Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха
Статьи на буквы "А-Я" (часть 19, "ХОФ"-"ШЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А-Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "А-Я" (часть 19, "ХОФ"-"ШЕС")

ХОФМАН

ХОФМАН (hofmann) Хорст (18.1.1919, Кранцаль - 14.6.1978, Любек), подводник, обер-штурман (1.9.1943). В нояб. 1937 поступил на службу в ВМФ. В апр. 1938 переведен в подводный флот и 1.10. 1938 произведен в ефрейторы. Окончил навигационную школу (сент. 1943). В апр. 1939 направлен для прохождения службы на подлодку U-48, на которой совершил 9 походов, проведя в море 224 дня. С июля 1941 по март 1943 служил на подлодке U-134 (7 походов, 265 дней в море, в основном в Арктике и Северной Атлантике), с окт. 1943 - на подлодке U-672 (4 похода, 155 дней в море). 20.5.1944 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 18.7. 1944 U-672 была потоплена британским кораблем эскорта «Бальфур», а Х. в числе др. членов экипажа был взят в плен. 3 года находился в лагере для военнопленных. В окт. 1947 освобожден.

ХОФФМАН КАРЛ

ХОФФМАН Карл (hoffmann) (26.10. 1895, Триест, Австро-Венгрия - 6.5.1945, Гамбург), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 2.10.1915 поступил на флот добровольцем. Служил на тяжелом крейсере «Фрейя», линейном корабле «Нассау». 13.12.1917 произведен в лейтенанты. После демобилизации армии оставлен на флоте, вахтенный офицер на миноносце, командир роты береговой охраны. С 26.9.1927 командир миноносца Т-158, с 25.9.1928 - Т-196 и флаг-лейтенант 1-й флотилии миноносцев. С 29.1.1931 офицер по боевой подготовке и вахтенный офицер на крейсере «Карлсруэ»; одновременно посещал занятия в Военно-морской академии. С 1.7.1935 советник отдела флота Морского руководства. 2.10. 1936 назначен командиром 4-й флотилии миноносцев. Со 2.5.1938 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего разведывательными силами. 15.9.1940 возглавил группу ОКМ по колониальным вопросам, занимался преимущественно вопросами организации действий флота у берегов Северной Африки. С 15.2.1941 начальник военно-морской контрольной комиссии и контрольной инспекции «Африка» в составе германо-французской комиссии по перемирию. 1.9.1942 зачислен в распоряжение командующего подводным флотом, с 6.1.1943 - начальник его штаба. 11.2.1943 назначен начальником штаба военно-морского командования «Запад». 14.6.1944 награжден Золотым Германским крестом. С 3.12.1944 адмирал-квартирмейстер ОКМ. Погиб в результате несчастного случая.

ХОФФМАН Карл

Карл Хоффман

ХОФФМАН КУРТ ЦЕЗАРЬ

ХОФФМАН Курт Цезарь (hoffmann) (26.8.1895, Киль - 19.5.1988, Мёльн), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.4. 1943). 1.4.1912 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Ганза» и в военно-морском училище в Мюрвике. 22.3.1915 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Веттин» (2.8. 1914-14.11.1915), затем вахтенный офицер на миноносцах 3-й флотилии (20.3. 1916-31.7.1919). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; обер-лейтенант (25.12.1917). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 28.9.1922 командир миноносца Т-157, с 23.9.1924 - роты 2-го батальона береговой обороны. С 24.11.1926 инструктор училища береговой обороны. С 15.10. 1929 1-й артиллерийский офицер на легком крейсере «Амазоне», с 15.1.1930 - «Кёльн». 30.9.1932 переведен в Морское руководство референтом Учебного отдела. С 28.9.1936 начальник училища артиллерии береговой обороны, с 1.10.1937 - училища артиллерии береговой обороны и ПВО. С 27.6.1939 командир легкого крейсера «Кёнигсберг». 21.9.1939 назначен командиром линейного корабля «Шарнхорст». Руководил его действиями во время атлантических рейдов. 21.3.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 28.3.1942 заменен Ф. Хюффмейером. 1.7.1942 назначен командующим ВМС в Нидерландах. 4.3.1943 его должность преобразована в должность командующего адмирала, а сам Х. заменен вице-адмиралом Г. Клейкампом. С 4.3.1943 начальник Отдела артиллерийских вооружений Управления вооружений ОКМ. 22.7.1945 арестован союзниками. 20.2.1947 освобожден. В 1956 поступил на службу в ВМС ФРГ, заместитель (1956-57), затем федеральный представитель (1957-65) в Морском управлении Гамбурга.

ХОФФМАН Курт Цезарь

Курт Цезарь Хоффман

ХЭРТВИГ

ХЭРТВИГ (härtwig) Пауль (14.9.1915, Штейн, Фогтланд -?), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.4.1942). В июле 1940 поступил в подводный флот. После курса подводного плавания успешно служил на подлодке U-125. 21.3.1942 назначен командиром подлодки U-517 (Тип IX-C), на которой совершил 2 похода (проведя в море в общей сложности 78 дней). Во время 1-го похода к берегам Канады он потопил 9 кораблей. Вскоре после выхода во 2-й поход 21.11.1942 лодка Х. была потоплена союзниками, а экипаж (в т. ч. и Х.) взят в плен. Всего за время военных действий Х. потопил 9 кораблей общим водоизмещением 27 283 т. После окончания войны Х. поступил в формирующиеся ВМС ФРГ. В 70-х гг. вышел в отставку в звании вице-адмирала.

ХЭРТВИГ

Пауль Хэртвиг

ХЮФФМЕЙЕР

ХЮФФМЕЙЕР (hüffmeier) Фридрих (14.6.1898, Кунерсдорф, Бранденбург - 13.1.1972, Мюнстер, Вестфалия), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.1.1945). 16.9.1914 поступил добровольцем на тяжелый крейсер «Фрейя». Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Лотарингия» (дек. 1914 - янв. 1916), окончил военно-морское училище (1916). В марте 1918 переведен в подводный флот, вахтенный офицер на подлодке U-19 (авг. - окт. 1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; лейтенант (12.10.1916). В окт. 1918 зачислен в 157-й пехотный полк, командир роты. С окт. 1920 в корабельной дивизии «Нордзее». С 1.4.1922 по 30.9.1923 вахтенный офицер на крейсере «Берлин», с 24.9.1926 - на линейном корабле «Ганновер», с 1.3.1927 по 30.9.1928 - «Силезия». Затем на штабных должностях, с 1.4.1931 начальник отдела Морского руководства. С 21.3.1936 1-й офицер легкого крейсера «Кёльн». 21.5.1938 переведен в ОКМ референтом, с 26.8.1939 офицер связи ВМС при Генштабе сухопутных войск. 13.9.1939 возглавил Конструкторский отдел в Управлении строительства подводного флота. С 29.5.1941 командир легкого крейсера «Кёльн». 29.3.1942 назначен командиром линейного корабля «Шарнхорст». 17.10.1943 заменен Ф. Хинтце и переведен в Штаб руководства морской войной. С 25.7.1944 командующий на островах Ла-Манша, одновременно исполнял обязанности коменданта крепости Гаэрнсей (25.7.1944-9.5.1945), начальника штаба командующего (1.10.1944-26.2. 1945) и командующего (26.2.1945-9.5. 1945) частями вермахта на островах Ла-Манша 9.5.1945 капитулировал и помещен в лагерь для военнопленных. 2.4.1948 освобожден.

ЦАНДЕР

ЦАНДЕР (zander) Конрад (9.3.1883, Кольберг, Померания - 3.2.1947, поселок Лежнево, СССР), военный деятель, контр-адмирал (1.10.1932). 10.4.1901 поступил на службу в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на учебном судне «Штош» и в военно-морском училище; 29.9.1904 произведен в лейтенанты. Служил на миноносцах. Участник 1-й мировой войны, командовал миноносцами V-181 (с 8.9.1914) и V-47 (с 20.11.1915), 2-й флотилией эскадренных миноносцев «Фландрия» (с сент. 1917), 1-й эскортной флотилией (с 20.12.1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (25.4.1912). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 27.3.1919 по 16.7.1920 командир 1-й флотилии минных тральщиков. В 1920-23 служил в Мюрвике, 28.3.1923 назначен командиром 1-й флотилии миноносцев, а 27.9.1926 начальником штаба инспекции торпедного и минного вооружения. С 20.9.1929 директор группы ПВО Морского руководства. С 1.10.1932 по 31.3.1934 инспектор торпедного вооружения, в 1933-35 неоднократно исполнял обязанности инспектора военно-учебных заведений. 1.3.1935 перешел на службу в ВВС, генерал авиации (1.10.1936). В апр. 1943 вышел в отставку, президент Берлинского аэроклуба. 1.5.1945 взят в плен советскими войсками в Берлине. Умер от рака слепой кишки.

ЦАПП

ЦАПП (Zapp) Рихард (3.4.1904, Гермерсхейм, Пфальц - 17.7.1964), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.1.1945). 12.10.1926 поступил на флот кадетом. 1.10.1930 произведен в лейтенанты. Служил на миноносцах, в частях ПВО. В апр. 1940 переведен в подводный флот. В качестве вахтенного офицера совершил короткий поход на подлодке U-46 Э. Эндрасса. 2.1.1941 назначен командиром подлодки U-66, на которой совершил 5 походов (проведя в море в общей сложности 264 дня). В ходе операции «Паукеншлаг» он потопил 5 кораблей (водоизмещением 33 456 т). Во 2-м походе к берегам США Ц. потопил 6 кораблей водоизмещением 43 946 т. 23.4.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 21.6.1942 назначен командиром 3-й флотилии в Ла-Рошели. В конце войны из находившихся в Ла-Рошели моряков был сформирован морской полк Цаппа. С ним Ц. участвовал в боях и в мае 1945 сдался французским войскам. Всего за время военных действий Ц. потопил 16 кораблей общим водоизмещением 106 200 т и повредил 1 корабль водоизмещением 12 502 т. В 1947 освобожден.

ЦИБ

ЦИБ (zieb) Пауль Вилли (3.6.1892, Руланд-Хойерсверда, Силезия - 9.8.1972, Кобленц), военно-морской деятель, инженер-контр-адмирал (1.4.1942). 1.10.1912 поступил инженером в ВМФ. Участник 1-й мировой войны, служил на легком крейсере «Штральзунд» (окт. 1913 - сент. 1915). С 15 июня по 19 нояб. 1918 главный инженер подлодки UB-118. После демобилизации армии оставлен на флоте и 16.12.1919 переименован в инженер-лейтенанты. Служил в частях береговой обороны, в 1922-24 главный инженер на миноносцах. С 27.9.1928 по 28.2.1930 инженер 1-й полуфлотилии миноносцев, с 4.4.1932 по 6.10.1934 - легкого крейсера «Кёльн». С 31.10.1938 главный инженер инспекции военно-учебных заведений, с 18 авг. по 1 нояб. 1939 инженер штаба Командования группы ВМС «Восток». 19.11. 1939 директор отдела снаряжения, с 1.4. 1940 - отдела снабжений военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. Одновременно с 11.10.1940 по 15.11.1942 состоял инженером в штабе командующего адмирала во Франции, а с 16.11.1942 по 19.1.1943 - в штабе Командования группы ВМС «Запад». С 3.2.1943 начальник главного штаба верфей Черного моря. 18.5.1944 награжден Серебряным Германским крестом. 28.8.1944 назначен командующим ВМС на Нижнем Дунае, но уже 23.10.1944 переведен на должность обер-верфт-директора военно-морских верфей в Вильгельмсхафене. 28.9.1944 награжден Золотым Германским крестом. 9.5.1945 оставил пост, но продолжил работу в Вильгельмсхафене. 17.3.1947 вышел в отставку.

ЦИГЛЕР

ЦИГЛЕР (ziegler) Эрих (12.7.1889, Тигенхоф, Лейпциг - 21.3.1945, Берлин), военно-морской деятель, инженер, адмирал (1.9.1942). 1.10.1907 поступил на службу в ВМФ кандидатом на звание морского инженера. Участник 1-й мировой войны, морской обер-инженер (16.9.1916). Служил на линейном корабле «Виттельсбах» (авг. - сент. 1914), затем главным инженером на миноносцах. С июля 1918 инженер 18-й полуфлотилии миноносцев. После демобилизации армии оставлен на флоте и 18.10.1919 переименован в обер-лейтенанты. Окончил Высшую техническую школу в Берлине (1923). С 1.4.1923 по 23.7. 1926 инструктор военно-морского училища в Мюрвике. С 30.8.1926 главный инженер крейсера «Нимфа», с 28.9.1927 - линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн». 23.10.1929 переведен в Морское руководство референтом Отдела морских военно-учебных заведений. 1.10.1935 назначен главным инженером командования флота. 25.9.1936 возглавил Отдел машиностроения ОКМ. 1.12.1939 назначен инспектором корабельных машин. 28.3.1943 зачислен в распоряжение ОКМ и 30 июля уволен в отставку.

ЦИЛИАКС

ЦИЛИАКС (ciliax) Отто (30.10.1891, Нойдитендорф, близ Готы, Тюрингия - 12.12.1964, Любек-Твафемюнде), военно-морской деятель, адмирал (1.2.1943). 1.4.1910 поступил в ВМФ кадетом. Окончил военно-морское училище со специальным курсом. 27.9.1913 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны, служил на линейном корабле «Ганновер» (1.10.1912-30.11.1915). Со 2.1.1916 вахтенный офицер на миноносце Т-37, с 16.5.1916 по 14.10.1917 - на подводной лодке U-52. 24.6-22.7.1918 командир подлодки UВ-96, с 25.8.1918 2-й адъютант инспекции подводного флота, 24.9.1918-20.1.1919 командир подлодки UС-27. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; старший лейтенант (22.3.1916). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 15.3.1919 командовал миноносцами, 12.7.1921 переведен в военно-морской архив, с 22.3.1922 советник имперской военно-морской службы в Гамбурге, затем в Бремене. С 21.3. 1923 командир роты и преподаватель военно-морского училища в Мюрвике. С 1.10. 1923 по 23.3.1924 командир миноносца G-8, с 30.3.1925 - S-18, с 23.9.1926 - 1-й полуфлотилии миноносцев. 1.10.1928 переведен в Департамент флота Морского управления. С 24.5.1929 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего морскими силами Остзее, с 1.1.1930 1-й офицер Адмирал-штаба в штабе командующего разведывательными силами флота. 25.9.1931 переведен в Морское управление; капитан 2-го ранга (1.10.1933). 29.9.1934 назначен начальником Отдела флота (позже - Оперативный отдел) - наиболее важного структурного подразделения Командного управления ОКМ. С 22.9.1936 по 30.10.1938 командовал броненосцем «Адмирал граф Шеер». Участвовал в военных действиях у берегов Испании. С 7 янв. по 28 сент. 1939 командир линейного корабля «Шарнхорст». 5.12. 1939-5.6.1941 начальник штаба Командования ВМС «Запад». С 16.6.1941 по 2.6. 1942 командующий линейными кораблями, одновременно с 21 сент. по 21 окт. 1941 командовал Балтийским флотом - временным объединением ВМФ, осуществлявшим поддержку сухопутных войск на северном участке советско-германского фронта. 21.3.1942 награжден Рыцарским крестом Железного креста. С 26.6. 1943 возглавлял Торпедную инспекцию Верховного командования ВМС. С 4.3.1943 главнокомандующий ВМС в Норвегии. 25.4.1945 попал в плен, и на его место, ставшее к концу войны важнейшим, назначен любимец фюрера адмирал Т. Кранке. 24.2.1946 освобожден.

ЦИЛИАКС

Отто Цилиакс

ЦУКШВЕРДТ

ЦУКШВЕРДТ (zuckschwerdt) Адальберт (1.1.1874, Ворбис, Саксония - 1.7.1945, Гармиш-Партенкирхен), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.3.1943). 4.4.1893 поступил в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на борту учебного судна «Штош»; 14.9.1896 произведен в унтер-лейтенанты. Служил на различных кораблях. С 1.10. 1904 2-й артиллерийский офицер на тяжелом крейсере «Принц Генрих», с 5.4. 1906 2-й, затем 1-й артиллерийский офицер на тяжелом крейсере «Роон», с 4.10. 1906 инструктор училища корабельной артиллерии. С 23.9.1909 навигационный офицер, с 31.3.1911 1-й офицер линейного корабля «Гессен» (12.11.1911-16.1. 1912 исполнял обязанности командира корабля). 7.4.1913 назначен командиром легкого крейсера «Корморан», который 8.8.1914 был переименован во вспомогательный крейсер. Участник 1-й мировой войны, совершил несколько удачных рейдов на коммуникациях противника. 8.4.1917 взят в плен. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса. После окончания войны вернулся в Германию и 24.11.1919 вышел в отставку с производством в капитаны 2-го ранга. После начала 2-й мировой войны вернулся на службу и 29.8.1940 назначен комендантом Ньюпортского порта, а в нояб. 1940 - порта Кале во Франции. С 23.2.1941 начальник морских укрепленных сооружений в устье Луары, а 22.11.1942 - в Лангедоке. 26.6.1943 назначен адмиралом на Южном побережье Франции, а 1.9.1943 - вновь начальником морских укреплений в Лангедоке.

23.3.1944 награжден Серебряным Германским крестом. 5.4.1944 переведен в резерв, а 31.5.1944 вышел в отставку. 14.5.1945 арестован англо-американскими властями. Умер в лагере для военнопленных.

ЦУКШВЕРДТ

Адальберт Цукшвердт

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ миноносцев (4. torpedobootsflottille), соединение германского флота. Создана в февр. 1943, действовала на Западе. В состав флотилии входили миноносцы T-22, T-23, T-24, T-25, T-26, T-27, а также приданные миноносцы T-28 и T-29 из состава 6-й флотилии. Расформирована в апр. 1944.

Командиры: капитан 2-го ранга Мориц Шмидт (2.1943-5.1943); капитан 3-го ранга Ферлор (5.1943-6.1943); капитан 3-го ранга Шуур (6.1943-9.1943); капитан 3-го ранга Кохлауф (9.1943-1.1944); капитан 3-го ранга Рихтер-Ольдекоп (1.1944-3.1944).

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (4. u-bootsflottille), учебное соединение подводного флота. Сформирована в мае 1941 как учебная флотилия (Ausbildungsflottille). Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий. Базой флотилии все время ее существования был Штеттин. В мае 1945 расформирована.

Всего за время существования через флотилию прошло более 300 подлодок Типов VII-C, VII-C41, VII-C42, IX, IX-C, IX-C40, IX-D, X-B, XIV, XXI и XXIII.

Командиры: капитан-лейтенант Вернер Якобсен (5.1941-7.1941); капитан-лейтенант Фриц Фрауенгейм (8.1941); капитан 2-го ранга Гейнц Фишер (9.1941-5.1945).

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ эскадренных миноносцев (4. zerstörerflottille), соединение германского флота. Сформирована в апр. 1939 из кораблей 6-й и 8-й дивизий эскадренных миноносцев. В ее состав вошли эскадренные миноносцы Z-9, Z-10, Z-11, Z-12, Z-13. В апр. 1940 расформирована, и корабли частично переданы в 6-ю флотилию. В окт. 1942 вторично сформирована в составе эскадренных миноносцев Z-31, Z3-2, Z-33, Z-34, Z-37, Z-38, Z-39. Продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 2-го ранга Бей (4.1939-4.1940); капитан 3-го ранга Лангхельд (10.1942-4.1943); капитан 1-го ранга Йоханнессон (4.1943-12.1944); капитан 1-го ранга барон фон Вангенгейм (12.1944-5.1945).

ЧЕТВЕРТАЯ ФЛОТИЛИЯ эскадренных миноносцев

Командир четвертой флотилии эскадренных миноносцев Эрих Бей

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (14. u-bootsflottille), соединение подводного флота. Сформирована 15.12.1944 в Нарвике (Норвегия). Флотилия продолжала действовать до капитуляции германских войск в мае 1945.

В разное время в состав флотилии входили лодки (Тип ов VII-C и VII-C41): U-294, U-295, U-299, U-318, U-427, U-716, U-995, U-997.

Командир: капитан 3-го ранга Гельмут Мёльман (12.1944-5.1945).

ЧЛЕН КОМАНДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО КРЕЙСЕРА

Военный знак вспомогательного крейсера (Kriegsabzeichen für Hilfskreuzer, Hilfskreuzer Kriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 24.4.1941 приказом гроссадмирала Э. Редера. Внешний вид знака разработан берлинским графиком Вильгельмом Эрнстом Пеекхаузом. Вручался членам команд вспомогательных крейсеров, участвовавших в дальних походах и успешных операциях. Правом награждать знаком обладал командир соединения.

Знак имел золоченый цинковый венок из дубовых листьев, внутри которого помещалось посеребренное изображение земного шара и плывущей ладьи викингов, а над ним - имперский орел. Носился на левой стороне ниже Железного креста 1-го класса. Знак крепился на булавке. Всего произведено ок. 1500 награждений.

31.12.1941 был учрежден аналогичный знак с бриллиантами (Kriegsabzeichen für Hilfskreuzer mit Brillanten), который имел такой же вид, что и обычный знак, но изготовлялся из серебра, а свастика украшалась 9 небольшими бриллиантами. Знак был учрежден специально для вручения капитану вспомогательного крейсера «Атлантис» капитану 1-го ранга Б. Рогге, награжденному Рыцарским крестом с дубовыми листьями.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО КРЕЙСЕРА

Знак Член команды вспомогательного крейсера

ЧЛЕН КОМАНДЫ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ И КРЕЙСЕРА

Флотский военный знак (Flottenkriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 30.4.1941 приказом гроссадмирала Э. Редера прежде всего для награждения военнослужащих, участвовавших в военных действиях против британского флота. Внешний вид знака разработан художником-маринистом Адольфом Боком (Берлин). Вручался членам команд крупных надводных кораблей (линейных кораблей и крейсеров), находившимся в плавании в общей сложности не менее 12 недель. Кроме того, знаком награждались военнослужащие, получившие ранение в бою. Знаком также могли награждаться члены команд вспомогательных кораблей, обеспечивавших действия линкоров или крейсеров.

Знак имел цинковый золоченый венок из дубовых листьев, внутри которого помещалось посеребренное изображение линкора в фас, а над ним - имперский орел. Размеры: высота 57 мм, ширина 44 мм, размах крыльев орла 31 мм, ширина венка 7 мм. Знак крепился на булавке и носился на левом нагрудном кармане ниже Железного креста 1-го класса. Знаки изготовлялись фирмами Бока, Шверина и Фридриха Орта. Всего произведено ок. 2400 награждений.

Адмирал Т. Кранке имел аналогичный знак с бриллиантами (Flottenkriegsabzeichen mit Brillanten), однако точных данных о его учреждении нет (возможно, он был изготовлен в частном порядке). Этот знак имел такой же вид, что и обычный, но изготавливался из серебра, а свастика украшалась 9 небольшими бриллиантами.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ И КРЕЙСЕРА

Знак Член команды линейного корабля и крейсера

ЧЛЕН КОМАНДЫ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА

Военный знак торпедных катеров (Schnellboot-Kriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 30.5.1941 приказом гроссадмирала Э. Редера. Первый образец изготовлен берлинским графиком Вильгельмом Эрнстом Пеекхаузом, 2-й вариант - Пеекхаузом и капитаном 3-го ранга Рольфом Петерсоном (янв. 1943). Вручался членам команд торпедных катеров, успешно действовавших против военных и торговых кораблей противника. Правом награждения знаком обладал командующий миноносцами.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА

1-й вариант Знака Член команды торпедного катера

Знак имел позолоченный цинковый венок из дубовых листьев, на который был наложен силуэт торпедного катера, разрезающего волны, над ним - имперский орел. Размеры: высота 57 мм от основы до головы орла, ширина 45 мм, размах крыла орла 23,5 мм, высота орла (включая свастику) 14 мм, ширина венка 7,5 мм. На 2-м варианте знака листья венка меньше и тоньше, орел имеет больший размах крыльев, а катер более современный и сильнее выдается из венка. Размеры знака 2-го типа: высота 60 мм, ширина 53 мм, размах крыльев орла 36,5 мм, высота орла (включая свастику) 20 мм, ширина венка 8 мм. Существовал также 3-й вариант знака, выпускавшийся фирмой Морже (Париж), этот знак сильно напоминал знак 1-го типа; его размеры: высота 55 мм, ширина 41 мм, размах крыла орла 27 мм, высота орла (включая свастику) 14 мм, ширина венка 7 мм. Знак крепился на булавке и носился на левом кармане ниже Железного креста 1-го класса. Всего произведено ок. 1900 награждений.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА

2-й вариант Знака Член команды торпедного катера

Существовал также аналогичный знак с бриллиантами (Schnellboot-Kriegsabzeichen mit Brillanten), который имел такой же вид, что и обычный знак, но изготовлялся из серебра, а свастика украшалась 9 небольшими бриллиантами. Таким знаком награждались моряки торпедных катеров, получившие Рыцарский крест с дубовыми листьями. Правом награждения этим знаком обладал главнокомандующий ВМС. За время войны знаком с бриллиантами были награждены:

обер-лейтенант Зигфрид Вупперман, командир торпедного катера;

капитан 3-го ранга Фридрих Кемнаде, командир флотилии торпедных катеров;

капитан 3-го ранга Бернд Клуг, командир флотилии торпедных катеров;

капитан 3-го ранга Георг Кристиансен, командир флотилии торпедных катеров;

капитан-лейтенант барон Гётц фон Мирбах, командир флотилии торпедных катеров;

капитан 1-го ранга Рудольф Петерсен, фюрер торпедных катеров;

капитан-лейтенант Вернер Тёнигес, командир торпедного катера;

капитан 3-го ранга Клаус Фельдт, командир флотилии торпедных катеров.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА

Военный знак эсминца (zerstörerkriegsabzeichen), нагрудный знак. Учрежден 4.6.1940 приказом гроссадмирала Э. Редера. Внешний вид знака разработан берлинским графиком Паулем Карсбергом. Первоначально предназначался для награждения членов команд эскадренных миноносцев, миноносцев и торпедных катеров (с 11.9.1940 исключительно эскадренных миноносцев), участвовавших в операции под Нарвиком (во время Норвежской кампании). Позже знак стал вручаться членам команд эскадренных миноносцев, принявшим участие в трех боях или в 12 походах, а также военнослужащим, получившим в бою ранение или спасшимся с погибших кораблей. С 15.11.1940 кандидат на получение знака должен в течение 6 предыдущих месяцев не иметь дисциплинарных взысканий. Правом награждения знаком обладали командующие флотилиями, а также командующие адмиралы с последующим утверждением командующим эскадренными миноносцами.

Знак имел золоченый цинковый венок из дубовых листьев, на который был наложен силуэт эскадренного миноносца (стилизованное изображение эсминца Z-21 «Вильгельм Хейдкамп»), разрезающего волны, над ним - имперский орел. Размеры: высота 54 мм, ширина 45 мм, ширина венка 7 мм. Знак крепился на булавке и носился на левом кармане ниже Железного креста 1-го класса.

Всего произведено ок. 6 тыс. награждений.

ЧЛЕН КОМАНДЫ ЭСКАДРЕННОГО МИНОНОСЦА

Знак Член команды эскадренного миноносца

ШААР

ШААР (Schaar) Герд (5.3.1919, Берлин - 24.1.1983, Масеру, Лесото), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.1.1945). 28.6.1938 поступил на флот кадетом. 1.5. 1940 произведен в лейтенанты. Служил на эскадренном миноносце «Эрих Гизе», участвовал в военных действиях в Норвегии в апр. 1940. Затем служил в военно-морской школе в Мюрвике. В февр. 1942 переведен в подводный флот. Совершил 2 похода в качестве вахтенного офицера на подлодке U-704. 1.4.1943 назначен командиром подлодки U-957 (тип VII-C), на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 147 дней). Основной зоной действия Ш. стали воды Арктики. В сент. 1944 провел успешную операцию по уничтожению советской радиостанции на острове Стерлигова, за что 1.10.1944 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. 21.10.1944 оставил командование подлодкой. 20.4.1945 Ш. получил назначение командиром подлодки U-2551 (Тип XXI), но участия в военных действиях принять уже не успел. Всего за время военных действий Ш. потопил 3 корабля общим водоизмещением 7903 т. В мае 1945 сдался в плен.

ШАЛЛ-ЭМДЕН

ШАЛЛ-ЭМДЕН (schall-emden) Робин (22.3.1893, Штуттгарт - 29.1.1946, Бельгия), военный деятель, вице-адмирал (1.2. 1943). 1.4.1911 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Виктория Луиза» и в военно-морском училище. С 1.10.1913 служил на легком крейсере «Эмден». 3.8.1914 произведен в лейтенанты. После начала 1-й мировой войны «Эмден» начал операции на коммуникациях союзников в Восточной Азии. 9.11.1914 «Эмден» был потоплен, а его экипаж (в т. ч. Ш.) взят в плен. В дек. 1919 Ш. вернулся на родину. С 13.2.1920 вахтенный офицер на легком крейсере «Кёнигсберг». С 14.3.1920 командовал 8-й, с 29.9. 1921 - 11-й полуфлотилией. С 1.10.1922 по 31.10.1924 возглавлял отдел управления флота Морского руководства. С 26.3. 1925 командовал 1-й флотилией тральщиков, с 29.6.1926 - 4-м батальоном береговой обороны, с 1.10.1926 - 4-м морским артиллерийским дивизионом. С 28.9. 1927 офицер связи на линейном корабле «Шлезвиг-Гольштейн». С 18.4.1930 командир 3-го морского артиллерийского дивизиона, одновременно в 1931-32 неоднократно исполнял обязанности коменданта Свинемюде. С 1.10.1932 офицер связи ВМС при штабе 4-го военного округа в Мюнстере. С 25.9.1933 1-й офицер линейного крейсера «Гессен», с 1.8.1934 - броненосца «Адмирал Шеер». 4.10.1937 поставлен во главе Морского управления в Штеттине. 16.2.1937 назначен командиром легкого крейсера «Кёнигсберг». С 5.11. 1938 командир 1-го корабельного кадрированного полка и комендант Штральзунда. С 13.9.1939 комендант крепости Готенхафен, одновременно с 13.1.1940 командующий береговой обороной на Восточной Балтике. 10.4.1940 Ш. назначен капитаном Нарвикского порта, но уже 10.5. 1940 вернулся на прежний пост. С 21.6. 1940 командующий ВМС в Западной Франции. 4.12.1940 переведен в распоряжение главнокомандующего ВМС и 19.2.1941 назначен начальником Морского управления Кале. С 8.3.1941 адмирал Морского командования. 28.12.1943 награжден Серебряным Германским крестом. 14.11.1944 переведен в резерв, а 2.1.1945 назначен начальником инспекции вооружений Шлезвиг-Гольштейн. 15.5.1945 взят в плен союзниками. Умер в лагере для военнопленных Цедельхем.

ШАЛЛ-ЭМДЕН

Робин Шалл-Эмдем

ШАРНХОРСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАХТ

ШАХТ (Schacht) Харро (15.12.1907, Куксхафен - 13.1.1943, Южная Атлантика), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.1.1944, посмертно). 1.4.1928 поступил на флот фенрихом. 1.10.1930 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Эмден» и «Нюрнберг», а с 1937 - в ОКМ. В июне 1941 переведен в подводный флот. Совершил недолгий поход на подлодке U-552, которой командовал Э. Топп. 8.10.1941 назначен командиром подлодки U-507 (Тип IX-C), на которой совершил 4 похода (проведя в море в общей сложности 224 дня). Во время похода в Южную Атлантику в авг. 1942 потопил 6 бразильских кораблей, что стало непосредственным поводом для объявления этой страной войны Германии. В сент. 1942 участвовал в операции, результатом которой стал скандал с «Лаконией». Всего за время военных действий Ш. потопил 19 кораблей общим водоизмещением 77 144 т и повредил 1 корабль водоизмещением 6561 т. Погиб на подлодке, потопленной самолетами с американского авианосца «Каталина». 9.1.1943 посмертно награжден Рыцарским крестом Железного креста.

ШВЕЙНИТЦ УНД КРАЙН

ШВЕЙНИТЦ унд КРАЙН (schweinitz und krain) Ганс Герман фон (21.7.1883, Либенбург, Харц - 4.3.1959, Гамбург), граф, барон фон Каудер, военно-морской деятель, контр-адмирал (1.1.1941). 10.4. 1901 поступил в ВМФ кадетом. Прошел подготовку на борту учебного корабля «Штейн», в военно-морском училище (1903) и Военно-морской академии (1914); 29.9. 1904 произведен в лейтенанты. В 1911-14 вахтенный офицер на императорской яхте «Гогенцоллерн». Участник 1-й мировой войны, навигационный офицер на легких крейсерах «Росток» (май 1915 - июнь 1916), «Регенсбург» (июнь 1916, окт. 1916 - март 1917), «Штеттин» (июль 1916), «Данциг» (июль - сент. 1916), «Эмден» (март 1917 - июль 1918), на линейном корабле «Маркграф» (окт. 1918). За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан-лейтенант (18.11.1912). После демобилизации армии оставлен на флоте. С 29.3.1919 адъютант в инспекции боевой подготовки и офицер связи в военно-морской комиссии по перемирию. С 1.10.1921 командир 4-го батальона береговой обороны, с 13.11.1924 офицер связи ВМС при командовании VI военным округом (Мюнстер). 29.9.1926 назначен комендантом морских оборонительных сооружений на Эльбе и Везере. 30.9.1931 вышел в отставку. 1.1.1941 вновь призван на службу и 11.10.1941 назначен начальником морских оборонительных сооружений на Украине, а 3.11.1941 переведен на аналогичный пост в Крым. Руководил созданием обороны крымских берегов от атак советского ВМФ. 1.4.1943 зачислен в распоряжение начальника Высшего военно-морского командования «Остзее», а 30.6.1943 уволен в отставку, хотя до конца войны и числился в распоряжении ВМФ. 8.5.1945 интернирован союзниками. 15.10.1947 освобожден.

ШВЕЙНИТЦ унд КРАЙН

Граф Ганс Герман Швейнитц унд Крайн, барон фон Каудер

ШЕВЕ

ШЕВЕ (Schewe) Георг (24.11.1909, Юкермюнде, Померания - 14.10.1990), офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1.8.1943). В окт. 1928 поступил на флот матросом. После окончания офицерских курсов 1.7.1934 произведен в фенрихи, 1.1.1936 - в лейтенанты. В 1936 переведен в подводный флот. С 22.7.1939 по 19.7.1940 командовал подлодкой U-60 (Тип II-C), на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 104 дня). 10.9.1940 назначен командиром подлодки U-105. Руководил ее действиями в 4 походах (236 дней в море) в Атлантику. Наиболее успешным для Ш. стал 2-й поход, во время которого он потопил 12 кораблей общим водоизмещением 71 450 т. 23.5.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 6.1.1942 зачислен в штаб командующего подводными лодками на Средиземном море. В сент. - окт. 1944 командовал 33-й флотилией подводных лодок, а в окт. 1944 переведен в ОКМ. Всего за время военных действий Ш. потопил 16 кораблей общим водоизмещением 85 779 т. В мае 1945 арестован британскими войсками. В 1946 освобожден.

ШЁНЕБООМ

ШЁНЕБООМ (schöneboom) Дитрих (4.12.1917, Амдорф - 21.10.1943, близ Тулона, Средиземное море), офицер-подводник, обер-лейтенант (1.9.1941). 21.9. 1937 поступил на флот кадетом. 1.7.1939 произведен в лейтенанты. Служил на кораблях сопровождения F-10 и F-6, на которых участвовал в операциях в Северном море, затем командовал тральщиком R-152. В сент. 1941 переведен в подводный флот. Служил вахтенным офицером на подлодке U-205. 18.8-14.12.1942 командовал подлодкой U-58. 15.12.1942 назначен командиром подлодки U-431 (Тип VII-C), на которой совершил 6 походов (проведя в море в общей сложности 135 дней) в Средиземное море. 20.10.1943 награжден Рыцарским крестом Железного креста. На следующий день подлодка Ш. потоплена глубинными бомбами, сброшенными с британского бомбардировщика. Всего за время военных действий Ш. потопил 5 кораблей общим водоизмещением 6680 т.

ШЁНЕРМАРК

ШЁНЕРМАРК (schönermark) Вернер (24.3.1897, Торн, Западная Пруссия - 31.12. 1945, Цедельгхем, Бельгия), военно-морской деятель, контр-адмирал (1.4.1943). 4.1.1915 поступил добровольцем на флот; прошел подготовку на борту тяжелого крейсера «Фрейя». Служил на линейных кораблях «Шлезвиг-Гольштейн» (март 1915 - апр. 1916) и «Дойчланд» (апр. 1916 - сент. 1917); 13.1.1917 произведен в лейтенанты. Окончил курс в училище подводного флота (1918) и 3.6.1918 назначен вахтенным офицером на подлодку U-55. После демобилизации армии оставлен на флоте. С 1921 вахтенный офицер на миноносце. С 6.10.1923 групповой офицер военно-морского училища в Мюрвике, с 12.2. 1926 вахтенный офицер на миноносцах S-19 и G-11. 29.9.1928 переведен в корабельную кадрированную дивизию «Остзее», а 3.11.1930 назначен 3-м адъютантом в штаб военно-морской станции «Остзее». С 21.3.1933 артиллерийский офицер на крейсере «Карлсруэ». С 27.9. 1934 1-й адъютант в штабе военно-морской станции «Остзее». 9.12.1937 командирован в Киль для приемки броненосца «Гнейзенау», а после спуска его на воду назначен 21.5.1938 1-м офицером. Участник Польской и Французской кампаний. 25.7.1940 переведен в ОКМ и возглавил отдел, а затем управление морской обороны. 1.5.1944 в ходе реорганизации ОКМ в составе Главного общего управления было сформировано Войсковое управление во главе с Ш. Оставался на этом посту до конца войны. 22.7.1945 интернирован союзниками. Умер в лагере для военнопленных.

ШЁНЕРМАРК

Вернер Шёнермарк

ШЕНК

ШЕНК (Schenk) Отто (17.2.1891, Бергедорф, близ Гамбурга - 19.12.1972, Элмсхорн, Шлезвиг-Гольштейн), военно-морской деятель, вице-адмирал (1.3.1942). 1.4.1910 поступил на флот кадетом. Прошел подготовку на тяжелом крейсере «Фрейя» и в военно-морском училище. 27.9.1913 произведен в лейтенанты. С нояб. 1913 служил на легком крейсере «Дрезден». Участник 1-й мировой войны, обер-лейтенант (25.6.1917). 15.3.1915 интернирован чилийскими властями. В окт. 1916 вернулся в Германию, служил вахтенным офицером на миноносцах. В дек. 1918 адъютант командующего флотом. После окончания войны оставлен на флоте, командовал миноносцами. С 1.10.1923 флаг-лейтенант штаба командующего легкими силами Северного моря. С 19.3.1925 инструктор военно-морского училища в Мюрвике. С 26.9.1927 навигационный, с 25.9.1928 - 1-й офицер крейсера «Амазоне». С 15.1. 1930 1-й офицер легкого крейсера «Кёльн», с 3.10.1930 командир 1-го морского артиллерийского дивизиона. 2.10.1933 возглавил военно-морское училище в Фридрихсорте, одновременно в янв. - марте 1935 комендант Киля и капитан над Кильским портом. С 1.4.1935 командир 1-го морского батальона по подготовке унтер-офицеров. С 30.9.1935 командир крейсера «Лейпциг». 4.10.1937 Ш. возглавил центральный отдел военно-морских верфей в Фридрихсхафене. 26.11.1939 переведен в распоряжение командующего военно-морской станцией «Остзее». С 10.1. 1940 командующий береговой обороной Померанского побережья. 9.4.1940 назначен адмиралом на Южном побережье Норвегии. 30.8.1940 ведомство Ш. было расформировано, а Ш. получил назначение на только что созданный пост адмирала на Полярном побережье Норвегии. 5.2.1942 награжден Золотым Германским крестом. 13.8.1942 отставлен. С 1.10.1942 начальник комиссии по испытанию кораблей новых конструкций. 31.1.1945 уволен, но 1 марта направлен в ведомство призового суда в Гамбурге. 2.5.1945 взят в плен союзниками. 6.6.1947 освобожден.

ШЕНК

Отто Шенк

ШЕПКЕ

ШЕПКЕ (schepke) Иоахим (8.3.1912, Фленсбург - 17.3.1941, Северная Атлантика), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.6.1939). 9.10.1930 поступил на флот кадетом. 1.10.1934 произведен в лейтенанты. Прошел подготовку на учебном корабле «Ниобе», легком крейсере «Эмден» и броненосце «Дойчланд». В окт. 1935 переведен в создававшийся подводный флот. Был инструктором торпедной школы во Фленсбурге. 29.10.1938 назначен командиром учебной подлодки U-3 (тип II-A), на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 24 дня). 3.1.1940 Ш. получил подлодку U-19 (тип II-B). На ней он выходил в Северное море 5 раз (всего проведя в плавании 64 дня) и потопил 9 кораблей общим водоизмещением 15 715 т. С 30.5.1940 командир подлодки U-100 Тип VII-B (6 походов, 112 дней в море). В 1-м походе из Киля во Францию (авг. 1940) он потопил 6 кораблей водоизмещением 25 812 т. В сент. 1940 во 2-м походе Ш. в течение 2 дней потопил 7 кораблей (50 340 т). 24.9.1940 награжден Рыцарским крестом Железного креста. 23.11. 1940 Ш. записал на свой счет еще 7 кораблей (24 601 т) и 1 дек. получил дубовые листья к Рыцарскому кресту. В 1940 была опубликована книга Ш. «Подводник сегодня», которую он иллюстрировал собственными рисунками. Он пользовался огромной популярностью в Германии, став одним из национальных героев. В февр. 1941 ему было поручено выступить в берлинском Дворце спорта перед молодыми подводниками. Всего за время военных действий Ш. потопил 37 кораблей общим водоизмещением 155 882 т и повредил 4 корабля водоизмещением 17 229 т. 17.3. 1941 в 3 ч 18 мин юго-восточнее Исландии его лодка атакована британскими эсминцами «Уокер» и «Ванок». Лодка получила тяжелые повреждения и затонула, большая часть экипажа (38 чел.), включая Ш., погибла, спастись удалось только 6 матросам.

ШЕПКЕ

Иоахим Шепке; рисунок Вольфганга Виллриха

ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ МИНОНОСЦЕВ

ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ миноносцев (6. torpedobootsflottille), соединение германского флота. Создана в апр. 1939, в февр. 1941 расформирована, но в нояб. 1943 создана вторично. В ее состав вошли миноносцы «Ильтис», «Ягуар», «Леопард», «Лухс», «Вольф», «Морской орел» (до 1940); с нояб. 1942 - T-28, T-29 (первые два миноносца позже переданы в 4-ю флотилию), T-30, T-31, T-32, T-33, кроме того, из 4-й флотилии сюда были переданы Т-22 и Т-23. С 1939 действовала в Северном море, а в 1940 приняла участие в операции «Везерюбунг». Флотилия нового формирования действовала в финских территориальных водах. Окончательно расформирована в авг. 1944.

Командиры: капитан 3-го ранга Ваю (4.1939-3.1940); капитан 3-го ранга Ганс Маркс (3.1940-2.1941); капитан-лейтенант Хартенштейн (и.о., 5.1940-1.1941); капитан 3-го ранга Коппенхаген (11.1943-8.1944).

ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

ШЕСТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок (6. u-bootsflottille), соединение подводного флота. Сформирована 1.10.1938 как флотилия подводных лодок «Хундиус» (Unterseebootsflottille «Hundius»), в сент. 1939 переименована в 6-ю флотилию подводных лодок. База флотилии размещалась в Киле. Состояла из подлодок Типа IXA. В дек. 1939 расформирована, но в сент. 1941 вновь сформирована в Данциге. Первоначально действовала как учебная флотилия, а после подготовки экипажей подводных лодок не передала их в другие флотилии, а была преобразована в боевую флотилию и в февр. 1942 переведена в Сен-Назар (Франция). В состав флотилии входили в основном подлодки Типов VII-B, VII-C и VII-C41. В авг. 1944 расформирована, а оставшиеся лодки переведены в базы Норвегии.

В состав флотилии в 1938-40 входили следующие лодки: U-37, U-38, U-39, U-40, U-41, U-42, U-43, U-44; в 1941-44 - U-87, U-136, U-209, U-210, U-223, U-226, U-228, U-229, U-251, U-252, U-253, U-260, U-261, U-264, U-269, U-270, U-277, U-290, U-308, U-312, U-319, U-335, U-337, U-340, U-356, U-357, U-376, U-377, U-380, U-385, U-386, U-404, U-405, U-411, U-414, U-417, U-436, U-437, U-445, U-456, U-457, U-465, U-477, U-585, U-586, U-587, U-588, U-589, U-590, U-591, U-592, U-598, U-608, U-609, U-610, U-614, U-616, U-623, U-626, U-627, U-640, U-642, U-648, U-655, U-658, U-666, U-668, U-672, U-673, U-675, U-680, U-703, U-705, U-742, U-756, U-757, U-758, U-766, U-964, U-967, U-972, U-981, U-982, U-986, U-999.

Командиры: капитан 3-го ранга Вернер Хартман (10.1938-12.1939); капитан 3-го ранга Вильгельм Шульц (9.1941-10. 1943); капитан-лейтенант Карл Эммерман (11.1943-8.1944).

Предыдущая страница Следующая страница