Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Я" (часть 3, "ЯМА"-"ЯНО")
Хусаин Мингазетдинович (6(18).I.1882 - 13(26).III.1912) - участник революц. движения в России, публицист. Чл. РСДРП с 1903, большевик. Род. в Казани в семье торговца. Окончил Казанскую учительскую школу (1902). С 1903 руководил тат. группой Казанского к-та РСДРП, деятельность к-рой высоко оценила большевистская газ. "Пролетарий" (No 22, 1905). Активный участник Революции 1905-07 в Казани. В 1907 чл. Уфимского к-та РСДРП, один из организаторов издания первой легальной тат. с.-д. газ. "Урал". В годы реакции 1908-10 сплачивал под революц. лозунгами тат. демократич. интеллигенцию. Оказал значит. идейное влияние на формирование тат. революц.-демократич. лит-ры.
Лит.: Ибрагимов Г., Татары в революции 1905 г., пер. с тат., Каз., 1926; Гайнуллин М., Татарская лит-ра и публицистика нач. XX в., Каз., 1966; Хасанов X. X., Революционер-интернационалист, Каз., 1971.
М. X. Гайнуллин. |
1) ногайский мурза, в 1481 участвовал вместе с шибанским князем Иваном в борьбе с ханом Большой Орды Ахмедом (Ахматом). В 1487 Я. просил Ивана III Васильевича освободить из рус. плена сведенного с казанского престола Алихана (Алегама), в 1500 осаждал Казань с целью изгнания казанского хана Абдул-Летифа, рус. ставленника; 2) астраханский хан (1547-54), свергнутый с престола Иваном IV Васильевичем во время похода на Астраханское ханство в 1554. Я. бежал в Азов, на его место сел рус. ставленник Дербыш-Али, за неск. лет до этого изгнанный им из Астрахани.
Лит.: Базилевич К. В., Внешняя политика рус. централизованного государства. Вторая половина XV в., М., 1952; Кушева Е. Н., Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI-30-е гг. XVII в., М., 1963.
В. И. Буганов. Москва. |
ЯМ-ЗАПОЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1582 - заключен 15 янв. между Россией и Речью Посполитой сроком на 10 лет, завершил Ливонскую войну 1558-83. Экспансионистские планы С. Батория были сорваны Псковской обороной 1581-82, что вынудило его пойти на мирные переговоры (с сер. дек. 1581) в Запольском Яме. Русскими послами были кн. Д. П. Елецкий, Р. В. Олферьев, дьяк Н. Верещагин и подьячий Захар Свиязев. В польск. делегацию входили кн. Н. Збаражский, кн. А. Радзивилл, М. Гарабурда. Требование польск. стороны о выплате большой денежной контрибуции и аннексии ряда захваченных рус. сев.-зап. городов были отвергнуты рус. послами. Посредником был А. Поссевин, нунций папы Григория XIII, фактически поддержавший польск. сторону. По условиям Я.-З. м. д. Россия отказалась от всех завоеваний в Ливонии и Польско-Литовском гос-ве, но получила назад все захваченные рус. крепости (кроме Велижа). Из текста Я.-З. м. д. по настоянию рус. послов было исключено упоминание о швед. завоеваниях в Ливонии, но по спец. заявлению польск. послов Речь Посполитая не отказывалась от овладения ими. Взаимная передача крепостей и размен пленными должны были произойти в течение 8 недель. Я.-З. м. д. не разрешил основных противоречий между Россией и Речью Посполитой в Прибалтике.
Лит.: Новодворский В., Борьба за Ливонию между Москвою и Речью Посполитой (1570-1582), СПБ, 1904 (Зап. ист.-филологич. ф-та СПБ университета, т. 72); Флоря Б., Россия, Речь Посполитая и конец Ливонской войны, "Сов. славяноведение", 1972, No 2.
В. Д. Назаров. Москва. |
ЯМИН (Jamin), Мохаммад (23.VIII.1903 - 17.X.1962) - индонезийский политич. деятель, историк и правовед, поэт. В 20-х гг. - участник освободит. молодежного движения; в 30-х - деятель нац.-революц. партий Партиндо и Гериндо. В 1945 участвовал в Августовской революции и выработке 1-й конституции независимой Индонезии. В 1951 - мин. юстиции, в 1953-1955 - просвещения, в 1959-62 - пред. Нац. планового совета, зам. премьер-мин. и мин. информации. Я. - один из активных пропагандистов концепции индонезийского национализма в области историч. науки (основной объект истории - борьба за создание независимого индонез. гос-ва, гл. задача истории - воспитание чувств патриотизма и нац. единства). В соответствии с этим историч. труды Я. посвящены великому прошлому Индонезии до прихода колонизаторов и освободит. борьбе индонезийского народа в колон. период. В трудах о конституции 1945 Я. пытался теоретически обосновать правомерность режима личной власти Сукарно в кон. 50-х-1-й пол. 60-х гг.
Соч.: Indonesia tanah tumpah darahku, 1929; Sedjarah peperangan Dipanegara, Djakarta, 1950; Gadjah Mada, Djakarta, 1946; 6000 tahun Sang Mérah-Putih, Djakarta, 1954; Naskah-persiapan undang-undang dasar 1945, dj. 1-3, Djakarta, 1959-60.
А. Б. Беленький. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРЫ - термин, применявшийся для обозначения ряда археол. культур эпохи неолита (от кон. 4-го до сер. 2-го тыс. до н. э.), распространенных в лесной полосе Вост. Европы. Названа по керамике (сосуды яйцевидно-конич. формы), украшенной сплошным орнаментом из глубоких конич. ямок, дополненных отпечатками гребенчатого штампа, полулунными вдавленнями и др. В лесной полосе Европ. части СССР для эпохи неолита выделялись 3 этнокультурные зоны или ист.-культурные обл.: 1) ист.-культурная обл. с гребенчато-ямочной керамикой, охватывавшая терр. совр. Прибалтики, Новгородскую, Ленинградскую обл., частично Карелию и Финляндию; 2) ист.-культурная обл. с археол. культурами т. н. уральского типа, распространенными в Волго-Камском междуречье, Приуралье и Зауралье, для к-рых характерно отсутствие в орнаментации посуды ямочного и преобладание гребенчатого узора; 3) ист.-культурная обл., охватывавшая Волго-Окское междуречье, верховья pp. Волги и Десны, верховья pp. Дона и Воронежа; памятники ее характеризуются преобладанием ямочно-гребенчатой керамики; в нее входят льяловская, рязанская, балахнинская и др. археол. культуры.
В совр. археол. науке термин "Я.-г. к. к." применяется только для обозначения последней ист.-культурной обл., для к-рой характерны поселения (располагались на берегах озер и небольших рек) с ямочно-гребенчатой керамикой, принадлежавшие древним племенам охотников и рыболовов. При раскопках, кроме керамики, встречаются кам. и костяные орудия, украшения, изредка основания небольших круглых в плане углубленных в землю жилищ, а также могильники. В нач. 3-го тыс. до н. э. началось движение охотничье-рыболовческих племен Волго-Окского междуречья в сев. и сев.-зап. направлениях. Они двигались гл. обр. по лев. притокам Волги - Шексне и Мологе, отсюда проникли на терр. совр. Ленингр. обл., Карелии, Финляндии, на С. дошли до Белого м. Племена с ямочно-гребенчатой керамикой сыграли значит. роль в освоении севера лесной полосы и явились осн. компонентом сложившихся здесь культур эпохи неолита.
Лит.: Брюсов А. Я., Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху, М., 1952; Фосс M. E., Древнейшая история севера Европейской части СССР, М., 1952 (МИА, No 29); Гурина Н. Н., Древняя история северо-запада Европейской части СССР, М., 1961 (МИА, No 87); Третьяков В. П., Культура ямочно-гребенчатой керамики в лесной полосе Европейской части СССР, Л., 1972; Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны Европейской части СССР в эпоху неолита, Л., 1973 (МИА, No 172).
С. В. Ошибкина. Москва. |
ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - гос. повинность тяглого сел. и гор. населения России 10-17 вв. по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов. Я. п. известна в ден. (см. Ямские деньги) и натуральной форме. Последняя (под назв. "повоз") упоминается в летописях с кон. 10 в. В 13-15 вв. Я. п. известна по источникам под назв. "ям", "подвода", "повоз". Я. п. в общегос. масштабе была упорядочена во 2-й пол. 15 в. при организации регулярной ямской гоньбы: население по сохам было приписано к определ. ямам (станциям), на к-рые оно выставляло по очереди определ. количество подвод, проводников, продовольствия, а также поддерживало в порядке ямы и пути сообщения. Освобождение от Я. п. населения частнофеод. вотчин было очень редким и временным. Тяжесть Я. п. резко возрастала в воен. время. При организации ямских слобод в сер. 16 в. вместо отбывания Я. п. в натуре население выставляло ямских охотников (2 чел. с сохи) и давало им ден. и натуральную подмогу (единовременную и ежегодную). В 17 в. при введении больших ямских денег и наборе ямщиков из вольных людей за населением остались обязанности поддержания в порядке путей сообщения и поставки подвод в экстраординарных случаях. Черносошное население севера и северо-востока отбывало Я. п. в форме "мирских отпусков", поставляя необходимое количество подвод для гос. перевозок (в т. ч. в Сибирь) или собирая деньги для их найма. Я. п. была тяжелейшей гос. повинностью, особенно в сев. и сев.-вост. р-нах страны.
