Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 31, "АХТ"-"АЯЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 31, "АХТ"-"АЯЧ")

Ахтер-люк

АХТЕР-ЛЮК, одно из главных отверстий (люков) в палубе, позади грот-мачты, служащее для погрузки внутрь корабля разных грузов. - А.-люком называют также помещение в трюме судна, служащее для хранения провизии, перевозимой в бочках или цистернах (вино, уксус, квашеная капуста, солонина и проч.).

Ахтертов

АХТЕРТОВ, снасть, служащая для откидывания выстрела (см. это слово) из походнаго положения в якорное, т. е. нормальное к борту корабля. А. называется также бурундуком.

Ахтер-штевень

АХТЕР-ШТЕВЕНЬ, кормовая оконечность судна. Его назначение - закончить кормовой набор и поддержать находящиеся в корме руль и гребные винты. На конструкцию А. влияют, во-первых, число винтов судна, а во-вторых, бронирование корабля, т.-е. защищена ли корма его броней или нет. В том случае, когда судно одновинтовое, А. состоит из двух частей: передней, через которую проходит гребной вал, и задней, служащей для подвешивания руля, при чем промежуток между ними предназначается для свободнаго вращения винта; первая, т.-е. передняя, часть называется старнпост, вторая - рудерпост. У двух- и четырех-винтовых судов сохраняется только рудерпост, т. к. валы проходят по обе стороны диаметральной плоскости. А. трех-винтового судна представляет сочетание из только-что сказаннаго о двух- и одновинтовых судах. Бронирование кормы несколько изменяеть конструкцию верхней части А., т. к. требует особеннаго устройства для поддержания и подкрепления броневых плит, имеющих здесь всегда двоякую кривизну. По материалу, из котораго штевни сделаны, они делятся на стальные литые и кованые; литые штевни в свою очередь подразделяются на сплошные и пустотелые, как, напр., на корабле Цесаревич, у котораго пустотелый литой А. подкреплен вертикальными и горизонтальными ребрами. В прежнее время, когда не могли производить больших поковок и отливок, А. делались составными из листов и утольников, а при деревянном судостроении их делали из тиковаго дерева или дуба и в местах соединения подкрепляли солидными медными планками. У прежних судов - стальных, но покрытых деревянною и медною обшивками - против обростания подводной части - А. всегда делались бронзовыми. В теле А. делаются особыя выемки или четверти для притыкания листов наружной судовой обшивки, глубиною в толщину листа. Для подвешивания руля на А. делаются особые приливы с отверстиями, т. наз. петли, на которых и вращается руль. В виду того, что рули, устанавливаемые на судах, бывают трех родов: обыкновенные, балансирные и полубалансирные, рудерпосту приходится давать то или другое очертание, в зависимости от формы принятаго руля. Самая нижняя часть А., на которую опирается руль, называется подпятником и устраивается для уменьшения нагрузки на петли, а верхнее отверстие в штевне, предназначенное для пропуска головы руля внутрь судна, носит название гельмпорта. Впрочем, не на всех судах обязательно должен быть подпятник, на некоторых, при устройстве подвешенпаго руля, необходимость в подпятнике отпадает, т. к. тогда вес руля принимается особым устройством внутри судна. На малых судах, как, напр., на миноносцах, А. устраиваются подобным же образом и бывают весьма различных форм. Часто нижняя ветвь штевня опускается книзу, образуя достаточное место для помещения винта, и рудерпоста не делают вовсе. Эта нижняя ветвь служит для защиты винтов, но делается не всегда; когда ея нет, пятка руля укрепляется помощью особых кронштейнов.

Ахтиар

АХТИАР (по-турецки Ак-иар - белый обрыв), старинное название крепости Севастополь, по имени бывшей здесь небольшой татарской деревни А., которая находилась на Северной стороне в узкой лощине между меловыми горами.

Ахты

АХТЫ, сел. в южн. Дагестане (Самурск. окр.), близ котораго в 1839 г. было построено укрепление для удержания в повиновении местнаго населения. Расположенное в 3-х вер. от аула, при впадении р. Ахты-чай в р. Самур, на возвышенности праваго берега Самура, укр-ие это имело вид неправильнаго пятиугольника бастионнаго начертания с барбетами в углах бастионов. Ров укр-ия имел каменныя стены высотою в 15 фт. и толщ. 3½ фт. Куртины фронтов состояли из оборонительн. казарм, сверху которых была устроена пехотная позиция для обстреливания подступов и впередилежащей местности. На вооружении укр-ия состояло 11 пушек и 6 кегорновых мортир. Благодаря пересеченной, скалистой местности и особенно значительной крутизне праваго берега р. Ахты-чай, близ укр-ия было много мертвых пространств, трудно или даже вовсе не поражавшихся с валов укр-ия. Ахтынское укр-ие известно геройской защитой его русскими войсками в 1848 г. против скопищ Шамиля. Успехи русскаго оружия в Дагестане и Чечне в 1848 г., а также взятие Гергебиля, привели Шамиля к решению возстановить утраченный авторитет среди горцев. Собрав, поэтому, около 12 тыс. горцев и подняв жителей рутульскаго магала, Шамиль двинулся к А., куда отступил нач-к. Самурск. окр. плк. Рот с 2-мя рот. линейнаго Грузинскаго баталиона № 6. 5 сент. в виду укр-ия показались толпы горцев, под начальством Даниель-бека, со стороны д. Килла, и в ту же ночь - со стороны д. Амсар, Лучек и Искерскаго ущелья. Предпринятая 8 сент. плк. Ротом рекогносцировка вверх по Самуру была остановлена численно превосходным неприятелем, принудившим отряд вернуться обратно. 12-сент. в укр-ие прибыла команда в 48 челов. 1-го батал. Мингрельскаго егерскаго полка, под начальством подпоруч. Ищенко, а 13-го утром, с песнями и барабанным боем, под огнем скопищ мюридов, лихо подошла к укр-ию 5-я гренад. рота кн. Варшавскаго полка, под ком. кап. Тизенгаузена. Таким образ., к 13 сент. гарнизон Ахты состоял из 500 чел. при 18 штаб- и обер-офицерах. 15 сент. в аул Ахты прибыл Шамиль и рано утром двинул к укр-ию все свои силы. Пользуясь складками местности, горцы близко подошли к укреплению, но штурм успеха не имел, несмотря даже на то, что наступавшему удалось сделать завалы против I и IV бастионов. Во время штурма был тяжело ранен комендант укр-ия полков. Рот, и на его место единогласно избран капит. Новоселов. На следующий день неприятель подвез к укр-ию кегорнову мортиру и, поставив ее на высоком холме по ту сторону Самура, стал обстреливать гранатами внутренность укр-ия. Одна из гранат, пробив потолок порохового погреба на V бастионе, произвела огромный по силе взрыв 400 пуд. пороха, другая взорвала зарядный ящик. Чрез образовавшуюся брешь горцы бросились в укр-ие, но были отбиты гарнизоном, быстро оправившимся от потрясения. Брешь заделана материалом, получившимся после взрыва погреба. Ночью несколько охотников вызвались пройти через неприятельское расположение и сообщить главнокомандующему о тяжелом положении гарнизона, которое усилилось еще недостатком воды. Между тем горцы продолжали подвигаться вперед своими траншейными работами и с 17-сент. начали заваливать рвы фашинами и бревнами, а с 18-го приступили к закладке мин под исходящим углом I бастиона. В полдень того же числа на высотах за Самуром показался отряд кн. Аргутинскаго, шедший на выручку гарнизону. К сожалению, отряд не мог без моста перейти реки вблизи укр-ия и должен был совершить дальний обход через аул Харзы. Ободренные этим горцы 20 сент. взорвали горн, почти срывший I бастион, и произвели решительный и отчаянный штурм. Три часа длился ожесточенный рукопашный бой, после котораго обезсиленные большими потерями горцы отступили. 21-го утром противник стал готовиться к новому штурму, заложив заряд под 5-ю батарею, и без того разрушенную взрывом порохового погреба. Но в это время, переправившись через Самур у аула Харзы, кн. Аргутинский, узнав о бывшем накануне штурме, поспешно двинулся к укреплению. Даниель-бек и Хаджи-Мурад, намереваясь преградить ему путь, заняли 7 тыс. горцев сильную позицию между аулом Мискинджи и бывш. Тифлисским укр-ием, построив на ней ярусные окопы. Стремительная, отважная атака русских войск, длившаяся не более часу времени, увенчалась победою. Укр-ие А. было освобождено. За время его осады и штурмов с 14 по 22 сент. гарнизон потерял 90 чел. убитыми и 142 ранен. (Опис. осады укрепления А. в 1848 г. Спб., 1850; "Кавказцы", 1858 г. вып. 26-29).

Новоселов.

Новоселов.

Ахтырский, 12-й гусарский, полк (великой княгини Ольги Александровны)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахульго

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахун

АХУН, духовное лицо мусульм. исповедания, нечто в роде благочиннаго, которому подведомственны несколько приходов. В воен. вед. старший А. состоит по штату при штабе войск гв. и Петерб. воен. округа, (Св. шт. 1893 г., кн. I, № 10; пр. по в. в. 1908 г. № 319).

Ахшарумов, Дмитрий Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ацетон

АЦЕТОН. См. Растворители порохов1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ацхур

АЦХУР, бывш. турецк. креп. в Боржомском ущельи (в 29 вер. к с.-в. от Ахалцыха), охранявшая мост на р. Куре. Цитадель располагалась на высокой скале, обстреливала дорогу, ведущ. из Боржомск. ущелья к Ахалцыху и, так. обр., заграждала проход. 17 марта 1770 г. под м. Сурамом грузинское войско ок. 7.000 чел. под нач. царя Ираклия II соединилось с русск. отряд. г.-м. гр. Тотлебена (358 чел. пех. и 150 каз. с полков. арт.), для совместных действий против турок по Боржомскому ущелью в направл. на Ахалцых. К последнему должен был прибыть через Зекарский перев. также царь Имеретии Соломон со своим войском. Соединен. отряд русских и грузин 17 апр. 1770 г. подошел к кр. А., занятой турецк. гарнизоном, но здесь гр. Тотлебен, опасаясь измены грузин, вследствие неудовольствия последних, направлен. лично против него, отступил с русским отр. обратно к Сураму. В авг. 1828 г. главнок. отд. кавказским корпусом гр. Паскевич-Эриванский, по взятии Ахалцыха, выслал небольш. отр. г.-л. кн. Вадбольскаго, для овладения А. Последний, впрочем, сдался без сопротивления. - В серед. окт. 1853 г. часть 13-пех. дивизии, предназнач. для обороны Грузии и Мингрелии, расположилась у южн. выходов из Боржомскаго ущелья (к Ахалцыху). 6 нояб. 1853 г. значит. партизанский отр. турок, желая прорваться в Мингрелию, для грабежа, напал на А., занятый 4 рот. Брестскаго и Белостокскаго пп., но был отбит; а на следующий день, когда к отр. подошло подкрепл. из 9 рот и пеш. сотен, принявший команду ген. Брунер атаковал превосходящий его силами турецк. отр., разбил его и преследовал около ½ перехода. (Историч. очерк кавк. войн, изд. штаба Кавк. воен. округа 1899 г.; Утверждение русск. владыч. на Кавказе, издание штаба Кавказск. воен. окр. 1902 г.; Богданович, Восточная война 1853-55 гг.).

Ачин

АЧИН, сев. часть о-ва Суматры (прежнее Ачинское государство), названная так по имени реки, на которой лежит главный город, Кота-Раджа. Население занимается земледелием и до сих пор промышляет морскими разбоями. В 1873 г. голландское правительство объявило А. войну, но неудачно. Голландцы отправили лишь небольшой экспед. отряд с несколькими горными орудиями. Ачинцы укрепились в своей столице. Голл. отряд прибыл к устью р. А. в апр. 1873 г. Высадив десант, голландцы выдержали бой почти на месте высадки, при содействии флота завладели двумя фортами, затем штурмом взяли укрепление столицы - Кратон, местопребывание султана и цитадель. Понесенныя потери (пал и начальник эксп. ген. Кёлер) и упорное сопротивление принудили голландцев начать отступление, и отряд возвратился в Сингапур. Эта неудача побудила голл. правит. обратить серьезное внимание на войну с ачинцами. Под нач. ген. Свитена (Van Swieten) был сформирован новый отряд в 9.000 чел. с несколькими полевыми батареями, при 2½ ротах креп. артиллерии, с 20 орудиями и 4 мортирами большого калибра, 2 картечницами и 12 - 9-см. пушками. Транспорты с экспедиционным отрядом вышли из Батавии и Сурабайо. Проливные дожди и открывшияся болезни задержали высадку, между тем ачинцы отлично укрепили берег и Кратон, достав пушки и ружья у английских купцов. Высадка состоялась в декабре 1873 г.; в конце дек. началась осада крепости. Сопротивление было упорное; голландцам пришлось бороться еще и с болезнями. 24 янв. крепость была занята голландцами; вскоре ачинцы оставили и столицу, отступив внутрь о-ва. Занятые пункты были укреплены голландцами. В мае голл. правит. решило оставить лишь оккупацион. отряд в 2½ тыс. чел.; этот отряд подвигался постепенно в глубь страны, лишая султана его союзников переговорами или силою оружия. В 1896 г. снова вспыхнуло возстание, но было подавлено. В 1902 г. и горныя области подчинились голландскому управлению. (Hooyr, De Krijgsgeschiedenis van Nederlandsch-Indie 1811-1894, III bd., 1897; W. L. De Petit, La conquête De La vallée d’Atchin par les Hollandais, 1891).

Аш Гриендель д'

АШ ГРИЕНДЕЛЬ д’ (Griendel d’Aach), инженер XVII стол., участвовавший в постройке крепостей во Франции, известен своими предложениями по усовершенствованию бастионнаго фронта. Он советовал делать в бастионах тупые исходящие углы, удлинять фасы, укорачивать фланки и уменьшать куртину. Против рвов-демилюнов, которые y него очень выступают, бруствера устраиваются в 2 яруса, a каждый демилюн окружен большим контр-гардом. Демилюны и контр-гарды имеют входящие фасы, доходящие до бастионов и образующие перед ним тенали. Исходящий угол бастиона прикрывается равелином, расположенным немного впереди контр-гардов и демилюнов и снабженным большими фланками. Система А. имеет сходство с системой Спекле. Ея существенным недостатком является то, что по овладении равелином входящие фасы контр-гардов и демилюнов могут быть легко взорваны минами. (Etudes historiques sur la fortification, Par F. Prevost, Paris, 1869).

Аш Гриендель д

Ашантийские экспедиции

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ашафенбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аше, д'

АШЕ, д’, французский коммодор. Был начальником французской эскадры в 1758 г. в сражениях Гуделурском и Негапатамском и в 1759 г. - в сражении у Порто-Ново1 (см. эти слова).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ашенюл

АШЕНЮЛ, большое китайское селение, расположенное к ю.-з. от Мукдена, между р. р. Ляохэ и Тайцзыхэ. Во время стояния русских армий под Мукденом в конце 1904 и в начале 1905 г.г. этот пункт, благодаря своему положению на правом фланге 2-й Маньчжурской армии и в узле путей, ведущих левым берегом р. Ляохэ в обход этого фланга к Мукдену, мог приобрести некоторое значение. Поэтому занятие его и соседней с ним д. Убанюлу, 8 января 1905 г. японской пехотой в количестве около 2½ тыс. чел. вызвало со стороны командующаго армией приказание, данное конному отряду ген.-ад. Мищенко, выбить их оттуда. Для этой цели расположенный в то время у д. Тахуанчипу конный отряд был усилен к 10 янв. тремя полками 14-й пех. дивизии. Однако, японцы уже в течение 9 и 10 янв. добровольно очистили обе названныя деревни, которыя 11-го утром без выстрела были заняты конницею ген.-ад. Мищенко. Этот случай едва не повлек за собою отсрочки наступления 2-й армии, намеченнаго на 12 янв. и явился причиной сильнаго утомления 14-й пех. дивизии, неблагоприятно отразившагося на действиях последней в боях у Сандепу.

Ашильта

АШИЛЬТА, аул в аварском округе, Дагестанской обл., на правом бер. р. Андийскаго Койсу, несколько выше замка Ахульго - бывшаго редюита Шамиля во время Кавказских войн. 9 июня 1837 г. Ашильта взята штурмом после трехчасового боя войсками г.-м. Фези. Расположенная терасообразно, окруженная садами, деревня, помимо естественных препятствий, была приспособлена к обороне. Ее защищали 2.000 отчаянных мюридов, давших клятву на коране победить или умереть. К концу дела потрясающая душу бойня шла в саклях, в которых засели озлобленные горцы. Пощады не просили и пленных не брали. Выбитые, наконец, из аула горцы, собрались на хребте, севернее Ашильты, и шесть раз бросались на приступ. Отбив последнюю атаку изступленных мюридов, г.-м. Фези сам перешел в наступление и разбил горцев на-голову, а Ашильту сжег. Из наших 11 рот и 100 спешен. казаков, участвовавших в штурме Ашильты, убито: 1 штаб-офицер, 8 обер-офицеров и 28 нижних чинов, ранено 107 человек и контужено 39 человек. 14 июня, по взятии Ахульго, жители верховьев Андийскаго Койсу в числе 12.000 чел. внезапно обрушились на нашу позицию у Ашильты, стараясь обойти наш левый фланг. Рукопашный бой шел до сумерок. Ночью Фези сосредоточил войска к левому флангу, и бой продолжался до утра. С прибытием к полудню 16-го трех рот Берзуля, атакованные горцы разсеялись. В этом двухдневном бою убит 1 оф. и 32 н. ч.; ран. 3 оф. и 93 н. ч.; конт. 3 оф. и 35 н. ч. ("Современник", 1850 г.; Кавказский сборник, т. VIII; Акты кавказской археографической комиссии, т. IX; "Русская старина" за 1876 г. № 1-6).

Ашитковское мельнично-сено-прессовальное заведение

АШИТКОВСКОЕ мельнично-сено-прессовальное заведение (в Коломенском у., Московской губ.) предназначено для перемола муки и прессования сена, заготовляемых интендантством в текущее довольствие войск и на образование запасов. Оно подчинено Московскому окр. интенданту; штат его следующий: зав-щий заведением (избирается окр. инт-ом), утверждается в должности главн. инт-ом), 1 помощник заведующаго заведением, 1 писарь, 2 надзирателя, 1 машинист, 2 его помощника, 1 мельник, 2 его помощника, 2 служителя и 35 рабочих. Деятельность заведения определяется ежегодно нарядами, даваемыми гл. инт-им упр-ием через окружн. инт-та. Работы в заведении производятся не свыше 10 часов в сутки, но, в случае усиленнаго наряда, размер рабочаго времени может быть увеличен по распоряжению окружного интенданта. (Приказы по воен. вед. 1896 г., № 302 и 1898 г., № 129).

Ашур-Аде

АШУР-АДЕ или Большой Ашур, наиболее возвышенный между Ашурскими остовами, расположенными в юго-восточн. части Каспийскаго моря, при входе в Астрабадский залив. Остров имеет среднюю высоту 3-4 фт., кроме зап. части, где местность несколько возвышеннее и местами доходит до 6-7 фт.; зато вост. сторона совершенно низменна и покрыта камышом. Во время зап. ветров, подымающих уровень воды в Астрабадском заливе, вода выступает на остров, и происходит наводнение; климат нездоровый, часто свирепствуют лихорадки. Длина острова вместе с косою составляет около 3 верст, а ширина не превышает ½ версты. На острове Ашур-Аде помещаются наша Астрабадская морская станция, казенные магазины, церковь и несколько домов для офицеров и нижних чинов, служащих на станции. Якорное место находится по юго-вост. сторону острова, с глуб. около 2½ саж., в 200 саж. от берега.

Аэродром

АЭРОДРОМ, место, специально приспособленное к производству опытов с разнаго рода летательными аппаратами. А. должен иметь ровную площадь, размером не меньше одной квадратной версты, и замкнутую ровную дорожку, шириною около 50 метр., на поворотах которой становятся мачты-сигналы или на земле делаются хорошо видные с аэропланов знаки, разстояния между которыми известны; по этим сигналам определяется разстояние, пройденное аэропланом. По одной из сторон А. располагаются ангары (сараи) для аэропланов, тут же может быть устроена небольшая мастерская. Место для публики отделяется барьером от места полетов. Вход в круг, где совершаются полеты, для публики должен быть безусловно воспрещен. Если А. общественнаго характера, на который может быть допускаема и публика в большом количестве, то устраиваются обыкновенно трибуны, телефонная, а иногда и телеграфная станции. На А. во время полетов и опытов необходимо иметь санитарную повозку, укрытую в особое помещение, и дежурнаго врача-хирурга. Хорошо оборудованный А. должен быть снабжен наблюдательными станциями, для определения скорости полета, времени взлета и спуска и производства метеорологических наблюдений, а также должен иметь сеть полевых телефонов для быстраго сообщения между собою отдельных мест А. А. служат для подготовления летчиков и для публичных состязаний, а также местом остановки А., прилетающих из других городов. Число таких А. за границею весьма большое; почти всякий большой город имеет таковой. У нас в Петербурге имеется довольно хорошо оборудованный А. "Крылья" на Комендантском поле в Коломягах, военные А. - на Корпусном шоссе, между Балтийскою и Варшавскою ж. д., и в Гатчине, ничем не огороженный, но снабженный рядом сараев, принадлежащих разным лицам. Имеются А. также в Москве, Одессе, Севастополе и др. городах.

Аэроклубы

АЭРОКЛУБЫ. Для изучения воздухоплавания и развития воздухоплавательной техники во всех государствах существуют воздухоплавательныя общества и аэроклубы. Так как в последнее время воздухоплавание получило громадное развитие и приобрело международное значение, то воздухоплавательныя общества различных государств составили Международную воздухоплавательную федерацию, а аэроклубы отдельных государств составили собственные воздухоплавательные союзы. Во главе союзов каждаго государства стоит бюро, на обязанности котораго лежит сноситься с Международною воздухоплавательною федерациею, а также устраивать ежегодно раз и более, если встретится необходимость, воздухоплавательные съезды в своем государстве для решения вопросов, касающихся всех аэроклубов государства; на этих съездах каждый аэроклуб имеет определенное число голосов, определяемое ежегодно в зависимости от деятельности за прошлый год. Во главе Международной воздухоплавательной федерации стоит бюро, имеющее свое местопребывание в Париже. Для разрешения общих вопросов, касающихся всех государств, бюро созывает международныя воздухоплавательныя конференции, на которыя каждый воздухоплавательный союз государства может послать определенное число членов (но не более 12), в зависимости от деятельности за предыдущий год. Число аэроклубов в последнее время во всех государствах весьма быстро растет, особенно в Германии; так, в 1906 г. там было 9 аэроклубов с 3.185 членами, в 1907 году - 15 аэроклубов с 5.000 членов, в 1908 году - 25 аэроклубов с 10.000 членов и в 1909 году - 46 аэроклубов с 52.726 членами. Все почти аэроклубы имеют сферические аэростаты, на которых члены совершают, внося определенную сумму денег, свободные полеты; а некоторые аэроклубы имеют аэродромы, на которых члены аэроклуба имеют возможность испытывать и совершать полеты на разнаго рода летательных машинах; некоторые аэроклубы имеют собственные аэропланы, но чаще отдельные члены аэроклуба имеют свои аэропланы; в весьма редких случаях аэроклубы имеют управляемые аэростаты, обыкновенно малых размеров, так как самый аэростат, равно как его содержание и эксплоатация, стоят очень дорого, и поэтому опыты с управляемыми аэростатами по силам только государству или отдельным весьма богатым лицам. В громаднейшем большинстве случаев аэроклубы работают и с обыкновенными аэростатами, и с летательными машинами, из них особенно с аэропланами, но в последнее время во Франции и особенно в Германии образовались аэроклубы, которые специально работают только с аэропланами. В России долгое время существовал только VII (воздухоплавательный) отдел Императорскаго Русскаго техн. об., но в последние два года образовалось несколько аэроклубов, например, в Одессе, в Петербурге, где имеются собственные сферические аэростаты и аэропланы. В Петербурге уже два года существует Императорский Всероссийский аэроклуб, который входит в Международную воздухоплавательную федерацию. Петербургский аэроклуб имеет несколько отделений в провинции. Вопрос о русском воздухоплавательном союзе пока еще на весу, но он, по всему вероятию, должен скоро разрешиться. Аэроклубы для развития воздухоплавательной техники образовывают призы и устраивают состязания аэростатов и аэропланов.

Аэронавтика

АЭРОНАВТИКА, наука, обнимающая воздухоплавание во всех его видах. Воздухоплавание занимается разрешением двух главнейших задач: а) поднять аппарат с пассажирами и со всеми необходимыми принадлежностями на некоторую высоту и держать его на этой высоте - это так называемая задача "свободнаго висения в воздухе", и б) сообщить аппарату движение в горизонтальной плоскости. Разрешение первой задачи можно произвести статическим и динамическим путем, и поэтому воздухоплавание разделяется на статическое и динамическое. Статическое воздухоплавание основано на законе Архимеда о "плавании тел в жидкости", в данном случае - в воздухе, по которому тело будет плавать в воздухе до тех пор, пока вес всего тела равен весу вытесненнаго воздуха; если же вес тела будет меньше веса вытесненнаго воздуха, то тело будеть подниматься вверх до тех пор, пока оно не встретит слоев более разреженнаго воздуха, где наступит равновесие. Чтобы аппарат, обыкновенно довольно тяжелый, сделать по весу равным или меньше веса воздуха, его необходимо соединить с каким-либо резервуаром, наполненным газом более легким, чем воздух. Обыкновенно для этого пользуются водородом, светильным газом, а иногда и нагретым воздухом. Статические воздухоплавательные аппараты всегда имеют резервуар, наполненный легким газом, и висение его в воздухе основано на равенстве веса всей системы, состоящей из аппарата и резервуара с легким газом, и веса всего вытесненнаго воздуха, поэтому эти аппараты называются аэростатами, а так как резервуарам с легким газом очень часто придают форму шара, то их называют воздушными шарами. Так как аэростаты при подъеме всегда легче вытесненнаго воздуха, то их иногда называют аппаратами легче воздуха, в то время, как динамические аппараты, которые всегда тяжелее воздуха, называются аппаратами тяжелее воздуха. - В настоящее время термин аэронавтика как за границею, так и у нас, чаще применяется в более узком смысле - как части общаго воздухоплавания или воздушных сообщений, занимающейся изучением аэростатов; часть же воздухоплавания, посвященная изучению аппаратов тяжелее воздуха (иначе летательных машин или аппаратов механическаго полета), называется авиациею. Лица, поднимающияся и летающия на аэростатах, называются аэронавтами или воздухоплавателями лица же, летающия на аппаратах тяжелее воздуха - авиаторами или летателями, летунами и летчиками. Термин "авиация" иногда заменяется термином "летание".

Аэроплан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэрорефрижирация

АЭРОРЕФРИЖИРАЦИЯ, охлаждение судовых артиллер. погребов воздухом. А. применяется на судах флота в виду необходимости хранить бездымный порох при температурах не выше 25-35° Ц. При более высоких температурах порох может разлагаться и разложением своим вызвать пожары, что и наблюдалос на судах франц. флота Vauban и Descartes в 1900 г., Forbiti и Charlemagne в 1904 г. и Iena в 1907 г., на японск. корабле Матсушима в 1908 г. и др. При полном желании удалить погреба от кочегарных отделений, механизмов и других очень нагретых помещений это не всегда возможно, п. ч. все судно занято такими помещениями. Изолировка стен также не всегда достигает цели; при продолжительном нагревании изолировка прогревается сама и достигает той же температуры, что и соседния помещения. Единственный выход из такого положения - это впускать в артиллерийский погреб холодный воздух и охлаждать погреб, так сказать, в запас, т. е. до такой температуры, чтобы дальнейшее нагревание соседних помещений не успело повысить температуру погреба выше 25° в промежуток времени до новаго его охлаждения. А. достигается разными способами. Все они основаны на свойстве газов, обращенных в жидкости и сжатых под большим давлением, при расширении поглощать тепло. В настоящее время применяются на судах нижеслед. типы А.: компрессионная, где применяется сжатый воздух, углекислая - с жидкой углекислотой (CO2), хлорометиловая - с жидким хлор-метилом (Ch3CE), аммиачная (NH3), водяная (французск. системы Leblanc) и др. Во всех А-ционных машинах происходит тройной процесс: первый, замкнутый, - переход газа из жидкаго состояния в газообразное и обратно; второй, также замкнутый, - охлаждение соляного разсола о змеевики с охлаждающимся от перемены состояния (расширения) газом, и третий, открытый, - циркуляция воздуха между трубками змеевика с холодным разсолом, охлаждение его и поступление холоднаго воздуха в погреба. В виду того, что охлаждение погребов делается воздухом, процесс и носит название Аэро-рефрижирации. До трагическаго случая с франц. лин. корабл. Iena, погибшим в доке от разложения бездымнаго пороха, пожара и взрыва, а также гибели японск. крейс. Матсушима на охлаждение погребов обращали мало внимания, и только русския суда имели А. После этих случаев в амер., англ., германск., итальянск. и франц. флотах обратили внимание на этот вопрос и начали также охлаждать прогреба с бездымным порохом искусственным образом.

Аэростат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аэростатные орудия

АЭРОСТАТНЫЯ ОРУДИЯ. См. Противоаэростатныя орудия1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Аэростатные станции беспроводного телеграфа

АЭРОСТАТНЫЯ СТАНЦИИ БЕЗПРОВОДНАГО ТЕЛЕГРАФА. Идея снабжения управляемых аэростатов безпроводным телеграфом возникла почти одновременно с тем, как начались опыты с применением управляемых аэростатов к военным целям. Практическое и военное значение безпроводнаго телеграфа для управляемых аэростатов заключается в том, что при наличии такого аппарата с аэростата можно передавать сведения непрерывно в течение полета, вне зависимости от атмосферных условий, и вовремя известить о месте спуска и о результатах полета. Возможность воспламенения водорода (и гремучей смеси, образующейся у оболочки аэростата) искрой станции безпроводнаго телеграфа, помещеннаго в гондоле, вызвала сомнение в применимости безпров. телегр., тем более, что были случаи воспламенения воздушных шаров от атмосфернаго электричества ("Цеппелин IV"). Но опыты (особенно обширные в Германии с 1898 г.) выяснили полную возможность безопасной постановки станций безпров. телегр. в гондоле управл. аэрост., как мягкой и полужесткой, так и жесткой систем. Вопрос о применении безпров. телегр. к воен. воздухоплаванию, устройство станций и их оборудование и передача радиотелеграмм находятся у нас еще в первоначальной стадии разработки. В Западной же Европе производят обширные опыты, результаты которых, однако, держатся в секрете. Тип станций, пригодных к помещению на управляемых аэростатах таков: а) передатчик может быть нормальнаго типа (искровой Брауна или со звучащей искрой). Надо помнить лишь, что условия передачи с аэростатов весьма благоприятны - следов. большая энергия не нужна; дальность действия может доходить до 600-700 верст ("Цеппелин"); б) приемник должен быть слуховой (на телефон). Приборы же для пишущаго и автомат. приема (фотографический) легко разстроятся от сотрясений. Чтобы шум мотора аэростата не мешал приему, необходимо незвукопроводное помещение для станции (в роде телефонной будки) и желательно корреспондирующую станцию иметь со "звучащей" искрой, чтобы получать в приемном телефоне чистый, высокий тон, отличный от шума мотора; в) воздушная сеть можеть быть устроена различно, нормально ее образуют несколько проводов, спущенных с гондолы вниз, в виде гайдропа (длина проводов расчитывается сообразно длине волны), хотя были примеры и запускания сети на змее с аэростата (см. выше черт. 1, где D - змей; A - возд. сеть, Н, c, H - противовес; k - помещ. станции; стрелками → обозначены направления наилучшаго действия станции). На черт. 2 (стр. 309) A - C - воздушная сеть; k - помещение станции;) - дл. волны; г) противовесом служит гондола (металлическая) аэростата, а в жестких - и весь наружный корпус (металлический). Уже были единичныя попытки установки радиотелеграфа на аэропланах (Фарман); но хотя принципиальных затруднений при этом быть не может, все же этот вопрос еще недостаточно разработан.

Черт. 1.

Черт. 1.

Черт. 2.

Черт. 2.

Аэций

АЭЦИЙ, римский полководец и патриций, родился в 395 г. в Доростоле (Силистрии) в Мизии. Был сперва царским телохранителем, затем с 409 г. провел несколько лет заложником у вест-готскаго короля Алариха, где учился военному искусству. Потом был заложником у гуннов. Когда в 424 г., по смерти имп. Гонория, Иоанн захватил власть в свои руки, А. примкнул к нему и навербовал войско из гуннов (до 60.000). Но он опоздал со своей помощью, т. к. Валентиниан III уже разбил Иоанна; в 425 г. А. перешел на сторону Валентиниана и отправился в Галлию освободить Арелат (Арль) от осады готскаго царя Теодориха. В 429 г. назначен главнокомандующим (magister militum), а в 432 г. провозглашен консулом. Враждуя с египетским наместником Бонифацием, потерпел от него поражение и бежал к гуннам, но затем вернулся в 433 г. с войском, силой добился вновь консульскаго достоинства и назначения главнокомандующим. В 435 г. покорил бургундскаго короля Гундикария. В 439 г. хитростью взял Карфаген у вандальскаго царя Гензериха. Затем он с успехом отражал вторжения вест-готов и разбил франкскаго короля Хлодиона в 445 г. Главный же подвиг А. - победа, одержанная им вместе с вест-готским королем Теодорихом над Атиллой, вождем гуннов, на Каталаунских полях (в Шампаньи), в 451 г. А. после этой победы приобрел славу, возбудившую опасения в самом имп. Валентиниане III, котор. собственноручно заколол его мечом (454 г.). (Thierry Am., Aétius et Bonifacius. "Revue Des Deux Mondes". 1851; Hancen, De vita Aëtii. Dorp., 1840; Wurm, De rebus gestis Aëtii. Bonn, 1844).

Аюка

АЮКА, с 1672 г. калмыцкий тайша, а с 1690 г. - хан астраханских калмыков; род. 1642 г., ум. 1724 г. Умный, энергичный и честолюбивый, он окончательно объединил под своим главенством всех калмыков. По отношению к России, под властью которой находились тогда калмыки, А. вел двуличную политику и держал себя независимо, чему немало способствовали московския смуты в конце XVII в., а затем безпрерывныя войны Петра В. Считаясь на службе у русскаго правительства, получая от него жалованье, обязываясь договорами "ходить войною на недругов великаго государя" и "дурна никакого и задоров не чинить", А. тем не менее пользовался каждым удобным случаем, чтобы безнаказанно пограбить русск. селения и захватить в плен жителей, которые продавались затем в Турцию, Персию, Крым и на Кавказ. В 1672 г., по требованию русской власти, он ходил с 10-тыс. войском под Азов и в Крым и разбил крымских татар под Перекопом, а в 1678 г., во время 3-го чигиринскаго похода, послал под Чигирин на помощ русским 3 тыс. калмыков. В 1706 г. содействовал фельдм. Шереметеву в усмирении астраханскаго бунта, а в 1709 г. - кн. Хованскому в усмирении булавинскаго бунта. В 1709 г. он обещал Петру I помощь против Швеции и слово свое сдержал: 40 тыс. калмыков прибыли к Полтаве в назначенный срок (28 июня), но участия в бою не приняли, т. к. Карл XII, атаковавший русскую армию 27 июня, был уже разбит. В 1715 г., опасаясь от нападения кубанскаго султана Бакта-Гирея, А. бежал под защиту русских войск, сосредоточенных в Астрахани, под нач. кн. Бековича-Черкасскаго для похода на Хиву; оставшись, однако, недовольным нерешительными действиями русских против татар, он предупредил хивинцев и бухарцев об угрожавшей им опасности и так. обр. явился виновником гибели русскаго отряда в 1717 г. (Новолетов, Калмыки; Соловьев, История России, тт. III и IV; "Журн. Мин. Нар. Просвещ." ч. CCXLIV, отд. 2; труды Имп. Русск. В. Ист. общества, т. III - стр. 273, 291-296, и IV - стр. 177 и примечание 11-е к гл. XIII).

Аякс

АЯКС, бухта в сев.-вост. части Русскаго о-ва (о-ва Казакевича), при входе в Восточный Босфор - пролив, ведущий к Владивостоку. Для якорной стоянки бухта мало удобна, т. к. открыта ветрам и лишь в южной части может служить для стоянки судов. А. вместе с прилегающими бухтами имеет значение при обороне подходов к Владивостоку; на острове имеются сильныя укрепления.

Аякухо

АЯКУХО (Аякучо, Гауманча), гор. в Южн. Америке, в Перу. В 1823 г. испанцы воспользовались внутренними неурядицами в Перу и вознамерились захватить эту область. Перуанцы обратились за помощью к Колумбии, и 1 сент. 1823 г. Колумбийский отряд в 12.000 ч. под нач. Боливара прибыл к Лиме. 6 авг. 1824 г. на пути к г. Куско он разбил испанцев при Хунине. Но затем, до конца ноября, решительных действий не происходило. Обе стороны оставались в Верхнем Перу, маневрировали, наблюдали друг за другом и ограничивались частными действиями отдельных отрядов. 3 дек. испанцы атаковали Перуанскую армию Сукре на Пампе при Матаре. В этом бою перуанцы потеряли всю свою артиллерию, обоз и 500 ч. уб. и ран. Сукре вынужден был отойти к г. А., у котораго расположился на равнине между рек Андагуайласом и Урине. Здесь 9 дек. 1824 г. и произошло решительное сражение. Испанцы имели 7.000 чел. пех. и 1.500 чел. кавалерии; у перуанцев было 5.000 чел. пехоты, 1.000 ч. кавалерии и несколько пушек. Испанцы начали наступление, но были атакованы колумбийскими уланами полк. Сильвы и конным отрядом англ. ген. Миллера, а вслед затем и перуанской пехотой. После двухчас. боя, испанцы были разбиты на голову, потеряли артиллерию, 6 ген. убито, гл-щий Ласерна попал в плен; остатки армии, в числе 700 ч., хотели пробиться, но были принуждены положить оружие. Это сражение имело решающее значение для Перу, положив конец попыткам испанцев захватить эту страну,

Аян

АЯН, селение Приморской обл., на берегу Аянскаго залива Охотскаго моря. С 1844 г. А. был факторией Российско-американской комп. В 1850 г. сюда был перенесен правительством порт, но с занятием Амура и после продажи русских сев.-американск. владений А. потерял значение; теперь это небольшое селение, состоящее из церкви, нескольких жилых домов и амбаров для склада провизии и угля. Постоянных жителей в селении около 45 чел.; к июню месяцу к А. подходять кочевые тунгузы; расположившись становищем у устья рек, они в продолжение лета занимаются рыбной ловлей, а их олени находят в А. хороший корм. Селение несколько раз в году посещается пароходами, на которых привозится провиант для местных жителей; эти товары вьюком и на нартах развозятся вглубь страны до Якутска (1.200 вер.). На берегу имеется астрономический пункт (шир. 56° 27′ 48″, 3 с. долг. 138° 08′ 10″, 8 в. от Гринвича).

Аяслар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аяччио

АЯЧЧИО, главный город Корсики и франц. воен. порт, расположенный на зап. берегу о-ва, с населением около 30.000 чел. В истории А. известен, гл. обр., как родина Наполеона. До сих пор сохранился дом, в котором Наполеон провел свое детство. Этот дом находится на углу улиц St.-Charles и du Poivre, недалеко от rue Droite. В нем четыре этажа, над дверью мраморная доска с надписью: "Наполеон родился в этом доме 15 авг. 1769 г." - В настоящее время о-в Корсика входит в состав V морского округа, главным гор. котораго является Тулон, и 15-го армейскаго корпуса, главн. квартира котораго в Марселе. А. представляет самый глубокий залив острова Корсики и имеет хороший рейд; залив начинается на севере у мыса Парата и оканчивается на юге у мыса Мюро. К юго-зап. от Парата отходят острова Sanguinaires, отделенные от материка проливом Тартан. Глубина залива 17 километр. Порт А. защищен с юго-зап. молом и волноломом, гавань доступна для больших судов и оч. поместительна. К югу от самаго большого из островов Sanguinaires, на высоте 82 метр., стоит маяк; другой маяк, находится на молу близ цитадели; два портовых огня, красный и зеленый, в конце волнолома указывают судам, направляющимся в А., вход в порть. Укрепления, защищающия А. и подступы к его заливу, немногочисленны. В 2 килом. к юго-зап. от А. находится на берегу батарея греческой капеллы, которая, как и цитадель, расположенная на молу к югу от города и порта, господствует над заливом А. Она входит в связь с огнем батареи Портичио, расположенной на вост. берегу, в 5 килом. к юго-вост. от цитадели и в 6 кил. от батареи греческой капеллы. В глубине залива, находится высокая батарея Aspreto, на вершине того же названия, на вост. от города и порта, соединяющая свой огонь с огнем предыдущих укреплений. Эти укрепления не оправдывают того значения, которое могли бы иметь, благодаря своему положению и естественным условиям, в случае морской войны.

Предыдущая страница Следующая страница