Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "С" (часть 6, "СОВ"-"СПА")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СОВ"-"СПА")

СОВРЕМЕННОСТЬ

СОВРЕМЕННОСТЬ - политическая, общественная и литературная газета патриотического направления. Выходила в Петербурге в 1871-81. Издатели-редакторы - В.В. Гречулевич, О.Е. Лозинский, А.А. Старчевский.

Стояла на твердых православных традициях, призывала к беспощадной борьбе против «революционной деятельности социалистов», солидаризировалась с патриотической газетой «Московские ведомости» (издатель М.Н. Катков).

СОКОЛОВ

Николай Алексеевич (1880-23.11.1924), следователь по делу об убийстве Царской Семьи. Назначен А. В. Колчаком в феврале 1919. Будучи убежденным православным монархистом, отнесся к расследованию с чувством глубокой ответственности и благоговения.

За короткий срок, работая без отдыха с утра и до поздней ночи, Соколов сумел собрать множество вещественных доказательств и опросить сотни свидетелей.

Из материалов дела, собранных Соколовым, следует, что убийство Царской Семьи носило ритуальный характер. Для организаторов убийства гибель царя означала мистическо-символическое разрушение Русского православного государства. Соколов официально задокументировал надписи, свидетельствующие об этом, и даже вырезал их из стены как вещественные доказательства ритуального преступления.

В 1920 Соколов бежал из России. Во Франции он продолжил свое расследование, опрашивая доступных ему свидетелей. Однако до конца своего расследования он не довел - был найден мертвым в саду дома, где жил. Его незаконченная книга «Убийство Царской Семьи» была опубликована посмертно в 1925.

О. Платонов

СОКОЛЬНИЧИЙ

СОКОЛЬНИЧИЙ - должность в великокняжеском дворцовом хозяйстве, во 2-й пол. XVI -XVII вв. - придворный чин в России. «Сокольничий путь» известен с сер. XIV в. За свою службу сокольничий получал кормление с сокольничьего пути. Стоял во главе Сокольничьего приказа.

СОКОЛЬСКАЯ

СОКОЛЬСКАЯ - чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась в 1172. Находилась в Сокольском Преображенском монастыре, на горе Духовой, при р. Ворскле, в трех верстах от местечка Сокольки Полтавской еп. Монастырь основан в 1714. В 1737 крымскими татарами он был разорен, и на древней иконе ими оставлены знаки их варварского нашествия.

Празднуется 23 февраля/8 марта.

Прот. И. Бухарев

СОЛБИНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Владимирская еп., на берегу р. Солбы. Существовала в XVI в.; в XVII в. разорена поляками; в 1711 возобновлена. В 1903 из мужской обращена в женскую. Здесь находилась древняя, весьма чтимая икона св. Николая Чудотворца.

СОЛЕЯ

СОЛЕЯ - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.

СОЛИГАЛИЧ

СОЛИГАЛИЧ - город в Костромской обл., центр Солигаличского р-на. Расположен на отрогах Галичской возвышенности, на правом берегу р. Костромы (приток Волги). Население 7,3 тыс. чел.

Известен с XIV в. под названием Соль-Галицкая. В XIV- XVII вв. крупный центр добычи соли (солеварение прекращено в 1823). В сер. XIV в. в составе Галицкого княжества вошел во владение московских князей, в 1450 окончательно присоединен к Великому княжеству Московскому. В к. XV в. на левом берегу Костромы возведены земляные укрепления, сам город продолжал расти на правом берегу реки. В 1532 крепость выдержала осаду татарского войска. В 1609 в Солигаличе было учреждено воеводство. В 1808 почти полностью уничтожен пожаром. С сер. XIX в. значительное развитие получили производство дегтя и кузнечный промысел.

Архитектурные памятники: в историческом центре города - церкви Крестовоздвиженская (1817), Преображения (1821), Николы на Наволоке (1688); здания торговых рядов (сер. XIX в.); на берегу Костромы - Воскресенский монастырь с Воскресенской (1660 - 69) и Богоявленской (1681) церквами; близ него - Рождественский монастырь (основан в 1335) с собором Рождества Христова (1668-1805).

СОЛИКАМСК

СОЛИКАМСК - город в Пермской обл., центр Соликамского р-на. Расположен в Предуралье, пристань на р. Каме. Население 107 тыс. чел.

Основан в 1430. В летописи 1506 называется Усолье на Камском, позднее - Усолье-Камское, с XVII в. - Соль-Камская. С сер. XVI до н. XVIII в. был крупнейшим центром солеварения в России. Город Соликамск с 1573. К н. XVII в. значительный центр на торговом пути в Сибирь; с установлением торговых связей с Китаем к к. XVII в. стал транзитно-торговым центром между Москвой и Бэйпином (Пекином). В 1597 была открыта т. н. Бабиновская дорога (от Соликамска до Верхотурья, соединившая Центральную Россию с Сибирью). В к. XVII -XVIII вв. в Соликамске развивается медеплавильная промышленность, а также изготовление изразцов и эмалей. К к. XVIII в., с открытием Большого Сибирского тракта, утрачивает торговые функции. Со 2-й пол. XIX в. начинается новый экономический подъем Соликамска, строятся новые соляные заводы.

СОЛНЦЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ

СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ - сказочный герой русских былин, богач, прибывший в Киев, чтобы взять в жены племянницу князя Забаву Путятишну. Расположив князя к себе подарками, богач получил разрешение за одну ночь построить в саду терем для своей избранницы. После сложных интриг против него Соловей Будимирович добивается своего.

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК - персонаж русского эпоса. Изображается либо в виде человека, либо в виде загадочного громадного существа с птичьими крыльями, под которым сгибается дуб. Согласно былинам, у Соловья-разбойника крепкий двор и терем, в котором живет его семья.

СОЛОВЕЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ

СОЛОВЕЦКАЯ СМОЛЕНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Явилась в XVII в. прп. Елеазару, который подвизался на Анзерском острове, в двадцати верстах от Соловецкого монастыря. В храме, когда пришел к утрене прежде братии, от иконы он услышал голос: «Поставьте во имя Мое церковь».

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛОВЬЁВ

1. Владимир Сергеевич (16.01.1853-31.07.1900), философ, поэт, публицист и критик. Сын историка С. М. Соловьева. Общий пафос философского творчества Соловьева - освобождение человека как от пагубной власти индивидуалистических заблуждений, так и антигуманистического давления нуждающегося в преобразовании общества.

В основе всего философского творчества Соловьева лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» на основе «цельного знания» и «цельного творчества». Путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии (опыта, знания и веры).

Антропологическое учение Соловьева двойственно. Как христианский философ, он считает теоретическую потребность частной, одной из многих: «У человека есть общая высшая потребность всецелой или абсолютной жизни». В сфере личной и общественной нравственности эта потребность удовлетворяется «последованием Христу». Цель человеческой истории он видит в преображении мира. Но преображение человека и человечества Соловьев вопреки христианской традиции понимает магически-натуралистически, призывая к «теургическому деланию» - к участию человека в осуществлении божественного Промысла, к превращению мирского царства в царство Божие».

Идея универсального всеединства Соловьева подразумевала подчинение Православия католицизму. Отсутствие православного национального сознания толкало Соловьева на утопические проекты соединения Православия и католичества в «свободную теократию, в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». (См. также: Философия русская).

Д.К.

2. Сергей Михайлович (5.05.1820-4.10.1879), выдающийся русский историк, академик (1872). Сын московского священника. Учился в Московском университете (1838 - 42), по окончании которого в качестве домашнего учителя детей графа А. П. Строганова в 1842 - 44 побывал за границей, где слушал лекции немецких и французских историков и философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 приступил к чтению курса русской истории в Московском университете, защитил магистерскую диссертацию «Отношение Новгорода к великим князьям», а в 1847 докторскую - «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 - профессор Московского университета.

С 1851 стал выходить (ежегодно по одному тому) капитальный труд Соловьева «История России с древнейших времен» (до смерти Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно), доведенный до 1775. Крупным научным и общественным явлением стали «Публичные чтения о Петре Великом» (1872), приуроченные к 200-летию со дня рождения Петра I. По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой «государственной школе», которая считала государство движущей силой исторического развития.

В 1871-77 Соловьев занимал должность ректора Московского университета. В последние годы жизни Соловьев - председатель «Московского общества истории и древностей Российских». Оставил мемуары «Мои записки для детей моих, а если можно, и для других».

В.А.Федоров

СОЛОНЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛОТЧИНСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Рязанская еп., в окрестностях Рязани, близ с. Солотча, при впадении р. Солотчи в Оку. Основан в 1390 Рязанским кн. Олегом, который принял тут иноческий сан. Здесь находились два древних образа св. Алексия митрополита и свв. Бориса и Глеба, высеченные из камня.

С. В. Булгаков

СОЛОУХИН

Владимир Алексеевич (14.06.1924-4.04.1997), русский писатель и общественный деятель. Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести «Владимирские проселки» (1957), «Капля росы» (1960), «Смех за левым плечом» (1984). Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разоренных социалистическими экспериментами. В книге «При свете дня» (1992) показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти. В книге «Соленое озеро» (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест. В развитии этого движения большую роль сыграли его книги «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969), «Время собирать камни» (1980). Солоухин был в числе основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активным деятелем «Русского клуба», а в 1990-е одним из руководителей движения за восстановление храма Христа Спасителя.

В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) «Последняя ступень» (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.

Посмертно опубликованы мемуары «Чаша» (1998).

О.Платонов

СОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЛЬВЫЧЕГОДСК

СОЛЬВЫЧЕГОДСК - город в Архангельской обл., в Котласском р-не. Расположен на правом берегу р. Вычегды (приток Северной Двины). Население 3,9 тыс. чел.

Известен с XIV в. как поселение у Соленого озера. С XV в. - посад Усолье; город с 1492. В н. XVI в. были основаны первые соляные варницы. В XVII-XVIII вв. Сольвычегодск - один из значительных центров русского искусства: развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань; в к. XVII в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т. н. усольская эмаль). С н. XVIII в. в связи с закрытием соляных варниц и перемещением торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска пришла в упадок.

СОЛЬ-ИЛЕЦК

СОЛЬ-ИЛЕЦК - город в Оренбургской обл., центр Соль-Илецкого р-на. Расположен в Предуралье, на р. Елшанке (бассейн Урала). Население 23,5 тыс. чел.

Основан в 1754 как крепость Илецкая Защита. В XVI в. на месте современного Соль-Илецка были начаты разработки каменной соли у горы Тустеби. В 1745 в Оренбурге учреждено соляное правление, которое в 1828 было переведено в Илецкую Защиту. В 1775 крепость была взята Хлопушей, соратником Емельяна Пугачева. В XIX в. здесь находилась императорская каторжная тюрьма. С 1865 город Илецк.

СОЛЬЦЫ

СОЛЬЦЫ - ород в Новгородской обл., центр Солецкого р-на. Расположен на левом берегу р. Шелони (бассейн оз. Ильмень). Население 12,8 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1390, когда здесь был заключен мир между Новгородом и Псковом. Город с 1781; был известен как центр торговли льном.

СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ (ск. ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи - св. Константин и Ликиний признавали права христиан. Но двоедушный язычник Ликиний вместо этого воздвиг жестокое преследование христиан на Востоке. Гонение не обошло и римские войска, в которых в это время служило множество христиан. Указ, которым Ликиний повелел жителям восточной части империи принести жертвы идолам, достиг и Севастии - города в Армении, находившегося тогда под римским правлением. Среди других войск был особый отряд из сорока человек, отличавшийся особым мужеством в боях. Велико же было негодование римского военачальника, когда именно эти сорок воинов отказались поклониться идолам и засвидетельствовали верность Христу. Претерпев муки и заключение в темнице, свв. воины были ввержены в ледяное озеро. Для искушения их твердости на берегу была растоплена баня. Но только один из воинов не выдержал муки и побежал греться. Один из стражников, следивший за мучениками, взглянул на небо и увидел над страдающими венцы: только одного не хватало до сорока. Потрясенный, он исповедовал себя христианином перед другими стражниками и, войдя в ледяное озеро, восполнил число мучеников до сорока. Военачальник, надеявшийся увидеть свв. воинов замерзшими к утру, нашел их живыми. Тогда он велел сокрушить им голени - так в муках они и приняли смерть за Христа.

На Руси день Сорока Мучеников назывался просто Сороки. О нем говорили: «Во что Сороки, в то и Петроки». На основании слова «сорок» простой люд привязывал к дню памяти сорока мучеников множество разнообразных обычаев и поверий. Так, например, крестьяне верили, что на Сорок Мучеников прилетают из-за моря сорок птиц. На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек. В старину в Малороссии на день Сорока Мучеников был у школьников обычай приносить своему учителю по сорок бубликов. В Западной Руси на день Сорока Мучеников сельские девицы, приплясывая, переламывают сорок досок и разрывают сорок небольших шнурков. Здесь же водится обыкновение приготовлять на этот день галушки из теста, бросать в горячую воду, и потом всякий член семейства съедает их по сорока. На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепок и т.п. Число сорока мучеников имеет особенное значение и у других народов. Болгары пьют в честь Сорока Мучеников сорок чаш вина и пекут кравайче. Греки верили, что Сорок Мучеников приводят с собою весну. Во многих местах на Руси на день Сорока Мучеников приготовлялись печения в виде жаворонков, прилетом своим к этому времени предвещающих наступающую весну. Эти печенья обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу.

Память 40 мученикам, в Севастийском озере мучившимся, отмечается 9/22 марта.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ

Виктор Николаевич (13/25.11.1882-4.10.1960), русский педагог, психолог, публицист. В 1906-17 опубликовал множество работ, посвященных проблемам воспитания и обучения, в которых отстаивал идею народности в образовании, связь учебы с производительным трудом, с традициями устного народного творчества. Наиболее значительное из них - «Путь русской национальной школы» (1916). В ней он выступил против космополитизма тогдашнего российского образования, который считал преступлением перед народом. Сорока-Росинский призывал к строительству подлинно русской национальной школы, выражающей волю нации, ратовал за национально-патриотическое воспитание возрастающих поколений, основанное на великих культурных традициях прошлого и на великих целях будущего, т. к. «нация, отказавшаяся от великих целей, от несбыточной мечты, перестает быть великой нацией, перестает жить, ибо для нее жить означает быть готовой на жертвы и подвиг».

В 1920 возглавил школу им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых детей (всемирно известную «Республику Шкид»). Проявил себя как выдающийся педагог. Выработал и сформулировал принципы новой педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др. Свой опыт описал в незаконченной работе «Школа им. Достоевского».

В. Горячев

СОРОКИ

СОРОКИ - См.: СОРОК МУЧЕНИКОВ.

СОРОКОУСТ

СОРОКОУСТ - См.: ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ.

СОРСКАЯ НИЛОВА ПУСТЫНЬ

Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при р. Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 - к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 - опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила.

С. В. Булгаков

СОРТАВАЛА

СОРТАВАЛА - См.: СЕРДОБОЛЬ.

СОСТЯЗАНИЯ НА ЛОШАДЯХ

СОСТЯЗАНИЯ НА ЛОШАДЯХ - См.: ИГРЫ.

СОТНИ КУПЕЧЕСКИЕ

СОТНИ КУПЕЧЕСКИЕ - средневековые корпоративные организации русского купечества XII - н. XVIII в. В XII -XV вв. существовали в Киеве, Новгороде, Полоцке и др. городах. Играли важную роль в их политической жизни. Крупным купеческим объединением было «Иванское сто» в Новгороде. В Москве купеческие сотни известны с XIV в. (сурожане, суконники). Во 2-й пол. XVI- XVII вв. верхушка купечества России объединялась в три общегосударственные корпорации - гостей, гостиную сотню и суконную сотню, которые обладали фактической монополией внешней торговли и выполняли поручения государственной власти по сбору налогов и ведению казенной торговли. Включение купцов в эти купеческие сотни производилось царскими указами, права и привилегии членов этих сотен определялись жалованными грамотами. Ликвидированы в 1720-х.

С.И.

СОТНИ ПОСАДСКИЕ

СОТНИ ПОСАДСКИЕ - средневековые объединения торгово-ремесленного населения русских феодальных городов в XI-XVIII вв. Посадские сотни возникли по территориально-профессиональному признаку и объединяли, как правило, ремесленников одной специальности, проживавших в одном или нескольких соседних кварталах. Они обладали правом самоуправления и выбора на сходе сотника (сотского) и сотенного дьячка. В XI -XV вв. посадские сотни являлись фискальными и военными организациями тяглого населения, выделявшего ратных людей во время войн. Опираясь на сотенную организацию, городское население отстаивало свои права в борьбе с княжеской властью и городской аристократической верхушкой. В XII-XIII вв. в Новгороде посадские сотни имели крупное политическое значение, но в дальнейшем городская аристократия делением города на «концы» ослабила их роль. В Москве они появились, видимо, в 1-й пол. XIV в. С к. XV в. с образованием Русского централизованного государства и укреплением великокняжеской, а позднее царской власти посадские сотни постепенно превращались в территориально-административные единицы, связывавшие посадское тяглое население круговой порукой в отношении податных платежей и повинностей. Сохраняя самоуправление посадских сотен, правительство подчинило их центральному административному аппарату. В XVII в. в Москве имелось не менее 25 сотен и более мелких сотенных объединений - полусотен и четверть сотен. В XVI-XVII вв. деление на посадские сотни сохранялось также в Пскове и др. городах.

С.И.

СОТНЯ

1) Войсковая единица в древнерусском войске, первоначально равнявшаяся 100 чел. 2) Средневековая корпоративная организация на Руси (См.: Сотни купеческие, сотни посадские). 3) Военная и административно-территориальная единица в Малороссии в XVI-XVIII вв., составная часть полка. Начало сотни с таким значением было положено в XVI в. в связи с образованием реестрового казачьего войска на службе у Речи Посполитой. Со времени освободительной войны малоросского народа 1648 - 54 сотенное устройство было распространено на всю Малороссию. Сотня называлась по тому населенному пункту (обычно город или местечко), где находились сотенные учреждения. Число сотен в полку колебалось от 7 до 20, а количество казаков в сотне - от нескольких десятков до нескольких сотен. Во главе сотни стоял сотник, помощниками которого были писарь, сотенный атаман, есаул и хорунжий. Первоначально сотник выбирался казаками, позднее назначался из числа крупных землевладельцев и обладал широкими военными, административными, судебными и финансовыми правами. 4) Войсковое подразделение в казачьих войсках, соответствовавшее эскадрону в регулярной кавалерии.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ - построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней. Имеет пять глав, одну лестничную башню и один пояс галерей. В покрытиях полукруглые закомары чередуются с треугольными завершениями («щипцами») и сводами в четверть окружности. В целом объем здания монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Этому способствует и то, что вместо тройных аркад, как в Киевском Софийском соборе, используются двойные, а опоры сложного сечения сменяются простыми квадратными или восьмиугольными. Во внутреннем убранстве мозаика уступает место фреске, исчезают мрамор и шифер. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь - камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Новгородский Софийский собор строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую, поэтому он во многом подобен Киевскому. Своеобразие форм и техники новгородского собора свидетельствует о том, что эти опытные зодчие умело применялись к местным условиям и, в частности, широко использовали дешевый и удобный местный строительный материал - известняковую плиту.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ

СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ - построен в сер. XI в. Пятинефной композицией и техникой кладки в основном аналогичен Софии Киевской. Здание сильно перестроено, поэтому ныне можно судить в основном лишь о его плане, но не о первоначальном облике.

СОФИЯ

СОФИЯ - в сознании человека Святой Руси одно из основополагающих понятий Бытия, воплощение «Премудрости Божией», одухотворяющей все сущее, придающее ему высший смысл и порядок. Три главных русских собора XI в. - в Киеве, Новгороде и Полоцке - были посвящены Софии.

СОФИЯ - ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОФРОНИЕВО-ДОНСКАЯ

СОФРОНИЕВО-ДОНСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Софрониевой пустыни, куда была принесена в 1733 донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать ее в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головою. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконою, получил исцеление.

Празднуется 19 августа/1 сентября.

Прот. И. Бухарев

СОФРОНИЙ ИРКУТСКИЙ

СОФРОНИЙ ИРКУТСКИЙ - епископ (1704-30.03.1771), в миру Стефан Кристалевский, родился в семье «посполитого человека», служилого крестьянина Назария Феодорова. Детские годы после увольнения отца со службы он провел на Полтавщине. Здесь же в Переяславской еп. на Украине в 1730 постригся в одном из местных монастырей. Был настоятелем в Петербургской Александро-Невской лавре, в сане архимандрита. В 1753 был назначен епископом Иркутска, где и скончался. Все время от кончины до погребения - более шести месяцев - свт. Софроний находился во гробе в Казанском приделе. Несмотря на столь длительный срок, его тело не показало никаких признаков тления. После погребения всеми почитаемого архипастыря память о нем сохранялась среди благочестивых иркутян. В 1870-е нетленное тело святителя было открыто вторично, и оно было совершенно цело и благоухало. Рука, держащая крест и разрешительную молитву, была бела как снег. Мантия святителя через сто лет осталась столь же крепкой, как только была положена. И все это - несмотря на большую сырость в пещере. У гроба с нетленными мощами свт. Софрония совершались многочисленные исцеления и чудеса. На Всероссийском Церковном Соборе 1917 - 18 свт. Софроний был причислен к лику святых.

Память свт. Софронию отмечается 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (в монашестве - Сусанна) (5.09.1657-3.07.1704), правительница России в 1682-89. Дочь русского царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской.

После смерти царя Федора Алексеевича русским государем был провозглашен Петр I - сын царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной. С этим не захотела примириться семья Милославских. Она воспользовалась волнениями стрельцов, которые подвергались всевозможным притеснениям и были обложены тяжелыми налогами. 15 мая 1682 вооруженные стрельцы ворвались в Кремль и перебили многих родственников и приверженцев Петра I и Нарышкиных. Они потребовали, чтобы русскими царями были объявлены два сводных брата - Иван V и Петр I. Причем «старшим царем» должен был считаться Иван V - сын Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской. Но так как Иван V был болезненным, а Петр I еще отроком (ему было всего 10 лет), то управлять государством за них должна была сестра - царевна Софья, умная, энергичная и образованная женщина. Ее воспитателем был известный просветитель Симеон Полоцкий. Большую роль при дворе играл ее фаворит кн. В. В. Голицын, один из самых образованных людей XVII в.

Несмотря на перемены в правительстве, московские стрельцы продолжали волноваться. Осенью 1682 Софья с помощью дворянского ополчения подавила стрелецкое движение. Дальнейшее развитие России требовало проведения серьезных реформ. Однако Софья чувствовала, что ее власть непрочна, а потому отказывалась от нововведений. В ее правление был несколько ослаблен сыск крепостных, сделаны незначительные послабления посадским людям, в интересах Церкви Софья усилила гонения на старообрядцев. В 1687 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. В 1686 Россия заключила «Вечный мир» с Польшей. По договору Россия получала «на вечные времена» Киев с прилегающим к нему районом, но обязывалась начать войну с Крымским ханством, так как крымские татары подвергали опустошению Речь Посполитую.

В 1687 кн. В. В. Голицын повел русскую армию в поход на Крым. Войска дошли до притока Днепра - р. Конские Воды. Татары подожгли степь, и русские были вынуждены повернуть назад. В 1689 В. В. Голицын совершил второй поход на Крым. Русские войска дошли до Перекопа, но взять его не смогли и бесславно возвратились. Эти неудачи сильно ударили по престижу Софьи. Многие из приверженцев царевны потеряли веру в нее.

В августе 1689 в Москве произошел переворот. К власти пришел Петр I, бывшая правительница России была заключена в Новодевичий монастырь. В 1698 в России произошло еще одно стрелецкое восстание. Стрельцы с запада шли на Москву, собираясь посадить на царский трон царевну Софью. Но они были остановлены и разбиты под Воскресенским Новоиерусалимским монастырем верными Петру I войсками. Софья была пострижена в монахини, и за ней был установлен строгий надзор. Умерла она в заключении в монастыре.

О.М. Рапов

СОФЬЯ (ЗОЯ) ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ

СОФЬЯ (ЗОЯ) ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ (ок. 1440-7.04.1503), великая русская княгиня, жена вел. московского кн. Ивана III Васильевича, дочь морейского деспота Фомы, внучка византийского имп. Мануила II, племянница двух последних византийских имп. Иоанна VIII и Константина XI.

Около 1465 Софья переехала с острова Корфу в Рим, где воспитывалась при папском дворе. В 1472 она приехала на Русь и вышла замуж за Ивана III. Этот брак способствовал повышению международного престижа как великого московского князя, так и его потомков.

Софья оказала очень большое влияние и на своего мужа, и на внешнюю политику России. Некоторые источники сообщают, что она настаивала на решительной борьбе с татарами и на свержении золотоордынского ига. Софья активно участвовала в придворных интригах и добивалась от Ивана III провозглашения наследником своего сына Василия вместо внука Ивана III Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого), уже венчанного на царство.

О.М. Рапов

СОХА

1. единица податного обложения в России XIII-XVII вв. До сер. XVI в. соха измерялась количеством рабочей силы, тяглоспособностью. В XIII-XV вв. округ из 2 - 3 крестьян-работников составлял соху. К ней могла быть приравнена и другая производящая или дающая доход единица: чан кожевничий, невод, лавка, кузница и т. п. В к. XV в. новгородская соха равнялась трем обжам (обжа обрабатывалась работником с одной лошадью), а московская соха - 10 новгородским сохам и являлась податным округом разных размеров в разных местностях государства: в нее в каждом конкретном случае входило разное количество деревень, дворов, людей и пашни. С сер. XVI в. в центре государства все эти сохи, которые впоследствии стали рассматриваться как малые сохи, или сошки, были заменены большой сохой, представлявшей собой уже геометрическую величину, состоявшую из того или иного количества четвертей земли (четверть - 1 /2 десятины). Маленькая сошка в три обжи сохранилась только в Новгородском, Двинском, Каргопольском и Турчасовском уездах. В Каргопольском и Турчасовском уездах, наряду с ней, была распространена 10-сошечная (30-обежная) сошка, заимствованная из Новгородского уезда, где она называлась «московская соха». В к. XVI-XVII вв. на посадах повсеместно существовала большая соха, состоявшая из определенного количества дворов. В 1679 сошное обложение было заменено подворным.

С. Каштанов

2. одно из древнейших в России орудий обработки земли. Соха не переворачивала почву, а дробила и рыхлила ее.

Часто употреблялась для заделки семян. Соха состояла из колодки, в которую спереди врезались наглухо обжи (оглобли), а сзади рукоятка; под колодкой помещался полоз, подошва или рассоха с двумя рогами; на эти рога насаживались сошники (лемехи), а под ними помещалась палица, т.е. железная лопата, играющая роль отвала; палица переставлялась в стороны благодаря подтужинам (веревкам, привязывающим ее к сохе). Пахота с сохой требовала большой скорости и физической силы. В XIX в. постепенно заменяется плугом.

О.П.

СОЧЕЛЬНИК

СОЧЕЛЬНИК (сочевник), навечерие Рождества Христова. По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник - 24 декабря/6 января - постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только является на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к св. рождественской вечери. Пред самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.

Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Самый стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение: кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти. Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, в которых положен был Спаситель.

Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. Вместе с указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком дохристианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что «в навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными». Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды, празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24 и 25 декабря. В к. XVII ст. патр. Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова.

И.П. Калинский

СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА («Русский народный союз имени Михаила Архангела»), русская монархическая организация, возникшая в начале 1908 в результате выхода из «Союза Русского Народа» ряда общественных деятелей во главе с В.М. Пуришкевнчем.

Основным органом «Союза» была избираемая на съездах на три года Главная палата из 14 членов. «Союз» имел свои ячейки во многих городах России (особенно крупные организации - в Москве, Одессе, Киеве).

«Союз» выступал за сохранение исторических устоев России - Православия и Самодержавия, боролся за лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства Польши и Кавказа.

Вместе с тем «Союз» поддерживал существование Государственной Думы и одобрял Столыпинскую реформу, направленную на уничтожение крестьянской общины.

«Союз» выпускал газету «Колокол», еженедельники «Прямой путь» и «Зверобой», распространял книги и брошюры, проводил собрания, чтения, беседы, массовые кампании по разоблачению иудейских и либерально-масонских интриг.

О.П.

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - объединение русских художников (1903 - 23). Создан бывшими передвижниками и членами «Мира искусства», объединившимися в 1901 на «Выставке 36 художников». Первоначально включал московских (А.Е. Архипов, A.M. Васнецов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, С.В. Иванов, К.А. Коровин, С.В. Малютин, В.В. Переплетчиков, П.И. Петровичев, А.А. Рылов, А.С. Степанов, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и др.) и петербургских живописцев (А.Н.. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов и др.). Стилистическое единство «Союз русских художников» приобрел после выхода из него в 1910 из-за творческих разногласий группы петербургских художников. Для творчества основного ядра «Союза русских художников» (преимущественно пейзаж и бытовой жанр) характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах свето-воздушной среды, иногда тяготение к импрессионизму. «Союз русских художников» организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА БОРУ СОБОР

СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА БОРУ СОБОР - в Московском Кремле, древнейший каменный храм в Москве, построенный в 1330 Иоанном I Калитой, западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 Симеоном Гордым. В к. XVIII в. храм был разобран и вновь сложен из кирпича в прежних формах под рук. М. Ф. Казакова. Разрушен еврейскими большевиками в 1932.

СПАСА-НЕРЕДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

СПАСА-НЕРЕДИЦЫ ЦЕРКОВЬ - под Новгородом, построена в 1198, разрушена немецкими оккупантами и ныне восстановлена. Небольшой храм поражает мощью и монументальностью. Его внутреннее пространство, погруженное в полумрак, кажется сдавленным толстыми стенами, тяжелыми и массивными столбами, нависающим над головой бревенчатым накатом хоров. В интерьере церкви прежде сохранялась древняя живопись.

СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ

СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ (Леньковская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в церкви с. Ленькова, в 8-ми верстах от Новгород-Северска, на берегу Десны. В этом месте, против самой горы, где стоит церковь, на Десне находится водоворот, в котором часто гибли огромные барки. Тут явилась икона Пресвятой Богородицы (1751). С того времени пловцы, подъезжая к Ленькову, обыкновенно стали останавливаться, чтобы совершить молитву пред чудотворною иконою о своем помиловании, и с того времени тут несчастия сделались весьма редкими.

Празднуется 20 декабря/2 января.

Прот. И. Бухарев

СПАС-КЛЕПИКИ

СПАС-КЛЕПИКИ - город в Рязанской обл., центр Клепиковского р-на. Расположен в центральной части Мещёрской низменности, на р. Пре (приток Оки). Население 7 тыс. чел. Известен с XVI в. как с. Клепики, позднее - Спас-Клепики. Во 2-й пол. XVII в. - торговое село с полотняной фабрикой на оживленном Касимовском тракте; к сер. XIX в. в населенных пунктах, расположенных близ Спас-Клепиков, значительное развитие получило производство ваты (из отходов хлопкопрядильных и ткацких фабрик Московской и Владимирской губерний), а также льняной пакли.

СПАСО-АВРААМИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Смоленская еп., в Смоленске. Основан в н. XIII в. В 1610 разорен поляками; в 1658 возобновлен; в 1812 пострадал от французов. В монастыре почивали мощи прп. Авраамия Смоленского (ск. 1221). В 1-е воскресенье после 21 августа совершался крестный ход из монастыря на место первоначальных подвигов прп. Авраамия, с. Богородицкое.

С.В. Булгаков

Предыдущая страница Следующая страница