Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПЕЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПЕЧ")

ПЕРЕМЫШЛЬ

ПЕРЕМЫШЛЬ - село в Калужской обл., центр Перемышльского р-на. Расположено на реках Ока и Жиздра. Население 3,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1328 в духовной Ивана Калиты. В 1404 Перемышль захвачен Литвой, с 1408 принадлежал Московскому княжеству, в 1445 - 49 вновь под властью Литвы, с 1449 окончательно в составе Московского княжества. Во 2-й пол. XV в. вотчина князей Воротынских, с 1494 принадлежал московскому кн. Ивану IV Васильевичу. В XVI в. входил в засечную черту, возведенную от набегов крымских татар. В XVII в. неоднократно подвергался нападениям польских гетманов. Позже теряет свое стратегическое значение в связи с расширением границ Московского княжества и превращается в заштатный город. В 1708 приписан к Смоленской губ., в 1719 - к Калужской провинции Московской губ., с 1776 уездный город Калужской губ.

Архитектурные памятники: церковь Рождества (сер. XVIII в.), церковь Сошествия Святого Духа (1767), Успенский собор (XVI в.).

ПЕРЕПЛУТ

ПЕРЕПЛУТ - в древнерусской языческой мифологии божество, упоминаемое вместе с берегинями в «словах» против язычества. По некоторым сведениям, являлся покровителем подземного царства.

ПЕРЕРВИНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., приписанный к митрополичьему дому, в окрестностях Москвы. Время основания монастыря неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567. Первоначально он назывался Николой Старым. Настоящее наименование - позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к с. Коломенскому. В 1908 был освящен храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражавший своим величием и красотою.

С.В. Булгаков

ПЕРЕСВЕТ

Александр (ск. 8.09.1380), герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки».

В 1380 Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии - Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в московском Симоновом монастыре.

О.М. Рапов

ПЕРЕСВЕТОВ

Иван Семенович (XVI в.), писатель, публицист, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. Служил литовским и молдавским государям; ок. 1539 выехал в Россию. В 1549 передал царю Ивану IV свои сочинения. В списках сохранились произведения Пересветова «Сказание о книгах», «Сказание о Магмет-салтане», «Сказание о царе Константине», «Первое и второе предсказания философов и докторов», Малая и Большая челобитные и его переделка «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера. В них он развивал свою концепцию государственной власти: основа державы - «правда» (справедливость), а «коли правды нет, то и всего нет». Пересветов призывал царя опираться на «воинников», награждая их по заслугам, а не по знатности рода; перевести все должностные лица с «кормлений» на государево содержание, строго наблюдая за честным исполнением ими своих обязанностей и жестоко карая за «воровство»; отказаться от закабаления и всяких форм полного порабощения (подневольные люди суть плохие воины). Видя истинный долг христианского государя в борьбе в «неверными», писатель призывал Ивана IV к покорению Казани.

Выступал за сильную самодержавную власть, создание постоянного войска. Защищал интересы неродовитого дворянства.

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ - город в Ярославской обл., центр Переславского р-на. Расположен в северо-восточной части Клинско-Дмитровской гряды, на юго-восточном берегу оз. Плещееве, при впадении в него р. Трубеж. Население 44,8 тыс. чел.

Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким под названием Переяславль как укрепленный пункт на границе Ростово-Суздальского княжества. В 1175-1302 центр Переславского (Залесского) княжества, затем вошел в состав Московского княжества и стал одним из транзитно-торговых пунктов на дороге из Москвы в Архангельск. С сер. XIII в. до н. XV в. неоднократно разрушался монголо-татарами. С XV в. называется Переславль-Залесский. В XV-XVI вв. вотчина московских князей. С сер. XVI в. город переживал расцвет благодаря значительным денежным пожертвованиям Ивана Грозного. В 1688 - 93 на Переславском озере (оз. Плещеево) Петром I, неоднократно посещавшим Переславль-Залесский, была построена учебная «потешная» флотилия. С сер. XVIII в. в Переславле-Залесском стали развиваться полотняные и бумажные мануфактуры.

В центре города сохранились земляные валы древнего укрепления, в кольце которых находится Спасо-Преображенский собор (1152, достроен в 1157 - 60). Ансамбли Феодоровского (осн. в XV в.), Троицкого Данилова (осн. в 1508), Горицкого (осн. в XV в.), Никитского (XVI в.) монастырей.

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ КНЯЖЕСТВО - княжество Руси XII-XIII вв. с центром в г. Переяславле-Залесском (Суздальском). Занимало территорию вокруг Плещеева озера. Возникло в 1175 - 76. Первым князем Переяславль-Залесского княжества был Всеволод Большое Гнездо. В 1238 Переяславль-Залесское княжество подверглось татарскому разорению, но и потом оно продолжало играть важную роль в политической жизни Северо-восточной Руси, в системе земельных отношений вел. князей Владимирских, оставаясь обычно за старшим в роде. В 1262 в Переяславль-Залесском княжестве вспыхнуло народное восстание против татар. В 1263 - 94 им владел сын Александра Невского Дмитрий Александрович, который стал в 1276 вел. князем Владимирским, сделав Переяславль своим стольным городом. Это было время его наибольшего расцвета. В 1302, по завещанию умершего без прямых наследников кн. Ивана Дмитриевича, Переяславль-Залесское княжество перешло к его дяде, московскому князю Даниилу Александровичу.