Лит. см. при ст. Ямские деньги. |
ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ - различные виды прямого гос. налога в России 13-нач. 18 вв., заменявшего нек-рые формы натуральной ямской повинности и существовавшего иногда параллельно с нею. В 13-15 вв. в состав рус. платежей в Золотую Орду входил ям ("татарский ям"). В 15 в. существовал "ям" как ден. налог, шедший непосредственно в великокняж. казну. Я. д. впервые упомянуты в 1500 и были в 16 в. одним из основных гос. налогов, существовавшим наряду с ямской повинностью. Их ставки были различны (во 2-й пол. 16 в. ок. 20 р. с сохи); собирались Я. д. в великокняж. казну, с 1554 - в приказ Большого прихода. При реорганизации ямской гоньбы в сер. 16 в. тяглое население, помимо Я. д., стало платить "деньги ямским охотникам на ямы, подмогу и прогоны" (обычно - 10 р. с сохи). В 1613 тяглое население уплачивало "малые Я. д." (10 р. с сохи в приказ Большого прихода и чети) и "большие Я. д.", ставшие основным и тяжелейшим налогом. Его ставки колебались в 1-й пол. 17 в. (доходя до 800 р. с сохи), а с 1643/44 установились на уровне 784 р. с сохи. "Большие Я. д." составляли значит. часть приходной части гос. бюджета и предназначались для расходов по ямской гоньбе. При переходе в 1679 к подворному обложению Я. д. собирались в размере 20 или 10 денег с двора (в зависимости от разряда платившего налог нас). От уплаты Я. д. в 16-17 вв. было освобождено черносошное население севера и северо-востока страны, отбывавшее ямскую повинность в форме "мирских отпусков". Я. д. были отменены в связи с финанс. реформами Петра I. Освобождения от платежа Я. д. населения феод. владений в 16-17 вв. были очень редки.
Лит.: Гурлянд И. Я., Ямская гоньба в Московском гос-ве до кон. XVII в., Ярославль, 1900; Веселовский С. Б., Сошное письмо, т. 1, М., 1915; Садиков П. A., Очерки по истории опричнины, М. - Л., 1950.
В. Д. Назаров. Москва. |
ЯМСКОЙ ПРИКАЗ - центр. учреждение в России 16-нач. 18 вв., ведавшее регулярной ямской гоньбой. Функциями Я. п. были: устройство и поддержание ямов и ямских слобод, адм.-финанс. контроль над ними, суд над их населением и выдача подорожных. С 1613/14 расширились финанс. функции Я. п. - сбор больших ямских денег и выплата жалованья ямщикам, а также полный контроль над всеми ямскими расходами. В 70-80-х гг. Я. п. собирал также и ряд др. налогов. Я. п. не ведал ямской гоньбой на севере, северо-востоке и в Сибири. Упразднен в 1711.
Лит.: Гурлянд И. Я., Ямская гоньба в Московском гос-ве до конца XVII в., Ярославль, 1900; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961. |
ЯМХАД - древнее гос-во в Сирии с центром в г. Халаб (совр. Халеб). Время возникновения гос-ва неизвестно. В 18 в. до н. э. Я. - одна из крупных держав Др. Востока, влияние к-рой простиралось от Средиземного м. до р. Тигр. Гос-во Я. было разрушено хеттским царем Мурсили I в нач. 16 в. до н. э., однако г. Халаб сохранял и позже важное политич. значение. |
ЯМЬ - см. Емь. |
ЯН I УЛЬБРАХТ (Jan I Olbracht) (27.XII.1459 - 17.VI.1501) - польск. король с 1492. Сын Казимира IV Ягеллончика. Избрание одновременно вел. князем литовским Александра Казимировича, брата Я. I О., привело к врем. (до 1501) прекращению польско-литовской унии. Правление Я. I О. было ознаменовано укреплением сословного сейма и привилегий шляхты (см. Петрковский статут 1496). В 1497 Я. I О. потерпел поражение от Стефана Великого, господаря Молдавского кн-ва, к-рое пытался подчинить своей верховной власти; в 1498 последовали опустошит. вторжения на терр. Польши тур. войск. |
ЯН ВЫШАТИЧ (1016 - 24.VI.1106) - киевский тысяцкий. Сын Вышаты, воеводы князя Ярослава Мудрого. Отец Я. В. вместе с сыном Ярослава Владимиром участвовал в походе рус. дружин на Византию в 1043. Должность киевского тысяцкого Я. В., по-видимому, получил по наследству от отца. При преемнике Ярослава Мудрого Изяславе Я. В. был первым среди киевских бояр. В 70-х гг. ездил на Белоозеро для сбора дани, где жестоко подавил восстание смердов. Я. В. - видный представитель киевской знати, служивший многим князьям, к-рые занимали киевский стол. Умер и был погребен в Киевском Печерском монастыре, с одним из основателей к-рого Феодосием Печерским поддерживал тесную дружбу. Рассказы Я. В. о прошлом были использованы в киевском летописании кон. 11-нач. 12 вв.
Лит.: Шахматов A. A., Розыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908, с. 443-44; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.
В. А. Кучкин. Москва. |
ЯН ГУАН (храмовое имя - Ян-ди) (569 - 11.IV.618) - кит. император (605-617) династии Суй. Захватил престол, убив своего отца и старшего брата. По приказу Я. Г. был построен Великий канал, восстановлена пришедшая в ветхость Великая Китайская стена. На эти работы были согнаны миллионы крестьян. Я. Г. вел захватнич. войны против тюрков, вьетнамского гос-ва Вансуан. Его походы против гос-ва Когурё в 612 и 613 закончились поражением суйской армии. Усиление гнета со стороны гос-ва привело в конце правления Я. Г. к многочисл. крест. восстаниям. Одновременно против Я. Г. выступили представители господств. класса во гл. с Ли Юанем, к-рый в 617 провозгласил императором Ян Ю, внука Я. Г. Последний бежал из столицы и был убит одним из претендентов на престол.
Е. П. Синицын. Москва. |
ЯН МАТИС (Johan Mathis) (ок. 1500 - 5.IV.1534) - один из главных руководителей нидерландских анабаптистов, вождь Мюнстерской коммуны (до нач. апр. 1534). Я. М., житель Гарлема (Голландия), булочник по профессии, сначала примкнул к сакраментистам, за что был присужден как еретик к бичеванию и прокалыванию языка железным клином (1528). С распространением в Нидерландах учения мельхиоритов Я. М. стал его приверженцем и проповедником. После ареста в Страсбурге Мельхиора Гофмана и обнаружившейся несостоятельности его пророчества о приходе мессии осенью 1533 Я. М. объявил Гофмана лжепророком, а себя - истинным пророком божьим - Энохом. Переехав в Амстердам, он выступил с собственной доктриной. В ней выжидательный хилиазм мельхиоритства трансформировался в революц. учение о насильственном ниспровержении существующего строя и установлении "тысячелетнего царства Христова", олицетворявшего смутные фантастич. коммунистич. мечтания гор. плебса и экспроприируемого крестьянства о создании на земле царства социального равенства и свободы. Я. М. повсюду рассылал своих "апостолов", распространявших его учение и организовывавших новые общины анабаптистов. Из Нидерландов он перенес центр своей деятельности в Мюнстер, куда приехал в сер. февр. 1534 и где вместе с Иоанном Лейденским, Бернардом Книппердоллинком и др. подготовил захват власти анабаптистами и создание Мюнстерской коммуны. Возглавив ее, Я. М. организовал оборону города и провел первые мероприятия социального и уравнит. характера (конфискация церковно-монастырских имуществ, сожжение долговых и налоговых документов, отмена долгов, ден. обращения, изъятие у населения денег и драгоценностей). В разгар этих реформ Я. М. погиб в вооруж. стычке с ландскнехтами мюнстерского архиепископа за стенами Мюнстера.
Лит. см. при ст. Мюнетерская коммуна.
А. Н. Чистозвонов. Москва. |
ЯН СОБЕСКИЙ (Jan Sobieski) (17.VIII.1629 - 17.VI.1696) - польск. полководец; с 1674, после победы в 1673 над турками у Хотина, - король (под именем Яна III). Стремление укрепить королев. власть и сделать ее наследственной в своем роде побуждало Я. С. в союзе с Францией готовиться к борьбе с Бранденбургом, чтобы превратить Вост. Пруссию в свое наследств. владение. Однако захват Турцией Подолии (1672) и продолжение ее экспансии в Центр. и Вост. Европе вынудили Я. С. выступить в союзе с Габсбургами против осман. агрессии. Во главе польск. войск, выступивших совместно с австр. войсками, добился разгрома тур. армии в сражении под Веной (1683). Однако эта победа из-за своекорыстной политики Габсбургов ничего не дала Польше. В 1686 Я. С. вступил в союз с Россией (см. "Вечный мир" 1686). Я. С. не удалось ввести в Речи Посполитой наследств. монархию ввиду сопротивления польск. магнатов и противодействия Австрии и Бранденбурга. |
ЯН СЮ-ЦИН (ум. 2.IX.1856) - один из руководителей Тайпинского восстания в Китае. Род. в дер. Синьцунь (ныне Дунванчжун) у. Гуйпин пров. Гуанси в семье батрака, рано лишился родителей. В 1847, работая выжигальщиком угля, примкнул к "Обществу поклонения богу" (Байшандихой), созданному Хун Сю-цюанем и Фын Юнь-шанем в целях подготовки нар. восстания. Воспользовавшись широко распространенными в то время суевериями, объявил себя "глашатаем воли бога" и вскоре стал одним из гл. вожаков общества. Летом 1850, в начале тайпинского восстания, руководил воен. операциями повстанцев в р-не Цзиньтянь в Гуанси. В марте 1851 стал гл. воен. руководителем тайпинов; в дек. 1851 верх. глава повстанцев Хун Сю-цюань пожаловал ему титул Дун-вана ("Восточного князя"). В 1853-56, после захвата повстанцами г. Нанкина, Я. С.-ц. возглавлял пр-во тайпинского гос-ва и его воен. силы. Проявил себя энергичным и инициативным руководителем, пользовался огромным авторитетом и влиянием среди повстанцев. Летом 1856 по разработанному им плану тайпинские войска наголову разгромили крупные силы цинской правительственной армии под Нанкином. В ходе борьбы, развернувшейся в 1856 между руководителями тайпинов, Я. С.-ц. был предательски убит в результате заговора, организованного против него Вэй Чан-хоем.
Лит.: Илюшечкин В. П., Крестьянская война тайпинов, М., 1967.
В. П. Илюшечкин. Москва. |
ЯН ЦЗЯНЬ (541-604) - основатель династии Суй в Китае, известный в истории под именем ими. Вэньди (581-604). Был полководцем гос-ва Сев. Чжоу (557-581). В 581 узурпировал трон, в 589 уничтожил династию Чэнь, объединив юг и север страны и положив конец длительному периоду раздробленности Китая. Экономич. политика при Я. Ц. была направлена на развитие с. х-ва и на нек-рое смягчение эксплуатации крестьян (уменьшение зем. налога, освобождение от налогов и повинностей населения, достигшего 50-летнего возраста). Внеш. политика Я. Ц. характеризовалась усилением агрессии против тюрков (тукюэ) и гос-ва Когурё.
Лит.: Очерки истории Китая, под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959.
Л. И. Думан. Москва. |
Гун-нань (ум. 781), - кит. гос. деятель. Будучи министром (сян) при танском имп. Дэ-цзуне (780-805), Я. Я. в 780 провел финанс. и налоговую реформы (см. Ян Яня реформы). Предложения Я. Я. о строительстве оросительных каналов, создании воен. поселений и др. встретили противодействие со стороны администрации на периферии и не были осуществлены. Вследствие интриг придворного сановника Лу Ци Я. Я. в авг. 781 был отстранен от гос. дел, а в ноябре того же года приговорен к смерти (предложено покончить самоубийством).
Источн.: Сыма Гуан, Цзы чжи тун цзянь (Всепроникающее зерцало, помогающее управлению), т. 16, Пекин, 1956, цз. 225-227.
Л. И. Думан. Москва. |
ЯН ЯНЯ РЕФОРМЫ - реформы в Китае, проведенные министром танского имп. Дэ-цзуна (780-805) Ян Янем в 780. Стремясь обеспечить казне твердые доходы, Ян Янь отменил трехступенчатое обложение (зем. налог, промысловая подать и трудовые повинности), существовавшее в течение неск. веков в качестве основы надельной системы, и ввел единый ден. налог с имущества, в т. ч. и с земли, исходя из доходов семьи, а не из возраста и трудоспособности облагаемых, как это было при надельной системе. Новым налогом облагались не только землевладельцы и держатели земли, но и купцы, бродячие торговцы, ремесленники. Налог, введенный Ян Янем, получил назв. двухразового налога (см. Лян шуй фа), т. к. взимался дважды в году: не позднее 6-й и 11-й лун.
Я. Я. р. были обусловлены ростом частной собственности на землю и усилившейся имуществ. и социальной дифференциацией и знаменовали собой окончат. крах надельной системы.
Источн.: Синь Тан Шу (Новая книга истории династии Тан), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 13, Шанхай, 1958; Сыма Гуан, Цзы чжи тун дзянь (Всепроникающее зерцало, помогающее управлению), т. 16, Пекин, 1956, цз. 226.
Л. И. Думан. Москва. |
ЯНАКОНА (исп. yanacona, от кечуанского янакуна, множ. ч. от яна - слуга, раб) - термин, употреблявшийся в гос-ве инков для обозначения категории зависимого населения (одни исследователи считают Я. рабами, другие - челядью или дружинниками, третьи - зависимыми ремесленниками). С нач. 19 в. тип кабального арендатора в Боливии и Перу. Я. заключают письм. договор на аренду участка земли с выплатой ренты отработками, деньгами или натурой либо тем и другим. |
ЯНБАНИ (кор. янбан - два подразделения, два деления) - термин, обозначавший в феод. Корее первоначально (не ранее кон. 10 в.) 2 категории служилых людей - гражданских (мунбан) и военных (мубан) чиновников, затем (с 12 в. и при династии Ли) - высшее сословие, принадлежность к к-рому определялась наследственно и не зависела от занимаемых (в данное время) гос. должностей. По мере развития феодализма, особенно в период его разложения (примерно с 18 в.), значительно возросло число лиц, причислявших себя к сословию Я. (это сословие не облагалось феод. повинностями). Ряды т. н. провинц. Я. пополнились зажиточными крестьянами и купцами, к-рые платили деньги за право причислить себя к этому сословию.
В совр. ист. лит-ре термин "Я." служит для обозначения господствующего класса феод. Кореи и употребляется как синоним слов "феодал", "помещик".
Лит.: Ким Сок Хён, Янбан нон (О янбанах), в кн.: Ёкса нонмун чжип (Сборник статей по истории), в. 3, Пхеньян, 1959, с. 1-129.
М. Н. Пак. Москва. |
ЯНВАРСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1905 - в Королевстве Польском - одно из крупнейших политич. выступлений польск. пролетариата в ходе общеросс. Революции 1905-07. 23 янв. (по старому ст. - 10 янв.), после событий Девятого января 1905, Социал-Демократия Королевства Польского и Литвы призвала рабочих Польши к всеобщей политич. забастовке под лозунгами солидарности с росс. пролетариатом, низвержения самодержавия, созыва Учредит. собрания, самоуправления для польск. земель. 24 янв. забастовали рабочие нек-рых предприятий Варшавы, где 27 янв. забастовка приняла всеобщий характер. Всеобщая забастовка распространилась на др. пром. центры (Лодзь, Домбровский басс.) и охватила все Королевство Польское, Помимо общеполитич. требований, рабочие выдвигали требования о введении 8-часового рабочего дня, пенсий, повышении заработной платы на 20-50% и т. п. Как правило, руководство забастовками осуществляли на местах "рабочие делегации". 28 янв. Польск. социалистич. партия потребовала созыва польск. сейма в Варшаве. В ходе забастовки происходили многочисл. столкновения рабочих с войсками и полицией. Лишь в Варшаве, по офиц. данным, 65 рабочих были убиты, 25 чел. умерли от ран. Выступления рабочих дали толчок продолжит. забастовке учащейся молодежи, добивавшейся преподавания на польск. языке и демократизации обучения, и движению крестьян, требовавших введения делопроизводства в местных адм. органах и суде на польск. яз. Забастовка длилась в разных местах 2-3 недели. В ходе забастовки предприниматели и власти вынуждены были пойти на ряд уступок: была повышена заработная плата (в среднем на 10-20%), сокращен рабочий день до 9 часов в металлической и до 10 часов в текстильной пром-сти. Предприниматели и власти фактически признали представит. органы рабочих на предприятиях.
Лит.: Rewolucja 1905-1907 na Mazowszu i Podlasiu, Warsz., 1968; Kalabinski S., Tóch F., Czwarte powstanie czy pierwsza rewolucja lata 1905-1907 na ziemiach polskich, Warsz., 1969.
А. Я. Манусевич. Москва. |
1 в Австро-Венгрии - началась 14 янв. в Винер-Нёйштадте и проходила по стране под лозунгами улучшения продовольств. положения и заключения мира на основе предложений правительства Советской России, выдвинутых на переговорах в Брест-Литовске. В забастовке участвовало более 700 тыс. рабочих Австрии, Венгрии, Чехии. В ходе ее создавались Советы рабочих депутатов, проявились солидарность с Вел. Окт. социалистич. революцией, рост революц. настроений рабочего класса Австро-Венгрии. Забастовка была сорвана лидерами с.-д. партий, вступившими в переговоры с пр-вом и призвавшими рабочих приступить к работе с 24 янв. Забастовка положила начало этапу революц. выступлений в Габсбургской монархии, явилась предвестницей Революции 1918.
Лит.: Фюрнберг Ф., Январская стачка в Австрии в 1918 году, "Коммунистический Интернационал", 1938, No 2; Рубинштейн Е. И., Крушение австро-венгерской монархии, М., 1963, с. 237-55. 2 в Германии - крупнейшее политич. выступление против 1-й мировой войны 1914-18, вызванное аннексионистскими требованиями нем. военщины на сов.-герм. мирных переговорах в Брест-Литовске и угрозой их срыва. Забастовка началась в Берлине 28 янв. по призыву революц. старост и группы "Спартак", охватила вскоре все крупные центры страны и сопровождалась демонстрациями, строительством баррикад. В Берлине был создан рабочий Совет. В забастовке участвовало св. 1 млн. чел., среди них - рабочие воен. предприятий. Стремясь подавить забастовку, власти ввели осадное положение, отправляли забастовщиков на фронт. Срыву забастовки активно содействовали лидеры правых с.-д. (Ф. Эберт, Ф. Шейдеман и др.), вошедшие в стачечный к-т. 4 февр. забастовка была прекращена. В. И. Ленин считал, что январское выступление выразило "обаяние русской революции…" и было поворотным пунктом в настроениях нем. пролетариата (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 530 (т. 27, с. 505)). Я. в. з. явилась предвестником Ноябрьской революции 1918.
Я. С. Драбкин. Москва. |
ЯНВАРСКИЕ БОИ 1919 - происходили в Берлине в ходе Ноябрьской революции 1918. Стремясь разгромить революц. силы в столице накануне выборов в Веймарское учредительное собрание, пр-во правых с.-д. Эберта - Шейдемана в провокац. целях сместило 4 янв. полицей-президента Э. Эйхгорна и тем вызвало рабочих на выступление, к к-рому они не были готовы. 5 янв. в столице началась всеобщая забастовка, сопровождавшаяся демонстрациями, захватом редакций с.-д. газеты "Vorwärts" и ряда бурж. газет; вечером представители предприятий и воинских частей создали Революц. к-т, к-рый возглавили независимые с.-д. - Г. Ледебур и П. Шольце, а также К. Либкнехт. К-т призвал массы к борьбе под лозунгом "Долой пр-во Эберта - Шейдемана!", хотя общая ситуация в стране была неблагоприятна для взятия власти пролетариатом. Рабочие были плохо вооружены и организованы, матросы проявили колебания; к тому же Революц. к-т действовал крайне нерешительно (это побудило ЦК Коммунистич. партии Германии отозвать входивших в его состав коммунистов). 10 янв. правительств. войска (ими командовал с.-д. Носке, назначенный главнокомандующим, а также ген.-губернатором Берлина) начали наступление с применением артиллерии против революц. рабочих, к-рые вынуждены были к 12 янв. прекратить борьбу. В обстановке белого террора 15 янв. были зверски убиты К. Либкнехт и Р. Люксембург. Поражение рабочих в Берлине (а также в ряде др. герм. городов) нанесло тяжелый удар герм. революции.
Лит.: Ленин В. И., Письмо к рабочим Европы и Америки, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37 (т. 28); Свердлов Я. М., Немецкий январь и русский июль, Избр. произв., т. 3, М., 1960; Драбкин Я. С., Ноябрьская революция в Германии, М., 1967.
См. также лит. при ст. Ноябрьская революция 1918 в Германии.
Я. С. Драбкин. Москва. |
ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1919 - встречающееся в лит-ре назв. Январских боев 1919 в Берлине. |
ЯНВБРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ - один из календарных стилей - с началом года 1 янв. (отсюда назв.). Впервые введен в Др. Риме в 153 до н. э. (1 янв. - выборы консулов), законом оформлен Юлием Цезарем в 46 до н. э. с введением юлианского календаря. В ср. века начало нового года отмечалось неодинаково: существовали мартовский календарный стиль, сентябрьский календарный стиль; иногда начало года приурочивалось к христ. праздникам - Рождеству, Пасхе, Благовещению. 1 янв. как начало нового года окончательно утвердилось в канцеляриях "Священной Рим. империи" с сер. 13 в., в Польше с 1364, Норвегии с сер. 15 в., Испании с 1563, Дании и Швеции с 1559, Франции с 1563, в папской курии с 1621, во Флоренции с 1749, Англии с 1752, Венгрии с 1797; в России Я. к. с. введен указом Петра I с 1700. |
Сухбатарын (15.II.1894 - 1.V.1962) - гос., парт. и обществ. деятель МНР, соратник, ближайший помощник и жена Сухэ-Батора. Чл. МНРП с 1923. В 1924 принимала участие в работе V конгресса Коминтерна. С 1933 - пред. К-та монг. женщин (создан в 1933). В годы 2-й мировой войны 1939-45 - одна из организаторов в МНР движения за сбор средств в фонд помощи Сов. Армии. В 1940 на X съезде МНРП была избрана чл. ЦК МНРП. Была чл. Политбюро ЦК (1943-47) и секретарем ЦК МНРП, чл. Президиума и зам. пред. Малого хурала, чл. Президиума Великого нар. хурала. Я. - участница I-XIV съездов МНРП. Избиралась чл. Совета МДФЖ (1945). Награждена сов. орденом Трудового Красного Знамени (1946).
Ф. С. Цаплин. Москва. |
Иван Иванович (2.VI.1846 - 18.X.1914), рус. экономист, статистик и историк, чл. Росс. академии наук (1895). Род. в м. Пятилоты Васильковск. у. Киевской губ. в дворянской семье. С 1876 проф. Моск. ун-та по кафедре фин. права; специалист также в области междунар. торговли, налоговой и таможенной политики, фабричного и рабочего законодательства. Осн. труды Я.: "Опыт исследования англ. косвенных налогов. Акциз" (М., 1874, магистерская дисс.), "Англ. свободная торговля" (в. 1-2, М., 1876-82, докт. диссертация), "Очерки и исследования. Сб. статей по вопросам нар. х-ва, политики и законодательства" (т. 1-2, М., 1884), "В поисках лучшего будущего. Социальные этюды" (СПБ, 1893). Проводя идею т. н. "гос. социализма", Я. полагал, что социализм может быть построен путем контроля гос-ва над хоз. жизнью страны и проведения широких экономич. реформ; что гос-во должно поддерживать мир и равенство между классами и партиями, законодат. мерами обеспечить прогресс и повышение материального положения низших и ср. классов. В 1882-87 Я. - фабричный инспектор Моск. округа; в своих отчетах он показывал тяжелый быт рабочих, использование жен. и детского труда и т. д.
Соч.: Фабричный быт Моск. губ., СПБ, 1884; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864-1909 гг., в. 1-2, П., 1910-11.
Лит.: Судейкин В. Т., И. И. Янжул, "ЖМНП", 1915, янв.; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959, гл. 6.
В. А. Федоров. Москва. |
ЯНИКУЛ (Mons Janiculus) - один из холмов Рима (на правом берегу Тибра). См. план при статье Рим (Древний). |
ЯНКИ (англ. yankee) - прозвище американцев - уроженцев США. Происхождение термина не установлено. Одна из версий связывает его с искаженным англ. словом English - англичанин; так, по-видимому, коренное индейское население Сев. Америки называло колонистов-англичан. Во время Войны за независимость 1775-83 слово "Я." употреблялось англ. солдатами в качестве бранной клички по отношению к восставшим колонистам. В период Гражд. войны 1861-65 южане называли этим словом северян. Позднее прозвище Я. распространилось на всех американцев. |
ЯНКУ (Iancu), Аврам (1824 - 10.IX.1872) - один из руководителей рум. нац. движения в Трансильвании в сер. 19 в. Из крест. семьи. Окончил (1846) академич. лицей в Клуже. Будучи сторонником радикального решения агр. вопроса, Я. выступал за отмену феод. повинностей и предоставление крестьянам земли без выкупа, призывал к захвату помещичьих угодий. Половинчатое решение агр. вопроса пр-вом Венгрии, созданным в ходе революции 1848-49, и его отказ признать нац. права невенг. народов привели к тому, что Я. возглавил рум. повстанцев, осенью 1848 выступивших против революц. Венгрии. Летом 1849 Я. поддержал усилия Н. Бэлческу, направленные на объединение венг. и рум. нац. движения на основе признания нац. прав рум. населения Трансильвании (в июле 1849 Бэлческу и Л. Кошут заключили соглашение, предус- матривавшее признание венг. пр-вом нац. прав румын). После поражения революции Я. был схвачен (дек. 1849) габсбургскими властями, но вскоре под давлением крест. движения освобожден. В нач. 60-х гг. был одним из инициаторов создания культ.-просветит. центра - "Трансильванская ассоциация развития литературы и культуры рум. народа".
Лит.: История Румынии, (т. 1), М., 1971 (см. указатель имен); Dragomir S., Avram Iancu, Buc., 1965; Ursu H., Avram Iancu, Buc., 1966; Pascu St., Avram Iancu, Buc., 1972.
B. H. Виноградов. Москва. |
Генрих Иоганн (9.III.1753 - 30.I.1821) - прибалтийский историк, просветитель. Сын лифляндского нем. дворянина. Окончил Гёттингенский ун-т (Германия). На мировоззрение Я. сильное влияние оказали передовые идеи франц. философов 18 в. В 1776-79 пастор в Пылве, в 1779-1821 - в Лайузе. Занимался активной публицистич. деятельностью. В 1786 издал свой осн. труд "История рабства и характер крестьян в Лифляндии и Эстляндии. Трактат об улучшении крепостного состояния", в к-ром резко критиковал крепостничество в Прибалтийском крае. Эта книга вызвала яростные нападки на Я. со стороны помещиков и нем. аристократии. Я. был сторонником просвещенного абсолютизма. Предлагал постепенные реформы в области крепостного права: снижение барщинных повинностей, передачу крестьян под опеку и контроль гос. органов, расширение сети крест. школ и т. д. |
Йоханн Вольдемар (16.V.1819 - 13.VII.1890) - эстонский обществ. деятель, журналист. По профессии учитель. В 1850-63 преподавал в г. Пернове (Пярну), где начал свою журналистско-издательскую деятельность (газ. "Перно постимеэс", 1857-63). Известность приобрел как издатель газ. "Ээсти постимеэс" (1864-80, Дерпт), много сделавшей для просвещения эст. народа и пробуждения его нац. самосознания. Я. и его дочь - поэтесса Л. Койдула были основателями в 1865 певческого об-ва "Ванемуйне". Я. был инициатором всеэстонских певческих праздников (первый - летом 1869). Возглавлял Тартуское, а затем Выруское об-ва земледельцев. Я. выступал за бурж. развитие Эстонии, пропагандировал выкуп хуторов в собственность или передачу их в аренду. Как деятель буржуазно-клерикального направления в эст. нац. движении Я. являлся сторонником экономич. и культурного сотрудничества с прибалтийскими немцами. --------------------------
Лит.: История Эстонской ССР, т. 2, Тал., 1966. |
ЯНОШ ТУРОЦИ (János Turóczi, Thuróczy) (ок. 1435 - ок. 1490) - венг. хронист. Среднепоместный дворянин (первый венг. историк из мирян); занимал разл. должности в королев. суде (нотарий, протонотарий). Я. Т. - составитель "Венг. хроники" с древнейших времен до 1487. Большая ее часть - до 1386 - свод сочинений по истории Венгрии, воспроизводивший в несколько переработанном и дополненном виде тексты более ранних венг. хроник; историю 1386-1487 Я. Т. написал самостоятельно, используя разнообразные источники ("Космографию" Энеа Сильвио Пикколомини, грамоты, письма, нар. предания, произведения рыцарского эпоса и др.), а также собств. наблюдения (эта часть представляет наибольшую ист. ценность и обладает наибольшей достоверностью). Автор выражал идеологию дворянства, прославлял короля Матиаша Хуньяди. "Венг. хроника" была издана в 1488 в Брюнне (Брно) и в Аугсбурге.
Публ.: Chronica hungarorum, в кн.: Scriptores rerum Hungaricarum, t. 1, Vindobonae, 1746; Magyar krónika. Ford. Geréb László, Bdpst, 1957.
Лит.: История Венгрии, т. 1, M., 1971; Málynsz E., A Thuróczy-krónika és forrásai, Bdpst, 1967. |
ЯНОШ ХУНИАДИ - см. Хуньяди, Янош. |