Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "С" (часть 7, "СПА"-"СТА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СПА"-"СТА")

СПАСО-АНДРОНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., на берегу р. Яузы, в Москве на Андрониевой площади. Основан около 1360 иждивением св. митр. Алексия и трудами св. Андроника, ученика прп. Сергия. Поводом к построению обители было чудесное спасение святителя от угрожающей ему гибели в волнах Черного моря. Возвращаясь из Царь-града в 1354, святитель испытал на море страшную бурю, грозившую потопить корабль и всех бывших на нем. Видя большую опасность, свт. Алексий, вместе со своими спутниками, обратился с горячею молитвою к Богу об избавлении от опасности и дал обет устроить монастырь в честь святого или праздника того дня, в который благополучно пристанет к берегу. Господь услышал молитву и спас всех от верной гибели. Корабль пристал к берегу 16 августа, почему свт. Алексий и решил построить монастырь в честь Нерукотворного Спаса. Будучи в Константинополе в другой раз в 1356, святитель приобрел там для будущего монастыря чудотворный образ Нерукотворного Спаса. За помощью по делу о сооружении монастыря св. Алексий обратился к прп. Сергию. Прп. Сергий избрал из братии своего монастыря инока Андроника, который и исполнил желание святителя. Вскоре прп. Андроником был устроен во имя Нерукотворного Образа храм, который торжественно был освящен свт. Алексием в 1360. В годины испытаний, пережитых Москвою, обитель подвергалась разорению со стороны татар, ляхов и французов. Соборный храм во имя Нерукотворного Спаса, построенный в н. XV в. на месте созданного прп. Андроником, был расписан иноками того же монастыря: св. Андреем Рублевым и Даниилом Черным; оба они погребены в монастыре; кисти Рублева принадлежали и многие иконы иконостаса (не сохр.). Здесь находился оставшийся целым и невредимым с самого основания монастыря Нерукотворный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда и украшенный богатою ризою. В монастыре покоились под спудом мощи прп. Андроника и в той же раке мощи св. Саввы. Колокольня монастыря представляла собою одно из самых высоких и величественных сооружений Москвы. На месте, где простился с прп. Андроником посещавший монастырь прп. Сергий, была устроена часовня.

С.В. Булгаков

СПАСО-БОРОДИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Можайском у., на Бородинском поле, в 4 верстах от с. Бородина. Основан в 1838 вдовой генерал-майора А. А. Тучкова М.М. Тучковой (впоследствии игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находилась местночтимая икона Нерукотворного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой убитого Тучкова. Ежегодно 27 августа в монастырь совершался крестный ход из Бородина. При монастыре - школа, больница, богадельня.

С.В. Булгаков

СПАСОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Харьковская еп., в окрестностях г. Змиева. Преобразован в самостоятельный монастырь в 1906 из приписанного к Святогорской Успенской пустыни скита, основанного в 1889 на месте чудесного спасения Царской Семьи во время крушения императорского поезда 17 октября 1888. Своим устроением эта обитель обязана энергии и почившего Харьковского архиеп. Амвросия (ск. 1901) и настоятеля Святогорской пустыни архим. Германа (ск. 1890). Основанная на памятном для каждого русского месте, она издали обращала на себя внимание своей изящной архитектурой. Здание монастырской небольшой деревянной церкви, окруженной простой галереей, было выдержано в строгом древнерусском стиле; вся она была срублена в Москве из круглого соснового леса; стены внутри, по образцу старинных русских церквей, выструганы рубанком, законопачены, но не окрашены. Внутренность храма отличалась простотой и в то же время изяществом. С правой стороны Царских врат был помещен превосходной работы Нерукотворенный Образ Спаса, в честь которого воздвигнут храм, а с левой стороны - икона Божией Матери. Царские врата были вырезаны из липового дерева. С трех сторон в церкви располагались обширные хоры. Вблизи скита, под тем самым местом, где во время крушения императорского поезда находился императорский вагон-столовая, была устроена сводчатая пещерная часовня, врезанная в насыпь железной дороги. Красивая башня-часовня возвышалась над полотном дороги. Недалеко от часовни, по направлению на запад, находился каменный храм во имя Христа Спасителя, окруженный с востока, севера и юга сводчатой крытой галереей. Снаружи храм представлялся громадным куполом, окруженным шестью сенями. Выше всех шести входных дверей находились мозаичные иконы. Главный купол был сплошь вызолочен и украшен широким рельефным поясом орнаментов. Наружная архитектура была выдержана в стиле московских церквей XVII в. Внутренняя отделка храма состояла из орнаментальной живописи с позолотой. Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал проф. В.Г. Маковский. На западной стене был помещен громадных размеров лик Христа Спасителя также работы В.Г. Маковского. Ниже этого образа, по обеим сторонам западных дверей, укрепили две серые мраморные доски с надписями, указывающими на события, в память которых устроен храм. Близ храма находилась надгробная плита. Под ней покоились тела погибших при крушении поезда.

С.В. Булгаков

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в окрестностях Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Устроен в продолжение 1783 - 87 митр. Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний - в честь Преображения Господня, а нижний - в воспоминание Воскрешения Праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, наподобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые вели к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горнем месте, сохранилось седалище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время его священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI в дар митр. Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» - вклад имп. Марии Феодоровны. Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находилась гробница над местом погребения митр. Платона. Рядом с могильною храминой митр. Платона, у стены под балдахином поставлен гроб прп. Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжение пяти столетий сохранялся без малейшего следа разрушения и был перенесен митр. Платоном вместе с образом прп. Сергия из Успенского собора лавры в 1786. Направо от храма находился двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866. К этому собору примыкал двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митр. Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени.

С.В. Булгаков

СПАСОВКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в окрестностях г. Дмитрова, при с. Новоспасском (Деденеве). Учрежден в 1861 из основанной в 1852 вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери «Одигитрии», сделанная из воскомастики, - список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы (и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном св. царицей Пульхерией в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась по взятии Царьграда турками на Афоне, а впоследствии (в 1654) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находились: Нерукотворный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 вел. кн. Василий Димитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма).

С.В. Булгаков

СПАСОВОЗНЕСЕНСКИЙ СКИТ

СПАСОВОЗНЕСЕНСКИЙ СКИТ - См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.

СПАСО-ЕВФРОСИНИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Полоцкая еп., близ Полоцка. Основан в XII в. св. княжною Евфросиниею; в 1579 был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 возвращен в Православие; в 1667 снова попал в руки иезуитов; в 1820, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 передан был духовному ведомству; в 1840 восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 прп. Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу покоились мощи прп. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры по высочайшему соизволению с разрешения Св. Синода в 1910. Это торжество перенесения св. мощей, совершенное по особому высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось целый месяц, - с 22 апреля по 22 мая. От Киева до Орши (Могилевской губ.) св. мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до Полоцка и Спасо-Евфросиниевской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранились: келья прп. Евфросинии на правой стороне хора и устроенный ею в 1161 драгоценный шестиконечный крест с частицами мощей свв. угодников. На нем была вырезана надпись на славянском языке, что крест этот всегда должен пребывать в основанной прп. Евфросинией обители. В 1897 в монастыре был освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами.

С.В. Булгаков

СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВ ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., в окрестностях Пскова, на р. Толбе. Основан прп. Евфросином в 1447; в 1766 в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Здесь почивали мощи прп. Евфросина вместе с мощами ученика его прп. Серапиона; здесь же находились чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери.

СПАСО-КАМЕННЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., на каменистом острове Кубенского озера. Основан в сер. XIII в. белозерским кн. Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481. В этом монастыре 10 сентября 1453 скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского кн. Димитрия Васильевича, кн. Андрей, в монашестве Иоасаф, св. мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 и истребившего монастырь пожара св. мощи прп. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 ковчег со св. мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 и вновь истребившего Спасо-Каменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки св. мощей прп. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения упраздненный Спасо-Каменный монастырь был, по благословению Св. Синода в 1802, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенскою Бела-винскою пустынью. В 1892 Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей прп. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасо-Каменным монастырем. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного был оставлен в Свято-Духовом монастыре. В монастыре покоились под спудом мощи инока блж. Василия; над ними металлическая рака, на ней образ св. Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находились гробницы местных подвижников - Петра-чудотворца (XV в.) и Кассиана игумена монастыря (ск. 1463).

С.В. Булгаков

СПАСО-МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., в Пскове, в устье р. Мирожи. В 1156 прп. Нифонтом, еп. Новгородским, была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня. В 1880-х под штукатуркою древнего храма открыты были фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляли замечательную археологическую редкость на Руси как памятник древнерусского искусства. В 1902 окончены были работы по реставрации их, и Мирожский храм с его драгоценными фресками был вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоились: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158, и игумен Василий, убитый ливонскими немцами в 1299. Здесь же находилась чудотворная Мирожская икона «Знамения» Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 и особенно прославившаяся в 1567 чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия.

С.В. Булгаков

СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

1. Казанская еп., в Казани. Основан в 1556 св. Варсонофием Тверским, который был здесь первым архимандритом; мощи его открыто почивали здесь. Соборный храм Преображения построен в 1601. Ризница богата предметами старины XVI и XVII вв. В память взятия Казани совершался 2 октября крестный ход из кафедрального собора в монастырь.

2. Могилевская еп., в Могилеве, ставший архиерейским домом. Стал известным со 2-й пол. XVI в. Основан могилевскими мещанами при Спасской церкви, начало которой восходило к XIII в. С 1618 до 1650 находился во владении униатов. С 1632 стал местом пребывания Могилевских епископов. Здесь погребен архиеп. Григорий Конисский (1717 - 95), великий борец за Православие в Белоруссии.

С.В. Булгаков

3. Нижегородская еп., в Арзамасе. Основан ок. 1555. Здесь находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и возгорелся пол у южных дверей.

4. Пензенская еп., в окрестностях Краснослободска, на берегу р. Мокши. Основан в 1655. Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (ск. ок. 1700), память о котором почиталась местными жителями совершением по нем панихид.

5. Черниговская еп., в Новгороде-Северском на берегу Десны. Основан в 1033 кн. Мстиславом Владимировичем Храбрым; в 1618 им овладели поляки, и он пришел в запустение; возобновлен в 1657 еп. Лазарем Барановичем. В 1699-1701 в этом монастыре был настоятелем свт. Димитрий Ростовский. Здесь находилась Новодворская, или Суражская, икона Богоматери, написанная в монастыре (позднее упраздненном) на берегу р. Рати, в урочище Новый Дворец, св. Петром, митр. Московским, и находившаяся прежде в Суражском монастыре.

С. В. Булгаков

6. Ярославская еп., в Ярославле. Основан в 1216 вел. кн. Константином Всеволодовичем; в 1788 обращен в архиерейский дом. Здесь почивали открыто мощи св. кнн. Феодора, Давида и Константина в церкви их имени. Ежегодно 22 июня в монастыре праздновалось с крестным ходом из городского собора переложение мощей св. кн. в устроенную св. Димитрием Ростовским кипарисовую раку, которая с почивающими в ней св. мощами хранилась в серебряной раке (устроенной в 1831). В монастырском Печерском храме Божией Матери особенно чтилась Ее чудотворная икона, прославившаяся в 1823 исцелением женщины, страдавшей тяжким недугом. На этой Печерской иконе Богоматерь изображена в короне, восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими Ей коленопреклоненными прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Празднование в честь этой св. иконы совершалось 14 мая. В монастыре в 1613 царь находился будущий Михаил Феодорович. Отсюда была послана первая от него грамота, извещавшая Земскую думу о согласии его на принятие царского венца. В библиотеке монастыря последним архимандритом Иоилем Быковским была обнаружена рукопись «Слово о полку Игореве».

С.В. Булгаков

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., в окрестностях Вологды. Основан в 1371 прп. Димитрием Прилуцким. В 1612 он подвергался разорению от татар; в 1619 опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивали под спудом свв. мощи прп. Димитрия и прп. Игнатия Вологодского. В иконостасе Спасского храма находился чудотворный образ прп. Димитрия, написанный прп. Дионисием Глушицким; он взят был вел. кн. Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503; ежегодно 3 июня в память сретения образа прп. Димитрия бывал из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранились: фелонь, деревянный костыль и вериги прп. Димитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды были устроены так называемые мешки, или каменные столбы, с узкими внутренними помещениями, куда заключаемы были преступники.

С.В. Булгаков

СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вологодская еп., возле Тотьмы. Основан прп. Феодосием Тотемским. Мощи прп. Феодосия находились зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь оставались в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Пред ракою, в киоте за стеклом, - чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою, или Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Суморин) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой св. иконы бывало 28 января и 29 июня. В ризнице хранились: часть крышки с гроба прп. Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковками, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги прп. Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора г. Тотьмы совершались крестные ходы. К монастырю была приписана с 1832 Дедовская Троицкая пустынь, в окрестностях г. Тотьмы, на Дедовом острове р. Сухоны, основанная в 1676.

С.В. Булгаков

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан в 1389 св. Иаковом еп. Ростовским. С 1764 до 1888 он был ставропигиальным; в 1888 назначен местопребыванием Угличских викарных епископов. В монастырской соборной церкви Зачатия св. Анны, построенной в 1691, покоились под спудом св. мощи основателя монастыря и свт. Димитрия Ростовского. Над мощами св. Иакова устроена в 1845 усердием А.А. Орловой-Чесменской изящная серебряная рака с резною деревянной вызолоченной сенью. Рака св. Димитрия устроена благочестием имп. Елизаветы Петровны; она выкована из первого серебра, открытого в ее царствование в Колыванских (в Томской губ.) рудниках. Над ракой возвышалась великолепная серебряная сень. В монастырской ризнице хранились несколько предметов, принадлежавших свт. Димитрию: митра и платок, найденные в гробе его, при открытии мощей, книги с приписками рукою святителя, подлинные рукописи его с проповедями и духовными кантами, простой деревянный посох, перст от десной руки святителя в серебряном ковчежце, портрет его, писанный при его жизни с натуры, портрет отца святителя полкового сотника Саввы Григорьевича Туптало. Недалеко от монастыря, на западной стороне, находилась приписанная к нему древняя двухэтажная церковь Преображения Господня (давшая наименование Яковлевскому монастырю «Спасо-Яковлевского»), которая была соборною в упраздненном Спасском монастыре, что на Песках (основан в XIII в. супругою воспоминаемого 4 марта блж. кн. Василька, кн. Мариею, жившей в этом монастыре и погребенной под его соборною церковью). В нижнем этаже этого храма, в Сергиевском приделе, покоился известный ученый и великий труженик науки, археолог и палеограф, преосв. Амфилохий (Сергиевский), еп. Угличский (ск. 1893).

С.В. Булгаков

СПАССКИЙ

Михаил Федорович (1809-28.01.1859), русский метеоролог и физик. Профессор Московского университета. Наиболее важным трудом Спасского стала монография «О климате Москвы» (1847), в которой он впервые сформулировал задачи и разработал статистические приемы климатологии, дал определение понятию «климат». Первым поставил проблему о предвычислении погоды (1851). Ряд работ по физике атмосферы и физической географии.

СПАССКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

СПАССКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ - заложен до 1036. Трехнефный, продолговатый в плане пятиглавый храм с одной круглой лестничной башней у северо-западного угла. К зданию примыкали небольшие пристройки-часовни, придававшие его композиции ступенчатость. Весьма декоративна кирпичная кладка фасадов здания. Просторные хоры открывались в подкупольное пространство торжественными тройными аркадами, полы устилали резные шиферные плиты, а стены украшали фрески. Более скромный по внешнему облику, чем София Киевская, черниговский храм почти не уступал ей в богатстве внутреннего убранства.

СПАССКОЕ

СПАССКОЕ - село в Нижегородской обл., центр Спасского р-на. Расположено на р. Сюрюхе (бассейн Волги). Население свыше 4 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1399 как селище Спасское. Основное занятие населения в к. XIX - н. XX в. - торговля сырыми кожами, пухом, пером, щетиной; кожевенный промысел.

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО - село в Орловской обл., в Мценском р-не, к северу от г. Мценск. Заповедник-музей И. С. Тургенева (с 1921). Известно с 1585 как сельцо Спасское, в 1621 пожаловано Т. Лутовинову (название Спасское-Лутовиново); в н. XIX в. И.И. Лутовинов построил усадьбу (главный дом с многочисленными службами). В 1813 имение перешло к В,П. Лутовиновой - матери И.С. Тургенева, который провел в Спасском-Лутовинове детские годы, а в 1850 стал владельцем усадьбы. Здесь бывали Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, М.С. Щепкин, М.Г. Савина и другие деятели русской культуры.

СПАССК-РЯЗАНСКИЙ

СПАССК-РЯЗАНСКИЙ - город в Рязанской обл., центр Спасского р-на. Расположен на юге Мещёрской низменности, вдоль берега оз. Спасское, лежащего в долине Оки (пристань на левом берегу Оки). Население 9,4 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1629 как с. Спасское, напротив Старой Рязани, принадлежавшее Спас-Зареченскому монастырю. Город Спасск с 1778, с 1929 называется Спасск-Рязанский.

СПИРИДОВ

Григорий Андреевич (1713-8.04.1790), флотоводец, адмирал. Родился в семье офицера. Записан во флотскую службу в 1723, в 1733 был произведен в мичманы, с 1741 - командир линейного корабля. Участвовал в Русско-турецкой войне (1735 - 39), Семилетней войне (1756 - 63), Русско-турецкой войне (1768 - 74). При осаде Кольберга Спиридов командовал двухтысячным морским десантом. С 1762 Спиридов - контр-адмирал, в 1764 - главный командир Ревельского, в 1766 - Кронштадтского портов. В 1769 Спиридов - адмирал, командующий одной из пяти эскадр, впервые совершивших переход из Балтийского моря в Средиземное.

Во время Русско-турецкой войны 1768 - 74 Россия не имела флота в Черном море, поэтому появление русских кораблей в Средиземноморье должно было оттянуть часть турецких сил с дунайского театра военных действий. Экспедицией, включавшей около 50 судов и 12 тыс. человек экипажа и десанта, командовал А. Г. Орлов. 1-я эскадра под командованием Спиридова вышла 18 июля 1769 из Кронштадта и в феврале 1770 достигла берегов Пелопоннеса. Удачно используя военно-морской десант и силы восставших греков, Спиридову удалось в феврале - апреле овладеть Мизитрой и Аркадией, и, одержав победу в Наваринском бою, крепостью Наварин. Спиридов успешно руководил сражением в Хиосском проливе 24 июня 1770. 26 июня в Чесменской бухте русский флот под командованием А. Г. Орлова (а фактически Спиридова, составившего план уничтожения флота) и контр-адмирала С. К. Грейга разбил турецкий флот. Турки потерпели сокрушительное поражение, потеряв почти все корабли и около 10 тыс. убитыми, ранеными и пленными (в то время как с русской стороны погибло всего 11 человек). В результате Чесменской победы русский флот установил свое господство в районе греческого Архипелага, получил возможность блокировать Дарданеллы и вести активные боевые действия на морских коммуникациях Турции. В 1771 - 73 Спиридов командовал русским флотом в Архипелаге. В 1774 Спиридов вышел в отставку.

Спиридову были присущи решительность и личная храбрость, он внес крупный вклад в развитие военно-морского искусства и тактику боя парусных кораблей.

Л.Н. Вдовина

СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ - епископ (ск. ок. 348), празднуется 12/25 декабря. Русские люди называли его именем Солоноворота, потому что в день его памяти «солнце поворачивает на лето, а зима на мороз». Простодушные крестьяне даже верили, что св. Спиридон сам поворачивает солнце на лето и наблюдает, чтоб оно не скрывалось от людей. В связи с этим понятием о повороте солнца, очевидно, находится следующее народное наблюдение, приуроченное ко дню св. Спиридона Солоноворота: «На Солоноворот медведь в берлоге поворачивается на другой бок, а корова на солнышке бок погреет».

В истории Русской Церкви свт. Спиридон почитается вместе с Николаем Чудотворцем. Часто пишутся иконы святителя и в пару с Власием Севастийским, также целителем и покровителем домашнего скота и вообще животных. Эти три святителя-современника обрамляют собой русскую зиму: первыми морозами считаются Никольские, Спиридон Солоноворот поворачивает солнце на лето, а Власьевские морозы числятся последними.

И.К.

СПИРИДОН-САВВА

СПИРИДОН-САВВА (2-я пол. XV - н. XVI в.), митрополит Киевский, писатель. Летопись сообщает, что он был «родом тверетин, поставлен по мзде патриархом Константинопольским Рафаилом, а повелением Турского царя». На Руси митрополита не признали, после ряда злоключений он был заточен в Ферапонтов монастырь. Там бывший митрополит написал «Изложение о православной истинной нашей вере», в котором рассказал о Семи Вселенских Соборах и об отречении от разнообразных ересей, а также обработал житие Зосимы и Савватия Соловецких по запискам инока Досифея.

Особое значение имело послание Спиридона-Саввы о легендарном происхождении вел. кнн. Владимирских и Московских от Пруса, брата имп. Августа. Оно содержало идеи, которые в XVI в. были воплощены в чине венчания на царство Ивана IV и Федора Иоанновича, в надписи на дверцах царского места в Кремлевском Успенском соборе, Государевом родословце 1555, в Воскресенской летописи, Степенной книге, Великих Минеях-Четьях, в дипломатических сношениях. О.П.

СПИРОВО

СПИРОВО - поселок городского типа в Тверской обл., центр Спировского р-на. Расположен на р. Малой Тигме (приток Тверцы). Население 6,8 тыс. чел.

Впервые упоминается с 1545 как займище Спирова погоста Егорьевская Мокрынь Бежицкой пятины. В 1847 в Спирово построена железнодорожная станция (пристанционный поселок вырос на месте д. Карабиха). В 1886 в Спирово построен стекольный завод, работавший на местном сырье и выпускавший аптечную посуду и стекла для вагонных ламп.

СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ

СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Оптинский старец Амвросий, прославившийся святою жизнью и пользовавшийся народною любовью, заказал в 1889 хорошему художнику икону Божией Матери, которую наименовал Спорительницею. На этой иконе представлена на облаках молящаяся Божия Матерь; Ее руки распростерты на благословение; внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Назвав эту икону Спорительницею, св. Амвросий составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Сею иконою старец Амвросий благословил женскую, им основанную обитель в Шамордине, в 20 верстах от Оптиной пустыни. Великий старец, иерос-химонах Амвросий, скончался на 80-м году жизни и погребен в Оптиной пустыни 15 октября 1890, в тот именно день, в который он установил праздновать иконе «Спорительнице хлебов».

Празднуется 15/28 октября.

СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ

СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужском Одрином Николаевском монастыре Орловской еп., где и прославилась чудотворениями в 1840-х, и список с нее имеется в Москве, в Николо-Хамовнической церкви. В Москве в 1848 икона прославилась виденным от нее светом по ночам, истечением мира и многими чудотворениями. На обеих иконах Пресвятая Богородица и Младенец Иисус изображены в коронах.

Название иконы служит выражением той многоразличной благодатной любви Ее к грешному роду человеческому, какую Она проявляла во все времена. Об этой любви говорит и надпись на иконе Божией Матери: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну» и пр. Место, время и лицо, написавшее в первый раз изображение Божией Матери «Споручницы» грешных, неизвестны; но, судя по украшениям на иконе (корона и звезды), можно с уверенностью сказать, что появилось оно в Малороссии или Белоруссии. В 1840-х мы видим прославление иконы «Споручницы» грешных в местности, ближайшей к Малороссии, именно в Карачеве, в Николаевском Одринском монастыре. Там икона Божией Матери «Споручницы грешных» долгое время была в неизвестности, стояла в обветшавшей часовне и настолько потускнела, что трудно было прочесть надписи. Чудесное исцеление от нее, полученное двухлетним сыном купчихи Почепиной Тимофеем, страдавшим болезненными припадками, побудило обратить на икону особенное внимание. Икона была взята из часовни, промыта и поставлена в монастырь. Затем много совершилось чудес от сей иконы. Благодатная сила Божией Матери проявилась еще в большей степени и ясности на списке с чудотворной иконы Одринского монастыря, привезенном в 1848 в Москву одринским иеромонахом Смарагдом в дар от монастыря за его гостеприимство подполковнику Бонческулу, который жил в приходе св. Николая Чудотворца, что в Хамовниках. Привезенная копия была поставлена Бонческулом в домашнем иконостасе. В этом году первое исцеление от сей иконы получила купчиха Щербакова от болезни спинного мозга. В этом же году, в первый день Пасхи, Бонческул начал замечать, что находящаяся у него икона Божией Матери «Споручницы грешных» сделалась весьма блестящею и как бы стеклянною, а во время молитвы его по иконе мелькал какой-то отблеск. Спустя около недели на иконе начали появляться благоуханные маслянистые капли и все больные, пользовавшиеся ими, начали получать исцеление от болезней. 30 мая того же года Бонческул икону Божией Матери пожертвовал в приходскую Николо-Хамовническую церковь, где она и помещена была на аналое близ клироса. Вскоре странные явления начали происходить в алтаре, на горнем месте: ночью видны были разные явления огня или света в виде звезд, то ярких, то тусклых. Это повторялось и в следующие дни, в те же часы, а с 4 июня снова и в большем количестве стали появляться капли елея. По случаю необычайных явлений толпы народа, как ночью, так и днем, стекались к Николо-Хамовнической церкви - ночью для наблюдения за появляющимся в алтаре церкви светом, а днем для совершения молебствий пред иконой. К прославлению иконы более всего послужили очень многие чудеса, какие совершались от нее. Всех чудесных исцелений, заявленных и записанных в течение первых шести лет, более 115. Списки с сей иконы распространились не только в церквах московских, сельских, но и в разных городах России и даже в Сибири, за Байкалом и в Кяхте. В Кяхте икона Божией Матери «Споручницы грешных», копия с Николо-Хамовнической иконы, прославилась чудотворениями, и в ее честь устроен придел в Троицком соборе.

Празднуется 7/20 марта.

Прот. И. Бухарев

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.

В православном понимании справедливость - прежде всего совершенное следование заповедям Божиим. В «Изборнике 1076 г.» справедливость объясняется так: «Творящим добро воздай почет, творящих зло наказывай. Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, не обижай правого, даже если он и враг тебе». Справедливость в понятиях Св. Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, то есть как бы несправедливым к себе. В сборнике «Пчела» (к. XII - н. XIII в.) говорится: «Человек справедливый не тот, кто не обидит, а который мог бы обидеть и не захотел».

Это же понимание справедливости проводится у русских мыслителей и более позднего времени. «Справедливость в нравственном смысле, - пишет B.C. Соловьев, - есть некоторое самопожертвование; ограничение своих притязаний в пользу чужих прав. Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного».

Справедливость - доблесть избранных натур, правдивость - долг каждого порядочного человека (В.О. Ключевский). Справедливость есть моральная уверенность. Следовать в физическом мире правилу - ничего лишнего - есть умеренность, в моральном - справедливость. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий.

Выше ее - ступени к совершенству, ниже - порок (Л.Н. Толстой).

О. Платонов

СРЕЗНЕВСКИЙ

Измаил Иванович (1.06.1812-9.02.1880), русский филолог-славист и историк. В 1837 защитил магистерскую диссертацию «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических». В 1839 - 42 Срезневский побывал во всех славянских землях и крупных городах государств Центральной Европы, в библиотеках которых хранились славянские рукописи. В 1842 Срезневский начал читать курс по истории славянства и славянских языков в Харьковском университете. В 1846 Срезневский защитил диссертацию «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям», став первым в России доктором славяно-русской филологии. С 1847 Срезневский - профессор Петербургского университета. Его учениками были Р.Ф. Брандт, А.С. Будилович, В.И. Ламанский, М.И. Сухомлинов, Н.С. Тихомиров. Срезневский впервые сформулировал требование исторического изучения языка в связи с историей народа и высказал мысли о времени образования русских диалектов. Начиная с 1850-х Срезневский издал много древнерусских и древнеславянских памятников, открыл новые, не известные ранее («Саввина книга», «Листки Ундольского», «Киевские глаголические отрывки» и др.). Срезневский впервые разработал теоретическую основу славяно-русской палеографии, поставив ее изучение на научную основу. Делом почти всей жизни Срезневского и венцом его трудов явились «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», изданные посмертно (1893-1912).

СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Многими своими чудотворными иконами прославила Пресвятая Богородица Святую Русь. Среди них одной из самых почитаемых является Владимирская. Согласно преданию, она написана св. евангелистом Лукой на доске, вырезанной из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Однако за многие века ее живопись совершенно не сохранилась. То дивное изображение, которое осталось на ней, было создано безвестным византийским иконописцем в к. XI - н. XII в. Судя по всему, икона попала на Русь в начале 1130-х годов и была поставлена в женской обители г. Вышгорода, вблизи Киева. В 1152 икону перенес во Владимир-на-Клязьме св. кн. Андрей Боголюбский и с великой честью поместил ее в Успенском соборе. От иконы сразу же стало исходить множество чудотворений. Но величайшее из них произошло в 1395: через всю Русь на Москву двигался Тамерлан, покоривший много стран и племен. Навстречу ему двинулся вел. кн. Василий Димитриевич. Чудотворная икона была молитвенно принесена в Москву и встречена у нынешних Сретенских ворот (отсюда их название: сретение значит «встреча»). Теперь на этом месте стоит Сретенский монастырь. День же самой встречи стал отмечаться на Руси как Великий праздник.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери отмечается 26 августа/8 сентября.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - христианский праздник, установленный в память встречи (сретения) Богоматери и Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрет, прежде чем не увидит Спасителя. По русскому поверью, праздник Сретения (2/15 февраля) служит границей между зимой и весной, отчего и самое название праздника - Сретение - в простонародье объясняют встречею зимы с весною: «На Сретение зима с летом встретилась»; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». В Северо-Западной Руси этот праздник был известен под названием громниц. Существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами или громничными свечами.

В Западной России крестьяне имели обычай с помощью громничных свечей поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета (т.е. призора очес). Началом этого обычая послужило известное в древнехристианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием суеверным обрядам иудейским, которыми сопровождались празднования новомесяца. По замечанию апостольских постановлений, вода эта считалась спасительною во многих болезнях и оказывала благодатное действие на верующих. Мнение об особенном действии сретенской воды против присрета произошло, вероятно, от названия ее сретенской, близко напоминающего по своему созвучию название присрета. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна»; «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних»; «На Сретение снежок - весной дожжок»; «На Сретение капель - урожай пшеницы». По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими.

Празднуется 2/15 февраля.

И.П. Калинский

СРЕТЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве на Сретенке. Основан в 1395 в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери. Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679. В монастыре хранилась часть мощей прп. Марии Египетской, привезенная из Константинополя в 1706, и замечателен крест резной работы. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия татар.

С.В. Булгаков

СТАВРОПОЛЬ

СТАВРОПОЛЬ - центр Ставропольского края. Расположен в центральной части Предкавказья, на Ставропольской возвышенности, в верховьях р. Ташлы (бассейн Восточного Маныча). Население 345 тыс. чел.

Основан в 1777 как одна из 10 крепостей Азово-Моздокской укрепленной линии, созданной для охраны южных границ России и дорог на Дон и Волгу. С 1785 Ставрополь уездный город Кавказской губ. В 1822, при преобразовании Кавказской губ. в область, Ставрополь стал ее центром, с 1847 центр Ставропольской губ. Кавказского наместничества (в 1898 Ставропольская губ. в административном отношении была отделена от Кавказа). В к. XVIII-XIX вв. через Ставрополь проходил главный почтовый тракт, связывавший Кавказ с центральными районами Европейской России. Ставрополь служил центром управления войсками всей Кавказской линии и Черноморья. Город интенсивно развивался вплоть до открытия Владикавказской железной дороги (1875), проложенной более чем в 50 км южнее Ставрополя. В к. XIX - н. XX в. Ставрополь - преимущественно купеческий город; торговля велась главным образом хлебом и скотом.

СТАЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАЛИНГРАД

СТАЛИНГРАД - См.: ЦАРИЦЫН.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА 1942-43

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА 1942-43 - великий подвиг русского народа, который нанес сокрушительное поражение вермахту впервые за три с половиной года Второй мировой войны. Немецкое наступление к Волге было облегчено неожиданным поражением наших войск под Харьковом в мае 1942. Оно было вызвано, в частности, грубыми промахами командования Южного фронта, в чем особо «отличился» авантюрист Н. Хрущев. В итоге германские войска под командованием генерала-фельдмаршала Паулюса вышли 12 сентября непосредственно к сталинградским пригородам. Начались ожесточенные бои за город, который под бомбами и артобстрелом врага полностью превратился в руины. В затяжных уличных боях немцы несли непривычно для них тяжелые потери, генералы осторожно жаловались на то Гитлеру, но он маниакально гнал войска в атаки, желая во что бы то ни стало овладеть городом, носящим имя его самого главного врага. К 18 ноября в руках защитников города оставалась только узкая полоска вдоль Волги, снабжение войск через широкую, уже замерзающую реку было исключительно сложным и шло под обстрелом врага. Но русские войска выстояли! Клич «За Волгой для нас земли нет» не был изобретением политкомиссаров, а родился во фронтовых окопах. Ставка в этих тяжких условиях проявила стойкость и выдержку, готовя решающую операцию на окружение ослабленного противника. Известно, что Сталин порой проявлял нетерпение, но Г.К. Жуков сумел удержать его от преждевременного удара. Такой удар грянул 19 ноября, а через четыре дня в районе городка Калач русские «клещи» замкнулись. Дальше началась агония обреченного врага. Попытки разорвать кольцо окружения провалились, само кольцо неуклонно сжималось. Наконец свыше 90 тыс. немцев сдались, в том числе 24 генерала вместе с Паулюсом. Слово «Сталинград» стало символом грядущей победы.

С. Семанов

СТАЛИНСКИЙ ПЛАН ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ

СТАЛИНСКИЙ ПЛАН ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ - не имеющая аналогов в мировой практике пятнадцатилетняя программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов. Принят в 1948 по инициативе И.В. Сталина. Согласно плану преобразования природы, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов. Сила этого плана была в единой воле, комплексности и масштабности. В течение 15 лет намечалось заложить леса на площади, превышающей 4 млн. га. Впервые в истории создавались крупные государственные полезащитные полосы, общая протяженность которых превышала 5300 км. Направление этих полос было выбрано с таким расчетом, чтобы они не только сохраняли воду, но и служили заслонами против губительных для урожая жарких юго-восточных ветров - так называемых суховеев, очень частых в таких районах России, как Поволжье, Северный Кавказ, Кубань, Дон. В составе полезащитных лесных полос главное место отводилось долговечным породам, в частности дубу. Система государственных лесных полос дополнялась большими лесонасаждениями на полях колхозов и совхозов. Планомерно внедрялась система агрономических мероприятий, основанная на учении виднейших русских агрономов - В.В. Докучаева, П.А. Костычева, В.Р. Вильямса - и получившая название травопольной системы земледелия. В эту систему мероприятий входили: посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков; правильная система обработки почвы, ухода за посевами и прежде всего широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни; правильная система применения органических и минеральных удобрений; посев отборных семян высокоурожайных сортов, приспособленных к местным условиям; развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Эффект воздействия только посадки лесных полос на урожайность охраняемых ими полей достигал следующих размеров: по зерновым культурам урожайность увеличивалась на 25 - 30%, по овощным - на 50 - 75% и по травам - на 100 - 200%. Большую практическую отдачу имели и другие составляющие плана преобразования природы.

Однако после смерти Сталина выполнение плана было свернуто. Тем не менее даже того, что удалось осуществить, хватило нашей стране вплоть до 70-х годов, были замедлены процессы эрозии почвы, приостановлено выведение ее из полезного хозяйственного оборота.

О. Платонов

СТАН

1) На Руси в XI-XVII вв. название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками (колымагами), тыном и, реже, рвом и земляным валом. 2) Места длительных остановок во время поездок или путешествий. Такие станы (становища) были известны на Руси с XI в. Они предшествовали позднейшим ямским и почтовым станам. 3) Места пребывания должностных лиц администрации, где они взимали дань и осуществляли суд над окрестным населением. Учреждение таких станов предание, записанное в XI в., относит ко времени правления кн. Ольги (сер. X в.). Первоначально представители власти появлялись на стане периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XVI-XVII вв. станы образовывались даже во вновь учрежденных окраинных уездах России (Симбирском, Тамбовском и др.). Станы как территориальные единицы существовали в России до н. XX в. 4) С 1837 полицейская территориальная единица в уезде.

СТАНЕВИЧ

Евстафий Иванович (1775-15.01.1835), русский писатель и философ. С позиции Православия выступал против сатанизма и масонства как разрушителей гармоничных основ бытия. Подвергался преследованиям и клеветническим выпадам. Соч.: «Мысли об истинном на земле счастии» (1802), «Беседа на гробе младенца о бессмертии души, только тогда утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и Церкви».

О.П.

СТАНИСЛАВСКИЙ

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (5/17.01.1863-7.08.1938), русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра. Родился в семье богатого промышленника. С детских лет выступал в домашнем театре. Учился в Лазаревском институте восточных языков; был блестяще образованным человеком, в совершенстве владел европейскими языками. В 1888 организовал с единомышленниками «Общество искусства и литературы», ставил спектакли, играл в них ведущие роли, благодаря чему приобрел славу выдающегося актера своего времени. Театральную деятельность сочетал с работой в директорате фабрики «Товарищества Владимира Алексеева» (после революции достойно перенес национализацию семейной фабрики и потерю капитала, оставаясь вне политики и фанатично служа театру). В 1898 вместе с драматургом и театральным критиком В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ), стал его руководителем. В этом театре раскрылся талант Станиславского как режиссера и педагога (в 1900-е он разработал учение о творчестве актера: актерскую технику и метод работы над пьесой и ролью, т. н. систему Станиславского).

В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра (впоследствии Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), драматическую студию.

Среди многочисленных литературных работ наиболее значительна книга «Работа актера над собой».

СТАНИЦА

СТАНИЦА - в первоначальном значении казачий отряд, с XVIII в. казачье поселение. С присоединением населенных казаками территорий к России станицей стал именоваться центр административно-территориальной единицы, объединявшей несколько казачьих поселений (хуторов и поселков). Все казачье население станицы, исключая лиц, не принадлежавших к казачьему сословию (иногородних), составляло станичное общество, органом которого был станичный круг (сбор). Последний избирал должностных лиц станичного управления, распределял казачьи земли и повинности, заведовал казенными хлебными магазинами, школами и пр. Основным административно-полицейским учреждением станицы - станичным правлением заведовал станичный атаман. В каждой станице был суд, рассматривающий мелкие уголовные и гражданские дела. Высшей инстанцией для станичных органов являлось областное или войсковое правление.

СТАРАЯ РУССА

СТАРАЯ РУССА - город в Новгородской обл., центр Старорусского р-на. Расположен на Приильменской низменности, на правом берегу р. Полисть (бассейн озера Ильмень), при слиянии с ней р. Порусьи. Население 41 тыс. чел.

Одно из древнейших новгородских поселений (по археологическим данным, основан в X в.). Впервые упоминается в Новгородской летописи под 1167 как Руса. В XII-XIII вв. подвергалась нападениям литовских князей. В 1234 взята войсками Ливонского ордена, освобождена новгородцами. В XIII-XVII вв. важный пункт солеварения, торговый и ремесленный центр. В 1478 вместе с другими новгородскими землями Руса вошла в состав Русского государства. С XVI в. название Старая Русса. В сер. XVI в. по количеству жителей и числу дворов - 4-й город в Русском государстве (после Москвы, Пскова, Новгорода). В н. XIX в. солеварение было прекращено.

Мемориальный дом-музей Ф.М. Достоевского (жил в Старой Руссе на даче в 1872 - 75 и в 1880). Архитектурные памятники: церкви Спаса Преображения (1198), Никольская (1371), Св. Троицы (1676), Воскресенский собор (1692-96) и др.

СТАРИЦА

СТАРИЦА - город в Тверской обл., центр Старицкого р-на. Расположен на восточной окраине Валдайской возвышенности. Население 9,5 тыс. чел.

Основан в 1297 как крепость Новый Город (также Городок на Старице, Высокий Городок); с к. XIV в. называется Старица. В 1458 в составе Тверского княжества присоединен к Московскому государству. В XVIII -XIX вв. крупная пристань на водном пути в С.-Петербург; в районе Старицы велась добыча известняка.

СТАРИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Тверская еп., в Старице. Основан в н. XVI в. Монастырский Успенский собор был построен из белого камня в 1530. Здесь находились местночтимые иконы Божией Матери: Успения и Всех скорбящих Радость.

СТАРИЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

СТАРИЦКОЕ КНЯЖЕСТВО - одно из последних удельных княжеств в России XVI в. Старицкое княжество состояло из ряда территорий с городами Старица, Алексин и Верея, выделенных Иваном III в удел его младшему сыну Андрею, который стал управлять своим уделом лишь с 1519. После смерти Василия III Андрей добивался от правительства новых «вотчин». Когда оно решило ликвидировать его удел, поднял мятеж (1537) и бежал в Новгород, однако попал в плен и умер в тюрьме. В 1541 Старицкое княжество было передано его сыну Владимиру, но одновременно многие вотчины в Старицком княжестве были розданы вассалам великого князя. В 1553 во время болезни Ивана IV выявилось, что Владимир Андреевич мог овладеть престолом в случае смерти царя. После этого ему было запрещено собирать в Москве своих служилых людей, а вассалам царя - поступать к нему на службу. В 1563 Иван IV взял на свою службу приближенных старицкого князя, назначив вместо них своих людей, а в 1566 выменял у Владимира территорию его удела, и Старицкое княжество перестало существовать.

Б.Ф.

СТАРОВ

Иван Егорович (12.02.1745-5.04.1808), архитектор. Архитектурное образование получил сначала в Москве у Д. В. Ухтомского, затем в 1758 - 62 в Петербургской Академии художеств у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как пансионер (стипендиат) Академии художеств в 1762 - 68 работал в Париже и в Риме. После возвращения на родину в 1769 - 72 Старов преподавал в Академии художеств, в 1772 - 74 Старов был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы».

В начале своей деятельности Старов создал ряд ансамблей в стиле раннего классицизма (Никольское-Гагарино, 1773; Богородицк, 1771 - 78). С 1774 Старов стал одним из ведущих архитекторов столицы, он работал над реконструкцией Александро-Невской лавры (изменил планировку, построил Троицкий собор, 1778 - 90). В 70 -80-е Старов создал усадебные ансамбли в окрестностях Петербурга (Тайцы, 1774 - 80; Пелле, 1785 - 89), выработав тип загородной виллы, органично сочетающейся с окружающей природой.

Наиболее значительная и лучшая постройка Старова - Таврический дворец (1783 - 89) в Петербурге. Дворец поражал контрастом строгих фасадов и пышных интерьеров, зимним садом с диковинными растениями. Дворец строился по приказу Екатерины II для Г. А. Потемкина и был ему подарен, затем императрица выкупила у него дворец за 460 тыс. руб., чтобы вторично подарить Потемкину в честь заключенного Ясского мира (1791). После смерти Потемкина дворец, под именем Таврический, снова стал императорским.

Л.Н. Вдовина

СТАРО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Псковская еп., в Пскове. Основан в 1420. В монастырском храме Вознесения Господня, построенном в 1467, замечательны по древности иконы: Вознесения Господня, Пресвятой Троицы, Похвалы Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы. В храме Рождества Пресвятой Богородицы находилась замечательная по древности и украшению высокочтимая Владимирская икона Божией Матери. Из Троицкого городского собора и других церквей в день Вознесения в монастырь совершался крестный ход.

С. В. Булгаков

СТАРОГОЛУТВИН БОГОЯВЛЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в окрестностях Коломны, при впадении Москвы-реки в Оку. Основан в 1385 вел. кн. Димитрием Донским по совету прп. Сергия Радонежского. В 1779, когда Коломенские архиереи были переведены в Тулу, штат монастыря стал существовать на своем содержании. Название монастыря происходило от того, что тут до построения его гнездилась в непроходимом дремучем лесу шайка разбойников, называвшаяся Голыдьбою. В церкви Св. Сергия находилась древняя икона и при ней игуменский посох, оставленный, по преданию, прп. Сергием при основании монастыря первому игумену его Григорию. Ежегодно перед днем Св. Троицы в четверг совершался крестный ход в Коломну, а в день Святого Духа - обратно в монастырь.

С.В. Булгаков

СТАРОДУБ

СТАРОДУБ - город в Брянской обл., центр Стародубского р-на. Расположен на Придеснинской низменности, на р. Бабинец. Население 19,4 тыс. чел.

Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1080; в 1096 - в Ипатьевской летописи, входил в Черниговское княжество. В XIII в. сожжен монголо-татарами, позднее заново отстроен. С XIV в. оккупирован Великим княжеством Литовским, позднее - Польшей. В 1503 - 1618 в Русском государстве, был укрепленным пунктом на юго-западной границе, затем опять захвачен Польшей до 1648, когда был занят войсками Богдана Хмельницкого. С 1654 главный город Стародубского полка, в 1666 получил самоуправление. Окончательно в составе России с 1686.

СТАРОДУБСКОЕ КНЯЖЕСТВО

СТАРОДУБСКОЕ КНЯЖЕСТВО - княжество Северо-Восточной Руси, занимавшее территорию по среднему течению Клязьмы. Выделилось из состава Великого княжества Владимирского ок. 1218. В 1238 в Стародубе утвердилась династия кн. Ивана, младшего сына Всеволода Большое Гнездо. Удельный вес стародубских князей в политических делах Северо-Восточной Руси был невелик. С XIV в. они начинают служить московским князьям. Стародубское княжество просуществовало до XV в. Затем оно распалось на ряд мелких уделов - владений князей Пожарских, Ряполовских, Палицких, Ромодановских, Ковровых и др.

В.К.

СТАРОЖИЛОВО

СТАРОЖИЛОВО - поселок городского типа в Рязанской обл., центр Старожиловского р-на. Расположен на р. Истье (бассейн Оки). Население 5,7 тыс. чел.

Впервые упоминается в документах в 1628. В н. XIX в. продано предпринимателю-конезаводчику фон Дервизу. Архитектурные памятники: комплекс конезаводческих жилых и хозяйственных построек (к. XIX в.).

Предыдущая страница Следующая страница