Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РУС"-"РЯЗ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУСИНЫ (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро-Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в. насчитывалось почти 4 млн. чел. |
РУСИСТЫ (Дело «русистов»), кампания против русского патриотического движения, организованная советскими космополитами и еврейской интеллигенцией во главе с председателем КГБ еврейским коммунистом Андроповым. В марте 1981 Андропов направляет в Политбюро записку, в которой отмечает создание среди интеллигенции движения «русистов». «Под лозунгом защиты русских национальных традиций, - доносил глава КГБ, - они, по существу, занимаются активной антисоветской деятельностью». Андропов ставил вопрос о скорейшей ликвидации этого движения, угрожавшего, по его мнению, коммунистическим устоям больше, чем т. н. диссиденты. По новому делу «русистов» уже в апреле 1981 с поста главного редактора журнала «Человек и закон» увольняется русский историк (в свое время зам. председателя «Русского клуба») С. Н. Семанов. В августе арестовывается публицист А. М. Иванов, автор известных в патриотических кругах статей в журнале «Вече» и работ «Логика кошмара» и «Рыцарь неясного образа», в которых раскрывается преступная сущность большевистского руководства, а история компартии была справедливо показана как «непрерывная цепь заговоров, переворотов, грубого насилия, задуманных и осуществленных людьми, мечтавшими только о сохранении своей личной власти». Иванов был связан со многими представителями русской интеллигенции, в частности с художником И. С. Глазуновым и историком С. Н. Семановым. Путем подслушивания чекисты, в частности, установили, что Семанов призывал к борьбе с космополитическими силами, справедливо отмечая, что кончился «период мирного завоевания душ. Наступает революционный период... Надо переходить к революционным методам борьбы... Если мы не будем сами сопротивляться, пропадем». В марте 1982 Семанов был схвачен и отвезен в Лефортово (после допроса отпущен). Вместе с Семановым пострадал еще один сотрудник журнала «Человек и закон» - Г. В. Рыжиков, составивший ряд документов, в которых выдвигал требование «чистки» высшего партийного аппарата, засоренного сионистами и им сочувствовавшими. В к. 1981 космополитические власти разгромили редакцию журнала «Наш современник», уволив двух заместителей главного редактора, в том числе выдающегося русского публициста Ю. И. Селезнева (вскоре после этого скончавшегося). На совещаниях в ЦК подверглись критике такие выдающиеся книги русских писателей, как «Лад» В. И. Белова и «Память» В. А. Чивилихина. Слово «русский» как бы изымается из официального обихода. В газете «Правда» организуются выступления еврейских интеллигентов против изучения русской истории и культуры. В «Литературной газете» и журнале «Вопросы литературы» велись нападки на ученых, изучавших творчество русских философов Соловьева, Федорова, Флоренского. Антирусская история космополитической и еврейской интеллигенции стала прологом к установлению антирусского, криминально-космополитического режима Ельцина и разрушения СССР. О. Платонов |
Лидия Андреевна (14/27.10.1900-21.09.1973), русская певица (контральто). Родилась в Мордовии в с. Чернавка. В 1914 - 16 брала уроки пения у М. Е. Медведева в Саратове. В 1917 начала профессиональную деятельность. Выступала перед красноармейцами с исполнением русских народных песен. В 1925 - 32 - солистка Центрального дома Красной Армии, в 1933 - 48 - в Государственном объединении музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, с 1953 артистка Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В годы Великой Отечественной войны неоднократно выезжала на фронт в составе фронтовых концертных бригад. Главное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни («Вот мчится тройка удалая», «Златые горы», «Камаринская», «Саратовские частушки», «Уморилась» и др.), а также песни советских композиторов. Книга воспоминаний «Жизнь моя, песня» (1968). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1. журнал славянофилов и патриотов, выходил в Москве в 1856 - 60. Издатель-редактор А.И. Кошелев, соредакторы Т.И. Филиппов, далее П.И. Бартенев, М.А. Максимович, И.С. Аксаков. Издание было предпринято на паях. Пайщики А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и В.А. Черкасский составляли совет редакции. В журнале сотрудничали К. С. Аксаков, И. Д. Беляев, Н.П. Гиляров-Платонов, А.Ф. Гильфердинг, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев. 2. литературно-политический журнал патриотического направления, выходил в Петербурге в 1895 - 96. Девиз журнала: «Бога бойтесь, царя чтите!» В журнале принимали участие лучшие русские историки, писатели и публицисты А.А. Введенский, Д.И. Иловайский, С.Ф. Шарапов и др. Издатели А.В. Васильев, Е.А. Евдокимов, издатель-редактор B.C. Драгомирецкий. |
1. литературно-политическая газета патриотического направления, издавалась в Петербурге в 1886 - 90. Издатель-редактор - В.Г. Авсеенко. 2. политическая, общественная, экономическая и литературная газета патриотического направления, издавалась в Москве в 1877 - 82. Стояла на твердых православно-монархических позициях, осуждала либерально-масонское и революционное движение. Издатели-редакторы - Н.А. Александровский, И.И. Смирнов, Н.И. Пастухов и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1. свод древнерусского права XI-XIII вв. Включала отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого (т. н. Древнейшая Правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др. Сохранилась в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII - XVIII вв.). Русская Правда, сложившаяся еще на основе законов, существовавших в X в., включила в себя нормы правового регулирования, возникшие из обычного права, то есть народных традиций и обычаев. Содержание Русской Правды свидетельствует о высоком уровне развития экономических отношений, богатых хозяйственных связей, регулируемых законом. «Правда, - писал историк В. О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Правда дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит - хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т. е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны и гостьбу», для оборота из барыша». Вместе с тем, как видно из прочтения экономических статей Русской Правды, нажива, погоня за прибылью не являются целью древнерусского общества. Главная экономическая мысль Русской Правды - стремление к обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых коллективов. Сама правда понимается как справедливость, а ее осуществление гарантируется общиной и другими самоуправляемыми коллективами. Главная функция Русской Правды - обеспечить справедливое, с точки зрения народной традиции, решение проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений, дорог и мостов). Русская Правда имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу многих норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII-XIII вв.), Новгородской и Псковской судных грамот, Судебника 1497 и др. О.П. 2. литературный альманах патриотического направления, вышел в Киеве в 1860. Стоял на твердых позициях: «Православие. Самодержавие. Народность». Призывал правительство к борьбе с либерально-космополитическими и революционными элементами. Выступал за просвещение народа на основах Православия. |
РУССКАЯ СТАРИНА - исторический журнал, выходил в Петербурге в 1870-1918. Основатель журнала - М.И. Семевский. Издатели-редакторы - В.А. Семевский, М.И. Семевский, Н.К. Шильдер, А.С. Лапинский, С.П. Зыков и др. В журнале опубликовано большое количество документов и материалов по русской истории, воспоминания русских людей. Журнал сыграл большую роль в развитии национального самосознания русского народа. |
РУССКИЙ АРХИВ - историко-литературный сборник, выходил в Москве в 1863-1917. Издатель П.И. Бартенев (позднее Ю. Бартенев). В сборнике опубликовано большое количество документов и материалов по русской истории XVIII-XIX вв. В числе главных сотрудников архива Н.П. Барсуков, Я.К. Грот, Д.И. Иловайский, М.Н. Лонгинов, Л.Н. Майков и др. Многочисленные сборники «Архива» сыграли большую роль в развитии русского национального самосознания. |
РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - самое крупное энциклопедическое издание о жизни выдающихся деятелей России с древнейших времен до 1893 года. Издателем словаря был А.А. Половцов, смотревший на него как на «государственное дело», «осуществление патриотической мысли». Издание стояло на твердых православно-монархических позициях. Всего вышло 25 томов, словарь остался незавершенным, последний том вышел из печати в 1918. О.П. |
