Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Изобразительное искусство

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Изобразительное искусство

ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО. В годы войны мастера сов. иск-ва стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Опыт, накопленный сов. изобразит. иск-вом в периоды Окт. революции, Гражд. войны, социалистич. строительства в СССР сплочённость сов. художников на базе коммунистич. идейности и социалистич. реализма обеспечили немедленный и действенный отклик мастеров иск-ва на призыв партии "Всё для фронта! Всё для Победы!", быструю перестройку работы творческих орг-ций и объединений в соответствии с условиями воен. времени. Ок. 900 художников, призванных в действ. армию, сражались с оружием в руках, работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки, к-рые легли в основу художеств. летописи войны. На боевые и трудовые подвиги вдохновляли сов. народ произведения художников, работавших в тылу, выезжавших на фронт в составе художеств. бригад. Большое идейно-воспитательное, патриотич. воздействие на зрителей оказывали многочисл. художеств. выставки (см. Выставки художественные).

Требования воен. времени значительно изменили содержание изобразит. иск-ва, по-новому определили удельный вес его отд. видов, а внутри каждого вида – преимущественное развитие того или иного жанра. На первый план выдвинулись боевые, агитац. формы иск-ва, обращенные к самым широким массам: печатный плакат, сатирич. газетно-журнальная графика. Условия войны породили новые формы организации работы художников и новые разновидности художеств. агитации ("Окна ТАСС" в Москве, "Боевой карандаш" в Ленинграде, серия плакатов "Штыком и пером" в Тбилиси, белорус. плакат-газета "Раздавим фашистскую гадину" и другие.), позволявшие в предельно короткие сроки откликаться на факты и события боевой и политической жизни страны.

Значит. место в сов. иск-ве воен. лет заняла станковая графика: фронтовые зарисовки, сделанные непосредственно с натуры, и большие графич. серии, обобщавшие наиболее значит. явления действительности этой эпохи. Покоряющей человечностью, серьёзным, заинтересованным отношением к фронтовой жизни, к образам сов. воинов отличаются многочисл. рисунки, выполненные художниками, сражавшимися в рядах действ. армии или постоянно выезжавшими на фронт (В. Н. Горяев, Ю. М. Непринцев, Г. Г. Нисский, Ю. Н. Петров. H. H. Петрова, члены Студии военных художников им. М. Б. Грекова В. В. Богаткин и Н. Н. Жуков, украинский художник Г. С. Мелихов, белорус. – Е. А. Зайцев, И. А. Давидович, С. Г. Романов, груз. – У. Джапаридзе, А. Канделаки, Ш. Мамаладзе и другие.). Нередко фронтовые впечатления ложились в основу больших графич. серий, пронизанных единым замыслом и заключающих в себе широкое и обобщённое образное содержание. Героизм защитников Севастополя, их бодрость, веру в победу запечатлел Л. В. Сойфертис в цикле графич. острых, полных живого юмора рисунков ("Севастопольский альбом", чёрная акварель, 1941–43, ГТГ и другие. музеи). Как воен.-бытовую драму из жизни осаждённого Ленинграда, свидетельствующую о стойкости и мужестве сов. людей в дни тяжёлых испытаний, решил серию станковых литографий А. Ф. Пахомов ("Ленинград в дни блокады", 1942–44). Глубоким лирическим чувством, тонким психологизмом проникнута графика Ю. И. Пименова, открывающая суровую правду войны в обыденных явлениях повседневной жизни ("Дети рассматривают трофеи", уголь, 1942, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина). Большие графич. циклы, посвященные воен. теме, создали С. С. Боим и В. И. Курдов, М. Г. Дерегус, В. Ф. Мироненко, А. Савицкас. К широким социальным обобщениям стремился Д. А. Шмаринов в серии рисунков "Не забудем, не простим!" (уголь, чёрная акварель, 1942, ГТГ): тупой, бесчеловечной жестокости фаш. захватчиков он противопоставил образы истинного мужества, патриотизма, моральной силы сов. народа.

Большое развитие в годы войны получил графич. портрет. Выразительные портретные зарисовки сов. воинов создавали на фронте Н. П. Аввакумов, В. А. Власов, Л. Ф. Голованов, И. А. Лукомский, À. H. Яр-Кравченко и другие. Героев войны, деятелей сов. науки и культуры, вносивших свой вклад в дело победы, запечатлели в станковых литографич. портретах Г. С. Верейский и М. С. Родионов.

Широко и многопланово отразились события войны, мысли и чувства сов. людей в живописи. Тема войны привлекала не только художников-баталистов, но и мастеров жанровой картины, портрета, пейзажа, историч. живописи. Уже первые картины, посвященные воен. тематике, расширили традиц. границы батального жанра. А. А. Дейнека ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", 1941, ГТГ), Я. Д. Ромас ("Зимние залпы Балтики", 1942, ГТГ), Г. Г. Нисский ("На защиту Москвы. Ленинградское шоссе", 1942), К. Ф. Юон ("Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942; авторский вариант-повторение, 1949, ГТГ) обратились к героич. пейзажу, овеянному суровым духом войны, пронизанному чувством настороженности, собранности, готовности к отпору врагу. В жанре воен.-героич. пейзажа работали также В. В. Мешков, Ю. И. Пименов, груз. художники А. Цимакуридзе и Д. Какабадзе, узб. живописец У. Тансыкбаев и другие.

Произведения, непосредственно изображавшие боевые действия, фронтовую обстановку, воплотили события войны в широком диапазоне – от крупных, решающих сражений до отд. боевых эпизодов и сцен фронтового быта. Разные по образному строю, по живописно-пластич. средствам, они объединены стремлением к психологически достоверному и всестороннему отображению сов. воинов, мужественно сражающихся с фашизмом. Синтетич. героич. образ создаёт в монументальной, по плакатному лаконичной и обобщённой картине "Оборона Севастополя" (1942, ГРМ) А. А. Дейнека; гуманизм сов. солдат, их готовность отдать жизнь во имя победы раскрывает В. Г. Одинцов ("За Сталинград", 1943–1945, Художеств. музей Латв. ССР). К конкретному, документально точному изображению войны тяготели художники-грековцы, собравшие на фронте, в гуще воен. событий огромный фактич. материал. Могучую силу Сов. Армии, справедливость возмездия нем.-фаш. захватчикам утверждают полотна П. А. Кривоногова ("Корсунь- Шевченковское побоище", 1944, Центральный музей Вооружённых Сил СССР). Насыщен жизненной героикой, энергией портрет генерал-майора И. В. Тутаринова и полковника М. В. Турчанинова (1945, ГТГ), выполненный К. Д. Китайкой и сочетающий в себе черты портретного и батального жанров.

Значит. изменения претерпел в годы войны и бытовой жанр, запечатлевший величие, несгибаемое мужество сов. человека не в боевом подвиге, а в суровом быту воен. лет, перед лицом захватчиков. Зверства нем.-фаш. оккупантов, их вандализм клеймили полотна Кукрыниксов ("Таня", 1942–47, ГРМ; "Бегство фашистов из Новгорода", 1944–46, ГТГ) и Т. Г. Гапоненко ("После изгнания фашистских оккупантов", 1943–46, ГТГ). В лирико-драматическом ключе решил А. А. Пластов щемящую сцену убийства фаш. лётчиком беззащитного мальчика-пастушка ("Фашист пролетел", 1942, ГТГ). На предельно контрастном противопоставлении двух образов – гордой, стойкой, полной человеческого достоинства пожилой крестьянки и тупого, жестокого фаш. карателя, построил С. В. Герасимов полную драматизма картину "Мать партизана" (1943–50, ГТГ). Гуманизмом, большой патриотич. идеей проникнут образ простой русской женщины, оберегающей сон усталых бойцов, в картине Б. М. Неменского "Мать" (1945, ГТГ).

В последний период войны в жанровой живописи отразилась новая эмоциональная атмосфера, сложившаяся под воздействием решающих побед Сов. Армии. Первым эту атмосферу, мечту о возвращении к мирной, счастливой жизни выразил в свойственной ему обобщённо-метафорич. манере А. А. Дейнека ("Раздолье", 1944, ГРМ). В 1945 радость мирного труда, могучая созидат. сила народа воплотились в картинах А. А. Пластова ("Жатва", "Сенокос", обе – в ГТГ), С. А. Чуйкова (полотна из серии "Колхозная сюита"), Э. Калныня ("Новые паруса", Художеств. музей Латв. ССР), Т. Н. Яблонской ("Восстановление домны", Полтавский художеств. музей) и др. Подъём сов. патриотизма в годы войны обусловил повышенный интерес к событиям отечеств. истории, к художеств. разработке воен.-историч. тематики. Героическое прошлое и настоящее органически переплелись в серии Е. Е. Лансере "Трофеи русского оружия" (гуашь, 1942, ГТГ). В триптихе П. Д. Корина "Александр Невский" (1942–43, ГТГ) центр. образ победителя нем. псов-рыцарей воспринимается как величеств. символ непобедимости рус. народа. Как воплощение сплочённости народа в борьбе против общего врага была задумана картина А. П. Бубнова "Утро на Куликовом поле" (1943–47, ГТГ). Актуальный, созвучный современным событиям смысл искали в событиях прошлого М. И. Авилов ("Поединок Пересвета с Челубеем", 1943, ГРМ), С. В. Герасимов ("Восстание Пугачёва", 1945), Н. П. Ульянов ("Лористон в ставке Кутузова", 1945, ГТГ), эст. живописец Э. Окас ("Народные мстители", 1943, Художеств. музей ЭССР и др. В графике интерес к историч. тематике отразился в серии портретов рус. полководцев, выполненных В. А. Фаворским в 1941–45, в илл. Е. А. Кибрика (1944–45) к "Тарасу Бульбе" Н. В. Гоголя.

Гуманистич. пафос сов. иск-ва, пристальный интерес художников к индивидуально- психологическому и одновременно типическому в сов. человеке сказались в многочисл. живописных портретах, созданных в тот период, когда героическое начало стало определяющим в духовном строе народа, – командиров, рядовых бойцов, тружеников тыла. Циклы портретов ленингр. и белорусских партизан создали И. А. Серебряный и Ф. А. Модоров; портреты сов. военачальников, Героев Сов. Союза писали A. М. Герасимов, П. П. Кончаловский, B. А. Серов, В. Н. Яковлев, украинские художники М. М. Божий, В. Н. Костецкий, К. Д. Трохименко, А. А. Шовкуненко, грузинские живописцы Н. Канделаки, К. Мерабишвили, Я. Николадзе и другие.

Среди разл. видов скульптуры в годы войны на первый план выдвинулись станковая пластика и портрет. На начальном этапе войны сов. скульпторы, наравне с мастерами др. видов изобразит. иск-ва, стремились непосредственно обращаться к массам, содействовать своим творчеством мобилизации сов. народа на борьбу. Скульпторы Москвы (С. Д. Лебедева, И. С. Ефимов) и Ленинграда (Н. В. Томский, В. В. Исаева) и др. работали над объёмными сатирическими плакатами и рельефными агитационными панно. В. В. Лишев в серии небольших скульптурных эскизов "На улицах Ленинграда в дни блокады" (гипс, 1941–42, ГРМ), отобразив жизнь осаждённого города, открывал героическое начало в будничном и повседневном. Ёмкие, символически обобщённые образы нар. героев создали Е. Ф. Белашова ("Непокорённая", гипс, 1943, ГТГ), В. И. Мухина ("Партизанка", бронза, 1942, ГТГ), М. Г. Манизер ("Зоя Космодемьянская", 1942, ГТГ; скульптурные группы партизан на станции Моск. метрополитена "Измайловский парк", 1944). Воен. эпизоды запечатлел в станковой скульптуре украинец М. И. Гельман ("Они не пройдут", 1945, Музей укр. изобразит. иск-ва); страдания сов. народа под игом оккупантов, призыв к мести за их злодеяния воплотились в композициях груз. скульптора Т. Абакелия, азербайджанца П. Сабсая и другие.

Большое развитие в период войны получила портретная пластика. Необычайной жизненностью изображения, глубиной индивидуальной характеристики отличаются произв. С. Д. Лебедевой (портреты генерал-полк. Ф. Я. Фалалеева, А. Т. Твардовского, оба – гипс, 1943, ГТГ). Главные черты героя эпохи – бесстрашие, чувство долга, выделяет в своих моделях В. И. Мухина (портреты полковников И. Л. Хижняка и Б. А. Юсупова, оба – бронза, 1942, ГТГ). Многие скульпторы работали над портретами во фронтовой обстановке. Соединение почти документальной достоверности образа с острой характерностью отличают произв. Л. Е. Кербеля ("Герой Сов. Союза Н. А. Бокий", гипс, 1943, ГТГ) и грековца И. Г. Першудчева, запечатлевшего героев штурма Берлина ("Майор А. В. Соколовский", "Сержант М. А. Егоров", оба – бронза, 1945, ГТГ).

На завершающем этапе войны скульпторы чаще обращаются к типу монументально-торжеств. портрета-бюста, в к-ром индивидуальное начало уступает место типизированному образу сов. воина-победителя. В произв. белорус. скульп. З. И. Азгура ("Герой Сов. Союза партизан М. Ф. Сельницкий", бронза, 1943, ГТГ), а затем Е. В. Вучетича (портрет дважды Героя Сов. Союза ген, армии И. Д. Черняховского, бронза, 1945) и Н. В. Томского (портрет дважды Героя Сов. Союза полк. М. Г. Гареева, базальт, 1944–47, ГТГ) на первый план в характеристике модели выступают сила и собранность воли, душевная чистота и открытость. Торжественный, парадный тип портрета заложил основу для послевоен. развития монументальной мемориальной пластики.

Великая Отечественная война в живописи, графике, скульптуре послевоенных лет.

Краткий перечень

Ф. С. Богородский, "Слава павшим героям", 1945; П. Д. Корин, портрет маршала Г. К. Жукова, 1945; Ф. Α. Модоров, портрет генерала С. А. Ковпака, 1945; В. К.Нечитайло, "В партизанский отряд", 1945; Я. С. Николаев, "На Большую землю", 1945; С. В. Ρянгина, "Подруги", 1945; М. С. Сарьян, "Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны", 1945; В. Г. Цыплаков, "Зоя", 1945; Г. М. Шегаль, "В свободную минуту. Медсестра", 1945; А. А. Дейнека, серия "Москва военная", гуашь, темпера, акварель, уголь, карандаш, 1946; И. В. Евстигнеев, "Ночной бой", 1946; В. В. Исаева, "Мальчик-партизан", гипс, 1946; В. В. Лишев, "Мать", бронза, 1946; B. C. Мацкявичюс, "Партизаны", 1946; В. К. Бялыницкий-Бируля, "Белоруссия. Вновь расцвела весна", 1947; Е. В. Вучетич, портрет генерала В. И. Чуйкова, мрамор, 1947; М. Г. Дерегус, "Дума про партизан", цветной офорт, 1947; Б. В. Иогансон, "Праздник Победы 9 мая 1945 года на Красной площади", 1947; В. Н. Костецкий, "Возвращение", 1947; П. А. Кривоногов, "Победа", 1945–47; А. И. Лактионов, "Письмо с фронта", 1947; Д. К. Moчальский, "Победа. Берлин, 1945 год", 1947; В. Г. Πузырьков, "Черноморцы", 1947; А. И. Xаршак, серия "В борьбе за Ленинград", офорт, 1947; А. Д. Шибнев, "Пленных ведут", 1947; Н. И. Кирсанов, "Вручение партбилета на фронте", 1948; Кукрыниксы, "Конец", 1947–48; П. П. Соколов-Скаля, "Краснодонцы", 1948; Е. Н. Τиханович, "Партизаны в разведке", 1948; П. А. Кривоногов, "Защитники Брестской крепости", 1951; Ю. М. Непринцев, "Отдых после боя", 1951 (авторское повторение – 1955); О. А. Супрун, "Партизанка", мрамор, 1951; Д. Д. Жилинский, "В память погибшим", 1953; Е. В. Вучетич, портрет маршала А. М. Василевского, бронза, 1954, портрет маршала Г. К. Жукова, гранит, 1954; Г. М. Коржев, "В дни войны", 1954; X. А. Якупов, "Перед приговором", 1954; В. П. Волков, "Минск 3 июля 1944 года", 1946–55; Б. М. Неменский, "Машенька. Сестры наши", 1954–56; A. М. Константинопольский, "Родная земля (На привале)", 1957; B. Н. Костецкий, "Вручение партбилета", 1952–57; Б. М. Неменский, "Земля опалённая", 1957; М. И. Самсонов, "Саша Чекалин", 1957; В. Д. Фивейский, "Сильнее смерти", гипс, 1957; Э. Илтнер, "Партизаны. В Курземском котле", 1958; Г. Митревиц, "Латгальские партизаны", 1958; А. П. Mозолев, "В партизанском штабе", 1958; М. И. Caмсонов, "В землянке", 1958; Б. И. Пророков, серия "Это не должно повториться", темпера, акварель, тушь, цветные карандаши, 1958–1959; В. Н. Гаврилов, "За родную землю", 1959; Ю. П. Кугач, "Летом 1941 года (Наши солдаты)", 1959; А. Ю. Савицкас, "Трагедия Пирчюписа", 1959; И. А. Серебряный, "В Ленинградской филармонии. 1942 год", 1959; Е. Ф. Белашова, "Этого забывать нельзя", мрамор, 1960; A. И. Интезаров, "На подступах к Москве", 1960; В. Т. Лойк. "Перед боем", 1960; Ю. Н. Τулин, "Повесть о блокаде". 1960; В. Е. Αртамонов, "В дни войны", 1961; А. М. Константинопольский, "На рассвете", 1960–61; Б. С. Угаров, "Ленинградка (В сорок первом)". 1961: Б. М. Неменский, "Безымянная высота", 1962; Ю. И. Пименов, "Воспоминание о военном пайковом хлебе", 1962; Н. Я. Бут, "Часовой. Аджимушкайские каменоломни. 1942 год", 1963; B. Н. Αралов, "На братской могиле", 1964; Б. Н. Белопольский, "От Советского Информбюро". 1964; Н. Я. Бут, "Солдаты подземного гарнизона", 1964; И. В. Евстигнеев, "В прифронтовой избе". 1964; А. И. Интезаров, "Шипка, 1944 год", 1964; П. А. Кривоного в, "На ничейной полосе", 1964; С. С. Сафарян, "Весной 1945 года", 1964; С. П. и А. П. Ткачёвы, "В трудные годы", 1964; В. Ф. Задорожный, "На месте минувших боёв", 1964–65; М. Абдуллаев, "На полях Азербайджана", триптих ("Солдат", "Июнь сорок первого", "В госпиталь"), 1965; Е. В. Вучетич, "Круговая оборона", мрамор, 1965; Е. А. Зайцев, "Константин Заслонов", 1965; В. И. Иванов, "Семья. 1945 год", 1964–65; П. А. Кривоного в, "Поединок (На Курской дуге)", 1965; А. Ю. Никич, "Военные корреспонденты", 1965; А. Ю. Савицкас, "В освобождённом Вильнюсе. Лето 1944 года", 1965; Б. В. Щербаков, "Непобедимый рядовой", 1965; П. И. Жигимонт, "Гвардейцы в боях за Москву", 1966; А. Е. Абалаков, "Форсирование Днепра", гипс, 1967; Л. П. Асецкий, серия "Минское подполье", линогравюра, 1967; М. В. Данциг, "Белоруссия – мать партизанская", 1967; А. Б. Заборοв, "Клятва народных мстителей", 1967; В. И. Иванов, "В годы войны", 1967; А. П. Кибальников, "Брест. 1941-й", гранит, 1967; Г. М. Κοржев, серия "Опалённые огнём войны", 1962–1967; Кукрыниксы, "Обвинение", 1967; Ю. М. Непринцев, серия "Ленинградцы", офорт, 1960–67; Н. В. Овечкин, "Знамя Победы", 1967; М. А. Савицкий, "Витебские ворота", 1967, "Партизанская мадонна", 1967; Ю. Г. Сирοтенко, "Солдат", 1967; А. А. Ушин, серия "Народное ополчение", линогравюра, 1967; А. А. Хмельницкий, "Во имя жизни", 1967; М. В. Данциг, "Партизанская свадьба", 1968; Б. Я. Maлуев, "Сталинградская весна 1943 года", 1968; Л. Myyга, "У могилы солдата", 1967–68; В. Е. Цигаль, "Рихард Зорге", кованая медь, 1968; М. А. Савицкий, "Клятва", 1969; Т. Н. Яблонская, "Безымянные высоты", 1969; Л. П. Григорашенко, "Кишинёв освобождён", акварель, 1970; А. Г. Данченко, серия "Корюковка. 1 марта 1943 года", цветной офорт, 1971; Ю. М. Непринцев, "Вот солдаты идут", 1971; Е. Е. Моисеенко, "Победа", 1972; Т. Н. Голембиевская, "Бессмертие", 1973; Э. К. Окас, серия "Старые и молодые", офорт, акватинта, 1973; В. Е. Ποпков, "Шинель отца", 1973; М. А. Савицкий, "Поле", 1973, "Плач о павших героях", 1974; Α. Α. Мыльников, "Прощание", 1975; В. Α. Γромыко, "Песня о моём отряде", 1977; H. H. Благоволин, "Салют Победы", литография, 1980; А. П. Суровцев, "Небо Москвы. 1941", 1980; С. Н. Репин, В. В.Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, "Война", 1980–81; С. П. и А. П. Τкачёвы, "Май сорок пятого", 1980–81; А. А. Бичуков, "Победитель", бронза, 1981; В. Ф. Псарёв, "Память. 9 мая", 1981.

Лит.: История рус. иск-ва, т. 13, М., 1964; Суздалев П. К., Сов. иск-во периода Вел. Отечеств. войны, М., [1965]; Πолищук Э. Α., Вел. Отечеств. война в произв. изобразит. иск-ва, М., 1969; История иск-ва народов СССР т. 8, М., 1977; Вел. Отечеств. война в произв. сов. художников. Живопись, скульптура, графика. Альбом, М., 1979; Сов. изобразит. иск-во. 1941–1960, М., 1981; Московские художники в дни Вел. Отечеств. войны. Воспоминания. Письма. Статьи, М., 1981.

Т.Г. Гапоненко. "После изгнания фашистских оккупантов". 1943–1946. Третьяковская галерея. Москва

А.Ф. Пахомов. "На Неву за водой". Литография из серии "Ленинград в дни блокады". 1942–1944

В.А. Фаворский. "Кутузов". Гравюра на дереве. 1945

А.А. Дейнека. "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.". 1941. Третьяковская галерея. Москва

И.Г. Першудчев. Портрет майора А.В. Соколовского. Бронза. 1945. Третьяковская галерея. Москва

В.И. Курдов. "Переправа р 2". Литография из серии "По дорогам войны". 1943

П.Д.Корин. "Александр Невский". Центральная часть триптиха. 1942. Третьяковская галерея

И.А. Серебряный. Портрет партизана В.С. Тимачева. 1943. Третьяковская галерея. Москва

С.В. Герасимов. "Мать партизана". 1943-1950. Третьяковская галерея. Москва

А.А. Пластов. "Фашист пролетел". 1942. Третьяковская галерея. Москва

А.А. Дейнека. "Оборона Севастополя". 1942. Русский музей. Ленинград

Б.М. Неменский. "Земля опаленная". 1957. Третьяковская галерея. Москва

А.И. Лактионов. "Письмо с фронта". 1947. Третьяковская галерея

Ю.М. Непринцев. "Отдых после боя". 1955. Третьяковская галерея. Москва

М.А. Савицкий. Партизанская мадонна". 1967. Третьяковская галерея. Москва

"Победа". Фрагмент картины художника П.А. Кривоногова. 1948. Центральный музей Вооруженных Сил СССР Москва

Т.Г. Гапоненко.

А.Ф. Пахомов.

В.А. Фаворский.

А.А. Дейнека.

И.Г. Першудчев. Портрет майора А.В. Соколовского. Бронза. 1945. Третьяковская галерея. Москва

В.И. Курдов.

П.Д.Корин.

И.А. Серебряный. Портрет партизана В.С. Тимачева. 1943. Третьяковская галерея. Москва

С.В. Герасимов.

А.А. Пластов.

А.А. Дейнека.

Б.М. Неменский.

А.И. Лактионов.

Ю.М. Непринцев.

М.А. Савицкий. Партизанская мадонна

Изобразительное искусствоМосква">

"Победа". Фрагмент картины художника П.А. Кривоногова. 1948. Центральный музей Вооруженных Сил СССР Москва

В начало словаря