Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
"Окна ТАСС"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"Окна ТАСС"

"ÓКНА ТАСС" (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно-политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных "Окон сатиры РОСТА" (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским и другие. художниками и поэтами во время Гражд. войны. Цели "О. Т." – оператив. отклик на стремительно меняющуюся воен. обстановку, мобилизация сил народа на борьбу с фаш. захватчиками; информац. задачи "О. Т." были неотрывны от агитационных. "О. Т.", представлявшие единство меткого поэтич. слова с выразительным, запоминающимся, по-плакатному броским рисунком, зародились по коллективной инициативе московских поэтов (Н. А. Адуев, С. И. Кирсанов, А. Б. Раскин, А. И. Рохович, М. Р. Слободской; затем в эту работу включились Д. Бедный, А. А. Жаров, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и другие.) и группы художников-графиков и карикатуристов (инициатор – М. М. Черемных; А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, Η. Φ. Денисовский, А. А. Радаков, Г. К. Савицкий и другие.). Всего к участию в "О. Т." было привлечено более 80 поэтов и 130 художников. В осн. "О. Т." создавались на специально для этого написанные тексты, но иногда пользовались и стихами, опубликованными в центр. газетах ("Убей его!" К. М. Симонова, "Поединок" С. П. Щипачёва и другие.).

Впервые "О. Т." появились в Москве 27 июня 1941 в витрине выставочного зала оргкомитета Союза художников СССР (Кузнецкий мост, 20). Нек-рые из ранних "О. Т." (напр., No 4, 6, 7) выпускались первоначально в одном экземпляре – картина, написанная маслом на холсте, выставлялась в витрине, вверху прикреплялась этикетка с указанием очередного номера, текст размещался внизу под картиной. С 1942 при ТАСС создаётся производственная мастерская "О. Т." (руководители – художники Денисовский и П. П. Соколов-Скаля). По мере расширения мастерской плакаты начинают размножать с помощью трафаретов; тираж "О. Т." возрастает с 50 экз. в нач. войны до 1500 экз. в кон. войны. Всего за годы войны выпущено св. 1200 "О. Т.". Лучшие "О. Т." выходили тиражом в неск. десятков тыс. экз. Всего за время войны мастерская выпустила св. 1 млн. экз., напечатанных графич. способом; отд. "О. Т." выходили в виде открыток, диапозитивов и т. п. Широким был диапазон выразит. средств и графич. жанров "О. Т.": карикатура, лубок, рисованный рассказ в картинках, рисунок с развёрнутым действием, лаконичное плакатное изображение и другие. "О. Т." распространялись по подписке, рассылались в действ. армию, вывешивались в витринах на улицах, ж.-д. станциях, пр-тиях; партизаны нередко брали выпуски "О. Т." с собой, направляясь в рейды по тылам врага, подпольщики вывешивали их в оккупированных фашистами городах (Витебске, Воронеже, Харькове). Распространялись "О. Т." и за рубежом (США, Китай, Египет, Швеция, Индия, Афганистан и другие.; в Великобритании они переводились на англ. яз. и печатались в уменьшенном формате большими тиражами). По примеру центральных создавались "О. Т." и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Свердловске, Саратове, Мурманске, Хабаровске), а также в армии силами самодеят. поэтов и художников. В годы войны было организовано неск. выставок "О. Т.", как в СССР (в частности, в Москве – в Историч. музее, 1942; в Музее Революции, 1943), так и за рубежом (через Всес. об-во культурной связи с заграницей). Содержание "О. Т." многообразно: оператив. отклики-информации о последних событиях; лозунги, мобилизующие на защиту Родины, призывающие к бдительности, к борьбе с беспечностью и расхлябанностью, к укреплению единства фронта и тыла; сатирич. памфлеты на фаш. горе-вояк и их главарей (особенно выделялись плакаты с текстами Д. Бедного – ок. 100 и Маршака, в частности 25 его плакатов "Наша азбука"); плакаты, прославлявшие героизм сов. воинов, славные традиции рус. истории, боевой славы предков, поднимавшие народ на подвиги – ратные и трудовые. Воздействие "О. Т." было чрезвычайно велико. "Художники, создавшие эти плакаты, своим художественным словом, своей художественной кистью стоят в одном ряду, в одном строю с бойцом – пулемётчиком, танкистом..." – записал в книге отзывов фронтовик – посетитель выставки.

В дек. 1942 поэт Маршак и худ. Соколов-Скаля, Кукрыниксы, Черемных, П. М. Шухмин, Н. Э. Радлов, Савицкий за работу над "О. Т." удостоены Гос. пр. СССР.

Лит. и изд.: Летопись изобразит. иск-ва Вел. Отечеств. войны, 1942, No 4; то же, 1943, No 4; Летопись изобразит. иск-ва, 1944, No 3–4; то же, 1945, No 1; Сидельникова Т. Н., "Окна ТАСС" в годы Вел. Отечеств. войны Сов. Союза, "Уч. зап. Калининского гос. пед. ин-та", 1963, т. 36; Острое перо. Стихи сов. поэтов в центр. "Окнах ТАСС", в кн.: Лит. наследство, т. 78, кн. 1, М., 1966; Окна ТАСС. 1941–1945. [Сб.], М., 1970; то же. [Сб. плакатов], М., 1977.

"Окна ТАСС" на улице Горького. Москва. 1941

"Окна ТАСС". Один из выпусков

Окна ТАСС

Окна ТАСС

"Окна ТАСС". Один из выпусков

В начало словаря