Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "С" (часть 8, "СТА"-"СТЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СТА"-"СТЯ")

СТАРОКОНСТАНТИНОВ

СТАРОКОНСТАНТИНОВ - город в Малороссии при впадении р. Икопоть в р. Случь (бассейн Припяти). Основан в XVI в. Захвачен Польшей. В 1793 возвращен России. Сохранились остатки крепости кнн. Острожских.

СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

С.-Петербургская еп., на берегу р. Волхова, в версте от с. Старой Ладоги. Основан в XIII в.; упоминается с 1499. В соборном храме находились чудотворные иконы: свт. Николая и вмц. Параскевы.

СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С.-Петербургская еп., в с. Старая Ладога. Упоминается в XV в.; после шведского погрома был возобновлен в 1619. В монастыре находились две чудотворные иконы: Успения Божией Матери и вмц. Варвары.

СТАРОРУССКАЯ

СТАРОРУССКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1570, в Новгородской области, когда ходил для умирения на Новгород царь и вел. кн. Иоанн Васильевич. Эта икона величиною более трех и шириною более двух аршин. Старорусскою она называется потому, что отнесена была, по повелению Самой Царицы Небесной, из Тихвина в Старую Руссу и оставалась там очень долго, так что жители Старой Руссы уже считали ее собственной святыней. Но когда свирепствовал мор в Тихвине, то одному благочестивому городскому жителю было откровение, что моровое поветрие прекратится, если туда принесен будет чудотворный образ из Старой Руссы, и, когда была принесена икона, мор тотчас прекратился, но икона уже осталась в Тихвине. Хотя неоднократно ходатайствовали староруссцы о возвращении им святыни, но получали постоянные отказы, основанные на том, что тихвинцы не изъявляют согласия на отдачу иконы. Так продолжалось почти сто лет. В 1888 дело было решено окончательно в пользу Старой Руссы. Тогда 17 сентября чудотворная икона была внесена торжественным образом в город, встречена с восторгом всем народом и поставлена в соборном храме мужского Старорусского Спасопреображенского монастыря.

Празднуется 4/17 мая.

Прот. И. Бухарев

СТАРОРУССКИЙ СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., в Старой Руссе. Основан Мартирием, который при новгородском кн. Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 несколько келий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиеп. Новгородский Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия. Во время литовских и шведских набегов монастырь часто подвергался разорению, но каждый раз снова возобновлялся. Преображенский соборный храм построен в 1442; в нем был установлен пятиярусный иконостас. В монастыре находились части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери.

С.В. Булгаков

СТАРОСТЬ

СТАРОСТЬ - уважение к старине, старости, старикам было всегда присуще коренным русским людям, особенно крестьянам. Еще в XI в. в сборнике «Поучение отца сыну» неизвестный русский автор говорит: «Все новое хорошо, но старое - и лучше всего, и сильней».

У русских существовало неискоренимое чувство связи с предками, почитание их, преклонение перед старинными традициями и опытом стариков. «Добрая старина, святая», - говорили они. «Что старина, то и деяние», «Старина что диво», «Старина с мозгом».

«Наши отцы и деды того не делали, да и нам не велели», «Старики, чай, не меньше нашего знали», «Как жили деды и прадеды, так и нам жить велели», «Не сегодняшнее, вчерашнее, да и не нами сталось», «Не нами установлено, не нами и переставится», «Как отцы и деды наши, так и мы», «Отцы и деды не знали этого, да жили не хуже нашего», «Спокон веку, как свет стоит, так исстари повелось», «Пускай будет по старинному, как мать поставила».

Лучшей аттестацией для русского человека еще в XVIII - XX вв. было сказать: «старинного закалу». А если уж что-то сделать хорошо, то это «тряхнуть стариной», «повытрясти старинушку», ибо «старина посдобнее была».

Русский этнограф М.М. Громыко, подробно изучившая вопрос об отношении к старикам у русских крестьян, пишет: «В семейном застолье лицам пожилым, а тем более престарелым, предоставлялось почетное место. Их с почтением приветствовали при встречах на улице. Детям прививалось понятие об уважении к старшим с ранних лет. Существенную роль в этом играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера, до которых так охочи были сельские жители. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи; а когда, одумавшись, просит у нее прощенья, то получает от нее очень важный совет. Часто такие назидательные истории рассказывались как реальные происшествия с указанием на тех, кто видел это своими глазами». С особым почтением к старикам относились на собраниях общины. Например, в Бобровском у. Воронежской губ. в сер. XIX в. общинные дела нередко решались одними стариками. Как отмечает М.М. Громыко, «они обстоятельно обсуждали каждый вопрос; если расходились во мнениях - решали большинством. В частности, при семейных разделах, если кто-то обращался к миру, староста созывал «несколько стариков, отличающихся от других беспристрастием». О влиятельности на сходках общин стариков, «пользующихся особым уважением», рассказывалось и в записях из другого уезда Воронежской губ. - Валуйского. Если сходка приговаривала виновного просить прощения, он просил его у стариков и у обиженного. В д. Мешковой (Орловский у. Орловской губ.) был «общественный суд» стариков. Автор корреспонденции сообщает, что такие же суды есть «и в других деревнях нашей местности». «Общественный суд» выбирали тогда, когда всем сходом сразу нельзя было решить дело, нередко он предшествовал сходке. Суд этот состоял из четырех крестьян с хорошей репутацией, не моложе 45 - 50 лет и старосты. Задача суда была в том, чтобы не допустить по возможности односельчан с жалобой друг на друга к начальству, рассудить спор своими силами, внутри общины. Суд стариков рассматривал здесь, как и в других местах, спорные случаи семейных разделов, драки, потравы, оскорбления, нарушения запретов работать в праздничные дни.

О. Платонов

СТАРОТОРЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Костромская еп., в Галиче. Основан в XV в., по преданию, прп. Иаковом Железноборовским; сначала был мужским; с 1668 стал женским.

СТАРОЧЕРКАССКАЯ

СТАРОЧЕРКАССКАЯ - станица в Ростовской обл., в Аксайском р-не. Расположена на Дону.

Основана в 1540; с 1640 резиденция атамана Земли войска Донского; в 1805 резиденция перенесена (вследствие частых наводнений) в Новочеркасск. В 1970 в Старочеркасской создан историко-архитектурный заповедник, в который вошли остатки крепости и бастионов - Ивановского, Донского, Даниловского, Мостового, Алексеевского, Андреевского (XVII - XVIII вв.), собор Войска Донского (1706-19, ныне краеведческий музей), Петропавловская церковь (1751), дом атамана Максимова, казацкие курени (XVIII-XIX вв.). В окрестностях Старочеркасской - Ратное поле с Преображенской церковью (XVIII в.), здесь собирались казаки, готовясь к походам; Аннинская крепость, сыгравшая важную роль в Русско-турецкой войне 1735 - 39; Монастырский городок, где похоронены казаки, павшие во время обороны Азова в 1637 - 42, краснофлотцы, погибшие в годы Великой Отечественной войны.

СТАРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАРЫЙ ОСКОЛ

СТАРЫЙ ОСКОЛ - город в Белгородской обл., центр Старооскольского р-на. Расположен в южной части Среднерусской возвышенности, на берегах р. Оскол и его правого притока Осколец. Население 203 тыс. чел.

В 1571 близ современного города, неподалеку от слияния рек Убля и Оскол, был построен Устоублинский острожек. В 1593 на его месте основана крепость Оскол для охраны южных границ Московского государства. С этого года считается городом. В 1655, когда г. Царёв-Алексеев был переименован в Новый Оскол, г. Оскол получил название Старый Оскол.

СТЕБЛЕВ

СТЕБЛЕВ - поселок в Малороссии на р. Рось, Черкасская обл. Основан в 1036 как крепость для защиты южных границ Руси. В XVI в. захвачен Польшей, в 1793 возвращен России.

СТЕПАНОВ

Николай Филиппович (псевд. Н. Свитков) (1886-1981), крупнейший православный исследователь масонства, ученый-историк с мировым именем, сын первого публикатора «Сионских протоколов», действительного статского советника, камергера Царского Двора и прокурора Московской Синодальной конторы Филиппа Петровича Степанова. Обучался в Пажеском корпусе и Николаевском кавалерийском училище. В 17 лет Н. Ф. Степанов участвовал в торжествах прославления великого Святого земли Русской Серафима Саровского и был свидетелем случая, который считал чудесным. Однажды ему пришлось оказаться очень близко около Николая II, который совершенно непонятно как очутился в толпе простого народа без всякой придворной свиты. То, что произошло далее и что довелось увидеть молодому пажу Степанову, навеки запечатлелось в его душе. Люди со слезами радости, крестясь, буквально прикладывались к своему царю, целуя его китель и руки. Те, кто был посмелей, благоговейно целовали его в плечо, иные бросались перед ним на колени и все это - в сплошном гуле торжественного причитания. Все что-то говорили, благодарили, предлагали, преклонялись. Все вместе выражало беспредельную любовь русского народа к своему царю-батюшке.

С 1914 Степанов в действующей армии, а с 1917 в Белом движении. Исключительно честный, прямой человек, он в армии возглавлял дивизионный суд чести.

В 1920 вместе с Белой армией покидает Россию. Далее следуют годы странствий - Месопотамия, Индия, Италия, Франция. В 1936 надолго поселяется в Брюсселе. Большую часть своего времени Н. Ф. Степанов посвящает изучению истории и практики масонства, сотрудничает с монархическими журналами и газетами.

В к. 1920-30-х Н. Ф. Степанов под псевдонимом Свитков выпускает целый ряд фундаментальных работ. Среди них особо следует отметить книги «Великий Восток Франции», «Великая Ложа Франции», «Орден «Человеческое право», «Масоны в Харбине», «Масоны в русской эмиграции». Как отмечалось в предисловии к одному из его трудов, «интересующимся масонским вопросом небезызвестно имя авторитетного исследователя в этой области Н. Свиткова. Изданные труды его и собранные материалы по обилию их, а в особенности по достоверности, в высшей степени критическим отношением самого исследователя ко всем касающимся этой области данным, служат неопровержимой для изучения вопроса базой, которая уже хорошо использована и русскими, и иностранными работниками на этом поприще».

В своей научной деятельности Степанов сотрудничал с русскими учеными и общественными деятелями А. Д. Нечволодовым, Н. А. Степановым, Н. Е. Марковым, Е. Брандтом, кн. М. К. Горчаковым, а также с известными зарубежными исследователями масонства монсеньером Жуином, аббатом Турмантеном и Дьюпероном. Н. Ф. Степанов был негласным консультантом на Бернском процессе по делу Сионских протоколов.

В Брюсселе Н. Ф. Степанов принимает деятельное участие в сооружении храма Иова Многострадального в память умученной Царской Семьи и всех в Смуте убиенных, неизменно проводит идеи оцерковления общественной жизни и верности основным русским идеалам - Вере, Царю и Отечеству. В 1938 он назначается членом II Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей, состоявшегося в Сремских Карловцах 14 - 24 августа, и делает на Соборе два доклада, получивших горячее одобрение присутствующих.

В 1953 Н. Ф. Степанов рукоположен в иподиаконы в храме Св. Иова Многострадального, а в декабре 1965 пострижен в монашество с именем Александр в честь св. блгв. кн. Александра Невского. Пострижение произошло на Святой Земле в храме Св. Праотец в Хевроне. Здесь же на Святой Земле о. Александр и закончил свой путь.

О. Платонов

СТЕПЕННАЯ КНИГА

СТЕПЕННАЯ КНИГА («Книга степенная царского родословия»), официальный исторический документ, созданный в 1563 по предложению митр. Макария царским духовником Афанасием, доказывающий высшее божественное происхождение власти русских государей. В книге излагается история Руси от Рюрика до Ивана Грозного, привлекается множество исторических источников. Главный летописный источник книги - Никоновская летопись. Составитель Степенной книги в своей работе опирался на «Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче», на «Сказание о князьях Владимирских» и др.

Изложение событий русской истории, наиболее важных с точки зрения составителя, разбито на 17 степеней (граней) и излагается в форме жизнеописаний древнерусских правителей по степеням родства. Причем членение исторического материала делается не по великими княжениям, а по княжениям московским. Период правления каждого князя составляет определенную грань в истории, поэтому центральным произведением каждой степени является княжеская биография. Все князья наделяются качествами идеальных мудрых правителей, отважных воинов и благочестивых христиан. Последовательно проводится мысль о преимуществе единодержавной формы правления, установленной на Руси еще Киевскими князьями. Подчеркивается необходимость укрепления Церкви, умножения ее богатств, почитания ее святынь.

СТЕФАН

СТЕФАН - апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов, избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и именуется «архидиаконом». Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в синедрион - верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь, он поднял взгляд к небу и увидел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи, обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св. Церковь почитает его именованием «первомученика».

У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой.

Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).

СТЕФАН МАХРИЩСКИ

СТЕФАН МАХРИЩСКИ - иеромонах (ск. 14.07.1406), родом из Киева, принял иночество в Печерском монастыре. Сложные обстоятельства и притеснения католиков вынудили святого перейти в Москву. Вел. кн. Иоанн II (1353 - 59) разрешил ему поселиться в местечке Махрищи, недалеко от монастыря прп. Сергия Радонежского. В 1358 прп. Стефан обосновал там обитель Св. Троицы, в которую был поставлен игуменом. Однако ненависть владельцев соседних земель заставила его удалиться на р. Авнежу, в 60 верстах от Вологды, где он совместно со своим учеником прп. Григорием Авнежским основал Троицкую пустынь, первым постриженником которой стал местный землевладелец Константин, нареченный Кассианом. Восшедший на великокн. престол в 1368 блгв. кн. Димитрий Донской, узнав о новой обители, прислал туда книги и другие пожертвования, но при этом велел прп. Стефану вернуться в Махрищи. Возвращаясь через Москву, преподобный помог начать иноческую жизнь светильнику благочестия прп. Кириллу Белозерскому: он постриг его в рясофор (начальная степень монашества) и устроил в Симонов монастырь к родному племяннику прп. Сергия Радонежского - св. Феодору, будущему архиеп. Ростовскому. Прп. Стефан вел строгую монашескую жизнь, изнуряя себя бесконечными трудами, молитвой и постом, одежду носил ветхую и грубую. Он дожил до глубокой старости и, приняв схиму, тихо скончался. В 1550, при постройке нового каменного храма во имя Св. Троицы, мощи прп. Стефана были обретены нетленными и вскоре прославились явлениями благодатной силы исцеления и помощи.

Память прп. Стефану отмечается 14/27 июля.

СТЕФАН ОЗЕРСКИЙ

Комельский, преподобный (ск. 12.06.1542), сын вологодского боярина. Отец его служил при дворе кн. Софии Бродатых, из рода бывших ярославских владетельных князей. Стефан рос дома и получил хорошее образование. Постригся прп. Стефан в раннем возрасте в монастыре прп. Дионисия Глушицкого и посетил многие северные монастыри. Наконец он поселился в Комельском лесу, при истоке р. Комелы из озера того же имени, в родной ему Вологодской стороне. Здесь пришлось ему много претерпеть от диавольских страхований, диких зверей и злых людей, но он все преодолел терпением и мирным духом. Вскоре собралась к нему братия, и стала сооружать кельи и часовню, и избрала прп. Стефана своим игуменом. Тогда преподобный отправился в Москву, и митрополит благословил новую обитель и рукоположил его в священный сан. После возвращения святого в свою обитель братия начала строить новую церковь. Достигнув глубокой старости, прп. Стефан тяжело заболел и тихо скончался, причастившись перед этим Святых Тайн. Погребли его у алтаря и над могилой соорудили часовню. Год спустя там видели зажженные невидимой рукой огни. На гробовой доске братья написали его изображение. Много чудес и исцелений совершилось на могиле преподобного. Св. мощи его покоятся под спудом в часовне монастыря.

Память прп. Стефану отмечается 12/25 июня.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ - епископ (1346-26.04.1396), родился в Великом Устюге в семье причетника, с юных лет проявлял необыкновенное усердие к церковному служению. Приняв иночество в Ростовском монастыре Григория Богослова, он погрузился в изучение богатой монастырской библиотеки, выучил греческий язык, хорошо овладел книжной премудростью. Желая привести к вере некрещеных зырян, живущих в его родных краях, Стефан составил азбуку их языка, перевел на него несколько книг и, получив благословение, отправился в Пермскую землю. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел праведник, живя среди язычников, поклонявшихся «огню, воде, деревьям, камням, золотой бабе, кудесникам и волхвам, деревянным идолам». Словом и делом наставлял зырян просветитель. Доказывая беспомощность их кумиров, Стефан разрушал языческие жертвенники и ставил на их место храмы, состязался со жрецами, волшебство которых посрамил твердой верой и упованием на Божию помощь, бесстрашно и кротко противостоял смертельным опасностям... и переломил неверие. По прошествии некоторого времени пермяки и зыряне стали отрекаться от прежнего нечестия и с радостью принимали св. крещение. Для них св. Стефан, поставленный в 1383 епископом Малой Перми, строил храмы и открывал при них училища, переводил на зырянский язык богослужебные тексты и Свящ. Писание, основал несколько монастырей. Заботясь о своей пастве, святитель снабжал ее хлебом во время неурожаев, защищал от нападений новгородских «ушкуйников», соседних племен и злоупотреблений сборщиков податей. Плодом его многогранной просветительской деятельности стало обращение всей Пермской земли к христианству.

Память свт. Стефану отмечается 26 апреля/9 мая.

СТЕФАН ПЕЧЕРСКИЙ

Владимиро-Волынский, епископ (ск. 27.04.1094), с юных лет находился на послушании в Киево-Печерском монастыре, где подвизался под духовным окормлением прп. Феодосия Печерского. По смерти своих довольно богатых родителей он роздал все имущество и принял монашеский постриг. Перед кончиной прп. Феодосия иноки просили его назначить игуменом Стефана, который был тогда доместиком - главным уставщиком на клиросе. Прп. Стефан стал достойным преемником своего учителя. Он завершил строительство обширного Печерского храма, возвел поблизости от него новые кельи, куда перевел всю братию, заботился о достойном содержании погребальных пещер и ежедневном служении там Божественной литургии. Его активная деятельность и строгие требования, направленные к укреплению духовной жизни обители, вызвали неудовольствие среди некоторых, и возникшая при этом смута привела к изгнанию прп. Стефана из монастыря. Смиренно неся скорбь незаслуженно причиненных ему обид, подвижник организовал неподалеку Кловский Богородичный монастырь в благодарность за благодеяния Божией Матери к Печерской обители. Вскоре новый монастырь оказался населен многочисленными иноками, жившими по уставу, учрежденному некогда св. Феодосием Печерским. В 1091 прп. Стефан был поставлен еп. Владимиро-Волынским, где и прослужил до своей блаженной кончины три года. Господь сподобил его еще раз послужить своему учителю. Как-то, приехав помолиться в Кловский монастырь, еп. Стефан увидел необыкновенный свет над Дальними пещерами. Узнав таким образом об обретении мощей прп. Феодосия, святитель принял участие в их перенесении в соборный храм Киево-Печерской обители.

Память прп. Стефану отмечается 27 апреля/10 мая.

СТИХАРЬ

СТИХАРЬ - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.

СТОГЛАВ

СТОГЛАВ - См.: СТОГЛАВЫЙ СОБОР.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР

СТОГЛАВЫЙ СОБОР - церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе - феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, - «Стоглав». Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора.

Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI-XVII вв. «Стоглав» наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

Б. Флоря

СТОЛ

СТОЛ - предмет особого почитания. Для восточных славян наиболее характерен высокий стол, стоящий в красном углу. Впрочем, в некоторых районах Малороссии и Белоруссии известны были и другие виды столов: стол-скрыня, глиняный стол и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т. д.

Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губ. купленных кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение стола становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.

Символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы «стол - это престол» и «стол - это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: «Стол - то же, что в алтаре престол, а потому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губ.). Напр., не разрешалось помещать на столе посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол («Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска»). Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол - это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во-первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.

В Орловском у. во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь». В Харьковской губ. на второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг стола или сидели за столом. По-видимому, соотнесение с раем стола объясняется одним из значений церковного алтаря: «земной рай, где жили наши родители».

Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола (свадьба, родины и др.). В Малороссии и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом, умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

Символика стола у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний стол: если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий - один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути».

Место, занимаемое за столом, - важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.

А.Л. Топорков

СТОЛБЦЫ

СТОЛБЦЫ - одна из форм ведения приказного делопроизводства в учреждениях России XVI-XVII вв., при которой документы хранились в виде склеенных свитков. Для этого листы бумаги разрезались в длину на две или в ширину на три полосы. Текст на них писался поперек по узкой стороне, оборот листа оставался чистым (там иногда писались пометы, адреса и т. п.). Документы, формировавшиеся в одну единицу хранения по какому-либо признаку, подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в рулон - столбец. Места соединения листов, а также сами листы носят название «склеек» или «сставов». Подписи подьячих, скреплявших дела или документы, состоящие из нескольких листов, делались на оборотной стороне по склейкам. В тех случаях, когда в состав одного столбца входило несколько обособленных дел, каждое из них называлось «столбиком» или «столпиком».

С.И.

СТОЛЕТОВ

Александр Григорьевич (29.07.1839-14.05.1896), русский физик. Родился в купеческой семье. По окончании Московского университета был командирован за границу (Германия, Франция). Вернувшись на родину, защитил диссертацию «Исследование о функции намагничения мягкого железа», имевшей огромное практическое значение для электротехники.

Мировую известность принесло Столетову исследование явления фотоэффекта.

Большое место в жизни ученого занимала педагогическая и общественно-научная деятельность. Убежденный в необходимости экспериментальной базы при обучении студентов физике, он инициировал создание физической лаборатории при университете и сам возглавил ее.

СТОЛПНИЧЕСТВО

СТОЛПНИЧЕСТВО - один из видов христианского аскетизма, состоявший в том, что подвижник добровольно находился в любое время дня и ночи на открытой площадке, сооруженной на столбе, откуда мог проповедовать народу. Основатель столпничества - Симеон Столпник (356 - 459). Из русских святых столпниками являлись Никита Переяславский (XII в.) и Савва Вишерский (1381 - 1492).

О.П.

СТОЛЫПИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЛЬНИК

СТОЛЬНИК - дворцовый, затем придворный чин в Русском государстве XIII-XVII вв. Стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, служили у царей «в комнатах» и сопровождали их в поездках. Стольники назначались также на воеводские, посольские, приказные и др. должности. В XVII в. особо приближенные к царю стольники назывались «ближними» или «комнатными». По росписи чинов XVII в. стольники занимали пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

СТОРОЖЕВАЯ И СТАНИЧНАЯ СЛУЖБА

СТОРОЖЕВАЯ И СТАНИЧНАЯ СЛУЖБА - система пограничной охраны и разведки на южных и юго-восточных рубежах России для предотвращения внезапных набегов крымских татар. За засечные черты высылались станицы и сторожи. Станица - конный отряд, высылавшийся далеко в степь, сторожа - небольшой конный пост, несший службу несколько впереди засечной линии. Стройную организацию сторожевая и станичная служба получила только с 1570-х. Реорганизация пограничной службы была проведена воеводой кн. М.И. Воротынским, назначенным ее начальником. В 1571 с участием служилых людей, вызванных из южных городов, был подготовлен устав сторожевой и станичной службы. По уставу сторжи состояли из 4-10 чел., станицы - из 60-100 чел. Они высылались из пограничных городов и несли службу с 1 апреля до выпадения снега, периодически меняясь. Станицам, помимо дозора, вменялось в обязанность боем задерживать небольшие отряды врага и вовремя сообщать о приближении крупных его сил. Для несения сторожевой и станичной службы привлекались казаки, дети боярские и другие служилые люди.

В.Бакулин

СТОЮНИН

Владимир Яковлевич (16.12.1826-4.11.1888), русский педагог, деятель народного образования, публицист. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета преподавал русский язык и словесность. Был в числе учредителей Петербургского педагогического общества. Занимался журналистикой, в 1859 - 60 редактировал газету «Русский мир». Развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Резко критиковал сословную систему воспитания. Выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьей, за преемственность обучения.

Школа, по мысли Стоюнина должна стать основой воспитания общественной нравственности, формировать у детей понятие о необходимости трудовой деятельности.

В качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу. Осн. труды: «Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии» (1857 - 58), «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия» (1878), «Наша семья и ее исторические судьбы» (1884), «Заметки о русской школе» (1881-82).

СТРАВИНСКИЙ

Игорь Федорович (5.06.1882-1971), русский композитор и дирижер, сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Первые сценические произведения Стравинского были написаны для Русского балета С. П. Дягилева в Париже: балеты «Жар-птица» и «Петрушка» (1910-11), «Весна священная» (1913), поставлены в парижском театре Гранд-Опера. С 1910 Стравинский жил за рубежом (до 1939 в Париже, после в США). Стравинскому принадлежит ряд симфонических и камерно-инструментальных произведений: опера «Соловей» (1914) и на ту же музыку балет «Песнь соловья» (1920). В последующих произведениях в творчестве Стравинского проявились черты конструктивизма и нарочитой скупости средств. В 1922 - 23 он поставил ряд опер на мотивы русских сказок, балеты неоклассической стилизации - «Пульчинелла», «Поцелуй феи» и др. Яркая творческая изобретательность и композиционная техника, виртуозное владение оркестром обусловили влияние Стравинского на музыку 20-х. Из сценических произведений Стравинского 50-х наиболее известен его балет «Агон» (1957) и кантата «Потоп». В.А. Федоров

СТРАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАДАНИЕ

СТРАДАНИЕ - чувство муки, мучение, ощущение беды, боли, скорби, тоски, болеть душой нравственно (В.И. Даль). В представлении человека Святой Руси страдание - возвышенное чувство, приближающее его к Богу. Такое отношение к страданию красной нитью проходит через всю жизнь русского народа. «Страдание, - писал Ф.М. Достоевский, - это и есть жизнь. Без страдания какое бы было в ней удовольствие!»

Человек начинается там, где, радостный вокруг себя, он внутри принимает страдания (М.М. Пришвин). Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать (И.С. Тургенев).

Христос страдал и нам велел, - говорили русские люди, - пострадаем Бога ради, выстрадаем Небесное Царство. Рады страдать за Веру, за Русь, за Царя. Все перестрадаем.

Такого отношения к страданию, пожалуй, не существует ни у одного другого народа. Русские благодарят Бога за те страдания и испытания, которые они претерпевают, выходя каждый раз из них очищенными и более возвышенными. «Малые страдания выводят нас из себя, великие же - возвращают нас самим себе. Треснувший колокол издает глухой звук: разбейте его на две части - он снова издаст чистый звук (Л.Н. Толстой).

Даже в советское время - время упадка русского духа, благодарственное отношение к страданию сохранялось не только между православными, по и в среде русских, далеких от Церкви. «Там, где растет печаль, - признавался писатель М.М. Зощенко, - там и мое наслаждение. Ибо как я могу наслаждаться радостью, если радость никогда не бывает величественной, а страдание - всегда таково?»

О. Платонов

СТРАННОПРИИМСТВО

СТРАННОПРИИМСТВО - прием в свой дом богомольцев и странников, предоставление им ночлега и пищи. У русских людей считалось делом богоугодным.

Понятие «странник» иногда отличали от понятия «богомолец» в обиходе и в письменных текстах, иногда же отождествляли их. Различение, если оно соблюдалось, состояло в следующем: странник - человек, который всю свою жизнь посвятил только хождению по св. местам, оставив другие занятия; а богомолец отправляется в конкретное /паломничество, после которого возвращается к обычной своей жизни. Поэтому, например, в ответах на Тенишевскую программу из Ярославской губ. (учтены факты Пошехонского и Даниловского у.) при перечислении лиц, останавливающихся у крестьян для ночлега, отдельно названы «солдаты, странники, богомолки и богомольцы, нищие». Богоугодным делом повсеместно считалось принятие на ночлег и странников, и богомольцев. По поводу священника-подвижника из Тверской губ. говорится: «Все странники и богомольцы, проходившие мимо Ржева, заходили к о. Матфею и в его доме получали спокойный приют. Число таковых простиралось иногда до 30 - 40 человек в один день, и всех он спешил принять и был для всех и во всем добрым примером».

Равно гостеприимное отношение к странникам и богомольцам определялось не только существом дела - и те, и другие шли с молитвами к святыням, терпя трудности дороги и заботясь о спасении души не только своей, но и других, а еще и тем обстоятельством, что граница между этими двумя группами была не очень определенной. Могли быть странники на определенный срок (по указанию старца или собственному обету), возвращавшиеся после истечения этого срока к обычным занятиям.

Каждый русский человек, имевший страх Божий, понимал, что, отказав в приеме страннику-богомольцу, он может навлечь на себя гнев Божий. «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них... Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк. 6: 11). При этом мы еще видим в поступках людей, принимающих богомольцев, любовь и предупредительность к ним. «Во время странствования моего по Тобольской губернии случилось мне проходить чрез какой-то уездный город. Сухарей оставалось у меня очень мало, а потому я и вошел в один дом, чтобы выпросить хлеба на дорогу. Хозяин сказал мне: «Слава Богу, ты пришел ко времю, только сейчас жена моя вынула хлебы из печи, вот тебе теплая коврига, молись за нас Богу». Я, поблагодаривши, стал укладывать хлеб в сумку, а хозяйка, увидя, сказала: «Какой мешок-то худой, весь истерся, я переменю тебе» - и дала мне хороший твердый мешок».

В репутацию некоторых благочестивых сельских жителей входило, например, такое определение: он любит принимать сборщиков-монахов.

Гостеприимство по отношению к любым путникам повсеместно было распространено в России (См.: Милосердие). Но особенно безотказно пользовались им те люди, которые шли с богоугодной целью; их воспринимали как исполнителей некоей общей, а не лично своей задачи: может быть, за таких праведников Господь помилует и всех, не обрушит свою кару на грешный мир. Хозяева просили богомольцев помолиться о них в тех святых местах, в которые они шли.

М.М. Громыко

СТРАСТНАЯ

СТРАСТНАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых. Прославилась сия икона следующим образом. В с. Палицах Нижегородской губ. жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления своего в замужество была одержима беснованием. Она совершенно помешалась в уме, бегала от людей, скиталась по лесам, нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил ее через добрых людей. Так продолжалось с нею семь лет. Однажды, пришед в чувство, она обратилась с молитвою к Пресвятой Богородице и умоляла избавить ее от бедствия, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь, но, вскоре получив исцеление, совершенно позабыла о данном ею обете. Однажды, стоя на молитве, она вдруг вспомнила свой обет, и на нее напал такой страх, что от душевного изнеможения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то подходит к дверям ее комнаты и читает молитву; двери отворились, и вошла Дева, облаченная в багряное одеяние, вытканное золотыми крестами. Это была Пресвятая Богородица. Ее сопровождала другая светоносная дева. Тут Пресвятая Богородица сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты, пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему». Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось еще два раза, но Екатерина из страха, что ей не поверят, все не исполняла повеления и за ослушание свое была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился и вся она впала в расслабление. Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала ее. Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей идти немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемый «Одигитрией», возвестить ему о чудесных явлениях и, собравши именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение сего образа. «Когда ты помолишься пред этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие», - прибавил голос. Екатерина нашла у иконописца образ «Одигитрии» и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С того времени от иконы стали совершаться многие чудеса. Слух о дивном событии быстро разнесся по окрестностям. Узнал об этом местный князь, Борис Михайлович Лыков, и, собрав многочисленное духовенство, просил совершить пред иконою молебное пение, после чего икона была перенесена в самое с. Палицы Нижегородской еп. и поставлена в церкви. В 1641, по воле царя Алексея Михайловича, ее перенесли в Москву, и на месте ее сретения у Тверских ворот была построена церковь, а в 1654 здесь устроен девичий монастырь, называемый от иконы Страстным. Празднество «Страстной» иконе совершается еще в шестое воскресенье после Пасхи, в память чудес, которые в этот день были от нее.

Есть чудотворные «Страстные» иконы Пресвятой Богородицы: в Липецке, в соборе (в 1831 во время холеры, как только с крестным ходом пронесли эту икону по городу и обнесли по домам, холера стала утихать и совсем прекратилась), в с. Енкаеве Темниковского у. (икона была вынута из воды во время разлива р. Ермиши, и от нее получили исцеление несколько человек).

Празднуется 13/26 августа.

Прот. И. Бухарев

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (Страстная седмица), последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниями последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения.

СТРАСТНОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московская еп., в Москве, у Тверских ворот. Основан по повелению царя Алексея Михайловича в честь чудотворной Страстной иконы Божией Матери. В 1778 монастырь сгорел; в 1779 был возобновлен на суммы, пожалованные имп. Екатериной II. В монастыре находились честная глава вмц. Анастасии Узорешительницы, принесенная в дар кн. Е.Д. Цициановой в 1841, и весьма чтимый крест с изваянием Распятого Христа в натуральную величину. Из древностей монастырской ризницы заслуживали внимания: драгоценный вызолоченный крест, пожертвованный в 1679, Евангелие, напечатанное в Москве в 1688, драгоценная парчевая риза, дар царя Алексея Михайловича, и дорогие воздухи, пожертвованные в 1651 боярыней Екатериной Милославской. Главный соборный храм, построенный в 1641, был обновлен и освящен в 1891.

С. В. Булгаков

СТРАХ

СТРАХ - страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. В понятиях Святой Руси страх - унизительное для православного человека чувство, принижающее его веру в милость Божью и часто связанное с нечистой совестью. В древнерусском сборнике «Пчела» (XII-XIII вв.) говорится: «Спрошенный, что в жизни свободно от страха, ответит: чистая совесть».

Страх - самое угнетающее из человеческих чувств и самый сильный источник пороков (К.Д. Ушинский). Самые страшные люди - это люди, одержимые страхом (Н.А. Бердяев). Страха ради люди теряют высшие понятия чести, достоинства, преданности, любви, подвига. Страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг (Н.В. Гоголь).

О. Платонов

СТРАХ БОЖИЙ

СТРАХ БОЖИЙ - благоговение к беспредельной святости Божьей, опасение оскорбить Господа нарушением Его святой воли, боязнь потерять любовь Бога. «Начало мудрости - страх Господень» (Притч. 9: 10). Через страх Господень человек преодолевает страх животный, приобретает высшее христианское совершенство - любовь к Богу и людям. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

СТРАХОВ

Николай Николаевич (16.10.1828-24.01.1896), русский философ, публицист, литературный критик. Один из идеологов почвенничества. Первый биограф Ф. М. Достоевского. Автор книги «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) и ряда статей о Л. Н. Толстом.

СТРАШНЫЙ СУД

СТРАШНЫЙ СУД - торжество божественной справедливости, которое произойдет после конца мира. На этом Суде Судьею явится Сын Божий, пришедший во славе судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в Царствие Небесное, а грешники осуждены будут на вечные муки в аду.

СТРЕЛЬЧЕНКО

Александра Ильинична (р. 2.02.1937), русская певица. Продолжательница исполнительских традиций Н. В. Плевицкой, О. В. Ковалевой, Л. А. Руслановой. Творческий путь начинала в Воронежском русском народном хоре. Окончила Гнесинский институт. Исполнительница народных и современных авторских песен, в т. ч. «По Муромской дорожке», «Утушка луговая», «Выйду на улицу», «Я люблю свою землю», «Веселая кадриль».

СТРЕПЕТОВА

Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903), русская актриса. Воспитывалась в семье парикмахера. Дебютировала в 1865 в Рыбинске. В первые годы сценической деятельности играла в драме, комедии, водевиле, оперетте. Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы в Казани (с 1871), где она с огромным успехом сыграла свои лучшие роли - Катерины в «Грозе», Марьи Андреевны в «Бедной невесте» А. Н. Островского, Лизаветы в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского. В 80-х лучшей ролью Стрепетовой была роль Степаниды в пьесе «Около денег» А. А. Потехина. Для исполнительской игры Стрепетовой характерны искренность, огромная эмоциональность, вдохновенная сила чувства. В 1880 Стрепетова стала актрисой театра А. А. Бренко, в 1881 поступила в труппу петербургского Александрийского театра, играла главным образом в пьесах Писемского и Островского.

В. А. Федоров

СТРИБОГ

СТРИБОГ - в древнерусской языческой мифологии бог воздушных течений и стихий. Идол Стрибога был установлен в Киеве в 980. В «Слове о полку Игореве» ветры именуются Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.

СТРИГОЛЬНИКИ

СТРИГОЛЬНИКИ - тайная иудейская секта, созданная на Руси иудеями-караимами и во многом схожая с ересью жидовствующих. По предположению исследователя М.М. Елизаровой, слово «стригольник» отражает еврейское словосочетание, основанное на словах «делать тайным», «скрывать» и «открывать», «обнажать», «быть изгнанным». Таким образом, в переводе с еврейского языка слово «стригольник» означало «хранящий откровение» или «тайный изгнанник» - понятие, близкое лексике тайных обществ гностиков и манихеев. Как считает Г.М. Прохоров, «стригольничество» - след первого влияния караимства в Северной Руси».

О связи стригольников с иудеями-караимами и о близком к ним учении сообщает Стефан Пермский: «Не достоит-де над мертвым пети, ни поминати, ни службы творити, ни милостыни давати за душю умершего». Стригольники, писал в 1427 митр. Фотий, «саддукеем о нем проклятым подражающе суть, еже и яко и воскресению не надеюще быти мняху». Кроме того, веруя в Бога, стригольники, подобно караимам и «жидовская мудрствующим», не веровали в Божественность Иисуса Христа: дьявол, говорит в своем послании на Русь Константинопольский патриарх, соблазнил их, не сумев прельстить многобожием, в противоположное заблуждение - «сотвори Сына Божия тварь именовати». Они также отвергали евхаристию и предавались «книжным мудрствованиям», по-своему толкуя «словеса книжная, яже суть сладка слышати хрестьяном».

О. П.

СТРОГАНОВЫ

СТРОГАНОВЫ (Строгоновы), русские купцы и промышленники, крупные землевладельцы и государственные деятели XVI - н. XX в., выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Федор Лукич Строганов обосновался в Соли Вычегодской. Его сын Аника Федорович (1497-1570) продолжил и развил солеваренное дело, доставшееся ему от отца. Аника не только довел до совершенства сольвычегодские варницы, но и построил множество варниц на Кольской губе. Аника Федорович ведет большую торговлю с иностранными купцами, скупает у них заморские товары и с выгодой перепродает их. Особую статью приобрела торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья. Посредством этой торговли, по сути дела, начинается активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

Люди Строганова доходят вплоть до Оби и начинают бойкую торговлю с остяками и другими народами этого края, «весьма дружелюбно поступая и лаская их, выменивая у них на свои дешевые товары дорогие меха соболей, лисиц, белок». В 1557 Аника Федорович едет в Москву и объявляет при царском дворе о выгодах этой торговли и необходимости экономического и государственного освоения Урала и Сибири.

За свои труды Аника Федорович получает от царя огромную территорию малообитаемой, но «всем изобильной и к поселению весьма способной» земли по Каме в Перми Великой. Земли эти освоили уже его сыновья Яков и Григорий - они строили там крепости, города, предприятия, множество храмов.

Еще один сын Аники, Семен, был главным инициатором отправления отрядов Ермака на завоевание Сибири, за что был награжден от Ивана Грозного Большой и Малой Солью на Волге. В Смутное время Строгановы проявили себя настоящими патриотами. Они всячески способствовали и деньгами, и людьми освобождению Руси от интервентов, а также избранию царя Михаила. Строгановы построили в России множество заводов, которые обеспечивали работой десятки тысяч людей.

В годы Северной войны 1700 - 21 Строгановы оказали большую денежную помощь Петру I. В XVIII в. Строгановы основали несколько железоделательных и медеплавильных заводов на Урале. В 1722 Александр, Николай и Сергей Григорьевич Строгановы получили титул баронов, а позднее графов, стали занимать крупные государственные посты.

Многие Строгановы интересовались искусством, литературой, историей и археологией, имели богатейшие библиотеки и коллекции.

Д.К.

СТРЯПЧИЙ

СТРЯПЧИЙ (др.-рус.: стряпати - работать, улаживать дело), в России XVI- XVII вв. дворцовый слуга (выполнявший различные обязанности в дворцовом доме) и придворный чин. Придворные стряпчие находились при государе и несли приказную и военную службу. На придворной лестнице чинов стояли вслед за стольниками.

В сер. XVII в. старший из них - «стряпчий с ключом» был помощником постельничего. По Учреждению о губерниях 1775 стряпчими называли некоторых судебных чиновников (до Судебной реформы 1864). С 1832 присяжными стряпчими называли лиц, занимавшихся практикой в коммерческих судах, а в просторечии - ходатаев по частным делам. В этом значении слово «стряпчий» широко употреблялось в литературе.

СТУПА

СТУПА - предмет домашней утвари, в обрядах - эротический символ, воплощение женского лона.

В Гомельской обл. известно шуточное объяснение, откуда появляются дети: «З неба упау, да у ступу папау, А с ступы вылез - И вот якой вырас». В свадебных обрядах восточных славян ступы широко использовались в различных шуточных, пародийных эпизодах. В Минской губ., когда поезд молодого приезжал за невестой, совершался шуточный обряд толчения воды в ступе.

В Ровенском у. в понедельник после свадьбы гости испытывали характер молодой: наливали воды в ступу и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды. В украинском Полесье на свадьбе ступу рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг ступы.

На Псковщине бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг ступы, изображающей церковный аналой.

У русских ступа использовалась в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь, «перетолочь» больное животное на здоровое, пытались «заморить» под ступу лихорадку. «Железная ступа» упоминается в заговоре XVII в. из Олонецкой губ.: «Стоит ступа железная, на той ступе железной стоит стул железный, на том стуле железном сидит баба железная...» В сказках и поверьях Баба Яга и ведьма ездят или летают в ступе.

А.Л. Топорков

СТУПИН

Александр Васильевич (13.02.1776-31.07.1861), русский живописец. Организатор первой провинциальной художественной школы в Арзамасе (1802 - 62). В числе его учеников В. Г. Перов.

СТЫД

СТЫД - в понятиях Святой Руси способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипочем». «Без стыда лица не износишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть».

Такое народное понимание стыда полностью основывается на православном вероучении. Господь поставил стыд одним из стражей Своего закона в душе, чтобы он предотвращал повторение греха и призывал покаянно устремляться к потерянной благодати Божией. Свящ. Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога (Иов. 8: 13), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним (Пс. 34: 26). Стыдно бывает человеку, когда он ненавидит праведника (Иов. 8: 22) или дерзает притеснять брата своего (Авд. 1: 10). Наша духовная природа пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей неправости. Стыд, таким образом, заставляет нас осознать духовно-нравственную беду, в которую мы попадаем, совершив грех. Он влечет наше сердце к осознанию причины этой беды, самоукорению, раскаянию в соделанном - внутренней исповеди перед совестью, к исправлению греховной жизни, к ревности о славе и благодати Божией. Падший Адам неверно отозвался на проявление этого чувства в своей душе, когда «скрылся» от Бога, для него стыд не послужил к принятию спасительной благодати покаяния, а утвердил его в непослушании Богу. По мудрому замечанию Иисуса, сына Сирахова, каждому человеку следует наблюдать время и хранить себя от зла, чтобы не постыдиться за душу свою, ибо «есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать» (Сир. 4: 23-25). Согласно этому замечанию, при появлении стыда нам следует не прятаться от Бога, а идти к Нему за прощением и благодатью для исправления (прот. Г. Нефедов).

«Стыд, - по мнению B.C. Соловьева, - природная совесть, а совесть - общественный стыд». Для того чтобы преодолеть чувство стыда, требуется иногда не менее геройства, как и для того, чтобы преодолеть чувство страха (К.Д. Ушинский). Стыд - хорошее и здоровое чувство. Стыд животворит (М.Е. Салтыков-Щедрин).

У русского народа существует множество пословиц о стыде. Кроме уже приведенных выше, следует назвать: «Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда»; «За стыд голова гинет»; «Сгорел со стыда»; «Чего боимся, того и стыдимся».

Народные пословицы осуждают бесстыжих людей: «Ни стыда, ни сорому ни в котору сторону»; «Стыд под каблук, а совесть под подошву»; «Стал сыт (богат), так взял стыд»; «Стыдненько, да сытненько»; «Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду»; «Жили, жили, а стыда не нажили»; «Бесстыжих глаз и дым неймет».

О. Платонов

СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница