Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Ц

Ц - буква цы, це; согласная, двадцать четвертая буква русского алфавита. В церковном счислении означает девятьсот.

ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ

ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ (Мироносицкая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 1 мая 1647 близ селения Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска Казанской еп. земледельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с женами-мироносицами, почему и называется еще и «Мироносицкою». Иванов помолился и взял икону в дом свой. От нее стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли ее в Москву, где она встречена была царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь.

Празднуется 1/14 мая.

Прот. И. Бухарев

ЦАРЕГРАДСКАЯ

ЦАРЕГРАДСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1701. Список с нее находился в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке.

Празднуется 25 апреля/8 мая.

Другой список этой иконы сохранялся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском монастыре недалеко от Пскова.

Празднуется 17/30 сентября.

Прот. И. Бухарев

ЦАРИЦЫН

ЦАРИЦЫН (Сталинград, 1925-61, Волгоград - с 1961), центр Волгоградской обл., город-герой. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется на 100 км по ее правому берегу. От города начинается Волго-Донской судоходный канал. Население 1003 тыс. чел.

Поселение известно с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Свое название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу.

Русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек. В н. XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки. В 1667 - 72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1722 и 1723 город посетил Петр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был укреплен и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1708 Царицын приписан к Казанской губ., в 1719 - к Астраханской, с 1773 в Саратовском наместничестве. С 1780 уездный город Саратовского наместничества (затем губернии). Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны - Сталинградская, ставшая ее переломным этапом. Город был почти полностью разрушен в 1942 - 43, в послевоенные годы выстроен заново.

ЦАРИЦЫНО

ЦАРИЦЫНО (до 1775 Богородицкое, Черная Грязь), бывшая вотчина, позднее дворцовая усадьба, ныне вошедшая в состав Москвы; памятник архитектуры XVIII в. Впервые упоминается в документах к. XVI в., когда с. Богородицкое принадлежало царице Ирине, сестре Бориса Годунова. В 1605 отошла к дворцовому ведомству, откуда выкуплена Стрешневыми и позднее перешла по наследству к Голицыным. В 1689 после ссылки В.В. Голицына перешла в дворцовое ведомство и в 1712 была под названием Черная Грязь подарена Петром I Д.К. Кантемиру, при котором началось строительство усадьбы (дом, церковь, регулярный сад, система прудов). В 1775 Екатерина II выкупила усадьбу и переименовала ее в Царицыно. С 1776 в Царицыно началось строительство дворцового комплекса под руководством В.И. Баженова. К 1785 был возведен дворец, оперный дом, кавалерские корпуса, фигурные мосты и ворота, галерея с аркой. Здания были построены в классическом, в своей основе, стиле, обогащенном изобретательно переработанными формами древнерусского зодчества и готики, с характерным сочетанием красного кирпича с белыми деталями. Царицыно должно было стать памятником победы над Турцией в 1774. Но дворец не понравился Екатерине и по ее приказу был разрушен в 1786, а строительство поручено М.Ф. Казакову. Им был разбит парк (1788), являющийся произведением садового искусства, сооружены живописные руины и др. постройки. После смерти Екатерины II (1796) строительство было приостановлено. В н. XIX в. были построены павильоны «Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры». Реставрационные работы возобновились уже в наше время.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

ЦАРСКИЕ ВРАТА - См.: ИКОНОСТАС.

ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК

ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК - еженедельная, православно-монархическая газета, орган «народного движения за восстановление Престола Православного Царя-самодержца». Выходила в Белграде с 1928 по 1941. Редактор-издатель Николай П. Рклицкий.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

ЦАРСКОЕ СЕЛО - См.: ПУШКИН.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Царство Божие - место пребывания Христа и спасенных Им людей. Царство Небесное находится в христианине (Лк. 17: 21), Церкви (Мф. 18: 20), в духовном мире (Лк. 23: 43). После Страшного Суда Царство Небесное распространится на всю Вселенную (Отк. 11: 15). Царство Небесное относится к числу основных тайн христианской веры. Понять, что есть Царство Небесное, значит уже вступить в него.

ЦАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ - иллюстрированный журнал для семейного чтения патриотического направления, выходил в Москве в 1891-93. В журнале участвовали кн. М.Н. Волконский, Е.А. Салиас, Вас. И. Немирович-Данченко и др. Под рубрикой «Достопамятные люди Земли Русской» публиковались биографии известных русских полководцев. Редактор - К.Н. Цветков.

ЦАШВОКОКШАЙСК

ЦАШВОКОКШАЙСК (с 1927 Йошкар-Ола). Население 230 тыс. чел.

Основан как крепость Кокшажск в 1584 по указу царя Федора Иоанновича после присоединения марийских земель к Русскому государству; позднее - Кокшацкий городок. С 1781 уездный город Казанского наместничества.

ЦВЕТАЕВА

Марина Ивановна (26.09/8.10.1892-31.08.1941), русская поэтесса. Дочь основателя Музея изящных искусств, профессора-филолога И. В. Цветаева. В 1922-39 в эмиграции. Вернувшись на родину (в 1939), в эвакуации покончила жизнь самоубийством.

В сборниках стихов «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922 - 1925» (1928) превалирует тема конфликта поэта с миром. Книга «Лебединый стон» (1917 - 20) - плач о гибнущей России, о трагедии Царской семьи и Белой гвардии - насыщена евангельскими образами. Цветаева свободно вводит сюжеты и образы из различных культурно-исторических слоев и эпох в свои стихи («Царь-Девица», 1922, «Молодец», 1924, «Крысолов», 1925) и драмы («Феникс», 1924, «Ариадна», 1927, «Федра», 1928).

Серьезной вехой в развитии отечественной эссеистики стала проза Цветаевой: «Мой Пушкин» (1937), «Живое о живом» (1933, о М. А. Волошине), «Пленный дух» (1934, об А. Белом), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1931-33).

ЦВЕТКОВ

Иван Евменьевич (1845-1917), русский предприниматель и коллекционер. С 1880-х собирал рисунки и картины русских художников. Основал художественную галерею, которую в 1909 подарил Москве (См.: Цветковская галерея).

ЦВЕТКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

ЦВЕТКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - музей русского искусства, подаренный в 1909 Москве коллекционером И. Е. Цветковым. Музей был расположен в доме, построенном для галереи по проекту В. М. Васнецова. В музее были представлены произведения русских художников к. XVIII -XIX вв. В. В. Боровиковского, Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, С. Ф. Щедрина, А. А. Иванова, В. Г. Перова, Н. Н. Ге, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др. В 1929 в нарушение воли дарителя музей был закрыт еврейскими большевиками, а его фонды переданы в Третьяковскую галерею.

ЦЕЛИНОГРАД

ЦЕЛИНОГРАД - См.: АКМОЛИНСК.

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в Алексеевском монастыре. На ней Пресвятая Богородица изображена стоящею у одра больного и изображена так по следующему чудесному случаю. Один благочестивый клирик имел обычай по входе в церковь и по выходе оттуда преклонять колена пред образом Богоматери и произносить: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою. Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь, наш Спаситель!» Однажды у этого клирика очень разболелся язык, так что начал гнить. Во время страдания он в уме прочитал свою обычную молитву ко Пресвятой Богородице и вдруг у своего изголовья увидел в виде прекрасного юноши своего ангела-хранителя, который, взирая с состраданием на него, начал молиться Пресвятой Богородице следующими словами: «О премилосердая Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика? Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия? Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О премилосердая! Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его». Как только произнес эти слова ангел, вдруг явилась Пресвятая Богородица, открыла свои сосцы и, источив из них каплю млека в уста больного, сделалась невидимою. Больной же тотчас почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и рассказал о своем исцелении молящимся. В 1862 пред сею иконою «Целительницы» дочь одного сельского священника Коломенского уезда получила исцеление от неизлечимой болезни спинного мозга.

Празднуется 18 сентября/1 октября.

Прот. И. Бухарев

ЦЕЛОВАЛЬНИК

ЦЕЛОВАЛЬНИК - выборная должность в России в к. XV - XVIII вв. Вступая в должность, целовальник давал присягу, целовал крест (отсюда происходит название «целовальник»).

Впервые упоминается в Судебнике 1497 в качестве лица, участвующего в суде наместников и волостелей.

Укрепление местных сословных институтов в 1530-50-х привело к росту значения выборных должностных лиц (старост, голов и целовальников) в местном управлении. Земские и губные целовальники в XVI в. являлись помощниками земских и губных старост, таможенные и кабацкие целовальники - помощниками таможенных и кабацких голов. С н. XVII в. расширяются их обязанности по финансовой части - выборные старосты и целовальники принимают на себя ответственность за недоборы.

Наряду с головами и старостами они отвечали перед центральной и затем местной администрацией за исправное поступление различных статей денежных доходов и участвовали в судебном полицейском надзоре за населением. Целовальники выбирались на год из тяглых людей (посадских, черносошных и дворцовых крестьян) самим тяглым населением. В XVII в. целовальники становятся исключительно чиновниками и подчиняются приказам и воеводам.

После перестройки земского управления сохранились только кабацкие целовальники, но и их вскоре заменили служители винных откупщиков. По традиции, этих служителей, а также продавцов в казенных винных лавках 2-й пол. XIX - н. XX в. продолжали называть целовальниками, хотя в просторечии под именем целовальников уцелела только одна из последних их должностей - сидельцев в царевых кабаках.

ЦЕПНЫХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ТЕОРИЯ

ЦЕПНЫХ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ТЕОРИЯ - выдающееся мировое открытие, сделанное русским химиком Н.Н. Семеновым, легло в основу создания полимеров - веществ с заданными химическими свойствами.

ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРКОВНОЕ ШИТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (греч.: Божий дом), 1) храм; 2) мистическое Тело Христово; 3) церковный народ.

ЦЕСАРСКАЯ

ЦЕСАРСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 792.

Празднуется 9/22 апреля.

ЦЕСАРСКАЯ-БОРОВСКАЯ

ЦЕСАРСКАЯ-БОРОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она явилась в 1-й пол. XII в. Икона была найдена вблизи кладбищенской церкви, в местечке Усвят Витебской еп., в местности, называвшейся Бором, почему и известна под именем Боровской. Цесарскою же названа она потому, что представляет собой точную копию древнейшей Цесарской, которая прославилась чудотворениями в 792 и которой празднуется 9 апреля. Из кладбищенской церкви икона была перенесена в самое местечко Усвят, в Спасо-Преображенский храм. О чудесных знамениях и исцелениях от сей иконы имеется много сказаний и в предании, и в записях. Например, в 1859 в Усвяте и его окрестностях была сильнейшая холера, от которой ежедневно очень многие умирали. Тогда жители обратились за помощью к Царице Небесной и с глубокой верой и слезной молитвой совершили крестный ход с чудотворной иконой вокруг всей бедствующей местности, и болезнь в тот же день начала ослабевать. На другой день крестный ход был повторен, и холера совсем прекратилась. В том же году, по просьбе усвятских жителей, Св. Синодом было разрешено празднование Цесарской-Боровской иконе 30 мая/ 12 июня, вместо 9 апреля, как праздновалось до этого времени.

Прот. И. Бухарев

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУССКАЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ РУССКАЯ - См.: ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

ЦИВИЛЬСКАЯ

ЦИВИЛЬСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, в 1670, когда шайки Степана Разина готовились к нападению на Цивильск, вдове Ульяне Васильевой явилась во сне Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, стоявшая в городском соборе, и Царица Небесная сказала ей, что Ее заступлением город не пострадает, но только чтобы в благодарность за свое спасение жители устроили монастырь во имя Ее, позади города. Город действительно не был взят, и жители устроили монастырь на указанном месте. С соборной Тихвинской иконы был снят список и поставлен в монастыре.

Празднуется 26 июня/9 июля.

Прот. И. Бухарев

ЦИКУНОВ

Анатолий Кузьмич (псевд. Кузьмич) (1933-1991), русский ученый-экономист и публицист. Исследовал процессы установления международного контроля над русскими ресурсами. На фактическом материале показал, что русское сырье и ресурсы рассматриваются Западом как общее достояние. Международная легализация такого подхода была закреплена в 1884 в Берлине принятием ведущими странами мира «Акта Берлинской конференции», в котором, по справедливому выводу Цикунова, закреплялся принцип эффективной оккупации, суть которого сводится к тому, что каждая страна обязана эффективно добывать сырье на своих территориях и пускать его в оборот, а если не позволяют технические средства, то допускать к эксплуатации другие страны и картели. Так Россия была сделана объектом совместной эксплуатации транснациональных экономических объединений.

Русский ученый умер при невыясненных обстоятельствах.

О. Платонов

ЦИМЛЯНСК

ЦИМЛЯНСК - город в Ростовской обл., центр Цимлянского р-на. Расположен на правом берегу Дона (Цимлянское вдхр.). Население 16,3 тыс. чел. Основан в 1672 донскими казаками как казачий городок Усть-Цимла.

ЦИОЛКОВСКИЙ

Константин Эдуардович (5/17.09.1857-19.09.1935), русский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, Циолковский практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал экстерном экзамены на звание учителя. В 1880 Циолковский назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище (Калужская губ.). В это время вышли первые труды Циолковского - «Теория газов» и «Механика животного организма» (1880 - 81). Он был принят в Русское Физико-химическое общество.

С 1884 Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и «обтекаемого» аэроплана, с 1886 - ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В том же году вышел в свет его труд «Аэростат металлический управляемый» (о дирижабле). В 1897 Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью.

В советское время Циолковский занимался главным образом теорией движения ракет (ракетодинамикой). В 1926 - 29 он разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты - искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций. В 1932 Циолковский обосновал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере.

Технические идеи Циолковского нашли применение в конструировании ракетно-космической техники.

ЦИОЛКОВСКОГО ФОРМУЛА

ЦИОЛКОВСКОГО ФОРМУЛА - выдающееся мировое открытие, основное уравнение движения ракеты, определена в 1903 русским ученым К.Э. Циолковским в его гениальной работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

ЦИФРОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ БУКВ

В церковно-славянском языке арабские и латинские цифры не использовались. Для записи чисел употреблялись буквы церковно-славянского алфавита, имевшие цифровые значения. В этом случае над буквой стоял знак титла. Если число было записано двумя и более буквами, то знак титла, как правило, ставился над второй буквой от конца. Тысячи обозначались знаком , который присоединялся к букве.

Летосчисление велось как от Рождества Христова, так и от Сотворения мира. Временной промежуток между этими событиями, по церковному преданию, равен 5 508 годам.

Предыдущая страница Следующая страница