Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "М" (часть 4, "МИХ"-"МОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МИХ"-"МОС")

МИХАИЛ КЛОПСКИЙ

Новгородский, Христа ради юродивый (ск. ок. 1452-1456). Сын знатных родителей и родственник вел. кн. Димитрия Донского, прп. Михаил, скрыв свое имя и происхождение, принял на себя тяжелый подвиг юродства, покинул Москву и пришел в Клопский Свято-Троицкий монастырь под Новгородом. Неизвестно, каким образом попал он в запертую келью одного иеромонаха: там его застали переписывающим книгу Деяний св. апостолов. Пришельца оставили в монастыре, где он стал нести послушание чтеца в храме и на трапезе, не открывая по-прежнему своего имени. Однажды на праздник Преображения Господня в обитель приехал кн. Константин Дмитриевич Новгородский (1389- 1433), младший сын Димитрия Донского. Услышав чтение нового инока, он узнал его и назвал своим родственником Михаилом Максимовичем. Сорок четыре года прожил в обители прп. Михаил, являя братии добрый пример прав. иноческого жития и подвигов аскетизма. Он наложил на себя строгий пост, вкушая только хлеб с водой один раз в неделю, спал на голой земле, изнурял плоть бесчисленными трудами и великими молитвенными подвигами. Неустрашимо обличал святой сильных мира сего и пороки людские. За св. жизнь Господь наградил его даром прозорливости и чудотворения. Так, прп. Михаил предсказал рождение вел. кн. Иоанна III и взятие им Новгорода, обличал кн. Димитрия Шемяку за то, что тот ослепил своего брата Василия Темного, а во время сильной засухи и последовавшего за нею голода по молитвам подвижника близ монастыря начал бить источник, и запасы хлеба в монастырских кладовых не уменьшались, несмотря на то что зерно обильно раздавалось голодающим. Предуказав место своего погребения, прп. Михаил мирно отошел ко Господу и был похоронен на правой стороне соборного храма.

Память прп. Михаилу отмечается 11/24 января.

МИХАИЛ МАЛЕИН

МИХАИЛ МАЛЕИН - преподобный (ск. 962). Игумен Кименской обители на Афоне. Память отмечается 12/25 июля.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ - великий князь (1272 - 22.11.1318), племянник св. блгв. кн. Александра Невского. Отец св. Михаила умер по дороге из Орды на родину, видимо отравленный по приказу хана. Мать отрока воспитала его в духе глубокого благочестия, что он в полной мере проявил, став Тверским князем: в Твери был построен великолепный каменный Спасо-Преображенский собор. После смерти вел. кн. Андрея Александровича его престол во Владимире, по праву старшинства, должен был занять св. Михаил. С этим не хотел смириться московский князь Юрий Данилович - его соперник. Будучи сыном св. блгв. кн. Даниила, он не унаследовал праведности своего отца. Интригами и лестью он вызвал к себе любовь и доверие хана Узбека. Этот союз был закреплен браком с ханской дочерью. Дабы не упустить престол, кн. Юрий начал войну с Тверью. В состав его войска входили и татарские отряды.

Но это не помогло коварному князю - тверичи одержали победу. В плен к ним попала и жена кн. Юрия, дочь хана. Вскоре она скоропостижно умерла. Кн. Юрий поспешил в Орду и уверил хана в том, что она была отравлена тверским князем. Разгневанный хан Узбек немедленно вызвал кн. Михаила в Орду. Не желая разорения своей земли, он смиренно отправился к хану. Суд приговорил святого к смерти, он был брошен в темницу. Князю предлагали устроить бегство из плена, но он отказался - судьба родины была ему дороже своей жизни. Долгие дни св. князь кочевал вместе с Ордой, непрерывно терпя побои и унижения. Убит он был неожиданно: его долго мучили и били ногами, а потом закололи. Тело святого было увезено как трофей кн. Юрием в Москву, а только через два года св. мощи кн. Михаила перевезли в Тверь и положили в выстроенный им Спасо-Преображенский собор.

Память блгв. кн. Михаилу отмечается 22 ноября/5 декабря.

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЛАЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ЛАЛЬСКИЙ мужской монастырь - См.: МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ мужской монастырь Вологодской еп.

МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

1. Архангельская еп., в Архангельске. Основание его относят к XII в. и приписывают св. Иоанну, архиеп. Новгородскому. В 1419 монастырь подвергся опустошению от шведов; в 1636 сгорел и перенесен на то место, где теперь находится. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери, поступившая сюда от преосвящ. Игнатия, еп. Воронежского, уроженца Архангельской губ., и золотой крест с частицею древа Креста Господня, полученный от Герасима, патр. Иерусалимского, в 1894.

2. Вологодская еп., в Великом Устюге. Основан иноком Киприаном. Соборный Михаилоархангельский и Введенский храмы построены в 1653. В монастыре особенно чтились Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери; Тихвинская икона, по преданию, была прежде храмовой, приписанной в 1786 к монастырской приходской церкви с. Богородского, куда ежегодно 26 июня с этой св. иконою бывал, при большом стечении богомольцев, торжественный крестный ход. В церкви Преполовения находилась гробница Киприана. К монастырю были приписаны: 1) Гледенский Троицкий мужской монастырь, в 4 верстах от г. Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII в.; в монастыре была церковь во имя св. Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывал крестный ход в с. Пухово - место рождения св. Иоанна; 2) Михаило-Архангельский Лальский мужской монастырь, в заштатном г. Лальске, в 80 верстах от Великого Устюга, основанный в XVII в.

С.В. Булгаков

МИХАЙЛОВ

Максим Дормидонтович (13/25.08.1893-3.03.1971), русский певец. С 1909 пел в церковных хорах. С 1918 - протодиакон. Ученик В. В. Осипова. В 1929-32 - солист Радиокомитета, с 1932 по 1956 в Большом театре. Наиболее значительные работы преимущественно в русской классической онере: Кончак («Князь Игорь»), Пимен и Варлаам («Борис Годунов»), Варяжский гость («Садко»), Чуб («Черевички» Чайковского), Светозар («Руслан и Людмила»), Дед Мороз («Снегурочка»), Собакин («Царская невеста»), Гремин («Евгений Онегин»). Центральное место в творческой биографии Михайлова заняла партия Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки, в которой артист создал образ простого русского крестьянина-патриота, исполненный сурового эпического величия.

Замечательный исполнитель русских народных песен.

МИХАЙЛОВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Находилась в Успенском храме слободы Б. Писаровки, отстоящей в 37-ми верстах от г. Богодухова Харьковской губ. Она прославилась исцелением лежавшего недвижимым и безнадежным в богадельне при церкви странника. Ночью ему был голос, чтобы он вынес из богадельни в церковь икону Богоматери, и за это было ему обещано выздоровление. Больной вдруг почувствовал себя поздоровевшим, отнес икону и сделался совершенно здоровым.

Празднуется 23 августа/5 сентября.

Прот. И. Бухарев

МИХАЙЛОВСКОЕ

МИХАЙЛОВСКОЕ - село в Псковской обл., в Пушкино-Горском р-не. Родовое имение Ганнибалов - Пушкиных; в составе Пушкинского заповедника. Усадьба создана дедом поэта О.А. Ганнибалом, расположена на р. Сороти и оз. Маленец. А.С. Пушкин посещал Михайловское в 1817, 1819, 1835 и в другие годы; в 1824-26, находясь здесь в ссылке, написал трагедию «Борис Годунов», главы романа «Евгений Онегин», стихотворение, посвященное Михайловскому, «Вновь я посетил...» и др. В годы Великой Отечественной войны село было уничтожено; после войны восстановлено. На территории усадьбы - господский дом, дома няни, управляющего, приказчика, кухня и людская, погреб, амбар. Сохранились: еловая аллея парка, которая заканчивается фамильной часовней Пушкиных, грот «Пушкинская беседка», «аллея Керн», «остров уединения», пруды. В окрестностях Михайловского - городище Савкина Горка (любимое место прогулок поэта).

МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ - преподобный (ск. 6.05.1385), любимый келейник и ученик прп. Сергия Радонежского, присутствовал при явлении ему Пресвятой Богородицы. В 1608 во время осады Троице-Сергиевой лавры шайками Сапеги и Лисовского прп. Сергий троекратно являлся пономарю Иринарху. В третий раз он сказал ему, что послал в Москву с вестью учеников своих Михея, Варфоломея и Наума на слепых лошадях, которых из-за бескормицы выпустили за монастырскую ограду, но врагам настигнуть их не удастся. Оказалось, что разбойники действительно видели трех старцев на плохих лошадях, но догнать их не удалось - лошади летели как на крыльях. В тот же день в Москве увидели идущего к Лаврскому подворью (Богоявленский монастырь) старца, а за ним ехали двенадцать возов с хлебом. На расспросы он отвечал: «Все мы из дома Пресвятой и Живоначальной Троицы». Его стали расспрашивать о том, что же там происходит. Старец продолжал: «Не предаст Господь имени Своего в поношение неверующим, только вы сами не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию».

Память прп. Михею отмечается 6/19 мая.

МИЧУРИН

ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ (15/27.10.1855-7.06.1935), русский селекционер, садовод-генетик. Родился в семье мелкопоместного дворянина. В 1875 создал опытно-гибридизационный питомник в г. Козлове Тамбовской губ., где вел сбор коллекций растений и выводил новые сорта плодовых и ягодных культур. В 1923 Совнарком РСФСР признал опытный питомник Мичурина учреждением, имеющим государственное значение. На его базе была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, позднее реорганизованная в Центральную генетическую лабораторию им. И. В. Мичурина.

Мичурин внес большой вклад в развитие генетики и ягодных культур, проводил опыты по искусственной полиплодии, изучая наследственность в связи с закономерностями онтогенеза и внешними условиями, создал учение о доминантности, обосновал возможность изменения генотипа под. влиянием внешних условий; создал теорию подбора исходных форм для скрещивания.

МИЧУРИНСК

МИЧУРИНСК - город в Тамбовской обл., центр Мичуринского р-на. Расположен в западной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р. Лесной Воронеж (бассейн Дона). Население 123,5 тыс. чел.

Основан в 1635 по указу царя Михаила Романова как земляная крепость Козлов на Козловом урочище для защиты южных рубежей Русского государства от набегов крымских татар и поганцев. С сер. XVII в. Козлов был важным опорным пунктом оборонительных линий на южных границах России.

В XVIII в. Козлов развивался как крупный торговый центр с.-х. района. Город с 1779. В 1865 построена железная дорога от Москвы. В 1932 город переименован в честь ученого-селекционера И.В. Мичурина (жил и работал в Козлове с 1872).

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в церкви Карейской Кельи, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально она находилась в лавре Саввы Освященного, в восемнадцати верстах от Иерусалима. Святой основатель этой замечательной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательницы» будет дарована ему от лавры в благословение. Св. Савва мирно отошел ко Господу в 532, а его предсказание исполнилось более чем через шесть столетий: в XIII в. прибыл в Палестину св. Савва Сербский, ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и лавра благословила его иконою Богоматери «Млекопитательницы». Возвратясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввой местной в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Св. Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Спасителя был помещен по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

Празднуется 12/25 января.

Прот. И. Бухарев

МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ РАКЕТ ТЕОРИЯ

МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ РАКЕТ ТЕОРИЯ - выдающееся мировое открытие русского ученого К.Э. Циолковского, ставшее основой космического ракетостроения.

МОГИЛЕВ

МОГИЛЕВ - город на Днепре в Белоруссии. Назван (предположительно) от древнего могильника, у которого возникло поселение. Впервые упоминается в 1320. Входил в состав Киевской Руси; до сер. XIV в. в Витебское княжество. В XIV в. захвачен Литвой. По Люблинской унии 1569 вошел в состав Речи Посполитой. С XIV в. известен как ремесленно-торговый центр. В 1526 получил право города, в 1561 - малое, а в 1577 - большое магдебургское право. В 1595 отряд восставших казаков С. Наливайко занял Могилев. В 1606-10 в Могилеве произошло антипольское городское восстание, жестоко подавленное королевскими войсками. В 1772 возвращен России. Летом 1812 под Могилевом произошло крупное сражение с французами. После Отечественной войны 1812 в Могилеве - штаб-квартира 1-й русской армии. В 1915-16 в Могилеве находилась ставка Николая II.

МОГИЛЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., в окрестностях с. Каменного, в верховьях р. Цны. Основан в 1634 иеромонахом Иовом и сначала был мужским; в 1900 обращен в женский. Здесь находилась особо чтимая икона Успения Божией Матери.

МОДЕНСКАЯ

МОДЕНСКАЯ (Косинская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, икона эта была привезена из итальянского г. Модены графом Шереметевым и поставлена им в его приходской церкви в селе Косине Московской еп. Икона прославилась исцелением больных, купавшихся с верою в находящемся близ церкви озере, а в 1848 избавлением Косина и окрестных селений от холеры.

Празднуется 20 июня/3 июля.

Прот. И. Бухарев

МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., в окрестностях Устюжны, на возвышенном песчаном берегу р. Мологи, близ устья впадающей в нее р. Моденки. Существовал в XV в. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по Мологе. Однажды близ того места, где потом находился монастырь, плывших на судне неожиданно застала такая сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех была неизбежна; но они обратились с молитвою к свт. Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от потопления хозяину судна во сне явился свт. Николай и повелел ему устроить обитель в честь его на берегу Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение, хозяин судна без промедления исполнил волю св. угодника и устроил названный монастырь. В монастыре находилась чудотворная икона свт. Николая, явившаяся в первые годы по основании монастыря на берег Мологи; с нею ежегодно совершался крестный ход из монастыря в Устюжну, где она пребывала для поклонения с 12 октября по 14 ноября. К нему была приписана Успенская Гурьева пустынь, основанная в 1603 игуменом Гурием.

С.В. Булгаков

МОДЕСТ ИЕРУСАЛИМСКИЙ

МОДЕСТ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - святитель (ск. 634), празднуется 18/31 декабря. У русских людей святитель почитался как хранитель скота. В «Сказании о святых» записана молитва к нему по случаю «скотского падежа».

МОЖАЙСК

МОЖАЙСК - город в Московской обл., центр Можайского р-на. Расположен в верхнем течении Москвы-реки. Население 30,7 тыс. чел. Известен с 1231. В 1303 в составе Московского княжества; был укрепленным пунктом западнее Москвы. В 1389-1493 центр удельного княжества. С XVI в. значительный торгово-ремесленный центр. В 1620-х воевода Д.М. Пожарский построил в Можайске каменный кремль.

МОЗЫРЬ

МОЗЫРЬ - город в Белоруссии на р. Припять. Упоминается в 1155 в составе Киевского княжества. В XIV в. захвачен Литвой, а затем Польшей. В 1793 возвращен России.

МОИСЕЙ

МОИСЕЙ (в миру Тимофей Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (15/28.01.1782-16/29.06.1862). Родился в г. Борисоглебске Ярославской губ. в семье купца. Влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало свои добрые всходы - в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Успенской пустыни, застав там великого старца прп. Серафима. Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов, где прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей.

Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, прп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При прп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы - все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел - деле спасения души. Сам оставшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, прп. Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».

В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя - прп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник - прп. старец Амвросий.

Большое значение придает он и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, - говорил он, - кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.

Прп. Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами - все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, как прпп. старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения - сама Оптина, процветающая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. Сподобился прп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862, незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей - монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.

МОИСЕЙ БОГОВИДЕЦ

МОИСЕЙ БОГОВИДЕЦ - пророк (1500 г. до Р.Х.), по-древнеегипетски: Моисей - «взятый из воды». В Нил он был опущен своими родителями, когда фараон Рамзес II издал указ о поголовном истреблении еврейских мальчиков. Дочь фараона увидела корзину с младенцем и взяла к себе во дворец. Там Моисей получил великолепное образование, но с детства скорбел об участи своего народа. Увидев, как бесчеловечно обращается египетский надсмотрщик с евреями-рабами, он убил его и бежал на Синайский полуостров, где прожил как простой пастух сорок лет. У горы Хорива из горящего, но несгорающего куста («Купина неопалимая») Бог открыл ему пророческое предназначение и призвал возглавить освобождение своего народа. Прор. Моисей вернулся в Египет и повел свой народ в родную Землю Обетованную, чудесным образом - «яко по суху» - перейдя Красное море. Здесь св. пророку было новое Божественное явление. Господь дал ему для еврейского народа десять Заповедей:

1. Я Господь Бог твой;

2. Не сотвори себе кумира;

3. Не произноси имя Бога твоего всуе;

4. Помни день субботний;

5. Чти отца твоего и мать твою;

6. Не убий;

7. Не прелюбодействуй;

8. Не кради;

9. Не лжесвидетельствуй;

10. Не желай дома, жены и имущества ближнего твоего.

Сорок лет странствовал св. пророк с паствой по Синайской пустыне - и умер, так и не увидев Земли Обетованной. Память прор. Моисею отмечается 4/17 сентября.

МОИСЕЙ МУРИН

МОИСЕЙ МУРИН (IV в.), преподобный. Празднуется 28 августа/10 сентября. У русских людей этот святой считался целителем от пьянства. В «Сказании о святых» ему даже назначается особая молитва, советуется людям, страдающим от запоя, обращаться с молебствиями о воздержании к этому угоднику. Основанием для такого представления о св. Моисее Мурине, очевидно, послужило то обстоятельство, что он, сначала занимаясь разбоями, страдал сильным пристрастием к вину. Так, например, по замечанию о нем Четьи-Минеи и Пролога, однажды, увидев стадо овец и при них пастуха, Моисей Мурин задумал было убить его, и, когда это не удалось, чтобы выместить свою злость, он «уби четыре изрядныя овцы и, одрав их, мяса добрейша изъяде, овчины же на вине пропил». Но впоследствии, сознав при помощи Божией грехи свои, он обратился к Богу с покаянием и стал одним из строжайших подвижников благочестия.

И.П. Калинский

МОИСЕЙ НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ

МОИСЕЙ НОВГОРОДСКИЙ и ПСКОВСКИЙ - архиепископ (ск. 25.01.1362), происходил из знатной новгородской семьи. С детских лет отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Родители, найдя его там, умоляли игумена перевести сына в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем свт. Моисей стал настоятелем Юрьева монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое для Руси время: пожары, чума, нашествие татар, неурожай. В эти годы святитель прославился благотворительностью, сооружал монастыри и церкви, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом боролся с еще не вымершим в Новгороде язычеством. В 1330 св. Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Деревяницкий Воскресенский монастырь (с 1875 - женский), но через 22 года вынужден был вернуться на кафедру. Он пробыл на ней еще семь лет, а затем окончательно ушел на покой в Сковородский Михайловский монастырь. Там же он был погребен. Свт. Моисей причислен к лику святых ранее XVII в. Почивал он «на вскрытии», т.е. в открытой раке. В 1686, во время утрени, рака с нетленными мощами его чудесно явилась посреди церкви.

Память свт. Моисею отмечается 25 января/7 февраля.

МОИСЕЙ УГРИН

Печерский, преподобный (ск. ок. 26.07.1043), родом угрин (венгр), слуга св. страстотерпца кн. Бориса Владимировича Ростовского, убитого 24 июля 1015. Только случайная отлучка спасла прп. Моисея, и он скрылся в Киеве, у сестры кн. Ярослава Новгородского, княжны Предиславы. Во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком тот навел на Киев своего тестя, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу много пленных, в том числе и прп. Моисея, мирское имя которого неизвестно. Он отличался редкой красотой, и одна богатая полька хотела выкупить его из плена, чтобы он женился на ней. Но преподобный отверг ее притязания. Через некоторое время пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг святого с именем Моисей. Долго искали этого черноризца, а потом полька, отчаявшись в своих упованиях к прп. Моисею, приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю Болеславу, и тот дозволил ей делать с преподобным все, что ей хочется, а в угоду панне приказал изгнать всех черноризцев из своих владений. В эту же ночь король умер, а в Польше произошло восстание, при котором было убито много богатых людей, в том числе и эта богачка. Прп. Моисей вернулся в Киево-Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония и провел там десять лет в посте и молитвах, но полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других, исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Святой, предузнав свою кончину, причастился Св. Тайн и мирно почил в 1043, еще при жизни своего наставника.

Память прп. Моисею отмечается 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

МОКОШЬ

МОКОШЬ (Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В.В. Иванов).

Мокошь служила олицетворением Матери Сырой Земли, символизировала собой взаимодействие сил земли и неба, являлась богиней судьбы, женского начала, плодородия, покровительницей женщин. В разных местах - у дорог, возле колодцев для поклонения ей ставились столбы, чурбаны, вырезанные болваны, возле которых приносили жертву.

Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, часто воздетыми вверх. По ночам она пряла в избе, по-видимому нити человеческой судьбы, что сближало ее с образом греческих мойр, также прядущих нити судьбы. Непосредственным продолжением образа Мокоши после Крещения Руси стала сщмц. Параскева Пятница.

О.П.

МОЛВА

МОЛВА - русская литературная газета славянофилов, выходила в 1857 в Москве (38 номеров). Редактор официальный - С.М. Шпилевский, фактический - К.С. Аксаков. Носила преимущественно теоретический характер, разрабатывала основные вопросы славянофильской доктрины: община, народность в науке и искусстве, славянский вопрос, экономическое развитие России. Главные сотрудники газеты: Н. М. Павлов, А. П. Чебышев-Дмитриев, С. Т. Аксаков, П.А. Бессонов, О.М. Бодянский, А.С. Хомяков, Ф.В. Чижов, С. П. Шевырев.

МОЛДАВАНСКАЯ

МОЛДАВАНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Молдаванском скиту на Афоне. По преданию, в 1863 игумен этого монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак, и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собою. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнесся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу.

Празднуется 12/25 июля.

Прот. И. Бухарев

МОЛДАВИЯ

МОЛДАВИЯ - территория на юго-западе России, один из исторических ареалов Древнерусского государства. В VI в. на ее территории на многие века осели славяне (тиверцы и уличи), оказавшие большое влияние на местное население. В X - XI вв. территория Молдавии почти целиком входила в состав Древнерусского государства. Вместе с русскими молдавские племена приняли Православие. В XII-XIII вв. Молдавия входит в состав русского Галицко-Волынского княжества. В Северной Молдавии, в Поднепровье, культура населения носила древнерусский характер, а на остальной территории Молдавии распространены памятники балкано-дунайской культуры IX-XI вв. (Калфа, Лэмбарь Кэпрэрия, Петруха). В результате вторжений печенегов, половцев и др. кочевников в X - н. XII в. славяне в Молдавии были рассеяны и их поселения в последующие века на территории Молдавии представляли отдельные островки. В сер. XIII-XIV вв. территория Молдавии попала под власть татаро-монголов. У сел Требужаны и Костешты раскопаны золотоордынские города, бывшие крупными ремесленными и торговыми центрами.

Предки молдаван формировались первоначально на территории карпато-дунайских земель из романизированных гетодаков, подвергавшихся с VI в. разностороннему влиянию славян. Оттесненные в эпоху Великого переселения народов в предгорья Карпат, предки молдаван, именуемые с X в. волохами, оставляли земледелие и становились гл. обр. оседлыми скотоводами. Расселяясь, волохи в XII-XIV вв. заняли карпато-днестровские земли, а с XIV в. заселили Днестровско-Прутское междуречье. В это время у волохов развивался феодализм. Из среды общинников выделились «кнезы». Возникли государственные образования: Бырладское княжество (упоминается в летописи между 1144 и 1174) и «земля бродников» (XIII-XIV вв.). Появились крупные землевладения Милковской епископии (XIII-XIV вв.), Балка (1-я пол. XIV в.). В долине р. Молдова возникло вассальное Венгрии княжество Молдавия (1-я пол. XIV в.). Его преемником стало самостоятельное Молдавское княжество, которое образовалось в 1359 в ходе освободительной войны против Венгерского королевства. В состав Молдавского княжества вошла территория современной Молдавии между Прутом и Днестром. Территория Молдавии на левобережье Днестра в к. XIV в. была захвачена литовским кн. Витовтом. С 1456 Молдавия становится данницей Османской империи. В XV-XVII вв. население Молдавии борется с турецким игом. В этой борьбе с ним всегда был русский народ. При помощи Москвы, Киева и Львова в Молдавии в 1641 была открыта первая молдавская типография. Киеву Молдавия обязана и открытием Греко-славянско-латинской академии в Яссах (1640).

С сер. 1650-х молдаване неоднократно обращались в Москву с просьбой принять их в русское подданство. Усиление борьбы против турецких захватчиков связано с именем Петра I и молдавского князя Д. Кантемира. На пути к победе было немало поражений. Только в 1791 турки были изгнаны из Молдавии, а ее жители приняты в русское подданство.

О. П.

МОЛДАВСКАЯ

МОЛДАВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта.

Прот. И. Бухарев

МОЛЕБНЫ

МОЛЕБНЫ - краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым.

Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении перед Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.

Кроме общего просительного молебна, бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, перед учением, в неделю Православия.

МОЛЕБНЫ В ДОМАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛИТВА

МОЛИТВА - благодарственное или просительное обращение к Богу, который любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должно иметь радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников.

Молитва часто сопровождается благоговейными словами и внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя, или углубленная, молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.

Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной вере просящего, примиренности молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, от посулов (обетов) Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от Воли Божьей (Мф. 6: 5-15; Мк. 11: 25, 26).

«Подлинно блаженное дело - не грешить, а согрешающим - не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молиться и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18: 1). И апостол еще говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:11), т.е. и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, - не прерывай молитвы: ибо не знаешь, когда приидет требующий души твоей. Не жди воскресного дня, или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102: 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва - печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва - заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва - беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва Ионе и кита соделала домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы (Дан. 3: 50). Молитвою Илия связал небо, не одождите лета три и месяцев шесть (Иак. 5: 17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш, будем молиться, да не вотще будет труд наш (Мф. 6:6)» (Прп. Ефрем Сирин).

МОЛОГА

МОЛОГА - город в Ярославской губ. на слиянии рек Волги и Мологи. В 1207 Молога досталась ростовскому кн. Константину Всеволодовичу, который в 1218 отдал ее сыну своему Всеволоду. До 1321 Молога была частью Ярославского удела; после этого года Мологская страна образовала почти самостоятельное княжество, первым князем которого был Михаил Давидович. Ему наследовал сын Федор, верный спутник Дмитрия Донского в походах (1375, 1380 и 1386). По смерти Федора (1408) мологский удел разделился на три части; титул мологского князя получил старший сын Федора, Димитрий. Еще в XIV в. на берег р. Мологи в так называемый Холопий город, в 50 верстах от устья, съезжались для торга немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персияне, итальянцы. Торг, преимущественно меновой, производился в течение четырех летних месяцев. Променивали шитые одежды, ткани, ножи, топоры и пр. на сырье, преимущественно на меха. О размерах ярмарочных оборотов можно судить по тому, что с торговцев поступало в казну вел. князя 180 пудов серебра. Вел. кн. Иоанн III, отдав Мологу, вместе с Угличем, своему сыну Дмитрию, перевел ярмарку на устье реки, и с того времени значение ее стало падать, но еще в к. XVI в. она слыла самою важною в России и особенно славилась торговлею с Азией и Турцией. По сказаниям иностранцев, к 1-й пол. XVI в. в Мологе была крепость. В н. XVII в. моложцы много потерпели от казаков, поляков и литовцев (особенно в 1609 и 1617). В 1777 древний дворцовый посад или торговая слобода Мологи обращена в уездный город Ярославского наместничества, позже - Ярославской губ.

В Мологе - один из торговых пунктов на Волге, гл. обр. потому, что здесь начиналась Тихвинская система. На мологской пристани ежегодно грузились хлебом и другими товарами более 300 судов. Церквей в городе было четыре; близ города женский Афанасьевский монастырь.

В н. 1940-х, после сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города была затоплена, жители переселены.

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛОДЕЧНО

МОЛОДЕЧНО - город в Белоруссии на р. Уша (бассейн Немана). Известен с 1388. В XIV-XVIII вв. под оккупацией Литвы и Польши. В 1793 возвращен России.

МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ

МОЛОДИЛЬНЫЕ ЯБЛОКИ - по языческим поверьям, плоды, растущие в ирье, способные возвращать молодость.

МОЛЧЕНСКАЯ

МОЛЧЕНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Молченской Софрониевой пустыни Курской еп. Она принесена сюда из Путивля в 1635 при строителе сей пустыни Серапионе сумским атаманом Лукианом Константиновым, вследствие особого повеления Самой Богородицы. Икона стоит над Царскими вратами, откуда, при пении акафиста, она торжественно спускается на шнурах для благоговейного чествования.

Празднуется 24 апреля/7 мая.

Прот. И. Бухарев

МОЛЧЕНСКАЯ СОФРОНИЕВА РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ

Курская еп., в окрестностях Путивля, на высокой горе Чудной, близ болота, называемого Молче. Печерскою пустынь называлась от бывших в ней и доныне частию сохранившихся пещер. Предположительно основание пустыни относят ко временам св. равноап. кн. Владимира, а несомненным существование ее считают во времена литовского кн. Ольгерда. Уже в древнейшую эпоху своего существования место пустынного монастыря было разорено от нахождения варварского и иных разных людей, и лежало впусте некое время. 18 сентября 1405 на месте монастыря была обретена явленная икона Божией Матери и на сем пустынном месте построился монастырь общежительный; от того времени от чудес Пресвятой Богородицы прославляшеся сие место, и проименовася сия явльшаяся икона Пречистыя Богородицы чудотворной Молченской Печерской. В XV в., при разорении татарами Путивля и его окрестностей, монастырь пришел в запустение, но был возобновлен и несомненно уже был восстановлен к 1591. В н. XVII в., в Смутное время самозванщины, он был совершенно разорен и приписан к новооснованному Печерскому монастырю, куда и была перенесена вся святыня пустыни. Впоследствии, во время большого пожара в этом монастыре, чудотворный образ Молченской Божией Матери исчез неизвестно куда. В 1653 пустынь была восстановлена, над чем много потрудился строитель Софроний, отчего она и стала именоваться Софрониевою. Игуменом Феодосием (1779-1802) в пустыни введен устав по чиноположению св. Афонской горы, отличающийся более строгим и точным соблюдением общего церковного устава и некоторыми особенными обрядами при богослужении. В монастыре находился точный список вышеупомянутой чудотворной Молченской Печерской иконы Богородицы, день явления которой (18 сентября) чтился обителью с большим торжеством; на всенощном бдении на этот день бывал крестный ход.

С. В. Булгаков

МОЛЧЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ ПУТИВЛЬСКИЙ

МОЛЧЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ ПУТИВЛЬСКИЙ - мужской монастырь, Курская еп., в Путивле. С незапамятных времен в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской Софрониевой пустыни, и был ее подворьем. В н. XVII в. здесь поселились иноки разоренной тогда Софрониевой пустыни и тем положили основание монастырю. В нем находились: чтимый список с явленной Молченской иконы Божией Матери, копия Жировицкой иконы Божией Матери и чудотворная Путивльская икона Божией Матери. На св. Путивльской иконе изображена Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, держащим в левой руке шар (символ Его обладания всем миром), а у Богоматери изображена простирающаяся под Ее правой рукою до правого плеча лестница (символ соединения земного с небесным чрез примирение Бога с человечеством рождением Спасителя). Эта св. икона была перенесена в монастырь из Путивля, где она чудесно явилась у бывших Никольских ворот 2 мая 1635, в каковой день и совершалось ей празднование в монастыре.

С.В. Булгаков

МОНАСТЫРЩИНА

МОНАСТЫРЩИНА - поселок городского типа в Смоленской обл., центр Монастырского р-на. Расположен на р. Вихре. Население 5 тыс. чел.

Основан в к. XIV в. (селение, таможня, торговая палата), по преданию, на месте монастырского скита. Впервые упоминается в документах в 1784.

МОНАШЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОМАШИЧИ

МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи), название в XII-XIII вв. русских князей - потомков вел. кн. Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына - вел. кн. Мстислава пошла старшая линия Мономашичей, давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич - князь новгородский и псковский, Изяслав Мстиславич - волынский, Мстислав Изяславич - волынский, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич - галицко-волынские, сын последнего, Даниил - галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь Мономашичей - князья владимиро-суздальские. Из них наиболее известны внуки Мономаха - Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, потомки которого стали впоследствии вел. князьями Московскими. До сер. XIII в. Мономашичи вели войны за верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. XII в. разгорелась междоусобная борьба между старшей и младшей линиями самих Мономашичей, закончившаяся победой владимиро-суздальских князей.

Г. Горшков

МОРОЗОВЫ

МОРОЗОВЫ - русские предприниматели. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов (1770 - 1862), бывший крепостной помещика Н.Г. Рюмина, пастух, извозчик, наемный ткач на фабрике Кононова, в 1797 основал собственное шелкоткацкое заведение в с. Зуеве Богородского у. Московской губ. (район крестьянского ручного ткачества, ныне г. Орехово-Зуево). Уже в 1820 Савва Морозов с четырьмя сыновьями смог выкупиться на волю за 17 тыс. руб. ассигнациями. В 1825 - 40 Морозовы основали четыре хлопчатобумажные фабрики, которые оценивались в 200 - 300 тыс. руб. Во 2-й пол. XIX в. фабрики выросли в крупные фирмы: «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К°», «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями в местечке Никольском», «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры», «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий».

Наиболее известен руководитель Никольской мануфактуры Савва Тимофеевич Морозов (1862 - 1905). По образованию химик, меценат Художественного театра в Москве, сочувствовавший революционерам, Савва Морозов в связи с началом революционных событий 1905 остановил фабрику и пытался вступить в переговоры с рабочими. В качестве члена Московской городской думы выступил против применения военной силы в борьбе с рабочими, за право мирных стачек, собраний, союзов. Савва Тимофеевич финансировал большевистских боевиков и погиб при неясных обстоятельствах. Официальная версия - самоубийство. По данным полиции, убит большевиками с целью завладеть его деньгами.

МОРШАНСК

МОРШАНСК - город в Тамбовской обл., центр Моршанского р-на. Расположен в северной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на берегах р. Цны (бассейн Оки). Население 43,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в сер. XVII в. как с. Морша, принадлежавшее рязанским архиереям. Мордовское население Морши в XVII в. приняло христианство и ассимилировалось русскими переселенцами. Во 2-й пол. XVII- XVIII вв. крупное торговое село. Город с 1779.

Архитектурные памятники: Троицкий собор (1836 - 57; почти точная копия Преображенского собора Св. Троицы, построенного в С.-Петербурге по проекту арх. В.П. Стасова).

МОСАЛЬСК

МОСАЛЬСК - город в Калужской обл., центр Мосальского р-на. Расположен у южной окраины Угорско-Протвинской низины. Население 4,9 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1231, входил в Черниговское княжество. Позднее был главным городом удельного Мосальского княжества. В 1407 - 08 находился под властью Литвы. В 1493 занят войсками Ивана III. Окончательно вошел в состав Русского государства в н. XVI в. Город с 1776.

Предыдущая страница Следующая страница