Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИМ"-"ПОК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИМ"-"ПОК")

ПИМЕН

ПИМЕН (в миру Извеков Сергей Михайлович) (10/23.07.1910-3.05.1990), Патриарх Московский и всея Руси. Родился в с. Богородском близ Москвы. С 1927 в монашестве. В духовном сане с 1930 (иеродиакон, иеромонах). В 1937 был арестован, отбывал заключение в Средней Азии. В 1941-43 на фронте. В 1944 снова арестован. В 1946 освобожден, служил игуменом в Муроме, монашествовал в Одессе. С 1949 по 1953 наместник Псково-Печерского монастыря. В 1954 - 57 настоятель Троице-Сергиевой лавры. С 1957 - епископ, в 1960 - 61 управляющий делами Московской Патриархии, член Священного Синода. С 1961 митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1963 - митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1971 избран Патриархом Московским и всея Руси. В 1988 председательствовал на Соборе, одобрившем новый церковный устав.

ПИМЕН ВЕЛИКИЙ

Египетский, преподобный (ск. ок. 450), родился ок. 340 в Египте, с двумя своими братьями ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Стремясь к безмолвию и уединению, братья не согласились встретиться даже с матерью, передав ей, что если она желает видеть их в вечной жизни, то пусть не ищет встреч с ними в этом мире. Утешенная таким обетованием, мать смиренно вернулась домой. Слава о подвижничестве прп. Пимена распространилась по всему Египту. Правитель области пожелал встретиться со святым, но тот отказал ему. Придумывая уловки, при помощи которых он мог бы увидеть прп. Пимена, правитель повелел заключить в тюрьму его племянника. На это старец написал письмо правителю, в котором советовал рассмотреть преступление юноши и при наличии вины - наказать того. Правитель, поняв, что его хитрости видны святому, приказал отпустить невиновного. Для многих иноков прп. Пимен был наставником в духовном подвиге. Он оставил после себя множество изречений, которые были им испытаны многолетними упражнениями в посте и молитве. Святой говорил своим ученикам: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло - сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Одному согрешившему иноку, который желал провести в покаянии три года, старец сказал: «Если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». Скончался святой в возрасте 110 лет.

Память прп. Пимену отмечается 27 августа/9 сентября.

ПИМЕН ПЕЧЕРСКИЙ

Многоболезненный (ск. 11.02.1110), родился больным, рано возжелал пострига, но родители воспротивились этому. Наконец они против своего желания вынуждены были принести его в Печерский монастырь и просили иноков молиться о нем. Ночью, когда все спали, пришли к болящему под видом игумена и братии ангелы и постригли преподобного, назвав Пименом, причем сказали, что его постригальная свеча не угаснет в течение сорока суток и что его выздоровление будет признаком кончины. Волосы его они положили на гробницу прп. Феодосия в запертую церковь и на другой день их там и нашли. В келью к нему положили больного брата, но приставленные к ним для служения иноки пренебрегли ими. Тогда прп. Пимен спросил этого брата, стал ли бы он ему служить, если бы выздоровел. Брат согласился и тут же получил исцеление. Но скоро он сам впал в тот же грех, оставив своего больного: он ушел жить в незанятую келью. Никто не знал, почему он заболел той же болезнью, но, когда его нашли, прп. Пимен сказал: «Он жнет то, что посеял» - и велел его позвать. Брат пришел совершенно здоровым. Преподобный напомнил ему Евангельские слова: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Накануне кончины прп. Пимена три огненных столпа поднялись над трапезной, а потом перешли на собор. В этот день святой, причастившись, пошел в пещеру и сам показал место своего погребения.

Память прп. Пимену отмечается 7/20 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

ПИМЕНОВСКАЯ

ПИМЕНОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в московском Благовещенском соборе. Принесена сюда из Константинополя в 1361 митр. Пименом.

Празднуется 6/19 июня.

ПИНЕГА

1. поселок в Архангельской обл., в Пинежском р-не. Расположен на правом берегу р. Пинеги (приток Сев. Двины). Население 6,9 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1137. С н. XVII в. известен как погост Пинежский Волок; в 5 км от него проходил древний новгородский торговый путь к рекам Мезень, Печора и на Урал. С 1780 город, центр Пинежского уезда Архангельского наместничества.

2. река, правый приток Северной Двины, в Архангельской обл. Длина 779 км. Основные притоки: Выя, Юла, Покшенга (лев.); Ежуга (прав.).

ПИНСК

ПИНСК - город в Белоруссии у слияния рек Пины и Припяти. Впервые упоминается в летописи в 1097. В период Киевской Руси входил в состав Турово-Пинского княжества; с к. XII в. - центр самостоятельного княжества, важный торговый и ремесленный центр. Около 1318 захвачен Литвой, с 1521 - Польшей. В 1793 возвращен России.

ПИРОГОВ

1. Александр Степанович (22.06/4.07.1899-26.06.1964), выдающийся русский оперный певец (бас). Учился в Московском университете и в Музыкально-драматическом училище по классу пения. В 1919 - 22 - артист хора. В 1922 - 24 солист Свободной оперы Зимина в Москве, с 1924 в Большом театре. Среди лучших партий Пирогова: Сусанин, Руслан, Мельник, Борис Годунов, Досифей («Хованщина»), Иван Грозный («Псковитянка»).

Огромный темперамент и певческое мастерство сочетались у Пирогова с большой музыкальной культурой и разносторонним сценическим дарованием.

В концертном репертуаре певца народные песни и русская камерная классика.

2. Николай Иванович (13.11.1810-23.12.1881), врач-хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны (1854 - 55), Франко-прусской (1870 - 71) и Русско-турецкой (1877 - 78) войн (выезжал на фронт консультантом). В 1828 Пирогов окончил медицинский факультет Московского университета, с 1836 - профессор Дерптского университета, с 1840 - Петербургской медико-хирургической академии, с 1856 попечитель Одесского и 1858 - 62 Киевского учебных округов. В 1847 сделал доклад об операциях под эфирным наркозом и впервые применил наркоз в военно-полевой хирургии, применил неподвижную гипсовую повязку, ввел ряд новых медицинских приемов и методов хирургических операций; мировую известность получил атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (1851-54).

В. А. Федоров

ПИСЕМСКИЙ

Алексей Феофилактович (11.03.1821-21.01.1881), прозаик, драматург. По окончании математического отделения Московского университета несколько лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1854, выйдя в отставку, он перебирается в Петербург.

Уже в первых романах и повестях «Тюфяк» (1850), «Боярщина», «Богатый жених» и др. Писемский раскрывает перед читателем убогий мир космополитизированного дворянства и чиновничества, показывает унылое существование «мелких натур», чуждых вере и русскому народу.

В своем лучшем романе «Тысяча душ» (1858) Писемский дает типичный для того времени образ дворянина, забывшего о своем долге честного служения Русскому государству и предпочитающего ему богатство и комфорт. Главный герой романа жертвует национальными идеалами ради карьеры и денег, символизируя собой духовно-нравственное оскудение российского дворянства, ставшее одной из главных причин революции 1917.

Драма «Горькая чужбина» (1859), в центре которой судьба оброчного мужика, страдающего от любви жены к барину, но по-христиански прощающего ее измену, была удостоена Уваровской премии (наряду с «Грозой» А. Н. Островского).

В 1863 он печатает в «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», посвященный столкновению разных общественных сил во время крестьянской реформы. Автор откровенно отдает предпочтение приверженцам национальной самобытности России.

Спор с шестидесятниками, т. е. с так называемыми революционными демократами, продолжается и в романе «Люди сороковых годов» (1869).

В последнем романе Писемского «Масоны» (1880) показан мир людей, чуждых и враждебных национальной России. Действие происходит в 1835 в одном из губернских городов. Многие видные горожане, включая губернского предводителя дворянства, - масоны. Они собираются, совершают свои ритуалы, мечтают о том, как станут полными хозяевами жизни. Их интересуют только карьера, деньги, комфорт.

ПИСИЙСКАЯ

ПИСИЙСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в н. IX в. в г. Сизополе-Писидийском. Древний список с нее находится в Москве, в Ново-Спасском монастыре, с 1608. Он был в келье инокини Марфы, матери царя Михаила Феодоровича.

Празднуется 3/16 сентября.

ПИСЦОВЫЕ И ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ

ПИСЦОВЫЕ И ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ - документы имущественного учета Русского государства XV -XVII вв., служившие основанием для сбора податей. Писцовые книги, носившие в то время название «данских», упоминаются еще при вел. кн. Василии Темном. Описи владений в целях финансового обложения производились уже гораздо раньше. В XIII в. татары через каждые 17 лет производили общие исчисления душ мужеского пола и голов скота. Когда в XIV в. князья сами начали собирать подати для татар и русское правительство стало ответственным перед Ордой за правильное поступление дани, подать из поголовной (подушной) превратилась в поимущественную, сообразно с этим изменилась система описей, которая, совершенствуясь, развилась в правильную систему писцовых книг. Так, в 1491-92 была сделана перепись Новгородской и Тверской земель, приблизительно в то же время была начата общая перепись населения («большое письмо»), которая продолжалась и при Василии III; наконец, при Иоанне Грозном было сделано две (в 1540-х и в 1550-80-х), а при Феодоре Иоанновиче - одна, общие переписи. В XVI в. окладной единицей являлась московская «соха» - крупная условная единица измерения всяких имуществ. После Смутного времени единицей обложения явилась «живущая четверть», т.е. несколько крестьянских и бобыльских дворов. К этому же времени относится и появление дозорных книг - результата деятельности писцов, посланных Земским собором 1619 в разоренные местности для определения платежных сил населения. «Живущая четверть» для значительной части населения служила окладной единицей вплоть до 1670-х, и общая перепись в 1625-30-х была произведена по этой системе. В 1646 -48-х и 1676-78-х правительство делает дальнейшие шаги по пути общей финансовой реформы, устраивая переписи по принципу подворного исчисления населения, по окончании которых все прямые налоги были перенесены с «сохи» и «живущей четверти» на «двор». Результаты переписи 1676-78-х сохранили свое значение до введения ревизий, и еще при Петре I подати собирались по книгам этого времени. После подворных переписей 1646-48-х и 1676-78-х впервые появились переписные книги, которые для удобства справок в приказах и уездных учреждениях сокращались в книги перечневые, т.е. в указатели имен владельцев и итога принадлежащих им дворов. Что касается писцовых книг, то они состояли из описания, качественного и количественного, земель, населенных мест, урожайности, повинностей в пользу местных властей и землевладельцев и сравнительной с предыдущими годами таблицы доходов, чем и отличались от книг переписных, содержавших лишь подробное исчисление дворов исключительно тяглого населения. Кроме финансового, писцовые и переписные книги имели еще и юридическое значение, являясь доказательством права собственности на землю и на крестьян и подтверждая дворянское происхождение владельцев населенных мест и их наследников. С исторической точки зрения книги имеют очень важное значение как источники для изучения экономического, финансового и сословного быта допетровской Руси.

С.Ю.

ПИСЦЫ

ПИСЦЫ - термин со времен Древней Руси имел несколько значений. Писцами называли переписчиков и составителей рукописей, в частности переписчиков рукописных книг («книжные писцы»), мастеров-иконописцев и авторов книжных миниатюр («иконные писцы»), наконец, с XVIII в. - мелких чиновников. В XIII-XV вв. в документах упоминаются писцы и «опищики», которые «пишут» землю. В к. XV - н. XVIII вв. это были правительственные уполномоченные, назначаемые на места для описания и межевания земель, они руководили составлением писцовых, межевых, переписных и др. книг, имели право суда и решения земельных тяжб.

ПИТИРИМ ТАМБОВСКИЙ

ПИТИРИМ ТАМБОВСКИЙ - епископ (27.02.1645-27.02.1698), родился в Вязьме и был назван Прокопием. С детства полюбил чтение святоотеческой и житийной литературы, овладел искусством иконописания и церковного пения. Это сформировало его духовный облик. Приняв пострижение в Вяземском Предтечевом монастыре, он провел там около 20 лет, заслужив уважение братии, которая избрала его игуменом. В 1685 патр. Иоаким рукоположил архим. Питирима во епископа недавно образованной Тамбовской еп. Дикий край, населенный раскольниками, беглыми преступниками, язычниками и татарами, враждебно встретил святителя. Но он рьяно взялся за дело. Повсюду стали строиться храмы, устраиваться монастыри, приводиться в благолепный вид населенные пункты. Много трудов приложил святитель и для обращения в христианство язычников и магометан, и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, стал религиозным. Владыка всегда был доступен для обращавшихся к нему за советом и помощью. Неприхотливый в быту, свои средства он тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Заботясь о подготовке достойных пастырей, святитель устроил для них специальную школу, а при архиерейском доме - библиотеку. Он часто становился на клирос, чтобы научить церковнослужителей правильному чтению и пению. Личным примером, святостью жизни и силой благодатного слова свт. Питирим многих привел в лоно Православной Церкви. Несколько написанных им икон прославились чудотворениями. Погребен был архипастырь в построенном им Преображенском соборе. Мощи свт. Питирима, украденные после революции, чудесно обретены в 1988 и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.

Память свт. Питириму отмечается 28 июля/10 августа.

ПИТЬЁ

ПИТЬЁ - в древнерусских языческих обрядах часть культа поклонения богам. Во время пиров и возлияний язычники пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов. Обычай ритуального винопития в почитании языческих богов был так распространен, что в старинных требниках обычным исповедным вопросом было: «Молился бесам или чашу их пил?».

Ритуальный характер выпивок пережил языческие времена и стал неотъемлемой частью застолий во время христианских праздников. На Руси существовали особые сосуды - чары, братины - для питья вкруговую. На Севере России братины использовались вплоть до н. XX в. Кн. Владимир отвергал исламский запрет на употребление вина, заявляя, что на «Руси есть веселье питье, не можем без того быти». При этом князь имел в виду не поощрение винопития вообще, а неразрывную связь праздничного застолья с ритуальным винопитием, ставшим народным обычаем. Однако винопитие в обычные будничные дни считалось недопустимым, преследовалось властями, осуждалось общественным мнением. Появление пьянства на Руси началось в Малороссии с развития кабачества иудейскими арендаторами.

О. Платонов

ПИХНО

Дмитрий Иванович (1.01.1853-29.07.1913), русский экономист и общественный деятель, профессор Киевского университета, член Государственного Совета, редактор русской патриотической газеты «Киевлянин» (1878-1907), руководитель киевского отделения Союза Русского народа. Своей деятельностью Пихно внес большой вклад в развитие русского национального самосознания и в противостояние Иудейско-масонской идеологии.

ПЛАВСК

ПЛАВСК - город в Тульской обл., центр Плавского р-на. Расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на р. Плаве (бассейн Оки). Население 16,2 тыс. чел.

Известен с 1540 как с. Сергиевское. С XVIII в. принадлежало князьям Гагариным. В XIX в. крупное торговое село.

ПЛАКУН-ТРАВА

ПЛАКУН-ТРАВА - в представлениях Святой Руси, выражавшихся в духовных стихах «Голубиной книги», чудесная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа.

Плакун-трава - «всем травам мати». Она позволяет повелевать духами, овладевать кладами. Она смиряет сатанинские силы, делает их послушными воле человека, уничтожает чары колдунов и ведьм, спасает от дьявольского искушения и болезней, сделанный из этой травы крест, надетый на бесноватого, изгоняет из него бесов.

О.П.

ПЛАСТОВ

Аркадий Александрович (19/31.01.1893-12.05.1972), русский художник. Жанровые картины и пейзажи Пластова проникнуты поэтическим восприятием русской природы, любовью и уважением к русскому крестьянину («Сенокос», «Жатва», «Фашист пролетел», «Ужин тракториста», «Весна» и т. д.). Яркий иллюстратор произведений Некрасова, Толстого, Чехова.

ПЛАТОВ

Матвей Иванович (6.08.1751-3.01.1818), герой Отечественной войны 1812, войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (с 1809), граф (с 1812). Участник Русско-турецких войн 1768 - 74 и 1787 - 91, сподвижник А. В. Суворова, участвовал во взятии Очакова (1788) и Измаила (1790). При Павле I находился в опале, был сослан в Кострому. В 1806 - 07 участвовал в войне с Францией, в 1807 - 09 - с Турцией. В сражении при Бородине 26 августа 1812 совершил успешный рейд в тыл французской армии, чем приостановил на два часа атаки противника на центр обороны русских войск (батарею Раевского). В заграничных походах русской армии 1813 - 14 Платов командовал казачьим корпусом.

В. А. Федоров

ПЛАТОНОВ

1. Олег Анатольевич (р. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике («Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание о народном хозяйстве») и истории России («Убийство царской семьи», «Григорий Распутин», «Николай II», «Русская цивилизация»). Главный труд - серия историко-архивных исследований «Терновый венец России»: «Тайная история масонства», «Заговор цареубийц», «Николай II в секретной переписке», «История русского народа в XX веке» (2 тома), «Тайна беззакония», «Загадка сионских протоколов» - вышел по благословению митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

2. Сергей Федорович (16/28.06.1860-10.01.1933). русский историк-монархист. Главный труд Платонова (его докторская диссертация) - «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)» (1899). В развитии Смутного времени Платонов выделял три периода: династический, социальный, национальный. Трактуя Смуту как нарушение государственного порядка, Платонов много внимания уделил рассмотрению социального брожения в различных слоях русского общества и массовых движений. Платонов искал корни Смуты внутри московской жизни предшествующего времени. В связи с этим он дал свое понимание опричнины как государственной реформы, направленной на разгром экономической и политической мощи «княжат» и боярства в интересах дворянства и посада. Платонов исходил из существования в Московском государстве двух основных противоречий, из которых одно было политического порядка и выражалось в столкновении «московской власти с родовитым боярством», а другое - социального, заключавшееся в том, что правительство вынуждено было в интересах обороны закрепощать крестьян в пользу дворянства.

Платонов был арестован еврейскими большевиками за монархические взгляды. Умер в ссылке в Самаре.

ПЛАЩАНИЦА

ПЛАЩАНИЦА - полотно с изображением Иисуса Христа или Божией Матери во гробе.

ПЛЕВЕ

Вячеслав Константинович (1846 - 15.07.1904), русский государственный деятель, сенатор, министр внутренних дел (1902 - 1904). Проводил политику, отвечающую интересам русского народа, выступал против либерально-масонского и революционного движения. Убит в результате заговора иудейско-масонской бандгруппы эсеров, возглавляемой Е. Азефом и Б. Савинковым.

ПЛЕВИЦКАЯ

Надежда Васильевна (28.09/10.10.1884-5.10.1940), русская певица (меццо-сопрано). Основоположница в России исполнительского жанра народной песни. Собрала, обработала и исполнила около 800 народных песен.

Первая исполнительница песен «Ухарь купец», «Помню я еще молодушкой была», «Хас-Булат», «Лучинушка», «Замело тебя снегом, Россия», «Русь родная». В репертуаре - широчайшая палитра обрядовых, казачьих, городских народных песен. Среди близких друзей и творческих соратников Плевицкой были Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, С. Т. Коненков.

После 1920 в эмиграции. В 1996 вновь открытой планете присвоено имя Плевицкая.

ПЛЁС

ПЛЁС - город в Ивановской обл., в Приволжском р-не. Расположен на правом берегу Волги (пристань), прорезающей Ростово-Плёсскую моренную гряду, образуя т. н. плёсские «ворота». Население 3,8 тыс. чел.

Впервые упоминается во 2-й пол. XII в. В 1237 разорен монголо-татарами. В 1410 построена крепость для защиты подступов к Костроме и Москве от набегов монголо-татар. В XVII-XVIII вв. развивался как торговый центр, поставщик льна и полотна. В последней четв. XIX в. из-за красоты окрестностей стал популярным дачным местом; здесь работали многие русские художники-пейзажисты.

Архитектурные памятники: Успенский собор (к. XVII - н. XVIII вв.), Троицкая (1808), Воскресенская (1817), Варваринская (1821) церкви.

ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО

Переславское озеро, на юго-западе Ярославской обл. В к. XVII в. на Плещеевом озере была построена «потешная» учебная флотилия Петра I. На юго-восточном берегу - г. Переславль-Залесский.

ПЛОЩАНСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Орловская еп., в Севском у., на берегу озера Площанского, в окрестностях с. Брасова. Существовала в XVI в.; разорена была литовцами; возобновлена около 1620 иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находились: чудотворная Казанская икона Божией Матери, пожалованная Прокопию патр. Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона свт. Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная царем Михаилом Феодоровичем. Чудотворная Казанская икона носилась из монастыря для поклонения в Брасово, в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.

С.В. Булгаков

ПЛУГ

ПЛУГ - орудие для обработки почвы. Разрыхляя почву, переворачивает и перемешивает ее. Состоит из лемеха - подрезающего почвенный пласт снизу, ножа - отрезающего пласт со стороны и отвала, который принимал и переворачивал подрезанный пласт. В к. XIX - н. XX вв. плуги делились на упряжные и паровые; для одностороннего отваливания, двустороннего отваливания и без отвала. В к. XIX в. в России плуг вытеснил соху.

ПОБЕДОНОСЦЕВ

Константин Петрович (21.05.1827-10.03.1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом». Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859 - 65 Победоносцев - профессор-юрист Московского университета. Его курс «Гражданского права», выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.

В к. 1850-х Победоносцев выступал как писатель-публицист либеральных воззрений. В н. 1860-х принял деятельное участие в разработке судебной реформы (1864), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1868 стал сенатором, в 1872 - членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева, произнесенные в Сенате и Госсовете, производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же период Победоносцев активно занимался и научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, документальных сборников, переводных сочинений по истории и юриспруденции.

В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.

В к. 1870-х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 «О незыблемости самодержавия». Был одним из создателей тайной правительственной организации «Священная дружина» (1881-83), призванной бороться с народническим экстремизмом.

В 1880 назначен обер-прокурором Свящ. Синода (пребывал на этом посту в течение 26 лет). В 1896 в «Московском сборнике» Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западноевропейской культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки в «народовластии и парламентаризме», ибо они «родят великую смуту», затуманивая «русские безумные головы». Политические перевороты в мировой истории Победоносцев объяснял интригами людей.

Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.

Лишь православная вера, которую русский народ «чует душой», способна давать целостную истину. С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию «великой ложью нашего времени».

В н. XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия, под давлением революционного подъема, Манифеста 17 октября 1905, провозгласившего буржуазные «свободы», вышел в отставку.

В. А. Федоров

ПОБРАТИМСТВО

ПОБРАТИМСТВО (крестовое братство), древний обычай русского народа, обозначающий вступление в братские отношения людей, не связанных между собой родственной кровью. По сведениям В.И. Даля, братаются, меняясь тельными крестами, при зароке вечной дружбы, крестятся, обнимаются и целуются. «Побратим - названый, или крестовый, брат, сестра или просто крестовый, крестовая - названый, побратим и посестра». Обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Ссориться и ругаться с побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится.

О древности побратимства свидетельствует былина «Бой Добрыни с Ильей Муромцем». В ней, в частности, описывается обряд обмена крестами.

Назывемся-ко мы братьями крестовыми

Покристоемся мы своими крестами золочеными.

Приставать будем друг за друга,

Друг за друга, за брата крестового.

Исторические данные свидетельствуют, что обряд побратимства был распространен по всей территории расселения русских. Сведения о нем встречаются и в Белоруссии, и в Великороссии, и в Малороссии. Бытовало побратимство и у других славянских народов.

О. Платонов

ПОВЕНЕЦ

ПОВЕНЕЦ - поселок городского типа в Карелии, в Медвежьегорском р-не. Расположен на берегу Онежского оз. Население 3 тыс. чел.

Известен с XV в. как селение Вяжицкого Новгородского монастыря. С к. XVII в. назван «рядком» (торгом). В 1703 Петр I основал в Повенце чугунолитейный завод (закрыт в 1736). Город с 1777.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - древнейший дошедший до нас русский летописный свод, созданный в 1113-18, который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов XIV-XVI вв. (См.: Летописи). В 1113 монахом Нестором создается первая редакция, в 1116 - по поручению Владимира Мономаха - вторая, составленная игуменом Сильвестром, в 1118 - третья, включившая в себя «Поучение» Владимира Мономаха. Ниже приводится отрывок из этой «Повести» - «Откуда есть пошла Русская земля»:

«Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией... и некоторые острова: Сардиния, Крит, Кипр, и река Геона, иначе называемая Нил.

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, меоты, дереви, сарматы, жители Тавриды, Скифия, фракийцы, Македония, Далмация, молоссы, Фессалия... Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского (Черного) моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасийские горы, т.е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли, и сели на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Также славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ

ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ - одно из распространенных литературных произведений Древней Руси, перевод с персидского языка, сделан не позднее XI в. В повести рассказывается о пустыннике Варлааме и царевиче Иоасафе. При рождении царевича звездочеты предсказали отцу, что Иоасаф станет христианским подвижником. Чтобы помешать этому, отец, индийский царь, изолирует Иоасафа от людей, но сын узнает о страданиях, болезнях и смерти, подстерегающей людей. Пустынник Варлаам, открывает царевичу православный мир и приобщает его к христианской вере. Варлаам рассказывает Иоасафу мудрые, глубокие по своему духовному содержанию притчи, получившие широкое распространение на Руси. Пять из них вошли в первую редакцию русского Пролога, две - использовал Кирилл Туровский. Духовно-нравственные и художественные мотивы повести использовали в своих произведениях В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мелъников-Печерский.

О. П.

ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ

ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ - литературное произведение XVII в., рассказывающее о злоключениях безымянного Молодца, ставшего жертвой собственной гордыни, пренебрегшего народной традицией. Не послушавшись наставлений родителей, он оставляет дом, решает «жити, как ему любо», и сразу же сталкивается с серьезными трудностями. Поверив совету «добрых людей», Молодец достигает успеха, но, возгордившись, попадает под власть Горя-Злочастия и, едва избежав гибели, спасается от его преследования в монастыре.

ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ - историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1380). Повесть призывала к единению русских земель. В центре повествования - образ св. кн. Димитрия Донского. Он собирает силы, на нем лежит ответственность за исход дела. Стремясь уничтожить врагов Христовых, князь благочестив и миролюбив. Все православные силы объединяются вокруг Димитрия Донского, и «Божественная воля приносит им победу». Резко осуждаются предатель кн. Олег Рязанский и «нечестивый» кн. Литовский Ягайло.

ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВЗЯТИИ ОТ ЦАРЯ ТОХ-ТАМЫША И О ПЛЕНЕНИИ ЗЕМЛИ РУССКИЯ

ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВЗЯТИИ ОТ ЦАРЯ ТОХ-ТАМЫША И О ПЛЕНЕНИИ ЗЕМЛИ РУССКИЯ - историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1382). Посвящено описанию вероломного нападения на Москву татарских полчищ по главе с ханом Тохтамышем. Повесть рассказывает о героизме русских людей, защищавших Москву, в то время как князья не хотели помогать Димитрию Донскому в борьбе с врагом. Отступники забыли, что надо жить «друг другу пособляя и брат брату помогая». Повесть призывает к единству русских земель, осуждает «неодиначество» русских князей и княжеские усобицы.

ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ

ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ - памятник русской литературы XV-XVI вв. В основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с именем архиеп. Василия Калики (XIV в.). По «Повести», белый клобук, созданный римским имп. Константином Великим для папы Сильвестра, из-за «отпадения Рима от Православия» чудесным путем попал в Византию; патр. Филофей, предупрежденный во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук в Новгород. В «Повести» отразились многие вопросы, обсуждавшиеся в русской публицистике, - о соотношении духовной и светской власти, об отношении Новгорода к Москве, России - к Риму и Византии («Москва - третий Рим»), «Повесть» получила широкое распространение среди старообрядцев.

Н.Р.

ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ

ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ - историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две «Повести о Псковском взятии», написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была написана псковичом и дошла до нас в составе I Псковской летописи, другая - в Москве и сохранилась в летописном сборнике XVI в. В обеих повестях подробно описаны события 1510, связанные с приездом в Псков вел. кн. Василия III, ликвидацией независимости Псковской республики, введением новой системы управления и новых порядков на Псковской земле. Псковский автор, передавая эти события, признает закономерность присоединения Пскова к Русскому централизованному государству. В то же время он описывает скорбь псковичей по поводу утраты былой вольности. Она написана ярким живым языком; отдельные эпизоды переданы с большим драматизмом и эмоциональностью, что свидетельствует о литературных способностях автора. В московской «Повести» те же самые события оценены с иных позиций. В ней нет оплакивания псковской вольности. Ликвидация независимости Пскова расценена как совершенно естественный акт.

Л.М.

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ

ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ - памятник русской литературы, рассказывающий о разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. XIV в. (по мнению А.Г. Кузьмина - в н. XVI в.). Дошла до нас в списках не ранее XVI в. в составе свода рязанских произведений, посвященных легендарной истории иконы Николы Заразского и рассказам о борьбе Рязани с монголо-татарами. В своде, носящем условное название «Повести о Николе Заразском», отразились некоторые исторические факты, отсутствующие в др. источниках. Наибольшее значение имеет центральная часть свода - «Повесть о разорении Рязани Батыем». Входящий в нее рассказ о богатыре Евпатии Коловрате расценивается многими исследователями как книжная переработка народной песни.

ПОВЕЧЕРИЕ

ПОВЕЧЕРИЕ - См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

ПОВОЗ

ПОВОЗ - повинность на Руси. «Повоз возити», «возы везти на государя» - обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца - боярина или помещика, на рынок и в поход.

ПОГАР

ПОГАР - поселок городского типа в Брянской обл., центр Погарского р-на. Расположен на р. Судость (приток Десны). Население 11,8 тыс. чел.

Первое славянское поселение на месте Погара известно с VIII-IX вв. В 1155 впервые упоминается как городское поселение Радощ, позже Радогощ. В к. 1230-х разорен монголо-татарами. Во 2-й пол. XIII в. захвачен Литвой. В 1380, 1500 и 1517 - 1618 входил в состав Русского государства, в 1618 захвачен Польшей, с 1666, при воссоединении Малороссии с Россией, в составе Русского государства. С сер. XVII в. получает название Погар и магдебургское право (был известен ярмарками). С 1763 уездный город Черниговского наместничества, в 1797 оставлен за штатом, с 1917 сельское поселение.

ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА В МЕЖЗВЕЗДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА В МЕЖЗВЕЗДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - выдающееся открытие в астрономии, сделанное в 1847 русским ученым В.Я. Струве.

ПОГОДИН

Михаил Петрович (11.11.1800-8.12.1875), русский историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Московский университет. В 1826-44 - профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 - русской истории. В 1827 - 30 издавал журнал «Московский вестник», в 1841-56 при тесном участии С. П. Шевырева - «Москвитянин». В 1820-30-х Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений («Черная немочь», 1829, «Петр I», 1831, и др.). В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников, имели большое научное значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.

Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу исторических взглядов Погодина. Он справедливо полагал, что «вечное начало, русский дух» лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских) стран, представлявших, по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, т. к. полагал, что Русское государство основано без насилия. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много «чудесного и необъяснимого». Главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия...».

В публицистике 1830-х - н. 1850-х Погодин твердо стоял на патриотической позиции - «Православие, Самодержавие, Народность». В славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки славянского национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность русского исторического процесса, роль Православия и некоторые др.) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов.

Погодин вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посошкова (1842-63), «Псковской летописи» (1837), собрал и издал много писем Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 1830-х начал собирать письменные вещественные памятники русской истории, составившие обширную и весьма ценную коллекцию («Древлехранилище»), большая часть которой в 1850-х была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.

Соч.: «О происхождении Руси» (1825); «Исследования, замечания и лекции о русской истории» (1846 - 57); «Историко-критические отрывки» (1846 - 57); «Древняя русская история до монгольского ига» (1871); «Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-1856 гг.» (1874).

ПОГОСТ

ПОГОСТ - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба» (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани.

С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово «погост» употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.

С.Ш.

ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДОЛИЯ

ПОДОЛИЯ - русская земля по течению Днестра и Южного Буга. До 944 летопись упоминает о живших здесь славянских племенах, уличах и тиверцах. В древнейшие времена землю эту греки называли «Великая Скуфь». Можно утверждать, что в начале известного нам исторического времени эти племена были многочисленные и сильные, заселяли западную полосу позднейшей Подолии, жили независимой жизнью и еще в к. XI в. обладали городскими центрами. До сер. XII в. летопись совершенно умалчивает об этом крае. Связанное общей жизнью с Киевом, население Подолии постепенно было отрезано, благодаря натискам кочевников, - в н. X в. печенегов, в сер. XI в. половцев и др. С сер. XII в. начинают встречаться более определенные сведения о Подольской земле. Под 1144 упоминаются города, несомненно принадлежавшие Поднестровскому Подолью - Ушица и Микулин, под 1146 - города в Побужье - Божеск, Межибожье и Хотельница, 1147 - Бужск (Беляский), Шумск, Тихомль, Выгошев, Гноиница в том же Побужье. Из Подолии делают попытки овладеть Галичем кн. Иван Берладник и сын его Ростислав. Земля эта с 1226 встречается под названием Понизья. Во время Даниила Галицкого некоторое время здесь господствовали враждебные ему галицкие бояре. При нашествии татар они овладевают сперва небольшой частью Понизья, и то после обратного движения с запада на восток. Даниил старался укрепить там города и замки. Что же касается Побужья, то в н. 2-й пол. XIII в. почти весь бассейн Южного Буга был или непосредственно занят татарами, или признавал их господство и выплачивал им дань, порвавши всякие обязательные отношения к Даниилу.

С XIII в. Подолия находится под оккупацией сначала татар, затем Литвы, а с XVI в. Польши. Возвращена России только после раздела Польши в 1793.

ПОДОЛЬСК

ПОДОЛЬСК - город в Московской обл., центр Подольского р-на. Расположен на Окско-Москворецкой равнине, на р. Пахре (приток р. Москвы). Население 200 тыс. чел.

Село Подол (Подол-Пахра) известно с 1627 - 28 как вотчина московского Свято-Данилова монастыря. Город Подольск с 1781. В XVIII в. основным занятием жителей были торговля, извоз и добыча белого камня.

ПОДПОРОЖЬЕ

ПОДПОРОЖЬЕ - город в Ленинградской обл., центр Подпорожского р-на. Расположен в пределах Свирской впадины, на левом берегу р. Свирь. Население 22 тыс. чел.

В н. XVIII в. в район современного Подпорожья по приказу Петра I были переселены крестьяне с р. Мсты для организации судовождения по р. Свирь, которая отличалась труднопроходимыми высокими порогами. В к. XIX в. селения, расположенные у самых больших свирских порогов (Сиговец и Медведец), стали называться Подпорожьем.

ПОДРИЗНИК

ПОДРИЗНИК - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ - основной прямой налог в России XVIII-XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее предшествовали переписи тяглого населения с к. 1718. Для определения размеров подушной подати были взяты не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого, первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С государственных крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души мужского пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили подушную подать в двойном размере, посадские люди - 80 коп. подушной подати и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крестьянской и посадской общины, т. к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение подушной подати сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь присоединяемых территорий.

С.И.

ПОДУШНЫЙ ОКЛАД

ПОДУШНЫЙ ОКЛАД - форма налога, подати, введенная Петром I в 1718. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).

ПОДЬЯЧИЙ

ПОДЬЯЧИЙ - низший чин приказной администрации в России XVI - н. XVII вв. Подьячие осуществляли делопроизводство в центральных и местных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного населения. Делились на старших, средних и младших. Любили получать посулы. В народе говорили: «Каждый подьячий любит калач горячий».

ПОЖАЙСКАЯ

ПОЖАЙСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Пожайском Успенском мужском монастыре, расположенном на берегу Немана, основание которого относится к XVII в. Монастырь устроен на урочище Пожайсце, почему и называется Пожайским. На Пожайской иконе изображение Пресвятой Богородицы написано на холсте, и на Ее лике выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим и ко всем прибегающим к Ее помощи и заступлению.

Празднуется 2/15 июля.

Прот. И. Бухарев

ПОЖАР

ПОЖАР - стихийное бедствие, посылаемое человеку в наказание за нарушение запретов, правил поведения и морально-этических норм, как Божья кара. Пожар может происходить как от молнии, т. е. небесного огня, так и от огня земного.

Во избежание пожара у восточных славян хранились в доме освященные предметы: ветка вербы, «четверговая» свеча, а также головня с пожара, зажженного молнией. Причинами пожара считалось нарушение запретов работать в летние праздники (на Илью, Марию, Паликопу и др.), проявление неуважения к огню, разрушение гнезда аиста, обида, нанесенная огненному змею, и др. Так, например, в Вологодской губ. полагали, что нельзя утром раздувать огонь, не помолившись Богу, от этого бывают пожары. Первыми из загоревшегося здания выносили наиболее почитаемые предметы: иконы, стол, дежу (квашню). В Ярославской губ. считали, что если в огне пожара горит икона, «то над этим местом появляется высокий столб пламени, наподобие горящей свечи».

Поскольку пожар рассматривался как наказание свыше, тушить его порой считалось грехом. В тех же случаях, когда на пожар все-таки пытались воздействовать, стремились не столько потушить его, сколько локализовать, причем во многих случаях прибегали к различным суеверным способам. В России, особенно среди женского населения, было широко распространено мнение о том, что пожар, зажженный молнией, следует тушить молоком, но ни в коем случае не водой; по поверью, такой огонь только больше разгорается от воды. При тушении пожара от грозы использовали также освященные предметы: бросали в пожар пасхальное яйцо или обходили с ним загоревшееся строение, кидали в огонь вербу, обходили горящий дом с зажженной четверговой свечой или с иконой «Неопалимой Купины», стояли лицом к огню с иконой свт. Николая (Миколы), затапливали печки в соседних домах, ср. поговорку: «дым на дым или огонь на огонь нейдет».

К пламени пожара относились как к одушевленному существу. Например, в Пошехонье считали, что нельзя носить вещи из горящего жилого дома по направлению к др. строению, так как пламя «потянется» вслед, не желая отдать того, что у него отнимают. Рассказывали, что один крестьянин, помогая вытаскивать вещи из горящего дома, тайком унес рукавицы к себе домой; пламя сразу же перекинулось на жилище вора.

Для русских любовных заговоров характерен образ всемирного пожара, охватывающего землю и небо. Например, в заговоре из Архангельской губ.: «...под восточной стороной стоит есть три печи: печка медна, печка железна, печка кирпична. Как оне разожглись и распалились от неба и до земли, разжигаются небо и земля и вся подселенная; так бы разжигало у рабы Божией имярек к рабу Божию имярек легкое и печень и кровь горячу...»

В духовных стихах как вселенский пожар осмысляется огненная река.

А. Л. Топорков

ПОЖАРСКИЙ

Дмитрий Михайлович (1.11.1578-20.04.1642), князь, русский национальный герой, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в н. XVII в. Происходил из рода князей Стародубских. С 1602 Пожарский - стольник при дворе Бориса Годунова, с 1613 - боярин. С февраля 1610 Пожарский - воевода в Зарайске, где возглавил отпор захватчикам. В н. 1611 Пожарский участвовал в организации Первого ополчения 1611, в марте 1611 - в восстании москвичей против интервентов. В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В к. 1611 совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, освободившее Москву 26 октября 1612. В 1613-18 руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов Сагай-дачного. С 1619 Пожарский ведал Ямским, в 1624 - Разбойным, в 1636 - 37 и в 1640 - 42 - Судным приказами. В 1628 - 30 - воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632 - 34.

ПОЗВИЗД

ПОЗВИЗД (Посвист, Похвист), в древнерусской языческой мифологии бог ветров, бурь и непогод. Неподалеку от Киева в чистом поле существовал его идол.

По представлениям язычников, этот бог имел свирепый вид, всклоченные волосы и бороду, крылатые распахнутые одеяния. Жил высоко в горах, откуда и приносил неприятности людям. С бороды Позвизда начинались проливные дожди, изо рта исходили туманы. По мнению некоторых исследователей, язычники праздновали Позвизд в день 1 марта. После Крещения Руси культ Позвизда был вытеснен памятью св. Евдокии, которой стали приписывать некоторые свойства языческого божества.

О.П.

ПОКАЯНИЕ

ПОКАЯНИЕ - или исповедь, церковное таинство, в котором кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается самим Иисусом Христом. Таинство это, предуказанное в Ветхом Завете обрядами очищения, проповеданное Иоанном Предтечей, установлено Иисусом Христом, который дал Апостолам власть вязать и решить грехи. В древней церкви покаяние было публичное, а тайная исповедь ввелась уже впоследствии.

Л. П.

ПОКРОВ

ПОКРОВ - город во Владимирской обл., в Петушинском р-не. Расположен на левобережье р. Клязьмы. Население 16,6 тыс. чел.

Возник в XVII в. как монастырское село близ монастыря Антониева пустынь. Город Покров с 1778.

Предыдущая страница Следующая страница