Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "Н"-"НЕС")

Н

Н - буква наш, согласная, в русской азбуке пятнадцатая; в церковном счислении означает пятьдесят, а со знаком - пятьдесят тысяч.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

НАБЛЮДАТЕЛЬ - литературный, политический и научный журнал патриотического направления, издавался в Петербурге в 1882 - 1904. Стоял на твердых православно-монархических позициях, разоблачал антирусскую деятельность иудейских и либерально-космополитических организаций. В журнале печатались видные русские писатели, публицисты, ученые: В.П. Безобразов, И.И. Ясинский, С.С. Окрейц, П.Д. Боборыкин, Л.И. Пальмин и др. Издатель-редактор - А.П. Пятковский.

НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Крещенский сочельник, Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется навечерием, или сочельником. В службах этого дня вспоминаются все тексты Святого Писания Ветхого и Нового Заветов, в которых содержатся прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается само событие Крещения и плоды его. Так, псалмы, тропари, апостольские и евангельские чтения повествуют о Крестителе и Предтече Господнем Иоанне; благовествуют о явлении Пресвятой Троицы при Крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия; изображают власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями мира; открывают тайну явления благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильного излияния на верующих Святого Духа; прославляют человеколюбие Сотворившего мир и Спасающего «седящих во тьме»; пророчески возвещают о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа и возрождении их через таинство крещения. В этот день совершается великое освящение воды, во время которого читаются молитвы о благословении Божием над водой и наитии на нее Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления, и совершается троекратное погружение в нее креста, во образ погружения Господа в воды Иорданские (издревле замечено, что крещенская вода не портится в течение года и более). Этот чин часто совершается на реках и других водоемах (так называемое «хождение на Иордань»), как бы вновь приготовляя струи вод для вхождения в них Спасителя. Считается, что в ночь на Крещение освящаются все воды на планете, как и падающий снег освящает землю.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) отмечается 5/18 января.

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного 'трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии - первый луч благой вести о Рождестве Христовом. Издревле принято в этот день, встречая Христа, ради нашей чистоты телесной и духовной соблюдать строжайший пост. До появления первой звезды вообще не положено вкушать никакой пищи. И только после появления звезды вкушается вареная пшеница (или другая крупа) с медом - сочиво (отсюда название праздника - Рождественский Сочельник).

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) отмечается 24 декабря/6 января.

НАВКИ

НАВКИ - См.: РУСАЛКИ.

НАГИЕ

НАГИЕ - дворянский и боярский род, в XIV-XV вв. - Тверского княжества, затем Москвы. Федор Михайлович (ск. ок. 1559-60), с 1533 - ловчий, с 1547 - окольничий, участник Казанских походов, с 1559 - боярин. Евдокия Александровна (ск. ок. 1555) была 1-й женой князя Владимира Андреевича Старицкого. Афанасий Федорович (ск. 1585) - русский дипломат, посол в Крыму в 1563-74, опричник с 1571. Федор Федорович - окольничий с 1576, отец Марии Федоровны (ск. 1612) - последней жены Ивана Грозного (с 1581), матери царевича Димитрия. В 1584 - 91 она вместе с сыном и братьями Михаилом Федоровичем (ск. 1612) и Григорием Федоровичем жила в Угличе; после убийства сына пострижена в монахини под именем Марфы, а многочисленные представители Нагих были подвергнуты опале и ссылкам. В 1605 в Лжедмитрии I «признала» своего чудом спасшегося от смерти сына Димитрия, Нагие были возвращены и заняли высокое положение при дворе. Род Нагих прекратился в к. XVII в.

В. Назаров

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - проповедь Иисуса Христа, содержащая изложение сущности христианской морали, ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось, чтобы его члены отличались только внешними свойствами и признаками, как, например, происхождение от Авраама и обрезание, Христос, давая свой Новый Завет людям, ставит им условием достижения избранного общества только внутренние достоинства человека, определяемые десятью «блаженствами» - качествами душевного настроения. Сравнивая Новый Завет с Ветхим Заветом в таком виде, как его толковали книжники и фарисеи, Иисус Христос находит господствующий характер блаженств в полнейшем духовном смирении и самоуничижении, которым фарисеи и книжники противопоставляют эгоизм и самовозношение. Как объяснялись Христом десять заповедей блаженства, видно из следующих примеров: заповедь «не убий» карает не только человека, совершившего убийство, но и сердце, питающее вражду, а также напрасный и внезапный гнев, который может явиться источником этой вражды и вызвать у человека унизительные действия и выражения; грех прелюбодеяния будет даже во взгляде на женщину с вожделением; ветхозаветному «око за око» противопоставляется новозаветное правило: «не противься злу»; далее Христос говорит, что люди тогда только перестанут разделять себя на ближних и врагов, когда поймут, что они «сыны одного Отца Небесного», и найдут новую силу для восстановления потерянного богоподобия. Нагорная проповедь произвела огромное впечатление на слушателей Христа, непрестанно служила излюбленной темой проповедников слова Божия и вызывала массу исследований и толкований среди отцов и учителей церкви.

НАДЕЖДА

НАДЕЖДА - христианская добродетель; вера, упование, уверенность в исполнении желаний. В православной символике представляется зеленым цветом, с XVI - якорем, в искусстве надежда аллегорически представляется в виде молящейся, часто крылатой фигуры в зеленом одеянии, с якорем; до XVI в. - с патриаршим крестом.

В русских пословицах надежда связывается с Богом, терять надежду - грех перед Богом, хотя упованием на Него не ограничивается и требует приложить свой труд: Полагай надежду на Бога; На Бога надейся, но сам не плошай; На чужое надейся, а свое паси; Колотися, бейся, а все надейся; Век живи, век надейся; Надейся добра, а жди худа; Жить надейся, а умирать готовься; Надеючись и живут и мрут; Счастье скоро покинет, а добрая надежда - никогда.

О.Платонов

НАЛЬЧИК

НАЛЬЧИК - столица Кабардино-Балкарии. Расположена в предгорьях Б. Кавказа, на р. Нальчик (бассейн Терека). Население 237 тыс. чел.

На месте Нальчика в 1743 был основан аул тогланов, с 1808 административно-политический центр Кабарды, резиденция кабардинских князей. В 1822 была построена русская крепость Нальчик на Кавказской пограничной укрепленной линии. В 1838 при крепости заложено военное поселение, в 1871 преобразованное в слободу, центр Нальчикского округа Терской обл.

НАМЕСТНИК.

1) Должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны. Вознаграждались за службу путем кормлений. С XVI в. власть наместника ограничивалась (введением выборных представителей от населения в суд наместников и т. д.). В 1555 - 56 управление наместников было заменено выборными земскими учреждениями.

2) Глава местного управления в России в к. XVIII-XIX вв. В 1775 правительство Екатерины II ввело должность наместников, возглавлявших управление в 2 - 3 губерниях, которые составляли наместничество. Наместники назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом общего надзора над всем местным аппаратом управления и суда, были ответственны лишь перед императрицей. В ведении наместников находились войска, расположенные на территории наместничества. Исполнительным органом наместников являлось наместническое правление из 2 - 3 сановников. В 1796 Павел I упразднил должность наместника. В XIX в. наместничества существовали на национальных окраинах - в Царстве Польском (1815 - 74) и на Кавказе (1844/45-83).

НАРВА

НАРВА - русский город на левом берегу р. Нарвы в 12 км от впадения ее в Финский залив. В 1256-1346 принадлежала Дании, в 1347 - 1558 - Ливонскому ордену. В 1558 взята русскими войсками и стала опорным пунктом России на Балтийском море, через который осуществлялись торговые связи с Западной Европой. В 1581 захвачена Швецией, в 1704 возвращена России.

НАРВСКАЯ

НАРВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Прославилась при осаде русскими войсками Нарвы в 1558. Некоторые из немцев, находясь в одном доме, где жили русские купцы, и, увидя тут на стене икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, надругались над нею и бросили ее в огонь под котлы, где варилось пиво. Внезапно весь огонь поднялся кверху, и загорелся дом. В то же время в одно мгновение сделалась страшная буря и пожар охватил почти весь город. Русские воспользовались смятением, происшедшим в городе, и пошли на приступ. Немецкое же войско, находившееся близ города, было удержано какой-то невидимой силой, так что не дало помощи осажденным, и Нарва была взята. Икона же, брошенная в огонь, была найдена в пепле совершенно неповрежденною, и по повелению царя Иоанна Васильевича в честь ее созданы были две церкви, в замке и городе.

Празднуется 14/27 августа.

Прот. И. Бухарев

НАРОВЧАТ

НАРОВЧАТ - село в Пензенской обл., центр Наровчатского р-на. Население 4,5 тыс. чел.

Основано в IX-X вв. Впервые упоминается в 1361 в связи с захватом поселения золотоордынским ханом Тагаем. С XIII в. улусный центр Орды по управлению мордовскими землями Мохши. В 1521 на месте разрушенного Мохши построена русская крепость Наровчатский острог. С 1780 уездный город Наровчат Пензенского наместничества, в 1798 оставлен за штатом, с 1803 вновь уездный город.

НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

НАРОДНАЯ ГАЗЕТА - орган патриотического направления, выходил в Москве и Петербурге в 1863 - 69. Издатель И.Н. Кушнерев уделял большое место проповеди семейных добродетелей, трудолюбия, бережливости и грамотности.

НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ

НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ - понятие, введенное И. Л. Солоневичем в его книге «Народная монархия» для обозначения русской монархии, существовавшей до реформ Петра I, сменившего ее на сословную монархию. Народную монархию Солоневич предлагал как государственный идеал для возрождения России после падения власти большевиков (См.: Солоневич).

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО - объединение патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими оккупантами в н. XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны, в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611. В сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.

В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан временный «Совет всей Земли» - правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.

В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение выступило из Ярославля и в к. июля - н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 - 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм, а их руководители - высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22 - 24 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22 - 26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.

А. Сахаров

НАРО-ФОМИНСК

НАРО-ФОМИНСК - город в Московской обл., центр Наро-Фоминского р-на. Расположен на р. Наре (приток Оки). Население 58,6 тыс. чел.

Вырос из села, образованного в 1864 из расположенных на противоположных берегах р. Нары с. Фоминского (известно с 1328) и д. Малая Нара (в XVII- XVIII вв. вотчина звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря).

НАРТОВ

Андрей Константинович (28.03.1693-16.04.1756), механик, изобретатель. Выходец из посадских людей.

Первые годы трудовой жизни Нартова связаны с московской Навигацкой школой, при которой была токарня, где он начал работать в 1705. В 1712 как высококвалифицированный токарь был переведен в Петербург в придворную токарную мастерскую Петра I.

Деятельность Нартова многообразна: участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий (предложил новые способы отливки пушек, изобрел скорострельную батарею из 44 трехфунтовых мортирок). Будучи членом Петербургской Академии наук (с 1735), в 1736 - 42 руководил Инструментальной палатой при Академии. Нартов наладил производство научных инструментов и приборов, к его помощи постоянно обращался М. В. Ломоносов и др. ученые. Нартов был личным токарем Петра I, знатока и поклонника токарного искусства. Нартов оставил мемуары о Петре I и тех событиях, очевидцем которых он был, - «Достопамятные повествования и речи Петра Великого» (1727).

Главным делом всей жизни Нартова было станкостроение, им был сконструирован и построен ряд механизированных станков, в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. В 1755 Нартов завершил работу над рукописью «Театр махинарум, или Ясное зрелище махин» - своеобразную энциклопедию станкостроения, медальерного и токарного искусства 1-й пол. XVIII в.

Л. Н. Вдовина

НАРЫШКИНЫ

НАРЫШКИНЫ - русский дворянский род из мелкопоместных татарских помещиков, известный с сер. XVI в. Нарышкины выдвинулись на политическую арену в 1671 после второго брака царя Алексея Михайловича, женившегося на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 - 94), будущей матери Петра I. Она воспитывалась в семье А.С. Матвеева, где и была представлена царю. С воцарением Федора Алексеевича (1676) обнаружилась открытая вражда между родственниками первой жены - Милославскими и Нарышкиными, приведшая к ссылке А.С. Матвеева, Ивана Кирилловича и других Нарышкиных. Смерть Федора Алексеевича (27 апреля 1682) и провозглашение Петра царем привели к кратковременному возвышению Нарышкиных. Но в результате выступления стрельцов в мае 1682 в числе других бояр были убиты Иван Кириллович и Афанасий Кириллович, а их отец (и отец Натальи Кирилловны) Кирилл Полуэктович Нарышкин пострижен в монахи и сослан. Свержение Софьи Алексеевны и фактическое воцарение Петра I (1689) приводят к новому возвышению Нарышкиных. В правлении государством заметную роль стала играть Наталья Кирилловна; Лев Кириллович (дядя Петра I) в 1690-1702 - начальник Посольского приказа и одно из главных лиц в управлении государством. С н. XVIII в. роль Нарышкиных падает, но вплоть до Александра I и позднее они, занимая видные придворные и государственные должности, оказывали заметное влияние на государственную политику России.

В. Сергеев

НАТАЛИЯ

НАТАЛИЯ - св. мученица, празднуется 25 августа/7 сентября. У русских крестьян была известна под именем Овсяницы, так как обыкновенно около этого дня крестьяне оканчивали уборку с поля овса. В старину проводил простой люд очень весело овсяницу; косари, собиравшиеся в этот день для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения.

И.П. Калинский

НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАУМОВО

НАУМОВО - деревня в Псковской обл., в Куньинском р-не. Музей-заповедник (с 1968) композитора М.П. Мусоргского, который часто бывал здесь в расположенном на берегу Жижицкого озера имении матери - Ю.И. Мусоргской (урожденной Чириковой). Воссозданы деревянный дом с мезонином (н. XIX в.), кухня, людская, амбар, др. хозяйственные постройки (все - н. XIX в.); парк.

НАХИМОВ

Павел Степанович (23.06.1802-30.06.1855), флотоводец, адмирал (с февр. 1855). Из офицерской семьи.

Нахимов обучался в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1815-18), по окончании которого служил на Балтийском флоте. В 1822 - 25 на корабле «Крейсер» под командованием М. П. Лазарева совершил кругосветное плавание. В Наваринском сражении 1827 командовал батареей на линейном корабле «Азов». Участвовал в Русско-турецкой войне 1828 - 29, командуя корветом «Наварин» (блокировал Дарданеллы). С 1829 командир фрегата «Паллада», с 1834 - линейного корабля «Силистрия», затем возглавил бригаду кораблей Черноморского флота. Участвовал в укреплении Черноморского побережья. С 1845 контр-адмирал, с 1852 - вице-адмирал.

В Крымскую войну (1853 - 56), командуя эскадрой Черноморского флота, 18 ноября 1853 в трехчасовом бою разбил турецкую эскадру при Синопе. Вместе с адм. В. А. Корниловым подготовил Севастополь к обороне, после гибели Корнилова в феврале 1855 возглавил Севастопольскую оборону. Храбрый и талантливый военачальник, Нахимов пользовался огромным авторитетом у матросов и солдат. 28 июня 1855 при очередном приступе осаждавших Севастополь англо-французских войск Нахимов был смертельно ранен пулей в висок и через два дня умер, не приходя в сознание. Погребен в Севастополе рядом с погибшими до него героями Севастополя В. А. Корниловым и В. А. Истоминым.

В. А. Федоров

НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАШ СОВРЕМЕННИК

НАШ СОВРЕМЕННИК - русский литературно-политический журнал, орган Союза писателей России с 1956 (первые шесть лет - альманах). Десять лет своего существования «НС» был изданием незаметным и, вопреки столичному адресу, сугубо провинциальным. В 1968 главным редактором стал вологодский поэт С.В. Викулов. Твердый патриот, обладавший волей и настойчивостью, он в короткий срок сделал журнал идейным центром Русского Возрождения 70-80-х. Прежде всего он сумел привлечь русских писателей из числа самых талантливых, которые до того публиковались в самых разных изданиях, включая либерально-еврейский «Новый мир». В «НС» были опубликованы известнейшие произведения В. Белова, О. Волкова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, Г. Троепольского, М. Лобанова, А. Ланщикова и др. Тогда же в редакцию пришли работать видные критики В. Коробов, О. Михайлов, Ю. Селезнев и др. Лучшие произведения «НС» неизменно вызывали общественный интерес, переводились на многие иностранные языки.

Линия «НС» подвергалась постоянным ударам космополитических сил, в т.ч. идеологического отдела ЦК КПСС. В №4 за 1978 «НС» начал печататься роман В. С. Пикуля «У последней черты». В романе содержались исторически ошибочные оценки Николая II и его близких, однако там же впервые в советской печати было сказано о разлагающей деятельности сионистов и масонов в России той поры. Случайно редакция получила на рукопись романа одобряющий отзыв авторитетного в ЦК историка, цензура допустила печатание. Однако №6 журнала с заключительной частью романа был задержан, ответственные сотрудники ЦК А. Беляев и В. Севрук собственноручно провели многие сокращения и правку текста. «Исправленный» текст был опубликован в №7. Тотчас разразился скандал в печати. «НС» готовились разгромить, но Правлению СП России во главе с Ю.В. Бондаревым удалось отстоять журнал и его редактора.

В №11 за 1981 в «НС» опубликованы повесть В. Крупина, статьи постоянных авторов В. Кожинова, А. Ланщикова и С. Семанова. В повести Крупина были уязвимые места, этим воспользовались аппаратчики ЦК КПСС. Викулов был оставлен на посту, но два его зама уволены. На исходе брежневского «застоя» и в короткое правление Ю. Андропова «НС» подвергся наибольшей травле, цензура постоянно снимала или корежила материалы журнальных публикаций. Однако редактор и коллектив «НС» выдержали испытание без паники и покаяний.

С 1989 главным редактором «НС» стал Ст. Куняев. С установлением криминально-космополитического режима положение журнала резко ухудшилось, в 90-х неумолимо снижался тираж (впрочем, менее, чем у иных периодических изданий). Редколлегия, состоящая из самых авторитетных русских литераторов, и редакция устояли перед атаками еврейских «демократов», с 1999 тираж «НС» впервые за 90-е вырос (единственный случай среди «толстых» журналов России).

С. Семанов

НАША СТРАНА

НАША СТРАНА - международная монархическая русская газета. Основана в 1948 в Буэнос-Айресе (Аргентина) И. Л. Солоневичем. Лозунг газеты: «Только Царь спасет Россию от нового партийного рабства». Главной задачей газеты было не просто патриотическое просветительство, а создание народной монархической интеллигенции, способной повести за собой русский народ. Программной установкой газеты был труд И. Л. Со-лоневича «Народная монархия». В 1940-80-х «Наша страна» сыграла выдающуюся роль в сохранении русского национального сознания за рубежом.

О. Платонов

НЕВЕЛЬ

НЕВЕЛЬ - город в Псковской обл., центр Невельского р-на. Расположен на берегу оз. Невель. Узел ж.-д. линий. Население 21,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного в числе городов, основанных в его царствование. С 1580 неоднократно оккупировался Польшей и Литвой. В 1772 возвращен России, получил статус города.

НЕВЕЛЬСКОЙ

Геннадий Иванович (25.11.1813-17.04.1876), известный исследователь Дальнего Востока, адмирал (с 1874). Из семьи костромских дворян. Окончил Морской кадетский корпус (1832) и офицерские «классы». До 1846 служил на кораблях в Северном, Балтийском и Средиземном морях.

В 1849 Невельской, будучи командиром военно-транспортного корабля «Байкал», прошел с грузом из Кронштадта вокруг мыса Горн в Петропавловск-Камчатский, исследовал и составил описание о. Сахалина, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как ранее считали; исследовал Сахалинский залив, Татарский пролив, низовья Амура и др. районы Дальнего Востока. Ему покровительствовал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский. В 1850 Невельской основал пост Николаевский (ныне г. Николаевск-на-Амуре).

В 1856 из-за трений с Адмиралтейством Невельской был отстранен от своей должности и отозван в Петербург; в 1857 назначен главой Ученого отдела Морского технического корпуса. Именем Невельского названы пролив и залив на Дальнем Востоке и город на Сахалине.

В. А. Федоров

НЕВЬЯНСК

НЕВЬЯНСК - город в Свердловской обл., центр Невьянского р-на. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Нейве. Население 28,2 тыс. чел.

Основан в 1700 как поселок Невьянский Завод в связи со строительством казенного чугуноплавильного и железоделательного завода (в 1701 передан первому из династии крупнейших заводовладельцев Демидовых; на Невьянском заводе впервые появилось клеймо Демидовых «Старый соболь»). В 1902 здесь впервые в России было организовано производство драг для золотоплатиновой промышленности.

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ - порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому.

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник прославляются бесплотные силы - ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божий.

Во вторник прославляется св. Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудой и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются св. апостолы и св. Николай Чудотворец.

В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу - день покоя - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ

НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ - первая неделя (воскресенье) Великого поста, когда совершается торжество Православия, установленного в Греции в IX в., в память освобождения и победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческою. Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же богослужение, названное чином Православия и значительно дополненное в XII и XIV вв. Теперь чин Православия совершается в первое воскресенье Великого поста и состоит исключительно в поминовении усопших, причем молитву читает патриарх. В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «новых еретиков», как напр. Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., которые в к. XVII в. и в н. XVIII в. упоминались только в форме: «Кассиан архимандрит со товарищи», а также прибавлены новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В к. XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были:

1) множество имен, которым возглашалась вечная память и 2) имена многих гражданских преступников и всех расколоучителей, которым провозглашалась анафема. В таком виде, напечатанном в первый раз в 1767, чин Православия оставался до 1869, когда вновь был переработан. Согласно последней переработке, чин Православия совершался в кафедральных церквах после прочтения часов или пред окончанием литургии и содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Всех анафематствований 12, и произносились они клиром от имени церкви, который трижды пел «анафема». Анафема произносилась всем: 1) отрицающим: бытие Божие и Промысл, духовность существа Божия и его свойства, равносущие и равночестность Сына Божия и Св. Духа Богу Отцу; 2) всем, отвергающим необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека, приснодевство Пресвятой Богородицы, бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам, таинства, соборы и их предания, божественное происхождение царской власти и надлежащее отношение к ней; 3) всем, не приемлющим благодати искупления; 4) всем, не верующим, что Дух Святой действовал через пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на всякую истину; 5) всем, отвергающим и хулящим св. иконы.

В XX в. после 1917 в чине анафематствования, кроме перечисленных выше пунктов, Русской Зарубежной Церковью была включена также анафема всем: 6) теософам и прочим еретикам, дерзающим «глаголати и пребезумному учить», что Христос не единожды являлся на землю, а множество раз; 7) масонам, оккультистам, спиритам, чародеям; 8) отступающим от православной веры и приемлющим иные на соблазн братьям нашим; 9) гонителям Христовой веры, нечестивым отступникам, поднявшим руку на Помазанника Божьего, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братьев наших и оскверняющим наше Отечество. Вечная память провозглашается всем, способствовавшим распространению и утверждению Православия словом, делом, писанием и жизнию, среди них поминается отдельно Константин Великий, св. Елена, Феодосий Великий, Феодосий Младший, Юстиниан, свв. Владимир и Ольга и все русские императоры и императрицы.

НЕДРЕМАННОЕ ОКО

НЕДРЕМАННОЕ ОКО - один из сюжетов русского иконописания. На иконе «Недреманное Око» Христос возлежит на ложе, подобном престолу. На крещатом сиянии вокруг Его головы - обычные греческие буквы, обозначающие имя Господне «Аз есмь Сущий» (Исх. 3: 14). Над возлежащим Спасителем ангел держит рипиду, как на Божественной литургии рипидой осеняется Жертвенный Агнец. Два ангела витают на небесном фоне и держат Орудия Страстей.

Богоматерь стоит обращенная к Спасителю, и положение Ее рук выражает вопрошение: «Чадо, что есть сие видение?» Христос отвечает: «Пророческие слова Симеона должны исполниться. Орудие пронзит Твое сердце. Сие великая Тайна Жертвы Моей и Воскресения».

Христос на иконе как будто спит, но глаза Его открыты. По ветхозаветному тексту, «преклонился Он и лег, как лев» (Быт. 49: 9). Св. Иоанн Богослов, описывая в своем Откровении явление Агнца, говорит: «Вот лев от колена Иудина, корень Давидов... Агнец как бы закланный» (Апок. 5: 5,7). В церковном песнопении на Страстной Неделе поется «Яко лев уснув Спасе». В древних сказаниях (бестиариях) сказано, что лев спит с открытыми глазами, охраняя своих детей, и это свойство льва приписывается символически Христу - Пастырю своих овец.

Икона «Недреманное Око» основана на благочестивой легенде, по которой Христос-Отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. Богоматерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей Крестное Страдание Христа.

На некоторых версиях иконы «Недреманное Око» престол, на котором покоится Христос, заменен пологим крестом, и надпись читается: «Господь Вседержитель Недреманное Око, вознесен бе на кресте».

Н.Ш.

НЕЖДАНОВА

Антонина Васильевна (17/29.07.1873-26.06.1950), выдающаяся русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), искусствовед. Родилась в семье народного учителя, любителя музыки, руководившего деревенскими хорами. С семи лет солировала в сельском хоре.

На формирование вокального дарования певицы огромное воздействие оказали народные песни.

В 1902 блестяще окончила Московскую консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки), была принята в труппу Большого театра, где выступала свыше 30 лет. Постоянным партнером Неждановой был Л. В. Собинов. Большую роль в творческой биографии певицы сыграли М. Н. Ермолова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.

Глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм Неждановой гармонично сочетались с ее выдающимся вокальным дарованием и виртуозным мастерством. Голос редкой красоты, звучности, ровный во всех регистрах, кристальная чистота интонации и ясность, законченность музыкальной декламации и фразировки - составляли отличительные черты певицы.

Выдающиеся партии Неждановой - Антонида и Марфа («Царская невеста»), Людмила и Татьяна («Руслан и Людмила», «Евгений Онегин»), сказочная Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок»).

Большое значение имело творчество Неждановой для развития вокально-концертного исполнительства в России. Она первая и постоянная участница т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко.

В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные - русские, малороссийские и белорусские - песни.

НЕЖИН

НЕЖИН - город в Малороссии на р. Остёр (приток Десны). Известен с 1147 как Уненеж. В сер. XIV в. захвачен Литвой, с 1618 - Польшей. Освобожден от оккупации в 1648 Б. Хмельницким; был полковым городом Нежинского полка (1648-1782). В 1667 окончательно возвращен России. В 1820 открыта Гимназия высших наук (Нежинский лицей). Среди ее выпускников писатели Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др.

НЕКРАСОВ

Николай Алексеевич (28.11/10.12.1821-27.12.1877/8.01.1878), русский поэт. В творчестве преобладают гражданские мотивы, нередко ложно понимаемые. Первый сборник стихотворений «Мечты и звуки» (1840) в романтическом духе. Вскоре Некрасов стал сотрудником «Отечественных Записок» и издал несколько альманахов (1843 - 46: «Физиология Петербурга», «1-е апреля», «Петербургский Сборник» и др.). В 1846 приобрел с Панаевым «Современник».

С художественной точки зрения муза Некрасова неровна: рядом со звучным стихом и поэтическим образом попадаются прозаизмы и неуклюжие строфы; лучшими следует признать «Рыцарь на час», «Мороз-Красный нос», «Русские женщины» «Крестьянские дети», «Псовая охота».

НЕКРАСОВСКОЕ

НЕКРАСОВСКОЕ - поселок городского типа в Ярославской обл., центр Некрасовского р-на. Расположен в устье р. Солоницы (бассейн Волги). Население 7,2 тыс. чел.

Основан в 1214 как д. Грешнево, позже переименован в Некрасовское в честь поэта Н.А. Некрасова (здесь он провел детские годы). В XV - сер. XVII вв. в поселении были солеварни, в XVIII в. славилось мастерами каменного строительства, живописи, резьбы по дереву.

НЕКТАРИЙ

НЕКТАРИЙ (в миру Николай Васильевич Тихонов), преподобный оптинский старец (1853-29.04/12.05.1928). Родился в Ельце Орловской губ. в бедной рабочей семье.

В Оптину пустынь Николай пришел в 1873, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Принял Николая прп. старец Амвросий. О чем была их беседа, прп. Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном прп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к прп. Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У прп. Нектария была келья, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал прп. старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приемов смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а прп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию и сама келья говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», - говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989, в день памяти митр. Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп. Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

НЕМАН

НЕМАН (Рагнит), город в Калининградской обл., центр Неманского р-на. Расположен в излучине р. Неман. Население 13,8 тыс. чел.

Основан в 1289. До 1945 - г. Рагнит в составе Германии (Восточная Пруссия), с 1945 - России. Церкви: Новомучеников Российских (1994), Державная.

НЕМИРОВ

НЕМИРОВ - город в западнорусских землях (Винницкая обл.). Основан в к. XIV в. Захвачен Литвой, а в 1569 Польшей. Возвращен России в 1793. Музей поэта Н. А. Некрасова (родился в Немирове) и писательницы М. Вовчок. Близ города раннескифское Немировское городище.

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО

Владимир Иванович (11/ 23.12.1858 - 25.04.1943), драматург, прозаик, критик. Родился в семье офицера.

С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию «Новое дело» (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман «На литературных хлебах», резко осуждающий продажных журналистов.

Роман «Мгла» (1894) и «Старый дом» (1895) посвящены теме «оскудения» родовитого дворянства в пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы «Золото» и «Цена жизни».

В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Как режиссер требовал от актеров «вживания» в роль, выявления ее «второго плана». После революции проводил гибкую административную и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства. В 1919 - основывает Музыкальную студию (с 1926 - Музыкальный театр, носящий его имя).

НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ

НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ - самое крупное из городищ (площ. св. 100 га) скифского времени междуречья Днепра и Днестра, относится к VII-VI вв. до н. э. Расположено близ г. Немирова. Обнесено мощным валом высотой 9 м и рвом. Основание вала сооружено из крупных камней и бревен. Только часть городища, обнесенная вторым валом и рвом, была обитаемой. Здесь открыты землянки, круглые в плане, с глинобитными очагами в центре, хозяйственные ямы, зольник. Остальная часть Немировского городища использовалась для загона скота, а в военное время могла быть убежищем для населения близлежащих поселков. Жители этого поселения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, были в тесном контакте с Ольвией, о чем свидетельствуют находки родосской керамики и зеркал ольвийского производства. Греческая надпись на одном из местных горшков говорит о пребывании на городище греческих купцов.

А. Мелюкова

НЕОБХОДИМОСТЬ

НЕОБХОДИМОСТЬ - у человека Святой Руси обязательность исполнения нравственного долга перед Богом, Царем и Родиной, духовная невозможность совершить противоположное. Необходимость такого порядка не подлежала обсуждению и считалась само собой разумеющимся моральным принципом.

О.П.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРЕХТА

НЕРЕХТА - город в Костромской обл., центр Нерехтского р-на. Расположен на р. Нерехте. Население 29,2 тыс. чел.

Известен с 1214; в XIV-XVIII вв. центр солеварения, с XVIII в. центр иконописи, сапожного, серебряного и льнополотняного ремесел (в 1761 основана первая полотняная фабрика). Город с 1778.

Архитектурные памятники: Владимирская (1676 - 78), Никольская (1710 - 20) церкви, ныне действующий Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь (1675) и др.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ (УБРУС), икона, изображающая полотенце, на котором, по преданию, отпечатался Лик Спасителя, когда Господь отер Лицо Свое. Нерукотворный Образ считается самым точным изображением Христа. Сказание говорит, что Эдесский царь Авгарь, будучи смертельно болен, послал своего художника написать образ Спасителя, веря, что, увидев его, выздоровеет. Художник при всем старании не смог передать божественный лик, и Христос, сжалившись над ним, омыл лицо, осушил полотенцем (убрусом) и передал его художнику с запечатленным на нем Своим изображением. «Нерукотворный Спас» высоко чтим Русской Православной Церковью. Самыми древними были «Убрус» Спасо-Мирожской церкви во Пскове (1156) и Спасо-Нередицы в Новгороде (1199). От «Нерукотворного Образа» исходит чисто русская икона «Спас Мокрая Борода», на которой волосы Спасителя как бы насыщены еще водой и потому борода сведена острым концом.

Празднуется 16/29 августа.

Н.Ш.

НЕРУШИМАЯ СТЕНА

НЕРУШИМАЯ СТЕНА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона сделана из мозаики на стене под сводом над горним местом главного алтаря в киевском Софийском соборе. Богородица изображена на золотом мозаическом фоне, во весь рост, без Богомладенца, стоящею на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. Названа икона «Нерушимою Стеною» потому, что в продолжение восьми веков осталась неповрежденною. Вот как описывал эту икону известный путешественник Муравьев: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого Солнца».

Празднуется в воскресенье Недели Всех святых.

Прот. И. Бухарев

НЕРЧИНСК

НЕРЧИНСК - город в Читинской обл., центр Нерчинского р-на. Расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта, на левом берегу р. Нерчи. Население 15,3 тыс. чел.

Основан в 1653 отрядом казаков под руководством Петра Бекетова на правом берегу Шилки против устья Нерчи как острог Нелюдский (на этом месте позднее находилось село Монастырское, ныне Калинино). В 1658 острог поставили на новом месте - на острове между двумя рукавами Нерчи. Город Нерчинск с 1689. В 1812 из-за частых наводнений Нерчинск перенесен на более высокое место - в долину Сажиков Яр. В к. XIX в. в Нерчинске велась оживленная торговля мехами (лиса, белка, хорек, волк), мануфактурными товарами, кунгурской обувью (из Пермской губ.), сахаром, бакалеей. Значительная часть населения занималась огородничеством, скотоводством.

НЕСВИЖ

НЕСВИЖ - город в Белоруссии на р. Уша (бассейн Немана). Упоминается в летописи 1223; центр Несвижского княжества. В 1-й четв. XIV в. захвачен Литвой. С 1513 считался частной собственностью одного из руководителей польских оккупантов князей Радзивиллов. В к. XVI - н. XVII вв. построена крепость. В XVI в. в Несвиже существовала первая в Белоруссии типография. В 1793 Несвиж возвращен России.

НЕСВИЦКОЕ

НЕСВИЦКОЕ - село в Закарпатье на р. Уж. Впервые упоминается в 1364. На территории села сохранилась крепость XIV в.

Предыдущая страница Следующая страница