Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОПО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОПО")

О

О - буква он; гласная, в русской азбуке шестнадцатая; на письме повторяется не в пример чаще всех прочих, а в московском говоре почти не слышна в полногласности своей, скрадываясь на а или даже обращаясь в полугласную. В просторечии, на север и на восток от Москвы, о произносится сполна, где пишется (хотя и не так остро, как в остальной Европе; наречия: новгородское и владимирское); на юг и на запад, акают, причем на юге (рязанское) произносят о, если на него падает ударенье, а на западе (смоленское) буква эта вовсе изгнана, заменяясь гласными: а, у, ы, ё, уо. Смоленское наречие переходит в белорусское, акающее, за коим следуют окающие поляки, как и к рязанскому, с юга, примыкают окающие малороссы. Переходы о в иные гласные есть и у нас: ст(а)-рана (сторона), су(о)против, выпь (вопить), рассказ, росказни. В церковном счислении, под титлою означает семьдесят, а со знаком семьдесят тысяч.

В. Даль

ОБДЕРИХА

ОБДЕРИХА - по древним русским поверьям, злой женский дух, обитатель бани. Выглядит как лохматая страшная старуха, иногда голая; показывается и в виде кошки. Ее поведение сходно с поведением банника.

ОБЕТ

ОБЕТ - обещание какого-либо доброго дела, данное Богу, свободного в распоряжении своей волей православного христианина. Существуют обеты личные, т. е. обеты поста, воздержания, и вещественные материальные - помощь церкви деньгами: построить храм, выткать полотенце для храма и др. Нарушение обета - тяжкий грех перед Богом.

ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРЬГРАДА

ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРЬГРАДА - христианский праздник, отмечается 11/24 мая. По древним русским поверьям, был, по-видимому, связан с празднованием Перуна - бога огня, грома и грозы. В это время обычно наблюдалась первая летняя жара и гроза. В некоторых частях России и, в частности, Малороссии крестьяне в этот день боялись приниматься за работу, опасаясь, что град выбьет засеянные поля.

ОБОЯНЬ

ОБОЯНЬ - город в Курской обл., центр Обоянского р-на. Расположен в южной части Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Псёл (приток Днепра), при впадении р. Обоянки. Население 15,7 тыс. чел.

Основан в 1639 как крепость на южных границах Российского государства, в устье р. Боянь (старорусское название Обоянки), на высоком правом берегу р. Псёл. Город Обоянь с 1779.

ОБРУСЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБРУЧЕВ

Владимир Афанасьевич (28.09/10.10.1863-19.06.1956), русский геолог и географ, исследователь Сибири и Центральной Азии. Осн. научные сочинения: трехтомная монография «Геология Сибири» (1935 - 38), «Основы геологии» (1944), «От Кяхты до Кульджи» (1965), «Мои путешествия по Сибири» (1948). Автор научно-фантастических и приключенческих романов «Земля Санникова» (1926), «Плутония» (1924), «Золотоискатели в пустыне» (1928), «В дебрях Центральной Азии» (1951).

ОБУХОВА

Надежда Андреевна (22.02/6.03.1886-15.08.1961), певица (меццо-сопрано), выдающаяся представительница русской вокальной школы. Окончила Московскую консерваторию. В 1916 - 43 - солистка Большого театра. Голос ее отличался широтой диапазона, певучестью, гибкостью, редкой красотой тембра, легкостью и насыщенностью звучания. Среди лучших оперных партий Любаша («Царская невеста»), Ганна («Майская ночь»), Любава («Садко»), Весна («Снегурочка»), Марина («Борис Годунов»), Ангел («Демон»). Как камерная певица Обухова исполняла русские классические и бытовые романсы, народные песни. Высокое мастерство и культура пения были связаны у нее с верным ощущением национального характера музыки, ее стиля и эпохи.

ОБЩЕСТВО ЛЮБОМУДРИЯ

ОБЩЕСТВО ЛЮБОМУДРИЯ - См.: «ЛЮБОМУДРЫ».

ОБЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ

ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ - древний русский обычай для предотвращения падежа лошадей ткать и вышивать полотенце в продолжение одних суток. Для этой работы девушки села собирались до восхода солнца и принимались за работу в полном молчании. К заходу солнца полотенце было готово, и девушки, в сопровождении всей деревни, шли неся над головами развернутое полотенце в виде покрова. На границе села полотенце вешалось на заранее водворенный крест. Обыденное полотенце должно было защитить табун от черной силы. В иных случаях полотенце клали на землю и через него гнали табун. Обычай «обыденного полотенца» давно изжит и забыт, но до наших дней сохранился узор для вышивки крестом полотенца, весьма схожий по своей схеме с иконой свв. Флора и Лавра с Архангелом Михаилом. На вышивке средняя крупная фигура держит за поводья двух лошадей, по бокам две другие фигуры с воздетыми руками. Весьма возможно, что этот узор вышивался на «обыденном полотенце» в защиту от вредящей силы, которую пленил Архангел Михаил, запретив ей проникать в стойла.

Н.Ш.

ОБЫДЕННЫЙ ОБРЯД

ОБЫДЕННЫЙ ОБРЯД - магический ритуал в течение одного дня (от восхода до захода солнца) или одной ночи (от захода до восхода солнца) по обету перед Богом совершить определенное действие - возвести церковь, срубить крест, выткать холст, полотенце, рубаху.

На Руси издревле существовал обычай в случае голода, мора, войны строить обыденные церкви. Возведение их начиналось с рубки деревьев в лесу и завершалось освящением церкви и службы в тот же день. Во многих городах России до сих пор стоят церкви, в названиях которых присутствует слово «обыденный». Обыденные холст или полотенце ткали как можно длиннее, а вытканное полотно жертвовали в церковь, вешали на икону или несли на придорожный крест, опоясывали им церковь, дом, обходили село. Изготовление обыденного полотна сопровождалось подобным же мужским ритуалом - рубкой и установкой обыденного креста, обычно очень большого. В совершении обыденного обряда принимали участие почти все жители деревни или определенного городского прихода. Русские люди верили, что таким образом Бог откликнется на их молитвы и спасет от голода, мора и вражеского нашествия.

О. П.

ОВИН

ОВИН - место, где крестьяне просушивали зерно. Издревле пользовался большим религиозным почетом. Церковный устав св. Владимира в числе других остатков языческого суеверия, подлежащих духовному суду, указывает и на моление под овином. В «Слове Христолюбца» встречаем подобное же указание: «еже молятся огневи под овином». В Орловской губ. в XIX в. резали кур под овином 4 сентября, при начале молотьбы, в других же местах существовал обычай резать петуха 1 ноября.

ОВИНОВСКОЕ «УСПЕНИЕ»

ОВИНОВСКОЕ «УСПЕНИЕ» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужском Паисиевом Успенском монастыре Костромской еп., на берегу Галичского озера. В царствование вел. кн. Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нем новую церковь вместо старой, обветшавшей. При начале постройки в 1425 году неизвестный человек принес ему икону Божией Матери и посоветовал посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесенную икону поставил в храме, и с этого времени икона получила название Овиновской. Московский кн. Василий Васильевич взял было сию икону в Москву и поставил в соборе, но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь. Празднуется 15/28 августа.

Прот. И. Бухарев

ОВРУЧ

ОВРУЧ (старое название Вручий), город в западнорусских землях на р. Норинь (Житомирская обл.). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 977 (в др. источниках - под 946). Разрушался татарами в 1240 и 1299. В 1321 захвачен Литвой, с 1569 - Польшей. В 1793 возвращен России. В городе сохранилась церковь Василия (к. XII - н. XIII вв.).

ОВРУЧСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Волынская еп., учрежденный в 1910 из женской общины, основанной в 1906 при Васильевском храме, в Овруче. Этот город, первоначально имевший название Обруч (объясняемое, по местному преданию, тем, что на верху окружавших этот город земляных укреплений были деревянные брусья, имевшие вид обручей), с 946 служил столицею Древлянского княжества, сменившею разоренный и сожженный вел. кн. Ольгою г. Коростень. С глубокой древности г. Овруч украшался воздвигнутым в нем в честь св. Василия Великого храмом византийского стиля. Этот храм был построен в 997 св. равноап. кн. Владимиром и ревностно был украшаем его потомками. Восточная его часть расположена в виде трех полукружий, или апсид, из которых среднее, большее по размеру, было занято алтарем, а меньшие, боковые, служили местом для жертвенника и ризницы. Стены храма устроены из тонкого кирпича (в состав которого входят камень, стекло и песок) в виде лепешек, с перемежающимися рядами весьма красивого камня ярко-красного цвета; прорезывающие стены окна этого храма - греческие, узкие, вверху овальные; своды храма были выведены из глиняных горшков или так называемых голосников - для усиления звуков. Все здание было увенчано пятью изящными куполами с десятигранными главами с сиявшими на них крестами. Не только купола и главы, но, по-видимому, и вся крыша храма были вызолочены, почему он и назывался «Златоверхим». Внутри весь храм был богато украшен фресковою живописью. В 1240 и 1299 Златоверхий храм подвергался ограблению и разорению от татар, в 1321 - от литовцев, но каждый раз был снова восстановляем благочестивыми овручанами, как глубоко чтимая национальная святыня, как дорогая для них память и гордость их предков.

С.В. Булгаков

ОВСТУГ

ОВСТУГ - село в Брянской обл., в Жуковском р-не, близ ж.-д. станции Ржаница. В к. XVIII-XIX вв. родовое имение Тютчевых. В Овстуге родился, провел детские годы, а с 1840-х часто жил поэт Ф.И. Тютчев. Главный дом усадьбы в 1913 разобран, в 1981 восстановлен как музей поэта (осн. в 1957, до 1985 размещался в здании бывшей сельской школы, построенной в 1871 на средства дочери Тютчева - М.Ф. Бирилёвой). Памятник Ф.И. Тютчеву (1961). Ежегодно проводятся праздники поэзии.

ОГНЕВИДНАЯ

ОГНЕВИДНАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. На ней изображается Богоматерь без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, что и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною». Празднуется 10/23 февраля.

Прот. И. Бухарев

ОГНИЩАНЕ

ОГНИЩАНЕ - высшее служилое сословие древней княжеской Руси. По Русской Правде, за убийство огнищанина определена высокая вира в 80 гривен. Историки считают огнищан то просто зажиточными гражданами, то потомками былых славянских князей, то «княжьими мужами», боярами. Огнищане - землевладельцы на правах собственников, в противоположность другим сословиям.

С.Ю.

ОГОНЬ

ОГОНЬ - в древнерусских народных представлениях - одна из четырех главных основ мироздания (наряду с землей, водой и воздухом).

Обоготворение огня в языческой Руси проявлялось в поклонении неугасимому огню, который русские язычники разжигали перед своими идолами, и прежде всего Перуном. Огонь тогда называли Сварожичем, т.е. сыном Сварога. Сыном Сварога считался также родоначальник и покровитель русского народа Дажьбог. По языческим представлениям, через огонь пролегала дорога на небо. В дохристианской Руси покойников сжигали на кострах, веря, что с их пламенем они переносятся в рай. Когда у женщины умирал муж, она стремилась к самосожжению, чтобы вместе с ним войти в рай.

Огонь считался средством очищения от злых духов, болезней, всяческой скверны. Через костер, зажженный от живого огня (при помощи трения), проводили заболевших людей, между двух костров прогоняли скот. Обычай этот сохранялся в русских деревнях вплоть до XX в.

О.П.

ОДЕРЖИМОСТЬ

ОДЕРЖИМОСТЬ - См.: ВДОХНОВЕНИЕ.

ОДЕССА

ОДЕССА - русский город на Черном море. На месте современной Одессы и ее окрестностей до н. э. существовали древние поселения и городища, относящиеся к периодам киммерийской, скифской, сарматской, греческой и славянской культур. Во время Киевской Руси здесь жили восточнославянские племена уличей и тиверцев. Здесь же находилось поселение Качибей (Коцюбеев, Гаджибей), впервые упоминаемое в 1415. В XV в. поселение было разрушено турками, снова заселено под названием Хаджибей. В 1764 турки построили здесь крепость Ени-Дунья (Новый Свет). Во время Русско-турецкой войны 1781-91 крепость была взята 14 сентября 1789 русскими войсками под командованием генерала И.В. Гудовича (при участии черноморских казаков под командованием З. Чепеги и А. Головатого). По Ясскому мирному договору 1791 отошла к России. Под руководством А.В. Суворова была построена русская крепость (1793) и велись начальные работы по строительству порта и города.

Одесса была основана в 1794 под названием Хаджибей, в 1795 переименована в Одессу (ошибочно предполагали, что здесь в древности находилось греческое поселение Одессос). В 1797-1802 - город Новороссийской губ. С 1805 - административный центр Новороссийского края. С 1825 - уездный город Херсонской губ. С XIX в. Одесса - важный центр внешней торговли. В к. XIX в. по товарообороту порт Одесса занимал 2-е место после Петербурга. В XIX в. Одесса становится значительным культурным центром: в 1817 был основан Ришельевский лицей, в 1825 - историко-археологический музей, в 1830 - городская публичная библиотека, в 1865 - университет.

ОДИГИТРИЯ

ХРИСТОФОРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Названа по имени Христофора, основателя монастыря в Вологодской еп., который впоследствии обращен в приходскую церковь. Прославилась чудесами в XVI в.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

ОДИГИТРИЯ АФОНСКАЯ

ОДИГИТРИЯ АФОНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ксенофской обители. С незапамятных времен прежде находилась в Ватопедском монастыре, но в 1730 при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем «Одигитрия».

Празднуется 21 января/3 февраля.

Прот. И. Бухарев

ОДИГИТРИЯ ВОРОНИНСКАЯ

ОДИГИТРИЯ ВОРОНИНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Явилась в 1524 в Воронинской Успенской пустыни Череповецкого у. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона. Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

ОДИГИТРИЯ ФИЛЕРМСКАЯ

ОДИГИТРИЯ ФИЛЕРМСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св. евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назареям, т.е. лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда по времени она была перенесена в Иерусалим. В V в. греческая имп. Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая Святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она торжественно была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда икона была взята в XIII в. западными христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собой на о. Родос. Когда в н. XVII в. этот остров был взят турками и рыцари переселились на Мальту, то туда перенесли с собою и Филермскую икону. В к. XVIII в., когда французы овладели о. Мальтой, рыцари прибегли под покровительство русского имп. Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, 12 октября 1799 они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону «Одигитрии» вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда - в Петербург, в церковь Зимнего дворца. 12 октября 1800 установлено празднование в память перенесения из Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.

Празднуется 12/25 октября.

Прот. И. Бухарев

ОДИНЦОВО

ОДИНЦОВО - город в Московской обл., центр Одинцовского р-на. Население 128,7 тыс. чел. Село Одинцово известно с 1627 как владение московских бояр Исленьевых. С вводом в строй в 1870 железной дороги Москва - Смоленск близ села вырос пристанционный пос. Одинцово.

ОДНОДВОРЦЫ

ОДНОДВОРЦЫ - одна из категорий государственных крестьян в России. Образовалась из служилых людей по прибору, оборонительная функция которых на южной границе оказалась ненужной в связи с созданием регулярной армии в 1-й четв. XVIII в. Однодворцы были обложены подушной податью и 4-гривенным оброком. К однодворцам был применен обычай круговой поруки, но их землевладение осталось специфическим. Мелкие земельные участки, розданные в XVI - XVII вв. служилым людям, увеличивались за счет купли и пожалований. Земли однодворцев составляли две группы. В одной из них были поместные участки их предков, участки, данные казной для ликвидации малоземелья, захваченные однодворцами в дикой степи и купленные волостью или селением. Межевая инструкция 1766 запрещала их продажу, в XIX в. они считались казенными, если даже их владелец стал дворянином. 2-я группа - земли, лично купленные и лично жалованные в вотчину. Принцип распределения общих земель был не подушным, а подворным (возможно, отсюда и название «однодворцы»). По традиции их можно было продать лишь однодворцу. Землевладение однодворцев в XVII-XIX вв. подвергалось сильнейшему сокращению под натиском помещиков. В 1730-х насчитывалось 453 тыс. душ мужского пола однодворцев, а 1830-х - более миллиона. Однодворцы владели ничтожным числом крестьян (ок. 11 тыс. в 1833 - 35) и селились, как правило, с ними одним двором. Крестьяне однодворцев несли перед государством те же повинности, что и их владельцы.

Л. Милов

ОДОЕВ

ОДОЕВ - поселок городского типа в Тульской обл., центр Одоевского р-на. Расположен на р. Упе (приток Оки). Население 7,2 тыс. км.

Известен со 2-й пол. XIV в., принадлежал потомкам Михаила Черниговского, затем князьям Одоевским. С 1407 до сер. XV в. под властью Великого княжества Литовского, затем в составе Русского государства. В 1575 вошел в число укреплений сторожевой линии, после упразднения которой потерял свое стратегическое значение. С 1777 уездный город Тульского наместничества.

ОДОЕВСКИЙ

Владимир Федорович (1.08.1803-27.02.1869), русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе (1816 - 22). В 1823 - 25 был председателем организованного им «Общества любомудрия». В 1827-30 - один из основных деятелей журнала «Московский вестник», был соредактором пушкинского «Современника». В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность Одоевского весьма разностороняя: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного Общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сельское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х и др.

В художественном творчестве Одоевский выступал как продолжатель традиции просветительской сатиры, автор дидактических апологов и повестей («Бригадир», 1833; «Княжна Мими», 1834; «Княжна Зизи», 1939) и как признанный мастер фантастической романтической повести («Импровизатор», 1833; «Сильфида», 1837; «Саламандра», 1840; «Косморама», 1840). Среди неоконченных произведений Одоевского - научно-фантастическая роман-утопия «4338-й год» (опубл. 1926), романы «Иордан Бруно и Петр Аретино», «Самарянин», «Русские ночи» (1844) - цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, - итоговое произведение русского философского романтизма 1830-х, отразившее характерную для него атмосферу исканий, дум об основных проблемах бытия и судьбах России.

Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым истолкователем творчества М.И. Глинки, пропагандировал произведения А.Н. Верстовского, А.Н. Серова и др., обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной песни и древнерусской церковной музыки.

ОДОЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ОДОЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - одно из Верховских княжеств. Образовалось в XIV в. с центром в Новосили, затем в Одоеве. С 1407 - под властью Великого княжества Литовского. На протяжении XV в. Одоевское княжество распалось на ряд владений кнн. Воротынских и Одоевских. В к. XV в. Одоевское княжество вошло в состав Русского государства. В XVI в. князьям Воротынским принадлежали города Новосиль, Перемышль; Одоевским - Лихвин; Одоев был поделен между ними. Княжества прекратили свое существование в 1573 после казни М.И. Воротынского и Н.Р. Одоевского.

ОДРИН НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Орловская еп., в окрестностях Карачева. Первоначально находился при р. Одрине, затем перенесен был на берег р. Песочни. Основан в XIV в. по случаю явления здесь иконы св. Николая Чудотворца, которая и находилась в монастыре. В монастыре находилась также прославившаяся в 1844 чудотворениями икона Богоматери, именуемая Споручница грешных.

С. В. Булгаков

ОЗЕРЯНСКАЯ

ОЗЕРЯНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Преображенском Куряжском монастыре. Явилась в к. XVI ст. на месте, называемом Озерянкой, отстоящем от Харькова в 35-ти верстах на юго-восток, где впоследствии устроена была и пустынь, называемая Озерянской. Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из с. Озерянки вышел летом косить траву на лугу; вдруг под ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел икону Божией Матери и пред нею горящую свечу. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе эти половины иконы со свечою, принес домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части иконы соединились, и так плотно, что остался только самый слабый след разреза.

В Озерянской пустыни пребывала святая икона до упразднения этой обители, т.е. до к. XVIII в. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря - в Харьков, в Покровскую церковь. Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в н. XIX в., то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была возвращена им. На поклонение сей иконе стекалось множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона была поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев переносили ее в церковь св. Онуфрия, стоящую под горой и устроенную на роднике. Родник находился под самым престолом, и из него трубой вода проходила в устроенные недалеко от церкви купальни, в которых больные нередко получали исцеление. 30 октября ежегодно Озерянская икона приносилась в Харьков и оставалась там до Фомина воскресенья.

Празднуется 30 октября/12 ноября.

Прот. И. Бухарев

ОКА

ОКА - река в Европейской части России, самый крупный правый приток Волги. Длина 1500 км. Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма (лев.); Мокша (прав.).

ОКЛИКАНИЕ ЗВЕЗДЫ

ОКЛИКАНИЕ ЗВЕЗДЫ - русский крестьянский ритуал, имеющий глубокие языческие корни. Связан с культом бога Велеса и Волосынь. В день св. Власия (сменившего Велеса) в Тульской губ. еще в XIX в., когда на небе появлялись звезды, крестьяне выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнем неугасимым белояровых овец», умножить их приплод, «чтобы овец было больше, чем звезд на небе».

O.П.

ОКЛИКАНЬЕ МОЛОДЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОКОВИЦКАЯ

ОКОВИЦКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: РЖЕВСКАЯ.

ОКОЛЬНИЧИЙ

ОКОЛЬНИЧИЙ - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - н. XVIII вв. Первоначальными функциями окольничего было, видимо, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В XIV-XV вв. окольничий входил в состав думы вел. князей. В системе Русского централизованного государства окольничий был вторым по значению (после боярина) думным чином. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. Пожалование в окольничие в XVI-XVII вв. часто являлось первой ступенью возвышения царских фаворитов. В XVII в. наряду со званием «ближнего боярина» возникло и звание «ближнего» (или «комнатного») окольничего.

ОКТОИХ

ОКТОИХ - или ОСМИГЛАСНИК, богослужебная книга, заключающая в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов, или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составление Октоиха. В составлении Октоиха также принимали участие св. Митрофан, еп. Смирнский, св. Иосиф Песнописец и другие.

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ (октоврий), десятый месяц в году, в древних месяцесловах и святцах именовался «листопад», от осеннего опадения листьев. С XV в. в южнорусских месяцесловах используется также его название «поздерник», от паздерни, кострики, так как в этом месяце мяли лен, коноплю, замашки. Среди русских крестьян вплоть до н. XX в. бытовало название октября как «грязник», «свадебник», «зазимье». В народе говорили: «Пора справлять свадьбы. Срок всем наймам и сделкам. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины грязника».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Покров Пресвятой Богородицы. Покров, натопи избу без дров! Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье. На Покров ветер с востока к холодной зиме. Покров землю покроет то листом, то снежком. Покров - конец хороводам, начало посиделкам. Батюшка Покров, покрой землю и меня, молоду! Снег на Покров - к счастью молодым. Не покрыл Покров, не покроет и Рождество. Спереди - Покров, сзади - Рождество. Захвати тепла до Покрова (вычини избу), а не захватишь до Покрова - не будет такова. Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов). Между Покрова и Родительской субботы зима не становится; 4. Мч. Иерофея. Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится; 6. Ап. Фомы. Фома - большая крома; 7. Мч. Сергия. С Сергия зима починается, с Матроны устанавливается; 9. Ап. Иакова Алфеева. Иаков, брат Божий, крупицу пошлет (град, крупу); 10. Мч. Евлампия. В этот день гадают по месяцу о погоде; 12. Праздник образу Пресвятой Богородицы Иерусалимской. В этот день гадают по звездам о погоде и урожае; 14. Прп. Параскевы. Прасковьи Трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи Льняницы. Прасковьи Грязнихи, Порошихи. На Грязниху грязь - четыре смены до зимы. Прасковья пятница, Христовым страстям причастница; 22. Праздник иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Казанская. Коли на Казанскую дождь пойдет и все луночки нальет, то зиму скоро приведет. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Кто на Казанской женится, счастлив будет; 26. Вмч. Димитрия Солунского. Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет по голу, то и Святая, а по снегу - и Святая по снегу. Дмитрова суббота - кутейникам работа; 28. Вмц. Параскевы, нареченной Пятницею. Прасковеи Пятницы, Прасковеи Льняницы (мнут лен и приносят первинку в церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах; 29. Прп. мц. Анастасии Римляныни и Авраамия Затворника. Настасьи Стригальницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец. Авраамия Овчара, Настасьи Овечницы; 30. Сщмч. Зиновия. Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями ходят, будет голод, мор либо война.

ОКТЯБРЬСКОЕ

ОКТЯБРЬСКОЕ - См.: КОДСК.

ОЛЕГ ВЕЩИЙ

ОЛЕГ ВЕЩИЙ (ск. 912 или 922), великий русский князь. Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи - племянником Рюрика, Иоакимовская - шурином Рюрика, «князем урманским», мудрым и храбрым, Новгородская первая летопись младшего извода - просто воеводой кн. Игоря Рюриковича.

В «Повести временных лет» под 879 сообщается, что Рюрик, умирая, передал свое княжество родичу Олегу, а также «отдал ему на руки сына Игоря, ибо тот был еще очень мал». Под 882 летописец сообщает о захвате Олегом Смоленска и Любеча, которые он присоединил к своим владениям. Затем, говорит летописец, Олег подошел к Киеву и хитростью выманил на берег Днепра княживших там Асколда и Дира. Он заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли княжича Игоря, добавил: «А это сын Рюриков». После этого Асколд и Дир были убиты воинами Олега, а сам он вокняжился в Киеве, сказав при этом, что он (Киев) «будет матерью городов русских». 882 год некоторые историки считают датой образования раннефеодального государства Русь. Олег строил города, определил размеры податей со словен, кривичей и мери, приказал Новгороду платить ежегодную дань варягам в 300 гривен для сохранения мира. В 883 он «примучил» древлян, в 884 победил северян, в 885 подчинил себе радимичей, обложив все эти народы данями. Пытался завоевать он уличей и тиверцев. Иоакимовская летопись сообщает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье.

Под 907 «Повесть временных лет» рассказывает о походе Олега на Византию, в котором приняли участие все подвластные ему народы. К Царьграду подошла русская конница и флот, насчитывающий 2 тыс. кораблей. Русские сожгли многие дома и церкви, перебили множество народа в константинопольских предместьях. Поставленные на колеса корабли пошли под парусами на штурм византийской столицы. Греки испугались и запросили мира. Они пытались убить Олега, вынеся ему из города отравленные пищу и вино. Но русский князь не принял их «даров». Византийцам пришлось заплатить Олегу огромную контрибуцию. Русь заключила с Византией очень выгодный мирный договор, предоставлявший большие льготы русским купцам. При заключении мира Олег и его мужи клялись «по русскому закону» - своим оружием, а также именами славянских (а не скандинавских!) богов Перуна и Волоса.

Уходя от Царьграда, Олег в знак победы повесил свой щит на городских воротах. В Киев он привез из похода золото, шелка, «плоды земные», вино и «всякое узорочье». Тогда же он получил прозвище Вещий.

В 911 (по летописи - в 912) Олег заключил второй, также очень выгодный для Киевского государства договор с Византией.

Смерть Олега от укуса змеи русские летописи датируют по-разному: «Повесть временных лет» - 912, а Новгородская первая летопись младшего извода - 922. Олег был похоронен, по одним сведениям, в Киеве на горе Щековице, по другим - в Ладоге, по третьим - где-то за морем. Эти разногласия летописцев дали основания ученым утверждать, что на Руси в к. IX - н. X вв. имелось два (а быть может, и больше) крупных полководца и государственных деятеля, носивших имя Олег.

Легенду о гибели кн. Олега использовал А. С. Пушкин в стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».

О.М. Рапов

ОЛЕГ РОМАНОВИЧ БРЯНСКИЙ

ОЛЕГ РОМАНОВИЧ БРЯНСКИЙ (в иночестве Василий), князь, преподобный (ск. ок. 1285), внук князя-мученика Михаила Черниговского, сын кн. Романа Брянского, основавшего Свенский Успенский монастырь в память исцеления своей болезни глаз от чудотворной иконы Божией Матери Свенской. Св. кн. Олег основал в Брянске в 1274 Петропавловский монастырь и стал в нем иноком, проводя строгую подвижническую жизнь. Иноческое его имя в точности неизвестно, предполагают, что он был Василий или Леонтий. Скончался св. кн. Олег в к. XIII или в н. XIV в.

Память блгв. кн. Олегу отмечается 20 сентября/3 октября.

ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ

1. (ок. 962 - 977), сын киевского кн. Святослава Игоревича. В 970 получил от отца Древлянскую землю. В 975 на охоте Олег Святославич убил зашедшего в его леса Люта, сына Свенельда. Чтобы отомстить, Свенельд начал уговаривать Ярополка Святославича, старшего брата Олега Святославича, отнять у того его земли. В 977 дружина Олега Святославича потерпела поражение в сражении с дружиной Ярополка; Олег Святославич бежал в г. Овручь. В давке он был сброшен в ров с моста у городских ворот и погиб.

2. (ск. 1115), князь Владимир-Волынский (1073 - 76), Тмутараканский (1083 - 94). Черниговский (1094-96), Новгород-Северский (1097-1115), сын вел. кн. Святослава Ярославича. В 1076 Олег Святославич, помогая полякам, совершил вместе с Владимиром Мономахом поход в Чехию. В 1078 пытался утвердиться в Чернигове, но потерпел неудачу. В 1079 был захвачен в плен хазарами и отослан в Константинополь, провел там, а затем на о. Родосе в заточении четыре года. В 1094 с помощью половцев Олег Святославич отнял у Владимира Мономаха Чернигов. Олег Святославич отказался ехать в Киев на съезд князей, но вел. кн. Святополк и Владимир Мономах, начав против него в 1096 войну, заставили его подчиниться. По решению Любечского съезда (1097) Олег Святославич получил в удел Новгород-Северский. Участвовал в Витечевском (1100) и Золотчевском (1101) княжеских съездах и в походах против половцев (1107 и 1113).

Г.Горшков

ОЛЁКМИНСК

ОЛЁКМИНСК - город в Якутии, центр Олёкминского р-на. Расположен на юге Приленского плато. Население 10,7 тыс. чел.

Основан в 1635 отрядом енисейских казаков под началом П. Бекетова как небольшой острог против устья р. Олёкмы, затем перенесен на 12 км выше по течению Лены на незатопляемое место. Олёкминский острог был сборным пунктом отрядов казаков, двигавшихся на р. Амур. Позже приобрел значение торгового и административного пункта на пути в Якутск. Город Олёкминск с 1783.

ОЛЕНИН

Алексей Николаевич (1763-1843), русский археолог, историк, палеограф, художник, крупный чиновник (статс-секретарь, член Государственного совета). С 1804 - почетный член Академии художеств, с 1817 - ее президент, с 1811 - директор Петербургской публичной библиотеки. Как ученый Оленин в основном занимался русской историей и археологией («Рязанские русские древности», 1831, «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян», 1832, и др.). Наиболее известно его «Письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» (1806), положившее начало русской научной палеографии и эпиграфике. Оленин составил план издания летописей.

Л. Милов

ОЛОНЕЦ

ОЛОНЕЦ - город в Карелии, центр Олонецкого р-на. Расположен в пределах Олонецкой низменности, у слияния рек Олонки и Мегреги. Население 11,8 тыс. чел.

Олонец - одно из древнейших поселений в Карелии, впервые упоминается в 1137. Во время русско-шведских войн XVI-XVII вв. неоднократно разорялось. В 1649 начато строительство Олонецкой крепости, защищавшей северо-западные границы Русского государства. Город с 1648. К к. XVII в. крупный торговый центр; крестьяне Олонецкого погоста выплавляли из болотной железной руды железо и изготовляли знаменитый «карельский уклад» (железо, близкое по качеству к стали). С XVIII в. значение Олонца как главного административного, торгового и культурного центра Карелии начинает снижаться. В к. XIX в. в Олонецком уезде действовало несколько железоделательных заводов.

ОЛЬГА

ОЛЬГА (Вольга, Прекраса, в крещении - Елена) (ок. 894 - 11.07.969), великая русская княгиня. Жена вел. русского кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие - Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место - после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

«Повесть временных лет» сообщает, что Ольга приняла христианство в 955 во время посещения Царьграда. Однако новейшие исследования ученых, опирающиеся на иностранные источники, показывают, что это событие произошло значительно раньше - в правление византийского имп. Романа I, который был свергнут сыновьями в декабре 944.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней. В 946 Ольга посетила Царьград, проводила переговоры с византийским имп. Константином VII Багрянородным и получила от него в дар золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями.

По возвращении на Русь Ольга в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы. В Киеве был создан деревянный Софийский собор. Тщетно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава в лоно христианства. Он не поддался на уговоры, хотя многие язычники из его окружения приняли крещение.

В 959 Ольга обратилась с просьбой к имп. Священной Римской империи Оттону I Великому прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства. Латинские проповедники во главе с еп. Адальбертом, прибывшие на Русь в 962, были враждебно встречены местным населением: одни были убиты, другие бежали за пределы страны. После этих событий Ольга была отстранена язычниками от верховной власти.

Летописцы сообщают, что Ольге принадлежал замок Вышгород под Киевом, села Ольжичи и Будутино.

В 968, согласно «Повести временных лет», Ольга руководила защитой Киева, который осадили печенеги. В следующем году она умерла и была похоронена по христианскому обряду собственным священником. В XI в. ее каменный гроб находился в киевской церкви Богородицы (Десятинной).

Православная Церковь канонизировала княгиню Ольгу, провозгласив ее святой равноапостольной.

Память равноапостольной Ольги отмечается 11/24 июля.

О.М. Рапов

ОЛЬГОВИЧИ

ОЛЬГОВИЧИ - название в русских летописях и исторической литературе древней русской княжеской династии - потомков черниговского и новгород-северского князя Олега Святославича (ск. 1115). Ольговичи вели борьбу за главенство на Руси и великокняжеский стол с Мономашичами, нередко пользуясь при этом помощью половцев. Вел. князьями были Всеволод II Ольгович (ск. 1146), его сын Святослав Всеволодович (ск. 1194) и внук Всеволод Святославич Чермный (ск. 1212). Наиболее известен из Ольговичей внук Олега Святославича - герой «Слова о полку Игореве» кн. Игорь Святославич.

Г. Горшков

ОМОФОР

ОМОФОР - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

ОМСК

ОМСК - центр Омской обл. и Омского р-на. Расположен при впадении р. Омь в Иртыш. Население 1184 тыс. чел.

Основан в 1716 как пограничная крепость для защиты от набегов кочевников и как опорный пункт для дальнейшего освоения русскими Сибири. В 1760-х на правом берегу Оми и Иртыша построена новая крепость, ставшая административным центром всех Сибирских пограничных линий. Город Омск с 1782, окружной центр Тобольского наместничества (до 1797) и Тобольской губ. (1804-22, 1839-68), центр Омской (1822 - 39) и Акмолинской (1868-1918) областей, административный центр Сибирского линейного казачьего войска (1808-1917), Западно-Сибирского (1824-82) и Степного (1882- 1917) генерал-губернаторств.

ОНА

ОНА - См.: БИРЮСА.

ОНЕГА

ОНЕГА - город в Архангельской обл., центр Онежского р-на. Расположен на р. Онеге, при впадении ее в Онежскую губу Белого моря. Население 25,8 тыс. чел.

Современный город расположен на месте древнего поморского поселения, основанного новгородцами в XIV в. под названием Усть-Онега; принадлежало Марфе Посаднице, затем стало собственностью Москвы. С XVII в. до 1764 во владении Крестного Ставрос-Кийостровского монастыря, заложенного патр. Никоном на южной оконечности о. Кий (в Онежской губе, в 15 км от современного города; в ансамбле - Воздвиженский собор, 1660; церковь Рождества, 1660, к которой примыкает 2-этажный корпус келий, ныне - дом отдыха). Город с 1780.

ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ

ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ - преподобный (IV в.). Один персидский царь, не имея потомства, молился Богу о даровании ему сына - и Бог услышал его. Тут отца стал искушать демон, убеждая, что ребенок зачат не им, а прелюбодеем, пусть он бросит новорожденного в огонь, и если все сказанное - ложь, то Господь сохранит его. Царь так и поступил. Но Бог поругаем не бывает: пламень разделился надвое и оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий, изобличил его в безрассудстве и повелел отнести сына, куда укажет Бог. Дитя совсем не принимало материнского молока, и царь поспешил в путь, исполняя повеление ангельское. В пустыне к ним подошла лань и, накормив младенца своим молоком, побежала вперед, как бы указывая дорогу. Так они достигли одного монастыря, игумен которого, извещенный свыше, взял ребенка к себе на воспитание. В десятилетнем возрасте Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать свв. Илии Пророку и Иоанну Крестителю. Луч света привел его к старцу, обучившему юного подвижника правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и прп. Онуфрий остался в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет подвижник питался от выросшей возле его пещеры финиковой пальмы и брал воду из появившегося рядом источника. Только однажды за эти шестьдесят лет подвижника посетил человек. Это был Пафнутий, составитель житий фиваидских пустынников, посланный Господом свидетельствовать перед людьми о подвигах прп. Онуфрия, принять его последний вздох и предать погребению.

Русские люди молили св. Онуфрия об избавлении от внезапной смерти. На этот счет существовала особая молитва.

Память прп. Онуфрию отмечается 12/25 июня.

ОПАХИВАНИЕ

ОПАХИВАНИЕ - широко распространенный языческий обряд, имевший целью прогнать злое существо, именуемое Коровьей Смертью, которое, по древним поверьям, вызывало падеж скота. Обряд этот обычно совершался в полночь группой старых женщин, вооруженных дубинами и кочергами. При свете лучин эти женщины обходили вокруг всей деревни, а одна из них, наиболее опытная, опахивала деревню сохой. Крестьяне верили, что после опахивания Коровья Смерть покинет эти места, а их скот будет спасен.

ОПОЧКА

ОПОЧКА - город в Псковской обл., центр Опочецкого р-на. Расположен на р. Великой. Население 15,8 тыс. чел.

Основан в 1414 псковичами в излучине Великой как новая южная крепость для защиты Пскова вместо крепости Коложа, разрушенной в 1406 войсками литовского кн. Витовта. В 1426 Опочка выдержала осаду литовских войск, в 1427 - немецких. В годы Ливонской войны 1558 - 83 в Опочке размещался многочисленный стрелецкий гарнизон. Город с 1772. В XVIII - XIX вв. один из ведущих торгово-ремесленных центров Псковской губ. (славились Опочецкие ярмарки).

Предыдущая страница Следующая страница