Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРИ"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРИ"-"ПЯТ")

ПРИМОРСК

ПРИМОРСК - город в Ленинградской обл., в Выборгском р-не. Расположен на Карельском перешейке, на северо-восточном берегу Финского залива. Население 6,5 тыс. чел.

Через Березовые острова и близлежащую местность проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». В к. XIII в. острова были заняты шведами и стали называться Бьёркё. После победы в Северной войне в 1721 район Березовых островов вновь возвращен России.

ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ

ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ - один из важнейших законов механики, установленный русским ученым М.В. Остроградским.

ПРИОЗЕРСК

ПРИОЗЕРСК - город в Ленинградской обл., центр Приозерского р-на. Расположен на Карельском перешейке, в месте впадения северного рукава р. Вуоксы в Ладожское озеро. Население 20,4 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1143 как крепость Корела. В XIII - XIV вв. неоднократно подвергался нападениям шведов. С 1323 во владении Новгорода, в 1479 присоединен к Московскому государству. В 1581-95 и 1611 - 1710 город переименован в Кексгольм, находился под оккупацией Швеции. В XVII в. к северу от старой крепости (XIV в.) была выстроена новая крепость (ныне от нее сохранились остатки крепостных ворот и равелин у южной стены). В сентябре 1710 город был взят войсками Петра I и возвращен России.

ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИТВОР

ПРИТВОР - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ПРИХОД

ПРИХОД - в Православной Церкви христианская община, управляемая священником. В древней Церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя епископу т.н. «заручныя прошения», получившие начало после владимирского Собора 1274. В XIX в. это было отменено, но прихожанам разрешалось изъявлять епархиальному архиерею о желательности данного лица. Имущество каждой церкви и ее земли составляли ее неотъемлемую собственность.

Церковно-приходские дела не относились к ведомству сельских и волостных сходов; мирские приговоры о сборах в пользу церквей признавались обязательными для крестьян. Отвод установленных участков земли для причта вновь открываемых приходов возлагался на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании приходов, для чего они должны указать средства для построения храма и содержания причта. При приходах учреждались церковно-приходские общества для организации благотворительности. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства - церковного старосту на 3 года, с согласия причта, при благочинном и утверждаемого архиереем. В 1885 московское земство возбудило вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синод разрешил этот вопрос отрицательно, т.к. избрание кандидата лежит на нравственной ответственности епископа.

ПРИЧАЩЕНИЕ

ПРИЧАЩЕНИЕ - главнейшее христианское Таинство, установленное самим Иисусом Христом. Приступающий к нему сначала постится в течение нескольких дней и посещает службы церковные, причем, вспоминая свои грехи, сокрушается о них и молит Господа о помиловании его. Потом в назначенное время он приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и кается в грехах. Священник, видя его чистосердечное раскаяние, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от Самого Иисуса Христа и осеняя его крестным знамением. Поцеловав крест, исповедавшийся отходит с успокоенной совестью и молит Господа удостоить его причаститься Св. Тайн. Таинство Причащения совершается во время литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Св. Чаше и причащаются Св. Тайн, вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. По причащении, кроме благодарения, возносимого за литургией, читаются еще от лица причастников особые благодарственные молитвы. Больных же священник причащает в их домах, сначала исповедав их.

ПРИШВИН

Михаил Михайлович (23.01/4.02.1873-16.01.1954), русский писатель.

Среди первых произведений этнографические сборники «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908); книги о путешествиях «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910), «Крутоярский зверь» (1910-11).

С начала Первой мировой войны и революции до сер. 1920-х писатель переживает период исканий и скитаний. В 1926 он поселяется в Сергиевом Посаде, где для него начинается новый этап жизни. Здесь написаны один из главных его романов «Кащеева цепь» (1927); лирическая повесть-поэма «Жень-шень» (1933); книги для детей «Лисичкин хлеб» (1939) и «Серая сова» (1938).

В 1937 завершился его долгий путь к Церкви, начался этап «радостного творчества христианского космоса любви». В 1940 вышли в свет книга «Неодетая весна», созданная на основе дневников, и поэма в прозе «Фазелия».

Первые два года Великой Отечественной войны писатель живет под Переславлем-Залесским. По возвращении в Москву пишет на основе военных впечатлений и размышлений «вещь со славянской душой» - «Повесть нашего времени» (1944).

Около 20 лет продолжалась работа Пришвина над романом «Осударева дорога» (1948, опубл. 1956), действие которого происходит в Заонежье, где писатель побывал еще в начале века, собирая сказки, а в 1933 - на строительстве «Беломорско-Балтийского канала».

Среди наиболее известных произведений дилогия Пришвина: сказка-быль «Кладовая солнца» (1945) о становлении ребенка в постижении им природы и повесть-сказка «Корабельная чаща» (опубл. 1954) о путешествии детей к заповедному лесу «в поисках правды».

ПРИЮТИНО

ПРИЮТИНО - усадебно-парковый ансамбль в Ленинградской обл., во Всеволжском р-не. С н. XIX в. до 1841 владение президента Академии художеств А.Н. Оленина, один из центров культурной жизни 1-й пол. XIX в. Здесь бывали видные писатели, композиторы и художники: Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.И. Глинка, А.А. Алябьев, А.П. и К.П. Брюлловы и др. Сохранились: главный дом (н. XIX в.), 2-й господский дом (1-я пол. XIX в.), беседка и хозяйственные постройки (все - 1-я пол. XIX в.), пейзажный парк с прудом в долине р. Лубья. В парке - мавзолей в память о старшем сыне владельца усадьбы - Н.А. Оленине, погибшем в Бородинском сражении 1812.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАДАЮЩИХ ЗВЕЗД

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАДАЮЩИХ ЗВЕЗД (метеоров), выдающееся открытие в астрономии, сделанное русским ученым Ф.А. Бредихиным (1831-1904).

ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ

Христа ради юродивый (ск. 8.07.1303), до своего обращения в Православие был купцом из Западной Европы, торговавшим в Великом Новгороде во 2-й пол. XIII в. Красота православного богослужения так поразила Прокопия, что он перешел из католичества в Православие и навсегда остался на Руси. Наставление в основах православной веры Прокопий получил в монастыре, основанном в XII в. прп. Варлаамом Хутынским. Прокопий пожертвовал часть своего имущества Хутынскоп обители, а остальное роздал нищим. Благочестие св. Прокопия стало известно всем новгородцам, и ему, тяготившемуся почитанием, пришлось оставить Новгород. Св. Прокопий поселился в Великом Устюге. Здесь он избрал себе подвиг юродства, изображая внешнее безумие и скрывая за ним духовную мудрость. Целые ночи св. Прокопий проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем бродил по городу в рваной одежде, со смирением перенося насмешки. Другом и собеседником блж. Прокопия был св. Киприан, основатель Устюжской обители во имя арх. Михаила. Прокопий проводил жизнь в строгом посте, принимая пищу только от хороших людей. От тех, кто нажил свое имущество неправдой, он не брал ничего. Святой обладал даром прозорливости: однажды, встретив семью с трехлетней девочкой Марией, он открыл ее родителям, что от нее родится свт. Стефан Пермский, просветитель зырян. Святому было заранее возвещено ангелом время кончины. Он скончался у ворот Михаило-Архангельского монастыря. Возле его гробницы произошло множество исцелений. К лику святых блж. Прокопий был причислен Московским Собором в 1547.

Память прав. Прокопию отмечается 8/21 июля.

ПРОКОФЬЕВ

Сергей Сергеевич (11/23.04.1891-5.03.1953), русский композитор, пианист, дирижер. Ученик Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. С 1918 по 1933 жил за границей.

Автор опер: «Игрок» (1916), «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семен Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1940, 1953); балетов: «На Днепре» (1932), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1941), «Сказ о каменном цветке» (1949); вокально-оркестровых произведений: кантата «Александр Невский» (1938), «Здравица» (1939), оратория «На страже мира» (1950), сюита «Зимний костер» (1949); 7 симфоний, симфонической сказки «Петя и волк» (1936); музыки к кинофильмам (в т. ч. «Иван Грозный», 1944).

ПРОЛОГ

ПРОЛОГ - древнерусский календарный сборник (XII в.), состоящий из кратких византийских, древнерусских, южнославянских житий и памятей святых, отрывков из переводных сочинений христианских писателей и произведений древнерусских авторов на темы христианской морали.

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ - деятельность Бога, направляющая весь ход событий в сотворенном Им мире и миропорядке. Промысл Божий ориентирован на всеобщее благо. Он сохраняет создания, ведет их к добру, защищает добро от зла, а последнее либо уничтожает, либо направляет к добрым последствиям.

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В НАРОДНОМ СОЗНАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОНСК

ПРОНСК - поселок городского типа (с 1958) в Рязанской обл., центр Пронского р-на. Расположен на р. Проне (приток Оки). Население 5 тыс. чел.

Основан в 1131 как сторожевое поселение у южных границ Рязанской земли, с 1186 центр удельного княжества. В 1237 разорен монголо-татарами. В 1460-70-х присоединен к Рязанскому княжеству; в 1-й четв. XVI в. вошел в состав Московского государства. В 1541 выдержал осаду войск Крымского ханства. С 1708 в составе Московской губ., с 1778 уездный город Рязанского наместничества.

