Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "К" (часть 6, "КРА"-"КРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КРА"-"КРО")

КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ

КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (прежде Черногорский) мужской монастырь, Архангельская еп., возле г. Пинеги. Основан в 1603 священником Мироном, в иночестве Макарием, который впоследствии был в нем игуменом и погребен здесь. В соборном храме находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери, принесенная сюда 22 августа 1629 ярославским купцом Григорием Лыткиным, а в приделе - чудотворная Владимирская Красногорская, или Черногорская, икона Божией Матери, полученная основателем монастыря, по указанию свыше, от игумена Варлаама (жившего в Кевроле на р. Пинеге) в благословение на устроение обители на Черной горе.

С.В. Булгаков

КРАСНОГОРСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Полтавская еп., близ г. Золотоноши, в местности Красная Горка. Основан в 1789 на месте мужского монастыря, существовавшего с XVII в. и упраздненного в 1786. В монастыре находилась икона Божией Матери Дубенская, или Дубицкая (по преданию, чудесно явившаяся в XVII в. на дубу), и Корецкая (вырезанная, по преданию, основавшим монастырь пустынножителем на коре росшего на монастырской горе дерева, затем, по снятии с дерева, покрытая живописью и вделанная в киот). Ежегодно 24 августа вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Дубенской иконой Богоматери при чтении на четырех странах света акафиста Всех Скорбящих Радости.

С.В. Булгаков

КРАСНОДАР

КРАСНОДАР - центр Краснодарского края. Расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности. Население 648 тыс. чел.

Основан в 1793 (по др. данным, в 1792) черноморскими (бывшими запорожскими) казаками, переселенными на Кубань после присоединения Западного Предкавказья к России. Крепость под названием Екатеринодар была построена в 1794, являлась центром Черноморского казачьего войска. Военные события в пограничной полосе сдерживали развитие Екатеринодара. С 1860 Екатеринодар - центр Кубанской обл., город с 1867.

КРАСНОЕ

1. село в Белгородской обл., центр Краснинского р-на. Население 3 тыс. чел. Основано в сер. XIV в. крестьянами Рязанского княжества.

2. село в Липецкой обл., центр Краснинского р-на. Население свыше 6 тыс. чел. Основано в 1678 в связи с укреплением южных границ государства для защиты от набегов ногайцев и крымских татар.

КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ

КРАСНОЕ-НА-ВОЛГЕ - поселок городского типа в Костромской обл., центр Красносельского р-на. Расположен на Волге. Население 8,3 тыс. чел.

Основан, вероятно, в IX-X вв. В XVI в. вотчина бояр Годуновых, в XIX в. - кн. П.А. Вяземского. С XIX в. центр ювелирного промысла (украшения из золота, серебра с использованием чеканки, гравировки, эмалей, филиграни).

КРАСНОСЛОБОДСК

КРАСНОСЛОБОДСК - город в Мордовии, центр Краснослободского р-на. Расположен на левом берегу р. Мокши (приток Оки). Население 11,9 тыс. чел.

Известен с 1571 как Красная Слобода - укрепление в системе обороны Московского государства от татар и ногайцев. В сер. XVII в., потеряв свое оборонное значение, слобода продолжала расти; к к. XVII в. здесь проживали казаки, татарская сотня. Город с 1706. В 1780 назван Краснослободск. В XVIII в. купцами Миляковскими построены чугуно-железоделательные и винокуренные заводы. В 1-й пол. XIX в. Краснослободск приобретает торгово-распределительные функции.

КРАСНОХОЛМСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ АНТОНИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., близ Красного Холма. Основан в 1461 пустынножителем и иеромонахом, пришедшим сюда из Белозерских монастырей, Антонием. В соборном храме во имя св. Николая Чудотворца, построенном в XV в. из белого камня, находились две иконы этого святителя, из которых одна почиталась явленною.

КРАСНОЯРСК

КРАСНОЯРСК - центр Красноярского края. Расположен на берегах Енисея. Население 871 тыс. чел.

Основан в 1628 воеводой А. Дубенским как острог Красный Яр для защиты от набегов татар и сбора ясака. Интенсивное развитие Красноярска началось с постройки (1735 - 41) Московского тракта (Ачинск - Красноярск - Канск). В 1756 близ Красноярска заложен железоделательный завод купца Власьевского. В XIX в. Красноярск - центр сибирского казачества. С 1822 центр Енисейской губ.

КРАСНЫЙ

КРАСНЫЙ - поселок городского типа в Смоленской обл., центр Краснинского р-на. Расположен у слияния рек Свиная и Мерейка (притоки Днепра). Население 5,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1165 как город Красный - западный военный форпост Смоленска; неоднократно разрушался, терял и вновь получал статус города. Со 2-й пол. XIV в. до сер. XVII в. находился под властью Литвы, затем Польши. С 1654 в составе России. После разгрома наполеоновских войск под Красным фельдмаршал М.И. Кутузов получил титул «Смоленский».

КРАСНЫЙ РОГ

КРАСНЫЙ РОГ - село в Брянской обл., в Почепском р-не. В н. XIX в. имение писателя А.А. Перовского (А. Погорельского), после его смерти - поэта А. К. Толстого, который здесь постоянно жил после выхода в отставку (1861) и умер (похоронен в семейном склепе в сельской церкви). В сохранившемся флигеле - музей поэта (с 1967).

КРАСНЫЙ УГОЛ

КРАСНЫЙ УГОЛ - в русской избе наиболее почетное место, в котором вешались иконы и стоял стол. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарем православного храма, а стол - с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой и веточкой освященной вербы. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почетных гостей, а всем остальным полагалось сидеть поодаль.

В почитании красного угла прослеживались и древние языческие корни. В Древней Руси считалось, что именно там в определенные дни пребывают души предков. Покойника клали на стол и лавку головою к красному углу.

О.П.

КРАСНЫЙ ХОЛМ

КРАСНЫЙ ХОЛМ - город в Тверской обл. Расположен на Верхнемоложской низине, на р. Неледине (бассейн Волги). Население 7,8 тыс. чел.

Известен с 1518 как село Спас-на-Холму; до 1764 владение Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. В н. XVII в. село и монастырь были разорены польско-литовскими войсками. Город Красный Холм с 1776.

КРАСНЫЙ ЯР

1. село в Астраханской обл., центр Красноярского р-на. Расположено на острове, окруженном рукавами Волги (Бузан, Ахтуба, Маячная, Прорва). Население 11 тыс. чел.

Основано в 1667 как русский сторожевой пункт для защиты от набегов кочевников, первые поселенцы - казаки.

2. село в Самарской обл., центр Красноярского р-на. Расположено на р. Сок (приток Волги). Население около 8 тыс. чел. Основано в 1732 как крепость.

КРАСОТА

КРАСОТА (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота на земле не возникает сама собой, а посылается рукой и мыслию Божией» (Афиногор). «Некто, воззрев на красоту, весьма прославил за нее Творца и от одного взгляда погрузился в любовь Божию и источник слез» (св. Иоанн Лествичник).

Важнейшим образцом прекрасного для русского человека XII-XVII вв. была красота православной иконы. «Самая мысль о целящей силе красоты, - писал Е.Н. Трубецкой, - давно уже живет в идее явленной и чудотворной иконы. Среди той многотрудной борьбы, которую мы ведем, среди бесконечной скорби, которую мы испытываем, да послужит нам эта сила источником утешения и бодрости. Будем же утверждать и любить эту красоту!»

В народном сознании красоту связывают с правдой и добром. Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда. Красота на добро не смотрит, но люди от нее становятся добрее.

По мнению Ф.М. Достоевского, красота спасет мир. Вместе с тем, имея в виду ее божественный первоисточник, писатель предостерегает людей от опасности подмены красоты божественной лжекрасотой дьявола. Красота, считает он, не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется и поле битвы - сердца людей. Будущий антихрист будет пленять красотой. Помутятся источники нравственности в глазах людей.

О. Платонов

КРАШЕНИННИКОВ

Степан Петрович (31.10.1711-25.02.1755), русский исследователь Камчатки. Родился в Москве, в солдатской семье. Учился в Славяно-греко-латинской академии и Петербургском университете.

Принимал участие во второй Камчатской экспедиции (1732 - 33); проделал большую работу по изучению географии, природных богатств и народов Сибири (1734-36).

На основе материалов путешествий 1737 - 41 по Камчатке им написаны научные сочинения: «Описание камчатского народа» и «О завоевании камчатской землицы» и др. В 1751 закончил труд «Описание земли Камчатки» (2 тома, издано 1756), образец комплексного страноведческого описания малоисследованной территории. Крупной научной заслугой Крашенинникова стало описание быта ительменов, давшее ценный материал для изучения первобытного общества.

Крашенинников был сподвижником М. В. Ломоносова, вместе с которым ратовал за процветание отечественной науки, защищал просвещение и культуру. Его книги, высоко оцененные современниками и переведенные на многие иностранные языки, являют образцы русского литературного языка.

КРЕДИТНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА

КРЕДИТНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА (кооперативы), видоизмененная форма артели. По своим особенностям сочетали черты русской артели и западного кооператива. В 1910 в России существовало свыше 9 тыс. кредитных товариществ (помимо ссудо-сберегательных, которых было 3486), свыше 8 тыс. потребительских обществ и лавок, свыше 4 тыс. крестьянских обществ и товариществ, насчитывалось свыше 10 млн. членов кооперативов, что вместе с их семьями составляло около 50 млн. человек.

Кредитные товарищества и кооперативы были заняты не только кредитными, но и хозяйственными операциями - закупками и сбытом, арендой земли, мелиорацией, организацией производства и т.п. Эти кооперативы выросли главным образом на средства казны. В 1914 она вложила в них в виде ссуд свыше 100 млн. рублей.

Целый ряд кредитных кооперативов был создан специально как артельные предприятия с промысловыми и сельскохозяйственными целями: по металлическим производствам (в Нижегородской, Ярославской, Пермской губ.), столяров, мебельщиков, корзинщиков, производителей сельскохозяйственных машин и орудий, сапожников, кожевников, гончаров, огородников, хмелеводов, виноделов, маслоделов, табаководов, рыболовов, хлопководов и мн. др. Среди артелей-производителей сельскохозяйственных машин и орудий особенно прославились Благовещенское кредитное товарищество, снабжавшее своими веялками Европейскую Россию и Сибирь, и Саранское кредитное товарищество Пензенской губ., известное своими дешевыми, но качественными молотилками.

В Петербурге возник целый ряд кредитных товариществ, состоявших почти исключительно из «пролетариев», работавших по найму у хозяев-ремесленников. Это были артели кроватщиков, слесарей, сапожников, столяров.

Конечно, не всем кредитным артелям удавалось выжить в конкурентной борьбе с капиталистическими предприятиями, особенно в условиях крупных городов. Так, лопнуло самое крупное по оборотам и числу членов Петербургское кредитное товарищество кроватщиков, оставив после себя значительные долги.

Особое место среди российских кооперативов занимали с.-х. общества - садоводства, огородничества, виноградарства, хмелеводства, пчеловодства, молочного хозяйства.

Сельскохозяйственные общества нельзя путать с сельскохозяйственными товариществами, которые создавались для организации производства, подсобных промыслов, организации сбыта и закупок, земельных покупок, аренды земли, мелиорации (903 товарищества в 1913). Как сельскохозяйственные общества, так и сельскохозяйственные товарищества в России широкого распространения не получили (всего их было около 4 тыс.). Это объясняется тем, что по всей России существовала самая массовая артель в сельском хозяйстве - община, которая выполняла многие из этих функций.

Сельскохозяйственные общества создавались преимущественно с целью подъема земледельческой культуры. С инициативой их создания, как правило, выступали не сами крестьяне, а «земские агрономы, благожелательные земцы, помещики и разного рода деревенские интеллигенты, не чуждые агрономической жилки». Кредита эти общества не имели, коммерческие операции почти не вели.

О. Платонов

КРЕМЛЬ

КРЕМЛЬ - центральная укрепленная часть русских городов, обычно расположенная на высоком месте и обнесенная стенами с башнями. До XIV в. применялся термин «детинец», сохранившийся и в настоящее время в некоторых городах, напр., в Новгороде (См.: Город). Происхождение названия «Кремль» до сих пор остается невыясненным. Существует несколько версий: от греческого слова «крепость»; от греческого слова «кримнос», т. е. крутизна; от слова «кремь» - хвойное дерево (особенно крепкое как строительный материал). В первый раз упоминается в летописи под 1331 как «кремник». Первоначально кремли строились земляные и деревянные, позже - каменные и кирпичные. В кремле обычно находились: дворец князя, собор, присутственные места, дворы бояр. Планировка кремля диктовалась рельефом местности; количество и форма башен и расстояние между ними - военно-оборонительными соображениями. В башнях и в стенах устраивались бойницы, над стенами - навесные стрельницы. Стены часто окружались рвом. Замечательным образцом кремля является Кремль Московский. Широкое строительство каменных кремлей (возведение новых, завершение ранее начатого строительства, замена деревянных кремлей каменными) велось в XVI-XVII вв. в Нижнем Новгороде, Пскове, Туле, Коломне, Зарайске, Казани, Ростове, Смоленске, Серпухове, Астрахани и др. При перепланировке русских городов во 2-й пол. XVIII и 1-й четв. XIX вв. кремли, утратившие стратегический характер, были включены в городские комплексы как административные центры и историко-художественные ансамбли.

КРЕМЛЬ, ГАЗЕТА

КРЕМЛЬ, газета - ежедневная политическая и литературная газета патриотического направления, выходила в Москве в 1897 - 1918. Держалась твердых православно-монархических позиций, боролась с засильем либерально-космополитической и революционной идеологии. Редактор-издатель Д.И. Иловайский.

КРЕМЛЬ МОСКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО - См.: КРЕСТЬЯНСТВО.

КРЕСТНАЯ СИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крест - самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Поэтому христиане и осеняют себя крестным знамением - крестятся. Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони (что символизирует Божье Триединство и две Природы - Божественную и Человеческую - во Христе) и крестятся ото лба - к груди и от правого плеча - к левому. Этот всеобъемлющий символ показывает, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием нашей жизни и что наш ум и сердце отданы любви к Богу.

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ И МАТЬ, КУМ И КУМА

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».

Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.

В духовное родство с крестными (в народной терминологии - кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).

Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).

Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст».

По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.

Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.

По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, - «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест - символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.

Т. А. Листова

КРЕСТНЫЙ СТАВРОС-КИЙОСТРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., на о. Кие Онежского залива, близ устья р. Онеги. Основан в 1656 патр. Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (греч.: крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранился из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патр. Никона, в Палестине по точному размеру Креста Христова, животворящей силе которого патр. Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенные ковчеги креста вложены части древа Креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где Он родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. По сторонам креста находились писаные изображения свв. равноапп. Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патр. Никона. В библиотеке хранилось рукописное житие патр. Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором.

С.В. Булгаков

КРЕСТНЫЙ ХОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕСТОВАНИЕ

КРЕСТОВАНИЕ - в Древней Руси побратимство через обмен крестов, носимых на шее. Поменявшийся крестами мужчина назывался крестовой, или крестовой брат, а женщина - крестова, крестовая сестра.

КРЕСТОВНИКОВЫ

КРЕСТОВНИКОВЫ - русские промышленники и торговцы. Выходцы из монастырских служебников Переяславля-Залесского, в сер. XVIII в. приписались в купечество. В 1774 Козьма Васильевич (1755-1814) переселился в Москву, где основал сахарный, белильный заводы (ликвидированы в 1820-х) и ткацкую фабрику в с. Поляны Московского у. (закрыта в сер. 1850-х). Его сыновья и внуки, приписавшись в 1826 в московское купечество, построили бумагопрядильную фабрику в Полянах (1850; в 1890 до 1000 рабочих), стеариновый завод в Казани (1855; в н. XX в. до 2500 рабочих), в 1859 создали «Товарищество Казанского кожевенного завода на паях» (капитал 600 тыс. руб.; ликвидировано в 1866). Для закупки сырья и сбыта продукции Крестовниковы организовали 26 торговых контор в Европейской России, Сибири, Средней Азии (Крестовниковы одними из первых начали покупать хивинский и бухарский хлопок), а также комиссионерства за границей. Название фирмы Крестовниковых (осн. в 1831) менялось, с 1871 - «Фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых на паях». Возглавлявший ее (с 1890-х) Григорий Александрович (1855-1918) являлся членом советов и правлений нескольких крупных предприятий, председателем правления Московского купеческого банка (с 1903). В 1905-15 - председатель Московского биржевого комитета. Член Совета съездов представителей промышленности и торговли. С 1906 - член Государственного совета от купцов и промышленников.

КРЕСТОВОЕ БРАТСТВО

КРЕСТОВОЕ БРАТСТВО - См.: ПОБРАТИМСТВО.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ДУБЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в к. XIV в. Здесь 20 лет (с 1582 - 1604) подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель. Во 2-й пол. XVI в. монастырь пользовался покровительством знаменитого защитника Православия на Волыни, кн. Константина Острожского, и достиг цветущего состояния; затем два раза находился во власти униатов; в 1822 обращен был в приходскую церковь; но в 1860 восстановлен и приписан к Почаевской Успенской лавре.

С.В. Булгаков

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

1. Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский, основанный (в 1355 - 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1814 -23.

С.В. Булгаков

2. Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери «Троеручицы». Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.

С.В. Булгаков

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р. Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов. По преданию, здесь была временная квартира Карла XII. В монастыре находилась замечательная картина «Император Петр I - Победитель» и хранилось первопечатное грузинское Евангелие.

С.В. Булгаков

КРЕСТОВСКИЙ

Всеволод Владимирович (11.02.1840-18.01.1895), русский прозаик, поэт, журналист. Происходил их старинного дворянского рода. Не доучившись, бросает университет и активно включается в литературную работу. Сотрудничает в журналах самых разных направлений. Выступает как поэт и чтец-исполнитель, автор психологических рассказов и очерков петербургского быта. В 1858 становится свидетелем уличного происшествия, подтолкнувшего его к написанию романа «Петербургские трущобы» (1864 - 66). Польское восстание 1863 стало отправной точкой для дилогии Крестовского «Кровавый пуф (Хроника о новом Смутном времени Государства Российского)», состоящую из романов «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874). Консервативно-националистическая позиция писателя, его откровенный патриотизм вызвали резко отрицательную реакцию т. н. «демократических кругов».

В 1868 Крестовский поступает на военную службу. Участвуя в ряде серьезных операций Балканской кампании, в частности, в штурме Плевны, был отмечен за храбрость несколькими медалями. Издал два тома писем с театра военных действий и военных очерков. В 1880-е пишет три романа, посвященных «еврейскому вопросу»: «Тьма египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала».

Путешествовал с эскадрой С. С. Лесовского из Неаполя во Владивосток, полгода жил в Японии. Участвовал в посольствах по поручению генерал-губернатора Туркестана М. Г. Черняева в Бухару и Хиву и в раскопках в урочище Афросиаб. Все необычные повороты своей жизни Крестовский отразил в многочисленных очерках, записках и газетных передовицах.

КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ

Великого поста. «Крест для иудеев - соблазн, для язычников - безумие, для нас, верующих, - спасение», - говорил св. Иоанн Златоуст. В это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест Христов, который сияет как знамя победы над смертью и приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест, водруженный некогда посреди земли, подобен древу жизни, насажденному в раю. Древом искусились наши прародители - древом же спасено человечество. Благовестие о Кресте, прозвучавшее в Преполовение (в середине) поста, и поклонение ему утешительно напоминают о приближающемся Светлом Воскресении Христовом, которое невозможно без Крестной смерти. Строгие и скорбные богослужения предыдущих недель, особенно первой, могут и устрашить грешника, и растрогать самое окаменелое сердце. И вот теперь, посреди четыредесятницы, великое утешение и ободрение - Святой Крест выносится на середину храма для всеобщего поклонения. Вся служба посвящена Кресту, который маяком возносится над пучиной моря житейского, предлагая верное направление. Апостол, читаемый в этот день, указывает на крестные страдания Спасителя как на средство примирения нашего с Богом. Евангелие напоминает христианину об обязанности каждому нести свой крест, следуя за Распятым на Кресте. Господь пострадал ради нас, и во имя Его мы должны неустанно подвизаться в посте, молитве и прочих подвигах благочестия, отстраняя от себя и умерщвляя в себе все то, что препятствует этим подвигам. Так в сердце верующего запечатлевается Крест Христов как орудие нашего спасения, как знамение могущественнейшей силы, охраняющей нас на земле и отверзающей нам вход в небесное наше отечество.

КРЕСТЦЫ

КРЕСТЦЫ - поселок городского типа в Новгородской обл., центр Крестецкого р-на. Расположен на р. Холове (бассейн оз. Ильмень). Население 10,7 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1393 как погост Хрестцовский, позже слобода Крестецкий Ям. С 1776 уездный город Крестцы Новгородского наместничества.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ

КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ - См.: ДОМ.

КРЕСТЬЯНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЩЕНИЕ

КРЕЩЕНИЕ - первое христианское Таинство, внешний акт принятия в церковное общество.

Прежде совершения Таинства Крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства. Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога. Когда же крестят младенца, то отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры, произносят от его лица восприемники, т.е. крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем, которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: «Крещается раб Божий» (причем упоминает его имя) «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». На крещеного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается Таинство Миропомазания. Священник помазывает крещеного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т.е. знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещеному дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещеным и его восприемниками кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возжженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЩЕНИЕ КУКУШКИ

КРЕЩЕНИЕ КУКУШКИ - См.: КУМЛЕНИЕ.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЕЩЕНСКАЯ КОЛЯДА

КРЕЩЕНСКАЯ КОЛЯДА - См.: КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР.

КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР

КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР (навечерие Богоявления). В этот вечер - 5/18 января - русские люди, как и на Рождество, постились до первой звезды. Следующая затем трапеза называлась Сочельником, Голодною кутьею или Голодным святым вечером. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др. При этом существовал обычай начертывать мелом на дверях, окнах и других особенно видных местах зданий кресты. Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособною к порче и особенно целебною для разных недугов. В Крещенский вечер совершались также обряды, имевшие в своей основе пережитки древних языческих ритуалов Авсеня и носившие название крещенской коляды или щедрого вечера. «Мнози от неразумия, - замечается в Стоглаве, - простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание... в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают». Нет никакого сомнения, что это были заключительные святочные игрища, которые начинались с праздника Рождества Христова и продолжались в течение 12 дней до самого Богоявления. Как видно из грамоты царя Алексея Михайловича (1649), в Москве в то же время «кликали плугу», т.е. славили плуг; в этих обычаях было некоторое сходство с указанными нами выше обрядами Авсеня, потому они и ставятся в упомянутой грамоте рядом с ним. Остаток обряда славленья плуга сохранился доселе, но в одних местностях этот обряд совершается накануне Рождества Христова, а в других - накануне Нового года. Малороссы накануне Рождества Христова кладут под стол чересло плуга, а накануне Нового года ходят по домам с плугом. В тот же день щедруют на Червонной Руси и при этом поют. «Ой чiй же то плужок так рано выходит... Господарей плужок, Божья худоба».

И.П. Калинский

КРИВИЧИ

КРИВИЧИ - восточнославянское племенное объединение VI - IX вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского оз. Археологическими памятниками кривичей являются курганы с трупосожжениями в виде длинных валообразных насыпей, остатки земледельческих поселений и городища, где открыты следы железоделательного, кузнечного, ювелирного и др. ремесел. Главными центрами кривичей являлись Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. Археологические памятники кривичей обнаружены и в верховьях Немана. В к. IX-X вв. в курганах кривичей появляются богатые погребения дружинников с вооружением. Особенно много их в Гнездовском могильнике. По летописи, кривичи, до включения их в состав Киевского государства, имели свое княжение («свою волость»). В последний раз имя кривичей упоминается в летописи под 1162, когда на земле кривичей уже сложились Смоленское и Полоцкое княжества, а северозападная ее часть вошла в состав Новгородских владений. Судя по археологическим и лингвистическим данным, кривичи сыграли большую роль в колонизации Волго-Клязьминского междуречья.

П. Третьяков

КРИВОЙ РОГ

КРИВОЙ РОГ - город в Малороссии на р. Ингулец. Возник в XVII в. из поселений запорожских казаков. В окрестностях Кривого Рога, у Желтых Вод, в 1648 войско Богдана Хмельницкого разбило авангард польских войск. С 1820-х Кривой Рог - военное поселение; с 1860 - местечко. Начало промышленного развития Кривого Рога связано с добычей железной руды.

КРИВОПОЛЕНОВА

Мария Дмитриевна (1843-1924), русская народная сказительница, певица. Мастерство унаследовала от своего деда, народного сказителя М. Кабалина. Репертуар Кривополеновой включал былины, скоморошины, исторические и лирические песни. С 1915 выступала в Москве и др. городах. Записанные от М. Д. Кривополеновой образцы народного искусства вошли в посвященный ей сб. «Былины и скоморошины, сказки» (1950).

КРИЖАНИЧ

Юрий (ок. 1618-12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг - «Политика» (1663 - 66), «Об Божьем смотрении» (1666 - 67), «Толкование исторических пророчеств» (1674).

В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян. «Русский народ, - писал он, - и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея).

Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название - чужебесие. Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа.

О. Платонов

КРИСТАЛЛОГРАФИЯ

КРИСТАЛЛОГРАФИЯ - наука о кристаллах и кристаллическом состоянии вещества, ее теоретические основы созданы в 1890 выдающимся русским ученым Е. С. Федоровым.

КРИЧЕВ

КРИЧЕВ - город в Белоруссии, на р. Сожь. Первые поселения на этом месте датируются V-VII вв. (городище Городец). В письменных источниках упоминается в 1150 под названием Кречут. Со 2-й пол. XIV в. захвачен Литвой. В 1772 возвращен России.

КРОЛЕВЕЦ

КРОЛЕВЕЦ - город в Малороссии на р. Реть (бассейн Десны). Основан в н. XVII в. при Б. Хмельницком. Сотенный город Нежинского полка. С 1654 в составе России.

КРОМЫ

КРОМЫ - поселок городского типа в Орловской обл. Расположен на р. Кроме (приток Оки). Население 7,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в документах с 1147. На Кромском городище в 1595 был построен острог для защиты от набегов татар. С 1778 уездный город Орловской губ., после 1925 сельское поселение. С 1957 поселок городского типа. В Кромах: пенько-завод, маслодельный завод, райпищекомбинат и др. предприятия. Архитектурные памятники: здания бывшей женской гимназии (сер. XIX в.), казначейства и др.; Никольская церковь (1838). Древнее городище (раскопки, XII в.).

КРОНШТАДТ

КРОНШТАДТ - город в Ленинградской обл., подчинен городской администрации С.-Петербурга. Расположен на о. Котлин, морской порт в восточной части Финского залива. Население 45,5 тыс. чел.

Основан Петром I в 1703 как морская крепость Кроншлот (Коронный замок); с 1723 закрепилось современное название (нем.: Коронный город). В годы Северной войны 1700 - 21 неоднократно отражал нападения шведского флота. С 20-х XVIII в. Кронштадт - главная база Балтийского флота, в 1783 из Петербурга в Кронштадт было переведено Адмиралтейство. Здесь проходили службу флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Г.И. Бутаков, С.О. Макаров и др.; на рейде Кронштадта были испытаны многие виды морского вооружения и техники. В Кронштадте снаряжались русские корабли, уходившие в кругосветные и дальние плавания.

Сохранились многочисленные постройки XVIII -XIX вв.: бывший Итальянский дворец, т. н. губернские дома, комплекс Адмиралтейства, ансамбль Центральной крепости, Арсенал, бывший Гостиный двор, Андреевский собор и др.

Протоиереем и настоятелем Андреевского собора в Кронштадте был великий русский святой Иоанн Кронштадтский.

КРОТОВ

Александр Анатольевич (1.05.1945-25.10.1999), русский писатель и общественный деятель, главный редактор патриотического журнала «Молодая гвардия» (с 1996). Перу Кротова принадлежат книги «Русская смута», «Час фортуны», «Неведомая Россия», «Космический меридиан», «Музыка нежна» и др., в которых он воплощает собственную патриотическую концепцию исторических событий, происходящих в современной России.

Под руководством Кротова журнал «Молодая гвардия» стал одним из политических символов противостояния русских людей темным силам иудаизма, масонства и космополитизма.

КРОТОСТЬ

КРОТОСТЬ - качество, высоко ценимое на Св. Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость - смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму.

Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие народной пословицей: «Не ищи мудрости, а ищи кротости».

«Кроткое слово гнев побеждает, - говорили русские люди. - Лютость бедит (приводит к беде), кротость побеждает. Аще обрящеши кротость, одолевши мудрость. Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Духом кротости, а не палкой по кости».

О. Платонов

Предыдущая страница Следующая страница