Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Г" (часть 1, "Г"-"ГЕФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "Г"-"ГЕФ")

Г

Г - буква ге или глаголь, согласная буква; в порядке азбуки четвертая; в церковном счислении под титлою означает три, а со знаком три тысячи. Буква г и в самом строгом произношении звучит двояко, тверже и мягче, отрывистее и протяжнее, подходя в первой крайности к букве к (пирог, порог), во второй - к х (Бог, легко, ногти); а от Москвы на юг она переходит в придыхание.

ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич) (1795 - 10.05.1868), архимандрит, русский философ и богослов. Окончил Московскую Духовную академию. Преподавал в Петербургском университете Священное Писание и герменевтику. Был ректором Орловской Духовной семинарии. С 1837 преподавал в Казанском университете богословие и философию. Считается одним из первых русских историков философии. Из-под его пера вышел фундаментальный труд по истории философии. По учению Гавриила, характерной особенностью русской философии является сочетаемость христианской веры и знания, особенность, восходящая к корням христианства на Руси. В труде «Философия правды» рассматривал религию как «истинную основу прав и порядка между людьми и народами», по своему мировоззрению был близок к славянофилам. Учеником Гавриила был М. П. Погодин.

Ф.Р.

ГАВРИИЛ АРХАНГЕЛ

Архангел Гавриил был избран Богом, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о воплощении Спасителя Иисуса Христа, Сына Божия. Именно поэтому на следующий день после Благовещения Церковь почитает Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Исчисление архангелов начинается с Михаила, поборника и победителя врагов Божиих, а Гавриил стоит на втором месте. Его Господь посылает для возвещения и разъяснения Божественных тайн, касающихся спасения рода человеческого. Именно он разъяснил прор. Даниилу видение о судьбах народа иудейского. Он же возвестил свящ. Захарии о предстоящем рождении сына - Иоанна Предтечи, а праведным Иоакиму и Анне - о рождении от них Девы Марии. Архангел Гавриил открыл Пресвятой Богородице день Ее славного Успения и вознесения на небо. Когда Господь Иисус Христос перед Своими крестными страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по церковному преданию, был послан с небес Архангел Гавриил, имя которого означает «крепость Божия». Он был одним из двух ангелов, от которых жены-мироносицы услышали славную весть о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. В православной иконографии Архангел Гавриил изображается с оливковой ветвью в руках - символом примирения Бога и творения (в сцене Благовещения на Царских вратах), иногда с фонарем, внутри которого горит свеча, в правой руке и с зеркалом из ясписа - в левой (символы сокрытых до времен исполнения судеб Божиих, которые постигаются теми, кто смотрит в зерцало слова Божия и своей совести).

Празднование Архангелу Гавриилу совершается 26 марта/8 апреля, 13/26 июля и 8/21 ноября.

ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ

Слуцкий, младенец, мученик (20.03.1684-20.04.1690). Крестьянский белорусский мальчик Гавриил Гавдель был похищен евреем-арендатором, дабы, как повествует житие мученика, из его невинной крови замесить иудейскую мацу. Вполне возможно, что этот еврей принадлежал не к ортодоксальному иудаизму, а к одной из сект этого вероисповедания. Во всяком случае, маленький страдалец-христианин ни за какие блага мира сего не отрекся от Христа Спасителя, смиренно отдав за него свою невинную жизнь. Его св. мощи как святыня бережно охранялись православными жителями Вел. княжества Литовского. По историческим обстоятельствам они многократно перемещались из одного места в другое. В последнее время они находились в православном соборе города Гродно. Ныне переданы Св. Польской Православной автокефальной Церкви, где после пребывания в Никольском соборе г. Белостока нашли свое упокоение в г. Заблудове (См.: Ритуальные убийства).

Память мч. Гавриилу отмечается 20 апреля/3 мая и в неделю 3-ю по Пятидесятнице (в Соборе Белорусских святых).

ГАВРИЛИН

Валерий Александрович (1939-1999), русский композитор. Ученик О. А. Евлахова (композиция) и Ф. А. Рубцова (фольклор). Оригинальный музыкальный язык Гаврилина основан на творческом претворении русского фольклора. Он ввел новые формы хорового музицирования.

Автор оперы «Утешения» (1972, по Г. Успенскому), балета «Анюта» (1982, по А. П. Чехову), «Подпоручик Ромашов» (1985, по А. И. Куприну), «Дом у дороги» (телебалет, по А. Т. Твардовскому); стилизованных в народном духе действ (в т. ч. «Скоморохи», 1967, «Свадьба», 1981, «Перезвоны», 1982, «Пастух и пастушка», 1983, по В. П. Астафьеву); вокально-симфонической поэмы «Военные письма» (1982); кантат; вокальных циклов («Русская тетрадь», 1965, «Времена года», 1969, «Земля», 1974, «Вечерок», 1975) и музыки для театра и кино.

ГАВРИЛОВ ПОСАД

ГАВРИЛОВ ПОСАД - город в Ивановской обл. Расположен на восточной окраине Смоленско-Московской возвышенности, при впадении р. Воймиги в Ирмес (приток р. Нерль). Население 8,2 тыс. чел.

Основан Иваном Грозным в XVI в.; первоначально был поселением дворцового ведомства, с 1609 дворцовая Гаврилова слобода. Город Гаврилов Посад с 1789.

ГАВРИЛОВ-ЯМ

ГАВРИЛОВ-ЯМ - город в Ярославской обл. Расположен в Переславском ополье, на северо-востоке Ростовской котловины, на р. Которосль (приток Волги). Население 20,6 тыс. чел.

Основан в 1545 на землях Троице-Варницкого монастыря, в 7 км от Ростово-Суздальского тракта.

ГАГАРИН

ГАГАРИН - город в Смоленской обл. Расположен на р. Гжать (бассейн Волги), в южной части Гжатско-Вазузской низины. Население 31,7 тыс. чел.

Вырос из большого торгового села, в 1718 преобразованного в перевалочную Гжатскую пристань. С сер. XVIII в. Гжатская слобода, город Гжатск с 1776. В 1968 переименован в Гагарин в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина, родившегося в с. Клушино, близ города.

ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ГАГАРИН Юрий Алексеевич (9.03.1934-27.03.1968), русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю.

ГАДАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЙДАМАКИ

ГАЙДАМАКИ - участники русского освободительного движения XVIII в. в Правобережной Малороссии, находившейся тогда под оккупацией Польши. Возникнув на Волыни и в Западной Подолии, движение гайдамаков распространилось на Киевщину и Брацлавщину. В гайдаматчине проявилось стремление русского народа Малороссии к воссоединению с Россией. Быстро передвигаясь, незаметно появляясь и исчезая в степях, гайдамаки наносили значительный урон Польше и насаждаемым ею евреям, арендаторам питейных заведений и ростовщикам. Движение гайдамаков сошло на нет после возвращения Правобережной Малороссии в состав России (1793).

ГАЛАКТИОН ВОЛОГОДСКИЙ

ГАЛАКТИОН ВОЛОГОДСКИЙ - затворник, священномученик (ск. 24.09.1612), во св. крещении Гавриил, сын боярина Бельского, потомка литовских князей, казненного во время малолетства Иоанна Грозного, когда Гавриилу было семь лет. Его скрыли друзья отца в г. Старица, где преподобный и получил образование. Но оттуда, по указанию Божиему, он удалился в Вологду, изучил там сапожное ремесло, женился на простой девушке и жил с ней счастливо трудами своими. После смерти супруги Гавриил поручил свою малолетнюю дочь родственникам, а сам соорудил келью, выкопал рядом колодец и пруд, окружил деревьями, обнес все это оградой и там поселился, приняв постриг с именем Галактиона. Он приковал себя цепью к потолку, питался хлебом и водой, дремал, стоя на коленях. Почитавшие его горожане приходили к святому за советом и наставлениями. Однажды он посоветовал горожанам воздвигнуть однодневную церковь во имя Знамения Божией Матери, но это было отвергнуто. С грустью предсказал тогда преподобный, что церкви: Св. Димитрия Прилуцкого, которая вся была окружена торговыми лавками, и Свято-Троицкая, воздвигнутая неким богачом, враждебно относившимся к нему, - будут разорены. «Увидите, что скоро будет», - прибавил он. В сентябре 1612 поляки и литовцы пришли в Вологду и разрушили церкви. Во время вторжения поляки схватили и святого, набросились на него, избили и вытащили за цепь из хижины, нанося ему удары мечом. На голову преподобного бросили бревно. Он терпел молча и скончался на третий день. Погребли его в келье. Тогда сограждане святого раскаялись и воздвигли на могиле его церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Когда же собралась братия, то воздвигли еще одну церковь во имя Сошествия Святого Духа - так основался Свято-Духов монастырь. От мощей прп. Галактиона истекало множество чудес, как и от воды выкопанного им источника.

Память прп. Галактиону отмечается 24 сентября/7 октября.

ГАЛАТСКАЯ

ГАЛАТСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Прославилась чудесами в Царьграде, в Галате, отчего и получила свое название. Точное ее изображение находилось в Москве, в церкви свт. Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот. Празднуется 4/17 июля.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО - русское княжество, возникшее в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств (1199) волынским кн. Романом Мстиславичем (1170-1205). Это княжество было могущественным государством Европы. На черноземных землях Галицко-Волынской Руси издавна было развито пашенное земледелие и скотоводство. Имелись богатые соляные разработки. Процветало ремесло (обработка железа, ювелирное дело, гончарное производство, строительное дело и др.), росли города - Перемышль, Галич, Владимир-Волынский, Теребовль, Дорогичин, Луцк, Львов, Холм и др. (свыше 80 городов в XIII в.). Находясь на пересечении водных и сухопутных дорог, Галицко-Волынская Русь играла крупную роль в европейской торговле, вывозя хлеб, скот, соль, изделия ремесел. Были построены соборы, оборонительные сооружения, украшенные белокаменной резьбой и близкие по типу и отделке аналогичным постройкам Владимиро-Суздальского княжества (Успенский собор, 1160, во Владимире-Волынском; дворец, лестницы с сенями, дворцовый храм в Галиче сер. XII в. и др.). Значительное распространение получило книжное дело - крупным центром летописания был Галич. В 1259 татаро-монгольские войска уничтожили укрепленные города Галицко-Волынского княжества, завершив его подчинение Орде. В 1352 Галицкая земля была захвачена Польшей, а Волынь - Литвой, они смогли вернуться к России только через несколько столетий.

ГАЛИЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ГАЛИЦКОЕ КНЯЖЕСТВО - русское княжество, занимавшее северо-восточные склоны Карпатских гор. Галицкие земли, вошедшие в X в. в состав Киевской Руси, были включены в сер. XI в. в число владений кн. Владимира Ярославича, а затем его сына Ростислава. Галицкие князья в союзе с половцами и Византией боролись за освобождение от власти Киева. Владимир Володаревич (1141-53) объединил все галицкие земли под своей властью, стал окончательно независимым от Киева. В княжение его сына Ярослава Осмомысла (1153 - 87) Галицкое княжество пережило период расцвета. Ярослав вел остроумную борьбу с боярством, имевшим значительный политический и экономический вес. После смерти Ярослава наступил упадок княжеской власти и ослабление влияния Галицкого княжества. В 1199 им овладел волынский кн. Роман Мстиславич.

ГАЛИЦКО-РУССКИЙ ВЕСТНИК

ГАЛИЦКО-РУССКИЙ ВЕСТНИК - иллюстрированный историко-литературный и политический журнал патриотического направления, выходил в Петербурге в 1894. Отстаивал интересы русского народа в Галиции и Польше. В работе журнала участвовали А.С. Будилович, И.П. Филевич, Ю.А. Яворский, С.А. Леонтьева-Левицкая и др. Издатель-редактор B.C. Драгомирецкий.

ГАЛИЧ

1. город в Костромской обл., центр Галичского р-на. Расположен на окраине Галичско-Чухломской возвышенности, на юго-восточном берегу Галичского озера. Население 21 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1238 как Галич Мерьский; имел мощные земляные укрепления. В XIII в. центр Галицкого княжества. В 1363 присоединен к Московскому княжеству. В 1427 выдержал месячную осаду казанских татар. В XVI в. центр торговли Костромской земли. Город с 1719.

2. древнерусский город на р. Лукве (приток Днестра), в шести км к северу от современного г. Галича. Впервые упомянут в Ипатьевской летописи (1140). С 1144 - столица Галицкого княжества. В 1199, при кн. Романе, Галич стал столицей Галицко-Волынского княжества. Значительного расцвета достиг во 2-й пол. XII в. в княжение Ярослава Осмомысла и Романа Мстиславича, а также его сына Даниила Романовича Галицкого, окончательно укрепившегося в Галиче в 1238. В это время здесь развивались ремесло и торговля, были построены княжеские дворцы, белокаменные храмы, составлена Галицко-Волынская летопись. В 1241 Галич был разрушен татарами и пришел в упадок.

ГАЛИЧСКАЯ

ГАЛИЧСКАЯ (Чухломская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Покровском Авраамиевом Городецком монастыре Костромской еп. Явилась она в 1350 около Галичского озера, напротив г. Галича, св. Авраамию Галичскому, или Чухломскому, чудотворцу, бывшему учеником прп. Сергия Радонежского. С благословения своего настоятеля он ушел в Галичскую пустынь и стал подвизаться здесь у горы в уединении. Он молился Пресвятой Богородице о Ее покровительстве себе и однажды во время молитвы услышал с горы голос, который повелевал ему идти на гору. На горе на дереве он увидел в необыкновенном сиянии икону. Икона сама спустилась на руки Авраамия. Долго молился он иконе, говоря: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?», и от утомления уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий, пребудь на сем месте, и спасешься, и обитель здесь воздвигнешь. Я и по твоем отшествии не отступлю от обители твоей». Авраамий поставил на горе часовню и стал здесь жить. Скоро слух о явленной иконе и самом пустыннике достиг Галичского кн. Димитрия, и князь просил преподобного принести икону в город и сам внес ее в соборный храм. Тут многие больные из горожан получили исцеление. Тогда князь пожертвовал место для построения монастыря и содействовал скорейшему его построению. Впоследствии Авраамий еще основал монастырь на берегу Чухломского озера, где и скончался.

Празднуется 20 июля/2 августа.

Прот. И. Бухарев

ГАЛЬВАНОТЕХНИКА

ГАЛЬВАНОТЕХНИКА - область прикладной электрохимии, охватывающая процессы электролитического осаждения металлов на поверхность металлических и неметаллических изделий. Открытие и техническая разработка гальванотехники принадлежит русскому ученому Б. С. Якоби, о чем он доложил 5 октября 1838 на заседании Петербургской Академии наук.

ГАМАЮН

ГАМАЮН - в древнерусской языческой мифологии вещая птица, посланница богов. Всем, кто умеет слышать тайное, она сообщает о происхождении земли и неба, богов и богинь, людей и чудовищ, птиц и зверей.

ГАНИЧЕВ

Валерий Николаевич (р. 3.08.1933), русский писатель и общественный деятель, председатель Правления Союза писателей России.

ГАТЧИНА

ГАТЧИНА - город в Ленинградской обл. Расположен в верховье р. Ижоры. Население 81 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1499 под названием Хотчино как владение Новгорода; впоследствии оккупирована Ливонией и Швецией. После 1721 возвращена России. В 1783 Гатчина куплена Екатериной II и подарена будущему имп. Павлу I.

Город с 1796. В годы царствования Павла I - одна из его гл. резиденций. В 1910 в Гатчине была открыта первая в России Воздухоплавательная (позднее - авиационная) школа, сооружен аэродром.

ГДОВ

ГДОВ - город в Псковской обл. Расположен на р. Гдовке, в 2 км от ее впадения в Чудское озеро. Население 5,8 тыс. чел. Возник как форпост древнего Пскова. Впервые упоминается в н. XIV в. В 1431 была построена крепость из валунов. Неоднократно Гдов подвергался нападениям и захватывался польскими и шведскими интервентами. В 1617 возвращен России. Город с 1780.

ГЕ

Николай Николаевич (1831-1894), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Уже ранние произведения Ге свидетельствовали о его стремлении к преодолению академизма. Глубиной реалистических характеристик и психологизмом отмечены его портреты Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Идеи патриотизма и понимания национальных ценностей, близкие художнику, отличают его картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Пушкин в селе Михайловском». Нравственным исканиям Л. Н. Толстого созвучны драматические композиции позднего Ге на религиозно-этические темы «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа» (1893).

ГЕДИКЕ

Александр Федорович (20.02/4.03.1877-9.07.1957), русский органист, пианист, композитор, искусствовед. Профессор Московской консерватории (1909).

Выдающийся органист, основоположник и глава русской органной школы; его вдохновенную игру отличала монументальность, ясность и глубина мысли, любовь к подчеркнутым контрастам света и тени. Им были исполнены все органные сочинения И. С. Баха. Сталинская премия за исполнительскую деятельность (1947). Автор опер «Виринея» (1915), «Жакерия» (1933), сочинений для органа и др.

Э. Афанасьев

ГЕЕННА ОГНЕННАЯ

ГЕЕННА ОГНЕННАЯ - См.: АД.

ГЕННАДИЕВСКИЙ КРУЖОК

ГЕННАДИЕВСКИЙ КРУЖОК - объединение православных деятелей, писателей и переводчиков вокруг свт. Геннадия Новгородского для борьбы с жидовствующими и другими еретиками. В кружок, в частности, входили дьякон Герасим Поповка, Дмитрий Герасимов, братья Траханиоты и др. В кружке было подготовлено «Слово кратко противу тех, иже и вещи священные, подвижные и неподвижные, соборные церкви вступаются». В «Слове» звучал протест против попыток отобрать у церкви земли, говорилось, что «Благий пастырь» должен смело бороться против «волка грядущего», «да не боится мирского властителя».

Особенно большое значение имели произведения, созданные в кружке в 1490 против жидовствующих, - «Слово краткое» и «Речи посла цесарева». В них высказывалось одобрение действиям «Шпанского короля», который очистил свою землю от иудеев. Эту же мысль приводил и сам св. Геннадий в послании к митр. Зосиме.

Борьба с еретиками во многом определила просветительскую деятельность кружка, которая началась с рассылки по монастырям тех книг, которые «у еретиков все есть» («Афанасий Александрийский», «Сильвестр», «Козма Пресвитер», «Дионисий Ареопагит» и др.).

Важным литературным мероприятием Геннадиевского кружка было собирание, перевод и кодификация Библейского свода. Геннадиевская Библия 1499 - первая полная Библия в России.

О.П.

ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЛЮБИМОГРАДСКИЙ

ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ и ЛЮБИМОГРАДСКИЙ - преподобный (ск. 1565), в миру Григорий, происходил из Могилева. Родился в семье богатых, но не отличавшихся благочестием родителей. Переодевшись в бедную одежду, Григорий тайком ушел из дома. Долго странствовал по разным русским землям, ища духовного успокоения и наконец в вологодской земле он встретился с прп. Корнилием Комельским. Тот и постриг в монашество юношу, и они вместе удалились в непроходимые костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, они в 1505 основали обитель в честь Преображения Господня, впоследствии - Спасо-Геннадиев монастырь. Особенно любил прп. Геннадий иконописное дело, чутко переживая в своей душе Божественную красоту. За свою праведную жизнь подвижник получил редкий дар прозорливости и чудотворения. Канонизирован в 1646.

Память прп. Геннадию отмечается 23 января/5 февраля и 23 мая/5 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).

ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ

ГЕННАДИЙ НОВГОРОДСКИЙ - архиепископ (ск. 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование «ереси жидовствующих». Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской Церкви и государства. Дело доходило до прямого осквернения святынь. Тяжелую двадцатилетнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с известным государственным и церковным деятелем прп. Иосифом Волоцким. Ересь была низложена, но клевета - любимое оружие диавола - преследует память исповедников вплоть до наших дней. Противодействуя случайному, а часто и намеренному искажению библейских книг, которые на Руси переписывались отдельными частями, свт. Геннадий взял на себя огромный труд - свести их в отдельный свод. И вот в 1499 вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке, названный Геннадиевской Библией. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхалии «на осьмую тысячу лет» (от Сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.

Память свт. Геннадию отмечается 4/17 декабря.

ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ

ГЕОЛОГИЯ НЕФТИ - отрасль общегеологической науки, создана в 1912 - 13 выдающимся русским ученым И.М. Губкиным. Основываясь на теоретических основах новой науки, Губкин разработал оригинальный способ построения структурных карт подземного рельефа нефтяных месторождений.

ГЕОРГИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владикавказская еп., в Пятигорском у., близ ж.-д. станции Хасавюрт. Учрежден в 1885.

ГЕОРГИЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Калужская еп., близ г. Мещовска, на берегу р. Серебрянки. Первоначально находился в окрестностях Мещовска, в верховье р. Ресы. В Смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й пол. XVII в. возобновлен. Здесь находилась чудотворная икона «Скорбящей» Божией Матери. В средней монастырской башне был погребен Андрей, Христа ради юродивый (ск. 1812).

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР

ГЕОРГИЕВСКИЙ собор - в Юрьеве-Польском, построен в 1230 - 34. Четырехстолпный храм с тремя открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания, оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты (арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы. Духовно-государственная и народно-сказочная тематика сплетается в неповторимом редком уборе собора, в своеобразном гимне духовному совершенству Владимирской земли.

ГЕОРГИЕВСКОЕ

ГЕОРГИЕВСКОЕ - село в Костромской обл., центр Межевского р-на. Расположено на р. Меже. Население 3 тыс. чел. Основано в 1242.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ

Владимирский, великий князь (1189 - 4.03.1238), сын и преемник вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. В нем замечательно сочетались воинская доблесть с христианским благочестием. В 1237 началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгий отправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале 1238. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и Отечество. После битвы еп. Ростовский Кирилл долго искал его останки и наконец обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в Успенский собор г. Владимира. Память блгв. кн. Георгию отмечается 4/17 февраля.

ГЕОХИМИЯ

ГЕОХИМИЯ - наука об истории химических элементов, атомов Земли и космоса, создана великим русским ученым В.И. Вернадским.

ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ

ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ - преподобный (1490-1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, тринадцати лет от роду поступил в Троицкий Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима - он желал безмолвия и одиночества. В двадцать шесть лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца стало в уважении, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще в 1534 Предтечев монастырь в Вязьме. По просьбе окрестных жителей в трехстах верстах от Болдинской обители святой основал Жиздринскую пустынь на р. Жиздра. И последний, четвертый по счету монастырь, основанный прп. Герасимом, был Рождество-Богородицкий, близ г. Дорогобужа. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью двенадцати старцев. Прп. Герасим служил всем примером: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Перед кончиной он собрал братию, рассказал им свою жизнь и напомнил устав. Мощи его покоятся в Болдинском монастыре.

Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая.

ГЕРАСИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ

Устьвымский, епископ, священномученик (ск. ок. 1449). Когда в 1393 скончался свт. Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его свт. Герасим. В это время новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих - диких вогуличей. Несчастные скрывались в лесах. Все время своего епископства свт. Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто бы смягчились, но в одной из своих поездок его задушил омофором слуга-вогулич, которого святитель крестил и хотел сделать проповедником. Память сщмч. Герасиму отмечается 24 января/6 февраля и 29 января/11 февраля.

ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ

ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ - преподобный (ск. 1178), иеромонах одного из киевских монастырей, проповедовал Евангелие в пределах Вологодских, где христианство еще не утвердилось в сердцах человеческих. Когда в 1147 он пришел в Вологду, она была еще небольшой деревней с одной только церковью. Преподобному было в то время чуть более тридцати лет. Он поселился в лесу и начал вести подвижническую жизнь, полную лишений. Монашество в тех краях еще не было известно, поэтому поначалу жители относились к нему недоверчиво, даже враждебно, но постепенно полюбили его за терпение, молитвы и доброту. К нему стала стекаться братия, с которой св. Герасим основал церковь, а затем и обитель во имя Пресвятой Троицы. После кончины преподобного у могилы его совершалось много исцелений. К лику святых он был причислен между 1691 - 1721. Этого святого русские люди называли Грачевником, вследствие наблюдения, что в день его памяти прилетают из теплых стран на север первые весенние птицы - грачи. В этот день, в знак радости видеть этих залетных пернатых гостей, хлебосольный русский люд пек грачей из теста и говорил, что Герасим к нему грачей нагнал. Память прп. Герасиму отмечается 4/17 марта.

ГЕРАСИМОВ

Дмитрий (Митя Малый) (ок. 1465 - после 1536), дипломат, переводчик, помощник св. Геннадия Новгородского в борьбе против жидовствующих, участник Геннадиевского кружка. Толмач (переводчик) Посольского приказа, побывал во многих странах Западной Европы и неоднократно участвовал в приеме посольств. В 1525 доставил важное послание Василия III римскому папе Клименту VII, интересовался достопримечательностями «вечного города». На основании рассказов Герасимова картограф Б. Аньезе составил одну из первых карт России, а итальянский писатель П. Джовио написал содержательную книгу о Московии и охарактеризовал своего собеседника как «человека опытного в делах государственных и особенно сведущего в Свящ. Писании». Вместе с толмачом Власием Игнатовым для Геннадиевского перевода Библии перевел названия псалмов из немецкой Псалтыри, а также с латинского, вероятно для полемики с «жидовствующими», антииудейские трактаты Н. де Лира и Самуила Евреина. В 1518-19 сотрудничал с Максимом Греком в переводе Толковой Псалтыри. Ученый грек диктовал ему и Власию Игнатову перевод с греческого на латынь, а они уже - Михаилу Медоварцеву и Силуану - перевод с латыни на церковнославянский.

Л.К.

ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБЫ ГУБЕРНИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРБЫ ОБЛАСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМАН

ГЕРМАН (в миру Ряшенцев Николай Степанович) (1874 - 1937), епископ Вязниковский, замучен еврейскими большевиками. В своем стоянии за веру считал, что на крови сотен тысяч мучеников создавалась и кристаллизовалась невиданная духовная сила, вознесшая Русскую Церковь на недосягаемую высоту по сравнению с другими христианскими конфессиями. «Мне кажется, - писал он из арзамасской ссылки, - происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святее святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и проверок, разрушение форм, подавляющих своеобразной, но часто во многом земной красотой действительность закованного в них смысла и содержания, образуются новые формы, облегчающие проникновение в них и заполнение именно таким духом и жизнью, какие отрицаются часто их творцами и часто во имя осознанной и преднамеренной борьбы с Ним принципиально отрицаются, чтобы как бы через Голгофу уничтожения воскреснуть в силе. Посмотрите, как жизнь фактически стала аскетична, как самоотречение, небывалое самоотречение становится не исключением, а правилом всякого человека, как необходимость, все разрозненное и почти во всех самых разнородных по содержанию областях жизни идет к единству через коллективизм... Вы скажете, но все это не во имя Его, а против Него. Да, это верно. Сейчас с Его печатью в скорби, в Гефсимании и на Голгофе. Это верно, но так же несомненно, что все усилия и творчество направлены на создание таких форм жизни, какая в своей принципиальной идейной части вся им предуказана, без Него не может быть осуществлена и неминуемо приведет к Нему».

О.П.

ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ

ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ (1757-13.12.1837), преподобный, родился в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. Мирское имя и фамилия подвижника не сохранились. В шестнадцать лет он был уже послушником в Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Здесь святой подвизался более пяти лет. Желая более суровых подвигов, он удалился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. Испытав юного подвижника, валаамский игумен Назарий благословил его жить уединенно в лесу. Лишь по праздникам Герман приходил в монастырь на богослужение. На Валааме св. Герман принял монашеский постриг. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди слова Божия народам Аляски, малообжитого и сурового края, в те времена входившего в состав Российской Империи. В числе пяти иноков-миссионеров был и прп. Герман. Спустя пять лет четверо его сподвижников, среди которых был и возглавляющий миссию архимандрит Иоасаф, погибли во время бури. Иеромонах Гедеон из Троице-Сергиевой лавры, присланный в миссию, спустя три года покинул ее. Вся ответственность была возложена на прп. Германа, который всю свою жизнь пробыл простым монахом, отказавшись по смирению принять священство и сан архимандрита. Все свои силы он отдал просвещению верой Христовой коренных обитателей суровой Аляски.

Память святого подвижника особенно почитается в Америке, так как на этом континенте он был одним из первых провозвестников православной веры.

Память прп. Герману отмечается 27 июля/9 августа.

ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ

ГЕРМАН ВАЛААМСКИЙ - преподобный (ск. ок. 1353), преемник прп. Сергия Валаамского по управлению Спасо-Преображенской обителью. Некоторые источники (акафист в честь Валаамских чудотворцев) называют его греком по происхождению. Св. Герман отличался особым даром прозрения и прорицания. Он, в частности, предсказал разорение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря шведами в Смутное время. Память прп. Герману отмечается 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.

ГЕРМАН КАЗАНСКИЙ И СВИЯЖСКИЙ

ГЕРМАН КАЗАНСКИЙ И СВИЯЖСКИЙ - архиепископ (1505 - 6.11.1567), родился в г. Старице Тверского края в семье бояр Полевых, происходивших от князей Смоленских. В юности отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. В двадцатипятилетнем возрасте он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. Там на молодого монаха оказали сильное влияние подвизавшиеся в обители Гурий, будущий просветитель Казани, и неправедно сосланный туда прп. Максим Грек. Пройдя все монастырские послушания, свт. Герман был архимандритом Старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. После этого он вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. После избрания архим. Гурия первым архиепископом Казани свт. Герман был назначен его помощником. Свт. Гурий поручил ему Свияжскую горную сторону непокоренной страны. Там свт. Герман создал монастырь с училищем, ставшим просветительным средоточием края. После кончины свт. Гурия в 1564 его преемником стал свт. Герман, который продолжал ревностные труды своего учителя. В годы опричнины святого вызвали в Москву, но митрополичьего престола он не занял, так как открыто выступил в защиту свт. Филиппа, которого обвиняли в заступничестве за осужденных. Через несколько дней свт. Герман был зарублен опричниками. Погребли его при церкви Свт. Николая, а в 1592 его мощи были перенесены в Свияжск. К лику святых свт. Герман был причислен в 1696. Память свт. Герману отмечается 23 июня/6 июля, 6/19 ноября и 25 сентября/8 октября (перенесение мощей в 1595).

ГЕРМОГЕН

ГЕРМОГЕН (ок. 1530 - 17.02.1612), святой, патриарх, духовный писатель. Участвовал в избрании на царство Бориса Годунова. Обличал Лжедмитрия I, требуя крещения Марины Мнишек в православную веру, за что подвергся опале. В 1606 при царе Василии Ивановиче Шуйском был возведен на патриаршество и активно поддерживал деятельность царя. Рассылал грамоты против сторонников восстания И.И. Болотникова, в 1608 выступил против Лжедмитрия II.

В 1610 отказался целовать крест польскому королю и велел москвичам, собравшимся в Успенском соборе Московского Кремля, «королю крест не целовать». С декабря 1610 рассылал по русским городам грамоты, направленные против поляков. Был заточен поляками в Чудов монастырь и умер в заключении.

Имя Гермогена стало символом свободолюбия и твердости духа. «Непоколебимым столпом благочестия, предивным хранителем христианской веры, крепким твердым адамантом» называет его современник. О деятельности патриарха, его стойкости и мужестве говорится в целом ряде повестей Смутного времени, таких, как «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Повесть о некоей брани», «Повесть князя Ивана Андреевича Хворостинина», «Летописная книга», «Сказание о Гришке Отрепьеве».

Патриарху Гермогену принадлежат следующие произведения: «Сказание о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери», редакция «Повести о житии Петра и Февронии», «Слово» об обретении мощей митр. Алексия, грамоты и речи.

Память ему празднуется 12/25 мая и 17 февраля/2 марта.

ЛК.

ГЕРОНДИССА

ГЕРОНДИССА (Старица), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Пантократорской обители на Афоне. Одному благочестивому старцу этой обители, игумену, было откровение о времени его смерти, и он, желая прежде отшествия в вечную жизнь приобщиться Св. Тайн, просил чередного священника поспешить со служением литургии, но тот не торопился. Тогда от этой иконы, стоявшей в алтаре, послышался грозный голос, который повелевал ему поспешить с исполнением желания своего игумена. В другой же раз, по молитве игумена пред этой иконой, было дивное умножение елея в пустых монастырских сосудах. На иконе Богородица изображена стоящею, и пред нею изображен елейный сосуд - в память чуда умножения елея.

Празднуется 4/17 апреля.

Прот. И. Бухарев

ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ

Московская еп., в окрестностях Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Основан в 1844 митр. Филаретом, которым и был освящен главный скитский храм с двумя престолами: вверху (28 сентября 1844) - в честь Вознесения Божией Матери на небо, а внизу (8 июля 1846) - в память Гефсиманского моления Спасителя; причем приснопамятный владыка при освящении первого престола облачен был в крашенинные фелонь и епитрахиль прп. Сергия, его же деревянный святой сосуд был на престоле для совершения Евхаристии. В скиту хранилось немало святынь, замечательных древностию: часть Креста Господня, камень от гроба Богоматери, часть масляничного дерева из Палестинской Гефсимании, ковчег с частицею ризы Господней и мощами святых, схима, в которой был погребен прп. Сергий, мантия прп. Серафима Саровского, лично полученная от него наместником лавры Антонием, схима свт. Митрофана Воронежского и схима патр. Никона.

С.В. Булгаков

Предыдущая страница Следующая страница