Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЖА"-"ГОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГЖА"-"ГОР")

ГЖАТСК

ГЖАТСК - См.: ГАГАРИН.

ГЖАТСКИЙ КОЛОЧСКИЙ УСПЕНСКИЙ

ГЖАТСКИЙ КОЛОЧСКИЙ УСПЕНСКИЙ - мужской монастырь, Смоленская еп., в окрестностях Можайска. Основан в 1413. В 1617 был занят литовцами; в 1812 пострадал от французов. В монастыре находилась чудотворная Колочская икона Божией Матери.

ГЖЕЛЬ

ГЖЕЛЬ - село в Московской обл., в Раменском р-не. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2-й пол. XVIII в. - майолики (квасники, тарелки, игрушки и т. д.) с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. В 1830-40-х здесь была сосредоточена почти половина фарфорово-фаянсовых предприятий России.

ГИЛЬДИИ

ГИЛЬДИИ - разряды, на которые в России делилось купечество в зависимости от величины капитала и рода торговли или промышленности. Гильдий было три. Размеры капиталов, определенных для каждой гильдии со времени их установления (в 1721), изменялись; в н. XIX в. объявляемый капитал для первой гильдии был установлен в 50 тыс. руб., для второй - 20 тыс. руб., для третьей - 8 тыс. руб. Объявление величины капитала предоставлялось на совесть каждого. За право состояния в гильдии взимался особый гильдейский сбор. Лица, записанные в гильдии, приобретали личные права и преимущества, присвоенные купечеству. Купцы первой и второй гильдий были освобождены от телесных наказаний, могли получить чины и ордена, звания коммерции и мануфактур-советников; купцы первой гильдии имели право носить шпагу и губернский мундир. Права купечества приобретались с получением гильдейского свидетельства по уплате всех повинностей по прежнему званию. Тот, кто, записываясь в гильдию, желал оставаться в прежнем звании, именовался временным купцом. Права купечества терялись вследствие торговой несостоятельности, лишения прав по суду и невозобновления гильдейского свидетельства.

ГИЛЬФЕРДИНГ

Александр Федорович (2.07.1831-20.06.1872), русский славяновед, историк и собиратель русских былин. Один из видных представителей славянофилов. Окончил Московский университет (1852). В 1856 - 59 был русским консулом в Боснии. С 1867 - председатель петербургского отделения Славянского комитета, с 1870 - председатель этнографического отделения Русского Географического общества. В 1871-72 предпринял экспедицию для собирания былинного эпоса в Олонецкую губ., где записал 318 былинных текстов. Первым применил принцип расположения фольклорного материала по сказителям, положил начало изучению их биографий и творчества. Зимой 1871 - 72 Гильфердинг устроил выступления нескольких народных сказителей (в т. ч. известного Т. Г. Рябинина) в Петербурге.

Научно-литературная и общественно-публицистическая деятельность Гильфердинга была посвящена истории западных и южных славян, славянской филологии и русскому фольклору и этнографии. («О сродстве языка славянского с санскритским», 1853, «Об отношении языка славянского к языкам родственным», 1853, «Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий», 1871). Исторические взгляды Гильфердинга сложились гл. обр. под воздействием А. С. Хомякова и Д. А. Валуева. Труды по истории занимают главное место в наследии Гильфердинга. Значительная часть их посвящена истории, этнографии и языку западных славян - чехов, словаков, поляков, кашубов, поморян («История балтийских славян», 1855, «Борьба славян с немцами на Балтийском поморье в средние века», 1861, «Гус. Его отношение к Православной Церкви», 1871, «Развитие народности у западных славян», 1858, «Народное возрождение сербов-лужичан в Саксонии», 1856). Эти работы Гильфердинга были первыми попытками в русской историографии представить более объективно характер взаимоотношений славян (особенно прибалтийских) и немецких захватчиков и колонизаторов. Традиционной легенде немецкой историографии о культуртрегерской и миссионерско-просветительской деятельности немецких духовно-рыцарских орденов в отношении славян, латышей, литовцев Гильфердинг противопоставил картину насильственного онемечивания и порабощения этих народов. Много работ Гильфердинга касается истории южных славян - сербов, болгар, хорватов, македонцев («Письма об истории сербов и болгар», 1856 - 59, «Босния, Герцеговина и Старая Сербия», 1859, «Венгрия и славяне», 1860, «Государственное право сербского народа в Турции», 1861, и др.). В них был собран богатый археологический и этнографический материал по истории юго-западных славян с древнейших времен до сер. XIX в. В целом труды Гильфердинга сохраняют научный интерес. Гильфердинг приступил к написанию общей «Истории славян», но успел напечатать только две первые главы (1868). Из его работ по русской истории известный историографический интерес сохранила статья «Древний Новгород» (1863), направленная против Н. И. Костомарова. В научных трудах и особенно в многочисленных публицистических выступлениях (речи, брошюры, статьи в газетах «Денъ», «Московские ведомости», «Русский инвалид» и др.) Гильфердинг развивал идеи славянофильского учения.

Д.К.

ГИЛЯРОВ-ПЛАТОНОВ

Никита Петрович (23.05.1824-13.10.1887), русский мыслитель и публицист, близкий к славянофилам, сформулировал жизненное кредо коренного русского человека:

«Жизнь есть подвиг, а не наслаждения.

Труд есть долг, а не средство своекорыстия.

Верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть.

Люби ближнего, как самого себя: вот в двух словах все начало должных общественных отношений, истинно христианских и истинных во всяком другом значении этого слова.

Лицо, сохрани свою инициативу, владей своей свободой, какой одарено, употребляя всю энергию, к какой способно, но клони все свои действия на благо человечества, на пользу братьев.

Представьте, что это соблюдается всеми, и никакого противоречия, никакого неудобства нет: общество сохраняется, труд увеличивается, счастье всех и каждого достигается».

О. П.

ГИЛЯРОВСКИЙ

Владимир Алексеевич (псевд. дядя Гиляй) (26.11/8.12.1853-1.10.1935), прозаик, поэт, журналист. В 1871 бежит из отцовского дома на Волгу. Скитания его по России длятся десять лет: ходит бурлаком, работает грузчиком, пожарным, заводским рабочим, объездчиком лошадей, провинциальным актером.

Во время Русско-турецкой войны 1877 - 78 служит добровольцем-разведчиком. Награжден орденом. После армии возвращается в театр. С 1881 - в Москве. С этого же времени начинает регулярно печататься в московских изданиях как поэт и репортер. Репортажи Гиляровского, хорошо изучившего Москву, отличаются достоверностью, он становится признанным «Королем репортажа».

После революции Гиляровский издает поэмы «Петербург» (1922) и «Стенька Разин» (1928), ряд книг о быте и нравах старой Москвы, в т. ч. «Москва и москвичи» (1926), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934).

ГЛАЗУНОВ

1. Александр Константинович (29.07/10.08.1865-21.03.1936), русский композитор, дирижер и педагог. Происходил из купеческой семьи. В 1883 окончил реальное училище, затем юридический факультет Петербургского университета. В 1879 - 81 брал уроки гармонии и композиции у Н. А. Римского-Корсакова. С 1888 выступал как дирижер в России и за рубежом (в Париже, Лондоне, Гамбурге). С 1880-х Глазунов начал активную композиторскую деятельность, сблизившись с композиторами «Могучей кучки», а также с П. И. Чайковским. После смерти А. П. Бородина (в 1887) вместе с Римским-Корсаковым закончил его оперу «Князь Игорь». Выдающееся место среди композиторов России к. XIX в. Глазунов завоевал своими симфоническими и камерными произведениями.

Глазунов - автор 8 симфоний, сюит, увертюр, поэм (в том числе поэмы «Стенька Разин», 1885), фантазий, концертных вальсов, балетов («Раймонда», 1897; «Барышня-служанка», 1898; «Времена года», 1898), музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», юбилейных кантат (100-летию годовщины А. С. Пушкина, 50-летию Петербургской консерватории).

В. А. Федоров

2. Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник и общественный деятель, основатель и ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (1989). Автор многочисленных художественных полотен, воплотивших исторический путь России и ее героев.

Картина Глазунова «Мистерия XX века» (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в. В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном мире - победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В том же году Глазунов заканчивает картину «100 веков», позднее переименованную в «Вечную Россию». Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных Глазуновым, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Глазунов был в числе основателей русского патриотического клуба «Родина», активным деятелем ВООПИК и «Русского клуба».

О. Платонов

ГЛЕБ

ГЛЕБ (во крещении Давид), страстотерпец, князь (ск. 1015). - См.: БОРИС.

Память отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября я 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).

ГЛЕБ ВЛАДИМИРСКИЙ

ГЛЕБ ВЛАДИМИРСКИЙ - князь (1155-1174), сын св. вел. кн. Андрея Боголюбского. Редкая красота и глубокое благочестие отличали его. Скончался он в ранней юности в 1174. Св. мощи его почивали до нашего времени в градском соборе Владимира в открытой раке.

Память блгв. кн. Глебу отмечается 20 июня/3 июля.

ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ГЛЕДЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь.

ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ

ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ - св. дева (ск. около 177), празднуется 13/26 мая. У русских людей прозвана Лукерьей Комарницей, ибо в это время появляются первые комары. В Малороссии св. Гликерию называли Гречкосейкой, так как в это время производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчелам, для пташки Божией.

ГЛИНКА

Михаил Иванович (20.06.1804-3.02.1857), выдающийся русский композитор, основоположник русской классической музыки. Родился в семье смоленского дворянина. В 1817 семья переехала в Петербург. Учился в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте (1818 - 22).

С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и вечерах, посещал литературные кружки и салоны Петербурга.

В 1830-33 Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. Во время последующих заграничных поездок, пребывания в Париже (1844 - 45, 1852 - 54), Берлине (1833-34, 1856-57), Испании (1845-47) и Варшаве (1848-51) Глинка знакомился с европейскими театром и музыкой. С 1834 Глинка работал над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), В 1836 Глинка - капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).

В 1837-42 Глинка писал оперу «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина. Поставленная в ноябре 1842 в Большом театре, опера была холодно встречена придворной знатью, но горячо воспринята демократически настроенными слушателями. Глинка написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), оркестровые сочинения «Камаринская», «Испанские увертюры», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» (1848), «Вальс-Фантазия» (1856). Глинка - автор романсов на слова русских поэтов А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Кукольника. В Области театрального искусства выдающееся значение имеет его музыка к трагедии «Князь Холмский» (поставлена в 1841). Глинка - создатель русской вокальной школы. У него брали уроки пения Н. К. Иванов, О. А. Петров, С. С. Гулак-Артемовский и др.

В.А. Федоров

ГЛИНКА-ВОЛЖСКИЙ

Александр Сергеевич (наст, фамилия Глинка, псевд. Волжский) (6/18.06.1878-7.08.1940), русский религиозный мыслитель и историк литературы. Сын адвоката, с детства был глубоко религиозен. В гимназии попал под влияние нигилиста Н. К. Михайловского, примыкает к народникам, а потом к легальным марксистам. Подобно Л. А. Тихомирову, нашел в себе силы вернуться к вере, вырваться из растленной среды, объявив ее представителям, что марксизм изжил себя и на смену ему «явился идеализм, абсолютный, метафизический, религиозный» (1903). М. Горькому, В. Вересаеву и другим писателям-масонам он заявил, что «упразднение Бога, исключение религиозного элемента из предметов обсуждения - условие (для него) неприемлемое».

«Вся русская история, - считал Глинка-Волжский, - история Святой Руси - только все еще тянущаяся и доселе Страстная седмица; путь грядущих судеб, в глубь святых страстей, в тишину тайны Голгофы, - и суждено ей Воскресение в последний день».

Основные соч.: «Из мира литературных исканий» (1906), «Ф. М. Достоевский. Жизнь и проповедь» (1906), «Гаршин как религиозный тип» (1906), «В обители преподобного Серафима» (1914), «Святая Русь и русское призвание» (1915).

О. Платонов

ГЛИНКА-ЯНЧЕВСКИЙ

Станислав Казимирович (1844-1921), русский предприниматель, публицист и общественный деятель. Член Русского Собрания (с 1902) и Союза Русского народа (с 1910), редактор газеты «Земщина» (1914 - 17). Убит еврейскими большевиками.

ГЛИНСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

ГЛИНСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА (ск. 04.04.1538), великая русская княгиня, жена вел. русского кн. Василия III Ивановича, дочь литовского кн. Василия Львовича Глинского. Елена вышла замуж за Василия III в 1526. После смерти мужа стала регентшей при малолетнем наследнике Иване IV. Глинская беспощадно боролась с князьями и боярами, выступавшими против центральной власти. В ее правление была проведена денежная реформа, упорядочившая монетное обращение в России, строились новые города, были стабилизированы отношения с Польшей и Швецией. При Глинской московский посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.

О. М. Рапов

ГЛИНСКАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Курская еп., в Путивльском у. Основана в 1557 на месте явления в Глинском урочище (в нем горшечники добывали глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на одной из сосен, из-под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и находилась св. икона; при часовне жил некий пустынник. В сер. XVII в. здесь устроена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 пустынь была причислена к Путивльскому монастырю; с 1764 становится самостоятельною. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770, и находилась Глинская явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пустыни находились ковчег с частью древа Креста Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя.

С.В. Булгаков

ГЛУШИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ГЛУШИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - См.: ДИОНИСИЕВО-ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ мужской монастырь.

ГЛУШКО

Валентин Петрович (20.8/2.09.1908-10.01.1989), русский физик, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники. В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-29) работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых отечественных ЖРД (1930-31).

ГНЕВ

ГНЕВ - страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, злоба. В понятиях Святой Руси грешное действие, ослабление православного человека. «Ослабит муж ум, во гнев впадая» («Мудрость мудрого Менандра», XIV в.).

«Господин гневу своему - господин всему, - говорят русские пословицы. - Переложи гнев на милость. Гневен Бог Моисеев, милосерд Христос».

Вместе с тем русский человек использовал выражение «гнев Божий», означающее бедствие, постигающее человека (напр., пожар, гроза). «Нечего Бога гневить, надо правду говорить».

«Не карай во гневу», «Не во гневе сказать», «Покорное слово гнев укрощает», «Гневайся, да не согрешай», «Гневаться - дело человеческое, а зло помнить - дьявольское».

К спорам прислушивайся, но в споры не вмешивайся. Храни тебя Бог от запальчивости и горячки, хотя бы даже в малейшем выражении. Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемняет и мутит его (Н.В. Гоголь).

Как не неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончится в стыде (Л.Н. Толстой),

Состояние бестолкового, необузданного гнева гибельно. Под влиянием гнева мы возводим такие обвинения на человека, возбудившего в нас гнев, какие показались бы нам забавными в спокойную минуту (К. Д. Ушинский).

О. Платонов

ГНИЛЕЦКИЙ

ГНИЛЕЦКИЙ (ГЛУШЕНСКИЙ) БОГОРОДИЦКИЙ скит, Киевская еп., за с. Пироговом, в урочище «Церковщина», близ с. Лесники, в окрестностях Киева, вниз по Днепру. Здесь в одном из холмов находились древние пещеры, представляющие собою воспроизведение в меньшем размере лаврских пещер. В центре их открыта была пещерная церковь с престолом и жертвенником, обделанными из глиняного материка. Древнее лаврское предание возводило начало этих пещер к прп. Феодосию Печерскому, который ежегодно в течение Великого поста уходил на подвиги «в пещеру на село Лесники». В 1-й пол. XII в. здесь был уже целый пещерный монастырь, которому принадлежало озеро Глушец. После многих великих переворотов от этого Гнилецкого монастыря остались только пещеры.

С.В. Булгаков

ГОГОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ - порядок служб Православной Церкви на протяжении всего года. Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.

Из всех праздников в году самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н.ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н.ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых, и в честь бесплотных Сил небесных - ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся: на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи.

По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение, средние же праздники - не всегда.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА (арам.: череп), место черепа, лобное место, холм на северо-западе от Иерусалима; место суда и смертной казни; место распятия Иисуса Христа. По христианскому преданию, в Голгофском холме был погребен Адам. Кровь Христа стекала на череп Адама и в его лице омывала все человечество от скверны греха, отсюда изображение черепа - «адамовой головы» - в подножии креста. Голгофа в представлениях Святой Руси - «Пуп Земли», священный центр мира.

ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

Архангельская еп., на Анзерском острове. Основан в 1712; приписан к Соловецкому монастырю. Находящаяся в скиту Голгофская церковь имела два придела: холодный - во имя Распятия Господня и теплый - во имя Успения Божией Матери, в котором на левой стороне почивало в гробнице тело основателя скита, иером. Иова (ск. 1720).

ГОЛИКОВ

1. Иван Иванович (25.12.1886/6.01.1887-31.03.1937), русский художник, мастер декоративного искусства. Используя традиции русской иконописи XVII - XVIII вв., создал утонченный стиль палехской миниатюры: «Тройка» (1930), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1934) и др.

2. Леня (Леонид Александрович) (1926-1943), русский патриот, разведчик партизанского отряда, действовавшего в Великую Отечественную войну в Новгородской и Псковской обл. Геройски погиб.

О. П.

ГОЛИЦЫН

1. Борис Борисович (18.02.1862-4.05.1916), князь, физик и геофизик, один из основоположников сейсмологии. Решил ряд важных задач теории и практики сейсмологии. Разработал теорию и создал первый электродинамический сейсмограф и ряд др. приборов для сейсмостанций. Исследования по тепловому излучению (магистерская диссертация, 1893) вплотную подвели Голицына к квантовой теории. Глубокий след оставил он в изучении проблемы критического состояния вещества. Обширное исследование в области спектроскопии (докторская диссертация, 1890) не утратило научной ценности до нашего времени. В 1913 Б.Б. Голицын был избран директором Главной физической обсерватории. Он являлся членом комиссии по изучению производительных сил России, ученым специалистом в земельной комиссии, членом Морского союза; составил проект реформы средней школы. Во время Первой мировой войны возглавил Военно-метеорологическое управление, умело организовавшее обслуживание русских армейских частей в период газовой войны, начатой немцами.

2. Василий Васильевич (1643-21.04.1714), крупный политический деятель, полководец, дипломат. Происходил из старинного княжеского рода. Получил хорошее образование, знал иностранные языки.

В царствование Федора Алексеевича (1676 - 82) Голицын занимал ключевые посты в государстве; был возведен в ранг боярина, заведовал Пушкарским и Владимирским судным приказами. После прихода к власти царевны Софьи (1682) стал фактически первым лицом в аппарате государственного управления. Ему было присвоено звание воеводы и титул «Царственныя большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский». Очень умело вел дипломатические переговоры со Швецией, продлив действие Кардисского мирного договора 1661. В 1686 он заключил выгодный для России «Вечный мир» с Польшей.

В 1687 и 1689 совершил два похода на Крымское ханство, пытаясь завоевать его. Крым Голицыным завоеван не был, а русские войска понесли большие потери. Однако эти походы привели к ослаблению и Крымского ханства, и Турции. Голицын был одним из инициаторов отмены местничества. Он пытался реорганизовать дворянскую конницу и стрелецкое войско. Некоторые иностранные источники сообщают, что Голицын вынашивал широкие планы реформ, которые должны были преобразовать Россию.

О.М. Рапов

ГОЛОВАНОВ

Николай Семенович (9/21.01.1891-28.08.1953), русский дирижер, пианист, композитор.

В 1909 окончил Синодальное училище; в 1914 - по классу композиции Московскую консерваторию. В 1937 - 53 - художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Профессор Московской консерватории (1925 - 48).

Голованов - ярчайший представитель русской дирижерской школы. Его работа в Большом театре (в 1919 - 28, 1930 - 36 - дирижер; в 1948 - 53 - главный дирижер) - эпоха в истории театра. Вдохновенный и требовательный артист, он поднял на исключительную высоту художественный уровень оперных спектаклей. Исполнение Головановым народно-музыкальных драм М. П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), опер Н. А. Римского-Корсакова и А. П. Бородина принадлежит к вершинным созданиям русского искусства.

И творчеством, и жизненным поведением Голованов утверждал величие и несокрушимость русского духа. В трудные месяцы Великой Отечественной войны, в отличие от большинства именитых музыкантов, он не покинул Москву, исполнением патриотических произведений с оркестром на радио внушая уверенность в нашей конечной победе.

Родной стихией Голованова-дирижера всегда оставалась русская классика. Он создал выдающиеся по глубине прочтения интерпретации симфонических сочинений М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Глазунова.

Автор духовных хоров, оперы «Принцесса Юрата», романсов; многие духовные сочинения Голованова становятся достоянием публики только в наши дни.

Э. Афанасьев

ГОЛОС КАЗАЧЕСТВА

ГОЛОС КАЗАЧЕСТВА - военно-общественный журнал донских казаков патриотического направления, выходил в Новочеркасске, области Войска Донского, с 1911 по 1914. Редактор Холмский.

ГОЛОСЕЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Киевская еп., в окрестностях Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 митр. Петром Могилой, устроившим здесь церковь во имя св. Иоанна Сочавского. С 1846 здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

ГОЛУБИНАЯ КНИГА

ГОЛУБИНАЯ КНИГА - памятник древней русской духовности и поэзии, свое название получила от слова «глубина», так как в ней содержалась «глубинка», премудрость знаний о происхождении мира, объяснялись сложные явления природы. Название «Глубина» нередко давалось Псалтири. Будучи первоначально книгой дозволенной, эта «Глубина», или «Голубиная книга», в XIII в. переходит в разряд запрещенных, или т. н. апокрифических. Последнее объясняется тем, что в книге объединились как христианские, так и языческие мотивы.

«Голубиная книга» известна в нескольких списках. Несмотря на некоторые их различия, книгу можно разделить на три части. В первой части, служащей эпическим введением, рисуется обстановка события - появления необыкновенной книги. По одним вариантам, «из-под тучи темныя», по другим - «на славную на Фавор гору, ко чудну Кресту Животворящему, ко Алатырю белу камню, ко честной главе ко Адамовой»; по третьим - «на матушке на святой Руси» выпадает книга голубиная, голубиная, лебединая, Божественная книга евангельская. «И не малая, не великая, долины книга сорок сажен, поперечины двадесять сажен». Около этой книги собираются различные лица: сорок царей, сорок князей, сорок попов и т.д. Вторая часть заключает разговор двух лиц: Волот Волотович (иначе Володимер Володимерович) предлагает вопросы, а Давид Ессеевич отвечает. Первый ряд вопросов касается космогонии. Волот спрашивает, отчего произошли свет, солнце, месяц, зори, звезды, ночи, росы, ветры, гром и дробен дождик. Ответы даются в духе христианского миросозерцания. Источник всех этих явлений - или Бог (Отец), или Христос - Царь Небесный, или Дух Святой Саваоф. В некоторых вариантах дальше идут вопросы о создании человека и сотворении каст. На вопрос о создании человека Давид отвечает: «у нас ум-разум самого Христа; наши помыслы - от облац небесных; мир-народ от Адамия; кости крепкия - от каменя; телеса наши - от сырой земли; кровь-руда наша - от Черна моря». Ответы на вопросы о создании сословий, - по всей вероятности, позднейшая вставка: «оттого у нас в земле цари пошли от святой главы, от Адамовой; оттого зачадились князья-бояры - от святых мощей от Адамовых; оттого крестьяны православные - от свята колена от Адамова». Далее во всех списках идут вопросы о первенстве, или старейшинстве, различных предметов. «Какой царь над царями царь, какой город всем городам отец», и так далее в такой же форме вопросы о Церкви, о горе, море, реке, озере, о рыбе, птице, звере, о древе, траве и камне. Ответы дают следующие указания на первенство: белый царь, Иерусалим, Церковь соборная, или Святая святых Иерусалимская, гора Фавора, Окиян море (в одних списках, потому что обошло вокруг земли; в других, потому что на нем выходит раз в год Церковь соборная, а в ней мощи Клима, Климентьева, папы римского), Иордань-река, кит-рыба, потому что на ней держится вся сыра земля, птица Страфиль, или Естрафиль; зверь-индрик, или единорог, или лев; трава-плакун, пошедшая от слез Богоматери; и, наконец, всем камням мати - камень Алатырь, или Латырь, на котором сидел Христос. Третья часть стиха в «Голубиной книге» передает сон, рассказанный Волотом: спорят правда и кривда, в образе или двух зверей лютых, или двух юношей, или двух зайцев, белого и серого. В некоторых вариантах излагается другой сон, пророческий: у Болота должен родиться сын, а у Давида - дочь Соломония, и они должны сочетаться браком. «Голубиная книга» сыграла большую роль в развитии русского национально-православного самосознания и начал философской мысли (см. также: Алатырь-камень).

ГОМЕЛЬ

ГОМЕЛЬ - город в Белоруссии на р. Сожь. Под 1142 впервые упомянут в летописи под названием «Гомий». В 1335 захвачен Литвой, в 1569 - Польшей. В 1772 возвращен в состав России.

ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ ЗАКОН

ГОМОЛОГИЧЕСКИХ РЯДОВ ЗАКОН - закономерность наследственной изменчивости, выдающееся мировое открытие русского ученого Н.И. Вавилова, сделанное им в 1920. Закон показывает одну из важнейших закономерностей развития живого, состоящую в том, что у близких видов и родов возникают сходные наследственные изменения. Пользуясь этим законом, по ряду морфологических признаков и свойств одного вида или рода можно предвидеть существование соответствующих форм у другого вида или рода.

ГОНЧАРОВ

Иван Александрович (6.06.1812-15.09.1891), русский писатель. Родился в купеческой семье. По окончании Коммерческого училища и Московского университета (словесное отделение) служил чиновником в Симбирске и Петербурге. Рано обратился к литературному творчеству (романтические стихи, натуралистические очерки и повести), но в историю русской литературы вошел прежде всего как автор трех романов: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Как романист, мастер реалистической прозы, Гончаров прошел сложный путь от антидворянского, резко критического восприятия современной ему действительности до понимания спасительности русского консерватизма и опасности нигилистических тенденций.

ГОРБАНЕВСКАЯ

ГОРБАНЕВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана, по преданию, евангелистом Лукой и принесена вел. кн. Владимиром из Херсона в Киев в 988. Называется она Горбаневской от с. Горбаневки, где явилась. Село же названо так по фамилии купца Горбаня. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к 1-й пол. XVIII в., когда место с. Горбаневки было не заселено и окружено лесом. В этой пустыне жил один казак Горбань. Однажды он отправился на луг косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого выкатилась слеза. С благоговейным трепетом и со слезами Горбань преклонился, взял икону, отнес в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству. Вскоре на месте явления иконы был выстроен деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона, а в 1818 устроен был каменный храм, куда и перенесена чудотворная икона. В Полтавской губ. и в других местностях южного края весьма почитается эта икона, множество богомольцем стекается со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряной ризой с драгоценными камнями.

Празднуется 30 июня/13 июля.

Прот. И. Бухарев

ГОРБАТОВ

ГОРБАТОВ - город в Нижегородской обл., в Павловском р-не. Расположен на Оке. Население 3,2 тыс. чел.

Известен с XVI в., город с 1770. Старинный центр производства канатов и веревок. Производство складных ножей, а также строчевышитых изделий. Славится садами (в основном вишневыми, откуда широко распространился сорт горбатовской, или родительской, вишни).

ГОРДОСТЬ

ГОРДОСТЬ - гордыня (общеслав.: глупость, дурь), один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости - тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость - грех сатаны. «Гордость,- писал Н. О. Лосский, - есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Святой Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть - глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился».

Святая Русь противопоставляет гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти».

О.Платонов

ГОРЕ

ГОРЕ - состояние, противоположное счастью, бедствие, скорбь, кручина. В Понятиях Святой Руси высокое очистительное чувство, возвышающее истинно православного человека. «Больше горя, ближе к Богу», - говорит народная пословица. «Горе с тобой, беда без тебя», «Дальше горе, меньше слез». «Злато плавится огнем, а человек напастями» («Моление Даниила Заточника», XII в). «Только горе открывает нам великое и святое, - писал В.В. Розанов. - До горя - прекрасное, доброе, даже большое. Но никогда именно великого, именно святого».

О. Платонов

ГОРЕЛИНЫ

ГОРЕЛИНЫ (Гарелины), крупные русские предприниматели из крестьян. Родоначальник Иван Матвеевич Горелин (ск. н. XIX в.) нажил капитал на торговле полотном, купил полотняную мануфактуру, оснастил ее лучшей техникой. Яков Петрович Горелин (1820 - 90) не только продолжил семейное дело, но и внес значительный вклад в изучение русской истории и этнографии, а также передал в Румянцевский музей ряд ценных исторических актов и документов.

ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, на гористом берегу р. Шексны. Основан в 1544. В монастыре находилась Владимирская икона Богоматери и хранилась замечательная плащаница, подаренная Александром I; эта плащаница шита гречанками и была предназначена для патриаршей церкви в Константинополе.

ГОРНЕЕ МЕСТО

ГОРНЕЕ МЕСТО - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., в Вологде на правом берегу р. Вологды, на «Горе». Основан в 1590. Соборный храм Успения построен в 1691-99. При монастыре были устроены живописная мастерская и школа рукоделия. К нему приписана Николаевская Озерская пустынь, в Грязовецком у., при истоке р. Комелы из Николаевского озера. Основана в 1534 прп. Стефаном Озерским. Здесь покоились под спудом мощи основателя монастыря в приделе его имени и находилась икона св. Николая Чудотворца, написанная прп. Дионисием Глушицким и принесенная прп. Стефаном.

С.В. Булгаков

ГОРОДЕЦ

ГОРОДЕЦ - город в Нижегородской обл., центр Городецкого р-на. Расположен в Заволжье, на левом берегу Волги. Городец связан с Нижним Новгородом автодорогой (через Заволжье, по плотине ГЭС). Население 33,8 тыс. чел.

Основан во 2-й пол. XII в. (по одним данным, кн. Юрием Долгоруким в 1152, по другим - в 1172) как крепость. В 1263 здесь в Федоровском монастыре умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды во Владимир. В XIV в. был столицей удельного княжества, затем в составе Великого Нижегородского княжества. В 1408 разрушен монголо-татарами. В XVII в. рядом с городищем возникла Верхняя Слободка, давшая начало селу Городец. В к. XVIII - н. XIX в. центр старообрядчества, в XIX в. крупное торгово-промышленное село (торговля зерном, разнообразные ремесла - кузнечное, литейное, кожевенное, красильное, пряничное).

Городец и окрестные деревни славятся старинными художественными промыслами - резьбой (архитектурные детали, пряничные доски) и росписью по дереву (т. н. городецкая роспись, со 2-й половины XIX в. - прялки, игрушки, мебель).

ГОРОДИЩЕ

ГОРОДИЩЕ - город в Пензенской обл. Расположен в центр, части Приволжской возвышенности, на р. Юловке (приток Суры). Население 8,6 тыс. чел.

Основан в 1681 как крепость. Построен на месте Юловского городища (XI-XIII вв.). По мнению некоторых археологов, на его месте находилась столица Буртасского княжества, входившего в состав Волжской Булгарии. Город с 1780.

ГОРОДНИЧИЙ

ГОРОДНИЧИЙ - представитель местной администрации в Московском государстве, позднее в Российской Империи (до 1862). Ведет начало с 1-й пол. XVI в. - от городового приказчика. С 1775 - 82 возглавлял административно-полицейскую власть в уездном городе. В XIX в. городничими чаще всего назначались уволенные с военной службы из-за ранения офицеры.

ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ

ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ - в XV-XVII вв. казаки, несшие гарнизонную и пограничную службу на южных и восточных границах Русского государства. Принадлежали к категории служилых людей по прибору. Городовые казаки не имели единой военной организации, служили на конях, со своим оружием и запасами. Прекратили свое существование в XVIII в., войдя в состав однодворцев.

ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ

ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ - в Русском государстве XVI в. выборные из среды уездных служилых людей правители городов и уездов; подчинялись наместникам. Ведали делами служилых дворян, строительством и ремонтом крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей, отбыванием натуральных повинностей. В военное время выполняли функции военных комендантов. После появления в городах воевод стали ими назначаться из дворян.

ГОРОХОВЕЦ

ГОРОХОВЕЦ - город во Владимирской обл., центр Гороховецкого р-на. Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу Клязьмы. Население 16,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1239 как опорный пункт на востоке Владимиро-Суздальского княжества. В к. XIV - н. XV в. в составе Московского княжества. Как крепость существовал до 1619. Наивысшего расцвета Гороховец достиг в XVII в.; развиты были кожевенное, прядильное, кузнечное ремесла. В XIX в. торговый центр с.-х. района (зерновые, лен и др.).

Архитектурные памятники: Никольский монастырь (осн. в 1643) с Троицко-Никольской церковью (1681-86), Воскресенская церковь (посл. четв. XVII в.), Благовещенский собор (1700), Сретенский монастырь со Сретенской церковью (1689); каменные двухэтажные купеческие дома 2-й пол. XVII в. и др.

ГОРЧАКОВ

1. Александр Михайлович (4.06.1798-27.02.1883), русский дипломат и государственный деятель, канцлер (1867). Происходил из древнего рода ярославских князей-рюриковичей, учился в Лицее вместе с А.С. Пушкиным, всю жизнь прослужил по дипломатическому ведомству, был чрезвычайно образован, знал несколько языков. С апреля 1856 министр иностранных дел. Резко изменил внешнюю политику России от «дворянского интернационализма» к защите сугубо национальных интересов ослабленной после поражения в Крымской войне державы. Девиз Горчакова в начале своей деятельности - «Россия сосредотачивается» - стал незыблемым принципом его политики. Путем хитроумных комбинаций, дипломатического мастерства, настойчивости ему удалось достичь главной цели - добиться отмены опасных и унизительных для страны запрещений иметь военный флот на Черном море (1870). Понимая опасность в создании агрессивной Германской империи, правильно определил противовес - союз с Францией. Провел реформу дипломатической службы, которая полностью сохранялась до 1917, а по сути, сохраняется и до настоящего времени.

С. Семанов

2. Михаил Константинович (ск. после 1940), князь, русский общественный деятель и издатель, основатель в Париже русского патриотического издательства «Долой зло!» (1920-е-30-е), стоявшего на позициях борьбы с иудейско-масонской идеологией. Горчаков, в частности, выпустил книги Н. Е. Маркова «Войны темных сил», В. В. Розанова «Жертвенный убой», а также «Сионские протоколы».

ГОРШОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ

ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ - три богатыря-великана русских сказок. Наделены сверхъестественной силой. Горыня захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или «на мизинце гору качает, горы сворачивает». Дубыня «дубье верстает: «который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок - из земли тянет» или «дубье рвет». Усыня «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут».

Предыдущая страница Следующая страница