Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 3, "ЯМА"-"ЯНО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Я" (часть 3, "ЯМА"-"ЯНО")

ЯМАШЕВ

Хусаин Мингазетдинович (6(18).I.1882 - 13(26).III.1912) - участник революц. движения в России, публицист. Чл. РСДРП с 1903, большевик. Род. в Казани в семье торговца. Окончил Казанскую учительскую школу (1902). С 1903 руководил тат. группой Казанского к-та РСДРП, деятельность к-рой высоко оценила большевистская газ. "Пролетарий" (No 22, 1905). Активный участник Революции 1905-07 в Казани. В 1907 чл. Уфимского к-та РСДРП, один из организаторов издания первой легальной тат. с.-д. газ. "Урал". В годы реакции 1908-10 сплачивал под революц. лозунгами тат. демократич. интеллигенцию. Оказал значит. идейное влияние на формирование тат. революц.-демократич. лит-ры.

Лит.: Ибрагимов Г., Татары в революции 1905 г., пер. с тат., Каз., 1926; Гайнуллин М., Татарская лит-ра и публицистика нач. XX в., Каз., 1966; Хасанов X. X., Революционер-интернационалист, Каз., 1971.

М. X. Гайнуллин.

ЯМГУРЧЕЙ

1) ногайский мурза, в 1481 участвовал вместе с шибанским князем Иваном в борьбе с ханом Большой Орды Ахмедом (Ахматом). В 1487 Я. просил Ивана III Васильевича освободить из рус. плена сведенного с казанского престола Алихана (Алегама), в 1500 осаждал Казань с целью изгнания казанского хана Абдул-Летифа, рус. ставленника; 2) астраханский хан (1547-54), свергнутый с престола Иваном IV Васильевичем во время похода на Астраханское ханство в 1554. Я. бежал в Азов, на его место сел рус. ставленник Дербыш-Али, за неск. лет до этого изгнанный им из Астрахани.

Лит.: Базилевич К. В., Внешняя политика рус. централизованного государства. Вторая половина XV в., М., 1952; Кушева Е. Н., Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI-30-е гг. XVII в., М., 1963.

В. И. Буганов. Москва.

ЯМ-ЗАПОЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1582

ЯМ-ЗАПОЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1582 - заключен 15 янв. между Россией и Речью Посполитой сроком на 10 лет, завершил Ливонскую войну 1558-83. Экспансионистские планы С. Батория были сорваны Псковской обороной 1581-82, что вынудило его пойти на мирные переговоры (с сер. дек. 1581) в Запольском Яме. Русскими послами были кн. Д. П. Елецкий, Р. В. Олферьев, дьяк Н. Верещагин и подьячий Захар Свиязев. В польск. делегацию входили кн. Н. Збаражский, кн. А. Радзивилл, М. Гарабурда. Требование польск. стороны о выплате большой денежной контрибуции и аннексии ряда захваченных рус. сев.-зап. городов были отвергнуты рус. послами. Посредником был А. Поссевин, нунций папы Григория XIII, фактически поддержавший польск. сторону. По условиям Я.-З. м. д. Россия отказалась от всех завоеваний в Ливонии и Польско-Литовском гос-ве, но получила назад все захваченные рус. крепости (кроме Велижа). Из текста Я.-З. м. д. по настоянию рус. послов было исключено упоминание о швед. завоеваниях в Ливонии, но по спец. заявлению польск. послов Речь Посполитая не отказывалась от овладения ими. Взаимная передача крепостей и размен пленными должны были произойти в течение 8 недель. Я.-З. м. д. не разрешил основных противоречий между Россией и Речью Посполитой в Прибалтике.

Лит.: Новодворский В., Борьба за Ливонию между Москвою и Речью Посполитой (1570-1582), СПБ, 1904 (Зап. ист.-филологич. ф-та СПБ университета, т. 72); Флоря Б., Россия, Речь Посполитая и конец Ливонской войны, "Сов. славяноведение", 1972, No 2.

В. Д. Назаров. Москва.

ЯМИН

ЯМИН (Jamin), Мохаммад (23.VIII.1903 - 17.X.1962) - индонезийский политич. деятель, историк и правовед, поэт. В 20-х гг. - участник освободит. молодежного движения; в 30-х - деятель нац.-революц. партий Партиндо и Гериндо. В 1945 участвовал в Августовской революции и выработке 1-й конституции независимой Индонезии. В 1951 - мин. юстиции, в 1953-1955 - просвещения, в 1959-62 - пред. Нац. планового совета, зам. премьер-мин. и мин. информации. Я. - один из активных пропагандистов концепции индонезийского национализма в области историч. науки (основной объект истории - борьба за создание независимого индонез. гос-ва, гл. задача истории - воспитание чувств патриотизма и нац. единства). В соответствии с этим историч. труды Я. посвящены великому прошлому Индонезии до прихода колонизаторов и освободит. борьбе индонезийского народа в колон. период. В трудах о конституции 1945 Я. пытался теоретически обосновать правомерность режима личной власти Сукарно в кон. 50-х-1-й пол. 60-х гг.

Соч.: Indonesia tanah tumpah darahku, 1929; Sedjarah peperangan Dipanegara, Djakarta, 1950; Gadjah Mada, Djakarta, 1946; 6000 tahun Sang Mérah-Putih, Djakarta, 1954; Naskah-persiapan undang-undang dasar 1945, dj. 1-3, Djakarta, 1959-60.

А. Б. Беленький. Москва.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРЫ

ЯМОЧНО-ГРЕБЕНЧАТОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРЫ - термин, применявшийся для обозначения ряда археол. культур эпохи неолита (от кон. 4-го до сер. 2-го тыс. до н. э.), распространенных в лесной полосе Вост. Европы. Названа по керамике (сосуды яйцевидно-конич. формы), украшенной сплошным орнаментом из глубоких конич. ямок, дополненных отпечатками гребенчатого штампа, полулунными вдавленнями и др. В лесной полосе Европ. части СССР для эпохи неолита выделялись 3 этнокультурные зоны или ист.-культурные обл.: 1) ист.-культурная обл. с гребенчато-ямочной керамикой, охватывавшая терр. совр. Прибалтики, Новгородскую, Ленинградскую обл., частично Карелию и Финляндию; 2) ист.-культурная обл. с археол. культурами т. н. уральского типа, распространенными в Волго-Камском междуречье, Приуралье и Зауралье, для к-рых характерно отсутствие в орнаментации посуды ямочного и преобладание гребенчатого узора; 3) ист.-культурная обл., охватывавшая Волго-Окское междуречье, верховья pp. Волги и Десны, верховья pp. Дона и Воронежа; памятники ее характеризуются преобладанием ямочно-гребенчатой керамики; в нее входят льяловская, рязанская, балахнинская и др. археол. культуры.

В совр. археол. науке термин "Я.-г. к. к." применяется только для обозначения последней ист.-культурной обл., для к-рой характерны поселения (располагались на берегах озер и небольших рек) с ямочно-гребенчатой керамикой, принадлежавшие древним племенам охотников и рыболовов. При раскопках, кроме керамики, встречаются кам. и костяные орудия, украшения, изредка основания небольших круглых в плане углубленных в землю жилищ, а также могильники. В нач. 3-го тыс. до н. э. началось движение охотничье-рыболовческих племен Волго-Окского междуречья в сев. и сев.-зап. направлениях. Они двигались гл. обр. по лев. притокам Волги - Шексне и Мологе, отсюда проникли на терр. совр. Ленингр. обл., Карелии, Финляндии, на С. дошли до Белого м. Племена с ямочно-гребенчатой керамикой сыграли значит. роль в освоении севера лесной полосы и явились осн. компонентом сложившихся здесь культур эпохи неолита.

Лит.: Брюсов А. Я., Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху, М., 1952; Фосс M. E., Древнейшая история севера Европейской части СССР, М., 1952 (МИА, No 29); Гурина Н. Н., Древняя история северо-запада Европейской части СССР, М., 1961 (МИА, No 87); Третьяков В. П., Культура ямочно-гребенчатой керамики в лесной полосе Европейской части СССР, Л., 1972; Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны Европейской части СССР в эпоху неолита, Л., 1973 (МИА, No 172).

С. В. Ошибкина. Москва.

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ - гос. повинность тяглого сел. и гор. населения России 10-17 вв. по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов. Я. п. известна в ден. (см. Ямские деньги) и натуральной форме. Последняя (под назв. "повоз") упоминается в летописях с кон. 10 в. В 13-15 вв. Я. п. известна по источникам под назв. "ям", "подвода", "повоз". Я. п. в общегос. масштабе была упорядочена во 2-й пол. 15 в. при организации регулярной ямской гоньбы: население по сохам было приписано к определ. ямам (станциям), на к-рые оно выставляло по очереди определ. количество подвод, проводников, продовольствия, а также поддерживало в порядке ямы и пути сообщения. Освобождение от Я. п. населения частнофеод. вотчин было очень редким и временным. Тяжесть Я. п. резко возрастала в воен. время. При организации ямских слобод в сер. 16 в. вместо отбывания Я. п. в натуре население выставляло ямских охотников (2 чел. с сохи) и давало им ден. и натуральную подмогу (единовременную и ежегодную). В 17 в. при введении больших ямских денег и наборе ямщиков из вольных людей за населением остались обязанности поддержания в порядке путей сообщения и поставки подвод в экстраординарных случаях. Черносошное население севера и северо-востока отбывало Я. п. в форме "мирских отпусков", поставляя необходимое количество подвод для гос. перевозок (в т. ч. в Сибирь) или собирая деньги для их найма. Я. п. была тяжелейшей гос. повинностью, особенно в сев. и сев.-вост. р-нах страны.

Лит. см. при ст. Ямские деньги.

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ - различные виды прямого гос. налога в России 13-нач. 18 вв., заменявшего нек-рые формы натуральной ямской повинности и существовавшего иногда параллельно с нею. В 13-15 вв. в состав рус. платежей в Золотую Орду входил ям ("татарский ям"). В 15 в. существовал "ям" как ден. налог, шедший непосредственно в великокняж. казну. Я. д. впервые упомянуты в 1500 и были в 16 в. одним из основных гос. налогов, существовавшим наряду с ямской повинностью. Их ставки были различны (во 2-й пол. 16 в. ок. 20 р. с сохи); собирались Я. д. в великокняж. казну, с 1554 - в приказ Большого прихода. При реорганизации ямской гоньбы в сер. 16 в. тяглое население, помимо Я. д., стало платить "деньги ямским охотникам на ямы, подмогу и прогоны" (обычно - 10 р. с сохи). В 1613 тяглое население уплачивало "малые Я. д." (10 р. с сохи в приказ Большого прихода и чети) и "большие Я. д.", ставшие основным и тяжелейшим налогом. Его ставки колебались в 1-й пол. 17 в. (доходя до 800 р. с сохи), а с 1643/44 установились на уровне 784 р. с сохи. "Большие Я. д." составляли значит. часть приходной части гос. бюджета и предназначались для расходов по ямской гоньбе. При переходе в 1679 к подворному обложению Я. д. собирались в размере 20 или 10 денег с двора (в зависимости от разряда платившего налог нас). От уплаты Я. д. в 16-17 вв. было освобождено черносошное население севера и северо-востока страны, отбывавшее ямскую повинность в форме "мирских отпусков". Я. д. были отменены в связи с финанс. реформами Петра I. Освобождения от платежа Я. д. населения феод. владений в 16-17 вв. были очень редки.

Лит.: Гурлянд И. Я., Ямская гоньба в Московском гос-ве до кон. XVII в., Ярославль, 1900; Веселовский С. Б., Сошное письмо, т. 1, М., 1915; Садиков П. A., Очерки по истории опричнины, М. - Л., 1950.

В. Д. Назаров. Москва.

ЯМСКОЙ ПРИКАЗ

ЯМСКОЙ ПРИКАЗ - центр. учреждение в России 16-нач. 18 вв., ведавшее регулярной ямской гоньбой. Функциями Я. п. были: устройство и поддержание ямов и ямских слобод, адм.-финанс. контроль над ними, суд над их населением и выдача подорожных. С 1613/14 расширились финанс. функции Я. п. - сбор больших ямских денег и выплата жалованья ямщикам, а также полный контроль над всеми ямскими расходами. В 70-80-х гг. Я. п. собирал также и ряд др. налогов. Я. п. не ведал ямской гоньбой на севере, северо-востоке и в Сибири. Упразднен в 1711.

Лит.: Гурлянд И. Я., Ямская гоньба в Московском гос-ве до конца XVII в., Ярославль, 1900; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961.

ЯМХАД

ЯМХАД - древнее гос-во в Сирии с центром в г. Халаб (совр. Халеб). Время возникновения гос-ва неизвестно. В 18 в. до н. э. Я. - одна из крупных держав Др. Востока, влияние к-рой простиралось от Средиземного м. до р. Тигр. Гос-во Я. было разрушено хеттским царем Мурсили I в нач. 16 в. до н. э., однако г. Халаб сохранял и позже важное политич. значение.

ЯМЬ

ЯМЬ - см. Емь.

ЯН I УЛЬБРАХТ

ЯН I УЛЬБРАХТ (Jan I Olbracht) (27.XII.1459 - 17.VI.1501) - польск. король с 1492. Сын Казимира IV Ягеллончика. Избрание одновременно вел. князем литовским Александра Казимировича, брата Я. I О., привело к врем. (до 1501) прекращению польско-литовской унии. Правление Я. I О. было ознаменовано укреплением сословного сейма и привилегий шляхты (см. Петрковский статут 1496). В 1497 Я. I О. потерпел поражение от Стефана Великого, господаря Молдавского кн-ва, к-рое пытался подчинить своей верховной власти; в 1498 последовали опустошит. вторжения на терр. Польши тур. войск.

ЯН ВЫШАТИЧ

ЯН ВЫШАТИЧ (1016 - 24.VI.1106) - киевский тысяцкий. Сын Вышаты, воеводы князя Ярослава Мудрого. Отец Я. В. вместе с сыном Ярослава Владимиром участвовал в походе рус. дружин на Византию в 1043. Должность киевского тысяцкого Я. В., по-видимому, получил по наследству от отца. При преемнике Ярослава Мудрого Изяславе Я. В. был первым среди киевских бояр. В 70-х гг. ездил на Белоозеро для сбора дани, где жестоко подавил восстание смердов. Я. В. - видный представитель киевской знати, служивший многим князьям, к-рые занимали киевский стол. Умер и был погребен в Киевском Печерском монастыре, с одним из основателей к-рого Феодосием Печерским поддерживал тесную дружбу. Рассказы Я. В. о прошлом были использованы в киевском летописании кон. 11-нач. 12 вв.

Лит.: Шахматов A. A., Розыскания о древнейших рус. летописных сводах, СПБ, 1908, с. 443-44; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.

В. А. Кучкин. Москва.

ЯН ГУАН

ЯН ГУАН (храмовое имя - Ян-ди) (569 - 11.IV.618) - кит. император (605-617) династии Суй. Захватил престол, убив своего отца и старшего брата. По приказу Я. Г. был построен Великий канал, восстановлена пришедшая в ветхость Великая Китайская стена. На эти работы были согнаны миллионы крестьян. Я. Г. вел захватнич. войны против тюрков, вьетнамского гос-ва Вансуан. Его походы против гос-ва Когурё в 612 и 613 закончились поражением суйской армии. Усиление гнета со стороны гос-ва привело в конце правления Я. Г. к многочисл. крест. восстаниям. Одновременно против Я. Г. выступили представители господств. класса во гл. с Ли Юанем, к-рый в 617 провозгласил императором Ян Ю, внука Я. Г. Последний бежал из столицы и был убит одним из претендентов на престол.

Е. П. Синицын. Москва.

ЯН МАТИС

ЯН МАТИС (Johan Mathis) (ок. 1500 - 5.IV.1534) - один из главных руководителей нидерландских анабаптистов, вождь Мюнстерской коммуны (до нач. апр. 1534). Я. М., житель Гарлема (Голландия), булочник по профессии, сначала примкнул к сакраментистам, за что был присужден как еретик к бичеванию и прокалыванию языка железным клином (1528). С распространением в Нидерландах учения мельхиоритов Я. М. стал его приверженцем и проповедником. После ареста в Страсбурге Мельхиора Гофмана и обнаружившейся несостоятельности его пророчества о приходе мессии осенью 1533 Я. М. объявил Гофмана лжепророком, а себя - истинным пророком божьим - Энохом. Переехав в Амстердам, он выступил с собственной доктриной. В ней выжидательный хилиазм мельхиоритства трансформировался в революц. учение о насильственном ниспровержении существующего строя и установлении "тысячелетнего царства Христова", олицетворявшего смутные фантастич. коммунистич. мечтания гор. плебса и экспроприируемого крестьянства о создании на земле царства социального равенства и свободы. Я. М. повсюду рассылал своих "апостолов", распространявших его учение и организовывавших новые общины анабаптистов. Из Нидерландов он перенес центр своей деятельности в Мюнстер, куда приехал в сер. февр. 1534 и где вместе с Иоанном Лейденским, Бернардом Книппердоллинком и др. подготовил захват власти анабаптистами и создание Мюнстерской коммуны. Возглавив ее, Я. М. организовал оборону города и провел первые мероприятия социального и уравнит. характера (конфискация церковно-монастырских имуществ, сожжение долговых и налоговых документов, отмена долгов, ден. обращения, изъятие у населения денег и драгоценностей). В разгар этих реформ Я. М. погиб в вооруж. стычке с ландскнехтами мюнстерского архиепископа за стенами Мюнстера.

Лит. см. при ст. Мюнетерская коммуна.

А. Н. Чистозвонов. Москва.

ЯН СОБЕСКИЙ

ЯН СОБЕСКИЙ (Jan Sobieski) (17.VIII.1629 - 17.VI.1696) - польск. полководец; с 1674, после победы в 1673 над турками у Хотина, - король (под именем Яна III). Стремление укрепить королев. власть и сделать ее наследственной в своем роде побуждало Я. С. в союзе с Францией готовиться к борьбе с Бранденбургом, чтобы превратить Вост. Пруссию в свое наследств. владение. Однако захват Турцией Подолии (1672) и продолжение ее экспансии в Центр. и Вост. Европе вынудили Я. С. выступить в союзе с Габсбургами против осман. агрессии. Во главе польск. войск, выступивших совместно с австр. войсками, добился разгрома тур. армии в сражении под Веной (1683). Однако эта победа из-за своекорыстной политики Габсбургов ничего не дала Польше. В 1686 Я. С. вступил в союз с Россией (см. "Вечный мир" 1686). Я. С. не удалось ввести в Речи Посполитой наследств. монархию ввиду сопротивления польск. магнатов и противодействия Австрии и Бранденбурга.

ЯН СЮ-ЦИН

ЯН СЮ-ЦИН (ум. 2.IX.1856) - один из руководителей Тайпинского восстания в Китае. Род. в дер. Синьцунь (ныне Дунванчжун) у. Гуйпин пров. Гуанси в семье батрака, рано лишился родителей. В 1847, работая выжигальщиком угля, примкнул к "Обществу поклонения богу" (Байшандихой), созданному Хун Сю-цюанем и Фын Юнь-шанем в целях подготовки нар. восстания. Воспользовавшись широко распространенными в то время суевериями, объявил себя "глашатаем воли бога" и вскоре стал одним из гл. вожаков общества. Летом 1850, в начале тайпинского восстания, руководил воен. операциями повстанцев в р-не Цзиньтянь в Гуанси. В марте 1851 стал гл. воен. руководителем тайпинов; в дек. 1851 верх. глава повстанцев Хун Сю-цюань пожаловал ему титул Дун-вана ("Восточного князя"). В 1853-56, после захвата повстанцами г. Нанкина, Я. С.-ц. возглавлял пр-во тайпинского гос-ва и его воен. силы. Проявил себя энергичным и инициативным руководителем, пользовался огромным авторитетом и влиянием среди повстанцев. Летом 1856 по разработанному им плану тайпинские войска наголову разгромили крупные силы цинской правительственной армии под Нанкином. В ходе борьбы, развернувшейся в 1856 между руководителями тайпинов, Я. С.-ц. был предательски убит в результате заговора, организованного против него Вэй Чан-хоем.

Лит.: Илюшечкин В. П., Крестьянская война тайпинов, М., 1967.

В. П. Илюшечкин. Москва.

ЯН ЦЗЯНЬ

ЯН ЦЗЯНЬ (541-604) - основатель династии Суй в Китае, известный в истории под именем ими. Вэньди (581-604). Был полководцем гос-ва Сев. Чжоу (557-581). В 581 узурпировал трон, в 589 уничтожил династию Чэнь, объединив юг и север страны и положив конец длительному периоду раздробленности Китая. Экономич. политика при Я. Ц. была направлена на развитие с. х-ва и на нек-рое смягчение эксплуатации крестьян (уменьшение зем. налога, освобождение от налогов и повинностей населения, достигшего 50-летнего возраста). Внеш. политика Я. Ц. характеризовалась усилением агрессии против тюрков (тукюэ) и гос-ва Когурё.

Лит.: Очерки истории Китая, под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959.

Л. И. Думан. Москва.

ЯН ЯНЬ

Гун-нань (ум. 781), - кит. гос. деятель. Будучи министром (сян) при танском имп. Дэ-цзуне (780-805), Я. Я. в 780 провел финанс. и налоговую реформы (см. Ян Яня реформы). Предложения Я. Я. о строительстве оросительных каналов, создании воен. поселений и др. встретили противодействие со стороны администрации на периферии и не были осуществлены. Вследствие интриг придворного сановника Лу Ци Я. Я. в авг. 781 был отстранен от гос. дел, а в ноябре того же года приговорен к смерти (предложено покончить самоубийством).

Источн.: Сыма Гуан, Цзы чжи тун цзянь (Всепроникающее зерцало, помогающее управлению), т. 16, Пекин, 1956, цз. 225-227.

Л. И. Думан. Москва.

ЯН ЯНЯ РЕФОРМЫ

ЯН ЯНЯ РЕФОРМЫ - реформы в Китае, проведенные министром танского имп. Дэ-цзуна (780-805) Ян Янем в 780. Стремясь обеспечить казне твердые доходы, Ян Янь отменил трехступенчатое обложение (зем. налог, промысловая подать и трудовые повинности), существовавшее в течение неск. веков в качестве основы надельной системы, и ввел единый ден. налог с имущества, в т. ч. и с земли, исходя из доходов семьи, а не из возраста и трудоспособности облагаемых, как это было при надельной системе. Новым налогом облагались не только землевладельцы и держатели земли, но и купцы, бродячие торговцы, ремесленники. Налог, введенный Ян Янем, получил назв. двухразового налога (см. Лян шуй фа), т. к. взимался дважды в году: не позднее 6-й и 11-й лун.

Я. Я. р. были обусловлены ростом частной собственности на землю и усилившейся имуществ. и социальной дифференциацией и знаменовали собой окончат. крах надельной системы.

Источн.: Синь Тан Шу (Новая книга истории династии Тан), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 13, Шанхай, 1958; Сыма Гуан, Цзы чжи тун дзянь (Всепроникающее зерцало, помогающее управлению), т. 16, Пекин, 1956, цз. 226.

Л. И. Думан. Москва.

ЯНАКОНА

ЯНАКОНА (исп. yanacona, от кечуанского янакуна, множ. ч. от яна - слуга, раб) - термин, употреблявшийся в гос-ве инков для обозначения категории зависимого населения (одни исследователи считают Я. рабами, другие - челядью или дружинниками, третьи - зависимыми ремесленниками). С нач. 19 в. тип кабального арендатора в Боливии и Перу. Я. заключают письм. договор на аренду участка земли с выплатой ренты отработками, деньгами или натурой либо тем и другим.

ЯНБАНИ

ЯНБАНИ (кор. янбан - два подразделения, два деления) - термин, обозначавший в феод. Корее первоначально (не ранее кон. 10 в.) 2 категории служилых людей - гражданских (мунбан) и военных (мубан) чиновников, затем (с 12 в. и при династии Ли) - высшее сословие, принадлежность к к-рому определялась наследственно и не зависела от занимаемых (в данное время) гос. должностей. По мере развития феодализма, особенно в период его разложения (примерно с 18 в.), значительно возросло число лиц, причислявших себя к сословию Я. (это сословие не облагалось феод. повинностями). Ряды т. н. провинц. Я. пополнились зажиточными крестьянами и купцами, к-рые платили деньги за право причислить себя к этому сословию.

В совр. ист. лит-ре термин "Я." служит для обозначения господствующего класса феод. Кореи и употребляется как синоним слов "феодал", "помещик".

Лит.: Ким Сок Хён, Янбан нон (О янбанах), в кн.: Ёкса нонмун чжип (Сборник статей по истории), в. 3, Пхеньян, 1959, с. 1-129.

М. Н. Пак. Москва.

ЯНВАРСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1905

ЯНВАРСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1905 - в Королевстве Польском - одно из крупнейших политич. выступлений польск. пролетариата в ходе общеросс. Революции 1905-07. 23 янв. (по старому ст. - 10 янв.), после событий Девятого января 1905, Социал-Демократия Королевства Польского и Литвы призвала рабочих Польши к всеобщей политич. забастовке под лозунгами солидарности с росс. пролетариатом, низвержения самодержавия, созыва Учредит. собрания, самоуправления для польск. земель. 24 янв. забастовали рабочие нек-рых предприятий Варшавы, где 27 янв. забастовка приняла всеобщий характер. Всеобщая забастовка распространилась на др. пром. центры (Лодзь, Домбровский басс.) и охватила все Королевство Польское, Помимо общеполитич. требований, рабочие выдвигали требования о введении 8-часового рабочего дня, пенсий, повышении заработной платы на 20-50% и т. п. Как правило, руководство забастовками осуществляли на местах "рабочие делегации". 28 янв. Польск. социалистич. партия потребовала созыва польск. сейма в Варшаве. В ходе забастовки происходили многочисл. столкновения рабочих с войсками и полицией. Лишь в Варшаве, по офиц. данным, 65 рабочих были убиты, 25 чел. умерли от ран. Выступления рабочих дали толчок продолжит. забастовке учащейся молодежи, добивавшейся преподавания на польск. языке и демократизации обучения, и движению крестьян, требовавших введения делопроизводства в местных адм. органах и суде на польск. яз. Забастовка длилась в разных местах 2-3 недели. В ходе забастовки предприниматели и власти вынуждены были пойти на ряд уступок: была повышена заработная плата (в среднем на 10-20%), сокращен рабочий день до 9 часов в металлической и до 10 часов в текстильной пром-сти. Предприниматели и власти фактически признали представит. органы рабочих на предприятиях.

Лит.: Rewolucja 1905-1907 na Mazowszu i Podlasiu, Warsz., 1968; Kalabinski S., Tóch F., Czwarte powstanie czy pierwsza rewolucja lata 1905-1907 na ziemiach polskich, Warsz., 1969.

А. Я. Манусевич. Москва.

ЯНВАРСКАЯ ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА 1918

1

в Австро-Венгрии - началась 14 янв. в Винер-Нёйштадте и проходила по стране под лозунгами улучшения продовольств. положения и заключения мира на основе предложений правительства Советской России, выдвинутых на переговорах в Брест-Литовске. В забастовке участвовало более 700 тыс. рабочих Австрии, Венгрии, Чехии. В ходе ее создавались Советы рабочих депутатов, проявились солидарность с Вел. Окт. социалистич. революцией, рост революц. настроений рабочего класса Австро-Венгрии. Забастовка была сорвана лидерами с.-д. партий, вступившими в переговоры с пр-вом и призвавшими рабочих приступить к работе с 24 янв. Забастовка положила начало этапу революц. выступлений в Габсбургской монархии, явилась предвестницей Революции 1918.

Лит.: Фюрнберг Ф., Январская стачка в Австрии в 1918 году, "Коммунистический Интернационал", 1938, No 2; Рубинштейн Е. И., Крушение австро-венгерской монархии, М., 1963, с. 237-55.

2

в Германии - крупнейшее политич. выступление против 1-й мировой войны 1914-18, вызванное аннексионистскими требованиями нем. военщины на сов.-герм. мирных переговорах в Брест-Литовске и угрозой их срыва. Забастовка началась в Берлине 28 янв. по призыву революц. старост и группы "Спартак", охватила вскоре все крупные центры страны и сопровождалась демонстрациями, строительством баррикад. В Берлине был создан рабочий Совет. В забастовке участвовало св. 1 млн. чел., среди них - рабочие воен. предприятий. Стремясь подавить забастовку, власти ввели осадное положение, отправляли забастовщиков на фронт. Срыву забастовки активно содействовали лидеры правых с.-д. (Ф. Эберт, Ф. Шейдеман и др.), вошедшие в стачечный к-т. 4 февр. забастовка была прекращена. В. И. Ленин считал, что январское выступление выразило "обаяние русской революции…" и было поворотным пунктом в настроениях нем. пролетариата (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 530 (т. 27, с. 505)). Я. в. з. явилась предвестником Ноябрьской революции 1918.

Я. С. Драбкин. Москва.

ЯНВАРСКИЕ БОИ 1919

ЯНВАРСКИЕ БОИ 1919 - происходили в Берлине в ходе Ноябрьской революции 1918. Стремясь разгромить революц. силы в столице накануне выборов в Веймарское учредительное собрание, пр-во правых с.-д. Эберта - Шейдемана в провокац. целях сместило 4 янв. полицей-президента Э. Эйхгорна и тем вызвало рабочих на выступление, к к-рому они не были готовы. 5 янв. в столице началась всеобщая забастовка, сопровождавшаяся демонстрациями, захватом редакций с.-д. газеты "Vorwärts" и ряда бурж. газет; вечером представители предприятий и воинских частей создали Революц. к-т, к-рый возглавили независимые с.-д. - Г. Ледебур и П. Шольце, а также К. Либкнехт. К-т призвал массы к борьбе под лозунгом "Долой пр-во Эберта - Шейдемана!", хотя общая ситуация в стране была неблагоприятна для взятия власти пролетариатом. Рабочие были плохо вооружены и организованы, матросы проявили колебания; к тому же Революц. к-т действовал крайне нерешительно (это побудило ЦК Коммунистич. партии Германии отозвать входивших в его состав коммунистов). 10 янв. правительств. войска (ими командовал с.-д. Носке, назначенный главнокомандующим, а также ген.-губернатором Берлина) начали наступление с применением артиллерии против революц. рабочих, к-рые вынуждены были к 12 янв. прекратить борьбу. В обстановке белого террора 15 янв. были зверски убиты К. Либкнехт и Р. Люксембург. Поражение рабочих в Берлине (а также в ряде др. герм. городов) нанесло тяжелый удар герм. революции.

Лит.: Ленин В. И., Письмо к рабочим Европы и Америки, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37 (т. 28); Свердлов Я. М., Немецкий январь и русский июль, Избр. произв., т. 3, М., 1960; Драбкин Я. С., Ноябрьская революция в Германии, М., 1967.

См. также лит. при ст. Ноябрьская революция 1918 в Германии.

Я. С. Драбкин. Москва.

ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1919

ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1919 - встречающееся в лит-ре назв. Январских боев 1919 в Берлине.

ЯНВБРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ

ЯНВБРСКИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ СТИЛЬ - один из календарных стилей - с началом года 1 янв. (отсюда назв.). Впервые введен в Др. Риме в 153 до н. э. (1 янв. - выборы консулов), законом оформлен Юлием Цезарем в 46 до н. э. с введением юлианского календаря. В ср. века начало нового года отмечалось неодинаково: существовали мартовский календарный стиль, сентябрьский календарный стиль; иногда начало года приурочивалось к христ. праздникам - Рождеству, Пасхе, Благовещению. 1 янв. как начало нового года окончательно утвердилось в канцеляриях "Священной Рим. империи" с сер. 13 в., в Польше с 1364, Норвегии с сер. 15 в., Испании с 1563, Дании и Швеции с 1559, Франции с 1563, в папской курии с 1621, во Флоренции с 1749, Англии с 1752, Венгрии с 1797; в России Я. к. с. введен указом Петра I с 1700.

ЯНЖИМА

Сухбатарын (15.II.1894 - 1.V.1962) - гос., парт. и обществ. деятель МНР, соратник, ближайший помощник и жена Сухэ-Батора. Чл. МНРП с 1923. В 1924 принимала участие в работе V конгресса Коминтерна. С 1933 - пред. К-та монг. женщин (создан в 1933). В годы 2-й мировой войны 1939-45 - одна из организаторов в МНР движения за сбор средств в фонд помощи Сов. Армии. В 1940 на X съезде МНРП была избрана чл. ЦК МНРП. Была чл. Политбюро ЦК (1943-47) и секретарем ЦК МНРП, чл. Президиума и зам. пред. Малого хурала, чл. Президиума Великого нар. хурала. Я. - участница I-XIV съездов МНРП. Избиралась чл. Совета МДФЖ (1945). Награждена сов. орденом Трудового Красного Знамени (1946).

Ф. С. Цаплин. Москва.

ЯНЖУЛ

Иван Иванович (2.VI.1846 - 18.X.1914), рус. экономист, статистик и историк, чл. Росс. академии наук (1895). Род. в м. Пятилоты Васильковск. у. Киевской губ. в дворянской семье. С 1876 проф. Моск. ун-та по кафедре фин. права; специалист также в области междунар. торговли, налоговой и таможенной политики, фабричного и рабочего законодательства. Осн. труды Я.: "Опыт исследования англ. косвенных налогов. Акциз" (М., 1874, магистерская дисс.), "Англ. свободная торговля" (в. 1-2, М., 1876-82, докт. диссертация), "Очерки и исследования. Сб. статей по вопросам нар. х-ва, политики и законодательства" (т. 1-2, М., 1884), "В поисках лучшего будущего. Социальные этюды" (СПБ, 1893). Проводя идею т. н. "гос. социализма", Я. полагал, что социализм может быть построен путем контроля гос-ва над хоз. жизнью страны и проведения широких экономич. реформ; что гос-во должно поддерживать мир и равенство между классами и партиями, законодат. мерами обеспечить прогресс и повышение материального положения низших и ср. классов. В 1882-87 Я. - фабричный инспектор Моск. округа; в своих отчетах он показывал тяжелый быт рабочих, использование жен. и детского труда и т. д.

Соч.: Фабричный быт Моск. губ., СПБ, 1884; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864-1909 гг., в. 1-2, П., 1910-11.

Лит.: Судейкин В. Т., И. И. Янжул, "ЖМНП", 1915, янв.; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959, гл. 6.

В. А. Федоров. Москва.

ЯНИКУЛ

ЯНИКУЛ (Mons Janiculus) - один из холмов Рима (на правом берегу Тибра). См. план при статье Рим (Древний).

ЯНКИ

ЯНКИ (англ. yankee) - прозвище американцев - уроженцев США. Происхождение термина не установлено. Одна из версий связывает его с искаженным англ. словом English - англичанин; так, по-видимому, коренное индейское население Сев. Америки называло колонистов-англичан. Во время Войны за независимость 1775-83 слово "Я." употреблялось англ. солдатами в качестве бранной клички по отношению к восставшим колонистам. В период Гражд. войны 1861-65 южане называли этим словом северян. Позднее прозвище Я. распространилось на всех американцев.

ЯНКУ

ЯНКУ (Iancu), Аврам (1824 - 10.IX.1872) - один из руководителей рум. нац. движения в Трансильвании в сер. 19 в. Из крест. семьи. Окончил (1846) академич. лицей в Клуже. Будучи сторонником радикального решения агр. вопроса, Я. выступал за отмену феод. повинностей и предоставление крестьянам земли без выкупа, призывал к захвату помещичьих угодий. Половинчатое решение агр. вопроса пр-вом Венгрии, созданным в ходе революции 1848-49, и его отказ признать нац. права невенг. народов привели к тому, что Я. возглавил рум. повстанцев, осенью 1848 выступивших против революц. Венгрии. Летом 1849 Я. поддержал усилия Н. Бэлческу, направленные на объединение венг. и рум. нац. движения на основе признания нац. прав рум. населения Трансильвании (в июле 1849 Бэлческу и Л. Кошут заключили соглашение, предус- матривавшее признание венг. пр-вом нац. прав румын). После поражения революции Я. был схвачен (дек. 1849) габсбургскими властями, но вскоре под давлением крест. движения освобожден. В нач. 60-х гг. был одним из инициаторов создания культ.-просветит. центра - "Трансильванская ассоциация развития литературы и культуры рум. народа".

Лит.: История Румынии, (т. 1), М., 1971 (см. указатель имен); Dragomir S., Avram Iancu, Buc., 1965; Ursu H., Avram Iancu, Buc., 1966; Pascu St., Avram Iancu, Buc., 1972.

B. H. Виноградов. Москва.

ЯННАУ

Генрих Иоганн (9.III.1753 - 30.I.1821) - прибалтийский историк, просветитель. Сын лифляндского нем. дворянина. Окончил Гёттингенский ун-т (Германия). На мировоззрение Я. сильное влияние оказали передовые идеи франц. философов 18 в. В 1776-79 пастор в Пылве, в 1779-1821 - в Лайузе. Занимался активной публицистич. деятельностью. В 1786 издал свой осн. труд "История рабства и характер крестьян в Лифляндии и Эстляндии. Трактат об улучшении крепостного состояния", в к-ром резко критиковал крепостничество в Прибалтийском крае. Эта книга вызвала яростные нападки на Я. со стороны помещиков и нем. аристократии. Я. был сторонником просвещенного абсолютизма. Предлагал постепенные реформы в области крепостного права: снижение барщинных повинностей, передачу крестьян под опеку и контроль гос. органов, расширение сети крест. школ и т. д.

ЯННСЕН

Йоханн Вольдемар (16.V.1819 - 13.VII.1890) - эстонский обществ. деятель, журналист. По профессии учитель. В 1850-63 преподавал в г. Пернове (Пярну), где начал свою журналистско-издательскую деятельность (газ. "Перно постимеэс", 1857-63). Известность приобрел как издатель газ. "Ээсти постимеэс" (1864-80, Дерпт), много сделавшей для просвещения эст. народа и пробуждения его нац. самосознания. Я. и его дочь - поэтесса Л. Койдула были основателями в 1865 певческого об-ва "Ванемуйне". Я. был инициатором всеэстонских певческих праздников (первый - летом 1869). Возглавлял Тартуское, а затем Выруское об-ва земледельцев. Я. выступал за бурж. развитие Эстонии, пропагандировал выкуп хуторов в собственность или передачу их в аренду. Как деятель буржуазно-клерикального направления в эст. нац. движении Я. являлся сторонником экономич. и культурного сотрудничества с прибалтийскими немцами.

--------------------------

Лит.: История Эстонской ССР, т. 2, Тал., 1966.

ЯНОШ ТУРОЦИ

ЯНОШ ТУРОЦИ (János Turóczi, Thuróczy) (ок. 1435 - ок. 1490) - венг. хронист. Среднепоместный дворянин (первый венг. историк из мирян); занимал разл. должности в королев. суде (нотарий, протонотарий). Я. Т. - составитель "Венг. хроники" с древнейших времен до 1487. Большая ее часть - до 1386 - свод сочинений по истории Венгрии, воспроизводивший в несколько переработанном и дополненном виде тексты более ранних венг. хроник; историю 1386-1487 Я. Т. написал самостоятельно, используя разнообразные источники ("Космографию" Энеа Сильвио Пикколомини, грамоты, письма, нар. предания, произведения рыцарского эпоса и др.), а также собств. наблюдения (эта часть представляет наибольшую ист. ценность и обладает наибольшей достоверностью). Автор выражал идеологию дворянства, прославлял короля Матиаша Хуньяди. "Венг. хроника" была издана в 1488 в Брюнне (Брно) и в Аугсбурге.

Публ.: Chronica hungarorum, в кн.: Scriptores rerum Hungaricarum, t. 1, Vindobonae, 1746; Magyar krónika. Ford. Geréb László, Bdpst, 1957.

Лит.: История Венгрии, т. 1, M., 1971; Málynsz E., A Thuróczy-krónika és forrásai, Bdpst, 1967.

ЯНОШ ХУНИАДИ

ЯНОШ ХУНИАДИ - см. Хуньяди, Янош.

Предыдущая страница Следующая страница