Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВВЕ"-"ВЕС")

ВВЕДЕНСКАЯ ОСТРОВСКАЯ

ВВЕДЕНСКАЯ ОСТРОВСКАЯ - пустынь, Владимирская еп., близ г. Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находилась особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой св. иконою 20 июля совершался крестный ход в г. Покров, в память избавления жителей от холеры в 1863.

ВВЕДЕНСКИЙ

ВВЕДЕНСКИЙ - женский монастырь, Новгородская еп., в Тихвине. Основан в 1560; в 1616 возобновлен жившею здесь в заточении супругою царя Иоанна Васильевича Дарьей Алексеевной, которая в монастыре скончалась схимонахиней и была погребена в паперти соборного Введенского храма. В алтаре этого храма близ горнего места находилась шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещалась в древнем створчатом киоте.

мужской монастырь, Вологодская еп., в Сольвычегодске. Основан в 1565. Церковь Введения, построенная в к. XVII в., замечательна своей архитектурой. Близ нее находилась гробница Фомы юродивого, чтимого местными жителями.

ВДОХНОВЕНИЕ

ВДОХНОВЕНИЕ - приподнятое состояние духа, вызванное самим человеком, Богом, добрым или злым духом. В последнем случае вдохновение называется одержимостью. Вдохновение - порыв страстных неопределенных желаний - душевное состояние, доступное всем (М.А. Врубель). Вдохновение приходит во время труда (Н.А. Островский), Вдохновение - это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать надо всегда. Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение (П.И. Чайковский). Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв - мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв (А.С. Пушкин).

О.П.

ВЕДЕЛЬ

Артемий Лукьянович (1767-1808), композитор, хоровой дирижер, певец (тенор). В 1790 в Киеве организовал и возглавил хор из «солдатских детей и вольных людей». В 1796 - 98 ведет класс вокальной музыки в Харьковском коллегиуме, руководит хорами церковных певчих. Автор 30 хоровых духовных концертов («На реках Вавилонских» и др.), около 30 песнопений, двух литургий, Всенощного бдения, мужских трио (в т. ч. «Покаяния отверзи ми двери»). В его сочинениях сказалось влияние народной песни.

ВЕДЬМА

ВЕДЬМА - по древнерусской, преимущественно языческой, мифологии - один из видов нечистой силы, сочетающий в себе свойства реальной женщины и черта. По народным представлениям, обычная женщина становилась ведьмой, если в нее вселялся злой дух, черт, душа умершего; если она сожительствовала с чертом, бесом, змеем или заключала с ними сделку ради обогащения. Православные люди боролись с ведьмами с помощью крестной силы.

ВЕДЬМАК

ВЕДЬМАК - то же, что и ведьма, только мужского рода.

ВЕК

ВЕК - литературный, научный и политический журнал славянофильского направления. Издавался в Петербурге в 1882 - 84. Издатель-редактор - М.М. Филиппов. В журнале принимали участие Н.Я. Соловьев, Д.Д. Минаев, К.М. Фофанов, О.Ф. Миллер, В.А. Соллогуб.

ВЕЛЕС

ВЕЛЕС (Волос), в древнерусской языческой мифологии бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна. В «Повести временных лет» Велес соотносился с золотом, а Перун - с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса - на Подоле в нижней части города.

По древним поверьям, Велес принимал обличик медведя и считался покровителем хорошей охоты.

На Велесовы дни, которые зимой праздновались вместе с Колядой (христ. Святки и Масленица), участвовавшие рядились в звериные маски и тулупы и отмечали комоедицы, праздник пробуждения медведя.

После Крещения Руси образ Велеса был вытеснен св. Власием. Хотя произошло это не сразу. В Ростове Великом, например, идол Велеса был сокрушен св. Авраамием Ростовским в XI в. Следы культа Велеса под видом почитания св. Власия сохранились во многих местах России, и особенно на севере. Еще в н. XX в. русские крестьяне соблюдали древний обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков - волотей, называемых «Волосовой бородкой».

О.П.

ВЕЛИЖ

ВЕЛИЖ - город в Смоленской обл. Расположен на р. Западная Двина. Население 9,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в к. XIV в.; в к. XV- н. XVI в. присоединен к Московскому государству. Официальная дата основания - 1536, когда была сооружена крепость. В 1580 оккупирован Польшей, с 1655 в составе Русского государства, с 1678 вновь захвачен Польшей. В 1722 возвращен России. Город с 1776. Основными занятиями жителей были строительство барж и лесосплав.

ВЕЛИКАЯ

ВЕЛИКАЯ - река в Псковской обл. Длина 430 км. Ниже г. Остров порожиста. Основные притоки: Исса, Синяя, Утроя (лев.); Сороть, Череха, Пскова (прав.).

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА - последняя пятница перед Пасхой в Страстную неделю. Посвящена воспоминанию крестных страданий Иисуса Христа, Его смерти и погребения.

ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (Транссибирская магистраль), крупнейшая в мире железная дорога, сооруженная в к. XIX - н. XX в., соединяющая центральные районы страны с Сибирью и Дальним Востоком (Москва - Рязань - Сызрань - Самара - Челябинск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток). Общая протяженность - 9332 км. Строительство началось в 1891, его открыл наследник русского престола цесаревич Николай. Сооружение магистрали показало огромные экономические возможности России: рельсы, технические средства, оборудование - все производилось на российских заводах. Открытие Великой Сибирской магистрали способствовало быстрому экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, росту сибирских городов, переселенческому движению.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

ВЕЛИКАЯ СУББОТА - последняя суббота перед Пасхой в Страстную неделю. Посвящена воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняли неописанный» и, наконец, Воскресения Спасителя из гроба.

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

ВЕЛИКИЕ ЛУКИ - город в Псковской обл. Расположен в пределах Ловатской низины, на берегах р. Ловать (бассейн оз. Ильмень). Население 116 тыс. чел.

Впервые упоминается как город Луки на Ловати в 1166 (первое поселение в IX-XI вв., в 3 км от современного города). С XII в. в составе Новгородской феодальной республики, крепость (построена в 1211) на подступах к Новгороду и Пскову. С 1406 называется Великие Луки. С 1478 в составе Русского государства. В период Ливонской войны здесь находилась ставка Ивана Грозного (с 1558). В 1580 крепость Великие Луки была захвачена польско-литовскими войсками короля Стефана Батория, в 1583 возвращена России. В н. XVII в. город занимали войска Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. В 1611 город был полностью разорен; восстановлен в 1619.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ - город в Вологодской обл. Расположен на левом берегу Сухоны, против впадения в нее р. Юг. Население 35,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1212. С к. XIV в. в составе Великого княжества Московского, играл роль форпоста в борьбе с Новгородом. С к. XV в. важный торговый центр. В сер. XVI -XVII вв., в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, становится центром художественных ремесел (серебряная филигрань, резьба по бересте, просечное железо и др.). Многочисленные архитектурные памятники XVII -XVIII вв.: церковь Вознесения (XVII в.), церковь Сергия Радонежского (XVIII в.), ансамбли Михаила-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей (XVII в.).

Великий Устюг - родина выдающихся мореходов и землепроходцев С.И. Дежнёва, Ф.А. Попова, Е.П. Хабарова, В.В. Атласова и др., сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОРУСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ

ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВСКИЙ - женский монастырь, Вологодская еп., основанный в 1262 в Великом Устюге на так называемой Ивановской (ранее Сокольничьей) горе, где в то время находился соколиный двор татарского сборщика податей Багуя, который, приняв крещение с именем Иоанна, устроил здесь монастырь. Этот монастырь был прежде мужским, а в 1764, по перенесении в него Великоустюжского Преображенского женского монастыря, основанного около 1626, стал женским. Храм во имя Иоанна Предтечи построен в 1695. Ежегодно 24 июня устраивался крестный ход в монастырь из городского Успенского собора с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрии».

С.В. Булгаков

ВЕЛЬСК

ВЕЛЬСК - город в Архангельской обл. Расположен на левом берегу р. Вель, при впадении в нее р. Вага (бассейн Сев. Двины). Население 26,4 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1137, с 1550 известен как посад. Город с 1780.

ВЕНЁВ

ВЕНЁВ - город в Тульской обл., на р. Венёвке (приток р. Осётр). Население 15,4 тыс. чел.

Основан в XII в., в 7 км от современного города. Впервые упоминается в 1371. С к. XV в. в составе Великого княжества Московского. В XV -XVII вв. входил в состав засечной черты. Город с 1777. В Венёве: завод алмазного инструмента, молочный завод. Краеведческий музей. Архитектурные памятники: Покровская (1737), Богоявленская (XVII-XVIII вв.) и Казанская (XVII - н. XVIII в.) церкви и др., Венёв монастырь (1676-1701); в 18 км от Венёва - усадебный ансамбль в с. Аксиньино (1-я пол. XIX в.; принадлежал В.Д. Давыдову - дяде героя Отечественной войны 1812 Дениса Давыдова).

ВЕНЕВИТИНОВ

Дмитрий Владимирович (14.09.1805-15.03.1827), русский поэт и общественный деятель. Основал с товарищами в Москве «Общество любомудров». Лучшие его произведения: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», переводы из Гете («Фауст в пещере» и др.). Некоторые из его произведений дышат пессимизмом и разочарованностью, но в большинстве - светлый взгляд на жизнь и вера в человечество. Критическими статьями Веневитинов опередил в эстетическом понимании современников.

ВЕНЕЦИАНОВ

Алексей Гаврилович (7.02.1780-4.12.1847), русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве.

В 1801-02 служил чертежником и помощником землемера, в 1804-05 - в канцелярии директора почт, с 1809 - с Лесном департаменте. С 1807 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского, впоследствии писал портреты в жанрово-бытовой трактовке. С 1811 Венецианов - почетный член Академии художеств. В 1812 вместе с И. И. Теребеневым создавал политические карикатуры на Наполеона.

Уйдя в отставку в 1819, Венецианов поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера. Наиболее известны картины Венецианова, написанные в н. 20-х: «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне», «На жатве», «Захарка». Венецианов писал также портреты и картины религиозного содержания (наиболее значительная - «Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного монастыря»). В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из крепостной неволи Т. Г. Шевченко.

В. А. Федоров

ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ И ГДОВСКИЙ

ВЕНИАМИН ПЕТРОГРАДСКИЙ и ГДОВСКИЙ - митрополит, священномученик (1847 - 1922), родился в Олонецкой губ. в семье свящ. Павла Казанского и был крещен с именем Василий. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и там же принял монашеский постриг с именем Вениамин.

Вскоре он был рукоположен в священники, а в 1910 был поставлен во епископа города Гдова. В 1917 владыка Вениамин стал Петроградским митрополитом. Ему выпало служить в тяжелейшие для Церкви времена: хаотичные нападки на Церковь в революционные годы сменились организованными преследованиями. Был начат процесс «изъятия церковных ценностей», поводом к которому послужил голод в Поволжье. Митр. Вениамин был и сам готов отдать голодающим все, веками накопленное Церковью. Но новой власти не нужны были добровольные пожертвования. Владыка был обвинен в сопротивлении изъятию ценностей, предан суду и вместе с тремя своими сподвижниками - архимандритом Сергием Шейным, Ю. Новицким и И. Ковшаровым - приговорен к смертной казни. Они были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922. В апреле 1992 св. мученики были канонизированы.

Память сщмч. Вениамину отмечается 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25 января/7 февраля (в Соборе ново-мучеников и исповедников Российских).

ВЕНЧАНИЕ

ВЕНЧАНИЕ - совершение таинства брака, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности и союз их благословляется.

Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие, и при этом бывает сначала обручение, а вслед за ним венчание. Во время обручения жених становится по правую сторону, а невеста - по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым, о благословении их обручения, о соединении и сохранении их в мире и единомыслии священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как видимый знак этой благодати он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их. - Ред.)». В читаемом послании ап. Павла говорится о важности таинства брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии - о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе и радость и горе. Троекратное же хождение их вслед за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.

ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРА

ВЕРА - в Православии главная добродетель, всецелое доверие Богу, убежденность в его доброте, вера в спасительную силу Христа. Такая вера дает человеку жизнь, оправдывает его существование, указывает образ поведения. По определению апостола Павла: «Вера... есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). В более широком понимании сущность веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью. Вера - согласие воли с совестью (Л.Н. Толстой). Вера - мать терпения, подательница надежды, лестница к престолу любви (Свт. Игнатий Брянчанинов), главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, воззрения, стремления и поступки (И.А. Ильин). Как писал И.В. Киреевский: «Необходимо связать направление своей жизни со своим коренным убеждением веры. Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетной машиной, сердце - собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человек, собственно, не будет. Ибо человек это его вера».

О.П.

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ СОФИЯ

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и мать их СОФИЯ - один из самых почитаемых духовных образов Святой Руси.

Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит «премудрость». У нее были три дочери - Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их для мученического подвига, несмотря на то что старшей - Вере - было всего двенадцать лет, а младшей - Любови - девять.

Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречения от веры под угрозой пыток. Три дня готовила св. София своих дочерей к мученическому подвигу. Сила Божия помогала святым. Первой претерпела мучения старшая Вера. После жестоких пыток ей отсекли голову. Потом была предана мучениям и десятилетняя Надежда. Велено было отсечь голову и ей. Св. отроковица поцеловала мать и сестру со словами: «Предстанем вместе Святой Троице». Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела своих сестер и сама вошла в уготованную ей горящую печь. Огонь не опалил ее. Концом ее мучений было усечение головы. Тела своих дочерей София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету: оставляя ей жизнь при безысходном горе. Но Господь утешил св. Софию. Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрерывной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившим ее с детьми в царстве Того, любовью к Которому были преисполнены их сердца.

Память мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии отмечается 17/30 сентября.

ВЕРВЬ

ВЕРВЬ - территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.

ВЕРЕЩАГИН

Василий Васильевич (14.10.1842-31.03.1904), русский живописец-баталист. С глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах). Много путешествуя, освоил жанр документально-этнографической живописи.

Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск».

ВЕРЕЯ

ВЕРЕЯ - город в Московской обл., в Наро-Фоминском р-не. Расположен на южной окраине Смоленско-Московской возвышенности, на правом берегу р. Протвы. Население 5,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1371. В 1410 разграблена татарским войском под предводительством Едигея, в 1445 - литовцами. В 1432 - 86 центр Верейского княжества в Московском государстве. Город с 1782. В XVIII в. торговый и ремесленный (кожевенное, сапожное, кузнечное и др. производства) центр. Во время Отечественной войны 1812 была разорена французскими войсками.

ВЕРИГИ

ВЕРИГИ - ручные, ножные или наплечные железные полосы или цепи, которые носят православные подвижники, чтобы смирить тело и укрепить дух.

ВЕРКОЛЬСКИЙ АРТЕМИЕВ

ВЕРКОЛЬСКИЙ АРТЕМИЕВ - мужской монастырь, Архангельская еп., Пинежского у., на реке Пинеге. Основан в 1645 на месте обретения мощей св. Артемия. В 1897 освящен новоустроенный величественный собор во имя Успения Божией Матери. В церкви Св. Артемия почивали мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершался крестный ход с отнесением св. мощей вокруг монастыря.

ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Иванович (28.02.1863-6.01.1945), естествоиспытатель, философ, общественный и политический деятель, академик Петербургской АН (с 1912), прозванный «Ломоносовым XX века». Из дворян, сын известного экономиста и публициста И. В. Вернадского (1821 - 84). В 1881-85 обучался на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета у А. Н. Бекетова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова, И. М. Сеченова, В. В. Докучаева, участвовал в экспедициях последнего, в результате которых в 1888 был опубликован первый научный труд Вернадского «О фосфоритах Смоленской губернии». В студенческие годы участвовал в культурно-просветительских кружках. Сотрудничал в 1884 - 85 в Петербургском комитете грамотности и в издательстве Л. Н. Толстого «Посредник», выпускавшем научно-популярные и беллетристические книги для народа. С 1885 - хранитель университетского минералогического кабинета. В 1889 в Италии и Германии изучал методы исследования кристаллов. С 1890 - преподаватель кафедры минералогии физико-математического факультета Московского университета, с 1891 - приват-доцент, в 1897 защитил докторскую диссертацию, с 1898 профессор Московского университета, в 1911 ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества и в защиту университетской автономии. Преподавал и занимался исследованиями во Франции.

Вернадский получил мировую известность благодаря трудам, ставшим основой многих новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Им были заложены основы современной экологии. Вернадский - автор работ по философии естествознания и науковедению, создатель учения о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании биосферы в ноосферу - сферу разума. Вернадский - один из организаторов и председатель Комиссии по изучению производительных сил в России (1915 - 30). После Февральской революции Вернадский - председатель Ученого комитета Министерства земледелия и товарищ министра народного просвещения во Временном правительстве. После Октябрьской революции всецело занимался исключительно научной деятельностью, возглавлял Радиевый институт (1922 - 39). Создал теорию биохимии, основал лабораторию, занимавшуюся разработкой этого научного направления (ныне институт им. Вернадского).

В. А. Федоров

ВЕРНИГОРА

ВЕРНИГОРА (он же Роспихагора), герой малорусских сказок, обладающий силой, могущей двигать горы. Вместе с тремя другими могучими существами - Покатигоршком, являющимся наиболее сильным из всех четырех, Вернидубом и Верниводою - он совершает различные подвиги.

ВЕРНОСТЬ

ВЕРНОСТЬ - полная преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле (В. И. Даль). На Святой Руси верность считалась одним из главных духовных качеств, «украшением человека». В русской литературе верность прославляется как особый благой дар, просветляющий душу человека. «Верному другу нет цены, ничто на свете не сравнится с верностью дружбе» («Поучение отца сыну», XI в.). «Верными считай не тех, кто по твоему слову говорит, но кто противится сказанному тобою неверно» («Пчела», XII -XIII вв.). «Будь верен человеку, и Бог ничто тебе не поставит в неверность. Будь верен в дружбе и верен в любви» (В. В. Розанов).

О. Платонов

ВЕРНЫЙ

ВЕРНЫЙ (Алма-Ата), город в казахских степях у подножия северного склона хребта Заилийский Алатау. Основан как русское военное поселение Заильское. С 1867 город Верный - центр Семиреченской обл. Туркестанского генерал-губернаторства. После прихода к власти еврейских большевиков русский город получил казахское имя Алма-Ата.

ВЕРСТАНИЕ

ВЕРСТАНИЕ - на Руси в XVI-XVII вв. зачисление дворян, детей боярских, а также городовых казаков на военную службу с одновременным назначением земельного (поместье) и денежного жалований. Служба «новиков» (подросших дворян и боярских детей) начиналась с 15 лет, с сер. XVII в. - с 18 лет. При верстании также проверялась боевая подготовка старых служилых людей и брались на учет недоросли.

ВЕРСТОВСКИЙ

Алексей Николаевич (18.02.1799-5.11.1862), композитор, певец, скрипач, пианист, крупный театральный деятель. Из дворян Тамбовской губ.

С 1823 Верстовский жил в Москве, где поступил в Московскую контору императорских театров. В 1825 Верстов-ский был назначен «инспектором репертуара и трупп», а в 1842 управляющим Московской театральной конторой.

В течение 35 лет (до 1860) Верстовский играл руководящую роль в деятельности московских театров, которая была высоко оценена А. Н. Островским. В 1827 Верстовский по совету С. Т. Аксакова написал оперу «Пан Твардовский» (на либретто М. Н. Загоскина), прошедшую в 1828 в Москве с большим успехом. В Петербурге в 1832 была поставлена опера Верстовского «Вадим, или Двенадцать спящих дев» по одноименной поэме В. А. Жуковского. Но настоящую славу Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила» (1835, на либретто Загоскина), поставленная до к. 1860-х в Москве 400, а в Петербурге 200 раз. Верстовским были написаны еще 3 оперы («Тоска по родине», «Чурова Долина», «Громобой»), не имевшие, однако, успеха. Верстовский - автор музыки к различным драматическим произведениям, а также многих романсов, из которых особую популярность получил романс «Черная шаль» на слова А. С. Пушкина.

В. А. Федоров

ВЕРТОЛЕТ

ВЕРТОЛЕТ - летательный аппарат с вертикальными взлетом и посадкой, впервые изобретен в 1908 русским авиаконструктором И. И. Сикорским.

ВЕРХНЕУДИНСК

ВЕРХНЕУДИНСК (с 1934 Улан-Удэ), главный город Бурятии. Верхнеудинск расположен в Забайкалье, в долине р. Селенги, на ее правом берегу, между хребтами Хамар-Да-бан и Улан-Бургасы. Население 368 тыс. чел.

Основан в 1666 как казачье зимовье Удинское на р. Уде для сбора ясака с эвенков и бурят. В 1689 возведен Верхнеудинский острог. С 1690 административный центр Западного Забайкалья. С 1775 провинциальный, с 1783 уездный город Верхнеудинск Иркутского наместничества (затем - губернии). С 1822 окружной центр Иркутской губ., с 1851 - вновь образованной Забайкальской обл.

Выгодное экономико-географическое положение Верхнеудинска способствовало превращению города в крупный торговый центр Забайкалья. Через Кяхту и Верхнеудинск шла торговля с Китаем. В 1899 через Верхнеудинск прошла Великая Сибирская магистраль. Верхнеудинская ярмарка в к. XIX в. имела оборот до 2 млн. рублей.

ВЕРХНЕУРАЛЬСК

ВЕРХНЕУРАЛЬСК - город в Челябинской обл., центр Верхнеуральского р-на. Расположен на восточном склоне Юж. Урала, у хребта Уралтау, в верхнем течении р. Урал. Население 10 тыс. чел.

Основан в 1734 как Верхнеяицкая крепость; входила в состав Уйской укрепленной линии (с 1775 крепость Верхнеуральская). Город Верхнеуральск с 1781. В XVIII-XIX вв. был известен как центр изготовления вязаных шерстяных («оренбургских») платков.

ВЕРХНИЙ ЛАНДЕХ

ВЕРХНИЙ ЛАНДЕХ - поселок городского типа в Ивановской обл. Расположен на р. Ландех (бассейн Клязьмы). Население 2,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1621 как поместье кн. Д.М. Пожарского, с 1777 принадлежало кн. Г.А. Потемкину. С к. XIX в. славилось строчевышивальным промыслом.

ВЕРХНЯЯ ТОЙМА

ВЕРХНЯЯ ТОЙМА - село в Архангельской обл., центр Верхнетоемского р-на. Расположено на Северной Двине, к северо-западу от Котласа. Население 4,5 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1137 как погост Тойма. С 1478 в составе Московского княжества, с 1552 центр волости.

ВЕРХОВАЖЬЕ

ВЕРХОВАЖЬЕ - село в Вологодской обл., центр Верховажского р-на. Расположено на р. Вага (приток Северной Двины). Население около 5 тыс. чел.

Основано в XIII в. как Пречистенский погост, названный от церкви Успения Пресвятой (Пречистой) Богородицы, затем Верховажский погост, с 1678 Верховажский посад.

ВЕРХОТУРЬЕ

ВЕРХОТУРЬЕ - город в Свердловской обл., центр Верхотурского р-на. Расположен в северной части восточного склона Среднего Урала, на левом берегу р. Туры (бассейн Оби). Население 8,7 тыс. чел.

Основан в 1598 как острог (назван городом) в связи с открытием Бабиновской дороги - нового пути в Сибирь по р. Туре. До 2-й пол. XVIII в. важный транзитный пункт в торговле Европейской России с Сибирью. В к. XIX - н. XX в. крупный религиозный центр; здесь в Никольском мужском монастыре (осп. в 1604, ныне действующий) находились мощи св. Симеона Праведного (Верхотурский чудотворец), к которым стекалось множество российских паломников.

ВЕРХОЯНСК

ВЕРХОЯНСК - город в Якутии. Расположен к северу от Северного полярного круга, на сев. окраине Янского плоскогорья, на берегах р. Яна. Население 1,9 тыс. чел.

Основан в 1638 как казачье зимовье (острог) на р. Дулгалах, в 90 км к юго-западу от современного Верхоянска; в 1775 для удобства сбора податей было перенесено под названием Верхоянское зимовье на левый берег Яны.

ВЕСЕЛОВСКИЙ

Александр Николаевич (4.02.1838-10.10.1906), русский филолог, литературовед, родоначальник исторической поэтики. В своих исследованиях «В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» (1904), «Пушкин - национальный поэт» (1899), «Боккаччо, его среда и сверстники» (1893 - 94) устанавливал неразрывную связь писателей с жизнью современного им общества. Большое место в своих исследованиях Веселовский отводил фольклору и славянским литературам. В 1872 опубликовал докторскую диссертацию «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине». В «Опытах по истории развития христианской легенды» (1877) и в «Разысканиях в области русских духовных стихов» (1892) прослеживает исторические пути развития народной поэзии.

ВЕСЕЛЬЕ

ВЕСЕЛЬЕ (веселость), чувство удовольствия, связанное со смехом и шуткой. «Веселость, - говорил св. Серафим Саровский, - не грех, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет». Русский народ всегда ценил веселье, смех, шутку. «Веселье, - сообщают русские пословицы, - лучше богатства. Веселого нрава не купишь. Сердце веселится, и лицо цветет. Есть нечего, да жить весело. Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. В веселый час и смерть не страшна».

О.П.

Предыдущая страница Следующая страница