельмсхафене. С 1899 начальник отдела Конструкторского управления Имперского морского управления (РМА), с 1902 занимал руководящие посты в конструкторских службах верфей Данцига, Киля. С 17.8.1913 начальник отдела K I Конструкторского управления РМА. С 13.11. 1914 работал на верфях Брюгге, Остенде и Антверпена. С 28.10.1915 начальник конструкторского отдела специального командования «Турция». С 8.11.1916 директор операций имперских военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. С марта 1918 начальник отдела по конструированию линейных кораблей и тяжелых крейсеров РМА. 15.7.1919 возглавил технический отдел Конструкторского управления, а 15.9.1920 - отдел боевых кораблей. С 1.1.1925 занимал пост главного конструктора ВМС (Chefkonstrukter der Marine) и начальника Конструкторского управления Морского руководства. 21.1.1928 почетный доктор инженерных наук Высшего технического училища в Берлине. Сторонник создания крупных надводных кораблей, обладающих высокой скоростью и сильным вооружением. После прихода НСДАП к власти и начала массовых чисток в руководстве ВМС 30.4.1934 потерял свой пост и был уволен в отставку.

ПРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИНЦ ЕВГЕНИЙ

ПРИНЦ ЕВГЕНИЙ - «Принц Ойген» (prinz eugen), тяжелый крейсер германского флота класса «Адмирал Хиппер». Спущен на воду 22.8.1938 на верфи «Германиаверфт» (Киль); стоимость строительства составила 104 490 тыс. рейхсмарок. 12.6.1940 получил название по имени одного из величайших австрийских полководцев принца Евгения Савойского (1663-1736). Включен в состав флота 1.8.1940. Имел следующие параметры: длина - 212,5 м, ширина - 21,7 м, осадка - 7,22 м, водоизмещение 19 042 т. Движение корабля обеспечивали турбины мощностью 132 тыс. л.с., которые позволяли ему развивать скорость до 32 узлов. Вооружение: 8 сдвоенных 203-мм орудий SK, 12 сдвоенных 105-мм зенитных орудий, 12×37-мм зенитных орудий, 28×20-мм зенитных пулеметов, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 3 самолета Arado 196. Экипаж: от 1340 до 1548 чел.

В обиходе «П.» часто именовался просто «Принц». 2.7.1940 во время авианалета получил попадание фугасной 227-кг бомбой в палубу. 2.5.1941 вышел в море и 3 мая соединился с линейным кораблем «Бисмарк» в группу под командованием адмирала Г. Лютьенса. 24 мая состоялся бой эскадры с отрядом вице-адмирала Холланда, в ходе боя «П.» нанес повреждения британскому линейному кораблю «Худ» (существует версия, что именно это попадание стало причиной гибели «Худа», который через 5 мин взорвался и затонул). После боя Лютьенс отделил «П.» от эскадры для самостоятельных действий. 1.6.1941 корабль вернулся в Брест. 2 июля находившийся в доке «П.» попал под авианалет и получил тяжелые повреждения. В февр. 1942 в ходе операции «Церберус» кораблю удалось совершить тяжелейший переход из Бреста в устье Эльбы. В том же месяце «П.» был переведен в Норвегию. 16.5.1942 в сопровождении 2 эскадренных миноносцев и 2 миноносцев вышел в море, 17 мая эскадра была атакована британской авиацией. «П.» удалось спастись и 18 мая прибыть в Киль. Во время похода из Норвегии «П.» 23.2. 1943 был атакован британской подлодкой «Трайдент» и получил тяжелые повреждения. После выхода из доков в мае 1943 служил на Балтике, практически не принимая участия в боевых действиях и используясь как учебный корабль. В июле 1944 во главе эскадры (2-я флотилия миноносцев и 4 эскадренных миноносца) осуществлял поддержку сухопутных войск в Прибалтике. В окт. 1944 в районе Клайпеды поддержал действия дивизии «Великая Германия». В конце апр. 1945, постоянно подвергаясь налетам союзной авиации, «П.» вместе с легким крейсером «Нюрнберг» прибыл в Копенгаген, где после окончания войны сдался союзникам. В 1945 после раздела германского флота передан США и 5.1.1946 официально зачислен в состав ВМС США в качестве испытательного судна IX-300. Использовался в качестве мишени для испытания атомных бомб на атолле Бикини, уничтожен 15.11.1947.

Командиры: капитан 1-го ранга Гельмут Бринкман (8.1940-8.1942); капитан 2-го ранга Вильгельм Бек (8.1942-10.1942, и.о.); капитан 1-го ранга Ганс Эрих Фосс (10.1942-2.1943); капитан 1-го ранга Вернер Эрхардт (15.3.1943-4.1. 1944); капитан 1-го ранга Ганс Юрген Рейнеке (1.1944-5.1.1946).

ПРИНЦ ЕВГЕНИЙ

Тяжелый крейсер «Принц Евгений»

ПУЛЬСТ

ПУЛЬСТ (pulst) Гюнтер (26.3.1918, Брауншвейг - 5.1.1991), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.1.1945). 28.6. 1938 поступил на флот кадетом. В дек. 1939 назначен на эскадренный миноносец «Вольфганг Ценкер». 1.5.1940 произведен в лейтенанты. Участвовал в операции «Везерюбунг» против Норвегии, в ходе которой «Вольфганг Ценкер» был потоплен. После окончания операции переведен инструктором в военно-морскую школу в Мюрвике. В апр. 1942 поступил в подводный флот. В качестве 1-го вахтенного офицера совершил 2 похода на подлодке U-752. 12.5.1943 назначен командиром подлодки U-978 (Тип VII-C), на которой совершил 2 похода (проведя в море в общей сложности 124 дня). Потопил всего один корабль водоизмещением 7176 т. 21.12.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. После 2-го похода привел свою лодку в Норвегию, где 8.5.1945 сдался британским войскам. В 1948 освобожден. В сент. 1957 П. поступил на службу в Бундесвер (в качестве вольнонаемного чиновника) и в 60-х гг. занимал пост финансового контролера НАТО в Париже. В марте 1983 вышел на пенсию. Он был награжден Федеральным крестом за заслуги (1980) и американской медалью «За выдающиеся гражданские заслуги».

ПУТТКАМЕР

ПУТТКАМЕР (puttkamer) Карл-Йеско фон (24.3.1900, Франкфурт-на-Одере - 4.3.1981, Нойрид), руководящий сотрудник ОКМ, контр-адмирал (1.9.1943). 2.7. 1917 поступил добровольцев в ВМФ. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Императрица». За боевые отличия награжден Железным крестом 2-го класса. В 1918 окончил навигационные курсы в Мюрвике. В 1919 член Добровольческого корпуса «Петерсдорф», участник боев с большевиками в Курляндии. После демобилизации армии оставлен на флоте и 1.1.1921 произведен в лейтенанты. С 1.5.1925 групповой офицер в военно-морском училище в Мюрвике. С 24.9.1926 флаг-лейтенант в штабе командующего флотом. С 29.9.1928 командир миноносца «Альбатрос», с 15.10.1931 - «Морской орел». 27.9.1933 П. назначен офицером связи ВМФ при Командовании сухопутных войск в Берлине. С 1.7.1935 2-й адъютант и офицер связи ВМФ при А. Гитлере. 3.7.1938 направлен на службу на «Германиаверфт» (Киль), а 17.9.1938 стал командиром эскадренного миноносца «Ганс Лоди» и флаг-капитаном 4-й флотилии эскадренных миноносцев. Перед началом 2-й мировой войны 23.8.1939 назначен офицером связи ОКМ в Ставке фюрера, а 1.10.1939 переименован в офицеры связи ВМФ при фюрере и рейхсканцлере и Верховном главнокомандующем. Постоянно находился при Гитлере, сопровождал его во всех поездках. В апр. 1945 находился в Имперской канцелярии. 21.4. 1945 бежал через Зальцбург в «Бергхоф». 8.5.1945 сдался американским властям. 12.5.1947 освобожден.

ПУТТКАМЕР

Карл-Йеско фон Путткамер

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ миноносцев (5. torpedobootsflottille), соединение германского флота. Создана в сент. 1938. В состав флотилии вошли миноносцы «Альбатрос», «Фальке», «Гриф», «Ильтис», «Ягуар», «Кондор», «Тигр», «Мёве», в 1940 - также «Морской орел». Позже в состав флотилии вошли миноносцы T-22, T-23, T-24, T-25 из состава 4-й флотилии. С 1939 действовала в Северном море, а в 1940 приняла участие в операции «Везерюбунг». В 1941-44 районом действия флотилии было Западное пространство и Северное море, в июне 1944 обеспечивала переброску подводных лодок из Франции в германские порты. В 1944-45 действовала у берегов Финляндии, а позже в Восточной и Центральной Балтике, оказывая поддержку сухопутным войскам. Флотилия продолжала существовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга Хейке (10.1938-11.1939); капитан 3-го ранга Хенне (1.1940-12.1940); капитан-лейтенант Нойсс (12.1940-2.1941); капитан 3-го ранга Ганс Маркс (2.1941-3.1941); капитан 2-го ранга Мориц Шмидт (3.1941-4.1943); капитан 3-го ранга Коппенхаген (4.1943-11.1943); капитан 3-го ранга Генрих Хофман (11.1943-10.1944); капитан 3-го ранга Хансен-Ноотхаар (10.1944-5.1945).

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (5. u-bootsflottille), соединение подводного флота. Сформирована в дек. 1938 под названием флотилии подводных лодок «Эмсман» (Unterseebootsflottille «Emsmann»), в сент. 1939 переименована в 5-ю флотилию подводных лодок. В состав флотилии входили подлодки U-56, U-57, U-58, U-59, U-60, U-61 (все - Типа II-C). База флотилии располагалась в Киле. В янв. 1940 расформирована, а входившие в нее лодки переданы в состав 1-й флотилии подводных лодок. Вторично сформирована в июне 1941 в Киле в качестве учебной флотилии. Существовала до конца войны и в мае 1945 была расформирована. В состав флотилии входили подлодки Типов II-B, II-D, VII-B, VII-C/41, VII-C/42. VII-F, IX, X-B, XVII-A, XVII-B, XXI, XXIII.

Командиры: капитан 3-го ранга Ганс Рудольф изинг (12.1938-12.1939); капитан-лейтенант Карл Гейнц Мёле (6.1941-8.1942); капитан 3-го ранга Ганс Паукштадт (9.1942-11.1942); капитан 3-го ранга Карл Гейнц Мёле (11.1942-5.1945).

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ

ПЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ эскадренных миноносцев (5. zerstörerflottille), соединение германского флота. Сформирована в мае 1940 из кораблей 1-й дивизии эскадренных миноносцев (Z-4, Z-14, Z-15, Z-16) и захваченного голландского эскадренного миноносца ZH-1. Флотилия продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 2-го ранга Шеммель (5.1940-8.1940); капитан 1-го ранга Бергер (8.1940-7.1942); капитан 1-го ранга Шеммель (7.1942-12.1942); капитан 1-го ранга Вольф (2.1943-2.1944); капитан 1-го ранга барон фон Маухенгейм (2.1944-4.1944); капитан 1-го ранга Лангхельд (4.1944-5.1945).

РАРКОВСКИ

РАРКОВСКИ (rarkowski) Франц Юстутс (8.6.1873, Алленштейн, Восточная Пруссия - 9.2.1950, Мюнхен), руководитель католического духовенства ВМС. 9.1. 1908 рукоположен в ксендзы. В 1908-14 директор кураториума в Кошене и Лётцене. После начала 1-й мировой войны состоял священником в лагере для военнопленных в Берлине и Бланкенберге, священником берлинского военного госпиталя, секретарем католического полевого епископа. С июля 1916 дивизионный священник 1-й гвардейской дивизии. С 1.4.1918 дивизионный священник в Кобленце, с янв. 1920 священник военного округа в Кёнигсберге, с 1.10.1927 - в Бреслау, с 1.2.1929 - в Берлине. С 1.10.1929 представитель руководителя католического военного духовенства в Имперском военном министерстве. 11.8.1936 Р. был назначен исполняющим обязанности католического полевого епископа вермахта и таким образом возглавил все военное католическое духовенства в немецком ВМФ (утвержден 20.2.1938). В янв. 1944 тяжело заболел и 6 февр. ушел на покой.

РАШ

РАШ (Rasch) Герман (26.8.1914, Вильгельмсхафен - 10.6.1974, Гамбург), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.3. 1942). 1.7.1935 поступил на флот фенрихом. 1.4.1937 произведен в лейтенанты. В апр. 1940 переведен в подводный флот. С сент. 1940 1-й вахтенный офицер на подлодке U-106 капитана Ю. Ёстена. 20.10.1941 назначен командиром подлодки U-106, на которой совершил 5 походов (проведя в море в общей сложности 260 дней) в основном в Северную и Западную Атлантику. Наиболее успешным для Р. стал его 2-й поход, во время которого он потопил в течение 3 дней 2 крупных корабля водоизмещением 10 354 и 15 355 т. 29.12.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий Р. потопил 12 кораблей общим водоизмещением 78 553 т и повредил 2 корабля водоизмещением 12 885 т. С апр. 1943 служил офицером Адмирал-штаба в ОКМ, а в июне 1944 переведен 4-м офицером Адмирал-штаба в штаб командующего подводным флотом. В окт. 1944 назначен командиром малого боевого соединения, в состав которого вошли малотоннажные подлодки типа «Зеехунд» и «Бибер». В мае 1945 сдался союзникам. После освобождения (1946) работал журналистом в различных печатных изданиях в Гамбурге, Берлине, Дюссельдорфе.

РЕДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙМЕР

РЕЙМЕР (reimer) Георг (21.7.1888, Леопольдшаль - 25.7.1974, Бад-Харцбург), руководящий сотрудник ОКМ, вице-адмирал (1.4.1942). 1.4.1906 поступил в ВМФ кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище со специальным курсом (1908). 30.9.1909 произведен в лейтенанты. Служил на учебном судне «Король Вильгельм» (1909-10, 1912-13), на легком крейсере «Эмден» (1910-12). С 1.10.1913 - во 2-й торпедной дивизии. Участник 1-й мировой войны, служил на торпедных катерах, с 29.10.1918 командир 14-й торпедной полуфлотилии. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (26.4.1917). С 22.6.1919 по 31.1. 1920 находился в плену. После освобождения зачислен на флот. 3.10.1921-6.3. 1922 и.о. командира 2-й флотилии. Окончил торпедные курсы (1922). С 7.3.1922 командир роты корабельной кадрированной дивизии «Нордзее», с 1.4.1922 - 3-й полуфлотилии. 4.10.1923 переведен в Морское руководство начальником отдела Управления флота. С 26.9.1927 1-й офицер крейсера «Нимфа», с 24.9.1928 - линейного корабля «Эльзас», с 25.2.1930 - линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн». 7.10.1930 направлен на службу в военно-морское училище в Мюрвике, а 24.3.1932 возглавил училище торпедных частей и связи. С 6.6.1933 начальник штаба инспектора боевой подготовки. 29.9.1934 назначен инспектором депо ВМФ. С 1.10. 1935 инспектор морских вооружений, с 16.11.1936 - морских артиллерийских вооружений. 6.5.1937 отстранен от должности и назначен на административный пост начальника 2-й военно-экономической инспекции (Штеттин). После успешной Французской кампании Р. 8.6.1940 инспектор вооружений в Нидерландах. 1.12. 1942 зачислен в распоряжение командующего адмирала военно-морской станции «Нордзее». 31.5.1943 вышел в отставку.

РЕЙМЕР

Георг Реймер

РЕЙНЮБУНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙХСМАРИНЕ

Имперский ВМФ (reichsmarine), военно-морской флот Германии в 1919-1935. После поражения Германии в 1-й мировой войне (11.11. 1918) в соответствии с условиями Версальского мира (16.4.1919) был создан Временный имперский ВМФ (Vorlaufige Reichsmarine), 21.3.1921 ВМФ Веймарской республики был переименован в Имперский ВМФ - Р. Впервые флаг Р. был поднят 11.4.1921, а кайзеровский флаг окончательно спущен 31.12.1921. 21.5. 1935 Р. был официально преобразован в ВМФ Германии (Kriegsmarine). Управление Р. осуществляло Морское руководство.

Корабли Р., оставшиеся от старого германского ВМФ времен 1-й мировой войны (* отмечены корабли, входившие в состав действующего ВМФ в 1935):

линейные корабли «Брауншвейг» (Braunschweig), «Эльзас» (Elsass), «Гессен» (Hessen), «Пруссия» (Preussen), «Лотарингия» (Lothringen), «Силезия» (Schlesien)*, «Шлезвиг-Гольштейн» (Schleswig-Holstein);

крейсера «Ниобе» (Niobe), «Нимфа» (Nimfe)*, «Тетис» (Tetis)*, «Амазоне» (Amazone), «Медуза» (Meduze), «Аркона» (Arkone), «Гамбург» (Hamburg), «Берлин» (Berlin);

эскадренные миноносцы V-1, V-2, V-3, V-5, V-6, G-6, G-7 (позже T-108), G-8 (позже T-109), G-10 (позже T-110), G-11 (позже T-111), S-18, S-19, S-23;

миноносцы T-108* (бывший G-7), T-109* (бывший G-8), T-110* (бывший G-10), T-111* (бывший G11), T-151*, T-152*, T-153*, T-154*, T-155*, T-156*, T-157*, T-158*, T-175, T-185, T-190*, T-196;

орудийные тендеры: «Дракон» (Drache), «Хай» (Hay) и еще 5 единиц.

Корабли, вступившие в состав Р. в 1919-35 (* отмечены корабли, входившие в состав действующего ВМФ в 1935):

броненосцы: «Дойчланд» (Deutschland)*, «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer)*, «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee)*;

крейсера: «Эмден» (Emden)*, «Кёнигсберг» (Königsberg)*, «Карлсруэ» (Karlsruhe)*, «Кёльн» (Köln)*, «Лейпциг» (Leipzig)*;

миноносцы: «Чайка» (Möwe)*, «Морской орел» (Seeadler)*, «Гриф» (Greif)*, «Альбатрос» (Albatros)*, «Кондор» (Kondor)*, «Сокол» (Falke)*, «Волк» (Wolf)*, «Ильтис» (Iltis)*, «Лиса» (Luchs)*, «Тигр» (Tiger)*, «Ягуар» (Jaguar)*, «Леопард» (Leopard)*;

подводные лодки: U-1*, U-2*, U-3*, U-4*, U-5*, U-25*, U-26*.

РЕХЕ

РЕХЕ (Reche) Рейнгарт (13.12.1915-3.3.1993), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.10.1941). 26.9.1934 поступил на флот кадетом. 1.4.1937 произведен в лейтенанты. Служил инструктором на легком крейсере «Эмден». В апр. 1940 переведен в подводный флот. Совершил 2 боевых похода на подлодке U-751, которой командовал капитан Г. Бигалк. 29.11. 1941 назначен командиром подлодки U-255, на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 145 дней). Большую часть боев провел в водах Арктики. Сыграл важную роль в разгроме конвоя PQ-17. 17.3.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Всего за время военных действий Р. потопил 10 кораблей общим водоизмещением 54 420 т. 6.6.1943 переведен в штаб командующего подводными лодками на Северном море. После окончания войны вышел в отставку, но в 1956 поступил на службу в ВМС ФРГ. В 1959-61 руководил боевой подготовкой моряков-подводников, затем занимал различные штабные должности. В 1974 вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга. Был награжден Федеральным крестом за заслуги.

Предыдущая страница Следующая страница