Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЛА"-"БОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЛА"-"БОН")

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - в Великую субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме, то есть в пещере, где был погребен Господь наш Иисус Христос, чудесно загорается Благодатный Огонь. Появление Благодатного Огня происходит из года в год, многие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление, установить трудно. Об этом писали еще свв. Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, крестоносцы и все паломники на протяжении многих веков.

Ввиду того, что получение Благодатного Огня принадлежит исключительно Православному Патриарху (инославные тщетно пытались получить его), католики демонстративно отошли от участия в этом благодатном торжестве.

Ко всему следует сказать, что появление Благодатного Огня на Гробе Господнем находится под строгим и ревностным надзором гражданских властей. Все огни в храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, под контролем полиции. Само помещение Гроба Господня тщательно осматривается, и затем вход в него опечатывается. Самого Патриарха разоблачают - нет ли при нем чего-нибудь воспламеняющегося. Только после этого снимают печать со входа в Гроб Господень и Патриарха впускают в него для получения Благодатного Огня. Через некоторое время, после усердной молитвы, получив Благодатный Огонь, Патриарх зажигает пучки свечей и передает присутствующим в храме, и весь храм озаряется морем огня. Этот Благодатный Огонь в течение 10-15 минут совершенно не обжигает.

Несколько веков тому назад армянам удалось однажды оспорить у православных право получить «Священный Огонь». Православных в храм совсем не пустили, и они молились во дворе с Патриархом. Армяне ничего не дождались, Огонь же исшел из колонны у входной двери.

БЛАГОДАТЬ

БЛАГОДАТЬ - в русском Православии милость и сила Божия, проявляющиеся в отношении к человеку и выражающиеся в даровании ему спасения. Благодать даруется человеку через церковные Таинства. Существенный признак благодати как свойства Божия есть то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны человека, по вере в Иисуса Христа. Благодатию совершается весь земной подвиг человека. Через нее познается Бог и даруется все необходимое «к животу и благочестию». Тем не менее милость получения благодати является только одной стороной спасения. Непременным условием спасения служат покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека. По учению Православной Церкви, существует два вида благодати - предваряющая (просвещающая) и особенная (оправдывающая). Первая «доставляет человеку познание божественной истины» и указывает «повеления, необходимо нужные для спасения». Вторая создает условия очищения человека от грехов, освящения его посредством таинств и возведения на высшую ступень нравственного совершенства. Благодать есть «полнота Божественной воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой ее собственного внутреннего действия в душе человека» (B.C. Соловьев).

О.П.

БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ

БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ - русская икона, где Христос изображен Ангелом «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3: 4). Христос - Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием: крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По словам Пророка, «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего» (Ис. 42: 2), «Он истязуем был и не открывал уст Своих» (Ис. 53: 7).

Икона «Благое Молчание» особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и «умственной молитвы», процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140: 3).

Н.Ш.

БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ

БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Воронежском Покровском кафедральном соборе. На иконе Богомладенец Спаситель изображен сидящим на левой руке Своей Матери. Правою же рукою Пресвятая Богородица держит расцветшую ветвь. Празднуется 15/28 ноября.

Прот. И. Бухарев

БЛАГОЧЕСТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО

БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО (Барловская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1392. Находилась в Московском Благовещенском соборе. Празднуется 26 декабря/8 января.

БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, НОСИВШЕЕ ТЕБЯ, И СОСЦЫ, ТЕБЯ ПИТАВШИЕ

БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, НОСИВШЕЕ ТЕБЯ, И СОСЦЫ, ТЕБЯ ПИТАВШИЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Празднуется в неделю Всех Святых.

БЛАЖЕНСТВО

БЛАЖЕНСТВО - высшее счастье, высшая моральная ценность. Если дохристианский мир ценил силу, богатство и чувственные удовольствия, более ценил внешнее в человеке, чем внутреннее, то Христос указывает на внутреннее состояние человека как на необходимое условие блаженства, которое состоит в свободе от привязанностей к земным благам, постоянном движении к духовному совершенству, кротости, поиске правды и справедливости, милосердии, миротворчестве, чистоте сердца (а не чувственности), готовности пострадать за истину (См.: Нагорная проповедь. Мф. 5: 3-12). Высшая степень блаженства - совершенное единение с Богом, Царство Божие. Для человека Святой Руси нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства.

БЛИЖНЯЯ ДУМА

БЛИЖНЯЯ ДУМА (Тайная дума, Комнатная дума), совет наиболее близких к вел. князю, а затем царю деятелей; действовал в Русском государстве в XV - н. XVIII в. наряду с Боярской думой. При Василии III в Ближнюю думу входило примерно 8-10 бояр. В сер. XVI в. Ближняя дума была фактически правительством царя Ивана IV. Ближняя дума не имела постоянного состава, начала формироваться в учреждение во 2-й пол. XVII в., когда особо доверенных лиц (бояр и др.) стали жаловать «в комнату». Ближняя дума состояла в это время из немногих доверенных лиц царя, не имевших иногда «думного» чина.

БЛИНЫ

БЛИНЫ - древняя русская пища, приготовление и употребление которой нередко носило ритуальный характер, особенно на поминках и свадьбах. Языческая символика блинов отражала ритуал связи человека с небом, солнцем и загробным миром.

По материалам А.В. Гура, на похороны и поминки блины пекли как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставили кипу блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывал первый блин и клал на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не резали, а рвали на части и раскладывали на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. Блины иногда клали на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминали на могиле, а остатки отдавали нищим странникам. На следующий день носили завтрак покойному, тоже оставляя блины на могиле. Блины пекли на девятый, сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «ледовую неделю», Красную Горку, Радоницу), в Дмитровскую субботу и т. д. Считалось, что кто «печет» блины на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные блины разносили по домам, приносили на могилу, в церковь, раздавали нищим. В Белоруссии блины пекли на «деды» - чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». Блины использовались и как оберег от мертвых, которые часто являлись во сне. Для этого с горячим блином садились на порог и приглашали к себе умерших обедать.

