Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 5, "ЯРО"-"ЯЦУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я" (часть 5, "ЯРО"-"ЯЦУ")

ЯРОСЛАВСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1245

ЯРОСЛАВСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1245 - битва между князем Даниилом Романовичем Галицким и союзными ему половцами, с одной стороны, и князем Ростиславом черниговским и союзными ему венг. и польск, войсками - с другой, на р. Сан у г. Ярослава в Галицко-Волынской Руси. Битва явилась результатом многолетней борьбы, к-рую вел за галицко-волынский стол черниговский князь Ростислав Михайлович и поддерживавшие его венгерский король Бела IV, являвшийся тестем Ростислава, правитель Малой Польши Болеслав Стыдливый - шурин Ростислава, а также часть галицкого боярства, недовольная политикой своего князя Даниила Романовича. Венг. и польск. феодалы надеялись, что им удастся отторгнуть часть земель у ослаб- ленного монголо-татарским завоеванием Галицко-Волынского княжества и посадить на его стол угодного им князя. Летом 1245 венг. войско под команд. Ростислава Михайловича и бана Фильния, а также польск. войско во главе с Флорианом Войцеховичем выступило в поход на галицкие земли. Союзники взяли г. Перемышль и осадили г. Ярослав на р. Сан, но не спешили со штурмом. Воспользовавшись этим, Даниил Галицкий сумел собрать свои полки и получить помощь половцев. Выступив из г. Холма, Даниил скрытно перешел р. Сан и двинулся к Ярославу. Осаждавшие, оставив против города заслон, выступили навстречу русско-половецкому войску. В ожесточенном сражении 17 авг. 1245 Даниил обошел венгерские и польские рыцарские отряды с тыла и разгромил их. Флориан и Фильний попали в плен. Я. с. положило конец длит. борьбе внутри Галицко-Волынского княжества, укрепило его междунар. позиции.

Лит.: Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, (М.), 1950.

В. А. Кучкин. Москва.

ЯРОШ

ЯРОШ (Jaros), Отакар (1.VIII.1912 - 8.III.1943) - чехословацкий офицер (капитан, посмертно), первый иностранец - Герой Сов. Союза (награжден посмертно 17 апр. 1943). Род. в семье рабочего. Окончил (1937) высшее воен. училище в Сев. Моравии. После оккупации (1938-39) чеш. земель нем.-фаш. захватчиками эмигрировал в Польшу, затем в СССР. В февр. 1942 вступил в Чехословацкий отд. батальон (сформирован в Бузулуке). Героически погиб при обороне с. Соколово. В ЧССР имя Я. носят металлургич. з-д, воен. училище, воинская часть; в СССР - школа в с. Соколово, улица в Харькове.

ЯРОШЕВИЧ

1

Осип (Иосиф, Юзеф, Юозас) Бенедиктович (1793 - 1.II.1860) - литовский историк. В 1815 окончил Виленский ун-т, в к-ром в 1826-31 был проф. и вел курсы права и статистики. В периодич. печати выступал со статьями по истории Литвы, изданными затем в 3 томах. Я. уделял особое внимание проблемам социально-экономич., правового и культурного развития. Он первый из литовских и польск. историков признал существование в Литве феодализма, становление к-рого он объяснял внутр. причинами, отказываясь от идеи о привнесении феодализма извне.

Соч.: Obraz Litwy pod wzgledem jéj cywilizacyi, od czasów najdawiuejszych do konca wieku XVIII, cz. 1-3, Wilno, 1844-45.

Лит.: Очерки истории истории, науки в СССР, т. 1, М., 1955.

И. С. Миллер. Москва.

2

(Jaroszewicz), Пётр (р. 8.X.1909) - гос. и политич. деятель ПНР. Окончил учительскую семинарию. В 1934-39 - директор нач. школы. С сент. 1939 находился в Советском Союзе, где работал учителем. В 1943 вступил добровольцем в ряды польской армии в СССР. В 1-й армии Войска Польского прошел путь от зам. командира пехотной роты до зам. командующего армией по политич. вопросам. В 1944 вступил в ряды Польск. рабочей партии (ППР). В 1945 - зам. нач. Главного политического управления Войска Польского, в 1945-50 - зам. министра нац. обороны. В 1950-52 - зам. пред. Гос. комиссии экономич. планирования. В 1952-70 - зам. пред. Совета Министров ПНР. С 1970 - пред. Совета Мин. ПНР. Я.- член ЦК ПОРП с 1948. В 1964-70 - кандидат в члены Политбюро ЦК ПОРП. С 1970 - член Политбюро ЦК ПОРП. Депутат сейма ПНР. Член Президиума Всепольск. к-та Фронта единства народа. Награжден Орденом строителей Народной Польши и др. польск. орденами, а также сов. орденом Октябрьской Революции.

ЯРЫЖНЫЕ ЛЮДИ

ЯРЫЖНЫЕ ЛЮДИ - ярыжки, ярыги, - общее название неск. категорий бедного населения России в 16-18 вв.: наемные чернорабочие, грузчики, бурлаки, гребцы на речных и морских судах (судовые Я. л.), погонщики и грузчики на ямских подводах (ямские Я. л.), низшие служители в приказах, к-рые имели полицейские функции (земские Я. л.). Я. л. первых двух категорий обычно комплектовались из холопов, беглых и обедневших крестьян, посадских людей; Я. л. третьей категории набирались по распоряжению властей из волостных жителей. В повседневном разговорном обиходе Я. л.- пьяницы, голутва, голь кабацкая.

Лит.: Устюгов H.. В., Работные люди на Сухоно-Двинском водном пути в первой пол. XVIIB., "ИЗ", Т. 6, М., 1940.

В. И. Буганов. Москва.

ЯРЫМ-ТЕПЕ

ЯРЫМ-ТЕПЕ - группа из неск. холмов - остатков раннеземледельч. поселений 6-4-го тыс. до н. э., близ г. Тель-Афар на С.-З. Ирака. С 1969 экспедицией АН СССР исследуется 2 холма: Я.-Т. I и Я.-Т. II.

Поселение Я.-Т. I (площ. ок. 2 га, культурный слой 6,5 м) относится к хассунской культуре (6-е тыс. до н. э.). Выявлено 13 строит, горизонтов, отражающих осн. этапы развития этой культуры. Исследовано св. 1500 жилых и хоз. сырцовых построек, гл. обр. прямоугольной формы, в т. ч. многокомнатные дома и множество разнообразных глиняных печей (среди них двухъярусная печь для обжига посуды). Найдены типичные сосуды хассунской и самаррской культур, кам. зернотерки, песты и ступки, серпы, глиняные пряслица, шилья и проколки, женские глиняные статуэтки и др. Принципиальное значение имеют находки костей коровы, металлич. предметов - свинцового браслета и медных бусин, кусочков медной руды. До этих находок кости домашней коровы не встречались в столь ранних памятниках, а в Месопотамии для этого времени не были зафиксированы и следы металлургии.

Я.-Т. II - поселение халафской культуры (5-е тыс. до н. э.; см. Тель-Халаф). Выделяется 10 строит, горизонтов. Вскрыто св. 300 сырцовых жилых и хоз. построек, гл. обр. круглой формы, и большое число различных очагов. Открыты также остатки святилища - древнейшего культового сооружения Месопотамии. Основу х-ва обитателей поселения составляли земледелие и скотоводство. Кроме остатков зерна, костей коровы, быка, овцы, козы и свиньи, кам. зернотерок, пестов, топоров, сосудов, украшений и др., костяных шильев и проколок, найдено много керамики, в т. ч. женские статуэтки и великолепная расписная посуда. Роспись - гл. обр. геометрическая, черного и красно-коричневого цвета на светлом фоне. Формы - миски, чашки, горшки, крупные сосуды. Отдельные сосуды украшены также изображениями водоплавающих птиц, рыб, газелей, гепардов и др. животных. Нек-рые формы керамики и мотивы росписи, отсутствующие в др. халафских поселениях, определяют особое место Я.-Т. II в культуре Сев. Месопотамии 5-го тыс. до н. э.

Лит.: Мерперт Н. Я., Мунчаев Р. M., Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии, "СА", 1971, No 3.

P. M. Мунчаев. Москва.

ЯСА ЧИНГИСХАНА

ЯСА ЧИНГИСХАНА (яса - тюрк, форма монг. джасак, букв.- закон) - свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206, осн. памятник права монг. средневековья. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписанного монг. обычного права и содержала преим. перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (по-видимому, в период завоеват. походов Чингисхана в Ср. Азию и Китай) Я. Ч. была изменена и дополнена. Текст Я. Ч. не сохранился. Известны только фрагменты ее в передаче перс, араб, и арм. авторов 13 в. В сохранившихся фрагментах позднейшего происхождения, аутентичность к-рых в нек-рых случаях сомнительна, содержатся элементы, типичные для феод. права.

Лит.: Попов П., Яса Чингисхана. Уложение Монгольской династии Юань-чао-дянь-чжан, "Записки Восточного отделения Русского археологического общества", 1907, т. 17, с. 150-64; Рязановский В. A., Монгольское право (преимущественно обычное), Харбин, 1931; Vernadsky G., The scope and contents of Chingis Khan's Jasa, "Harvard Journal of Asiatic Studies", 1938, v. 3.

H. Ц. Мункуев. Москва.

ЯСАК

ЯСАК (тюрк.) - натуральная подать, к-рой в царской России облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом (в Поволжье с 15-16 вв., в Сибири с 17 в.). Я. вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной ("мягкой рухлядью"), а иногда и скотом. Я. назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и промыслам". Уплата Я. служила внешним выражением подданства. У кунгурских татар и башкир Я. был поземельным сбором, у нек-рых народов Сибири - поголовным, у якутов - по количеству принадлежащего скота. С 18 в. Я. стал заменяться денежным сбором (в Поволжье с 1720-х гг., в Сибири с 1822). Это мало изменило кабальный характер Я. в тех районах, где охота оставалась осн. занятием коренного населения. Злоупотребления сборщиков Я. вызывали неоднократные попытки правительства (начиная с 1763) упорядочить ясачную повинность (см. Ясачные комиссии). В отличие от кибиточной подати с "кочевых инородцев" Ср. Азии, Я. с "бродячих инородцев" Сибири являлся личным доходом царя. Сбором Я. ведал первоначально Сибирский приказ, а с 1763 - Кабинет его императорского величества Министерства императорского двора. Я. сохранился до Февральской революции 1917, но был ничтожной величиной в доходах последнего царя (130 тыс. руб. в 1913).

Лит.: Бахрушин С. В., Ясак в Сибири в XVII в., "Сибирские огни", 1927, No 3; Буковецкий А. И., Финансово-налоговая политика царизма на колониальных окраинах России, "ИСССР", 1962, No 1.

И. Ф. Гиндин. Москва.

ЯСАЧНЫЕ КНИГИ

ЯСАЧНЫЕ КНИГИ - описи волостей, плативших ясак, с поименным списком т. н. ясачных людей - нерусского населения, и сведениями о взимании с них ясака. Сохранилось более 1700 Я. к. за период с 20-х гг. 17 в. по 20-е гг. 18 в. Я. к. являются ценным источником для изучения социально-экономич. истории Сибири.

Лит.: Оглоблин H. H., Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768), ч. 1, М., 1895.

ЯСАЧНЫЕ КОМИССИИ

ЯСАЧНЫЕ КОМИССИИ - комиссии в Сибири по пересмотру ясачного обложения (18-19 вв.). Учреждены вследствие роста недоимок ясака, падения его сборов, вызванных хищнич. истреблением пушного зверя, а также волнениями коренных народов. В 1764 учреждена Тобольская гл. комиссия во главе с сиб. губернатором Д. И. Чичериным; одновременно в сиб. провинциях были учреждены местные Я. к. Комиссии изменили порядок взимания ясака: закрепили за каждым родом (улусом) ясачных людей определенную терр., поручив сбор ясака местной феод.-родовой верхушке по принципу круговой поруки. Я. к. узаконили замену натурального (пушного) ясака денежным: каждый род был обложен или определенным видом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе; на случай неулова т. н. "окладных зверей" разрешено было заменять их др. пушниной или деньгами по справочным ценам. Но падение ясака не прекращалось, что вызвало издание в 1826 "Положения о Я. к." и учреждение (1827) двух Я. к.- для Зап. и Вост. Сибири. За основу порядка обложения комиссии приняли установленное уставом 1822 деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих; оседлые должны были платить ясак "по тем сословиям, в кои они вступили", а остальные по способу обложения, введенному в 1763. 2-я Я. к., действовавшая в Якутске в 1828-34, отменила существовавшую в Вост. Сибири "классовую" систему землепользования; столкновение этой комиссии с якутской т. н. степной думой вызвало упразднение последней (1838). 2-я Я. к. пыталась ввести т. н. "уравнительное землепользование", но это решение Я. к. не было проведено в жизнь. Якутский тойонат и после работы Я. к. сохранял за собой лучшие земли, а осн. тяжесть ясака падала на рядовых "родовичей".

Лит.: Огородников В. И., Рус. гос. власть и сиб. инородцы в XVI-XVIII вв., Сб. тр. профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та. Отдел 1, в. 1, Иркутск, 1921; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 2, Л., 1968; История Якутской АССР, т. 2, М., 1957.

Н. П. Ерошкин. Москва.

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ - плательщики гос. налога общего характера ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15-16 вв.) и Сибири (с 17 в.). Со взятием Казани (1552) русские цари "перевели на себя ясаки", к-рые местное население уплачивало казанским ханам. Позднее эта практика была распространена и на народы Сибири. Я. л. считались мужчины от 18 до 50 лет (позднее с 16 до 60) за исключением больных и увечных. Я. л. записывались в ясачные книги. Количество Я. л. периодически проверялось повторными переписями. Их данные корректировались ясачными комиссиями. (Первая комиссия учреждена в 1763-69 в Тобольске и установила взамен индивидуального обложения взимание ясака "суммой со всего улуса", т. е. округа, рода.) Средством принуждения Я. л. к ясаку, к-рый являлся внешним выражением подданства, была шерть (присяга). Тяжесть ясака и злоупотребления при взимании его вызывали рост недоимок, обнищание Я. л. и нередко приводили к волнениям и восстаниям. Кроме денежного ясака, Я. л. должны были нести в пользу гос-ва различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую, военную и т. д. Постепенная замена натурального ясака - "мягкой рухляди" - деньгами сближала его с податью. Я. л. как категория населения просуществовала у народов Поволжья до 20-х гг. 18 в., когда вместо ясака для них была введена подушная подать. В Сибири нерус. население было приравнено в 1822 в правах и обязанностях к русским крестьянам. В отношении нек-рых народов Сибири (якуты, тунгусы, чукчи и др.), причисленных к разряду "кочевых инородцев" или "бродячих", обложение ясаком сохранялось до 1917. При этом в результате сокращения численности пушных зверей, особенно соболя, и в связи с развитием товарно-денежных отношений в кон. 19 - нач. 20 вв. "мягкой рухлядью" он взимался только с "носовых" чукчей, юкагиров и с майских тунгусов (эвенков), остальные Я. л. платили его деньгами.

Лит.: Бахрушин С. В., Ясак в Сибири в XVII в., в его кн.: Науч. труды, т. 3, ч. 2, М., 1955; Гурвич И. С., К вопросу об эволюции ясачного сбора в Якутии, в кн.: Доклады на пятой и шестой научных сессиях Якутского филиала АН СССР. История и филология, Якутск, 1954.

Ш. P. Мухамедьяров. Москва.

ЯСЕЛЬНИЧИЙ

ЯСЕЛЬНИЧИЙ (от ясли - ящик для корма скоту) - административный, а затем придворный чин в Рус. гос-ве 15-17 вв. В 15-16 вв. Я.- помощник конюшего. С нач. 17 в. после ликвидации чина конюшего, Я. стояли во главе Конюшенного приказа. Ведали лошадьми и царской охотой. С 16 в. заседали в Боярской думе. Должность Я. упразднена в кон. 17 в.

ЯСИНСКИЙ

Антон Никитич (22.IX.1864 - 13.XI.1933) - рус. историк-медиевист. В 1888 окончил ист.-филологич. ф-т Киевского ун-та. В 1895 защитил магистерскую дисс. "Падение земского строя в Чеш. гос-ве (X-XIII вв.)" (Киев, 1895), в 1901 - докторскую дисс. "Очерки и исследования по социальной и экономич. истории Чехии в средние века", т. 1 - "Основы социального строя чеш. народа в эпоху господства обычного права" (Юрьев, 1901). В 1896-1911 - проф. Юрьевского ун-та. В 1911-19 - директор Пед. ин-та им. П. Г. Шелапутина в Москве, в 1912-19 - сначала приват-доцент, затем проф. Моск. ун-та, в 1920-22 - проф. Моск. археологич. ин-та, в кон. 1922-28 - проф. Белорус, ун-та. Акад. АН БССР (1928). Чл. Чешской АН (1907). Осн. труды Я. посвящены науч. доказательству самостоятельности социально-экономич. развития Чехии. Большое место Я. уделил исследованию нем. ср.-век, колонизации Чехии, последствия к-рой оценивал отрицательно. Занимался также рус. и зап.-европ. средневековьем, вопросами педагогики.

Лит.: Иванов Ю. Ф., А. Н. Ясинский как историк Чехии, "Вопросы истории славян", в. 2, Воронеж, 1966; Казакова M. A., Ист. взгляды А. Н. Ясинского, "Науч. доклады высш. школы. Ист. науки", 1961, No 3; Москаленко А. Б., К изучению жизни и деятельности А. Н. Ясинского, в кн.: Вопросы историографии и истории СССР, Воронеж, 1969.

Ю. Ф. Иванов. Москва.

ЯСИР АРАФАТ

Арафат, Ясир (партиз. кличка - Абу Аммар) (p. 1929) - деятель палестинского движения сопротивления (ПДС). В 1953 окончил ун-т в Каире; по профессии инженер. В 1952-56 - пред. Всеобщего союза палестинских студентов. Один из создателей (1956) и руководитель палестинской организации "Движение за нац. освобождение Палестины" ("Фатх"). С февр. 1969 - пред. Исполкома Организации освобождения Палестины (ООП). С сент. 1970 - главнокомандующий силами палестинской революции (вооруж. силы ПДС).

ЯСОВАРМАН I

ЯСОВАРМАН I (точнее - Яшоварман) - правитель (889-900 или ок. 910) кхмерского гос-ва Камбуджадеши. В 893 учредил столицу Камбуджадеши в Яшодхарапуре (Ангкор). Построил здесь на естественном холме "храм-гору" Пном-Бакхенг. В результате широкого ирригационного строительства долина Ангкора превратилась в рисовую житницу страны. При Я. I по всей стране были возведены монастыри для приверженцев разных религ. направлений. При нем же началось (в 893) строительство крупнейшего шиваистского храмового комплекса в горах Дангрек - Прах-Вихеара. По свидетельству надписей, Я. I мирным путем значительно расширил владения Камбуджадеши на З.

Лит.: Миго A., Кхмеры, (пер. с франц.), М., 1973, с. 80-94.

Л. А. Седов. Москва.

ЯСРИБ

Ятриб, - доисламское название г. Медины.

ЯССКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1791

ЯССКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1791 - подписан 29 дек. (9 янв. 1792) после окончания русско-турецкой войны 1787-91 (см. Русско-турецкие войны 17-19 вв.). Предварительные условия были установлены 31 июля 1791 в Галаце рус. командующим Н. В. Репниным и вел. визирем Юсуфом-пашой. Переговоры возглавлялись с рус. стороны Г. А. Потёмкиным, затем А. А. Безбородко. По договору восстанавливалось действие Кючук-Кайнарджийского мира 1774 и Георгиевского трактата 1783. К России отходили земли между Юж. Бугом и Днестром, по к-рому устанавливалась граница. Молдавия и Валахия, занятые в ходе войны рус. войсками, возвращались Турции; для населения этих княжеств подтверждались льготы, предоставленные договором 1774. На Кавказе восстанавливалась прежняя граница по р. Кубань. Турция обязывалась не допускать нападений на Грузию и кубанские земли. Я. м. упрочил положение России в Причерноморье и способствовал освоению юж. степей (см. Новороссия) и развитию черноморской торговли.

Лит.: Юзефович Т. П., Договоры России с Востоком политические и торговые, СПБ, 1869; Лопухин А. В., Очерк Ясского конгресса, в кн.: Сб. Московского главного архива Мин-ва иностранных дел, в. 5, М., 1893; Дружинина Е. И., Северное Причерноморье в 1775-1800 г., М., 1959.

ЯССКО-КИШИНЕВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯССЫ

ЯССЫ (Iasi) - город на С.-В. Румынии, на р. Бахлуй, адм. центр уезда Яссы. 210,4 тыс. жит. (1974). Ж.-д. узел. Машиностроит., химич., текст, и др. пром-сть. Впервые в письм. источниках упоминается в кон. 14 - нач. 15 вв. как таможенный пункт; с 16-17 вв. значительный ремесл. и торг. центр. Со 2-й пол. 16 в. до 1862 - столица Молдавского княжества. В Я, был подписан рус.-тур. Ясский мирный договор 1791. Я.- один из старейших науч. и культурных центров страны (1813 - учреждение инж. школы, 1835 - Академии, 1860 - ун-та, старейшего в Румынии; с 1949 в Я.- филиал АН Румынии). В 1848 - центр революц. движения Молдовы, с 70-х гг. 19 в.- центр социалистич. пропаганды и рабочего движения. Во время 2-й мировой войны в р-не Я. проходила крупная наступат. операция сов. войск (см. Ясско-Кишинёвская операция 1944).

ЯССЫ-ТЕПЕ

Яссы-Депе, - остатки поселения 4-го тыс. до н. э. в 9 км к С.-З. от насел. пункта Каахка Туркм. ССР. Раскапывалось в 1950-51 С. А. Ершовым и в 1952 Б. А. Куфтиным. Открыты жилые и хоз. постройки из сырцового кирпича; найдены керамика с геометрич. росписью типа Намазга-Тепе I, костяные шилья, кам. ступки и зернотерки, глиняные ядра для пращи, глиняный идольчик, обломки медных изделий. Особый интерес представляют остатки строения, возможно святилища, состоявшего из двух смежных помещений с крупным очагом в одном из них и деревянными столбами вдоль стен в другом. На стенах сохранились фрагменты многослойной росписи, выполненной черной и красной краской иногда с инкрустацией белым гипсом. Несложная геометрическая орнаментация (ряды ромбов или треугольников) в нек-рой мере перекликается с геометрич. фресками Чатал-Хююка. На терр. СССР это один из древнейших образцов настенной живописи. Я.-Т. характеризует сложившуюся земледельч.-скотоводч. культуру эпохи энеолита.

Лит.: Куфтин Б. A., Полевой отчет о работе XIV отряда ЮТАКЭ..., Тр. ЮТАКЭ, т. 7, Аш., 1956; Хлопин И. Н., Энеолит южных областей Средней Азии, в серии: Археология СССР. Свод археологических источников, БЗ-8, ч. 1, М.-Л., 1963.

В. М. Массон. Ленинград.

ЯСТРЖЕМБСКИЙ

Иван (Иван Фердинанд) Львович (1814-1880-е гг.) - петрашевец. Из дворян Минской губ. Окончил Харьковский ун-т (1841); преподавал политич. экономию и статистику в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения и в Технологич. ин-те, где занимал также должность инспектора классов. С осени 1848 - активный участник "пятниц" М. В. Петрашевского, где прочел цикл лекций по политич. экономии, высказав, как и большинство петрашевцев, симпатии к фурьеризму. В апр. 1849 арестован и приговорен к расстрелу; по конфирмации сослан на 6 лет в каторжные работы. В 1857 Я. возвращено дворянство и разрешено жить во внутр. губерниях, а в 1872 с него снят полицейский надзор.

Соч.: Мемуар петрашевца, "Минувшие годы", 1908, No 1.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 2, М.-Л., 1941, с. 199-227; Венюков М. И., (Письмо), "PC", 1890, No 4, с. 245; Семевский В. И., Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, Собр. соч., т. 2, М., 1922; Федосов И. A., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958.

В. Р. Лейкина-Свирская. Ленинград.

ЯСУДА

ЯСУДА - япон. концерн. Основателем концерна был токийский ростовщик Дзэндзиро Ясуда (1838-1921). Головная компания Я. была образована в 1880. Концерн разбогател во время русско-японской войны 1904-05 и 1-й мировой войны 1914-18, когда он финансировал пр-во. Интересы Я. первоначально концентрировались в области банковского и страхового дела, затем он проник в легкую, целлюлозно-бумажную пром-сть, произ-во строит. материалов. Имел крупные концессии и капиталовложения в япон. колониях, широко финансировал воен. пром-сть. Наибольшее развитие получили кредитно-финансовые институты концерна, в особенности банк Я. (осн. 1888). К сент. 1945 под контролем концерна находилось 57 компаний, в т. ч. 18 промышленных. По величине оплаченного капитала компаний концерн Я. занимал 4-е место в Японии после концернов Мицуи, Мицубиси и Сумитомо (509,5 млн. иен). Общая сумма контролируемого капитала достигала 2,1 млрд. иен. После 2-й мировой войны (1939-45) концерн Я. претерпел значит, изменения в своей структуре и сфере деятельности. Кредитно-финанс. институты Я. во главе с банком Я., преобразованным в 1946 в банк Фудзи, стали ядром мощной монополистич. группы Фудзи.

Лит.: Лукьянова М. И., Япон. монополии во время второй мировой войны, М., 1953; Корвин Эдвардс, Япон. концерны, М., 1950; Кайся гинко хатидзюнэн си (История банков и акционерных компаний за 80 лет), Токио, 1955.

М. В. Сутягина. Москва.

ЯСУИ

Каору (р. 25.IV.1907) - япон. обществ, деятель, юрист. После окончания Токийского ун-та (1930) стал там же ассистентом, с 1943 - профессором междунар. права. После 2-й мировой войны, преподавая в ун-те Канагава (с 1951) и ун-те Хосэй (Токио), начал участвовать в движении за мир, возглавлял в 1955-65 Всеяпон. совет по запрещению атомного и водородного оружия (Гэнсуйкё). Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1957), член Междунар. к-та по присуждению Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами".

Соч.: Кокусай хо (Международное право), Токио, 1962.

ЯСЫ

ЯСЫ - древнерусское название аланских племен, предков совр. осетин. См. Аланы.

ЯСЫРЬ

ЯСЫРЬ (от тур.-араб. esir - пленник, раб), военнопленный, проданный в рабство; наиболее угнетенная группа населения в башкирском феодальном обществе.

ЯТА

Али (р. 25.VIII.1920) - деятель рабочего и коммунистич. движения Марокко. Образование получил в мусульм. школах Танжера и Касабланки, затем на филологич. ф-те Алжирского ун-та. По профессии - преподаватель араб. языка. Трудовую деятельность как преподаватель начал в 1943. Я.- один из основателей (1943) Марокканской коммунистической партии (МКП). В 1946-68 - чл. Политбюро, в 1946-66 - первый секретарь ЦК МКП, в 1966-68 - ген. секретарь. Руководил партией в нелегальных условиях. В 1960-64 - директор газ. "Аль-Мукафих" ("Борец"); в 1965-1968 - директор газ. "Аль-Кифах аль-Ватани" ("Национальная борьба"). В 1968-74 - ген. секретарь Партии освобождения и социализма (ПОС). С авг. 1974 - ген. секретарь Партии прогресса и социализма (ППС). Неоднократно подвергался арестам (1951, 1952, 1963, 1969) и высылке из страны (1953-58).

Я. возглавлял делегации МКП на XX, XXI, XXII, XXIII съездах КПСС, делегацию ППС на XXV съезде КПСС. В 1957, 1960 и 1969 участвовал в работе моск. Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий. Автор многочисл. статей по вопросам нац.-освободит. движения в Марокко.

ЯТВЯГИ

ЯТВЯГИ - древнепрус. племя, этнически близкое литовцам. Обитало в области между ср. течением р. Неман и верховьями р. Нарев. Терр., занимаемая Я., называлась Судовией. Племя судов впервые упоминает Тацит (2 в. н. э.). Первое упоминание этнонима "ятвяг" встречается в русско-визант. договоре 944. Я. занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. Были развиты и ремесла. В 10 в., после образования Древнерус. гос-ва, начинаются походы киевских и др. князей на Я. (983, 1038, 1112, 1113, 1196 гг.). В 40-50-х гг. 12 в. в результате походов галицко-волынских и польских (мазовецких) князей Я. были подчинены Галицко-Волынской Руси и Мазовии. Однако в 1283 терр., занимаемую Я., захватил Тевтонский орден. Часть Ятвягии вошла в состав Литовского гос-ва.

Лит.: Пашуто В. Т., Образование Литовского гос-ва, М., 1959.

В. А. Кучкин. Москва.

"ЯУНА СТРАВА"

"ЯУНА СТРАВА" ("Jauna Strava" - "Новое течение") - революц.-демократич. движение латыш. интеллигенции. Возникло под влиянием рабочего движения в нач. 90-х гг. 19 в. Предпосылками его образования были: общее недовольство социально-политич. строем (царизм, гнет прибалт. баронов), разочарование демократич. кругов в деятельности латыш. бурж. националистов. С 1893 приобретает ярко выраженный прогрессивный характер. Устанавливаются связи с рабочими кружками, где участники "Я. с." читали лекции и проводили дискуссии, разоблачающие национал-шовинизм латыш. буржуазии, политику рус. самодержавия, пропагандировали с.-д. идеи. "Я. с." не было однородным. Наряду с революционно настроенными деятелями (П. И. Стучка, Я. К. Райнис, Ф. А. Розинь, Э. Б. Вейденбаум и др.), составлявшими руководящее ядро движения, в нем принимали участие и мелкобурж. реформисты (А. Дауге, К. Каспарсон). Отсутствие организационной сплоченности ослабляло эффективность деятельности "Я. с". Идейным центром "Я. с." была газ. "Диенас лапа" ("Dienas lapa") - "Ежедневный листок", вокруг к-рой группировалось радикальное крыло движения. Газ. публиковала теоретич. статьи о рабочем и с.-д. движении, о лит-ре и искусстве, фрагменты из работ К. Маркса и Ф. Энгельса. "Я. с." оказало большое влияние на развитие демократич. традиций латыш. народа, способствовало развитию его нац. культуры. В области науки передовые деятели "Я. с." пропагандировали идеи материализма и дарвинизма, наносили удар по идеалистич. мировоззрению. Прекратило деятельность в 1897 вследствие репрессий царского пр-ва (арест и ссылка Стучки, Райниса, Розиня и др., закрытие "Диенас лапа").

ЯФФА

ЯФФА - один из древнейших портовых городов на вост. побережье Средиземного м. Упоминается еще в древнеегип. док-тах 16 в. до н. э. В древности им последовательно владели ханаанеи, филистимляне, евреи, римляне. Во время Иудейской войны 66-73 н. э. был разрушен (68) войсками рим. полководца Веспаспана Флавия. В ср. века, после завоевания Палестины арабами (7 в.), Я.- важный торг. и культурный центр палестинских арабов. В эпоху крестовых походов дважды захватывался крестоносцами. В 16 в.- 1917 - в составе Османской империи. В 1799 город был завоеван франц. армией Бонапарта и подвергся опустошению. В 1831-40 - под властью егип. паши Мухаммеда-Али. В 1917 захвачен брит. войсками; позднее вошел в состав брит. подмандатной терр. Палестина. По решению Ген. Ассамблеи ООН от 29 нояб. 1947 должен был войти в состав араб. палестинского гос-ва, но во время арабо-израильской войны 1948-49 захвачен Израилем. Большинство араб. населения города бежало или было изгнано, а его недвижимость экспроприирована. Пр-во Израиля поселило в Я. евр. иммигрантов, а в 1949 включило Я. в состав г. Тель-Авив.

ЯФФЕ

ЯФФЕ (Jaffé), Филипп (17.II.1819 - 3.IV.1870) - нем. историк, специалист в области источниковедения. С 1862 - проф. вспомогательных ист. дисциплин Берлинского ун-та. Был сотрудником Monumenta Germaniae historica. Подготовленные Я. публ. источников - издание регест рим. пап (Regesta pontificum Romanorum, В., 1851) и др.- отличаются высоким научным уровнем.

Соч.: Bihhotheca rerum Germanicarum, Bd 1-6, В., 1864-73.

ЯХВЕ

Йахве, Иегова, - в иудаизме название бога (от тетраграммы YHWH, точное произношение к-рой неизвестно; произнесение имени Я. было табуировано, а тетраграмма рассматривалась как идеограмма слова "господь", в греч. передаче xyrios; в масоретской огласовке тетраграмма звучала как Иегова - название, принятое христ. богословами в 14 в.; тетраграмма восходит к глаголу hyh - "быть" и по своей грамматич. структуре означает либо "постоянно пребывающий" или "постоянно сущий", либо - "творец всего сущего"). В Библии имя Я. упоминается ок. 7000 раз, в первый раз в связи с деятельностью Моисея. Поклонение Я. сначала не исключало культов др. божеств, как др.-еврейских, так и местных ханаанейских. Я. считался воплощением стихий (огонь, ветер и др.) и не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатер ("скиния") и в нем ларец ("ковчег"), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствующего во всем мире. Офиц. культ осуществлялся особой родо-племенной группой левитов. После возникновения в кон. 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства и укрепления монархии происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога Я. Культ Я. стал основой господствующей идеологии Израильско-Иудейского царства; царь Соломон построил храм Я. в Иерусалиме. Пророки объявляли Я. "ревнивым богом", не допускающим, чтобы его "избранники" почитали др. богов. Еще ко времени т. н. патриархов (Авраама, Исаака и др.) возводится возникновение концепции "договора" ("завета") между израильскими племенами и Я. (первые обязались не чтить др. богов и исполнять желания Я., а Я.- передать им власть над Палестиной). С 8-7 вв. до н. э. пророки стали отрицать само бытие др. богов, кроме Я. Культ всех других богов, кроме Я., был запрещен в результате религ.-политич. реформы, проведенной иудейским царем Иосией в последней трети 7 в. до н. э.

Лит. см. при статье Иудаизм.

И. Д. Амусин. Ленинград.

ЯХМОС

Яхмос сын Абен (между 1580-1520 до н. э.),- в Др. Египте начальник гребцов, родом из г. Нехена (совр. Эль-Каб). Жизнеописание Я., высеченное на стенах его скальной гробницы в Эль-Кабе,- важнейший и в ряде случаев единственный источник, позволяющий восстановить события правления первых трех фараонов XVIII династии: изгнание гиксосов из Египта, походы в юж. Палестину и Сев. Нубию, в к-рых Я. участвовал.

Источн.: Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса, в кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963, с. 81-83.

ЯХМОС I

ЯХМОС I (др.-егип.- "Рожденный луной") - егип. фараон ок. 1580-1559 до н. э., основатель XVIII династии. Вступил на престол малолетним после гибели своего предшественника Секененра в битве с гиксосами. Я. I окончательно изгнал гиксосов из Египта, закрепил свое господство в юж. Палестине. В результате совершенных им 3 походов в Сев. Нубию была восстановлена власть Египта над этой терр. Время правления Я. I в историографии принято считать началом периода Нового царства в истории Др. Египта.

Источн.: Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса, в кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера, М., 1963, с. 81-83.

Лит.: Säve-Söderbergh Т., Ägypten und Nubien, Lund, 1941 (Diss.).

ЯХМОС II

ЯХМОС II (др.-егип.- "Рожденный луной", греч. Амасис) - егип. фараон 569-525 до н. э., 5-й царь XXVI династии. Согласно традиции, Я. II происходил из простонародья, дослужился до должности нач. отряда ливийских воинов. Когда в армии и в стране вспыхнуло восстание, он получил приказ подавить его. Однако Я. II присоединился к повстанцам, к-рые провозгласили его фараоном, свергнув фараона Априя (569). Устранив противоречия между ливийскими и греч. наемниками, Я. II в своей внешней политике опирался на союз с греч. гос-вами (Афинами, Спартой, Самосом) и Лидией, стремясь оградить Египет от агрессии Персии. При нем был пересмотрен зем. кадастр для облегчения налогового гнета, завоеван о. Кипр.

Лит.: Meulenaere H. J. A. de, Herodotos over de 26-ste dynastie, Leuven, 1951; Kieitz F. K., Die politische Geschichte Ägyptens vom 7 bis zum 4. Jahrhundert vor der Zeitwende, В., 1953.

ЯХНОВСКИЙ

Иван Тимофеевич (13(25).VI.1881 - 8.XI.1966) - участник революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1901. Род. в м. Камышна Миргородского у. Полтавской губ. в семье рабочего. С 1895 - рабочий в Харькове. В 1902 призван во флот, с 1903 один из организаторов и председатель с.-д. орг-ции Черноморского воен. флота (Севастополь). В 1904 арестован, бежал, эмигрировал в Женеву. В 1905 - чл. к-та РСДРП в Ростове-на-Дону, затем вел парт. работу в Петербурге. С 1908 - на каторге и в ссылке в Вост. Сибири. Участник Февр. и Окт. революций 1917 в Иркутске. В 1918 - командир партиз. отряда, затем комиссар 69-й бригады Красной Армии. В 1920 - чл. Иркутского горкома и укома РКП(б), чл. Президиума горсовета. В 1921-23 - на руководящей работе в ВЧК - ГПУ. С 1924 - на ответств. хоз. и проф. работе. С 1943 - персональный пенсионер. Автор статей о революц. движении в Черноморском флоте. Умер в Москве.

Соч.: Революционная работа в Черноморском флоте, "КИС", 1925, No 5(18); Подпольная работа моряка в 1903-1904 гг., "Воен.-ист. журн.", 1963, No 11; Незабываемое, "ВИ КПСС", 1965, No 6.

M. Г. Искрин. Москва.

ЯХЬЯ

ЯХЬЯ - бен Мухаммед Хамид-ад-дин (1869 - 17.II.1948) - гос. деятель Йемена. В 1904 был избран имамом секты зейдитов и возглавил восстание йеменских зейдитских племен против господства Османской империи. В 1911 Я. заключил с тур. султаном соглашение, по к-рому район зейдитских племен получил внутр. автономию. После распада Османской империи в 1918, Я. принял титул короля Йемена. Объединил разрозненные йеменские племена в рамках единого Йеменского мутаваккилийского королевства. 1 нояб. 1928 заключил с Сов. Союзом договор о дружбе и торговле (т. н. "Договор в Сана"). Придерживаясь антиимпериалистич. позиций во внеш. политике, проводил внутри страны курс на сохранение и укрепление реакц. феод.-теократич. режима. С целью воспрепятствовать империалистич. экспансии и законсервировать существующие социально-экономич. отношения проводил политику самоизоляции Йемена. Убит в результате заговора.Л. Н. Котлов. Москва.

ЯХЬЯ АНТИОХИЙСКИЙ

Абу-ль-Фарадж, Яхья ибн Сайд ибн Яхья аль-Антаки (ок. 980-1066),- араб, историки врач. Род. в Египте. В 1014 переселился в Антиохию (Сирия), где принял христианство. Его соч., являющееся продолжением "всемирной истории" Евтихия, - важный источник по истории Фатимидов, особенно правления аль-Хакима (996-1021); содержит также ценные сведения по истории христ. церкви и Византийской империи.

Изд. соч. Я. A.: Розен В. Р., Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского, СПБ, 1883; Cheikno L., Carra de Vaux, Zayvat H., Annales de Jahia Ibn Said Antiochiensis, Corp. Script. Orient. Script. arabici, Ser. III, t. 7, 1909, p. 89-273; Histoire de Yahya-ibn-Saïd d'Antioche, éd. et trad, en français par I. Kratchkovsky et A. Vasiliev, "Patrolog. Oriental.", t. 18, P., 1924, p. 699-833; t. 23, P., 1932, p. 141-312, 349-520.

Лит.: Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd 2, Vatican, 1947, S. 49-51; Vasiliev A., Byzance et les Arabes, t. 2, Brux., 1950, p. 80-91.

Д. Е. Бертельс. Ленинград.

ЯЦУКО

ЯЦУКО - категория рабов в Японии, появившаяся в период разложения первобытнообщинного строя сначала как собственность родов (удзи), а затем - семейных общин (ко). Я. использовали в домашнем х-ве и отчасти на строит. работах, их могли продать, подарить и даже убить. В кит. хронике "Хоу Хань шу" сообщается об отправлении в 107 из Японии в Китай 160 рабов. Большие группы рабов были отправлены также в 238 и 243.

Реформы Тайка (645) (см. Тайка реформы), способствовавшие сформированию раннефеод. гос-ва, уничтожили категорию полусвободных (томобэ, какнбэ, табэ и др.), уравняв их в правах с общинниками, но сохранили рабство Я. За каждого раба владельцу давали дополнит. участок земли. В рабов превращали не только военнопленных (эбису, кумасо, корейцев), но и японцев за особые преступления, за неуплату долга. Имели место похищения крестьян, торговля детьми, самопродажа в рабство людей, лишившихся средств к существованию. К сер. 9 в. рабский труд на строительных работах стал применяться все реже, а использование рабов в земледелии полностью прекратилось.

Э. Я. Файнберг. Москва.

ЯЦУНСКИЙ

Виктор Корнельевич (20.I.1893 - 13.X.1966) - сов. историк, специалист в области историч. географии и истории рус. пром-сти, доктор историч. наук (1950), профессор. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1916) и экономич. отделение Моск. коммерч. ин-та (1915). С 1921 преподавал в вузах (Коммунистич. ун-те им. Свердлова, Моск. ун-те, Моск. обл. и гор. пед. ин-тах, Историко-архивном ин-те и др.). С 1946 - ст. науч. сотрудник Ин-та истории АН СССР. Осн. работы Я. посвящены проблемам генезиса капитализма в России, аграрной истории, историч. географии, историч. демографии. Являлся одним из основателей межреспубликанских симпозиумов по агр. истории Вост. Европы (с 1958), руководил изданием мат-лов по истории крестьянства.

Соч.: Историч. география. История ее возникновения и развития в XIV-XVIII вв., М., 1955; Крупная пром-сть России в 1790-1860 гг., в кн.: Очерки экономич. истории России в первой пол. XIX в., М., 1959; Соц.-экономич. история России XVIII-XIX вв. Избр. тр., (Вступ. статья П. Г. Рындзюнского), М., 1973 (имеется список науч. тр.).

Предыдущая страница