Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 4, "ЯНС"-"ЯРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Я" (часть 4, "ЯНС"-"ЯРО")

ЯНСЕН

ЯНСЕН (Janssen), Иоганн (10.IV.1829 - 24.XII.1891) - нем. историк католич. направления. Католич. священник во Франкфурте-на-Майне (с 1860), прелат (с 1880). Принадлежал к католич. партии "Центра". Гл. труд - многотомная "История немецкого народа с конца средневековья" ("Geschichte des deutschen Volkes seit dem Ausgang des Mittelalters", Bd 1-8, Freib., 1876-94; охватывает период с сер. 15 в. до нач. 30-летней войны 1618-48; в комментированном и продолженном Л. Пастором издании - 10 тт., 1898- 1920). Я. отрицает наличие в дореформационной Германии каких-либо оснований для социального и политич. недовольства. Путем тенденциозно подобранных лит. и юридич. источников пытается представить отношения феодалов и крестьян как патриархально-идиллические. Извращает историю Реформации и Крестьянской войны 1524-25, характеризуя Лютера и лютеранство как источник всех радикальных и революц. движений и сочетая католич. тенденциозность с демагогич. критикой раннего капитализма с реакционно-феод. позиций. Тенденциозность Я. проявилась и в его стремлении показать значение "великогерманской" имперской идеи, традиций политики Габсбургов и авторитета папства в борьбе с революц. движением в Германии. Историографич. значение имеет собранный Я. фактический мат-л, разоблачающий отдельные стороны деятельности Гогенцоллернов и сторонников "малогерманской" прусской политики. Уже первые тома труда Я. вызвали против него возражения ряда историков (Г. Дельбрюк, М. Ленц), в полемике с к-рыми он опубликовал два ответа критикам ("An meine Kritiker", Freib., 1882; "Ein zweites Wort an meine Kritiker", Freib., 1883).

Лит.: Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией, М., 1952; Pastor L., J. Janssen. 1829-1891, Freiberg im Breisgau, 1892.

M. M. Смирин. Москва.

ЯНСЕНИЗМ

ЯНСЕНИЗМ - религиозно-философское течение в католицизме, возникшее после выхода в свет в 1640 книги К. Янсения "Августин…". В Я., воспринявшем нек-рые черты протестантизма, нашло выражение стремление к пересмотру догм позднего католицизма, в частности этич. принципов и практики иезуитов. Янсенисты настаивали на возвращении к учению Августина о предопределении и первородном грехе, подвергая критике позднекатолич. представление о свободе воли. После запрещения книги Янсения (булла папы Урбана VIII "In eminenti", 1642) во Франции, в монастыре Пор-Рояль возникла первая община янсенистов во главе с аббатом Сен-Сиранского монастыря Жаном Дювержье де Оранн. Значит. роль в общине играли члены семейства Арно (особенно Антуан Арно - ученый богослов, доктор Сорбонны). Деятельными членами общины были известные проповедники, профессора, писатели и философы, в т. ч. Б. Паскаль. К Я. примыкал драматург Ж. Расин. Женскую янсенистскую общину возглавляли Анжелика Арно и сестра Паскаля - Жаклин. Влияние Я. охватило значит. круги буржуазии и нек-рой части аристократии. При Пор-Рояле была открыта школа, в к-рой преподавали лучшие педагоги. Иезуиты повели упорную борьбу против Я. В 1653 Я. был осужден и признан еретическим (булла папы Иннокентия X "Cum occasione"). В 1656 это осуждение было подтверждено папой Александром VII (булла "Ad sacram"). Паскаль опубликовал серию памфлетов, в к-рых подверг убийственной критике мораль и политич. практику иезуитов ("Письма к провинциалу", 1656-57); памфлеты были осуждены особым судом, к-рый объявил, что книга подлежит сожжению, т. к. содержит еретич. положения Я., оскорбляет не только докторов богословия и нек-рые монашеские ордена (иезуитов), но также папу и епископов. Новое обострение в этой борьбе имело место в кон. 17-нач. 18 вв. В 1705 по настоянию иезуитов, поддержанных королем Людовиком XIV, папа Климент XI издал новую буллу против Я. ("Vineam Domini"), к-рую последователи Я. отказались признать, за что многие из них подверглись репрессиям, а монастырь Пор-Рояль был ликвидирован. Острая борьба с участием ряда епископов, теологов, университетских профессоров разгорелась вокруг буллы Климента XI "Unigenitus" (1713). Движение приобретало общественно-политич. характер, все шире втягивая недовольных королевским режимом, папством, иезуитами, распространяясь среди части буржуазии, рядовых священников, привлекая симпатии многих передовых людей Франции того времени. Вместе с тем в массах населения Я. обрастал суевериями, верой в чудеса и т. п., вырождаясь в религ. секту. К сер. 18 в. Я., внутренне противоречивый и вследствие этого неспособный к защите определенных клас. позиций, утратил свое значение, уступив место идейным течениям кануна революции. В Нидерландах в 1723 была создана янсенистская церковь, к-рая в 19 в. сблизилась с герм. старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших ее к протестантизму.

Лит.: Gazier A., Histoire générale du mouvement janséniste depuis ses origines jusqu'а nos jours, 3 éd., t. 1-2, P., 1924; Cristiani L., L'herésie de Port-Royal, P., 1955; Ceyssens L., Sources relatives aux débuts du jansénisme et de l'antijansénisme. 1640-1643, Louvain, 1957; его же, La fin de la premiere période du jansénisme. Sources des années 1654-1660, v. 1-2, Brux. - Roma, 1963-65; Cognet L., Le jansénisme, P.,1961; Taveneaux R., Jansénisme et politique, P., 1965.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

ЯНСЕНИЙ

ЯНСЕНИЙ (Jansen, Jansenius), Корнелий Отто (3.XI.1585 - 6.V.1638) - голландский богослов-католик; проф. Лувенского колледжа, с 1636 - епископ в Ипре. Я. - автор ряда сочинений, направленных против учения и морали иезуитов. Осн. труд Я. "Августин, или Учение св. Августина о здравии, недуге и врачевании человеческого естества, против пелагианцев и массилийцев" ("Augustinus, seu doctrina S. Augustini de Humanae naturae sanitate, aegritudine, medicina adversus Pelagianos et Massilienses", v. 1-3, Lovanii, 1640) был опубл. посмертно. Книга и учение Я. (см. Янсенизм) были осуждены папами Урбаном VIII (1642), Иннокентием X (1653) и Александром VII (1656).