ПРОНСКАЯ СПАССКАЯ ПУСТЫНЬ

Рязанская еп., близ Пронска. Основана неизвестно когда, но упоминается уже во 2-й пол. XVII в. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери Споручницы грешных. Ежегодно 6 августа из всех церквей Пронска совершался в монастырь крестный ход.

ПРОРОК

ПРОРОК - провозвестник воли Божией. Библейские пророки предсказывали будущее, воспитывали в народе веру и благочестие, совершали чудеса, составляли книги Священного Писания, приготовляли людей к пришествию Спасителя.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

ПРОСВЕТИТЕЛЬ - выдающееся произведение русской духовной мысли, созданное св. Иосифом Волоцким с целью борьбы с антихристианской сектой жидовствующих. Книга состоит из 16 слов.

В первом слове Иосиф Волоцкий занимается опровержением еретиков, «глаголющих, яко Бог Отец Вседержитель не имать Сына ни Святаго Духа единосущны и сопрестольны Себе и яко несть Святыя Троица». Во втором слове Иосиф опровергает еретиков, «глаголющих, яко Христос не родился есть, но еще будет время, егда имать родитися, а его же глаголют христиане Христа Бога, той простой человек есть, не Бог». Третье слово подвергает критике то мнение еретиков, по которому «закон Моисеев подобает держати и хранити и жертвы жрети и обрезыватися». В четвертом слове доказывается несновательность мнения, исходя из которого еретики говорили: «Еда не можаше Бог спасти Адама и сущих с ним, еда не имеаше небесные силы, и Пророки, праведникы, еже послати исполнити хотение свое, но сам сниде, яко нестяжатель и нищ, и вочеловечився, и пострада, и сим прехитри диавола, не подобает убо Богу тако творити». В восьмом слове Иосиф защищает истинность отеческих писаний против ереси новгородских еретиков, утверждавших ложность писаний Св. Отцов на основании того, что 7000 лет от сотворения мира прошло, а Христос во второй раз не явился. В девятом - защищает писания апостольские, подтверждая их истинность местами из Свящ. Писания, доказывая, что они внушены Святым Духом. В десятом - защищает от нападок еретиков писания Ефрема Сирина, в которых говорится, что творения его ложны. Здесь же приводятся доказательства из Свящ. Писания, что творения св. Ефрема истинны и соответствуют тому, что говорили пророки, евангелисты и апостолы. В двенадцатом слове Иосиф доказывает, что если святитель будет еретиком, если он не благословит или проклянет кого от православных, то его проклятие ни во что не вменится. Свои опровержения еретиков Иосиф основывает на Свящ. Писании, преимущественно Ветхом Завете, Отцах Церкви, историках Церкви и даже светских писателях. В словах его виден ум светлый, последовательность, логичность изложения. Четвертое слово особенно отличается глубиной мысли, и специалисты справедливо называют его глубоко богословским сочинением.

Иосиф Волоцкий не щадит красок для описания жидовствующих. Еретики для него - сквернии пси, змии, таящиеся в скважине, языки их скверны, уста мерзки и гнилы, они - люди нечистые, пьяницы и обжоры, в обществе они сеют сласти житейские, тщеславие, страсть к сребролюбию, сластолюбию и неправду. В частности, Схарию Иосиф Волоцкий называет диаволовым сосудом, протопопа Алексея - окаянным сатаниным сосудом, диаволовым вепрем, еретика Истому - стаинником диавола, адовым псом. Но особенно обличает Иосиф Волоцкий митр. Зосиму. Он называет его окаянным, сквернителем, калом блудным, прескверным сатаною, змием стоглавым, пищей вечного огня, новым Арием, злым Манентой, сатаниным первенцем, прескверным сквернителем других содомскими сквернами, пагубным змием, обжорой и пьяницей, по жизни свиньей, гонителем православных. Иосиф удивляется, как еще терпит земля таких. Из одного этого перечня названий видно, какими глазами Иосиф Волоцкий и русские люди этого времени смотрели на жидовствующих. Это, по их понятию, самые безнравственные, самые вредные люди, которые стараются развратить общество и в религиозном, и в нравственном отношении.

П. Грандицкий

ПРОСКОМИДИЯ

ПРОСКОМИДИЯ - первая часть литургии. Происходит от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения литургии, поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит «приношение». Хлеб (просфора) должен быть квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства св. Причащения взял квасной, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей в образе двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. - и греческого слова: НИКА, что означает: «Иисус Христос побеждает». Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляются пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в таинстве св. Причащения (Ин. 6: 22-58). Но, собственно, для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

ПРОТОДИАКОН

ПРОТОДИАКОН - См.: СВЯЩЕНСТВО.

ПРОТОИЕРЕЙ

ПРОТОИЕРЕЙ - См.: СВЯЩЕНСТВО.

ПРОТОПРЕСВИТЕР

ПРОТОПРЕСВИТЕР - См.: СВЯЩЕНСТВО.

ПРОХАНОВ

Александр Андреевич (р. 26.02.1938), русский писатель и общественный деятель, главный редактор патриотической газеты «Завтра».

ПРОХОР С ГОРОДЦА

ПРОХОР С ГОРОДЦА (к. XIV-XV вв.), иконописец и живописец, один из лучших художников Св. Руси. В 1405 вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор (не сохранился) Московского Кремля. Прохору приписывается ряд чтимых икон.

ПРОХОРОВ

Александр Михайлович, (р. 28.06/11.07.1916), русский физик, один из основоположников квантовой электроники. Совместно с Н.Г. Басовым разработал принципиально новый метод генерирования электромагнитных волн с помощью квантовых систем и создал первый молекулярный генератор на пучке молекул аммиака (пучковый мазер, 1954 - 55). Совместно с сотрудниками развил методы создания парамагнитных мазеров (1957 - 58), предложил применение рубина в квантовой электронике, выдвинул идею открытых резонаторов, используемых в лазерной технике (1958), и идею создания газодинамического лазера (1967). Автор фундаментальных работ по созданию мощных лазеров инфракрасного и видимого излучений, по нелинейной оптике, резонансному и нерезонансному взаимодействию мощного лазерного излучения с веществом.

ПРОЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЫЖОВ

Иван Гаврилович (22.09.1827-27.07.1885), русский историк, этнограф, публицист. Из крестьян. Учился в Московском университете. Написал ряд работ по истории Великороссии и Малороссии, в которых особое внимание уделял истории народного быта. В работе «История кабаков в России в связи с историей русского народа» на богатом фактическом материале показал процесс спаивания простых русских людей еврейскими арендаторами кабаков (См.: Кабачество). В работе «Нищие на Святой Руси» раскрыл духовно-нравственный характер нищенства в России.

ПРЯНИШНИКОВ

Дмитрий Николаевич (25.10/6.11.1865-30.04.1948), русский агрохимик и почвовед, основатель научной агрохимической школы. Ученик К. А. Тимирязева. Разработал теорию азотного питания растений (1916), научные основы фосфоритования почв. Автор классических учебников «Частное земледелие» (1898, 8-е изд. 1931) и «Агрохимия» (1934).

ПСАЛОМЩИК

ПСАЛОМЩИК - См.: СВЯЩЕНСТВО.

ПСАЛТИРЬ

ПСАЛТИРЬ - книга пророка и царя Давида. Большинство псалмов в ней написаны св. прор. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости и благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Псалтирь и употребляется при богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при богослужении разделена на двадцать отделений, называемых «кафизмами», а каждая «кафизма» делится на три части, называемые «славами».

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная», она отличается тем, что содержит в себе три положения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к св. Таинству Причащения.

ПСКОВ

ПСКОВ - центр Псковской обл. и Псковского р-на. Расположен на р. Великой (впадает в Псковское оз.), при впадении в нее р. Псковы. Население 207 тыс. чел.

Впервые упоминается в 903; город с X в. В X - н. XII в. входил в Киевскую Русь. В XII-XIII вв. в составе Новгородской республики. В XIV-XV вв. центр Псковской республики. Со 2-й пол. XIII в. Псков - передовая крепость в борьбе русского народа против Ливонского ордена и Великого княжества Литовского, успешно выдержавшая 26 осад; в XIV в. был окружен мощными каменными стенами. В XIV - XVII вв. крупный ремесленный и торговый город, один из важнейших центров древнерусской культуры. В Пскове получили распространение летописание, берестяные грамоты, иконопись и каменное зодчество. С 1510 в составе Русского государства. В 1581-82 во время Ливонской войны Псков выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория. К к. XVII в. начинает терять экономическое могущество, но в связи с Северной войной 1700 - 21 возрастает его оборонное значение. С 1777 центр Псковского наместничества (позднее губернии). Основание С.-Петербурга ускорило экономический упадок Пскова, а с присоединением Белоруссии к Российской империи в к. XVIII в. он теряет значение и как военная крепость. В XIX - н. XX вв. Псков - провинциальный город со слаборазвитой промышленностью (льняной, кожевенной, гончарной). В период 1-й мировой войны в Пскове располагался штаб Северного фронта. Здесь 2 (15) марта 1917 предательски принужден отречься от престола последний российский император Николай II, записавший в тот день в своем дневнике: «Кругом измена и трусость и обман».

В центре древнейшей части города, у слияния рек Великая и Пскова, находится псковский кремль - Кром, на территории которого расположен Троицкий собор (1682 - 99). По мере роста Пскова возводились крепостные стены, защищавшие новые районы города: Довмонтов город (1266) с Приказными палатами (1693-95), Средний город (каменная стена 1309 - 95), Запсковье (каменная стена 1465), Окольный город (каменная стена 1465). Древнейшие постройки - соборы монастырей: Спасо-Мирожского (до 1156), Ивановского (Иоанно-Предтеченского, до 1243), Снетогорского (1310). В XIV-XVI вв. строились характерные для псковской школы небольшие приходские церкви: Василия на Горке (1413), Космы и Дамиана с Примостья (1463), Георгия со Взвоза (1494), Николы на Усохе (1535) и др.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ «УСПЕНИЕ» И «УМИЛЕНИЕ»

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ «УСПЕНИЕ» И «УМИЛЕНИЕ» - чудотворные иконы. Находятся в Печерском монастыре, который назван Печерским по древней, выкопанной неизвестно кем в горе и в 1472 открытой, пещере. Вскоре по открытии пещеры здесь в горе неким свящ. Иоанном была устроена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и при ней монастырь. По освящении церкви пред иконою «Успения» была исцелена одна слепая женщина. В 1521 сюда в монастырь двумя псковскими купцами принесена была новая икона «Успения», названная «Умилением», которая, по сказаниям летописи, прославилась великими чудотворениями в Пскове и Новгороде. Обе эти иконы ознаменовали себя спасением города во время нашествия на Псков короля польского Стефана Батория в 1581. Когда узнали, что Баторий идет на Псков, то, по распоряжению архиепископа, иконы «Успения» и «Умиления» были принесены в город. За несколько дней до приступа некий благочестивый старец Дорофей, когда сидел в сенях своей кельи и плакал о предстоящем бедствии города, удостоился чудесного видения. Он видел от Печерской обители идущий к Пскову необыкновенный свет в виде столба и в этом свете Пречистую Богородицу, Которую поддерживали св. прпп. Антоний Киево-Печерский и Корнилий, игумен Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица стала на городской стене. Тут благоговейно предстали пред Нею святые угодники псковские. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О беззаконные люди! Грехами своими вы прогневали Сына и Бога Моего, и вот теперь пришла на вас беда великая!» Тогда святые стали молиться Ей со слезами за псковитян, и Пресвятая Богородица, обращаясь к Дорофею, сказала: «Пойди скорее к воеводам, Печерскому игумену и к народу в соборе Св. Троицы и скажи, чтобы все они усерднее, со слезами, молились Богу о своих грехах, чтобы принесли Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и отсюда стреляли бы из пушек по королевским шатрам. Сама Я буду молиться Сыну Своему и Богу о прощении их грехов и о небесной помощи». Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, то так и сделали, как повелела Пресвятая Богородица. Неприятель сделал приступ, пробил городскую стену, но был отбит. Тогда Баторий хотел было ограбить Печерский монастырь. И здесь поляки сделали пролом в монастырских стенах, но были отбиты помощию Небесной Заступницы. С тех пор, в память избавления Пскова от нашествия Батория, ежегодно, в седьмую Неделю по Пасхе, совершался крестный ход с чудотворною иконою из Псково-Печерского монастыря в город.

Празднуется 15/28 августа.

Прот. И. Бухарев

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., близ г. Печоры. Название свое он получил от огромных пещер, выкопанных в горе, у р. Каменец, в которых в древние времена жил некий отшельник старец Марк. В 1473 священноинок Иона устроил здесь небольшую обитель и церковь во имя Успения Божией Матери. По его преставлении инок Мисаил, в исходе XV в., над горою построил новую большую обитель с церковью во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских, но вскоре монастырь был разорен лифляндцами и начал возвышаться только по возобновлении его в 1519 дьяком Псковским Мисюрем-Мунехиным и подьячим Ортюшею Псковитянином. Монастырь полтора века служил для Псковского края твердым оплотом против врагов церкви и отечества - шведов, поляков и литовцев, и назывался у летописцев Домом Пречистой Богородицы. Монастырский Успенский собор ископан в полугоре и только лицевая сторона сделана из камня; внутренность его составляли 5 проходов; главная часть иконостаса - с резьбой в виде пальмового дерева. Здесь покоились мощи прп. Корнилия. В монастыре находились чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Псково-Печерские «Успение» и «Умиление». Первая, находящаяся в соборном Успенском храме, прославилась чудесным исцелением больной женщины еще в 1473. Вторая св. икона, прославившаяся чудесами исцеления в 1524, находилась в храме Архангела Михаила; она представляла собою список с Владимирской иконы и, по преданию, была написана в 1521 благочестивым иноком Арсением Хитрошем. Обе свв. иконы, будучи принесены из монастыря в Псков во время его осады Стефаном Баторием в 1581, прославились чудесным спасением этого города от погибели, причем пущенное неприятелями ядро, достигнув крепостной стены, упало пред выставленной на ней св. иконой «Умиления» и никому не повредило; в 1812 по молитвам пред св. иконою Успения Псков был спасен от нашествия французов. Пользовались также в монастыре особым почитанием, как чудотворные, иконы Божией Матери - Казанская и «Одигитрия», а также резное изображение св. Николая Чудотворца.

С.В. Булгаков

ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ

ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Пскове в Покровской церкви. Она написана на проломе стены в память чудесного избавления Пскова в 1581 от упорной осады польским королем Стефаном Баторием. На ней изображено бывшее тогда благочестивому старцу Дорофею чудесное явление Пресвятой Богородицы с прпп. Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псковским, с блгв. кнн. Василием Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и Николаем-юродивым Псковским.

Празднуется 1/14 октября.

Прот. И. Бухарев

ПСКОВСКАЯ

ПСКОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: ЧИРСКАЯ.

ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУДОЖ

ПУДОЖ - город в Карелии, центр Пудожского р-на. Расположен на возвышенном берегу р. Водлы, в 25 км от впадения ее в Онежское озеро. Население 11,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1382 как селение Пудога. Город с 1785. С к. XVIII в. в устье Водлы действовало несколько стекольных заводов; с к. XIX в. - лесопильные заводы.

ПУП ЗЕМЛИ

ПУП ЗЕМЛИ - священный центр мира. - См.: ГОЛГОФА.

ПУСТЫНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Могилевская еп., в окрестностях г. Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником кнн. Мстиславских - Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 впал в унию, из которой освободился в 1839. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранилась весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в 1-й пол. XII в. владетельному Мстиславскому кн. Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, чрез омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери.

С.В. Булгаков

ПУТИВЛЬ

ПУТИВЛЬ - древнерусский город на р. Сейм в Малороссии. Впервые упоминается под 1146 (Ипатьевская и Воскресенская летописи); в XII - н. XIII вв. - центр удельного княжества, описан в «Слове о полку Игореве». С 1500 - в составе Русского государства. Близ Путивля началось крестьянское восстание под предводительством И.И. Болотникова 1606 - 07. В годы Великой Отечественной войны близ Путивля сформировалось соединение партизанских отрядов под командованием С.А. Ковпака. Краеведческий музей, церковь Рождества Богородицы (окончена 1636) и колокольня (1700) Молченского Печерского монастыря, Спасо-Преображенский собор (1617, 1693 - 97), Воскресенский храм (1758) и др.

ПУТИВЛЬСКАЯ

ПУТИВЛЬСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Молченском Печерском мужском монастыре Курской еп. Явление сей иконы последовало в 1238, на болоте Молча, в 20 верстах от г. Путивля, отчего она и получила свое название.

Празднуется 2/15 мая.

ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» - название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX - н. X вв. Наибольшее значение имел в X - 1-й трети XI вв. Южную его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (X в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30 - 40 чел.) долбленые ладьи - «однодревки», которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место «Крарийскую переправу» (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль западного берега Черного моря до Царьграда. Северная часть пути, по сообщению «Повести временных лет», через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балтийское) море. Однако, судя по расположению кладов арабских, византийских и западноевропейских монет, главный путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р. Касплю к Витебску и далее по Западной Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Путь из «варяг в греки» был связан с другими водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Западную Европу, и Волжским, выводившим в арабский Халифат. С юга по пути возили: из Византии - вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева - хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т.д.; с Волыни - шиферные пряслица и др. С севера по пути возили: из Скандинавии - некоторые виды оружия и художественного ремесла, из Северной Руси - лес, мех, мед, воск, из Прибалтийских стран - янтарь. Во 2-й пол. XI - XII вв. усилились связи с Западной Европой и путь из «варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Л. Алексеев

ПУТЯТИНО

ПУТЯТИНО - село в Рязанской обл., центр Путятинского р-на. Расположено на р. Ворше (бассейн Оки). Население 3,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в XV в. как владение боярина Путя-ты, с 1567 вотчина бояр Годуновых, с 1628 - кн. Д.М. Пожарского и Б. и Я. Вышеславцевых.

