Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕЛ"-"СИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СЕЛ"-"СИЛ")

СЕЛЕЗНЁВ

Юрий Иванович (15.11.1939-16.06.1984), русский критик, публицист и общественный деятель, заместитель гл. редактора журнала «Наш современник». Вместе с С. В. Викуловым Селезнев объединил вокруг журнала лучших отечественных критиков и публицистов. Селезнев стал одним из духовных вождей русского национального возрождения, авторитет его был высок и непререкаем, а боевая напористость притягивала к нему сотни русских патриотов. Как позднее вспоминали его соратники, «он был похож на воина, на витязя Древней Руси. Высокий, подтянутый, со слегка откинутой назад головой, обрамленной густой кудрявой волной волос и аккуратной острой бородкой. А главное - глаза! Удивительно ясные, чуть прикрытые, устремленные вдаль. Ни дать ни взять - витязь в дозоре, озирающий рубежи родной земли». С духовной прозорливостью он предсказывал грядущие потрясения нашей Родины, пытался разбудить пребывающее в летаргии национальное сознание русского народа. Нельзя терять ни минуты, торопил Селезнев, каждый, кто способен постоять за державу, должен быть мобилизован. Третья мировая война началась в идеологической сфере, и первой ее жертвой может стать Россия, если патриоты не сумеют мобилизоваться. «Быть русским человеком - значит быть патриотом».

О. Платонов

СЕЛИГЕРСКАЯ

СЕЛИГЕРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в XVI в. Находилась в Ниловой Столобенской пустыни, на острове Селигерского оз. Тверской еп. Празднуется 26 мая/8 июня и 7/20 декабря.

СЕЛИЖАРОВО

СЕЛИЖАРОВО - поселок городского типа в Тверской обл., центр Селижаровского р-на. Расположен на р. Селижаровке (приток Волги). Население 7,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1504. До 1764 во владении Троицкого Селижарова монастыря. В сер. XIX в. крупное торговое село. В 1862 преобразовано в посад.

СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ

СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ (Экономическое в пользу деревенских жителей служащее издание), журнал, выпускаемый в Москве в 1778 - 79 русским ученым А.Т. Болотовым. Вышло 52 номера.

Содержал советы по земледелию, землеустройству и разведению фруктовых садов в сельских хозяйствах. Уделял внимание домашней медицине, практическому домоводству, вел обширную переписку с читателями.

СЕЛЬСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО

СЕЛЬСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО - журнал славянофилов, посвященный вопросам подготовки крестьянской реформы, выходил в Москве в 1858 - 59. Журнал высказывался за освобождение крестьян со всей землей, находящейся в их фактическом пользовании, и за сохранение общинного устройства. Основные авторы: А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский. Издатель - А.И. Кошелев.

СЕМАНОВ

Сергей Николаевич (р. 14.01.1934), русский историк и общественный деятель. Главные труды: «Макаров», «Брусилов», «Махно», «Андропов», «Иосиф Сталин: жизнь и наследие». В 1960-80-е один из видных деятелей русского патриотического движения, руководитель «Русского клуба», подвергался преследованиям за свои национальные убеждения.

СЕМАРАГЛ

СЕМАРАГЛ (Симаргл), в древнерусской языческой мифологии божество, входившее в число идолов, которые были установлены в Киеве при кн. Владимире (980). Имя Семарагла происходило от слова «семя». По своему смыслу божество это было связано с берегинями и представлялось в образе крылатой собаки, охранявшей семена и посевы, олицетворяя вооруженное добро.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМЁНОВ

1. город в Нижегородской обл., центр Семеновского р-на. Расположен в пределах Волжско-Ветлужской низины, на р. Санахте. Население 26,8 тыс. чел.

Возник в н. XVII в. как поселение старообрядцев, впервые упоминается в 1644. С 1779 уездный город. В к. XIX - н. XX в. центр старообрядчества, единственное место в России, где изготовлялись кожаные лестовки-чётки для старообрядцев. В современном Семенове развит художественный промысел - хохломская роспись (с 1918).

К востоку от Семенова - оз. Светлояр, с которым связано древнее сказание о невидимом граде Китеже, будто бы опустившемся на дно этого озера.

2. Николай Николаевич (3/15.04.1896-25.09.1986), русский физик, один из основоположников химической физики. Создал теорию теплового взрыва газовых смесей, на основе которой разработал учение о распространении пламени, детонации, горении взрывчатых веществ и порохов. Разработал теорию цепных химических реакций, которая легла в основу создания полимеров - веществ с заранее заданными свойствами. Открыл новый тип катализа - ионно-гетерогенный. Все открытия Н.Н. Семенова имели выдающееся мировое значение для развития науки.

СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ

СЕМЁНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ (до 1906 - Семенов) Петр Петрович (2.01.1827 - 26.02.1914), русский географ, статистик, ботаник и энтомолог. Из дворян Рязанской губ. Окончил Петербургский университет (1848). С 1849 - член Русского географического общества, с 1873 - его вице-председатель и фактический руководитель. В 1856 - 57 совершил путешествие на Тянь-Шань. Результатом явились важные открытия о происхождении гор. Был организатором многих экспедиций в Среднюю и Центральную Азию. Много сделал для развития статистики. Автор «Географическо-статистического словаря Российской империи» (1863 - 85). Совместно с В.И. Ламанским руководил изданием «Россия». Полное географическое описание нашего отечества» (1899 - 1913). В 1864 - 75 - директор Центрального статистического комитета, в 1875 - 97 - председатель статистического совета МВД. С 1897 - член Государственного совета. Именем Семенова-Тян-Шанского названы горы, хребты, ледники.

СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Вологодская еп., в Кадниковском у. Основанная в XV в. иноками Дионисиево-Глушицкого Сосновецкого монастыря, она вскоре пришла в запустение от моровой язвы, постигшей Вологодский край, затем от литовского нашествия; по возобновлении в 1632 стала женской; с 1651 обращена в мужскую. Соборный храм Успения построен в 1753; возобновлен в 1859 - 64. В монастыре находились написанные прп. Дионисием Глушицким: чудотворный образ Иоанна Предтечи, чудотворная икона Успения Божией Матери, именуемая Семигородною, которая ежегодно носилась для поклонения в г. Кадников и по окружным селениям, а через каждые три года в сентябре и октябре в г. Вологду, пребывая в каждом городском приходе по одному или по два дня. К пустыни был приписан Николаевский Катромский мужской монастырь, на берегу Катромского озера. Основан в XVI в. отшельником Онуфрием; на могиле его совершались по нем богомольцами панихиды, а 12 июня ежегодно в монастыре бывало заупокойное поминовение его.

С. В. Булгаков

СЕМИГОРОДНОЕ «УСПЕНИЕ»

СЕМИГОРОДНОЕ «УСПЕНИЕ» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана св. Дионисием Глушицким. Из его обители она была перенесена некими отшельниками в непроходимый лес, верст за 20 от обители, за р. Двинцу. Тут была поставлена приходская церковь для Семиградской волости. В XV в. здесь свирепствовала чума, так что все жители этой волости вымерли, и церковь около полутораста лет стояла в запустении. В 1593 старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, лежавшей три года в расслаблении, явилась Сама Пресвятая Богородица и обещала исцеление, если она возобновит Семигородную пустынь. Старица дала обещание возобновить и тотчас же получила исцеление. Она исполнила обещание и при возобновленной пустыни жила с несколькими сестрами в общежитии. В конце XVII в. Семигородная обитель обращена в мужской монастырь.

С 1582 празднуется 15/28 августа.

Прот. И. Бухарев

СЕМИК

СЕМИК - последний четверг перед Троицей, седьмой четверг после Пасхи, народный праздник, имеющий языческие корни. В этот день девушки вили венки, пели песни и водили хороводы - отголосок языческого праздника весны. Неделя, на которую приходился Семик, называлась семицкой, русальной, зеленой, клечальной. По христианскому обычаю в этот день было принято ухаживать за могилами странников и неизвестных, не имевших в данном месте родных и близких. Еще в XVII-XVIII вв. русские люди в Семик совершали погребения и поминовение по убитым и скоропостижно умершим в убогих или скудельничьих домах. В этот день всякий мог идти в «божий дом» (божедом), куда мертвых доставляли с улиц и проезжих дорог и хранили до Семика в леднике, и совершить богоугодное дело - похоронить усопшего по христианскому обычаю, на особых местах, называемых скудельницами, которые обсаживались деревьями и обращались в зеленые рощи.

Еще в н. XX в. празднование Семика было почти всеобщим. В Саратовской губ. для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варилась брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же Семик, в полдень, начиналось торжество. Посреди двора было воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоял горшок с водою. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Наиболее веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водою, выдергивала дерево из земли и затягивала песню, под которую все присутствовавшие шли в лес, где устраивали пир. Затем между девушками происходил обряд кумления. По завивании венков, после кумления, выбирали подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носила это название в продолжение целого дня. Потом возвращались веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастии или несчастии. Кроме того, свивали еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу.

Иногда веселая толпа отправлялась к реке, чтобы гадать. Чей венок принесется водою первым к берегу, та думала, что она прежде своих подруг выйдет замуж; чей венок приплывет вторым, та выйдет замуж после своей подруги; но если венок начнет качаться на одном месте и не выплывет, то считалось, что обладательнице его не выйти замуж; чей венок потонет, той девушке или жениху ее суждено вскоре умереть.

Во Владимирской губ., Поволжье и Сибири на Семик совершался молодежный поздравительный обход односельчан. В Нижнеудинском у. семишники (так называли здесь участников семиковых обходов дворов) составляли группы по 10 - 15 человек. Такая группа называлась «вьюном». Всего в селе набиралось пять вьюнов. «Вьюном» же называлась и песня, которую они исполняли под окнами. Обход дворов на Семик сочетался с выходом в лес и известным обрядом березки. Когда вечером возвращались с реки, «утопив» березку, пели группами по дворам. Семишникам подавали яички. Сходная картина описана корреспондентом Тенишевского бюро из Меленковского у. Владимирской губ. (с. Домнино): на Семик по дворам ходили партии девушек-подростков, подобранные по возрастам; из собранных под окошками яиц, молока и масла на берегу реки «варили яичницу». В Вязниковском у. той же губернии (с. Станки, Мстерской вол.) во время обхода дворов двух подростков наряжали Семиком и Семичихой, и в исполнявшейся при этом песне фигурировали эти же персонажи. Веселое шествие сопровождалось ударами палки в старое ведро. Хозяева подавали муку, крупу, масло, сметану, яйца, сахар. Еду из собранных продуктов молодежь готовила на Троицу.

О.П.

СЕМИПАЛАТИНСК

СЕМИПАЛАТИНСК - русский город в казахских степях на р. Иртыш. Основан как русская крепость в 18 км ниже по Иртышу (название получил от находившихся недалеко от крепости семи зданий, или палат). Место крепости затоплялось при разливе Иртыша, поэтому она перенесена была выше, где в настоящее время и находится Семипалатинск. С 1852 - окружной город Омской губ., с 1854 - областной город, центр транзитной торговли (через него ежегодно проходило более 11 тыс. верблюдов), промышленность почти отсутствовала. В 1854 - 59 в Семипалатинске отбывал ссылку Ф.М. Достоевский.

СЕМИРЕЧЕНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

СЕМИРЕЧЕНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Семиреченской обл. (центр - Верный, ныне Алма-Ата). Семиречье начало колонизоваться сибирскими казаками в 1830-х. В 1867 на базе 14 станиц и выселков с населением в 15 тыс. чел. было образовано Семиреченское казачье войско в составе Туркестанского военного округа. Возглавлялось наказным атаманом (он же военный губернатор области), с 1899 подчиненным туркестанскому генерал-губернатору. По положению 1879 содержало в мирное время 1 конный полк (4 сотни) и 1 гвардейский взвод, в военное - 3 конных полка. Земли казачьего войска занимали 744 тыс. га, в т. ч. 71 тыс. га пашни. Казачье население (в 1916 ок. 45 тыс. чел.) располагалось в 19 станицах и 15 выселках. Являлось опорой Русского государства в Казахских степях, участвовало в завоевании Средней Азии и в Первой мировой войне.

СЕМИСВЕЧНИК

СЕМИСВЕЧНИК - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ - группа людей, связанная браком или кровным родством, ведущая общее хозяйство, осуществляющая взаимопомощь и взаимоподдержку. «Семья, - писал И.А. Ильин, - первичная ячейка общества, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совместным движениям сердца; и подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения - родине и государству».

В понятиях Святой Руси семья - первое место, где человек должен научиться делать добро. Русский народный идеал - добрая жена и крепкая дружная семья. На эту тему существует множество пословиц: «Не ищи красоты, ищи доброты»; «Добрая жена - веселье, а худая - злое зелье»; «Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи!»; «Не бери жену богатую, бери непочатую!»; «Не с богатством жить, с человеком»; «Дай Бог совет и любовь!»; «Жить-поживать да добра наживать»; «Своя семейка - свой простор»; «Семейная каша погуще кипит»; «В своей семье и каша гуще»; «Семейный горшок всегда кипит»; «Доброю женой и муж честен»; «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать»; «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне»; «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад»; «Живут рука в руку, душа в душу» - говорится о дружных супругах.

О. Платонов

СЕНГИЛЕЙ

СЕНГИЛЕЙ - город в Ульяновской обл., центр Сенгилейско-го р-на. Расположен в Среднем Поволжье, на склонах Приволжской возвышенности, на правом берегу Куйбышевского вдхр. Население 9 тыс. чел.

Основан в 1666 симбирским воеводой кн. И.И. Дашковым как застава для защиты от набегов кочевников, вокруг которой позже выросли слободы. В н. XVIII в. три слободы (Станичная, Бутырская и Выборная) объединены в с. Покровское, в 1780 преобразованное в город Сенгилей. С сер. XIX в. центр мукомольного производства и торговли хлебом; известен был яблоневыми садами.

СЕНИН

Алексей Алексеевич (р. 7.10.1945), русский журналист, издатель и общественный деятель. С 1991 главный редактор патриотической газеты «Русский вестник», отстаивающей национальные интересы русского народа, противостоящего иудейско-масонской идеологии Запада.

СЕНОКОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНТЯБРЬ

СЕНТЯБРЬ - девятый месяц в году. В Русском государстве с XV по XVIII в. считался первым месяцем в году. Старославянские названия сентября - «вресень» (вересень) и «рюинь». Среди русских крестьян этот месяц часто назывался ревуном. О сентябре говорили: «Сиверко, да сытно. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина. В сентябре огонь и в поле, и в избе».

Основные народные приметы по дням сентября были таковы: 1. Прп. Симеона Столпника. Семена Летопроводца. Семен день. Грыбье, бабье, старое бабье лето. Бабье лето две недели. С бабьего лета севалка с плеч. На Семен день до обеда паши, а после обеда руками маши! Под Семен день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый из дерева. Начало посиделок, засидок, супрядок, досветок. Переходи в Семен день на новоселье - счастье и веселье. На Семена постригай и на коня сажай (дитя), на ловлю в поле выезжай! Первый праздник охотников с псами. На Семена ласточки ложатся вереницами в колодцы и т.п., мух и тараканов хоронят. Коли бабье лето ненастно - осень сухая, а коли на Семена ясно - осень ведренная, много тенетника - к ясной осени, к холодной зиме; дикие гуси садятся, а скворцы не летят; 2. Мч. Мамонта. Мамонта Овчарника; 6. Чудо архистратига Михаила в Хонех. Михайлов день. Михайловские морозы; 8. Рождество Пресвятой Богородицы. Малая Пречистая (На Успенье - большая), Аспасов день. В этот день женщины встречают осень у воды (вторая встреча осени). Убирают пчел, собирают лук, оттого - пасиков, луков день; 11. Прп. Феодоры Александрийской. Федоры - замочи хвосты. Полагают, что в этот день осень ездит на гнедой кобыле. На Федору лето кончается, осень начинается. И бабье лето до Федоры не всегда дотянет; 12. Сщмч. Автонома. Полагают, что в этот день змеи в лесах уходят в землю; 14. Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Сдвижение. На Сдвижение кафтан с шубой сдвигаются. На Сдвижение у доброго молодца капуста у крыльца. Капустенские вечерки на две недели. На Вздвиженье хлеб с поля двинулся (последняя копна с поля), птица в отлет двинулась, гад не движется; 15. Вмч. Никиты. Никиты Репореза, Гусятника, Гусепролета. Никитин день. Не дремли, баба, на репорезов день! Отлет диких гусей. Стрижка овец; 18. Прп. Евмения. Отлет журавлей на Евмена - на Покров мороз. «Колесом дорога!» - кричат журавлям, чтоб их воротить (чтоб подольше остались и зима попозже пришла); 20. Сщмч. Евстафия. Астафьев день. В этот день гадают по ветрам о погоде: северный - к стуже, южный - к теплу, западный - к ненастью, а восточный - к ведру; 24. Св. первомученицы и равноапостольной Феклы. Феклы Заревницы (зарева от осенних огней). Именинник овин (замолотки). Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок; 25. Преставление прп. Сергия, Радонежского чудотворца. Сергиев день. Сергия Курятника, Капустника. Если в этот день выпадет первый снег, то зима уставится на Михайлов день. Путь зимний устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия; 27. Прп. Савватия, Соловецкого чудотворца. Саватея Пчельника. Полагают, что в этот день должно убирать улья в омшаник.

СЕНЯВИН

Дмитрий Николаевич (6.08.1763-5.04.1831), флотоводец, адмирал. Принадлежал к дворянскому роду Сенявиных, из которого вышло несколько известных военно-морских деятелей.

Сенявин окончил в 1780 Морской кадетский корпус, с 1782 в Азовской флотилии, занимался созданием Черноморского флота и строительством Севастополя. В Русско-турецкой войне 1787 - 91 принимал участие в сражении у мыса Калиакрия. В Средиземноморском походе Ф. Ф. Ушакова командовал линейным кораблем «Св. Петр», участвовал в штурме Корфу (1799). В 1806 на Корфу базировались корабли эскадры Сенявина. Командуя русским флотом в Адриатическом море,

Сенявин не допустил захвата Ионических островов французами, овладел рядом крепостей. Во 2-й экспедиции 1807 на Архипелаг, командуя русским флотом в Эгейском море, осуществлял блокаду Дарданелл, разбил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях в 1807.

Сенявин придерживался тактики сосредоточения сил для удара по флагманским кораблям противника и согласованных действий групп кораблей на главном и вспомогательных направлениях. Сенявин имел незаурядные дипломатические способности, которые проявил во время англо-русского военного противостояния 1807-12, когда русская эскадра попала в тяжелое положение в Лиссабоне.

В 1811 Сенявин был назначен на должность командира Ревельского порта, что было фактически удалением от активной деятельности. Ушел в отставку в 1813. В 1825 возвращен на службу и назначен командующим Балтийским флотом, в 1825 - генерал-адъютант, в 1826 - адмирал.

Современники отмечали, что он был уважаем и любим моряками, отличался большой заботой и вниманием к людям.

С. Н. Вдовина

СЕРАПИОН

1. (ск. 1275), древнерусский писатель, епископ. В летописании встречаются два упоминания о нем (1274): о поставлении его епископом «Володимера, Суждалю и Новугороду Нижнему» и о его смерти в 1275. Летописец отмечает также, что Серапион «бе же зело учителен и книжен». Серапион был игуменом Киево-Печерского монастыря (1249 - 74); участвовал в Соборе епископов во Владимире. Ему приписывают «Поучение к попам», входящее в состав кормчих книг вместе с Постановлениями Собора.

Серапион - автор пяти поучений, четыре из них находятся в одном из древнейших четьих сборников - «Златой чепи» XIV в. В первом «слове» епископ призывает паству покаяться, напоминая о страшных знамениях - землетрясении, голоде, нашествии иноплеменников.

2. иеромонах Киево-Троицкого монастыря, деятель Союза Русского народа, автор «Послания к россиянам» (1913), в котором заявлял, что «противосемитическая, в смысле жидообличения, школа избавит Россию от жидовского рабства и тирании».

СЕРАПИОН НОВГОРОДСКИЙ

СЕРАПИОН НОВГОРОДСКИЙ - архиепископ (ск. 16.03.1516), родился в подмосковном с. Пехорка в богатой крестьянской семье, получил образование, обычное для всех детей того времени. Стал священником своего села и, овдовев, постригся в монашество, однако прихода своего не оставил. По кончине родителей ушел в Дубенский Успенский монастырь, был там настоятелем, а затем стал настоятелем Троице-Сергиевой лавры. Во время Собора 1504 отстаивал право монастырей владеть землями ради дела милосердия, а в 1506 был назначен архиеп. Новгородским. Это были тяжелые времена. В Новгороде от страшного мора за одну осень умерло более пятнадцати тысяч человек; потом во время бури разразился страшный пожар и погибло более трех тысяч. Тогда свт. Серапион приказал воздвигнуть однодневную церковь (См.: Обыденный обряд), устраивал крестные ходы и, молясь, плакал так, что не мог произнести ни одного слова, сам отпевал мертвых. Во время одного из крестных ходов он совершил три исцеления. Последние годы жизни были омрачены тяжелым испытанием: Волоколамский кн. Борис притеснял монастырь прп. Иосифа. Так как в Новгороде был мор, посланец прп. Иосифа не был допущен в город к архиепископу. Тогда прп. Иосиф обратился за помощью к вел. кн. Московскому. Тот взял его под свою опеку, обещая быть посредником между ним и владыкой. Узнав об этом, прп. Серапион был ревностно огорчен, отказался принимать прп. Иосифа и наложил на него запрещения. Тогда св. Иосиф обратился к Собору, и архиепископа низложили и заточили в Спасо-Андроников монастырь, однако вскоре прп. Серапион примирился с прп. Иосифом и провел последние годы своей жизни в молитвенных подвигах в Троице-Сергиевой лавре. Святитель скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!» При этом лицо его просияло необыкновенной радостью. К лику святых свт. Серапион был причислен в 1559, когда мощи были обретены нетленными.

Память свт. Серапиону отмечается 16/29 марта.

СЕРАПИОН ПСКОВСКИЙ

Спасо-Елеазаровский, преподобный (1390 - 8.09.1480), один из первых учеников и сподвижников св. Евфросина Псковского. В духовных трудах, посте и непрестанной молитве проводил Серапион все свое время. Приняв великую схиму, он 55 лет строго соблюдал обет безмолвия, ревностно исполнял все заповеди прп. Евфросина и был образцом для иноков. Списатель жития называет его «мертвецем непогребенным». В последние годы своей жизни прп. Серапион прославился даром исцелений и прозорливости.

Память прп. Серапиону отмечается 7/20 сентября и 15/ 28 мая.

СЕРАФИМ

1. (Роуз) (13.08.1934-20.08.1982), православный монах, духовный писатель. По происхождению американец из Южной Калифорнии, В молодости пройдя через многие искушения, свойственные тому времени, - богема, битники, рок-н-рол, наркотики, буддизм, - пришел к православной вере как единственно истинной. Свою жизнь и труды посвятил возрождению духовно-нравственных ценностей Православия, наиболее полного развития достигшего в Святой Руси. Уже в зрелом возрасте он изучил русский язык, преклонялся перед русской духовной культурой («Чувствую себя скорее русским, чем американцем»).

«Православие, - учил Серафим Роуз, - единственная истинная Церковь Христа, единственное чистое христианское учение. Это налагает на верующих обязательство рассказывать о Церкви прямодушно, не лукавя, с любовью, прежде всего - с любовью к Божьей истине». Основные сочинения: «Православие и религия будущего» (1975), «Душа после смерти» (1980), «Святые отцы: верный путь христианства» (1983), «Будущее России и конец мира: православное мировоззрение» (1991).

О.П.

2. (Соболев) (1881-1950), епископ Лубенский, назначен Зарубежным Синодом управляющим православными церквами в Болгарии, идеолог русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология».

3. (в миру Леонид Чичагов) (9.06.1856-1937), митрополит Ленинградский, духовный писатель, священномученик. Окончил Пажеский корпус. Избрал военно-медицинское поприще. 30 лет духовным отцом сщмч. Серафима был св. прав. Иоанн Кронштадтский. Одним из важных духовных подвигов о. Леонида был труд прославления прп. Серафима Саровского. Он составил капитальную летопись Серафимо-Дивеевского монастыря и подарил ее Государю Императору. В монашестве о. Леонид получил имя прп. Серафима. В 1905 началось его епископское служение. Серафима (Чичагова) считал своим наследником св. Иоанн Кронштадтский. Митр. Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближнего. У него было много духовных детей. Он сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией. Большое внимание уделял церковному пению. Владыка хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви Илии Пророка в Обыденном переулке сохранились две иконы, написанные им, - Спасителя в белом хитоне и прп. Серафима, молящегося на камне.

После революции владыка вел скитальческую жизнь, подвергался аресту. По освобождении боролся с обновленчеством. В 1933 был отправлен на покой, а в 1937 больного старца расстреляли в Таганской тюрьме. Мученический венец был ему предсказан самим прп. Серафимом Саровским. Прославлен в 1997.

Память сщмч. Серафима отмечается 28 ноября/11 декабря.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Нижегородская еп., недалеко от Саровской пустыни, близ с. Дивеева на берегу р. Ломовки. Первоосновательницею обители была помещица Владимирской губ. Агафия Симеоновна Мильгунова, в иночестве Александра (ск. 1789). В 1788 она построила рядом с сооруженной ею в Дивееве на свои средства Казанской церковью три кельи с надворными строениями и положила здесь начало женской общины. После смерти ее попечение об общине принял на себя, исполняя волю матери Александры, прп. Серафим Саровский. В 1827 прп. Серафим устроил особую общину, отдельную от общины при Казанской церкви, на пожертвованном госпожой Постниковой участке земли, соорудив здесь в 1829 двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. После кончины прп. Серафима обе общины были соединены в одну, с наименованием ее Серафимо-Дивеевской. В 1861 Серафимо-Дивеевская община возведена в монастырь. Пользуясь покровительством прп. Серафима при жизни его и крепкою верою в его молитвенное предстательство о ней после его кончины, обитель достигла высокой степени внутреннего и внешнего благоустройства. Соборный храм (1848-75) во имя Живоначальной Троицы поражал своим величием и красотою. В монастырской кладбищенской Преображенской церкви алтарь устроен из дальней пустыньки (пустынной кельи) прп. Серафима; кругом его - светлый коридор, где за стеклом помещались принадлежавшие прп. Серафиму вещи: лапти, сапоги, кожаные рукавицы, топорик, кафтан, шуба, шапочка, камилавка, шерстяная полумантия и четки, выточенные из дерева самим преподобным. В алтаре хранились: Евангелие с Псалтирью в кожаном переплете, которое преподобный всегда носил с собою, епитрахиль и поручи, в которых он принимал Св. Тайны, и часть Четьих-Миней с собственноручною надписью преподобного. Благоговейное внимание богомольцев привлекал деревянный домик в обители, представляющий как бы футляр, в котором хранилась ближняя пустынька прп. Серафима, сохраняющаяся в том самом виде, в каком была при его жизни. Здесь хранились: отрубок дерева, который прп. Серафиму заменял стул, часть камня, на котором он молился в келье.

С. В. Булгаков

СЕРГИЕВ ПОСАД

СЕРГИЕВ ПОСАД - город в Московской обл., центр Сергиево-Посадского р-на. Расположен на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности. Население 113 тыс. чел.

Историческое ядро Сергиева Посада - Троице-Сергиев монастырь (с 1744 лавра), основан около 1345 Сергием Радонежским. С к. XIV в. вокруг монастыря возникли села и слободы, в которых благодаря наплыву богомольцев в XV - XVI вв. получили развитие торговля и народные промыслы, главным образом художественная резьба по дереву (в с. Богородское) и изготовление деревянных игрушек. К н. XVIII в. поселения слились в единый посад, который в 1742 назвали Сергиевым (Сергиевским).

В архитектурном ансамбле Свято-Троицкой Сергиевой лавры свыше 50 зданий и сооружений: соборы Троицкий (1422), Успенский (1559 - 85); церкви Духовская (1476), Введенская (1547), Пятницкая (1547) и др.; больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия (1635 - 38), царские чертоги (к. XVII в.), трапезная с церковью Сергия (1689 - 92), корпуса монастырских келий (XVII- XIX вв.), митрополичьи покои (главный фасад 1778) и др.

СЕРГИЕВО-РАДОНЕЖСКИЙ СКИТ

СЕРГИЕВО-РАДОНЕЖСКИЙ СКИТ - См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.

СЕРГИЕВСК

СЕРГИЕВСК - село в Самарской обл., центр Сергиевского р-на. Расположено на р. Сок (левый приток Волги). Население свыше 8 тыс. чел.

Основано в 1703 как сторожевой городок-крепость для охраны границ Российского государства. В 1781 образован уездный город Сергиевск Уфимского наместничества. В 1804 оставлен за штатом.

СЕРГИЙ

СЕРГИЙ (в миру Страгородский Иван Николаевич) (11.01.1867 - 15.05.1944), патриарх Московский и всея Руси (1943). В 1900-х ректор Петербургской Духовной академии. Председатель Религиозно-философских встреч в Петербурге. В 1917 - митрополит Владимирский, затем - Нижегородский. После революции подвергался репрессиям еврейских большевиков. С 1925 заместитель патриаршего местоблюстителя (с 1937 патриарший местоблюститель). После смерти патр. Тихона заключен в тюрьму. В 1927, чтобы смягчить репрессии против Церкви, опубликовал декларацию, призывавшую верующих к лояльности к Советской власти. Оставался во главе Церкви в самый разгар большевистских безбожных пятилеток (вне тюрем и лагерей оставалось всего 4 епископа). Во время войны организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту. В своих проповедях постоянно подчеркивал патриотический характер Русской Церкви. 8 сентября 1943 вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был вызван Сталиным, который объявил им о своем согласии созвать Собор для выбора патриарха. На Соборе Сергий стал патриархом, начав трудную работу по восстановлению патриархии и приходов Русской Церкви.

О. Платонов

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ - преподобные (ск. ок. 1353), основатели Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Мощи их были обретены в 1163.

Память прпп. Сергию и Герману отмечается 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.

СЕРГИЙ ОБНОРСКИЙ

Нуромский, Вологодский, преподобный (ск. 7.10.1412), начал свой подвиг на Афоне, затем переехал в Россию, где был принят в число братии Троицкой Радонежской обители. Долгое время подвизался в монастыре прп. Сергия Радонежского, пользуясь его духовными наставлениями. Любовь к отшельничеству побудила Сергия Нуромского оставить обитель и удалиться на север. Пробираясь дикими лесами, Сергий достиг Вологодской земли и вышел на извилистую речку Нурому. Помолившись, он решил остаться на этом месте. Преподобный водрузил крест, построил себе небольшую часовню для молитвы и домик для житья. Дни и ночи проводил подвижник в молитвах и псалмопении, посте и непрестанных трудах. Ему пришлось испытать множество искушений от лукавых духов, которые страшными видениями стремились смутить инока. Дважды он подвергался нападениям разбойников. Не найдя денег, они жестоко избили прп. Сергия. Постепенно молва о строгом отшельнике стала распространяться по окрестностям. К преподобному начали приходить миряне и монахи - так возникла новая обитель. Он поддерживал духовную дружбу с другим отшельником - прп. Павлом Обнорским, совершенно удалившимся от мира и живущим в дупле дерева недалеко от Нуромы. После успения преподобного у его мощей совершалось много исцелений.

Память прп. Сергию отмечается 7/20 октября.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРДОБОЛЬ

СЕРДОБОЛЬ (Сортавала с 1918), город в Карелии. Расположен на берегу залива Ладожского озера (пристань). Население 21,7 тыс. чел.

Известен с XII в. С 1617 в составе Швеции; центр Сердобольско-Никольского погоста. С 1721 в составе России.

СЕРДЦЕ

СЕРДЦЕ - в понимании человека Святой Руси - способность чувствовать, любить и делать добро. «Верь тому, что сердце скажет, бойся думать без участия сердца, - говорили русские люди. - Жизнь есть рай, когда любовью сердце сердцу весть дает».

Однако сердечное чувство нуждается в духовном наставлении. Как пишет Феофан Затворник: «Сердце надо держать на привязи, а то оно много глупостей городит. Правда, что и без сердца дурно: ибо где сердца нет, там что за жизнь; но все же волю давать ему не следует. Слепо оно, и без строгого руководства тотчас в ров попадает». «Лучше иметь слепые глаза, чем слепое сердце» («Повесть об Акире Премудром»).

Согласно народным пословицам: «Сердце чует (слышит). У сердца уши есть». Соотношение сердца и души в народном сознании таково: «Сердце вещун, а душа мера. Сердце пестун, душа дядька», «Сердце душу бережет и душу мутит», «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает».

О. Платонов

СЕРОВ

1. Александр Николаевич (1820-1871), русский композитор и музыкальный критик. Отец художника В. А. Серова. Окончил училище правоведения, служил в системе министерств Юстиции и Внутренних дел. Одновременно много занимался музыкой: самостоятельно овладел композиторской техникой; глубоко изучил философию, художественную и музыкальную литературу. К 1840-м относятся его первые композиторские опыты; с 1851 постоянно выступает в печати как музыкальный критик (в т. ч. в «Современнике» Н. А. Некрасова). С н. 1850-х участвует в музыкальных вечерах у М. И. Глинки (знакомство их состоялось еще в 1842). В 1856 сблизился с молодыми композиторами «Могучей кучки», но затем резко разошелся с ними.

В собственном композиторском творчестве выступал за расширение оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, народно-бытовая опера, в т. ч. из русской жизни). Успех сопутствовал операм «Юдифь» (на библейский сюжет, 1862), «Рогнеда» (1862), «Вражья сила» (по пьесе А. Н. Островского, 1867).

Серов - первый глубокий истолкователь и пропагандист творчества М. И. Глинки как создателя русской национальной музыкальной школы; выдвинул тезис о самостоятельной славянской школе в музыке (в статье об опере Даргомыжского «Русалка»), в ряде работ отстаивал мысль о народности музыки, основой профессионально-музыкального искусства считал народную песню. Внес большой вклад в развитие музыкальной мысли в России.

2. Валентин Александрович (7.01.1865-22.11.1911), живописец и график, сын композитора А. Н. Серова: брал уроки живописи у И. Е. Репина, в 1880 - 81 учился в Петербургской Академии художеств, входил в Абрамцевский кружок художников. Своей картиной «Девочка с персиками» (1887) Серов заявил о себе как о зрелом художнике. Как эта, так и другая картина, - «Девушка, освещенная солнцем» (1888), воспевали юность и красоту, чувство радости бытия.

В 1890-е Серов обращается к изображению русских писателей, ученых, артистов, художников, в это время им созданы замечательные портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина, Н. С. Лескова, И. И. Левитана, Н. А. Римского-Корсакова. Позднее (в 1905 - 11) им написаны портреты М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпина, О. К. Орловой, М. А. Морозова, В. И. Качалова, Т. П. Карсавиной, вел. кн. Павла Александровича, Александра III и Николая II. Серов часто обращался и к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы (напр., «Октябрь. Домотканово», 1895; «Баба в телеге», 1899; «Стригуны на водопое», 1904).

В н. 90-х Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства». В годы революции (1905 - 07) Серов создал серию сатирических рисунков на злободневные темы.

Большое место в творчестве Серова в последние годы жизни занимала историческая живопись («Петр I», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту», и др.). Проявлял Серов интерес и к античной мифологии, таковы серии эскизов к картинам «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Созданная в 1910 монументальная картина «Похищение Европы» трактована как декоративное панно. Серов был одним из любимых педагогов Московской школы живописи, ваяния и зодчества (преподавал в ней в 1897 - 1909).

В. А. Федоров

СЕРПУХОВ

СЕРПУХОВ - город в Московской обл., центр Серпуховского р-на. Расположен в южной части Окско-Москворецкой равнины, на р. Наре, вблизи впадения ее в Оку. Население 138 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1328 (по другим исследованиям, в 1339), в 1341 - 1456 центр Серпуховского удельного княжества, затем в составе Московского государства. С постройкой в 1556 каменного кремля стал значительной крепостью на южных русских границах. В XVI-XVII вв. крупный торгово-ремесленный центр. В н. XVIII в. в Серпухове возникли фабрики по производству парусного полотна, с к. XVIII в. развивается текстильная промышленность (суконная и ситцевая). С сер. XIX в. Серпухов - крупнейший текстильный (хлопчатобумажное производство) центр Московской губ.

СЕРПУХОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

СЕРПУХОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - удельное княжество в Московском княжестве. Занимало территорию в бассейне рек Нары и Протвы. Выделилось в 1341 по завещанию Ивана Калиты, передавшего Серпухов в удел сыну Андрею. В 1358-1410 Серпуховским княжеством владел кн. Владимир Андреевич Храбрый, при котором в Серпухове сооружены городские стены. Серпуховская рать во главе с ним участвовала в Куликовской битве 1380. В 1382, 1408 и 1410 Серпуховское княжество подвергалось нападениям Тохтамыша, Едигея и литовского кн. Свидригайлы. В 1410 Владимир Андреевич разделил Серпуховское княжество между своими пятью сыновьями. Серпухов достался Ивану Владимировичу. После смерти кн. Василия Владимировича (1427) кн. Василий Ярославич стал владеть всеми частями Серпуховского княжества и расширил его пределы. Серпуховское княжество было ликвидировано в 1456, когда по повелению вел. кн. Василия II Василий Ярославич был отправлен в ссылку.

Г. Горшков

СЕСЛАВИН

Александр Никитич (1780 - апрель 1858), герой Отечественной войны 1812, генерал-лейтенант (1814). Участвовал в войнах с Францией 1805-07 и Турцией 1806 - 12. Обладал большой храбростью. В начале Отечественной войны 1812 был адъютантом ген. М.Б. Барклая-де-Толли. Отличился в Бородинском сражении. В сентябре 1812 назначен командиром кавалерийского партизанского отряда. Первым обнаружил движение наполеоновской армии от Москвы на Малоярославец, о чем сообщил Д.С. Дохтурову. Совершал смелые рейды по тылам противника, участвовал в освобождении Вязьмы, Борисова, Вильно. 28 октября 1812 под Ляховом совместно с партизанскими отрядами Д. В. Давыдова, А.С. Фигнера и В.В. Орлова-Денисова окружил и взял в плен 2 тыс. французов, за что произведен в полковники. За отличие в Лейпцигском сражении 1813 произведен в генерал-майоры. Был неоднократно ранен.

СЕСТРОРЕЦК

СЕСТРОРЕЦК - город в Ленинградской обл., подчинен С.-Петербургской городской администрации. Расположен на Карельском перешейке, на северном побережье Финского залива, при впадении в него р. Сестры, среди дюн, поросших соснами. Население 34,3 тыс. чел.

Известен с 1714. В 1721 здесь по указу Петра I был основан крупнейший на северо-западе оружейный завод (ныне «Сестрорецкий инструментальный завод», ведущее предприятие города). В ходе Русско-шведской войны 1731-43 в Сестрорецке сооружены укрепления (восстановлены во время Крымской войны 1853 - 56); в июне 1855 город выдержал бомбардировку со стороны англо-французского флота.

СЕЧЕНОВ

Иван Михайлович (1.08.1829-2.11.1905), естествоиспытатель, основоположник русской физиологической школы, создатель естественно-научного направления в психологии.

В исследовании «Рефлексы головного мозга» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат объективно изучаемые физиологические процессы (в полемике против К. Д. Кавелина - «Кому и как разрабатывать психологию»). Открыл явления центрального торможения, суммации раздражений в нервных центрах, исследовал дыхательную функцию крови.

Заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. И. П. Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».

СИБИРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЙСКИЙ АНТОНИЕВ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., в Холмогорском у., на берегу Михайловского оз., при впадении в него р. Сии. Основан в 1520 прп. Антонием. В соборном Троицком храме над мощами прп. Антония была устроена в 1859 серебряная рака с балдахином, а на раке находился чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим прп. Антонием и прославившийся еще при жизни его. В монастыре проживал (1599 - 1605) в ссылке боярин Феодор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета, келья его находилась под церковью Благовещения.

С.В. Булгаков

СИКОРСКИЙ

Игорь Иванович (25.5.1889-26.10.1972), русский авиаконструктор, изобретатель вертолета (1908). Родился в Киеве. Учился в Петербургском морском училище (1903 - 06), а затем поступил в 1907 в Киевский политехнический институт. В 1908-11 построил 2 вертолета (не летавших). В 1910 поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2. В 1911 получил диплом летчика. В 1912 - 14 создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму. До 1939 создал около 15 типов самолетов. С 1939 перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение; наиболее удачными из них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолетах были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).

СИЛУАНСКАЯ

СИЛУАНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Иконе установлено празднование греческим имп. Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158), 1/14 августа.

СИЛЬВЕСТР

1. (ок. 1055-1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет - в Киево-Печерском монастыре. С 1119 - епископ Переяславский. Сильвестр - составитель второй редакции «Повести временных лет». По мнению А.Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой летописи.

2. (Симеон Медведев) (27.01.1641-11.02.1691), монах, ученик Симеона Полоцкого, справщик московского Печатного двора, настоятель Заиконоспасского монастыря. Перу Сильвестра принадлежат «Книга глаголемая хлеб животный», «Книга о манне хлеба животного», «Созерцание краткое лет 7190 - 7192 (Записки о Стрелецком бунте)», «Оглавление книг, кто их сложил» (первый в России библиографический труд). Замешанный в бунте Шакловитого, Сильвестр был казнен.

СИЛЬВЕСТР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ

СИЛЬВЕСТР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (в иночестве Спиридон) (ск. до 1577), священник, писатель, переводчик. В 1540 - 50-е пользовался влиянием при Иване Грозном (до 1453 - его духовник и советник). Был священником московского Благовещенского собора. После разрыва Ивана IV с «избранной радой» в 1560 Сильвестр, по одним сведениям, был сослан в Соловецкий монастырь. Однако, видимо, он добровольно постригся в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1577 A.M. Курбский в письме к царю назвал Сильвестра умершим. В Кириллов монастырь поступила богатая келейная библиотека Сильвестра, а также посмертные вклады его самого и сына Анфима.

Сильвестр составил одно из самых выдающихся русских энциклопедических сочинений XVI в. - «Домострой». Есть сведения, что Сильвестр принимал участие во введении книгопечатания, составлении Стоглава, Степенной книги.

СИЛЬВЕСТР ОБНОРСКИЙ

Пошехонский, преподобный (ск. 25.04.1379), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, который благословил его на пустынножительство в глухом Обнорском лесу. Люди, узнав, что в лесу живет отшельник, стали приходить к нему за советом. Приходили и ревнители иноческого жития. Тогда прп. Сильвестр отправился в Москву и привез от митр. Алексия антиминс и благословение соорудить храм и обитель. Так основалась Воскресенская пустынь прп. Сильвестра, существовавшая более 400 лет. Скончался святой, увещевая братию покориться воле Божией и соблюдать Его заповеди. На древних вещах, хранившихся до нашего времени в приходском Воскресенском храме, бывшем монастырском, были надписи, называвшие его прп. Сильвестром Обнорским чудотворцем, но правильная запись чудес его стала вестись с 1645 и было записано двадцать три чуда. До наших дней сохранилась часть леса, где он подвизался, и колодец, который святой сам вырыл.

Память прп. Сильвестру отмечается 25 апреля/8 мая и 23 мая/5 июня.

Предыдущая страница Следующая страница