Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЕР"-"ИОА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИЕР"-"ИОА")

ИЕРОМОНАХ

ИЕРОМОНАХ - См.: СВЯЩЕНСТВО.

ИЕРУСАЛИМСКАЯ

ИЕРУСАЛИМСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, она написана св. евангелистом Лукой в 15-е лето по Вознесении Господнем, в самый год Успения Пресвятой Богородицы. В 453 она перенесена из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим и поставлена в храме Богородицы Пигии, т.е. «Источника», потом была перенесена во Влахернскую Константинопольскую церковь. По случаю нашествия руссов на Херсон, или Корсунь, царь Лев VI Философ принес икону в 988 в дар вел. кн. Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. Св. Владимир даровал святыню Корсунскую новгородцам по обращении их в христианскую веру. В новгородском Софийском соборе икона оставалась до покорения Новгорода царем Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 перенес ее в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 эта икона была похищена, и на место ее поставлен верный старинный список, взятый из дворцовой церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях сей иконы написаны кругом свв. апостолы Петр и Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков и Меркурий. Кроме этой иконы, есть и еще чудотворные Иерусалимские иконы: Иерусалимская, находящаяся в Троицкой Кривоезерской пустыни Костромской еп., близ Юрьевца-Повольского, написана одним благочестивым иноком сей обители - живописцем, который до вступления в монастырь был в военной службе при Петре I. Икона в первый раз прославилась исцелением девицы от водяной болезни. Однажды икону носили по деревням, и девица дала обет всюду ходить за нею. Более недели ходила, наконец так ослабела, что без чувств упала на землю в лесу. В это время ей представилось, что как будто кто ударил ее в бок острым орудием, затем подошла к ней необыкновенно прекрасная Дева и стала будить ее. Пришед в себя, девица заметила, что место, где она лежала, и одежда ее - смочены, на боку у нее - язвина, из которой текла вода, себя же почувствовала совершенно здоровой.

Иерусалимская, находящаяся в Покровской церкви Измайловской богадельни в Москве, копия с подлинной в Успенском соборе, которая была поднесена в дар вел. кн. Владимиру в 988. Она прославилась в 1867 во время свирепствовавшей в Подмосковье холеры. Жители с. Коломенского надумали принести Иерусалимскую икону из Измайловской богадельни для общественной молитвы о прекращении болезни. 15 и 16 сентября были днями этих молебствий. Пред иконою совершали молебствия и в храме, и пред домами крестьян, и во время крестного хода. И молитва была услышана: в Коломенском и в смежных селениях, Садовой слободе и Дьякове, холера не коснулась никого. А во время пребывания иконы в Дьякове получила исцеление от слепоты семилетняя девочка Елисавета, дочь раскольников с. Сабурова.

Празднуется 12/25 октября.

Прот. И. Бухарев

ИЖЕВСК

ИЖЕВСК - столица Удмуртии. Расположен на р. Иж. Население 654,5 тыс. чел.

В 1760 графом М.И. Шуваловым был основан железоделательный завод, вокруг которого вырос поселок Ижевский Завод.

ИЖОРСКАЯ ЗЕМЛЯ

ИЖОРСКАЯ ЗЕМЛЯ (Ижора), в XIII-XV вв. подвластная Новгороду территория народности ижоры, включавшая оба берега Невы и Юго-Западное Приладожье. В 1476 присоединена к Московскому великому княжеству, в XVI-XVII в. в состав Ижорской земли входила также территория к югу от Финского залива до р. Наровы с гг. Ям, Копорье, Ивангород. Ижорская земля имела важное экономическое и стратегическое значение, являясь частью русской территории, прилегающей к Балтийскому морю. Русское крестьянское население Ижорской земли непрерывно росло (до XVII в.); в городах население в XIV-XVI вв. было целиком русским. С XIII в. Ижорская земля была объектом захватнических устремлений Швеции. После Ливонской войны (с 1581) западная часть Ижорской земли (Ям, Копорье, Ивангород с уездами) была захвачена Швецией (до 1590), повторно была захвачена во время интервенции н. XVII в. Тогда часть исконного населения ушла в глубь России, вместо него шведские власти расселили переселенцев из Финляндии. Ижорская земля возвращена России в 1702 - 03 во время Северной войны.

ИЗБА

ИЗБА - русское крестьянское жилище, обычно рубленное из бревен, разной конструкции. Избой также назывался деревенский дом-пятистенок. В состав избы, кроме 1-2 жилых помещений, входили сени, иногда клеть с подклетом. Если подклета не было, нижние венцы прикрывались земляной завалинкой. Планировка избы связана с расположением печи относительно входа: челом ко входу в ближнем углу, челом ко входу в дальнем углу, челом от входа в ближнем углу, челом к боковой стене. В избе различали красный угол, где находились божница и стол - напротив входа по диагонали от печи, бабий угол или кут - напротив печного чела, мужской угол или коник - у входа и закут - за печью. Над входом между печью и боковой стеной на воронце настилались полати. К печи около входа пристраивался голбец; если голбца, из которого шел лаз под пол, не было, в полу делался люк - творило. По стенам шли лавки, над ними вделанные в стену полки. Если имелось второе жилое помещение, горница, она отделялась дощатым посудником. Полы настилались вдоль избы, от входа, так же вдоль шли и доски потолка, лежавшие на балке - матице, в которую вворачивалось кольцо для оцепа. По переднему фасаду было не менее двух окон, чаще три; окна были волоковые, без косяков и рам, для выхода дыма от печи, топившейся по-черному, без трубы, или косящатые, с косяками и рамами со стеклом, или одно из окон делалось волоковым. Часто имелось еще одно окно в боковой стене, выходившей к крыльцу. Кровля тесовая, драночная или из щепы была двускатная, позднее под влиянием города - трех- и даже четырехскатная. Двускатные кровли были обычно самцовые, с фронтонами из бревен-самцов, на курицах. На курицах лежал поток - бревно со щелевидным пазом, куда вставлялись торцы тесин; верхние концы прижимались охлупнем. Позже появились стропильные кровли, обычно также на курицах; трех- и четырехскатные кровли все были стропильные. Изба входила в комплекс крестьянских дворов разных типов. Хотя каждый крестьянин владел навыками плотничного дела, строительство избы доверялось специалистам-плотникам из бродячих артелей (славились плотники-«галки» из Солигаличского у. Костромской губ.). Вновь построенная изба освящалась, и совершался обряд новоселья.

Л. Б.

ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА

ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Русском Пантелеймоновском монастыре, но в 1889, по завещанию архим. Макария, бывшего отцом и руководителем сего монастыря, была дарована Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе, в благословение и в залог взаимной братской любви. Она прославилась чудесами, когда еще была келейной у схимонаха Мартиниана, известного своей подвижнической жизнью и скончавшегося в 1884. Икона малого размера, и старец в путешествиях всегда носил ее с собою. Однажды, находясь в епархии Спарты, он узнал, что на поля и леса жителей окрестных сел налетело страшное множество саранчи и ничем они не могут избавиться от нее. Старец предложил жителям обратиться с молитвою к Пресвятой Богородице. По завершении литургии вынесли бывшую со старцем икону в поле и стали молиться. И саранча вдруг поднялась и полетела, затем появилось множество скворцов, которые совсем истребили оставшуюся. Были от нее еще чудеса.

Празднование иконе «Избавительнице» установлено в память чудесного спасения имп. Александра III с его семейством при крушении железнодорожного поезда 17/30 октября.

Прот. И. Бухарев

ИЗБОРНИК СВЯТОСЛАВОВ

ИЗБОРНИК СВЯТОСЛАВОВ - сборник отрывков из Св. Отцов. Написан в 1073 для вел. кн. Изяслава Ярославича, позднее достался его брату Святославу.

ИЗГОИ

ИЗГОИ (от «гоить» - жить), на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством Церкви: «изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, - аще князь осиротеет». Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели.

ИЗОМЕРИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР

ИЗОМЕРИЯ АТОМНЫХ ЯДЕР - явление искусственных радиоактивных изотопов, выдающееся мировое открытие (1935) русского ученого И. В. Курчатова.

ИЗЯСЛАВ

ИЗЯСЛАВ - город в Малороссии на р. Горынь (приток Припяти). Основан в 987. В XIII - 1-й пол. XIV в. в составе Галицко-Волынского княжества. Во 2-й пол. XIV в. захвачен Литвой, в 1569 - Польшей; с 1793 в составе России (в 1793 - 95 центр Изяславского наместничества).

ИЗЯСЛАВ (В КРЕЩЕНИИ ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ

ИЗЯСЛАВ (в крещении Димитрий) ЯРОСЛАВИЧ (1024-03.10.1078), великий русский князь. Сын вел. русского кн. Ярослава Владимировича Мудрого и вел. русской кн. Ирины (до замужества - шведской королевны Ингигерд).

При жизни отца Изяслав владел Туровской землей. В 1054 он стал великим русским князем. В к. 1050-х совершил победоносный поход на чудь, в 1058 победил голядь, в 1067 воевал с Всеславом Брячиславичем, князем полоцким. В 1068 Изяслав потерпел поражение от половцев на р. Альте и был вынужден под давлением восставших киевлян бежать в Польшу. В 1069 с помощью польских войск возвратил себе великокняжеский стол. В 1073 Изяслав вторично бежал в Польшу, изгнанный из Киева братьями - Святославом и Всеволодом Ярославичами. Обращался за помощью к польскому королю Болеславу II Смелому, императору Священной Римской империи Генриху, папе римскому Григорию VII, однако серьезной поддержки у них не получил. В 1077 Изяслав снова стал вел. князем по договору со своим младшим братом Всеволодом. В следующем году он погиб в сражении с племянниками Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем и был похоронен в киевской Десятинной церкви.

Изяслав участвовал в создании юридического сборника «Правды Ярославичей». Он выделил землю для Киево-Печерского монастыря и основал Димитровский монастырь в Киеве.

Летописец Нестор так характеризовал этого князя: «Был же Изяслав муж красив лицом и велик ростом, незлоблив нравом, лгунов ненавидел, любил правду. Не было ведь в нем хитрости, но был он прямодушен, не воздавал злом за зло».

О. М. Рапов

ИЗЯСЛАВЛЬ

ИЗЯСЛАВЛЬ - древнерусский город на восточной границе Волынской земли, разрушенный (по свидетельству Ипатьевской летописи) татаро-монголами в 1241. Возник, вероятно, во 2-й пол. XII в. Остатками этого города, по-видимому, является большое городище, расположенное на окраине с. Городище Хмельницкой обл. Малороссии. На территории детинца и посада городища, огражденного тремя линиями мощных валов и глубоких рвов, открыты остатки сгоревших глинобитных жилищ и хозяйственных построек, под развалинами которых сохранились многочисленные и разнообразные памятники материальной культуры. Найдено большое количество орудий сельского хозяйства (железные части плугов, серпы, косы, лопаты, жернова), большие запасы обгоревшего зерна (ржи, пшеницы, овса, ячменя, проса, гороха и др.), орудия ремесленного производства (топоры, тесла, сверла, резцы, молотки, клещи, литейные формочки, матрицы и др.), а также разнообразные изделия из дерева, кости, камня, стекла, железа, бронзы и серебра. На всей площади городища лежали тысячи скелетов людей, погибших от огня и меча, разбросано множество предметов вооружения: стрелы, копья, боевые топоры, булавы, кистени, шпоры, стремена, мечи, сабли, кольчуги и шлемы. После 1241 город не был восстановлен. Современный Изяслав возник на новом месте (на берегу р. Горыни), по-видимому, в сер. или 2-й пол. XIII в.

ИИСУС ХРИСТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИИСУСОВА МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Древнейшая христианская молитва. Об этом говорят прп. Исихий Иерусалимский (V в.) и другие древние отцы. На это указывает и И.В. Киреевский в письме (1855) к старцу Макарию Оптинскому. «По причине того, что некоторые из западных отвергают древность этой молитвы (Иисусовой непрестанной), не худо было бы во всех древних отцах указать на те места, которые прямо или подразумительно к ней относятся». Киреевский находит у Варсонофия Великого (VI в.) в ответе 39-м совет о творении Иисусовой молитвы. В §126 она приводится полностью: «Г. И. X. С. Б. помилуй мя». §423: «Непрерывное именование Бога есть не только врачевание страстей, но и деяние, и как лекарство действует на больного непонятным для него образом, так и призывание Имени Божия убивает страсти образом, нам неведомым». §424: «Имя Иисуса должно призывать не только во время искушений, ибо непрестанное призывание Имени Божия есть собственно молитва». §425: «Призывание имени Божия отгоняет злые помыслы, возникающие во время псалмопения, или молитвы, или чтения. Молитва Иисусова не должна останавливаться во время произнесения других молитв. Об этом, в частности, говорил о. Серафим Саровский».

§429: «Не только призывание имени Божия устами, но и воспоминание Его в сердце - та же молитва, ибо Бог сердцеведец и внимает сердцу».

Действие Имени Божия в молитве уясняется из православного учения об Именах Божиих:

1. Имя Божие свято и достопоклоняемо, и вожделенно, потому что оно служит для нас словесным обозначением самого превожделенного и святейшего Существа - Бога, Источника всяких благ. Имя это божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому, но это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия.

2. Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы действовала уже механически, - а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9: 2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.

И. Концевич

ИКОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО - антихристианское движение в Византии VII-IX вв., направленное против монашества и иконопочитания. Имело цель ослабить христианство и отвести народ от веры. В России иконоборчество было присуще ереси жидовствующих.

ИКОНОМИЯ БОЖИЯ

ИКОНОМИЯ БОЖИЯ (греч.: устроение дома, дел), в русском Православии Божественное домостроительство, Божий план спасения человеческого рода от греха, страдания и смерти. В узком понимании икономия - решение церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы и удобства.

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС - в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

ИЛАРИОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ

ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ - преподобный (291-372), получил наименование Великого потому, что он являл собой пример великого христианского подвижничества. Родился святой в небольшом селении Тавифа близ г. Газа (на юге Сирии). Родители послали его получить образование в центр тогдашней учености - город Александрию. Здесь будущий святой познакомился с христианами и с радостью принял св. крещение. В Александрии он узнал о высокой подвижнической жизни св. Антония Великого и стал его учеником. Затем отправился в Палестину и основал там несколько монастырей. Вскоре преподобный обрел благодатный дар исцеления, духовного и телесного. Смиренно избегая какой-либо славы, св. Иларион покинул Палестину и предпринял проповедническое путешествие. Окончил святой свою земную жизнь на Кипре.

Память прп. Илариону отмечается 21 октября/3 ноября.

ИЛАРИОН ПСКОВОЕЗЕРСКИЙ

Гдовский, преподобный (ск. 28.03.1476), один из учеников св. Евфросина Псковского. Около 1460 прп. Иларион основал новый монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на речке Желче, вблизи городка Гдов в Псковских землях почти на самой границе с землями, захваченными Ливонским орденом, и иноки были под постоянной угрозой нападения приверженцев папы. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, велись большие работы по укреплению и благоустройству обители. Прп. Иларион утвердил в ней высокое благочестие.

Память прп. Илариону отмечается 28 марта/10 апреля и 21 октября/3 ноября.

ИЛИИ ПРОРОКА ХРАМ В ЯРОСЛАВЛЕ

ИЛИИ ПРОРОКА храм в Ярославле - построен в 1647-50 на средства купцов Скрипиных. Поднятый на подклетном этаже пятиглавый кубический храм с папертью с северной и западной сторон и высокими крыльцами сочетается в живописной и свободной асимметрии с двумя приделами. У западного фасада по концам паперти расположены шатровая колокольня и третий придел в виде небольшого самостоятельного храмика, завершенного высоким шатром. Богатое убранство галереи и приделов контрастирует со строгими формами храма. Внутреннее убранство храма отличается светлым, оптимистическим настроением. Эту мажорность образа неизмеримо повышает яркая фресковая роспись, покрывавшая, подобно ковру, стены, столбы и своды, и насыщенность богато освещенного интерьера разнообразными произведениями прикладного искусства, отражая духовное богатство Святой Руси.

ИЛИТОН

ИЛИТОН - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

ИЛИЯ МУРОМЕЦ

1. любимый богатырь русского эпоса, крестьянский сын, защитник Русской земли от врагов. Пролежавши в параличе до 33 лет, получает силу от ангелов-странников. Борется с Соловьем-разбойником, идолищем, жидовином, татарами. Выступает на арену боевых подвигов с постоянным эпитетом «старый казак», хотя превосходит прочих богатырей силою и храбростью. Образ его олицетворяет собой спокойное, уверенное в своей мощи мужество, благоразумие и сознание своего достоинства. Стоя на страже общерусских земских интересов и служа выразителю их кн. Владимиру, Илья Муромец в то же время не дает ему проявлять над собою свой подчас крутой и своенравный характер, каким он рисуется в некоторых былинах, и смело ссорится и даже покидает его на некоторое время. Былины изображают Илью Муромца добродушным, чуждым зависти или недоброжелательства; к жестоким действиям он прибегает только в случаях необходимости. Деятельность его чрезвычайно разнообразна: он освобождает Черниговскую землю от разбойников, охраняет веру христианскую от покушений басурманских и языческих; он же атаманствует на заставе в степи. По отношению к другим богатырям он старший брат, первый дружинник и советник.

См. также: Былины.

2. Печерский (ск. ок. 1188), почивал нетленно в Ближних Антониевых пещерах. Путешественники XVI-XVIII вв. видели его нетленные мощи. Левая рука его была пробита копьем, а правая изображала трехперстное крестное знамение. Путешественники утверждали, что он был былинный богатырь. Жил он не при св. равноап. кн. Владимире, а гораздо позже, и считают, что он скончался в 1188. Одна из народных былин говорит о нем как о святом: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленны».

Память прп. Илии отмечается 19 декабря/1 января и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих).

3. иллюстрированный еженедельник для солдат, выходил в Москве в 1915-17, стоял на твердых православно-монархических позициях.

ИЛИЯ ПРОРОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛОВАЙСКИЙ

Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - «Православие, Самодержавие, Народность».

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы «История Рязанского княжества» (1858) и «Гродненский сейм 1793» (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании «О мнимом призвании варягов» (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что «иностранный элемент» не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси».

В 1876-1905 Иловайский выпускает «Историю России» (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н. М. Карамзина, дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету «Кремль», отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности «инородческих элементов», засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в «Союз русских людей». После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах.

ИЛЬИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЛЬИН ДЕНЬ

ИЛЬИН ДЕНЬ - См.: ИЛИЯ ПРОРОК.

ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ

ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Ильинском Троицком монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе. Написана она в 1658 монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Дубенским. При архиеп. Черниговском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от этой иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями такого чуда были почти все жители Чернигова. Вскоре после этого чуда, в том же 1662, татары сделали набег на Чернигов и разорили все окрестные селения, но монахи Ильинского монастыря поспешили в церковь и, усердно помолившись Небесной Заступнице, скрылись в тамошней Антониевой пещере. В полночь ворвались татары в монастырь, ограбили церковь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенною: невидимая сила не допустила варваров коснуться святыни. Та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрылись иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая к пещере с зажженными лучинами и обнаженными мечами. Внезапно напуганные непостижимым видением, они обратились в бегство. Свт. Димитрий Ростовский описал много чудес от Ильинской Черниговской иконы. Празднуется 10/23 марта и 16/29 апреля.

Прот. И. Бухарев

ИЛЬИНСКИЙ

ИЛЬИНСКИЙ - поселок городского типа в Пермской обл. Расположен на р. Обве (приток Камы). Население 7,2 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1558 как земли Строгановых, дарованные Иваном Грозным, а также в связи с постройкой церкви Св. Пророка Ильи (1579).

ИЛЬИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Черниговская еп., близ Чернигова. Основан в 1069; в 1239 был разрушен Батыем; в 1694 восстановлен; в 1790 обращен в архиерейский дом. Здесь находилась чудотворная Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658.

С.В. Булгаков

ИЛЬМЕНСКИЕ СЛАВЯНЕ

ИЛЬМЕНСКИЕ СЛАВЯНЕ (словене), наиболее северная группа восточных славян, занимавшая в VI-X вв. побережье оз. Ильмень и бассейна Волхова, Ловати, Мсты и верхнее течение Мологи. Археологические памятники ильменских славян VI-VIII вв. - места земледельческих поселений и высокие конические курганы (сопки), содержащие остатки трупо-сожжений. К VII-VIII вв. относится древнейший слой городища Старая Ладога на Волхове, где открыты основания обширных деревянных изб, свидетельствующих о большесемейном быте ильменских славян. Железный сошник сохи и др. находки говорят о развитом сельском хозяйстве. Позже в земле ильменских славян появляются города Старая Русса и Новгород. О словенах летопись упоминает в легенде о «призвании варягов», в описании похода Олега на Царьград (907). Позднее земля ильменских славян стала ядром владений Новгородской феодальной республики.

ИЛЬМЕНЬ

ИЛЬМЕНЬ (Ильмер - в летописи, Словенское море - у древних славян), озеро в Новгородской обл. Расположено на Приильменской низменности. Длина около 45 км, ширина до 35 км, глубина до 10 м. Плоское дно покрыто мощным слоем ила; прибрежные участки дна песчаные. Берега б. ч. низменные, заболоченные. Вода имеет желтоватую окраску. Впадает ок. 50 рек: Мста, Пола, Ловать, Шелонь и др.; вытекает р. Волхов. В 6 км от Ильменя, на берегах Волхова - г. Новгород. В IX-XII вв. через Ильмень шел водный торговый путь «из варяг в греки».

ИЛЬМЕР

ИЛЬМЕР - См.: ИЛЬМЕНЬ.

ИЛЬЮШИН

Сергей Владимирович (18/30.03.1894-1977), выдающийся русский авиаконструктор. Родился в вологодской деревне. По окончании Военно-воздушной академии им. Жуковского в 1926 работал в научно-техническом комитете военно-воздушных сил. В 1936 создал двухмоторный самолет ЦКБ-30, на котором было совершено несколько рекордов высоты и дальности полетов (перелеты В. К. Коккинаки Москва-Владивосток, Москва - США). Военный вариант этого самолета широко применялся в Великой Отечественной войне в качестве дальнего бомбардировщика.

Построенный по оригинальному проекту Ильюшина в 1939 бронированный штурмовик Ил-2, предназначенный для действия по наземным целям с малых высот, также эффективно применялся на фронте. После войны Ильюшин возглавляет работы по проектированию и производству новейших типов пассажирских самолетов, превосходящих по своим летным качествам лучшие мировые образцы.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - водопад на острове Итуруп, близ мыса Илия Муромец, в Сахалинской обл. Высота 141 м.

ИМЕНИТЫЕ ГРАЖДАНЕ

ИМЕНИТЫЕ ГРАЖДАНЕ - одна из сословных категорий городского населения в России в к. XVIII - 1-й трети XIX в. В их число включались лица свободных профессий (ученые, художники, музыканты), купцы и предприниматели. Именитые граждане освобождались от телесных наказаний, имели право держать фабрики и следовать в образе жизни дворянам.

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ - направление русской общественной мысли XIX-XX вв., выступающее с обоснованием ведущей роли государственного начала в ущерб Православию и народности.

В том виде, в каком эта идея была оформлена русской консервативной мыслью XIX в., ее нельзя признать полностью соответствующей церковному вероучению о промыслительном предназначении России. Мощная централизованная государственность, рассматриваемая Церковью лишь как средство к «житию мирному, во всяком благочестии и чистоте», как условие удобнейшего и скорейшего спасения душ человеческих, как «ограда церковная», обеспечивающая надежную защиту народным святыням, - эта государственность приобретала в глазах русских империалистов самостоятельное, самодовлеющее значение.

Быть русским, согласно такому воззрению, не значит быть великороссом, малороссом или белорусом по факту этнического происхождения. Быть русским - не значит быть православным по вероисповеданию. Быть русским - значит быть верноподданным Императора Всероссийского, гражданином Империи, носителем имперской идеи.

«Есть в России одна господствующая народность, один господствующий язык, выработанный веками исторической жизни. Однако есть в России и множество племен, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай, - писал русский публицист к. XIX в. М.Н. Катков. - Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве верховной власти - в Царе, в живом, всеповершающем олицетворении этого единства.

В России есть господствующая Церковь, но в ней же есть множество всяких исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разнохарактерные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти. Все разнородное в общем составе России, все, что, может быть, исключает друг друга, враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской земли».

При всем понимании того, что в основании подобных воззрений (в отличие от русофобствующего западничества) лежат побуждения несомненно благонамеренные и во многом совершенно здравые, нельзя не видеть, что умаление внутреннего, религиозного, духовно-нравственного начала русской государственности в угоду ее внешнему могуществу и блеску как раз и привело к катастрофе - революции 1917. Призрачна и непрочна любая сила, любая мощь, если она не основывается на твердом фундаменте духовного единства, - теперь, после того что пришлось пережить России в XX в., мы можем сказать это со всей определенностью.

Митрополит Иоанн(Снычев)

ИНДРИК-ЗВЕРЬ

ИНДРИК-ЗВЕРЬ - единорог, в древнерусской мифологии «всем зверям отец», подземный зверь, «ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью», хозяин водной стихии, источников и колодцев. Описание его дано, в частности, в «Голубиной книге».

ИННОКЕНТИЙ ВОЛОГОДСКИЙ

ИННОКЕНТИЙ ВОЛОГОДСКИЙ (в миру кн. Иван Охлябин), игумен, чудотворец (ск. 1508). Один из последователей Нила Сорского. Оставил завещание братии.

Память игумену Иннокентию отмечается 13/26 марта.

ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ

ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ - епископ (ок. 1680-27.11.1731), в миру - Иоанн Кульчицкий, окончив Киевскую духовную академию, принял постриг в Киево-Печерской лавре. В 1710 он был вызван в Москву для преподавания в Славяно-греко-латинской академии, через девять лет по указу Петра I назначен обер-иеромонахом флота, а в 1721 определен главой Русской духовной миссии в Пекине и возведен в сан епископа. По прибытии на границу с Китаем выяснилось, что китайское правительство отказало еп. Иннокентию в визе, и он около шести лет вынужден был жить в Забайкалье, не имея ни крова, ни средств к существованию. Стойко перенося невзгоды, святитель совершал богослужения и просвещал св. крещением бурят и монголов. В 1727 пришел указ о назначении еп. Иннокентия правящим архиереем новообразованной Иркутской епархии. Близость границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество язычников, бездорожье и бедность - все это делало пастырский труд еп. Иннокентия тяжелым, а жизнь - полной лишений. Неутомимо занимался святитель устройством епархии, укреплением духовно-нравственного уровня паствы, воспитывал клириков, содержал школы, строил храмы, обновлял монастыри. В трудах и лишениях обретал он духовную твердость, смирение и прозорливость. Скончался св. Иннокентий на 50-м году жизни. В 1764 тело святителя обрели нетленным, а в 1805 он был прославлен в лике святых.

Память свт. Иннокентию отмечается 9/22 февраля и 26 ноября/9 декабря.

ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ

ИННОКЕНТИЙ МОСКОВСКИЙ и КОЛОМЕНСКИЙ - митрополит, просветитель Сибири и Америки (26.08.1797 - 31.03.1879), один из самых выдающихся миссионеров и проповедников Православия в истории Русской Америки - Аляски. Родился в селении Анги Иркутской губ. В крещении ему было наречено имя Иоанн. По окончании семинарии за особые заслуги в учебе ему была дана новая фамилия в память об Иркутском еп. Вениамине. Получив свящ. сан, Иоанн стал настоятелем храма в Иркутске. Вскоре по указу Синода в 1823 на Аляску должен был отправиться с миссией священник. Никто из духовенства, кроме Иоанна, не согласился туда ехать. Десять лет пробыл Иоанн среди алеутов. Он составил первую грамматику их языка, перевел на него Священное Писание. Иоанн принял монашество с именем Иннокентий, и в 1840 он был рукоположен во епископа Камчатской, Курильской и Алеутской епархий. В 1868 свт. Иннокентий был возведен на Московскую митрополичью кафедру, здесь он учредил Православное Миссионерское Общество. Замечательный проповедник, свт. Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Память свт. Иннокентию отмечается 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября (день канонизации в 1974).

ИНОК

ИНОК (слав.: иной, другой), в Православии название монаха независимо от сана.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОАКИМ И АННА

Богоотец и мать Пресвятой Богородицы. Иоаким и Анна - два имени, стоящие рядом, которые слышит православный христианин за каждым богослужением. Церковь именует их, предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа - Богоотцами. Они даровали миру Пресвятую Богородицу, заслужив право быть родителями Ее подвигом долгой, трудной и благочестивой жизни, подвигом упорной молитвы. Свв. Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и вели жизнь простых граждан, хотя и происходили из царского рода. До глубокой старости у них не было детей, и они очень скорбели об этом. Насмешки и оскорбления от недобрых соплеменников сыпались на них. По ветхозаветному закону бесчадие воспринималось как наказание Божие. И вот однажды дары, которые принес в Иерусалимский храм прав. Иоаким, не были приняты священником. Почитая себя грешнейшим из людей, старец решил удалиться в пустыню, чтобы там в покаянии закончить свои дни. Узнав об унижении, испытанном ее мужем, прав. Анна усилила молитву о даровании им ребенка. Но Господь не отвергал праведников, а испытывал их, через нравственные страдания и молитву очищал их, чтобы сделать достойными стать родителями Той, через Которую придет в мир Спаситель. Молитвы праведников были услышаны, и ангел Господень повелел им встретиться в Иерусалиме, где по обетованию Божию у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Три года воспитывали свое чадо свв. Иоаким и Анна, а потом по данному им обещанию отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм (праздник «Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» совершается 21 ноября/4 декабря). Прав. Иоаким преставился через несколько лет после этого в восьмидесятилетнем возрасте, а праведная Анна - в семидесятилетнем, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Память прав. Иоакиму и Анне отмечается в день попразднества Рождества Пресвятой Богородицы - 9/22 сентября, а праведной Анне - 25 июля/7 августа (Успение) и 9/22 декабря (Зачатие).

ИОАНН БОГОСЛОВ

ИОАНН БОГОСЛОВ - апостол из 12-ти, евангелист (ск. ок. 105-106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии - дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Ап. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией ап. Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения имп. Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником св. Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано «Откровение» (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. «Апостолом любви» именует св. Церковь Иоанна Богослова. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.

В день весеннего празднования св. Иоанна Богослова крестьяне начинали сеять пшеницу. Перед началом этого дела пеклись особенные пироги, называемые обетными, которые главным образом назначались для неимущих и странников. С этими пирогами хозяева выходили на перекрестки дорог и усердно молились Богу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, они считали это для себя счастием и милостию Божию; в противном случае они с печалию и чуть ли не со слезами возвращались домой и верили, что на них за что-то прогневался Бог, и тогда вся семья встречала своего домохозяина с горем, и все вместе, погрустив до слез и не касаясь обетного пирога, отдавали его на съедение птицам.

Во многих местах Северо-Западной Руси день Иоанна Богослова чествовали под именем «Николина Бацки», т.е. Николина отца. Основанием такому наименованию послужило отчасти то, что за этим днем непосредственно следует день свт. Николая, отчасти, быть может, внутреннее сродство обоих угодников Божиих по делам любви к ближнему. В этих делах свт. Николай следовал учению и примеру Иоанна Богослова, как сын следует наставлениям и примеру родного отца.

Иоанн Богослов среди русского народа почитался наставником живописного иконного дела. В «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи ап. Иоанну как учителю иконной живописи.

Память ап. и евангелисту Иоанну отмечается 26 сентября/9 октября, 8/21 мая и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

Предыдущая страница Следующая страница