Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДЕН")

Д

Д - буква добро, согласная, в азбучном порядке пятая; в церковном счислении под титлою означает четыре, а со знаком четыре тысячи. В конце слов и перед твердыми д произносится как т: сад, пруд, вид; дудка, будка, подпись и пр.

ДАВИД ПСАЛМОПЕВЕЦ

ДАВИД ПСАЛМОПЕВЕЦ - царь Израильский, пророк. Царствовал с 1055 до 1015 до Р.Х. Память царю Давиду отмечается в Неделю по Рождестве Христовом.

ДАВИД-ГОРОДОК

ДАВИД-ГОРОДОК - город в Белоруссии на р. Горынь. Возник в к. XII в. как город Киевской Руси. С к. XIV в. захвачен Литвой. С 1793 возвращен России. В 1921-39 оккупирован Польшей. Возвращен России в 1939. Сохранились остатки городища XII в.

ДАВИДОВА ВОЗНЕСЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Московская еп., в окрестностях Серпухова, при р. Лопасне. Основана в 1515 учеником прп. Пафнутия Боровского Давидом (ск. 1520), который и покоился здесь в Знаменском приделе Вознесенского собора. Здесь же хранился гроб прп. Моисея Угрина, взятый из Киева и отданный пустыни митр. Московским Платоном. Пустыни принадлежал древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса, находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве.

С. В. Булгаков

ДАВЫДОВ

Денис Васильевич (16.07.1784-22.04.1839), герой Отечественной войны 1812, военно-исторический писатель и поэт. Из дворян. На военной службе с 1801. В 1807 участвовал во Франко-русской войне, проявив исключительную храбрость. В Отечественной войне 1812 был инициатором партизанского движения. Рейды отряда Давыдова нанесли значительный урон французским захватчикам. Давыдов считал, что партизанское движение способно обратить «войсковую войну в народную». Ему принадлежит первое в русской литературе выступление против версии о морозах как главной причине поражения французской армии. Отказался вступить в масонскую ложу - тайное общество декабристов, хотя был знаком с М.Ф. Орловым, А.И. Якубовичем, А.А. Бестужевым, В.Л. Давыдовым и др. Военно-исторические мемуары и статьи Давыдова - важный источник для изучения возникновения партизанского движения в России в 1812. Наиболее интересны сочинения Давыдова: «Опыт теории партизанского действия» (1821), «Встреча с великим Суворовым» (1835), «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?» (1835), «Дневник партизанских действий» (изд. 1860). В записках Давыдова содержится богатый фактический материал, интересные характеристики А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, П.И. Багратиона и др. Поэзия Давыдова отмечена мотивами свободомыслия. Давыдов послужил прообразом для одного из героев «Войны и мира» Л.Н. Толстого - Денисова.

ДАЖЬБОГ

ДАЖЬБОГ - в древнерусской языческой мифологии бог солнца, олицетворение света и добра; сын верховного бога и повелителя Вселенной Сварога. Дажьбог считался родоначальником и покровителем русского народа, видел в нем свое наследие и богатство.

В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о попавших в тяжелое положение русских как о внуках Дажьбога: «Погибашеть жизнь Дажь-Божа внука» и «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука».

Согласно «Повести временных лет» за 980, идол Дажьбога стоял на холме в Киеве. Здесь ему совершались поклонения и приносились жертвы. По древним преданиям, Дажьбог покровительствовал свадьбам, встречал жениха на рассвете и в день бракосочетания. Весеннее празднование Дажьбога (конец апреля) открывало лето и начало сельскохозяйственных работ, осеннее празднование (конец ноября) закрывало лето и завершало летний трудовой цикл. После принятия христианства многие атрибуты и свойства, приписываемые Дажьбогу, перешли на св. Георгия Победоносца, а празднование осеннего и летнего Юрьевых дней (26 ноября/9 декабря, 23 апреля/6 мая) практически полностью вытеснило древний языческий культ. Как и древний Дажьбог, св. Георгий Победоносец стал покровителем, но уже не просто русского народа, а Русского государства.

О. Платонов

ДАЛМАТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ИСЕТСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Екатеринбургская еп., в г. Далматове, Шадринского у., Пермской губ., на берегу р. Исети. Основан в 1644 иноком Невьяжского (Тобольской еп.) монастыря Далматом. В XVII в. монастырь подвергался опустошению и разрушению от калмыков (в 1651) и башкир (в 1662 и 1664) и снова, по милости Божией, восстанавливался трудами его настоятелей. Впоследствии монастырь был окружен стеною и укреплен настолько, что при геройской защите братии в состоянии был во время Пугачева выдержать трехдневную осаду бунтовщиков. В монастыре находилась чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие ее пожары. На этой св. иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой св. иконы праздновалось еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (ск. 1697); в ней хранились его портрет, мантия и клобук.

С. В. Булгаков

ДАЛМАТСКАЯ

ДАЛМАТСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Долматовском Успенском монастыре, Екатеринбургской еп. Далматовский монастырь основан в 1644 иноком Далматом, который по смирению своему удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него сан игумена. Он взял с собой только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский у., поселился на берегу р. Исети в 1644. Тогда эта земля принадлежала тюменскому татарину Илигею, который, когда узнал о подвижнике, отправился к нему с родственниками, чтобы изгнать его и сжечь все построенное им. Но на пути к Далмату, ночью, Илигей увидел Божию Матерь в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему обижать Далмата и приказала уступить ему землю для устроения обители. После такого видения Илигей со всей своей свитой смиренно пришел к монаху Далмату и отдал ему для монастыря все занимаемое им место. Тогда Далмат устроил здесь деревянную церковь и кельи. Это было в 1646. Сибирский князь Девлет-Гирей напал на монастырь, разграбил и сжег его в 1664, но икона Богоматери осталась невредимою, только на задней стороне ее обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Впоследствии монастырь был возобновлен архим. Исааком, выстроена в нем каменная церковь, где и стоит чудотворная икона. С течением времени Далматов монастырь прославился и сделался знатнейшим в Сибири.

Празднуется 15/28 февраля.

Прот. И. Бухарев

ДАЛЬ

Владимир Иванович (10.11.1801-22.09.1872), русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 выпущен мичманом. В 1825 Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 состоял студентом медицинского факультета, 29 марта 1829, еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале.

Еще в детстве заметил разлад в речи образованных людей и простолюдинов. Определенная мысль составить словарь явилась у него в 1819, и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чистонародные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская кампания. В 1831 Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. А. Перовским) и сближение со знакомым ему еще по департаменту В. А. Жуковским, а через последнего с А. С. Пушкиным, И. М. Языковым, А. А. Дельвигом, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, В. Ф. Одоевским и др. литераторами. Знакомство это послужило решительным толчком к литературной деятельности, которой он, наконец, посвятил себя исключительно.

В 1830 Даль напечатал в «Московском Телеграфе» Н. А. Полевого первый литературный опыт: «Русские сказки», обративший на себя внимание своеобразным народным языком. В 1832 вышли отдельным изданием «Русские сказки, из предания народного, изустного, на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским». «Казак Луганский» стал его псевдонимом. По оставлении службы в Петербурге Даль вскоре уехал в Оренбург, где появились в свет его «Рассказы из народного быта» и были написаны «Уральские рассказы». В 1841 Даль поступил на службу в Министерство уделов, а затем сделался домашним секретарем и ближайшим помощником А. А. Перовского, министра внутренних дел. Командировка в южные губернии дала ему возможность познакомиться с южными наречиями. Здесь же он столкнулся со страшными случаями ритуальных убийств, совершенных иудейскими фанатиками. По этому поводу Даль написал книгу «Разыскание о убиении евреями христианских младенцев и потреблении крови их» (1844).

В 1849 Даль перевелся в Нижний Новгород на должность председателя казенной палаты. Волга обогатила его своеобразной народной лексикой. В Нижнем он привел в порядок собрание 37 тыс. русских пословиц и поговорок (напечатаны в 1862). В 1858 Даль вышел в отставку и переселился в Москву, где окончательно обработал свой «Толковый словарь», результат 47-летнего упорного труда, ради которого он отказался даже от литературной деятельности, несмотря на ее успешность. В 1861 вышло «Полное собрание сочинений В. И. Даля» и 1 том «Толкового словаря живого великорусского языка». Первое издание «Словаря» (4 т.) выходило с 1861 по 1867. В 1864 представлен был имп. Александру II первый том «Словаря» и все издержки по изданию были приняты на счет государя.

Даль был избран единогласно в почетные члены Академии наук, и за «Словарь» ему была присуждена Ломоносовская премия. Императорское Русское географическое общество, самая мысль о котором возникла в кружке, собиравшемся у Даля в 1840-х, увенчало его колоссальный труд Константиновскою золотой медалью. До последней минуты жизни Даль не переставал дополнять и исправлять свой словарь. Эти дополнения включены во 2-е издание, вышедшее в 1880-82. Последним произведением его были «Очерки русского быта» (1867-68).

С.Ю.

ДАМАСКИНСКАЯ

ДАМАСКИНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: ТРОЕРУЧИЦА.

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (2-я пол. XI-XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, автор «Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена».

Даниил посетил Палестину в 1104 - 07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. Даниил описывает подробно и торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду «от всея Русскыя земля». В монастыре Св. Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей. В.Л. Янин полагает, что в перечне этих княжеских имен отразилась система старшинства, разработанная как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах к. XI - н. XII в. Возможно, кроме «Хождения» Даниил является также составителем памятника «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят» (Б.А. Рыбаков). Это слово является важным источником для изучения древнерусского язычества.

Л.К.

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (XII или XIII вв.), писатель, биографические данные о нем отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция - «Слово», вторая - «Моление». Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия» и сосланном Юрием Долгоруким на оз. Лача (Олонецкой губ.), «идеже бе Данило Заточник». Само слово «Заточник», возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его «заточение» на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте «Моления») или человека «заложившегося» - согласившегося на подневольную работу. Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т.д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов), думцем князя (П.П. Миндалев), дворянином (И.У. Будовниц). М.Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремесел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н.Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с г. Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б.А. Романов писал, что Даниил Заточник - «кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая», «человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта», и создал даже термин «заточничество», подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращен. Д.С. Лихачев отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, «принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества».

