Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 8, "ЗУР"-"КОИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 8, "ЗУР"-"КОИ")

ЗУРЕН

ЗУРЕН (suhren) Рейнгард «Тедди» (16.4. 1916, Лагеншвальдбах - 25.8.1984, Хальстенбек, Гамбург), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.6.1944). 25.9.1935 поступил на флот кадетом. 1.4.1938 произведен в лейтенанты. В марте 1938 переведен на подводный флот. С нояб. 1938 служил вахтенным офицером на подводных лодках U-51, U-46 и U-47. С апр. 1939 1-й вахтенный офицер на U-48 под командованием Г. Шультце. Участвовал в 9 результативных боевых походах. 3.11.1940 первым из помощников командиров подлодок был награжден Рыцарским крестом Железного креста. 3.4.1941 назначен командиром U-564, на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 284 дня). В авг. 1941 потопил британский корвет «Зинния». 31.12.1941 награжден дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, а 1.9.1942 к награде добавлены мечи. 1.10.1942 назначен инструктором 2-й подводной учебной дивизии. Позже переведен в руководство 27-й флотилии подводных лодок, которой командовал Э. Топп. В 1944-45 служил командующим подводными силами группы ВМС в Норвегии, а с сент. 1944 на той же должности в командовании ВМС Северного моря. Всего за время боевых действий потопил 19 кораблей общим водоизмещением 96 444 т и повредил 5 кораблей водоизмещением 31 036 т. После окончания войны служил в ВМС ФРГ.

ИНСПЕКЦИИ

ИНСПЕКЦИИ - органы, осуществлявшие контроль за состоянием боевой готовности, ходом боевой подготовки войск. Первоначально входили в состав Морского руководства, а с созданием 1.6.1935 Верховного командования ВМС (ОКМ) перешли в его состав. И. не подчинялись каким-либо управлениям, а входили непосредственно в ОКМ и подчинялись главнокомандующему. К моменту прихода НСДАП к власти (янв. 1933) в составе Морского руководства действовали И.: Военно-морских учебных заведений (Bildungswesen), Торпедных и минных средств (Torpedo und Mineninspektion), Морской артиллерии (Marineartillerie), Снабжения (Nachschubinspektion). В предвоенные годы одни И. были реорганизованы, созданы новые, некоторые ликвидированы. К началу войны в составе ОКМ существовали следующие И.:

Учебных заведений (Bildungswesen);

Связи (испытаний средств связи). [Marinenachrichten (Nachrichtenerprobungs)]

Торпедная (испытаний торпедного вооружения) [Torpedoinspektion (Torpedoerprobungs)]

Минно-заградительного вооружения (Sperrwaffe).

Морской артиллерии (Marineartillerie).

Корабельных машин (Schiffsmaschineninspektion).

Артиллерийских вооружений (Inspektion für der Marineatilleriezeugämter).

Главный инспектор военно-морских учебных заведений: генерал-адмирал Герман Бём (1.3.1944-31.3. 1945).

Инспектора военно-морских учебных заведений: вице-адмирал Альфред Заальвахтер (2.10.1933-27.10. 1938); вице-адмирал Карлгеорг Шустер (28.10.1938-1.11.1939); вице-адмирал Гюнтер Гузе (и.о. 28.1-5.3.1939); контр-адмирал Губерт Шмундт (6.11.1939-31.3. 1940); адмирал Вильгельм Маршалл (26.8. 1940-8.8.1942); адмирал Герман Моотц (1.10.1942-28.2.1943); контр-адмирал Бернгард Рогге (1.3.1943-19.9.1944); контр-адмирал Вальдемар Винтер (25.9. 1944-22.7.1945).

Инспектор связи ВМФ: вице-адмирал Гюнтер Гузе (1.11.1938-15.6.1941).

Инспектора торпедного вооружения: контр-адмирал Конрад Цандер (1.10.1932-31.3.1934); вице-адмирал Фридрих Гёттинг (3.10.1934-20.12.1939); вице-адмирал Оскар Кумметц (21.12. 1939-29.5.1942); вице-адмирал Курт Утке (22.2.1943-3.12.1944); контр-адмирал Рудольф Юнкер (4.12.1944-21.9.1945).

Инспектора минно-заградительного вооружения: вице-адмирал Витольд Ротер (21.5.1937-31.8.1942); вице-адмирал Александр Михельс (1.9.1942-10.9.1945; до 23.2.1943 и.о.).

Инспектора морской артиллерии: вице-адмирал Отто Фейге (30.9. 1932-26.9.1937); контр-адмирал Вернер Грассман (30.9.1937-22.1.1939; 4.6-7.9. 1941); вице-адмирал Тило фон Зеебах (23.1. 1939-3.6.1941; 8.9.1941-31.3.1943); контр-адмирал Отто Фрике (1.4.1943-22.7. 1945).

Инспектора корабельных машин: вице-адмирал (инженер) Ганс Фехтер (1.10.1935-31.12.1939); адмирал (инженер) Эрих Циглер (1.12.1939-28.3. 1943); вице-адмирал (инженер) Вальтер Фрёлих (29.3.1943-14.7.1945).

Инспектор морских вооружений: контр-адмирал Георг Реймер (1.10. 1935-15.11.1936).

Инспектора артиллерийских вооружений: контр-адмирал Георг Реймер (16.11.1936-6.5.1937); контр-адмирал Гюнтер Краузе (7.5.1937-15.4.1943); контр-адмирал Отто Фрике (15.4.1943-22.7.1945).

Инспектора противогазовой и противовоздушной обороны: вице-адмирал Фридрих Риве (4-31.1.1945); контр-адмирал Герман фон Бредов (1.2 - 22.7.1945).

ИТЕС

ИТЕС (Ites) Отто (5.2.1918, Норден, Восточная Фрисландия - 2.2.1982, там же), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.4.1943). 10.9.1936 поступил на флот кадетом. 1.10.1938 произведен в лейтенанты. Служил на миноносцах «Кондор» и «Альбатрос». В окт. 1938 переведен в подводный флот. Служил на подлодке U-51. В качестве 2-го вахтенного офицера служил в Северном и Балтийском морях на подлодке U-146. 7.4.1941 назначен командиром подлодки U-146, на которой совершил поход (проведя в море в общей сложности 45 дней). С 29.8.1941 командовал подлодкой U-94, которой ранее командовал Г. Куппиш. Руководил лодкой в 5 боевых походах (190 дней в море), в основном в Северную Атлантику. 28.3.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 28.8.1942 его лодка была потоплена в Карибском море канадским корветом «Оуквил» и американской летающей лодкой; 19 чел. погибло, а 26, в т. ч. и И., были взяты в плен. Всего за время военных действий И. потопил 14 кораблей общим водоизмещением 72 424 т и повредил 2 корабля водоизмещением 12 480 т. В мае 1946 освобожден. Получил медицинское образование, доктор стоматологии. В 1956 поступил в ВМС ФРГ, в течение 2 лет командовал эскадренным миноносцем Z-2, а затем занимал руководящие должности в различных штабах. В сент. 1977 вышел в отставку; контр-адмирал (1.4.1975).

