Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "М" (часть 5, "МОС"-"МЯС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МОС"-"МЯС")

МОСИН

Сергей Иванович (5.05.1849-8.02.1902), конструктор стрелкового оружия, генерал-майор (1900). Созданная им магазинная винтовка образца 1891 калибра 7, 62 мм, т. н. трехлинейка, состояла на вооружении русской армии более полувека.

МОСКВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКВИТЯНИН

МОСКВИТЯНИН - русский патриотический журнал, созданный при участии графа С.С. Уварова, выходил в Москве в 1841-56. Редактор-издатель М.П. Погодин, его ближайший помощник - С. П. Шевырев. Сотрудниками журнала были М.А. Дмитриев, И.И. Давыдов, Ф.Н. Глинка, А.С. Стурдза, П.И. Шаликов, К.К. Павлова, П.А. Вяземский, К.С. Аксаков, Н.М. Языков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.А. Фет, А.А. Григорьев, Н.В. Берг и др. В «Москвитянине» появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и «слов» митрополитов. Провозгласив Запад разлагающимся трупом, «Москвитянин» призывал опереться на русские самобытные начала, которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России - это «древнее чувство религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности», которая понималась руководителями «Москвитянина» как духовно-нравственное смиренномудрие народа, его единство с царем и Православной Церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева «Взгляд русского на современное образование Европы».

В соответствии с общим направлением «Москвитянина» находились и его философские и исторические воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, «Москвитянин» в статьях А. С. Стурдзы, И.И. Давыдова, М.А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием, материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации. Журнал резко обличал космополитическую печать («Отечественные записки» и т. п.) и ее вождей, вроде В. Белинского и других антирусских деятелей.

МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА

МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА («Газета-копейка»), еженедельная газета патриотического направления, выходила в Москве в 1912-17. Издатели-редакторы - М. Городецкий, В. Анзимиров.

МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ

МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ - русская газета преимущественно патриотического направления, основана Московским университетом, выходила в Москве в 1756-1917. Редакторы - Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, П.Д. Вениаминов, Х.А. Чеботарев, с 1779 - 89 - Н.И. Новиков (под контролем масонов), 1813 - 36 - П. И. Шаликов, 1850 - 55 - М.Н. Катков, 1858-62 - В.Ф. Корш, 1863-87 - снова М.Н. Катков, после 1887 - С.А. Петровский, В.А. Грингмут, Л.А. Тихомиров.

Газета энергично и целенаправленно, особенно в период редакторства М.Н. Каткова, отстаивала национальные интересы русского народа, разоблачала антирусские замыслы либерально-космополитических и революционных кругов. С XX в. и вплоть до 1917 была одним из самых главных национальных органов русского народа. Запрещена еврейскими большевиками.

МОСКОВСКИЕ СВЯТИТЕЛИ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦЫ

Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген. Празднуя память Московских святителей в один день, Церковь воздает сугубую честь небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Ибо с их именами связана история возвышения Москвы как духовного центра, вокруг которого собирались русские земли, как столицы великого государства. Господь открыл митр. Петру грядущий жребий Москвы - сердца православной России. Подвиг его по собиранию раздираемой междоусобными бранями и татарским игом Руси продолжил митр. Алексий, стоявший у кормила гражданского правления во время юности своего воспитанника блгв. кн. Димитрия Донского. Достойным их преемником был и митр. Иона, ставший в 1448 первым предстоятелем автокефальной (независимой) Русской Церкви. Великим ревнителем заповедей Божиих и неустрашимым борцом против посягающей на них тирании власти предержащей выступил митр. Филипп, отдавший свою жизнь за обличение царя Иоанна Грозного. Мученически окончил свои дни и его младший современник - патр. Гермоген, вдохновитель всенародной борьбы за освобождение Русской земли от иноземных захватчиков.

В последние годы к лику свтт. Московских причислены: первый русский патр. Иов (установивший этот праздник) и первый по возобновлении патриаршества патр. Тихон (оба в 1989); митр. Московский Иннокентий (в 1977); его предшественник на кафедре митр. Филарет (в 1994).

Память Московским святителям отмечается 5/18 октября.

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК

МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК - русский журнал, выходил в Москве в 1827- 30. Издатель-редактор - М.П. Погодин. Создан группой «любомудров» (Д.В. Веневитинов, А.С. Хомяков, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.В. и П.В. Киреевские).

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее в России высшее учебное заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 по почину и замыслу М. В. Ломоносова (его имя присвоено университету в 1940), первоначально состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского.

Старое здание Московского университета в центре Москвы на Моховой улице - выдающееся произведение русского классицизма. Построено первоначально в 1786 - 93 по проекту М. Ф. Казакова; после пожара 1812 перестроено в 1817 - 19 Д. И. Жилярди. 1 сентября 1953 состоялось открытие нового комплекса МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах (всего около 60 строений), в т. ч. высотного корпуса (самого большого университетского здания) в мире.

Позднее там же постоянно достраивались новые корпуса университета, часть факультетов из центра Москвы были перенесены на Ленинские горы. Там же размещены астрономическая лаборатория, стадион, множество библиотек и научных обществ, общежития и Дворец культуры и пр.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХТ, МХАТ)

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХТ, МХАТ) - один из ведущих театров России. Основан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Новаторские позиции театра нашли свою опору прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Горького. Среди коренных задач были обновление методов актерской игры и режиссуры, связь с современной художественной литературой, переосмысление классического репертуара, в идеологическом отношении - борьба за реалистическое искусство. Видное место в развитии театра заняли мастера старшего поколения мхатовцев - В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, Н. П. Хмелев, Б. Г. Добронравов, Н. П. Баталов, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, М. Н. Кедров, А. К. Тарасова, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов, А. П. Зуева, А. О. Степанова, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. П. Кторов, П. В. Массальский и др.

В 1920 театр получил звание академического.

В 1987 произошло разделение труппы на МХАТ в Камергерском переулке (с 1989 им. А. П. Чехова) и МХАТ им. Горького, возглавленных соответственно О. Н. Ефремовым и Т. В. Дорониной.

МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО

МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО - образовалось ок. сер. XIV в. в результате роста Московского княжества, которое выделилось в 1-й пол. XIII в. как удел Владимиро-Суздальского княжества. С 1320-х (с небольшими перерывами в сер. XIV в.) московские князья носили титул великих князей Владимирских. В 1247 Московское княжество досталось кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту. С 1267 в Москве княжил Даниил, сын кн. Александра Ярославича Невского. В н. XIV в. Московское княжество значительно расширилось за счет присоединения Коломны (1301), Переславля-Залесского (1302), Можайска (1303). Опираясь на растущие материальные силы, московские князья повели упорную борьбу за политическое главенство в русских землях. Кн. Юрий Данилович, опираясь на поддержку Новгорода Великого, а также используя золотоордынских ханов, в 1318 стал вел. князем Владимирским, но с 1325 великое княжение было передано тверскому князю. Иван Данилович Калита приобрел большое доверие хана и в 1328 стал вел. князем Владимирским. Умелая политика Ивана Калиты обеспечила Московскому княжеству длительную передышку от монгольских вторжений, что способствовало подъему его хозяйства и культуры. Наследник Калиты вел. кн. Семен Иванович Гордый (1340 - 53) называл себя «великим князем всея Руси». В 1360-е, после борьбы с суздальско-нижегородским князем, великое княжение утвердилось за Дмитрием Ивановичем Донским (1359 - 89). Москва стала центром собирания сил против монголо-татарских завоевателей; московские войска отбивали нападения монголо-татар в Нижегородском и Рязанском княжествах, а в 1380 Дмитрий Иванович возглавил общерусские силы, двинувшиеся навстречу войскам темника Мамая. Победа в Куликовской битве 1380 закрепила руководящее положение Великого княжества Московского в русских землях. Дмитрий Иванович передал впервые Великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу (1389-1425) как свою «отчину», без санкции золотоордынского хана. Территория Великого княжества Московского в к. XIV - н. XV в. последовательно расширялась, в 1392 был присоединен Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородской феодальной республики. Внутри Великого княжества Московского еще в 1-й пол. XIV в. образовались уделы, однако в руках старшего наследника всегда сосредоточивался перевес материальных сил по отношению к другим московским князьям. Длительная война в Великом княжестве Московском, происходившая во 2-й четв. XV в., закончилась победой вел. кн. Василия II Васильевича Темного (1425 - 62). К этому времени территория Великого княжества Московского составляла 430 тыс. кв. км с населением около 3 млн. чел. Во 2-й пол. XV в. Великое княжество Московское стало основным ядром складывавшегося Русского централизованного государства. Присоединив к нему территории Новгородской республики (1478), Великого княжества Тверского (1485) и др. земель, московские князья стал великими князьями «всея Руси».

А. Сахаров

МОСТОВЩИНА

МОСТОВЩИНА - повинность, существовавшая на Руси с XI в. («Устав Ярослава о мостех»). Население города и деревни в лице своих общин было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить «мостовые деньги».

Позже так же называлась пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам, за счет нее поддерживались и ремонтировались мосты.

МОТОРНАЯ ЛОДКА

МОТОРНАЯ ЛОДКА - впервые в мире изобретена русским ученым Б. С. Якоби.

МОТЫГИНО

МОТЫГИНО - поселок городского типа, в Красноярском крае, центр Мотыгинского р-на. Расположен на р. Ангаре. Население 7,8 тыс. чел.

Основан в 1671, назван по фамилии первого русского переселенца.

МОЧАЛОВ

Павел Степанович (3.11.1800-16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на русской сцене. С 1824 - актер Малого театра. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл Моор в «Разбойниках», Фердинанд в «Коварстве и любви») и в «Горе от ума» Грибоедова (Чацкий).

МОШЕНСКОЕ

МОШЕНСКОЕ - село в Новгородской обл., центр Мошенского р-на. Расположено на р. Увери. Население 2,9 тыс. чел. Впервые упоминается в XVI в. (Никольско-Мошенский и Спасско-Мошенский погосты).

МОЩИ

МОЩИ - оставшиеся нетленными после смерти тела святых христианской церкви, способные творить чудеса. Смысл почитания мощей заключается в учении Свящ. Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бессмертии. Мощи чтятся так же, как и иконы, но «не должно воздавать им честь, приличную одному Богу». Пятый Карфагенский собор определил, что ни один христианский храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников. Каждый православный храм имеет частицу какого-нибудь святого. Частица эта зашивается в антиминс.

МСТА

МСТА - река в Тверской и Новгородской областях. Длина 445 км. Основные притоки: Березайка, Холова (лев.); Уверь, Хуба (прав.).

МСТЁРА

МСТЁРА (до н. XX в. - Богоявленская слобода Мстёра), пос. Вязниковского района Владимирской обл. Расположен на Клязьме. Один из центров русского народного искусства - миниатюрной живописи на лаковых изделиях, вышивки (гладь, «владимирский шов»), ювелирных (сканых) изделий. В XVII в. - 1720-х - вотчина кнн. Ромодановских, с 1740-х до 1861 - Паниных. В XVII в. население Мстёры составляли «непахотные бобыли» - ремесленники и торговцы. С н. XVIII в. зарождается иконописный промысел, ставший основным в промысловой специализации Мстёры. Широкое развитие художественных промыслов (производство икон, церковной утвари) и торга наблюдалось после реформы 1861. И.А. Голышев - крестьянин-этнограф и художник наладил художественно-литографское дело. В советское время в Мстёре организованы художественные артели «Древнерусская живопись» (1923). Музей народных художественных промыслов.

МСТИСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ БОРИС) РОМАНОВИЧ СТАРЫЙ

МСТИСЛАВ (в крещении Борис) РОМАНОВИЧ СТАРЫЙ (ск. 1223), великий киевский князь. Сын вел. киевского кн. Романа Ростиславича.

Мстислав княжил в Пскове, Смоленске, Белгороде, Киеве, Галиче и снова в Киеве. Был активным участником княжеских усобиц, воевал с половцами. В 1223 был одним из главных предводителей русского войска, выступившего против татар. Мужественно боролся с монголами в сражении на р. Калке. Благодаря хитрости противника был захвачен в плен и казнен татарами.

О.М. Рапов

МСТИСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ КОНСТАНТИН) ВЛАДИМИРОВИЧ (ВАСИЛЬЕВИЧ) ХРАБРЫЙ

МСТИСЛАВ (в крещении Константин) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ХРАБРЫЙ (ск. 1036), тмутараканский и черниговский князь. Сын вел. русского кн. Владимира (Василия) Святославича Святого. «Повесть временных лет» называет его матерью некую «чехиню», а Иоакимовская летопись - княгиню Адиль.

В к. X - н. XI в. Мстислав получил от отца во владение Тмутараканскую область. В 1022 он победил в поединке касожского (черкесского) кн. Редедю, после чего заставил касогов платить себе дань. В честь этой победы он поставил в Тмутаракани церковь Богородицы. По данным В. Н. Татищева, Мстислав в 1023 потребовал у вел. русского кн. Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую землю, но это не удовлетворило Мстислава. В 1024 он совершил поход на Киев, пытаясь захватить великокняжеский стол. Однако киевляне его не приняли. Тогда Мстислав занял Чернигов. Ярослав попытался выбить Мстислава из Черниговской земли, но потерпел поражение под Лиственом. В 1026 братья заключили Городецкий мир, по которому Мстиславу отошли все русские земли по левую сторону Днепра. В 1031 Мстислав принял участие в победоносном походе Ярослава Мудрого на Польшу, в котором захватил много пленных.

Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о Мстиславе: «Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Мстислав был похоронен в черниговском Спасском соборе, который сам и заложил. После смерти Мстислава Ярослав Мудрый присоединил его земли к своим владениям.

О.М. Рапов

МСТИСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ ФЕОДОР) МСТИСЛАВИЧ УДАТНЫЙ (УДАЛОЙ)

МСТИСЛАВ (в крещении Феодор) МСТИСЛАВИЧ УДАТНЫЙ (Удалой) (ск. 1228), великий князь галицкий, а затем князь торческий. Сын новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго. Княжил в Торопце, Торческе, Треполе, Новгороде Великом, Галиче, снова в Торческе.

Мстислав был крупным полководцем, неоднократно одерживал победы в сражениях. Участвовал во многих войнах. Успешно боролся с половцами, венграми, поляками, совершил удачный поход на чудь. В 1216 разгромил в Липецкой битве сильное войско владимиро-суздальских князей. В 1223 Мстислав стал инициатором и одним из главных руководителей похода русских войск против монголов. В сражении на р. Калке потерпел тяжелое поражение от монгольского войска и бежал с поля боя.

В 1227 Мстислав уступил Галич своему зятю венгерскому королевичу Андрею, а сам перешел на княжение в Торческ, где и умер, приняв перед смертью схиму.

О.М. Рапов

МСТИСЛАВ (ГАРАЛЬД, В КРЕЩЕНИИ ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ (ВАСИЛЬЕВИЧ) ВЕЛИКИЙ

МСТИСЛАВ (Гаральд, в крещении Феодор) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ВЕЛИКИЙ (1076-15.04.1132), великий русский князь, крупный полководец и государственный деятель. Сын вел. русского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и кн. Гиты (дочери английского короля Гаральда).

В 1088 - 93 Мстислав владел Новгородом Великим; в 1093-95 являлся держателем Ростовской и Смоленской земель; в 1095-1117 вновь княжил в Новгороде Великом; в 1117-25 - в Белгороде-Киевском и, по-видимому, являлся соправителем отца в Киеве; в 1125 - 32 был вел. русским князем.

Мстислав воевал с половцами, чудью, литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных побед. Особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127, в котором приняли участие многие подвластные Киеву князья.

Мстислав заложил Новгород «больше первого», а в нем построил церкви Богородицы и Свт. Николая. В подвластной ему Ладоге была сооружена каменная крепость. В Киеве он построил церкви Свт. Феодора и Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считали, что Мстислав являлся последним редактором «Повести временных лет».

Древний автор отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости» (Пересказ В. Н. Татищева).

О.М. Рапов

МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ НОВГОРОДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МСТИСЛАВЕЦ

Петр Тимофеевич (ск. не раньше 1579), типограф, соратник первопечатника Ивана Федорова. Совместно в 1564 - 65 они издали в Москве первую русскую датированную книгу - «Апостол-тетр» и два Часослова. В 1568 переехали в Заблудов, где напечатали «Учительное Евангелие» (1569). После издания этой книги Петр Мстиславец расстался с Иваном Федоровым.

МСТИСЛАВСКИЕ

МСТИСЛАВСКИЕ - княжеский боярский род в Русском государстве XVI-XVII вв. Потомки сына Гедимина Явнутия, имели в Литве фамильное имя - Ижеславские. Михаил Иванович (ск. ок. 1536), женатый на дочери кн. Ивана Мстиславского, в Русско-литовской войне н. XVI в. дважды переходил на сторону России и дважды отъезжал обратно (последний раз в 1515). Его сын, Федор Михайлович (ск. 1540), прозывавшийся по матери Мстиславским, выехал в Россию в 1526 и получил в удел Юхоть (сохранившуюся во владении Мстиславских вплоть до пресечения рода), а также Малый Ярославец, Каширу, Кременск и Мышегу (видимо, вскоре отобранные). Был женат на родной внучке Ивана III и племяннице Василия III - Анастасии. Иван Федорович (ск. 1586) - видный политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 как рында, в 1549 (возможно, и в 1548) - боярин. Возглавлял Казанский поход 1552 и походы в Ливонию 1559 - 60. После введения опричнины в 1565 совместно с кн. И.Д. Бельским был поставлен во главе земщины. После смерти Ивана IV в 1584 входил в состав регентского совета, но уже в 1585 в результате борьбы с Б.Ф. Годуновым подвергся опале, был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер. Имел двоих сыновей. Василий Иванович (ск. 1582) - боярин с 1577. Федор Иванович (ск. 12 февраля 1622) - видный русский политический и военный деятель 2-й пол. XVI - н. XVII в., крупнейший светский землевладелец (в 1613 имел ок. 50 тыс. десятин), боярин с 1576. Опала отца в 1585 на нем не отразилась. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 его имя называлось среди претендентов на царский трон, чему способствовали родственные связи Мстиславских с угасшей династией. Во время борьбы Б.Ф. Годунова с Лжедмитрием I возглавлял правительственные войска. В царствование самозванца занял очень высокое положение, но в мае 1606 участвовал в заговоре против него. В 1606 - 07 - активный участник военных действий против войск И.И. Болотникова на всех этапах восстания. После свержения В.И. Шуйского возглавил т.н. семибоярщину, участвовал в выработке и подписании договора 17 августа 1610 об избрании Владислава, сына Сигизмунда III, русским царем. Участвовал в заключительных заседаниях Земского собора 1613. При царе Михаиле Федоровиче оставался виднейшим сановником. С его смертью род Мстиславских пресекся.

В. Назаров

МУДРОСТЬ

МУДРОСТЬ - одна из семи человеческих добродетелей в православном смысле, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, знание добра и зла.

В византийской книге «Стефанит и Ихнилат», появившейся на Руси в XIII в. и полюбившейся русским людям, говорится: «Мудрому следует держаться трех вещей: во-первых, пострадав, хорошее углядеть и дурное в том, что явилось причиной, - и за добрым следовать, дурного же избегать; затем осознать, что действительно зло, что добро, и, наконец, рассчитать, что случится потом».

«Мудрый муж, - говорится в «Поучении отца сыну» (XI в.), - разумным и мудрым друг, а неразумным Бог; большое это богатство - добрый ум». Эта же мысль проводится в «Молении» Даниила Заточника. «Мудрый человек - умный друг, а неразумный - недруг. Лучше мне слышать угрозы мудрых, нежели наставления глупых... Нищий мудрый - как золото в грязном сосуде, а богатый человек глупый - как шелковая наволочка, соломой набитая».

Понятие мудрости хорошо освещено в сочинениях Л.Н. Толстого. Мудрость, считает он, есть знание вечных истин, приложимых к жизни. Не думай, что мудрость представляет собой свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и поэтому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости. И третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний самое нужное - знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра.

О. Платонов

МУЖ

МУЖ - в понятиях Святой Руси одна из сторон в благодатных отношениях брака как таинства любви (Иоанн Златоуст). «Отношения мужа и жены в христианском браке строятся по образу Христа и Церкви» (св. Климент, Тертуллиан). Вступая в брак, муж принимает на себя всю ответственность за жизнь, здоровье и благополучие жены и детей. Подобно Христу, который принял мучения за свою Церковь, муж должен быть готов положить свою жизнь за жену и детей. Муж не должен останавливаться ни перед какими мучениями и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста. Совершенная брачная мужская любовь, испрашиваемая в православном чине обручения, есть любовь мученическая, и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученици» (С.В. Троицкий).

О. Платонов

МУЖЕСТВО

МУЖЕСТВО - одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство.

Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не погибнешь. В древнерусском сборнике «Пожелание праведного спасения» говорится: «Сын, избегай и распри, но, коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а выйдешь с честью из боя - честь и обретешь». Та же мысль проводится и в Поучении Владимира Мономаха: «Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления».

«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой», - писал Н.М. Карамзин, а М.В. Ломоносов восклицал: «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»

Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях. Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. «Самое трудное, - писал В.А. Сухомлинский, - мужество повседневности, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему».

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг (А.А. Бестужев-Марлинский). Природная смелость есть та глыба драгоценного мрамора, из которой страх вырабатывает величественную статую мужества. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху (К.Д. Ушинский).

О. Платонов

МУЖЧИНА

МУЖЧИНА (мущина, муж, мужик), в понятиях Святой Руси воспринимался в состоянии возмужалости, зрелого возраста, женатый. Главное его качество - мужество, стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, готовность положить свою жизнь за Веру, Царя и Отечество.

«Домострой» требует от мужчины быть строгим, справедливым, честным, любить свою жену, но не давать ей власти над собой. Без жены мужчина не считался настоящим мужчиной, не мог заводить своего дома, иметь права голоса на общинном сходе или вече. Неженатый оставался в доме родителей и мог быть всегда наказан розгами отцом.

Женатый мужчина считался полным государем в своем доме, ему принадлежало последнее слово во всех делах, хотя самим домашним делом управляла государыня, его жена.

В своем личном «государстве» мужчина-домохозяин, по словам историка В.В. Колесова, был носителем духовного чина, то есть порядка, обеспечивая дом экономически и воспитывая его обитателей нравственно, согласно заповедям Нового Завета. Право мужчины было обеспечено его христианским долгом: воспитание не только буквально как питание, но и как общее духовное руководство. При этом главным основанием и решений, и действий мужчины-государя являлась его совесть. Мужчина-домохозяин отвечал за души своей жены и детей перед самим Богом на Страшном Суде («Домострой»).

О. Платонов

МУЗЫКА РУССКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУКАЧЕВО

МУКАЧЕВО - главный город Закарпатской Руси на р. Латорица. Возник в X-XI вв. как русский город, впервые упоминается в XII в. До 1018 входил в состав Киевской Руси, а затем подпал под венгерскую оккупацию. В 1396-1414 находился во владении подольского кн. Федора Кориятовича. С XVI в. в составе Семиградского княжества. До 1918 в составе Австро-Венгрии. В 1919 присоединен в Чехословакии. В 1944 возвращен России.

МУНЬОС ИОСИФ

МУНЬОС Иосиф - См.: МИРОТОЧЕНИЕ и ПЛАЧ ИКОН.

МУРАВСКИЙ ШЛЯХ

МУРАВСКИЙ ШЛЯХ - один из главных путей из Москвы в Крым в XVI-XVIII вв., пользовался дурной славой, так как по нему крымские татары нападали на Русь. Шел от Перекопа к Туле по водоразделу рек (справа Северского Донца, слева Ворсклы и Сейма).

МУРАВЬЁВ

Андрей Николаевич (30.04/12.05.1806-18/ 30.08.1874), русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный и общественный деятель.

Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Его многочисленные произведения по описанию святых мест, истории церкви и богословия были проникнуты живым духом Святой Руси и выгодно отличались от многих официальных церковных изданий. Летописный стиль духовных сочинений Муравьева, по мнению современников, сближал его с Н. М. Карамзиным. За заслуги в русской словесности в 1837 Муравьев был избран в члены Российской Академии. Во время своих путешествий по святым местам Муравьев собрал богатую коллекцию икон и других православных реликвий, которую подарил в Румянцевский музей.

Гл. соч.: «Путешествие по святым местам русским» (тт.1 - 2; СПб., 1846); «Изложение символа веры... православной церкви» (1844; принято в качестве учебника в духовных училищах); «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских» (тт. 1 - 12; 1855 - 59); «Русская Фиваида на Севере» (1855).

О. Платонов

МУРАНОВО

МУРАНОВО - музей-усадьба Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева Московской обл., в Пушкинском р-не. Расположена на р. Талице. Литературно-мемориальный музей поэтов Баратынского и Тютчева. Первое упоминание о Муранове относится к 1767. В 1816 его приобрел генерал-майор Л.Н. Энгельгардт, после смерти которого (1836) дальнейшим устройством усадьбы занимался его зять, поэт Баратынский, посвятивший Муранову ряд стихотворений. В 1850 Мураново перешло к Н.В. Путяте (мужу младшей дочери Энгельгардта), председателю Общества любителей российской словесности при Московском университете. Среди его гостей в Муранове - Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, В.Ф. Одоевский; здесь часто бывал Ф.И. Тютчев, сын которого И.Ф. Тютчев в 1869 женился на О.Н. Путяте, и Мураново перешло к Тютчевым. Вплоть до к. XIX в. здесь бывали поэты А.Н. Майков, Я.П. Полонский, публицист И. С. Аксаков.

МУРМАНСК

МУРМАНСК - См.: РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ.

МУРОМ

МУРОМ - город во Владимирской обл., центр Муромского р-на. Расположен в северо-восточной части Окско-Цнинского вала, на Оке. Население 126 тыс. чел.

Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 862. С 1097 столица Муромо-Рязанского княжества, в сер. XII - н. XV в. - Муромского княжества. В 1088 подвергся разорению волжско-камскими булгарами, в 1239, 1281 и 1293 - монголо-татарами. В н. XV в. вошел в состав Московского княжества и был его восточным форпостом. В XVII в. важный ремесленный центр.

Сохранились ансамбли монастырей с постройками XVI - XIX вв., в т. ч. Муромский Спасопреображенский (основан в XI в., собор 2-я пол. XVI в.), Троицкий (XVII в.; собор 1642-43), Благовещенский (перестроен в XVII в. из собора XVI в.); церковь Космы и Дамиана (XVI в.) и др.

МУРОМА

МУРОМА - племя, жившее на берегах Оки в пределах современного Муромского района Владимирской обл. Мурома упоминается в скандинавских сагах и в русских летописях. Язык муромы относится к финно-угорской группе. Культура - известна по археологическим памятникам-городищам 1-го тыс. до н. э., могильникам и поселениям 1-го тыс. н. э. Занятия муромы: скотоводство, земледелие, пушная охота, рыболовство, бортный и др. промыслы; из ремесел большого развития достигли металлургия железа, меднолитейное и ювелирное домашние ремесла. Значительную роль играла торговля, гл. обр. с Приуральем и через Волжскую Булгарию с арабским Востоком. В X-XI вв. мурома платила дань Руси, в XII в. полностью обрусела и вошла в состав северо-восточных великорусов.

МУРОМО-РЯЗАНСКАЯ ЗЕМЛЯ

МУРОМО-РЯЗАНСКАЯ ЗЕМЛЯ - княжество Древней Руси. Муромо-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в к. XI в. Первым князем Муромо-Рязанской земли был внук Ярослава Мудрого Ярослав Святославич (ск. 1129). При его сыновьях Святославе и Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на два княжества: Муромское и Рязанское, которые окончательно обособились в 1140-е, после смерти в Муроме Святослава (1145).

МУРОМСКАЯ

МУРОМСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена из Киева в Муром св. кн. Константином Муромским в н. XII в. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять христианскую веру, но они не только не изъявляли на то согласия, а даже в ярости составили заговор и хотели убить его. Когда блгв. князь узнал об этом, то усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники были поражены ужасом и тотчас переменили мысли, и сами стали просить крещения. В к. XIII в. в Муроме был епископом св. Василий Рязанский. Народ, ослепленный клеветами, заподозрил его в порочной жизни и хотел умертвить. Святитель просил отсрочить смерть его до утра, и всю ночь до самого утра молился он в храме св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем, совершив литургию, пошел в храм Благовещения и там пред иконою Богоматери, которая принесена из Киева кн. Константином, отслужил молебен. Затем он взял св. икону, пошел из церкви на р. Оку и, сняв с себя мантию, распростер ее по воде и чудесно стал на мантию с иконою. Сильный ветер понес его против течения. К девятому часу дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили кнн. Феодор и Константин. Тут князья, все духовенство и народ вышли с крестным ходом навстречу дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани, где и осталась чудотворная икона, которую назвали еще «Молением св. Василия». Через три года свт. Василий избрал для жительства новую Рязань, как место, более защищенное от монголов, и там утвердил в 1291 свою кафедру; туда же перенес и икону Муромскую.

Празднество этой иконе 12/25 апреля, в день памяти св. Василия, установлено в 1810 указом Св. Синода по желанию жителей Мурома.

Прот. И. Бухарев

МУРОМСКИЙ СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирская еп., в Муроме. Основан в 1098; перестроен в XVI и XVII вв. Из древних икон были замечательны: Преображения Господня, Спасителя, Богоматери, св. Иоанна Богослова (1637) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693). В ризнице хранились: Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575, и напрестольный серебряный крест с изображением Распятия (1638); на колокольне древний колокол XVII в. весом около 20 пудов.

С. В. Булгаков

МУРОМСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Олонецкая еп., в окрестностях г. Пудожа, на берегу Онежского озера при впадении р. Муромки. Основан в XIV в. прп. Лазарем. В 1787 был упразднен; в 1867 восстановлен.

С. В. Булгаков

МУРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО

МУРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО - русское княжество, которое занимало территорию бассейнов рек Мотры, Пры, Велетьмы и низовья р. Теши. Вначале Муромское княжество тяготело к Ростову Великому, со 2-й пол. XI в. (вместе с Рязанью) - к Чернигову. В 1170-х Муромское княжество попадает в зависимость от Великого княжества Владимирского. В сер. XIV в. оно становится самостоятельным, но уже в 1380-х муромские князья попадают под власть Олега Рязанского. В н. XV в. Муромское княжество присоединено к Москве.

МУСОРГСКИЙ

Модест Петрович (9.03.1839-16.03.1881), русский композитор. Во время учебы в петербургской школе гвардейских прапорщиков (окончил в 1856) занимался музыкой под руководством известного педагога А. А. Герке.

В 1852 было издано первое музыкальное сочинение Мусоргского - полька «Подпрапорщик». В 1856 - 57 Мусоргский познакомился с А. С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева Мусоргский изучал технику композиции. В 1863-66 Мусоргский работал над созданием оперы «Саламбо» (по одноименному произведению Г. Флобера), в 1868 над оперой «Женитьба» (по пьесе Н. В. Гоголя, опера не завершена). Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы - «Борис Годунов» (1871 - 72) и «Хованщина» (завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н. А. Римским-Корсаковым). Одновременно с «Хованщиной» Мусоргский создал оперу «Сорочинская ярмарка» (по Н. В. Гоголю). Мусоргский отразил в музыке образы народной жизни, сильные исторические характеры.

В.А. Федоров

МУХИНА

Вера Игнатьевна (19.06/1.07.1889-6.10.1953), скульптор. Родилась в богатой купеческой семье в Риге. Живописи, рисунку и скульптуре обучалась в Москве и Париже. Преподавала в Московском Высшем художественно-промышленном училище. После революции участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. В 1930-е создала монументальную 24-метровую скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (в последующем перенесена в Москву). К лучшим работам Мухиной относятся памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде и П. И. Чайковскому в Москве. Помимо скульптуры Мухина занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской (в т. ч. театрально-декоративной) и преподавательской работой.

МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ

ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ (284-305). Св. мученики пострадали в Армении, которая в те времена была римской провинцией, в годы правления имп. Диоклетиана. Одно время христианство свободно распространялось по Армении и соседней Каппадокии. Узнав об этом, Диоклетиан, жестоко преследовавший веру Христову, назначил наместниками этих провинций Лизия и Агриколая, людей суровых и жестоких. В армянском г. Саталионе жил св. Евстратий. Он исполнял должность военачальника и был всеми любим и уважаем в городе. Видя истязания христиан, он и сам желал принять страдания во имя Господа, но испытывал страх. После того как был схвачен священник из близлежащего города Араврака, св. Авксентий, Евстратий решился открыто исповедовать Спасителя. Он тут же был взят под стражу и предан пыткам. Евгений, его друг и товарищ по воинской службе, стал свидетелем его страданий и сам исповедовал себя христианином перед Лизием, за что был брошен в тюрьму. Св. Авксентия казнили усечением головы. Вскоре Лизий решил перевести схваченных христиан в другой город. Он обул Евстратия в железные сапоги с шипами и велел гнать его в Араврак. Христианин Мардарий присоединился к св. мученикам. После страшных пыток, по приказу Лизия, Мардарий был убит. С ним был убит и св. Евгений. Устроив смотр своим войскам, Лизий среди них нашел христианина по имени Орест. Боясь предать Евстратия и Ореста казни в Армении, Лизий отправил их в Каппадокию к Агриколаю, который огнем умертвил св. воинов. Мощи св. мучеников ныне почивают в Риме - в церкви Св. Аполлинария Равеннского.

Память мчч. Севастийским Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту отмечается 13/26 декабря.

МЦЕНСК

МЦЕНСК - город в Орловской обл., центр Мценского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на р. Зуше (приток Оки). Население 51 тыс. чел.

Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 под названием Мьченск в составе Черниговского княжества; был военной крепостью и торгово-ремесленным центром. В 1238 разрушен Батыем. В 1320-1504 находился под властью Литвы. С н. XVI в. в составе Великого Московского княжества. В XVI-XVII вв. Мценская крепость - одна из крупнейших на юге Русского государства; во 2-й пол. XVII в. утратила военное значение. Город с 1778. В XIX - н. XX в. Мценск славился производством кружев (ежегодно из Мценска вывозилось свыше 1 млн. метров кружев; в 1901 была открыта школа кружевниц).

Архитектурные памятники: постройки Петропавловского монастыря (основан в XVI в., перенесен на современное место в 1694, XVII - 2-я пол. XIX в.), церкви - Покрова (XVII-XVIII вв.), Св. Троицы (XVII в.), Никиты (1810-18) и др.

МЫТ

МЫТ - одна из древнейших русских пошлин с торговли. Упоминается в документах, начиная с XII в. С сер. XIII в. мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался «сухой» и «водяной» мыт. Право обложения мытом принадлежало государству, но его сбор нередко передавался землевладельцам. Мыт дал начало появлению большого числа проезжих торговых пошлин (подужное, полозовое, посаженное, носовое, побережное и др.), которые в большинстве своем были упразднены. В 1653-1753 под мытной пошлиной понимались рублевая 5% пошлина, взимавшаяся в Москве с лесных товаров, рогатого скота, съестных припасов (кроме хлеба) и др.

МЫТИЩИ

МЫТИЩИ - город в Московской обл., центр Мытищинского р-на. Расположен на западной окраине Мещёрской низменности, на р. Яузе и ее притоках - реках Работне и Сукромке. Население 152,3 тыс. чел.

Основан как небольшое укрепление на древнем торговом пути-волоке, где собиралась проезжая пошлина - мыт. Как Яузское мытище впервые упоминается в 1460. В к. XVIII в. от Мытищ был проложен водопровод для снабжения Москвы водой из мытищинских ключей; население занималось бахромным промыслом, извозом, производством кирпича. В сер. XIX в. появились текстильные предприятия. В 1860-х Мытищи становятся важным транспортным узлом на ближайших подступах к Москве.

МЫТНЫЙ ДВОР

МЫТНЫЙ ДВОР - учреждение, ведавшее в XVII - 1-й пол. XVIII в. сбором таможенной пошлины с торговли в Москве лесом, сеном, скотом, съестными припасами (кроме хлеба) и некоторыми другими товарами. Мытный двор существовал также в Нижнем Новгороде.

МЫШКИН

МЫШКИН - город в Ярославской обл., центр Мышкинского р-на. Расположен на Волге (пристань). Население 6,6 тыс. чел.

Упоминается в XV в. как село (позднее слобода); в к. XV - сер. XVI в. принадлежало князьям Ушатым. Со 2-й пол. XVI в. в составе удельного Юхотского княжества. Город с 1777. В сер. XVIII в. были развиты лоцманский, кузнечный, гончарный, плотницкий промыслы. С XIX в. значительный центр оптовой торговли маслом, яйцами, тканями и хлебом с С.-Петербургом; центр льноводческого района.

МЯСОПУСТНАЯ (СЫРНАЯ) НЕДЕЛЯ

МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ - последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели называется «Неделей о Страшном Суде», т.к. за литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.

Предыдущая страница Следующая страница