Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВИ"-"СЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВИ"-"СЕК")

СВИЯЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Казанская еп., в Свияжске. Основан в XVI в. царем Иоанном Грозным. В к. XVIII в. после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 и упраздненный в 1764. В монастыре находилась чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, которая с Фоминой недели в течение двух месяцев носилась по городам и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегалась, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находилась замечательная икона св. Николая Чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест, по древности относилась в XII-XIII вв.

С.В. Булгаков

СВОБОДА

СВОБОДА (вольность, воля), в понятиях Святой Руси возможность жить полноценной национальной жизнью во всем богатстве ее проявления. «Свобода праведна только через любовь, но и любовь возможна только в свободе - через любовь к свободе ближнего. Несвободная любовь вырождается неминуемо в страсть, оборачивается насилием» (Г.В. Флоровский). Главным условием свободы русского человека была соборность - свободное единение в любви к общим духовным идеалам, одинаково близким и родным и в царском дворце, и в самой бедной курной избе.

Свобода для русского человека претворялась через любовь и братство. Всякий иной путь ведет к своеволию и выпадению из национальной жизни.

Свобода носила коллективный характер и определялась принадлежностью человека к самоуправляющейся общине, которая создавала условия для свободы и самостоятельного развития каждого отдельного человека (в городах подобную роль играли самоуправляемые объединения, артели, дружины, черные сотни), ограждая его от феодальных поборов и произвола центральной власти. Распространенное заблуждение наших современников понимать свободу как абсолютную независимость человека от установленных веками традиций и обычаев национальной жизни не было бы понято нашими предками, смотревшими на такую независимость как на разнузданность и своеволие, ничего общего со свободой не имеющих.

Неограниченная свобода (воля) человека в понятиях Святой Руси оценивается отрицательно. «Своя воля страшнее неволи», «Воля губит, неволя изводит», «Боле воли - хуже доля».

Свобода в представлениях Святой Руси носит высокий духовный характер. Как справедливо отмечал исследователь В.В. Колесов: «Стремление к гармонии выражается по древнему образцу: свободен тот, кто живет в пределах собственного мира, в своем кругу, руководствуясь своим мерилом ценности и красоты, пусть даже этот мир и будет в каком-то отношении не очень хорош, но этот мир мой, знаком мне, и признаки этого мира выражают именно мое существо».

О. Платонов

СВОЕЗЕМЦЫ

СВОЕЗЕМЦЫ (земцы), категория мелких непривилегированных земельных собственников на Руси XII-XVI вв., составлявших в своем большинстве промежуточный слой между классом помещиков и крестьянством. В Пскове землевладение своеземцев было, видимо, связано с несением военной службы, а сами своеземцы составляли низший слой господствующего класса (такими же были своеземцы и в Твери). Происхождение своеземцев Новгорода было пестрым (младшие представители боярских родов, богатые крестьяне), различны были и размеры их земельных владений. С к. XV в. усилился процесс разделения своеземцев: верхушка превращалась в помещиков («служилых людей»), большая часть - в крестьян. Этот процесс завершился в к. XVI - н. XVII в.

СВОЗ

СВОЗ - в России XV-XVII вв. сыск и возвращение беглых крестьян органами государства и вотчинной администрацией. Первые известия о свозе сохранились от 2-й пол. XV в. в связи с ограничениями крестьянского выхода. В XVI-XVII вв. своз усиливался по мере роста закрепощения крестьянства и укрепления государственного аппарата. Введение заповедных лет и запрещение крестьянского выхода в 1592 - 93 осуществлялось на практике путем организации своза.

СВЯТАЯ РУСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТИТЕЛЬ

СВЯТИТЕЛЬ - архиерей; это именование также применяется к иерарху, просиявшему в лике святых.

СВЯТКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТОГОР

СВЯТОГОР - один из старших богатырей русского эпоса, великан, неодолимый никем, находящий смерть в волшебном гробу. В древнерусском сознании олицетворял силу природы. Известны две былины. Обе повествуют о его погибели, но различно. В одной он погибает потому, что желает поднять тягу земную и вместо этого погружается в землю; в другой - он ложится в гроб и закрывается крышкой, но снять ее уже не может ни сам, ни с помощью Ильи Муромца.

О.П.

СВЯТОГОРСКАЯ

СВЯТОГОРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Их две, они находились в Святогорском Успенском мужском монастыре Псковской еп. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а после явления икон стала называться Святою. Икона «Умиление» явилась юродивому Тимофею, местному уроженцу, в 1563. От иконы он слышал голос, что через 6 лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в 1569, здесь явилась вторая икона, «Одигитрия». От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на месте явления икон, по повелению царя, сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела и обе иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова поста, приносили в Псков и в следующий воскресный день совершали с ними крестный ход по городу.

Празднуются 17/30 июля.

Прот. И. Бухарев

СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Харьковская еп., на правом берегу Северского Донца, в местности Святой Горы, в окрестностях Славянска. Основана в XIV в.; в 1679 и в 1737 была разоряема татарами; в 1787 была упразднена; в 1844 восстановлена. С берега Донца обитель представляла дивные ландшафты: по склону горы, называемой Фавор, спускался монастырь к берегу, и храмы его виднелись среди дерев то на возвышенностях, то в пропастях. На гору была устроена довольно удобная лестница, именуемая Кирилло-Мефодиевскою, с башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, вели 511 ступеней и имелись скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находились пещеры. Ход в пещеры начинался небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною решетчатою дверью, шел узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщался с наружной лестницей. Кроме этого хода было еще четыре: два - через церкви: Св. Иоанна Предтечи и Св. Алексия, человека Божия, один - под церковью Св. Николая Чудотворца и один - среди горы, обращенный к Северскому Донцу.

С.В. Булгаков

СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., в Опочецком у., в окрестностях Опочки, на горе, называемой Святою (См.: Пушкинские Горы). Основан в 1569 псковским наместником кн. Юрием Токмаковым по приказанию царя Иоанна Васильевича на месте явления юродивому пастуху Тимофею иконы Пресвятой Богородицы Умиления и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии Святогорскими. Они находились с левой стороны в нижнем ярусе иконостаса монастырского соборного храма Успения. В том же ярусе, на правой стороне, находилась и св. икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 после обретения ее Тимофеем многими чудотворениями; празднование ей совершалось 17 июля и 1 октября. В том же храме находилась чудотворная Феодоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершался крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и г. Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, причем в следующее за этой пятницей воскресенье Святогорские монастырские святыни торжественно обносились в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывало хождение в Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А.С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, с погребальной урной.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ДАНИЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве, у Серпуховской заставы. Основан в к. XIII в. св. кн. Даниилом. После 1330, когда братия монастыря была переведена в Кремль к Спасу на Бору, он пришел в запустение; возобновлен был царем Иоанном Грозным в 1560. Соборный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов построен в 1554 - 60. Здесь находилась древняя Владимирская икона Божией Матери; на ней сохранились подлинные портреты Иоанна Грозного, царевича Иоанна и митр. Макария. В арке придела св. кн. Даниила почивали мощи его в серебряной раке. При монастыре были школа и приют - больница для монашествующих Москвы. На монастырском кладбище среди выдающихся исторических деятелей покоился прах Н.В. Гоголя, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ДУХОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., в Новгороде. Основан до 1162; возобновлен в 1357; прежде был мужским; обращен в женский в 1786. Здесь находилась часть мощей Евфимии Всехвальной и св. Моисея, посох его и чудотворные иконы - «Сошествие Святого Духа на апостолов», написанная до 1357, и свт. Николая, написанная в 1500.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ДУХОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

1. Вологодская еп., в Вологде. Основан в сер. XVII в. на месте подвигов прп. Галактиона. Соборный храм Сошествия Святого Духа построен в 1654. Св. мощи прп. Галактиона почивали в приделе его имени. В монастыре хранились железные вериги его и крест с частицами св. мощей прп. Иоасафа. К нему приписана Арсениево-Одигитриевская пустынь, в окрестностях Вологды, основанная в 1529 прп. Арсением Комельским, с 1764 упраздненная.

С.В. Булгаков

2. Новгородская еп., на р. Мсте при Боровичах. Основан в 1327. Здесь хранилась часть мощей св. Иакова Боровичского. В дни Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершались крестные ходы из монастыря в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 октября - из собора в монастырь.

С.В. Булгаков

3. Тульская еп., близ г. Новосиля, при с. Задугине. Основан около 1618; в 1764 упразднен; в 1767 восстановлен. В нем находилась древнего письма чудотворная икона св. Николая Чудотворца.

СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ИВЕРСКАЯ

СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ИВЕРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Хранилась в Иверском Богородичном Святоезерском Валдайском монастыре Новгородской губ. Празднуется 31 марта/13 апреля.

СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СЕНЕГСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирская еп., в окрестностях с. Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в к. XIV в. и был мужским; в 1768 после пожара был упразднен; в 1860 здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежала часовня во имя св. Николая Чудотворца в Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местночтимой иконою св. Николая Чудотворца и древним крестом.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ИОАННОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТО-ИОАННОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - в Санкт-Петербурге. Основателем монастыря на берегу р. Карповки был о. Иоанн Кронштадтский. Строительство началось весной 1900, освящение трехпрестольного храма во имя Двенадцати Апостолов состоялось 17 декабря 1902.

В подземном этаже - храм-усыпальница св. Иоанна Кронштадтского.

Ныне монастырь на Карповке одна из главных целей паломничества богомольцев.

СВЯТОПОЛК (В КРЕЩЕНИИ МИХАИЛ) ИЗЯСЛАВИЧ

СВЯТОПОЛК (В КРЕЩЕНИИ МИХАИЛ) ИЗЯСЛАВИЧ (08.11.1050-16.04.1113), великий русский князь. Сын вел. кн. Изяслава Ярославича и вел. русской кн. Олисавы (до замужества - польской королевны Гертруды). В 1069 - 71 он был полоцким князем, в 1073 - 77 находился вместе с отцом в изгнании за границей. В 1078 - 88 Святополк княжил в Новгороде Великом, в 1088 - 93 - в Турове, с 1093 и до смерти был вел. русским князем.

В 1093 Святополк потерпел два тяжелых поражения от половцев в сражениях на р. Стугне и на р. Желани. В 1094 он заключил мир с половцами и женился на дочери половецкого хана Тугоркана. В следующем году он вместе с Владимиром Мономахом совершил победоносный поход против половцев и построил на Днепре город-крепость Новгород-Святополч. В к. XI в. Святополк активно участвовал в междоусобной борьбе, пытаясь захватить земли князей-сепаратистов. Он принимал участие в работе княжеских съездов: в Любече (1097), Витичеве (1100), на р. Золотиче (1101) и около Долобского озера (1103 и 1111), на которых решались вопросы, связанные с распределением земель между князьями, и обсуждались планы борьбы со Степью. Святополк совместно с другими князьями совершил несколько удачных походов в глубь половецких степей в 1103, 1107, 1111, а также воевал с Волынским и минским князьями. Им была заложена церковь Св. Михаила в киевском Михайловском Златоверхом монастыре. В его правление имели место всевозможные злоупотребления: спекуляция солью, большой размах получило ростовщичество.

В «Истории Российской» В. Н. Татищева имеется следующая характеристика этого князя: «Сей князь великий был ростом высок, сух, волосы чермноваты (рыжеваты. - О. Р.) и прями, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятен, за много бо лета бывшее мог сказать, яко написанное. Болезней же ради мало ел и весьма редко и то по нужде для других упивался. К войне не был охотник, и хотя на кого скоро осердился, но скоро и запамятовал. При том был вельми сребролюбив и скуп, для которого жидам многие перед христианы вольности дал, через что многие христиане торгу и ремесел лишились. Наложницу свою поял в жену и так ее любил, что без слез на малое время разлучиться не мог, и, много ее слушая, от князей терпел поношение, а часто и вред с сожалением. И ежели бы Владимир (Мономах. - О. Р.) его не охранял, то б давно Киева Святославичами лишен был».

Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви Св. Михаила. После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.

О.М. Рапов

СВЯТОСЛАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТОСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ МИХАИЛ) ВСЕВОЛОДОВИЧ

СВЯТОСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ МИХАИЛ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (Кириллович) (ск. 27.07.1194), великий Киевский князь. Сын вел. кн. Всеволода (Кирилла) Ольговича (Михайловича) и вел. кн. Агафьи Мстиславны (Феодоровны), дочери Мстислава Великого.

В 1140-60-е Святослав княжил в Турове, Владимире-Волынском, Бужске, Новгороде Северском. В 1164-76 был вел. Черниговским князем. В 1176 - 94 княжил в Киеве. Он был участником многих усобиц, ходил в походы на половцев. Особенно удачным был его поход на половцев 1184. Автор «Слова о полку Игореве» писал: «Святослав грозный великий киевский... наступил на землю Половецкую; притоптал холмы и овраги, замутил реки и озера, иссушил потоки и болота; а поганого Кобяка из лукоморья от железных великих полков половецких, как вихрь вырвал. И пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и морава поют славу Святославу...»

Святослав заложил в Чернигове церковь Св. Михаила. Летописец отмечал, что он хорошо знал Божьи заповеди, соблюдал телесную чистоту, любил священников и монахов, был щедрым к нищим.

О.М. Рапов

СВЯТОСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ НИКОЛАЙ) ЯРОСЛАВИЧ

СВЯТОСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ НИКОЛАЙ) ЯРОСЛАВИЧ (Георгиевич) (1027 - 27.12.1076), великий русский князь. Сын вел. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича (Васильевича) Мудрого и вел. кн. Ирины (до замужества - шведской принцессы Ингигерд). При жизни отца он владел Владимиро-Волынской землей. В 1054 получил в держание Черниговскую, Муромскую и Тмутараканскую области.

В 1060-е Святослав успешно воевал с торками и половцами, с племянником Ростиславом Владимировичем и полоцким кн. Всеславом Брячиславичем. Вместе с братьями Изяславом и Всеволодом участвовал в создании «Правды Ярославичей». В 1073 он с помощью брата Всеволода Ярославича захватил киевский великокняжеский стол. Святослав заложил Успенскую церковь в Киево-Печерском монастыре и подарил монахам этого монастыря 100 гривен золота. В 1075 Святослав принимал немецких послов в Киеве и показывал им великокняжескую казну - «бесчисленное множество золота, серебра и шелковые ткани». Послы сказали ему: «Это ничего не стоит, ибо лежит мертво. Лучше этого воины. Ведь мужи добудут и больше того». По приказу Святослава в 1076 его сын Олег и племянник Владимир Мономах ходили воевать с чехами, помогая полякам.

О.М. Рапов

СВЯТОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ВЕЛИКО-БУДИЩСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Полтавская еп., при местечке Великое Будище. Построен в 1698 иждивением Василия Леонтьевича Кочубея. В 1891 был освящен новый трехпрестольный каменный храм Успения Богоматери. В монастыре находилась древняя чудотворная Владимирская икона Божией Матери.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАЛЯЗИН МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., на левом берегу Волги, в посаде, против Калязина. Основан в 1450 прп. Макарием, мощи которого открыто почивали здесь в Троицком соборе (построенном в 1654) в приделе Нерукотворенного образа Спасителя; они находились в серебряной вызолоченной раке, устроенной в 1700. Ежегодно 26 мая рака со св. мощами обносилась с крестным ходом вокруг собора. В ризнице монастырской хранилось много церковных предметов и книг XVI и XVII вв.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

1. в Вильно. Основан в XIV в. Троицкий храм построен был при вел. кн. Литовском Ольгерде, ок. 1350, на месте страдания Виленских мучеников. В 1514 храм был возобновлен из развалин кн. Константином Острожским. В 1609 монастырь отдан был униатам; в 1839 возвращен в Православие. Историческую святыню монастыря составляла чудотворная Виленская икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, св. евангелистом Лукою и первоначально перенесенная из Палестины в Царьград. Эта древняя святыня - наследие вел. кн. Елены Иоанновны, дочери вел. кн. Иоанна III, от матери ее Софии Фоминичны Палеолог. Будучи выдана в замужество за вел. кн. Литовского Александра Казимировича, она привезла с собою из Москвы 15 февраля 1495, как знамение родительского благословения, семейную святыню Византийских императоров, принесенную в Москву ее царственной матерью. После кончины вел. кн. Елены Иоанновны св. икона была поставлена в Виленском Пречистенском соборе, откуда в сер. XVIII в. и перенесена в Свято-Троицкий монастырь.

С.В. Булгаков

2. Курская еп., в Белгороде, при реках Донце и Везелке. Основан в 1833, в бывшем архиерейском доме, при кафедральном Свято-Троицком соборе. Главную святыню монастыря составляли нетленные мощи св. Иоасафа, епископа Белгородского.

3. Минская еп., в Слуцке. Основан до 1455. В 1870 переведен в Минск и переименован в Свято-Духов, а на его место переведены иноки Иоанно-Богословского монастыря, находившегося в местечке Грузове. Соборный Свято-Троицкий каменный храм с двумя приделами и склепом воздвигнут в 1505 слуцкой кн. Анастасией Олелько; возобновлен в 1795. В правом приделе, во имя св. вмц. Екатерины, иконостас (семиярусный, резной, с золочеными орнаментами, вырезанными украшениями и рамами у икон) сооружен на личные средства имп. Екатерины II. Левый придел, во имя св. блгв. кн. Александра Невского, устроен в память посещения храма имп. Александром I. В монастыре почивали мощи св. младенца Гавриила Белостокского в металлическом накладного серебра гробике и помещались на особом катафалке под сенью у левого придела соборного храма. Здесь же покоилась последняя слуцкая княжна София Юрьевна Олелько. В ризнице монастыря хранились: настоятельский из литого серебра посох, пожертвованный обители слуцким кн. Юрием Юрьевичем Олелько в 1580; серебряная вызолоченная чаша (потир), пожертвованная тем же князем; рукописное четвероевангелие, написанное уставом им же; риза - фелонь из самотканой цельной и плотной серебряной парчи и деревянный посох из кипариса, присланный в дар и благословение монастыря в 1611 патр. Иерусалимским Феофилом.

С.В. Булгаков

4. Рязанская еп., близ Рязани. Время основания его неизвестно; упоминается в 1386; в 1695 он был возобновлен. Здесь находилась Феодоровская чудотворная икона Божией Матери.

5. Тамбовская еп., в окрестностях Козлова. Основан в 1627 бывшим священником иеромонахом Иосифом. В дни Св. Троицы и Успения Божией Матери в монастырь совершались крестные ходы из городских церквей.

С.В. Булгаков

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЯБЛОНОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Тамбовская еп., близ Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV в. В 1542 разрушен татарами; возобновлен в 1621 патр. Филаретом; в 1675 сгорел; восстановлен по ходатайству свт. Тихона Задонского. В нем находилась древняя икона Святой Троицы, явившаяся на яблоне; в дни Святого Духа и пророка Илии в монастыре бывали из собора крестные ходы.

С.В. Булгаков

СВЯТЫЕ

СВЯТЫЕ - люди, наделенные Богом за свою веру и добрые дела особым качеством святости и способностью творить чудо. В русском Православии имеются следующие чины святости:

I. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СВЯТЫЕ:

Праведные - общее наименование святых ветхозаветных.

Патриархи (или святые отцы) - предки Спасителя по плоти.

Пророки - предвозвестники пришествия Спасителя и искупления рода человеческого.

Праотцы - патриархи (от Адама до Иосифа Обручника) и пророки (от Самуила до Иоанна Предтечи и Крестителя).

II. НОВОЗАВЕТНЫЕ СВЯТЫЕ:

Апостолы - ученики Господа Иисуса Христа. Празднование 30 июня (12 апостолов) и 4 января (70 апостолов).

Евангелисты - Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Равноапостольные - особенно способствовавшие распространению христианства.

Святители - патриархи (новозаветные), митрополиты, архиепископы и епископы.

Мученики и мученицы - святые, пострадавшие за Христа.

Великомученики и великомученицы - претерпевшие невыносимые муки при римских императорах, с особой жестокостью преследовавших христиан.

Священномученики - мученики из диаконов, иереев и архиереев.

Преподобномученики и преподобномученицы - мученики из иноков и инокинь.

Исповедники - страдавшие за Христа, с сохранением жизни.

Блаженные - святые, живущие в миру.

Преподобные - святые, подвизавшиеся в иночестве.

Подвижники - пребывавшие в неизменно строгом соблюдении заповедей Христа.

Постники - просиявшие подвигом пощения.

Столпники (преимущественно на Востоке) - жившие на столпах (род низких башен с плоской кровлей).

Странноприимцы - принимавшие странников, убогих и сирот.

Богоносные - святые, отличавшиеся особенными дарами благодати и всяким благочестием.

Отцы, или учители, Церкви - святые, оставившие нам письменные наставления, руководящие ко спасению.

Бессребреники - безвозмездно помогавшие ближним.

Юродивые - под видимым безумием скрывавшие духовную красоту.

Благоверные (князья) - ревнующие об истинной вере.

СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА

СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА - тайная организация для борьбы с революционным движением. Создана после злодейского убийства царя Александра II летом 1881 из числа придворных русского императорского двора. Руководил ее деятельностью П.П. Шувалов. Имела двойную конспирацию - не только от революционных бандгрупп, но и от полиции. Основная деятельность «Священной дружины» проходила за границей, где скрывалась большая часть революционных бандитов. В Женеве издавались газеты «Вольное слово» и «Правда». Прекратила свою деятельность в конце 1882.

СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕННИК - См.: СВЯЩЕНСТВО.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК - священнослужитель, принявший мученичество за Христа.

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯЩЕНСТВО

СВЯЩЕНСТВО - одно из таинств христианской церкви. В нем через священнодейственный акт Посвящения избранному на известную степень церковной иерархии лицу преподается благодать Св. Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т.е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI в. и русской столицы - Москвы - называются патриархами.

В период с 1721 по 1917, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим Синодом. В 1917 собравшимся в Москве Священным Собором было восстановлено патриаршество и избран Святейший патриарх Московский и всея России.

В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т.е. наместником.

Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать с благословения епископа все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. таинства священства и освящения мира и антиминсов.

Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т.е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера.

Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т.е. священномонахом. Иеромонахам, по назначении их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

Диаконы составляют третий, низший, священный чин. Диакон - слово греческое и означает «служитель». Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Участие диакона в богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона. Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т.е. перводиакона. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом. Кроме трех священных чинов, в церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословению.

Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь как при богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

Пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Иподиаконы участвуют только в архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

СЕБЕЖ

СЕБЕЖ - город в Псковской обл., центр Себежского р-на. Расположен между озерами Себежское и Ороно (Ворон). Население 9,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в летописи под 1414 как псковский «пригород» (населенный пункт Псковской феодальной республики), разоренный литовским кн. Витовтом. В 1535 по приказу кн. И.В. Шуйского основана деревянная крепость, названная Ивангород-на-Себежи (впоследствии Себеж), - важный укрепленный пункт на границе с Литвой. В 1536 крепость выдержала осаду польско-литовских войск, с 1579 находилась под оккупацией Польши, в течение 2-й пол. XVI - н. XVIII в. неоднократно возвращалась России и снова захватывалась Польшей. В период Северной войны 1700 - 21 по приказу Петра I превращена в один из опорных пунктов военных действий; в 1705 на холме были сооружены оборонительные рвы. В 1772 окончательно возвращен в состав России, получил статус города.

СЕВАСТИАН СОХОТСКИЙ

Пошехонский, преподобный (ск. ок. 1500), получил благочестивое воспитание в родительском доме, рано стал иноком. Долгие годы жил в отшельничестве в тридцати двух верстах от Пошехонья, в дремучем лесу. К нему собрались ищущие иноческих подвигов. Святой воздвиг храм в честь Преображения Господня и основал монастырь. Молитву он не прерывал ни днем, ни ночью, творя Иисусову молитву, проводил жизнь в непрерывных тяжелых трудах. Питался святой только водой и небольшим количеством хлеба. Сохранилось его изречение: «Будем терпеть все скорби и тяготы, дабы избежать вечных мучений». Учил он и преданности воле Божией. В 1889 на месте его упраздненной обители был открыт женский Севастьянов Спасо-Преображенский монастырь, где почивают его св. мощи.

Память прп. Севастиану отмечается 18/31 декабря, 26 февраля/11 марта и 23 мая/5 июня.

СЕВАСТОПОЛЬ

СЕВАСТОПОЛЬ - город русской славы на берегу Севастопольской бухты Черного моря. В древности в районе Севастополя был расположен античный город Херсонес (ныне в черте города). Основан 3 июня 1783 как военно-морской порт и крепость после возвращения Крыма в состав России. В строительстве и укреплении Севастополя большую роль сыграли А.В. Суворов, Д.Н. Сенявин, Ф.Ф. Ушаков. Сначала город назывался Ахтиаром (Белый утес) по имени татарского населенного пункта, находившегося на берегу бухты. Указом русского правительства от 10 февраля 1784 был назван Севастополем, что в переводе с греческого значит: «величественный город», «город славы». В 1804 Севастополь был объявлен главным военным портом Черного моря. В дальнейшем строительстве Севастополя и укреплении боевой мощи Черноморского флота важная роль принадлежала адмиралу М.П. Лазареву, который в 1833 - 51 был главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря. Героическая Севастопольская оборона 1854 - 55 во время Крымской войны вошла в историю России как одна из славных страниц русского военного искусства. В обороне Севастополя в качестве артиллерийского офицера принимал участие Л.Н. Толстой, отразивший свои впечатления о героической защите города в «Севастопольских рассказах». Севастополь был почти полностью разрушен; потребовалось около полувека, чтобы его восстановить. В 1863 в Севастополе была учреждена таможня; развитие города усилилось с проведением железной дороги. С момента возникновения и по сей день Севастополь является базой русского военно-морского флота.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВАСТЬЯНОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., при р. Сохоти, в окрестностях Пошехонья. Основан в XV в. прп. Севастианом и первоначально был мужским. В 1764 был упразднен, а вскоре после этого и монастырская церковь Преображения сгорела. В 1856 на месте находившейся здесь деревянной часовни был построен и приписан к Адрианову монастырю деревянный храм.

С.В. Булгаков

СЕВЕРГИН

Василий Михайлович (8.09.1765-17.11.1826), русский минералог и химик. Окончил Петербургский университет, стажировался в Гёттингене. Академик (с 1793). В монографии «Первые основания минералогии, или Естественная история ископаемых тел» (1798) обобщил знания по минералогии и представил сведения о минералах и полезных ископаемых России. «Опыт минералогического землеописания Российского государства» (1809) явился подробным исследованием по генезису минералов. Первым из русских ученых выступил с пропагандой кислородной теории горения. Велики заслуги Севергина в разработке русской научной терминологии («Подробный Словарь минералогический», 1807, и т.п).

СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА

СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА - русская патриотическая газета, выходила в Петербурге в 1825 - 64. Издатели-редакторы Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, П.С. Усов. В то время единственная частная газета, стоявшая на твердых патриотических позициях: «Православие. Самодержавие. Народность». В числе авторов П.А. Вяземский, Ф.Н. Глинка, М.П. Погодин, Н.А. Полевой, Ф.М. Толстой и мн. др.

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН (в прошлом - Северное Полярное море, Северное Ледовитое море), часть Мирового океана, занимает приполюсное пространство между северными берегами Европы, Азии и Северной Америки.

Побережье России омывают окраинные моря Северного Ледовитого океана: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Русские поморы в XV и XVI вв. плавали по Белому и Баренцеву морям до Шпицбергена и на Новую Землю. Наиболее важные открытия связаны с поисками новых путей из Европы в страны Дальнего Востока. В поисках северо-восточного и северо-западного проходов, существование которых в 1525 предсказал Дмитрий Лаптев, был проведен ряд экспедиций XVI-XVII вв., которые закончились неудачно, однако имели большое значение с точки зрения географических открытий и изучения природы. К сер. XVII в. российские землепроходцы практически нашли морской путь из Северного Ледовитого океана, который участниками Великой Северной экспедиции 1733 - 43 был нанесен на карту. В 1765 - 66 по инициативе М.В. Ломоносова была предпринята полярная экспедиция в глубь Северного Ледовитого океана под началом В.Я. Чичагова.

СЕВЕРСКИЕ ГОРОДА

СЕВЕРСКИЕ ГОРОДА - наименование в XVI - н. XVII в. русских городов на границе с Литвой и Диким Полем в бассейне рек Сейма и Десны. Города, расположенные в бассейне Десны: Брянск, Чернигов, Трубчевск, Новгород-Северский, Почеп, Стародуб и др., защищали Русское государство от нападений Польши и Литвы. Города по Сейму (Путивль, Рыльск, а также Севск с Комарицкой волостью) прикрывали южные границы России от набегов татар. Происхождение названий «северские города», «северская земля» и «северские княжества» связано с наименованием группы восточнославянских племен- северяне (север), которые в 1-м тысячелетии жили на этой территории. В к. XV - н. XVI в. северские города вошли в состав Русского централизованного государства. В 1618 большая часть северских городов захвачена Польшей. Возвращены России в результате войн в 1632-34 и 1654-67.

СЕВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО

СЕВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО - одно из удельных княжеств Черниговской земли. Образовалось в 1097. Первым князем был Олег Святославич, затем его потомки - Ольговичи, обычно переходившие оттуда на черниговский стол. Северское княжество с центром в Новгороде-Северском первоначально охватывало территории по р. Снови и средней Десне, затем, с сер. 1130-х, по р. Сейму с г. Курском. В состав Северского княжества иногда включалась «страна вятичей» (верховья Оки и Десны). К к. XII в. на территории Северского княжества образовался ряд более мелких княжеств с центрами в Курске, Путивле и др. Северское княжество вело, особенно во 2-й пол. XII в., упорную борьбу с половцами. Один из походов его князей на половцев описан в «Слове о полку Игореве». После монголо-татарского нашествия Северское княжество в источниках не упоминается.

СЕВЕРЯНЕ

СЕВЕРЯНЕ (север), наименование группы восточнославянских племен, занимавшей в к. 1-го тыс. н. э. поречье Десны, Сейма и Сулы. Западными соседями северян являлись поляне и дреговичи, северными - радимичи и вятичи. Восточные и южные границы северян, лежащие по окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными, временами они достигали верховьев Северского Донца. В VIII - н. IX в. северяне платили дань хазарам. В к. IX в. вместе с полянами они вошли в состав древнейшей «Русской земли», послужившей ядром Киевского государства. В 907 северяне приняли участие в походе Олега на Византию. В последний раз северяне упоминаются в летописи под 1024. Они дали наименование Северскому княжеству. Названия «северские города», «северская земля» сохранились вплоть до XVI-XVII вв. Центрами северян были Чернигов, Курск, Новгород-Северский и др. города на Десне и Сейме. Известны остатки многочисленных сельских поселений северян VIII-X вв. и курганы, содержащие остатки трупосожжений. Северяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами. В земле северян известны находки богатых кладов к. 1-го тысячелетия н. э.

П. Третьяков

СЕВСК

СЕВСК - город в Брянской обл., центр Севского р-на. Расположен на р. Сев (бассейн Днепра). Население 8,1 тыс. чел. Впервые упоминается в летописи под 1146 как поселение Севско-Черниговского княжества. С 1356 в составе Великого княжества Литовского. В 1585 окончательно присоединено к Московскому государству, становится одной из важнейших крепостей на юге России (т. н. Городок, существовал до 1780-х). В 1634 выдержал 2-недельную осаду польских войск. В 1683 сюда были сосланы стрельцы, участвовавшие в заговоре царевны Софьи против Петра I. Город Севск с 1778. В

XVIII в. утрачивает оборонное значение, становится административным и торговым центром.

СЕДМИЕЗЕРНАЯ

СЕДМИЕЗЕРНАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Седмиезерной Богородицкой пустыни Казанской еп., в семнадцати верстах от Казани. По изображению своему она есть Смоленская. В царствование Михаила Феодоровича, в 1615, она принесена из Великого Устюга в пустынь основателем сей обители, монахом Евфимием. Название свое пустынь получила оттого, что прежде была окружена семью небольшими озерками, которые впоследствии слились между собой и теперь составляют одно большое озеро. От монастыря икона Смоленская получила название Седмиезерной. И со времени принесения иконы, которая прославлена чудотворениями еще в Устюге, Седмиезерная пустынь сделалась местом стечения множества богомольцев. Здесь икона ознаменовала себя следующими чудотворениями. В июне 1654 в Москве явилось моровое поветрие, которое было занесено из Константинополя греками. Мор свирепствовал со страшной силой: народ от страха бежал в леса и пустые местности. Язва из Москвы перешла в города Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и др., истребила и тут множество народа, а некоторые местности совсем опустошила. Народ пришел в отчаяние, правители упали духом и не знали, что предпринять. Тогда, по совету благочестивых людей и вследствие появления от виденного во сне инокиней Марфой некоего святителя, похожего на св. Николая Чудотворца, положено было для утешения народа принести в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворную икону. Все жители Казани вышли с крестным ходом навстречу Небесной Заступнице за две версты от города, и здесь, в память этого сретения, в тот же день была устроена часовня и водружен крест, а впоследствии был основан и монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе. И что же? Язва немедленно начала утихать. Тогда жители Казани стали носить икону по домам, и язва наконец всюду прекратилась. После семидневного пребывания св. иконы в Казани иноки Седмиезерной пустыни просили возвратить ее. Тогда все жители устремились в храм, чтобы проводить свою Заступницу, но лишь только, после совершения всенощной, стали поднимать икону, как вдруг забушевала ужасная буря, сделалась страшная темнота, пошел дождь и снег, так что стало невозможным выйти из храма. Это повторялось до трех раз. Тогда увидели из сего, что Пресвятой Богородице еще не угодно выходить из города, и чудотворная икона оставалась целый год в Казани. В 1655 сам митр. Корнилий препроводил св. икону в Седмиезерную пустынь. В следующем году летом язва снова появилась в Казани и свирепствовала в большей силе против прежнего; то же повторилось и дальнейшим летом. Оба раза приносили из Седмиезерной пустыни икону Пресвятой Богородицы, и это спасало город от язвы.

В 1771 моровая язва снова появилась в Москве и в Казани. Тогда жители также спешили прибегнуть к своей всесильной Заступнице, и когда чудотворная икона была принесена из пустыни и обнесена вокруг города и по всем домам в нем, то язва прекратилась. В память избавления от язвы Седмиезерная икона ежегодно 26 июня приносилась в Казань на целый месяц. В обители же икона праздновалась 13 октября. В 1804 совершилось от Седмиезерной иконы исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от ужасной болезни в ногах.

Празднуется 26 июня/9 июля и 13/26 октября.

Прот. И. Бухарев

СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Казанская еп., в окрестностях Казани. Основана монахом Евфимием в 1613 при семи озерах. Здесь находилась чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Седмиезерной, называемая также и Смоленской, хотя по изображению она и не вполне сходна с последней (на Смоленской иконе, например, Богомладенец изображается со свитком в левой руке, а на Седмиезерной - без свитка).

С.В. Булгаков

СЕДМИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЙСМОЛОГИЯ

СЕЙСМОЛОГИЯ - наука о движениях в земной коре, создана в н. XX в. русским ученым Б.Б. Голицыным.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница