Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НЫТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НИК"-"НЫТ")

НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., на берегу Москвы-реки, в окрестностях г. Люберцы. Основан в 1380 вел. кн. Димитрием Донским, на месте явления ему иконы св. Николая Чудотворца во время стоянки здесь с войсками пред походом против Мамая. Обрадованный проявлением благословения Божия и оживленный надеждою, вел. князь воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое», и дал обет создать на этом месте монастырь, который и был назван Угрешским. В древнем Николаевском соборе находилась явленная икона свт. Николая, прославленная чудесами. В церкви Успения находилась особо чтимая чудотворная икона Божией Матери, древнего письма, именуемая Взыграние, явившаяся в 1795.

С.В. Булгаков

НИКОЛО-УЛЕЙМИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., в окрестностях Углича, при слиянии речек Улеймы и Воржехоти. Основан в 1406. Разоренный в 1609 и 1619 литовцами, он был возобновлен в 1624. В монастырском соборном Николаевском храме находился чудотворный образ св. Николая Мирликийского, сохранившийся в монастыре со времени его основания, с частицею мощей свт. Николая, принесенной из г. Бари Петром I.

С.В. Булгаков

НИКОЛЬСК

1. город в Вологодской обл., центр Никольского р-на. Расположен на склонах Северных Увалов, пристань на р. Юг (приток Сухоны). Население 9,2 тыс. чел.

Возник в XV в. как пристань под названием Никольский погост (Никольская слобода).

2. город в Пензенской обл., центр Никольского р-на. Расположен в центральной части Приволжской возвышенности, на р. Вырган.

Город образован на месте сёл Никольского (изв. с 1668) и Пестровки (изв. с 1680-х). С 1761 с. Николо-Пестровка.

НИКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКОН ОПТИНСКИЙ

НИКОН ОПТИНСКИЙ (в миру Николай Митрофанович Беляев), преподобный оптинский старец (26.09/9.10.1888-25.06/ 8.07.1931). Родился в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял прп. старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовное родство».

9 декабря 1907, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

После прихода к власти еврейских большевиков братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель прп. Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него прп. Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так прп. Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке прп. Нектарий стал направлять своих духовных чад к прп. Никону. Изгнанный из обители в июне 1924, Никон поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был прп. Никон. Его арестовали в июне 1927. Три страшных года провел прп. Никон в лагере «Кемперпункт».

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у прп. Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у о. Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божьей воле, и прп. Никон смирился.

3/16 августа 1930 его «переместили» из Архангельска в г. Пинегу. Состояние здоровья прп. Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день своей блаженной кончины он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

НИКОН ПЕЧЕРСКИЙ

НИКОН ПЕЧЕРСКИЙ - игумен (ок. 1000-23.03.1088), первый ученик и сподвижник прп. Антония Печерского, к которому пришел уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков, в том числе и прп. Феодосия Печерского. За пострижение любимцев вел. кн. Изяслава - прпп. Варлаама и Ефрема (будущего епископа Переяславского) он навлек на себя гнев князя, но отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Ища уединенной жизни и безмолвия, прп. Никон удалился на полуостров Тмутаракань (на вост. берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Но к нему стали стекаться ученики, и вскоре там возник монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Когда прп. Никон возвратился в Печерскую обитель, игумен ее, прп. Феодосий, оказывал ему самую почтительную любовь как своему духовному отцу. Отлучаясь куда-либо, он поручал ведению прп. Никона всю братию. Нередко, когда прп. Никон переплетал книги, прп. Феодосий сидел при нем и прял нитки, необходимые для этого. Как только в Киеве началась княжеская усобица, прп. Никон снова ушел в Тмутараканский монастырь и вернулся уже при игум. Стефане. Когда игум. Стефан удалился в основанную им Кловскую обитель, прп. Никон был избран игуменом. Он много потрудился, чтобы украсить храмы монастыря фресками и мозаикой. Скончался прп. Никон в глубокой старости. Мощи его почивают в Киево-Печерской лавре.

Память прп. Никону отмечается 23 марта/5 апреля, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ

НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ - игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (ск. 17.11. 1426), родился в Юрьеве-Польском. Услышав о Радонежском чудотворце, отрок пришел к нему и просил постричь его в иноческий образ. Прп. Сергий послал мальчика к своему ученику прп. Афанасию Серпуховскому овладевать трудной наукой монашеской жизни. Лишь после того как Никон был рукоположен в священный сан, прп. Сергий принял его в обитель и повелел служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи посвящал молитве. Видя такое рвение, прп. Сергий очень утешался и поселил его в своей келье, чтобы духовно наставлять и сделать своим преемником. С любовью продолжил игум. Никон дело основателя обители, но бремя настоятельства тяготило его, и он удалился в затвор. Через шесть лет братия упросила прп. Никона вновь принять игуменство. В 1408 хан Едигей разорил монастырь. Но прп. Никону было открыто, что после огненного очищения обитель еще более укрепится. И он предпринял строительство на пепелище каменного храма в честь Пресвятой Троицы над гробом своего духовного отца. Тогда же были обретены нетленные мощи прп. Сергия. Для украшения новосозданной церкви игумен пригласил лучших иконописцев - прп. Андрея Рублева и Даниила Черного. В похвалу прп. Сергию инок Андрей и написал знаменитую икону Живоначальной Троицы, воплотив в ней Боговидение, открытое нам через Сергия Радонежского. До конца жизни заботился прп. Никон о родной обители и был погребен близ раки своего учителя. Мощи его почивают под спудом в храме, устроенном в его честь.

Память прп. Никону отмечается 17/30 ноября и 6/19 июля (в Соборе Радонежских святых).

НИКОН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

НИКОН РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (Николай Иванович Рождественский) (4/16.04.1851-12.01.1919), русский церковный и общественный деятель, духовный писатель, издатель, архиепископ. Из многодетной семьи (22 ребенка) сельского дьячка. Закончил Московскую духовную семинарию. Уже в семинарии начал выпускать рукописный журнал для учеников. С 1879 Никон выпускает «Троицкий листок», общедоступное периодическое издание, ставившее своей целью духовное просвещение и нравственное воспитание народа. «Троицкий листок» пользовался большой популярностью среди русских людей, за 30 лет было напечатано более 136 млн. экз. В 1880 Никон принял монашеский постриг. В 1885 он публикует книгу «Жития и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца», ставшую наиболее полным жизнеописанием великого русского святого.

По благословению свт. Феофана Затворника Никон выпускает в свет «Толкование на Евангелие от Матфея. Духовно-нравственное чтение для народа» (1899). В октябре 1905 архиеп. Никон Рождественский участвовал в составлении слова сщмч. Владимира (Богоявленского) «Что нам делать в эти тревожные дни», в котором рассказывалось о преступных замыслах революционеров, замысливших погубить Россию и построить в ней иудейское царство: «Главное гнездо врагов России за границей. Они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами... С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба». Слово русских духовных вождей сыграло большую роль в подавлении революционной смуты.

Либеральные и революционные журналисты («прелюбодеи печатного слова») и интеллигенты, писал Никон, разрушают Россию. «Соблазн идет от интеллигенции», - справедливо считал владыка. Именно интеллигенция своими делами способствовала «крушению духовных основ нашего исторического бытия». Авторитет Никона Рождественского среди коренных русских людей был очень высок, его очень любили в простом народе. Зато либерально-масонская интеллигенция, иудеи и революционеры люто его ненавидели, подвергали клеветническому поношению, грозили физической расправой.

Революцию 1917 Никои расценил как «торжество сатаны». В послании к Всероссийскому церковному Собору (от 15 августа 1917) он писал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию».

О. Платонов

НИЛ СОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ

НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ - преподобный (ск. 7.12.1554). В 1515 на берегу р. Черемхи (Тверской кр., Ржевский у.) поселился отшельником инок монастыря прп. Саввы Крыпецкого Нил. Он вел суровую жизнь, питаясь травами и претерпевая много невзгод от бесов и людей. Когда слава о нем стала распространяться, он стал молиться Пресвятой Богородице об ограждении от нее и однажды услышал от св. Ее иконы глас, повелевавший ему идти на Столобенской остров, на Селигерском озере. Место это отличалось необыкновенной красотой. На острове, у подножия горы, прп. Нил выкопал пещеру и стал подвизаться. Многие приходили к нему за советами и наставлениями, часто спасал он своей молитвой плававших по озеру во время бури. В своей келье святой ископал могилу и поставил гроб: память смертная никогда не оставляла его. Спал он стоя, опираясь на два костыля, вбитых в стену. Однажды прп. Нил в разговоре с игуменом соседнего монастыря Сергием предсказал, что на этом месте будет монастырь. Когда на следующий день игумен снова пришел к святому, преподобный уже скончался, стоя на коленях и опираясь на костыли. Лик его сиял несказуемым светом, а вся келья была наполнена дивным благоуханием. Погребли его тут же, в приготовленной могиле. По кончине прп. Нила здесь стали селиться другие пустынножители, и вскоре был основан монастырь, который был одним из любимых мест паломничества русских людей. В день его памяти крестный ход совершался на лодках вокруг всего острова. Память прп. Нилу отмечается 7/ 20 декабря и 27 мая/9 июня.

НИЛОВА СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Тверская еп., в окрестностях г. Осташкова, на Столобенском острове оз. Селигера. Основана в 1528 прп. Нилом Столобенским. В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивали мощи прп. Нила в серебряной раке, устроенной в 1764; при них хранилась схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров прп. Нилом и находясь в его пустынной келье, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них прп. Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта св. Владимирская икона называлась еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления прп. Нила, 7 декабря. В пустыни находилась также святочтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался прп. Нил, в пустыни построена в 1781 церковь во имя Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В монастырском храме Всех Святых находилась дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 по 1764. Ежегодно 27 мая в монастырь бывал крестный ход из Осташкова; мощи прп. Нила обносились в этот день вокруг монастыря.

С.В. Булгаков

НИЛУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИФОНТ

НИФОНТ - преподобный, еп. Кипрский (IV в.), празднуется 23 декабря/5 января, у русского народа почитался заступником от козней и наваждений нечистого духа. В «Сказании о святых» ему назначается особая молитва о прогнании лукавого духа от людей и скота. Верование это основывается на жизнеописании преподобного, который всю свою жизнь боролся с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией.

И.П. Калинский

НИФОНТ ПЕЧЕРСКИЙ

Новгородский, епископ (ск. 8.04.1156), постриженик Киево-Печерского монастыря, возведен на Новгородскую кафедру в 1130. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Святитель реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов. Одной из первых забот свт. Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 ему удалось предотвратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.

Свт. Нифонт был строгим блюстителем церковных правил. Неканоничного митр. Киевского Климента, поставленного по воле вел. кн. Изяслава II Мстиславича, св. Нифонт не признал. За это он был послан в почетное заточение в Печерский монастырь и был там до тех пор, пока его не освободил вел. кн. Юрий Долгорукий. После этого святитель вернулся в Новгород к великой радости своей паствы. Константинопольский патриарх в своем послании сравнивал его с древними свв. отцами, столпами Православия. Во время одной из своих поездок свт. Нифонт остановился в Печерском монастыре, где ему явился св. Феодосий, который сказал: «Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами!» В свитке, который он держал в руке, было написано: «Се аз и дети, яже ми даде Бог!» Вскоре после того святитель скончался. Погребли его в пещере прп. Феодосия.

Память свт. Нифонту отмечается 8/21 апреля и 28 сентября/11 октября.

НОВАЯ ЛАДОГА

НОВАЯ ЛАДОГА - город в Ленинградской обл., в Волховском р-не. Расположен на Приладожской низине, на п-ве Медведец, в месте впадения р. Волхов в Ладожское оз. Население 10 тыс. чел.

В XV в. на месте современного города существовал Никольско-Медведский мужской монастырь. В 1704 поселение близ него получило статус города, названного Новая Ладога; сюда из Старой Ладоги по приказу Петра I были переведены жители и все административные учреждения. Развитие города в XVIII-XIX вв. связано с судостроительной верфью и со строительством Ладожских обводных каналов.

НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

НОВАЯ ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ - публицистическое произведение н. XVII в. Возникла в декабре 1610 - январе 1611 в Москве. Автор «Новой повести» неизвестен, им был скорее всего представитель приказной служилой среды столицы (по мнению С.Ф. Платонова, дьяк Новгородской четверти Григорий Елизаров). «Новая повесть» содержит горячий патриотический призыв к вооруженному восстанию против польских интервентов, прославляет героическую оборону Смоленска, разоблачает предателей, связавших свою политическую деятельность с интервентами (боярин М.Г. Салтыков, гость Ф. Андронов). Призыв к защите Родины облечен в традиционную религиозную форму защиты православной веры. «Новая повесть» - панегирик патриарху Гермогену, деятельность которого, по мнению автора, олицетворяет патриотизм и отстаивание Православия. «Новая повесть» распространялась в списках в захваченной интервентами Москве и сыграла роль в подъеме пародно-освободительного движения.

А. Сахаров

НОВГОРОД

НОВГОРОД - центр Новгородской обл. Расположен на Приильменской низменности, в 6 км от оз. Ильмень. Население 232 тыс. чел.

Новгород - один из древнейших русских городов, впервые упоминается в 859. С X в. второй по значению центр Киевской Руси. Расположение на стыке пути «из варяг в греки» с Волжским путем способствовало развитию уже в X в. ремесел (обработка железа, дерева, кожи, ювелирное искусство), торговли и культуры. В 1136-1478 центр Новгородской республики, управляемой вечем. Со 2-й пол. XIV в. город называется Великий Новгород, в XV в. - Господин Государь Великий Новгород. Под его властью находилась огромная территория от Кольского полуострова до г. Торжок, которая административно делилась на 5 частей (пятин). Торговые связи Новгорода распространялись от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя (вывозились пушнина, воск, лен, кожевенное сырье и др.). С сер. XII в. Новгород - место напряженной социальной борьбы посадских людей с засильем светских и церковных феодалов и купцов (городские вооруженные восстания XII-XV вв.). Древний Новгород - выдающийся центр русской культуры, не пострадавший от татаро-монгольского нашествия, был средоточием летописания, книгописания, распространения грамотности (найдены 752 берестяные грамоты XI-XV вв.), сыграл большую роль в развитии русской архитектуры, живописи и прикладного искусства. В 1478 Новгород и все его земли вошли в состав русского централизованного государства. В XVI - н. XVIII вв. оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров России (в 1546 по количеству дворов и населения занимал среди русских городов 3-е место после Москвы и Пскова). Сильно пострадал от шведской оккупации 1611 - 17. В XVIII в. с развитием С.-Петербурга постепенно теряет свое торгово-экономическое значение, оставаясь одним из центров льноводства. Крупнейшим предприятием Новгорода была адмиралтейская парусная фабрика, снабжавшая парусиной Балтийскую флотилию; действовало 8 кожевенных заводов. С 1727 центр Новгородской губ.

На левом берегу р. Волхов - т. н. Софийская сторона с Новгородским кремлем - Детинцем (основан в X в.; каменные стены 1302 - 24, общая протяженность 1385 м; ныне - Историко-архитектурный музей-заповедник), на территории которого Софийский собор (1045 - 50), Софийская звонница (XV в.; перестраивалась в XVI-XIX вв.), Митрополичьи покои (1770-е, на основании построек XVII в.), здания Владычного (Епископского) дворца с Грановитой палатой (1433), дозорная башня «Часозвоня» (1673), Архиепископский дворец (по др. данным, Судная палата, 1670), памятник «Тысячелетие России» (1862). На правобережье Волхова, на т. н. Торговой стороне, комплекс построек Ярославова дворища, Торгового и Гостиного дворов (к. XVII в., перестраивались в к. XVIII -XIX вв.). Близ р. Волхов, в северной части города, - Рождество-Богородицкий Антониев монастырь (н. XII в.) с собором Рождества Богородицы (1117).

НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ

НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ».

НОВГОРОДСКИЕ СВЯТЫЕ

Собор Новгородских святых празднуется в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.

НОВИК

НОВИК - в России XVI-XVII вв. молодые дворяне, поспевшие в службу (с 15 лет) и впервые внесенные в десятню. Новиками назывались и дворяне, прослужившие ряд лет, но еще не верстанные денежным и земельным окладом, и неслужилые.

НОВИКОВ

Петр Сергеевич (15/28.08.1901-9.01.1975), русский математик. Окончил Московский университет. С 1934 работал в Математическом институте АН. Основные работы посвящены теории множеств, математической логике, теории алгоритмов, теории групп.

НОВИЦКИЙ

Орест Маркович (25.01.1806-4.06.1884), русский философ, психолог, логик. Окончил Киевскую Духовную академию, с 1835 профессор философии. В области философии был близок к идеям Святой Руси. Главными предметами человеческого сознания являются «Я», «He-я» и Бог. В соответствии с этим в философии должны быть следующие направления: «наукообразное» развитие явлений и законов познающего духа, умозрительное, и притом опытное, развитие законов внешнего мира и объединение этих противоположностей в высшем их начале, т. е. в Боге. Осуществление третьего, высшего, направления принадлежит русскому народу. Тут должен выразиться дух народа: примерное благочестие, глубокая преданность Отечеству и Царю - главные черты русского характера и духа. Только с выражением их может создаться самобытная философия.

О. П.

НОВОГРАД-ВОЛЫНСКИЙ

НОВОГРАД-ВОЛЫНСКИЙ - город в западнорусских землях на р. Случь (бассейн Днепра). Известен с 1257 как Звягель в составе Галицко-Волынского княжества. С 1340 захвачен Литвой, с 1569 - Польшей. В 1648 освобожден Б. Хмельницким, но в 1667 вновь оккупирован Польшей. В 1793 возвращен России. Уездный город Волынской губ. Сохранились остатки крепости (XVI-XVIII вв.).

НОВОГРУДОК

НОВОГРУДОК - город в Белоруссии (Гродненская обл.). Возник в к. X в. Впервые Новогрудок (летописные Новогород, Новгородок) упоминается в 1252. В 1250 - 70 за Новогрудок борются галицко-волынские и литовские князья. Захвачен Литвой. С 1415 резиденция православного митрополита Великого княжества Литовского, с 1507 центр Новогрудского воеводства. В 1795 возвращен России. В 1920 - 39 оккупирован Польшей. В 1939 возвращен России. Руины крепости XIII-XVI вв., Борисоглебская церковь (XVI в.).

НОВОДВОРСКАЯ

НОВОДВОРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана свт. Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси, около 1320, когда он жил еще на Волыни в устроенном им монастыре, на р. Рате, на урочище, называемом Новый Дворец, который ныне не существует. Во время гонения на Православие от униатов, когда они напали на Новодворский монастырь, тамошний иеромонах Иаков перенес св. икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Когда же устроился монастырь Суражский при г. Сураже, преосвященный Антоний Стаховский отдал сию икону строителю монастыря Симеону, и она была поставлена в соборной церкви сего монастыря. Свт. Димитрий Ростовский, бывший на поклонении чудотворному образу, рассказывает, что он слышал о чудесах, бывших от иконы.

Празднуется 20 декабря/2 января.

Прот. И. Бухарев

НОВОДЕВИЧИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С.-Петербургская еп., в С.-Петербурге. Основан в 1845. В нем находился освященный в 1854 снимок с образа Божией Матери, именуемого Отрада, или Утешение. При монастыре - Свято-Владимирская церковноучительская школа с одноклассной школой и школой грамоты, больница, приют для девочек, мастерская живописи и шитья золотом. На кладбище монастыря погребены: художник А.А. Иванов, творец картины «Явление Иисуса Христа народу», и поэт Н.А. Некрасов.

С.В. Булгаков

НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве на Девичьем поле. Основан в 1524 вел. кн. Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под оккупацией Литвы. Во время польско-литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников Отечества. В 1611 пан Гонсовский выжег его. По вступлении на престол Михаила Феодоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоял из икон старинного письма, принадлежавших царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора были покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершался крестный ход в монастырь в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находились список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери Взыграние и Живоносный Источник.

С.В. Булгаков

НОВОЕ ВРЕМЯ

НОВОЕ ВРЕМЯ - политическая и литературная газета патриотического направления, выходила в Петербурге в 1862 - 1917 (с 1869 ежедневно). Издатели-редакторы: А.К. Киркор и Н. Юматов; с 1872 - Ф. Устрялов, И. Сухомлин, М.П. Федоров; с ноября 1873 - O.K. Нотович; с декабря 1874 - К.В. Трубников, М.П. Федоров; с 1899 - Ф.И. Булгаков; с 1904 - Ф.И. Булгаков и М.А. Суворин; с 1908 - М.А. Суворин; с 1912 - издание «Товарищество А.С. Суворин - Новое время».

Газета вела бескомпромиссную борьбу с либерально-космополитическими, революционными и другими антирусскими деятелями и организациями, хотя и не в полной мере выдерживала чистоту исторической русской идеологии (Православие. Самодержавие. Народность). Ведущими публицистами газеты в разное время были выдающиеся русские журналисты и писатели: С. Ф. Шарапов, В.В. Розанов, М.О. Меньшиков, и др. Запрещена еврейскими большевиками. НОВОЕ ВРЕМЯ - русская монархическая газета в эмиграции. Выходила в Белграде с 1921 по начало 1930-х. Редактор-издатель М. А. Суворин. Отстаивала национальные интересы русского народа, выступала против иудейской и масонской идеологии.

НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА

НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА - одно из неканонических изображений Св. Троицы: изображаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в образе голубя. В российской иконографии появляется с сер. XVIII в. под влиянием католицизма. В верхней части композиции, в центре, изображается Дух Святой в образе голубя, в средней части с правой стороны от зрителя - Саваоф, с левой - Христос, сидящие на облаках (реже - на престолах в виде парадных кресел; есть случаи, когда кресло для Христа свободно, а Он приближается к нему в день Вознесения). В основу этого изображения легло стремление изобразить Господа Иисуса Христа по вознесении Его, восседающего одесную Отца. Изображение Бога Отца помещают обычно в правой части иконы в образе старца, сидящего на престоле или на облаках в царственных одеждах. В левой руке Он держит державу, а в правой иногда, вместе с Христом, - Шар Вселенной, завершенный крестом. Правой рукой Он обычно благословляет Христа. Голова окружена восьмиконечным нимбом, вписанным в круг. Христос в обычных одеяниях с нимбом. Вверху Святой Дух в образе голубя.

В. Ф.

НОВОЗЫБКОВ

НОВОЗЫБКОВ - город в Брянской обл., центр Новозыбковского р-на. Расположен в пределах Приднепровской низменности. Население 43,3 тыс. чел.

Поселение на месте современного Новозыбкова известно с сер. XVII в.; в 1701 упоминается слобода Зыбкая, основанная старообрядцами. Город Новозыбков с 1809. В XIX - н. XX вв. Новозыбков - крупнейший центр производства спичек (первая фабрика была построена в 1864).

НОВОКУЗНЕЦК

НОВОКУЗНЕЦК - город в Кемеровской обл., центр Новокузнецкого р-на. Расположен в Кузнецкой котловине, на обоих берегах р. Томь, при впадении в нее рек Абы и Кондомы. Население 583 тыс. чел.

Основан в 1618 как укрепленный Кузнецкий острог на левом берегу Кондомы, недалеко от ее впадения в Томь. В 1620 перенесен на высокий правый берег Томи. В 1622 город Кузнецк, входящий в Бийскую сторожевую линию, защищавшую пограничный район Южной Сибири от набегов киргизских и джунгарских ханов. Сюда после восстаний 1648 и 1682 были сосланы московские стрельцы. В 1846 крепость была упразднена.

НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было установлено еще патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-18. Из-за гонений, которым подвергалась Церковь на протяжении всего XX в., день этот праздновался втайне и к общецерковному употреблению благословлен только в 1992. На созданной за рубежом иконе новомучеников изображены как канонизированные, так и неканонизированные Русской Православной Церковью исповедники. Но несомненно, что они все предстательствуют за Россию Тому, Кому и принадлежит власть прославлять праведников и восставлять грешников. Собор новомучеников и исповедников Российских: свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси (1925), сщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918), сщмч. Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные сщмч. архимандрит Сергий и мчч. Юрий и Иоанн (1922), прмцц. великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и др.

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 25 января/7 февраля (в случае совпадения этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него.

НОВОНИКИТСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Явилась в 372 св. мч. Никите. На ней Богомладенец Иисус изображается стоящим на коленях Пресвятой Богородицы и держащим крест в руках. Св. Никита, бывший воин, когда веден был на мучение сожжения огнем, имел эту икону на своей груди под одеждой.

Празднуется 15/28 сентября.

Прот. И. Бухарев

НОВОРОССИЙСК

НОВОРОССИЙСК - город в Краснодарском крае. Город-герой. Расположен на берегу незамерзающей глубоководной Цемесской (Новороссийской) бухты Черного моря, окаймленной с северо-востока Кавказскими горами. Население 203,3 тыс. чел.

Основан в 1838 как военное укрепление на западном берегу Суджукской (ныне Цемесской) бухты; с 1839 назван Новороссийском. В период Крымской войны 1853 - 56 Новороссийск был разрушен артиллерией англо-французской эскадры; в 1860 упразднен, в 1866 учрежден вновь. С 1866 Новороссийск - центр Черноморского (Новороссийского) округа (отдела) Кубанской обл., в 1896-1920 - Черноморской губ.

НОВОРОССИЯ

НОВОРОССИЯ - территория, включавшая в н. XX в. исторические русские губернии: Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую (кроме Крыма), - прорезана нижним течением Днепра, Днестра и Буга. Ровное степное пространство это незаметно сливается со степями восточной России, переходящими в азиатские степи, и потому издавна служило жилищем племен, передвигавшихся из Азии на Запад. На этом же побережье Черного моря в древности основан был ряд греческих колоний. Постоянная смена населения продолжалась до татарского нашествия. В XIII-XVI вв. здесь господствовали татары, сделавшие невозможной мирную колонизацию страны соседними народами, но в сер. XVI в. началась колонизация военная. Ниже порогов на днепровском острове Хортице была основана казаками сечь. В сер. XVIII в. появляются здесь новые поселенцы - выходцы из славянских земель, болгары, сербы, волохи. Правительство, имея в виду создать военное пограничное население, давало им пособия и различные привилегии. В 1752 образованы два округа: Новой Сербии и Славяносербии. Вместе с тем создавались линии укреплений. После 1-й Турецкой войны укрепленные линии захватили новые пространства. Присоединение в 1783 Крыма, сделав Новороссию небезопасной от татар, дало новый толчок колонизации края. 2-я Турецкая война отдала в руки России Очаковскую обл. (т. е. западную часть Херсонской губ.). С 1774 во главе управления Новороссийским краем был поставлен кн. Г. А. Потемкин, остававшийся в этой должности до смерти (1791). Он разделил страну на губернии: Азовскую к востоку от Днепра и Новороссийскую к западу. Заботой Потемкина было заселение и всестороннее развитие края. В видах колонизации давались льготы иностранцам - выходцам из славянских земель, грекам, немцам и раскольникам, розданы были огромные земельные владения сановникам и чиновникам с обязательством заселить их. Одновременно с правительственной колонизацией шла колонизация вольная из Великороссии и Малороссии. Русские колонисты не пользовались, как иноземцы, помощью со стороны казны, но не встречали и препятствий к поселению на новых местах, земли было много, и владельцы ее охотно разрешали селиться на ней. Снисходительно смотрели и на поселение в крае беглых крестьян, число которых с развитием крепостного права в к. XVIII и н. XIX вв. все возрастало. При Потемкине основан был в Новороссии и ряд городов - Екатеринослав, Херсон, Николаев и др. Позднее основана была Одесса. В административном отношении Новороссия несколько раз перекраивалась. В 1783 она была названа Екатеринославским наместничеством. В 1784 образована была Таврическая область, в 1795 - Вознесенская губ. При Павле I часть Екатеринославского наместничества была отделена, а из остальной части образована Новороссийская губ. При Александре I учреждены были здесь губернии Екатеринославская, Херсонская и Таврическая, которые, вместе с присоединенной от Турции Бессарабской обл., составили Новороссийское генерал-губернаторство. Административным центром Новороссии, так же как промышленным и культурным, в XIX в. сделалась Одесса.

С. Ю.

НОВОСИЛЬ

НОВОСИЛЬ - город в Орловской обл., центр Новосильского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Зуши (приток Оки). Население 4,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1155 как крепость Итиль (Новосиль). В н. XIV в. центр удельного Новосильского княжества; в н. XV в. отошел к Литве, с к. XV в. вновь в составе Московского княжества. В XVI в. входил в засечную черту. Город с 1777.

НОВОСПАССКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., ставропигиальный, в Москве, близ Крутицкого подворья. Первоначально основан в XIII в. св. кн. московским Даниилом на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 перенесен на нынешнее «новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 вел. кн. Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Ризница монастырская была наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находилась усыпальница бояр Романовых.

С.В. Булгаков

НОВОСПАССКОЕ

НОВОСПАССКОЕ - село в Смоленской обл., в Ельнинском р-не, бывшее имение предков композитора М.И. Глинки. В сер. XVIII в. называлось пустошь Шатьково; совр. назв. - после постройки во 2-й пол. XVIII в. церкви Спаса. Усадьба создана в н. XIX в. Глинка родился в Новоспасском и провел здесь детские годы; в 1819 - 47 приезжал на каникулы, жил и работал (в 1834 над оперой «Жизнь за Царя»).

НОВОТОРЖСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., в Торжке. Основан в 1038 прп. Ефремом, св. мощи которого и почивали в соборном Борисоглебском храме в серебряной раке, устроенной в 1874, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию прп. Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивали под спудом мощи прп. Аркадия. Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 Екатериною II. Возобновлен в 1895. В монастыре хранились священные сосуды и вещи прп. Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII в. Ежегодно 28 января совершался в монастырь крестный ход из всех городских церквей.

С.В. Булгаков

НОВОТОРЖСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., в Торжке. Основан в XVI в. Монастырский соборный храм Воскресения был построен в 1796. Здесь сохранялась икона Воскресения Христова древнего письма, пожертвованная монастырю инокиней царицей Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Феодоровича.

НОВОХОПЁРСК

НОВОХОПЁРСК - город в Воронежской обл., центр Новохопёрского р-на. Расположен на юго-восточной окраине Окско-Донской равнины, на правом берегу р. Хопёр (приток Дона). Население 8,2 тыс. чел.

В сер. XVII в. на территории современного Новохопёрска существовал казачий городок Пристанский, разрушенный при подавлении Булавинского восстания 1708. В 1710 (считается годом основания Новохопёрска) по указу Петра I на месте Пристанского городка началось строительство крепости Хопёрск и верфи для постройки судов. В 1779 под названием Новохопёрск назначен уездным городом.

НОВОЧЕРКАССК

НОВОЧЕРКАССК - город в Ростовской обл. Расположен на правом возвышенном берегу р. Аксай (правый рукав Дона), при впадении в нее р. Тузлов. Население 189 тыс. чел.

Основан в 1805 войсковым атаманом М.И. Платовым как новый административный центр Земли (с 1870 Области) войска Донского вместо Черкасска (ныне станица Старочеркасская), затоплявшегося ежегодными весенними разливами Дона. В XIX в. Новочеркасск был средоточием политической жизни донского казачества.

НОВЫЙ ГОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ - См.: ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ».

НОВЫЙ ОСКОЛ

НОВЫЙ ОСКОЛ - город в Белгородской обл., центр Новооскольского р-на. Расположен на левом берегу р. Оскол (приток Северского Донца), при впадении р. Беленькой. Население 20,7 тыс. чел.

Основан в 1637 как Стоялый острог; входил в засечную черту Московского государства. Город Царёв-Алексеев с 1647. В 1655 переименован в Новый Оскол.

НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ

НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ - путь от низовьев Волги к центру России. Имел два направления: первое - вверх правобережьем Дона через урочище Казар, «где ныне город Воронеж», далее на Рязань и Коломну; второе - от Царицынского перевоза по Дону на междуречье Хопра и Суры на Ряжские, Рязанские и Шацкие места. В XIII -XVII вв. этот путь использовался кочевниками для нападения на русские земли. Чтобы защититься от нападения этими путями, русское правительство основало крепости Воронеж (1586), а в 1630-х - Тамбов, Козлов, Ломов.

НОГИНСК

НОГИНСК - См.: БОГОРОДСК.

НОЛИНСК

НОЛИНСК - город в Кировской обл., центр Нолинского р-на. Расположен в Приуралье, на склонах возвышенности Вятский Увал, на правом берегу р. Вои (приток Вятки). Население 10,9 тыс. чел.

Основан в 1668 как Никольский погост, за которым укрепилось также название с. Ноли (по названию реки). До 1764 село принадлежало Вятскому Успенскому Трифонову монастырю. Город с 1780.

НОМОКАНОН

НОМОКАНОН - См.: КОРМЧАЯ КНИГА.

НООСФЕРЫ УЧЕНИЕ

НООСФЕРЫ УЧЕНИЕ - выдающееся открытие великого русского ученого В.И. Вернадского, вытекающее из его учения о биосфере, которое под влиянием научных достижений и труда переходит в новое состояние - ноосферу. Учение Вернадского о ноосфере возникло на стыке двух основных направлений его деятельности - биогеохимии и истории науки. Научная мысль, по его мнению, является средством достижения нового.

НОЯБРЬ

НОЯБРЬ - одиннадцатый месяц в году, древнерусское название «грудень» - от слова «груда», мерзлая колея на дороге. В Древней Руси замерзшая дорога называлась грудным путем. В «Повести временных лет» говорится: «Поидоша на колех (колесах) и по грудну пути, бе бо тогда месяц грудень, рекше ноябрь».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Св. бессрр. Космы и Дамиана. Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьму и Демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз; 8. Собор Архистратига Михаила и пр. бесплотных Небесных Сил. Михайлов день. Михайловские заморозки. День Архистратига с полумостом. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует; 9. Прп. Матроны. Матренин день. С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сентября) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях - к морозам, туман - к оттепелям; 11. Прп. Феодора Студита. Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12. Иоанна Милостивого. Дождь на Милостивого - оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа. Иней на Филиппа - урожай на овес; 15. Мч. Гурия. Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея. На Матвея земля потеет, преет; 17. Св. Григория Неокесарийского. Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман, такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Введенье - леденье. Введенье ломает леденье. Введенье пришло - зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины. Катерины Женодавицы. Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с Гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха - хорошая зима, коли шумна - морозы, бури и вьюги.

НРАВ

НРАВ - в понятиях Св. Руси одна половина или одно из двух свойств духа человека (вторая - ум), включающая волю, любовь, милосердие, хотение, страсти. От слова «нрав» происходит слово «нравиться», то есть «соответствовать нраву, духу человека».

Народные пословицы: «Что кому нравно, то и любо. Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Нравное дело не спор. Нрав на нрав не приходится. Всяк своему нраву работает». Народный идеал состоит в том, чтобы нрав был добрый, а человек - нравственный (См.: Нравственность).

О.П.

НРАВСТВЕННОСТЬ

НРАВСТВЕННОСТЬ - в понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина - ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло (В.И. Даль).

Понятие нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому. Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества.

Для коренного русского человека нравственный быт важнее быта материального. А это означает способность в самоотверженности. «Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога» (В.И. Даль).

«Каждая сила духовная, создавшаяся внутри одного человека, невидимо влечет к себе и подвигает силы всего нравственного мира. Мир свободной воли имеет свою правду в мире вечной нравственности» (И.В. Киреевский). «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Созидается общество началами нравственными» (Ф.М. Достоевский). «Жизнь без нравственного усилия - это сон. Ценность нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия» (Л.Н. Толстой).

О. Платонов

НЫТВА

НЫТВА - город в Пермской обл., центр Нытвенского р-на. Расположен на западном склоне Среднего Урала, на р. Нытве, близ впадения ее в Каму. Население 23 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1623 как деревня Нытва. В 1756 был построен медеплавильный завод (позднее железоделательный; производились якори и молоты для Усть-Нытвенской судоверфи, сельскохозяйственые орудия и др).

Предыдущая страница Следующая страница