Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

У

У - двадцать первая буква русского алфавита, восходит к греческой букве «ипсилон». В церковном счислении означает четыреста.

УБРУС

УБРУС - См.: НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ.

УВАРОВ

Сергей Семенович (25.08.1786-4.09.1855), русский государственный деятель, близкий по идеям к славянофилам, министр народного просвещения (1833 - 49). Уваров посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям». Образование должно носить общественный характер, из него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей.

Главное для России - сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей».

Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые «лучше знали Русское и по-русски».

О. Платонов

УВАРОВО

УВАРОВО - город в Тамбовской обл., центр Уваровского р-на. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р. Вороны (бассейн Дона). Население 34,3 тыс. чел.

В 1699 основано поселение казаков. С 1702 село. В 1770 через Уварово был проложен почтовый тракт Борисоглебск - Кирсанов. Во 2-й пол. XIX - н. XX вв. Уварово - значительный центр торговли.

УГЛИЧ

УГЛИЧ - город в Ярославской обл., центр Угличского р-на. Население 39 тыс. чел.

Основан в 937. Как город Углич впервые упоминается в 1148. В XII - н. XIII вв. входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, с 1207 - Ростовского, с 1218 столица Угличского удельного княжества. В 1238 захвачен и сожжен монголо-татарами. В 1329 присоединен к Великому Московскому княжеству. В XIV-XV вв. центр удельного княжества. В 1608-11 город был разрушен поляками. С сер. XVII в. развиваются ремесла (кузнечное, медное, серебряное дело, выработка льняных тканей и кож) и торговля.

Сохранились: кремль с церковью Димитрия на Крови (1692), Спасо-Преображенским собором (1713), колокольней (1730) и др., а также Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря (1628), Богоявленский (XVII-XIX вв.) и Воскресенский (1677) монастыри, церковь Иоанна Предтечи (1681).

УГЛИЧСКОЕ КНЯЖЕСТВО

УГЛИЧСКОЕ КНЯЖЕСТВО - одно из княжеств Северо-Восточной Руси. В н. XIII в. на правах удела входило в Ростовское княжество. В 1238 и 1293 было разорено монголо-татарами. В 1-й пол. XIV в. вошло в состав Московского великого княжества. Со 2-й пол. XIV в. удел московских князей. Своего расцвета достигло при брате Ивана III - Андрее Васильевиче Большом (1462- 92). Последним князем был царевич Димитрий, сын Ивана Грозного (См.: Димитрий Угличский).

УДЕРЖИВАЮЩИЙ

УДЕРЖИВАЮЩИЙ - христианское мистическое понятие, связанное с противостоянием действию тайны беззакония, впервые использовано ап. Павлом (2 Сол. 2: 1-4, 6-8). Удерживающим здесь называется глава величайшего государства, каковым была в то время Римская империя. Русская Православная Церковь с полным правом и основанием относит эти слова св. апостола к русскому Царю, наследнику православных христианских императоров Рима и Византии, возглавителю Третьего Рима - Православного Самодержавного Царства. Он был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной «Державной».

Е.Е. Алферьев

УЕЗД

УЕЗД - административно-территориальная единица, известная на Руси с XIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник, с н. XVII в. - воевода. С н. XVIII в. уезд - составная часть губернии. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20 - 30 тыс. муж. пола. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов.

УЖГОРОД

УЖГОРОД - город в Закарпатской Руси на р. Уж у подножия юго-западного склона Восточных Карпат. Ужгород - один из древнейших русских городов. Возникновение его, по данным археологических раскопок (1848 - 50), относится к VIII-IX вв. Посад вокруг ужгородского Замчища известен с сер. XIII в. Сохранились остатки кремля (1598). В к. IX - н. X вв. Ужгород был сильно разорен кочевыми угорскими (венгерскими) племенами. С X в. входил в состав Киевской Руси. После распада последней на отдельные княжества Ужгород вместе с Закарпатской Русью в к. XI в. вошел в состав Венгерского королевства. В н. XVIII в. попал под власть Австрии, с 1867 - Австро-Венгерской империи. В 1944 возвращен России.

УЗДРИНСКАЯ ПУСТЫНЬ

УЗДРИНСКАЯ ПУСТЫНЬ - См. ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь.

УКРАИНА

УКРАИНА - древнерусское название окраинных, пограничных земель Русского государства между реками Южный Буг и Серет и в бассейне Западного Буга. Использовалось в значении «пограничная территория родной земли, Руси». После оккупации Малой Руси Польшей, а позже и Австро-Венгрией название «Украина» распространяется на всю Малороссию и используется для вытеснения ее исторического названия в целях полонизации и онемечивания русских людей.

О. Платонов

УЛАНОВА

Галина Сергеевна (26.12.1909/8.01.1910-1998), великая русская балерина. С 1928 - в Мариинском театре, в 1944 - 60 - в Большом театре. Ее искусству была свойственна абсолютная гармония всех выразительных средств танца. Среди лучших партий Улановой Одилия-Одетта в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, Мария в «Бахчисарайском фонтане» Б. В. Асафьева, Золушка и Джульетта («Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. С. Прокофьева), Жизель (в балете Адана). С 1960 как балетмейстер-репетитор Большого театра подготовила целый ряд первоклассных русских балерин, в т. ч. Е. Максимову, Н. Тимофееву, Л. Семеняку.

УЛАН-УДЭ

УЛАН-УДЭ - См.: ВЕРХНЕУДИНСК.

УЛИЧИ

УЛИЧИ - одна из племенных групп восточных славян (русских). По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах Черного моря. Уличи вели упорную борьбу с киевскими князьями за свою самостоятельность. Город уличей - Пересечень в течение трех лет (ок. 946) осаждал киевский воевода Свенельд. В сер. X в. уличи были включены в состав Древнерусского государства. Под натиском кочевых племен уличи и тиверцы отошли на север. Последнее упоминание о них в летописях относится к сер. X в.

УЛЬЯНОВО

УЛЬЯНОВО - село в Калужской обл., центр Ульяновского р-на. Расположено на р. Вытебети (бассейн Оки). Население 3 тыс. чел.

Основано в XV в. как селище Плохино. Во 2-й пол. XVII в. крупное торговое село (основной товар - пенька, славилась в Англии под названием «плохинка»). В к. XVII в. подарено Петром I своему сподвижнику - государственному и военному деятелю Я.В. Брюсу.

УЛЬЯНОВСК

УЛЬЯНОВСК - См.: СИМБИРСК.

УМ

УМ - способность мыслить, рассуждать, познавать, в понятиях Святой Руси одна половина или одно из двух свойств духа человека (вторая - нрав).

Ум - дар Божий. «Бог ума дает», - говорит русский человек. В древнерусском сборнике «Мудрость мудрого Менандра» (XIV в.) говорится: «Ум - большое богатство для человека. Человеческому уму время - учитель». «Послушать умного человека - как при жажде холодной воды напиться. Лучше с умным камень поднимать, чем с глупым вино пить» («Повесть об Акире Премудром»). «Принимающему большую власть подобает большой ум иметь» («Пчела»).

Умный человек, кому Бог дал ясный, проницательный ум, пользуется всеобщим уважением. «По платью встречают, по уму провожают, - говорят русские пословицы. - Богу молись, а добра ума держись. Ум на деньги не купишь. Не пером пишут, умом. Доходит ум и до Бога. Пускай ум наперед. Счастье без ума - дырявая сума».

О неумном, глупом человеке говорили: «Не твоего ума дело. Пора бы за ум взяться. Учись доброму, худое на ум не пойдет. Ум за разум заходит. Пора на ум наводить. Дурак закинет, а умный доставай. Не дал Бог ума, найдется сума».

Самый дорогой дар природы - веселый, насмешливый и добрый ум. Уважение к чужому мнению, уму - признак своего (В.О. Ключевский).

Старайся дать уму как можно больше пищи. Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать (Л.Н. Толстой).

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П. Чехов).

О. Платонов

УМАНЬ

УМАНЬ - город в Малороссии (Черкасская обл.) на р. Уманка. Известен с 1616, под оккупацией Польши. С 1648 центр борьбы с польскими оккупантами, место пребывания Уманского полка. В 1667 снова захвачен Польшей. В 1793 возвращен России. В 1768 один из центров восстания русского народа Малороссии - крестьян и казаков против польских и еврейских угнетателей - «колиивщины».

УМИЛЕНИЕ КОРСУНСКАЯ

УМИЛЕНИЕ КОРСУНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Празднуется 7/20 октября.

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ

УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. С давних времен всем известна и всеми почитается чудотворною; но сведений о ней, к сожалению, никогда никаких не было, неизвестно даже, где и когда она явилась. На этой иконе Матерь Божия изображается одна, пронзенная семью мечами: три с правой, три с левой стороны, а седьмой меч посредине. Все прибегающие к ней с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца умягчаются и облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают, что когда молятся пред нею за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные отношения, уступая более великодушному чувству милосердия.

С. Снессорева

УНЖЕНСКИЙ МАКАРЬЕВ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Костромская еп., в г. Макарьеве, на правом берегу р. Унжи. Основан в 1439 Макарием Унженским. В монастыре пять каменных церквей: Троицкая, посреди монастыря, построенная в 1664 - 70 игуменом св. Митрофаном Воронежским, Макарьевская, на юго-западе от Троицкой, построенная в 1670 - 74, Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680, Никольская, над св. воротами, на восточной стороне, и Успенская - на западной. Монастырь окружен каменною оградою, построенной в период 1754 - 64. В Троицком соборе, в богатой раке, почивали св. мощи прп. Макария. Здесь же хранилась чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 прп. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой св. иконе напоминало икону Смоленскую - «Одигитрию». В 1626 и 1690, несмотря на бывшие в обители сильные пожары, св. икона чудесно оставалась невредимою; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершалось в монастыре 17 сентября. В монастыре также находилась древняя чтимая икона прп. Макария, которую в 1890 разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в г. Унжу, где она оставалась с 15 июня по 1 июля. Недалеко от монастыря находился колодезь, выкопанный прп. Макарием.

С.В. Булгаков

УНЫНИЕ

УНЫНИЕ - в учении Православной Церкви смертный грех, выражающий неверие в спасение.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРУГОСТИ ПАРА РАСТВОРОВ ТЕОРИЯ

УПРУГОСТИ ПАРА РАСТВОРОВ ТЕОРИЯ - выдающееся открытие в химии, сделанное в 1884 русским ученым Д.П. Коноваловым.

УПЫРИ

УПЫРИ (упырицы), в древнерусской языческой мифологии первоначально, вероятно, души мертвых, которым славяне «клали требы». Позже под упырями стали пониматься вурдалаки, вампиры, злобные покойники, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. По старинным преданиям, упыри встают из могил для того, чтобы сосать кровь спящих людей.

Считалось, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею; умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; самоубийца или колдун.

О.П.

УРАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРЖУМ

УРЖУМ - город в Кировской обл., центр Уржумского р-на. Расположен в Приуралье, на склонах Вятского Увала, на берегах р. Уржумки, близ впадения ее в Вятку. Население 12 тыс. чел.

Возник как поселение вятских марийцев. С 1584 известен как русская крепость. С 1796 Уржум - уездный город. Через Уржум на среднюю и нижнюю Волгу вывозили зерно, лес, льняное семя, сало, кожи, холст и др. товары.

УРЮПИНСК

УРЮПИНСК - город в Волгоградской обл., центр Урюпинского р-на. Расположен на р. Хопёр (правый приток Дона). Население 44 тыс. чел.

Основан в к. XIV - н. XV вв. как пограничная крепость Рязанского княжества. Заселен «верховыми» донскими казаками. До 1704 казачий городок, до 1857 станица, торговый центр на юго-востоке России (Покровская ярмарка).

УРЯДНИК

УРЯДНИК - низкий чин уездной полиции в России XIX в. Подчинялся становому приставу, осуществлял надзор за действиями сотских и десятских. Урядник также - звание унтер-офицера в казачьих войсках.

УСВЯТЫ

УСВЯТЫ - поселок городского типа в Псковской обл., центр Усвятского р-на. Расположен между двух озер Узмени и Усвята, соединенных широкой протокой (оз. Городечное). Население 3,6 тыс. чел.

Впервые упоминается как город Въсвячь в 1021; затем Въсвяты, Усвячь, Свячь, Усть-Свято; был подарен Ярославом Мудрым полоцкому кн. Брячеславу и находился в составе Полоцкого, а затем Витебского княжества. В 1320 присоединен к Литве (достался в наследство литовскому кн. Ольгерду, женившемуся на дочери витебского князя). В н. XVI в. присоединен к Московскому княжеству. В сер. XVI в. оккупирован Польшей, в 1567 строится крепость-замок и город Усвято. В 1580 захвачен войсками Речи Посполитой. В 1654 отвоеван Россией, с 1658 уездный город, с 1667 вновь оккупирован Польшей. В 1772 - возвращен России.

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - выдающееся открытие русского физиолога И.П. Павлова, легшее в основу его учения о высшей нервной деятельности.

УСЛЫШАТЕЛЬНИЦА

УСЛЫШАТЕЛЬНИЦА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Зографском монастыре. Ознаменовала себя чудесами в XIV в. Один из афонских подвижников, св. Косьма, когда молился пред этою иконою словами: «Пресвятая Богородице! Помолись Своему Сыну и Богу, да наставит меня на путь спасения!», - слышал голос Богоматери: «Сыне и Боже мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!» И в ответ на это голос Самого Господа: «Пускай удалится из монастыря на безмолвие».

Празднуется 22 сентября/5 октября.

Прот. И. Бухарев

УСМАНЬ

УСМАНЬ - город в Липецкой обл., центр Усманского р-на. Расположен в пределах Окско-Донской равнины, на р. Усмань (бассейн Дона). Население 21 тыс. чел.

Основан в 1645 воеводой Степаном Вельяминовым как острог на Белгородской оборонительной черте. В 1652 подвергся опустошительному набегу татар. Город Усмань - с 1779. В к. XIX - н. XX вв. Усмань - центр хлебной торговли (ежегодно в Москву и на экспорт отправлялось более 1 млн. пудов зерна).

УСОЛЬЕ

УСОЛЬЕ - город в Пермской обл., центр Усольского р-на. Расположен в Предуралье, на правом берегу р. Камы (Камское вдхр.). Население 6 тыс. чел.

Основан в 1606 как поселение при соляном промысле под названием Новое Усолье. К н. XIX в. ведущий центр солеварения в Прикамье и транзитный пункт, связывавший Урал с центром России.

Архитектурные памятники: часовня Спаса - Убруса (2-я пол. XVII в.), Спасо-Преображенский собор (1724 - 31) с колокольней (1730).

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ - христианский праздник, установленный в память кончины Пресвятой Богородицы, тело которой было взято на небо. На примере Успения Богородицы Христианская Церковь учит, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Празднуется 15/28 августа.

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ - церковь в Москве, лучший из российских храмов в стиле нарышкинского барокко. В. И. Баженов ставил эту церковь по архитектуре наравне с собором Василия Блаженного. Построена в 1696 - 99 русским зодчим-самородком Петром Потаповым. Оригинальность архитектуры, выдающиеся художественные достоинства, изысканность сочетания красного с белым, красота исполнения Успенского храма останавливала внимание всех видевших его. Здание самой церкви имело два храма - нижний и верхний с великолепным иконостасом 1706. Внутри верхнего храма по стенам четверика и в восьмериках размещались красивые балконы. Колокольня пятишатровая: к центральному шатру на своде были приставлены четверички с шатрами, размещенными по странам света.

Высокохудожественное творение русского народа было уничтожено еврейскими большевиками в 1936. Весьма отдаленное представление об архитектуре Успения на Покровке дает сохранившаяся до наших дней церковь Покрова в Филях.

УСПЕНСКАЯ ВЫШЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Тамбовская еп., на правом берегу р. Выши, в окрестностях Шацка. Точных сведний о времени ее основания нет. Известно только, что она существовала в 1725. Ранее находилась на 8-й версте вверх по Выше. Пустынь обустроена и возобновлена игуменом Тихоном (ск. 1844). Небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери был построен в сер. XVIII в. В монастырском Казанском соборе находилась чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту св. икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812, спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь (осн. в 1690) подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем к Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, а Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила св. икону в своей келий, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от св. иконы повелению, Вышенской пустыни, где св. икона и находилась с 7 марта 1827. Ежегодно после Пасхи св. икона носилась в Тамбов и другие города губернии. В пустыни был погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 1894 преосвященный Феофан Вышенский затворник.

С.В. Булгаков

УСПЕНСКАЯ ГУРЬЕВА ПУСТЫНЬ

УСПЕНСКАЯ ГУРЬЕВА ПУСТЫНЬ - См.: МОДЕНСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь.

УСПЕНСКИЙ

Глеб Иванович (13.10.1843-24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. «Зритель» и «Ясная Поляна») с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.

В «Современнике» Н. А. Некрасова печатается цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) о жизни пореформенной России.

После запрещения «Современника» и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина) «Отечественных записок» (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860-70-х (цикл «Разоренье», 1869 - 71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.

В н. 1870-х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: «Больная совесть», «Заграничный дневник провинциала», «Письма из Сербии». В очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873 - 78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.

В к. 1870-х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник «хитроумной механики народной жизни» и глубинные причины господства в русской жизни «прижимки», т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский «идет в народ», поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой «власти земли» («Из деревенского дневника», 1877 - 80, «Крестьянин и крестьянский труд», 1880, «Власть земли», 1882).

Публикации Успенского в «Отечественных записках», которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что «ужасность» власти капитала «будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных». В сб. «Живые цифры» (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед «властью капитала».

В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила «русская неурядица», «нескладица общей жизни». С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.

УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

1. Владимирская еп., в г. Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами Русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в сер. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители о. Корнилий (игум. Лукиановой пустыни), скончавшийся в 1681. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, со своеобразного вида высокою колокольнею; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 в Новгороде для Софийского храма по повелению архиеп. Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570, после разгрома города. Здесь же находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен о. Корнилий. Ежегодно в день его кончины совершалось по нем заупокойное богослужение. Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII вв., в библиотеке немало рукописей и синодиков XVI и XVII вв.

С.В. Булгаков

2. Олонецкая еп., близ Каргополя. Основан в XIV в. иноком Ионою Власатым, погребенным здесь под клиросом левого придела Успенской церкви. Первоначально монастырь был мужским; с 1649 стал женским. Здесь имелась местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с монастырем находилась часовня, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем монастыря .

УСПЕНСКИЙ ЛЫСОГОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

УСПЕНСКИЙ ЛЫСОГОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - в Новохоперском у. Воронежской губ. Основан в 1878 при содействии Хионии Пашниной. Сначала здесь учредилась община, а в 1895 она была переименована в монастырь.

Храм в обители один, в честь Успения Божией Матери. По преданию, он во времена свт. Митрофана был собором в Воронеже, затем находился в с. Красный Лог, откуда переведен сюда.

Святынями обители являлись две местночтимые иконы: Спасителя и Боголюбской Божией Матери.

УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Казанская еп., в Свияжске. Основан свт. Германом, архиеп. Казанским, в 1555. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня св. Германом, в бытность его архимандритом монастыря, был расписан стенною иконописью, которая составляла один из редких памятников древности. Здесь открыто почивали мощи основателя монастыря. В монастыре хранились дикирий и посох, выточенные свт. Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находилась келья, где он подвизался.

С.В. Булгаков

УСПЕНСКИЙ ОЛЬГОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рязанская еп., в окрестностях Рязани, на берегу Оки. Основан около 1220 кн. Ингварем Игоревичем; первоначально был мужским и назывался Льговским по имени находящегося недалеко городка Льгова; в 1237 был сожжен татарами; в сер. XIV в. восстановлен кн. Рязанским Олегом Ивановичем и стал называться Ольговым; в 1896 обращен в женский. Соборный храм Успения построен в 1666. Иконостас - древней иконописи. Здесь находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери. При монастыре была женская школа имени поэта Я.П. Полонского, прах которого покоился на кладбище монастыря.

С.В. Булгаков

УСПЕНСКИЙ СОБОР В ГАЛИЧЕ

УСПЕНСКИЙ СОБОР В ГАЛИЧЕ - построен в сер. XII в. Стены его с внутренней и внешней поверхности были сложены из блоков хорошо отесанного известняка, а пространство между ними заполнили битым камнем на известковом растворе. Храм имел профилированный цоколь и плоские лопатки. В его убранстве применена барельефная скульптура. Как техника кладки, так и убранство прямо связаны с романским зодчеством. В то же время по плану это обычный для русского зодчества XII в. четырехстолпный крестово-купольный храм, окруженный с трех сторон галереей, с ходом на хоры, размещенным в толще западной стены. Храм не сохранился.

УСПЕНСКИЙ СОБОР В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ

УСПЕНСКИЙ СОБОР В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ - главный храм русского православного царства, построен в 1326 - 27 при Иване Калите. Этот первоначально одноглавый белокаменный храм стал кафедрой московского митрополита, переселившегося в Москву из Владимира, местом торжественных богослужений и усыпальницей московских митрополитов.

Новое здание Успенского собора, дошедшее до наших дней, построено при Иване III в 1475 - 79 Аристотелем Фиораванти. Предназначался для важнейших государственных церемоний - посажения на стол московского великого князя, а с XVI в. венчания на царство, интронизации и погребения митрополитов и Патриархов.

Храм напоминает свой прототип - Успенский собор во Владимире - и традиционным пятиглавием и позакомарным покрытием, и аркатурно-колончатым поясом, и перспективными порталами, и рядом других деталей. В то же время он отличается принципиально новым конструктивно-планировочным решением, технологическими приемами и методами строительства. Здесь также применены элементы ордерной ренессансной архитектуры, которые зодчий очень тактично приспособил к традиционным формам, отчего они и не показались чуждыми и очень скоро привились на русской почве.

В основу плана и решения фасадов собора Фиораванти положил пропорции золотого сечения, что определило соразмерность и гармоническую уравновешенность частей здания.

Незначительные перестройки, которым подвергался Успенский собор за годы своего существования, не исказили его первоначального облика. При восстановлении храма после пожара 1547 западный портал был оформлен в виде открытого крыльца - лоджии на колонках с двойными подвесными арками (позже оно было превращено в закрытый тамбур).

Росписи XV-XVI вв. (сохранились фрагменты), XVII в. (150 мастеров во главе с Иваном Паисеиным), XVIII -XX вв. - пятиярусный иконостас (высотой ок. 16 м). У южного входа - Царское место Ивана Грозного.

В 1918 собор был закрыт еврейскими большевиками. Первое богослужение - через 72 года запрета - состоялось в сентябре 1990.

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ

УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ - сооружен в 1158-61 в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные детали - оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью. После обстройки собора в 1185 - 89 фасады были почти лишены скульптур; лишь единичные резные камни перенесены на них со стен старого собора. Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку галереи были несколько понижены. На углах были поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.

УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ

УСПЕНСКИЙ СОБОР НА ГОРОДКЕ - в Звенигороде, построен в последние годы XIV в. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с легкой главой, храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут по верху апсид и барабана главы. Маленькое оконце, освещающее идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлено в виде нарядной фигурной розетки; узкие окна обрамлены тонкими тягами; к перспективным порталам с килевидными архивольтами ведут лестницы. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Собор имеет ступенчато повышающуюся конструкцию сводов. Снаружи над сводами расположены диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками. Зодчим этого собора был выдающийся мастер. В 1400 этот храм был расписан фресками Андреем Рублевым.

УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вятская еп., в Вятке. Основан в 1580 бывшим в нем первым архимандритом прп. Трифоном Вятским, мощи которого почивали под спудом в здешнем Успенском храме. Здесь же покоились под спудом мощи прп. Прокопия, Христа ради юродивого (ск. 21.12.1627). В монастыре сохранялись деревянный посох прп. Трифона и железные вериги. В 1896 освящен обновленный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы.

С.В. Булгаков

УСПЕНЩИНА

УСПЕНЩИНА - См.: ГОСПОЖИНКИ.

УССУРИЙСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

УССУРИЙСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - в Приморской обл., между Хабаровском и Владивостоком, на левом берегу Уссури. Учрежден в 1894; построен в 1895. Первым настоятелем и строителем монастыря был игум. Алексий. В храме Св. Николая Чудотворца, освященном в 1899, находились: Распятие в человеческий рост и дар Афонской горы - частицы Животворящего древа Креста Господня и св. мощей многих угодников Божиих.

УСТАВ

УСТАВ - См.: ТИПИКОН.

УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О МОСТЕХ

УСТАВ КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА О МОСТЕХ - памятник русского права XIII в. Устав определяет принципы организации общественного хозяйства Новгорода Великого, исходя из народных экономических идеалов коллективного, общинного труда, распределения обязанностей и повинностей. Регулируется порядок общественных работ по строительству и ремонту городских проездов и дорог, а также заготовке строительных материалов. Работы распределяются и оплачиваются в определенном порядке всеми городскими и провинциальными сотнями (общинами).

УСТАВ МОНАСТЫРСКИЙ (СКИТСКИЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСТОЙЧИВОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ

УСТОЙЧИВОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ - научная теория, разработанная выдающимся русским ученым В.Р. Вильямсом.

УСТОЙЧИВОСТИ РАВНОВЕСИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕОРИЯ

УСТОЙЧИВОСТИ РАВНОВЕСИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕОРИЯ - выдающееся открытие в математическом естествознании, сделанное в 1892 русским ученым A.M. Ляпуновым.

УСТЬЕ

УСТЬЕ - поселок городского типа в Вологодской обл., центр Усть-Кубинского р-на. Расположен на р. Кубене (у впадения ее в Кубенское оз.). Население 4,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1486 под названием Лахмокурье, с XVI в. Устье. Жители занимались кружевным, сапожным, гончарным, столярным промыслами.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК - русский город в предгорьях Рудного Алтая, пристань на р. Иртыш. Основан в 1720 как крепость Усть-Каменная; возникший при ней казачий поселок превратился в станицу, которая в 1868 преобразована в город Усть-Каменогорск.

УСТЬ-КИШЕРТЬ

УСТЬ-КИШЕРТЬ - село в Пермской обл., центр Кишертского р-на. Расположено на р. Сылве (приток Чусовой). Население 5 тыс. чел.

Основано в 1640 под названием Верх-Кишерть, с 1668 Усть-Кишертский (Покровский) острожек, позже село.

УСТЬ-КУЛОМ

УСТЬ-КУЛОМ - село в Коми, центр Усть-Куломского р-на. Расположено на р. Вычегде (приток Сев. Двины). Население 6 тыс. чел. Впервые упоминается как погост в 1678.

УСТЬ-КУТ

УСТЬ-КУТ - город в Иркутской обл., центр Усть-Кутского р-на. Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену. Население 62 тыс. чел.

В 1631 русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. В сер. XVII в. острог, утратив свое военное значение, стал важной пристанью, где сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.

УСТЬ-ЛАБИНСК

УСТЬ-ЛАБИНСК - город в Краснодарском крае, центр Усть-Лабинского р-на. Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на правом берегу Кубани, у впадения в нее Лабы. Население 44,3 тыс. чел.

Основан в 1778 как крепость Александровская, в 1793 построена крепость Усть-Лабинская. С 1794 станица Усть-Лабинская. В к. XIX в. в станице Усть-Лабинской основными занятиями населения были хлебопашество и скотоводство (тонкорунное овцеводство).

УСТЬНЕДУМСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ

УСТЬНЕДУМСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Прославилась в 1603. Одному старцу Леониду три раза было откровение, чтобы он взял икону «Одигитрии» из Моржегородской пустыни на Двине и перенес в Сольвычегодский у. на р. Лузу к Туриной горе. Здесь в 1608 он устроил церковь и монастырь. Впоследствии монастырь был перенесен к устью р. Недумы.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

УСТЬ-СЫСОЛЬСК

УСТЬ-СЫСОЛЬСК (с 1930 Сыктывкар) главный город Коми. Расположена на левом берегу р. Сысолы. Население 230 тыс. чел. Известен с 1586 как зырянский погост Усть-Сысольск. Город с 1780; стал центром образованного Усть-Сысольского у. Вологодской губ.

УСТЬ-ЦИЛЬМА

УСТЬ-ЦИЛЬМА - село в Коми, центр Усть-Цилемского р-на. Расположено на р. Печоре. Основано в 1542 И.Д. Ласткой - дальним родственником Ивана Грозного. В XVI в. один из центров горного дела (медно-серебряные рудники). Музей им. А.В. Журавского - исследователя Европейского Севера, основателя первой в России приполярной Печорской сельскохозяйственной опытной станции. Известный фольклорный хор русской песни.

УСТЮЖЕНСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ

УСТЮЖЕНСКАЯ СМОЛЕНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Находилась в г. Устюжне Новгородской еп. Прославилась многими чудесами. По молитве пред нею жители Устюжны были спасены от шведов и ляхов во время их нашествия.

Празднуется 28 июля/10 августа.

УСТЮЖНА

УСТЮЖНА - город в Вологодской обл., центр Устюженского р-на. Расположен на берегу р. Мологи (впадает в Рыбинское вдхр.). Население 9,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в угличских летописях XIII в. под названием Железный Устюг; официальной датой основания считается 1252. В 1609 выдержал осаду польско-литовских отрядов. В XVI-XVII вв. значительный центр металлообработки, второй (после Тулы) центр оружейного дела в России. В сер. XIX в. крупный торговый город Русского Севера. В XIX - н. XX вв. основным занятием жителей было строительство судов и обслуживание речного транспорта на Тихвинской водной системе.

УСТЮЖСКАЯ «БЛАГОВЕЩЕНИЕ»

УСТЮЖСКАЯ «БЛАГОВЕЩЕНИЕ» - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Празднество этой чудотворной иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге через посредство иконы «Благовещения» Пресвятой Богородицы в 1290. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно своим согражданам, что Бог за грехи хочет наказать их и что город ужасным образом погибнет, и умолял их прибегнуть к покаянию и просить у Бога помилования. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи сам Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на церковной паперти, чтобы молиться непрестанно за народ. Через неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье в полдень явилось на небосклоне небольшое черное облако, приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним большой черной тучей. Тьма сделалась необычайная, так что люди не узнавали друг друга, раздавались страшные удары грома, блистала беспрерывная молния, прорезывая густую тьму и приводя всех в ужас и оцепенение, земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив. Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которой Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Заступницу рода христианского, да ходатайствует Она пред Сыном Своим за людей согрешивших. И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял к Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, чтобы отвратился гнев, праведно на него посылаемый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев смешались с обильными слезами угодника Божия, и вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро - и в таком количестве, что им наполнили церковные сосуды. Вслед за тем стала ощущаться перемена в воздухе, страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на двадцать и разразилась там над пустынным местом, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибли от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полной верой прибегать к Заступнице рода христианского пред Ее чудотворною иконою; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление.

Ок. 1567, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митр. Филиппе, чудотворная икона «Благовещения» Богородицы, пред которою молился св. Прокопий, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же ее в Устюге поставлена в 1747 написанная с нее копия. В 1812 неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворною иконою своей Заступницы, заменили его новым в 1817. На сей иконе «Благовещения» Предвечный Младенец изображен в персях Приснодевы воплотившимся в минуту Благовестия.

Празднуется 8/21 июля.

Прот. И. Бухарев

УТЕШЕНИЕ

УТЕШЕНИЕ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: ВАТОПЕДСКАЯ.

УТЕШЕНИЕ В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ

УТЕШЕНИЕ В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в русском Свято-Андреевском скиту. 15 ноября 1863 в г. Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований из этого скита иеромонах Паисий и привез с собою небольшой крест с частью древа Креста Господня и икону, называемую «Утешение в скорбех и печалех». Святыня была поставлена в женском Христорождественском монастыре, горожане спешили облобызать ее и помолиться пред нею, и здесь от иконы Пресвятой Богородицы произошло несколько чудес. Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами.

Празднуется 19 ноября/2 декабря.

Прот. И. Бухарев

УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ

УТЕШИТЕЛЬНИЦА СКОРБЯЩИХ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Тамбове в Вознесенском девичьем монастыре. На ней изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем, над Ее главою изображена Пресвятая Троица, вокруг - девять ангелов, а внизу - разного рода больные. Икона эта была заказана живописцу боярином Мусиным-Пушкиным. Живописец, приготовив икону, принес ее в ящике заказчику. Тот был почему-то не в духе, непочтительно отозвался об иконе, но все-таки велел показать ее. Когда вынули икону из ящика, то, к ужасу живописца и удивлению всех, вместо иконы оказалась пустая доска. Боярин сильно разгневался и выгнал живописца. Пришед домой со своим товарищем Дьяковым и открыв икону, они увидели на ней лик, только не в ясном очертании. Падши со слезами пред иконою, они начали просить о проявлении лика в том виде, как он был изображен, и через несколько часов икона Пресвятой Богородицы явилась в таком светлом изображении, какое изумленный живописец считал выше своего искусства. В 1794 икона была пожертвована в монастырь, где совершилось от нее много чудес.

Празднуется 24 октября/6 ноября.

Прот. И. Бухарев

УТКИН

Владимир Федорович (17.10.1923-15.02.2000), выдающийся деятель науки и техники, создатель ракетно-ядерного щита России, президент Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Родился в пос. Пустобор Рязанской обл. В 1941 после десятилетки был призван в армию. По окончании школы связи, с мая 1942 и до конца войны принимал непосредственное участие в боевых действиях на Волховском, Белорусском, Северо-Кавказском и Украинском фронтах. Победу встретил в Берлине.

По окончании Ленинградского военно-механического института с 1952 по 1990 прошел путь от инженера-конструктора Днепропетровского машиностроительного института до Генерального конструктора бюро «Южное». Им разработано и освоено производство четырех стратегических ракетно-ядерных комплексов, обеспечивающих паритет ракетно-ядерных сил в мире. Созданы: твердотопливная СС-2у (железнодорожного и шахтного базирования) и жидкостная СС-18; межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), не имеющие аналогов в мире; экологически чистая РН «Зенит», доставляющая на околоземную орбиту тонны полезного груза. На орбиту выведено большое количество аппаратов семейства «Космос». Имя ученого из-за характера его деятельности было долгое время засекречено.

С 1990 и до конца своей жизни В. Ф. Уткин работал директором Центрального научно-исследовательского института машиностроения - головного института ракетно-космической отрасли.

УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ

УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в церкви Свт. Николая, что в Замоскворечье. Принесена в Москву в царствование Алексея Михайловича казаками. Предание сохранило память о первом прославлении иконы, бывшем во 2-й пол. XVII в. По свидетельству этого предания, чудодейственная сила иконы Богоматери «Утоли моя печали» открылась следующим образом: одна женщина знатного рода, жившая вдали от Москвы, страдала расслаблением. Помощь врачей не только оказалась бессильной, но, постепенно истощая силы, довела ее до предсмертного томления. В этом состоянии явился ей в видении образ Богоматери, от которого послышался голос: «Вели себя везти в Москву, там на Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ Богоматери с надписью «Утоли моя печали»; молись пред ним и получишь исцеление». И видение кончилось. Больная, бывшая без чувств, как бы проснувшись, почувствовала в себе новую жизнь, пришла в сознание, сообщила о своем видении домашним и велела везти себя в Москву, где никто из них не бывал. Отыскав местность Пупышево, больную внесли в церковь Николая Чудотворца. Больная, осмотрев все иконы, не нашла явившейся ей в видении. Тут сопровождавшие больную рассказали о ее видении священнику. Священник велел причетникам принести имевшиеся на колокольне иконы Богородицы. Когда внесли в церковь образ Богоматери «Утоли моя печали», до того покрытый пылью, что едва можно было рассмотреть лик Ее, совершилось чудо: больная, давно от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, громко воскликнула:

«Она, она!» - и перекрестилась; а когда после молебна приложилась к иконе, то почувствовала в себе столько силы, что встала на ноги, потом, без всякой помощи, вышла из церкви и вернулась домой совсем здоровой. С тех пор в этот день - 25 января/7 февраля - празднуется иконе Богоматери «Утоли моя печали».

Ныне икона находится в Николо-Кузнецком храме.

Прот. И. Бухарев

УТРЕНЯ

УТРЕНЯ - См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.

УФА

УФА - столица Башкирии, центр Уфимского р-на. Расположена в Предуралье, в долине р. Белой (приток Камы), при впадении в нее рек Уфы и Дёмы. Население 1096 тыс. чел.

Основана как крепость в 1574 на месте ногайского укрепления Туратау; город с 1586. В XVII в. Уфа - крупный торговый центр на пути из Центральной России в Сибирь. В 1773 - 74 выдержала осаду войск Емельяна Пугачева под командованием Чики (И.Н. Зарубина). В 1788 в Уфе было создано мусульманское Духовное управление во главе с муфтием. С 1781 центр Уфимского наместничества, с 1796 в Оренбургской губ., с 1865 центр Уфимской губ.

Сохранились: Троицкая церковь (к. XVI в.), которая входит в композицию Смоленского собора (1824), Покровская церковь (1823).

УХОЛОВО

УХОЛОВО - поселок городского типа в Рязанской обл., центр Ухоловского р-на. Расположен на р. Аксени (бассейн Оки). Население 6 тыс. чел. Основан в 1676 как село, с н. XIX в. крупный центр торговли хлебом и крупой, мукомольные и кожевенные заводы.

УХТОМСКИЙ

Дмитрий Васильевич (1719-4.10.1774), архитектор. Учился в Школе математических и навигацких наук. Ухтомский работал в Москве под руководством архитекторов И. Ф. Мичурина (1733 - 41), который был его учителем, и И. К. Коробова (1741-44).

Ухтомский смог соединить и воплотить в своем творчестве традиции «московского» барокко с новым пониманием барочных форм. Ухтомский создал ряд построек в стиле русского барокко. Из его построек Красные ворота (1753- 57) и Кузнецкий мост через Неглинную (1754 - 57) не сохранились, а Сенатский дом в Лефортово (1753 - 57) был перестроен. Самая известная постройка Ухтомского - пятиярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры, строительство которой он завершил после Мичурина, прибавив к первоначальному проекту, заключавшему три яруса, еще два и разработав внешнее оформление колокольни. Стройная и изящная колокольня, вобрав основные архитектурные традиции нескольких поколений русских зодчих, стала украшением монастырского ансамбля.

Ухтомский стоял во главе московской архитектурной школы, среди его учеников были А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков и др.

Л. Н. Вдовина

УШАКОВ

1. Симон Федорович (1626-25.06.1686), русский иконописец. В 1648 - 64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - «Жалованный живописец» Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской. Писал иконы, парадные миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для граверов. Свое понимание иконописи высказал в трактате «Слово к люботщательному иконного писания».

2. Федор Федорович (1744-2.10.1817), флотоводец, адмирал. Из дворян. В 1766 окончил Морской кадетский корпус, служил вначале на Балтийском флоте, с 1769 - в Азовской флотилии. Ушаков участвовал в Русско-турецкой войне (1768-74), с 1775 командовал фрегатом. В 1780 Ушаков был назначен командиром императорской яхты, но придворная карьера была ему не по душе. Он получил назначение командиром линейного корабля и совершил несколько походов в Балтийском и Средиземном морях, охраняя русские торговые суда.

С 1783 Ушаков служил на Черноморском флоте, участвовал в строительстве Севастополя. Русско-турецкую войну (1787 - 91) Ушаков начал командиром линейного корабля «Святой Павел». В 1788 возглавлял авангард Черноморской эскадры, сыгравшей решительную роль в бою у острова Фидониси с турецким флотом. Несмотря на превосходство противника в силах, Ушаков атаковал турецкие корабли, сосредоточив огонь по флагману, и выиграл бой.

В 1789 Ушаков был произведен в контр-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Ушаков одержал выдающиеся победы над турецким флотом в Керченском морском сражении (1790), у острова Тендра (1790) и у мыса Калиакрия (1791). Победа у Калиакрии создала угрозу турецкой столице и ускорила заключение Ясского мира (1791). В 1793 Ушаков был произведен в вице-адмиралы, в 1799 - в полные адмиралы. В 1798-1800 Ушаков совершил Средиземноморский поход, показал себя выдающимся флотоводцем и стратегом. Во время штурма крепости Корфу (1799) он организовал взаимодействие десанта и артиллерии кораблей. Как политик и дипломат Ушаков действовал при создании Греческой Республики Семи островов под протекторатом России и Турции. Когда в апреле 1799 русская армия А. В. Суворова вступила в Северную Италию, Ушаков начал изгнание французских войск из Южной Италии, блокировал французские морские базы, производил высадку десантов. В 1800 эскадра была отозвана в Россию и вернулась в Севастополь.

Ушаков был новатором в морской тактике. Он отказался от господствовавших в то время правил линейной тактики и применил новые приемы в морском бою - сближение и стремительная атака без перестроения из походного в боевой порядок, сосредоточение сил для удара по флагманским кораблям противника, сочетание прицельного артиллерийского огня на короткой дистанции и маневра кораблями, выделение сильного тактического резерва, решительное преследование противника. Ушаков разделял суворовские принципы решительных военных действий с заботой об обучении и воспитании матросов. Заслуги Ушакова не были оценены, он получал второстепенные назначения, а в 1807 был уволен в отставку.

Л. Н. Вдовина

УШИНСКИЙ

Константин Дмитриевич (19.02.1824-22.12.1870), русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Родился в небогатой дворянской семье, начальное образование получил дома. Окончил юридический факультет Московского университета. Преподавал в Ярославском лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте в Петербурге. Педагогическая деятельность принесла Ушинскому всероссийское признание. По его инициативе в Смольном был сокращен срок обучения с 9 до 7 лет, введен новый учебный план, сосредоточивший учебные предметы вокруг русского языка (а не французского, как было ранее), а также предметные дисциплины, опыты по физике. Ушинский внес серьезный вклад в расширение женского образования в России.

В основе педагогической системы Ушинского - идеал народности воспитания. Он разработал возрастные принципы отбора учебного материала и методов обучения. («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1869).

Автор учебников для начальной школы «Детский мир и хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864), Ушинский считал главной задачей учителя - научить ребенка сознательно владеть родным языком.

УШКУЙНИКИ

УШКУЙНИКИ (от древнерус.: ушкуй - речное судно с веслами), вооруженные новгородские дружины (до неск. тыс. чел.), формировавшиеся боярами из людей без определенных занятий для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме с целью обогащения и борьбы с политическими и торговыми противниками. Социальный состав ушкуйников был весьма сложным и определял противоречивость самого движения. Появились в 1320-х (термин «ушкуйник» впервые упоминается в 1360). Походы ушкуйников в известной мере подрывали экономические ресурсы Золотой Орды, но вместе с тем наносили большой ущерб русским городам и мешали развитию русской торговли по Волге и Каме. В 1360 ушкуйники во главе с боярином Анфалом Никитиным захватили г. Жукотин на Каме. В 1366 напали на Нижний Новгород и перебили много татарских и армянских купцов. В 1371 совершили грабительские набеги на Кострому, Ярославль и др., в 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Нижний Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами. В н. XV в. в связи с усилением Московского княжества походы ушкуйников прекратились.

В. Румянцева

УЩЕЛЬСКИЙ ПРП. ИОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Архангельская еп., в с. Ущелье, Мезенского у., недалеко от с. Больше-Нисогорского. Основанный здесь еще в 1614 прп. Иовом (убиен разбойниками в 1615) мужской монастырь в 1764 был упразднен; в 1901 на этом месте была учреждена женская община, которая в 1908 обращена в монастырь; здесь под спудом покоились мощи прп. Иова; над ними в 1888 была устроена изящная позолоченная рака.

С. В. Булгаков

Предыдущая страница Следующая страница