Приглашаем посетить сайт
Газетно-журнальная графика
ГАЗÉТНО-ЖУРНÁЛЬНАЯ ГРÁФИКА. С первых дней войны сатирич. Г.-ж. г. наряду с политич. плакатом, "Окнами ТАСС" и др. агитац. видами изобразит. иск-ва способствовала мобилизации сов. народа на борьбу с врагом. Используя богатый опыт, накопленный сов. политич. сатирой в довоен. годы, прибегая к широкому диапазону сатирич. средств (от едкого юмора до убийственного разоблачения и гневного негодования), карикатуристы беспощадно высмеивали и обличали фаш. захватчиков, подчёркивали их нравств. убожество, звериную сущность. Центр. сатирич. изданием, как и в довоен. годы, оставался журн. "Крокодил". Уже с июня 1941 содержание и стиль помещаемых в нём рисунков целиком подчинились требованиям дня; напряжённость и значительность воен.-политич. тематики определили агитац. яркость и остроту изобразит. решений, собранность и чёткость в выявлении сатирич. и политич. смысла изображения. В начальный период войны гл. место в журнале (как и в сатирич. разделах "Огонька" и другие. журналов) занимали карикатуры, разоблачающие и высмеивающие манию величия, претензии на мировое господство фаш. главарей, лживость гитлеровской пропаганды, мародёрство захватчиков. С сер. 1942 в сатирич. журнальной графике появляются мотивы нарастающей тревоги в среде герм. командования, страха перед Сов. Армией и партизанами. На протяжении 1943 гл. место заняла тема коренного перелома в войне, обречённости фаш. режима. В 194445 осн. масса сатирич. рисунков посвящена ожиданию близкого конца войны, а затем полному разгрому фашизма; в этот же период в журнальной сатирич. графике впервые за годы войны появились рисунки на темы внутр. жизни страны. В 194145 в журнале помещали карикатуры Б. Е. Ефимов, В. Н. Горяев, А. М. Каневский, Кукрыниксы, А. А. Радаков, Н. Э. Радлов, M. M. Черемных и другие. Постоянными сотрудниками "Крокодила" были Ю. А. Ганф, работавший над повествоват.-жанровыми карикатурами, гонко применявший приёмы неожиданного раскрытия темы ("Очередь растёт", 1942, № 3), И. М. включали множество занимательных для разглядывания фигур и деталей ("Артель "Напрасный труд"", 1942, № 41), Л. Г. Бродаты, автор исполненных драматизма рисунков, посвященных страданиям нем. народа под властью фашистов ("Подпольная печаль", 1942, № 10).
Газетные карикатуры, оперативно откликающиеся на текущие события, "комментирующие" их с помощью броского и запоминающегося зрительного образа, обладали большой силой агитац.-массового воздействия. В газ. "Правда" постоянно помещались карикатуры Кукрыниксов, раскрывавшие действит. смысл событий при помощи острого гротеска, сатирич. трансформации и гиперболизации ("Скандал в эфире", 2 сент. 1941). Ефимов в циклах карикатур, печатавшихся в газ. "Труд" ("Тотальная распродажа", 19 нояб. 1944), "Красная звезда", "Известия", последовательно разрабатывал тему разоблачения главарей фаш. режима. В жанре газетной карикатуры работали также В. А. Гальба, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, И. М. Семёнов, укр. график А. И. Резниченко, азерб. худ. А. Азимзаде и другие.
Многие художники-сатирики в годы войны трудились во фронтовой печати (С. С. Боим, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Ю. М. Непринцев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис и другие.). Фронтовая сатира с их помощью стала одной из эффективных форм политической работы среди бойцов Сов. Армии. Политические карикатуры, сатирические и юмористические рисунки на темы войны и фронтового быта помещались во фронтовых и армейских газетах и в специальных приложениях к ним, в иллюстрир. изданиях, целиком (журн. "Фронтовой юмор") или частично (журн. "Красноармеец", "Фронтовая иллюстрация" и другие.) посвященных сатире и юмору.
Лит. Смотри при ст. Изобразительное искусство.
Кукрыниксы. Фашистская псарня. "Правда", 14 августа 1941
Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит..."Красная Звезда", 30 июля 1944
Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит..."Красная Звезда", 30 июля 1944