Блины на масленицу - повсеместное угощение, пекли их всю неделю. Первый блин посвящался Власию или умершим. Его клали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. В Прощеное воскресенье или в субботу шли с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин давали в руки чучелу Масленицы. Блины пекли также на Вознесение. Их называли «Христу онучи», «Христовы (или «Божьи») онучи». Их пекли на счастье, брали с собой в поле. Наряду с другими видами хлеба блины пекли на Рождество. Первый блин в Сочельник давали овцам - от мора, скоту отдавали остатки блинов и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с кутьей и блинами ходил звать мороз на ужин. Блины также специально пеклись для колядников. Блины были составной частью угощения на дожинках и в начале жатвы.

В северо-восточной России блины использовали в свадебных обрядах. Угощение блинами сопровождалось в некоторых местах символическими «похоронами» невесты или упоминанием покойника. Невеста в это время должна как бы «умереть» как девушка, чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве. После брачной ночи молодых кормили блинами, совершали шуточный обряд «блин продолбить», устраивали «блинный стол», мать невесты присылала блины к выходу молодых из бани. Повсеместно у русских теща угощала зятя блинами в конце свадьбы. Во время угощения невеста старалась вырвать у жениха первый блин, чтобы получить власть над мужем. По способу поедания женихом блинов судили о девственности невесты: если она оказалась «нечестной», жених ломал блин, перекусывал у него середину, откладывал взятый блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или клал на блин не целый рубль, а мелочь, если молодая «не цела». В некоторых местах и сама невеста в конце свадьбы пекла блины и угощала ими мужа и гостей, иногда устраивали шуточную продажу невестиных блинов.

БЛОК

Александр Александрович (16/28.11.1880-17.08.1921), русский поэт. Отец - профессор права Варшавского университета, мать - писательница, дочь ректора Петербургского университета, историко-филологический факультет которого Блок заканчивает в 1906. Был женат на дочери Д.И. Менделеева.

Раннее творчество Блока носит следы влияния романтической поэзии (В. А. Жуковский), чистой лирики (А. А. Фет и Я. П. Полонский), жестокого романса (А. Н. Апухтин).

Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом «вечно-женственного» и «мировой души», что и отразилось в его книге «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы «жестокой арлекинады» (цикл «Распутье»), позднее вырисовывается урбанистическая тема: «черный город», «пузатый паук», «черный ад».

Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе «Балаганчик» осмеивается декадентская мистика.

Блок обращается к народной мифологии (сб. «Нечаянная радость», 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл «Снежная Москва» (1907).

В статьях и публичных докладах 1907 - 08 центральной для Блока становится тема разрыва между народом и интеллигенцией («Религиозные искания и народ», «Народ и интеллигенция»).

В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл «На поле Куликовом», 1908) приводят его к «открытию» забытого критика и поэта 1840-х, сторонника «почвенничества» А. А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).

Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл «Страшный мир», 1909 - 16). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием «страшного мира», социального неравенства и жестокости (цикл «Пляски смерти», 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил («Ямбы»), сохраняется его стремление избавиться от эстетских иллюзий прежних лет.

Незаконченная поэма Блока «Возмездие» (1910 - 21) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой «железного» XIX и «бездомного» XX века.

Революция 1917 отразилась в крупнейшей послеоктябрьской поэме «Двенадцать» (1918). Стихотворение «Скифы» проникнуто утверждением земной исторической миссии революционной России, обличением пагубности буржуазной цивилизации.

В последние годы жизни Блок ведет большую общественную работу, много сил отдает издательству «Всемирная литература». В 1920 - избран председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Однако разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока.

БЛОХИНЦЕВ

Дмитрий Иванович (29.12.1907/11.01.1908-1979), русский физик-атомщик. С 1930 - профессор МГУ.

В 1935 - 56 один из руководителей Физического института. С 1956 - директор Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Труды по квантовой механике, атомной и ядерной физике, теории ядерных реакторов, физике элементарных частиц, методологии физики.

БОБОРЫКИН

Петр Дмитриевич (15/27.08.1836-12.08.1921), русский писатель, почетный академик Петербургской АН. Дебютировал как драматург в 1860. В 1863 - 65 - редактор-издатель журнала «Библиотека для чтения». В 1870-е сотрудничает в журналах «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Северный вестник» и др. С и. 1890-х жил преимущественно за границей.

Автор свыше 100 романов (в т. ч. «Жертва вечерняя», 1868; «Китай-город», 1882; «Василий Теркин», 1892; «Тяга», 1898), повестей и пьес, в которых изобразил жизнь различных слоев русского общества 2-й пол. XIX в.

Исканиям русской интеллигенции в годы первой русской революции посвящен роман «Великая разруха. Семейная хроника» (1908).

Значительный интерес представляют мемуары Боборыкина «За полвека» (1906 - 13, изд. М.-Л., 1929) и его работы по истории русской и западноевропейской литературы (в т. ч. «Европейский роман в XIX столетии», 1900; неопубл. «Судьбы русского романа», «Эволюция русского романа», 1902).

В 1914 из-за слепоты находился на лечении в Лугано (Швейцария) и по условиям военного времени не сумел вернуться в Россию. Последние публикации на родине - рассказ «Жить - ждать! (исповедь обреченного)» (1916) и «Воспоминания старейшего» («Огонек», №32).

БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ - мужской монастырь,

Московская ей., близ д. Бобреневой, в версте от Коломны. Основан, по преданию, воеводою Димитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около 1381, по обету за Куликовскую победу над Мамаем. В монастыре находилась особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери.

БОБРОВ

БОБРОВ - город в Воронежской обл. Расположен на южной окраине Окско-Донской равнины, на правом берегу р. Битюг (приток Дона). Население 22 тыс. чел.

Основан в к. XVII в. как слобода в местности, богатой бобрами (отсюда название). Город Бобров с 1779. Близ Боброва, в селе Хреновом, существовал казенный конезавод, основанный графом А. Г. Орловым-Чесменским (порода рысистых лошадей - «орловские рысаки»).

БОБРУЙСК

БОБРУЙСК - город в Могилевской обл. Белоруссии. Первые сведения о нем относятся к XIV в. С 1649 захвачен Польшей. Возвращен России в 1793. Крепость Бобруйска сыграла большую роль в войне 1812 года.

БОБЫЛИ

БОБЫЛИ - на Руси в XV - и. XVIII в. обедневшие люди, зависимые от владельцев земли. Они занимались земледелием, ремеслом, мелкой торговлей, работали по найму. Бобыли не несли государственного тягла, но платили своему владельцу более легкий оброк - бобылыцину. В 1679 по своему статусу бобыли были приравнены к крестьянам.

В просторечии слово «бобыль» означает обнищавший, одинокий, бездомный человек.

БОВЕ

Осип (Иосиф) Иванович (24.10.1784-16.06.1834), архитектор, представитель стиля ампир. Родился в семье выходца из Италии, живописца Винченцо Бова. В 1802 - 07 Бове обучался в Архитектурной школе Экспедиции кремлевского строения, по окончании ее работал помощником у архитекторов М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Твери и Москве, с 1813 - архитектор Комиссии для строений Москвы, с 1814 - Главный архитектор этой комиссии «по фасадной части» общественных зданий в Москве.

Бове много сделал для восстановления и реконструкции Москвы после пожара 1812. Создавал целостные ансамбли в стиле московского ампира: Торговые ряды на Красной площади (1815, в 1888 заменены новыми торговыми рядами по проекту А. Н. Померанцева), ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821-24, перестроен в 1855-56 А. К. Кавосом), Малым театром (1821-24, перестроен в 1838 - 40 К. А. Тоном), внешняя декоративная отделка здания Манежа (1824 - 25), Александровский сад на месте р. Неглинки у Кремлевской стены (1819 - 22), Триумфальные ворота у Тверской заставы (1827 -34, ныне на Кутузовском просп.), 1-я Градская больница (1828 - 32), церкви на Ордынке и в с. Архангельском.

В. А. Федоров

БОГАТЕНИЕ

БОГАТЕНИЕ («О богатении»), поучение русского купца, владельца Прохоровской Трехгорной мануфактуры, Тимофея Васильевича Прохорова (1797 - 1854), ставшее своего рода моральным кодексом коренных русских купцов: «Человеку нужно стремиться к тому, чтобы иметь лишь необходимое в жизни; раз это достигнуто, то оно может быть и увеличено не с целью наживы - богатства для богатства, - а ради упрочения нажитого и ради ближнего. Благотворительность совершенно необходима человеку, но она должна быть непременно целесообразна, серьезна. Нужно знать, кому дать, сколько нужно дать. Ввиду этого нужно посещать жилища бедных, помогать каждому, в чем он нуждается: работой, советом, деньгами, лекарствами, больницей и пр. Наградою делающему добро человеку должно служить нравственное удовлетворение от сознания, что он живет «в Боге». Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности, сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души. Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется нравственно, духовно; когда он делится с другими и приходит им на помощь. Богатство необходимо должно встречаться в жизни, оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей его. При этих условиях богатство неоценимо, полезно. Примером того, что богатство не вредит, служат народы, у которых при изобилии средств редки пороки. Не будь богатства, не было бы ни открытий, ни усовершенствований в различных отраслях знаний, особенно промышленных. Без средств, без труда, энергии не может пойти никакое промышленное предприятие: богатство - его рычаг. Нужды нет, что иногда отец передает большие средства сыну, сын еще более увеличивает их, как бывает в коммерческом быту. Это богатство хорошо, оно плодотворно, лишь только не надо забывать заветов религии, жить хорошей нравственной жизнью. Если богатство приобретено трудом, то при потере его оно сохранит от гибели человека: он станет вновь трудиться и еще может приобрести больше, чем у него было, он живет «в Боге». Если же богатство случайно досталось человеку, то такой человек часто не думает ни о чем, кроме своей похоти, и такой человек при потере богатства погибает. Вообще частное богатение, даже коммерсантов или банкиров, полезно, если человек живет по-Божьему...»

БОГАТСТВО

БОГАТСТВО (богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль). В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода - это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.

«Беда деньгу родит», - настойчиво повторяет трудовой русский человек. «Деньги что каменья - тяжело на душу ложатся», «Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь» или еще вариант этой пословицы - «Деньги - прах, ну их в тартарарах». Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка.

Деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять», «Дай Бог подать, не дай Бог просить».

К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».

Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом». «Пусти душу в ад - будешь богат». «Грехов много, да и денег вволю». «В аду не быть - богатства не нажить». «Деньги копил, да нелегкого купил». «Копил, копил, да черта купил!»

Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом», «Неправедная корысть впрок нейдет», «Неправедная нажива - огонь», «Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание - прах», «Не от скудости скупость вышла, от богатства».

К богачам трудовой человек относится с большим недоверием. «Богатство спеси сродни», - говорит он. «Богатый никого не помнит, только себя помнит». «Мужик богатый гребет деньги лопатой». «У него денег - куры не клюют». «Рак клешнею, а богатый мошною». «Мужик богатый, что бык рогатый». «Богатый совести не купит, а свою погубляет».

Вместе с тем крестьяне даже чем-то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство и даже ущербность. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится». А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред. «Богатство родителей - порча детям». «Отец богатый, да сын неудатый».

Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» - гласит одна из народных пословиц.

О. Платонов

БОГДАНОВИЧ

Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), русский поэт. Главное произведение - поэма «Душенька» (1778), стилизованная под русские народные сказки, поразившая современников новизною содержания и легкостью стиха.

Другие соч.: пьесы «Радость Душеньки» и «Славяне», сборник «Русские пословицы», очерки «Исторические изображения России».

БОГОЛЮБИЕ

БОГОЛЮБИЕ - боголюбивость, главное духовное чувство человека Святой Руси. Любовь к Богу есть начало, корень и утверждение всему. Любить Бога следует так, чтобы все другое, кроме Него, считать второстепенным и неглавным, чтобы законы Его были выше для нас всех постановлений человеческих, Его советы выше всех советов, чтобы огорчить Его считать гораздо важнейшим, чем огорчить какого-нибудь человека. Любить Бога значит любить Его в несколько раз более, чем отца, мать, детей, жену, мужа, брата и друга; и мы даже и так Его не любим, как любим их. Кто любит Бога, тот уже гораздо более любит и отца, и мать, и детей, и брата, чем тот, кто привязывается к ним более, чем к Самому Богу. Любовь последнего есть один оптический обман, плотская чувственная любовь, одно страстное обаяние. Такая любовь не может поступать разумно, потому что очи ее слепы. Любовь же есть свет, а не мрак. В любви заключается Бог, а не дух тьмы: где свет, там и спокойствие, где тьма, там и возмущение. И потому любовь, происшедшая от Бога, тверда и вносит твердость в наш характер и самих нас делает твердыми; а любовь не от Бога шатка и мятежна и самих нас делает шаткими, боязливыми и нетвердыми. И потому прямо от Божьей любви происходит всякая другая любовь на земле.

Любовь земная, происшед от Божией, становится чрез то возвышенней и обширней, ибо она велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим: она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и о душе, скорбеть на него не за то, что он наносит нам неприятности, но за то, что он сим поступком наносит несчастие душе своей. Никто да не приходит от того в уныние, если Бог не исполняет тот же час вслед за молитвою нашего желания и если даяние не вдруг снисходит на прошение; но напротив, тогда-то бодрей и веселей духом да молимся и действуем! Тогда-то именно да возрастает сильней наша надежда. Ибо Бог, руководясь великим смыслом, дает иному в конце то, что другому в начале. Но блажен и в несколько раз блаженней тот, которому назначено вкусить за долгие и большие труды то, что другому за меньшие: душа его больше будет приготовлена, больше достойна и может более обнять и вместить в себе блаженства, чем душа другого. «Претерпевый до конца спасется», - сказал Спаситель - и сим же открыл нам всю тайну жизни, на которую не хотим мы даже взглянуть очами, не только проразуметь.

Не омрачаться, но стараться светлеть душой должны мы беспрерывно. Бог есть свет, а потому и мы должны стремиться к свету. Бог есть верховное веселие, а потому и мы должны быть также светлы и веселы. Веселы именно тогда, когда все воздвигается противу нас, чтобы нас смутить и опечалить. Иначе и заслуги нет никакой: нетрудно быть веселу, когда вокруг нас весело; тогда всякий умеет веселиться: и не просвещенный верою, и не имеющий никакой твердости человек, и не христианин, и язычник тогда умеют быть спокойными и веселиться. Но достоинство христианина в том, чтобы и в печали быть беспечальну духом.

Все да управляется у нас любовью к Богу. И на всякую земную любовь нашу, как бы чиста и прекрасна она ни была, мы должны взирать как на одни видимые и недостаточные знаки бесконечной любви Божией. Это только одни искры, одни края той великолепной ризы, в которую облеклась безмерная и безграничная любовь Божия, которую ничто не вместит, как ничто не может вместить Самого Бога.

Н.В. Гоголь

БОГОЛЮБОВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ

БОГОЛЮБОВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ - мужской монастырь, Владимирская еп., на р. Клязьме, при с. Боголюбове. Построен около 1158, 4 июля св. кн. Андреем Боголюбским, на месте явления ему Богоматери, с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма св. князь построил другую каменную церковь во имя св. Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители св. князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 рязанским кн. Глебом и половцами, в 1239 Батыем, в 1382 Тохтамышем. Чудотворная икона Божией Матери, написанная на кипарисе по повелению св. кн. Андрея, находилась в соборном храме Ее имени, построенном в 1866 в византийском стиле. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершался крестный ход в г. Владимир. В память явления св. князю Божией Матери в монастыре в 1158 был установлен 18 июня праздник. Северная сторона Рождественского храма занимала бывшую моленную св. кн. Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; здесь был устроен придельный алтарь во имя его.

С.В. Булгаков

БОГОЛЮБОВ-ГОРОД

БОГОЛЮБОВ-ГОРОД - княжеский замок св. кн. Андрея Боголюбского. Построен в 1158 - 65 на высоком берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом на хоры собора. Основание стен последней, как и остатки других частей ансамбля, раскрыты раскопками. Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену. Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое. Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали майоликовые плитки, а в самом храме - медные плиты, запаянные оловом и блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной водосвятной чашей.

БОГОЛЮБОВО

БОГОЛЮБОВО - поселок городского типа во Владимирской обл., в Суздальском р-не. Расположен на берегу Клязьмы. Население 4,2 тыс. чел.

Основан в сер. XII в. как замок-резиденция кн. Андрея Боголюбского, с XIII в. в замке Рождественский (Рождество-Богородицкий) монастырь. В 1230-х укрепления Боголюбова разрушены монголо-татарами. Сохранились: остатки валов, Рождественский собор (XII в. - 1751), переход и «лестничная башня» княжеского дворца (XII в.), собор Боголюбской Богоматери, кельи и надвратная колокольня (все XIX в.). Боголюбове входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Близ Боголюбова - знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165).

БОГОЛЮБСКАЯ

БОГОЛЮБСКАЯ (БОГОЛЮБИВАЯ), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Боголюбовом мужском монастыре Владимирской еп. Она написана по приказанию кн. Андрея Боголюбского, который, переселяясь из Вышгорода в Ростов, взял с собою чудотворную икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой. Путешествие продолжалось беспрепятственно до того места, где ныне находится Боголюбов монастырь, неподалеку от Владимира, вниз по течению Клязьмы. Тут лошади, везшие икону, остановились и никак не шли дальше, лошадей переменили, но и новые не могли двинуться с места. По приказанию князя был совершен молебен пред чудотворною иконою, но лошади все-таки не трогались с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго молился наедине. К утру он заснул и удостоился во сне чудесного видения: Пресвятая Богородица явилась ему со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить во Владимире, а на том месте, где ему было чудесное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков. Благочестивый князь немедленно заложил храм и, призвав лучшего иконописца, приказал ему изобразить Богородицу в том молитвенном виде, как Она явилась ему. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, со свитком в правой руке, левая обращена в молитве к Спасителю; сам же кн. Андрей изображен на коленях пред Нею, в молитвенном виде. Когда церковь была готова и освящена, князь внес в нее обе иконы - и принесенную из Вышгорода, известную теперь под именем Владимирской, и вновь написанную, которую назвал иконою Божией Матери Боголюбивой; место же, где Богородица явилась ему, назвал Боголюбским, и сам стал называться Боголюбивым, или Боголюбским. Близ новосозданной церкви и обители он основал город Боголюбов. В память чудесного явления Богородицы в 1157 князь установил ежегодно совершать празднество 18 июня. В 1771, того же дня, было установлено в честь Боголюбской иконы новое празднество в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия, с крестным ходом.

Прот. И. Бухарев

БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ

БОГОЛЮБСКАЯ ЗИМАРОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. С 1771 находилась в с. Зимарове Рязанской еп. Предание говорит, что в бедственное для России время татарского ига икона сия была расколота татарами на две половины и брошена в кустарник. Там она сама по себе соединилась, но так, что одна половина осталась немного выше другой. Икона прославилась чудотворениями: в 1771 - избавлением от язвы и в 1848 - от холеры.

Празднуется 25 марта/7 апреля.

Прот. И. Бухарев

БОГОМОЛЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОРОДИЦА

Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа, Дочь праведных Иоакима и Анны. Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу их, когда, вися на кресте, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице св. апостола Иоанна Богослова. Во дни Ее земной жизни и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы живописный лик Ее.

Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание ап. Лука, бывший искусным врачом и художником, и, чтобы удовлетворить желанию первых христиан, он, как говорит предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес все три к Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди». И присовокупила: «Благодать Родшегося от Меня и Моя с сими иконами да будет». Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, воспевает Ей: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских тайн благовестником и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чествующия Тя, порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего содетельница» (Стихира на литургии службы Казанской иконе Богоматери).

Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее св. икон, построением храмов в честь Ее, церковными празднествами в память бесчисленных Ее благодеяний. В настоящее время в пределах Православной Церкви нет города, села и деревни, нет храма, нет дома, в которых икона Богоматери не составляла бы величайшей святыни. Дивную картину для благоговейного взора представляют сами чудесные явления св. икон и чудотворения, совершавшиеся по молитвам пред иконами Пресвятой Богородицы. От неистощимого источника св. икон Сама Небесная Заступница дарует верным обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

На иконах Пресвятая Богородица обыкновенно изображается с тремя звездами, из которых одна на голове и две на плечах, что означает: до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Дева.

Иконографические признаки: положение рук, поворот или наклон головы, соотношение образа Богоматери к образу Спасителя и другие детали - дают возможность определить наименование иконы.

Существует несколько типов икон Пресвятой Богородицы:

Оранта - с воздетыми руками;

Никопея - на престоле;

Одигитрия - с Иисусом Христом на руке;

Гликофилусса - Умиление;

Халкопратия - молитвенно обращенная к Спасителю.

Иконы Богоматери распространялись по самым отдаленным местам России и, в свою очередь, списывались и приобретали местные названия. Известно более 468 русских наименований икон Богоматери, из них многие чудотворные.

Богоматерь на православной русской иконе - не блондинка, не брюнетка, не молодая и не старая. Она - вечная. Западные Мадонны писались с живых людей - жен и подруг, - одна эта мысль для иконописца кощунственна.

По церковной символике, Богоматерь - Чаша, в которой воплотился Христос, и Ее иконы являются Пречистым Образом, перед которым преклоняются. Богоматерь чтится Заступницей, Покровительницей, Молитвенницей и Царицей Небесной. Акафист, посвященный Ей, называет Приснодеву благоуханным цветом, звездой пресветлой, Матерью Света, надеждой отчаявшихся, сокровищем мира, живоносным источником и многими другими поэтическими олицетворениями, которые, в свою очередь, вдохновили иконописцев на новые образы.

Прот. И. Бухарев

БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ

БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ - мужской монастырь, Томская еп., в Томске. Основан не ранее н. XVII в., недалеко от Томска, при устье р. Киргизки на Юртачной горе, назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов киргизов и калмыков перенесен в 1656 - 62 на другое место. В монастыре хранился деревянный крест 1662 и рукописный синодик. Храм в честь Казанской Божией Матери. На кладбище в ограде монастыря был погребен старец Феодор Кузьмич.

С.В. Булгаков

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ - монастырь. - См.: ФЕРАПОНТОВ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь.

БОГОРОДИЦК

БОГОРОДИЦК - город в Тульской обл. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Упёрта (приток Упы). Население 33,5 тыс. чел.

Основан в 1663 как крепость на южных рубежах Русского государства. В XVII -XVIII вв. через Богородицк проходил оживленный торговый тракт. Город с 1764. Сохранился дворцово-парковый ансамбль усадьбы Бобринских (1770- 83; ныне музей). Управляющим этой усадьбой был великий русский ученый и писатель А. Т. Болотов.

БОГОРОДИЦКИЙ

БОГОРОДИЦКИЙ - мужской монастырь, Воронежская еп., в Задонске, при р. Тешевке. Основан ранее 1620 Кириллом и Герасимом, старцами Московского Сретенского монастыря. Здесь с 1769 жил на покое и в 1783 преставился св. Тихон, бывший еп. Воронежский. Здесь находился знаменитый собор во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1845 - 53, и зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Соборный храм трехэтажный; престолов в нем восемь. Все святыни монастыря находились в средней части храма. За правым клиросом в киоте находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, по преданию, благословленная от Сретенского монастыря старцам Кириллу и Герасиму. От нее совершилось много чудес. Св. Тихон питал к ней особенное благоговение. Ежедневно пред нею совершались молебные пения с акафистом. За левым клиросом между столбами, поддерживающими церковный свод, находились мощи свт. Тихона. Они почивали в серебряной раке под серебряною же, вызолоченною внутри сенью, утверждающейся на четырех столбах.

С.В. Булгаков

БОГОРОДИЦКИЙ КАЗАНСКИЙ

БОГОРОДИЦКИЙ КАЗАНСКИЙ - мужской монастырь, Пензенская еп., близ Нижнего Ломова. Основан в 1648 по повелению царя Михаила Феодоровича на месте явления здесь в 1643 Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772, находилась сама явленная икона, а также и чудотворная икона св. Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носились для поклонения по городам и селам епархии.

С.В. Булгаков

БОГОРОДИЦКИЙ ПЕСОЧЕНСКИЙ ИГРИЦКИЙ

БОГОРОДИЦКИЙ ПЕСОЧЕНСКИЙ ИГРИЦКИЙ - мужской монастырь, Костромская еп., в окрестностях Костромы, при р. Песочне. Построен на месте явления в 1624 Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. В Богородицком монастыре были четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя св. Николая Чудотворца, во имя прпп. Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова.

БОГОРОДИЧНЫЙ КАЗАНСКИЙ

БОГОРОДИЧНЫЙ КАЗАНСКИЙ - женский монастырь, Казанская еп., в Казани, основанный в 1579. Он несколько раз страдал от пожара. Холодный Казанский собор освящен в 1808. Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и другими драгоценными камнями.

БОГОРОДИЧНЫЙ НАЗАРЕТ

БОГОРОДИЧНЫЙ НАЗАРЕТ - См.: БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь в Нежине.

БОГОРОДСК

БОГОРОДСК - город в Нижегородской обл., на автодороге Нижний Новгород - Муром. Население 37,5 тыс. чел.

Основан в 1570, известен как центр по выделке кож. В XVII -XIX вв. жители занимались также гончарным, кузнечным, шорным, валяльным ремеслами.

(с 1930 Ногинск), город в Московской обл. Расположен на Клязьме (приток Оки). Население 118,3 тыс. чел. Известен с 1389 как с. Рогожи; с 1506 ямская слобода (Старый Рогожский Ям). В 1781 преобразован в г. Богородск.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ - в Русской Православной Церкви подразумевает Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, т. е. исполнение воли Божией.

Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться небесному Отцу на всяком месте, тем не менее часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем. Так же поступали и святые апостолы Его, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

Во времена апостолов, как видно из книги Деяний Апостольских, были особенные места для собраний верующих и для совершения таинства Причащения, называвшиеся церквами, где Богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в таинстве священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.

Окончательное устройство христианского Богослужения совершено было преемниками апостольскими, под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14: 40). Этот установленный порядок Богослужения строго сохраняется в нашей святой Православной Церкви Христовой.

Православным церковным Богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

От домашней молитвы церковное Богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителями, законно поставленными для этого через таинство Священства святой Православной Церковью, и совершается преимущественно в храме.

Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе.

А главное, через Богослужение, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

См. также: Суточный, Недельный и Годовой круг Богослужений.

БОГОЯВЛЕНИЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ - См.: КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

БОГОЯВЛЕНСКАЯ СЛОБОДА МСТЁРА

БОГОЯВЛЕНСКАЯ СЛОБОДА МСТЁРА - См.: МСТЁРА.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ

БОГОЯВЛЕНСКИЙ - женский монастырь, Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1584 - 91; в 1609 был сожжен поляками; в 1620 - 29 восстановлен; в 1661 перенесен был из крепости в посад. Здесь была пострижена царица Мария Феодоровна, мать убитого св. царевича Димитрия. Монастырский соборный храм в честь Богоявления Господня был построен в 1843 - 53. В монастыре находилась местночтимая Феодоровская икона Божией Матери.

мужской монастырь, Московская еп., в Москве, на Никольской ул. Основан в 1296 вел. кн. Даниилом Александровичем. Одним из первых игуменов здесь был Стефан, брат прп. Сергия. Здесь принял пострижение свт. Алексий, митр. Московский. Соборная Богоявленская церковь представляла выдающееся по архитектуре сооружение XVII в. В нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери находилась особо чтимая икона Ее, а в склепе почивало тело черниговского боярина Феодора, отца свт. Алексия, митр. Московского.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ АНАСТАСИИН

БОГОЯВЛЕНСКИЙ АНАСТАСИИН - женский монастырь, Костромская еп., в Костроме. Он совмещал в себе три обители, существовавшие некогда отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считался старец Никита, ученик и сродник прп. Сергия, память его сохранялась в обители. После пожара в 1847 монастырь был упразднен и отдан в ведение женского (прежде мужского) Крестовоздвиженского монастыря. Анастасиин монастырь основан в XV в. первою супругою Иоанна Грозного Анастасией Романовной; в 1764 был упразднен, а инокини перемещены в Крестовоздвиженский женский монастырь; вскоре монастырь сгорел; через 10 лет Анастасиин монастырь восстановлен был на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина. В 1863 он переведен был на место упраздненного Богоявленского монастыря. В юго-западной башне монастырской ограды устроен храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Здесь во время пожаров, бывшего в 1779 и позднейшего в 1887, стены башни, на штукатурке которой изображен был лик Богоматери, охвачены были волнами пламени, однако св. икона и деревянный на ней киот чудесно остались совершенно невредимыми; с того времени св. икона особенно почиталась жителями города.

С.В. Булгаков

БОГОЯВЛЕНСКИЙ БРАТСКИЙ

БОГОЯВЛЕНСКИЙ БРАТСКИЙ - мужской монастырь, Минская еп., в Пинске. Основан ок. 1596; в 1618 был закрыт; в 1633 восстановлен при открывшемся Пинском Богоявленском братстве; в 1722 им овладели униаты; в 1796 возвращен в Православие. В 1799 он пострадал от пожара; в этом же году возобновлен, и сюда были переведены иноки упраздненного Минского Петропавловского монастыря. В церкви монастыря поверх земли почивали с сер. XVII в. мощи иерея Андрея.

БОГУЧАНЫ

БОГУЧАНЫ - село в Красноярском крае. Расположено на Ангаре (приток Енисея). Население 13,4 тыс. чел.

Основано в 1642 казаками. Архитектурные памятники: здание бывшего волостного правления, дома дьяка и волостного писаря (XVIII в.).

БОГУЧАР

БОГУЧАР - город в Воронежской обл. Расположен на р. Богучар (приток Дона), между Калачской возвышенностью (на северо-востоке) и Донской грядой (на юго-западе). Население 8,9 тыс. чел.

На месте современного города издавна существовало селение - Богучарский юрт. В 1704 был известен как казачий городок. В 1716 по берегам рек Толучеевка и Богучар началось расселение Черкасов (казаков-украинцев по происхождению) Острогожского полка, образовалась Богучарская слобода. Город с 1779.

БОЛДИН СВЯТО-ТРОИЦКИЙ

БОЛДИН СВЯТО-ТРОИЦКИЙ - мужской монастырь, Смоленская еп., в окрестностях Дорогобужа, при р. Болдинка. Основан в 1528 подвижником Герасимом Болдинским, который здесь и скончался 1 мая 1554. В соборе монастыря находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. В апостольском приделе соборного храма под спудом почивали мощи прп. Герасима, над которыми была сооружена рака. В этом же приделе покоились останки затворника Аркадия (к. XVI в.). В западной части собора сохранялся фамильный склеп рода кнн. Долгоруковых. Разрушен германскими войсками во время Великой Отечественной войны. Восстанавливался П. Д. Барановским и членами русского патриотического клуба «Родина».

БОЛЕЗНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛОТОВ

Андрей Павлович (17.03.1803-6.03.1853), выдающийся русский геодезист. Профессор геодезии и топографии Академии Генштаба (1832). Автор капитальных трудов, сыгравших большую роль в подготовке геодезистов и топографов и в развитии методов геодезических работ в России. Болотов разработал одну из шкал изображения рельефа на планах и картах штрихами.

Андрей Тимофеевич (7.10.1738-4.10.1833), выдающийся русский ученый, мыслитель, писатель, один из основателей отечественной и мировой агрономической науки. Родился в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне 1756 - 63. В 1762 в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации с.-х. территорий. Болотов разработал приемы агротехники в зависимости от зональных почвенно-климатических условий, ряд научных приемов внесения удобрений, приемы борьбы с сорными растениями. Впервые создал помологическую систему и дал описание более 600 сортов яблонь и груш. Им выведено много ценных сортов плодовых культур. Болотов обнаружил явление дихогамии (у яблони) и отметил преимущества перекрестного опыления. У него мы находим попытки использования гибридизации в селекции плодовых культур. Болотов разработал научные принципы лесоразведения и лесоиспользования. Составил первое русское ботаническое руководство по морфологии и систематике растений. В 1779 - 97 управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губ. Был постоянным корреспондентом Вольного экономического общества и сотрудником «Трудов» этого общества, где печатал статьи по агрономии, ботанике, по организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Издавал журнал «Сельский житель» (1778 - 79) и «Экономический магазин» (1780 - 89). Из огромного литературного наследия Болотова наибольшую историческую ценность имеют автобиографические записки, содержащие материалы о русской армии, быте дворян и помещичьем хозяйстве, дворцовом перевороте 1762, крестьянской войне 1773 - 75, казни Е. И. Пугачева. Болотов оставил глубокий след и в русской экономической мысли. Не считая погоню за прибылью главной целью развития хозяйства, Болотов вместе с тем во главу своих предприятий ставил экономичность и рациональность, основанные на точном научном расчете. Целью своей жизни он считал преобразование сельскохозяйственного производства на основе собственных научных достижений. Активно работал над новыми видами растений и формами сельскохозяйственного производства. Болотов выступал против некритического переноса на русскую почву иностранных видов и сортов растений, чужеземной практики возделывания полевых культур без учета местных условий. Болотову принадлежит множество открытий мирового значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и землеустройству территории, а также но введению многопольных севооборотов.

Продолжая развивать русские национальные традиции домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по ряду передовых культур. В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения.

Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» стала первым русским пособием по организации труда в сельском хозяйстве. О.П.

БОЛОХОВО

БОЛОХОВО - город в Тульской обл., в Киреевском р-не. Население 11,9 тыс. чел.

Известен с 1570 -80-х как село, принадлежавшее князьям Волховским.

БОЛТИН

Иван Никитич (1.01.1735-6.10.1792), русский историк и общественный деятель, участвовал в публикации исторических памятников - подготовил издание «Пространной редакции «Русской Правды» на основе нескольких списков (1792). В «Примечаниях на историю древния и нынешния России г. Леклерка» (тт. 1-2, 1788 - 94) изобличал французского автора в невежественном и недобросовестном освещении русской истории. Вел полемику с М.М. Щербатовым: «Ответ генерал-майора Болтина на письмо Щербатова, сочинителя Российской истории» (1789), «Критические примечания на первый и второй томы истории князя Щербатова» (1793 - 94). Выступал с критикой норманнской теории. Б.C.

БОЛЬШАК

БОЛЬШАК - название главы русской крестьянской семьи в XVIII -XIX вв. Его положение как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношении признавали все члены семьи, община и даже власти. Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины.

Большаком, как правило, становились по праву старшинства. Самый старший мужчина в семье мог передать свои права другому члену семьи.

Повсеместно было принято, чтобы большак управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи. Он решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ в семье. Разумный глава хозяйства обычно советовался по существенным вопросам со всей семьею или с кем-нибудь из старших. Вот как об этом рассказывали в 1897 в Заднесельской вол. Вологодчины: большак «поступает самостоятельно, но почти всегда советуется предварительно с некоторыми членами семьи, особенно в важных вопросах. С кем «посоветать» в данном случае - на воле большака, но, разумеется, преимущественно со старшими в семье».

Большак имел право, по крестьянским представлениям, выбранить и выговорить за леность, хозяйственные упущения или нравственные проступки. Корреспондент из Брянского у. Орловской губ. писал, что хозяин обходится со своими домашними строго, повелительно, нередко принимает начальственный тон. Разумеется, многое зависело от характера главы и общего духа, сложившегося в семье.

С вечера большак распределял работы на следующий день, и распоряжения его подлежали неукоснительному исполнению.

«Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину (по-здешнему - большаку), а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке (старшей из них - большухе)», - сообщалось в описании с. Давшино Пошехонского у. Ярославской губ. в 1849. «Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семействе, от которого бы зависели все хозяйственные распоряжения. Поэтому где нет отца, там с общего согласия членов семейства выбираются в большаки или дядя, или один из братьев, смотря по разуму, опытности и расторопности, так что иногда младший летами берет преимущество над старшими, без обиды для них».

Хозяин-большак читал молитву перед общей едой семьи, а также общесемейные молитвы по особым случаям - перед праздником, перед началом сева и пр. Он следил за соблюдением постов в доме и нес ответственность за духовно-нравственное поведение. Общие женские работы начинали выполнять только после молитвы большухи. Старшая из женщин крестила оставляемую на ночь воду и всю пищу.

Крестьянские представления о семье и соответствующие обычаи обеспечивали реакцию на неблагополучное положение в хозяйственных и др. делах. Если старший или выбранный вместо него мужчина плохо исполняет свои обязанности, то сама семья либо община смещают его. «Если семья недовольна своим большаком, если последний запивает горькую, если он «испорчен» и ведет хозяйство нерадиво - семья собственным коллективным усмотрением ставит на его место кого-либо другого из своих членов, а в случае спора прибегает к миру (общине. - М. Г.), который негодного большака сменяет», - сказано в записях обычного права у русских на Алтае в к. XIX в.

В материалах 1870-х Тульского у. отмечается назначение самим «обществом» нового большака в семье в случае неисправности отправления старым обязанностей перед миром. В ответах жителей Владимирской губ. указано, что мир мог лишить большака его прав за пьянство, расточительность, либо нерадивость; сход делал это по совместному ходатайству членов семьи.

Иногда большака оставлял волостной суд. В целом, обиженные большаком или большухой могли найти защиту у мира и волостного суда.

М.М. Громыко

БОЛЬШАКОВ

Владимир Ильич (р. 16.07.1951), русский ученый и общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Соч.: «По закону исторического возмездия», «Грани русской цивилизации».

БОЛЬШАЯ СОСНОВА

БОЛЬШАЯ СОСНОВА - село в Пермской обл. Расположено на р. Сосновка (бассейн Камы). Население 4 тыс. чел.

Основано в 1520-х беглыми крестьянами из Центральной России, в 1580 построен острог графов Строгановых.

БОЛЬШОЕ БОЛДИНО

БОЛЬШОЕ БОЛДИНО - село в Нижегородской обл. Расположено на р. Азанка (бассейн Волги). Население 4,7 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1585 как поместье воеводы Евстафия Михайловича Пушкина. До 1580-х на месте современного Большого Болдина находилось поселение мордовских бортников. С 1619 родовая вотчина Пушкиных. Летом 1830, в связи с предстоящей женитьбой, А. С. Пушкину выделена часть - деревня Кистеневка, входившая в состав болдинского имения, в 1911 продано государству. С 1949 Музей-заповедник А. С. Пушкина, который провел здесь три, т.н. болдинские, осени (1830, 1933, 1834). Здесь им в основном завершен «Евгений Онегин», созданы «Маленькие трагедии», циклы «Повестей Белкина» и сказок, «Медный всадник», «Пиковая дама», «История села Горюхина» и др. произведения. В к. XIX - н. XX в. жители села занимались гл. обр. земледелием, плотничьим и столярным промыслами.

БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО

БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО - поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Сундовик (приток Волги). Население 6,7 тыс. чел.

В XII в. на территории современного Большого Мурашкина существовало мордовское поселение, русские появились после битвы с татарами на р. Пьяна в 1377.

БОЛЬШОЕ СЕЛО

БОЛЬШОЕ СЕЛО - село в Ярославской обл. Расположено на р. Юхоть (приток Волги). Население 4,3 тыс. чел.

Основано в XVI в. как вотчина вел. князей московских.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

БОЛЬШОЙ ТЕАТР - ведущий театр оперы и балета России. Основан в 1776 в Москве на базе труппы антрепренёра М. Е. Медокса и кн. П. В. Урусова. Спектакли первоначально шли в доме графа Р. И. Воронцова, с 1780 - в специальном помещении на Петровке, а с 1825 в нынешнем здании, построенном по проекту А. А. Михайлова архитектором О. И. Бове.

После пожара 1853 здание было восстановлено арх. А. К. Кавосом. Пятиярусный зрительный зал, вмещающий свыше 2 тыс. зрителей, обладает высокими акустическими качествами. Архитектурный облик Большого театра отличается величавой монументальностью и простотой классических форм.

Театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. На его сцене были впервые поставлены многие выдающиеся произведения отечественной классики (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, Б. В. Асафьева, С. С. Прокофьева, В. А. Гаврилина). На сцене Большого театра выступали певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев; мастера балета Е. В. Гельцер, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, М. Т. Семенова, Е. С. Максимова, В. В. Васильев.

БОНДАРЕВ

Юрий Васильевич (р. 15.03.1924), русский писатель и общественный деятель. В повести «Батальоны просят огня» (1957) и романе «Горячий снег» (1969) показывает Великую Отечественную войну глазами русского солдата. Переживания русского человека, прошедшего войну, раскрыты в романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980). Один из создателей героической киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» (1970 - 72).

Предыдущая страница Следующая страница