Л.К.

ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ

ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ - князь (1261-4.03.1303), четвертый сын вел. кн. Александра Невского и супруги его кн. Вассы. В два года он осиротел. Братья дали ему небольшой город - Москву, но когда племянник его кн. Иван Димитриевич Переяславский завещал ему свой удел, то Москва возвысилась, и сыновья кн. Даниила могли уже стать великими князьями. Он первый встал против «степного зверя» (по выражению летописца) - татар и взял в плен их союзника - кн. Константина Рязанского, но поступил с ним как с гостем и отпустил с миром. В Москве св. князь основал первый монастырь в честь ангела своего, прп. Даниила Столпника, а перед смертью постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище. Со временем его могила была забыта. При вел. кн. Иване III св. Даниил явился молодому боярскому сыну из стражи и велел сказать вел. князю: «Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит». С тех пор Иван III стал поминать своих предков. Много еще исцелений происходило у надгробной плиты святого, а после того как были обретены его нетленные мощи, блгв. князь был причислен к лику святых.

Память блгв. кн. Даниилу отмечается 4/17 марта и 30 августа/12 сентября.

ДАНИИЛ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

ДАНИИЛ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ - архимандрит (ок. 1460-7.04.1540), в миру Димитрий, родился в Переславле-Залесском. Он уже с детства любил посещать Божий храм и, выучившись грамоте, читал много духовных книг. Любовь к иноческой жизни побудила юношу в семнадцатилетнем возрасте тайно уйти в Рождества Богородицы Пафнутиев Боровский монастырь. Димитрия отдали под руководство старцу Левкию, который приучил его к иноческому послушанию, и вскоре молодой инок был пострижен с именем Даниил. Когда через десять лет умер настоятель Троицкого Переславльского монастыря, братия захотела видеть на его месте прп. Даниила, который, внемля их просьбам, вернулся в родной город. Преподобный был сначала просфорником, затем его рукоположили в священный сан и назначили духовником братии.

Согласно заповеди Господней, св. Даниил любил принимать странников и бездомных. Если кто-нибудь из них умирал, то преподобный на своих плечах приносил их на братскую могилу для бедных, называвшуюся «Скудельницей, или Божиим Домом». После сорока лет иноческой жизни св. Даниил стал настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита. Он был великим прозорливцем и чудотворцем и делал множество добрых дел до самой своей кончины. В 1652 его св. мощи были открыты и найдены нетленными. Память прп. Даниилу отмечается 7/20 апреля.

ДАНИИЛ СТОЛПНИК

ДАНИИЛ СТОЛПНИК - преподобный (410-490), его родители прп. Даниила Илия и Марфа были христианами. Долгое время Господь не давал им ребенка. Марфа глубоко переживала свое бесплодие и много молилась Богу о чадородии, обещая посвятить своего ребенка служению Богу. Молитва была услышана - у нее родился сын. До пяти лет мальчик не имел имени, поскольку родители хотели, чтобы рожденный по благоволению Божиему от Бога и получил себе имя. Они привели мальчика в монастырь, прося игумена наречь сына. Игумен взял одну из богослужебных книг и, раскрыв наугад, нашел слова прор. Даниила. Именем пророка и был наречен будущий подвижник. С самого детства Даниил стремился к иночеству. В двенадцать лет, оставив родительский дом, он пришел в монастырь и упросил настоятеля принять его послушником. Узнав, что их сын находится в монастыре, Илия и Марфа уговорили игумена исполнить желание Даниила и постричь его в монашество. Однажды игумен по делам отправился в сирийский город Антиохию, взяв с собой и Даниила. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался прп. Симеон Столпник. Даниил, увидев столпника, в молитве претерпевавшего холод и зной, дожди и ветры, возгорелся желанием подвизаться таким же образом. По благословению св. Симеона Даниил удалился в окрестности Константинополя и поселился здесь на месте заброшенного языческого храма, где ему пришлось много претерпеть от лукавых бесов. Воздвигнув высокий столп, Даниил много лет провел на нем в духовном подвиге и молитве. Он был удостоен от Господа дара исцеления болезней, прозрения и чудес. Множество верующих стекалось к святому, прося его молитв. Память прп. Даниилу отмечается 11/24 декабря.

ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ

ДАНИИЛ ЧЁРНЫЙ (ок. 1360-1430), русский иконописец. Совместно с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е) Троице-Сергиевой лавры.

ДАНИЛ (ДАНИЛА, ДАНИЛО, ДАНИИЛ, В КРЕЩЕНИИ ИОАНН) РОМАНОВИЧ (БОРИСОВИЧ) ГАЛИЦКИЙ

ДАНИЛ (ДАНИЛА, ДАНИЛО, ДАНИИЛ, В КРЕЩЕНИИ ИОАНН) РОМАНОВИЧ (БОРИСОВИЧ) ГАЛИЦКИЙ (1202-1264), великий галицко-волынскин князь. Сын вел. галицко-волынского кн. Романа (Бориса) Мстиславича (Феодоровича) и вел. кн. Анны (до замужества - венгерской королевны). Данил был выдающимся государственным деятелем и крупным полководцем. После смерти отца был провозглашен верховным правителем Галицко-Волынской земли, но вскоре вместе с матерью был вынужден уехать за границу. Свыше 30 лет Данил боролся за первенство в Галицко-Волынской земле и только к 1238 окончательно утвердился на великокняжеском столе. За свою жизнь совершил множество походов. Успешно воевал с половцами, венграми, поляками, литовцами, ятвягами, рыцарями Тевтонского ордена, чехами, а также с русскими великими и удельными князьями. В 1223 он участвовал в битве с татарами на р. Калке. В 1240-е не смог противостоять монгольскому нашествию. Монголы опустошили его земли. Данил был вынужден отправиться в ставку хана Батыя на поклон, где после унижений получил ярлык на Галицко-Волынское княжество. Пытаясь получить от римского папы Иннокентия IV реальную помощь в борьбе с монголами, принял от него королевский венец. Однако помощи ему со стороны Папской курии оказано не было, поэтому Данил отказался повиноваться Риму. Ему пришлось самостоятельно бороться с татарами. Данилом были основаны города Львов, Данилов, Холм, а также перестроены Угровск и Дорогичин. Он построил много церквей. Перенес столицу своего княжества из Галича в Холм.

Похоронен в церкви Богородицы в г. Холме. Летописец писал: «Этот король Данило был князем добрым, храбрым и мудрым, создал многие города и церкви поставил, украсив их разными красотами, отличался братолюбием...»

О. М. Рапов

ДАНИЛЕВСКИЙ

Николай Яковлевич (28.11.1822-7.11.1885), русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель. В 1850-е занимался рыбоводством на Волге, в Каспийском море, на Русском Севере. В 1860-е приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869) развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ - конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию (подробнее об учении Данилевского в Предисловии к словарю).

В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории.

Д.К.

ДАНИЛОВ

ДАНИЛОВ - город в Ярославской обл. Расположен в центре Даниловской возвышенности, на р. Пеленда. Население 18,6 тыс. чел.

Основан в сер. XIII в. как с. Даниловское младшим сыном Александра Невского Даниилом. Впервые упоминается в к. XVI в. как Даниловская слобода. Город с 1777.

ДАНИЛОВСКОЕ

ДАНИЛОВСКОЕ - село в Вологодской обл., в Устюженском р-не. Родовое имение Батюшковых (с 1683). В к. XVIII в. перешло к Н.Л. Батюшкову, отцу поэта К.Н. Батюшкова, который провел здесь детство (до 1797), а затем неоднократно приезжал сюда. В дальнейшем имение принадлежало другим представителям рода Батюшковых; у одного из них - Ф.Д. Батюшкова (литературоведа и издателя) в 1906-11 часто гостил А. И. Куприн, написавший здесь многие свои рассказы.

ДАНКОВ

ДАНКОВ - город в Липецкой обл. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, по берегам Дона, при впадении в него р. Вязовки.

Данков существовал в к. XIV в. на левом берегу Дона, в 34 км от нынешнего города (близ современного с. Стрешнево). В 1593 перенесен на правый берег Дона как крепость. До сер. XVII в. сторожевой пункт для защиты Русского государства от набегов крымских и ногайских татар. Город с 1778.

ДАРГОМЫЖСКИЙ

Александр Сергеевич (2.02.1813-5.01.1869), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Опера «Русалка» (1855. по одноименной поэме А. С. Пушкина) знаменовала в русской опере рождение жанра бытовой психологической драмы.

«Каменный гость» (пост. 1872, на текст А. С. Пушкина, завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым) - смелый опыт реформы оперы: Даргомыжский здесь разрабатывает метод т. н. интонационного реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива).

Драматические социально-критические и сатирико-комические песни Даргомыжского («Старый капрал», «Титулярный советник» и др.) до сих пор остаются в классическом репертуаре русских вокалистов.

ДАРИЯ

ДАРИЯ (Дарья), св. мученица, празднуется 19 марта/1 апреля. У русских крестьян она прозывалась Грязною, Пролубницей (Прорубницей); о ней говорят: «Дарья - оклади пролубы», «Дарья - засори пролубы». Такие прозвания и эпитеты давались св. Дарии потому, что от действия оттепелей на речных прорубях, где обыкновенно поили скот, стирали белье и т.п., заводились грязь и нечистота.

ДАРОНОСИЦА

ДАРОНОСИЦА - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ДАУГАВА

ДАУГАВА - См.: ЗАПАДНАЯ ДВИНА.

ДАУРИЯ

ДАУРИЯ - См.: ДАУРСКАЯ ЗЕМЛЯ.

ДАУРСКАЯ ЗЕМЛЯ

ДАУРСКАЯ ЗЕМЛЯ (Даурия), русское название Приамурья и Забайкалья в XVII в. Произошло от дауров, обитавших в Приамурье к востоку от Яблонового хребта.

ДАШКОВА

Екатерина Романовна (17.03.1743-4.01.1810), княгиня, общественный деятель, писательница. Воспитывалась в семье дяди, канцлера М. И. Воронцова. Получив хорошее домашнее образование, она еще в ранней юности увлеклась сочинениями французских просветителей. В 1758 по любви вышла замуж за кн. М. И. Дашкова.

Англофильские взгляды семейства Воронцовых и влияние Н. И. Панина сформировали Дашкову убежденной противницей деспотизма. В 1758 она сблизилась с будущей имп. Екатериной II, приняла горячее участие в подготовке переворота 28 июня 1762.

Дашкова долго жила за границей, встречалась и беседовала с Дидро, Вольтером, А. Смитом, Рейналем, Робертсоном. Известно, что, обсуждая с Дидро различные формы правления, Дашкова считала образцом английскую конституционную монархию, назвала освобождение крестьян в России преждевременным. В 1774 Дашкова участвовала в создании Вольного Российского собрания при Московском университете. В 1783 была назначена Екатериной II директором Петербургской Академии наук, которую возглавляла до 1794. При содействии и поддержке Дашковой издавались собрания сочинений М. В. Ломоносова, труды С. П. Крашенинникова и И. И. Лепехина. В Академии наук стали читаться общедоступные курсы по математике, физике, минералогии, естественной истории. С открытием в октябре 1783 Российской Академии Дашкова становится ее президентом, ею был написан устав этого учреждения, определены его основные задачи. Трудясь над тем, чтобы «возвеличить российское слово», Российская Академия и ее президент предпринимают научное издание «Словаря Академии Российской» (1789 - 94), в котором принимали участие ведущие ученые России. В 1783 - 84 Дашкова руководила журналом «Собеседник российского слова», в котором печатались Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист. Как директор Академии наук Дашкова курировала издание журнала «Новые ежемесячные сочинения» (1786-94), в котором печатались статьи по истории, языкознанию, географии. Сама Дашкова напечатала в нем материалы, связанные с Французской революцией, в которых было резкое неприятие происходившего во Франции, где, по се мнению, «озлобление и борьба партий» привели к разрушению идеалов просветителей. Под наблюдением Дашковой выходил сборник «Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений» (1786 - 94), в котором была опубликована трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1793). Эта публикация вызвала недовольство Екатерины II и фактическую отставку Дашковой.

Дашкова была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук. Среди литературных сочинений Дашковой стихи на русском и французском языках, пьесы, переводы. Наибольшей известностью пользуются ее «Записки», написанные в 1805 - 06 и охватывающие период до 1803.

Л.Н. Вдовина

ДВИЖЕНИЯ РАКЕТ ТЕОРИЯ

ДВИЖЕНИЯ РАКЕТ ТЕОРИЯ - выдающееся мировое открытие русского ученого К.Э. Циолковского. В итоговой статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) он обосновал реальную возможность применения ракет для межпланетных сообщений.

ДВИЖЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ АППАРАТОВ ТЕОРИЯ

ДВИЖЕНИЯ РЕАКТИВНЫХ АППАРАТОВ ТЕОРИЯ - выдающееся открытие в механике, сделанное в 1893-1897 русским ученым И.В. Мещерским.

ДВИНСК

ДВИНСК - русский город на Западной Двине, основан в 1577 Иваном Грозным в 19 км от разрушенного им ливонского замка Динабург. Город подвергался постоянной агрессии со стороны Польши и Швеции. В 1656 взят русской армией, переименован в Борисоглебов (Борисоглебск). В 1667 захвачен Польшей, в 1772 - возвращен России. В XVIII-XIX вв. имел значение крепости, с 1893 переименован в Двинск, в 1920 незаконно захвачен литовскими оккупантами и переименован в Даугавпилс, подлежит возвращению России.

ДВИНСКАЯ

ДВИНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в д. Цыгломине Архангельской еп. Предание говорит, что она принадлежала римскому папе, св. Клименту. В 1419, когда норманны устремились на разорение Придвинской страны и деревня Цыгломина была опустошена и сожжена, местные жители, уважавшие чудотворную икону, спасли ее от пламени; при этом один из варваров ударил икону мечом.

Прот. И. Бухарев.

ДВИНСКАЯ ЗЕМЛЯ

ДВИНСКАЯ ЗЕМЛЯ - территория бассейна Северной Двины (часть современной Архангельской обл.), до XV в. известна под названием Заволочье. В XI-XV вв. входила в состав владений Новгорода. Для сбора дани из Новгорода ежегодно направлялись вооруженные отряды, с XII в. здесь была администрация из новгородских и двинских бояр. В 1478 присоединена к Московскому великому княжеству.

ДВОЕДУШНИК

ДВОЕДУШНИК - в древнерусской языческой мифологии несчастное существо, способное совмещать в себе две души: человеческую и сатанинскую. Днем двоедушник ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела или в своем обличье, или в обличье пса, зайца, коня.

После смерти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая становится упырем.

ДВОЙСТВЕННОСТИ ЗАКОН

ДВОЙСТВЕННОСТИ ЗАКОН - выдающееся мировое открытие русского математика Л. С. Понтрягина, на основе которого ученый разработал в топологии теорию характеров непрерывных групп, используемую математиками всего мира.

ДВОРИЩЕ

1) В Древней Руси двор землевладельца, центром которого был жилой дом, где главную часть составляла печь (отсюда печище, огнище - как синоним дворища). 2) Древняя форма коллективного землевладения и одновременно сельское поселение родственной группы людей. Термин «дворище» встречается с XII в. в древнерусских документах, а с XVI в. - в Белоруссии, где дворище представляло один или несколько «дымов» (дворов). Члены дворища сообща и общим инвентарем вели хозяйственные работы, а продукты распределяли уравнительно. Первоначально дворище представляло собой большую семью, которая с течением времени распадалась на малые, но тесно связанные хозяйственной деятельностью и взаимопомощью семьи, жившие отдельными «дымами». Постепенно дворище утратило родовой характер и превратилось в соседскую общину. Белорусскому дворищу были аналогичны: северо-великорусское печище, украинское сябры, южнославянское задруга, задружна, куча и др.

ДВОРОВОЙ

ДВОРОВОЙ (дворовик), в древнерусской языческой мифологии недобрый дух, живущий во дворе и по характеру близкий домовому. В Смоленской губ. дворового представляли как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью он приобретал цвет волос и облик, приближенный к хозяевам дома. В основном домовой одновременно является и духом дома, и духом двора, дворовых построек. На Владимирщине местопребыванием дедушки-домового во дворе является подвешенная сосновая или еловая ветка с густо разросшейся хвоей, именуемая «матка, матошник, матерник, шапка, куриная лапа», в избе же домовой живет в подвале, клети или подклети.

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ - категория крепостного населения в России с к. XVII в. до отмены крепостного права (1861). Дворовые люди - крепостные крестьяне, лишенные земельных наделов. Большинство их жило в господских дворах, находилось почти в рабском положении. Выполняли работы по обслуживанию и развлечению барской семьи. Широко были распространены продажа и обмен дворовых людей. Со 2-й пол. XVIII в. помещики стали чаще переводить дворовых людей на работу на мануфактурах и заводах. Накануне реформы составляли 6,79% от общего числа крепостного населения. При освобождении в 1861 крестьян от крепостной зависимости дворовые люди не имели права на получение земельных наделов.

ДВОРСКИЕ

ДВОРСКИЕ - на Руси до XV в. лица, управлявшие княжеским хозяйством. Дворские находились в городах, центрах уездов, где имелись княжеские дворцовые земли. Дворские ведали свободными людьми и холопами - «слугами под дворскими».

ДВОРЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

1. еженедельное издание патриотического направления, выходило в Екатеринославе с 1910 по 1914. Вестник Запорожско-Каменского отдела патриотического общества «Двуглавый орел». Отстаивало интересы русского народа, выступало против либерально-масонской, иудейской и революционной идеологии. Редактор-издатель В.В. Лутковский.

2. политическая и литературная газета, вестник Главного совета патриотического общества русской молодежи «Двуглавый орел». Выходила в Киеве с 1911 по 1916. Отстаивала интересы русского народа, выступала против либерально-масонской, иудейской и революционной идеологии. Редактор А. Лобачевский.

3. русский монархический журнал в эмиграции. Выходил в Берлине и Париже в 1920 - 22 и 1926 - 31. Издавался Высшим Монархическим Советом под рук. Н. Е. Маркова. Отстаивал национальные интересы русского народа, выступал против иудейской и масонской идеологии.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - в христианской церкви двенадцать самых важнейших после Пасхи праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, День Св. Троицы, Успение Божией Матери, Воздвижение Креста Господня.

ДЕВИЧИЙ ХОРОВОД

ДЕВИЧИЙ ХОРОВОД - условное название одного из видов девичьих смотрин, своеобразная выставка невест в русской деревне. Девушки на выданье выходили днем на улицу показать себя и свой наряд, становились кругом. Их стояние не всегда сочеталось с песенно-игровой формой хоровода.

В Вельском уезде Архангельской губ. такой девичий хоровод проходил следующим образом. На Крещенье, после освящения воды в проруби, на льду (это называлось «на льдинке») около «ёрдани» выстраивались в ряд невесты. Девушки, достигшие соответствующего возраста и попадавшие в этот ряд, назывались «славутницами». Женихи с матерями прогуливались вдоль ряда, а вскоре после смотрин засылали сватов.

Хоровод, состоящий из одних девушек-невест, мог иметь и типичные для хоровода формы: движение по кругу с песней и поочередным выходом внутрь круга; то же самое с включением игрового элемента. Содержание песен, которые «играли» в этом случае, было связано обычно с темой выбора невесты. «Крестьянские девицы, - писал информатор из Шацкого у. Тамбовской губ., - в праздничный день на улице, ставши кругом, ходят и поют». По ходу песни «отцепляется» от других и становится в круг одна девушка; опять поют ту же песню - выходит другая, «пока все не встанут в круг».

Девушки могли стать попарно по кругу, а в середину поместить маленьких детей, либо середина круга оставалась пустой. Одна девушка ходила сзади пар, вне круга; все пели. По окончании песни девушка, ходившая сзади, толкала одну из стоявших в парах в круг и становилась на ее место. Потерявшая пару ходила теперь сзади хоровода, а песня повторялась.

В Шенкурском уезде (Велико-Николаевский, Киянский и Преображенский приходы) во время престольных праздников (См.: Храмовые праздники) после обедни устраивался «лужок» - «коровод» девиц; при этом «старухи» выбирали в хороводе невест. В Череповецком у. (Новгородской губ.) в к. XIX в. хороводы (в узком значении) «составлялись исключительно из девиц», хотя в играх-песнях (напр., песня с действиями - «Вейся ты, вейся, капустка моя») участвовали и парни.

Бывали девичьи хороводы сводные - из разных деревень. Девушки каждой деревни шли на место таких встреч с песнями. Придя, кланялись в пояс тем, кто был уже на лужайке. Сначала каждая деревня держалась отдельно, своей группой, и пела свое, так что звучали сразу несколько песен. Когда же собиралось много девушек, становились в круг, берясь не за руки, а за концы платков, и начинали медленно двигаться хороводом с песней. Сводный девичий хоровод собирался часа в 3 - 4 и расходился в 5 - 6 часов. Держались в нем строго, без плясок и озорства.

М. Громыко

ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ

ДЕВПЕТЕРУВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1392. Подлинный список с нее находился в с. Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской еп. Дмитровского у. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Его покоится правая рука Богоматери.

Празднуется 29 февраля/13 марта.

Прот. И. Бухарев

ДЕГТЯШВ

ДЕГТЯШВ (Дехтерев, Дегтяревский) Степан Аникиевич (1766-1813), русский композитор, дирижер. Крепостной гр. Н. П. Шереметева (вольную получил только в конце жизни), выступал на сцене его театра как певец (тенор) и драматический актер, с 1790-х - руководитель и дирижер шереметевской капеллы. Автор первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811), свыше 100 церковных хоровых концертов, литургий и др.

ДЕДОВСКАЯ ТРОИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

ДЕДОВСКАЯ ТРОИЦКАЯ ПУСТЫНЬ - См.: СПАСО-СУМОРИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.

ДЕДЫ

ДЕДЫ - в древнерусской языческой мифологии, пережитки которой сохранялись вплоть до XIX в., души всех умерших родственников, независимо от пола. По народным поверьям, в определенные дни года «души предков приходят «с того света» в свой дом и их живые сородичи обязаны их встретить и накормить.

Деды праздновались в доме от трех до шести раз в году. Чаще всего это происходило в субботу Масленой недели («Зимние» или «Масленые деды»), после Пасхи перед Радоницей («Радоничные деды»); в Духовскую субботу перед Троицей («Троицкие деды»); в один из осенних праздников: в субботу перед Дмитриевым днем, или перед днем Кузьмы и Демьяна, или в субботу перед Михайловым днем. Наиболее известными и обязательными считались осенние, Масленые и Троицкие деды.

На празднике дедов собиралась вся семья, приезжали даже те, кто был далек от дома. Обязательными поминальными блюдами в этот день были: кутья, канун, сыта, а иногда блины.

О.П.

ДЕЖНЁВ

Семен Иванович (ок. 1605-1673), выдающийся русский землепроходец, сибирский казак.

Дежнёв служил в Тобольске, Енисейске, Якутске. В н. 1640-х он совершил походы из Якутска в район Средней Яны и по р. Индигирке до Северного Ледовитого океана (моря Студеного). Затем Дежнёв прошел океаном до устья р. Алазеи, а в 1643 дошел до устья р. Колымы, где участвовал в создании Нижне-Колымского острога. В 1648 Дежнёв впервые в мире прошел Студеным и Анадырским морями (Северным Ледовитым океаном и Беринговым морем) от устья Колымы до северной оконечности Камчатского полуострова. Этим походом было доказано существование пролива, отделяющего Азиатский материк от Американского. В 1649 Дежнёвым был основан Анадырский острог, а затем исследованы и нанесены на карту берега р. Анадырь. Впоследствии им были совершены походы по р. Анюй в 1659, по низовьям р. Лены в 1662, по низовьям р. Оленек в 1667 - 68, по р. Вилюю в 1669. В 1664 - 65 Дежнёв побывал в Москве, где его деятельность по исследованию Сибири получила высокую оценку. Дежнёву был присвоен чин казачьего атамана.

Умер он в Москве во время одной из отчетных поездок. Впоследствии его именем были названы самый восточный мыс Чукотского полуострова, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на р. Амур.

О.М.Рапов

ДЕИСУС

ДЕИСУС (греч.: молитва), икона или ряд икон, образующий 3-й ярус иконостаса; в центре изображается Иисус Христос, а по сторонам - предстоящие ему в молении Богоматерь, Иоанн Предтеча и другие святые.

ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ - двенадцатый месяц в году, в древнерусских месяцесловах и святцах назывался «студень», или «студный», от стужи и морозов, обыкновенных в эту пору. Об этом месяце русские люди говорили: «Год кончается, зима начинается. Студень».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Св. прор. Наума. Наума грамотника. Батюшка Наум, наведи на ум! В этот день начинают учить детей грамоте; 4. Вмц. Варвары. Варварин день. Варварины морозы. Трещит Варуха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Сава засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила; 5. Прп. Саввы Освященного. Савин день. Сава стелет, гвозди острит, засалит; 6. Свт. Николая, Чудотворца Мирликийского. Никола зимний, морозный. Два Николы: один травный, другой морозный; или: один с травой, другой с зимой. Никола зимний лошадь на двор загонит, а летний откормит. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий мостит, Никола гвоздит. Никольские морозы. Зима на Николу заметает - дороги не бывает. Хвались зимой по Николе! Красна Никольшина пивом да пирогами. Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют. Никола строит цену на хлеб. Благому Чудотворцу два праздника в год, а Касьяну Немилостивому - в четыре года один. Всем богам по сапогам, а Николе боле, за тем, что ходит доле, а это потому, что от Холмогор до Колы тридцать три Николы; 9. Зачатие прав. Анны. На Зачатие Анны беременным бабам пост. На Зачатие волки сходятся, а после Крещенья разбегаются; 12. Прп. Спиридона, еп. Тримифунтского. Спиридона Поворота. Солнце на лето, а зима на мороз. Полагают, что в этот день медведь повернется на другой бок и корова на солнце нагреет один бок. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. Спиридонов день, подымайся вверх! - приговаривают садовники, встряхивая яблоки; 24. Мц. Евгении. В этот день с вечера поют коляду; 25. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святки. На Святки Христа славят с вертепами, со звездой, гадают, колядуют. Темные Святки - молочные коровы, светлые - ноские куры. Небо звездисто - к гороху, метель - пчелы роиться будут, иней - к урожаю хлеба, путь хорош - к урожаю гречи. На Рождество не надевай чистой рубахи, а то жди неурожая. На Святой рубаха хоть плохонька да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова: суровую и можно обновить. Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий (к Святой) да пост Малый-лакомка (Успенский). Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, Богоявленъе, Благовещенье, Воскресенье (Светлое) и Иваново рожденье; 26. Собор Пресвятой Богородицы. Бабьи каши; 30. Мц. Анисий. Анисьи Желудочницы: в этот день гадают по свиной печени о зиме; 31. Прп. Мелании Римляныни. Меланки. Щедрый вечер, Васильев вечер. Свинку да боров для Васильева вечерка. Авсень. Таусень. Гадания. Васильева ночь звездиста - лето ягодисто. Под Василья ведьмы крадут месяц.

ДЕЛЬВИГ

Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. С 1824 издавал альманах «Северные цветы», в 1830 редактировал «Литературную газету». После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта. Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни «Соловей мой, соловей» (1826, комп. А. А. Алябьев) и «Не осенний мелкий дождичек...» (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).

ДЕМИДОВ

ДЕМИДОВ - См.: ПОРЕЧЬЕ.

ДЕМИДОВЫ

ДЕМИДОВЫ - русские предприниматели. Родоначальник Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656 - 1725), тульский кузнец, выдвинувшийся при Петре I и получивший огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. В 1696 Никита Демидов построил под Тулой «вододействующий» чугуноплавильный завод. По указу Петра I в 1702 ему был передан казенный Невьянский завод на Урале. Демидов перевез туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. В 1726 Демидовы получили дворянское звание. Акинфий Демидов (1678-1745) к концу жизни имел 25 заводов - чугуноплавильных, железоделательных и медных, на Урале, Алтае и в центре страны. В сер. XVIII в. братья Демидовы владели 33 заводами, землей и крепостными крестьянами (св. 13 тыс. душ мужского пола). Общее число работавших на Акинфия Демидова крестьян составляло 38 тыс. душ мужского пола. После смерти Акинфия заводы были разделены между его сыновьями, а алтайские заводы отобраны в казну. Часть заводов была продана, в т. ч. и Невьянский. Вместе с тем Демидовы продолжали строить новые заводы. С к. XVII в. и в течение XVIII в. Демидовы построили 55 заводов (в т. ч. 40 на Урале). В сер. XVIII в. заводы Демидова производили св. 40% чугуна в России, в н. XIX в. - ок. 25%. В XIX в. владения Демидовых значительно сократились, но все же в н. XX в. им принадлежало на Урале свыше 500 тыс. десятин земли и 11 заводов.

ДЕМОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМЯНСК

ДЕМЯНСК - поселок городского типа в Новгородской обл., центр Демянского р-на. Расположен на р. Явонь. Население 6,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1441. В 1824 село Демянск с прилегающими поселениями преобразовано в город.

ДЕННИЦА

ДЕННИЦА - международная славянская газета, посвященная объединению славянства. В 1843 стала журналом с подзаголовком «Славянское обозрение». Выходила в Варшаве 1842 - 43. Редактор-издатель П.П. Дубровский. Стремился содействовать взаимному ознакомлению славянских народов, пропагандировать мысль о необходимости объединения славян, доказать, что славянству присуще «определенное и только ему свойственное место в среде образованного человечества». Среди авторов И. И. Срезневский, П. И. Шафарик, С. П. Шевырев, Ф. С. Евецкий и др.

ДЕНЬ

ДЕНЬ - еженедельная газета славянофилов, выходила в Москве в 1861-65. Газета выступала за созыв Земского собора, вела борьбу с антирусскими либерально-космополитическими, революционно-демократическими и националистическими идеологиями.

ДЕНЬГИ

ДЕНЬГИ - См.: БОГАТСТВО.

Предыдущая страница Следующая страница