Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БА"-"БАЗ")
БА (Ile de Bahs), небольшой островок в Англ. канале, близ сев. берега Бретани, имеет безопасную и удобн. для малых судов гавань Кернок, защищенную несколькими батареями и двумя устарелыми фортами. Размеры 4×3 клм., население ок. 1.000 жит. |
БАБЕР (Бабур, Захир-Эддин-Махомед), правнук Тамерлана, сын Омар-Шейха, хана зап. Татарии, основатель династии Баберидов, известных под именем Великих Моголов Индии. Род. 14 февр. 1483 г., ум. 28 дек. 1530 г. Покорил Самарканд, Кашгар, Хотан, Кундуз, Кабул и Кандагар. Предпринял поход в Индию и 27 апр. 1526 г. торжественно вступил в Дели. 11 мая 1526 г. сдалась Агра. Б. с талантом полководца и дарованием правителя соединял обширныя знания и любовь к просвещению и искусствам. Подобно Тамерлану, Б. написал мемуары о своих походах и оставил автобиографию (на татарском языке; изданы Ильминским, Казань, 1857 г.). Основанная Б. династия Баберидов (Великих Моголов) властвовала в сев.-вост. Индостане до конца XVIII в. |
БАБКОК-ВИЛЬКОКС, система водотрубных котлов, прототипом которой служит котел, построенный в 1856 г. Стефенсом Вилькоксом. Выпущенные на рынок в 1867 г. котлы системы Б.-В. завоевали себе прочное место в Англии, и до настоящаго времени им отдается предпочтение перед другими системами в английском и американском военных флотах. Судовые котлы этой системы изготовляются многими заводами Англии, Америки и Зап. Европы, а береговые их типы - также и некоторыми русскими заводами. Попытка применить котлы Б.-В. в русском военном флоте сделана в последнее время, с постановкой котлов этой системы на заградитель "Волга", построенный в 1905 г. Спб. Адмиралтейским заводом. |
БАБОЧКА, способ постановки парусов при попутном ветре, когда фок и грот стоят на разные галсы. Смысл Б. в том, чтобы задние паруса не отнимали ветра от передних. |
БАБЫЧ, Павел Денисьевич, ген.-лейт. Черноморскаго каз. войска, известн. деятель Кавказск. войн. Род. в 1806 г. С 1838 г. Б., в чине есаула, командовал пеш. каз. полком, занимавшим важный стратег. пункт - Анапу, и до 1845 г. вел борьбу с шапсугами. Во время Крымской кампании, неся охранную службу, Б. защищал Новороссийск и действовал против эскадры союзников, пытавшейся прорваться в Керчь. С производством в 1859 г. в ген.-м., для Б. начался самый блестящий период его боев. деятельности. Будучи назначен нач-ком Адагумскаго отр., он около 6 лет с успехом действовал против различн. горск. племен Зап. Кавказа: натухайцев, шапсугов и джедухов и постепенно покорил их земли. В 1877 г. 70-летн. Б-чу б. вверен один из отрядов, освобождавших г. Сухум от турок. Б. ум. в 1883 г. |
БАБ-ЭЛЬ-МАНДЕБСКИЙ пролив соединяет Красное море с Индейским океаном. Берега пролива крутые, скалистые, выш. в 100-260 мтр., ширина его 26 клм. (14 морск. миль). В проливе имеется несколько островов, из которых наибольший, Перим, разделяет его на два рукава: вост. - узкий и мелкий, с глубинами в 6-12 сж. и зап. - шир. свыше 20 клм. и очень глубокий (100-200 сж.). Поняв стратегическое значение Б. пролива, англичане заняли о-в Перим еще в конце XVIII века (1799 г.); окончательно они им завладели в 1857 г., во время персидской войны, когда впервые возникла мысль о прорытии Суэцскаго канала. Другия державы, заинтересованныя в прорытии этого канала, протестовали против укрепления о-ва, которое и не было закончено англичанами. На зап. берегу Б. пролива, против о-ва Перима, имеется небольшая бухта, открытая к с. и достаточно глубокая для больших судов (7-10 сж.). Эта бухта, могущая получить стратегическое значение в случае воен. действий в Аденском заливе, принадлежит в наст. время Франции. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАВАРСКАЯ АРМИЯ. См. Бавария. |
БАВАРСКОЕ НАСЛЕДСТВО. Смертью Максимилиана III Иосифа, 30 дек. 1777 г., прекратилась старшая баварско-вительсбахская линия, и Бавария, согласно семейному договору, должна была перейти к курфюрсту Карлу-Теодору Пфальцскому, из Зульцбахской линии Вительсбахскаго дома. Не имея наследников и желая обезпечить своих внебрачных детей, Карл с австр. императором Иосифом II заключил конвенцию, в силу которой Нижн. Бавария была уступлена Австрии, взамен чего последняя должна была признать за ним все права на остальное наследство. Но ближайшим, законным наследником являлся герц. Карл Пфальц-Цвейбрюкенский; он обратился за помощью к прусскому королю Фридриху Вел., который, в свою очередь, боясь усиления Габсбургов, принял сторону Карла Цвейбрюкенскаго. Этот спор привел к вооруженному столкновению Пруссии и Австрии, которое и называется войною за Б. насл.; продолжалась она 15 месяцев. 13 мая 1779 г. б. заключен мир, по которому Австрия отказалась от договора с Карлом-Теодором. (Дела Воен.-ученаго архива, отд. 25, №№ 651, 652; Шлоссер, Всемирная история, том VI). |
БАГАМОЙО, небольшой германский порт на вост. берегу Африки против о-ва Занзибара, в шир. 6° 25′ южн. и долг. 39° вост. от Гринвича. Значение его определяется выходом сюда главных караванных путей, соединяющих побережье Индейскаго океана с системой вост. африканских озер и проложенными из Б. подводн. телеграфн. кабелями, в Дарьэс-Салам и на о-в Занзибар. Кабели принадлежат частной англ. телегр. компании и арендуются германским правительством. |
БАГГЕ, Яков, шведский адмирал (1502-77 гг.). Род. в Норвегии, отличился в 1534 г. в междоусобной шведской войне и в 1541-42 гг. - в подавлении возмущения жителей провинции Смоланд против Густ. Вазы. В войне с Россией, в 1555 г., он командовал шведской эскадрой, посланной в финския шхеры. 30 мая 1563 г., командуя шведск. флотом, разбил датчан под ком. адм. Брокенхузена при о-ве Борнгольме и взял у них 3 корабля, в том числе адмиральский. 11 сент. того же года он выдержал бой с датским флотом у о-ва Готланда, не имевший решительных результатов, а в 1564 г. 31 мая проиграл очень упорное сражение против союзнаго датско-любекскаго флота между о-вами Оландом и Готландом, при чем был взят в плен. |
БАГДАД. 1) Б., главн. город одноименнаго турецк. вилайета, имеющаго ок. 900.000 жит. Знаменитая некогда столица калифов, Б. и ныне один из самых больших и важных городов Аз. Турции. Город находится в средней Месопотамии и расположен по обоим берег. р. Тигра, при чем большая часть, занимающая вост. берег реки, соединена с меньшею частью, в которой находится цитадель, понтон. мостом дл. 250 мтр. Цитадель на половину разрушена и не имеет никакого воен. значения. Каравансараев в городе до 30. Население представляет собой пеструю смесь арабов, курдов, турок, евреев, армян, сирийцев, персов и индусов. В Б. расположен штаб VI корпуса, из войск котораго там стоят: 4 пех. баталиона, артиллерийский полк, два полка кавалерии. С окончанием постройки Б-ской ж. д. Турция вполне может расчитывать на VI корпус на европейском театре. (См. Багдадская жел. дор.). Климат очень здоровый. Между Б. и Басрою существует правильное пароходное сообщение, примыкающее к линиям на Бомбей, Марсель и Лондон. Б. - главная станция англо-индийскаго телеграфа и местонахождение русскаго, английскаго, французскаго, германскаго и персидскаго консулов. (Hammer-Purgstall, Geschichte des osmanischen Reiches). 2) Б., бывшая крепость в Кутаисской губ., на р. Ханицхали, притоке р. Риона. Было когда-то важным укреплением, но с присоединением к нашим владениям Ахалцыха утратила свое значение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАГИРМИ, мусульманско-негритянский султанат в средн. Африке, между Борну и Вадаем, к ю.-в. от оз. Чад, при р. Шари и ея прав. рукаве Батшикаме. Занимает 183.500 кв. км., с населением в 1, 5 мил. Страна равнинная. Главн. город Масенья. Образ правления - абсолютная монархия; войск 10.000 пех. и 300 чел. конницы. В 1900 г. Б. было занято французами, которые подчинили страну, под назв. Чадской военной территории французскому Конго. (G. Barth, Reisen und Entdeckungen in Nord und Zentralafrika; Nachtigall, Reise in die südlichen Heidenländer Bagirmis, "Zeitschrift der Gesellschaft für Erdkunde"). |
БАГНАРА, приморск. городок в Калабрии, в котором выходят на сушу 5 подводн. телеграфн. кабелей, соединяющих Италию с гор. Torre di Faro в Сицилии. Кабели принадлежать частной англ. компании Eastern Telegraph C° и арендуются Италией. |
БАГРАДАС (ныне Меджерда), р. в Сев. Африке, берущая начало в древн. Нумидии и впадающая в Средиземное море между Утикой и Карфагеном. В 49 г. до Р. Х., во время борьбы Цезаря с Помпеем, на бер. Б. полководец Цезаря Курион сперва разбил претора Вара из армии Помпея, а затем сам был разбит союзником Вара нумидийским царем Юбой. (Julii Caesaris de bello civili, в. 2, с. 20 и сл.). |
БАГРАТИОН, князь, Дмитрий Петрович, ген.-маиор, соврем. воен. деятель, правнук героя Отечеств. войны, род. в 1863 г., воспит. в Полоцкой воен. гимн. и Никол. кавал. учил., из котораго в 1882 г. произведен в корнеты в 38-й драг. Владимирский (ныне 13-й улан.) п.; в 1897 г. зачислен в постоян. состав Офиц. кавал. школы, в которой с 1909 г. состоит помощником нач-ка школы. Известен, как опытный, выдающийся кавалерист-инструктор, много потрудившийся над организацией в школе парфорсных охот. Ему обязано, между прочим, появление в свет перевода на русский язык известной книги Д. Филлиса - "Основы езды и выездки", выдержавшей несколько изданий и ставшей настольною книгою для русск. кавал. офицеров. В начале 90-х г. прошл. столет. Б. приступил к разработке по архивн. материалам истории родного ему драг. (ныне уланск.) Владимирскаго п., которую и издал в 1901 г. ("Историч. памятка Владимирск. драг. полка"). В 1906 г. по его идее, под его редакцией, начато издание при школе журнала "Вестник русск. конницы", на страницах котораго, а также и в других поврем. воен. изданиях Б. поместил ряд статей по различным вопросам воен. дела. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БАДЕН, великое герцогство, входит в состав Германской империи. Площадь его 13. 137, 2 кв. вер. тянется вдоль Рейна полосой длиной в 265 и шириной в 17-135 вер. и граничит на с. с Гессеном и Баварией, на в. - с Вюртембергом, на ю. до Боденскому озеру, Рейну и отчасти по условной линии - с Швейцарией; на з. Рейн отделяет Б. от Эльзас-Лотарингии и от Баварскаго Пфальца. Стратегическое значение Б. до последней франко-прусской войны 1870-71 гг. было весьма велико: зап. граница его по Рейну являлась одновременно и границей Германии с Францией и он, как пограничная область, служил постоянным театром военных действий при всех столкновениях немцев с французами в XVIII и XIX веках, тем более что через него пролегали все кратчайшие пути из Франции к Вене. После этой войны значение Б. значительно уменьшилось; ныне, находяс в тылу Эльзаса, он будет в будущей франко-прусской войне служить лишь раионом сосредоточения германских армий, если таковое почему-либо будет оттянуто за Рейнь; театром же военных действий Б. может стать лишь после захвата французами Эльзаса. Поверхность Б. на половину гориста. Вдоль всей страны, от долины верхн. Рейна на ю. и до долины Неккара на с. тянется хреб. Шварцвальд, состоящий из безплодных, каменистых, почти сплошь покрытых лесом гор с крутыми зап. и пологими вост. склонами и в южн. своей части сплетающейся с отрогами Немецкой Юры. Ширина хребта около 65 в.; средн. высота 3.145 фт., высшая точка - гора Фельдберг (4.900 фт.). Шварцвальд пересекается несколькими шоссе, проложенными по долинам стекающих с него притоков Рейна (Дрейзан, Эльц, Шуттер, Кинциг, Ренх, Ахер и Мург) и имеющими характер длинных лесистых дефиле, и двумя двуколейными жел. дор. линиями (Фрейбург - Донауэшинген и Оффенбург - Донауэшинген с веткой на Фрейденштадт); тем не менее все же он представляет солидное препятствие для армии, наступающей с з. от переправ на Рейне в долину Дуная (исторические примеры переходов через Шварцвалд в виду противника: в 1796 и 1800 гг. - Моро, в 1799 г. - Журдан, в 1805 г. - Наполеон). К з. от Шварцвальда, вплоть до самаго Рейна, расположена густо населенная и плодородная Баденская равнина, которая вместе с низшей частью зап. склонов Шварцвальда вполне удобна для движения и действий войск, не представляя никаких серъезных препятствий. Главн. водной артерией является р. Рейнь, отделяющая Б. от Швейцарии и Эльзас-Лотарингии. Между Боденским озером и г. Базелем, Рейн прорывается сквозь Немецкую Юру узким ущельем; у Базеля он входит в Верхне-Рейнскую равнину (вост. часть которой называется Б-ской равниной) и становится судоходным. Выше Базеля имеется 5 жел.-дор. переправ, ниже этого города - 9, из которых переправа у Келя прикрыта крепостью Страссбург, а переправы у Ней-Брейзаха и Гермерсгейма - укреплениями. Военное значение Рейна весьма велико: он пересекает все пути из Франции в южн. Германию и служит весьма серьезной преградой. Опасаясь обхода французскими войсками линии реки Рейна через Базель, немцы построили крепость у Иштейна, на разстоянии пушечнаго выстрела от Базеля. Население Б. достигает 2.010.728 чел. (1905 г.) или 153,1 чел. на кв. вер. Наиболее населенной является Б-ская равнина, наименее - Шварцвальд. Из жел.-дор. линий военное значение имеют линии, связывающия Б. с Эльзас-Лотарингией и служащия для германской армии линиями сосредоточения к франц. границе. (Вюрцбург - Мангейм; Штутгарт - Гермерсгейм; Донауэшинген - Страссбург; Донауэшинген - Фрейбург - Кольмар и Тутлинген - Базель), а также 5 линий, пересекающих верхний Рейн на участке Констанц - Базель и связывающих Б. с Швейцарией, а вместе с тем и с Италией. Кроме того, огромную роль при обороне Рейна сыграет продольная ж. д., следующая вдоль этой реки от Базеля на Фрейбург, Карлсруэ и Гейдельберг. Вооруженныя силы. Войска Б. входят в состав прусскаго XIV корпуса, вместе с несколькими прусскими полками. Полки называются "великогерцогскими Б-скими". Набор новобранцев производится Пруссией при содействии Б-ских гражданских властей; ею же производится и все управление контингентом. Офицеры - прусские. В форме одежды сохранились некоторыя отличия. В настоящее время население Б. комплектует 7 трехбат-наго и 2 двухбат-наго пех. полков, 3 драг. полка, 5 полев. артил. полков, 1 полк пешей арт. двухбат-наго остава, 1 пионерный и 1 обозный бат-ны (Neumann, Landes Kunde von Baden, 1897). |
БАДЕН-БАДЕНСКИЙ, маркграф, Людовик-Вильгельм, род. в 1655 г., начал службу в австр. войсках. В 1677 г. он наследовал Баденск. престол, но управлял своими владениями недолго и в 1678 г. вернулся на службу в имперскую армию. Осажденный с частью армии турками в Вене (1683 г.), он пробился на соединение с войсками, спешившими на выручку столицы, и участвовал в освобождении ея под нач. Яна Собесскаго. В 1685-88 гг. он снова сражался с турками в Венгрии и Боснии, командуя значительным отрядом, и за победы над ними произведен в ген.-фельдмаршалы. В 1689 г., командуя уже армиею, собранною в Венгрии, маркграф Б.-Б., несмотря на крайне неудовлетворительное устройство продовольств. части и недостаток первоозочн. средств, вторгся в Сербию, разбил сераскира Араб-Реджиба-пашу в битве при Нише (1689 г.), взял Видин и занял Малую Валахию. Но отсутствие своевременной поддержки со стороны гофкригсрата в людях и боев. припасах привело маркграфа Б.-Б. к поражению и очищению занятых провинций, крепостей и городов (1690 г.) Когда же подкрепления прибыли, он вновь перешел в наступление и нанес туркам поражение при Саланкелине, благодаря которому Венгрия и Славония навсегда остались за австрийской короной. Б.-Б. маркграф умер в 1707 г. Выдающияся воен. дарования, личное мужество и обширныя познания выдвинули его в ряды видных полководцев той эпохи. Он был известен также как знаток фортификац. дела и авторитет в деле креп. войны. Из литерат. работ маркграфа известны его воен. и политич. письма о войне за испанское наследство и его инструкция войскам: "Поведение во время, до и после боя". |
БАЖЕНИНЫ, Осип и Федор Андреевичи, в февр. 1696 г. устроили в Архангельске верфь, канатный и парусный заводы и построили два торговых корабля. В 1702 г. Б. были изготовлены для военнаго флота два небольших фрегата и спущены в присутствии Государя, наградившаго Ос. Б. званием корабельнаго мастера. В 1704 г. братьям Б. было предоставлено исключительное право рубки толстомернаго леса, а в 1711 г. Фед. Б. был назначен экипажмейстером на Соломбальской верфи, где принес своей опытностью большую пользу делу военнаго судостроения. Род Б. прекратился в 1-й половине XIX века. (Огородников, История Архангельскаго порта). |
БАЖЕНОВ, Павел Васильевич, полк., воен. инженер, преподаватель фортификации и воен. писатель начала XIX ст. Род. в 1778 г. Участвовал и отличился, как воен. инженер, в шведской войне 1808-09 гг. при блокаде Швартгольма, осаде Свеаборга и укреплении Тверемюнде и Гангеуда. Из его воен.-литературн. трудов более известна: "Полев. фортификация для употребления в школах инжен. корпуса", 1815 и 1818 г.г. Умер Б. 24 февр. 1819 г. |
БАЖЕНОВ, Петр Николаевич, ген. шт. ген. от инф., соврем. воен. писатель, род. в 1840 г. Командовал 18 др. Клястицк. п., 2 кав. и 4 пех. див.; участник кампании 1877-78 и 1904-05 гг. Из трудов Б. заслуживают внимания: "О действиях кавалерии передового отряда в 1877 г."; "Сандепу - Мукден" (Спб., 1911 г.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |