Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГУС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГУС")

ГОСПОЖИНКИ

ГОСПОЖИНКИ (Оспожинки), празднование Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных наших книгах часто называется Госпожою; отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня и т.п. Употребление некоторых из этих названий исстари известно в наших летописях; так, например, в Никоновской летописи (1132) читаем: «Изяслав Мстиславич приеха в Киев на Госпожин день», т.е. 15 августа. Но так как эти названия могли быть общими и для других праздников в честь Пресвятой Богородицы, то для различия их в этом случае между собою наши предки назвали один из сих праздников, Успение, Госпожою, Госпожою первою, а другой, день Рождества Богородицы, 8 сентября, - Госпожиною, Госпожою второю. Еще Св. Дева весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистою; отсюда наш народ и праздник Успения Божией Матери называет Пречистою, и опять: для отличия его от другого праздника в честь Св. Девы - 8 сентября первый из указанных дней, т.е. 15 августа, зовется обыкновенно Пречистою первою, а этот последний - второю. Собственное имя праздника - Успение - заменяется у народа именем «Сиденье». Так как около праздника Успения крестьяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание у них было известно обыкновенно под именем Спожинок, Опожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками. На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения. К празднику Успения Богородицы крестьяне устраивали общие складчины, варили миром пиво, забивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей и вообще задавали себе и другим хлебосольный пир. В старой Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы. Отсюда-то ведут свое начало старые названия этого праздника - Успенщина или Дожинки. Так как в жатвенных работах главным образом участвовали женщины, то в старину начинающееся после этих работ время отдыха и покоя старые хозяева называли молодым бабьим летом. Оно обыкновенно продолжалось до Ивана Постного, т.е. до 29 августа, и называлось малым, в отличие от старого - которое начиналось с Семенова дня (1 сентября).

И.П. Калинский

ГОСТИНЫЙ ДВОР

ГОСТИНЫЙ ДВОР - на Руси место в городах, где останавливались купцы, хранились их товары и велась торговля. В XVI - XVII вв. гостиный двор - прямоугольная площадь, обнесенная каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями на углах и над воротами. По внутренним сторонам стен устраивались двух-, трехэтажные торговые складские помещения. Обычно на гостином дворе находилась таможенная изба, где торговцы платили пошлины. До ликвидации в 1754 внутренней таможни торговля вне гостиного двора, во избежание утайки таможенных пошлин, запрещалась. Для иностранных купцов в Москве, Новгороде, Архангельске, Астрахани и др. городах существовали особые гостиные дворы с выборным самоуправлением. В XVIII в. гостиный двор теряет характер крепости. Площадь двора обстраивалась магазинами, выходящими на внутренние и внешние стороны. С наружной стороны его обносили аркадами (в Костроме, Владимире) или колоннадами (в Тамбове, Ярославле).

ГОСТОМЫСЛ

ГОСТОМЫСЛ (IX в.), легендарный новгородский старейшина, князь. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили старейшину Гостомысла.

В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл.

Больше всего сведений о Гостомысле имеется в Иоакимовской летописи, дошедшей до нашего времени в изложении В. Н. Татищева. В ней говорится, что Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.

Летопись характеризует Гостомысла как очень храброго человека и мудрого правителя. Соседи его боялись и посылали ему дары и дани, чтобы не воевал с ними, а собственные подданные глубоко уважали и чтили, поскольку он являлся великим правосудцем. Многие иноземные правители приходили морем и землею «вкусить его мудрости», видеть его суд, спросить у него совета.

Гостомысл имел четырех сыновей и трех дочерей. Одни сыновья его погибли на войне, другие умерли собственной смертью, а дочери вышли замуж за соседних князей. И некому было унаследовать власть, но однажды во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что Гостомыслу иметь наследниками сыновей Умилы, которые приведут к расцвету его землю. Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и послал избранных людей «за море» - за своими внуками.

Таковы легенды о Гостомысле, изложенные русскими летописцами. Ни одна из них не проверяется с помощью достоверных источников, а потому невозможно ответить на вопрос, как они соотносятся с реальной действительностью.

О.М. Рапов

ГОСТЬ

ГОСТЬ (от др.-рус.: «гостьба» - торговля), торговец, купец. 1) На Руси до XVI в. крупный купец, торговавший с др. городами или зарубежными странами. Гости Новгорода, Москвы, а также, по-видимому, Пскова, Твери и др. крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации. 2) Во 2-й пол. XVI - н. XVIII в. член высшей привилегированной корпорации купцов. Каждый гость имел от царя особую жалованную грамоту «на гостиное имя». Основными привилегиями гостей были: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность непосредственно царю. Иногда гости получали льготы в уплате пошлин. На Земских соборах гости были представлены тремя выборными людьми. Состав гостей формировался по выбору правительства из числа членов Гостиной сотни и Суконной сотни. В XVII в. в Русском государстве было 20 - 30 гостей. Они вели обширную торговлю внутри страны и за границей. Торговые обороты отдельных гостей достигали нескольких десятков тыс. руб. в год. Гости занимались также ростовщичеством, субсидировали более мелких торговцев, вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые (Н.А. Светешников, И.Д. Панкратьев, братья Гурьевы) заводили промышленные предприятия. Гости обязаны были выполнять поочередно тяжелые казенные поручения (обычно полтора года), гл. обр. финансовые. Гости возглавляли крупнейшие таможни (в Москве, Архангельске), собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, оценивали казенные меха в Сибирском приказе, торговали казенными товарами и т.д. В случае недобора в казну гости несли материальную ответственность. Среди гостей XVII в. своим богатством выделялись Г.Л. Никитников, Н.А. Светешников, Гурьевы, Шорины, братья В.Ф. и Г.Ф. Шустовы, А. и В. Федотовы-Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Босые. В 1720-е гости вместе с посадскими людьми были включены в одно городское торгово-промышленное купеческое сословие.

ГРАЖДАНИН

ГРАЖДАНИН - политический и литературный журнал-газета патриотического направления. Издавался в Петербурге в 1872-1914. Основателем и издателем (в течение первых семи лет - негласным) был кн. В.П. Мещерский. Издатель-редактор Г.К. Градовский, с 1873 - Ф.М. Достоевский, с 1874 - В.Ф. Пуцыкович. Мещерский оставался редактором-издателем до конца существования «Гражданина». С 1893 вторым редактором был К.Ф. Филиппиус.

«Гражданин» был органом патриотически настроенного монархического дворянства, выступавшего против либерально-космополитического и революционного наступления на Русское государство, а также подмены западными «новшествами» исторических основ русского народа, и прежде всего Православия и Монархии.

В «Гражданине» Ф.М. Достоевский впервые опубликовал свой «Дневник писателя».

ГРАМОТЕЙ

ГРАМОТЕЙ - народный журнал патриотического направления. Выходил в Петербурге и Москве в 1862 - 76. Издатель И.Н. Кушнерев, Я. Ивановский и др. Ставил своей целью религиозно-нравственное воспитание народа на основе любви к Богу, Царю и Отечеству.

ГРАМОТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНАТНЫЙ ДВОР

ГРАНАТНЫЙ ДВОР - государственное предприятие в России, изготовлявшее разрывные снаряды (гранаты). Основан в сер. 1650-х во время войны с Польшей. Продукция этого предприятия сыграла большую роль в возвращении русских земель, оккупированных Польшей.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА - в Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 - 91 (итал. арх. Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Названа по восточному фасаду, отделанному граненым каменным рустом. Собственно Грановитая палата - зал на 2-м этаже (пл. ок. 500 кв. м), перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб (росписи 1881). Грановитая палата - главный парадный приемный зал великокняжеского дворца. В нем проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721). Здесь на Земском соборе 1653 было принято решение о воссоединении Малороссии с Россией. Ныне Грановитая палата входит в комплекс Большого Кремлевского дворца.

ГРЕБНЕВСКАЯ

ГРЕБНЕВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда вел. кн. Дмитрий Иванович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг г. Гребни (в настоящее время этого города не существует) на р. Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской. Великий князь с верою принял икону и поставил ее в московском Успенском соборе.

Правнук Донского, вел. кн. Иван Васильевич Грозный, собираясь в 1471 в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Божией Матери - Ее чудотворной Гребневской иконы, которую он брал с собою в поход. Шелонской битвой в 1472 одержал он победу и повелел соорудить в московском посаде деревянную церковь, в которую и была поставлена чудотворная икона, украшенная от его усердия серебром и драгоценными камнями; на киоте иконы он велел написать акафист в похвалу Пресвятой Богородицы и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этой иконой русские отразили в 1612 поляков на Сретенской улице. Во время пожара в 1687 церковь Гребневской Богоматери объята была пламенем, так что не успели вынести Ее икону, но она чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». От времени церковь пришла в ветхость, также и самая икона требовала обновления. Церковь была обновлена, а икона, по желанию царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра Великого, принесена к ней в с. Преображенское. Обновив и украсив икону от своих сокровищ, царевна сама сопровождала ее из Преображенского в церковь и, там поставив на прежнее место, совершила пред нею молебное пение. Возобновлению церкви особенно содействовал Стефан Яворский. Вскоре после обновления иконы от нее начали совершаться новые чудеса. Вот одно из чудес. В доме стольника Салтыкова происходили разные страхования бесов: невидимой рукой бросались камни и т.п. В этом же доме жила одна девица Мария, у которой была очень больна мать. Однажды во сне пришла к ней некоторая женщина и сказала: «Не скорби о болезни матери; иди и скажи госпоже дома сего, чтобы она подняла к себе в дом образ Гребневской Богоматери, и дом ее будет избавлен от бесовских страхований, и мать твоя выздоровеет». Икона была принесена. Перед нею отслужили молебен с водосвятием, и - дом был избавлен от страхований, а больная получила исцеление. Это было в 1711.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

ГРЕХ

ГРЕХ (слав.: грети; первоначальное значение: «то, что жжет, мучает, вызывает сомнение»), моральная вина человека перед Богом и другим человеком. Грешить можно словом, делом, помышлением или бездействием (неоказанием помощи), бессловесием, бессмысленностью (глупостью, немолитвенностью). По понятиям русского народа, грех - болезнь души. Как тело чувствует боль, пока человек жив, так и душа чувствует боль от греха, пока душа жива. О грехе человеку свидетельствует совесть. Человек сам не может избавиться от греха. Только Христос освобождает от него ценой Своей Крови.

В православном учении существуют также понятия смертных грехов, которые в случае нераскаянности ведут к вечной погибели. Смертные грехи происходят от корня всякого зла - гордыни. Григорий Великий называет семь смертных грехов: тщеславие, зависть, гнев, уныние (неверие в спасение), чревоугодие, расточительность, скупость. Эти грехи порождают другие: зависть - ненависть, тщеславие - непослушание и чванство и т.д. Другие святые отцы называют восемь смертных грехов: гордыня, убийство, уныние, воровство, блуд, пьянство, кощунство и ложь.

Народное сознание обостренно ощущает греховную природу человека: «Мир во зле (лжи) лежит», «Мир в суетах, человек во грехах», «Один Бог безгрешен (Един Бог без греха)», «Нет такого человека, чтобы без греха прожил», «Грех сладок - человек падок», «Рожденные во плоти причастны греху», «Невольно грех живет на всех», «Нет такого человека, чтобы без греха прожил», «И первый человек греха не миновал и последний не избудет», «Все одного отца дети», «Все адамовы детки», «Адам плотию наделил, Ева грехом», «Адам согрешил, а мы воздыхаем», «Ева Адама прельстила, весь род погубила», «Ева прельстила древом, простонала чревом», «Адам грех сотворил - рай затворил».

Православный русский человек твердо считает: «Все на свете по грехам нашим деется», «Что ни творится над нами - все по грехам нашим», «Грешна душа, во что Бог поставит». И отсюда делает вывод: «Супротив греха и покаяние», «В чем грех, в том и спасение», «Грешники, да Божьи», «С грехом ссорься, с грешником мирись», «Ненавидь дурное в человеке, а человека люби», «Согрешить - дело человеческое, но упорствовать во грехе - дело дьявольское» (Тихон Задонский).

О. Платонов

ГРЕХ И КАРА БОЖИЯ В НАРОДНОМ СОЗНАНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВСКАЯ

ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принадлежала имп. Андронику III Палеологу. В 1347 была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до н. XIX ст. Когда в 1821 турки напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию (ныне Наполи, или Наполи-ди-Романи), тогда настоятель монастыря, еп. Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с ней в г. Патрас. Пред смертью своей Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын и наследник которого А.Н. Власопуло в 1839 послал ее из Афин в Петербург имп. Николаю Павловичу. Здесь Андрониковская икона стояла то в Зимнем дворце, то в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 она перенесена в Казанский женский монастырь Тверской еп., близ Вышнего Волочка. На иконе на вые Пресвятой Богородицы с правой стороны видна рана с запекшейся кровью. На раме иконы находится серебряная пластинка с греческой надписью: «Сия всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию». Празднуется 1/14 мая и 22 октября/4 ноября.

Прот. И. Бухорев

ГРЕЧЕСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве на Никольской ул. Здесь в древности находился монастырь, известный под названием Никола Старый и Большие Главы. О находившемся здесь монастыре в летописях упоминалось с 1390. В 1556 монастырь пожалован был царем Иоанном Грозным, по просьбе монахов Афонского Хиландарского Сербского монастыря, в подворье для временного пребывания инокам, приезжающим в Москву с Афона для сбора подаяний и милостыни. В 1651 монастырь был отдан в подворье Афонскому Иверскому монастырю, а в 1669 - во всегдашнее владение. До 1766 настоятели монастыря подчинялись Московской Синодальной Конторе, а с 1766 - Московскому епархиальному начальству. В 1892 монастырь был перечислен в Синодальное ведомство, но по-прежнему находился в непосредственной зависимости от патриаршего Афонского Иверского монастыря; в иерархическом отношении зависел от Константинопольского патриарха, имя которого возглашалось в этом монастыре на ектениях, при богослужении. Соборный монастырский храм - двухэтажный. В верхней церкви находилась Иверская икона Богоматери древнего греческого письма, торжественное празднование которой совершалось, по Афонскому обычаю, в 3-й день Пасхи. Кроме того, монастырю принадлежала выходящая на Никольскую улицу часовня во имя св. Николая Чудотворца и над ней церковь; в часовне находилась древняя чудотворная икона св. Николая Чудотворца, привезенная с Афонской горы.

С.В. Булгаков

ГРИБОЕДОВ

Александр Сергеевич (4.01.1795 - 30.01. 1829), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской семье. В 1808 окончил словесное отделение Московского университета со званием кандидата. Выделялся всесторонними интересами, музыкальными способностями и знанием европейских языков.

В 1814-15 Грибоедов сотрудничал в журналах «Вестник Европы» и «Сын Отечества», публиковал критические статьи о литературе и переводы. В декабре 1817 Грибоедов назначен секретарем российской дипломатической миссии А. П. Ермолова в Персии, а с н. 1822 находился в его штате «по дипломатической части».

В 1823 - 24 в Тифлисе и в Москве Грибоедов написал комедию «Горе от ума». Грибоедову не удалось ни издать комедию, ни поставить на сцене. Первые ее постановки, с большими цензурными изъятиями, состоялись в 1831 (полный текст комедии впервые был издан в 1858 А. И. Герценом за границей, в России он появился в 1862). В 1824 Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности. В 1827 ему было предписано ведать дипломатическими сношениями с Персией и Турцией. При его активном участии 10 февраля 1828 был заключен выгодный для России Туркманчайский мир, завершивший Русско-персидскую войну 1826-28.

В июле 1828 в ранге «полномочного министра» Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения условий Туркманчайского договора. Во время Русско-турецкой войны 1828 - 29 Грибоедов обеспечил нейтралитет Персии.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

В.А. Федоров

ГРИВНА

ГРИВНА - счетная, весовая и платежно-денежная единица в Древней Руси. Первоначально была связана с бытовавшим у славян шейным обручем - украшением из драгоценного металла. Как весовая единица гривна соответствовала определенному количеству серебра. Наряду с ней появилась гривна кун - счетная единица. Гривна серебра и гривна кун утратили соответствие между собой под воздействием изменений в весе иноземных монет, поступавших на Русь, и эволюцией гривны как единицы веса. В XII в. гривна серебра соответствовала четырем гривнам кун. Киевские гривны XI-XIII вв. представляли собой шестиугольные литые бруски весом ок. 163 г, новгородские гривны XII-XV вв. - бруски весом ок. 204 г. С XIII в. новгородская гривна-слиток называлась рублем и соответствовала как мера веса гривенке, в XV в. новгородская счетная гривна равнялась 14 местным деньгам. В Москве XIV-XV вв. гривна употреблялась в качестве вспомогательного счетного понятия и приравнивалась к 20 деньгам. От слова «гривна» произошли названия «гривенник», «полугривна», «двугривенный».

ГРИГОРИЕВО-БИЗЮКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Херсонская еп., на берегу Днепра. Основан в 1783. По своему местоположению монастырь имел восхитительный вид. Немало интереса представлял он и в архитектурном отношении: одна из его церквей была построена запорожцами по оригинальному плану, с тремя куполами в одной прямой линии.

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

Константинопольский, патриарх (ок. 329 - 389), принадлежал к почетному сонму Вселенских учителей Церкви. В древнейшем центре мировой образованности - Афинах - он приобрел знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и ораторском искусстве. Но более всего его влекло духовное совершенствование и пустынническая, подвижническая жизнь. Некоторое время он посвятил этой жизни вместе со св. Василием Великим. По просьбе Собора епископов он приезжает в Константинополь для искоренения ереси. В 381 на II Вселенском Соборе св. Григорий Богослов был утвержден Константинопольским патриархом. Но, узнав, что на ту же кафедру был тайно рукоположен Максимиан, святитель добровольно отказался от высокого поста и удалился в пустыню, чего он всегда жаждал. Теперь он целиком занялся написанием богословских сочинений. Высокой поэтичностью отличаются духовные стихи святителя, которые занимают значительное место в его творчестве.

Память свт. Григорию отмечается 25 января/7 февраля и 30 января/12 февраля (в Соборе Вселенских учителей и святителей).

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ - папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов. Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.

Память свт. Григорию отмечается 12/25 марта.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - епископ (ск. 395), младший брат свт. Василия Великого. В 372 рукоположен во епископы г. Ниссы. Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что Спаситель не был сыном Божиим. За это святой немало претерпел: его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св. Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. Когда господство еретиков закончилось, святитель был возвращен на свою кафедру и продолжал борьбу теперь уже с другими еретиками: антикомарианами, не чтущими непорочного девства Божией Матери, и с колоридианами, провозгласившими Богородицу Божеством. При активном участии свт. Григория были сформулированы основы православного вероучения.

Память свт. Григорию отмечается 10/23 января.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Солунский (1290-1360), архиепископ, святитель, один из основоположников исихазма, оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси. Еще в юности обучился «умному деланию». В 20 лет Григорий вступает на монашеский путь: сначала на Афоне в лавре св. Афанасия, потом в скиту Глоссия, где Григорий провел десять лет в непрерывной молитве, слезах, посте и бдении. Нашествие турок заставило его покинуть Афон. В Солуни он был рукоположен во иереи. Здесь он снова ведет отшельническую жизнь с двенадцатью братьями, с которыми он общался один раз в неделю. «Тогда ему было еще немного более 30-ти лет от роду, совершенное здоровье и телесные силы не изменяли ему. А чтобы плоть во всех отношениях подчинить духу, он продолжал жизнь чрезвычайно строгую и для плотского мудрствования и воли изнурительную, что имело благотворными следствиями назидание для братии и высокий образец совершенства иноческого». И действительно, Григорий должен был производить большое обаяние на своих собратий, судя по тому, в каком иногда состоянии он находился, по словам его жития. «Случалось так, что иногда он весь как бы погружался в глубокое безмолвие и тишину: тогда слезы рекою текли из молитвенных его очей. Когда же открывал он уста свои для беседы, слышавшие дивные его речи трогались сердечно, увлекались и плакали. В часы же, следовавшие за его затвором, а особенно после литургии, лицо его было славно - на нем играл дивный свет Божественный. Живя здесь, Григорий подружился с одним простым старцем, безмолвником Иовом, который, слушая однажды Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно по заповеди апостольской, не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий, не любивший многословия, не сказал ему на это ничего. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, как ему было открыто ангелом, что молиться обязан всякий христианин и что Григорий говорил правду».

В своей жизни Григорий Палама претерпел много тяжелых испытаний. В последние три года жизни св. Григорий сотворил немало чудес, и 13 ноября ему явился Иоанн Златоуст и призвал его, как друга, успокоиться с собою в райских обителях. На следующий день свт. Григорий преставился. «В горняя, в горняя к Свету», - его последние слова.

Память свт. Григорию отмечается 14/27 ноября.

И.М. Концевич

ГРИГОРИЙ ПЕЛЬШЕМСКИЙ

Вологодский, игумен (1315-1442), происходил из знатного рода бояр Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился почетом и уважением. После кончины родителей, отдав свое имущество бедным, преподобный удалился в монастырь, где, невзирая на юность, служил жизнью своей примером для братии. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и уважение. Св. Григорий удалился оттуда и в монастыре прп. Дионисия Глушицкого наконец обрел то, чего жаждала душа его - полного смирения и безответного послушания. Между прп. Дионисием и прп. Григорием сложилось полное понимание, установились отношения старца и ученика. Когда святому было 104 года, прп. Дионисий благословил его удалиться на пустынничество на берег реки Пельшмы. Там прп. Григорий соорудил себе келью. Через некоторое время к нему стала собираться братия. Посетил святого и прп. Дионисий. Он принес книги, иконы и все необходимое для богослужения, освятил новый храм, благословил братию и дал им устав. Строгое послушание царило в новой обители. Вся жизнь св. Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания. Свободные часы он посвящал переписыванию богослужебных книг. Чувствуя приближение кончины, он пошел со своей братией в монастырь, где жил его духовник старец Варсонофий, и скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Преподобному было 127 лет. Тело свое он завещал бросить в болото, но его привезли в обитель и похоронили в церкви с великой честью, причем при этом совершилось исцеление и вся церковь наполнилась благоуханием.

Память прп. Григорию отмечается 30 сентября/13 октября.

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

ГРИГОРИЙ СИНАИТ - преподобный (1260-1346), один из основоположников исихазма, оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси, духовный писатель. В молодости был захвачен в плен турками. Будучи выкуплен, вступил в монашество и был одно время в монастыре Св. Екатерины на Синае. Отсюда его наименование Синаит. Возвращаясь с паломничества в Иерусалим, прпеподобный задержался на о. Крит, где встретил отшельника старца Арсения, научившего его умной молитве. После этого св. Григорий поселился на Св. Горе, где проводил время в высоких духовных подвигах. Вокруг него собрались ученики, один замечательнее другого. Он их обучил умному деланию. Но кроме учеников Григорий наставлял всех, приходивших к нему, и потому он пользовался не только известностью, но и большим влиянием и уважением среди афонской братии вообще, так что «почти всякий считал великим несчастием не быть у св. Григория и не сподобиться слушать его учения», - говорит его агиограф, патр. Каллист, прибавив, что ему сказывали испытавшие силу учения Григория, что беседы его производили на них сильное обаяние. «Когда св. Григорий рассуждал о чистоте души, в душах наших пробуждалось некое божественное, неудержимое стремление к добродетели и неизъяснимая любовь к Богу». Прп. Григорий представлял из себя сильную натуру, одаренную в высшей степени всеми свойствами души, чтобы быть проповедником и распространителем своей идеи и внушить собеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецело был проникнут ею. Этот высокий аскет «побуждал упражняться в умной молитве и хранении ума как пустынников, так и киновиатов - решительно всех». Затем от тревог времени удалился он в пустыню Парорию во Фракии, граничившей с Болгарией, куда к нему стекалось множество болгарских иноков. Так, в приписке к рукописному кодексу его сочинений сказано: «быв первый учитель болгарам и сербам умного делания по преданию и художеству древних отцов». Учение прп. Григория о начале строгой аскетической жизни было распространено не только между греками, болгарами и сербами, но и дальше, если не им самим непосредственно, то, по крайней мере, через своих многочисленных и нередко замечательных по своей выдающейся роли в церковной истории Юго-Восточной Европы XIV в. учеников.

Прп. Григорий составил общее учение об исихазме. Главный труд его - это 150 глав, составляющих трактат об умной молитве.

И.М. Концевич

ГРИГОРОВИЧ

Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836 - 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе «Физиология Петербурга» (очерк «Петербургские шарманщики»). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на «физиологический очерк»; «Деревня» (1846).

Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича «Антон Горемыка» (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика.

В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях «натуральной школы» («Проселочные дороги», 1852, о паразитическом существовании помещиков-«небокоптителей»; «Рыбаки», 1853, о гибели крестьянской общины под натиском «прогресса» и капитализма; «Переселенцы», 1855, о взаимоотношениях «просвещенных» помещиков с их «крещеной собственностью»).

На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864), где отразил «нигилистов», не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии.

Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» - «маленький шедевр» (И. С. Тургенев) - и поныне числится в классике детского чтения.

ГРИНГМУТ

Владимир Андреевич (3.03.1851-28.09.1907), русский общественный деятель, публицист, филолог, историк, искусствовед. Из обрусевшей немецкой семьи. В 1870 - 96 преподаватель, а затем директор Лицея памяти цесаревича Николая (Москва). С 1869 посвятил свою жизнь борьбе за отстаивание интересов русского народа и против иудейско-масонского засилия. Первоначально издатель-редактор патриотической газеты «Московские Ведомости». Весной 1905 создает и возглавляет Русский Монархический союз, приобретший массовый характер и объединивший вокруг себя 235 организаций. Пользовался большим авторитетом и влиянием среди русских патриотов. В 1906 - 07 Грингмут - один из главных организаторов четырех Всероссийских съездов русских людей. Выпустил «Руководство монархиста-черносотенца», сыгравшее большую роль в организации патриотических сил. Безвременная смерть Грингмута (официально от воспаления легких) вызвала большие толки среди коренных русских людей. Похороны Грингмута превратились в демонстрацию патриотических организаций. Статьи и речи его были изданы посмертно в 4-х книгах (1908-10).

О. Платонов

ГРОДНО

ГРОДНО - город в Белоруссии на р. Неман. Поселение на территории Гродно возникло в XI в. Впервые упоминается в летописи под 1128. В 1376 захвачен литовским кн. Витовтом, с 1569 находился под оккупацией Польши, в 1795 возвращен России.

Архитектурные памятники: Борисоглебская (Коложская) церковь XII в., замок Стефана Батория XVI в.

ГРОЗНЫЙ

ГРОЗНЫЙ - русский город на Северном Кавказе, на Чеченской равнине, в долине р. Сунжи (правый приток Терека) и на прилегающих склонах Сунженского хребта.

Основан в 1818 как крепость Грозная по распоряжению генерала А.П. Ермолова, был важнейшим звеном Сунженской укрепленной линии, закрывая выход с гор на равнину через Ханкальское ущелье. В крепости проходили военную службу на Кавказе М.Ю. Лермонтов (1840) и Л.Н. Толстой (1851-54). К 1870 крепость, утратив стратегическое значение, была упразднена и преобразована в город Грозный Терской обл.

ГРОМЛЕНИЕ

ГРОМЛЕНИЕ - древнерусский языческий обычай купаться в реках и озерах в грозу. Считалось, что во время грома человек умывается с серебра - излечивается от многих болезней и молодеет. По-видимому, этот обычай был связан с поклонением Перуну.

ГРОМНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОМНИЦЫ

ГРОМНИЦЫ - древнеязыческий ритуал, посвященный культу Перуна. После Крещения Руси его пережитки сохранились во время празднования Сретения (2 февраля) в обряде освящения т. н. громничной свечи (См.: Громница).

ГРОТ

Яков Карлович (15.12.1812-24.05.1893), русский языковед, историк литературы, переводчик. Из обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей. Служил профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсском университете. С 1862 всецело посвятил себя работе в Отделении русского языка и словесности Петербургской Академии наук. Подготовленное Гротом первое академическое собрание сочинений Г. Р. Державина было встречено в штыки революционно-демократическими критиками, в основе чего лежало категорическое неприятие ими консервативно-государственной позиции Грота.

Особое значение имеют труды по этимологии, лексикографии и грамматике русского языка; в т. ч. нормативные руководства «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1875), которые действовали вплоть до орфографической реформы 1917-18. С 1891 возглавлял издание академического «Словаря русского языка».

ГРУЗИНСКАЯ

ГРУЗИНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Красногорском монастыре Архангельской еп., который прежде назывался Черногорским по имени горы. Она прославилась в XVII в. Когда в 1622 персидский шах Аббас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и повеление отослать ее в Красногорский монастырь. Купец отнес икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями. В 1654, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была сюда Грузинская икона и с нее снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот. Молитва пред чудотворною иконою была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось. В 1658 установлено было празднование Грузинской иконе 22 августа. В этот день каждогодне из монастыря берут икону в Архангельск, где она бывает долгое время «для освещения города».

Есть чудотворная Грузинская икона в Москве, в Алексеевском монастыре. Икона эта прославилась в 1654. Когда в Москве и ее окрестностях разразилась смертоносная язва, к одной заболевшей монахине, желавшей помолиться пред Грузинскою иконою, пришел неизвестный монах и сказал: «Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред Грузинскою иконою Богоматери? У вас есть точно такая же икона, принесенная из Грузии. Она находится у вас в монастыре, в пещере. Отыщи ее, и от нее подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим». Об этом видении больная рассказала сестрам монастыря, и те долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры. Обрадованные инокини внесли икону к больной, и она после совершения молебна получила исцеление. После того икону обнесли по всем кельям, и все заболевшие инокини выздоровели. Со времени явления иконы язва в Москве начала прекращаться. От иконы были и другие чудеса.

В с. Ключареве Тверской еп., в Корчевском у., Грузинская икона прославилась в недавнее время истреблением напавшего на засеянные поля червя. Когда совершен был крестный ход с этою иконою по полям, то пошел страшный дождь, который вызвал червя из земли, а налетевшие в это время в бесчисленном множестве птицы поклевали его.

Празднуется 22 августа/4 сентября.

Прот. И. Бухарев

ГРУЗИНСКАЯ-РАИФСКАЯ

ГРУЗИНСКАЯ-РАИФСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Раифской Богородицкой пустыни, в 30 верстах от Казани, которая так названа от церкви в ней, посвященной памяти святых отцов, в Синае и Раифе избиенных, и издавна почитается чудотворною. Ежегодно с этою иконою совершался крестный ход в г. Свияжск (18 верст от пустыни). В 1689 пожаром были истреблены все записи о монастыре и чудесах от иконы.

Празднуется 22 августа/4 сентября.

Прот. И. Бухарев

ГРЯЗОВЕЦ

ГРЯЗОВЕЦ - город в Вологодской обл., центр Грязовецкого р-на. Население 16,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1538 как починок Грязовицкий, позднее известен как торговое с. Грязлевицы. Город Грязовец с 1780. Рядом с городом находился Корнилиев-Комельской Введенский монастырь, основанный св. Корнилием Комельким в 1497. С XVIII в. развивается товарное льноводство. В к. XIX - н. XX в. Грязовец - крупный центр производства масла в Вологодской губ., славился кружевоплетением.

ГУБА

ГУБА (губной округ), административная единица губного управления. Первоначально известна в Новгороде и Пскове. Первые сведения о губе в Московском государстве относятся к 1539, а с 20 сентября 1555 она распространяется по всей России.

ГУБКА

ГУБКА - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ГУБКИН

Иван Михайлович (9/21.09.1871-21.04.1939), русский геолог, основатель отечественной нефтяной геологии. Основной труд - «Учение о нефти» (1932). Обосновал возможность создания «Второго Баку». Руководил исследованием Курской магнитной аномалии (1920 - 25). В своих работах разрешил две крупные проблемы нефтяной геологии: предложил новый метод построения карт подземного рельефа нефтеносных пластов, получивший широкое распространение в мире; впервые в научной практике установил новый рукаво-образный тип залежей нефти, который в Америке стал известен гораздо позже под названием «шнурковых залежей». Открытие Губкиным стратиграфических нефтяных залежей открыло широкие перспективы поисковикам. Губкин первым обратил внимание геологов на необходимость изучения древних береговых линий, заложив основы палеографии нефтяных месторождений, благодаря чему выявлено множество богатых залежей нефти. Им создано учение о закономерностях распространения и происхождения грязевых вулканов, по-новому разрешившее вопрос об оценке промышленного значения нефтяных районов.

ГУБНАЯ ИЗБА

ГУБНАЯ ИЗБА - См.: ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУБНОЙ СТАРОСТА

ГУБНОЙ СТАРОСТА (голова), выборный голова местной администрации в Древней Руси, руководитель губного управления. Выбирались в губные старосты из местных жителей дворяне или дети боярские, грамотные и с известным материальным цензом. В выборах их участвовали все сословия. Участие в выборах было обязательно для избирателей, так как они отвечали за выбранных лиц перед правительством. Поэтому при выборах требовалось единогласие, хотя бы и фиктивное. Выбранный являлся в Москву в Разбойный приказ для принесения присяги и получения наказа, по каковому и по губной грамоте он должен был судить. В одной губе старост было от одного до четырех, в зависимости от величины округа и количества разбойников в нем. Решали они дела единолично или коллегиально, смотря по важности их. Не был определен и срок службы старост. Сменялись они по причине их злоупотреблений и неспособности к службе. Поводом же к смене служили или жалобы жителей, или просьба самого старосты. Что касается компетенции губных старост, то сначала они ведали только дела разбойные, а с 1541-55 стали ведать и татьные дела. С начала же XVII в. к ним перешли и дела об убийстве. По Уложению и новоуказанным статьям они стали ведать, кроме того, и дела о поджогах, о совращении из Православия и преступлениях против нравственности. Наконец, с 1669 перешли к ним и дела о колдовстве. Были у губных властей и полицейские обязанности. Лежала на них и хозяйственная часть.

С.Ю.

ГУБНОЙ ЦЕЛОВАЛЬНИК

ГУБНОЙ ЦЕЛОВАЛЬНИК - административная должность в системе губного управления Древней Руси. Произошли от лучших людей, присутствовавших еще на суде наместников, и существовали с 1541-49 до 1669 в качестве помощников губных старост. Приходилось губных целовальников на губу не более четырех. Срок службы их не был определен. Они получали подмогу, а с н. XVII в. могли служить и по найму. Но чаще служили они по выбору сотных людей. До 1649 они тоже присылались в Москву, а затем стали приводиться к присяге воеводами в присутствии губных старост. Главными обязанностями их были сыск разбойников и контроль над действиями губного старосты. По грамоте же 1601 были у них и финансовые функции.

С.Ю.

ГУЛЯЙ-ГОРОД

ГУЛЯЙ-ГОРОД - русское подвижное (на колесах или полозьях) сборное боевое укрепление из брусчатых или дощатых щитов. Впервые гуляй-город применялся при осаде Казани в 1530. Гуляй-город использовался в осадной и полевой войне; внутри его располагались воины, которые вели бой.

ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ

ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ - в Русском государстве XVI-XVIII вв. категория нетяглого населения. Гулящие люди были отпущенные на свободу холопы; слуги, кабальная зависимость которых прекращалась со смертью их господ. Они не платили податей и жили работой по найму. К гулящим людям относились также крестьяне, посадские и служилые люди, занимавшиеся отхожими промыслами.

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ - антихристианское учение, провозглашающее жизнь человека высочайшей ценностью, а «наслаждение земными радостями» - ее главной целью. «Гуманисты» фактически отрицали божественную сущность человека, отказывали ему в праве на духовное развитие и стремление к совершенству по заповедям Нового Завета, объявляя их проявлением клерикализма и мракобесия. Христианская этика в их учении заменяется иудейской, стяжание Духа Святого - стремлением к обогащению и потребительским отношением к жизни, культом силы, порока, плотского наслаждения жизнью. Гуманизм стал идеологией так называемого «ренессанса», с которого, по справедливому замечанию великого русского философа А.Ф. Лосева, осуществляется развертывание и оформление сатанинского духа, ступенями которого являются капитализм и социализм.

О. Платонов

ГУРИЙ

ГУРИЙ (Тушин Григорий) (1452 или 1455-1526), монах, летописец. Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23-26 лет (1478-79). В 1484-85 в течение девяти месяцев игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него при предыдущем игумене Серапионе земли и просил только «в тех деревень место оброку житнаго». Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском монастыре. Гурий состоял в переписке с Нилом Сорским, умер окруженный общим почитанием (по словам «иосифлянина» Саввы Крутицкого, старец «честен»), имел учеников.

Гурий составил «Летописец русский» - свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на Казань в 1523. Первая часть «Летописца» восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря, ряд сообщений которого, преимущественно о Ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана Гурием. «Летописец русский» придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-монгольской теме, к природным явлениям, содержал сведения о бегстве Софии Палеолог в Кириллов монастырь во время набега монголо-татар на Москву в 1481.

«Особенно прилежал» к переписыванию книг. В этой деятельности выразилась его личная и мировоззренческая близость с «нестяжателями». Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод «Толковой Псалтыри» Максима Грека, «Кормчую» Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского, создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана «Собрание некоего старца» и «Слово о еретиках».

Л.К.

ГУРИЙ КАЗАНСКИЙ И СВИЯЖСКИЙ

ГУРИЙ КАЗАНСКИЙ И СВИЯЖСКИЙ - архиепископ (ск. 5.12.1563), родился в семье обедневших радонежских бояр Руготиных. В молодости Гурий служил в доме некоего князя и по навету был заключен в темницу. Освободившись, он удалился в монастырь, из которого его в 1555 призвали на архипастырское служение. Святитель много сделал для распространения веры Христовой в казанских землях. Его стараниями было создано немало монашеских обителей. Мощи свт. Гурия были обретены вместе с мощами свт. Варсонофия, епископа Тверского.

Память свт. Гурию отмечается 20 июня/3 июля (перенесение мощей в 1630), 4/17 октября (обретение мощей в 1596) и 5/18 декабря.

ГУРИЙ, САМОН И АВИВ

ГУРИЙ, САМОН И АВИВ - священномученики, праздновались в один день 15/28 ноября, почитались в русском народе как покровители семейного очага и защитники от семейных неурядиц. В «Сказании о святых» было установлено молиться этим угодникам «аще возненавидит муж жену свою».

ГУРЬЕВ

ГУРЬЕВ - город на Каспийском море, в устье р. Урала. Основан в 1640 гостями Гурьевыми, построившими деревянный острог. Чтобы обеспечить безопасность от яицких казаков торговых путей на море, Гурьевы по указу правительства построили каменный острог (1647 - 62), охранявшийся стрельцами. В 1667 - 68 Гурьев был занят Степаном Разиным. В 1810 крепость упразднена, с 1865 - уездный город.

ГУРЬЕВЫ

ГУРЬЕВЫ - крупная купеческая фамилия, происходили из посадских людей Ярославля. Родоначальником семьи Гурьевых был Гурий Назарьев. Его брат Дружина активно содействовал разгрому польских интервентов. После воцарения Михаила Федоровича (1613) братья получили звание гостей и скоро заняли видное место среди московского купечества. Богатство Гурьевых выросло на торговле с городами Сибири, Казанью, Астраханью, с заграницей. В 1640 Гурьевы завели близ устья р. Яика (Урала) крупные рыбные промыслы, на которых эксплуатировали труд сотен работных людей. Для их охраны от «калмыцких и казачьих погромов» в 1640 гость Михаил Гурьевич Гурьев с братьями построил укрепленный деревянный острог. Утверждение Гурьевых на Яике нарушало интересы вольных «воровских» казаков, которые пытались разрушить городок и убить Гурьевых. В 1645 правительство, заинтересованное в колонизации Прикаспийского района, выдало Гурьевым указ, по которому разрешило им построить каменный город.

ГУСЛИ

ГУСЛИ - древнерусский многострунный щипковый инструмент. Бывает трех видов: 1) крыловидные, или звончатые; 2) шлемовидные, или гусли-псалтирь (встречаются в Поволжье); 3) клавироподобные, или прямоугольные (стационарные). Последние сконструированы в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и гуслей-псалтири. На их основе в 1905 Н. П. Фоминым созданы т. н. клавишные гусли. Основные приемы игры на любых гуслях - бряцание, защипывание, глиссандо. Используются для сопровождения пения и плясов.

ГУСТЫНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Полтавская еп., в окрестностях г. Прилуки, на острове Густыне, образованном р. Удаем. Основан в 1610 афонским иеросхимонахом Иоасафом; в 1793 упразднен; в 1843 восстановлен. В монастыре находилась чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковою, Смоленская икона Божией Матери.

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ - город во Владимирской обл., центр Гусь-Хрустального р-на. Расположен в восточной части Мещёрской низменности, на р. Гусь (приток Оки). Население 76 тыс. чел.

Известен с XVII в. Старинный центр стекольной промышленности (в 1756 был построен хрустальный завод). С сер. XIX в. развивалась текстильная промышленность.

Предыдущая страница Следующая страница