ЯНСОН

1

Николай Михайлович (6.XII.1882 - 20.VI.1938) - сов. парт. и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в Петербурге в семье рабочего. С 1901- рабочий-металлист. В 1905 - чл. Совета рабочих депутатов в Ревеле (Таллин). В 1906 арестован, сослан в Тобольскую губ., откуда бежал. Вел парт. работу в Петербурге, Ревеле. В 1907 эмигрировал в США, где был секретарем социалистич. федерации эст. рабочих. В июне 1917 вернулся в Ревель, был чл. горкома партии, бюро Сев.-Балт. орг-ций РСДРП, участвовал в установлении Сов. власти в Эстонии. В 1918, во время герм. оккупации, арестован и выслан в РСФСР. До 1923 - на руководящей профсоюзной и хоз. работе. В 1923-34 - чл. Президиума ЦКК, в 1923-27 - секретарь ЦКК, в 1927-30 - секретарь Парт. коллегии ЦКК ВКП(б). В 1925-28 - зам. наркома РКП СССР. В 1928-30 - наркомюст РСФСР, в 1930-31 - зам. пред. СНК РСФСР. В 1931-34 - нарком водного транспорта СССР, с 1934 - зам. нач. Управления Севморпути. Делегат IX, XII-XVI съездов партии, на XII-XVI съездах избирался чл. ЦКК, на XVII - чл. Центр. ревизионной комиссии. Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР. Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Лит.: Знаменосцы революции, Тал., 1964, с. 196-99; Они служили народу, Куйбышев, 1968.

2

Юлий Эдуардович (5.XI.1835 - 31.I.1893, Петербург) - рус. экономист и статистик, чл.-корр. Академии наук (1892). Род. в Киеве. Окончил ист.-филологич. ф-т Киевск. ун-та (1855), в 1861 - адъюнкт кафедры статистики и политэкономии Горыгорецкого земледельч. ин-та, с 1864 преподавал статистику и политэкономию в Петерб. ун-те и др. высших уч. заведениях. Магистерская дисс. - "Значение теории ренты Рикардо в науке политической экономии" (СПБ, 1864), докторская - "Направления в научной обработке нравственной статистики" (СПБ, 1871); издал мн. труды по демографии, земледельческой статистике, экономико-статистической характеристике жел. дорог. Курс "Теория статистики" выдержал пять изданий и был осн. уч. пособием по этому предмету. Изданный Я. в 1877 "Опыт статистич. исследования о крест. наделах и платежах" показал тяжелое положение пореформ. деревни и несоответствие высоких платежей низкой доходности крест, наделов.

Лит.: Лебедев В. A., Некролог. Ю. Э. Янсон, "ЖМНП", 1893, апр.; Остроумов С., Выдающийся рус. статистик второй пол. XIX в. (Ю. Э. Янсон), "Вестн. статистики", 1953, No 6; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959, с. 118-29.

В. А. Федоров. Москва.

ЯНУС

ЯНУС (лат. Janus, от janus - крытый проход и janua - дверь) - в др.-римской религии и мифологии первоначально бог света и солнца, открывающий небесные ворота, позднее бог входов и выходов, дверей, затем божество всех начал. Все двери, ворота, переходы посвящались Я., он считался покровителем дорог и путешественников. В Риме было неск. храмов Я., самый известный - на Форуме, во время мира его ворота были закрыты, при объявлении войны они открывались. Я. считался также божеством времени; по реформе календаря Юлия Цезаря месяц, посвященный Я. (januarius - январь), начинал год. Я. изображался с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое - в будущее), на нек-рых этрусских изображениях у Я. четыре лика. В переносном смысле употребляется выражение "двуликий Янус", т. е. лицемерный, двуличный человек.

ЯНУШКЕВИЧ

Николай Николаевич (1.V.1868 - 1918) - рус. воен. деятель, генерал от инфантерии (1914). Окончил Михайловское арт. уч-ще (1888) и Академию Генштаба (1896), служил на адм. должностях в Гл. штабе, Воен. совете и канцелярии воен. мин-ва, с 1910 читал курс воен. администрации в Академии Генштаба. По политич. взглядам - черносотенец, член Совета объединенного дворянства. Это обеспечило быструю карьеру Я.: с должности пом. нач. канцелярии воен. мин-ва в 1913 был назначен нач. Академии Генштаба, а вскоре (март 1914) по указанию царя - нач. Генштаба, хотя был совершенно неподготовлен к этой должности. С начала 1-й мировой войны 1914-18 стал нач. штаба верх. главнокомандующего. Все стратегич. вопросы Я. передоверил ген.-квартирмейстеру Ю. Н. Данилову, оставив за собой руководство политич. и адм. областями; проявил себя крайним реакционером. В авг. 1915 смещен и назначен пом. наместника на Кавказе по воен. части, а с сент. 1916 одновременно - гл. начальником снабжений Кавк. фронта. После Февр. революции 1917 - в отставке. В 1918 арестован и по дороге в Петроград убит конвоирами.

А. Г. Кавтарадзе. Москва.

ЯНШАО

ЯНШАО - одна из неолитических крашеной керамики культур, получивших распространение на терр. Сев. Китая (пров. Хэнань, Шаньси, Шэньси) в 4-3 тыс. до н. э. Впервые была обнаружена в 1921 Ю. Г. Андерсоном близ д. Яншао (пров. Хэнань). Последующие исследования, особенно в 50-х гг. 20 в., позволили уточнить особенности культуры Я., ареал ее распространения и локальные варианты.

Основу х-ва яншаосцев составляло мотыжное земледелие (возделывание чумизы). Характерны кам. и керамич. прямоугольные жатвенные ножи с отверстием. Среди домашних животных - свинья и собака. Существенную роль играли собирательство, рыболовство, охота на оленя, кабаргу, бамбуковую крысу. Осн. орудия охоты - лук и стрелы с кам. и костяными наконечниками. Поселения Я. располагались, как правило, на лессовых террасах вблизи рек. В центре поселения обычно находилось большое здание обществ, назначения, а вокруг него - круглые или квадратные жилища-полуземлянки размером от 15 до 20 м2. Постройка держалась на опорных столбах, стены обмазывались глиной, коническая крыша покрывалась соломой, внутри жилища, перед входом, устраивалась очажная яма. Взрослых членов общины хоронили на обществ. кладбище близ поселения. Обычный обряд погребения - трупоположение в прямоугольной яме лицом вверх, головой на З. Детей хоронили в непосредственной близости от дома, в больших керамич. сосудах. За пределами поселения находился участок, занятый гончарными мастерскими (в противоположность ткачеству, произ-во керамики не было предметом домашнего ремесла). Сосуды обжигались в открытых печах со свободным доступом воздуха. Наиболее типичны чаши и миски из хорошо отмученной глины, украшенные полихромным орнаментом (имеются зоо- и антропоморфные изображения), и остродонные узкогорлые кувшины для воды. Стратиграфич. данные, абсолютные датировки радиоуглеродным методом (1972) показывают, что культура Я. появляется в басе. р. Вэйхэ в виде варианта Баньпо. Однако соотношение отдельных вариантов Я. (Баньпо, Мяодигоу, Циньванчжай) продолжает оставаться не вполне ясным. Не решен вопрос и о характере взаимосвязей Я. с соседними культурами - Мацзяяо, Цюйцзялин и др. Ряд ученых подчеркивает черты сходства с евразийскими культурами крашеной керамики и полагает на этом основании, что переход к производящей экономике в басс. Хуанхэ произошел под влиянием ближневост. неолитич. культур; другие - допускают самостоят. возникновение неск. центров производящего х-ва на терр. Вост. и Юго-Вост. Азии.

Лит.: Киселев С. В., Неолит и бронзовый век Китая, "CA", 1960, No 4; Васильев Л. С, О роли внешних влияний в возникновении китайской цивилизации, "НАиА", 1964, No 2; Крюков М. В., У истоков древних культур Восточной Азии, там же, 1964, No 6; Фаншэсин таньсу цэдин няньдай баогао (Отчет об определении археологического возраста радиоуглеродным методом), "Каогу", 1972, No 5.

М. В. Крюков. Москва.

ЯНЫЧАРЫ

ЯНЫЧАРЫ (тур. yeniçeri, букв. - новое войско) - регулярная тур. пехота, состоявшая на жалованье гос. казны. Создана в 14 в. при султане Мураде I (1359/60 или 1362-89). Вместе с сипахи и акынджи (конница) составляли основу тур. феод. войска. Первоначально Я. комплектовались из пленных юношей, позже путем насильственного набора мальчиков из христ. населения (т. н. система девширме). Обращенные в ислам подростки проходили воен. подготовку и воспитывались в духе мусульм. фанатизма и строгой дисциплины. Я. считались рабами султана, жили в казармах, питались из общего котла, служившего символом янычарского корпуса. Им запрещалось жениться и заниматься хозяйством. Возглавлялись агой. Были тесно связаны с дервишским орденом бекташей. Кроме обязанности участвовать в завоеват. походах, Я. несли гарнизонную службу в городах и крепостях Балканского п-ова и араб. стран. С кон. 16-нач. 17 вв., в связи с начавшимся упадком военно-ленной системы в Османской империи, происходил процесс разложения корпуса Я.: они стали обзаводиться семьями, заниматься ремеслом, торговлей, грабежом населения. Резко снизились их боевые качества. Постепенно Я. превратились в орудие реакц. феодалов, участвовали в дворцовых переворотах, смещая неугодных султанов. Как писал Маркс, Я. превратились в "…моровую язву государства" (Архив Маркса и Энгельса, т. 6, 1939, с. 178). 15 июня 1826 Я. подняли мятеж против проведенной Махмудом II воен. реформы. Мятеж был подавлен, корпус Я. ликвидирован.

Г. А. Клейнман. Москва.

ЯНЫШЕВ

Михаил Петрович (30.VIII(11.IX).1884 - июль 1920) - участник революц. движения в России, герой Гражд. войны 1918-20. Род. в с. Жаворонково Юрьевского у. Владимирской губ. в семье крестьянина. Рабочий. В революц. движении - с нач. 900-х гг. Участник Иваново-Вознесенской стачки 1905. В 1906 эмигрировал в Германию, затем в США. Один из организаторов рус. федерации Амер. социалистич. партии. В апр. 1917 вернулся в Россию, работал в Моск. обл. бюро РСДРП(б). После Октября 1917 - чл. Исполкома Моссовета, пред. Моск. революц. трибунала, чл. коллегии Моск. ЧК. Чл. ВЦИК. Весной 1919 - нач. отряда моск. коммунистов под Петроградом. С нояб. 1919 - военком 15-й дивизии на Юж. фронте. Погиб в бою. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Лит.: Жохов М., Кристально чистая душа, в сб.: Комиссары, 2 изд., М., 1967.

ЯНЬ ИН

Пин-гун (ум. 493 до н. э.),- гос. деятель Др. Китая. Был крупным чиновником царства Ци. При правителе Цзин-гуне (547-490 до н. э.) стал первым министром. Я. И. приписывается авторство книги "Яньцзы чуньцю ("Хроника господина Яня"), в к-рой рассказывается о его деятельности и излагаются его поучения правителю. Однако это произведение написано, по-видимому, уже после смерти Я. И. неизвестным автором, возможно, кем-то из его последователей.

Соч.: Яньцзы чуньцю цзиши (Хроника господина Яня с комментариями и пояснениями), Пекин, 1962.

С. Кучера. Москва.

ЯНЬ ФУ

ЯНЬ ФУ (другие имена - Янь Цзи-дао, Янь Ю-линь) (1853-1921) - кит. публицист и переводчик книг зап.-европ. авторов. Окончив в 1871 воен.-мор. училище, служил во флоте. В 1877-79 обучался в Гринвичском воен.-мор. колледже (Англия). По возвращении преподавал воен.-мор. дело в Фучжоу, а затем в Тяньцзине в созданной Ли Хун-чжаном в рамках политики "самоусиления" Бэйянской (Северной) воен.-мор. академии. После поражения Китая в войне с Японией (1894-95) развернул активную публицистич. деятельность, направленную на пропаганду реформ, призванных сделать Китай "богатым и сильным", а также начал переводческую деятельность. С 1897 - один из редакторов и издателей газ. "Говэнь-бао" в Тяньцзине, близкой к реформаторам. Опубликовал переводы "Эволюции и этики" Т. Г. Гексли в 1895-98, "Исследования о природе и причинах богатства народов" А. Смита в 1902, "О свободе" Дж. С. Милля в 1903, "О духе законов" Ш. Л. Монтескьё в 1909. Участник конституддонно-монархич. движения 1905-11. После Синьхайской революции 1911-13 поддерживал Юань Ши-кая.

Лит.: Ван Ши, Янь Фу чшуань (Биография Янь Фу), Шанхай, 1957; Schwartz В., In search of wealth and power. Jen Pu and the West, Camb., 1964.

С. Л. Тихвинский. Москва.

ЯНЬАНЬ

ЯНЬАНЬ - город в Китае, в пров. Шэньси, на р. Яньшуй. Расположен в ущелье, часть зданий сооружена в лёссовых толщах. Ок. 20 т. ж. Возник в нач. н. э. на месте воен. поселения. В разное время наз. Яньчан, Гаону, Гуаньань, Фуши. Современное назв. впервые получил в кон. 6 в. В течение мн. веков был то уездным, то окружным центром. Я. приобрел широкую известность после перехода гл. сил Красной армии Китая из р-нов к Ю. и С. от р. Янцзы в сев. часть пров. Шэньси в 1934-36. Он был занят частями Красной армии Китая в кон. 1936 и с этого времени до марта 1947 являлся адм. центром Пограничного района Шэньси - Ганьсу - Нинся и местом пребывания ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) и гл. командования нар. вооруж. сил, руководимых КПК. Здесь же размещался ряд политич., военных и др. учебных заведений, созданных КПК, и редакций издаваемых ею периодич. органов: газ. "Цзефан жибао", журн. "Цюнь Чжун" и др. Я. был захвачен гоминьдановскими войсками 19 марта 1947 и освобожден частями Народно-освободит. армии Китая 22 апр. 1948.

В. П. Илюшечкин. Москва.

ЯО

1

народность; расселена в КНР (пров. Гуандун, Хунань и Гуанси-Чжуанский авт. р-н) - 666 тыс. чел. (1953, перепись), ДРВ - 250 тыс. чел. (1969, оценка) и Лаосе - св. 20 тыс. чел. (1969, оценка). Я. - официальное назв. аборигенного населения юж. р-нов КНР. Самоназв. Я. в КНР - минь и мань, в ДРВ - киммьен или ман. Этногенез Я. связан с мяо. Я. сохраняют наиболее архаич. черты общей мяо-яоской этнич. основы. По языку Я. относятся к мяо-яоской группе, к-рую нек-рые ученые включали в кит.-тибетскую семью. Ныне большинство лингвистов сближает язык Я. с монкхмерскими языками, а также с тайской (чжуан-дунской) семьей. В Юго-Вост. Азию Я. пришли не ранее 13 в. Феод. отношения у Я. до сер. 20 в. переплетались с первобыт.-общинными. Осн. занятия - мотыжное земледелие и лесной промысел. В анимистич. верованиях и культе предков особое место отводится легендарному предку - Паньху (пятицветной собаке).

Лит.: Народы Восточной Азии, М. - Л., 1965; Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Итс Р. Ф., Этническая история Юга восточной Азии, Л., 1972.

Р. Ф. Итс. Ленинград.

2

легендарный правитель Др. Китая. Известен также под именами Тан Яо, Ди Яо, Фан-сюнь и др. По преданию, Я. был мудрым, скромным и простым правителем, якобы царствовавшим 100 лет (2356-2256 до н. э.). По его приказу астрономы Си и Хэ начали вести регулярные наблюдения небесных тел и составили календарь с.-х. работ. Считая своего сына Дань-чжу недостойным престола, Я. назначил наследником легендарного Шуня, к-рому отдал в жены двух своих дочерей. С описания правления Я. начинается один из ценнейших ист. источников - "Шу цзин". Возможно, что в сохранившихся преданиях о Я. есть ист. зерно, ион в действительности был вождем племени.

Лит.: Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965.

С. Кучера. Москва.

ЯПИГИ

ЯПИГИ - одно из иллирийских племен, обитавшее на Ю.-В. Апеннинского п-ова. Расселение см. на карте к статье Иллирийцы.

ЯПОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ - см. Американо-японские договоры и соглашения.

ЯПОНОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1894-95

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1937-45

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1937-45 - см. Национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков 1937-45.

ЯПОНЦЫ

ЯПОНЦЫ - нация, основное (более 99%) население Японии (общая числ. на 1.Х.1970 - 103,7 млн. чел.). За пределами Японии Я. (по данным на 1966) живут в США, преим. в шт. Гавайи (464 тыс. чел.), в Бразилии (595 тыс. чел.) и др. странах Лат. Америки, Канаде. Язык - японский, обычно характеризуется как изолированный, но большинством совр. японских лингвистов включается в алтайскую семью как особая ветвь. Господствующая в Японии религия - буддизм в форме махаяны, представленной множеством сект. Его исповедание совмещается с одновременной приверженностью к синтоизму. Менее распространены созданные на этой же основе синкретич. т. н. "новые религии", еще менее - христианство. В совр. Японии значит, часть (до половины) - практически неверующие. Унаследованные от средневековья локальные физич., культурно-бытовые, диалектальные различия Я. ныне все более сглаживаются. Этнографич. специфику сохраняет лишь население нек-рых мелких отдаленных о-вов и архипелага Рюкю (рюкюсцы). Я. сформировались как группа племен в сер. 1-го тыс. до н. э. в результате переселения большой группы носителей энеолитич. культуры яёи с Ю. Корейского п-ова на Японские о-ва, населенные до этого айнскими и частично малайско-полинезийскими племенами. В процессе смешения пришельцев с более древним населением возобладал язык первых, воспринявший, однако, элементы малайско-полинезийского субстрата. К 4 в. н. э. сложением первого общеяпонского гос-ва (царство Ямато) завершилась консолидация древнеяпон. племен в народность, к-рая в дальнейшем развивалась, испытывая постоянное культурное влияние более древних и развитых цивилизаций азиат, материка (Китай, Корея, Индия). В дальнейшем, в силу островного, изолированного положения, японская народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европ. феодализма. К рубежу 19 в. в Японии уже возникли элементы бурж. отношений. Вскоре после бурж. революции 1867-68 Я. выступают уже как бурж. нация. После 2-й мировой войны в образе жизни и бытовой культуре Я. произошли крупные сдвиги в направлении сближения с совр. европ. культурой. Об истории, х-ве и культуре Я. см. также в ст. Япония.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965; Федоренко Н. Т., Японские записки, М., 1966; Арутюнов С. A., Современный быт японцев, M., 1968; Современная Япония. Справочник, М., 1968; Левин М. Г., Этническая антропология Японии, М., 1971.

С. А. Арутюнов. Москва.

ЯРВ

Яак (1852-1920) - эстонский общественный деятель, представитель бурж.-демократич. крыла эст. нац. движения, писатель, журналист. Род. в семье батрака. Публицистич. деятельность начал в газ. "Сакала". В 1881 приобрел газ. "Тарту ээсти сейтунг" ("Тартуская эстонская газета") и стал ее редактором. С 1882 перевел газету в Таллин, где она издавалась под названием "Вирулане" и превратилась в орган эст. бурж. демократии. В своей газете Я. освещал жизнь и условия труда пром. пролетариата, обличал реакцию, мракобесие, содействовал развитию нац. культуры, выступая в рамках легальности против руссификации Эстонии. В "Вирулане" был напечатан некролог К. Марксу. В 1888 газета была закрыта, а Я. выслан из Прибалтики за распространение "социалистических" идей. Позднее Я. занимался писательской деятельностью, принимал активное участие в нац. эст. общественном движении, был основателем и первым пред. мужского певческого об-ва "Койт".

ЯРИЛО

Ярила, - языческий бог солнца, весны, плодородия и любви у древних вост. славян. Культ Я. имел земледельческий характер, олицетворяя весеннее пробуждение природы. Весенние празднества в честь Я., сохранявшиеся в пережиточном виде до нач. 20 в., сопровождались плясками, хороводами. Следы культа Я. до сих пор сохранились в географических, названиях (Ярилина долина, Ярилина роща, Ярилино поле, дер. Яриловичи и т. д.).

Лит. см. при статье Язычество.

В. И. Буганов. Москва.

ЯРИНЦЫ

ЯРИНЦЫ - племя кетоязычных коневодов и скотоводов, жившее в 17 в. на правом берегу Енисея. До 30-40-х гг. 17 в. их наз. буклинцами.

Лит.: Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960, с. 232-37.

ЯРЛЫКИ ХАНСКИЕ

ЯРЛЫКИ ХАНСКИЕ (от тюрк, ярл-эк - повеление, приказ) - письменные документы, обычно исходившие от монголо-татарских ханов. Под Я. х. могли пониматься дипломатич. ноты и тексты межгос. договоров. Однако наиболее часто Я. х. являлись иммунитетными льготными грамотами, дававшимися ханами Золотой Орды, казанскими и крымскими ханами подвластным им светским и духовным феодалам. Я. х. утверждали русских князей на столах их княжеств. По Я. х., выданным рус. митрополитам за молитву о ханах, рус. церковь освобождалась от подчинения ордынской администрации, от уплаты налогов со своих владений, от несения повинностей. Я. х. являются важными историч. источниками, содержащими сведения о терр. делении Золотой Орды, подвластных ей землях, их административном устройстве, видах и нормах феодальной эксплуатации.

Лит.: Приселков М. Д., Ханские ярлыки рус. митрополитам, П., 1916; Зимин A. A., Краткое и пространное собрания ханских ярлыков, выданных рус. митрополитам, в сб.: Археографический ежегодник за 1961 г., М., 1962.

В. А. Кучкин. Москва.

ЯРМАРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯРМУК

ЯРМУК - неолитич. памятник 6-5-го тыс. до н. э. к Ю. от Тивериадского оз., на берегу р. Ярмук в Иордании. Исследован англ. экспедицией в 1943. Представляет собой стоянку, на к-рой, возможно, существовали жилища типа землянок. Жители разводили мелкий рогатый скот, занимались земледелием, а также охотой и рыболовством. Найдено значит, число земледельч. орудий (кремневые мотыги, вкладыши серпов с зубчатым краем, зернотерки, ступки, песты), кремневые черешковые наконечники стрел, скребки и разнообразные проколки, кам. тесла и топоры, иногда со шлифованным лезвием. Была известна грубая плоскодонная керамика с примесью в глине мелкорубленой соломы и песка. Поверхность сосудов заглажена и иногда покрыта красным ангобом. Характерен несложный орнамент в виде полос с елочным заполнением. Из камня изготовлялись пряслица, схематич. женские статуэтки и фетиши, связанные, по-видимому, с культом плодородия. Памятники типа Я. распространены на ограниченной территории в долине р. Иордан, но влияние культуры Я. прослеживается в материалах нижних слоев Библа. Наряду с комплексом т. н. керамического неолита Иерихона, Я. характеризует один из ранних периодов земледельческо-скотоводческой культуры Палестины.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Stekelis M., A new neolithic industry. The Yarmukian of Palestine, "Israel Exploration Journal", 1950/51, v. 1, No 1; Vaux R. de, Palestine during the neolithic and chalcolithic periods, Camb., 1966.

В. М. Массон. Москва.

ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ

ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ (кон. 70-х гг. 11 в. - 18.II.1139) - вел. князь киевский (1132-39). Сын Владимира Всеволодовича Мономаха. В 1103, 1107, 1111 и 1113 вместе с отцом участвовал в общерус. воен. походах против половцев. В 1113, после приглашения Владимира Мономаха на киевский стол, был посажен отцом княжить в родовом Переяславле Южном. Будучи переяславским князем, послушно проводил политику отца и принимал участие в его походах. После смерти Мономаха сохранил за собой Переяслав ль, а после кончины старшего брата киевского князя Мстислава стал великим князем киевским (17.IV.1132), уступив Переяславль сыну Мстислава - Всеволоду.

Лит.: Пресняков А. Е., Княжое право в древней Руси, СПБ, 1909; Очерки истории СССР. Период феодализма. IX-XV вв., ч. 1, М., 1953.

ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ

ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ (60-е гг. 10 в.- 980) - киевский князь. Старший сын киевского князя Святослава Игоревича. Во время частых походов отца находился при бабке, княгине Ольге, в Киеве. В 970 был посажен отцом, ушедшим княжить в Переяславец на Дунае, на киевский стол. После гибели Святослава Игоревича в 972 верховная власть на Руси перешла к Я. С. Соперничество с братьями Олегом и Владимиром сначала закончилось победой Я. С. над ними и захватом в 977 Деревской земли и в 980 - Новгорода. Но в 980 Владимир с помощью варягов вернул себе Новгород и, покорив Полоцк, затем осадил Ярополка в Киеве. Я. С. отправился на переговоры с братом и там был убит дружинниками князя Владимира.

Лит.: Погодин М. П., Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 6, М., 1855; Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв., ч. 1, М., 1953.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСМОМЫСЛ

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСМОМЫСЛ (30-е гг. 12 в. - 1.X.1187) - князь галицкий с 1153. Сын галицкого князя Владимира Володарьевича. Впервые упоминается в летописи под 1150 в связи со своей женитьбой на дочери Юрия Долгорукого Ольге. После смерти отца наследовал в 1152 галицкий стол. Галицкое княжество в это время находилось в состоянии войны со своими соседями. Я. В. О. подписал с киевским князем Изяславом Мстиславичем мир, признав себя его вассалом. Однако в 1154 борьба между Киевом и Галичем возобновилась. Изяслав сумел разгромить войска Я. В. О. у Теребовля, но понес большие потери и ушел в Киев. Напряженные отношения с киевскими князьями укрепили традиционный союз Я. В. О. с суздальским князем Юрием Долгоруким. Однако после смерти последнего в 1157 союз этот распался. В 1158-61 Я. В. О. боролся против киевского князя Изяслава Давыдовича. В ходе борьбы Я. В. О. укрепляет свои отношения с венгерским королем, польскими князьями и, вероятно, с Византией. В 60-80-х гг. 12 в. поддерживал дружеские связи с Киевом, активно участвовал в общерус. делах, сумел преодолеть неурядицы внутри Галицкого княжества.

Лит.: Погодин М. П., Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 6, М., 1855; Рыбаков Б. A., "Слово о полку Игореве" и его современники, М., 1971.

ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ

1

(1139-98) - черниговский князь. Сын черниговского князя Всеволода Ольговича. После смерти отца княжил в Стародубе. В 1179 занял княжеский стол в Чернигове. Проводил сепаратную политику: не принял участия в походе русских князей на половцев в 1184, а также в походе Игоря Святославича в 1185; в 1187 сорвал общерусское выступление против половцев. В 1194 после смерти брата Святослава боролся с кн. Рюриком Ростиславичем и смоленскими князьями за Киев. Стремился также подчинить Новгород.

Лит.: Рыбаков Б. A., "Слово о полку Игореве" и его современники, М., 1971.

2

(8.II.1191 - 30.IХ.1246) - великий князь владимирский (1238-46). 3-й сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 начал княжить в Переяславле Южном. Принимал активное участие в борьбе с половцами и в междоусобиях южнорус. князей. В 1206 вынужден был оставить Переяславль и вернулся к отцу. По завещанию отца Я. В. получил во владение Переяславль-Залесский. В 20-30-е гг. 13 в. неоднократно княжил в Новгороде Великом, активно воевал с его соседями, способствуя проведению владимирской великокняж. политики своего брата Юрия. В 1238 после гибели Юрия в битве с татарами занял владимирский великокняж. стол и сделал попытку в нач. 40-х гг. 13 в. подчинить себе Киев с помощью Батыя. Опасаясь усиления Я. В., монголы вызвали его к великому хану Гуюку в Каракорум и там отравили.

Лит.: Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период (1238 по 1505), т. 1, СПБ, 1889; Насонов А. Н., Монголы и Русь, М., 1940.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 978 - 20.II.1054) - рус. гос. деятель и полководец, вел. киевский князь. Сын Владимира Святославича киевского и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. При жизни своего отца получил в управление Ростов, а позднее Новгород. Правя в Новгороде, Я. М. должен был ежегодно уплачивать в Киев 2000 гривен серебра. В 1014, почувствовав себя достаточно сильным, отказался от уплаты дани Киеву. Это вызвало резкий конфликт с отцом, к-рый начал собирать войска для похода на Новгород. В свою очередь Я. М. нанял варягов. Смерть Владимира в 1015 избавила Я. М. от столкновения с отцом. После смерти Владимира Святославича между его сыновьями вспыхнула жестокая междоусобная борьба. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава и занял киевский стол. В его замыслы входило и устранение Я. М. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Я. М. с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Я. М. разгромил Святополка. Тот бежал в Польшу. Я. М. занял киевский стол (1016). В 1018 Святополк с помощью польского короля Болеслава I Храброго победил Я. М. на р. Буге и вошел в Киев. Я. М. бежал в Новгород, вновь собрал войско и вернул себе Киев. Святополк укрылся у печенегов, получил от них помощь, но на р. Альте потерпел поражение. Я. М. утвердился на киевском столе (1019). После длительной борьбы с братьями Я. соединил под своей властью почти все древнерус. земли (кроме Полоцка). В 1038-42 предпринял ряд походов на ятвягов, литовские племена, мазовшан и емь. Я. М. породнился со многими европ. дворами. Внутри страны Я. сумел добиться укрепления феод. отношений введением Русской Правды; он отстроил Киев, а поставлением в русские митрополиты киевского монаха Иллариона усилил свое влияние на церковь. При Я. М. началась интенсивная работа по переводу визант. и иных книг на славянский язык. Был составлен летописный свод. Захоронен в киевском Софийском соборе.

Лит.: Пресняков А. Е., Княжое право в древней Руси, СПБ, 1909; Шахматов A. A., Разыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. A., Первые века рус. истории, М., 1964; Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968.

В. А. Кучкин. Москва.

ЯРОСЛАВ СВЯТОСЛАВИЧ

ЯРОСЛАВ СВЯТОСЛАВИЧ (г. рожд. неизв.- 1129) - сын черниговского князя Святослава Ярославича. После смерти отца поддерживал брата, Олега Святославича, в его борьбе с Владимиром Всеволодовичем Мономахом (нападение в 1096 на Ростовскую землю). По решению Любечского съезда 1097 за ним вместе с братьями были закреплены черниговские владения его отца. По-видимому, Я. С. получил Муром, к-рый принадлежал ранее Святославу Ярославичу. Здесь в 1104 Ярослав был разбит мордовскими отрядами. После смерти своего старшего брата Давыда Святославича в 1123 Я. С. занял черниговский стол, но в 1127 был изгнан своим племянником Всеволодом Ольговичем и снова ушел в Муром, где и умер. Я. С. является основателем династий муромских и рязанских князей.

Лит.: Погодин М. П., Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 6, М., 1855; Монгайт А. Л., Рязанская земля, М., 1961.

ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВЛЬ - город, центр Ярославской обл. РСФСР. Расположен у слияния р. Которосли с Волгой. Речной порт, ж.-д. узел. На 1 янв. 1975 - 568 т. ж. (в 1897 - 71 т. ж., в 1917 - 125 т. ж., в 1959 - 407 т. ж., в 1970 - 517 т. Ж.). Осн. ок. 1010 кн. Ярославом Мудрым. Впервые упоминается в летописи под 1071. С 1218 - столица Ярославского княжества, в 1463 присоединен к Московскому великому княжеству. В 1612 (с апреля по июль) в Я. находилось ополчение К. Минина и Д. Пожарского; здесь было создано врем. пр-во "Совет всея земли". В 17 в. крупный торг. и ремесленный центр; в 18 в.- важный центр мануфактурной пром-сти (по указу Петра I с 1722 начала создаваться Ярославская большая мануфактура). Я.- родина рус. нац. театра, осн. в 1750 Ф. Г. Волковым. В 1710 Я. входил в Петербургскую губ., в 1719 - центр пров. Петерб. губ. (с 1727 - Моск. губ.). В 1777 - центр Ярославского наместничества, а с 1796 - губернии. В 1805 в Я. промышленником П. Г. Демидовым было основано училище высших наук, преобразованное в 1833 в лицей. В период 1870-98 Я. был связан сетью ж. д. с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом; в 1913 построен ж.-д. мост через Волгу. В 1900 в городе пущен трамвай. Крупный центр текст., пищевкусовой и др. отраслей пром-сти, Я. в 1890 по числу рабочих стоял на 8-м месте в России. В 1895 А. М. Стопани организовал в Я. первый марксистский кружок. В 1901 Я.- центр "Северного рабочего союза", к-рый объединил с.-д. орг-ции Владимирской, Костромской и Ярославской губ.; в 1903 Союз был преобразован в Сев. к-т РСДРП. Во время Революции 1905-07 борьбой рабочих Я. руководили Я. M. Свердлов, H. И. Подвойский, E. M. Ярославский, В. Р. Менжинский. Сов. власть установлена 27 окт. (9 нояб.) 1917. За годы Сов. власти город стал крупным пром. центром. Ведущие отрасли пром-сти: маш.-строит., химическая, резино-асбестовая, текстильная; шинный, моторный, нефтеперераб., синтетич. каучука з-ды, комбинат "Красный Перекоп" и др., 4 вуза (в т. ч. ун-т), 3 музея (краеведческий, художественный и Н. А. Некрасова). Памятники архитектуры: Спасо-Преображенский собор (1516), Трапезная палата (16 в.), церкви: Ильи Пророка (1647-50), Иоанна Златоуста (1649- 1654), Иоанна Предтечи (1671-87) и др. Я.- родина композитора С. М. Ляпунова, певца Л. В. Собинова. В Я. жили и работали поэты Н. А. Некрасов и Л. Н. Трефолев, педагог К. Д. Ушинский, композитор М. А. Балакирев, художник А. К. Саврасов, видные большевики М. В. Фрунзе, С. М. Нахимсон и др.

Лит.: Головщиков К. Д., История города Ярославля, Я., 1889; Ярославль. Очерки по истории города (XI в.- окт. 1917), Я., 1954; Добровольская Э. Д., Ярославль, Я., 1968; Ярославль социалистический. Очерки по истории города. (Окт. 1917-1959), Я., 1960; Казакевич Т. Е., Козлов П. И., Лапкина Л. Д., Ярославль. Путеводитель, Я., 1971.

Н. Я. Тарасова. Ярославль.

ЯРОСЛАВСКИЙ

Емельян Михайлович (наст. фам. и имя - Губельман Миней Израилевич) (19.II(3.III).1878 - 4.XII.1943) - деятель Коммунистич. партии, историк, публицист, акад. АН СССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1898. Род. в Чите в семье ссыльнопоселенцев. С 1887 работал по найму. Революц. деятельность начал в с.-д. кружках Читы. В 1898 организовал первый с.-д. кружок рабочих на Забайкальской ж. д. В 1901 уехал за границу (Берлин, Париж), где установил контакт с искровцами, стал корреспондентом "Искры". В 1902 чл. Читинского к-та РСДРП. В 1903 арестован; освобожденный под надзор ПОЛИЦИИ, перешел на нелегальное положение; чл. Петерб. к-та РСДРП. Участник Революции 1905-07 в Петербурге, Твери, Н. Новгороде, Киеве, Одессе, Ярославле, Москве. Делегат I конференции РСДРП в Таммерфорсе (1905). В 1906 - чл. Моск. к-та РСДРП и воен. орг-ции большевиков. Делегат IV съезда партии (1906), затем вел работу в Екатеринославе, Петербурге (ред. газ. "Казарма"); делегат I конференции воен. и боевых орг-ций РСДРП (1906), V съезда партии (1907), после съезда арестован, приговорен к 5 годам каторги, к-рую отбывал в Горном Зерентуе (Нерчинская каторга), затем на поселении в Вост. Сибири. После Февр. революции 1917 - чл. Якутского к-та обществ, безопасности; в мае - пред. объединенного Якутского совета рабочих и солдатских депутатов; с июля работал в Моск. воен. орг-ции при МК РСДРП(б). Делегат VI съезда РСДРП(б). В Октябрьские дни 1917 - чл. Моск. ВРК, первый воен. комиссар Кремля. Один из редакторов газ. "Социал-демократ" (Москва) и "Деревенская правда". С 1918 - комиссар Моск. воен. округа; примыкал к группе "левых коммунистов" по вопросу о Брестском мире. В 1919-22 - пред. Пермского губкома, чл. Сиб. обл. бюро ЦК РКП(б), в 1921 был секретарем ЦК партии. Являлся старостой Об-ва ссыльных и политкаторжан, чл. дирекции Ин-та Ленина; с 1931 - пред. Всесоюзного об-ва старых большевиков. Был чл. редколлегии "Правды", журн. "Большевик", "Историк-марксист", "Безбожник"; редактор "Исторического журнала". Руководил кафедрой истории ВКП(б) в ВПШ при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК. Делегат VIII-XVIII съездов партии; на VIII и IX съездах избирался канд. в чл. ЦК, на X, XI и XVIII съездах - чл. ЦК партии, на XII-XVI - чл. ЦКК (в 1923-34 чл. Президиума, в 1923-26 чл. Секретариата, в 1924-34 секретарь Партколлегии ЦКК), на XVII - чл. КПК при ЦК ВКП(б). Чл. ЦИК СССР. Деп. Верх. Совета СССР. Автор ряда трудов по истории партии и революц. движения в России, истории религии, атеизму. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Соч.: Очерки по истории ВКП(б), 3 изд., ч. 1, М., 1937; Анархизм в России, (М.), 1939; Биография В. И. Ленина, 2 изд., М.-Л., 1942; О религии, М., 1958; Библия для верующих и неверующих, М., 1965.

Лит.: Агалаков В. Т., Ем. Ярославский в Сибири, (Иркутск), 1964; Григорьев Б. Г. и Кутьев В. Ф., Боец и летописец революции, М., 1960.

H. M. Юрова. Москва.

ЯРОСЛАВСКИЙ МЯТЕЖ 1918

ЯРОСЛАВСКИЙ МЯТЕЖ 1918 - белогвард. выступление в Ярославле 6-21 июля 1918, подготовленное "Союзом защиты родины и свободы". Представлял часть общего плана антисов. мятежей в Москве, Рыбинске, Муроме, Владимире, Ростове и др. городах Верх. Волги с целью создания единого фронта с интервентами на севере и белочехами в Ср. Поволжье, наступления на Москву и свержения Сов. власти. Я. м. подготовила подпольная офицерская орг-ция во главе с полк. А. П. Перхуровым, направленная Б. В. Савинковым из Москвы в Ярославль. Мятеж начался 6 июля в 2 часа утра группой заговорщиков (106 чел.), к к-рым под влиянием командиров (б. офицеров) присоединился броневой дивизион, а затем - бурж. элементы, часть интеллигенции, монахи местного монастыря, ряд меньшевиков и правых эсеров. Мятежники захватили всю центр, часть города (до р. Которосль) и часть Заволжья, арсенал с большим количеством оружия, почту, телеграф, банк и т. д.; арестовали св. 200 коммунистов и работников сов. учреждений (мн. из них, в т. ч. пред. губисполкома С. М. Нахимсон, пред. горисполкома Д. Закгейм, были убиты). Захватив власть в городе, Перхуров объявил себя "главноначальствующим Ярославской губернии" и командующим группой войск "сев. добровольч. армии" под верх, командованием ген. М. В. Алексеева. В Ярославле и губернии вводилось воен. положение. В обращении к населению, подписанному Перхуровым и его зам. по гражд. части И. Т. Савиновым (лидером местных меньшевиков), говорилось о необходимости созыва нового "Народного (Учредительного) собрания", о свободе торговли и привлечения частного капитала. 13 июля был отдан приказ о восстановлении в губернии органов власти, существовавших до Октября 1917 (при этом упразднялись даже учреждения, введенные Врем. пр-вом - земельные к-ты и т. д.), все декреты Сов. власти отменялись. По законам царского времени восстанавливались полиция, суды, волостные старшины и т. д. В городе начался белый террор; арестованных сов. активистов мятежники поместили на "баржу смерти", поставленную посреди Волги, и обрекли их на мучения и голод (из 200 чел. в живых осталось 109). Была объявлена мобилизация офицеров и бурж. молодежи (в т. ч. студентов, гимназистов), но попытки втянуть в мятеж рабочих города и крестьянство успеха не имели. После подавления мятежей в Рыбинске (8 июля) и Муроме (9 июля) мятежники в Ярославле оказались в изоляции. Город был окружен силами местного полка Кр. Армии, рабочими отрядами и частями интернационалистов; на помощь сов. войскам подходили отряды из Твери, Кинешмы, Иваново-Вознесенска, Костромы и др. городов. 11 июля общее руководство подавлением мятежа было сосредоточено в руках Воен.-революц. к-та во главе с Я. Д. Ленцманом. 14 июля из Вологды подошел отряд под командованием А. И. Геккера. Для подавления мятежа были вынуждены прибегнуть к арт. обстрелу важнейших укрепленных пунктов белогвардейцев. Во время боев было разрушено большое количество гор. зданий; погибли сотни мирных жителей. 15 июля Перхуров прорвался с отрядом в 50 чел. на пароходе из Ярославля в Заволжье в надежде организовать борьбу в тылу сов. частей, но успеха не имел. Положение мятежников стало безнадежным; часть их бежала из города, остальные 21 июля сдались в плен. Главари мятежа (Перхуров, ген. В. И. Карпов, капитан Альшамовский и др.) бежали в Казань.

Лит.: Красная книга ВЧК, т. 1, М., 1920; Из истории Ярославского белогвардейского мятежа (6-22 июля 1918), сб. 2, Ярославль, 1922; Шестнадцать дней. Мат-лы по истории Ярославского белогвардейского мятежа (6-21 июля 1918), Ярославль, 1924; Борис Савинков перед Воен. коллегией Верх. Суда СССР, М., 1924; Вройде С. и М., Ярославский мятеж (По запискам ген. Перхурова), М., 1930; "На перевале", Ярославль, 1922, No 21-22, 1923, No 6-7; Голинков Д. Л., Крушение антисоветского подполья в СССР (1917-1925 гг.), М., 1975.

С. Н. Семанов, Д. Л. Голинков. Москва.

ЯРОСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ЯРОСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - рус. феод. княжество, образовавшееся в 1218 после раздела Ростовского княжества между сыновьями кн. Константина Всеволодовича. Я. к. занимало обширную терр. по обеим сторонам р. Волги и ее притоков pp. Мологи, Сутки, Юхоти, Черемхи, Пажи, Курбы, Которосли и по нижнему течению pp. Шексны и Инопажи. Первый ярославский князь Всеволод проводил политику, зависимую от великого князя Владимирского - Юрия. Вместе с ним Всеволод погиб в 1238 на р. Сити, сражаясь против монголо-татар. После завоевания Сев.-Вост. Руси Батыем Я. к. продолжало существовать. В 1262 в Ярославле произошло восстание против монголо-татар. В 1294 стол Я. к. занял смоленский князь Федор Ростиславич, положивший начало новой династии ярославских князей. В 14 в. Я. к. начинает дробиться. Выделяется Моложское княжество, к-рое вскоре делится на собственно Моложский, Сицкий, Прозоровский и Шуморовский уделы. В 15 в. Я. к. дробится еще более: уделы Новленский, Заозерско-Ку-бенский, Курбский, Шехонский и Ухорский. Многочисленные, но слабые феод. кн-ва, образовавшиеся на терр. Я. к., позволили моек, князьям постепенно подчинить их. Во 2-й четв. 15 в. было захвачено Заозерско-Кубенское княжество, затем были куплены г. Романов на Волге и земли в устье р. Шексны, а в 1463 ярославский князь Александр Федорович уступил все свои земли Ивану III Васильевичу. Я. к. перестало существовать, а многочисленные ярославские князья стали служить великому князю московскому.

Лит.: Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г., т. 2, СПБ, 1891; Любавский М. К., Образование основной гос. территории великорусской народности, Л., 1929; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

В. А. Кучкин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница