Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Р" (часть 1, "Р"-"РОД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "Р"-"РОД")

Р

Р - буква рцы, ре; согласная, в русской азбуке восемнадцатая. В церковном счислении, под титлой означает сто.

РА

РА - См.: ВОЛГА.

РАБОЧЕЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИМИЧИ

РАДИМИЧИ - древнерусское племенное объединение последних веков 1-го тыс. н. э. Земли радимичей лежали в восточной части Верхнего Поднепровья, по Сожу и его притокам. В летописи о радимичах сказано: «радимичи же и вятичи от ляхов», что обычно рассматривалось как указание на их родственные связи с западными славянами. Но это не подтверждается археологическими данными. О радимичах летопись сохранила очень мало сведений. В сер. IX в. они платили дань хазарам. В 885 радимичи были присоединены кн. Олегом к Киевскому государству; позднее они упоминаются в составе войск Олега, ходивших в 907 на Царьград. Окончательно радимичи потеряли политическую самостоятельность в 984, когда их войско было разбито на р. Пищане воеводой кн. Владимира Волчьим Хвостом. Впоследствии территория радимичей вошла в границы Черниговского и отчасти Смоленского княжеств. В последний раз имя радимичей упоминается в летописи под 1169. Земля радимичей удобными речными путями была связана с центральными областями Киевского государства. Судя по археологическим данным, по уровню экономического, социального и культурного развития радимичи не отличались от своих соседей. В XI-XII вв. на их земле известны города: Гомий (Гомель) и Чичерск на Соже, Вщиж на Десне, Воробьин, Ропейск, Стародуб и др. Археологические памятники радимичей - курганы, городища, места сельских поселений - исследованы недостаточно. Специфическим этническим признаком радимичей IX-XI вв. являются семилучевые височные украшения из бронзы или серебра.

П.Третьяков

РАДИО

РАДИО - способ беспроволочной передачи сообщения на расстояние посредством радиоволн. Изобретен в 1895 русским ученым А.С. Поповым.

РАДИОГЕОЛОГИЯ

РАДИОГЕОЛОГИЯ - наука о роли радиоактивных элементов в эволюции земли, создана в 1910 великим русским ученым В.И. Вернадским, предсказавшим уже в 1911 огромное значение радиоактивных веществ.

РАДОВИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Рязанская еп., в Егорьевском у., близ с. Радовицы, при Святом озере. По преданию, монастырь именовался раньше Акакиевой пустынью и был основан в сер. XV в. старцем Пахомием на острове Святого озера. Здесь чудесно явилась икона св. Николая Чудотворца, и после этого монастырь был перенесен на новое место. Соборный храм во имя Свт. Николая построен в 1816 - 39. Здесь находился явленный чудотворный образ св. Николая Чудотворца. Сохранялся также древний образ свт. Николая с частью его мощей.

С.В. Булгаков

РАДОНЕЖСКИЕ СВЯТЫЕ

На следующий день после празднования обретения мощей прп. Сергия, игум. Радонежского, Церковь вспоминает его сподвижников - Радонежских чудотворцев. Школа прп. Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит через всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей - твердынь веры, благочестия, просвещения и патриотизма - создана ими. Прпп. Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский, Авраамий Галичский, Афанасий Серпуховской, Феодор Ростовский, Ферапонт Белоезерский, Андроник Московский, Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий - все они были учениками чудесного старца. Через Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к прп. Иосифу Волоцкому и его ученикам, через Кирилла Белозерского - к прпп. Нилу Сорскому, Герману, Савватию и Зосиме Соловецким. Церковь чтит и тех учеников прп. Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове под отдельным днем. Так, первым пришел к преподобному Василий Сухой, названный так за его постничество. Вторым был инок Иаков, который долго нес в монастыре хлопотное послушание рассыльного. Пришли к прп. Сергию и его земляки из Радонежа: Онисим, назначенный вратарником, с сыном Елисеем, будущим дьяконом. Оставил настоятельство в одном из смоленских монастырей архим. Симон, чтобы стать послушником у игумена земли Русской. Не менее шестидесяти имен содержит список прославившихся учеников и собеседников прп. Сергия Радонежского, но не сосчитать подвижников, взявших за основу своего духовного подвига пример его св. жизни.

Празднование Собора Радонежских святых совершается 6/19 июля.

РАДОНИЦА

РАДОНИЦА (Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны), языческий весенний праздник для умерших; совершался, по свидетельству Иоанна Златоуста, на христианских кладбищах уже в древности, обыкновенно во вторник на Фоминой неделе.

Первоначально понятие «Радоница» имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Некоторые исследователи слово «Радоница» не без основания сближали со словами «род», «предок», другие видели в нем тот же корень, что и в слове «радость», так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Пресветлого Воскресения.

Вся без исключения Русь спешила в Радоницу на кладбища похристосоваться со своими покойными сородичами, угостить отошедших в вечность красным яичком и другими яствами. Три-четыре яйца клали на могилку, а иногда и зарывали в нее, разбивали о могильный крест, тут же крошили их или отдавали нищей братии на помин души. Не обходилось, конечно, без того, чтобы закускою и выпивкою, совершаемыми тут же на кладбище, живые не помянули усопших, - старославянская тризна, отличительная особенность русского народа. Хотя чествование памяти умерших, как бы сохраняющих еще какую-то таинственную связь с живыми, совершается повсеместно на Руси и во всех подходящих случаях, которые нельзя и перечислить даже, тем не менее Радоница как поминовенный день наиболее выделялся из числа прочих, отличаясь радостным настроением поминальщиков. Может показаться странным, каким образом печаль по отошедшим в вечность соединялась с радостью, но это объяснялось, во-первых, глубоким верованием русского народа, что придет время, когда все мертвые восстанут из гробов, верованием, подкрепляемым в то же время фактом Воскресения Христова, а во-вторых, Красная Горка - веселый весенний праздник, оживление природы, замиравшей на продолжительное время года, настраивал человека на веселый лад, побуждал забыть на этот раз о суровой, безжалостной смерти, подумать о жизни, которая сулит и радость, и благо. Вот почему к этому времени было приурочено большинство веселых и шумных свадеб, с их характерными народными песнями, сопровождаемыми пением «веснянок». А вслед за этим весенним праздником следовали и Семик, и Русалки, и Иван Купала и т.д.

После принятия христианства праздник Радоницы получил совершенно новое содержание. Православная Церковь исповедует, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе. Спаситель Своим восстанием из мертвых победил смерть и теперь переселяет своих рабов лишь к другой жизни - вечной. Поэтому умершие христиане не перестают быть членами Церкви и сохраняют с ней и с остальными чадами реальное, живое общение.

Это и происходит в день Радоницы. После литургии совершается Вселенская панихида.

РАДОСТЬ

РАДОСТЬ - чувство приподнятости, веселого настроения, удовольствия, внутреннего удовлетворения. В понятиях Святой Руси радость связана с Верой, Надеждой, Любовью и рассматривается как особая мудрость. «Любовь, обладающая своим предметом, есть радость» (Блж. Августин). «Радость - это ощущение полноты жизни, не знающей никаких изъянов и недостатков. Радость - это мир совести, не смущаемой и не колеблемой никаким страхом или чувством горького раскаяния» (митр. Николай Ярушевич). «Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибка» (Л.Н. Толстой). «Кто не любит радости человека - не любит и самого человека» (В.В. Розанов).

Русские пословицы: «Бог и плач в радость претворяет»; «Кто в радости живет, того кручина неймет»; «От радости голова вскружилась, дух сперся»; «Отвести душу, нарадоваться»; «Сердце сердцу радуется».

О. Платонов

РАЗВОД

РАЗВОД - расторжение брака, в понимании Святой Руси разрушение таинства любви. В православном народном сознании существует однозначно отрицательное отношение к разводу. Для человека Святой Руси жертвенность брачной любви не должна ограничиваться исключительно жертвой материальной. Каждый супруг несет ответственность за духовно-нравственное несовершенство и грехи другого. Слово Божие требует от супругов, чтобы любовь их была такою же, как и любовь Христа к своей Церкви, говорится, что Христос предал себя за Церковь именно для того, чтобы освятить ее и представить ее Себе, не имеющей ни пятна, ни порока, а следовательно, Христос признал своей невестой Церковь, которая имела пятна и пороки. Таким образом, христианская брачная любовь включает в себя не только готовность отдать свою жизнь для другого, но и готовность взять на себя его нравственные недостатки. Характерно, что ап. Павел, дозволяя в смешанном браке развод нехристианской стороне, чуждой христианского понимания любви, не дозволяет его стороне христианской (1 Кор. 7: 13, 14), любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (С.В. Троицкий).

Все виды многобрачия, как одновременного, так и последовательного, исключаются Православной Церковью. Развод и повторные браки в святоотеческой традиции не признаются и именуются «благовидным или тайным прелюбодеянием», «видом прелюбодеяния», «наказанным блудом», «нечистотой в Церкви», как потому, что они «идут вопреки определению Божию, так как Бог вначале сотворил одного мужа и одну жену» (Афинагор), так и потому, что они не отвечают строению Церкви, «не имеющей скверны и порока», и «изгоняют нас из Церкви и Царства Божия», соединены с потерей «нормы таинства», также, наконец, и моральными мотивами, ибо новый брак доказывает, что в первом браке супруг не имел безграничной любви, которая требуется христианским учением, так как, вступая в новый брак, супруг отделяется от своего первого супруга, и новый брак всегда является некоторой изменой в отношении к первому.

«Брак по природе один, как одно рождение и одна смерть, - отвечала сестра св. Григория Нисского св. Макрина, когда по смерти жениха ей предложили выйти замуж за другого, - жених мой жив в надежде воскресения, и было бы нехорошо не сохранить ему верности».

В России вплоть до н. XX в. разводы были крайне редки. От дурной (злой) жены (мужа) избавляла смерть или пострижение в монастырь. Народная психология протестует против развода. Как говорит русская народная пословица: «Первая жена - от Бога, вторая - от человека, третья - от черта».

О. Платонов

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - См.: ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ.

РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ

РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ - книги записей распоряжений русского правительства о ежегодных назначениях на военную, гражданскую и придворную службу в XVI-XVII вв. Разрядные книги составлялись путем извлечений из росписей, наказов, грамот, отписок, списков, местнических дел и др.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ (Разряд), центральное государственное учреждение России XVI-XVII вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными («украинными») городами. Разрядный приказ сложился в сер. XVI в. Со 2-й пол. XVI в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземского, Сибирского, Казанского дворца и др., круг дел Разрядного приказа был ограничен в территориальном и функциональном отношениях. В его ведении остались служилые люди по отечеству, а в южных городах и служилые люди по прибору. Во время войн функции Разрядного приказа значительно расширялись, через Разрядный приказ правительство осуществляло руководство военными действиями. В ведении Разрядного приказа было также распределение служилых людей по полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечение служилых людей земельным и денежным жалованьем. В XVII в. правительство предприняло попытку сосредоточить в Разрядном приказе учет всех ратных людей.

В Разрядном приказе составлялись росписи придворных церемоний (приемы иностранных послов, свадьбы членов великокняжеских и царских семей и их родственников, пожалования в чины), он имел непосредственное отношение к разбору местнических споров. Штат Разрядного приказа включал большое количество дьяков, подьячих и др. служителей. Он длился на столы (отделы): Московский, Новгородский, Владимирский, Белгородский, Севский, Поместный, Денежный и Приказной.

РАИФСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Казанская еп., при оз. Раифском, в окрестностях Казани. Основана иеромонахом Филаретом в 1613. Здесь находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери, которую 31 июля носили с крестным ходом в Свияжск, где она оставалась до 21 августа.

РАЙ

Царство Небесное, место вечного блаженства людей, праведным образом проведших жизнь, первоначально отведено самим Богом для пребывания первых людей - Адама и Евы.

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ - научно-промышленная отрасль, впервые как система создана русским ученым С.П. Королевым. Разработка ракетно-космической системы позволила впервые в мире осуществить запуск искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

РАКИТНОЕ

РАКИТНОЕ - поселок городского типа в Белгородской обл., центр Ракитянского р-на. Расположен в бассейне р. Ракитки (приток р. Псёл). Население 11,5 тыс. чел. Основан в 1652 как острог, позже слобода.

РАКША

Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980), русский художник. Родился в Уфе, в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов «Время, вперед!», «Дерсу Узала» и «Восхождение»). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - «Современник», «Добрый зверь, добрый человек», «Моя мама», «Продолжение», «Разговор о будущем», «Земляничная поляна» и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках.

Последней работой художника, его шедевром, его лебединой песней стал триптих «Поле Куликово» (ныне в Третьяковской галерее). В центральной его части - «Предстояние» - среди воинов, окруживших Дмитрия Донского в момент средоточия духа, в самый кульминационный момент перед сечей, художник изобразил в образе Бренка Василия Шукшина. Изобразил и себя: «Я бы погиб там, защищая Дмитрия со спины».

РАМЕНСКОЕ

РАМЕНСКОЕ - город в Московской обл., центр Раменского р-на. Население 86,3 тыс. чел.

Местность Раменье известна с XIV в. В к. 1760-х основано село, названное Новотроицкое-Раменское, позднее - Раменское. С сер. XVIII в. в окрестных селах развивается ткачество; в 1831 в Раменском была построена текстильная фабрика, ставшая к 1870-м одним из крупнейших текстильных предприятий России.

РАМОНЬ

РАМОНЬ - поселок городского типа в Воронежской обл., центр Рамонского р-на. Расположен на р. Воронеж (приток Дона). Население 8 тыс. чел. Впервые упоминается в 1615 как село. В к. XVII в. по указанию Петра I построена корабельная верфь.

РАНЕНБУРГ

РАНЕНБУРГ (с 1948 Чаплыгин), город в Липецкой обл., центр Чаплыгинского р-на. Расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины, при слиянии рек Становая Ряса и Ягодная Ряса (бассейн Дона). Население 14,3 тыс. чел.

В 1-й пол. XVII в. при создании Белгородской засечной черты на месте современного Раненбурга было основано поселение под названием Усть Становых Ряс под Слободским Липягом, впоследствии с. Слободское. В 1695 на высоком берегу Ягодной Рясы был возведен небольшой деревянный путевой дворец для отдыха Петра I и его свиты при следовании из Москвы в Воронеж. В н. XVIII в. сооружена небольшая крепость по голландскому образцу. В 1702 с. Слободское и крепость, впоследствии названная Петром I Ораниенбургом (в просторечии Раненбург), были подарены А. Д. Меншикову. В 1712 на средства Меншикова неподалеку был построен мужской монастырь Петропавловская пустынь. Уездный город Раненбург с 1778. В XIX - н. XX в. значительный центр торговли зерном.

Архитектурные памятники: Троицкий собор (1818) с колокольней (ок. 1838), церковь Вознесения (к. XVIII в.).

РАСКОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСПЕВ

РАСПЕВ (роспев), круг церковных мелодий в православной музыке, постепенно сложившийся в определенной местности, а затем вошедший во всеобщее употребление. Распев обычно охватывает все восемь гласов. Древнейшие распевы: большой знаменный, греческий, болгарский, киевский и антиохийский. Поздние распевы: симоновский, местные и так называемый обычный (обиход). Неосмогласные: герасимовский, знаменный путевой и др.

РАСПУТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССКАЗОВО

РАССКАЗОВО - город в Тамбовской обл., центр Рассказовского р-на. Расположен в центральной части Окско-Донской равнины, на р. Лесной Тамбов, при впадении в нее р. Арженки. Население 50,4 тыс. чел.

Село Рассказово известно с 1698. В XVIII - н. XX в. славилось кустарными промыслами (вязка чулок, выделка кож, производство свечей и мыла). В 1753 в Рассказово возникло фабричное производство сукна, несколько позже - красильная мануфактура.

РАХМАНИНОВ

Сергей Васильевич (20.03.1873-28.03.1943), русский композитор, дирижер, пианист. Родился в дворянской семье. В раннем детстве учился на игре на фортепьяно под руководством своей матери. В 1891 окончил Московскую консерваторию. С к. 1890-х началась длительная дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным.

В 1897 - 98 Рахманинов дирижировал в Московской частной опере С. И. Мамонтова (под его руководством шли оперы «Русалка», «Майская ночь», «Кармен» и др.). С 1906 Рахманинов работал в Большом театре, где дирижировал оперы «Жизнь за царя», «Русалка», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь» и др.

С 1887 Рахманинов начал сочинять музыку, создал 3 симфонии, фантазию «Утес», поэму «Остров мертвых» для оркестра, «Рапсодию на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром, поэму «Колокола», кантату «Весна», инструментальные и вокальные произведения различных жанров. В музыкальном творчестве Рахманинова сочетаются романтический пафос и лирико-созерцательные настроения, неистощимое мелодичное богатство и ритмическая энергия.

В декабре 1917 Рахманинов эмигрировал за границу, жил преимущественно в США (с 1918).

В. А. Федоров

РАЧИНСКИЙ

Сергей Александрович (8.05.1833-2.05.1902), русский педагог, ботаник, публицист и общественный деятель, редкий и яркий представитель высокой образованности, соединенной с глубокой церковной нравственностью. К нему обращались с самыми разнообразными вопросами духовной жизни. Его педагогическая деятельность стала как бы центром всего народного образования в церковном духе.

После окончания Московского университета Рачинский служил в архиве Министерства иностранных дел. Отсюда он был откомандирован на некоторое время в качестве личного секретаря к А.Н. Муравьеву.

Осенью 1856 С.А. Рачинский получил кафедру ботаники при Московском университете, сделался неофициальным редактором «Русского Вестника». За десять лет пребывания его в Москве очень сблизился со славянофилами.

Выйдя в отставку, с 1872 Рачинский переселился в свое родовое имение Татево. Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом полного удовлетворения. Зайдя как-то раз случайно в сельскую школу на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным, он попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, и этим определилась вся его дальнейшая судьба - всего себя до последних дней земной жизни Рачинский отдал православной педагогике.

«Религиозный характер всегда присущ русской сельской школе, - писал он, - ибо постоянно вносился в нее самими учениками... Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа... Из дому они выносят и вносят в школу «духовную жажду», интерес к вопросам духа. Во всех насажден живой зародыш благочестия: истинное уважение вещей божественных, живое чувство красоты внешних символов богопочитания и смутный, но твердый религиозный и нравственный идеал: монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя - вот что совершенно искренно представляется конечною целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим мальчикам». Школа должна насытить эту таинственную жажду, укрепить и осуществить врожденный религиозный характер. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в ежедневном употреблении. «Кто овладел, - писал Рачинский, - хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления».

Весь свой богатый педагогический опыт он изложил в своей главной книге «Сельская школа», выдержавшей за 8 лет с 1891 по 1899 четыре издания. Им был издан учебник «1001 задача для умственного счета». Известны его статьи о трезвости и «Письмо С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости», а также замечательная книга «Школьный поход в Нилову пустынь» о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и духовным наставником в одну из величайших святынь и обителей - Нилову Столобенскую пустынь, что на озере Селигер. Позднее педагогические опыты С.А. Рачинского воплотятся в подобных же паломничествах учеников и прихожан знаменитого московского батюшки о. Алексия Мечева.

И. Попов

РЕДКИН

Петр Григорьевич (4.10.1808-7.03.1891), русский юрист, философ, педагог и общественный деятель. Окончив Нежинскую гимназию (учился вместе с Н. В. Гоголем), поступил на этико-политическое отделение Московского университета. В 1835 - 48 профессор энциклопедии законоведения и государственного права в Московском университете, известен как блестящий лектор (в числе его слушателей был К. Д. Ушинский). В 1873 - 76 ректор Петербургского университета. Вслед за Н. И. Пироговым рассматривал проблему изучения природы человека как основу педагогической науки (идея впоследствии развита Ушинским в «Педагогической антропологии»).

Редкий инициатор идеи создания первого в России Петербургского педагогического общества (1859).

РЕКОНСКАЯ ТРОИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Новгородская еп., в окрестностях Тихвина при р. Рекони. Основана в 1676; в 1764 упразднена; возобновлена в 1860. Здесь находилась древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в.

РЕМЕЗОВ

Семен Ульянович (1642 - после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого сибирского человека Ульяна Ремизова.

В 1680-е Ремезов являлся «сыном боярским» и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII - н. XVIII в. он был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном создал «Чертеж всей Сибири», а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном - атлас из 23 карт, который специалисты оценивают как «вершину географических достижений русских людей XVII в.». Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России. Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его работ была «История Сибири» («Ремезовская летопись»), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей, записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность.

О. М. Рапов

РЕМЕСЛО

РЕМЕСЛО - мелкое ручное производство промышленных изделий с применением простых орудий труда. Ремесло зависит от личного мастерства, но не всегда равнозначно ему.

В народе говорили: «Ремесло вотчина, ремесло кормилец», «Ремесло за плечами не висит (не тяготит)», «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет», «Ремесло пить, есть не просит, а само кормит», «Всяко ремесло честно, кроме воровства», «Знай одно ремесло да блюди, чтоб хмелем не поросло», «Вино ремеслу не товарищ».

Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали ему неплохой приработок. «Живем не без промысла», - говорили крестьяне. Явление это без преувеличения можно назвать крестьянской ремесленной промышленностью, деятельность которой развивалась, как правило, после выполнения сельскохозяйственных работ, а спектр ее был необычайно широк.

В северных губерниях особенно сильно были развиты промыслы по обработке дерева. Крестьяне курили смолу, строили деревянные суда, резали деревянную посуду, прялки и многие другие нужные им вещи.

Многое зависело от места. В Олонецкой губ. повсеместно в деревнях встречались столярные, экипажные, смолодегтярные промыслы. В Каргопольском и Вытегорском уездах крестьяне были известны как хорошие гончары, но занимались также портняжеством, сапожным и кузнечным промыслами.

Пермские крестьяне в Верхотурском у. занимались изготовлением мебели, а в Красноуфимском - производством сельскохозяйственных орудий. В Шенкурском у. Архангельской губ. - кожевенно-овчинным промыслом, в Новоладожском у. Петербургской губ. - выделкой деревянной посуды, а также изготовлением рыболовных снастей и судовых принадлежностей. В Вятской губ. - столярными поделками, изготовлением игрушек, славящихся на всю Россию, ткачеством. Впрочем, ткачество было развито широко среди всех российских крестьянок.

В Центральной России, ближе к Волге, в частности в Нижегородской губ., крестьяне занимались ложкарным, гвоздарным и валяльным промыслами, в Симбирской губ. - выделкой изделий из лесных материалов, в Саратовской - колесным, экипажным и сапожным делом, а также работали с гончарным кругом. В Оренбургской губ. выделывали многочисленные изделия из козьего пуха - прежде всего знаменитые оренбургские платки, шали, шарфы. Кроме того, вырабатывали кожу, валяли валенки, ткали ковры.

В Астраханской губ. крестьяне выделывали сукно, причем исключительно на самодельных ткацких станах (было оно очень дешево - 9-15 коп. за аршин). А еще большими мастерами были крестьяне этой губернии на варежки, чулки и носки.

Необычайное многообразие крестьянских ремесел можно было увидеть в Московской и примыкающих к ней губерниях. В Волоколамском у. крестьяне славились изготовлением марли и тканых одеял, сусального золота, столярным и цветочным ремеслами, в Звенигородском - изготовлением скрипок и гитар, столярным, слесарным, ткацким, а также щеточным ремеслом, в Гороховецком у. Владимирской губ. - вязанием варег и строчкой полотна, в Лихвинском у. Калужской губ. - изготовлением замков и слесарными работами, в Скопинском и Михайловском уездах Рязанской губ. - кружевоплетением, вышиванием, керамическими поделками, мастерством ладить дерево, экипажным и веревочным ремеслом, в Егорьевске и Спасском - изготовлением кульков и рогож. Впрочем, рогожный промысел, так же как и ткачество, был развит по всей крестьянской России.

О. Платонов

РЕМИЗОВ

Алексей Михайлович (24.06/6.07.1877-26.11.1957), русский писатель, посвятивший свою творческую жизнь поиску особого стиля, ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). С 1921 в эмиграции. Автобиографическая книга «Подстриженными глазами» (1951), книга «Огонь вещей. Сны и предсонье. Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский» (1954).

РЕПИН

Илья Ефимович (24.07.1844-29.09.1930), русский художник. Родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Первоначальные навыки живописного ремесла Репин получил у местных малоросских иконописцев. С 1863 перед поступлением в Петербургскую Академию художеств Репин занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников (Петербург). В академии первым его наставником был И. Н. Крамской. По окончании академии в 1871 Репин как ее пансионер (стипендиат) находился в трехгодичной заграничной командировке (во Франции и Италии). В 1878 вступил в Товарищество передвижных выставок. Действительный член Академии художеств (с 1893).

Дипломная работа Репина на евангельский сюжет «Воскресение дочери Иаира» (1871) получила Большую золотую медаль. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в ряд ведущих русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870 - 73). В 1870-80-е талант Репина развернулся во всю ширь. Им создана серия полотен, показывавших могучие силы и духовную красоту народа: «Проводы новобранца» (1879), «В волостном правлении» (1877), «Крестный ход в Курской губернии» (1880 - 83); на исторические сюжеты - «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). Репин создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников - А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), Л. Н. Толстого (1887), портреты-типажи «Белорус» (1892), «Протодьякон» (1877).

В н. XX в. Репин с группой своих учеников создал замечательное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» (1901-03), проникнутое необычайной остротой социальных характеристик. Репин был и выдающимся мастером рисунка. В 1894 - 1907 он преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 - ее ректор). В 1899 Репин поселился в усадьбе «Пенаты» (пос. Куоккала), где прожил более 30 лет и был похоронен.

В. А. Федоров

РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА - учение русского физиолога И.М. Сеченова, выдающееся научное открытие (1866), предопределившее пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии.

РЕШЕТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЖЕВ

РЖЕВ - город в Тверской обл., центр Ржевского р-на. Расположен на юго-восточной окраине Валдайской возвышенности, на Волге. Население 70,4 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1216 как Ржева, владение торопецкого кн. Мстислава Удалого. С XIII в. в составе Смоленского княжества, в к. XIII - н. XIV в. центр удельного Ржевского княжества, позднее - под властью смоленских князей. В XIV-XV вв. город был объектом борьбы Смоленского княжества, Великого княжества Литовского, Московского и Тверского великих княжеств. С 1449 окончательно вошел в состав Московского Великого княжества. В н. XVIII в. после постройки Вышневолоцкой водной системы Ржев стал крупным перевалочным пунктом на водном пути в Петербург. В XVIII в. один из центров раскольнического движения в Верхнем Поволжье.

РЖЕВСКАЯ

РЖЕВСКАЯ (Оковицкая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 26 декабря 1539 в Оковицкой вол. Ржевского у. Тверской еп. Явление ее было ознаменовано множеством чудес. В 1540 при царе Иоанне Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со всем Собором и поставлена в Успенском соборе. В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 июля икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с сей иконы в устроенной во имя ее церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкою. На сей иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображен стоящим свт. Николай Мирликийский. Празднуется 8/21 и 11/24 июля.

Прот. И. Бухарев

РИЗА

РИЗА (фелонь). - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

РИЗНИЦА

РИЗНИЦА - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

РИМСКАЯ

РИМСКАЯ (Лиддская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Свв. апп. Петр и Иоанн Богослов прежде путешествия своего по отдаленным странам для проповеди слова Божия благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Пришедши затем в Иерусалим, они просили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить этот храм, посвященный Ее имени. Пречистая Дева отвечала им: «Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду». Когда пришли в Лидду и вошли в созданный ими храм, свв. апостолы увидели на одном столбе образ Богоматери, видимо изображенный не человеческою рукою, но силою Божией и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Богородицы. Они с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила Лиддский храм и даровала образу Своему силу чудотворения. В честь явления этого образа с древних времен установлено празднование 12/25 марта.

Прот. И. Бухарев

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

1. Александр Александрович (17.07.1849 - 26.09.1922), русский государственный и общественный деятель. Ярославский губернатор (1905 - 09), сенатор (с 1909). Выступал против революционного и иудейско-масонского подполья. В смуту 1905 - 07 занял твердую гражданскую позицию, сотрудничал с Союзом Русского народа и др. патриотическими организациями в борьбе по уничтожению революционных банд и антирусских агитаторов. В феврале 1907 одна из таких банд пыталась убить его, но была решительно ликвидирована. Подобно Столыпину, Римский-Корсаков сумел быстро навести порядок во вверенной ему губернии.

В 1909-10 стал одним из руководителей Главного Совета Союза Русского народа. С 1914 избран членом Совета Русского Собрания. Состоял в руководстве Союза русских православных людей во Владимирской губ. Постоянно говорил о необходимости решительных действий по уничтожению подрывных антирусских сил. После 1917 участвовал в попытке спасти Царскую семью, активный участник Белого движения. С 1920 в эмиграции - сначала в Берлине, затем в Белграде.

О. Платонов

2. Николай Андреевич (6.03.1844-7.06.1908), русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Во время учебы в петербургском Морском корпусе занимался музыкой под руководством Ф. А. Канилле. С 1861 Римский-Корсаков - член балакиревской группы «Могучая кучка», с 1871 - профессор Петербургской консерватории, в 1883 - 94 - управляющий Придворной певческой капеллой.

Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в гармонии. Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них: «Псковитянка» (1872) - первая его опера, имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, «Майская ночь» (1879) и «Ночь перед Рождеством» (1895) - по одноименным произведениям Н. В. Гоголя, опера-сказка «Снегурочка» (1896, по пьесе А. Н. Островского), опера-былина «Садко» (1896), опера-балет «Млада» (1892), оперы «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие - «Золотой петушок» (1907). Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения («Испанское каприччио», «Шехеразада»), сочинения для оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров.

В. А. Федоров

РИПИДЫ

РИПИДЫ - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОВНО

РОВНО - город в западнорусских землях на р. Устья. Впервые упоминается в 1282. В XIV в. захвачен Литвой, в 1569 - Польшей. В 1793 возвращен России. В 1920 - 39 под польской оккупацией. В 1939 возвращен России. В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Ровно существовало мощное партизанское движение под руководством Д. Н. Медведева, действовал легендарный русский разведчик Н. И. Кузнецов.

РОГНЕДИНО

РОГНЕДИНО - поселок городского типа в Брянской обл., центр Рогнединского р-на. Население 3,5 тыс. чел. Основан в 985 дочерью полоцкого кн. Рогволода - Рогнедой, высланной сюда ее мужем - киевским кн. Владимиром.

РОД

РОД - в древнерусской языческой мифологии бог, творец вселенной, создатель всего видимого и невидимого мира. Представление о нем принадлежит к древнейшему слою славянской религиозности. Поклонение Роду фактически представляло собой культ единобожия, ибо все остальные языческие божества считались производными от единого Бога. Как отмечал Прокопий Кесарийский (VI в.), славяне считают, что «один только Бог, Творец молний, является владыкой надо всем».

В своей идее понятие о Роде приближалось к христианскому представлению о Боге Саваофе - Боге Отце, Создателе всего сущего. Род выражал светлое, доброе первоначало, производными от которого были Сварог и его сын Дажьбог, прародитель русского племени. Со словом «Род» связано все самое значительное для русского человека. Род (семья, племя, династия), Народ, Родина, Природа, Родить, Урожай. К Роду у русских были особые чувства. Считая себя как бы правнуками главного Бога, они олицетворяли в нем свой род, его единство и неразрывную преемственность.

О. Платонов

Предыдущая страница Следующая страница