1. ежемесячный журнал патриотического направления, выходил в 1841-44 в Петербурге. Редактор-издатель - Н.И. Греч, затем Н.А. Полевой, П.П. Каменский. Целью издания было «содействовать своему монарху в его боголюбивых подвигах водворения в России истинного просвещения, любви к правде и добру и наслаждения благородными и высокими науками и изящными искусствами». Среди авторов журнала Ф.Н. Глинка, С.Н. Глинка, Н.В. Кукольник, И.М. Снегирев. Журнал осудил «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя за упрощенный и тенденциозный взгляд на русскую жизнь, с чем в конце жизни согласился и сам автор. 2. еженедельная газета патриотического направления, выходит в Москве с 1991 года, издатель-редактор - А.А. Сенин. Газета занимает твердую православно-монархическую позицию, выступает против засилья либерально-масонской и иудейской идеологии. В работе газеты принимают участие лучшие русские ученые, писатели и публицисты. 3. литературный и политический журнал патриотического направления, выходил в 1856-1906 в Москве и Петербурге. Издатель-редактор М.Н. Катков, с 1887 - К.Н. Церетелев, позже - Ф.Н. Берг и др. В 1856-61 занимал либерально-космополитические позиции, с 1861, отказавшись от них, стал одним из главных патриотических органов печати. Журнал подвергал резкой критике антирусских, космополитических деятелей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и т. п. В журнале впервые публикуются «Бесы» Ф.М. Достоевского, «На ножах» Н.С. Лескова, «Взбаламученное море» А.Ф. Писемского. |
РУССКИЙ ВОИН - иллюстрированный журнал патриотического направления для русских солдат, выходил в Одессе в 1906-14. Стоял на твердых православно-монархических позициях. Девиз: «Русский солдат - воин Божий, защитник Отечества, слуга Царю». Редактор П.М. Андрианов. |
РУССКИЙ ЗРИТЕЛЬ - журнал русской истории, археологии, словесности и сравнительных костюмов патриотического направления, выходил в Москве в 1828 - 30. Издатели-редакторы Д.П. Ознобишин и К.Ф. Калайдович. В числе авторов С.Т. Аксаков, М.А. Дмитриев, И.В. Киреевский, М.А. Максимович, С.П. Шевырев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУССКИЙ КОЛОКОЛ - русский патриотический «журнал волевой идеи» в эмиграции. Выходил в Берлине с 1927 по 1930 под редакцией русского философа И. А. Ильина. Отстаивал национальные интересы русского народа. |
РУССКИЙ ЛИСТОК - газета патриотического направления, выходила в Москве в 1875 - 76. Издатель А. Соколов, редактор А. Федоров. |
РУССКИЙ МИР - ежедневная политическая, экономическая и литературная газета патриотического направления, издавалась в Петербурге в 1871-80. Газета выступала против либерально-космополитического и революционного движения. Проповедовала исторические начала русского народа. Осуждала Запад как источник разрушительных идей. Издатели-редакторы - В.В. Комаров, П.А. Висковатов, М.Г. Черняев, Д. Стахеев и др. |
РУССКИЙ МУЗЕЙ - в Санкт-Петербурге, крупнейший (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского и современного искусства. Учрежден в 1895 как художественный и культурно-исторический музей (официальное название до 1917 - Русский музей императора Александра III). Открыт в 1898 в бывшем Михайловском дворце, выстроенном для вел. кн. Михаила Павловича в 1819 - 25 по проекту арх. К. И. Росси в стиле ампир. В убранстве интерьеров участвовали известные художники, в т. ч. скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский. В 1896 - 97 дворец был приспособлен для размещения музея. Основу коллекции составили картины из Эрмитажа, Академии художеств, из дворцов (Зимнего, Гатчинского и Александровского в Царском Селе); в 1898-1917 собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований, в т. ч. из крупных коллекций князей Лобановых-Ростовских и кн. М. К. Тенишевой. В 1902 основан этнографический отдел, в 1900-11 для него был построен специальный корпус (арх. Ф. В. Свиньин); в 1913 начал формироваться историко-бытовой отдел. К сер. 1980-х насчитывалось свыше 300 тыс. единиц хранения. В другом русском отделе представлены выдающиеся памятники иконописи, в т. ч. работы Андрея Рублева, Симона Ушакова, деревянная скульптура, резьба по камню и кости, вышивки, ювелирные изделия. Богатая коллекция искусства XVIII - 1-й пол. XIX в. включает работы Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. И. Шубина, А. А. Иванова, К. П. Брюллова и др., творчество мастеров 2-й пол. XIX в. представлено работами передвижников (работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина и др.), среди произведений художников к. XIX - н. XX в. - работы В. И. Серова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова, К. А. Коровина, мастеров «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы». |
РУССКИЙ НАРОД - русские, нация, создавшая Российское государство. Состоит из трех родственных ветвей - великороссов, малороссов и белорусов, произошедших от древнерусской народности (IX-XIII вв.), сложившейся из восточнославянских племен. В IX в. в пределах территории нынешней Европейской России жили следующие восточнославянские племена: новгородские славяне - у озера Ильмень и по Волхову; кривичи - по Западной Двине и на верховьях Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; радимичи - между Днепром и Сожью; северяне - по Днепру до Сулы; поляне - по Днепру от Припяти до Роси; древляне - по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву; волыняне (бужане, дулебы) - по Западному Бугу; тиверцы и уличи - по нижнему течению Днепра и Днестра; вятичи - по Оке. По мнению многих исследователей, наименование «русские» восходит к названию одного из славянских племен - родиев, россов, или руссов. К н. XX в. русский народ насчитывал 88 млн. человек, включая великороссов, малороссов (украинцев, полещуков), русинов, или галичан (покутян, подолаков, бойков, гуцулов, горал), и белорусов. В общей численности населения Российского государства русский народ составлял 67%: в Европейской России (включая 10 губерний Царства Польского) - 80%, в Сибири - 80%, на Кавказе - 34%, в Средней Азии -9%, в 10 губерниях Царства Польского - ок. 7% населения. Каждая из ветвей русского народа имеет свои этнографические особенности, в силу которых она разделяется на ряд этнографических групп. Среди великороссов наиболее крупные, различающиеся по наречиям языка («окающий» и «акающий») и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты. Более мелкие этнографические группы великороссов - поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы казаков и их потомков (на pp. Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на р. Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют великороссы на Крайнем Севере (по pp. Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие черты окружающих народов. Ряд этнографических групп существует и среди малороссов: центрально-восточная (юго-восточная), северная (полесы) и западная (юго-западная). Среди белорусов выделяются полешуки (полещуки) - жители полесья; наиболее своеобразны среди них пинчуки - население Пинского Полесья. Вплоть до 1917 ни один серьезный государственный деятель или ученый не рассматривал великороссов, малороссов и белорусов как отдельные народы. Разделение их в официальной статистике осуществлялось по чисто географическому, а не национальному признаку. Подобно Сибири и Уралу, Малороссия и Белоруссия составляли единую географию русского народа, целостный братский организм. Некоторые языковые и этнографические различия малороссов и белорусов объяснялись особенностями их исторического развития в условиях многовековой польско-литовской оккупации. Провозглашение русского народа малоросским и белорусским - результат подрывной работы австро-германских спецслужб (а позднее и вообще западных спецслужб) с целью расчленения и ослабления единого братского организма России. Взращенные иностранными спецслужбами, «самостийники» являются злейшими врагами Украины и Белоруссии, предателями русского народа. О. Платонов |
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР ИМЕНИ Н. П. ОСИПОВА - создан в 1919 по инициативе Б. С. Трояновского и П. И. Алексеева (худ. руководитель до 1939) как Первый московский великорусский оркестр; с 1936 - Государственный оркестр народных инструментов СССР, с 1943 - современное название, с 1946 - им. Н. П. Осипова, с 1969 - академический. Оркестр возглавляли также Н. С. Голованов, Н. П. Осипов (1940-45), Д. П. Осипов, В. С. Смирнов, В. П. Дубровский, А. И. Полетаев. |
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ ИМЕНИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА - См.: «СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА». |
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР ИМЕНИ М. Е. ПЯТНИЦКОГО - основан в 1910 М. Е. Пятницким, с 1927 - его имени, с 1968 - академический. Хор составляли крестьяне из Рязанской и Смоленской губ. 1-й концерт состоялся 2 марта 1911 в Москве, в Малом зале Дворянского собрания. В 1937 хор становится профессиональным коллективом Московской филармонии, с 1938 имеет танцевальную группу и оркестр русских народных инструментов. Худ. руководитель хора - П. М. Казьмин (1927 - 64), муз. руководитель - В. Г. Захаров (1932 - 56), с 1962 худ. руководитель - В. С. Левашов. В репертуаре - русские народные песни, произведения современных композиторов, русские народные танцы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
РУССКОГО ЯЗЫКА ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - центральное научное учреждение по изучению русского языка и пропаганде научных знаний о нем. Основан в 1944. Ведущие направления в работе: подготовка академической грамматики, создание комплекса разнообразных словарей, исследование литературного языка и диалектов в их современном состоянии и истории, показ места и роли русского языка как средства международного общения, научное издание письменных памятников и др. Деятельность института связана с именами ученых В. В. Виноградова, С. П. Обнорского, В. И. Борковского, Р. И. Аванесова, С. Г. Бархударова, О. Н. Трубачева, Ф. П. Филина и др. |
РУССКОЕ ДЕЛО - еженедельная газета патриотического направления, издавалась в Москве в 1886 - 90, 1905-10. Стояла на твердых православно-монархических позициях, отстаивала интересы русского народа, разоблачала происки иудейских и либерально-космополитических деятелей. Издатель-редактор - С.Ф. Шарапов. |
РУССКОЕ ЗНАМЯ - православно-патриотическая газета, орган «Союза русского народа», выходила в Петербурге с ноября 1905 по 1917 ежедневно. Редактор-издатель с 1906 - выдающийся русский общественный деятель доктор А. И. Дубровин. Отстаивала интересы русского народа, боролась с засильем иудейской, либерально-масонской и революционной идеологии. |
РУССКОЕ ОБОЗРЕНИЕ - литературно-политический и научный журнал патриотического направления, выходил в Москве в 1890-98, 1901 и 1903. Издатель - Д.И. Морозов. Редактор - Д. Церетелев. Вдохновитель издания - обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Журнал стоял на твердых православно-монархических позициях. В числе сотрудников - лучшие русские писатели и публицисты: Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, проф. Д.В. Цветков, В.А. Грингмут, И.И. Ясинский, А.А. Коринфский, А.А. Фет. И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. |
РУССКОЕ СОБРАНИЕ - монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре - ноябре 1900 (устав - январь 1901). Объединяла представителей русской интеллигенции, чиновников, духовенства и помещиков столицы. Первоначально «Русское собрание» было литературно-художественным клубом. Управлялось советом из 18 чел. (председатель - кн. Д. Голицын, затем кн. М.Х. Шаховской и др.). Имело отделения в Харькове, Казани, Одессе и др. городах. К активной политической деятельности перешло с осени 1904 (подача царю адресов, делегации к царю, бурная пропаганда в печати и пр.). 1-й съезд «Русского собрания» (1906) утвердил программную платформу: самодержавная и неделимая Россия, господствующее положение Православия, но признание законосовещательности Государственной Думы («Православие. Самодержавие. Народность»). «Русское собрание» принимало участие во всех монархических съездах. Отстаивало интересы русского народа. Выступало против либерально-масонского и революционного движения. Имело ряд периодических изданий: «Известия», с 1905 - «Сельский вестник», «Пахарь», «Русское дело» и др. |
1. (Русская земля), первоначальное название государственного образования IX-X вв. восточных славян на среднем Днепре. О существовании Руси свидетельствуют Константин Багрянородный в сочинении «De administrando imperio» (X в.), договоры Руси с Византией X в., показания русских летописных сводов XI-XII вв. Центрами Руси были Киев, Чернигов и Переяславль (Южный). Более поздние русские летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Русской земли. По данным XI-XII вв., в состав Русской земли, кроме названных городов, входили Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это была большая племенная территория полян, части территории северян и радимичей, возможно, сюда входили некоторые земли уличей и вятичей. Границы Русской земли указывают на то, что Русь была не племенным и не этническим, а политическим государственным образованием. Процесс классообразования в Руси и соседних восточнославянских племенах, рост местной знати привели к образованию Древнерусского государства (См.: Киевская Русь), получившего название по имени своего первоначального ядра - Русь. Уже в н. XII в. под термином «Русская земля» понимались (наряду с древней Русской землей) все славянские племена, населявшие Восточную Европу. Такое историко-географическое значение термина встречается уже в «Повести временных лет»: «Се Повести Времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля...». В н. XIII в. названия «Русь», «Русская земля» стали применяться к северо-восточным землям Древнерусского государства: Ростово-Суздальской и Новгородской. После монголо-татарского завоевания 1237 - 41 термин «Русь» закрепился за этой территорией, хотя в памятниках XIII-XIV вв. он встречается со значением более широким, обозначая все земли, населенные восточными славянами. В XIII в. и позднее, когда связь между различными территориями будущего Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, имевшие свои территориальные исторические судьбы. Термин «Русь» стал также основой понятия «русский», «русские». С.И. 2. газета славянофильского направления. Издавалась в Москве в 1880 - 86. Издатель-редактор - И.С. Аксаков. Имела большое значение в развитии идеологии русского народа. В газете принимали участие Д.Ф. Самарин, Н.Н. Страхов, Н.С. Лесков, И.П. Павлов, С.Ф. Шарапов и др. 3. ежедневная политическая, общественная и литературная газета патриотического направления, выходила в Петербурге в 1894 - 96. Отстаивала национальные интересы русского народа, боролась с засильем либерально-космополитической и революционной идеологии. Издатель-редактор - кн. В.П. Мещерский. 4. русская монархическая газета в эмиграции. Выходила в Софии в 1922 - 28. Отстаивала национальные интересы русского народа, выступала против иудейской и масонской идеологии. Редакторы И. Калинников и С. С. Чазов. 5. художественный журнал патриотического направления, издавался в Петербурге в 1878. Стоял на твердых православно-монархических позициях. Заключительная часть материалов была связана с Балканской войной за освобождение славян от турецкого ига. Издатель-редактор - М.О. Микешин. |
Борис Александрович (р. 21.05.1908), русский археолог, историк и общественный деятель-патриот. Родился в Москве в старообрядческой семье (отец окончил историко-филологический факультет МГУ, автор трудов по истории раскола). Сам Рыбаков тоже окончил МГУ (не получая стипендии, ибо не был комсомольцем). В войну не эвакуировался, профессор МГУ с 1943, академик АН СССР с 1960, дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952), был директором Института археологии и истории АН СССР. Начал печататься с 30-х, автор громадного числа научных монографий и статей, публикатор уникальных документов, участник обобщающих многотомных трудов, написанных совместно с другими специалистами, по славяно-русской археологии, истории восточных славян и Древней Руси, по истории древнерусского ремесла и культуры, язычеству, летописанию, народному эпосу и др. Гл. работы: «Язычество древних славян» (1981), «Язычество Древней Руси» (1987). Неутомимый труженик, добрый воспитатель множества учеников, доброжелательный и исключительно простой в общении человек, неизменный друг всех духовных защитников России. С. Семанов |
РЫБИНСК - город в Ярославской обл., центр Рыбинского р-на. Расположен на Волге, у входа в Рыбинское вдхр. Население 246, 6 тыс. чел. Впервые упоминается в 1071 как поселение Усть-Шексна. С 1137 называется Рыбаньск, с 1504 - Рыбная слобода (поставляла волжскую рыбу к великокняжескому, затем к царскому столу). В XVII в. появляется торговый посад. После открытия Вышневолоцкой (1709), а позднее Мариинской (1808) и Тихвинской (1811) водных систем слобода стала быстро развиваться как торговый центр и место перегрузки судов. С 1777 - Рыбной, с 1778 - Рыбинск. В XIX в. Рыбинск - самый крупный торговый центр на верхней Волге, где собиралось до 100 тыс. бурлаков и грузчиков. |
РЫБНОЕ - город в Рязанской обл., центр Рыбновского р-на. Расположен на р. Воже. Население 18,7 тыс. чел. Впервые упоминается в 1597 как с. Рыбино. |
РЫЛЬСК - город в Курской обл., центр Рыльского р-на. Расположен на правом берегу р. Сейм. Население 19,3 тыс. чел. На территории современного Рыльска существовало крупное поселение северян. Рыльск впервые упоминается в летописи под 1152 в составе Новгород-Северского княжества. К н. XII в. - центр Рыльского удельного княжества. В сер. XIV в. захвачен Литвой; в 1454 был отдан польским королем Казимиром IV в удел русскому кн. Ивану Шемяке, бежавшему в Литву. Сын Шемяки - кн. Василий Иванович добровольно подчинился великому Московскому кн. Ивану III. С 1522 Рыльск в составе Московского государства. В XVI - XVII вв. пограничный город на южной окраине Русского государства, входил в т. н. засечную черту (линия оборонительных укреплений). В н. XVII в. подчинился Лжедмитрию I. В XVII-XVIII вв. один из важнейших стратегических пунктов обороны от крымских татар, важный пункт торгово-экономических отношений между Россией и Украиной. В к. XIX в. Рыльск являлся важным торговым центром (зерно, пенька, конопляное масло, сало, мед и воск). Архитектурные памятники: Успенский (1811) и Покровский (1882) соборы, Воскресенская церковь (1866), ансамбль Никольского (Николаевского) монастыря (известен с 1505); торговые ряды XVIII - н. XIX в. Рыльск - родина землепроходца, основателя первых поселений Русской Америки Г. И. Шелихова. В 20 км к востоку от Рыльска бывшее имение князей Барятинских Марьино (1815-16). Парк с системой прудов и каналов, ротондами, беседками, скульптурой. |
1. Николай Петрович (1746-1784), русский путешественник, географ, этнограф и историк. Сын П.И. Рычкова. В 1769 - 67 - на военной службе. Участвуя в академической экспедиции под руководством П.С. Палласа, самостоятельно провел в 1769 - 70 географические, исторические, археологические и этнографические исследования в Заволжье и Приуралье. 2. Петр Иванович (1.10.1712-15.10.1777), русский географ, экономист, историк, естествоиспытатель. Член-корреспондент Петербургской АН (1759). Сын купца. С 1730-х служил в Оренбургском крае: в Оренбургской экспедиции (1734 - 43), губернаторской канцелярии (1744 - 60), в 1770 - 77 - директор Оренбургской соляной конторы. С 1765 - член Вольного экономического общества. Отражая интересы русского народа, Рычков отстаивал интенсивное развитие промышленности, рациональное ведение сельского хозяйства, расширение внешнеторговых связей, хозяйственное освоение окраин. Рычкова как ученого отличали энциклопедичность познаний и широта научных интересов, которые в значительной мере были подчинены задачам освоения юго-восточных окраин страны. Исторические труды Рычкова посвящены археологии, этнографии, экономике народов Поволжья, Урала, Прикаспия, русской колонизации края. Рычков составил «Описание осады Оренбурга» отрядами Е. Пугачева, которое широко использовал и полностью опубликовал А.С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» (1834). |
РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР - по русским летописным преданиям, три брата-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде н основавшие Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли. Некоторые ученые отождествляют его с ириком Датским, совершавшим во главе варяжской дружины набеги на страны Западной Европы (до 860). Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них - результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор). Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его «советников», другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в XI в., была использована при редактировании «Повести временных лет» в н. XII в. для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стал считаться Рюрик. Эта версия легла в основу антинаучной норманнской теории. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития. В. Буганов |
РЮРИКОВИЧИ - князья и дворяне, потомки киевского вел. кн. Игоря, считавшегося, по летописному известию, сыном легендарного Рюрика. Разветвление княжеского рода уже началось с кн. Владимира, когда выделились князья полоцкие. От потомков внука св. Владимира, Святослава, пошли князья черниговские, новгород-северские, муромско-рязанские, от потомков другого внука, Всеволода, - Мономашичи - волынские, впоследствии галицкие, смоленские и суздальско-владимирские. Последние в потомках своих дали вел. князей и царей московских, оканчивая Феодором Иоанновичем, умершим бездетным в 1598. Российская родословная книга (кн. П. Долгорукова, СПб., 1854-57) исчисляет следующих потомков Рюрика: князей Одоевских, Кольцовых-Масальских, Горчаковых, Елецких, Звенигородских, Барятинских, Оболенских, Долгоруковых, Щербатовых, Святополков-Четвертинских, Друцких, Бабичевых, Путятиных, Друцких-Соколинских, Друцких-Любецких, Вяземских, Щетининых, Засекиных, Сонцовых, Сонцовых-Засекиных, Шаховских, Морткиных, Шехонских, Львовых, Прозоровских, Дуловых, Кропоткиных, Козловских, Щепиных-Ростовских, Касаткиных-Ростовских, Лобановых-Ростовских, Белосельских-Белозерских, Вадбольских, Телешпанских, Ухтомских, Шуйских, Гагариных, Хилковых, Волконских, Репишных-Волконских. Потомками Рюрика - дворянами считаются: Пузины, Огинские, Сатины, Татищевы, Заболоцкие, Дмитриевы-Мамоновы, Внуковы, Монастыревы, Судаковы, Аладьины, Цыплетевы, Мусоргские, Еропкины, Травины, Ржевские, Толбузины, Березины, Осинины, Ляпуновы, Ильины, Ивины. С. Ю. |
Андрей Петрович (17.10.1861-27.04.1904), русский живописец. Мастер красочных жанровых и исторических картин, гл. обр. воссоздающих московский быт XVII в. («Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Потешные Петра I в кружале» и др.). |
1. В Киевской Руси - люди, находившиеся в зависимости от господина по «ряду» (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Историк Л. В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвигает гипотезу, что термин «рядовичи» в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов. 2. В русских городах XIV - XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу («ряда»). Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости рядовичи пользовались также определенными судебными правами, которые при переходе этих городов под великокняжескую власть были ограничены. |
РЯДОК - тип торгово-промышленного поселения в Русском государстве XV-XVII вв., являвшийся переходным от сельского к городскому. Рядки возникли в Новгородской земле в связи с развитием рыночных связей вследствие сосредоточения сельских ремесленников и торговцев в селениях, лежавших на торговых путях или являющихся центрами погостов и волостей. В 1-й пол. XVI в. на территории Новгородской области было 42 рядка. Некоторые рядки стали позднее городами (Тихвин, Вышний Волочек и др.). |
РЯЖЕНИЕ - обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя «личины» и «скураты», участвующие в игрищах с «дьявольскими обличьями», с косматыми козьими «харями». Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу. Одевались ряженые в костюмы животных (коза, медведь, волк и т.п.), чертей, ведьм, покойников, святых (св. Андрея, св. Николая, ангелов), представителей других национальностей и социальных групп (цыгана, жида, арапа, немца, барина, нищего). Все ряженые, кроме одетых в святых, старались выглядеть пострашней, устраивали шутливые дебоши и даже потасовку. Несмотря на всеобщее веселье, ряжение рассматривалось среди русских людей как дело греховное и опасное. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники переодеваний редко соглашались на свои роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Роли чертей, покойников и прочей нечистой силы разрешалось играть только взрослым мужчинам, женщинам и детям этого делать не полагалось. После праздника все принимавшие участие в ряжении должны были пройти обряд церковного очищения. О.П. |
РЯЖСК - город в Рязанской обл., центр Ряжского р-на. Расположен на северо-западной окраине Окско-Донской равнины, на р. Хупте. Население 27 тыс. чел. Впервые упоминается в 1502 под названием Рясск. Возник на севере Рясского поля как укрепленный пост, контролировавший волок, соединявший бассейны рек Оки и Дона. В XVI-XVII вв. входил в Большую засечную черту, защищая Русское государство от набегов крымских татар и ногайцев. С 1778 Ряжск - уездный город. |
Рязанская еп., в окрестностях Скопина, близ с. Дмитриевского. Точное время основания его неизвестно. С несомненностью можно полагать, что он существовал в XVII в. В монастыре находился посох инока Сергиевой лавры Александра Пересвета, известный под названием Пересветовой дубинки. При Петре I многие из окрестных дворян, вступая в военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. С.В. Булгаков |
РЯЗАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО - княжество, выделившееся из состава Муромо-Рязанской земли после смерти Ярослава Святославича в 1129. В сер. XII в. вступает в борьбу с Ростово-Суздальским княжеством. В к. XII - н. XIII в. Рязанское княжество попало в зависимость от Владимира, сохранявшуюся до смерти Всеволода Большое Гнездо. Монголо-татарское нашествие привело к разрушению производительных сил края, уничтожению многих городов, резкому ослаблению государственной власти княжества. В XIV в. Рязанское княжество снова усилилось, расширились его экономические и политические связи с другими землями Руси, с Золотой Ордой и Литвой. В состав Рязанского княжества в XIV в. вошли земли, примыкающие к Оке вплоть до ее верховьев. После ряда столкновений с Москвой в к. XIV в. установились мирные отношения, которые были скреплены браком рязанского кн. Федора Ольговича (1402 - ок. 1417) с дочерью Дмитрия Донского. В XV в. Рязань попала в зависимость от Москвы. В к. XV в., во время пребывания в Рязани сестры Ивана III Анны Васильевны (1464 - 1501), в Рязанском княжестве снова усилились сепаратистские настроения. После ее смерти московские власти усилили наступление на остатки рязанской самостоятельности. В 1520 князь Иван Иванович был отстранен от власти, а около 1521 Рязанское княжество было окончательно присоединено к Москве. |
РЯЗАНЬ - центр Рязанской обл. и Рязанского р-на. Расположен на Среднерусской возвышенности, на правом берегу Оки, при впадении в нее р. Трубеж. Население 535 тыс. чел. Впервые упоминается в 1301; возник как торговый и оборонительный пункт Рязанского княжества под названием Переяславль-Рязанский. После разгрома столицы княжества Рязани (ныне городище Старая Рязань) - княжеская резиденция, с кон. XIII в. - столица княжества. В сер. XIV - н. XV вв. торговый и ремесленный центр, играл значительную роль в транзитной торговле Северо-Восточной Руси и Востока. В 1521 вошел в состав Московского государства. До сер. XVII в. входил в Большую засечную черту. В 1708 включен в Московскую губ., с 1719 - главный город Переяславль-Рязанской провинции. В 1778 переименован в Рязань и стал центром наместничества, с 1796 - Рязанской губ. В старой части города, на территории бывшего кремля (основан в 1059), у слияния рек Трубеж и Лебедь, сохранились соборы Христорождественский (XV в., перестроен в 1826), Архангельский (XVI в.), Успенский (1693 - 99), церковь Св. Духа (1642), Архиерейские палаты (т. н. дворец Олега; 1653 - 92). Рядом с кремлем - Спасский монастырь с церквами Богоявления (1647) и Преображения (1702). |