Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "К" (часть 7, "КРУ"-"КЯХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 7, "КРУ"-"КЯХ")

КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ

КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ - объединение единомышленников, группировавшихся в к. 1640-х - н. 1650-х вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Ф.М. Ртищев, новоспасский архим. Никон (позднее патриарх), настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Душой кружка был Вонифатьев. Обладая большой начитанностью и живо интересуясь общественной и церковной жизнью, он скоро приобретает большое влияние на царя и бояр. Вместе с лучшими людьми того времени Вонифатьев сознает необходимость возвысить уровень религиозно-нравственной жизни современного ему общества. Задачей их кружка было: истребление различных языческих игрищ и суеверий, возвышение нравственного уровня духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных нотных книг и восстановление церковной проповеди. Пользуясь своей близостью к царю, члены кружка испрашивают у него и у патр. Иосифа ряд указов, реформирующих церковную жизнь. С той же целью Вонифатьев пополняет состав кружка несколькими наиболее энергичными священниками и выхлопатывает им видные назначения в разные города. Энергичная деятельность кружка и реформы к. 1640-х вызвали неудовольствие рядового русского духовенства. А 1649 у Вонифатьева произошел разрыв с самим патр. Иосифом, до сей поры не мешавшим деятельности кружка и даже пользовавшимся помощью некоторых его членов при издании и исправлении церковных книг. Причиной разрыва было, вероятно, недовольство Иосифа влиятельной ролью Вонифатьева и его кружка. Победа осталась на стороне Вонифатьева, и руководительство церковной жизнью почти всецело перешло к кружку. Причиной явился приезд в Москву 1649 иерусалимского патр. Паисия, резко критиковавшего московские порядки. Никон, Вонифатьев и Ртищев начали все более и более склоняться к исправлению церковного быта в духе приезжих киевских и греческих учителей. Когда в 1652 умер Иосиф, члены кружка выставили кандидатом на его место Вонифатьева. Тем не менее царь пожелал видеть патриархом Никона, и кружок с Вонифатьевым во главе подал челобитную за Никона. Книжная «справа» окончательно разделила друзей. Кружок распался.

С.Ю.

КРУЗЕНШТЕРН

Иван (Адам) Федорович (8.11.1770-12.08.1846), русский мореплаватель.

После блестящего окончания Морского кадетского корпуса участвовал в ряде сражений со шведами, в которых отличился и был произведен в лейтенанты. В 1793 стажировался в Англии, плавал у берегов Канады, участвовал в сражениях с французским флотом, был в Вест-Индии. В 1797 - 99 плавал в Южную Америку и в Макао. По возвращении на родину представил в Морское министерство проект кругосветного плавания, проект был утвержден. Крузенштерн стал руководителем экспедиции, целью которой являлись доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования тропической части Тихого океана и пр.

Описание своего путешествия и результаты океанических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежде» и «Неве» (1809-12) с приложением атласа из 100 карт и рисунков».

Впервые нанес на карты ок. 1 тыс. км побережья Сахалина. Составил «Атлас Южного моря» (1826). В 1827-42 - директор Морского кадетского корпуса. Учредитель Русского Географического общества.

КРУПЕНСКИЙ

Павел Николаевич (19.12.1863-1939), русский общественный деятель, один из ведущих деятелей православно-монархического движения. Из дворян Бессарабской губ., окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в армии, в 34 года вышел в отставку в чине полковника, посвятив себя общественной деятельности. В 1905 - 07 организовал партию православно-монархической направленности. Депутат II и IV Госдумы. Один из руководителей Всероссийского национального клуба (1909). В IV Госдуме - лидер фракции центра.

После октября 1917 в эмиграции, член Высшего Монархического совета, один из руководителей Объединения русских монархистов.

О. Платонов

КРУПИН

Владимир Николаевич (р. 7.09.1941), русский писатель и общественный деятель. В произведениях Крупина отражается вера в русского человека («Живая вода», 1980) и в возрождение России на началах православной духовности и культуры («Вятская тетрадь», 1987; «Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991; «Крестный ход», 1993).

КРУТОВ

Александр Николаевич (р. 13.10.1947), русский тележурналист. Родился в поморском селе на берегу Белого моря в потомственной рыбацкой семье.

В 1986 работал в Чернобыле. С 1989 по 1991 - народный депутат СССР. С 1992 - генеральный директор телекомпании «Подмосковье» (с 1997 - «Московия»), автор и ведущий православно-патриотической программы «Русский Дом». Главный редактор журнала «Русский Дом» (выходит с 1997).

КРУШЕВАН

Павел (Паволакий) Александрович (15.01.1860-5.06.1909), русский писатель, публицист и общественный деятель. Родился в Бессарабии в помещичьей семье. Образование получил в Кишиневе. В возрасте 22 лет Крушеван публикует в Петербурге две свои первые повести - «Разоренное гнездо» и «Счастливее всех», в которых чувствуется влияние Л. Н. Толстого. В своих более поздних произведениях - романе «Дело Артабанова» (1896) и сборнике «Призраки» (1897) Крушеван становится самостоятельным, зрелым писателем, пользующимся популярностью среди русских людей.

Во время своих многочисленных поездок по западнорусским землям Крушеван сталкивается с вопиющими фактами еврейского засилия и пытается противостоять ему. С 1897 он начинает выпускать ежедневную политическую, экономическую и литературную газету «Бессарабец», в которой борется с иудейско-масонской идеологией, разоблачает преступления и махинации еврейских вожаков. Позднее он основывает и общероссийскую патриотическую газету «Знамя», в которой еще более остро и основательно выступает против врагов русского Православия и Монархии. Еврейские бандиты из тайных организаций неоднократно пытались его убить, однажды даже серьезно ранили из-за угла, но не смогли запугать. Еще за несколько месяцев до начала Русско-японской войны и революции Крушеван пытается предупредить правительство о начале «иудейско-масонского наступления». Революционная борьба против России, как известно, началась одновременно с Русско-японской войной, в январе 1904. Именно в этот месяц деятельность подрывного либерально-масонского «Союза освобождения» (возглавляемого масоном П. Б. Струве) переносится из Швейцарии в Россию.

В своей газете «Знамя» с 28 августа по 7 сентября 1903 в девяти номерах он публикует полный текст Сионских протоколов под названием «Программа завоевания мира евреями». Предисловие и послесловие к первой публикации были написаны, по-видимому, самим Крушеваном, а, кроме того, в «Знамени» была напечатана статья от переводчика, принадлежавшая перу С. А. Нилуса.

Публикация этого документа совершила прорыв в понимании той страшной опасности, которая угрожает миру и России со стороны «иудейско-масонских заговорщиков».

В 1906 Крушеван был избран в Государственную Думу, став одним из духовных вождей ее патриотического крыла. Играл большую роль в деятельности Союза Русского народа,

О. Платонов

КРЫЛОВ

Иван Андреевич (2.02.1769-9.11.1844), русский баснописец, драматург, журналист. Родился в семье армейского офицера, первоначальное образование получил дома.

Крылов рано лишился отца, бедность заставила поступить в 1778 на службу в тверской губернский магистрат, а в 1782 канцеляристом в Казенную палату в Петербурге. В 1783 Крылов написал свою первую комическую оперу «Кофейница» и трагедию «Клеопатра», но пьесы не были ни напечатаны, ни поставлены на сцене. В 1788 Крылов напечатал в журнале «Утренние часы» первые басни. В 1789 Крылов приступил к изданию журнала «Почта духов». Оставив службу, Крылов попробовал свои силы в переводе басен Ж. Лафонтена. Первые опубликованные в 1806 басни («Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых») принесли ему успех. На петербургской сцене были поставлены его комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», в которых осуждалась галломания, и опера «Илья-Богатырь», проникнутая героическим пафосом. В 1809 вышла первая книга басен Крылова, которая имела большой успех. Крылов сблизился с литераторами - А. А. Шаховским, К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем. Крылов близко сошелся с художниками К. П. Брюлловым и В. А. Тропининым, был частым гостем в доме В. А. Жуковского, где встречался с А. С. Пушкиным и А. Мицкевичем. Большая дружба связывала его с Олениным - директором (с 1812) Публичной библиотеки, в которой Крылов работал помощником библиотекаря (с 1812) и библиотекарем (с 1816).

Крылов написал свыше 200 басен, затрагивающих социальные, исторические, философские и бытовые темы. Совершенство языка сделали многие из басен Крылова хрестоматийными, множество басенных строк - крылатыми выражениями. В 1830 вышли в свет его басни в восьми книгах, Крылову была удвоена пенсия и пожалован чин статского советника.

В 1838 было торжественно отпраздновано 50-летие литературной деятельности Крылова. Такого чествования не удостаивался до него ни один литератор России. К этому времени басни Крылова были переведены на многие европейские языки. В 1836 Крылов был избран «почетным общинником Академии художеств», ведал Императорской публичной библиотекой.

Л. Н. Вдовина

КРЫМ

КРЫМ (Крымский полуостров), историческая территория России. Омывается на севере и юге Черным, а на востоке Азовским морями. На севере соединяется с Восточно-Европейской равниной Перекопским перешейком.

В 1-м тысячелетии до н. э. в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров и скифов (в неоднородный состав последних входили и восточнославянские племена). В III в. до н. э. в степной части Крыма возникло Скифское государство, значительная часть населения которого были славяне. В III-IV вв. на полуостров вторгаются полчища кочевых племен готов и гуннов, превративших цветущие скифские поселения в руины. Плодами жестоких кочевников воспользовалась Византия, захватившая эти земли. Восточная часть Крыма с X в. входила в состав русского Тмутараканского княжества. В XIII в. в Крым вторглись монголо-татары и после ужасающей резни образовали здесь Крымский улус Золотой Орды. После падения Золотой Орды в 1443 возникло Крымское ханство (с 1475 вассал Турции) - разбойничье государство, подавляющая часть населения которого занималась грабежом сопредельных стран, и прежде всего России. В течение нескольких столетий вооруженные отряды крымских татар проникали вглубь нашей страны, имея главной целью убийства, грабежи, насилие и захват пленников.

В борьбе с разбойниками участвовали русская армия, запорожское и донское казачество. Стремясь обеспечить безопасность южных областей и добиться выхода к Черному морю, русское государство с к. XVII в. начало борьбу за овладение Крымом. В ходе Русско-турецкой войны 1768 - 74 русские войска овладели Крымом; по договору с ханом (1772) и Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 Крымское ханство было объявлено независимым от Турции и переходило под покровительство России. На юге был ликвидирован очаг агрессии против русского народа. В 1783 Крым присоединен к России, в 1784 стал частью Таврической обл. (с 1787 губернии) с центром в Симферополе; в 1797 - 1802 входил в Новороссийскую губ., из которой вновь выделился (1802) в Таврическую губ.

Присоединение Крыма к России ускорило экономический рост Крыма, развивались овцеводство, зерновое хозяйство, садоводство, табаководство, виноградарство, ремесленные и кустарные промыслы (особенно соляной). Строились новые города. В 1783 был заложен Севастополь, ставший с н. XIX в. главным военным портом Черноморского флота. Со 2-й пол. XIX в. Южный берег Крыма использовался как курорт. Члены царской фамилии, а с 70 -90-х представители знати и купечества строили там особняки и дворцы.

Во время Крымской войны 1853-56 Крым был главным театром военных действий. В ходе войны русские войска и жители Севастополя под руководством адмиралов В.А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина в течение 11 месяцев героически обороняли город (См.: Севастопольская оборона 1854-55).

В 1921 декретом еврейских большевиков на полуострове была организована автономная республика Крымских татар (и это несмотря на то, что они составляли меньшинство населения). После оккупации Крыма Германией националистические организации крымских татар устроили этнические чистки, вырезав по благословению немцев не менее 60 тысяч русских людей, в большинстве своем женщин и детей. После освобождения полуострова от германских оккупантов И.В. Сталин приказывает выслать крымских татар в Среднюю Азию. В конце 1940-х на Крым претендуют еврейские националистические организации, вынашивающие замыслы устройства здесь Еврейской республики в составе СССР. Предложение это вызвало резко отрицательную реакцию Сталина, любившего этот край и часто проводившего там свой отпуск.

Через год после смерти Сталина Н.С. Хрущев совершает нелепый и незаконный политический акт: передает чисто великоросскую территорию Крыма в ведение малороссийских властей, по-видимому имея целью вызвать рознь между двумя братскими ветвями русского народа.

О. Платонов

КРЫМСКАЯ

КРЫМСКАЯ (Бахчисарайская, Мариупольская, «Панагия»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, явилась в XV в. в Успенском пещерном скиту, который располагался в горном ущелье, на окраине Бахчисарая. Чудотворения иконы связаны с событиями жизни русского народа на этой древнейшей российской земле. В н. XX в. хранилась в Успенском храме близ Мариуполя Екатеринославской губ. Празднуется 15/28 августа.

КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., в окрестностях Пскова. Основан в XV в. прп. Саввою, мощи которого и почивали здесь. В 1911 монастырь был обращен в общежительный. Ежегодно 29 августа совершался из монастыря крестный ход в Псков.

КСЕНИЯ МИЛАССКАЯ

КСЕНИЯ МИЛАССКАЯ - преподобная (ск. в V в.), празднуется 24 января/6 февраля. Как и ап. Тимофей, эта преподобная среди русских людей носила имя Полузимницы. Во многих местах эта угодница именовалась Полухлебницей, так как с этого дня половина срока оставалась до нового хлеба и так как к этому времени озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. На день прп. Ксении наши предки имели обыкновение справляться на торгу о ценах на хлеб и, если замечали, что они повышались, ожидали дороговизны, если же понижались - ожидали дешевизны хлеба.

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Христа ради юродивая (между 1719 и 1730 - ок. 1803). Никто не знает точно, когда родилась блж. Ксения и когда скончалась, но все знают ее имя, помнят жизнь, которую она проводила во славу Божию, и с благоговением посещают ее могилку в часовне на Смоленском кладбище, заказывая молебны по своим нуждам или оставляя записочки с прошениями между кирпичами, если часовня закрыта. И все с верою прибегающие к ее помощи получают просимое. Свой спасительный подвиг блж. Ксения несла в Петербурге. Она была замужем за певчим придворного хора Андреем Федоровичем Петровым, который внезапно умер без должного христианского приготовления. Памятуя, что Господь соединяет супругов в таинстве брака в одно целое, 26-летняя вдова решилась жизнью искупить нераскаянные грехи мужа, совершенно отверглась и принесла в жертву свой разум. В день похорон она надела на себя одежду супруга и назвалась Андреем Федоровичем. Раздарив оставшиеся ей дом и имущество, она начала скитаться по улицам города, подвергаясь нападкам и насмешкам. Мало-помалу к блаженной привыкли и стали замечать в ней нечто особенное. Милостыню она брала только у людей добродетельных и тут же отдавала нищим. Ночью уходила за город и до утра пребывала в молитве. В словах и поступках ее обнаружился некий глубокий смысл, и ее стали почитать за прозорливую. Матери приметили, что если она приласкает больного ребенка, то тот выздоровеет. Вскоре выяснилось, что Ксения помогает честным людям устраивать их личную жизнь и счастливые браки, а недобросовестных обличает и наказывает. Подвизалась блаженная в подвиге юродства 45 лет. До сих пор не прекращается ее всенародное почитание.

Память блж. Ксении отмечается 24 января/6 февраля.

КТИТОРСКАЯ

КТИТОРСКАЯ («Алтарница»), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Прославилась следующим образом. Когда в 862 грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, экклезиарх монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь, под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши пред святынею свечу. Сам же он был схвачен варварами и взят в плен. Когда же через 40 лет он получил свободу и возвратился в полуразрушенную обитель, то по указанию его были обретены крест и икона, причем с горящею пред ними свечою. Икона эта стоит в алтаре соборного храма, почему называется еще «Алтарницею».

Прот. И. Бухарев

КУБАНЬ

КУБАНЬ - река в Карачаево-Черкесии, Ставропольском и Краснодарском краях. Длина 870 км. Основные притоки: М. Зеленчук, Б. Зеленчук, Уруп, Лаба, Белая, Пшиш (лев.).

КУДРЯВЦЕВ

1. (Кудрявцев-Платонов) Виктор Дмитриевич (3.10.1828-3.12.1891), русский философ и богослов. Из семьи священника. С 1857 профессор Московской Духовной академии. Согласно учению Кудрявцева, началом философского познания является осознание идеи существа абсолютно совершенного - Бога. Основной философской истиной является истина бытия Божия. Она одухотворяет душу и жизнь, озаряет их идеальным светом. Философия есть наука о Божественной Сущности, последнем основании и цели существующего, который есть Бог. Критерий истины - в совпадении должного с сущим. Философия не имеет права исходить из Абсолютного, но она с необходимостью приходит к Абсолютной, т. е. Божественной Сущности. Соч.: «Введение в философию» (1889); «Начальные основы философии» (1889 - 90); «Сочинения» (1892-97).

О. П.

2. Михаил Петрович (1938-1993), русский искусствовед и общественный деятель.

В своем главном труде «Москва - Третий Рим (Историко-градостроительное исследование)» (1994) показывает первопрестольную русскую столицу как мировой священный центр, «стан Святых и град возлюбленный». В книге раскрываются корни глубокой исторической традиции, устанавливающей преемственную связь мировых священных центров, высшим выражением которых является Москва.

Кудрявцев был соратником русского подвижника, архитектора-реставратора П. Д. Барановского, принимал участие в клубе «Родина», состоял членом «Русского клуба».

О.П.

КУДЫМКАР

КУДЫМКАР - город к северо-западу от Перми. Расположен в Предуралье, на реках Кува и Иньва (притоки Камы). Население 33,7 тыс. чел.

Поселение на месте современного Кудымкара известно с 1579, после присоединения к Московскому государству коми-пермяцких земель. С н. XIX в. центр Иньвенского края.

КУЗНЕЦ

КУЗНЕЦ - одна из наиболее почитаемых профессий Древней Руси. Кузнечное ремесло считалось высшим умением, искусством, во многом связанным с помощью чудодейственных средств и нечистой силы. Согласно старинным поверьям, кузнецу в его работе помогает черт, он замешан в колдовстве и чародействе. Связанное с колдовством слово «козни» происходит от понятия «кузнец».

В древнерусской языческой мифологии покровителем кузнецов был бог Сварог, который, в частности, в «Повести временных лет» отождествлялся с греческим богом-кузнецом Гефестом. Христианскими покровителями кузнецов были свв. Косма и Дамиан.

КУЗНЕЦК

КУЗНЕЦК - город в Пензенской обл., центр Кузнецкого р-на. Расположен в центральной части Приволжской возвышенности, на р. Труев (приток Суры). Население 99,7 тыс. чел. Основан в 1699 как с. Труево-Нарышкино. Город Кузнецк с 1780. Жители издавна занимались кузнечным промыслом.

КУЗНЕЦОВ

Михаил Николаевич (р. 25.7.1940), русский юрист и общественный деятель, успешно выступал адвокатом на процессах, организованных силами иудейско-масонского миропорядка против деятелей русского православно-патриотического движения, председатель Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии.

КУЗЬМИН

Аполлон Григорьевич (р. 8.09.1928), русский историк и общественный деятель, основатель и руководитель добровольного общества русской культуры «Отечество» (Москва, 1989).

Основные труды: «В. Н. Татищев» (1981), «Откуда есть пошла Русская земля» (1986), «Падение Перуна» (1988), «К какому храму ищем мы дорогу?» (1989), «Славяне и Русь. Проблемы и идеи» (1998).

КУЗЬМИНКИ

КУЗЬМИНКИ - подмосковная усадьба, архитектурно-парковый ансамбль в стиле русского классицизма. Кузьминки, до сер. XIX в. называвшиеся также Влахернским, Мельницей, принадлежали в XVII в. горнозаводчикам Строгановым, в сер. XVIII в. перешли к кнн. Голицыным. На рубеже XVIII - XIX вв. арх. P.P. Казаков и И.В. Еготов построили главный дом, Померанцевую галерею, оранжерею и др. архитектурные сооружения. Усадьба сильно пострадала в 1812 при французской оккупации. Кузьминки восстанавливались и перестраивались в 1820-30-х под руководством арх. Д.И. и А.О. Жилярди и А.Г. Григорьева. Д.И. Жилярди построен Конный двор с центральным павильоном и флигелями (изваяния коней работы П.К. Клодта поставлены у павильона позже), пристань, пропилеи, кухонный корпус - т. н. Египетский павильон, ризница. В 1840-х построена молочная ферма (арх. М.Д. Быковский).

КУКАРКА

КУКАРКА (с 1918 Советск), город в Кировской обл., центр Советского р-на. Расположен на высоком правом берегу р. Пижмы. Население 18,8 тыс. чел.

Основан в 1594 (по другим сведениям, около 1609) на землях марийцев-черемисов как слобода Кукарка. Главными занятиями жителей были земледелие, поставка хлеба в Западную Сибирь. В XVIII-XIX вв. Кукарка - крупный ремесленный и торговый центр Вятской губ. Слобода была известна кружевоплетением (школа кружевниц с 1893), валяльным и гончарным производствами.

КУКИШ

КУКИШ - в древнерусской языческой мифологии оскорбительный жест, оберег от злых духов и нечистой силы. После Крещения Руси приобрел значение отрицания чего-либо или отказа вообще.

КУКУЗЕЛИССА

КУКУЗЕЛИССА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в лавре св. Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII в. Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу после всенощного бдения, пропев акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! - вдруг произнес кроткий голос. - Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.

Празднуется 1/14 октября.

Прот. И. Бухарев

КУКУШКА

КУКУШКА - в древнерусской языческой мифологии вещая птица, связанная с весенними и летними праздничными ритуалами, предсказаниями жизни и смерти. В русской деревне на кукушку гадали девушки, пытаясь определить, сколько им лет осталось до замужества. Кукование часто рассматривалось как зловещее предсказание: «Кукушка кукует, горе вещает». Услышав кукушку, говорили: «Хорошо кукуешь, да на свою б голову!» Прилет кукушки в деревню, к дому, кукование на крыше дома считалось знаком смерти, болезни или пожара.

Образ кукушки присутствовал во многих народных обрядах (Троицкие гуляния. Семик. Кумление).

О.П.

КУКША ПЕЧЕРСКИЙ

Туровский, епископ, затворник (ск. ок. 1215), начал иноческое житие в Киево-Печерском монастыре, был просветителем славянского племени вятичей, обитавшего на р. Оке. Проявил себя великим чудотворцем: изгонял бесов, осушил озеро, низвел дождь и сотворил много других чудес. По наущению языческого жреца, Кукшу подвергли мучениям, после чего ему отрубили голову, а с ним вместе и его ученику Никону. В это время в Печерском монастыре подвизался духовный друг св. Кукши - прп. Пимен, бывший в одно время настоятелем монастыря. Его прозвали Постником за многие его воздержания и труды. Господь даровал ему многие дары духовные: он исцелял болящих, предвидел будущее и за два года предузнал день своей кончины. В день мученической кончины св. Кукши прп. Пимен громко возгласил посреди церкви: «Брат наш, Кукша, убит на рассвете!» Сказав это, он преставился в один день и час со святым. Мощи прпп. Кукши и Пимена почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.

Память сщмчч. Кукше и Пимену-постнику отмечается 27 августа/9 сентября и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер).

КУЛАЧНЫЙ БОЙ

КУЛАЧНЫЙ БОЙ - См.: ИГРЫ.

КУЛИБИН

Иван Петрович (10/21.04.1735-30.07/ 11.08.1818), выдающийся русский механик-самоучка. С ранних лет обнаружил исключительные способности к изготовлению различных механических устройств. Особое внимание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов. В 1764-67 создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм автоматического действия. Эти часы Кулибин преподнес в 1769 Екатерине II, которая назначила его заведующим механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, применив в них компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал также новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и др. оптич. приборов.

В 1770-х спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 метров (вместо применявшихся ранее 50 - 60), предложив использовать оригинальные формы с перекрестной решеткой. В 1776 построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины была испытана специальной академической комиссией. Проект Кулибина получил высокую оценку, но осуществлен не был. С 1801 Кулибин работал над вариантами металлического моста, однако и эти интересные проекты, несмотря на полную техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кулибин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов.

В 1779 сконструировал знаменитый фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение было использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и т.д. Кулибиным была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию «механических ног» - протезов (этот проект после войны 1812 был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794).

В 1801 Кулибин был уволен из академии и вернулся к себе на родину, в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил «водоход», работу над которым он начал еще в 1782. Испытания показали полную пригодность и экономичность таких судов, однако и это изобретение не было использовано, а само судно через некоторое время было продано на слом. К этому же периоду относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения грузовых судов. Автор мн. др. проектов (приспособление для расточки и обработки внутр. поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.).

Б.C.

КУЛИКОВО ПОЛЕ

КУЛИКОВО ПОЛЕ - в Тульской обл., в Куркинском р-не, между реками Непрядвой и Доном; место Куликовской битвы 1380. Первый памятник в честь победы русских войск во главе с кн. Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками Мамая установлен на Красном Холме (где была ставка Мамая) в 1848-50 (арх. А.П. Брюллов). В 1913-18 там же сооружен храм-памятник Сергию Радонежскому (арх. А.В. Щусев); ныне музей «Куликово Поле» - филиал Тульского обл. краеведческого музея. В с. Монастырщино, где, по преданию, были захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, построена каменная церковь.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА - генеральное сражение между объединенным русским войском под командованием вел. кн. Московского Димитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, усиленной наемниками, под командой темника Мамая, обладавшего фактической ханской властью (не принадлежа к роду чингизидов, официально не мог быть ханом Орды, правил через подставных ханов).

В 1380-х Московское княжество возглавило освободительную борьбу Руси против ордынского ига, в 1378 московскими войсками был уничтожен отряд ордынцев, вторгнувшийся с грабительским набегом. Мамай, укрепив свою власть в Орде, решил окончательно разгромить Русь. Он собрал крупные силы для похода; были также привлечены отряды с Северного Кавказа и Поволжья, пехота из генуэзских наемников в Крыму. Мамай заручился союзнической помощью со стороны вел. кн. Литовского Ягайло, давнего врага Московии. Существует версия о союзе Мамая с кн. рязанским Олегом Ивановичем.

В к. июля 1380 кн. Димитрий узнал о сосредоточении ордынских войск в верховьях Дона. Князь призвал собственные войска и силы союзников собраться в Москве или южнее - в Коломне. Численность собранного кн. Димитрием русского войска по данным летописи (ок. 150 тыс.) явно преувеличена, современные исследователи полагают эту величину в 20 - 25 тыс. Союзные войска из профессиональных дружинников были поддержаны ополчением из числа, по выражению летописей, «небывальцев», «молодых людей», т. е. неподготовленных, не обученных к бою. Из них, видимо, составлялись вспомогательные войска. Однако объединить всю Русь не удалось, в походе не участвовали дружины Новгородской, Нижегородской, Тверской и Смоленской земель.

Численность войска Мамая очень трудно определяема, но оно было никак не менее русского. По-видимому, ордынская разведка донесла о крупном сосредоточении русских войск под Москвой, и Мамай достиг договоренности с Ягайло об одновременном выходе литовских войск в район Верхнего Дона (к началу битвы литовцы были приблизительно в 100 км от места сражения).

В к. августа - н. сентября объединенное русское войско под командованием кн. Димитрия походным порядком вышло в степь и подошло к верховьям Дона. Решено было перейти Дон и занять позицию при слиянии с Непрядвой, чтобы водными, лесными и болотистыми преградами стеснить маневры ордынской конницы. План был сугубо наступательным и основывался на огромном духовном подъеме русских воинов. Св. прп. Сергий Радонежский благословил поход и направил с войском двух своих послушников - Ослябю и Пересвета. Русский богатырь Пересвет вышел на бой со степным багатуром Челубеем, оба погибли. Сражение началось атакой ордынской конницы, которой удалось оттеснить наши войска к Непрядве. Тогда с фланга ударил Засадный полк воеводы Боброка-Волынского, ордынцы дрогнули и побежали, русские преследовали их. Мамай пытался скрыться в Крымском ханстве, но был там убит.

Куликовская битва не решила исход ордынского ига на Руси. Но она стала грандиозной духовной вехой в жизни русского народа. Вековой враг понес первое крупнейшее поражение. Русская Православная церковь в 1988 причислила вел. кн. Димитрия Донского к Лику Святых.

С. Семанов

КУМЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУМОВСТВО

КУМОВСТВО - духовное родство (свойство), возникающее в результате Таинства крещения между крестным отцом, восприемником (кум для родителей крестника и крестной матери), восприемницей (кума для крестного отца и родителей крещеного) и родителями крещеного.

КУНГУР

КУНГУР - город в Пермской обл., центр Кунгурского р-на. Расположен в Предуралье, при впадении рек Ирень и Шаква в р. Сылва (бассейн Камы). Население 76,6 тыс. чел.

Основан на р. Кунгурке в 1648, в 17 км выше устья р. Ирень. В 1662 был сожжен башкирами, в 1663 перенесен на современное место (бывшее с. Мысовское) и отстроен как крепость. В 1774 выдержал осаду войск Е.И. Пугачева. В н. XVIII в. зародилось кожевенно-обувное производство (в 1724 построен кожевенный завод). К сер. XVIII в. был одним из крупнейших населенных пунктов Урала, с 1759 здесь находилось Пермское управление горными заводами. С 1781 уездный город Пермского наместничества (с 1796 - губернии).

КУНЯЕВ

Станислав Юрьевич (р. 27.11.1932), русский поэт и общественный деятель, главный редактор патриотического журнала «Наш современник» (с 1989). Стихи Куняева глубоко патриотичны и наполнены переживанием за судьбу России. Лирические сборники стихов и поэм: «Звено» (1962), «Метель заходит в город» (1962), «Глубокий день» (1978), «Мать Сыра Земля» (1988), «Русские сны» (1990). Книга «Сергей Есенин» (1995; совместно с сыном).

В руководстве журналом «Наш современник» Куняев продолжил патриотическую линию С. В. Викулова, сделав журнал одним из духовных центров возрождения Отечества и национального противостояния антирусским силам.

КУПАЛА

КУПАЛА - языческое божество лета, полевых плодов и летних цветов, почиталось третьим после Перуна и Велеса, истукан его стоял в Киеве до Крещения Руси.

Ритуальный праздник ему был установлен в день летнего солнцестояния в начале жатвы, в Иванов день и в ночь, ему предшествующую (См.: Аграфена Купальница). Возжигались большие костры, приносили жертвы. Участвовавшие плясали и пели возле огня в одеждах, украшенных цветами. Затем через огонь прогоняли скот, чтобы обезопасить стадо от злых духов.

Языческие ритуалы, посвященные Купале, в христианские времена были вытеснены великим праздником Рождества св. Иоанна Крестителя и предшествовали ему днем празднования св. мученицы Агриппины (Аграфены). Тем не менее отголоски древних языческих ритуалов сохранялись 23 и 24 июня вплоть до н. XX в. В народе эти дни прозывались соответственно Агриппина (Аграфена) Купальница и Иван Купала. На Троицыну неделю молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли Купалой, а затем «с плясками, песнями и присвистом» бросала ее в ближайшую речку или пруд.

О. Платонов

КУПЕЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУПИНА

КУПИНА (слав.: куст ежевики), неопалимая купина - терновый куст, упоминаемый в Библии в связи с явлением Бога прор. Моисею в горящем и несгорающем кусте (Исх. 3: 2; Мк. 12: 26).

КУПРИН

Александр Иванович (26.08.1870-25.08.1938), русский писатель. Родился в г. Наровчате Пензенской губ., в небогатой дворянской семье. Рано потеряв отца, Куприн в 1867 был помещен в Александровское сиротское училище в Москве. В 1880 поступил во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную в 1882 в кадетский корпус, по окончании которого в 1888 был направлен в Московское Александровское военное училище.

Еще в кадетском корпусе Куприн начал заниматься литературной работой. Первое печатное произведение Куприна - рассказ «Последний дебют» (1893), за которым вскоре последовало еще несколько рассказов и повесть «Впотьмах». Осенью 1894 Куприн переехал в Киев, сотрудничал в местных газетах, много ездил по малороссийским промышленным и портовым городам, печатая в газетах путевые корреспонденции.

В 1896-1901 Куприн постоянно меняет местожительство (Ялта, Одесса, Таганрог, Москва и др.), знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым, М. Горьким. Пятилетний период скитаний, страстная погоня за разнообразными жизненными впечатлениями позднее находят отражение в содержании его произведений.

В 1897 Куприн издал сборник «Миниатюры», в котором объединил свои ранние рассказы. В ранних произведениях Куприн показал одиночество и порабощенность человека в мире наживы (повесть «Молох», 1896) и армейский быт (повести «Дознание», 1894; «Прапорщик армейский», 1897, и др.). «Армейская» тема в творчестве Куприна впоследствии получила свое яркое выражение в его лучших повестях «На переломе» («Кадеты») (1900), «Поединок» (1905), а также в автобиографическом романе «Юнкера» (1928 - 32). В написанных в к. 1890-х рассказах «В лесной глуши», «На глухарей», повести «Олеся» Куприн изобразил типы сильных, не тронутых цивилизацией «детей природы», жизнь глухого полесского угла.

КУПЯТИЦКАЯ

КУПЯТИЦКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1182 в Малороссии. Девица Анна из с. Купятицкого Пинского у. пасла стадо и заметила в лесу между деревьями блистание света. Она подошла и увидела, что на дереве висит небольшой крест с изображением на нем иконы Пресвятой Богородицы. Девица сняла крест и с великой радостью отнесла его в свой дом, спрятала и воротилась к стаду, но на том же месте опять увидела сияние и крест и, думая, что находит другой крест, взяла и повесила его себе на грудь. Вечером, пригнавши стадо домой, она хотела показать отцу бывший на ней крест, но креста не оказалось. Она сказала, что есть у нее другой такой же крест, и пошла его взять, но не нашла и этого креста. Тогда она вместе с отцом вернулась к тому месту, где два раза находила крест. Оба они увидели тут на дереве во свете крест с изображением Богоматери и, взяв, отнесли его домой, но на другой день крест опять у них исчез. Тогда они объявили об этом чуде жителям своего села, которые пошли на указанное место, и все увидели на дереве крест, издававший от себя сияние. Это чудо возбудило во всех жителях благоговение, и они построили здесь деревянную церковь, и в ней поставили обретенный крест, и стали называть его Купятицкой иконой Пресвятой Богородицы. С того времени от иконы начали совершаться чудеса. Однажды во время морового поветрия в с. Купятицком икону обнесли вокруг села, и поветрие в тот же день совершенно прекратилось.

Прошло несколько лет, татары сожгли церковь с чудотворной иконой. Однажды некто путник по имени Иоаким, проходя мимо того места, где была церковь, изумлен был светом, исходящим из земли. Он подошел и увидел крест, лежащий в пепле. Путник объявил о том жителям с. Купятицкого, которые со своим священником пришли на место и с радостью узнали в нем свою чудотворную икону. Она не подверглась ни малейшему повреждению от огня. Тут снова была построена церковь, при которой путник Иоаким остался пономарем. В 1629 при Купятицкой церкви основан православный мужской монастырь.

Икона Пресвятой Богородицы оставалась в с. Купятицком, пока тамошний монастырь был в ведении христиан православных. Когда же во 2-й пол. XVII в. им завладели униаты, тогда православные русские перенесли чудотворную икону в Киев и поставили в Софийском соборном храме. Крест с изображением Купятицкой Божией Матери сделан из меди. На одной его стороне изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руке, а на другой - распятие.

Празднуется 15/28 ноября.

Прот. И. Бухарев

КУРБСКИЙ ЧЕРНЫЙ

КУРБСКИЙ ЧЕРНЫЙ (Курпьский, Купрьский) Федор Семенович (XV в.), крупный полководец, «большой воевода», князь. Происходил из ярославских князей. В 1482 был направлен вел. московским кн. Иваном III в Нижний Новгород «беречь» город от казанских татар царя Алегама (Али-хана). В 1483 Иван III послал своих воевод И. И. Салтыка-Травина и князя Ф. С. Курбского Черного в Западную Сибирь в поход на вогулов (манси), которые в середине и 2-й пол. XV в. несколько раз вторгались в Пермь Великую, принадлежавшую России.

9 мая войско на судах вышло из Устюга и через два месяца дошло до устья р. Пелым. 29 июля 1483 русская «судовая рать» с помощью огнестрельного оружия - пищалей и «тюфяков» - разгромила многочисленные войска вогульских князей и вступила в пределы Пелымского княжества. Затем русские прошли по рекам: Тавде, Иртышу и Оби и вступили в пределы Югорской земли, где повоевали князей югорских и захватили много пленных и большие трофеи. Пройдя 4,5 тыс. верст по воде и земле, русское войско 10 октября 1483 вернулось в Великий Устюг. Этот поход имел очень большой политический эффект. Весной следующего года в Москву прибыло посольство вогульских и югорских князей, которое признало зависимость Западной Сибири от вел. московского князя и обязалось выплачивать ежегодную дань - ясак. Поэтому в дипломатических документах к. XV в. Иван III называл себя «великим князем югорским, князем Кондинским и Обдорским». И только в 1570-е годы западносибирские правители временно отказались признавать над собой власть Москвы и выплачивать дань.

О.М. Рапов

КУРГАН

КУРГАН - центр Курганской обл. Расположен в центральной части области, на западе Ишимской равнины, на левом берегу Тобола (бассейн Оби). Население 362,7 тыс. чел.

В 1662 на месте современного Кургана было основано укрепленное поселение Царево Городище (или Царев Курган). В 1738 в связи с устройством Ишимской линии укрепление было упразднено, а поселение названо Курганской Слободой, которая в 1782 преобразована в уездный город.

КУРЕНЬ

КУРЕНЬ - войсковое подразделение Запорожской Сечи, которое делилось на 38 куреней, называвшихся по местности, откуда происходили входившие в них казаки (Полтавский, Коневский и т.п.). Во главе стоял выборный куренной атаман. Казаки, входившие в курень, вели общее хозяйство и жили в большой постройке, также называвшейся куренем.

КУРИНЫЙ БОГ

КУРИНЫЙ БОГ - в русской деревне вплоть до н. XX в. ритуальный предмет, обычно камень со сквозным отверстием, напоминающий птичью голову, который вешали в курятник в качестве оберега от нечистой силы - домового и кикимор, а также для того, чтобы куры хорошо неслись и были целы.

КУРСК

КУРСК - центр Курской обл. Расположен на Среднерусской возвышенности, на берегах р. Сейм и ее притока Тускарь.

Население 442,3 тыс. чел.

Впервые упоминается в Житии Феодосия Печерского (не ранее 1036, когда Днепровское левобережье перешло во владение Ярослава Мудрого); первое летописное упоминание - под 1095. С к. 1360 по к. XV в. Курск в составе Великого княжества Литовского. В XVI-XVII вв. город Московского государства на границах с Речью Посполитой и Диким полем. В 1596 возведена новая крепость. В н. XVII в. на Курск неоднократно нападали польско-литовские отряды, крымские татары, ногайцы. В 1708 Курск приписан к Киевской губ., в 1727 - к Белгородской губ., с 1779 центр Курского наместничества, в 1797 центр Курской губ. Главным событием города был ежегодный крестный ход из Знаменского монастыря (основан в 1612) в Коренную пустынь; рядом с ней возникла Коренная ярмарка, одна из крупнейших в стране (в 1878 переведена в Курск).

Архитектурные памятники: церкви Троицкого монастыря - Верхняя (1695- 1703, перестроена в XVIII и XIX вв.) и Нижняя (1740, пристройки 1829 и 1840), дом Хлопонина («Палаты Ромодановских», сер. XVIII в.), Михайловская церковь (1767), Сергиево-Казанский собор (1752 - 78), собор Знаменского монастыря (1816 - 26).

КУРСКАЯ БИТВА

5 июля - 23 августа 1943, одно из крупнейших сражений Второй мировой войны между советскими и немецко-фашистскими войсками. В ходе зимнего наступления Советской армии образовался Курский выступ, на две сотни километров вклинившийся в расположение немецких войск. План германского командования предусматривал окружить наши войска на выступе, используя новейшую танковую технику («Тигр», «Пантера», подобных не было тогда у советских войск). План «Цитадель» стал известен нашему командованию, внезапного удара не получилось, для обороны были стянуты преобладающие силы войск и боевой техники. Маневренного сражения не состоялось, произошло встречное лобовое столкновение с беспримерным сосредоточением на относительно узком участке громадного скопления пехоты и всевозможной техники.

Немецкое командование вновь, как в 41-м и 42-м, переоценило свои силы. Мощные оборонительные позиции были заблаговременно созданы советским командованием (Г. К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев, В.Д. Соколовский). Превосходящие силы, как позже документально подтвердилось, были на стороне нашей армии, в том числе по танкам. И хотя по боевым качествам немецкие тяжелые танки превосходили советские, это не создало перевеса при наступлении. Немецкие ударные группировки наступали с севера и юга. На севере продвинуться существенно им не удалось, бои приняли затяжной и кровопролитный характер. На южной части Курского выступа немцам удалось добиться некоторых успехов и продвинуться вперед (командующий фельдмаршал фон Манштейн). Здесь под станцией Прохоровка состоялось крупнейшее в мировой военной истории танковое сражение.

С немецкой стороны наступал танковый корпус СС - отборное ударное соединение, оснащенное новейшей тяжелой техникой. С нашей стороны в контрнаступление шла 5-я танковая армия под командованием прославленного генерала П.А. Ротмистрова, которая перед боем за сутки совершила марш-бросок в двести километров. В армии к моменту сражения было более 800 танков (в основном Т-34) и самоходных орудий. Два немецких танковых корпуса насчитывали до 500 танков и САУ, из них более сотни «Тигров». В 8.30 утра 12 июля противники пошли во встречную атаку. На ровном поле длиной в 15 и шириной менее 5 километров сошлись в бою более тысячи боевых машин. Обе стороны поддерживала артиллерия, в небе над Прохоровкой висели сотни самолетов, шел непрерывный воздушный бой, бомбежки с воздуха. Так продолжалось до темноты. Потери с обеих сторон были громадны: до половины боевых машин. Немецкое наступление было остановлено, в Курской битве произошел перелом.

Началось контрнаступление советских войск. Оно велось осторожно, без попыток окружения противника. Немцы сопротивлялись упорно и умело, наши войска продвигались трудно, с немалыми потерями. Однако уже 5 августа в Москве впервые в нашей истории прозвучал победный салют в честь войск, освободивших города Орел и Белгород. Отныне крупных наступательных операций на советско-германском фронте противник уже не предпринимал.

С. Семанов

КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ «ЗНАМЕНИЯ»

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУРЧАТОВ

Игорь Васильевич (30.12.1902/12.01.1903-7.02.1960), русский физик. Родился в г. Сим Челябинской области в семье землемера. В 1923 окончил физико-математический факультет Крымского университета. С 1925 работал в Ленинградском физико-техническом институте. В 1943 основал и возглавил институт, впоследствии получивший название Института атомной энергии АН СССР (с 1960 носит имя Курчатова). В 1946-60 член Президиума АН СССР.

Проведенные Курчатовым в первые годы научной деятельности исследования электрических свойств сегнетовой соли позволили создать учение о сегнетоэлектричестве. С 1933 занимался вопросами физики атомного ядра. В 1934 открыл явление разветвления ядерных реакций, вызываемых нейтронной бомбардировкой, и исследовал искусственную радиоактивность ряда элементов. В 1935 Курчатов вместе с сотрудниками обнаружил явление ядерной изомерии искусственно-радиоактивных изотопов. Важное значение имеют его работы по резонансному поглощению нейтронов и их взаимодействию с водородом. Исследования, выполненные под его руководством, привели к открытию самопроизвольного деления урана (1940). В годы Великой Отечественной войны совместно с др. учеными выполнил ряд работ, имевших большое оборонное значение.

С 1943 Курчатов возглавлял работы, связанные с атомной проблемой. Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон (1944) и первый в Европе атомный реактор (1946), созданы первая советская атомная бомба (1949) и первая в мире термоядерная бомба (1953), сооружены первая в мире промышленная атомная электростанция (1954) и крупнейшая установка для проведения исследований по осуществлению регулируемых термоядерных реакций. 104-й элемент периодической системы Менделеева назван курчатовием.

Б.С.

КУСКОВО

КУСКОВО - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в., с 1918 - музей (с 1938 - Государственный музей керамики и усадьба Кусково XVIII в.); находится в юго-восточной части Москвы. Кусково - подмосковная усадьба, с н. XVI в. принадлежавшая роду Шереметевых, в сер. XVIII в. была превращена в летнюю резиденцию, над строительством которой работали талантливый крепостной архитектор Ф.С. Аргунов, архитекторы Ю.И. Кологривов, К.И. Бланк и др. Сохранившаяся до настоящего времени часть ансамбля включает дворец (1774) в стиле раннего русского классицизма, украшенный скульптурой парк с павильонами - «Голландский домик» (1749), «Итальянский домик» (ок. 1755), «Оранжерея» (1761), «Эрмитаж» (1765), «Грот» (1775), а также церковь (1737), кухонный флигель и др. Во дворце находится около 800 художественных памятников культуры: живопись (в т.ч. картины крепостных художников И.П. и Н.И. Аргуновых), скульптурные работы (Ф.И. Шубина, И. Юста), мебель, фарфор, хрусталь, ковры, декоративные ткани и др. Существовавший до н. XIX в. известный кусковский театр оказал влияние на развитие русского сценического искусства; в театральную труппу, состоявшую из крепостных актеров и музыкантов, входили П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.Е. Шлыкова-Гранатова, композитор С.А. Дегтярев. Репертуар труппы насчитывал до 116 опер, балетов, пьес.

Собрание керамики в музее - одно из богатейших в мире. Наиболее полно представлен русский фарфор и народная керамическая скульптура XVIII -XIX вв.

КУСТАНАЙ

КУСТАНАЙ - русский город в Казахских степях на р. Тобол. Основан русскими поселенцами в 1873, город с 1893, культурное и промышленное развитие города связано с Челябинском.

КУСТОДИЕВ

Борис Михайлович (23.02/7.03.1878-26.05.1927), русский живописец, график, театральный художник. Родился в Астрахани. Учился в Петербургской Академии художеств у И.Е. Репина. Входил в объединение «Мир искусства» (1910). Главной темой творчества Кустодиева-живописца стала патриархально-крестьянская и мещанско-купеческая жизнь (картины «Ярмарка», «Масленица», «Балаганы»). Его полотна отмечены яркой многоцветностью, декоративно-плоскостным решением композиции, мастерским освоением «лубочных» традиций народного искусства. Центральное место в творчестве Кустодиева занимает русский женский портрет («Русская Венера», «Купчиха с зеркалом», «Купчиха за чаем» и т. д.). Много работал для театра («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, «Гроза» Островского и др.). Блестяще иллюстрировал прозу Н. С. Лескова.

КУТУЗОВ

Михаил Илларионович (1.05.1745-16.04.1813), русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812).

В 1759 Кутузов окончил с отличием Дворянскую школу и был оставлен в ней преподавателем математики. Участник Русско-турецких войн 1768 - 74 и 1787 - 91. В первую Русско-турецкую войну отличился в битвах при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В 1774 под Алуштой был ранен в висок и правый глаз. В декабре 1790, командуя левой колонной, участвовал в штурме и взятии турецкой крепости Измаил. В 1792 - 94 Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Константинополь, сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнеполитических и торговых преимуществ. В 1794 - 95 Кутузов - директор Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795 - 99 - командующий и инспектор сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литовским (1780 - 99) и санкт-петербургским (1801-02) военным генерал-губернатором.

В к. 1805 Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения. После бесславной австрийской кампании Александр I уволил Кутузова из армии, но в 1806 назначил командующим Молдавской армией, в 1808 - 09 киевским военным губернатором. В 1809-11 Кутузов исполнял обязанности литовского военного губернатора. В начале марта 1811 Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действующей армией во время войны 1806 - 12 с Турцией. В 1811 Кутузов одержал крупные победы над турками при крепостях Рущук и Слободзее, за что был возведен в графское достоинство. В конце мая 1812 (за месяц до начала Отечественной войны 1812) подписал в Бухаресте выгодный для России мир с Турцией, по которому к России была присоединена основная часть Бессарабии.

В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником Петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 Александр I назначил Кутузова главнокомандующим 1-й и 2-й соединенными армиями. 26 августа состоялось Бородинское сражение. Огромные потери в сражении и отсутствие резервов заставили Кутузова отступить к Москве. На военном совете в Филях он единолично принял ответственное решение пожертвовать Москвой, чтобы сохранить армию. По оставлении Москвы Кутузов совершил марш-маневр, повернув со старой Рязанской дороги к Калуге, и остановился в Тарутине. Тарутинский лагерь сыграл громадную роль в пополнении и обучении русских войск для предстоящих сражений с наполеоновской армией. 6 октября 1812 под Тарутином был разбит приблизившийся корпус наполеоновского маршала Мюрата, а 12 октября в кровопролитном сражении русская армия под Малоярославцем преградила путь на юг основным силам выступившей из Москвы Великой армии Наполеона и заставила его отступать по разоренной Старой Смоленской дороге. В последующих битвах под Вязьмой (22 октября), Красным (3 - 6 ноября) и при переправе наполеоновских войск через р. Березину (14 - 16 ноября) французская армия понесла существенные потери.

12 декабря 1812 наполеоновские войска были изгнаны из пределов России. 1 января 1813 русская армия под командованием Кутузова перешла границу. В течение января - марта 1813 русская армия успешно продвигалась вперед, освобождая польские и прусские города от французских войск. 26 февраля был освобожден Берлин.

Кутузов скончался в немецком городке Бунцлау. Похоронен в Казанском соборе Петербурга.

В. А. Федоров

КУТЬЯ

КУТЬЯ - кушанье из риса и другой крупы с медом, изюмом и т.д. Освящается в церкви и вкушается на поминках и в Сочельник (сочиво).

КУШВА

КУШВА - город в Свердловской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, на р. Кушве. Население 42,3 тыс. чел.

Основан в 1735 в связи с освоением месторождения магнитного железняка на горе Благодать и строительством чугуноплавильного завода. С 1801 Кушва - центр Гороблагодатского горного округа.

КУЩИ

КУЩИ (слав.: палатки), райские кущи - место блаженства, рай.

КЯХТА

КЯХТА - город в Бурятии, центр Кяхтинского р-на. Расположен и Забайкалье у границы с Монголией, на Селенгинском среднегорье. Население 18,1 тыс. чел.

Современный город образован в 1934 в результате объединения г. Троицкосавска и торговой слободы Кяхты. Троицкосавск возник в сер. XVIII в., в 1823 - 51 был заштатным городом, с 1851 - окружным, с 1901 - уездным. После подписания Кяхтинского договора (1727) об условиях торговли России и Китая заложен торговый форпост на берегу р. Кяхты, южнее Троицкой крепости, где проходил самый короткий путь в Пекин. С 1743 Кяхтинский форпост стал торговой слободой (в Китай вывозили меха, сукно, кожи, листовое железо и др., из Китая - шелк, бархат, сахар-леденец, предметы прикладного искусства и др.). С к. XVIII в. здесь проходил знаменитый «чайный путь». В 1851 Кяхта была единственной слободой в России, получившей право быть самоуправляемой. В 1861 объединенный Кяхта-Троицкосавск официально включен в Список городов Российских.

Предыдущая страница Следующая страница