Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОС"-"ПРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОС"-"ПРИ")

ПОСЕЛЯНИН Е.

ПОСЕЛЯНИН Е. (Погожев Евгений Николаевич) (1870-13.02.1931), русский публицист и духовный писатель. Его перу принадлежат многочисленные статьи и очерки православного характера, книги «Старец Иларион Троекуровский» (1895), «Поэзия веры и А. Н. Майков как поэт Православия и России» (1898), «Святыни Земли Русской» (1899), «Константин Николаевич Леонтьев» (1900), «Сказание о святых вождях Земли Русской» (1900), «Воины Христовы. Рассказы из жизни святых» (1902), «Петербургские святыни» (1903), «Письма о монашестве» (1911), «Герои и подвижники лихолетья XVII в.», «Краса русской армии братья Панаевы» (1917) и др. Е. Н. Поселянин был репрессирован и трагически погиб в 1931.

ПОСИДЕЛКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСЛУШНИК

ПОСЛУШНИК - человек, привыкающий жить в обители, проходящий искус (испытание), готовящийся к принятию монашества; исполняет разные послушания (поручения, обязанности) при богослужении и по монастырскому хозяйству.

ПОСОЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Забайкальская еп., при с. Посольском, на южном берегу Байкала. Основан в 1681 на месте убиения в 1650 бурятами московского посла Заболоцкого.

ПОСОХА

1) повинность тяглового населения в Русском государстве XVI-XVII вв., заключавшаяся в поставке т. н. посошных людей, иначе - посошная служба; 2) название посошных людей.

ПОСОШКОВ

Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист, «искатель христианской правды, патриот, сторонник монархического принципа». Посошков, вышедший из крестьян, занимавшихся ювелирным промыслом, с одной стороны, является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в «Домострое» и практической жизни общин и артелей, а с другой, несет уже сомнение в верности традиционных ценностей. Хотя в целом его симпатии на стороне национальных традиций хозяйственной жизни, которые он хочет обновить «сугубо умственным путем». Тем не менее пафос огульного и не всегда справедливого обличительства внутреннего порядка присутствует в его главном труде «Книге о скудости и богатстве» (1724, изд. 1842).

Из основополагающих ценностей Древней Руси он принимает почти все. Прежде всего идею домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, - в достижении изобильного богатства, то есть определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд, «безотносительно к его физическим и социальным особенностям».

Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить «прибыток». Трудом создается «всенародное богатство», состоящее из «домовых внутренних богатств». Некоторые «избытки» во «внутреннем домовом хозяйстве» предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику, содействующую росту российской промышленности и созданию производств, продукты которых тогда закупались за границей. За рубежом следует покупать только то, чего нельзя сделать в России.

Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым.

Во времена Посошкова крестьяне составляли не менее 95% всего населения страны. От их «изобильного богатства» зависело русское Царство. «Крестьянское богатство, - говорил Посошков, - царственное, а нищета - крестьянское оскудение царственное». Крестьянский экономист считал крестьян такими же землевладельцами, как и помещиков. «Под всеми ими земля вековая царева, а помещикам дается ради пропитания на время». Земля, которую обрабатывают крестьяне, принадлежит им по обычному праву ее распределения и перераспределения, регулируется общиною. Для осуществления справедливого землевладения, по мнению Посошкова, нужно ввести всеобщий поземельный налог не только с крестьян, но и с других «чинов».

О. Платонов

ПОСОШНОЕ

ПОСОШНОЕ (посошное обложение, сошное), государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и «полоняничные деньги», в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.

ПОСОШНЫЕ ЛЮДИ

ПОСОШНЫЕ ЛЮДИ - тяглые люди-рекруты в Русском государстве XVI-XVII вв., набиравшиеся в княжеское войско с различных категорий земель по сошному окладу (в определенном количестве с сохи). Понятие «посошная служба» впервые появляется на рубеже XV-XVI вв. Посошные люди собирались по указу; из грамоты 1547 известно, что к казанскому походу требовалось собрать в селах и деревнях по два человека с сохи («по конному, да по пешему»), в слободах - по человеку с 10 дворов. Посошные люди (посоха) выполняли в армии роль пехоты и вспомогательные функции (строительство укреплений, обслуживание осадных орудий, артиллерии и т. п.). В XVI в. посошные люди привлекались и в мирное время для выполнения строительных и ремонтных работ.

ПОСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТАВЫ

ПОСТАВЫ - город в Белоруссии на р. Мяделка (бассейн Западной Двины). Известен с 1522. Захвачен Польшей. Возвращен России в 1793. Исторический центр города XVIII в.

ПОСТЕЛЬНАЯ КАЗНА

ПОСТЕЛЬНАЯ КАЗНА - в России в к. XV-XVII вв. личная казна государя (государева казна). В постельную казну входили одежда, украшения, посуда, иконы и др. «рухляди», а также рукописи, книги, личный архив, куда временно передавались и некоторые документы из государственных архивов. Постельная казна помещалась в Постельной палате дворца, ведал ею постельничий.

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ

ПОСТЕЛЬНИЧИЙ - в России XV-XVII вв. должностное лицо государева двора. Постельничий ведал государевой постелью, постельной казной, мастерской палатой, в которой шили платье и белье государей, управлением слобод, изготовлявших холсты и полотна на государев обиход. Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией Государя. Постельничие входили в число особо приближенных советников Государя и оказывали влияние на его деятельность.

ПОСТНИК

ПОСТНИК (Посник), имя двух русских зодчих сер. XVI в.: 1) Постник Яковлев, псковский мастер, строитель стен и башен Московского Кремля и Благовещенского собора в Казани (1562). 2) Мастер, построивший (совместно с Бармой) храм Василия Блаженного (Покровский собор на Рву) в Москве. Историки допускают, что оба Постника - одно и то же лицо.

ПОТЁМКИН

Владимир Петрович (7/19.10.1874-23.02.1946), русский педагог, военачальник, дипломат, государственный деятель.

С 1940 - народный комиссар просвещения, первый в истории России министр-педагог с многолетним опытом практической работы в средней школе. Патриот-государственник, Потемкин поставил цель - сделать советскую школу лучшей в мире. Главное внимание уделял патриотическому воспитанию учащихся. Заслуга Потемкина - возвращение в школу русских национально-культурных ценностей. Программа по литературе, разработанная при Потемкине, была лучшей за всю историю советской школы. В 8-10 классах были введены курсы логики и психологии, а в женских школах и педагогика. В 1943 введены «Правила для учащихся», сыгравшие большую роль в воспитании школьников и укреплении учебной дисциплины. В школе, созданной Потемкиным, царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением в обществе.

Потемкин - инициатор создания и первый президент Академии педагогических наук, главной задачей которой было изучение и использование классического наследия русской национальной педагогики. По замыслу Потемкина Академия была должна сделать это наследие достоянием широких масс учительства: «Академия педагогических наук призвана выполнять серьезную творческую научную работу. Не подлежит сомнению, что эту свою работу она построит на лучших традициях национальной русской педагогики... Ее главные черты - гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребенка и стремление развить в нем лучшие черты, свойственные нашему великому народу, - трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность Родине, любовь к свободе». Потемкину принадлежит также заслуга возвращения в педагогику имени и произведений К. Д. Ушинского.

В. Горячев

ПОТЁМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ

Григорий Александрович (13.09.1739- 5.10.1791), государственный и военный деятель. Граф (с 1774), князь (с 1783).

В 1756-60 Потёмкин обучался в гимназии при Московском университете, из которой был исключен «за леность и нехождение в классы» одновременно с Н. И. Новиковым. Потёмкин служил в Семеновском полку и был одним из участников дворцового переворота 1762. Вскоре после этого получил чин поручика, затем стал камергером. Когда началась Русско-турецкая война (1768- 74), Потёмкин возвратился на службу в армию. Военная карьера складывалась успешно: в 1768 в чине генерал-майора, в 1771 - генерал-поручика Потёмкин участвовал в сражениях под Фокшанами, Ларгой, Кагулом. В 1774 он был вызван в Петербург, произведен в генерал-аншефы, назначен вице-президентом Военной коллегии, возведен в графское достоинство - все это означало, что начался его «случай», он стал фаворитом Екатерины II. Личный «фавор» Потёмкина продолжался два года, но ему удалось сохранить высокое положение при дворе и высшей администрации, являясь незаменимым помощником императрицы во многих государственных делах почти до конца своих дней.

Потёмкин оказывался там, где нужны были решительные действия: в 1774 участвовал в организации мероприятий по подавлению бунта Е. И. Пугачева, в 1775 - в ликвидации Запорожской Сечи и ее войска. В 1776 Потёмкин был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. После присоединения Крыма к России (1783) Потёмкин получил титул князя и наименование «Таврический». Потёмкин любил власть и умело ею пользовался. Его административные таланты проявились в организации освоения Новороссии, основании городов Херсона, Николаева, Севастополя, Екатеринослава, строительстве оборонительных сооружений на юге России, поддержке Черноморского военного и торгового флота.

В 1784 Потёмкин был произведен в генерал-фельдмаршалы и президенты Военной коллеги, что позволило ему провести некоторые реформы в русской армии (с 1786 было введено новое, более удобное обмундирование). В 1787 - 91 Потёмкин командовал русской армией, но действовал нерешительно, окружив себя в военных условиях обстановкой роскоши и собственного «двора». Потёмкин боялся соперничества и ограничивал инициативу П. А. Румянцева и А. В. Суворова. Оставив войска, Потёмкин торжественно отпраздновал 28 апреля 1791 в Таврическом дворце в Петербурге взятие Измаила. Праздник, устроенный Потёмкиным, обошелся в сотни тысяч рублей.

Расточительность и тщеславие Потёмкина не знали пределов. Пожалования ему из государственной казны исчисляются огромной суммой в 50 млн. рублей (правда, часть этих денег он потратил на государственные нужды) и 76 тыс. душ крепостных крестьян. Но при недостатках характера Потёмкин оставался государственным человеком, умел подчинять личные интересы службе Отечеству, отдавая на благо России все силы, ум, энергию, жизнь.

Л. Н. Вдовина

ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ

ПОУЧЕНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ - нравоучительное сочинение кн. Владимира Мономаха (1053-1125), отражало те христианские идеалы, на основании которых должна была жить великокняжеская семья:

«Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию...

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и, увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди...»

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Празднование ее совершают в акафистную субботу 5-й недели Великого поста. Оно установлено в IX в. в Греции, в благодарность за неоднократное избавление Константинополя, столицы Греции, заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Бывало так, что враги подступали к Константинополю на кораблях. Греки, видя свое опасное положение, совершали крестный ход на море, погружали в море хранившуюся во Влахернском храме ризу Пресвятой Богородицы, и море, до этого времени спокойное, начинало волноваться, и иные корабли врагов разбивало, а иные далеко относило от города.

Совершается празднование постом, потому что первое избавление было около этого времени и для того чтобы кающихся больше утвердить в надежде на Небесную Заступницу, и имеет ту особенность, что на утрене читается Акафист Пресвятой Богородице.

На иконе «Похвалы» Пресвятая Богородица изображается сидящей с Богомладенцем, и вокруг них предстоят святые пророки и апостолы. Такая же икона находится в Москве в Успенском соборе.

Прот. И. Бухарев

ПОЦЕЛУЙ

ПОЦЕЛУЙ - приложение уст в знак любви, дружбы, привета, уважения (В.И. Даль). В древнехристианской церкви поцелуй был символом христианской любви и мира. Ап. Павел часто говорил о священном поцелуе, наставляя приветствовать друг друга с «целованием святым». Вообще, для внешнего выражения духа единения и любви в древней церкви служило братское лобзанье. Священнослужители включили поцелуй в церковный ритуал, применяя его при крещении, исповеди, посвящении, погребении, бракосочетании и пр. В восточной церкви священник давал поцелуй причащающимся как символ мира и знак отпущения грехов до службы. В православной церкви есть обычай целовать руку архиерея и священнослужителя при благословении, а также взаимный поцелуй священнослужителей на литургии. Святое целование имело место при древнехристианских трапезах; поцелуем обменивались прихожане при посещении церкви. Среди православных повсюду распространен пасхальный обычай троекратного лобызания. Древним христианам известны и поцелуи почитания. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, лобызавшей ноги Христа. Во многих странах принято целовать при присяге Крест или Распятие.

Поцелуй - один из древних обрядов русского народа, носивший скорее ритуально-религиозный, чем бытовой, чувственный характер. В языческие времена поцелуй обозначал пожелание быть целым, цельным, здоровым. Об этом свидетельствует происхождение слова «поцелуй» от корня «цел».

В языческой Руси было принято целование земли (Матери-земли) при принесении клятвы. Позже этот обычай перешел на целование пола при поклонах в церкви. Обычай этот в видоизмененном виде дожил до XIX в. В Малороссии, например, в некоторых местностях при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Земля, мати наша, помилуй нас!».

Почти повсеместное распространение вплоть до н. XX в. получило трехкратное целование православных при встрече. Общенародный характер имело «святое целование» в пасхальный период, в Прощеное воскресенье и др. Ритуальный характер имел поцелуй и при встрече гостей. В знак любви, дружбы и уважения хозяин приводил свою жену, «и все присутствовавшие целовали ее в уста».

О. Платонов

ПОЧАЕВСКАЯ

ПОЧАЕВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Богоматерь изображена склоненной ко Христу, Который положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. По сторонам иконы - миниатюрные изображения пророка Илии, первомученика Стефана, св. Нины, свв. Авраамия, Екатерины, Параскевы Пятницы и Ирины. Видимо, икона первoначально была заказана семьей, члены которой носили имена перечисленных святых. Икона получила название Почаевской от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила свое название и гора, и лавра, находящаяся на сей горе. Некогда в Почаевской горе, в пещере, поселились два инока для подвигов. Однажды один из этих подвижников взошел на гору для молитвы и вдруг увидел Пресвятую Богородицу в огненном столпе, стоящую на камне. Он тотчас позвал посмотреть на видение жившего с ним инока. Это видели и пастухи, пасшие стада под горою. Когда видение кончилось, то все, удостоившиеся его, нашли на поверхности камня, на котором стояла Пресвятая Богородица, след правой Ее стопы. Под стопою твердый камень точно растаял, как воск, и эта стопа оказалась наполненной прозрачной водой. Замечательно, что в этой стопе вода никогда не убавляется, хотя многочисленные поклонники постоянно берут ее для своего освящения и исцеления. Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе было около 1340, и затем, в продолжение 200 лет, там ничего особенного не происходило. В 1559 на Волыни был проездом из Константинополя митр. Неофит, и здесь его пригласила к себе владетельница местности, где находилась Почаевская гора, панна Анна Гойская. Митрополит, отъезжая, в благодарность за гостеприимство благословил Гойскую иконою Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями: служанки панны не раз видела икону в сиянии. Сама Пресвятая Богородица не один раз являлась Гойской во сне, наконец явилась и наяву. Тогда Гойская возымела особенное уважение к иконе. Вскоре брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве пред иконою, по совету сестры. После того Гойская сочла себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе. Тут поставили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Гойская снабдила церковь всем необходимым, дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами и украсила самую икону. С этого времени потекли от иконы чудеса как бы рекою. По молитве пред нею не только исцелялись всякие болезни, но были случаи, что и воскресали мертвые. Чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, даже евреев. В 1675, во время войны с поляками, турки осадили было Почаевский монастырь. Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице пред Ее чудотворною иконою, запели Акафист, и Пресвятая Богородица, со множеством ангелов в воинских одеждах и с обнаженными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и Своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осажденные же преследовали их, и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей?» - спрашивали турки у бывших у них в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, - отвечали им пленники, - и вот почему деются такие силы». В 1721 Почаевская обитель вместе с иконою перешла к униатам. Во время владения иконою папа короновал ее торжественнейшим образом, т.е. возложил на нее драгоценные короны. В 1831 Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврой.

Празднуется 23 июля/5 августа.

Прот. И. Бухарев

ПОЧАЕВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЛАВРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО

ПОЧВЕННИЧЕСТВО - русское литературно-общественное направление 1860-х, тесно связанное с деятельностью Ф.М. Достоевского, критика и поэта А.А. Григорьева, философа и публициста Н.Н. Страхова и других писателей, группировавшихся вокруг журналов братьев Достоевских «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864 - 65). Слово «почвенничество» создалось на основе патриотической публицистики Ф.М. Достоевского с характерными для нее выражениями: «мы оторвались от своей почвы» и т. п. с призывом вернуться к народным основам, традициям и идеалам. Происхождение почвенничества восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (в 1850-х), и идейно было родственным славянофильству. Почвенничество призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным». Почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада.

С. Дмитриев

ПОЧВОВЕДЕНИЕ

ПОЧВОВЕДЕНИЕ - особая ветвь естествознания, наука, впервые в мире разработанная русским ученым В. В. Докучаевым.

ПОЧЕП

ПОЧЕП - город в Брянской обл., центр Почепского р-на. Расположен в пределах Придеснинской низменности, на р. Судость (приток Десны). Население 18 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1457, как город - с 1503. В 1610 во время польско-литовской интервенции у стен Почепа погибло около 4 тыс. его защитников. В 1618 захвачен Польшей; в 1686 возвращен России. В 1708 - 09 по указу Петра I был заново укреплен и стал опорной базой русских войск. В XVIII-XIX вв. Почеп принадлежал кн. А.Д. Меншикову, затем - графу К.Г. Разумовскому, позднее - графу К.П. Клейнмихелю. Почеп был значительным торговым центром: из 4 ежегодных ярмарок самой значительной была Ильинская (с 1665).

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ - привилегированная группировка в сословии «городских обывателей», образованная в 1832. Разделялись на потомственных и личных. Потомственное гражданство присваивалось: по рождению - детям личных дворян, а также детям духовных лиц, имевшим образовательный ценз (духовная академия или семинария); по ходатайству - коммерц- и мануфактур-советникам, купцам, если они пробыли в 1-й гильдии 10 лет или во 2-й гильдии 20 лет, получили чин или орден, а также ученым и художникам, имевшим степень. Личное почетное гражданство присваивалось: по рождению - детям духовных лиц, не имевшим образовательного ценза; по ходатайству - лицам, окончившим университет или некоторые высшие учебные заведения (Академия художеств, политехнические институты и пр.), а по службе - чиновникам, которые по «Табели о рангах» не имели права на личное дворянство (14-10-х классов). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, подушной подати и телесных наказаний, получали право участия в городском самоуправлении.

ПОЧИНКИ

ПОЧИНКИ - село в Нижегородской обл., центр Починковского р-на. Расположено на р. Рудне (бассейн Суры). Население около 10 тыс. чел.

Известно с 1647. В 1779 село преобразовано в уездный город Нижегородского наместничества, в 1798 оставлен за штатом.

ПОШЕХОНЬЕ

ПОШЕХОНЬЕ - город в Ярославской обл., центр Пошехонского р-на. Расположен на Молого-Шекснинской низине, на правом берегу р. Согожа, при впадении в Рыбинское водохранилище. Население 7,7 тыс. чел.

В XVII в. на месте современного города, в местности, называемой Пошехонь (от Шехонь, Шехона - древнего названия р. Шексны), находилось монастырское село Пертома. Город Пошехонье с 1777.

ПОЯРКОВ

Василий Данилович (ск. во 2-й пол. XVII в.), выдающийся русский землепроходец. Происходил из служилых людей г. Кашина.

В к. 1630-х Поярков оказался в Сибири. В 1643 его отряд, состоявший из служилых людей и казаков численностью до 130 человек, был направлен якутским воеводой в Даурию, чтобы обложить данью жившее там население. Поярков прошел по р. Алдану и его притоку Учуру, пересек Яблоновый хребет, вошел в р. Зею, а из нее в Амур. По Амуру Поярков спустился в Ламское (Охотское) море, морским путем достиг устья р. Ульи и в 1646, преодолев Становой хребет, возвратился в Якутск. Поярков составил описание мест, по которым проходила его экспедиция. «Скаска» Пояркова содержала в себе важнейшие сведения о природных условиях Приамурья, о быте проживавших там народов и их отношениях с маньчжурами.

В честь Пояркова впоследствии был назван один из районных центров Амурской области.

О. М. Рапов

ПОЯС

ПОЯС - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

ПРАВДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВДА И КРИВДА

ПРАВДА И КРИВДА - в понятиях Св. Руси встречающееся в сказках, преданиях и духовных стихах выражение главного духовного противоречия, столкновение противоположных начал - Божественного и сатанинского, доброго и злого, света и тьмы, доли и недоли.

ПРАВО

ПРАВО - совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. В понятиях Святой Руси право, закон должны носить прежде всего нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло в название первого русского сборника законов Русская Правда.

Как справедливо отмечал И.Л. Солоневич, русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше закона и закону отводит только то место, какое ему и надлежит занимать: место правил уличного движения. Когда закон вступает в противоречие с человечностью - русское сознание отказывает ему в повиновении.

В народном сознании понятие «закон» противопоставляется понятиям «правда» и «справедливость», причем в таком же духе, как в «Слове о Законе и Благодати» митр. Илариона. Формальному закону противостоит жизнь по душе, по правде.

«Хотя бы все законы пропали, только бы люди правдой жили», - говорит народная пословица. «Все бы законы потонули да и судей бы перетопили».

Правда - это нравственные принципы, по которым живет народ, закон - это нечто навязанное ему со стороны и не всегда справедливое для него. Закон, сочиненный правящим классом для простых людей, - средство их утеснения. Он провоцирует грех, обиду и преступления.

Народные пословицы так и говорят: «Не будь закона, не стало б и греха». «Где закон, там и обида». «Где закон, там и преступление». «Закон, что дышло, куда пошел, туда и вышло», или: «Закон - дышло, куда захочешь, туда и воротишь», «Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет».

Впрочем, русские люди понимали, что законы нужны и полезны, но не уважали их потому, что они служили средством их утеснения.

«Законы святы, да законники супостаты». «Не бойся закона - бойся судьи». «Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы». В общем - «Кто законы пишет, тот их и ломает». «Что мне законы, были бы судьи знакомы».

Многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнь крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. «Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможности устроения жизни на юридических началах» (Л.А. Тихомиров). Этим он отличался от западного человека. «Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское - бесформенно, добродушно и справедливо», - писал И.А. Ильин. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.

Наказанный по суду преступник в народном сознании - несчастный, ему сочувствуют, ему нужно помогать милостью.

«Несчастному милость творить - с Господом Богом говорить». «Милость - подпора правосудию». «Милость и на суде хвалится».

Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде коренных русских людей, прежде всего крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения. Пренебрежение законом в XVIII-XIX вв., неверие в него среди простых людей объяснялись тем, что они чувствовали в нем навязанную извне силу, противоречащую традиции и обычаю.

О.Платонов

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ - христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия, Русская Православная Церковь (См.: Святая Русь).

В отличие от католицизма, омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с «догматами» или с «верою Церкви», всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако, в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и Св. Предании, на степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери (католическое учение о Ее «непорочном зачатии»), не приписывает святым сверхдолжных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в них не знаки только благодати, а самую благодать; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи. Вопреки реформаторам, по учению Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его свободной волей; наши собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти.

ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ - руководящие начала русской монархии. Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С. С. Уварову (1786-1855).

Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I: «В заключение этого быстрого обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развитии умственных сил, не в одном неожиданном умножении статистических чисел, даже не в возбуждении общего стремления умов к цели, правительством указанной, может найти свое ближайшее начало удовлетворительное чувство, с коим эта картина успехов будет уповательно принята благомыслящими. Другие виды, высшая цель представлялись совокупно министерству, обновленному в своих основаниях, возвышенному непрестанным участием Вашего Императорского Величества. При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного - мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах равнодушное уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное поприще, открытое пред любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить сии развивающие элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии «Православия, Самодержавия и Народности» - вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством министерству народного просвещения с того времени, когда Вам, Всемилостивейший Государь, благоугодно было возложить на меня трудное, но вместе с тем важное и лестное поручение - быть при этом преобразовании орудием высоких видов Ваших».

Очевидно, что тройственное понятие «Православие, Самодержавие и Народность» было указано и сформулировано именно в этих словах Николаем I, когда он назначил графа министром народного просвещения.

«Тройственное начало» в 1837 не представляло ничего нового. Оно было сжатым выражением той мысли, которой был проникнут знаменитый приказ Петра I, отданный накануне Полтавской битвы. Наши предки издревле, идя на войну, сражались за Веру, Царя и Отечество.

Посылая в атаку конную гвардию при усмирении мятежа 14 декабря, Император скомандовал: «За Бога и Царя марш, марш!»

«Православие, Самодержавие и Народность» означают то же самое, что и два русских девиза, или клича: «За Веру, Царя и Отечество» и «Русский Бог, русский Царь и русский Народ».

Н. Черняев

ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ - православный журнал Русской Зарубежной Церкви. Выходит с 1928, сначала в словацком Ладомирове, на Пряшевской Руси, а с 1947 - в Джорданвилле (США). Стоит на православно-монархических позициях, против иудейской и масонской идеологии.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

ПРЕДАТЕЛЬСТВО - измена, вероломство, крамола, лукавство и облыжность, душепродавство (В.И. Даль). В понятиях Святой Руси страшнейшее деяние. Предательство не прощается. Совершивший его достоин смерти.

Предательство состоит в том, что человек внутренне (в своих сокровенных помыслах, чувствах, решениях) или внешне (на словах или на деле) изменяет своему духовному принципу, не имея для того предметных оснований (И.А. Ильин). Причин предательства существует много, но главная из них - пристрастие к деньгам, вещам и комфорту. Как писал русский мыслитель кн. Е.Н. Трубецкой; «Комфорт родит предателей. Продажа собственной души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод - вот куда, в конце концов, ведет мещанский идеал сытого довольства».

О.Платонов

ПРЕДВЕЧНЫЙ

ПРЕДВЕЧНЫЙ (слав.), Бог, существующий вне времени и Творец времени.

ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬНИЦА

ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬНИЦА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Афоне, в Костоманитской обители. Икона сия прославилась следующим образом. Однажды экклезиарх этой обители Агафон впал в глубокую скорбь по случаю происшедшей скудости в обители. Долго молился он пред иконою Божией Матери и после того заснул. В тонком сне он услышал от иконы голос, который повелевал ему не сокрушаться о скудости, потому что в обители есть все необходимое. Агафон, воспрянув от сна, объявил о своем видении настоятелю и братии. Все пошли смотреть кладовые и нашли там всего много.

Празднуется 1/14 августа.

Прот. И. Бухарев

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - неизбежность событий в рамках свободной воли человека. Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, но потому, что предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободной волею, а другие плохо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил.

ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА

ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Николо-Мефодиевом Пешношском монастыре Дмитровского у. Московской еп. с 1792. Празднуется 17/30 октября.

ПРЕЛЕСТНОЕ ПИСЬМО

ПРЕЛЕСТНОЕ ПИСЬМО («прелестная грамота»), название письма или листовки. Имело целью обмануть, сбить с толку, обольстить человека на дурные поступки (выступление против власти, против церкви и т. п.). Бунтовщики С. Разин, Е. Пугачев и им подобные рассылали «прелестные письма», призывая присоединиться к бунту и «выводить изменников и мирских кровопивцев» - бояр, дворян, воевод и приказных людей.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник Православной Церкви в воспоминание великого события в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения и доказав достаточно Свою Божественность дивным учением и чудесами, решил еще особым необычайным способом показать ученикам славу Своего Божества.

Богослужение в этот праздник имеет ту особенность, что, по окончании литургии, благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды - яблоки, груши, сливы и проч.

Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав) к этому времени созревает виноград, который, собственно, и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу как Его творение.

Празднуется 6/19 августа.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИКАЗ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИКАЗ - центральное государственное учреждение России к. XVII - н. XVIII вв. Создан Петром I в 1686 в подмосковном с. Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками; использовался царем в борьбе за власть против царевны Софьи. С 1695 стал называться Преображенским приказом; ведал охраной порядка в Москве, расследовал особо важные судебные дела и др. С 1697 получил исключительное право следствия и суда по политическим преступлениям. Находился в непосредственном ведении царя. Известным ограничением функций Преображенского приказа было учреждение Тайной канцелярии (1718 - 26), которая рассматривала дела чрезвычайной важности (дело царевича Алексея и др.). Упразднен в апреле 1729. Начальники (судьи) Преображенского приказа: кн. Ф.Ю. Ромодановский (1686-1717), кн. И.Ф. Ромодановский (1718-29).

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ - дворцовое село XVII-XVIII вв. на северо-востоке Москвы на р. Яузе. В сер. XVII в. при царе Алексее Михайловиче - летняя резиденция царской семьи (с дворцом и театром). В 1675 - 89 - место пребывания Петра I. В Преображенском Петр I сформировал потешный Преображенский полк (позже гвардейский), проводил военные маневры, учредил приказную избу (с 1695 - Преображенский приказ). После отстранения в 1689 Софьи от власти Петр I покинул Преображенское, которое осталось местом пребывания ряда дворцовых и правительственных учреждений. С 1730-х Преображенское - центр московского раскольничества (См.: Раскол), а с 1771 - федосеевской секты старообрядцев.

ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ МОСКОВСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ МОСКОВСКИЕ - иноки Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Обитель эту основал свт. Московский Алексий в 1360 - в память о своем спасении в бурю на море, по пути из Константинополя на Русь. Это произошло в день Нерукотворного Спаса, почему первая часть названия монастыря была Спасской. Андрониковым он стал называться по имени его первого игумена - прп. Андроника, одного из любимейших учеников прп. Сергия Радонежского. К преемнику преподобного по игуменству в обители - прп. Савве - стали приходить для совета князья. При третьем игумене - прп. Александре - в монастыре был возведен великолепный белокаменный собор, красующийся и в наши дни. Над иконами и фресками трудились Даниил Черный и прославленный иконописец того времени Андрей Рублев.

Память прпп. отцам Московским: Андронику, Савве, Александру, Даниилу и Андрею - отмечается 13/26 июня.

ПРЕПОДОБНЫЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ - наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.

ПРЕСТОЛ

ПРЕСТОЛ - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК - См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК.

ПРЕЧИСТОЕ

ПРЕЧИСТОЕ - поселок городского типа в Ярославской обл., центр Первомайского р-на. Расположен на р. Уче (басс. Волги). Население 5,3 тыс. чел. Основан в XVII в.

ПРЖЕВАЛЬСК

ПРЖЕВАЛЬСК (до 1889 и в 1921-39 Каракол), русский город в Иссык-Кульской обл. на р. Каракол (у выхода ее из ущелья). Основан в 1869 как русский военно-административный центр. В 1889 переименован в честь русского путешественника, исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского, умершего в Караколе в 1888. Музей Пржевальского.

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ

Николай Михайлович (31.03.1839-20.10.1888), географ, путешественник, исследователь Центральной Азии, почетный член Петербургской АН (с 1878), генерал-майор (с 1886). Происходил из смоленских дворян. Учился в смоленской гимназии (1849 - 56). В 1856 поступил вольноопределяющимся в пехотный полк, в котором прослужил пять лет. В 1863 окончил Академию генерального штаба, в 1864 - 66 преподавал географию и историю в Варшавском юнкерском училище. В 1866 приписан к Генштабу и переведен в Сибирский военный округ для научных занятий. Здесь Пржевальский познакомился с известным географом, исследователем Центральной Азии П. П. Семеновым (Тян-Шанским), который способствовал организации экспедиций Пржевальского в 1867 - 69 в Уссурийский край. Зиму 1868/69 Пржевальский провел в Николаевске-на-Амуре в должности старшего адъютанта штаба Приморской области. Пржевальский получил широкую известность как руководитель четырех экспедиций в Центральную Азию: 1-я была осуществлена в 1870 - 73 через Монголию, Гоби и в западные районы Китая, 2-я - Лобнорская и Джунгарская - в 1876 - 77, 3-я (1879 - 80) и 4-я (1883 - 85) - в труднодоступные районы Тибета. Во время экспедиций впервые описал природу многих ранее неисследованных районов Центральной Азии, открыл ряд хребтов и озер, собрал ценнейшие коллекции растений и животных, обнаружил и описал дикого верблюда и дикую лошадь (лошадь Пржевальского), тибетского медведя. Умер Пржевальский в начале 5-й экспедиции в Центральную Азию близ о. Иссык-Куль.

В. А. Федоров

ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР

ПРИАМУРСКИЙ ЗЕМСКИЙ СОБОР - православно-монархическое собрание представителей Русской земли, организованное генералом М. К. Дитерихсом во Владивостоке с 23 июля по 10 августа 1922. Почетным председателем Собора был избран Святейший патриарх Тихон. Участники Земского Собора объявили, что «Верховная Всероссийская власть принадлежит Царскому Дому Романовых и должна осуществляться в порядке законного престолонаследия». Собор постановил «просить Царский Дом соблаговолить возглавить Приамурский край и русское национальное движение Верховным правителем из членов Царского Дома по его усмотрению и воле». «Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, - говорилось в одном из документов Собора, - вложил Господь в сердца и мысли всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему - нашему будущему Боговидцу. Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы - Веру и Землю, отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим воле будущему собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает родную землю своим избранником - Державным Помазанником».

О. Платонов

ПРИБАЛТИКА

ПРИБАЛТИКА - территория на северо-западе России, примыкающая к Балтийскому морю, один из исторических ареалов Русского государства. В IX-XII вв. на территории Прибалтики осели русские, оказавшие большое влияние на населявшие ее языческие племена эстов, латгал, жемайтийцев, явтвягов и др., неся им духовное просвещение и культуру. В латгальские племена, напр., Христианство пришло из Руси (почти все слова христианского культа заимствованы из русского языка), а административные округа у латгалов назывались по-русски - погостами. В X-XII вв. территории Прибалтики фактически входили в состав Русского государства. В 1030 Ярослав Мудрый основывает здесь город Юрьев, а земли, населенные племенем эстов, принадлежат Руси. Латгальские земли входят частично в Полоцкое княжество, а частично принадлежат Пскову. К Галицко-Волынскому княжеству относятся земли будущей Литвы.

Ослабление Русского государства в результате татаро-монгольского нашествия привело к тому, что многие прибалтийские территории оказались захваченными немецкими оккупантами, осуществлявшими геноцид местного населения. Одновременно в 1240 возникло Великое княжество Литовское, языческая знать которого по культуре и вере была ниже народа, управляемого ею. Это искусственное и нежизнеспособное государственное образование не имело даже собственного государственного языка и использовало русский язык. Впоследствии оно было поглощено Польшей. На несколько веков Прибалтика оказалась под немецкой и польской оккупацией. В XVI в. Россия начинает борьбу за возвращение прибалтийских земель. В XVIII в. все они полностью вернулись в состав Русского государства, став одной из самых процветающих частей Российской Империи. Во время Первой мировой войны германский генштаб разработал план отторжения Прибалтики от России и присоединения ее к Германии. Промежуточным этапом стало создание на прибалтийских землях марионеточных республик (Эстонии, Латвии и Литвы), возглавляемых германскими агентами и политическими авантюристами.

Эти марионеточные прозападные режимы просуществовали два десятилетия и без особого труда пали в 1940. Прибалтика вернулась в состав России.

В течение пятидесяти лет в недрах западных спецслужб рассматриваются разнообразные проекты отторжения Прибалтики от России. Они были осуществлены в период распада СССР, в 1991. Как и после Первой мировой войны, в Прибалтике создаются марионеточные государства, возглавляемые кадровыми сотрудниками ЦРУ и других западных спецслужб. США и их западноевропейские сателлиты превратили Прибалтику в военно-стратегический центр противостояния России, перевалочный пункт ее экономического ограбления. Фактически Прибалтика стала колонией Запада, одним из главных международных центров организованной преступности по торговле оружием, наркотиками, распространению проституции и содомитства. Наличие такого опасного соседа представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.

О. Платонов

ПРИВОЛЖСК

ПРИВОЛЖСК - город в Ивановской обл., центр Приволжского р-на. Расположен на р. Шаче (правый приток Волги). Население 20,3 тыс. чел.

Известен с 1485 как с. Яковлевское Большое. В XVI в. принадлежало костромскому Ипатьевскому монастырю. В XVIII-XIX вв. с. Яковлевское - крупный центр производства льняного полотна.

ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ

ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в Псковской области в 1420 на оз. Каменном, откуда перенесена 16 сентября во Псков. Празднуется 16/29 сентября.

ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ - органы центрального управления в России XVI - н. XVIII вв. Название это произошло от слова «приказ» - особое поручение. Каждый приказ решал определенный круг вопросов. Приказ Большой Казны, Стрелецкий, Казанский, Тайных дел, Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела, Разбойный, Казачий и др.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство приказов было коллегиальным. Стоявшие по главе приказов руководители назывались судьями. Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством приказов. Непосредственно делопроизводство велось подьячими. В штат приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава приказов («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с н. XVII в., когда с усложнением деятельности приказов начали создаваться столы, или повытья, образовавшиеся по функциональным или территориальным принципам.

С. И.

ПРИЛУКИ

ПРИЛУКИ - город в Малороссии (Черниговская обл.) на р. Удай. Известен с 1092 как крепость на юго-восточной границе Киевской Руси. В XIV в. захвачен Литвой, в 1569 - Польшей. В 1654 возвращен России. Сохранились: Спасо-Преображенский собор и Николаевская церковь (XVIII в.), Рождественский собор (XIX в.), музей О. В. Кошевого.

ПРИЛУЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., на берегу Двины, в окрестностях Котласа. Известен стал в XVI в.; в н. XVII в. был разорен литовцами; восстановлен в 1614. Здесь особо чтимые иконы св. Николая Чудотворца и св. вмч. Георгия.

Предыдущая страница Следующая страница