Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОН"-"БЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОН"-"БЮР")

БОНДАРЕНКО

Владимир Григорьевич (р. 16.02.1946), русский журналист и общественный деятель, один из основателей и руководителей патриотических газет «День», «Завтра», «День литературы».

БОНДАРЧУК

Сергей Федорович (25.09.1920-20.10.1994), русский киноактер и режиссер. Родился на Украине в Одесской обл. в семье рабочего. Учился в театральном училище. С началом Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. После Победы поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова). Первая роль - в фильме «Молодая гвардия» (1948). Среди лучших ролей - Тарас Шевченко (1951; Сталинская премия, 1952), доктор Дымов в чеховской «Попрыгунье» (1955), Отелло (1956), отец Сергий в одноименном фильме по Л. Н. Толстому (1978). В 1959 впервые выступил в роли кинорежиссера: фильм по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». Большим общенациональным событием стала четырехсерийная киноэпопея «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1967), в которой режиссер Бондарчук снялся в роли Пьера Безухова.

Др. фильмы: «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Борис Годунов» (1988).

БОР

БОР - город в Нижегородской обл. Расположен на Волге, напротив г. Нижний Новгород, с которым соединен (с 1965) автодорожным мостом. Население 64,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в XIII в. как Везломская слободка в устье р. Везлома, позднее перенесена на 1 км к северу под названием Боровская слобода.

БОРИС ГОДУНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИС И ГЛЕБ

БОРИС и ГЛЕБ (во святом крещении Роман и Давид), страстотерпцы, князья (ск. 1015), младшие сыновья равноап. кн. Владимира, воспитаны в христианском благочестии и получили хорошее образование. Старший - Борис - любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви, и особенно жития святых, желая подражать подвигу угодников Божиих. Глеб разделял с братом его стремление посвятить жизнь служению Богу. Князь Борис получил в удел Ростов и, управляя своим княжеством, проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн. Борис был в походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. князем Киевским. Дружина уговаривала кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца: Святополк был изгнан из Киева и скитался, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб.

В Великороссии весеннее празднование свв. Бориса и Глеба называлось Соловьиным днем, так как в это время прилетали соловьи. С праздником свв. Бориса и Глеба было связано довольно странное поверье: этот день называли «барыш-день», и св. Бориса считали барышником. Во многих местах купеческий люд праздновал св. Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши. Очевидно, что приурочение этого поверья и обычая к празднику и имени св. Бориса основано на созвучии слов Борис и барыш, тем более что в старину день св. Бориса часто назывался «барыш-днем». Это, например, можно видеть из следующего места Ипатьевской летописи: «Великий Всеволод Суждальский на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою за Ростислава».

Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября и 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).

БОРИСОВ

БОРИСОВ - город в Белоруссии на р. Березине. Основан в 1102 кн. полоцким Борисом Всеславичем. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1127 (в Ипатьевской под 1128), когда Борисов был занят войсками вел. кн. Киевского Мстислава. С 1128 становится местом княжения удельных князей и входит в состав Киевской Руси; в к. XII в. был захвачен Литвой, затем Польшей. Возвращен России в 1793; уездный город Минской губ. с 1795. 14-16 ноября 1812 у Борисова произошла переправа через Березину остатков разгромленной наполеоновской армии.

БОРИСОВ-МУСАТОВ

Виктор Эльпидифорович (2.04.1870 - 26.10.1905), русский живописец. Член Союза русских художников. Выработал собственную живописную манеру, сочетавшую принципы пленэрной живописи с декоративизмом общего решения. Автор изысканно-декоративных элегичных по настроению картин, гл. обр. на тему гармонии человека и природы («Майские цветы», «Агава», «Гобелен», «Куст орешника» и т. д.).

Оказал большое влияние на творчество русских художников н. XX в.

БОРИСОВСКАЯ ТИХВИНСКАЯ

БОРИСОВСКАЯ ТИХВИНСКАЯ - пустынь, Курская еп., на горе, при р. Ворскле, в окрестностях г. Грайворона, близ слободы Борисовки. Основана в 1714 графом Борисом Петровичем Шереметевым, в воспоминание о Полтавской победе. Здесь находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, сопровождавшая графа Б.П. Шереметева во всех его походах и принесенная им в дар обители при ее основании.

БОРИСОГЛЕБСК

БОРИСОГЛЕБСК - город в Воронежской обл. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской равнины, на левом берегу р. Вороны, близ ее впадения в Хопёр. Население 69,5 тыс. чел.

Основан в 1646. При Петре I в Борисоглебске заготавливался лес для постройки каботажного флота.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ - поселок городского типа в Ярославской обл. Расположен на р. Устье (бассейн Волги). Население 6,5 тыс. чел.

Основан в 1363 в связи с основанием Борисоглебского монастыря, который выполнял роль крепости на подступах к Ростову.

мужской монастырь, Ярославская еп., в окрестностях Ростова. Основан в 1363 по благословению прп. Сергия старцами Феодором и Павлом. Здесь находилась рака прп. Иринарха и при ней железные цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В монастыре хранилось знамя, брошенное в 1610 гетманом Сапегой во время его бегства из России.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ АНОСИН

БОРИСОГЛЕБСКИЙ АНОСИН - женский монастырь, Московская еп., в окрестностях Звенигорода, при с. Аносине, на берегу р. Истры. Основан в 1823 из существовавшей с 1820 женской общины. Здесь находилась чудотворная икона Успения Богоматери, прославившаяся в 1864.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ДМИТРОВСКИЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ДМИТРОВСКИЙ - мужской монастырь, Московская еп., в Дмитрове. Основан во 2-й пол. XII в. вел. кн. Юрием Владимировичем Долгоруким. Главная церковь, во имя свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба, с приделом во имя св. Алексия, человека Божия, была возобновляема в 1620 и в 1902. В притворе ее хранился весьма древний, высеченный из камня крест, найденный в 1840 под жертвенником Алексиевского придела; наверху креста находится рельефное изображение Св. Троицы, по бокам - тоже рельефные изображения: на левой стороне - Матери Божией и ап. Петра, на правой - апп. Иоанна и Павла и внизу - свв. Василия, Николы и Егория, с надписью, указывающей на 1388, время поставления креста.

С.В. Булгаков

БОРИСОГЛЕБСКИЙ КОЛОЖАНСКИЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ КОЛОЖАНСКИЙ (Коложский) мужской монастырь, Гродненская еп., в Гродно. Основан ок. 1480. В 1854 перенесен в здание бывшего католического монастыря бернардинов, основанного в 1621. В Борисоглебском храме находилась весьма чтимая Коложская икона Богоматери, перенесенная в 1853 из обрушившейся тогда Борисоглебской церкви в Коложе (предместье Гродно), построенной там еще в 1-й пол. XII в.

БОРИСОГЛЕБСКОЕ «УСПЕНИЕ»

БОРИСОГЛЕБСКОЕ «УСПЕНИЕ» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Борисоглебской пустыни Московской еп. Привезена в пустынь монахиней из Курска. В 1864 по молитве пред нею получил исцеление от тяжкой болезни московский купец Пыхов. Празднуется 15/28 августа.

БОРКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ

БОРКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ - пустынь, Владимирская еп., в Вязниковском у., около слободы Холуй. Основана в 1650 кн. Иваном Димитриевичем, по завещанию отца своего, кн. Д. М. Пожарского, стоявшего в 1612 на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей свв. угодников, Св. Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 еп. Мефодием, возобновителем пустыни, и св. Николая Чудотворца - жертва князей Пожарских.

БОРОВИКОВСКИЙ

Владимир Лукич (24.07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой старшины, родился в Миргороде.

Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788 Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).

Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах «частного» человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной, 1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).

Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных портретах - сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер. 1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

Л. Н. Вдовина

БОРОВИЧИ

БОРОВИЧИ - город в Новгородской обл. Второй, после Новгорода, промышленный и культурный центр области. Расположен в пределах Мстинской впадины, на судоходной Мсте. Население 61,5 тыс. чел.

С XVIII в. село находилось на главной торговой магистрали того времени - Вышневолоцкой водной системе. Город с 1770; был центром гончарного промысла.

БОРОВСК

БОРОВСК - город в Калужской обл. Расположен на Протве (приток Оки). Население 14,6 тыс. чел.

Известен с 1356, первоначально принадлежал черниговским наместникам, позже - рязанским князьям. С 1382 в составе Московского великого княжества. В 1444 близ Боровска был основан Боровский Пафнутиев монастырь (здесь работал известный иконописец XV-XVI вв. Дионисий; во 2-й пол. XVII в. в нем был заточен протопоп Аввакум, в боровском остроге содержались в заключении боярыня Ф. П. Морозова и ее сестра княгиня Е. П. Урусова). Со 2-й пол. XVII в. торговый и ремесленный Боровск становится одним из центров русского старообрядчества.

БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ

БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ - монастырь. - См.: РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ БОРОВСКИЙ ПАФНУТИЕВ монастырь.

БОРОДА

БОРОДА (бородные). - См.: ПОМОЧИ.

БОРОДИН

Александр Порфирьевич (31.10.1833-15.02.1887), русский композитор, ученый и общественный деятель. Учился в Медико-хирургической академии (1850 - 56) в Петербурге; в 1858 доктор медицины, с 1864 - профессор, с 1877 - академик Медико-хирургической академии. Занимался у химика Я. Я. Зинина, изучая проблемы органической и аналитической химии, автор свыше 40 исследований по вопросам химии и медицины. С 1874 руководил химической лабораторией в Академии. В 1870 - 71 - один из редакторов журнала «Знание», организатор и педагог Женских врачебных курсов (1872 - 85) в Петербурге.

В 1862 Бородин сблизился с М. А. Балакиревым и вошел в его кружок «Могучая кучка». Бородин - автор симфоний (среди них «Богатырская», «Русская»), камерно-инструментальных, вокальных и др. сочинений. Им создана монументальная героическая опера «Князь Игорь» (завершена уже после смерти Бородина его другом А.К.Глазуновым в 1888).

В. А. Федоров

Леонид Иванович (р. 14.04.1938), писатель и общественный деятель.

С сер. 1960-х член социально-христианского кружка под названием Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). В 1967-73 и 1982-87 за свои убеждения был в заключении в лагере. С 1992 главный редактор православно-патриотического журнала «Москва».

Основные соч.: «Правила игры» (1973), «Третья правда» (1981), «Расставание» (1987), «Божеполье» (1993).

БОРОДИНО

БОРОДИНО - село в Московской обл., в Можайском р-не. В окрестностях - Бородинское поле - место Бородинского сражения 1812 и Московской битвы 1941-42 (центр передового рубежа Можайской линии обороны столицы). Бородинское поле - Военно-исторический музей-заповедник, один из крупнейших в России, где на площади 109 км сохраняется ок. 200 памятников ратной Славы, фортификационного искусства и архитектуры.

В д. Горки, где был командный пункт М. И. Кутузова, в честь полководца установлен обелиск. В местах ожесточенных боев (Шeвардинский редут, батарея Раевского, Багратионовы флеши, Семеновские высоты, Утицкий курган и Бородино) были сооружены 34 памятника, а также памятник французским воинам; рядом с ними - монументы героям Московской битвы 1941-42. Военно-инженерный комплекс включает укрепления 1812 (в т. ч. восстановленные) и 1941-45. Архитектурно-мемориальный комплекс: Спасо-Бородинский женский монастырь, возведенный на месте одной из Багратионовых флешей в 1830 - 70, с Владимирским собором (арх. М.Д. Быковский) и Спасской церковью (первый памятник, поставленный в 1812 - 20 на месте гибели генерала А.А. Тучкова его женой М.М. Тучковой); Колоцкий монастырь, где размещался штаб Кутузова; церковь Рождества в Бородине (к. XVII в.); колокольня, служившая наблюдательным пунктом.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1812 - решающая битва между французской армией Наполеона I (135 тыс. при 587 пушках) и русской под командованием М. И. Кутузова (ок. 120 тыс. при 640 пушках), которое произошло 25 августа в районе с. Бородино (110 км к западу от Москвы). Сражение началось еще накануне 24 августа у д. Шевардино, где русский авангард задержал продвижение французской армии, дав основным силам создать укрепления и батареи на Бородинском поле. На рассвете 25 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских - 44 тыс., у французов - 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В ночь с 25 на 26 августа Кутузов, понимая, что время для перехода в контрнаступление еще не настало, приказал войскам отступить. Москва была отдана без боя. В российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины. Оценка эта не менялась за все двести лет. И эта оценка совершенно справедлива, для русских православных воинов даже отдача на поругание Москвы была лишь «Господней волей», не подвластной людям, они отчетливо сознавали, что обескровленная армия Наполеона, застрявшая в сожженной Москве, обречена на неминуемое поражение. У французов - искренне полагали и полагают иначе: у них «битва под Москвой» считается победой, недаром маршал Ней получил после Бородина титул «князя Московского». Эта оценка является, безусловно, поверхностной.

С. Семанов

БОРТНЯНСКИЙ

Дмитрий Степанович (1751-28.09.1825), композитор. Из мещан. Родился в Глухове. В 1758 был определен певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 отправлен в Италию для обучения музыке.

В 1779 Бортнянский вернулся в Россию. В 1780 - 84 - капельмейстер Придворной певческой капеллы, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 Бортнянский получил назначение капельмейстером при «малом» дворе великого князя Павла Петровича. С 1796 Бортнянский - управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 Бортнянский - директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Бортнянского связан ее расцвет. В 1804 избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. В 1791 - 1814 написал ряд кантат и ораторий на стихи Г. Р. Державина, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, П. А. Вяземского, М. М. Хераскова, а также духовной музыки, исполняемой до сих пор. В 1816 Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки.

Л. Н. Вдовина

БОТКИН

Сергей Петрович (5.09.1832-12.12.1889), русский врач, ученый и общественный деятель, по окончании в 1855 медицинского факультета Московского университета стажировался в клиниках Германии, Франции и Австрии (1855 - 60). Во время Крымской войны 1853 - 56 работал в Бахчисарайском полевом лазарете под руководством Н. И. Пирогова. С 1860 Боткин - профессор Медико-хирургической академии, с 1872 - лейб-медик Александра II. Автор многих трудов по клинике и патогенезу заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней и анемии.

В 1862 и 1874 Боткин организовал клинико-экспериментальные лаборатории, где проведены впервые в России исследования по клинике фармакологии и экспериментальной терапии. Боткин - родоначальник полевой терапии и основатель крупнейшей школы русских клиницистов. В 1878 - 89 Боткин - председатель Общества русских врачей, член 43 русских и иностранных учреждений и научных обществ. В 1882 по его инициативе в Петербурге была открыта Александровская барачная больница. Боткин - основатель периодического издания «Эпидемиологический листок» (в 1866), еженедельной «Клинической газеты» (1881-89) и др. медицинских изданий.

В. А. Федоров

БОЯН

БОЯН (2-я пол. XI - н. XII в.), древнерусский поэт. Произведения Бояна являлись величальными песнями-славами русским князьям; их исполнение сопровождалось игрой на гуслях. В древнерусской мифологии Боян - «Велесов внук» (потому что его прародителем считается бог Велес). Боян понимал язык птиц и зверей и пересказывал его на человеческий. Песни Бояна - о богах, богатырях и князьях. Имя Бояна упоминается в надписях Софии Киевской, в Новгородских летописях, в «Слове о полку Игореве». В последнем о нем говорится: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы».

БОЯРСКАЯ ДУМА

БОЯРСКАЯ ДУМА - высший совет при князе (с 1547 - при царе) в Русском государстве X - н. XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства.

В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место. У Иоанна III дума состояла из 13 бояр, 6 окольничих, 1 дворецкого и 1 казначея. У Иоанна IV - 10 бояр, 1 окольничий, 1 кравчий, 1 казначей, 8 думных дворян. Были, конечно, и дьяки, которых значение при способностях и доверии государя иногда возрастало до огромной степени. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов - открывался ход в думные дворяне и думные дьяки.

Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: «Государь указал и бояре приговорили». Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения.

Л. А. Тихомиров

БОЯРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАЗОЛЬ

Борис Львович (1885 - 1963), русский писатель и общественный деятель. Во время Первой мировой войны в русской военной разведке. В 1920-х один из главных сотрудников Г. Форда при подготовке американского издания «Сионских протоколов», а также обширных комментариев к ним «Международное еврейство» (4 тт.).

Основные труды: «Женские силуэты в русской литературе» (СПб, 1907), «Критические грани» (СПб., 1910), «Мир на перепутье» (Белград, 1922), «Мотивы русского религиозно-философского сознания» (Нью-Йорк, 1930), «Пушкин и Россия» (Нью-Йорк, 1949), «Душевная драма Гоголя» (1952).

О. Платонов

БРАК

БРАК (от гл. «брать»), союз мужчины и женщины для плотского общения, взаимной помощи и поддержки, совместного ведения хозяйства и воспитания детей.

«В браке, - пишет Иоанн Златоуст, - души соединяются с Богом неизреченным неким союзом». По мнению св. Климента Римского и Тертуллиана, муж и жена созданы по образу Христа и Церкви. «Брак есть таинство любви», - говорит св. Иоанн Златоуст и поясняет, что «брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним». С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18: 20). «Существовала любовь безмятежная к Богу и любовь взаимная супругов, живших в верном и искреннем сообществе, а вследствие этой любви великая радость, так как предмет любви не переставал быть предметом наслаждения» (Блж. Августин).

О браке как союзе любви свидетельствуют литургические книги Русской Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», «соединение и союз любви положивый», - говорится в последовании обручения. «Друг к другу любовь», - возносится в последовании венчания. «Неразрешимый союз любви и дружество», - говорится о браке в молитве на разрешение венцов. В православном чине венчания брак - великая радость: «О еже возвеселитися им...», «Да приидет на ня радость оная...», «Возвесилиши я радостию...», «Соединялся в радость сию...» Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, способность на самопожертвование, ибо христианин не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви к своей Церкви Христа, «который предал себя за нее» (Еф. 5: 25).

В понятиях Святой Руси, в браке превыше всего не плотская связь, а отношения между двумя христианскими душами, для которых важнее всего - понятие любви, в смысле «Бог есть Любовь». Брачные отношения осуществляются только через посредничество Бога. «Любовь не связь, а отношение к человеку». «В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам» (В.О. Ключевский). «Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо, абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение человека до его истинной целостности. Без брака, как без хлеба и вина, без огня, без философии, человечество могло бы, конечно, существовать, но недостойным человека образом - обычаем звериным» (B.C. Соловьев). «Брак как условие есть обязательство двух людей разных полов иметь детей только друг от друга. Нарушение этого условия есть обман, измена и преступление. Какого великого блага могут достигнуть два любящих супруга, если они поставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием, советом, примером» (Л.Н. Толстой). «В браке три четверти счастья человечества, а в остальном - едва ли четверть» (Ф.М. Достоевский).

О. Платонов

БРАСЛАВ

БРАСЛАВ (Брячиславль, Брятислав), город в Белоруссии, 9,5 тыс. жит. Впервые в письменных источниках упоминается в 1065; известен под названием Брячиславль, Брятислав. Основан как оборонительный пункт на западных рубежах Полоцкого княжества. Сохранились остатки городища IX - X вв. С н. XIV в. захвачен Литвой. С 1795 возвращен России, в 1921-39 оккупирован Польшей, в 1939 возвращен России.

БРАТСТВА

БРАТСТВА - национально-православные организации русских людей в Малороссии и Белоруссии в XV-XVII в. Создавались обычно вокруг приходских церквей на основе ремесленно-цеховых объединений. Братства имели свои уставы, собирали взносы со своих членов. В 1439 возникло братство во Львове, в 1458 - в Вильно, во 2-й пол. XVI -н. XVII вв. - в Мстиславле, Бресте, Минске, Орше, Перемышле, Киеве. Братства открывали типографии, школы, где преподавание велось на старославянском и греческом языках. Вокруг этих школ собирались русские культурные силы, издавались и распространялись церковная богословская и политическая литература. Братства сыграли большую роль в сохранении русского национально-православного самосознания в борьбе с экспансией католичества и униатства. Киевское братство стало даже политическим центром русского национально-освободительного движения в Малороссии против польских оккупантов.

О. П.

БРАТЧИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕДИХИН

Федор Александрович (26.11.1831-1.05.1904), русский астроном. Был директором Главной российской астрономической обсерватории в Пулкове. Сделал ряд выдающихся научных открытий (См.: Происхождение падающих звезд и Механическая теория кометных форм). Провел точнейшие астрономические, фотографические и спектральные наблюдения. Под руководством Ф.А. Бредихина в России начались гравиметрические исследования; огромное научное значение имели его труды по кометам и метеорам, а также классификация и механическая теория кометных форм, теории хвостов и распада комет, образования метеорных потоков.

БРЕСТ

БРЕСТ - город в Белоруссии на реках Западный Буг и Мухавец, древнее славянское поселение. Впервые упоминается в Новгородской первой (синодальной) летописи под 1017; в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях под 1019 как Берестье (по названию дерева - берест). В XI в. находился во владении Туровских князей. В 1044 захвачен Ярославом Мудрым и оставался во владении киевских князей до сер. XII в., когда отошел к Волынскому княжеству. Ок. 1319 оккупирован Литвой; впоследствии стал именоваться Брест-Литовский (Брест-Литовск). По Люблинской унии 1569 вошел в Речь Посполитую. В 1596 в Бресте происходил Брестский собор, на котором была провозглашена уния западной православной церкви с католической (См.: Брестская уния 1596). В 1648, во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, население Бреста подняло восстание против польских оккупантов. В 1795 возвращен России. С 1801 уездный город Гродненской губ. С 1830-х в Бресте создавались крепостные укрепления, и к началу XX в. город превратился в первоклассную крепость на западной границе России. 3 марта 1918 в Белом дворце крепости заключен Брестский мирный договор между Советской Россией и Германией. В 1921 - 39 захвачен Польшей. В 1941 покрыла себя неувядаемой славой Брестская крепость, в течение нескольких месяцев отбивавшая атаки превосходящих сил германских войск.

БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596

БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596 - антирусская акция католической церкви, насильственно объединившей под властью римского папы часть русских православных приходов на оккупированных Польшей западнорусских землях Малороссии и Белоруссии. Использовав значительные денежные средства на подкуп, запугивание и шантаж, католические функционеры собрали группу никем не уполномоченных вероотступников, которые, не имея никаких прав, подписали договор с римским папой. Абсолютное большинство православных приходов отвергли этот незаконный документ и продолжали держаться юрисдикции Русской Православной Церкви, справедливо считая униатов религиозными отщепенцами и предателями своего народа. Официально Брестская уния была расторгнута на церковном Соборе 1946 во Львове.

О.А. Платонов

БРОДНИКИ

БРОДНИКИ - воинствующее русское население южнорусских степей по берегам Азовского моря и Нижнего Дона (XII -XIII вв.).

БРОННИЦЫ

БРОННИЦЫ - город в Московской обл. Расположен на левом берегу Москвы-реки. Население 16,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1453 как с. Броничи. В XVII в. царское хозяйственное поместье с крупным конным заводом. Город с 1781.

БРУНИ

Федор Антонович (10.06.1799-30.08.1875), русский живописец. Родился в Москве в семье выехавшего в Россию из Италии Антонио Бруни, реставратора картин и живописца плафонов. Писал на библейские и исторические сюжеты, в своем творчестве сочетал элементы классицизма и романтизма, с к. 1840-х глава русского академизма.

Бруни с ранних лет обнаружил любовь к рисованию и был определен в Академию художеств. По окончании ее в 1818 он получил звание художника и был отправлен отцом для совершенствования своих навыков в Италию, где изучал произведения художников эпохи Возрождения. В 1824 им была написана первая большая картина «Смерть Камиллы, сестры Горация», принесшая ему широкую известность. В н. 1830-х годов Бруни начал писать большую картину на библейский сюжет «Воздвижение Моисеем медного змия» (окончил в 1840), которая была сначала выставлена в Риме, затем в России и произвела сильное впечатление (ныне в Русском музее). Бруни неоднократно ездил в Италию (последний раз в 1845) для оттачивания своего мастерства.

В 1836 Бруни был приглашен для преподавания в Академии художеств и одновременно для работ в строившемся в Петербурге Исаакиевском соборе (до 1853). В 1849 Бруни был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, дважды был командирован за границу для закупки картин выдающихся западноевропейских мастеров. С 1855 Бруни - ректор Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а с 1866 в его ведение перешло и мозаичное отделение академии. Бруни также занимался портретом, рисунками по тематике российской истории, эскизами икон храма Христа Спасителя в Москве.

В. А. Федоров

БРУСЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ

БРУСЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ - женский монастырь, Московская еп., в Коломне. Основан в 1552. Здесь находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, которая, по преданию, составляла один из непосредственных списков с явленной Казанской иконы.

БРЮЛЛОВ

Карл Павлович (12.12.1799-11.06.1852), выдающий русский живописец. Родился в Петербурге в семье мастера художественной резьбы, преподавателя Петербургской Академии художеств. Первые уроки рисования Брюллов получил от отца. Десяти лет Брюллов был отдан в Академию художеств, где показал свои незаурядные способности к рисованию. По окончании академии (1821) Брюллов получил золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» и право заграничной командировки на казенный счет.

В 1822-35 Брюллов работал в Италии, где им были написаны «Утро», «Итальянский полдень» и знаменитая картина «Последний день Помпеи» (1830 - 33), которая выставлялась в Италии, во Франции и в Петербурге (ныне находится в Русском музее). Картина произвела большое впечатление на современников. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», - писал Е.А. Баратынский.

С 1836 Брюллов, профессор Петербургской Академии художеств, сблизился с живописцем-портретистом В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным и Е.А. Баратынским.

В 1830-40-е Брюллов написал серию полотен на исторические сюжеты («Осада Пскова», «Нашествие Гейзериха на Рим» и др.). Много работал Брюллов и в области религиозной живописи: запрестольный образ Божией Матери в Казанском соборе, «Св. Троица» в Сергиевской пустыни (в Петербурге), несколько икон для церкви на Аптекарском острове.

Им были проведены большие работы по росписи Исаакиевского собора (вместе с Ф. Л. Бруни). Брюллов был большим мастером портретной живописи (портреты И. А. Крылова, Н. В. Кукольника, В. А. Жуковского). Брюллов поддерживал молодых художников П. А. Федотова и Т. Г. Шевченко (содействовал выкупу последнего из крепостной неволи). В. А. Федоров

БРЯНСК

БРЯНСК - центр Брянской обл. Расположен по берегам Десны, при впадении в нее р. Болвы. Население 436 тыс. чел.

Основан в 985 как укрепленное поселение на правом высоком берегу Десны, среди лесов. Первоначальное название - Дебрянск (Добрянск). Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1146, принадлежал северским князьям. С 1252 центр удельного Брянского княжества. С 1356 под оккупацией Великого княжества Литовского. В 1500 взят русскими войсками; вошел в состав Московского государства. С к. XV п. название Брянск. Был важной крепостью на юго-западных рубежах Русского государства. При Петре I заново укреплен, возведена корабельная верфь, на которой в 1737 - 39 строились суда Брянской флотилии для участия в войне с Турцией. В 1783 основан арсенал для изготовления осадной и полевой артиллерии. В 1709 Брянск вошел в состав Киевской губ., с 1778 уездный город Орловской губ. В XIX в. центр промышленного района.

БУГУРУСЛАН

БУГУРУСЛАН - город в Оренбургской обл. Расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на р. Большой Кинель (бассейн Волги). Население 54,5 тыс. чел.

Основан как слобода в 1748 русскими крестьянами и ремесленниками, переселившимися в Заволжье. Город с 1781.

БУЖАНЕ

БУЖАНЕ - одно из древнерусских племен, предшествовавших созданию единой Руси. Упоминается в «Повести временных лет» при перечислении древнерусских племен, говоривших на славянском языке. Жило это племя по реке Буг (вероятно, Южный), откуда и пошло название.

БУЗУЛУК

БУЗУЛУК - город в Оренбургской обл. Расположен в Предуралье, на реках Самара, Бузулук и Домашка. Ж.-д. станция. Население 87 тыс. чел.

Основан в 1736 И.К. Кирилловым как Бузулуцкая крепость на р. Самаре, близ устья Бузулука. Позднее была перенесена на современное место, к устью р. Домашки. Город с 1781. После пожара 1785 крепостные сооружения не восстанавливались. Близ Бузулука находился Спасо-Преображенский мужской монастырь (основан в 1853), известный отливавшимися здесь колоколами.

река, левый приток Хопра, в Волгоградской обл. Длина 314 км. Берет начало в западной части Приволжской возвышенности. Течет в широкой долине. Средний расход воды в нижнем течении 13 куб. м/с, в половодье 1440 куб. м/с. Ледостав со 2-й половины ноября до начала апреля. В верховьях иногда пересыхает. Частично используется для орошения. В бассейне Бузулука - свыше 600 озер.

БУКОВИНА

БУКОВИНА - историческая русская земля на юго-западе России. Свое название (впервые встречающееся в 1392) получила от массивов буковых лесов. Коренное население - русские племена тиверцев и уличей. В X -XI вв. в составе Руси. В XII -XIII вв. в составе Галицко-Волынского княжества. В XVI -XVIII вв. подпала под иго турок, а затем австрийских Габсбургов. В 1812 Хотинский уезд Буковины возвращен России. Остальная же часть (кроме области Сучава) была возвращена России в 1940.

БУЛАЦЕЛЬ

Павел Федорович (1867-1919), русский юрист, писатель и общественный деятель. Член Русского собрания (с 1904), один из основателей Союза Русского народа, редактор православно-монархических газет «Русское знамя» (1906 - 07) и «Российский гражданин» (1914 - 16).

БУЛГАКОВ

Михаил Афанасьевич (3/15.05.1891-10.03.1940), русский писатель, драматург. Яркий выразитель двойственности н обреченности русской творческой интеллигенции периода господства еврейских большевиков. В главном произведении - романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1920-х, но так и не увидевшем свет при его жизни (напечатан только в 1966 - 67), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских начал, добра и зла, света и тьмы в современной России. Художественным языком он раскрывает перед читателем правду о сатанинской сущности еврейского большевизма, манипулирующего террором и соблазнами, чтобы подавить православную душу русского человека. Главный вывод романа - только Бог может спасти людей от наглого вторжения сатаны.

В повести «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1987) Булгаков показывает невозможность построения нового мира на партийных началах и отрицании христианской культуры. Союз Швондеров - еврейских большевиков и Шариковых - деклассированных элементов, отбросов общества не имеет будущего, ведет к окончательному крушению России.

В романе «Белая гвардия» (1925 - 27), пьесах «Дни Турбиных» (пост. в 1926), «Бег» (1926-28; пост. в 1957) писатель прощается с Великой Россией, показывая историческую обреченность и белых, и красных, одинаковую чуждость их русскому народу. О. П.

Сергей Николаевич (16.07.1871-13.07.1944), философ, богослов, экономист. Родился в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 выпускает книгу «От марксизма к идеализму», знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной Церковью. Совместно с Н. А. Бердяевым издавал в 1905 журнал религиозно-философского направления «Вопросы жизни». С 1906 по 1918 профессор политэкономии Московского университета. В 1906 был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 в сборнике «Вехи» поместил статью «Героизм и подвижничество». Активно участвует в издании журнала «Путь». В 1918 Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1923 был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале «Путь», издаваемом Н. А. Бердяевым. В 1927 выходит первая часть трилогии «Купина Неопалимая», в том же году появляется вторая часть - «Друг Жениха», в 1929 - третья - «Лестница Иакова». В 1933 - 45 выходит в свет вторая трилогия Булгакова: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Посмертно вышли книги «Апокалипсис Иоанна» (1948) и «Философия имени» (1953). Восприняв от В. С. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По представлению Булгакова, София имеет двойственный характер - одновременно небесный, Божественный и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж н жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.

Ф. Р.

БУНИН

Иван Алексеевич (10/22.10.1870-8.11.1953), русский писатель и переводчик. Из древнего дворянского рода. Получил хорошее домашнее образование (курс гимназии и курс университета проходил под руководством приглашенных преподавателей). Начал писать стихи с 7 лет. Первые выступления Бунина в печати были в 1888 (стихи «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий»). В 1889 Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он познакомился с народниками. В конце 1889 принял предложение издательницы Н. А. Семеновой о сотрудничестве в «Орловском вестнике» и переехал в Орел.

В 1891 вышла первая книга Бунина - «Стихотворения 1887-1891». С августа 1892 Бунин служил в городской управе Полтавы и сотрудничал в «Полтавских губернских ведомостях». В н. 1890-х Бунин был уже известным поэтом и прозаиком, публикуя стихи и рассказы в популярных в то время литературно-политических журналах: «Русское богатство», «Северный вестник», «Вестник Европы». В 1895 Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург, затем в Москву, сблизился с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Н. Н. Златовратским, Л. П. Чеховым, Ф. К. Сологубом, а в 1896 - 97 - с В. Г. Короленко и А. И. Куприным. В 1896 вышел перевод Бунина поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», ставший большим событием в русской поэзии к. XIX в. В 1898-1900 Бунин в Одессе и Ялте входит в круг «Товарищества южных художников», знакомится с ведущими актерами Московского художественного театра, с С. В. Рахманиновым и А. П. Чеховым. Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина «Листопад», вышедший в начале 1901.

С начала 1900-х Бунин публиковал стихи и прозу в сборнике «Знание» (ред. М. Горький); в издательстве «Знание» в 1902 - 09 вышли 5 томов его первого собрания сочинений. В 1900 - 04 Бунин находился в Западной Европе (Германии, Франции, Италии). В 1907 совершил путешествие в Египет, Сирию, Палестину, зимой 1909 жил на о. Капри, где встречался с М. Горьким. В 1910 была опубликована большая повесть Бунина «Деревня», принесшая ему широкую известность. В 1912 Бунин был избран почетным членом Общества любителей Российской словесности, в 1912-14 принимал участие в «Книгоиздательстве писателей в Москве». В 1915 вышло Полное собрание сочинений Бунина в 6 томах. Вершиной творчества Бунина дореволюционной поры считаются его сборник «Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912-1913», «Чаша жизни. Рассказы 1913-1914» (1915), «Господин из Сан-Франциско», «Произведения 1915-1916 гг.» (1916).

Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию Бунин воспринял как предзнаменование страшного всероссийского крушения. Октябрьские события рассматривал как «кровавое безумие». В 1918 - 20 Бунин находился в Одессе, в январе 1920 уехал в Константинополь. Эмигрантская жизнь Бунина была связана главным образом с Францией, где им были написаны 10 новых книг прозы. В 1927 - 33 Бунин работал над самым крупным своим произведением - романом «Жизнь Арсеньева» (полностью издан в Нью-Йорке, 1952). В 1950 в Париже вышли «Воспоминания» Бунина. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе - «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

В. А. Федоров

БУРДЕНКО

Николай Нилович (26.04/8.05.1876-11.11.1946), русский хирург, основоположник отечественной нейрохирургии. Выпускник, позднее профессор Юрьевского университета. В качестве врача принимал участие в Первой мировой войне, где проявил себя как крупный организатор медицинской службы русской армии. С 1937 - главный хирург-консультант Советской Армии. Организатор и первый президент Академии медицинских наук (с 1944).

Научная и организационная деятельность Бурденко охватывает ряд крупнейших разделов хирургии и смежных с ней областей: разработка вопросов патогенеза и лечения шока; изучение процессов в нервной системе при оперативном вмешательстве и острых травмах; исследование мозговых явлений при опухолях и травмах ЦНС; труды по военно-полевой хирургии.

БУРЛЯЕВ

Николай Петрович (р. 3.08.1946), русский кинорежиссер, актер и общественный деятель. По окончании ВГИКа несколько лет совмещал работу в кино и театре. Уже первая, детская, роль - Иван в «Ивановом детстве» А. Тарковского (1962) - стала определяющей для амплуа актера и принесла ему признание в кинематографии. Бурляев снялся более чем в 20 фильмах, в т. ч. «Андрей Рублев», «Скупой рыцарь» (в «Маленьких трагедиях» Пушкина), «Военно-полевой роман», «Игрок» (по Достоевскому). Поставил по собственным сценариям фильмы «Ванька-Каин» (в альманахе «Пошехонская старина», 1977), «Лермонтов» (1986, сыграл главную роль), «Все впереди» (по роману В. И. Белова). Народный артист России.

Инициатор п генеральный директор Международных кинофестивалей славянских и православных фильмов «Золотой Витязь» (с 1992). Активно участвует в деятельности Славянского фонда письменности и культуры. Президент Международного Союза кинематографистов славянских и православных народов.

БУСЛАЕВ

Федор Иванович (13.04.1818-31.07.1897), историк русского языка, издатель древних рукописей. Много внимания уделял исследованию русского фольклора, памятников древнерусской литературы. Одним из первых поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в «Исторических очерках русской народной словесности и искусства» (СПб., 1861).

БУТЛЕРОВ

Александр Михайлович (25.08.1828-5.08.1885), русский химик, создатель теории строения органических веществ (1861), основатель отечественной научной школы химиков. Ученик Н. Н. Зинина. Выпускник Казанского университета. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений (1864). Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегид и др.). Труды по сельскому хозяйству и пчеловодству.

Высоко ценил Бутлерова Д. И. Менделеев: «Направление его ученых трудов не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление».

БУТМИ

Георгий Васильевич, бессарабский помещик, русский ученый-экономист, публицист и общественный деятель, входивший в круг единомышленников С.Ф. Шарапова. Один из первых в 1905 опубликовал «Сионские протоколы» со своими комментариями и добавлениями (впоследствии эта публикация выдержала несколько изданий).

Как экономист, активно выступал против финансовой политики С.Ю. Витте. В книге «Капиталы и долги» (1898) Бутми раскрывает сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой хозяйственный порядок, который позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. Бутми доказывает, что финансовые манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества. Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, промышленность несет большие убытки. Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных владык, остановить которых может только твердая власть самодержавного государства.

О. Платонов

БУТУРЛИНО

БУТУРЛИНО - поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Пьяна (приток Суры). Население 7,2 тыс. чел. Основан в 1552 - 56.

БУХАРЕВ

Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 - 2.04.1871), русский богослов, публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда «Исследования Апокалипсиса» подал прошение о выходе из монашества. Лишен права служить в церкви. Умер в величайшей бедности. Бухарев был близок к Н. В. Гоголю в последние годы его жизни. Автор многих работ о Библии. Главным в христианстве считал очеловечение Бога-Сына, искупительной жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда - идея соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистических вопросах. Всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, искусство, коммерция, увеселения и пр.) богоугодны, поскольку в них может быть внесена Христова правда. Его основной идеей, как и у славянофилов, была идея оцерковления общества, или, выражаясь его языком, идея «богословия культуры». Он обличал безбожность современной светской цивилизации и самих христиан, ограничивающихся лишь скромной данью церкви и ее заветам, вместо того чтобы жить в Церкви, называл их «православными только по имени». Вызвал подозрения в неортодоксальности. Его идея оцерковления общества, «богословия культуры», была воспринята синодальными властями как ренегатство. С. А. Левицкий отмечает, что Бухарев, по существу, оказался впереди своего времени и его идеи были высказаны слишком рано, чтобы найти сочувственный отклик. Интересна параллель между Бухаревым и славянофилами, отчасти с Вл. Соловьевым. Славянофилы и Соловьев шли от светской культуры и философии к религии, подводя к ее порогу. Бухарев, наоборот, исходил от христианства, точнее от Православия, с тем чтобы осветить его светом светскую культуру.

В н. XX в. подозрение в неортодоксальности было с Бухарева снято. В официальном Богословском православном словаре он назван выдающимся богословом.

БУЧАЧ

БУЧАЧ - город в западнорусских землях на р. Стрыпе (бассейн Днестра). Известен с 1397. В XVI-XVII вв. важный укрепленный пункт для защиты Восточной Галиции от татар и турок. Неоднократно оккупирован Польшей и Австрией. С 1939 в составе России.

БУЯН

БУЯН - в русских преданиях, сказках и заговорах таинственный, волшебный остров, расположенный далеко за морем. По преданиям Голубиной книги, именно на этом острове находится центр (пуп) земли, растет мировое дерево и лежит Алатырь-камень.

БЫЛИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТИЕ

БЫТИЕ - в Православии независимое от сознания человека существование Бога, духовного мира, объективного мира, материи и людей. Самобытийностью обладает только Бог. Все сотворенное получило бытие от Бога.

БЭРА ЗАКОН

БЭРА ЗАКОН - положение, объясняющее причину подмыва берегов рек, текущих в направлении меридиана: в Северном полушарии - правых, в Южном - левых. Русский ученый К.М. Бэр в 1857 впервые в мировой науке объяснил указанное явление влиянием суточного вращения Земли.

БЮРОКРАТИЯ

БЮРОКРАТИЯ (букв. - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия н греч. kratos - сила, власть, господство), власть чиновников.

Самосознание русского чиновничества, бывшего опорой и основой государственной власти в Императорской России, до сих пор оставалось за рамками внимания историков. Мы как-то традиционно удовлетворялись карикатурными персонажами гоголевского городничего, грибоедовского Скалозуба и иных, подобных им литературных фигур, совершенно забывая, что с петровских времен влияние бюрократии (далеко не всегда отрицательное) постоянно росло, а после реформ М.М. Сперанского (и проводившейся в том же духе политики Николая /) чиновничество фактически несло на своих плечах весь груз ответственности за судьбу России.

Простая справедливость требует признать несомненные заслуги русского чиновника в устроении и упорядочении всех областей жизни страны, во всех успехах и победах Империи, во всем том, что составило славу и доблесть России в XVIII - XIX вв. Столь же безусловна и несомненна огромная доля вины чиновной бюрократии в катастрофе, постигшей Россию в н. XX в. Потому-то и представляет значительный интерес анализ мировоззрения русского административного сословия. В жизни оно выражалось не языком идей, понятий или слов, а языком законов, практических действий и политических решений. Даже и не будучи оформлена словесно, идеология, лежащая в основании этих решений и действий, была вполне определенна и ясна. В ее истоках лежало представление о ведущей, решающей роли государства во всех областях человеческой жизни.

К сожалению, искажение основ русского домостроительства не обошло стороной и государственный аппарат. Стремление подчинить ему всякую человеческую деятельность, все проявления человеческого духа вступало в явное противоречие с православным мировоззрением. Утратив чуткость к благодатному духу Церкви, рассматривая ее лишь как один из государственных институтов, этакий «департамент по улучшению нравов народа», бюрократия стремилась поставить под контроль светской власти все стороны церковной деятельности, да и само духовенство.

При таком развитии событий Самодержавное Царство, издавна одухотворяющееся христианскими идеалами служения и долга, мало-помалу превращалось в абсолютистскую монархию по западноевропейскому образцу, а сам Самодержец - в простого главу государственного аппарата (нечто вроде современного президента, наделенного неограниченными полномочиями). Не случайно Лев Тихомиров - раскаявшийся террорист-народоволец, ставший впоследствии теоретиком монархизма, - назвал абсолютизм «идеей демократической».

Искажалась сама идея Божественного происхождения верховной власти, размывались ее религиозные, вероисповедные основы. Согласно бюрократическому воззрению на Царя как на главу административной системы управления государством, он якобы «делегирует» часть своей власти каждому чиновнику. Константин Леонтъев, понимавший и чувствовавший, какие опасности грозят России, метко выразил эту идею так: «каждый урядник есть тоже немножко Помазанник Божий». Призванный Господом к великому служению, русский народ постепенно низводился к роли детали в грандиозном государственном механизме Империи.

Многие видели эти искажения и в меру сил пытались исправить их, но лишь немногие понимали, к чему все это может привести.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Предыдущая страница Следующая страница