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА - собрание представителей Малороссии, созванное гетманом Богданом Хмельницким 8 января 1654 в г. Переяславле (совр. Переяслав-Хмельницкий), которое приняло решение о воссоединении Малороссии и России. Этим великим актом Малороссийские земли возвращались в состав России, а русский народ обретал единство.

Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В.В. Бутурлиным; утром 8 (18) января он созвал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Малороссии с Россией. Около 2 часов дня была созвана открытая рада. Кроме представителей полков освобожденных от власти Польши земель, на ней присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший с речью Хмельницкий напомнил о неисчислимых жертвах, понесенных малороссами в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность Царю старшины, затем казаков и мещан.

ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - древнерусское княжество с центром в г. Переяславле (См.: Переяслав-Хмельницкий). Образовалось ок. сер. XI в., выделившись из Киевского княжества. Занимая территории по левым притокам Днепра - Суле, Супою, Псёлу, Ворскле, Переяславское княжество граничило на западе с Киевским княжеством, на севере - с Черниговским, на востоке и юге - со степью. По своему положению Переяславское княжество являлось передовым бастионом Руси в обороне от кочевников, с которыми вели борьбу его князья Всеволод Ярославич (1055 - 73), Владимир Всеволодович Мономах и др. В сер. XII в., во время борьбы Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславичем за Киев, Переяславское княжество переходило из рук в руки, пока не осталось за потомками Юрия. В 1239 было разорено полчищами Батыя и перестало существовать.

ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ

ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ (до 1943 - Переяслав, или Переяславль), город в Малороссии при впадении р. Альты в р. Трубеж (лев. приток Днепра). Переименован в честь Богдана Хмельницкого. Впервые упоминается в договоре Руси с Византией в 907 (на 3-м месте после Киева). Переяслав, являясь пограничным городом Киевского государства, был крупным экономическим, политическим и культурным центром, игравшим большую роль в борьбе против кочевников. Под 992 в летописи сообщается о постройке Переяславской крепости киевским кн. Владимиром Святым после победы над печенегами. Во 2-й пол. XI - 1-й пол. XIII в. - центр Переяславского княжества. В 1239 был разрушен монголо-татарами. Со 2-й пол. XVI в. - один из центров казачества. 15 мая 1630 под Переяславом казацко-крестьянское войско под руководством гетмана Тараса Федоровича нанесло поражение польско-шляхетской армии Конецпольского. С лета 1648 - центр Переяславского полка. В 1648 - 54 - один из центров национально-освободительной борьбы против польских оккупантов под руководством Б. Хмельницкого. 8 (18) января 1654 здесь состоялась Переяславская рада 1654, принявшая решение о воссоединении Малороссии с Россией. В 1754 - 59 в Переяславе работал учителем философ и поэт Г.С. Сковорода. В XVIII-XIX вв. - крупный ремесленный и торговый центр. В 1845 и 1859 город посетил Т.Г. Шевченко; здесь он написал знаменитый «Заповiт». В 1949 при раскопках в Переяславском детинце открыта северная часть Михайловского собора (XI в.), который был богато украшен фресками и мозаикой. При раскопках в Переяславе-Хмельницком обнаружен центр ремесленного производства XII в.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЛУЧЕВЫХ СКОРОСТЕЙ ЦЕФЕИД

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЛУЧЕВЫХ СКОРОСТЕЙ ЦЕФЕИД - выдающееся открытие в астрономии (1896), сделанное русским ученым А.А. Белопольским.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ - великое открытие русского ученого Д. И. Менделеева 17 февраля (1 марта) 1869.

ПЕРМЬ

ПЕРМЬ - центр Пермской обл. Расположен в Среднем Предуралье, на р. Каме (порт), ниже впадения в нее р. Чусовой. Население 1028 тыс. чел.

На месте современной Перми в н. XVII в. существовала деревня Егошиха, где в 1723 был построен медеплавильный завод с поселком. В 1781 на месте Егошихинского поселка заложен новый город, названный Пермь, - центр Пермского наместничества; с 1796 губ. центр. В 1781-98 и 1807-31 здесь находилось главное Горное управление Уральских заводов. В н. XIX в. Пермь - крупнейший в Прикамье речной порт. В 1846 установлено регулярное судоходство по Каме; в 1863 через Пермь проложен Сибирский тракт, в 1878 построена Уральская железная дорога. Пермь была местом политической ссылки (в 1812-14 сюда был сослан М.М. Сперанский, в 1835 - А.И. Герцен, в 1880-81 - В.Г. Короленко). В 1863 у пос. Мотовилиха, близ Мотовилихинского медеплавильного завода (осн. в 1738 к северу от Перми), вырос Мотовилихинский пушечный завод, ставший позднее одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Урала (позднее пос. Мотовилиха слился с Пермью). Дореволюционная Пермь была административным, торгово-складским и транзитно-транспортным, а также культурным центром Урала.

ПЕРОВ

Василий Григорьевич (21.12.1833-29.05.1882), живописец, один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников. Учился в Арзамасской школе живописи (1846 - 49), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853 - 61), пансионер (стипендиат) Петербургской Академии художеств (1862 - 69), в 1864 - 69 находился в творческой командировке от Академии художеств в Париже.

В н. 1860-х Перов создал ряд обличительных (гл. обр. нравов русского духовенства) картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на Пасху» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862) и др. Во 2-й пол. 1860-х обратился к сюжетам из народного быта; от обличительного тона перешел к эмоциональной лирике: его картины «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868) выражают сострадание к простым людям.

Для творчества Перова 1870-х характерны жанровые описания «отрадных» и даже анекдотичных сцен из народной жизни: таковы его картины «Птицелов» (1870), «Рыболов»(1871), «Охотники на привале» (1871). Писал Перов и портреты (А. Н. Островского, В. И. Даля, Ф. М. Достоевского), картины на исторические сюжеты («Суд Пугачева», 1875). В 1871-82 Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были известные русские художники К. А. Коровин, Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров.

В.А. Федоров

ПЕРТОМИНСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., в Архангельском у., на мысе Белого моря, под названием «Красный Рог», на восточном берегу Унской губы. Основан в 1599 на месте погребения утонувших в бурю (1561) соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы. Мощи их покоились в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 монастырь был упразднен; в 1778 восстановлен. Монастырь посетил Петр Великий, где в храме Преображения 5 июня 1694 принес благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре была спасательная станция, находившаяся на западном Яренгском Рогу.

С.В. Булгаков

ПЕРУН

ПЕРУН - в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество ипостасей - «Перунъ есть многъ» (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным воплощениям этого божества.

Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию, составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В Новгороде Перуна сбросили с моста.

О. П.

ПЕРЫНСКИЙ СКИТ

Новгородская еп., близ Новгорода, при истоке Волхова из оз. Ильмень; здесь находится церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским еп. Иоакимом в 995 на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386, был в 1764 упразднен, а в 1828 восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Существующий храм во имя Рождества Богородицы построен в к. XII - н. XIII в. Ежегодно 8 сентября совершался в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, т. е. один раз в год, в скит допускались и женщины.

С.В. Булгаков

ПЕРЫНЬ

ПЕРЫНЬ - холм в шести км от Новгорода, у истоков р. Волхова из оз. Ильмень, где в X в. находилось славянское языческое капище Перуна. Раскопками обнаружено святилище в виде правильного круга (диаметром 21 м), в центре которого стоял деревянный идол Перуна (сохранилось основание столба диаметром 65 см). По периметру круга шел кольцеообразный ров с дугообразными выступами, служившими местом кострищ. В одном из них, по-видимому, поддерживался вечный огонь. В плане святилище имело форму восьмилепесткового цветка. Рядом была открыта ритуальная площадка, ограниченная рвом. Раскопки подтвердили свидетельства Новгородской летописи, согласно которым в 988, при введении христианства, статуя Перуна была срублена и сброшена в Волхов. Одновременно были перекопаны кострища и засыпан ров. Позднее здесь возник Перынский скит.

ПЕСТРАВКА

ПЕСТРАВКА - село в Самарской обл., центр Пестравского р-на. Расположено на р. Б. Иргиз (приток Волги). Население около 6,5 тыс. чел.

Основано в н. XVII в. как небольшое поселение торговых людей и возчиков соли. В 1653 - 54 здесь осели крестьяне из Левобережной Украины и назвали населенный пункт селом Пёстрая Травка из-за богатого разнотравья.

ПЕСТРЕЦЫ

ПЕСТРЕЦЫ - село в Татарии, центр Пестречинского р-на. Расположено на р. Меше. Население 6,1 тыс. чел.

Основано в к. XVI в. (после взятия Казани войсками Ивана Грозного).

ПЕСТЯКИ

ПЕСТЯКИ - поселок городского типа в Ивановской обл., центр Пестяковского р-на. Расположен на р. Пурешок. Население 4,9 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1583 как владения бояр Пожарских-Стародубских, затем - князей Хованских, построивших суконную фабрику (н. XVIII в.).

ПЕТЛИН

Иван, томский казак, глава первой русской экспедиции, достигшей Китая. Петлин и его спутники выехали 9 мая 1618 из Томска. Проследовав через Западную и Южную Монголию, в августе 1618 добрались до границ Китайской империи. Петлин вручил китайскому императору грамоту, предлагавшую установить торговые отношения с Китаем, после чего благополучно вернулся в Россию.

ПЁТР

ПЁТР (в миру Петр Федорович Полянский) (28.06.1862-10.10.1937), местоблюститель патриаршего Престола, митрополит Крутицкий, священномученик. В 1920 св. патр. Тихон предложил сщмч. Петру принять монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Сразу же после рукоположения митр. Петр был арестован и сослан; он провел в ссылках 11 лет. В июле 1937 был разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Сщмч. Петр был расстрелян в Верхнеуральской тюрьме 10 октября 1937.

Память сщмч. Петра отмечается 27 сентября/10 октября.

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ (12.10.1715-18.01.1730), российский император (1727 -1730) из династии Романовых. Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Вольфенбюттельской, внук Петра I. Оказался на российском престоле в 1727 после смерти имп. Екатерины I.

В начале правления Петра власть фактически находилась в руках А. Д. Меншикова, лелеявшего мечту породниться с царской династией. Несмотря на помолвку дочери Меншикова Марии с Петром в мае 1727, в сентябре последовало отстранение от дел и опала, а затем и ссылка Меншикова. Петр оказался под влиянием семейства Долгоруких, его любимцем стал Иван Алексеевич Долгорукий, невестой - княжна Е. А. Долгорукая. Петр заболел оспой и скончался накануне свадьбы. С его смертью прервался род Романовых по мужской линии.

Л. Н. Вдовина

ПЕТР АФОНСКИЙ

ПЕТР АФОНСКИЙ - преподобный, празднуется 12/25 июня. Этот святой был известен у русских людей под именем Петра Поворота, Солнцеповорота. Название это дано Петру Афонскому оттого, что теперь, по народному замечанию, «солнце укорачивает свой ход, а месяц идет на прибыль», или, что то же, солнце поворачивает на зиму, а лето - на жары.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР МОГИЛА

ПЕТР МОГИЛА (Петр Симеонович) (31.12.1596-1.01.1647), киевский митрополит, родом из Валахии, где его отец был господарем. Петр Могила учился в православном Львовском братском училище, после этого за границей во многих университетах. Сперва он поступил на военную службу, участвовал даже в Хотинской битве, но под влиянием Киевского митрополита Иова Борецкого вступил в духовенство и в 1627 был избран Киево-Печерским архимандритом. В это время Петр руководил осуждением «Апологии» Мелетия Смотрицкого и открыто противостоял киевскиму митр. Исайе Копинскому. В 1631 Петр устроил при Киево-Печерской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках», которое впоследствии соединено было им с братской школой. В 1632 при избрании польским королем Владислава IV Петр, присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для православной церкви, наряду с униатской. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных епископов, в т. ч. и киевского Исайи Копинского, вместо которого выбран Петр Могила. Из Варшавы Могила отправился в Киев и при помощи лаврской братии и братской школы занялся отобранием от униатов церквей и монастырей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря, восстановлением церкви св. Владимира Спаса-на-Берестове, устройством церкви Трех Святителей, а в 1635 очистил от развалин остатки Десятинной церкви. Особенное внимание уделял Петр Могила киево-братской школе, называемой Могилянской.

Основные сочинения: «Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста» (1616); «Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу студиев (1636); «Евхологион, альбо молитвослов» (1646); «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафологических христиан» (1645); «Рассказы о чудесах Печерских».

ПЕТР МОСКОВСКИЙ

ПЕТР МОСКОВСКИЙ - и всея России, митрополит (ск. 21.12.1326), родился на Волыни, двенадцатилетним отроком удалился в близлежащий монастырь, где ревностно изучал Священное Писание и творения Св. Отцов. Любимым занятием Петра было писание икон (две его иконы - Петровская и Успенская - находятся в Успенском соборе Московского Кремля). Со временем свт. Петр был посвящен в иеромонахи и после многолетних подвигов основал на р. Рате Спасский монастырь, игуменствуя в котором прославился своей подвижнической жизнью. В 1308 он стал митрополитом Киевским и всея Руси, а через год ему, как и его предшественнику митр. Максиму, пришлось переселиться из разоренного татарами Киева во Владимир. Много потрудился свт. Петр для устроения страдавшей под татаро-монгольским владычеством Русской земли. Он объезжал епархии, наставлял пастырей и народ, строил храмы, примирял враждовавших друг с другом князей, умилостивлял хана Узбека, от которого ему удалось получить грамоту, охранявшую права русского духовенства. Провидя значение и будущее величие Москвы, свт. Петр, в союзе с княжившим там сыном прп. Даниила Московского Иоанном Калитой, перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. На следующий год он заложил в Московском Кремле Успенский храм, ставший с тех пор кафедральным собором всей Руси. В нем же и был погребен скончавшийся вскоре святитель, через 13 лет причтенный к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у раки свт. Петра.

Память свт. Петру отмечается 21 декабря/3 января, 24 августа/6 сентября и 5/18 октября.

ПЕТР ОРДЫНСКИЙ

Ростовский, царевич (XIII-XIV вв.), племяник хана Батыя, обращен в Православие архиеп. Ростовским Кириллом. После кончины свт. Кирилла, в 1261, новообращенному царевичу Петру явились свв. апп. Петр и Павел и вручили ему серебро и золото для основания монастыря. С благословения нового Ростовского еп. Игнатия, новый монастырь - Петровский «на поле» во имя Свв. Апостолов был создан на берегу озера Неро, а царевич Петр женился на знатной татарской девице, проживавшей в Ростове со своими родителями, и имел многочисленное потомство. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в Петровском «на поле» монастыре.

Память царевичу Петру отмечается 30 июня/13 июля и 23 мая/5 июня.

ПЕТРОВ

1. Борис Николаевич (26.02/11.03.1913-23.08.1980), русский ученый в области автоматического управления, автор ряда выдающихся научных открытий.

2. Василий Владимирович (8.07.1761-22.07.1834), русский физик, один из первых российских электротехников. С помощью созданной им гальванической батареи открыл электрическую дугу (1802) и указал на возможность ее практического применения. Исследовал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.

ПЕТРОВ ДЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРОВА

Татьяна Юрьевна (р. 19.09.1957), русская певица. Родилась на Урале. Окончила Училище им. Ипполитова-Иванова и Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, там же - аспирантуру. «Уже сама природа наделила Татьяну Петрову двумя замечательными дарами - русской красотой и поющим самоцветным голосом. Самой природой ей был заповедан репертуар - русская песня и романс от древности до наших дней» (В. Распутин).

Творческий диапазон певицы чрезвычайно широк: авторские песни - от русской классики (Пушкин, Лермонтов, Козлов, Некрасов, Цветаева, Клюев, Есенин) до мастеров поэзии нашего времени (А. Фатьянов «Соловьи», Н. Рубцов «В горнице моей светло», Вл. Волков «Православная», К. Скворцов «Чистые снега», «Русская женщина», Н. Мельников «Поставьте памятник деревне», Ю. Кузнецов «Кубанка», А. Васильев «Половиночка» и др.); народные обрядовые и лирические песни («Лучинушка», «Вот мчится тройка», «По диким степям Забайкалья», «А брат сестру обидел в пиру», «Ухарь-купец» и пр.).

Общепризнанной вершиной исполнительского мастерства и гражданского долга певицы стал знаменитый марш «Прощание славянки» (1912, композитор В. И. Агапкин), при исполнении которого зрительный зал неизменно «в едином порыве встает, приветствуя ее пение» (В. Кожинов).

Т. Петрова - инициатор и участница благотворительного цикла «Монастырские вечера», лауреат премии Андрея Первозванного и фестиваля «Ангельский глас России». Традицией стали проводимые ею ежегодные творческие отчеты-праздники «Татьянин день».

«Т. Петрова появилась в России в тяжелейшие времена не случайно. Она пришла как надежда на спасение, как утешение в бедах, как упрек русским мужчинам за то, что они плохо, мало бьются за Россию. Поет, как поют в церкви... Ее душа настолько сливается с голосом, что понимаешь - вот отчего лучшие в мире женские голоса - это русские» (В. Крупин).

ПЕТРОВ-ВОДКИН

Кузьма Сергеевич (24.10/5.11.1878-15.02.1939), русский художник. Учился в Петербургском Центральном училище графики (1896 - 97) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897 - 1905) у В. А. Серова. Брал уроки в Мюнхене и в частных академиях Парижа, посетил Италию и Северную Африку. В начале века был под влиянием символизма и модернизма. Широкую известность принесла ему картина «Купание красного коня» (1912). Входил в объединение «Мир искусства». Среди лучших работ художника романтико-патетические картины на революционные темы «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), «После боя» и «Смерть комиссара». Участвовал в выставках «Золотое Руно» (1909-10), «Мир искусства» (1910 - 24), общества «Жар-Цвет» (1924), «Четыре искусства» (1925 - 29). Среди литературных работ Петрова-Водкина (рассказы, повести, очерки, теоретические статьи) наибольший интерес представляет автобиографическая книга «Моя повесть».

ПЕТРОВСК

ПЕТРОВСК - город в Саратовской обл., центр Петровского р-на. Расположен на Приволжской возвышенности, на берегах р. Медведицы (приток Дона). Население 35 тыс. чел.

Основан в к. XVII в. как село, преобразовано в 1698 Петром I в город-крепость для охраны края от набегов крымских татар. С 1780 уездный город.

ПЕТРОВСКАЯ

ПЕТРОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в московском Успенском соборе и названа так потому, что в 1307 написана св. митр. Петром Московским, когда он был еще игуменом на Волыни. Она еще при жизни сего святителя ознаменовала себя чудотворениями. При возвращении митр. Максима из Владимира Петр с братией своей обители, принимая благословение от него, поднес ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы; святитель с радостью принял святую икону, украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил ее в своей келье. По кончине митр. Максима некто игумен Геронтий хотел хитростью захватить сан святителя и, взяв с собой святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомысленными ему церковными сановниками. Тогда князь Галицкий Юрий просил блж. игумена Петра поспешить в Царь-град, чтобы помешать обману. Петр послушно предпринял дальний путь и прибыл в Царьград. Блж. патр. Афанасий принял его с радостью и, по внушению Духа Святого, посвятил в сан митрополита всей России.

Когда же Геронтий подплывал к Царьграду, то поднялась страшная буря и корабль его был задержан. Ночью во время бури явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но тот, кто написал Мой образ, Петр Ратский, возведен будет на верховный престол митрополии Русской и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Бог Мой Иисус пролил кровь Свою». Когда после прекращения бури Геронтий прибыл в Царьград, то принужден был рассказать свое сонное видение. Тогда патриарх взял у него святительскую утварь и честную икону и, передав святителю Петру, сказал: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо его ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». В 1325 перемещена была митрополия из Владимира в Москву, и Петровская икона перенесена была сюда митр. Петром и поставлена в Успенском соборе. В 1613 вместе с Феодоровскою иконою она была при избрании на всероссийский престол юного царя Михаила Феодоровича. Во Владимире в соборе находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, которая написана также святителем Петром. Она есть подобие Петровской в Москве.

Празднуется 24 августа/6 сентября.

Прот. И. Бухарев

ПЕТРОВСКИЙ

Иван Георгиевич (5/18.01.1901-15.01.1973), русский математик. Ректор Московского университета (1951). Работы в области дифференциальных уравнений с частными производными, алгебраической геометрии, теории вероятностей, математической физике. Автор ряда базовых университетских куров, переведенных на многие языки.

ПЕТРОВСКИЙ «НА ПОЛЕ» МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., близ Ростова на берегу оз. Неро. Основан во 2-й пол. XIII в. ордынским царевичем Петром. Монастырская соборная церковь во имя св. апп. Петра и Павла построена в 1684 на месте деревянного храма, сооруженного основателем обители, мощи которого почивали под спудом в приделе, посвященном его памяти, в серебряной раке, устроенной в 1803. В Соборном храме находился иконостас с иконами древнего письма.

С.В. Булгаков

ПЕТРОВСК-ПОРТ

ПЕТРОВСК-ПОРТ (с 1922 Махачкала), город в Дагестане на Каспийском море. Основан в 1844 как Петровское укрепление на месте лагеря, где во время Персидского похода в 1722 - 23 стоял Петр I; в 1857 переименован в Петровск-Порт.

ПЕТРОДВОРЕЦ

ПЕТРОДВОРЕЦ - город в Ленинградской обл., подчинен С.-Петербургской городской администрации. Население 82,2 тыс. чел.

Основан Петром I в н. XVIII в. (впервые упоминается в 1705) как «попутный двор» и пристань для переправы на о. Котлин. В XVIII-XIX вв. здесь был создан один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей (строительство начато в 1710-х; современная площадь около 1 тыс. га). Его ядром является Большой дворец (первоначально 2-этажный дворец сооружен в 1714 - 25; перестроен в 1747 - 52 арх. В.В. Растрелли). В 1714 - 25 были разбиты регулярные сады: Верхний с 5 фонтанами (в т. ч. «Нептун») и Нижний (на приморской полосе, площадь 102,5 га) с крупнейшим в мире комплексом фонтанов.

ПЕТРОЗАВОДСК

ПЕТРОЗАВОДСК - столица Карелии, центр Прионежского р-на. Порт на берегу Онежского озера. Расположен амфитеатром на озерных террасах, вытянувшись вдоль побережья Петрозаводской губы. Население 282 тыс. чел.

Основан в 1703 как Петровская слобода при строительстве по указу Петра I железоделательного и пушечно-литейного завода (закрыт в 1734). В 1773 - 74 в связи с русско-турецкой войной выше по течению р. Лососинки построен Александровский пушечно-литейный завод, где наряду с производством военной продукции были налажены художественное литье и художественная обработка металлов. В 1798 Александровскому заводу было дано исключительное право изготовления мер объема (гири, весы, безмены, на которые ставился «секретный штампель» во избежание подделок).

В 1777 Петровская слобода преобразована в уездный город Петрозаводск. С 1781 Петрозаводск - центр Олонецкой провинции, в 1784 - 96 и с 1801 - Олонецкой губ.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ - крепость в Санкт-Петербурге, на Заячьем острове. Начало строительства крепости - 16 (27) мая 1703 считается днем основания города. Петр I и его сподвижники лично контролировали строительство крепости. Этим объясняются названия бастионов: Государев, Нарышкинский, Трубецкой, Зотов, Головкинский и Меншиков. Бастионы были соединены крепостными стенами - куртинами. В 1730-х Петропавловская крепость была усилена сооружением подкрепостных укреплений: Алексеевского и Иоанновского равелинов, названных в честь деда и отца имп. Анны Ивановны. В 1706 - 40 земляные стены и бастионы Петропавловской крепости были перестроены в кирпиче, в 1780-х облицованы гранитом. После сооружения крепости Кроншлот (1704) Петропавловская крепость потеряла военное значение.

В числе исторических и архитектурных памятников Петропавловской крепости: Петропавловский собор (ок. 1712 - 33) и Петровские ворота (1717 - 18; арх. Д. Трезини); Невские ворота (1784 - 87, арх. Н.А. Львов); Монетный двор (1798-1806, арх. А. Порто). В соборе Петропавловской крепости находятся могилы Российских императоров (от Петра I до Александра III, за исключением Петра II и Ивана VI Антоновича).

В Петропавловской крепости также находилась тюрьма для особо опасных государственных преступников. В частности, в ней были заточены такие враги русского народа, как декабристы, петрашевцы, народовольцы и др.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Рязанская еп., близ г. Раненбурга (Чаплыгин). Основана в 1711 иждивением кн. А.Д. Меншикова. Здесь находились: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, деревянный, обложенный серебром крест с мощами (дар кн. А.Д. Меншикова), иконы ап. Петра и ап. Павла (дар Петра I), на одной из которых имелась надпись: «Прислана Петру I от папы Климента XI».

С.В. Булгаков

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Черниговская еп., в окрестностях г. Глухова, на р. Клевени. Известен с сер. XVII в., но, по преданию, был основан в 1230. Монастырский каменный собор во имя свв. апп. Петра и Павла построен свт. Димитрием Ростовским, бывшим здесь игуменом, и освящен им в 1697.

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ - центр Камчатской обл. Расположен на восточном побережье п-ова Камчатка, на берегах Авачинской губы Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок. Население 205 тыс. чел. Петропавловск-Камчатский - один из самых старинных городов на Дальнем Востоке. Основан на месте камчадальского селения Аушин, где в 1740 зимовала и построила Петропавловский острог 2-я Камчатская экспедиция В.И. Берингa и А.И. Чирикова. Название острог получил от наименования судов экспедиции - «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». К н. XIX в. стал главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки. В 1822 преобразован в г. Петропавловский Порт. В 1849 - 58 - центр Камчатской обл. В августе 1854 во время Крымской войны 1853 - 56 гарнизон города героически отразил нападение англо-французской эскадры. С 1909 переименован в Петропавловск-Камчатский.

ПЕТУХ

ПЕТУХ - по русским поверьям и сказкам, вещая птица, способная противостоять нечистой силе и вместе с тем связанная с ней. Во время языческих ритуалов петуха приносили как умилостивляющую жертву богу огня Сварогу.

Ночью после первого крика петуха у русских было принято креститься со словами «Слава Богу! Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего». «Петух поет - значит нечистой силе пора пришла, - говорили в народе. - Петух поет - на небе к заутрене звонят». По русскому преданию, когда перестанут петь петухи, тогда и всему миру конец.

У русских людей петух считался опекуном хозяйства. Они полагали, что без него не будет водиться скот, у коровы станут безвкусными молоко и масло. Русские крестьяне любили, чтобы их петухи были бойкими и драчливыми. В русских хозяйствах, как правило, не заводили черных петухов, так как считалось, что супруги будут часто ссориться.

Петухов использовали во многих магических ритуалах. Как символ плодородия он являлся одной из главных принадлежностей свадебного обряда. Петуха резали, чтобы приготовить ритуальное блюдо после завершения жатвы. Считалось, что крик петуха предохраняет от эпидемии, болезней и градобития. Поэтому петуха носили с собой во время обрядового обхода села. Иногда петуха закалывали на границе села, веря, что его мистическая сила остановит злых духов. Во время холеры петуха купали в реке или колодце, считая, что таким образом он очистит воду и изгонит болезнь. К пению петуха прислушивались как к особой примете. По народному поверью, крик петуха на вечерней заре и в полдень предрекал смерть или перемену погоды. Неурочный крик петуха предвещал получение новостей. Когда петух пел на пороге, ждали гостей.

О. П.

ПЕЧАЛОВАНИЕ

ПЕЧАЛОВАНИЕ - в Древней Руси право высших или особо уважаемых духовных лиц ходатайствовать пред государем за осужденных или опальных. Последний случай печалования относится к 1698, когда патр. Адриан безуспешно ходатайствовал перед Петром Великим о помиловании осужденных на казнь стрельцов.

ПЕЧАТНИК

ПЕЧАТНИК - должностное лицо при дворе русских князей и царей в XIII-XVII вв. Печатники обычно были незнатного происхождения. Хранили государственные печати и обязаны были прикладывать их к документам, составлявшимся в правительственных учреждениях. В XVI-XVII вв. в ведении печатников находился Печатный приказ, руководство которым они иногда совмещали с выполнением др. обязанностей (печатниками, напр., являлись руководители Посольского приказа: И.М. Висковатый и В.Я. Щелкалов). В XVI в. печатники зачастую заведовали также и личной канцелярией государя и Царским архивом.

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР - в России XVI-XVII вв. название типографии. Первый Печатный двор в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митр. Макария. Заведение книгопечатания было вызвано стремлением русского правительства и церкви унифицировать тексты богослужебных книг и необходимостью в значительном количестве таких книг для распространения христианства среди населения Поволжья. Печатный двор находился на Никольской улице. Первыми русскими печатными книгами, выпущенными, по-видимому, на Печатном дворе, считаются: Триодь постная, 2 Евангелия, Псалтирь, еще одно Евангелие и Псалтирь, а также Триодь цветная (экземпляр не обнаружен). Все эти книги не имели выходных данных. В 1564 на Печатном дворе Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол», имевший выходные данные, а в 1565 - «Часовник». После отъезда Федорова и Мстиславца в Белоруссию работу на Печатном дворе продолжили Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа, выпустившие в 1568 «Псалтирь». После 1568 работа на Печатном дворе замерла. Книгопечатание перешло в Александровскую слободу («Псалтирь», 1577). В Москве печатание книг возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый Печатный двор (действовал с 1614). В 1645 и 1679 он был перестроен. К сер. XVII в. Печатный двор представлял собой ряд строений, в которых размещались приказная, где сидели приказные люди во главе с дьяком; правильня, в которой работали 4 справщика, подготавливая тексты для печати, книжные чтецы и писец. Печатали на 12 станах, стоявших в 3 комнатах по 4 стана в каждой. Стан обслуживали 2 наборщика, 1 разборщик, 4 тередорщика и 4 батырщика. С подсобными работниками и сторожами штат Печатного двора насчитывал 165 чел. В XVII в. здесь было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Тираж книг был ок. 1200 экз.

ПЕЧЕНГСКИЙ СКИТ

ПЕЧЕНГСКИЙ СКИТ - См.: ПЕЧЕНГСКИЙ ТРИФОНОВ мужской монастырь.

ПЕЧЕНГСКИЙ ТРИФОНОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., на Мурманском берегу, в холмистой местности, орошаемой р. Овечьей и Манной, впадающими в р. Печенгу. Основан в сер. XVI в. прп. Трифоном. Разрушенный в 1590 шведами, он был построен близ г. Колы; в 1619 после пожара был перенесен в г. Колу; в 1764 упразднен. В 1886, с целью удержать беззащитных лопарей в Православии от влияния соседей иноверцев и раскольников, монастырь был возобновлен на месте кончины прп. Трифона, а в 1896 перенесен на место первоначального основания своего. В монастыре было введено богослужение и житие иноков по уставу Соловецкому, а также и неусыпное чтение Псалтири с поминовением благотворителей о здравии и за упокой. Вся монастырская братия - «трудники» с утра до вечера работали по проведению дорог, на молочном дворе, занимались ловлею трески и семги, разводили гаг для добывания драгоценного гагачьего пуха и т. п.; имелся небольшой лесопильный завод, обслуживаемый даровой силой водопада р. Княжухи. На средства монастыря в 1887 была открыта школа в Печенгском поселке для русских колонистов-поморов, а другая - для живущих там корел православного исповедания с обучением их ремеслам; обе школы единственные для всего Мурманского края.

Культурно-просветительское значение монастыря для местного населения было настолько велико, что оно начинало стягиваться около обители, как оплота русской государственности и культуры на нашем далеком Севере. Монастырь состоял в ведении Московской Синодальной Конторы. К нему был приписан Сретенский скит, в 25 верстах от монастыря, основанный, с двумя храмами, в 1886 на месте кончины прп. Трифона, мощи которого почивали здесь под спудом.

С.В. Булгаков

ПЕЧЕРСКАЯ

ПЕЧЕРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Сама собою образовалась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры на стене алтаря в 1085. В Печерском Патерике о явлении ее повествуется так. «Иконописцы принялись за дело - украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимой силой изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ; вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе к образу Спасителя и там скрылся. Через некоторое время голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам святых, и скрылся за чудотворною местною иконою Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но ни за иконою, ни за занавесью не могли найти его. Вдруг голубь опять вылетел из уст Богоматери в алтаре и полетел кверху к образу Спасителя. Бывшие вверху хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы».

Празднуется 3/16 мая.

Прот. И. Бухарев

ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК

ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК - один из памятников древнецерковной письменности, представляет собой сборник отдельных произведений, происходит из Киево-Печерского монастыря, отчего назван Печерским. Основанием ему послужили два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, бывшим епископом Владимирским и Суздальским Симоном к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания: путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архим. Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету Печерского Патерика, а иногда и без всякой связи с ним.

Здесь можно встретить ответ прп. Феодосия на вопрос вел. кн. Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и пр. Редактировался Печерский Патерик много раз; древнейший список относится к XV в., позднейший к XVII в.: 1) т. н. Арсеньевский, составлен в 1406 для новгородского епископа Арсения Тверского, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятой Богородицы; 2) два Кассиановские, составлены в 1460 и 1462 по поручению киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана, содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви, которая разделена на две части: первая - о церкви - помещена в начале Патерика, вторая - об оковании раки Феодосия - после жития св. Феодосия. В 1635 вышел печатный Патерик под редакцией Сильвестра Коссова на польском языке; в приложение этого Патерика вошли жития Нестора, Симона и Поликарпа. В 1661 вышло новое печатное издание Патерика на славянском языке, в 1759 в московской синодальной типографии напечатан новый Патерик, основанием для которого послужил киевский, тщательно пересмотренный и проверенный согласно с учением Православной Церкви.

ПЕЧИЩЕ

ПЕЧИЩЕ - распространенное в прошлом на русском Севере название: первоначально формы семейной общины, а затем (в XVI-XVIII вв., а в некоторых районах и в XIX в.) формы землевладения и сельского поселения, состоявшего из нескольких родственных семей-дворов. Каждый двор имел право на определенную долю в с.-х. угодьях печища. Эту долю можно было продавать, завещать, наследовать, дробить на более мелкие части, при условии согласия всех дворов-семей, составлявших печище (при этом сохранялось право предпочтительной покупки др. членами печища, а также право выкупа проданного постороннему).

ПЕЧОРА

ПЕЧОРА - река в Республике Коми и Ненецком автономном округе. Длина 1809 км. Основные притоки: Илыч, Подчерем, Шугер, Уса, Лая, Шапкина (прав.); Ижма, Цильма (лев.).

ПЕЧОРЫ

ПЕЧОРЫ - город в Псковской обл., центр Печорского р-на. Население 14 тыс. чел.

Возник в к. XV в. как посад Псково-Печерского монастыря (основан в 1473). В н. XVI в. монастырь был разрушен ливонскими рыцарями, восстановлен в 1516. В 1565 обнесен стенами с 9 сторожевыми башнями; стал называться Печорской крепостью. В XVI - н. XVIII вв. важный стратегический пункт на западной границе Русского государства. В 1581-82 крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611 - 16 - польских войск Я. Ходкевича и А. Лисовского, шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700-21 - осаду шведских войск в 1701 и 1703. По окончании Северной войны утратила военное значение. Город Печоры с 1776.

ПЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница