Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "К" (часть 5, "КОН"-"КРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КОН"-"КРА")

КОНСТАНТИНОВО

КОНСТАНТИНОВО - село в Рязанской обл., в Рыбновском р-не, пристань на Оке. Родина русского поэта С.А. Есенина, который провел здесь детские годы, в дальнейшем часто жил и работал. В 1965 в Константинове открыт Литературно-мемориальный заповедник Есенина, в составе которого - крестьянская усадьба родителей поэта, бывший дом помещиков Кашиных и Казанская церковь (1779).

КОНСТРУКТИВНАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ

КОНСТРУКТИВНАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ - выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1854 русским ученым П.Л. Чебышёвым.

КОНЦЕВИЧ

Иван Михайлович (19.10.1893-6.07.1965), русский богослов, родился в Полтаве. Окончил математиком Харьковский университет (1914). Эмигрировал в 1920-х. Окончил Сорбонну в 1930, Богословский институт в Париже - в 1948. Переехал в Америку, где преподавал богословие, русский язык и литературу. Сочинения: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» (Париж, 1952), «Старец Нектарий Оптинский» (США, 1953), «Истоки душевной катастрофы Толстого» (Мадрид, 1960), «Оптина пустынь и ее время» (США, 1970).

КОНЧАНСКОЕ-СУВОРОВСКОЕ

КОНЧАНСКОЕ-СУВОРОВСКОЕ - село в Новгородской обл., в Боровичском р-не, у оз. Шерегодра. В XVIII -XIX вв. родовое имение Суворовых. В 1942 в доме А.В. Суворова открыт музей, в 1960 преобразован в музей-заповедник, который включает: усадебный дом (1750-60), домик-светелку (1798, восстановлен в 1965), Суворовский колодец на горе Дубиха, парк (к. XVIII в.), здание диорамы «Альпийский поход Суворова» (1975), памятник Суворову (1940, возобновлен в 1960, скульптор Е.Н. Рукавишников), церковь в с. Сопины (к. XVIII в., построена на средства Суворова).

КОНЬ

КОНЬ - в древнерусской языческой мифологии одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.

По языческим поверьям, конь считался одновременно детищем Белбога (стихии света и добра) и Чернобога (стихии мрака и зла). Доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. Соответственным образом в древнерусских сказаниях злая сила представлялась выезжающей на черном коне, добрая - на белом.

В русской мифологии образ всадника на белом коне, поражающего змея, стал одним из главных героических сюжетов. У русских существовал особый заговор против змея: «На море на Киане, на острове Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидит Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого, огненного, который летал в неверное царство пожирать людей; убили змея лютого, огненного, избавили девицу царскую и всех людей».

Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день. На лошадях в этот день запрещалось работать, их кормили досыта, подводили к церкви, кропили святой водой, украшали лентами хвосты и гривы, устраивали скачки (но без седел) и конские выставки. На Юрьев день в Рязанской губ. делали «ряженного коня», на котором ездил пастух; на выгоне этот «конь» вступал в потешный бой с «конем» из другой деревни. В Самарской губ. священник, стоя возле костра, зажженного от «живого огня», кропил св. водой прогоняемые через «земляные ворота» конские табуны.

О.П.

КОНЮШИЙ

КОНЮШИЙ - придворный чин в Русском государстве XV - XVII вв., ведет свое происхождение от княжеского тиуна - конюшего XI-XII вв. С к. XV в. конюшие возглавляли Конюшенный приказ. В XVI в. должность эта была связана с организацией конных дворцовых войск и поэтому считалась высшим «думным» чином. Конюшие И.Ф. Овчина-Телепнев и Б.Ф. Годунов даже возглавляли правительство.

КОПИЕ

КОПИЕ - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

КОПОРЬЕ

КОПОРЬЕ - древнерусский город Новгородской земли, село в Ленинградской обл., в Ломоносовском р-не. Расположено на р. Копорке, в югу от Копорского залива Балтийского моря. Впервые упоминается в 1240, когда немецкие рыцари построили в Копорском погосте крепость, разрушенную в 1241 Александром Невским. В 1279 новгородцы построили в Копорье деревянную, в 1280 - каменную крепость, которую в 1282 они же разрушили в ходе феодальной усобицы; в 1297 построена новая крепость, в к. XV - н. XVI вв. реконструирована и усилена; в 1581-90 и в 1612 была захвачена шведами. В ходе Северной войны 1700 - 21 русские войска в 1703 вернули Копорье России. В 1708 - 27 владение князя А.Д. Меншикова. В XVIII в. Копорье - уездный город, позднее - село. Сохранились остатки крепости.

КОРЕЙША

Иван Яковлевич (ок. 1780-1861), один из наиболее известных (наряду с Василием Блаженным) русских юродивых. Жил в Смоленске, с 1817 в Москве.

КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы. Основан в н. XV в. иноком Евфимием (просветителем корелов, ск. 1435, покоился в соборном храме). Разоренный в 1419 шведами монастырь был восстановлен благодаря щедрой помощи Новгородской посадницы Марфы Борецкой. В этот монастырь был сослан Новгородский архи-еп. Феодосии Яновский и Ростовский митр. Арсений Мациевич, живший здесь прикованным к тяжелой деревянной колодке. В монастырской библиотеке имелось много древних рукописей и нотных книг знаменного распева. К монастырю был приписан Николаевский Новоземельский скит, в Ледовитом океане, на о. Новая Земля, учрежденный в 1882 и открытый в 1889; при нем школа для детей северных народностей.

С.В. Булгаков

КОРЕННАЯ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Курская еп., в окрестностях Курска, при р. Тускари. Основана в 1597 в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В Смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 в ней устроено было общежитие. Здесь находилась копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в дар царями Иоанном и Петром Алексеевичем. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления св. иконы, находился посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткою, в который протекала вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась св. икона.

С.В. Булгаков

КОРИН

Павел Дмитриевич (25.06/7.07.1892-22.11.1967), художник. Сын крестьянина-иконописца из Палеха. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912 - 19) у К. А. Коровина и С. В. Малютина. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1932 - 59). Участвовал в послевоенной реставрации картин Дрезденской галереи. В конце 1920-30-х работал над эпохальным полотном «Русь уходящая», многочисленные этюды к которому («Схимница», «Отец и сын» и др.) стали по сути духовным гимном уходящей, но не сломленной старой России. С к. 1930-х основная тема живописца - современник (в т. ч. портрет М. В. Нестерова, 1939). В годы Великой Отечественной войны создал триптих «Александр Невский» и серию портретов советских военачальников. После войны работал над мозаичными панно и витражами для Московского метрополитена и МГУ.

КОРИНФСКИЙ

Аполлон Аполлонович (29.08/10.09.1868-12.01.1937), русский писатель, этнограф. Родился в Симбирске в семье мирового судьи. Наибольший интерес в его творчестве представляют историко-этнографические очерки и бывальщины - рассказы из народной жизни. Собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной поэзии Казанской, Нижегородской, Олонецкой, Симбирской, Смоленской и др. губерний.

Основные сочинения: «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901); «Трудовой год русского крестьянина» (вып. 1 - 10, 1904); «Волга. Сказания, картины и думы» (1903); «Бывальщины. Сказания, картины и думы» (1896); «В Тысячелетней борьбе за Родину. Бывальщины X-XX веков» (1917).

О. Платонов

КОРМЛЕНИЕ

КОРМЛЕНИЕ - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о «кормах» вирникам и городчикам содержит Русская Правда. В XIII-XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников («наместо» князя) и волостелей, а других служилых людей - тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Обязательный («урочный») корм наместник, волостели и пр. представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, «полавочное», мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленых» и уставных грамот. В к. XV - н. XVI вв. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555 - 56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

Н. Носов

КОРМЧАЯ КНИГА

КОРМЧАЯ КНИГА (Номоканон), сборник правил церкви и касающихся ее государственных постановлений, перешедший к нам и другим славянам из Константинопольской церкви после принятия христианства. В греческой церкви «Кормчая книга» называется номоканоном, что в переводе на славянский язык означает «законоправило», «законоправильник». Первый перевод на славянский язык греческого сборника был дан свт. Мефодием. Первым в России на славянском языке был составлен сборник под названием «Синтагма» Иоанна Схоластика, включающий правила вселенских и местных соборов, извлечения из «Закона суднаго» Льва Исаврянина и из Прохирона - сборник государственных узаконений. Кроме сборника Схоластика (известен у нас под названием «болгарский сборник»), известностью на Руси пользовался сборник под названием «Синтагма XIV титулов», имевший две редакции - дофотиевскую и фотиевскую, и появившийся у нас уже до Ярослава I (в дофотиевской редакции). В 1225 появляется у нас сербский перевод «Кормчей книги», сделанный архиеп. св. Саввою, который получил на Руси большое распространение во множестве переписывался особенно в XIV-XVI вв. и известен под названием «рязанской редакции». Но древнейшей редакцией называют софийскую, список, найденный в Новгороде в Софийском соборе, составленный в XIII в., в нем, кроме общеизвестных всем сборникам правил, заключаются отрывки из Русской Правды, уставов свв. Владимира, Ярослава, из правил Владимирского собора 1274 и др. Списки вышеуказанной редакции сохранились и до настоящего времени. Известные на Руси списки подвергались пересмотру не раз; первая попытка была сделана в к. XV в. митр. Киприаном, потом Максимом Греком, иноком кн. Вассианом Патрикеевым, прп. Иосифом Волоколамским, в XVI в. митр. Даниилом, в XVII - при патр. Иосифе, Никоне, в XVIII в. старообрядцами.

КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., в Грязовецком у. Основан в 1497 прп. Корнилием. Соборный храм Введения построен в 1552 - 1604. В храме прп. Корнилия почивали под спудом св. мощи его и преемников его - прпп. Кассиана и Лаврентия. В Воскресенской церкви, построенной в н. XVII в., находилась особо чтимая Владимирская икона Божией Матери, которая ежегодно приносилась в Грязовец, где пребывала с 25 июля по 13 августа. В ризнице монастыря находились ризы из белой камки прп. Корнилия, часть его власяницы и древнее изображение его на полотне, шитое шелком и серебром. Невдалеке от монастыря находились 2 минеральных источника - один на берегу р. Нурмы, другой на берегу р. Талицы, с ваннами и помещениями для больницы.

С. В. Булгаков

КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ

КОРНИЛИЙ КОМЕЛЬСКИЙ - преподобный (1457-19.05.1537), родом из знатной ростовской семьи бояр Крюковых, бывших великокняжеских придворных. В двенадцатилетнем возрасте он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, где трудился на разных послушаниях. Уже в юности молодой инок возложил на себя тяжелые вериги, в свободное время он занимался переписыванием книг и этим обогатил монастырскую библиотеку. Так подвизался он немало времени, но пришел и его час оставить обитель. Несколько лет провел он в пустынножительстве на разных землях, а затем в сорок один год ушел на безмолвие в Вологодскую сторону, в глухой Комельский лес. Труден был пустыннический подвиг прп. Корнилия. Бесы преследовали его и наводили на него злых людей. Наконец, через двадцать лет стала собираться к нему братия, быстро умножалась, и была сооружена обитель с двумя церквами в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь прп. Антония Великого, которого особенно чтил св. старец. Устроив свою обитель, прп. Корнилий с несколькими учениками удалился в Костромскую землю на Сурское оз. ради излюбленного им безмолвия. Однако ему вскоре пришлось вернуться в свою обитель, так как братия не хотела видеть игуменом никого другого. Проведя несколько лет в праведных трудах и почувствовав приближение смерти, старец опять удалился в Кириллов монастырь, на место своего пострижения, и там затворился. Братия умоляла его вернуться. Вернувшись вторично в свою пустынь, прп. Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. На 4-й Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Тайн и, благословив братию, отошел ко Господу.

Память прп. Корнилию отмечается 19 мая/1 июня.

КОРНИЛИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

КОРНИЛИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ - преподобный (ск. 22.07.1693), в миру Конон, сын богатого рязанского купца. В юности тайно оставил родительский дом и поступил в Лукьянову пустынь, в которой прожил пять лет, а затем перешел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба: здесь в то время было только три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая, по виду, что ему не более пятнадцати лет - к тому же он ничего не говорил о себе, и его сочли глухим и немым. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело до цели - его приняли. Св. Корнилий усердно выполнял все послушания и через пять лет был пострижен в иночество. С тех пор его никто не видел спавшим на постели, а послушания он выполнял еще с более усердным рвением. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым, но он молчал и терпел. Спустя три года, с благословения настоятеля, он ушел в затвор молчания. Так прожил он тридцать лет, оставаясь, по мнению других, глухим и немым. Только незадолго до своей кончины он рассказал о себе духовнику. Перед смертью он был облечен в схиму, особорован и в тот же день скончался. Мощи его почивают под спудом в бывшей монастырской церкви Смоленской Божией Матери.

Память прп. Корнилию отмечается 22 июля/4 августа.

КОРНИЛИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ

КОРНИЛИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ - игумен, священномученик (1502 - 20.02.1570), родился в городе Пскове. По благословению своих благочестивых родителей Стефана и Марии он провел свои юные годы в Псковском Спасо-Мирожском монастыре. Однажды Корнилию случилось побывать в Псково-Печерской обители, которая тогда была еще совсем маленьким монастырем. Вскоре он принял там монашество. Прп. Корнилий неукоснительно исполнял монашеские правила и послушания. Он также отличался грамотностью и знанием книжной премудрости. После кончины иг. Герасима прп. Корнилий был избран братией настоятелем обители. Святой явил себя очень строгим и взыскательным игуменом. Многие знатные и богатые люди в те времена в конце своей жизни удалялись в монастыри, делая богатые пожертвования. При этом они надеялись на снисхождение настоятелей, часто ведя совсем не монашеский образ жизни. Св. Корнилий одинаково требовательно относился ко всем инокам своей обители, удаляя тех, кто не желал вести подлинно иноческую жизнь. Однако его строгость только привлекала людей в монастырь, и число братии умножалось. Во времена св. Корнилия Псково-Печерский монастырь был обнесен каменной стеной и приобрел вид неприступной крепости. Стена эта много раз спасала обитель от разграбления во время войн. Прп. Корнилий заботился о просвещении Православием эстов и ливов, созидая для них храмы. Свою жизнь прп. Корнилий запечатлел в старости мученической кончиной. Память прмч. Корнилию отмечается 20 февраля/4 марта.

КОРНИЛОВ

Владимир Алексеевич (1806-1854), вице-адмирал (1852). Участник Наваринского сражения 1827 и Русско-турецкой войны 1828-29. С 1849 - начальник штаба, с 1851 - фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну - один из руководителей Севастопольской обороны. Смертельно ранен на Малаховом кургане.

КОРОВА

КОРОВА - в древнерусской языческой мифологии одно из наиболее почитаемых животных, требующее особой защиты от нечистой силы. В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Да и в более позднее время на этот счет существовали большие ограничения.

В Древней Руси верили, что корова оплакивает смерть своей хозяйки. Существовал даже обычай сразу же после похорон дарить корову священнику или бедняку.

В древних свадебных обрядах корова отождествлялась с женщиной-невестой. Обязательная часть приданого невесты в русской деревне была корова. В народных поверьях у коровы сложные отношения с домовым и другими опекунами крестьянского хозяйства - лаской, ужом и петухом. Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же погибает корова. Корову следует заводить той же масти (окраса), что и у ласки, живущей в хлеву. Существовало верование, что уж сосет молоко у коровы. Убивать такого ужа нельзя: корова будет скучать по нему. Нельзя бить корову палкой, которой убили ужа, корова будет сохнуть.

КОРОВИН

Константин Алексеевич (1861-1939), русский живописец и театральный художник. Для жанровых картин Коровина 1880-90-х характерна темпераментная живописная манера, к н. XX в. под влиянием французского импрессионизма трансформировавшаяся в ярко декоративный, эскизный стиль. Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с главной идеей пьесы (например, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1911). Кисти Коровина принадлежит самый лучший портрет русского певца Ф. И. Шаляпина (1911).

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ (Черная немочь), в сознании крестьян Древней Руси злое существо, несущее смерть домашнему скоту. Представлялось чаще всего в виде черной коровы, кошки или собаки, а иногда безобразной и злобной старухи. По старинным поверьям, Коровья Смерть никогда сама по себе в село не приходила, а заносилась проезжим человеком.

Для борьбы с Коровьей Смертью русские крестьяне использовали следующие обряды: опахивание селения, умерщвление коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажигание «живого», т.е. добытого трением, огня, перегон скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканье «обыденного», т.е. вытканного в один день, холста. При опахивании иногда пели, призывая Коровью Смерть выйти из села, т.к. в селе ходит св. Власий (покровитель скота).

Когда в Курской и Орловской губ. при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губ. для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова принималась за Коровью Смерть, ее взваливали на поленницу и сжигали живьем.

КОРОЛЁВ

Сергей Павлович (30.12.1906/12.01.1907-14.01.1966), русский ученый, конструктор ракетно-космических систем. С 1927 работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу летчиков. С июня 1930 старший инженер ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планеров. После знакомства с К.Э. Циолковским и его работами увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 - руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа «Ракетный полет в стратосфере». Им был разработан ряд проектов, в т.ч. проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1, впервые в СССР совершившего полет под управлением летчика В.П. Федорова (1940). В 1942 - 46 Королев работал в ОКБ зам. гл. конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая его деятельность была направлена на создание мощных ракетных систем.

В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха первых достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены полет и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд».

Б.С.

КОРОП

КОРОП (Хоробор), поселок в Малороссии. Известен с 1153 как Хоробор. Вознесенская и Ильинская церкви (XVIII в.). Рядом с поселком в с. Вишенки усадьба фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (XVIII в.).

КОРОСТЕНЬ

КОРОСТЕНЬ (Искоростень), город в западнорусских землях на р. Уж. Известен с 945 как древнерусский город Искоростень, главный «град» древлян. В 945 под Искоростенем восставшими древлянами был убит киевский кн. Игорь. В 946, отомстив за смерть мужа, кн. Ольга сожгла город, который позже вошел в состав Киевских земель. В XIV в. захвачен Польшей, возвращен России в 1793. Сохранились остатки Искоростеня (5 городищ с валами и рвами).

КОРСУНСКАЯ (ЭФЕССКАЯ), ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

КОРСУНСКАЯ (Эфесская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы - по преданию, написана евангелистом Лукой. В 988, после крещения, принес ее из Корсуня, или Херсона, в Киев вел. кн. Владимир. По другому же сказанию, она принесена из Греции в Россию в к. XII в. Предиславой, в монашестве Ефросинией, дочерью Полоцкого кн. Георгия. Удалившись из мира, княжна основала в Полоцке девичью обитель. Узнав о писанных евангелистом Лукой иконах, она пожелала иметь такую икону и, после слезной молитвы об исполнении своего желания, отправила нарочного к греческому имп. Мануилу и патр. Луке Хрисовергу с дарами и просьбой доставить ей икону из Эфеса. Император и патриарх исполнили желание св. княжны. В XIII в. икона принесена была дочерью кн. Полоцкого Брячислава Александрой при вступлении ее в брак с кн. Александром Невским в Торопец Псковской еп. и поставлена в Богородицком соборе. Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в нижегородском Благовещенском соборе, написанная в 995, в приходских церквах г. Корсуня Симбирской еп. и с. Глинкова близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Празднуется 9/22 октября. Прот. И. Бухарев

КОРСУНСКИЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Киевская еп., в окрестностях Корсуня, Каневского у., на острове р. Роси. Основан в сер. XVII в. казацким полковником Григорием Гуляницким. До 1910 был мужским. В 1910 обращен в женский. Здесь хранились части мощей мчч. Арефы и Меркурия. В храме прп. Онуфрия находилась икона Спасителя, писанная, по преданию, иконописцем Киево-Печерской лавры прп. Алипием. С.В. Булгаков

КОРСУНЬ

КОРСУНЬ (с 1944 Корсунь-Шевченковский), город в Малороссии на р. Рось (приток Днепра). Основан в XI в. Ярославом Мудрым. В 1240 разрушен татарами. Захвачен Польшей. В XVII-XVIII вв. центр борьбы русского народа Малороссии против польских оккупантов. В 1793 возвращен России. Усадьба Мухиных (XVIII в.).

КОРФ

Николай Александрович (2.07.1834-13.11.1883), русский педагог и методист, земский деятель. В своем имении Нескучное под Александровском (ныне Запорожье) применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения. Специально для сельской школы написал учебную книгу «Наш друг» (1871), которая явилась дополнением к «Родному слову» К. Д. Ушинского. Корф сам устраивал школы, инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати. За время деятельности Корфа в Александровском земстве (1867 - 72) и уезде было открыто ок. 100 школ. Тип сельской школы, созданной Корфом, распространился в др. земских губерниях.

КОРЯЖЕМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., в окрестностях Сольвычегодска, при впадении р. Коряжемки в Вычегду. Основан в 1-й пол. XVI в. прп. Лонгином вместе с иноком Симоном Сойчинским (ск. 1561). Упраздненный в 1863, он в 1896 был восстановлен. В Благовещенском соборе, построенном в 1671 и возобновленном в 1887, покоились под спудом мощи прп. Лонгина. Над бронзовой гробницей его находилась принадлежавшая ему икона Креста Господня; здесь же хранились холщевая фелонь его и власяница. В Спасском храме особо чтилась икона св. Николая Чудотворца.

С.В. Булгаков

КОСИНСКАЯ, ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

КОСИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы - См.: МОДЕНСКАЯ.

КОСМА И ДАМИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМА ЯХРОМСКИЙ

КОСМА ЯХРОМСКИЙ - преподобный (ск. 18.02.1492), родился в благочестивой семье во Владимирской земле, в отроческом возрасте был отдан на воспитание и услужение к богатому боярину. Тот оказался человеком богобоязненным и жил строгой благочестивой жизнью. Он полюбил отрока и постарался дать ему хорошее образование. Заболев тяжелым недугом, боярин в поисках врача провел немало времени, переезжая из одного города в другой. Отрок совершал эти путешествия вместе со своим господином. Однажды, остановившись на отдых' при источнике на берегу р. Яхромы, боярин, истомленный болезнью и дорогой, уснул. В это время Косма увидел на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы, от которой исходило сильное сияние. Взяв с благоговением св. икону, Косма осенил ею своего господина - и тот проснулся совершенно исцеленным. По истечении времени службы св. Косма с найденной им Яхромской иконой удалился в Киево-Печерский монастырь, где был принят в число братии. По прошествии многих лет после откровения, бывшего ему во сне, прп. Косма вернулся к источнику, возле которого некогда нашел икону, и воздвиг здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стала стекаться братия, и так было положено основание новому монастырю. Являя собой пример истинного подвижничества, св. Косма собрал множество учеников, руководя которыми достиг глубокой старости и сподобился мирной кончины.

Память прп. Косме отмечается 18 февраля/2 марта и 14/ 27 октября (в день празднования обретенной им Яхромской иконы Божией Матери).

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

Зоя Анатольевна («Таня») (13.09.1923 - 29.11.1941), русская патриотка, партизанка, в 1941, будучи ученицей 10 класса, добровольцем ушла в истребительный партизанский отряд, героически погибла при выполнении боевого задания в тылу у германских оккупантов в д. Петрищево Верейского р-на Московской обл. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

КОСОВ

КОСОВ - город в Закарпатье, в долине р. Рыбница (приток Прута). Известен с 1424. В XV в. захвачен Польшей, с 1772 - Австрией, в 1919 - 39 в Польше; в 1939 возвращен России.

КОСТОМАРОВ

Николай Иванович (4.05.1817-7.04.1885), русский историк, этнограф, писатель. Окончил Харьковский университет. На первых этапах своего творчества находился под влиянием революционно-космополитических элементов (Герцен, Чернышевский и т. п.), но впоследствии порвал с ними.

Костомаров рассматривал русское государство как соединение «двух начал» - вечевого и единодержавного. Главный упор в своих исторических трудах он делал на исследование быта, народной психологии и духа народа. Резко выступал против еврейского засилья в Малороссии. Основное сочинение - «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».

КОСТРОМА

1. в древнерусской языческой мифологии женское воплощение весны и плодородия - «мать колосьев». В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») - молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Костромы» связывают с русским «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений. В обрядах, посвященных Костроме, засеянное поле уподоблялось материнскому лону, порождающему плоды. Ритуалы празднования Костромы должны были обеспечить вечное плодородие земли.

2. центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности. Население 286 тыс. чел.

Основана в XII в., впервые упоминается в Воскресенской и Тверской летописях под 1213. С н. XIII до к. XVII вв. неоднократно разорялась татарами, новгородскими ушкуйниками, польско-литовскими войсками и др. С сер. XIII в. центр Костромского удельного княжества; с 1340 в составе Московского государства. Во время польско-шведской интервенции (н. XVII в.) сыграла значительную роль в организации ополчения К.М. Минина и Д.М. Пожарского. В XVII - XVIII вв. Кострома - один из крупных русских городов с развитым текстильным, металлообрабатывающим и кожевенным производствами. В 1719 вошла в Московскую губ., с 1778 губернский город.

Архитектурные памятники: Богоявленский собор (1559 - 65); Ипатьевский монастырь (осн. в н. XIV в.), включающий каменные крепостные стены и круглые угловые башни (XVI - XVII вв.), Троицкий собор (1650-52) со звонницей (1603-05), архиерейский (XVI-XVII вв.) и братский (XVI-XVIII вв.) корпуса; на территории монастыря - Музей деревянного зодчества (церкви XVI-XVII вв., избы, ветряные мельницы XIX в.); церкви - Воскресения на Дебре (1652), Иоанна Златоуста (1791).

КОСТРОМСКИЕ СВЯТЫЕ

Соборный праздник угодников Божиих, просиявших святостью в древней костромской земле, приурочен к дню памяти прп. Геннадия Костромского. Еще в сер. XIV в. прп. Пахомий Нерехтский основал в этом крае Троицкий монастырь. А вскоре целый ряд обителей устроили ученики прп. Сергия Радонежского: прпп. Иаков Железноборовский, Макарий Писемский и Павел Комельский; несколько обителей поставил прп. Авраамий Галичский. По благословению прп. Кирилла Белозерского в костромском междуречье трудились прпп. Адриан и Ферапонт Монзенский, в монастыре прп. Паисия Галичского, который обрел Овиновский образ Божией Матери, подвизался Иаков Галичский. Одним из знаменитейших монастырей своего времени, вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры, стала Унженская Макариева обитель - одна из трех, основанных прп. Макарием. Сюда был назначен настоятелем будущий свт. Митрофаний Воронежский, впоследствии принявший схиму с именем Макарий, в честь основателя. Образовали свои монастыри прпп. Варнава Ветлужский и Григорий Пельшемский. Костромчанин Иона, митр. Московский и всея Руси, начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. Многие подвижники благочестия принесли плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

Собор Костромских святых отмечается 23 января/5 февраля.

КОСТРУБОНЬКА

КОСТРУБОНЬКА (Коструб), в древнерусской языческой мифологии мужское воплощение весны и плодородия. По своему значению имел тот же смысл, что и Кострома. Ритуальные похороны Кострубоньки определяли момент перехода к весне. В обрядовых действиях Кострубонька представлялся в виде чучела с подчеркнутыми атрибутами мужского пола.

КОСТЫЧЕВ

Павел Андреевич (12/24.02.1845-21.11/ 3.12.1895), русский ученый, один из основоположников современного почвоведения. Основные труды посвящены изучению биологических основ почвообразования и способов повышения плодородия почв. Костычев показал, что почвообразование - биологический процесс, связанный с развитием растительности и микроорганизмов, и что задача почвоведения заключается в изучении почв в связи с развитием их растительного покрова. Он первым из русских ученых применил свои знания в области микробиологии к изучению процессов разложения органических веществ в почве. Результаты своих исследований Костычев изложил в работе «Почвы черноземной области России. Их происхождение, состав и свойства» (1886). Установил, что источником перегноя черноземов служат органические вещества корневых систем степных растений. Разлагаясь в почве под действием микроорганизмов, корневые остатки почти полностью превращаются в перегной. Большое внимание Костычев уделял изучению структуры черноземных почв, считая ее важным условием их плодородия. Костычев показал специфические особенности микробиологических процессов разложения органических веществ под лесной растительностью, где растительные остатки накапливаются гл. обр. в виде опавших листьев, хвои и веток; разложение их происходит на поверхности почвы в условиях достаточной влажности и доступа воздуха почти до полного разрушения, поэтому под хвойными и хвойно-широколиственными лесами образуются бедные перегноем кислые подзолистые почвы.

В результате геоботанических исследований, посвященных вопросам смены растительности черноземных степей, Костычев пришел к выводу, что в степи на черноземах может расти древесная растительность, если охранять ее в первые годы жизни от сорных трав, отнимающих влагу. В связи с засухой и неурожаем 1891 в кн. «О борьбе с засухами в черноземной области посредством обработки полей и накопления на них снега» (1893) Костычев предложил систему мероприятий по использованию влаги путем обработки почвы и снегозадержания.

КОСУЛЯ

КОСУЛЯ - тяжелая соха, переходная форма к плугу, с одним лемехом, с отрезом и отвалом (полицею). Был разработан и облегченный тип косули, с которым могла справиться женщина. По мере развития отходничества мужчин на промыслы этот тип косули получил распространение в Костромской, Ярославской, Московской, Владимирской и др. губ.

КОСЬМИН УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирская еп., близ с. Лыкова на р. Яхроме. Основан в 1494 прп. Космою, мощи которого почивали под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся в 1482 прп. Косме. В 1666 - 75 здесь был игуменом св. Митрофан Воронежский, с собственноручною надписью которого в монастыре хранилось Евангелие.

С.В. Булгаков

КОТЛЯРЕВСКИЙ

Иван Петрович (1769-1838), малороссийский писатель. Автор шуточных описаний жизни и быта различных слоев общества русского народа Малороссии. Основные соч.: «Энеида» (1798), «Наталка Полтавка» (1819), «Солдат-чародей» (1819).

КОШЕВОЙ

Олег Васильевич (1926-1943), русский патриот, командир партизанской организации «Молодая гвардия» в годы Великой Отечественной войны, убит германскими оккупантами.

КОШЕЛЕВ

Александр Иванович (9.05.1806-12.11.1883), русский общественный деятель и публицист. С детства был близок с братьями Киреевскими и В.Ф. Одоевским. В 1823 - 25 член «Общества любомудрия». С 1840-х вошел в кружок славянофилов. Издавал и редактировал их журналы «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». Участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. Выступал за созыв земской думы, работал в органах земского и городского самоуправления.

О.П.

КОШКА

1. Петр Маркович (1828-13.02.1882), русский матрос, герой Севастопольской обороны 1854 - 55. Отличался выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев - русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя.

2. домашнее животное, очень любимое на Руси. В русских сказках кошка - очень смышленое существо, способное даже говорить по-человечески. По народным поверьям, трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.

По поведению кошек крестьяне предсказывали погоду и будущее. Кошка свертывается клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к непогоде, умывается - к хорошей погоде и приходу гостей, лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит. На Руси говорили, что тому, кто убьет чьего-нибудь любимого кота, семь лет ни в чем удачи не будет. По старинным русским поверьям, кто любит кошек, того они охраняют от злых духов и нечистой силы. Это потому что кошки, особенно черные, сами связаны с колдунами. На черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец. Черная кошка нужна черту, чтобы прятаться в нее на Ильин день, когда грозный пророк сыплет с небес своими огненными стрелами.

О.П.

КОЯЛОВИЧ

Михаил Осипович (20.09.1828-23.08.1891), русский историк, профессор Петербургской духовной академии, сын священника, автор многочисленных трудов по истории западной России. Известен прежде всего книгой «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884), являющейся первым выдающимся опытом историографии русской исторической науки с параллельными критическими, историософскими разъяснениями основных идей русских историков.

О. Платонов

КРАМСКОЙ

Иван Николаевич (27.05.1837-24.03.1887), живописец и график, художественный критик. Родился в бедной мещанской семье. С 1857 учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 возглавил «протест 14» - отказ 14-ти учеников Академии от участия в конкурсе на золотую медаль на обязательную мифологическую тему, что знаменовало разрыв с традициями академизма. Демонстративно покинув Академию, «протестанты» по инициативе Крамского образовали Артель петербургских художников как форму взаимной помощи и художественной ассоциации (в 1870 Артель сменилась Товариществом художественных передвижных выставок, объединившим наиболее значительных русских художников-реалистов для пропаганды искусства среди широких кругов общества). В 1862 - 68 Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей психологической характеристике портрета. Реалистический психологизм нашел отражение в работах Крамского, среди которых следует отметить прежде всего его автопортрет, а также изображения видных русских писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей - Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. В. Григоровича, С. П. Боткина, П. М. Третьякова, И. И. Шишкина, А. С. Суворина. Крамской создал также галерею крестьянских образов - «Полесовщик», «Мина Моисеев», «Крестьянин с уздечкой» и др. В замечательной картине «Христос в пустыне» (1872) Крамской продолжал традиции А. А. Иванова - дал глубоко психологическое, жизненное истолкование образа Христа, воплотив в нем идею самопожертвованиия. Вслед за ней Крамской приступил к созданию большого полотна на евангельский сюжет «Радуйся, царь Иудейский» (1877 - 82, осталось незавершенным). Глубоким лиризмом проникнута картина Крамского «Неизвестная» (1883); сложные душевные переживания женщины переданы в картине «Неутешное горе» (1884).

В. А. Федоров

КРАСНАЯ ГОРКА

КРАСНАЯ ГОРКА - первое после Пасхи воскресенье, весенний языческий праздник в дохристианской Руси, связанные с культом Дажъбога, пережитки которого сохранялись вплоть до н. XX в. Название «Красная горка» произошло от того, что обряд встречи восхода солнца, или «красной весны», происходит на горе, освещаемой красным солнышком и покрытой зеленым с отливом ковром.

Красная горка в разных местах России праздновалась не всегда в одно время. Так называют Фомину неделю и воскресенье или все время вплоть до Петровок. В Малороссии Красной горкой зовут канун весеннего Егория, 22 апреля/5 мая. Как и в древние времена, русские поднимались на холмы перед рассветом, но славили уже не Дажьбога, а Иисуса Христа.

В некоторых местах России и, между прочим, в Галиции совершался еще на «Святой» обряд погребения - «Кострубонька», которым изображалось замирание солнечной теплоты зимою и пробуждение, оживление ее весною. Состоял он в том, что одна из девушек, игравших в хороводе, падала, и все подруги начинали оплакивать ее как умершую; потом она поднималась, и все сообща радовались, пели, танцевали и продолжали свой веселый хоровод. Начало последнего, без сомнений, коренилось в тех плясках, пениях и играх, которыми сопровождалось древнее языческое богослужение. Самая форма их - кругообразное движение - символ солнечного движения.

Красная горка, или проводы зимы и встреча весны, в Малороссии совершали так. Молодежь высыпала гурьбою на улицу или на зеленый луг, заводила хоровод. Выбрав затем из хоровода более миловидную девушку, которая своей красотою и молодостью должна была служить как бы символом весны, украшали ее с головы до пят вьющеюся зеленью и живыми цветами; на голову ей надевали венок из живых цветов, сажали на дерновую скамью, вокруг ставили различные яства: кувшин с молоком, масло, сыр и пр., а у ног клали несколько венков. Снова начинался хоровод, и «Ляля» - так величали эту девушку - начинала бросать в своих подруг венками. Многие сохраняли эти венки до следующей весны. Обряд заканчивался тем, что девушки получали из рук своей выбранной подруги все упомянутые выше яства, которые служили символом ожидаемого плодородия.

Этот праздник живых, по древнему обычаю, соединялся с праздником умерших - Радоницею.

Н.П. Степанов

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ - в Москве, самая древняя и большая из площадей столицы, место свершения многих исторических событий и торжественных церемоний русского православного царства. Располагается у восточной стены московского Кремля. На ней находятся святыни русского народа - собор Василия Блаженного, Казанский собор, памятник Минину и Пожарскому, примыкает Иверская часовня.

Красная площадь была местом народных собраний по различным поводам. Здесь происходили семейные судилища, собирались бояре, купцы и должностные лица для рассматривания разных вопросов.

Долгое время Красная площадь была средоточием московской торговли. Полное очищение площади от торговых построек произошло в 1812.

После захвата власти в России еврейскими большевиками Красная площадь была осквернена захоронением на ней их вождя, одного из величайших злодеев в истории человечества, палача русского народа Ленина, а также погребением здесь представителей т. и. «ленинской гвардии», деятельность которых с точки зрения Православия является сатанизмом.

КРАСНОБОРСК

КРАСНОБОРСК - село в Архангельской обл., центр Красноборского р-на. Расположено на Сев. Двине, к северо-западу от Котласа. Население 5,1 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1620 в связи с покупкой земель купцом Игнатием Ожеговым. В 1780 из Красноборской слободы образован уездный город Вологодского наместничества, затем оставлен за штатом.

КРАСНОБОРСКАЯ ТРОИЦЕ-ФИЛИППО-ИРАПСКАЯ ПУСТЫНЬ

Новгородская еп., в окрестностях Череповца, на берегу р. Андоги, между реками Большим и Малым Ирапами, в местности «Красный бор». Основана в 1517; в 1764 упразднена; в 1792 восстановлена. В ее храме Святой Троицы покоились под спудом мощи прп. Филиппа; на гробнице его лежала икона, написанная по повелению преподобного, явившегося старцу Феодосию во сне в XVIII в. В числе святынь хранилась древняя Казанская икона Богоматери, по преданию, принесенная самим прп. Филиппом. Ежегодно 8 мая совершался крестный ход вокруг пустыни, в память прибытия на это место прп. Филиппа.

С.В. Булгаков

Предыдущая страница Следующая страница