Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РОД"-"РУМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РОД"-"РУМ")

РОДЗАЕВСКИЙ

Константин Владимирович (11.08.1907-30.08.1946), русский общественный деятель. Родился в Благовещенске в семье адвоката. В 1925 бежал в Харбин. По профессии правовед. С н. 1930-х руководитель Всероссийской фашистской партии (Харбин, 1931-45). Партия Родзаевского имела мало общего с итальянским и германским фашизмом, носившим антихристианский характер. Родзаевский и его соратники были православными монархистами, преклонялись перед личностью Николая II и видели будущее Родины в возрождении традиционного русского Самодержавия. Родзаевский выпускал газету «Наш путь» и журнал «Нация», выходившие под девизами «Русский русскому друг и брат» и «Бог, Нация, Труд».

«Февральская революция, - писал Родзаевский, - обессилила Россию. - Октябрьская отдала Россию международному еврейскому капиталу. Обе эти революции были, по существу, двумя актами одной страшной драмы, имя которой - интернациональная революция, отвратительное порождение иудомасонов. На смену интернациональной революции мы выдвигаем национальную революцию, которая будет победой российской нации над иудейско-масонским интернационалом».

К к. Великой Отечественной войны Родзаевский признал величие личности Сталина, восхищался победами русского оружия над Гитлером. После разгрома Японии, несмотря на возможность бежать, остался на территории Китая, подконтрольной Советской Армии. Был арестован и содержался в советском консульстве в Пекине, откуда писал письма Сталину, называя его национальным вождем России. В 1946 перевезен в Москву, где был осужден и расстрелян.

О. Платонов

РОДЗЕВИЧ

Николай Николаевич (ск. 12.02.1919), русский педагог и общественный деятель. Директор Одесской гимназии. С 1904 член Русского Собрания. В 1908 избран председателем Одесского отдела Союза Русских людей. Создал одну из самых действенных патриотических организаций России, боровшуюся за интересы русских людей, против подрывной деятельности революционного и иудейско-масонского подполья. В 1909 председатель Съезда русских людей в Москве. Один из активных организаторов совещаний и съездов патриотических сил. Редактор газеты Союза Русских людей «Русский голос». Перед войной обращался к Николаю II с просьбой самому возглавить патриотическое русское национальное движение для борьбы с надвигающейся смутой.

Убит еврейскими большевиками в ЧК.

О. Платонов

РОДИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДИОН

РОДИОН - св. апостол от 70-ти, празднуется 10/23 ноября, в народе называли его Ледоломом, потому что в этот день лед ломается, если ездить по нему.

РОДИОНОВ

Евгений Александрович (23.05.1977-23.05.1996), христианский воин-мученик. Был крещен в детстве скорее по традиции. Но в 12 лет он сознательно надел на себя крестик и уже не снимал его. Начал ходить на службы в церковь. Не стал, подобно многим сверстникам, уклоняться от армии. Попал в плен на чеченско-ингушской границе: боевики, замаскированные под видом машины «скорой помощи», коварно захватили солдат с блокпоста.

Евгений мог бы спасти свою жизнь, перейдя в мусульманство и сняв крест (так поступали некоторые), но 19-летний солдат выбрал мученическую смерть христианина: после трехмесячных пыток он был обезглавлен боевиками в день его рождения. Мать его позже с огромным трудом и риском разыскала и выкупила его останки.

Священник Тимофей Сельский пишет по этому поводу: «Трудно служить своему отечеству, во главе которого стоят его предатели. Но все же именно это служение способно вдруг совершить в человеке удивительное нравственное преображение. Несколько таких примеров дала чеченская война, когда пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к Церкви... И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии. Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОДНИКИ

РОДНИКИ - город в Ивановской обл., центр Родниковского р-на. Расположен в междуречье Волги и Клязьмы, на р. Юкше. Население 31,8 тыс. чел.

Известен с 1606 как владение Суздальского Покровского монастыря. С к. XVIII в. в Родниках развивается текстильное производство; в 1820 появились ткацкие и красильно-отделочные предприятия, на основе которых позднее возник крупный текстильный комбинат «Товарищество мануфактур A.M. Красильщиковой с сыновьями».

РОЖАНИЦЫ

РОЖАНИЦЫ - в языческой мифологии Древней Руси дочери бога Рода, творца всего сущего. Считались небесными хозяйками мира и покровительницами человеческой судьбы. Обычно представлялись в образе двух крупнейших созвездий: Большой Медведицы (древнерусское название Кола, в том числе Полярная звезда - Лось) и Малой Медведицы. По древним представлениям, рожаницы господствовали над небом, землей, подземными и подводными силами, порождали все поголовье животных, рыб и птиц, необходимых людям.

О.П.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТНИКАХ

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТНИКАХ - храм в Москве, построен в 1649 - 52. Его основной объем увенчан тремя шатрами, шатром завершается и боковой придел, и еще один шатер несет колокольня. Комплекс храма завершается живописной группой из пяти небольших шатров.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ПАФНУТИЕВ БОРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Калужская еп., в окрестностях г. Боровска, на берегу р. Протвы. Основан прп. Пафнутием в 1444; в 1610 был разорен Тушинским вором, в 1812 - французами. В Боровской обители было шесть каменных храмов: соборный в честь Рождества Богородицы, во имя Илии Пророка, во имя вмц. Ирины, в честь Рождества Христова, во имя св. Митрофана, патриарха Цареградского, и во имя Всех святых. В соборе Рождества Богородицы почивали мощи основателя монастыря в раке, обложенной серебром.

С.В. Булгаков

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СОБОР В СУЗДАЛЕ

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СОБОР В СУЗДАЛЕ - построен в 1222 - 25 (верхняя часть перестроена в XVI в.). Большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов. На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом» медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и жизнерадостен, отражает духовное совершенство и могущество Святой Руси.

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - чудотворная икона. Находилась в Лукиановой пустыни Александровского у. Эта икона была с 1594 храмовой в с. Игнатьеве. Она три раза являлась в пустынном месте, в трех верстах от села. Тогда церковь перенесли из Игнатьева на место явления иконы, а впоследствии времени здесь основана обитель.

Празднуется 8/21 сентября.

Прот. И. Бухарев

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве на Рождественке, на горе, под которой протекала р. Неглинная. Основан в 1386 матерью кн. Владимира Андреевича Храброго, кн. Марией, в иночестве Марфой, погребенною в 1395 в этой обители. В 1525 здесь была пострижена супруга вел. кн. Василия III Соломония Сабурова.

В монастыре три храма: соборный в честь Рождества Богородицы, во имя св. Иоанна Златоуста (1676) и во имя сщмч. Евгения, под колокольней.

С.В. Булгаков

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - христианский праздник. Установлен с первых времен христианства в память события, описанного в Евангелии от Луки. В V в. Анатолий Цареградский, в VII в. св. Андрей Критский, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, в IX в. монахиня Кассия и другие песнопевцы написали стихиры, каноны и прочие песнопения, которыми церковь и доныне прославляет Крестителя 24 июня и в день попразднества - 25 июня. Древние христиане особенно прославляли Предтечу, Иосиф Флавий высоко превозносит его, позднейшие иудейские писатели включают его в число знаменитых мужей своего народа и даже магометане знают его и считают святым мужем, ибо в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении. (См. также: Иванов день). Празднуется 24 июня/7 июля.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября - начало индикта - церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына Еммануила - Спасителя. Церковь называет Ее Лествицей, по Которой сошел в дольный мир Христос и по Которой поднимается в горний мир человек. Рождение Девы Марии - плод праведной, благочестивой и богоугодной жизни родителей Ее - Иоакима и Анны, плод их терпения и молитв, крепкой веры, плод живого упования на Бога и Его всесильную помощь. «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем» (кондак праздника). Прося помощи себе - избавить их от позора бесплодия, они вымолили прощение всему человечеству, как бы искупили своей благочестивой жизнью прародительский грех и тем самым избавили от вечной смерти Адама и Еву. Прародители Адам и Ева своим непослушанием ввергли мир в рабство дьяволу, а родители Богородицы Иоаким и Анна своим смирением положили начало «сладкому игу Христову».

Праздник этот, отмечаемый 8/21 сентября, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентября слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни - после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.

И.П. Калинский

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ АНТОНИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., в Новгороде на берегу р. Волхова. Основан прп. Антонием Римлянином. Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен прп. Антонием, освящен в 1119. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860, открыто почивали мощи прп. Антония и под спудом почивали мощи свв. пяти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия. К числу достопримечательностей монастыря относились: колокол и 6 мозаичных икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы, или морская трость, которую прп. Антоний, по преданию, держал в руке во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию принадлежавшие прп. Антонию. В память открытия мощей прп. Антония ежегодно совершался в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии св. мощи обносились с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма.

С.В. Булгаков

РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., в Ростове. Основание его относят к 1391 и приписывают свт. Феодору, первому архиеп. Ростовскому. Здесь находилась богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию - благословение свт. Феодора созданной им обители, списанная им лично с подлинника.

РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирская еп., во Владимире, близ Клязьмы; в н. XX в. архиерейский дом. Основан вел. кн. Всеволодом Юрьевичем в 1192. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная кн. Всеволодом, в 1858 была возобновлена и реставрирована. С 1774 монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен св. Александр Невский. В монастыре хранилась икона «Знамения» Божией Матери, принадлежавшая св. кн. Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242. Под крестовой церковью находились: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека.

С.В. Булгаков

РОЗАНОВ

Василий Васильевич (20.04.1856-5.02.1919), русский мыслитель, писатель, публицист. Родился в Ветлуге (Костромской губ.). Детские годы его прошли в нищете. Закончил Московский университет. С 1899 до 1917 постоянный сотрудник русской патриотической газеты «Новое время», соратник ее издателя А. С. Суворина. По своим воззрениям был близок к славянофилам, разделял с ними веру в начала соборности, общинности, совместного владения землей и склонности к артельной форме труда, видя в полном развитии этих начал обещание жизни «более высокой, гармоничной и примерной, нежели в какой томится Европа». Важнейшим вопросом общественной жизни считал семью, тесно связывая ее с темой пола. Именно через пол, полагал Розанов, человек связан со всей природой. Пол - нечто мистическое, глубинная тайна его не может быть познана. «Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом». В ряде случаев Розанов позволяет себе неосновательную, довольно поверхностную критику христианства, превращая свою религиозную философию в апологию земных радостей обыденной жизни. Основные труды: «Легенды о Великом Инквизиторе» (1891), «Семейный вопрос в России» (тт. 1-2, 1903), «Темный лик. Метафизика христианства» (1911), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913 - 15), «Апокалипсис нашего времени» (1917-18).

Особое внимание Розанов уделял еврейскому вопросу, считая его важнейшим вопросом всемирной истории. В своей книге «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови» Розанов раскрывает тайны иудейских ритуалов, умертвляющих христианских детей. Исследовав убийство Андрея Ющинского, Розанов делает вывод, что мальчик стал «жертвой ритуала и еврейского фанатизма», имевшего для иудеев высший религиозный смысл. «Как мало мы знаем еврейство и евреев! - делает вывод из своего исследования Розанов. - Мы ведь совсем их не знаем. Как они умело скрывают под фиговым листом невинности силу громадную, мировую силу, с которой с каждым годом приходится все больше и больше считаться».

О. Платонов

РОКОССОВСКИЙ

Константин Константинович (9/21.12.1896-3.08.1968), Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в г. Великие Луки в семье железнодорожника. В Первую мировую войну - младший унтер-офицер. С октября 1917 в Красной гвардии, затем в РККА. Участник боев на КВЖД. В Великую Отечественную войну командовал армией в Московской битве, Брянским, Донским фронтами (в Сталинградской битве), Центральным, Белорусским, 1-ми 2-м Белорусскими (в Висло-Одерской и Берлинской операциях) фронтами. В 1945 - 49 главнокомандующий Северной группой войск. В 1949 - 56 министр национальной обороны и заместитель председателя Совета Министров ПНР. В 1956 - 57 и 1958 - 62 заместитель министра обороны СССР.

РОКОТОВ

Федор Степанович (1735-12.12.1808), живописец-портретист. Из крепостных.

В биографии Рокотова многое еще не выявлено. Он происходил из крестьян подмосковной вотчины князя П. И. Репнина, но смог освободиться от крепостной зависимости. Рокотов стал известен вельможе и меценату И. И. Шувалову, по распоряжению которого был принят в Академию художеств. Быстро овладел мастерством портретиста. В ранних парадных портретах Г. Г. Орлова (1762 - 63), вел. кн. Павла Петровича (1761), Екатерины II (1763) видно, что он прекрасно усвоил приемы западноевропейского парадного портрета и традиции русского портрета 1-й пол. XVIII в.

После получения звания академика Академии художеств Рокотов покинул в 1766 Петербург и переехал в Москву. В 1770-е создал ряд камерных портретов - поэта В. И. Майкова, сочинителя Н. Е. Струйского и его жены, писателя А. П. Сумарокова, членов семьи И. И. Воронцова, «Неизвестного в треуголке», «Неизвестной в розовом платье» и др. Модели Рокотова объединены неким духовным родством, внутренней жизнью, отстраненностью от суеты и погони за мимолетными успехами. Рокотовские портреты узнаваемы: у его моделей удлиненные, слегка прищуренные глаза, едва заметная грустная улыбка, полная загадочности; лицо и часть фигуры портретируемых выступают из темноты, окутанные воздушной дымкой.

В 1780-е таинственную полумглу на портретах сменяют более отчетливые красочные тона и более определенные объемы (портреты В. Н. Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой, 1785, и др.). Увлекавший Рокотова идеал красоты и человеческого достоинства предстает теперь как свойственное людям чувство высокого духовного превосходства, собственной значимости, с легким оттенком разочарованности. Рокотов дает яркие индивидуальные характеристики портретируемых, за внешней замкнутостью проступает богатый духовный мир личности.

Л. В. Вдовина

РОМАН (РОМАНКО, В КРЕЩЕНИИ БОРИС) МСТИСЛАВИЧ (ФЕОДОРОВИЧ)

РОМАН (РОМАНКО, В КРЕЩЕНИИ БОРИС) МСТИСЛАВИЧ (ФЕОДОРОВИЧ) (ск. 14.10.1205), великий галицко-волынский князь. Сын вел. киевского, а затем вел. владимиро-волынского кн. Мстислава (Феодора) Изяславича (Пантелеймоновича) и вел. кн. Агнессы (до замужества - польской княжны, дочери вел. польского кн. Болеслава Кривоустого).

В 1168 - 70 Роман княжил в Новгороде Великом, затем во Владимире-Волынском и Торческе. В 1199 объединил под своей властью Владимиро-Волынскую и Галицкую земли.

Роман был выдающимся полководцем и государственным деятелем. Он совершил победоносные походы на ятвягов, половцев, поляков, участвовал в междоусобной борьбе на Руси, подчинил себе мятежное галицкое боярство. Одних бояр Роман уничтожил, других изгнал из Галича, конфисковав их земли. Он перестал считаться с великим киевским князем Рюриком Ростиславичем, приходившимся ему тестем, захватил Киев, а его владетеля постриг в монахи. Римский папа Иннокентий III прислал к Роману своих легатов, убеждая принять католичество, за что обещал провозгласить его королем Руси. Но Роман отклонил это предложение, заявив папским послам, что не нуждается в мече св. Петра, добывая себе города и земли кровью с помощью собственного меча. Воинские подвиги Романа отмечены «Словом о полку Игореве». Его автор так писал о Романе и его двоюродном брате Мстиславе Ярославиче, князе пересопницком: «А ты, славный Роман, и ты, Мстислав! Храбрая дума на подвиг вас зовет. Высоко взлетаешь ты на подвиг ратный в отваге, словно сокол, на ветрах парящий, что птицу в ярости хочет одолеть. У вас железные кольчуги под шлемами латинскими, от них дрогнула земля, и многие страны - Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и Половцы - сулицы свои побросали и головы свои склонили под те мечи харалужные...»

Роман погиб в сражении с поляками при Завихосте и был похоронен в Галиче.

Древний автор писал о нем: «Сей Роман Мстиславич... ростом был хотя не весьма велик, но широк и надмерно силен; лицом красен, очи черные, нос великий с горбом, власы черны и коротки; вельми яр был во гневе; косен языком, когда осердится, не мог долго слова выговорить; много веселился с вельможи, но пиан никогда не был. Много жен любил, но ни едина им владела. Воин был храбрый и хитр на устроение полков, наипаче же показал, когда венгров великое войско с малым своим разбил. Всю жизнь свою в войнах препровождал, многие победы получил, а единою побежден был. Того ради всем окрестным был страшен...» (Пересказ В. Н. Татищева).

Польский хронист Мацей Стрыйковский отмечал, что Роман называл себя русским королем.

О. М. Рапов

РОМАН РЯЗАНСКИЙ

РОМАН РЯЗАНСКИЙ - князь (1237-19.07.1270), обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру. Защищаться он отказался, и тогда хан предал его мучителям. Но под пытками блгв. князь не переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и всего изрезали. Когда же осталось одно туловище еще с искрами жизни, палачи содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812, в день памяти св. кн. Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память этого был написан образ св. кн. Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

Память блгв. кн. Роману отмечается 19 июля/1 августа.

РОМАН ЧУДОТВОРЕЦ

РОМАН ЧУДОТВОРЕЦ - преподобный, празднуется 27 ноября/10 декабря. Согласно «Сказанию о святых» русские люди молились св. Роману об «избавлении от бесплодства и бесчадия» и при трудных родах.

РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК

РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК (с 1918 Тутаев), город в Ярославской обл., центр Тутаевского р-на. Расположен на западном склоне Даниловской возвышенности. Население 45,7 тыс. чел.

Основан не позднее 1283 угличским кн. Романом Владимировичем на левом берегу Волги, напротив Борисоглебской слободы под названием Романов. С 1491 вошел в состав Московского государства. В XVII в. был известен строительством небольших быстроходных и маневренных судов-романовок. В 1777 статус уездных городов получили Романов и Борисоглебская Слобода, которые в 1822 объединены в город Романов-Борисоглебск. До 1917 был известен овчинно-меховым и валяльным промыслами.

Архитектурные памятники: Воскресенский (1652 - 78) и Крестовоздвиженский (1658) соборы, Казанско-Преображенская церковь (1758) с отдельно стоящей шатровой колокольней.

РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ

РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ (с 1917 Мурманск), незамерзающий порт в Кольском заливе Баренцева моря. Основан в 1916 в связи со строительством Мурманской железной дороги и порта.

РОМАНОВЫ

Дом Романовых, правившая в России до 1917 царская фамилия, взошедшая на престол в 1613 по избранию Земского собора, ранее того принадлежавшая к знатным боярским фамилиям Московского государства и через первую супругу Ивана IV Васильевича, царицу Анастасию Романовну, урожденную Романову, родственная угасшему царскому дому. Род бояр Романовых ведется с XIII в. от выходца из западнорусских земель Ивана Дивиновича, по преданию, потомка прусско-литовских местных князей. Дивинович принял на Руси христианство и поступил на службу к московскому князю, так что род Романовых - исконный московский род. Сын Дивиновича Андрей Иванович, по прозванию Кобыла, служил Иоанну Калите и Симеону Гордому, в летописи упоминается как боярин (под 1347), так что боярское звание Романовы стали носить уже с 1-й пол. XIV в. Андрей Кобыла имел пять сыновей, из которых младший, Феодор Андреевич, носил прозвище Кошки. Тоже и боярин Федор Кошка пользовался большим доверием Дмитрия Донского и Василия I. Во время похода Дмитрия против Мамая боярину Федору Кошке было поручено блюсти Москву. Сын его Андрей Федорович, внук Иван Андреевич и правнук Захарий Иванович именовались Кошкиными, а сын Захария Юрий писался двойной фамилией Захарьина-Юрьева так же, как и его сын Роман. Дети же Романа Юрьевича писались просто Романовыми, каковая фамилия и стала с этих пор неизменной.

В числе детей Романа Юрьевича находилась и царица Анастасия, популярность которой отразилась и на популярности его рода, особенно брата ее боярина Никиты Романовича (ск. 1585) и его сыновей. Эта популярность пробудила подозрительность царя Бориса Годунова, который решил отделаться от Романовых. Все представители рода были схвачены и заточены. Из пяти племянников царицы Анастасии трое погибли в заточении (Александр удавлен, Михаил уморен голодом, Василий умер в тюрьме, прикованный к стене), а двое пережили правление Бориса и Смутное время, были возвращены и кончили жизнь в почете. Из них Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета и по воцарении сына Михаила на престол всей Руси получил сан патриарха, являясь настоящим родоначальником царствующего дома.

Дальнейшие судьбы Романовых есть история России, а генеалогическое разветвление фамилии явствует из прилагаемого родословного дерева.

С. Ю.

РОМНЫ

РОМНЫ - город в Малороссии у слияния рек Сулы и Б. Ромен (бассейн Днепра). Возник в к. X в. как один из укрепленных пунктов Древнерусского государства. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096. С 1781 утвержден городом. В 1802-1917 уездный город Полтавской губ. Один из крупных торговых центров, известный своей Ильинской ярмаркой.

РОПША

РОПША - поселок в Ленинградской обл., в Ломоносовском р-не, на р. Стрелке. Известен с 1500 как с. Храпша. С XVII в. шведская мыза (на Княжьей горке, близ Ропши, сохранилась кирха, с н. XVIII в. церковь Петра и Павла). Около 1713 Петр I создал в Ропше «лечебную усадьбу» на местных минеральных источниках. В 1762 в Ропше заговорщиками был убит низложенный император Петр III. В 1796-1917 принадлежала императорской фамилии.

Сохранился дворцово-парковый ансамбль: дворец (ок. 1725), хозяйственные постройки XVIII - н. XIX в., здание бывшей бумажной фабрики (1788 - 94).

РОСЛАВЛЬ

РОСЛАВЛЬ - город в Смоленской обл., центр Рославльского р-на. Расположен на юго-западной окраине Смоленской возвышенности, на левом берегу р. Остёр. Население 61 тыс. чел.

Основан около 1137 смоленским кн. Ростиславом как крепость на юго-западной границе Смоленского княжества под названием Ростиславль. В 1376-1512 (с перерывом в 1500 - 03) Ростиславль входил в состав Великого княжества Литовского. В 1512 взят русскими войсками, с 1552 отошел к Московскому государству. В 1618 - 54 под оккупацией Польши. Окончательно возвращен в состав России в 1654.

РОСЛАВЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Смоленская еп., в подмонастырской слободе Рославля. Основан до 1560; в к. XVIII в. обращен в приходскую церковь; восстановлен в н. XIX в. Здесь находились две местночтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и сщмц. Варвары. Монастырю принадлежала Кирилловская часовня. Здесь хранилась древняя икона свв. Афанасия и Кирилла Александрийских.

РОССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ

Смоленский, великий князь (ск. 14.03.1167), в крещении Михаил, третий сын св. Мстислава Великого - вел. кн. Киевского. В молодости отличался доблестью, но только из послушания старшему брату вел кн. Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на Земле Русской был мир. При его княжении междоусобицы на Руси не было. Св. князь всей душой стремился к Церкви: он создал в своем Смоленском уделе множество храмов, тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архим. Поликарпом. Блгв. Ростислав жаждал иноческой жизни, однако прп. Поликарп говорил ему о том, что дело князей - княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, произнес: «Да будет воля Божия». Блгв. Ростислав велел приготовить себе келью в Печерском монастыре. Тяжело заболевшего князя по его приказу повезли в Киев, в Феодоровский монастырь (созданный его отцом), но по дороге св. Ростислав скончался. Перед смертью он сказал своему духовному отцу - прп. Поликарпу: «Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего». Потом он воззрел на св. иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам кн. Ростислав и желал.

Память блгв. князю Ростиславу отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

РОСТОВ

РОСТОВ (Ростов-Ярославский), город в Ярославской обл., центр Ростовского р-на. Расположен на низменном северозападном берегу оз. Неро. Население 36,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в летописи под 862. В X в. один из центров (наряду с Суздалем) Ростово-Суздальской земли. В XI - н. XIII в. входил во Владимиро-Суздальское княжество, наивысшего расцвета достиг при кн. Константине Всеволодовиче (1186-1219). С 1207 столица Ростовского княжества. В 1237 был взят монголо-татарами. В 1474 окончательно вошел в состав Московского государства. В XII - XVII вв. назывался Ростов Великий. С XV в. крупный религиозный центр; в 1589-1788 Ростов - резиденция ростовских митрополитов. В 1602 Ростов подвергся разграблению польскими отрядами. Город Ростов с 1777. С XVIII в. крупный торгово-ярмарочный центр; в 1-й пол. XIX в. ростовская ярмарка была третьей в России по обороту (после Нижегородской и Ирбитской).

РОСТОВ-НА-ДОНУ

РОСТОВ-НА-ДОНУ - центр Ростовской обл. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на правом берегу Дона. Население 1024,5 тыс. чел.

В 1749 - 50 на Дону, выше места впадения в него р. Темерник, у урочища Богатый Колодезь, по указу имп. Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 началось строительство крепости, названной именем св. Димитрия, митрополита Ростовского (канонизирован в 1709). К к. XVIII в. с присоединением к России Причерноморья крепость потеряла свое стратегическое значение, поселение при ней в 1797 было преобразовано в город; в 1806 официально утверждено его название - Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX в.) в черту Ростова-на-Дону вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 переселенными сюда по указу Екатерины II крымскими армянами. С 1797 Ростов-на-Дону - уездный город Новороссийской, с 1802 - Екатеринославской губернии; с 1887 в составе области Войска Донского (с 1888 окружной центр).

РОСТОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

РОСТОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - удельное княжество Руси (XIII-XV вв.) с центром в Ростове Великом. Оно выделилось в 1207 из Владимиро-Суздальского княжества. В его состав, помимо Ростова, входили Ярославль, Углич, Молога, Белоозеро и Устюг. Первый князь Ростовского княжества Константин Всеволодович, став в 1216 вел. кн. Владимирским, разделил Ростовское княжество между сыновьями. При них из состава Ростовского княжества выделились Ярославское и Угличское княжества, а после 1238 - Белоозерское княжество. В 1262 жители Ростова вместе с др. городами Северо-Восточной Руси участвовали в восстании против монголо-татарского ига. В 1277 Глеб Василькович (ск. 1278) на короткое время соединил Ростовское княжество и свое Белоозерское. В 1285, после смерти бездетного угличского кн. Романа Владимировича, с Ростовским княжеством был воссоединен Углич. Но внутри Ростовского княжества продолжалось выделение уделов. В 1328 произошло разделение Ростова на две половины: Сретенскую и Борисоглебскую. С сер. XIV в. Ростовское княжество подпадает под влияние московских великих князей. Иван Калита купил у ростовских князей Углич. При Дмитрии Донском ростовские князья стали фактически «служебными» князьями Москвы. В 1-й пол. XV в. в состав Московского княжества вошла Сретенская половина, а в 1474 ростовские князья продали вел. кн. Ивану III и Борисоглебскую половину Ростова.

Г. Горшков

РОСТОВЩИЧЕСТВО

РОСТОВЩИЧЕСТВО - отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые условия заемщика. На Руси считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских - ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. Среди русских бытовало презрительное отношение к ростовщикам, которых в народе прозвали «христопродавцами, жидами, гиенами немилосердными» (В. И. Даль). Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство пронесли через всю свою историю. Даже в Уголовном Уложении Российской империи (1903) ростовщичество считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок: 1) если заемщик вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия ссуды; 2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за хранение; 3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях «сельским обывателям» за вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо тяжелых обстоятельствах продавца (этим обычно занимались еврейские факторы). Согласно закону, чрезмерным признавался рост выше 12% годовых. Ростовщики, чья вина была доказана, наказывались тюрьмой или исправительным домом.

О. Платонов

РТИЩЕВ

Федор Михайлович (апр. 1626 - 21.06.1673), русский государственный деятель. С 1656 - царский дворецкий. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, а позднее Приказом тайных дел. В 1654 - 55 участвовал в походах царя против Польши, в 1656 - против Швеции. Ртищев принимал активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 1650-х, вызвавшей ненависть москвичей. В 1664 - 70 - «дядька» (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича (1654 - 70). После его смерти удалился от дел. Ртищев входил в состав «Кружка ревнителей благочестия». Он сыграл заметную роль в истории русского просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями малороссийских ученых. Ртищев организовал госпитали для раненых, создал первую больницу в Москве. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой (т. н. партесным пением) Ртищев выписал хор из Киева.

С.И.

РУБЦОВ

Николай Михайлович (3.01.1936-19.01.1971), русский поэт. Дипломная работа в Литинституте - знаменитая в последствии книга «Звезда полей» (1967). В сборниках стихов «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. Обостренным чувством Родины и критическим отношением к так называемому прогрессу (который «может быть крушеньем») Рубцов близок к творчеству В. Распутина и В. Белова. Выбитые на его надгробии строки «Россия, Русь! Храни себя, храни!» выражают главную духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемственницей творчества Есенина, объединяя ее со стихами Тютчева, Фета, Бунина. «До конца, до тихого креста. Пусть душа останется чиста» - главная заповедь коренного русского человека.

О. Платонов

РУДЕНСКАЯ

РУДЕНСКАЯ (Рудненская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1687 в местечке Рудне Могилевской еп., а в октябре 1689 тамошний свящ. Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря. По соединении же сего монастыря с Флоровским в 1712 икона перенесена в Киево-Флоровский Вознесенский монастырь, что на Подоле. Празднуется 12/25 октября.

Прот. И. Бухарев

РУЗА

РУЗА - город в Московской обл., центр Рузского р-на. Расположен на юго-востоке Смоленско-Московской возвышенности, на высоком берегу р. Рузы. Население 16,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в духовной грамоте московского кн. Ивана Калиты в 1328 (по другим данным, 1339). Принадлежала Звенигородскому княжеству; с н. XVI в. в составе Московского государства. В 1618 выдержала осаду польско-литовских войск. Город Руза с 1781.

Архитектурные памятники: Воскресенский собор (1714 - 21), церкви Покровская (1781), Дмитриевская (1792), Борисоглебская (1801), Казанская (1701) и др. Сохранились остатки земляных валов (высота до 30 м) на месте Рузского кремля - Городка (XI-XVII вв).

РУЗАЕВКА

РУЗАЕВКА - город в Мордовии, центр Рузаевского р-на. Расположен на р. Инсар (бассейн Суры). Население 52,8 тыс. чел.

Основан в 1631 как с. Уразаево, во 2-й пол. XIX в. село Рузаевка принадлежало поэту Н.Е. Струйскому, другу художника-портретиста Ф. С. Рокотова, работавшего в усадьбе.

РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА

РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА - памятник русского права XIII в. Содержал в себе Устав купеческой корпорации в Новгороде Великом, сформировавшейся вокруг церкви Ивана на Петрятином дворе.

Имея преимущественно купеческий характер, корпорация вместе с тем выходила за чисто сословные купеческие рамки и представляла собой торгово-экономический центр, действовавший на правах самоуправления и выполнявший функции по регулированию коммерческой жизни города, а также торговый суд. Деятельностью этого торгово-экономического центра руководили два выборных старосты от купцов и один выборный - от житьих и «черных» людей (ст. 5). Чтобы стать членом купеческой корпорации, существовавшей возле церкви Ивана, необходимо было вложить в нее вкладом 50 гривен серебра (около 10 кг) и сделать подарок тысяцкому (ст. 7). Купцы, совершившие этот вклад, получали наименование пошлых (исконных) с правом передачи членства по наследству.

Ни новгородские посадские, ни новгородские бояре не имели права вмешиваться в деятельность этого центра (ст. 6). Торгово-экономический центр имел исключительное право держать эталон весов для меры взвешивания при торговых операциях (ст. 8 и 9), а также осуществлял в свой доход сбор вощаной пошлины от торговли воском (ст. 10).

В случае старости и нетрудоспособности священники, дьяконы, дьяки и даже сторожа церкви Великого Ивана брались на общественное обеспечение купеческих и других самоуправляемых городских объединений (ст. 17). Таким образом, следует констатировать один из характерных для Древней Руси фактов социального обеспечения, когда лица, находящиеся на общественной службе, брались на содержание тех или иных общин.

О.П.

РУМЯНЦЕВ

Николай Петрович (3.04.1754-3.01.1826), русский государственный деятель, меценат, граф. В 1807-14 министр иностранных дел, с 1814 в отставке. Собрал большую библиотеку, а также коллекции рукописей, этнографических и нумизматических материалов, на основе которых в Москве открыт Румянцевский музей.

РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ

Петр Александрович (4.01.1725 - 8.12.1796), русский военный деятель, генерал-фельдмаршал (1770). Из дворян. Отец, Александр Иванович Румянцев, был одним из деятельных сотрудников Петра I.

Первоначальное образование Румянцев получил дома, в 1739 состоял при русском посольстве в Берлине, в 1741 поступил в Сухопутный шляхетский корпус, но в том же году перешел на службу в армию, получив чин подпоручика. Служил под началом отца, который вел переговоры о заключении мира со Швецией. В 1743 Румянцев привез в Петербург выгодный для России мирный Абоский трактат (договор), за что был произведен в полковники и назначен командиром Воронежского пехотного полка. В 1744 Румянцев и его отец получили графский титул. В 1755 Румянцев произведен в генерал-майоры и назначен командиром бригады. Во время Семилетней войны (1756-63) Румянцев, командуя бригадой и дивизией, отличился в сражениях при Грос-Егерсдорфе (1757) и Кунесдорфе (1759), в 1761 успешно руководил осадой и взятием сильной крепости Кольберг, за что был произведен в генерал-аншефы. В 1764 Румянцев был назначен президентом Малороссийской коллегии и генерал-губернатором Малороссии, в этой должности состоял до конца своей жизни. Являясь главнокомандующим всеми военными силами Малороссии, Румянцев внес большой вклад в укрепление обороны южных границ России, комплектование и обучение войск, строительство военной флотилии на Азовском море.

В начале Русско-турецкой войны 1768-1774 Румянцев командовал 2-й армией, с 1769 - 1-й армией. В этой войне наиболее ярко и полно проявился блестящий талант Румянцева-полководца. В 1770 под его командованием были одержаны крупные победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле над превосходящими силами турецкой армии. Наградой за Кагул стало производство Румянцева в генерал-фельдмаршалы. Успешно проведя военную кампанию 1774, заблокировав главные силы турок в Шумле, Румянцев вынудил Турцию заключить Кючук-Кайнарджийский мир на выгодных для России условиях. В 1775 Румянцеву было присвоено к фамилии почетное добавление «Задунайский». Он оказался на вершине славы, которую заслужил творческим отношением к военному делу, хладнокровием и твердостью, личной смелостью, знанием русского солдата.

Румянцев повлиял на развитие русского военного искусства в области стратегии, тактики, военного администрирования. В стратегии Румянцева преобладала взвешенная оценка обстановки, выбор времени, правильное сосредоточение сил для нанесения главного удара в решающем сражении. Тактику боя Румянцев обогатил умелым маневрированием, взаимодействием пехоты, тяжелой и легкой конницы, артиллерии, сочетанием подвижных каре с рассыпным строем егерей. Идеи, изложенные Румянцевым в его трудах: «Инструкции» (1761), «Обряд службы» (1770), «Мысли» (1777), послужили основой теории русского военного искусства 2-й пол. XVIII в.

Л.Н. Вдовина

РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ - существовал в 1862-1925, образован на основе коллекций и библиотеки, собранных гр. Н. П. Румянцевым. В 1861 перевезен из Петербурга. Состоял из трех отделов: в первом были собраны произведения русской живописи XVIII - н. XIX в. (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, П. А. Федотова, А. А. Иванова) и западноевропейской живописи XVII-XIX вв.; во втором - русские и западноевропейские гравюры; в третьем (этнографический, т. н. Дашковский музей) - коллекции русских путешественников И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, а также частные коллекции, подаренные Румянцевскому музею.

Находился в бывшем Доме Пашкова (ныне Государственная библиотека РФ). После ликвидации музея фонды распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии - в Ленинградском этнографическом музее). Библиотека Румянцевского музея послужила основой Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ныне Государственная библиотека РФ).

Предыдущая страница Следующая страница