Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 6, "ДВА"-"ЗЕЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 6, "ДВА"-"ЗЕЕ")

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (24. u-bootsflottille), учебное соединение подводного флота. Сформирована в нояб. 1939 как учебная флотилия подводных лодок (Unterseebootsausbildungsflottille), в апр. 1940 переформирована в 1-ю учебную флотилию подводных лодок (1. Unterseebootsausbildungsflottille), а в июне 1940 - в 24-ю флотилию. При флотилии действовали курсы командиров подводных лодок (Kommandantenschiesslehrgang; KSL). Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий. Флотилия постоянно меняла свои базы: Данциг (с нояб. 1939), Мемель (с июня 1940), Тронхейм (с июня 1941), вновь Мемель (с сент. 1941), Готенхафен (с окт. 1944) и, наконец, Экернфёрде (с февр. 1945). В разное время в состав флотилии входили подлодки (Тип ов II-B, II-C, II-D, VII-C, VII-C41, IX, X-B и UA): U-8, U-9, U-14, U-18, U-19, U-28, U-29, U-30, U-34, U-38, U-46, U-52, U-56, U-71, U-72, U-80, U-96, U-101, U-103, U-121, U-142, U-143, U-148, U-151, U-152, U-236, U-251, U-287, U-351, U-393, U-554, U-555, U-560, U-579, U-612, U-704, U-747, U-748, U-749, U-750, U-763, U-821, U-982, U-999, U-1007, U-1008, U-1161, U-1162, U-1192, U-1193, U-1195, U-1207 и UD-4. Расформирована в марте 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга Ханнес Вейнгэртнер (11.1939 - 7.1942); капитан 1-го ранга Рудольф Петерс (7.1942-1.1943); капитан 2-го ранга Карл Фридрих Мертен (3.1943-5.1944 и 7.1944-3.1945); капитан 3-го ранга Карл Ясперс (5.1944-7.1944).

ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (26. u-bootsflottille), учебное соединение подводного флота. Создана в марте 1941 в Пиллау в качестве учебной торпедной школы подводного флота. В 1945 переведена в Варнемюнде. В состав флотилии входили учебные подлодки: U-37, U-46, U-48, U-52, U-80, U-101, U-351. Продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга Ганс Геррит фон Штокхаузен (3.1941-1.1943); капитан 3-го ранга Карл Фридрих Мертен (1.1943-3.1943); капитан 2-го ранга Гельмут Брюмер-Патциг (4.1943-3.1945); капитан 3-го ранга Эрнст Бауэр (4.1945-5.1945).

ДВЕНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ДВЕНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (12. u-bootsflottille), соединение подводного флота. Сформирована 15.10.1942 в Бордо (Франция). Основным районом действий входивших в нее лодок были определены Южная Атлантика и воды Индийского океана (т. обр., большинство лодок предназначалось для дальних походов). В авг. 1944 исправные лодки были переведены из Бордо во Фленсбург, а сама флотилия расформирована. Из оставшихся в Бордо подводников и обслуживающего персонала (ок. 220 чел.) во главе с командиром флотилии была сформирована боевая группа, которая в составе наземных частей вермахта приняла участие в боях с войсками союзников и 11.9.1944 была взята в плен американскими войсками.

В разное время в состав флотилии входили лодки (Тип ов VII-F, IX-D, X-B и XIV): U-117, U-118, U-119, U-177, U-178, U-179, U-180, U-181, U-182, U-195, U-196, U-197, U-198, U-199, U-200, U-219, U-220, U-233, U-459, U-460, U-461, U-462, U-463, U-487, U-488, U-489, U-490, U-847, U-848, U-849, U-850, U-851, U-852, U-859, U-860, U-861, U-862, U-863, U-871, U-1059, U-1061, U-1062, UIT-22, UIT-23, UIT-24, UIT-25.

Командир: капитан 2-го ранга Клаус Шольтц (10.1942 - 8.1944).

ДЕВЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ

ДЕВЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ миноносцев (9. torpedobootsflottille), соединение германского флота. Сформирована в сент. 1943, в состав флотилии вошли миноносцы Т-14, Т-15, Т-16, Т-17, Т-18, Т-19. В окт. 1944 расформирована. Воссоздана в февр. 1945 в составе миноносцев Т-40, Т-41, Т-42, Т- 43, Т-44, Т-45. Продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга Риде (9.1943-2.1944); капитан 2-го ранга Ганс Доминик (2.1944-10.1944); капитан 2-го ранга Бирнбаум (2.1945-5.1945).

ДЕВЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (19. u-bootsflottille), учебное соединение подводного флота. Сформирована в окт. 1943 в Пиллау в качестве учебной флотилии (Ausbildungsflottille). Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий. В составе флотилии были также образованы курсы подготовки командного состава, на которых подводники получали квалификацию командиров подводных лодок. В состав флотилии входили учебные лодки Типа II-C: U-56, U-57, U-58, U-59. В февр. 1945 флотилия была переведена в Киль. Продолжала действовать до капитуляции германских войск в мае 1945.

Командир: капитан 3-го ранга Йост Метцлер (10.1943-5.1945).

ДЁНИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕНШ

ДЕНШ (Densch) Герман (15.6.1887, Кёнигсберг, Восточная Пруссия - 24.8.1963, Гармиш-Партенкирхен), военно-морской деятель, адмирал (1.1.1940). 1.4.1905 поступил в ВМФ кадетом. Образование получил на учебном корабле «Штейн» (1906) и в военно-морском училище (1907). 7.4. 1906 произведен в фенрихи, 28.9.1908 - в лейтенанты. В 1907 - 09 служил на линкоре «Кайзер Барбаросса», в 1909-10 - «Гессен», с 1910 - на миноносцах. Участник 1-й мировой войны, капитан-лейтенант (24.4.1916). С 27.3.1917 по 31.10. 1918 командир 1-й торпедной полуфлотилии «Фландрия». После демобилизации армии оставлен на флоте. 10.9.1920 назначен командиром 1-й полуфлотилии. С 5.10.1922 начальник отдела Бюджетного управления Морского руководства, одновременно 28.9.1925-9.1.1926 командовал крейсером «Гамбург». 5.4.1927 переведен на военно-морскую станцию «Остзее», с 23 мая - 1-й офицер Адмирал-штаба на станции, неоднократно исполнял обязанности начальника штаба станции. С 27.9.1930 командир крейсера «Кёнигсберг». С 27.9.1932 по 30.9.1936 начальник штаба Морского руководства (с 11.1. 1936 - главнокомандующего ВМС), капитан 1-го ранга (1.10.1932). С 1.10.1936 председатель Испытательного корабельного комитета, с 1.2.1937 - начальник Испытательного комитета конструкций судов ВМФ. Со 2.10.1937 командующий разведывательными силами. 20.10.1939 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМФ. С 29.11.1939 по 28.2.1943 начальник военно-морской базы «Нордзее» и командующий адмирал на Северном море. С 1.7.1943 имперский комиссар Верховного призового суда в Берлине. 21.4.1945 уволен в отставку.

ДЕНШ

Герман Денш

ДЕСЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ

ДЕСЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ миноносцев (10. torpedobootsflottille), соединение германского флота. Создана в янв. 1944. В состав флотилии входили миноносцы Т-23, Т-24, Т-25, Т-26, Т-27, Т-28, Т-29, Т-30, Т-31, Т-32, Т-33. Продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 3-го ранга фон Гартцен (01.1944-11.1944); капитан 3-го ранга Буркарт (11.1944-3.1945); капитан-лейтенант Копка (3.1945-5.1945).

ДЕСЯТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖУНО

ДЖУНО - операция германского флота по облегчению положения германских кораблей, фактически блокированных британским флотом в Норвегии. Для проведения операции в Киле была создана оперативная группа под командованием адмирала В. Маршалла. В нее вошли линейные корабли «Гнейзенау», «Шарнхорст», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и эскадренные миноносцы «Карл Гальстер», «Ганс Лоди», «Эрих Штейнбринк» и «Герман Шёман». 4.6.1940 соединение вышло в море и, обойдя минные заграждения, взяло курс на северо-запад. 6 июня корабли заправились с танкера «Дитмаршен». В ночь на 7 июня Маршалл принял решение атаковать ближайший конвой. В это время последовал приказ Командования группы ВМС «Запад» отделить «Хиппер» и эсминцы для атаки конвоя, тогда как линкорам было приказано все же атаковать Харстад. 7 июня «Хиппер» потопил противолодочный корабль «Джунипер» (530 т), а «Шарнхорст» поджег танкер «Ойл Пайонир» (5700 т). Вечером того же дня «Хиппер» потопил возвращавшийся из Норвегии британский военный транспорт «Орама» (19 840 т). 8 июня Маршалл приказал крейсеру и эсминцам следовать в Тронхейм для помощи находившимся там немецким кораблям. Следующий день крейсер простоял на рейде Тронхейма, куда ночью прибыли также оба линкора. 10 июня Маршалл решил нанести второй удар по британских коммуникациям. Однако, получив сведения о наличии в районе значительных британских сил, Маршалл отказался от операции, и вечером 11 июня корабли вновь вернулись в Тронхейм. В ходе операции «Шарнхорст» был торпедирован противником. 11 июня около полуночи английская подлодка «Клайд» торпедировала «Гнейзенау», которому пришлось вернуться в Тронхейм. После этого операция была свернута.

ДИВЕРСИОННО-ШТУРМОВОЙ ЗНАК

Квалификационный и боевой знак пилотов диверсионно-штурмовых средств (Bewährungs- und Kampfabzeichen der Kleinkampfmittel), знак отличия. Учрежден 30.11.1944 приказом гроссадмирала К. Дёница. Внешний вид знака разработан берлинским геральдистом д-ром Отто Нойбекером. Имел вид черной нашивки в форме круга, в котором помещалось стилизованное изображение рыбы-пилы, окруженной канатом, завязанным морским узлом. Этот знак имели право носить военнослужащие, служившие на специальных диверсионно-штурмовых средствах ВМС - человекоуправляемых торпедах, малых подлодках и т. д. При этом знак имел несколько степеней: 1-я - рыба-пила, окруженная канатом, 2-я - рыба-пила, окруженная канатом с 1 мечом, 3-я - с 2 мечами, 4-я - с 3 мечами, 5-я степень - бронзовый знак, 6-я - серебряный знак, 7-я - золотой знак. 1-ю степень знака носили военнослужащие специальных подразделений (всего 430 чел.), 2-4-ю степени получали те же военнослужащие, после участия в 1, 2 и 3 специальных операциях соответственно (их имели 85, 20 и 15 чел. соответственно). Бронзовый знак получал военнослужащий, принявший участие в 4 крупных специальных операциях, серебряный - в 7 операциях, золотой - в 10 операциях; такие знаки не получил никто.

ДИТЕР ФОН ШДЕР

ДИТЕР ФОН ШДЕР (diether von roeder), эскадренный миноносец Z-17, класса Тип 1936. Спущен на воду 19.8. 1937 на верфи фирмы «Дешимаг» (Бремен). Включен в состав флота 29.8.1938. Имел следующие параметры: длина - 123,2 м, ширина - 11,8 м, осадка - 4,5 м, водоизмещение - 3415 т. Корабль обслуживал экипаж в 323 чел. Движение корабля обеспечивала турбина мощностью 70 тыс. л.с., которая должна была позволять ему развивать скорость до 36 узлов. Вооружение: 5×127-мм орудий SK, 4×37-мм зенитных орудия, 7×20-мм зенитных пулеметов, а также 8 торпедных аппаратов калибра 535 мм и 60 мин. Во время Норвежской кампании получил тяжелые повреждения и 13.4.1940 затоплен командой в районе Нарвика.

Командир: капитан 3-го ранга Хольторф (8.1938-4.1940).

ДИТЕР ФОН ШДЕР

Эскадренный миноносец Z-17 «Дитер фон идер»

ДОББЕРШТЕЙН ВЕРНЕР АЛЬФРЕД

ДОББЕРШТЕЙН Вернер Альфред (dobberstein) (4.4.1911, Роггенхаузен, Грауденц, Западная Пруссия - 25.2.1993), морской офицер, капитан 3-го ранга. В апр. 1930 поступил на службу в ВМФ. Прошел подготовку на учебном корабле «Ниобе», легком крейсере «Эмден» и гидрографическом судне «Метеор». Окончил артиллерийскую школу в Киле и торпедную школу в Мюрвике. В окт. 1934 произведен в лейтенанты и назначен 1-м вахтенным офицером на тральщик М-133. С 1938 командир корабля сопровождения F-8, с июня 1939 ротный командир флотского экипажа. С июня 1940 командовал 5-й флотилией катеров-тральщиков. 4.9.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В февр. 1943 переведен в ОКМ референтом Штаба руководства морской войной.

ДОББЕРШТЕЙН ЭРИХ

ДОББЕРШТЕЙН Эрих (dobberstein) (15.12.1919, Ландсберг, Варта - 29.6. 1944, Ла-Манш), офицер-подводник, обер-лейтенант (1.4.1943). В 1938 поступил в ВМФ. После окончания обучения в июле 1941 направлен на верфи для контроля за строительством подлодок. С авг. 1941 2-й вахтенный офицер на подлодке U-155. В июне 1943 вновь командирован на верфь. 15.7.1943 назначен командиром подлодки U-988 (тип VII-C). Совершил на ней только 1 поход, во время которого потопил 3 корабля общим водоизмещением 10 368 т, в т. ч. британский корвет «Пинк» (925 т). 29.6.1944 лодка Д. была потоплена британским эсминцем; весь экипаж (50 чел.) погиб.

ДОБРАТЦ

ДОБРАТЦ (dobratz) Курт (9.4.1904, Штеттин - 21.12.1996, Бремен), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.6.1943). В марте 1922 поступил на службу в ВМФ. 1.4.1924 произведен в фенрихи, 1.10. 1926 - в лейтенанты. Служил на крейсерах «Гамбург» и «Лейпциг», на линейных кораблях «Шлезвиг-Гольштейн» и «Ганновер». В сент. 1935 перешел на службу в ВВС. Во время боев в 1941 сбил 11 самолетов противника. В апр. 1943 вернулся в ВМФ и после прохождения курса подводного плавания 8.3.1944 назначен командиром U-1232 (Тип IX-C/40). Совершил только один боевой поход (97 дней): вышел в нояб. 1944 с базы в Хортене (Норвегия). Во время похода он потопил в канадских территориальных водах 4 корабля общим водоизмещением 24 531 т и повредил 1 корабль водоизмещением 2373 т, что стало одним из лучших результатов германского подводного флота в последний год войны. 23.1.1945 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В февр. 1945 Д. вернулся на базу и 31 марта был назначен начальником штаба командующего подводным флотом. В последние дни войны Д. занимал пост командующего адмирала подводных лодок. В июне 1945 арестован британскими войсками. В февр. 1946 освобожден. После окончания войны получил юридическое образование, доктор права.

ДОБРАТЦ

Курт Добратц

ДОЙЧЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОММЕС

ДОММЕС (dommes) Вильгельм (16.4. 1907, Бухберг, Западная Пруссия - 23.1. 1990, Ганновер), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (30.1.1945). Служил в торговом флоте. В янв. 1933 поступил в ВМФ. 1.4.1933 произведен в фенрихи, 1.4.1935 - в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Нюрнберг» и линейном корабле «Шарнхорст». В апр. 1940 переведен в подводный флот. 5.4.1941 назначен командиром подлодки U-431, с которой совершил 10 боевых походов (проведя в море в общей сложности 257 дней), добившись особых успехов во время рейдов в Средиземном море. 2.12.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 6.1.1943 сдал командование и 22 февр. получил U-178, дислоцированную в Бордо. На этой лодке Д. совершил один длительный поход (153 дня) на Дальний Восток. По возвращении 25.11.1943 сдал командование подлодкой и был назначен командиром военно-морской базы в Пенанге. С янв. 1945 командующий в Сингапуре и начальник военно-морской базы Монсуна. Всего за время военных действий Д. потопил 13 кораблей общим водоизмещением 46 333 т и повредил 1 корабль водоизмещением 3560 т.

ДОММЕС

Вильгельм Доммес

ДОРМАН

ДОРМАН (dohrmann) Франц (4.10. 1881, Гросс-Люббихов, близ Франкфурта-на-Одере - 19.4.1969, Мюнхен), руководитель службы священнослужителей ВМФ, почетный доктор теологии (1925). Евангелический священник, получил теологическое образование. 22.5.1908 принял духовный сан в Берлине. В 1908-09 служил в евангелической церкви в Потсдаме, в 1909-10 помощник священника гвардейской дивизии (Потсдам). С 19.12. 1910 дивизионный священник в Бромберге. Участник 1-й мировой войны. С 1920 окружной военный священник в Штеттине. С 1927 советник евангелической консистории Померании. 1.4.1934 Д. назначен евангелическим полевым епископом вермахта и возглавил всех протестантских священников ВМФ. В течение всей войны руководил этой службой. 22.4.1945 интернирован англо-американскими войсками в бенедектинском монастыре в Нидеральтейне. 22.7.1945 освобожден. В 1946-51 священник 2-го ректората церкви Св. Лукаса в Мюнхене. 31.10.1951 ушел на покой.

ДОРШ

ДОРШ (Dorsch) Ксавер Франц (24.12. 1899, Иллертиссен - 8.11.1986, Мюнхен), один из руководителей военной промышленности, министериальдиректор (февр. 1940), обергруппенфюрер СА (1.5. 1944). Образование получил в Высших технических школах Штутгарта и Мюнхена, дипломированный инженер. Служил строительным референтом в Мюнхенской дирекции рейхсбаннов. В 1922 вступил в НСДАП и СА. Участник «Пивного путча» 9.11.1923. С 1936 референт Управления «А» Генерального инспектората дорожного строительства. 16.5.1938 назначен референтом Центрального управления Организации Тодта (ОТ), был непосредственным руководителем работ по строительству Западного вала. С февр. 1940 по май 1945 руководитель Центрального управления ОТ. 13.5.1943 награжден Рыцарским крестом за военные заслуги с мечами. С 6.4.1944 начальник Конструкторского управления Имперского министерства вооружений и боеприпасов. С 1.5.1944 заместитель генерального уполномоченного по строительной промышленности в Управлении по четырехлетнему плану и одновременно шеф службы строительства люфтваффе. С 25.7.1944 Д. также занимал пост начальника Управления морского строительства ОКМ. После войны - бизнесмен, в 1950 создал собственную фирму «Dorsch Consult Ingenieurgesellschaft mbH» в Мюнхене, которая стала одной из крупнейших и известнейших немецких фирм по строительному инжинирингу.

ЕВРОПА

ЕВРОПА (europa), вспомогательный авианосец германского флота. Построен как пассажирское судно фирмой «Блом унд Фосс» (Гамбург). Спущен на воду 23.6. 1927, вступил в строй 14.8.1928. Имел следующие параметры: длина - 291,5 м, ширина 37 м, водоизмещение - 47 000 т, максимальная скорость - 27 узлов. После того как в 1941 сгорело пассажирское судно «Бремен» (водоизмещением 50 тыс. т), «Е.» стала самым крупным германским лайнером. После начала войны принято решение о переоборудовании «Е.» во вспомогательный авианосец. Для этого предполагалось установить на ней зенитные орудия: 16×150-мм, 12×105-мм и 22×37-мм. Имевший 2 катапульты корабль должен был нести на борту 42 самолета. Как авианосец не использовался. 9.12. 1942 вышел приказ А. Гитлера о переоборудовании «Е.» в войсковой транспорт. После войны передан Франции и до 1962 плавал под именем «Либерте» (Liberte).

ЁЛЕР

ЁЛЕР (oehler) Вальтер (3.1.1888, Берлин-Лихтерфельде - 6.7.1968, Мюнхен), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.10.1942). 1.8.1908 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку в военно-морском училище и на линейном корабле «Рейнланд». 27.9.1911 произведен в лейтенанты. В окт. 1913 командирован в Китай, командовал батареей в Циндао. 7.11. 1914 взят в плен японцами. После окончания 1-й мировой войны вернулся в Германию и 28.8.1920 был уволен из армии; капитан-лейтенант (30.1.1920). 1.10.1932 вновь поступил в ВМФ и был зачислен в инспекцию морской артиллерии (20.4. 1941 переведен из запаса на действительную службу). С 1.10.1933 начальник курса училища береговой артиллерии, с 21.10.1938 советник в инспекции пополнений в Кёнигсберге. С 7.9.1939 командир 5-го морского артиллерийского депо-дивизиона. 14.9.1939 переведен в крепость Готенхафен, а 14.10.1939 назначен командиром группы зенитной артиллерии в Вильгельмсхафене. С марта 1940 возглавлял участки Нордерней, затем Гельголанд, Вильгельмсхафен и Везермюнде. С 26.5.1940 командир 2-го морского зенитного полка, с 1.5.1942 - 2-й морской зенитной бригады. С 14.12.1943 комендант береговых укреплений Бергена. 28.1. 1944 награжден Золотым Германским крестом. 21.4.1944 был тяжело ранен и в авг. 1944 отчислен от должности. 31.1.1945 уволен в отставку.

ЁЛЕР

Вальтер Ёлер

ЕНИШ

ЕНИШ (Jenisch) Ганс (19.10.1913, Гербауен, Восточная Пруссия - 29.4.1982), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.11.1940). 1.7.1934 поступил на флот кадетом. 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на крейсере «Дойчланд». В мае 1937 переведен в подводный флот. С янв. 1938 вахтенный офицер на подлодке U-32. 12.2.1940 назначен командиром подлодки U-32, на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 114 дней). Среди потопленных Е. кораблей была и «Императрица Британии» водоизмещением 42 350 т. 7.10.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 30 окт. подлодка Е. была потоплена на северо-западе Ирландии британскими эсминцами; 9 чел. погибло, а 33, в т. ч. и Е., были взяты плен. Всего за время военных действий Е. потопил 17 кораблей общим водоизмещением 110 139 т и повредил 3 корабля водоизмещением 22 749 т. В июне 1947 освобожден. В 1956 поступил в ВМС ФРГ, командовал фрегатом «Хиппер». В 1972 вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.

ЁРН

ЁРН (Oehrn) Виктор (21.10.1907, Кедабег, Российская империя - 26.12.1997, Бонн), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.5.1944). Родился на Кавказе в семье немецкого колониста; в 1921 семья Ё. бежала в Германию. 1.10.1927 поступил на флот кадетом. 1.10.1929 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Кёнигсберг» и «Карлсруэ». В июле 1935 одним из первых морских офицеров переведен в подводный флот. С 18.1.1936 по 4.10.1937 командовал подлодкой U-14, в июле-сент. 1936 участвовал в военных действиях у берегов Испании. В 1939 окончил Военно-морскую академию и в авг. 1939 зачислен в штаб К. Дёница. 6.5.1940 назначен командиром подлодки U-37, на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 81 день). В первом же походе в норвежские воды Ё. потопил 10 кораблей общим водоизмещением 41 207 т и повредил 1 корабль. Во 2-м походе Ё. записал на свой счет 7 кораблей (водоизмещением 28 439 т), в 3-м - еще 6 кораблей (28 210 т). Всего за достаточно короткий период Ё. потопил 24 корабля общим водоизмещением 104 842 т и повредил 1 корабль водоизмещением 9494 т. 21.10.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста, а 26 окт. вновь переведен 1-м офицером Адмирал-штаба в штаб командующего подводным флотом. В нояб. 1941 он направлен на Средиземное море для осуществления координации деятельности подводных лодок, а в февр. 1942 назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего подлодками на Средиземноморье. В июле 1942 во время командировки в Северную Африку Ё. был тяжело ранен и взят в плен британскими войсками. После выздоровления он помещен в лагерь для военнопленных в Египте, а в окт. 1943 обменен на британских пленных и через Порт-Саид, Барселону и Марсель вернулся в Германию. С 1943 1-й офицер Адмирал-штаба в Оперативном отделе ОКМ. В мае 1945 интернирован британскими войсками. После освобождения работал в компании «Сименс», занимал высокие посты в Бонне.

ЁСТЕН

ЁСТЕН (oesten) Юрген (24.10.1913, Берлин-Грюнвальд -?), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.12.1944). 1.7. 1934 поступил на флот фенрихом. 1.10. 1938 произведен в лейтенанты. Служил на броненосце «Адмирал граф Шпее» и легком крейсере «Карлсруэ». В мае 1937 переведен в подводный флот. С окт. 1937 вахтенный офицер подлодки U-20. С 12.8. 1939 по 28.7.1940 командовал подлодкой U-61, на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 131 день). В 1-м же походе (окт. 1939) потопил 6 кораблей водоизмещением 20 754 т. С 24.9. 1940 по 19.10.1941 командовал подлодкой Типа IX-B U-106 (3 боевых похода, 182 дня в море). В 1-м походе Ё. потопил 2 корабля (водоизмещением 13 640 т), а во 2-м - к берегам Африки - 8 кораблей (44 820 т), особенно успешным была его атака на конвой SL-68, когда ему удалось повредить британский линкор «Малайя». 26.3.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С окт. 1941 командовал 9-й флотилией подводных лодок в Бресте (Франция). С марта 1942 офицер Адмирал-штаба в штабе командующего адмирала на Северном море, занимался вопросами ведения подводной войны в водах Арктики. 2.9.1943 Ё. назначен командиром подлодки U-861 (Тип IX-D2). Этой лодкой Ё. командовал до конца войны и совершил на ней 2 плавания (всего 252 дня в море) - сначала к берегам Бразилии, а затем к Мадагаскару и далее в Индонезию.15.1.1945 он вывел свою лодку из Индонезии и после тяжелейшего перехода 19 апр. прибыл в Тронхейм (Норвегия).

Всего за время военных действий Ё. потопил 19 кораблей общим водоизмещением 101 741 т и повредил 4 корабля водоизмещением 51 668 т.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ (eisenes kreuz), военный орден, одна из самых массовых военных наград Германии. Учрежден королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III 10.3.1813 в 3 степенях: Ж. к. 2-го класса, Ж. к. 1-го класса и Большой крест Ж. к. (Grosskreuz zum Eisernen Kreuz). 4.12.1813 учреждена высшая степень ордена - Большая звезда Железного креста (Grosse Stern des Eisernen Kreuzes; т. н. «Звезда Блюхера»). За всю историю Германии Большой звездой были награждены только генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер князь Вальдштадт (1815) и генерал-фельдмаршал П. фон Гинденбург (1918). Награждения Ж. к. производились только во время войн, при этом на самом ордене помещалась дата его «восстановления»: Наполеоновские войны (1813), франко-прусская войны (1870), 1-я мировая война (1914), 2-я мировая война (1939).

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

Железный крест 2-го класса

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

Железный крест 1-го класса

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

Награждение моряка железным крестом 2-го класса

1.9.1939 объявлено о восстановлении ордена с изменением его статута: к существовавшим ранее степеням ордена добавлен Рыцарский крест различного достоинства. Одновременно отменено награждение Ж. к. за гражданские заслуги, и таким образом Ж. к. превратился в чисто военный орден. Ж. к. стал самой массовой наградой германской армии. Награждение крестами 1-го и 2-го класса производилось высшими командирами от начальника дивизии. Знаки 2-го класса носились только на парадном мундире, обычно награжденный носил новый орден только первый день, а затем заменял его лентой в петлице. Ж. к. 1-го класса выдавался только один раз. Ж. к. 2-го класса было награждено более 3 млн чел. (в т. ч. 39 женщин). Ж. к. 1-го класса было награждено более 450 тыс. чел., в т. ч. 2 женщины - летчица Ганна Рейтш и сестра милосердия Эльза Гроссман.

Большим крестом Ж. к. в Третьем рейхе был награжден только один человек - рейхсмаршал Герман Геринг (19.7. 1940).

С 30.1.1944, если заслуги не позволяли наградить отличившегося Рыцарским крестом, вручалась пряжка в виде дубового венка с перекрещенными мечами, которая носилась в петлице на ленте ордена 2-го класса. Среди старших офицеров ВМФ (среди подводников - исключения) было довольно много участников 1-й мировой войны, получивших за боевые отличия Ж. к. обоих классов в 1914-18.

При повторном награждении во 2-ю мировую войну в этом случае вручалась пристежка в виде имперского орла, под которым помещалась планка с датой «1939». Планка 1-го класса носилась на груди над Ж. к. 1-го класса, а малая - в петлице на ленте цветов Ж. к. 1914.

ЗА ПРОРЫВ МОРСКОЙ БЛОКАДЫ

Знак за прорыв блокады (abzeichen für Blockadebrecher, Blockadebrecherabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 1.4.1941 указом, подписанным А. Гитлером, имперским министром транспорта Ю. Дорпмюллером и начальником Имперской канцелярии О. Мейсснером. Внешний вид знака разработан берлинским графиком Отто Плачеком. Вручался членам команд военных кораблей и торговых судов (в т. ч. и иностранных, зафрахтованных Германией), которые, находясь в территориальных водах нейтральных стран, смогли вернуться в Германию. Кроме того, знак вручался членам команд, затопивших свои корабли во избежание захвата их противником. Правом награждения обладал имперский министр транспорта, а с 28.6.1942 имперский комиссар по морским перевозкам.

ЗА ПРОРЫВ МОРСКОЙ БЛОКАДЫ

Знак за прорыв морской блокады

Знак представлял собой цинковый круг из якорной цепи, которую разрывает корабль, на носу которого помещен летящий белый орел, держащий в лапах свастику. Размеры 48×49 мм. Носился на левой стороне ниже Железного креста 1-го класса. Знак крепился на булавке. Первое награждение состоялось 1.7.1941 (экипажи «Гуго Олендорфа» и «Хелены»), всего произведено 1700 награждений.

ЗА ТРАЛЕНИЕ МИН, ПОИСК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ПАТРУЛИРОВАНИЕ

Военный знак соединений тральщиков, охотников за подводными лодками и патрульных кораблей (Kriegsabzeichen für Minesuch-, U-Boots-, Jagd- und Sicherungsverbände), нагрудный знак. Учрежден 31.8.1940 приказом гроссадмирала Э. Редера. Внешний вид знака разработан берлинским графиком академиком Паулем Касбергом. Вручался военнослужащим ВМС, участвовавшим в 3 операциях по тралению мин, поиску и уничтожению лодок противника, охране морского пространства. Кроме того, знаком награждались моряки, получившие ранение в ходе таких операций, или же спасшиеся с затонувших кораблей, а также члены команд минных катеров, участвовавшие в 10 операциях по установке минных заграждений. Кандидат на получение знака должен был не иметь в течении предшествующих 6 месяцев дисциплинарных взысканий. Правом награждения знаком обладали командующий флотом и командующие адмиралы.

ЗА ТРАЛЕНИЕ МИН, ПОИСК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, ПАТРУЛИРОВАНИЕ

Знак за траление мин, поиск подводных лодок, патрулирование

Знак представлял собой позолоченный цинковый венок из дубовых листьев, внутри которого помещалось посеребренное стилизованное изображение взрыва на морской поверхности, а над ним - имперский орел. Знак имел размер 54×44 мм и крепился на булавке.

Общее число награжденных: ок. 4300 чел.

ЗААЛЬВАХТЕР

ЗААЛЬВАХТЕР (saalwachter) Альфред (10.1.1883, Нойзальц-на-Одере, Нижняя Силезия - 6.12.1945, СССР), военно-морской деятель, генерал-адмирал (1.1. 1940). Сын директора фабрики. 10.4. 1901 поступил в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на крейсере «Мольтке» и учебном корабле «Герта». 29.9.1904 произведен в лейтенанты. С 19.9.1905 вахтенный офицер на линейном корабле «Гессен». С 1.4.1906 служил во 2-й дивизии миноносцев, с 1.10.1908 вахтенный офицер на тяжелом крейсере «Гнейзенау». С 1.10. 1909 флаг-лейтенант штаба 1-й эскадры, 1.10.1911 переведен в Адмирал-штаб, состоял при вице-адмирале Гуго Поле. Участник 1-й мировой войны. С 1.4.1915 флаг-лейтенант командования флотом (на флагмане «Фридрих Великий»). 1.4.1916 переведен в подводный флот. После окончания школы подводного флота командовал подводными лодками U-25 (1.7-30.9.1916), U-46 (1.10.1916-2.3.1917) и U-94 (3.3.1917 - март 1918). С марта 1918 занимал пост офицера Адмирал-штаба в штабе командующего подводным флотом. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса, а также Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами. После демобилизации армии оставлен на флоте. В 1919-20 1-й адъютант штаба военно-морской станции «Нордзее». 17.3.1920 переведен в Управление личного состава Морского руководства. 15.10.1923 назначен 1-м офицером Адмирал-штаба в штабе командующего флотом; 4.1.1926 оставил пост. С 1.10.1926 командир легкого крейсера «Амазоне», с 28.9.1927 - линейного корабля «Силезия». 15.10.1928 назначен начальником штаба флота. С 29.9.1930 начальник Отдела морской обороны Морского руководства. Со 2.10.1933 по 27.10. 1938 занимал пост инспектора военно-морских учебных заведений, одновременно в 1933-36 неоднократно исполнял обязанности инспектора торпедного вооружения. 28.10.1938 назначен начальником военно-морской станции «Нордзее» (со штаб-квартирой в Вильгельмсхафене). С 23.8.1939 по 20.9.1942 командующий группой ВМС «Запад», руководил созданием группы, организацией ее штаба. В 1939 его штабу была поручена разработка операции по захвату Норвегии - операция «Везерюбунг» («Учения на Везере»). Формально являлся непосредственным руководителем ВМС во время проведения операции «Везерюбунг», однако руководство операцией осуществлялось непосредственно Верховным командованием ВМС (ОКМ). 9.5.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. В авг. 1940 штаб-квартира З. была передислоцирована из Сандвардена в Париж и З. поручено руководство германскими ВМС в Северной Атлантике и в Ла-Манше. 21.9.1942 отстранен от должности и переведен в распоряжение главнокомандующего ВМС, а 30.11.1942 уволен в отставку. 11.7.1945 арестован органами советской контрразведки. 17.10.1945 приговорен к смертной казни. Расстрелян.

ЗААЛЬВАХТЕР

Альфред Заальвахтер

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ - звания, персонально присваиваемые военнослужащим в соответствии с их служебным положением, военной или специальной подготовкой, выслугой лет и т. д. Военнослужащие ВМС делились на две основные группы: собственно военнослужащие и военные чиновники (причем последние исполняли свои обязанности не только в береговых службах обеспечения, снабжения и ремонта, но и непосредственно на боевых кораблях). Старшие унтер-офицеры именовались «унтер-офицерами с темляком», а младшие или нижние чины младшего командного состава - «унтер-офицерами без темляка». Класс воинских званий «рядовые» (Mannschaften) объединял рядовых и ефрейторов. Высшими званиями являлись гроссадмирал и генерал-адмирал.

Особенностью системы званий ВМС было то, что практически каждая служба, специальность имела свои звания (всего на крупном надводном корабле существовало до 80 различных шкал званий военнослужащих и военных чиновников).

В германских ВМС существовали следующие З.в.:

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ

ЗВАНИЯ ВОИНСКИЕ

*Капитан 1-го ранга, занимавший адмиральскую должность, именовался командором (Komandor).

1 В сигнальной службе офицерских званий не было. Сигнальщики подчинялись офицерам корабельной службы или офицерам службы связи.

2 Званий рядового состава в медицинской службе ВМС не существовало.

3 Звания строевых военнослужащих административной службы.

4 Звания военных чиновников административной службы.

ЗЕЕБАХ

ЗЕЕБАХ (seebach) Тило фон (30.6.1890, Лейпциг - 21.10.1966, исрат, Северный Рейн-Вестфалия), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.1.1941). 1.4.1910 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Фрейя» и в военно-морском училище. 19.9.1912 произведен в лейтенанты. С 1913 служил в Китае. Участник 1-й мировой войны, с 11.6. 1914 вахтенный офицер артиллерийского корабля «Ильтис», с 8.8.1914 командир 8-й батареи крепости Циндао. 8.11.1914 крепость капитулировала, и З. был помещен в лагерь для военнопленных. В дек. 1919 освобожден и в февр. 1920 вернулся в Германию. 31.5.1920 принят в ВМФ, служил в частях береговой обороны. С 1.3. 1922 3-й артиллерийский офицер на линейном корабле «Брауншвейг», с 25.9.1923 инструктор школы береговой артиллерии. С 3.10.1927 2-й артиллерийский офицер на линейном корабле «Силезия», с 28.9.1928 1-й артиллерийский офицер на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн», с 25.2.1930 - «Ганновере». 4.9.1930 назначен начальником школы береговой артиллерии и директором артиллерийской испытательной комиссии. С 25.9.1936 командир линейного корабля «Силезия», с 30.9.1937 командующий береговой обороной Померанского побережья, одновременно в апр. - июне 1939 исполнял обязанности инспектора морской артиллерии (официально утвержден 3.4.1939) и президента артиллерийской испытательной комиссии. Одновременно с 7.4.1940 по 3.6.1941 командующий береговой обороной на Западной Балтике. В июне - сент. 1941 тяжело болел и не мог выполнять свои обязанности, однако по выздоровлении вернулся к их исполнению. 1.4.1943 назначен в распоряжение главнокомандующего ВМС. С 1.7.1943 инспектор артиллерии и адмирал для особых поручений при Высшем морском командовании в Норвегии. 18.4.1945 награжден Серебряным Германским крестом. 8.5. 1945 взят в плен. 15.10.1947 освобожден.

ЗЕЕБАХ

Тило фон Зеебах

Предыдущая страница Следующая страница