ПУЧЕЖ

ПУЧЕЖ - город в Ивановской обл., центр Пучежского р-на. Расположен в Верхнем Поволжье, пристань на правом берегу Волги (Горьковское вдхр.). Население 12 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1594 как Пучецкая слободка; в XVII в. была известна изготовлением крашенин (крашеных холстов) и топоров. В 1793 слободка преобразована в посад Пучеж, который практически имел права города. В XIX в. крупный центр торговли хлебом и льном; был центром найма бурлаков (при населении около 1000 чел. в Пучеже к началу навигации собиралось до 6000 бурлаков). В 1952 - 55 территория Пучежа была затоплена при строительстве Горьковского водохранилища; город перенесен на возвышенное место и отстроен заново.

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР

ПУШЕЧНЫЙ ДВОР - в Москве, центр пушечного литейного производства в России XV-XVII вв. Основан около 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети XVI в. Пушечный двор был перенесен на р. Неглинку (район современной Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка отлита на Пушечном дворе мастером Яковом в 1491. С 1569 на Пушечном дворе работал выдающийся мастер Андрей Чехов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. «Царь-пушку» (1586). Помимо орудий различного назначения, на Пушечном дворе отливались колокола и паникадила. В сер. XVII в. на Пушечном дворе работали мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400-500 человек. В связи с организацией в XVII - н. XVIII вв. военных и металлургических заводов значение Пушечного двора упало. В к. XVIII в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802 - 03 хранилище перевели в Кремль, а здание Пушечного двора было разобрано. Пушечно-литейное производство и Пушечный двор в XVI-XVII вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на тульских заводах.

Л.Т.

ПУШКАРИ

ПУШКАРИ - название русских артиллеристов XVI-XVII вв. Термин «пушкари» утверждается в 1-й пол. XVI в. Пушкари являлись служилыми людьми по прибору. Их служба была наследственной. При вступлении в пушкарскую службу людей других сословий с них брали поручительство. Жили в городах, где селились обычно особыми слободами. За службу получали хлебное и денежное жалованье, а иногда и землю. Занимались также ремеслами и торговлей. Пушкарская служба ликвидируется в к. XVII в., когда были созданы полки «нового строя».

ПУШКАРСКИЙ ПРИКАЗ

ПУШКАРСКИЙ ПРИКАЗ - центральное военное учреждение России XVI- XVII вв. Впервые упомянут под 1577. Пушкарскому приказу были подчинены пушкари, затинщики, воротники и казенные кузнецы русских городов (исключая понизовые, поморские и сибирские). Пушкарский приказ ведал изготовлением, распределением и учетом артиллерии и боеприпасов (ему были подчинены Пушечный двор, Гранатный двор и казенные «зелейные» мельницы), осуществлял контроль за состоянием крепостных укреплений в большинстве городов и наблюдал за состоянием засек. Управлялся боярами (реже окольничими) и двумя дьяками и делился на три стола - городовой, засечный и денежный. В январе 1678 Пушкарский двор вошел в состав Рейтарского приказа, с 1682 вновь стал самостоятельным. В 1701 на его базе был создан Артиллерийский приказ.

В. Назаров

ПУШКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУШКИНО

ПУШКИНО - город в Московской обл., центр Пушкинского р-на. Расположен на юго-восточных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на р. Уче и ее притоке р. Серебрянке. Население 79 тыс. чел.

Известно как село Пушкино с 1499. С 1840-х в районе Пушкина развивается шерстоткацкое и бумагопрядильное производства. Со 2-й пол. XIX в. популярное дачное место, в к. XIX - н. XX в. также один из культурных центров Подмосковья.

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ

ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ - поселок городского типа в Псковской обл., центр Пушкиногорского р-на. Население 7 тыс. чел.

Основан в XVI в. как слобода Тоболепец (названа по наименованию озера) при Святогорском Успенском монастыре, позже переименована в с. Святые Горы, с 1924 Пушкинские Горы, с 1960 поселок городского типа. Святогорский монастырь (ныне входит в состав Пушкинского заповедника) основан в 1569. Сохранились: стены с Анастасиевскими и Святыми воротами, Успенский собор (XVI в.), братский корпус с трапезной, гостиница. У алтарной стены собора - могила А. С. Пушкина (памятник и склеп под ним, где помещены останки поэта и его матери, сооружены в 1840); в алтарной части похоронен младший брат Пушкина - Платон.

ПУЩИНО

ПУЩИНО - город в Московской обл. Расположен на правом берегу Оки. Население 21 тыс. чел. Известен с XVI в.; в 1-й четв. XIX в. с. Пущино принадлежало И.И. Пущину.

ПЧЕЛА

1. в понятиях человека Древней Руси особое существо, которое невидимо хранят добрые духи, «пташка Божья». По русским поверьям, кого ужалит пчела, тот грешный человек; убить пчелу - грех, а воровство пчеловых колод почиталось святотатством. В переносном смысле пчела считалась образцом полезности, трудолюбия, нравственности и мудрости. Недаром сборники нравственного характера, заимствованные из Свящ. Писания, Св. Отцов и учителей церкви, назывались на Руси «Пчела».

О.П.

2. переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, т. е. крошечных рассказов о поступках великих людей. Встречался в древнерусской книжности в трех разновидностях: 71, 68 и 44 главы. Наиболее распространена первая - состоящая из 71 главы и переведенная не позднее XII-XIII вв. Изречения подбирались по темам: «О мудрости», «О учении и беседе», «О богатстве и убожестве», «О зависти» и т. п. В начале глав цитировалось Писание и сочинения Св. Отцов.

ПЫШКА

ПЫШКА - русская народная игра. - См.: ИГРЫ.

ПЫШМА

ПЫШМА - поселок городского типа в Свердловской обл., центр Пышминского р-на. Расположен на р. Пышме. Ж.-д. станция Ощепково. Население 11,4 тыс. чел.

Основан в 1646 как с. Пышменское братьями Ощепковыми, выходцами из Великого Устюга (до н. XX в. сохранялось и другое название села - Ощепково). В 1655 построен деревянный острог. Население (государственные крестьяне и гарнизонные казаки) направлялось на строительство соседних слобод и уральских заводов (Невьянского, Алапаевского, Екатеринбургского).

ПЫЩУГ

ПЫЩУГ - село в Костромской обл., центр Пыщугского р-на. Расположено на р. Пыщуг (приток Ветлуги). Население 3,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1616 как д. Ивакино, с 1620 владение кн. Мстиславского, в 1659 переименована в с. Никольское (построена деревянная Никольская церковь, с 1836 каменная церковь). С к. XVII в. Пыщуг, с 1742 собственность горнозаводчика А.И. Демидова, затем - Д.Н. Дурново, с 1914 - гетмана Скоропадского.

ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рижская еп., Эстляндской губ., в местности, известной у местных православных жителей под именем Богородицкой горы, а у эстов - под именем Пюхтицы (святое место). Здесь, как гласит предание, явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII в., и в ней хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 часовня была приписана к церкви с. Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и св. икона. В 1885 часовня обращена была в храм, при котором в 1891 положено было начало женской общине. В 1892 община возведена была в монастырь попечением Эстляндского губернатора кн. С.В. Шаховского. В новый соборный храм, освященный в 1892, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери.

С.В. Булгаков

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

ПЯТИДЕСЯТНИЦА (День Св. Троицы), православный праздник. Называется Пятидесятницей потому, что сошествие Св. Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего Новый вечный Завет Бога с человеками.

Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник, - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцем Небесным и ради Великой Жертвы Сына Его испрашиваем помилования, просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших и, наконец, молимся об усопших отцах и братиях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.

В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища березовыми ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

ПЯТИНЫ

ПЯТИНЫ - территориально-административные районы Новгородской земли. Термин «пятина» впервые упомянут в новгородских писцовых книгах и актах к. XV в. По мнению ученых, пятина - очень древняя форма административного устройства Новгородской республики, связанная с делением Новгорода на пять концов; причем каждая пятина была подчинена старосте того конца, к которому она принадлежала. Деление на пятины было установлено Иваном III после 1477. Возможно, что деление Новгородской земли на пятины восходит к древнему сотенному разделению основной новгородской территории. Водская пятина находилась между pp. Волховом и Лугой, Шелоньская пятина - по р. Шелонь, между pp. Лугой и Ловатью, Деревская пятина - между pp. Ловатью и Мстой, Обонежская пятина - вокруг оз. Онего и к северу и северо-востоку от него, Бежецкая - на водоразделах между р. Мстой и притоками Волги. Около сер. XVI в. пятины были разделены на половины: Бежецкая - на Белозерскую и Тверскую, Водская - на Корельскую и Полужскую, Деревская - на Морозова и Ряпчикова, Обонежская - на Нагорную и Заонежскую, Шелонская - на Зарусскую и Залесскую.

ПЯТНИЦКИЙ

Митрофан Ефимович (21.06/3.07.1864-21.01.1927), русский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Основатель (1910) русского народного хора (с 1940 - Государственный русский народный хор им. М. Е. Пятницкого).

Предыдущая страница Следующая страница