ИТЕС

Отто Итес; рисунок Вольфганга Виллриха

ЙОХАННЕССОН

ЙОХАННЕССОН (johannesson) Рольф (22.7.1900, Берлин-Лихтерфельде - 6.12. 1989, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (30.1.1945). Образование получил в военно-морской школе в Мюрвике (окт. 1918) и на линейном корабле «Силезия». 1.12.1918 демобилизован. В февр. - июле 1919 член морской ударной роты 1-го гвардейского резервного полка, участник боев с коммунистами. 26.3.1921 вновь поступил на флот кандидатом на офицерское звание. 1.4.1924 произведен в лейтенанты. С 31.3.1924 вахтенный офицер 1-й флотилии торпедных катеров. С 30.9.1927 адъютант школы корабельной артиллерии, с 1.6.1928 - 3-го морского артиллерийского батальона. 3.12.1928 переведен в штаб военно-морской станции «Остзее» адъютантом. С 30.9. 1930 вахтенный и 2-й артиллерийский офицер на легком крейсере «Кёнигсберг». 27.9.1932 назначен командиром торпедного катера G-8, а 24.9.1934 переведен в отдел абвера Имперского военного министерства. Принимал участие в операциях военной разведки, в т. ч. в 1937 в Испании. С 15.11.1937 начальник учебного отдела 3-й и 5-й дивизий эскадренных миноносцев. 18.5.1938 направлен на верфи «Блом унд Фосс» (Гамбург) для надзора за строительством эскадренных миноносцев. 8.6.1938 назначен командиром эскадренного миноносца «Эрих Штейнбринк», одновременно с 18 окт. по 10 дек. 1941 исполнял обязанности 1-го офицера Адмирал-штаба штабного отделения «Афины» штаба группы ВМС «Юг». С 8.2.1942 командовал эскадренным миноносцем «Гермес». 12.2.1942 награжден Золотым Германским крестом, а 7.12.1942 - Рыцарским крестом Железного креста. 6.4. 1943 назначен командиром 4-й флотилии эскадренных миноносцев, действовавшей в Северном море. Одновременно с 27.12. 1943 по 15.1.1944 исполнял обязанности командира боевой группы, действовавшей у берегов Норвегии. 13.11.1944 назначен комендантом морской обороны Эльбы и Везермюнде, одновременно с 11 февр. по 14 марта 1945 исполнял обязанности командующего адмирала в Германской бухте. 31.12.1945 арестован союзниками. 10.12.1946 освобожден. При создании ВМС ФРГ 1.1.1957 принят на службу и 1.1.1957 произведен в адмиралы флотилии. С 16.3.1957 командующий морскими силами, с 1.4.1958 командующий флотом. 22.12.1958 получил звание контр-адмирала. 31.8.1961 вышел в отставку. С 17.5.1965 по 27.9.1983 представитель федерального правительства в морской службе в Гамбурге.

ЙОХАННЕССОН

Рольф Йоханнессон

ЙОХАННСЕН

ЙОХАННСЕН (johannsen) Ганс (29.1. 1913, Штадум -?), инженер подводного флота, обер-лейтенант (1.10.1943). В янв. 1935 поступил на службу в ВМФ и в окт. 1935 назначен кочегаром на подлодку U-6; с 1.1.1936 обер-кочегар. В марте 1936 - апр. 1937 кочегар на подлодке U-3, в апр. - нояб. 1938 машинист на подлодке U-5. С дек. 1940 по авг. 1942 Й. являлся старшим машинистом на подлодке U-96, на которой совершил 9 боевых походов, проведя в море в общей сложности 328 дней. Й. был выведен Буххеймом в его новелле «Лодка» (Das Boot) под именем «Йохан». 1.10.1942 произведен в лейтенанты. С июня 1943 главный инженер подлодки U-802 (4 боевых похода в Северную Атлантику, 254 дня в море). 31.3.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 11.5. 1945 лодка сдалась англичанам в Лох-Эриболле. После 3 месяцев в плену Й. в авг. 1945 был освобожден.

ЙЭКЕЛЬ

ЙЭКЕЛЬ (jäckel) Карл (20.12.1912, Гладбек, Вестфалия - 7.12.1984, там же), подводник, обер-штурман (1944). В апр. 1937 поступил на службу в ВМФ. В апр. 1940 назначен штурманом на подлодку U-29 (командир О. Шухарт), на которой совершил 4 похода, проведя в море в общей сложности 129 дней. С окт. 1941 по июнь 1943 штурман на подлодке U-160 (командир Г. Лассен, 4 похода, 321 день в море), с мая 1944 по май 1945 - на подлодке U-907 (2 похода, 86 дней в море). 9.5.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В мае 1945 подлодка сдалась союзникам.

КАЛЬС

КАЛЬС (kals) Эрнст (2.8.1905, Глаушау, Саксония - 2.11.1979, Эмден), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.9. 1944). 1.4.1925 поступил на флот кадетом. 1.10.1928 произведен в лейтенанты. Служил на миноносцах и легких крейсерах. В окт. 1940 переведен в подводный флот. Совершил 1 поход на подлодке U-37. 11.6.1941 назначен командиром подлодки U-130, на которой совершил 5 походов (проведя в море в общей сложности 286 дней). Участвовал в операции «Друмбеат» у берегов США. Действуя в Карибском море, К. атаковал (в надводном положении) нефтеналивную станцию в Балленбее. 1.9. 1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 12.11.1942 К. атаковал хорошо охраняемый конвой, направлявшийся в Марокко. В течение 5 мин К. потопил 3 крупных транспорта общим водоизмещением 34 507 т. 1.1.1943 К. назначен командиром 2-й флотилии подводных лодок, дислоцированной во Франции. В мае 1945 сдался французским войскам. Всего за время военных действий К. потопил 20 кораблей общим водоизмещением 145 656 т и повредил 1 корабль водоизмещением 6986 т. В янв. 1948 освобожден.

КАМПТЦ

КАМПТЦ (kamptz) Герхард Курт фон (27.12.1902, имение Коппашютц, Позен -?), морской офицер, кавалер одной из высших военных наград, капитан 1-го ранга (1.7.1943). В 1923 поступил в ВМФ; в 1927 произведен в лейтенанты. С 1932 командир 1-й, с нояб. 1938 - 2-й флотилии катеров-тральщиков. Успешно действовал в Северном море во время операции «Везерюбунг» и 6.10.1940 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. 14.3.1941 возглавил 8-ю флотилию катеров-тральщиков, во главе которой потопил, не потеряв ни одного катера, торговых судов противника общим водоизмещением 400 000 т, за что 14.4.1943 получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. 1.3. 1943 назначен командиром 4-й конвойной флотилии, дислоцированной в Ла-Специи (Италия). Летом 1943 провел ряд успешных операций в Италии, в окт. 1943 был назначен начальником минно-заградительного училища в Киле, а в окт. 1944 возглавил отдел в ОКМ. 5.3.1945 К. был назначен комендантом датского острова Борнхольм, где взят в плен советскими войсками. 1.1.1954 в качестве неамнистированного преступника передан властям ФРГ и освобожден.

КАНАРИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЛ ГАЛЬСТЕР

КАРЛ ГАЛЬСТЕР (karl galster), эскадренный миноносец z-20, класса Тип 1936. Спущен на воду 15.6.1938 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 21.3.1939. Имел следующие параметры: длина - 125 м, ширина - 11,8 м, осадка - 4,5 м, водоизмещение 3415 т. Корабль обслуживал экипаж в 323 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 6×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. После окончания войны при разделе германского флота в 1946 передан СССР.

Командиры: капитан 3-го ранга барон фон Маухенхейм (3.1939-8.1942); капитан 2-го ранга Хармсен (8.1942-1.1945); капитан 2-го ранга Куно Шмидт (1.1945-5.1945).

КАРЛСРУЭ

КАРЛСРУЭ (karlsruhe), легкий крейсер германского флота класса «Кёнигсберг». Заложен 27.6.1926 на верфи «Дойче Верке АГ» в Киле; спущен на воду 20.8. 1927 (стоимость строительства составила 36 млн рейхсмарок). Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 6.11.1929. Имел следующие параметры: длина - 174 м, ширина - 16,9 м, осадка - 6,2 м, водоизмещение 8350 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 69,8 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 30 узлов. Вооружение: 9×150-мм орудий SK, 6×88-мм зенитных орудий, 8×37-мм зенитных орудий, 8×20-мм зенитных орудий, а также 12 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 21 офицер и 493 унтер-офицера и матроса.

КАРЛСРУЭ

Легкий крейсер «Карлсруэ»

20.5.1938 выведен из состава флота и отправлен на модернизацию. К 13.11.1939 работы были закончены, но только в нач. 1940 он смог приступить к испытаниям. В апр. 1940 включен в состав сил, предназначенных для проведения операции «Везерюбунг». Он стал флагманом небольшой 4-й боевой группы (командующий Ф. Риве), которая должна была захватить Кристианзанд (для чего на его борт погрузились 110 солдат сухопутных войск). 9.4.1940 атакован подлодкой «Траэнт» и получил попадание торпедой, что вызвало ряд взрывов и привело к потере половины мощности электроэнергетики. Команда была снята, после чего «К.» был затоплен торпедами, выпущенными в 22.50 с миноносца «Гриф». Впоследствии ответственность была возложена на старшего офицера капитана 3-го ранга Дювеля и гибель корабля приписана плохой подготовке экипажа.

Командиры: капитан 1-го ранга Ойген Линдау (11.1929-9.1931); капитан 1-го ранга Эрвин Васснер (9.1931-11.1932); капитан 2-го ранга барон Вильгельм Харсдорф фон Эндерндорф (12.1932-9.1934); капитан 1-го ранга Гюнтер Лютьенс (9. 1934-9.1935); капитан 1-го ранга Леопольд Сименс (9.1935-9.1937); капитан 1-го ранга Эрих Фёрсте (9.1937-5.1938); капитан 1-го ранга Фридрих Риве (11.1939-4.1940).

КАРЛЬС

КАРЛЬС (carls) Рольф Ганс Вильгельм Карл (29.5.1885, Росток - 15.4.1945, Бад-Ольдеслое), военно-морской деятель, генерал-адмирал (19.7.1940). 1.5.1903 поступил в ВМФ кадетом. Окончил военно-морское училище со специальным курсом. 28.9.1906 произведен в лейтенанты. В 1905 служил на кораблях Восточно-азиатской эскадры. С нояб. 1905 служил на надводных кораблях. Участник 1-й мировой войны. С 13.5.1914 артиллерийский офицер легкого крейсера «Бреслау» (после передачи его Турции - «Мидилли»), участвовал в военных действиях на Черном море. С 16.1.1917 3-й артиллерийский офицер линейного корабля «Кёниг». В апр. - июне 1917 прошел подготовку для плавания на подводных лодках. С 1.7.1917 преподаватель школы на тяжелом крейсере «Императрица Августа». С 31.5.1918 командир подводной лодки U-9, с 21 июля по 1 дек. 1918 - U-124. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (16.12. 1914). После демобилизации оставлен во флоте. С 9.2.1919 командир 8-го морского артиллерийского батальона, с 16.3.1919 в распоряжении инспектора подводного флота, с 9.4.1919 командир 3-й морской бригады, с 1.7.1920 командир 5-го батальона береговой обороны, с 8.10.1923 1-й артиллерийский офицер линейного корабля «Ганновер». 10.9.1925 назначен директором Имперской морской службы в Кёнигсберге. 18.3.1927 переведен в Департамент флота Морского управления, с 5.10.1928 - начальник Департамента боевой подготовки. С 1.10.1930 начальник штаба Морского управления, один из ближайших помощником Э. Редера; капитан 1-го ранга (1.5.1930). 29.9.1934-30.9. 1936 командующий линейными кораблями. Осуществлял высшее командование германским флотом во время Гражданской войны в Испании в 1936-37, являлся одновременно командующим ВМС в Испании (24.7-26.8.1936, 5.10-13.11.1936, 3.8-7.9.1937). С 1 окт. по 23 нояб. 1936 командующий броненосными силами. 1.1. 1937-17.6.1938 командующий флотом. С 1.11.1938 начальник военно-морской станции «Остзее», 31.10.1939 командующий группой ВМС «Восток» (с 10.8.1940 - «Север»). Один из главных инициаторов захвата Норвегии и ее военно-морских баз. Именно К. убедил Редера в необходимости этой операции. 14.6.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В мае 1941, после гибели командующего флотом адмирала Г. Лютьенса, К., не оставляя командования группой ВМС, возглавлял флот до назначения О. Шнивинда. Являлся одним из самых влиятельных адмиралов германского ВМФ. При отставке в янв. 1943 Редер назвал К. и К. Дёница своими возможными преемниками. К. пользовался огромным уважением среди моряков и получил среди них прозвище «морской царь». Но выбор пал на Дёница. 2.3.1943 К. был уволен со всех должностей и зачислен в распоряжение главнокомандующего ВМФ, а 31.5.1943 отправлен в отставку. Погиб во время авианалета союзной авиации.

КАРЛЬС

Рольф Карльс

КАРМАННЫЕ ЛИНКОРЫ

КАРМАННЫЕ ЛИНКОРЫ - см. Броненосцы.

КАТЕРА-ТРАЛЬЩИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЁЛЕР

КЁЛЕР (köhler) Альфред (27.7.1899, Вюрцбург - 1.3.1957, Франкфурт-на-Майне), руководящий сотрудник ОКМ, адмирал-интендант (1.5.1944). Получил высшее юридическое образование, доктор права. 11.4.1929 поступил на службу в административный отдел Морского руководства в качестве военного чиновника. С марта 1936 министериальрат и генеральный советник Общего управления ОКМ. 1.11.1939 возглавил Общее управление, министериальдиригент (1.4.1942). Фактически в его подчинении оказались (по административной линии) все верфи Германии, а также др. промышленные предприятия морского ведомства. Кроме того, он ведал вопросами размещения личного состава ВМФ. 1.3.1944 в ходе общей реорганизации управления К. было переформировано, а сам он потерял свой пост. С 15.7.1944 директор особого штаба по вопросам квартирного довольствия ВМС на территории Германии. С 22.4.1945 интендант военно-морских госпиталей на юге. 22.5.1945 арестован англо-американскими властями. 26.9.1945 освобожден.

КЕЛЬБЛИНГ

КЕЛЬБЛИНГ (kelbling) Герд (12.6.1915, Зальцбрунн, Силезия -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.9.1941). 1.7. 1935 поступил на флот фенрихом. 1.4. 1937 произведен в лейтенанты. Служил на тральщиках. В янв. 1941 переведен в подводный флот. В качестве офицера по боевой подготовке совершил 1 поход на подлодке U-557. 23.10.1941 назначен командиром подлодки U-593, на которой совершил 16 походов (проведя в море в общей сложности 338 дней). В 1-й поход вышел в марте 1942. Совершив 3 похода в Атлантику, К. в окт. 1942 прошел через Гибралтар в Средиземное море. Среди потопленных им кораблей британские эскортные эсминцы «Холкомб» (1087 т) и «Тайндейл» (1000 т) и американский минный тральщик «Скилл» (815 т). 18.8.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 13.12.1943 лодка К. потоплена глубинными бомбами, сброшенными с американского и британского эсминцев; весь экипаж был взят в плен. Всего за время военных действий К. потопил 14 кораблей общим водоизмещением 51 243 т и повредил 2 корабля водоизмещением 6478 т. Содержался в канадском лагере для военнопленных. В сент. 1947 освобожден.

КЁЛЬН

КЁЛЬН (köln), легкий крейсер германского флота класса «Кёнигсберг». Заложен 7.8.1925 на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене; спущен на воду 23.5.1928 (стоимость строительства составила 36 млн рейхсмарок). Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 15.2.1930. Имел следующие параметры: длина - 174 м, ширина - 15,3 м, осадка - 6,3 м, водоизмещение 8130 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 69,8 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 32 узлов. Вооружение: 9×150-мм орудий SK, 6×88-мм зенитных орудий, 8×37-мм зенитных орудий, 8×20-мм зенитных орудий, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 21 офицер и 493 унтер-офицера и матроса.

Во время Гражданской войны в Испании крейсировал в районе Гибралтара. 3-8.9.1939 участвовал в постановке минных заграждений («Западный вал»). 12-13 дек. во время выхода легких крейсеров к Доггер-банке остался единственным крейсером, не пострадавшим от атаки британской подлодки «Селмон», и после выхода из строя «Нюрнберга» стал флагманом командующих разведывательными силами флота (до мая 1940) - адмиралов Г. Лютьенса и Г. Шмундта. С апр. 1940, во время операции «Везерюбунг», флагман 3-й «бергенской» боевой группы контр-адмирала Шмундта. «К.» не получил ни одного попадания с береговых батарей, а затем успел уйти в море 9 апр. до атаки британских пикирующих бомбардировщиков. В мае 1940 переведен в Вильгельмсхафен, участвовал в постановке минных заграждений. Затем переведен на Балтику, а в дек. - в Киль. С нач. 1941 использовался как учебный корабль. В сент. 1941 вошел в состав северной группы Балтийского флота, действовавшей в районе Аландских островов. Участвовал в захвате островов Даго и Моон. В июле 1942 переведен в Северную Норвегию и в авг. прибыл в Нарвик. В сент. 1942 вместе с «Адмиралом Шеером» и «Адмиралом Хиппером» участвовал в нападении у Алта-фьорда на конвой PQ-18. Позже участия в военных операциях фактически не принимал, а в 1943 использовался в качестве плавучей казармы. 1.4. 1944 переведен в Кёнигсберг, а в окт. - нояб. 1944 курсировал между Норвегией и Данией. 13.12.1944 во время авианалета получил серьезные повреждения и был переправлен из Осло в Вильгельмсхафен для ремонта, куда он прибыл 14.1.1945. 31.3.1945 американская авиация разрушила док, и «К.» сел на дно дока (хотя надстройки пострадали незначительно). После окончания войны начались работы по разборке дока и крейсера, завершившиеся в 1956.

Командиры: капитан 1-го ранга Людвиг фон Шрёдер (1.1930-9.1932); капитан 1-го ранга Отто Шнивинд (9.1932-2.1934); капитан 1-го ранга Вернер Фухс (3.1934-9.1935); капитан 1-го ранга Отто Бакенкёлер (10.1935-10.1937); капитан 1-го ранга Теодор Бурхарди (10.1937-1.1940); капитан 1-го ранга Эрнст Краценберг (1.1940-5.1941); капитан 1-го ранга Фридрих Хюффмейер (5.1941-3.1942); капитан 3-го ранга Гельмут Штробель (3.1942-5.1942, и.о.); капитан 1-го ранга Мартин Балтцер (5.1942-12.1942); капитан 1-го ранга Ганс Мейер (12.1942-2.1943); капитан 1-го ранга Гельмут Штробель (8.1944 - 1.1945); капитан 3-го ранга Фриц Хенниг Бранде (1.1945-4.1945, и.о.).

КЕМНАДЕ

КЕМНАДЕ (kemnade) Фридрих (12.12. 1911, Швармштедт, близ Ганновера -?), морской офицер, капитан 3-го ранга (1.3. 1943). 1.10.1931 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на легком крейсере «Карлсруэ» и в военно-морском училище в Мюрвике. 1.4.1935 произведен в лейтенанты. С 1936 служил на торпедных катерах 1-й флотилии торпедных катеров. Участник Олимпиады 1936, после которой преподавал в торпедной школе. С 1939 1-й торпедный офицер и адъютант легкого крейсера «Эмден», с которым участвовал в боевых операциях в первый год войны. 23.5.1940 переведен в 3-ю флотилию торпедных катеров. 11.9.1940 его катер S-13 был атакован британскими кораблями и получил тяжелые повреждения, а К. принял командование вместо погибшего командира. Действуя на Средиземном море, К. стал одним из наиболее успешных командиров торпедных катеров. 23.7.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 27.5.1943 получил к нему дубовые листья. Кроме того, К. имел высшие итальянские военные награды до Военного креста за военные заслуги включительно. В середине 1943 переведен в ОКМ референтом Штаба руководства морской войной. После капитуляции Германии К. занял пост офицера связи командования флота при союзной Морской комиссии, а затем интернирован британскими властями. 27.2.1946 освобожден. В 1946-56 занимал руководящие посты в фирме «Allianz Versicherungs-AG», с 1952 директор филиала. 1.4.1956 поступил на службу в ВМС ФРГ и был назначен в штаб германского военного представителя при Военном совете НАТО в Вашингтоне. В 1958 назначен командующим торпедными катерами. С 1960 начальник оперативного отдела, с 1963 начальник штаба главнокомандующего ВМС на Балтике; с 1.10.1963 начальник отдела Военно-морской академии. С 1.4.1968 начальник 1-го Командования и германский представитель при Командовании силами НАТО в Северной Европе. 2.4.1968 произведен в контр-адмиралы. 30.9.1970 вышел в отставку. В сент. 1970 награжден Большим Федеральным крестом за заслуги.

КЁНИГСБЕРГ

КЁНИГСБЕРГ (königsberg), легкий крейсер германского флота, первый в своем классе, получившем аналогичное название. Заложен 12.4.1926 на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене; спущен на воду 26.3.1927 (стоимость строительства составила 38 млн рейхсмарок). Традиционно получил название по имени одного из германских городов. Включен в состав флота 17.4.1929. Имел следующие параметры: длина - 174 м, ширина - 15,3 м, осадка - 6,3 м, водоизмещение 8130 т. Движение корабля обеспечивал дизель мощностью 69,8 тыс. л.с., который позволял ему развивать скорость до 32 узлов. Вооружение: 9×150-мм орудий SK/L 60, 6×88-мм зенитных орудий, 8×37-мм зенитных орудий, 8×20-мм зенитных орудий, а также 12 торпедных аппаратов калибра 533 мм и 120 мин. Корабль был оборудован катапультой для подъема самолетов и нес на борту 2 самолета Arado 196. Экипаж: 21 офицер и 493 унтер-офицера и матроса.

КЁНИГСБЕРГ

КЁНИГСБЕРГ

Легкий крейсер «Кёнигсберг»

В составе отряда германских ВМС участвовал в блокаде берегов Испании во время Гражданской войны; в янв. 1937 вернулся в Германию и стал использоваться как учебный корабль Артиллерийской инспекции. С началом войны включен в состав разведывательных сил и во время Польской кампании действовал на Балтике. Принял участие в проведении операции «Везерюбунг», во время которой в апр. 1940 вошел в состав 3-й группы контр-адмирала Г. Шмундта, предназначенной для захвата Бергена. На корабле находился штаб адмирала О. Шрадера и командование 159-го пехотного полка. 8.4. 1940 в районе Бергена (Норвегия) получил 3 попадания снарядов норвежской береговой артиллерии и практически полностью вышел из строя, однако смог принять участие в обстреле норвежских береговых укреплений. 10 апр. оставшийся в порту Бергена «К.» был потоплен британской авиацией. Потери экипажа составили 18 чел. убитыми и 33 ранеными. 17.7. 1942 поднят и отбуксирован в плавучий док. С 1943 использовался в качестве причала для подлодок. В сент. 1944 «К.» опрокинулся и поднят уже не был. После войны разобран на лом в Бергене.

Командиры: капитан 2-го ранга Вольф фон Трота (4.1929-6.1929); капитан 2-го ранга Роберт Виттхёфт-Эмден (6.1929-9.1930); капитан 2-го ранга Герман Денш (9.1930-9.1932); капитан 1-го ранга Отто фон Шрадер (9.1932-9.1934); капитан 1-го ранга Губерт Шмундт (9.1934-9.1935); капитан 1-го ранга Теодор Пауль (9.1935-2.1937); капитан 1-го ранга Робин Шалл-Эмден (2.1937-11.1938); капитан 1-го ранга Эрнст Шойрлен (11.1938-6.1939); капитан 1-го ранга Курт Цезарь Хоффман (6.1939-9.1939); капитан 1-го ранга Генрих Руфус (9.1939-8.1940).

КЕНТРАТ

КЕНТРАТ (kentrat) Эйтель Фридрих (11.9.1906, Штальхейм, Мец - 9.1.1974, Бад-Швартау), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.1.1943). В окт. 1925 поступил в ВМФ матросом. 1.1.1930 произведен в фенрихи, 1.10.1932 - в лейтенанты. Служил на линейных кораблях и крейсерах. В окт. 1939 переведен в подводный флот. В начале 1940 совершил 1 поход на подлодке U-25. С 5 мая по 4 июня 1940 командовал учебной подлодкой U-8, получил ранение во время аварии и почти 3 мес. провел в госпитале. С 31.10. 1940 командовал подлодкой U-74, на которой совершил 7 походов (проведя в море в общей сложности 170 дней). На этой лодке он потопил 5 кораблей, в т. ч. канадский корвет «Левис», и повредил британский вспомогательный крейсер «Улочертершир» (11 499 т). 31.12.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 23.3.1942 К. переведен в распоряжение адмирала Г. Фридебурга. 11.9.1942 назначен командиром подлодки U-196. С ней он совершил 2 дальних похода (373 дня в море). В 1-м походе К. потопил 2 корабля общим водоизмещением 12 000 т. Его 2-й поход длился 225 дней (с 13 марта по 23 окт. 1943). 21.9.1944 оставил командование лодкой (в это время он находился в Пенанге) и до окончания войны служил в составе германской военно-морской миссии в Японии. Всего за время военных действий К. потопил 8 кораблей общим водоизмещением 43 358 т и повредил 2 корабля водоизмещением 11 499 т. В окт. 1947 вернулся в Германию.

КИЗЕРИТЦКИ

КИЗЕРИТЦКИ (kieseritzky) Густав Альберт Александр (22.9.1893, Рендсбург - 19.11.1943, Камиш-Бурун, Крым), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.3.1943). Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Винета» и в военно-морском училище в Мюрвике. 1.4.1912 поступил на флот кадетом. 22.3.1915 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Фридрих Великий» (9.8.1914-24.4.1917), а затем в штабе Флота открытого моря. 17.10.1918 переведен в подводный флот. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (25.12.1917). С 27.11.1918 флаг-лейтенант легкого крейсера «Страсбург». С 25.11.1919 вахтенный офицер 4-й минной флотилии «Остзее». С 7.12.1919 по 11.7.1920 командир 7-й минной полуфлотилии. С 23.8.1920 командир 6-й полуфлотилии, с 20.11. 1921 инструктор заградительного экспериментального командования. С 31.3.1924 вахтенный офицер на линейном корабле «Ганновер». 25.9.1925 переведен в Морское руководство, а 4.10.1928 возглавил роту военно-морского училища в Фридрихсорте. С 24.9.1931 4-й офицер Адмирал-штаба в штабе флота. С 4.10.1934 по 25.9.1935 1-й офицер линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн», с 6.1.1936 - броненосца «Адмирал граф Шпее». 24.3.1936 назначен начальником отдела тыла Военного управления Военного министерства. С 13.6.1938 по 25.4.1939 командовал линейным кораблем «Шлезвиг-Гольштейн», а затем возглавлял штаб инспекции связи ВМФ. С 21.6.1940 комендант морского порта в Бресте (Франция). С 3.12.1940 командующий береговыми укреплениями в Бретони. С 23.6.1942 командующий береговой обороной Германской бухты. 28.2. 1943 назначен командующим адмиралом на Черном море. Успешно действовал против превосходящих сил советского Черноморского флота во время операций в районе Керчи. 26.10.1943 награжден Золотым Германским крестом. Погиб в бою. Посмертно 20.11.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста.

КИЗЕРИТЦКИ

Густав Кизеритцки

КИНАСТ ГЕЛЬМУТ

КИНАСТ Гельмут (kienast) (14.2.1892, Кёнигсберг - 18.8.1987, Пфорцхейм), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.1. 1941). 1.4.1909 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1911) и на тяжелом крейсере «Ганза». 19.9.1912 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Вестфалия» (1913-16), на вспомогательном крейсере «Вольф» (1916-18). В июле-сент. 1919 член Добровольческого егерского корпуса генерала Мэркера. После демобилизации армии оставлен на флоте, служил в частях береговой охраны. С 1.10.1923 артиллерийский офицер на крейсере «Аркона», с 1.12.1923 - «Амазоне». С 29.9.1925 инспектор морского артиллерийского училища, с 29.9.1928 2-й артиллерийский офицер на линейном корабле «Эльзас». 25.9.1926 переведен в отдел боевой подготовки Морского руководства, а 7.10.1932 - в штаб командующего линейными кораблями, с 20.2.1933 - 1-й офицер Адмирал-штаба. 23.9.1935 возглавил штаб инспекции морской артиллерии. С 6.10.1937 комендант Везермюнде, одновременно в 1937-39 командир 2-го корабельного кадрированного полка. С 14.5.1940 командир 21-го морского артиллерийского полка и комендант укрепрайона «Голландия». 18.6.1940 назначен командующим ВМС в Нидерландах. 1.7.1942 заменен контр-адмиралом К. Хоффманом. С 30.9.1942 инспектор военных пополнений в Бремене. 6.12.1944 переведен в распоряжение начальника Командования ВМС на Северном море, с 10.2.1945 судья Призового суда в Гамбурге. 2.5.1945 вышел в отставку.

КИНАСТ Гельмут

Гельмут Кинаст

КИНАСТ ХАРАЛЬД

КИНАСТ Харальд (kienast) (28.9.1894, Кёнигсберг - 8.3.1986, Кирхейм-Тек, Баден-Вюртемберг), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.10.1942). Брат Г. Кинаста. 1.4.1913 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике (1914) и на тяжелом крейсере «Ганза». Участник 1-й мировой войны, служил на тяжелых и легких крейсерах, в нояб. 1915 - мае 1917 флаг-лейтенант и 1-й радиоофицер штаба командующего разведывательными силами флота. 18.9.1915 произведен в лейтенанты. После демобилизации армии оставлен на флоте, специализировался на средствах связи. С 10.10.1923 командир роты 1-го батальона береговой охраны. С 15.8.1924 военно-морской офицер связи в Фридрихсорте, 13.9.1924 переведен на линейный корабль «Гессен», с 6.1.1925 вахтенный офицер и офицер связи. С 17.8.1926 инструктор училища торпедного дела и связи и военно-морской офицер связи в Мюрвике. 20.9.1930 переведен на гидрографический корабль «Метеор» 1-м офицером. 26.9.1932 назначен руководителем в Испытательный институт средств связи. С 28.5.1937 1-й офицер броненосца «Адмирал граф Шпее», с 20.4.1938 директор отдела средств связи военно-морских верфей в Киле. 19.11.1939 переведен в ОКМ, где возглавил Отдел снаряжения и обеспечения в технической управленческой группе средств связи, а 16.6.1941 возглавил всю управленческую группу. После прихода к руководству ВМФ К. Дёница и чистки высшего руководства ОКМ, К. был 9.6.1943 назначен высшим командиром военно-морских училищ связи. 8.12. 1944 возглавил командование военного района «Нижняя Силезия» и военным комендантом Каттовитц. В боях с советскими войсками 25.1.1945 был тяжело ранен, а после выздоровления 16.4.1945 вновь назначен высшим командиром военно-морских училищ связи. 29.5.1945 арестован англо-американскими властями. 24.2. 1948 освобожден.

КИНАСТ Харальд

Харальд Кинаст

КИНЦЕЛЬ

КИНЦЕЛЬ (kinzel) Вальтер (17.8.1880, Берлин - 3.10.1964, Бад-Мергенхейм), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.9.1941). 10.4.1899 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на учебном корабле «Штош» и в военно-морском училище. 27.2.1902 произведен в лейтенанты. В 1902-04 находился в плавании на Дальний Восток. Окончил Военно-морскую академию (1910). С 13.8.1912 артиллерийский офицер на линейном корабле «Цэринген», с 29.9.1912 по 10.4.1916 - «Кайзер». Участник 1-й мировой войны. 11.4.1916 переведен в Имперское морское управление, начальник отдела. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (24.4.1916). После окончания войны сохранил свой пост. Со 2.4.1922 командир крейсера «Тетис». С 4.10.1923 начальник штаба Общего управления Морского руководства. 6.1. 1925 возглавил Отдел военно-морских вооружений. С 1.10.1928 инспектор морской артиллерии. 30.9.1932 вышел в отставку. 1.1.1939 вновь зачислен на службу и 20.10.1940 назначен начальником главного штаба военно-морских верфей во Франции. В его подчинение переданы все морские строительные предприятия на оккупированной германскими войсками территории Франции. 31.3.1944 награжден Серебряным Германским крестом и 1.4.1944 уволен в отставку.

КИНЦЕЛЬ

Вальтер Кинцель

КЛААССЕН

КЛААССЕН (claassen) Франц (15.11. 1881, Голдбек, Померания - 2.5.1945, Померания), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.1.1942), бригадефюрер СС. 10.4.1899 поступил на флот кадетом. 27.9. 1902 произведен в лейтенанты. Прошел подготовку на учебном корабле «Гнейзенау» и линейном корабле «Кайзер Вильгельм I». С 10.2.1904 вахтенный офицер артиллерийского корабля «Хабихт», в 1904-05 находился в плавании к берегам Юго-Западной Африки. В 1905-12 служил на учебных кораблях, затем на верфях. С 20.11. 1912 торпедный офицер тяжелого крейсера «Йорк», с 22.5.1913 вахтенный офицер тяжелого крейсера «Зейдлиц». Участник 1-й мировой войны, командовал вспомогательными минными кораблями, служил на тяжелом крейсере «Лютцов», легких крейсерах «Франкфурт» и «Эмден», линейном корабле «Бавария»; капитан 3-го ранга (26.4.1917). С 2.7.1918 1-й офицер, с 6.8.1919 и.о. командира легкого крейсера «Эмден». В дек. 1918 переведен в штаб. В 1919-20 командовал батальоном морского полка, в мае-нояб. 1921 начальник центрального отдела военно-морской верфи в Вильгельмсхафене. С 1.12.1921 командир линейного корабля «Брауншвейг», с 1.1.1922 командир батальона корабельной кадрированной дивизии «Нордзее», с 1.3.1922 1-й офицер линкора «Брауншвейг». С 5.4.1923 командир 2-го батальона береговой обороны. 26.9.1925 назначен комендантом Свинемюнде. 29.9.1928 вышел в отставку с производством в контр-адмиралы. С мая по 6 нояб. 1941 командующий ВМС «С», контролировавшими район Либава-Рига. 28.2.1942 вышел в отставку. Погиб в бою.

КЛААССЕН

Франц Клаассен

КЛАУСЕН

КЛАУСЕН (clausen) Асумс Николай (2.6. 1911, Фленсбург - 16.5.1943, Южная Атлантика), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (посмертно, 5.4.1945). В окт. 1929 поступил в ВМФ матросом, плавал на миноносцах. Прошел подготовку на учебном корабле «Горх Фок» и в сент. 1935 переведен в зарождающийся подводный флот. С апр. 1936 служил на U-26, которой командовал В. Хартман. Окончил военно-морское училище в Мюрвике (1937). 1.5.1937 произведен в фенрихи, 1.4.1939 - в лейтенанты. В 1937-38 служил на броненосце «Адмирал граф Шпее» и минном тральщике М-134. Осенью 1939 Хартман пригласил К. на должность 1-го вахтенного офицера на свою лодку U-37. Участвовал в походе в Атлантику и по возвращении лично К. Дёниц вручил ему Железный крест 2-го класса (28.2.1940). 4.9.1940 назначен командиром подлодки U-142 (Тип II-D), но уже 26 окт. переведен на U-37, на которой совершил 3 боевых похода (проведя в море в общей сложности 85 дней) и потопил 12 кораблей. С 25.5.1941 командир U-129. Командовал лодкой в 4 боевых походах (180 дней). Первые 3 похода лодка совершила в Атлантику, а последний - в Карибское море, где он потопил 7 кораблей общим водоизмещением 25 613 т. 13.5.1942 К. сдал командование Г. Витту и 30 июня принял подлодку U-182 (Тип IX-D). С ней он выступил в продолжавшийся 189 дней поход в Индийский океан. Здесь ему удалось потопить 5 кораблей водоизмещением 30 071 т. 13.3. 1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. Уже во время возвращения из похода лодка К. была потоплена американским эсминцем «Макензи», весь экипаж и сам К. погибли. Всего за время военных действий К. потопил 24 корабля общим водоизмещением 74 807 т.

КЛАУСЕН

Асумс Николай Клаусен

КЛЕЙКАМП

КЛЕЙКАМП (kleikamp) Густав (8.3.1896, Фиддихов, Одер - 13.9.1952, Мюльгейм, Рур), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.10.1943). 1.4.1913 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Винета» и в военно-морском училище в Мюрвике. Участник 1-й мировой войны, служил на тяжелом крейсере «Дерффингер» (4.8.1914 - 17.3.1918). В марте 1918 переведен в подводный флот, в окт. - дек. 1918 административный офицер 1-й флотилии подводных лодок. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (18.9.1915). После демобилизации армии оставлен на флоте. В янв. 1919 - июне 1920 служил во 2-й морской бригаде. С 1.10.1920 вахтенный офицер на крейсере «Гамбург», с 4.12.1921 - на линейном корабле «Брауншвейг». С 1.10.1922 командир тральщика М-133. С 1.10.1923 инструктор училища связи, с 1.4.1925 - училища торпедного дела и связи. Затем служил на линейных кораблях «Ганновер» и «Силезия», крейсере «Эмден». С 4.10.1932 офицер связи ВМС при 1-м военном округе (Кёнигсберг). С 23.7.1933 4-й офицер Адмирал-штаба в штабе флота. С 26.9. 1935 1-й офицер линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн». 1.6.1937 К. назначен руководителем группы в отделе технических средств связи ОКМ, с 1.4.1938 начальник отдела. С 26.4.1939 командир линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн». Участвовал в Польской кампании. Во время операции «Везерюбунг» одновременно командовал 7-й боевой группой, которая действовала в районе Ниборг-Корсёр. С 29.8. 1940 начальник Морского управления в Калаисе. Во время подготовки операции «Морской лев» (авг. - дек. 1940) К. также являлся командиром транспортной флотилии «С». С 31.12.1940 начальник военной управленческой группы в Главном управлении кораблестроения. С 4.3.1943 по 31.12.1944 командующий адмирал в Нидерландах. 14.10.1944 награжден Золотым Германским крестом. С 15.3.1945 командующий адмирал в Германской бухте. 7.5.1945 капитулировал и был помещен в лагерь для военнопленных. 18.4.1947 освобожден.

КЛЕЙКАМП

Густав Клейкамп

КЛУГ

КЛУГ (Klug) Бернд Георг (12.12.1914, Вупперталь-Бармен - 15.6.1975, Киль), морской офицер, капитан 3-го ранга (1.3. 1943). В 1933 поступил в ВМФ. Окончил военно-морское училище и в 1936 произведен в лейтенанты. Участник военных действий во время Гражданской войны в Испании. К началу 2-й мировой войны командовал торпедным катером S-28 в составе 1-й флотилии торпедных катеров. Совершил более 100 боевых выходов во время Норвежской кампании, а также в район Ла-Манша и в Восточную Балтику. 12.3.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С авг. 1941 командовал 5-й флотилией торпедных катеров. За успехи, достигнутые его флотилией (ставшей самой результативной в ВМФ Германии - на ее счету 16 торговых судов, 3 эскадренных миноносца, 4 сторожевика и 2 др. военных корабля), К. 1.1.1944 был награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. В июне 1944 переведен в штаб командующего торпедными катерами 1-м офицером Адмирал-штаба и оставался на этом посту до конца войны. В мае 1945 интернирован британскими войсками. В мае 1946 освобожден. В 1956 поступил на службу в ВМС ФРГ, занимал пост военно-морского атташе во Франции, начальника военно-морского училища в Мюрвике. В 1968 вышел в отставку в звании адмирала флотилии.

КЛЮБЕР

КЛЮБЕР (klüber) Отто (19.1.1895, Аллерсдорф, Силезия - 27.8.1953, Бад-Хомбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1942). 1.4.1913 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище в Мюрвике и на тяжелом крейсере «Винета». 18.9.1915 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на миноносцах. 22.6. 1919 интернирован, 1.2.1920 освобожден и в мае 1920 зачислен на флот. В 1920-21 служил на минных тральщиках, с 1.10.1921 военно-морской офицер связи в Киле. С 1.3. 1921 инструктор военно-морского артиллерийского училища и командир учебного артиллерийского судна «Дельфин». С 25.9. 1925 командир миноносца Т-139, с 13.2. 1927 - Т-153. В 1927 - 29 учился на командных курсах, а затем в марте-июле 1929 состоял офицером связи в Стольпмюнде. С 1.1.1930 офицер Адмирал-штаба в штабе командующего разведывательными силами, с 30.9.1932 по 16.1.1933 артиллерийский офицер крейсера «Эмден», с 1.4.1933 1-й артиллерийский офицер на броненосце «Дойчланд». 23.9.1935 назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего броненосными силами, а 27.8.1937 2-м офицером Адмирал-штаба в штабе флота. С 24.11.1938 командир легкого крейсера «Нюрнберг». 13.12.1939 у Доггер-банки корабль К. был атакован британской подлодкой «Сэмон» и получил тяжелые повреждения. С 7.8.1940 начальник штаба Командования группы ВМС «Север». 30.11.1941 награжден Золотым Германским крестом. В сент. 1942 назначен командующим адмиралом в Северных водах. 14.3.1944 заменен капитаном 1-го ранга Р. Петерсом и 17.4.1944 назначен начальником управленческой группы поставок, администрации и снабжений артиллерийскими вооружениями, боеприпасами, дымовым и газовым снаряжением ОКМ. 20.4.1945 взят в плен англо-американскими войсками. 19.3.1948 освобожден.

КЛЮБЕР

Отто Клюбер

КНУТ

КНУТ (Knuth) Герман (23.1.1904, Нюбель, Шлезвиг - 22.6.1986, Георгсмариенхютте, близ Оснабрюка), военно-морской деятель, капитан 1-го ранга. С авг. 1938 командир конвойного корабля F-10. С апр. 1940 по авг. 1942 командовал 3-й флотилией тральщиков. 12.2.1942 награжден Золотым Германским крестом. В апр. 1944 назначен командиром 1-й охранной дивизии и руководил ее действиями до конца войны. 24.9.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста.

КОИТШКА

КОИТШКА (koitschka) Зигфрид (6.8. 1918, Зибитц, Бауцен - 17.5.2002), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.6. 1944). 21.9.1937 поступил на флот кадетом. 1.8.1939 произведен в лейтенанты. Служил на тяжелом крейсере «Адмирал Хиппер». В июне 1940 переведен в подводный флот. С дек. 1940 по дек. 1941 2-й вахтенный офицер на подлодке U-552, которой командовал Э. Топп. Совершил на ней 6 походов. С 16 янв. по 7 окт. 1942 командовал учебной подлодкой U-7. 8.10.1944 назначен командиром подлодки U-616 (Тип VII-C), на которой совершил 9 походов (проведя в море в общей сложности 204 дня). Проведя 1 поход в Северную Атлантику, К. в мае 1943 прошел через Гибралтар в Средиземное море. В окт. 1943 К. потопил американский эсминец «Бак» (1570 т), а в мае 1944 повредил 2 корабля. 27.1.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 17.5.1944 лодка К. потоплена восточнее Картахены глубинными бомбами, сброшенными с американских эсминцев и британских бомбардировщиков; весь экипаж был взят в плен. Всего за время военных действий К. потопил 2 корабля общим водоизмещением 1839 т и повредил 2 корабля водоизмещением 17 754 т. В июне 1946 освобожден.

КОИТШКА

Зигфрид Коитшка; рисунок Вольфганга Виллриха

Предыдущая страница Следующая страница