Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОБ"-"КОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОБ"-"КОН")

КОБРИН

КОБРИН - город в Белоруссии на р. Мухавец. Впервые упоминается в летописи 1287 в составе Владимиро-Волынского княжества. С 1-й пол. XIV в. захвачен Литвой, позднее Польшей. Возвращен России в 1795. В 1795 имение Кобринский Ключ с усадьбой в Кобрине подарено Екатериной II А. В. Суворову. В Отечественную войну 1812 под Кобрином была одержана первая значительная победа русских войск над французскими захватчиками. В 1921-39 под оккупацией Польшей, в 1939 возвращен России. Военно-исторический музей А. В. Суворова в усадебном доме полководца. Жилой корпус Спасского монастыря (XVI-XVIII вв.).

КОВАЛЁВА

Ольга Васильевна (23.07/4.08.1881-2.01.1962), русская певица, выдающаяся исполнительница русских крестьянских песен, ее исполнение отличала особая задушевность, красота распева. Пению обучалась в Саратовском музыкальном училище и на частных курсах И. П. Прянишникова в Петербурге. В 1912 под руководством Е. И. Линевой подготовила программу русских народных песен. Она автор текстов и мелодий многих широко известных песен «Ой, цвети, кудрявая рябина», «Волга-реченька глубока» и др.

КОВАЛЕВА (ЖЕМЧУГОВА) ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА

КОВАЛЕВА (Жемчугова) Прасковья Ивановна (1768-1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру.

Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с н. 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. С огромным успехом выступила в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе мужественной самнитской девушки, боровшейся за свое право на счастье.

Личная судьба крепостной актрисы сложилась непросто. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н. П. Шереметевым (1752 - 1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Напряженная работа в театре, тяжелые личные переживания подорвали здоровье актрисы. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н. П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании - Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского).

Л. Н. Вдовина

КОВАЛЕВСКАЯ

Софья Васильевна (3.01.1850-29.01.1891), русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор. В юности брала уроки у видных преподавателей; чтобы получить возможность заниматься наукой вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 была удостоена ученой степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (повесть «Нигилистка», 1884, драма «Борьба за счастье», 1887, семейная хроника «Воспоминания детства», 1890). С 1883 преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии.

КОВАЛЕВСКИЙ

Владимир Онуфриевич (2.08.1842-16.04.1883), русский ученый-зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классических трудов по истории развития копытных животных. Первым из палеонтологов применил эволюционное учение при исследовании филогенеза позвоночных. Установил взаимосвязь морфологических и функциональных изменений с условиями существования.

КОВЕЛЬ

КОВЕЛЬ - город на Волыни на р. Турья (бассейн Днепра). Известен с 1310. В XIV в. захвачен Литвой, с 1569 - Польшей. В 1795 возвращен России. В 1921-39 оккупирован Польшей. В 1939 возвращен России.

КОВЕРДА

Борис Софронович (1907-18.02.1987), русский патриот. 7 июня 1927 в Варшаве казнил (застрелил) еврейского большевика Войкова, одного из убийц Царской Семьи. На вопрос полицейских: зачем он стрелял в Войкова, Коверда ответил: «Я отомстил за Россию, за миллионы людей». Осужден польским судом на бессрочные каторжные работы, замененные впоследствии 15-летним сроком. Освобожден по амнистии в 1937. После войны жил в США.

КОВПАК

Сидор Артемьевич (1887-1967), герой Великой Отечественной войны, командир партизанского объединения, в 1941-45 провел пять рейдов по германским тылам (свыше 10 тыс. км), в результате которых были уничтожены тысячи вражеских солдат и большое количество техники.

КОВРОВ

КОВРОВ - город во Владимирской обл. Расположен на правом берегу Клязьмы (приток Оки). Население 162,5 тыс. чел. Возник на месте д. Елифановка (основана в XII в.), позднее переименованной в с. Рождественское. В 1-й пол. XVI в. принадлежало князьям Ковровым, получило название Коврово. Со 2-й пол. XVI в. владение Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, с 1764 экономическое село. Во 2-й пол. XIX в. в связи со строительством железной дороги Москва - Нижний Новгород в Коврове созданы крупные ж.-д. мастерские, где выпускались одни из первых в России товарные и пассажирские вагоны. Город с 1778.

КОДСК

КОДСК (Октябрьское), поселок городского типа в Ханты-Мансийском автономном округе. Расположен на Оби. Население 3,7 тыс. чел. Основан в к. XVI в. как крепость под названием Кодск.

КОЖЕВНИКОВ

Владимир Александрович (12.05.1852-3.07.1917), русский философ и поэт. Из семьи купцов. Много путешествовал по Святой Земле и Западной Европе. Главным (но не опубликованным) трудом жизни была история перехода европейского сознания от религиозного мироощущения к светскому, гедонистическому, потребительскому. В книге «Буддизм в сравнении с христианством» (1-2 тт., 1916) показал духовно-православное превосходство христианского мировоззрения. Кожевников был близок П. А. Флоренскому и Н. Ф. Федорову (в издании трудов которого принимал участие). Соч.: «Философия чувства и веры в ее отношениях к рационализму XVIII века и к критической философии» (1897), «О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем» (1910), «Мысли об изучении святоотеческих творений» (1912).

О. П.

КОЖЕОЗЕРСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., в Онежском у., на Лопском полуострове, омываемом водами оз. Коже. Начало монашеской общины положено здесь во 2-й пол. XVI в. священноиноком Нифонтом и сподвижником его Серапионом. В 1764 монастырь был упразднен; в 1853 возобновлен. В 1885 из часовни над гробницей прп. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи. В монастыре находились: мощи прп. Никодима под спудом, серебряный крест с мощами разных святых и частями Животворящего Древа и ризы Господней (пожертвованный княгинею, старицею Еленою Куракиной, в 1642) и икона Богоматери - «Неопалимая Купина» (данная Пафнутием, митр. Сарским и Подонским, в 1605 прп. Никодиму).

С.В. Булгаков

КОЖИНА ВАСИЛИСА

КОЖИНА Василиса - русская партизанка, героиня Отечественной войны 1812, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Сычевского у. Смоленской губ.

Организовала из женщин и подростков партизанский отряд, вооруженный косами, вилами и топорами. Партизаны уничтожали и брали в плен вражеских солдат, нанеся наполеоновским захватчикам значительный ущерб.

КОЖИНОВ

Вадим Валерианович (р. 5.07.1930), русский литературовед и публицист. Труды по русской литературе: «Николай Рубцов» (1976); «Тютчев» (1988); публицистические очерки «Черносотенцы» и революция» (1995); «История Руси и русское Слово» (1996), «Россия. Век XX» (1999, в 2-х кн.) и др.

КОЗЕЛЬСК

КОЗЕЛЬСК - город в Калужской обл. на р. Жиздре (приток Оки). Население 20,6 тыс. чел. Основан на месте древнего поселения славян-вятичей; упоминается с XII в. (в 1146 и 1154 под названием Козлеск, Козелеск). Получил известность мужественной обороной весной 1238 от войск хана Батыя. Во 2-й пол. XIV в. и в 1445 - 94 захвачен Литвой, с 1494 возвращен Русскому государству. В XVI-XVII вв. - период наибольшего расцвета. В XVIII-XIX вв. Козельск - транзитный торговый пункт между Великороссией и Малороссией. Архитектурные памятники: собор (1777), церковь Благовещения (1810), каменные купеческие особняки XIX в. В 3 км от Козельска, на правом берегу Жиздры, - монастырь Оптина пустынь.

КОЗЕЛЬСКАЯ ВВЕДЕНСКАЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ

КОЗЕЛЬСКАЯ ВВЕДЕНСКАЯ ОПТИНА пустынь - См.: ОПТИНА ПУСТЫНЬ.

КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЗЛОВ

1. - См.: МИЧУРИНСК.

2. Иван Иванович (11.04.1779-30.01.1840), русский поэт, переводчик. Родился в Москве, в дворянской семье. Получив домашнее образование, три года отслужил в лейб-гвардии Измайловском полку, а затем вышел в отставку и поступил на гражданскую службу. Все это время он вел рассеянную светскую жизнь, не помышляя о литературе. Жизнь резко изменилась, когда в 1819 Козлов начал терять зрение, а к 1821 окончательно ослеп.

«Несчастие сделало его поэтом», - писал литературный наставник Козлова В. А. Жуковский. Заняться поэзией и переводами вынуждала не только потребность в творчестве, но и тяжелая нужда; наследство было прожито, литературный заработок становился единственным средством существования. К итальянскому и французскому, которые знал с детства, Козлов добавляет немецкий и английский и начинает весьма успешно заниматься переводами. Стихотворение Т. Мура «Вечерний звон» (1827) в его переводе становится классикой русской народной песни.

Немалый успех сопутствовал и оригинальной поэзии Козлова. Его романтическую поэму «Чернец» (1825) восторженно принимает читатель, высоко оценивает А. С. Пушкин. Стихи Козлова печатают едва ли не все журналы и альманахи. Православное смирение, задушевность и наивная простота, музыкальность и культура стиха привлекают читателя в поэте-романтике.

КОЗЛОВСКИЙ

1. Иван Семенович (11/24.03.1900-21.12.1993), выдающийся русский певец (тенор). Родился в крестьянской семье в Малороссии. Учился в Киевском музыкально-драматическом институте. С 1924 солист Харьковского, с 1925 Свердловского оперных театров. В 1926 - 54 солист Большого театра; руководил оперным ансамблем (1938-41).

Лучшие партии: Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Принц («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева). С 1919 регулярно выступал с концертами, исполнял произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также старинные романсы и народные песни.

2. Михаил Иванович (1753-1802), скульптор. Учился в Петербургской Академии художеств (1764 - 73) у Н. Ф. Жилле, долгие годы жил и работал в Риме (1774 - 79) и Париже (1779-80, 1788-90).

Творчество Козловского (рельеф, статуарная пластика, монументы, надгробия) проникнуто возвышенным гуманизмом и глубокой эмоциональностью. В ранних произведениях Козловского (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, 1787; «Бдение Александра Македонского», 1780-е) видно стремление мастера к уравновешенной композиции, интерес к гражданской и исторической тематике. Талант Козловского был многогранен: статуя «Поликрат» (1790) полна трагического пафоса, а «Спящий Амур» - нежного изящества и очарования. Козловского волновала тема подвига. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне явилась статуя для Большого каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800-02).

Важнейшее произведение Козловского - памятник А. В. Суворову (1799- 1801) в Петербурге на Марсовом поле. Козловский создал обобщенный образ воина, идеального полководца, героя, воплотив в нем идею военной мощи и триумфа России, гражданственности и героики.

Л. Н. Вдовина

КОЗЬМА МИНИН

КОЗЬМА МИНИН - политическая и литературная газета патриотического направления, издание нижегородского губернского Георгиевско-Мининского Союза Русского народа, выходила в Нижнем Новгороде с 1909 по 1917. Отстаивала интересы русского народа, выступала против либерально-масонской, иудейской и революционной идеологии. Редакторы В.И. Киселев, Г.Р. Васильев.

КОКОРЕВ

1. Василий Александрович (23.04.1817-22.04.1889), русский предприниматель и экономист, сторонник сохранения и развития самобытных начал русской экономики. Вышел из старообрядцев поморского толка г. Солигалича Костромской губ. Добился больших успехов в торговле, разбогател на винных откупах. В 1870 основал Волжско-Камский банк и Северное страховое агентство. Одним из первых русских предпринимателей вложил большие капиталы в развитие нефтяного дела. Вместе с П. И. Губониным построил уральскую горнозаводскую дорогу.

В своих работах показал губительность для России механического заимствования западноевропейских финансовых и хозяйственных форм.

На закате жизни, в 1887, он пишет книгу «Экономические провалы», в которой дает оценку экономическим событиям за полвека. Анализируя экономические неудачи России, Кокорев убедительно доказывает, что они являются, как правило, результатом слепого копирования зарубежного опыта.

Особо следует отметить правильность оценки Кокоревым кабальной природы внешних займов. Он справедливо замечает, что эти займы стали средством угнетения России и способом перекачки ее ресурсов в пользу иностранных капиталистов. Вместо внешних займов, ложащихся тяжелым бременем на российскую экономику, Кокорев предлагал идею «печатания беспроцентных денежных бумажных знаков на... производительные и общеполезные государственные потребности».

О.Платонов

2. Иван Тимофеевич, (6.09.1825-14.06.1853), прозаик, очеркист. Сын вольноотпущенного крестьянина. Автор книг «Сибирка (Мещанские очерки)» (1847), цикла рассказов «Русское сердце» (1849 - 50). Наиболее знаменит своей книгой очерков «Москва сороковых годов». Творчеству И.Т. Кокорева присущ т.н. «московский патриотизм». В своих очерках из народного быта неизменно выступал против введения иностранных слов и привычки внешних примет западной «образованности», губительных для русского человека. Собрание сочинений И.Т. Кокорева - «Очерки и рассказы» в 3-х книгах - вышло в 1858.

КОКОРИНОВ

Александр Филиппович (29.08.1726-10.03.1772), архитектор, директор Академии художеств. Родился в Тобольске в семье чиновника, учился вначале в Тобольске, затем в Москве в «архитектурной команде» у Д. В. Ухтомского и И. К. Коробова.

В 1754 Кокоринов переехал в Петербург, был произведен в архитекторы и поступил в помощники к В. В. Растрелли. С 1758 Кокоринов был связан с Академией художеств, где был одним из первых русских преподавателей. В 1760 он был назначен инспектором, а в 1761 - директором Академии художеств. В 1765 стал профессором архитектуры, в 1767 - адъюнкт-ректором, в 1769 - ректором Академии художеств.

Ранние работы Кокоринова связаны с архитектурой барокко (дворец-усадьба К. Г. Разумовского в Петровском-Разумовском под Москвой, 1752 - 53). Поздние постройки характерны для раннего классицизма (дворец К. Г. Разумовского, 1762 - 66). В полной мере представления классицизма были воплощены им в здании петербургской Академии художеств (1764 - 88), в проектировании и строительстве которого Кокоринов (совместно с французским арх. Ж. Б. Валлен-Деламотом) принимал участие. Здание Академии художеств отличается рациональностью и геометрической сдержанностью декоративных приемов обработки фасадов и цельностью образа, поражающего одновременно внушительностью объемов и изысканностью воплощения.

Л. И. Вдовина

КОКЧЕТАВ

КОКЧЕТАВ - город в казахских степях на берегу озера Копа. Основан в 1824 как русская казачья станица. Быстрый рост города произошел в 1954 - 60 в связи с освоением целинных земель.

КОЛА

КОЛА - город в Мурманской обл., центр Кольского р-на. Расположен на Кольском п-ове, к северу от Северного полярного круга, при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря. Население 12,4 тыс. чел. Впервые упоминается как поселение поморов в 1264; в 1565 сооружен Кольский острог. В XV -XVII вв. Кола - отправной пункт морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В XVIII в. теряет значение центра внешней торговли Московского государства на Севере. Город с 1784.

КОЛМОГОРОВ

Андрей Николаевич (12/25.04.1903-20.10.1987), русский математик. Автор ряда мировых открытий. Создатель научной школы по теории вероятностей и теории функций. Автор фундаментальных трудов по механике (теория турбулентности), информатике, математической логике, топологии (теория верхних гомологий), дифференциальным уравнениям, функциональному анализу, теории функций и, особенно, по теории вероятностей (аксиоматическое обоснование, теория случайных процессов).

КОЛОЖСКАЯ

КОЛОЖСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Представляет собой не совсем верный список с иконы «Одигитрии», привезенный из Москвы в 1495 в Вильну дочерью вел. кн. Иоанна III Еленой при вступлении ее в супружество с Александром, князем Литовским. Название Коложской она получила оттого, что первоначально находилась в Коложской церкви свв. Бориса и Глеба, построенной в сер. XII в. в предместье Гродно, именуемом Коложей. Впоследствии, когда эта церковь обрушилась наполовину в р. Неман, то Коложская икона была перенесена в Борисоглебский (Коложанский) мужской монастырь в Гродно. Она с древних времен ознаменовала себя великими чудесами, и верующие притекали к ней со всех сторон на поклонение и по вере своей получали великие милости. Празднуется 9/22 июля.

Прот. И. Бухарев

КОЛОКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОМЕНСКОЕ

КОЛОМЕНСКОЕ - государственный музей-заповедник XIV - XVII вв. Один из лучших архитектурных ансамблей Москвы. Включает в себя: храм Вознесения (1532), Соколиную башню (XVII в.), Георгиевскую колокольню (XVI в.), Казанскую церковь (1660) и Передние ворота.

Музей создан на территории усадьбы в 1923 (до 1974 - как филиал Исторического музея). На территории заповедника размещается ряд памятников деревянной архитектуры, привезенных из разных краев России.

К ансамблю примыкает церковь Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьякове (XVI в.).

В 1667, в правление царя Алексея Михайловича, в Коломенском был построен дворец, считавшийся одним из чудес света. Симеон Полоцкий так писал о нем:

Седьм дивных вещей древний мир читаше,

Осьмый див - сей дом - время имать наше...

Над сказочно украшенным дворцом трудились лучшие русские мастера: архитекторы, иконописцы, резчики по дереву. Это был ансамбль разновеликих теремов, соединенных между собой. Модель дворца (1865) представлена ныне в музее заповедника, а сам он в XVIII в. из-за ветхости был признан не подлежащим восстановлению и разобран.

КОЛОМНА

КОЛОМНА - город в Московской обл. Расположен при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Порт на Оке, при впадении р. Москвы. Население 153,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1177 как пограничный город Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. В 1301 присоединен в Московскому княжеству. В 1359 Коломна перешла к кн. Дмитрию Донскому, который в 1380 собирал здесь войско перед битвой на Куликовом поле. В XIII - 1-й четв. XVI вв. неоднократно разорялась монголо-татарами. Стратегическое значение Коломны возросло после сооружения в 1525 - 31 мощного каменного кремля. В XVII - XVIII вв. Коломна - купеческий город на торговом пути, связывавшем центр государства с Югом и Поволжьем. В 1862 Коломна была соединена железной дорогой с Москвой.

КОЛОМЫЯ

КОЛОМЫЯ - город в западнорусских землях на р. Прут (приток Дуная). Известен с 1240 в составе Галицкого княжества, в 1340-х захвачен Польшей, с 1772 в составе Австрии, с 1919 - в составе Польши. В 1939 возвращен России. Музей искусства Гуцульщины. Благовещенская деревянная церковь (XVI в.).

КОЛОСОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОЧСКАЯ

КОЛОЧСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1413 в области кн. Василия Дмитриевича, в пределах Можайска, в тринадцати верстах от города, на берегах р. Колочи в Смоленской губ. Явилась она крестьянину Луке, который, усердно помолившись пред нею, принес ее в свой дом. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, тот с верою приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получали благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее кн. Андрей Дмитриевич с многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление. Из Можайска икона была перенесена в Москву. В Москве от иконы было множество чудес. Лука с иконою ходил по многим городам и селениям и, собрав большое богатство, начал употреблять его в свою пользу и при этом сильно возгордился. Но Господь вразумил его несчастием - однажды медведь едва не умертвил его. Тогда на богатство Луки на месте явления иконы поставлена была церковь во имя Богородицы, и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочским, или Можайским. Лука же постригся в монахи и проводил жизнь в слезах и покаянии.

Празднуется 9/22 июля.

Прот. И. Бухарев

КОЛПИНО

КОЛПИНО - город в Ленинградской обл. Расположен в пределах Приневской низины, на р. Ижоре (приток Невы). Население 142,4 тыс. чел.

Возник в н. XVIII в., с 1722 развивался как поселок при Ижорском заводе, основанном по указу Петра I; позднее получил название «Адмиралтейские Ижорские заводы» (до 1917 производились в основном военные суда).

КОЛПНЫ

КОЛПНЫ - поселок городского типа в Орловской обл., центр Колпнянского р-на. Расположен на р. Сосне (приток Дона). Население 7,6 тыс. чел. Известен с XII в.

КОЛЫВАНЬ

КОЛЫВАНЬ - поселок в Алтайском крае, в Курьинском р-не. Расположен на склоне Колыванского хребта. Население 1,6 тыс. чел.

Колывань - старейшее городское поселение предгорного Алтая, ранее назывался Горная Колывань. Город образован из Берского острога. С 1783 уездный город Колыванского наместничества, упразднен в 1797. В 1800 в село Колывань была переведена шлифовальная фабрика (осн. в 1786 при Локтевском заводе), где изготовлялись декоративные изделия для дворцов - вазы, камины и др.; все работы производились по заказу и на средства императорского Кабинета, в ведении которого фабрика состояла до 1917. Изделия колыванских мастеров славились на весь мир. Каменные монолиты добывались в окрестных и отдаленных (сев.-зап. хребты Алтая) каменоломнях.

КОЛЬЦОВ

Алексей Васильевич (3.10.1809-29.10.1842), русский поэт. Родился в зажиточной семье скототорговца. Отец, человек крутого нрава, с детских лет определил сыну торговое поприще. Грамоту Кольцов постигал на дому, в уездном училище не проучился и двух лет, но страсть к чтению проявилась в нем очень рано. В 16 лет, пережив глубокое потрясение от книги И. И. Дмитриева, начинает сам писать стихи. К н. 1830-х становится известным в культурном кругу Воронежа «стихотворцем-мещанином», пишет стихи, предвестники будущих «дум» - «Великая пойма», «Божий мир», «Молитва» .

Первые публикации относятся к 1830, но серьезно в большую литературу Кольцов входит после публикации в 1831 в «Литературной газете» песни «Кольцо».

Результатом тяжелой личной драмы (крепостная Дуняша, первая любовь поэта, была продана его отцом станичному помещику и безвозвратно затерялась) стали лучшие стихи Кольцова «Первая любовь», «Измена суженой», «Последняя борьба», «Разлука».

Непревзойденной высоты среди современных ему писателей Кольцов достиг в жанре лирической песни. Общерусские характеры - добрые молодцы, красные девицы, пахари, косари, лихачи-кудрявичи - именно в песенном творчестве Кольцова обрели наиболее полное и гармоничное воплощение, а сами песни прочно вошли в классический репертуар певцов-народников, в антологии и хрестоматии русской поэзии XIX в. В XX в. песенные традиции Кольцова были подхвачены М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским, А. И. Фатьяновым, Н. М. Рубцовым.

КОЛЯДА

КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.

О.П.

КОЛЯДКИ

КОЛЯДКИ - См.: СВЯТКИ.

КОМАРИЧИ

КОМАРИЧИ - поселок городского типа в Брянской обл., центр Комаричского р-на. Расположен на водоразделе рек Неруссы и Усожи (бассейн Десны). Население 7,6 тыс. чел.

Основан в XV в. в связи с развитием торговли на месте пересечения Свиного и Ромодановского шляхов.

КОМОЕДИЦЫ

КОМОЕДИЦЫ - языческий праздник пробуждения медведя, связанный с культом Велеса, часто представленного в виде медведя.

КОНДОПОГА

КОНДОПОГА - город в Карелии. Расположен на берегу Кондопожской губы Онежского оз. Население 36,7 тыс. чел.

Впервые упоминается как д. Кондопога в 1563. В сер. XVIII в. близ Кондопоги, в д. Тивдия, были открыты залежи т. н. тивдийского мрамора (всего свыше 30 разновидностей), который использовался при отделке зданий С.-Петербурга.

КОНЕВ

Иван Степанович (16/28.12.1897-21.05.1973), Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в крестьянской семье. В гражданскую войну комиссар бронепоезда, бригады. В Великую Отечественную войну командовал армией, войсками Западного, Калининского, Северо-Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинского фронтов. В 1945 - 46 главнокомандующий Центральной группой войск, в 1946-50 и 1955-56 главнокомандующий Сухопутными войсками и одновременно в 1955 - 60 Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора, в 1961 - 62 Группой советских войск в Германии. Награжден высшим советским военным орденом - «Победа».

КОНЕВОДСТВО

КОНЕВОДСТВО - в н. XX в. в России насчитывалось около 2,5 млн. лошадей, что составляло 41% мирового поголовья этих домашних животных.

В России коневодство существовало издавна. Религиозные верования и обычаи славян внушали известное уважение к лошади. Славянские воины были преимущественно конные.

Для земледельческих работ славяне издревле пользовались лошадью. Удельные князья имели на конюшнях большое число лошадей. В войске Димитрия Донского насчитывалось до 150 тыс. всадников во время Куликовской битвы.

При Иване III в к. XV в. был основан под Москвою государственный конный завод, названный «хорошовским». Но коневодство того времени преследовало не улучшение породы, а содержание и сохранение купленных, преимущественно у татар, лошадей, и только в XVIII в. начали обращать на породу внимание.

Петр Великий в 1712 повелел завести конские заводы в Казанской, Азовской и Киевской губ. и в Астрахани. Кроме того было приведено несколько эстонских клепперов в Архангельск и Пермскую губ.

Для улучшения породы наших рослых местных лошадей, разводимых по р. Битюгу в Воронежской губ., выписаны голландские рабочего сорта жеребцы.

После Петра I на развитие коневодства было обращено наибольшее внимание в царствование Анны Иоанновны: в 1739 открыто 10 заводов, в которых к 1 января 1740 числилось 4414 лошадей арабских, английских, испанских, персидских и пр. Но коневодство того времени преследует одну главную цель - снабжать лошадьми кавалерию и императорские конюшни.

Русские коневоды вывели целый ряд русских лошадиных пород. Среди них особо следует отметить русского рысака, выведенного от арабского жеребца и русской верховой лошади на конном заводе графа А. Г. Орлова-Чесменского в с. Хреновое Воронежской губ.

В той же Воронежской губ. по р. Битюгу разводили породу битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от смешения голландского тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости завода гр. Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь.

В числе лошадей, выведенных в России, следует упомянуть тип лесной лошади Севера - лошадей белорусских, литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители которых - низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому сорту местных русских пород относились донская, киргизская, башкирская, калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, теккинская и иомудская лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми движениями.

А. Соколов

КОНЕВСКАЯ

КОНЕВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена с Афонской горы в Россию прп. Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393. Она находилась в мужском Коневском монастыре, устроенном на одном из островов Ладожского оз. Петербургской губ.

Когда прп. Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество, то игумен Иоанн Зидон благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393. Пришед в Новгород, он явился к архиепископу Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском оз. острова Коневца, Арсений обратился с молитвою ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители.

Провидение Божие направило преподобного на то место, где впоследствии был построен Каневский монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения ее на острове.

В 1573 обитель Коневская помощию Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь, но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лед вокруг острова, так что они не могли исполнить свое намерение. В 1577 опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор пока Петр Великий не возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнании шведов из Карелии в 1718, Коневский монастырь был обновлен повелением Императора. Но чудотворная икона оставалась еще в Деревяницком монастыре до 1798, когда дозволено было перенести ее в Коневский Рождественский монастырь, в Деревяницком же оставить точный список с нее. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в Петербург для возложения на нее сребропозлащенной ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие - от беснования и расслабления. На Коневской иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим на левой руке двух голубиных птенцов. Наименование острова Коневцом произошло от коня-камня, находящегося в полуверсте от обители.

Празднуется 10/23 июля.

Прот. И. Бухарев

КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь - на острове Коневце, в северо-западной части Ладожского озера. Основан прп. Арсением, который, прибыв в 1393 на остров для уединенной жизни, первоначально поселился на горе в дремучем лесу, водрузил здесь крест и при нем создал келью; через год преподобный перешел на юго-западный берег к бухте, называемой Владычная лахта, и с несколькими учениками около трех лет проводил здесь скитскую жизнь, а затем построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь потом находился Коневский скит. В 1421, в наводнение, вода достигла самого храма, и это побудило преподобного перенести обитель на более возвышенное место. В 1577 монастырь подвергся разорению от шведов, а иноки его переселились в Деревяницкий Воскресенский монастырь; возвратившись обратно, но восстановлении монастыря в 1549, иноки в 1610 снова должны были, вследствие передачи Карельского края шведам, переселиться в Деревяницкий монастырь. С тех пор остров Коневец находился в запустении более 100 лет, пока Петр I не возвратил России Карелию; по просьбе Деревяницкого архим. Иоанникия, в 1718 остров Коневец был приписан к Деревяницкому монастырю и последний восстановил Коневский монастырь, который с 1760 был признан самостоятельным. В центре позднейших построек монастыря величественно подымался двухэтажный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В нижнем монастырском храме в честь Сретения Господня находились главные святыни обители: на левой стороне у входа почивали под спудом св. мощи прп. Арсения, над которыми возвышалась серебряная изящной отделки рака; близ левого клироса находилась Коневская чудотворная икона Божией Матери (называемая также Голубицкою); с возвращения ее из С.-Петербурга в монастырь отовсюду стали стекаться к ней на поклонение люди благочестивые, и многие из них получали «вся благая и полезная» по их вере к Усердной Заступнице; на этой св. иконе к венцу изображенного на ней Богомладенца был привешен золотой складень с частию ризы Господней. В Сретенском же храме на пьедестале хранилась часть ризы Богоматери в серебряном ковчеге и деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у прп. Арсения. В монастырской церкви во имя св. Николая Чудотворца сохранялся иконостас, содержавший в себе изображения событий из жизни святителя. Священным и лучшим местом Коневского монастыря почиталась Святая гора. На ее высотах положено было прп. Арсением начало селения монашеского. На ней в годину искушения было утешительное явление Божией Матери старцу Иоакиму, почему гора и получила название Святой.

С.В. Булгаков

КОНЁНКОВ

Сергей Тимофеевич (28.06/10.07.1874-9.10.1971), русский скульптор. Родился в Смоленской губ. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургскую академию художеств. Состоял в обществе «Мир искусства» и Союзе русских художников. С 1924 по 1945 в эмиграции в США, где выполнил портреты Ф. И. Шаляпина, И. П. Павлова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Плевицкой. По возвращении в Россию продолжил работать в дереве и мраморе, создавая сказочно-фольклорные образы: «Ста-ричок-полевичок», «Лесовик», «Еруслан Лазаревич», «Жар-птица», «Стрибог» и т. д.

КОНОВАЛОВ

Дмитрий Петрович (10/22.03.1856-6.01.1929), русский физико-химик, один из основоположников химической теории растворов. Ученик Д.И. Менделеева. В своем классическом исследовании давления пара растворов установил законы, названные его именем (1881-84), создал т.н. теорию упругости пара растворов. Заложил основы теории перегонки жидких смесей (1886). Сформулировал представление об автокатализе (1886 - 88). Развил представления о критическом состоянии. Автор многочисленных трудов по различным вопросам технической химии.

КОНОН МАНДОНСКИЙ

КОНОН МАНДОНСКИЙ - св. мученик, градарь (огородник) (ск. в III в.), празднуется 5/18 марта.

В древнерусских месяцесловах этот святой назывался Оградником (Огородником). Русские крестьяне о нем говорили: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Такой совет и надежда на успешное занятие огородничеством объяснялись тем, что мч. Конон сам был градарем. В житии его замечается, что «он оград себе добр устроил, и сея зелия, и пищу от того себе имяше».

КОНРАДИ М.

КОНРАДИ М. - русский патриот. В 1923 В Швейцарии казнил (застрелил) еврейского большевика Воровского.

КОНСТАНТА СТОЛЕТОВА

КОНСТАНТА СТОЛЕТОВА - открытие в области физики, сделано великим русским ученым А. Г. Столетовым: отношение напряженности электрического поля к давлению газа при максимальном токе есть величина постоянная.

КОНСТАНТИН

1. (в миру Дьяков Константин Григорьевич) (21.05.1871 - 23.10.1938), митрополит Киевский. Учился в Харьковской семинарии. Епископ Сумской (1924). Архиепископ Харьковский, экзарх Украины (1927). Митрополит Киевский. Расстрелян большевиками.

2. (в миру Зайцев Кирилл Иосифович) (1887-1975), архимандрит. Получил образование экономиста и адвоката. Покинул Россию в Гражданскую войну. Известный публицист в русской эмигрантской прессе. Лектор русского Факультета права в Праге. Переехал на Дальний Восток. Декан русского педагогического института в Харбине (город, где проживало русское большинство в Китае). Стал монахом. Переехал в США. Жил в монастыре в Джорданвилле. Основные труды: «Право в Советской России», «Этика» (2 тома), «Православная церковь Советской России», «Тайна последнего царя».

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ - равноапостольный, император (ок. 274-337) и ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ, равноапостольная, царица (ск. 327). Св. равноап. император Римский, известный под наименованием Великий, был сыном имп. Константина Хлора (305 - 306) и имп. Елены, тайно исповедовавшей христианство. В 306 св. Константин, став императором, первым делом объявил свободу христианского исповедания. Против этого со всем ожесточением восстали в западной части Римской империи - Максенций, а в восточной - Галерий. Царю Константину было дано знамение: на небе воссиял Крест с надписью «Сим победиши». После победы св. Константин стал править западной частью Империи, а с 326 - и всей Империей. В 313 он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости. Незадолго до смерти св. Константин принял крещение. По просьбе сына его мать - Елена отправилась в Св. Землю, где обрела Крест Господень (326) и много сделала для восстановления поруганных христианских святынь, за что Св. Церковь почтила ее наименованием «равноапостольная».

Память этих святых служила в сельском хозяйстве главным сроком для посевов льна. Поэтому день св. Константина и Елены у крестьян назывался «длинные льны», а св. Елена, или попросту Олена, носила имя Леносевки или Ленницы.

Память свв. равноап. Константину и Елене отмечается 21 мая/3 июня.

КОНСТАНТИН КИЕВСКИЙ

КОНСТАНТИН КИЕВСКИЙ - митрополит (ск. 1159). Когда вел. кн. Киевским стал Изяслав II Мстиславич, то он потребовал, чтобы митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен схимник Климент, что было незаконно: во-первых, потому что Русская Церковь зависела от Патриарха Вселенского; во-вторых, схимник не может стать епископом. Но он все же был хиротонисан по требованию вел. князя. Тогда Вселенский Патриарх прислал в Россию блж. митр. Константина. И на Руси возникло великое несогласие: одни хотели Климента, а другие - Константина. Для прекращения смуты митр. Константин удалился в Чернигов и там скончался. Пред своей кончиной блж. Константин вручил еп. Черниговскому Антонию запечатанную грамоту, взяв с него клятву, что тот выполнит все, что в ней написано. Когда святитель скончался и вскрыли грамоту - то, что было в ней написано, повергло всех в страх и ужас. Грамота гласила: «После моей смерти не предавайте погребению тело мое, но, привязав вервии к ногам моим, извлеките меня из города и бросьте на съедение псам; я согрешил, из-за меня произошел мятеж, пусть будет, зато на мне рука Господня, пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласие и раздоры от народа Своего!» Еп. Антоний не дерзнул ослушаться и сдержал клятву. Три дня тело блж. Константина лежало непогребенным за городской стеной, и все три ночи над ним ярко сияли три огненные столпа, доходившие до неба. Во время погребения святого в Киеве разразилась страшная буря и померкло солнце. «Это наказание Господне за наши грехи», - сказал вел. князь. В Чернигове же в это время ярко сияло солнце и никакой бури не было. После погребения митрополита всюду наступило полное спокойствие.

Память свт. Константину отмечается 5/18 июня.

Предыдущая страница Следующая страница