Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 5, "ЭНЦ"-"ЭРК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 5, "ЭНЦ"-"ЭРК")

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ДАРАНБЕРА И САЛЬО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ ДАРАНБЕРА И САЛЬО - см. Даранбера и Сальо энциклопедия греко-римских древностей.

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ИЛИ ТОЛКОВЫЙ СЛОВБРЬ НАУК, ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ"

"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, ИЛИ ТОЛКОВЫЙ СЛОВБРЬ НАУК, ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers") - выдающийся памятник науки и культуры эпохи франц. Просвещения. Оригинальное издание выходило в 1751-80, состоит из 35 тт.: 17 тт. текста (60 тыс. статей), 11 тт. таблиц, 4 тт. дополнений к статьям, 1 т. дополнений к таблицам и 2 тт. указателей. Инициатором "Энциклопедии" был парижский книгоиздатель Ле Бретон. Организатором, ответств. редактором, составителем проспекта и автором большинства статей по точным наукам - Д. Дидро, вторым редактором (до 1758) - Д'Аламбер. К участию в издании были привлечены Гольбах, Вольтер, Мармонтель, Руссо, Тюрго, Морелле, Монтескье; обширный объем работ выполнил сотрудник "Энциклопедии" Жокур. "Энциклопедия" подвергалась преследованиям со стороны иезуитов, Сорбонны (центра теологической цензуры), высшего духовенства; в 1758 издание было осуждено парижским парламентом (выход томов возобновился в 1765). Статьи "Энциклопедии", изложенные в талантливой, популярной форме, сыграли значительную роль в идеологич. борьбе против абсолютизма, реакционных учреждений, невежества, предрассудков и т. д. накануне Великой франц. революции. Благодаря "Энциклопедии" понятия "энциклопедист" и "просветитель" стали для Франции 18 в. синонимами. "Энциклопедия" - универсальный свод знаний переиздавалась в Лукке (1758-79), Женеве (1778-79), Лозанне (1778), во мн. странах появились полные и частичные переводы статей оригинального издания.

См. также ст. Просвещение и статьи об отдельных энциклопедистах.

Лит.: Proust J., Diderot et l'Encyclopédie, P., 1962; его же, L'Encyclopédie, P., 1965; Artikel aus der von Diderot und d'Alembert herausgegebenen Enzyklopädie, Lpz., 1972; Schargo N. N., History in the Encyclopédie, N. Y., 1947; Lough J., The "Encyclopédie", L., 1971.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСЛАМА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСЛАМА (ЭИ; нем. "Enzyklopaedie des Islam. Geographisches, ethnographisches und biographisches Wörterbuch der muhammedanischen Völker", Bd 1-4, Leiden - Lpz.; англ. "The Encyclopaedia of Islam. A dictionary of the geography, ethnography and biography of the Mohammaden peoples...", v. 1-4, Leyden - L.; франц. "Encyclopédie de l'Islam. Dictionnaire géographique, ethnographique et biographique des peuples musulmans...", t. 1-4, Leyden - P.) - энциклопедия стран и народов мусульм. мира 7-20 вв. 1-е издание было предпринято по решению Междунар. союза академий (1901) и финансировалось всеми членами союза (в т. ч. Петерб. АН). Авторами статей были крупнейшие востоковеды мн. стран мира (от России, а затем СССР - В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, И. Ю. Крачковский, А. Н. Самойлович, А. Ю. Якубовский). Б. ч. статей писалась на нем. яз. и переводилась затем на англ. и франц. языки. 1-е изд. вышло в 4 томах с идентичным текстом на 3 языках в 1913-36; в 1938 - дополнит. том с исправлениями и дополнениями. Статьи снабжены подробной библиографией. Осн. внимание уделено странам Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии и Сев. Африки; "периферийным" областям распространения ислама (Индонезия, страны Центр. Африки, Индия и др.) уделено меньше места. Характер словника и содержание статей 1-го издания ЭИ отражают общее для европ. востоковедения 19 - нач. 20 вв. ист.-филологич. направление. Осн. темы статей: ислам, мусульм. право, ср.-век. история и лит-ра. Социально-экономич. тематика занимала в 1-м издании второстепенное место. Наряду с краткими информац. заметками помещены обобщающие статьи и монографич. исследования. В 1941 вышла краткая ЭИ на нем. яз. ("Handwörterbuch des Islam", Leiden), а в 1953 идентичное англ. издание ("Shorter encyclopaedia of Islam", Leiden), в к-рые включены статьи ЭИ только по религии и праву, а также добавлено несколько новых статей по этой тематике.

По решению 21-го Междунар. конгресса востоковедов (Париж, 1948) начато 2-е издание ЭИ на англ. и франц. языках. 1-й выпуск 1-го тома вышел в 1954; 1-й том полностью - в 1960. К 1976 вышли 3 тома и часть 4-го тома; издание продолжается ("The Encyclopaedia of Islam", new ed. Prepared by a number of leading orientalists. Ed. by an editorial committee... Under the patronage of the International Union of Academies", Leiden - L.). Во 2-м издании участвуют востоковеды мн. стран, в т. ч. стран Востока (напр., в 1-м томе 342 автора из 38 стран, в т.ч. из 17 восточных). Новое издание ЭИ сохраняет план первого. Большая часть статей написана заново, меньшая - переработанные и дополненные статьи из 1-го издания. Включены также добавленные статьи из краткой ЭИ. Издание иллюстрировано (карты, схемы, рисунки, фотографии). Во 2-м издании ЭИ заметны новые тенденции в европ. востоковедении - значительно больше места отведено социально-экономич. тематике; увеличено кол-во статей о совр. деятелях, а также статей по искусству, архитектуре, художеств. ремеслам. Авторский коллектив обоих изданий ЭИ охватывает представителей всех осн. идеологич. течений в зарубежном востоковедении; единая редакция статей отсутствует.

С 1941 в Турции начал издаваться перевод 1-го издания ЭИ на тур. яз. (Islâm Ansiklopedisi. Islâm âlemi tarih, cografya, etnografya ve biyografya lûgati), подготовленный коллективом тур. ученых (Ф. Кёпрюлю, И. Узунчаршылы, О. Баркан, Т. Гёкбильгин и др.). В тур. издании значительно увеличено число и объем статей, посвященных Турции (напр., весь 10-й выпуск 1-го т. посвящен Кемалю Ататюрку), ряд статей европ. Издания расширен и дополнен.

Д. Е. Бертельс. Ленинград.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ - см. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft.

ЭНЦЫ

ЭНЦЫ (от эннэчэ - человек) - малочисленная народность, относящаяся к самодийским народам; в прошлом их наз. енисейскими самоедами. Живут в низовьях Енисея (Таймырский (Долгано-Ненецкий) нац. округ). Делятся на тундровых Э. - сомату (Воронцовский сельсовет Усть-Енисейского р-на) и лесных (Потаповский сельсовет (Дудинского горсовета)). По языку и культуре близки нганасанам и ненцам, с к-рыми постепенно сливаются. Осн. занятиями в прошлом были охота, оленеводство, рыболовство. В сов. время вместе с ненцами и нганасанами объединены в оленеводческие и рыболовецкие совхозы и колхозы.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956; Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960; его же, Очерки по этнической истории ненцев и энцев, М., 1970.

ЭОЛИЙЦЫ

ЭОЛИЙЦЫ (Aioleis) - одна из основных групп др.-греч. племен (наряду с ионийцами и дорийцами). Древнейшим центром расселения Э. была, по-видимому, Вост. Фессалия. Отсюда в кон. 2-го тыс. до н. э. началась колонизация Э. остальной части Фессалии и Беотии, затем сев.-зап. части М. Азии (области, получившей назв. Эолида, где были осн. гг. Кима, Илион, Антандр и др.) и близлежащих островов (Лесбос и Тенедос). На разных говорах эолийского диалекта говорили жители Эолиды, прилежащих к ней островов, Фессалии и Беотии. Колонизация Э. малоазийского побережья, борьба с местными племенами нашли отражение в "Илиаде" Гомера.

ЭПАМИНОНД

ЭПАМИНОНД ('Epameinondas) (ок. 418-362 до н. э.) - др.-греч. полководец и политич. деятель. В 70-60-е гг. 4 в. (после демократич. переворота в Фивах в 379) вместе с Пелопидом возглавлял Фиванское гос-во и воссозданный на демократич. началах Беотийский союз. В 371, будучи одним из беотархов, применил новое боевое построение, т. н. косой строй, и одержал блестящую победу над спартанцами при Левктрах, затем неоднократно возглавлял беотийские вторжения в Пелопоннес (в 370/369 - вместе с Пелопидом, 369, 367 и 362). Во время последнего похода, развивая новую тактику, примененную при Левктрах, Э. добился победы в сражении при Мантинее, однако сам был смертельно ранен и вскоре умер. Высокую оценку воен. новаторству Э. дал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 14, с. 13, 72, 355).

Лит.: Разин E. A., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 187; Fortina М., Epaminonda, Torino, 1958.

Э. Д. Фролов. Ленинград.

ЭПАНАГОГА

ЭПАНАГОГА ('Epanagoge tou nomoy (греч. epanagogn - возведение, возвышение, возвращение)) - краткий сборник Правовых норм, составленный в Византии (после 879) от имени имп. Василия I (867-886) и его сыновей Льва и Александра. В составлении Э., по-видимому, принимал участие Фотий. Спорен вопрос, имела ли Э. силу закона или была лишь проектом, не получившим офиц. утверждения. Нормы Э. восходят преим. к Прохирону и через него к рим. праву, однако авторы Э. свободнее, чем составители Прохирона, отходили от рим. традиций. В Э. дана новая трактовка прав патриарха, разработанная под несомненным воздействием Фотия: в нарушение принципа визант. автократии (самодержавия) императора в ней предложена концепция о двух взаимодополняющих властях - императорской и патриаршей. В Э. включено постановление, запрещавшее сановной знати лишать подчиненных лиц их зем. владений (будь то оформлено в виде дарения или как покупка). В области семейного права сохранились нормы Эклоги (в частности, элементы выкупа жены при заключении брака), восходившие не к рим., а к вост. праву (преим. к Сирийскому законнику 5 в.).

Лит.: Сокольский В., О характере и значении Эпанагоги, "Визант. врем.", 1894, т. 1, в. 1; Vernadsky G., Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge..., "Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher", 1928, Bd 6, Abt. 1; Scharf J., Photios und die Epanagoge, "BZ", 1956, Bd 49, H. 2; Esser A., Die Lehre der Epanagoge und eine oströmische Rechtstheologie, "Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie", 1963, Bd 10.

А. П. Каждан. Москва.

ЭПАРХ

ЭПАРХ (греч. eparxos - правитель, начальник) - в Византии градоначальник Константинополя. Подчинялся непосредственно императору. Э. имел большой штат служащих, воен. отряд, тюрьму. В его функции входили: предупреждение и подавление мятежей, сохранение спокойствия в столице, организация снабжения Константинополя продовольствием и ремесл. изделиями, регулирование цен на предметы широкого потребления, контроль над составом и деятельностью ремесл. и торг. корпораций, суд. разбор рыночных конфликтов и др. После 1204 фактически должность Э. была упразднена. В 14 в. термин "Э." хотя и упоминается, но скорее в качестве титула.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

ЭПАРХА КНИГА

ЭПАРХА КНИГА ('Eparxixon biblion) - официальный свод уставов константинопольских ремесл. и торг. корпораций, находившихся в ведении эпарха. Была составлена, по-видимому, в нач. 10 в. и, очевидно, в дальнейшем пополнялась новыми распоряжениями (о чем имеются свидетельства в новеллах 12 в.). Э. к. - ценнейший ист. источник, позволяющий познакомиться с организацией константинопольского ремесла и торговли, структурой и социальным составом ремесл. и торг. корпораций, правах и обязанностях ремесленников и купцов. Э. к. фиксировала привилегированное положение корпораций, предоставляя им монопольное право на большую часть отраслей ремесла и торговли, ограждая их от конкуренции как со стороны константинопольских вельмож, так и со стороны неорганизованных ремесленников и торговцев. В то же время ею закреплялась монополия гос-ва на произ-во предметов роскоши и нек-рых видов тканей, к-рые изготавливались в гос. мастерских. Э. к. ставила организацию, деятельность, экономич. положение корпораций под скрупулезный контроль эпарха и его штата. С засильем иностранцев в экономике Византии, особенно с 13 в., когда уменьшилась роль константинопольских ремесл. и торг. корпораций, снизилось и значение Э. к. В сборнике законов 14 в. Арменопула дается несколько выдержек из Э. к., в более поздних визант. источниках упоминания Э. к. нет.

Публ.: Византийская Книга Эпарха, пер. и коммент. М. Я. Сюзюмова, М., 1962.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

ЭПИГОНЫ

ЭПИГОНЫ (греч. epigonoi, букв. - родившиеся после, потомки) - 1) в др.-греч. мифологии (в мифах т. н. фиванского цикла) сыновья семи аргосских героев, безуспешно осаждавших г. Фивы (поход "семерых против Фив"). Э. через 10 лет предприняли новую осаду Фив и взяли город; 2) сыновья диадохов - полководцев Александра Македонского; Э. боролись в 3 в. до н. э. за передел распавшейся монархии Александра. Иносказательно Э. - ничтожные последователи, отсюда понятие "эпигонство".

ЭПИГРАФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИДАВРСКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ 1822

ЭПИДАВРСКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ 1822 - первая конституция независимого греч. гос-ва. Принята 13 янв. 1822 во время греч. нац.-освободит. революции 1821-29 собранием представителей освобожденных от тур. господства областей Греции, открывшимся 1 янв. 1822 в местечке Пиаду, близ Эпидавра ('Epidayros), Вост. Пелопоннес. В значит. степени составлена на основе франц. конституции периода Великой франц. революции. В Греции устанавливалась респ. форма правления. Гос. устройство греч. гос-ва основывалось на принципе разделения власти на законодат., исполнит. и судебную. Широкими полномочиями наделялась исполнит. власть из 5 чел., в компетенцию к-рой входило утверждение актов Законодат. корпуса, назначение министров и послов, верх. командование вооруж. силами. Конституция провозглашала свободу вероисповедания, гарантию законом чести, собственности и личной безопасности граждан, равное право всех на занятие гос. должностей. Важный для греч. крестьянства вопрос о судьбе бывшей тур. зем. собственности решен не был. Местопребыванием врем. греч. пр-ва назначался г. Коринф; белый и голубой цвета определялись как цвета нац. флага Греции. Конституция 1822 была фактически отменена Лондонской конференцией 1830 трех держав (России, Англии и Франции), навязавших Греции монархическую форму правления.

Публ.: Prokesch-Osten A., Geschichte des Abfalls der Griechen vom Türkischen Reiche im Jahre 1821..., Bd 3, W., 1867, S. 249-58.

Г. Л. Арш. Москва.

ЭПИДАМН

ЭПИДАМН ('Epidamnos) - др.-греч. название совр. г. Дуррес.

ЭПИКУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИПАЛЕОЛИТ

ЭПИПАЛЕОЛИТ (от греч. epi - за, после и палеолит) - выделяемая нек-рыми исследователями археол. эпоха, непосредственно следующая за палеолитом и соответствующая раннему мезолиту большинства археол. периодизаций. Датируется началом геологич. современности. В технике и культуре Э. еще отчетливо выражены палеолитические черты. К Э., напр. в Европе, обычно относят азильскую мезолитическую культуру.

ЭПИР

ЭПИР (Hpeiros) - древняя страна в Сев. Греции; предполагают, что Э. был древнейшим местопребыванием греч. племен, откуда они в дальнейшем расселились по Балканскому п-ову и о-вам Эгейского м. В ист. время Э. был населен родственными иллирийцам племенами хаонов, молоссов, феспротов и др. Видимо, эти племена вытеснили древнейших греч. обитателей Э., хотя на его терр. в Додоне оставалось чтимое всеми греками святилище Зевса и оракул. В 6-5 вв. до н. э. наиболее сильными в Э. были хаоны, образовавшие плем. федерацию, возглавлявшуюся двумя ежегодно сменявшимися предводителями из знатных родов. В дальнейшем преобладание перешло к молоссам, при одном из царей к-рых - Пирре весь Э. в конце 4 - начале 3 вв. до н. э. был объединен в единое гос-во (после чего за всем населением Э. утвердилось назв. эпиротов). В 168 до н. э. Э. был завоеван римлянами, разрушившими свыше 70 городов и угнавшими в рабство ок. 150 тыс. эпиротов. Со времени Августа (27 до н. э. - 14 н. э.) терр. Э. была включена в состав рим. провинции Ахайя. В правление имп. Траяна Э. был соединен с Акарнанией и образовал провинцию Э., в кон. 3 в. был объединен в одну провинцию с частью Иллирии.

Лит.: Kärst, Epeiros, в кн.: RWК., Bd 5, Stuttg., 1905, Sp. 2718-31; Nilsson N. M. P., Studien zur Geschichte des alten Epeiros, Lund, 1909.

Д. П. Каллистов. Ленинград.

ЭПИРСКИЙ ДЕСПОТАТ

ЭПИРСКИЙ ДЕСПОТАТ - условное наименование, к-рым обозначали в ист. лит-ре Эпирское царство (это последнее назв. утвердилось как более точное с 60-х гг. 20 в.).

ЭПИРСКОЕ ЦАРСТВО

ЭПИРСКОЕ ЦАРСТВО - гос-во на западе Балканского п-ова, образованное в 1204 в результате распада Визант. империи (после завоевания Константинополя крестоносцами). Основатель - Михаил Ангел Дука (1204-15), родственник визант. имп. Алексея III Ангела. Столицей Э. ц. стала Арта. Этнич. состав населения - греки, албанцы, славяне, влахи. В нек-рых областях преобладало свободное крест. землевладение, в других - феод. землевладение, у албанского и влашского населения сохранялись пережитки родо-плем. отношений. Центр. власть была слабой: страна делилась на множество мелких фем; иногда несколько фем объединялись под властью одного лица, эти наместничества представляли собой почти независимые феод. княжества. Независимостью пользовались и уделы, выделявшиеся главами гос-ва ближайшим родственникам. Феодор Ангел (1215-30), отвоевавший у Латинской империи Фессалоники (1224), провозгласил себя императором и сделал этот город столицей. После разгрома войск Феодора Ангела болгарами в 1230 при Клокотнице имп. Мануил Ангел (1230 - ок. 1237) разделил гос-во: оставил себе часть с Фессалониками, а Эпир передал Михаилу II Ангелу. Оба гос-ва перестали играть серьезную роль в политич. борьбе на Балканах. В 1246 Фессалоники завоевал император Никейской империи Иоанн III, в 1252 он вынудил правителя Эпира признать себя его вассалом. В 1337 терр. Э. ц. была присоединена к Визант. империи (восстановленной в 1261) Андроником III Палеологом.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4; Nicol D. М., The despotate of Epiros, Oxt., 1957; его же, The last centuries of Byzantium, 1261-1453, L., 1972; Pepjанчић Б., Деспоти у Византиjи и jужнословенским земљама, Београд, 1960, с. 49-88.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ (от греч. epistoln - послание, письмо) - см. Письма.

ЭПИТАДЕЙ

ЭПИТАДЕЙ ('Epitadeus) (4 в. до н. э.) - спартанский эфор. С именем Э. связано проведение закона, отменявшего древнее, приписываемое еще Ликургу, установление о неотчуждаемости и неделимости клеров (зем. участков, предоставлявшихся вместе с обрабатывавшими их илотами всем полноправным гражданам Спарты - спартиатам) и разрешавшего передачу их и др. имущества в порядке дарения или по завещанию. Следствием закона Э. явилась концентрация земли в руках немногих, уменьшение числа полноправных граждан, глубокий социальный кризис, связанный с обострением классовой борьбы.

ЭПИТИМИЯ

ЭПИТИМИЯ - епитимья4; (от греч. epitimion - наказание), - в православной и католической церквах нравственно-исправительная мера, исполнявшаяся кающимся верующим. Э. налагается лицом духовного сана. Э. является длительная молитва или несколько молитв, паломничество к "святым местам", усиленный пост, милостыня и т. п.

ЭПОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРА

ЭРА (от лат. aera - исходное число) - исходный момент системы летосчисления, отмеченный к.-л. знаменательным или легендарным событием, от к-рого начинается последоват. отсчет времени; сама система летосчисления. В зависимости от характера события, избранного для начала отсчета, Э. принято делить на астрономические, политические и религиозные.

К астрономич. Э. принадлежит, напр., древнейшая в Индии Э. Кали - 3102 до н. э. (восходящая к имевшему место 18 февр. 3102 до н. э. сочетанию положения нек-рых планет).

К политич. Э. относятся, напр., Э. Набонассара - с 26 февр. 747 до н. э. (дата его вступления на престол Вавилона); Э. Филиппа Аридея - с 12 нояб. 324 до н. э.; Э. Селевкидов - c 1 окт. 312 до н. э.; Э. Диоклетиана, или Э. мучеников, - с 284 н. э. (начало правления рим. имп. Диоклетиана); Э. французская - с 22.IX.1792 (день провозглашения 1-й Республики во Франции). Иногда за основу Э. берутся легендарные даты (напр., год основания Рима - 754 (по Варрону - 753) до н. э.; первые Олимпийские игры (Олимпийская Э.) - 776 до н. э. и др.).

К религ. Э. относятся: Э. от "Рождества Христова" (от "Р. X." - счет годов от принятой в христианстве даты рождения Иисуса Христа - 754 от основания Рима. Введена в 525 рим. монахом Дионисием Малым при составлении таблицы пасхалий (отсюда другое ее назв. - Э. Дионисия). Эта Э. принята в междунар. практике и ист. науке (до "Р. X.", после "Р. X."); в СССР обозначается - наша эра (н. э.); мусульманская Э. (хиджра) - счет годов от принятой у мусульман даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину 16.VII.622; буддистская Э. - от принятой в буддизме даты смерти Будды - 544 до н. э. Промежуточное положение занимают Э. от т. н. сотворения мира, напр.: иудейская Э., согласно к-рой от "сотворения мира" до 1 н. э. прошел 3761 год; византийская (принятая православной церковью с 7 в. и отмененная в России с 1.1.1700 Петром I), где за исходную дату был принят 5509 до н. э. В кон. 16 в. франц. ученый Ж. Скалигер разработал систему летосчисления (эра Скалигера, или т. н. юлианский период); редукцию Э. см. в ст. Календарь.

Лит. см. при ст. Календарь.

И. С. Кацнельсон. Москва.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРАНИ

Таги (5.IX.1902 - 4.II.1940) - иран. ученый-марксист. деятель Иранской коммунистической партии (ИКП). Род. в Тебризе, среднее образование получил в Тегеране. В 1922-30 учился и работал в Берлине (окончил физ.-хим. ф-т Берлинского ун-та, в 1928 защитил дисс. по химии, до 1930 преподавал перс. тур. и араб. поэтику и логику в Берлинском ун-те). В Берлине вступил в подпольный революц. кружок иран. интеллигентов. В 1930 вернулся на родину, работал преподавателем физики и химии, в 1936 - апр. 1937- нач. учебного отдела Мин-ва пром-сти. С 1934 Э. - активный деятель ИКП. В 1934-35 издавал журн. "Донья" ("Вселенная"), фактически являвшийся органом ИКП. В апр. 1937 был арестован; стойко и мужественно держался на судебном процессе; умерщвлен в тюрьме. Э. - автор мн. науч. трудов по марксистско-ленинской философии, теории науки, основам точных наук, издатель науч.-критич. текстов ср.-век. мыслителей.

Лит.: Агахи A., Распространение идей марксизма-ленинизма в Иране, Баку, 1961; Жизнь, отданная борьбе, М., 1966, с, 327-48.

А. Агахи. Баку.

ЭРАРИЙ

ЭРАРИЙ (лат. aerarium, от aes - медь, деньги) - в Др. Риме гос. казна. Хранилась в храме Сатурна. В период республики находилась в распоряжении сената (заведовали ею квесторы), в период империи - в ведении императоров, постепенно слившись с учрежденной имп. Августом частной имп. кассой - фиском. Во главе Э. имп. времени ставились преторы.

ЭРБЕЛО

Эрбло де Моленвиль (d'Herbelot de Molainville), Бартелеми д' (14.XII.1625 - 8.XII.1695) - франц. востоковед. Род. в Париже, там же учился в ун-те (классич. языки и филология), одновременно самостоятельно изучая вост. языки. Для совершенствования дважды ездил в Италию; во время второй поездки обратил на себя внимание герцога Тосканы, к-рый подарил ему большую коллекцию вост. рукописей. По возвращении в Париж служил секретарем-переводчиком вост. языков у Н. Фуке, затем - у Ж. Б. Кольбера. Позднее занимался исследовательской работой, получал королевскую пенсию. С 1692 - проф. сирийского яз. в Парижском ун-те. Э. - один из первых европ. востоковедов, изучавших вост. языки и историю стран Востока как самостоятельные науки, вне связи с богословской догматикой. Он автор знаменитой "Восточной библиотеки, или Универсального словаря..." (8600 статей), к-рая содержит обширную информацию по истории и литературе мусульм. Востока, почерпнутую им из араб. и перс. источников и библиографич. сочинений (гл. обр. трудов Мирхонда, Абу-ль-Фиды, Хаджи Халифе и др.). Энциклопедия Э., по словам И. Ю. Крачковского, подводила итог всем востоковедным знаниям эпохи до 18 в. (см. Избр. соч., т. 4, 1957, с. 429).

Соч.: Bibliothèque orientale, ou Dictionnaire universel, contenant généralement tout ce qui regarde la connoissance des peuples de l'Orient..., P., 1697 (nouv. éd., P., 1781-83, нем. пер., Halle, 1785-90).

Лит.: Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955, S. 98-100.

Д. E. Бертельс. Ленинград.

ЭРБЕН

ЭРБЕН (Erben), Карел Яромир (7.XI.1811 - 21.XI.1870) - чеш. поэт, фольклорист и историк. Гл. архивариус г. Праги (с 1851). Сын сапожника. В 1831-37 учился на филос. и юридич. ф-тах Пражского ун-та. С 30-х гг. поддерживал дружественные связи с рус. учеными. Чл.-корр. Петерб. АН (1856). Неутомимый собиратель и пропагандист чеш. нар. творчества (издал сборники чеш. нар. песен, пословиц, поговорок, сказок), Э. в своих поэтич. произведениях (главное - сб. баллад "Букет из нар. преданий" ("Kytice z povestí národnéch", 1853, 2 vyd., 1861)) переработал и философски осмыслил нар. предания и легенды. Большое внимание уделял публикации ист. и лит. источников; опубликовал сб. грамот по истории Чехии до сер. 13 в., свод дипломатич. документов и ист. грамот Чехии и Моравии, "Пражскую хронику" Бартоша, соч. Я. Гуса и др. Э. - автор ряда исследований в области чеш. истории, этнографии и слав. фольклора. Перевел на чеш. язык др.-рус. ист. и лит. памятники ("Повесть временных лет", 1867, "Слово о полку Игореве", "Задонщину", 1869). По своим политич. взглядам примыкал к бурж.-либеральному крылу нац.-освободит. движения.

Соч.: Dílo, Sv. 1-5, Praha, 1938-40; в рус. пер. - Баллады. Стихи. Сказки, М., 1948.

Лит.: Богданова И. A., К. Я. Эрбен, в кн.: Очерки истории чеш. литературы XIX-XX веков, М., 1963; Grund A., K. J. Erben, Praha, 1935.

К. П. Гогина. Москва.

ЭРВЕ

ЭРВЕ (Hervé), Гюстав (2.I.1871 - 25.X.1944) - франц. политич. деятель. Преподаватель истории, в дальнейшем журналист. В нач. 20 в. примкнул к социалистич. движению, один из лидеров левого крыла Франц. социалистич. партии. С 1905 возглавил в объединенной социалистич. партии (СФИО) "ультралевое" "антипатриотическое" направление, выступал против милитаризма. Подвергался репрессиям со стороны франц. властей. С 1906 издавал газету "La Guerre sociale", на страницах к-рой отстаивал программу антимилитаристской борьбы. На Штутгартском конгрессе II Интернационала (1907) пропагандировал идею стачки и восстания в ответ на любую войну (независимо от ее характера). В. И. Ленин в своих работах ("Международный социалистический конгресс в Штутгарте" (1907), "Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии" (1908), "Из Франции" (1913)) критиковал мелкобурж. характер эрвеизма. "Пресловутый Эрве, - писал Ленин, - защищал весьма несостоятельную позицию, не умея связать войны с капиталистическим режимом вообще и антимилитаристской агитации со всей работой социализма. Проект Эрве - "ответить" на какую бы то ни было войну стачкой и восстанием - обнаружил полное непонимание того, что применение того или иного средства борьбы зависит не от предварительного решения революционеров, а от объективных условий того кризиса, и экономического и политического, который война вызовет" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 86-87 (т. 13, с. 75)). Резко критикуя "полуанархические нелепости" эрвеизма, Ленин вместе с тем отмечал, что он подталкивал социалистов от чисто парламентских средств борьбы к внесению в сознание масс идеи о необходимости активных революц. действий (см. там же, с. 72-73 (т. 13, с. 63-64)).

Накануне 1-й мировой войны Э. эволюционировал вправо, искал пути сближения с бурж. радикалами, а с началом войны открыто перешел на позиции бурж. шовинизма, пропаганду к-рого вел в своей газете, переименованной в 1916 из "Guerre sociale" в "La victoire". Переход Э. в лагерь империалистич. буржуазии повлек исключение его в 1918 из СФИО. Продолжая эволюцию вправо, в 1930-х гг., став активным сторонником национал-социализма, выступал за сближение Франции с Германией, одним из первых выдвинул требование передачи власти Ф. Петену.

В. А. Дунаевский. Москва.

ЭРГАМЕН

Аркамани, - царь Мероэ (Куша) (ок. 248-220 до н. э.). Э., получивший греч. образование, отменил древний обычай ритуального убийства царя по приговору жрецов и тем самым ослабил идеологич. и политич. влияние жречества. При нем усилилось проникновение греко-егип. культуры в Куш. Совместно с егип. царем Птолемеем IV построил храмы в Дакке и Филе.

Лит.: Кацнельсон И. С, Аркамон (Эргамен) и ритуальное убийство паря в Куше, "Klio", 1968, Bd 50.

ЭРГАСТЕРИИ

ЭРГАСТЕРИИ (греч. ergastnria, от ergazomai - работаю) - в Др. Греции, на эллинистич. Востоке, затем в вост. провинциях Рим. империи и позднее в Византии - ремесл. мастерские. Как правило, в них использовался рабский труд, доля к-рого обычно была невелика. Владельцы Э. либо сами принимали участие в работе, либо наблюдали за ней. Иногда Э. передавались рабам-надсмотрщикам. Наиболее изучены Э. Греции. Число рабов в них было небольшим: 3-4, не более 10-12, иногда более 30. Лишь в 4 в. до н. э. засвидетельствованы Э. со 100 рабами. Э. существовали во всех видах ремесл. производства. Наиболее трудной была работа в Э. при рудниках. Одна из шахт Лаврийских рудников наз. Эргастерия.

Лит.: Davies О., Roman mines in Europe, N. Y., 1935.

ЭРГАСТУЛ

ЭРГАСТУЛ (лат. ergastulum) - в Др. Риме частная тюрьма для рабов. Рабовладельцы устраивали Э. чаще всего в сел. виллах (реже - в гор. домах) в подземельях. За рабами, закованными в кандалы, наблюдали надзиратели (также рабы). Иногда словом "Э." в Др. Риме обозначали всех в совокупности рабов поместья.

ЭРДЭНИ-ДЗУ

ЭРДЭНИ-ДЗУ - первый буддийский монастырь в Монголии, ист.-архит. памятник. Расположен у вост. подножия Хангайских гор в верх. течении р. Орхон. Осн. в 1585. Приобрел значение крупнейшего религ. и политич. центра ср.-век. Монголии. В 18 в. был сильно разрушен, с кон. 18 в. теряет свое значение. Сохранились древние стены (шир. 2-2,5 м, выс. 4-5 м) с многочисл. характерными башнями (субурганами) и воротами и неск. древних храмов. Э.-д. - выдающийся памятник монг. зодчества; хранит реликвии ср.-век. монг. культуры (фрагменты худ. росписей, образцы буддийской скульптуры и пр.). Реставрирован в 40-х гг. 20 в. Ныне музей. Близ Э.-д. находятся развалины древней монг. столицы Каракорума.

Лит.: Позднеев А. М., Монг. летопись "Эрдэнийн эрихэ", СПБ, 1883; Киселев С. В., Мерперт Н. Я., Из истории Кара-Корума, в сб.: Древнемонг. города, М., 1965, с. 123-37.

Я. Ц. Мункуев. Москва.

"ЭРДЭНИЙН ТОБЧИ"

"ЭРДЭНИЙН ТОБЧИ" ("Драгоценная пуговица") - монг. летопись, составленная в 1662 ордосским князем Саган Сэцэном. Охватывает период 13 - сер. 17 вв. Осн. внимание в ней, как и в других монг. летописях, уделено генеалогии монг. ханов-чингисидов и истории ламаизма. Наиболее ценные сведения (о политической и духовной жизни монголов) относятся к 15-16 вв. Отд. сообщения "Э. т." помогают воссоздать черты обществ. строя монголов в этот период. Колофон (заключит. часть) летописи содержит осн. догматы ламаизма, изложенные в стихотворной форме.

"Э. т." - лучший памятник монг. историографии 17 в.

Изд.: Schmidt I. J., Geschichte der Ost-Mongolen und ihres Fürstenhauses, St.-Petersburg - Lpz., 1829; Haenisch E., Eine Urga-Handschrift des mongolischen Geschichtswerks von Secen Sagang, В., 1955; Erdeni-yin Tobei, Mongolian Chronicle by Savang Secen, with a critical introduction by R. A. Mostaert, pt. 1-4, Camb. (Mass.), 1956; Саган Сэцэн, Эрдэнийн тобчи, Уланбатор, 1961.

Лит.: Пучковский Л. С, Монгольская феодальная историография XIII-XVII вв., "Уч. зап. ИВАН", М.-Л., 1953, т. 6, с. 141-44; Жамцарано Ц. Ж., Монгольские летописи XVII века, М.-Л., 1936; Krueger J., Poetical passages in the Erdeni-yin Tobci, S. - Gr., 1961.

H. Ц. Мункуев. Москва.

"ЭРДЭНИЙН ЭРИХЭ"

"ЭРДЭНИЙН ЭРИХЭ" ("Драгоценные четки") - монг. летопись. Составлена приблизительно в сер. 19 в. Галдан-тайджи. Хронологически летопись охватывает период от Чингисхана до 40-х гг. 19 в. Главы о раннем периоде истории монголов представляют собой генеалогию монг. ханов, содержат пересказы преданий и мифов, мало согласующихся с ист. действительностью. Наиболее ценную часть летописи составляют 7 последних глав, охватывающие период с 1-й пол. 17 в., написанные на основании документ. материалов. В этой части "Э. э." собраны богатые сведения о политич. событиях в Монголии этого периода.

"Э. э." - один из осн. памятников феод. монг. историографии.

Изд.: Галдан, Эрдэнийн эрихэ, Уланбатор, 1960.

Лит.: Позднеев A., Монг. летопись "Эрдэнийн эрихэ", СПБ, 1883; Пучковский Л. С, Монг., бурят-монг. и ойратские рукописи и ксилографы Ин-та востоковедения, М.-Л., 1957, с. 71-77.

Н. Ц. Мункуев. Москва.

ЭРЕБРУСКИЙ МИР 1812

ЭРЕБРУСКИЙ МИР 1812 - договоры о мире и союзе против наполеоновской Франции; подписаны 6(18) июля 1812 в швед. г. Эребру (Örebro) между Великобританией и Россией и между Великобританией и Швецией. Согласно Э. м. (тексты идентичные), между сторонами восстанавливался мир (ст. 1), дружеские и торговые отношения на основе принципа наиболее благоприятствуемых наций (ст. 2), стороны обязывались защищать друг друга в случае нападения третьей державы (ст. 3). Э. м. явился началом оформления 6-й антинаполеоновской коалиции (1813).

Публ.: Внешняя политика России XIX и нач. XX века, сер. 1, т. 6, М., 1962, док. 199; British and foreign state papers, v. 1, pt. 1, L., 1841.

ЭРЕБУНИ

ЭРЕБУНИ - крепость, построенная на С. гос-ва Урарту царем Аргишти, сыном Менуа, в 782 до н. э. Развалины Э. обнаружены на холме Арин-Берд, на сев. окраине Еревана (Арм. ССР). Систематич. раскопки начались в 1950. В 8 в. до н. э. крепость была крупным воен.-адм. центром и резиденцией царей Урарту при походах на С. Раскопками открыты мощные крепостные стены, дворец, 2 храма и хоз. постройки, в частности закрома. На камнях стен и базах колонн обнаружено ок. 20 строит. надписей Аргишти и его сына Сар-дури. Во дворце и одном из храмов найдены остатки замечательных росписей: орнаментальные фризы, изображения богов, сцен охоты и сбора дани. В 7 в. до н. э. крепость потеряла свое значение, а сокровища из ее кладовых были перевезены в новый центр - Тейшебаини. Строительство в Э. возобновилось лишь в нач. 6 в. до н. э. при царе Русе, сыне Эримены. После падения гос-ва Урарту и разрушения Тейшебаини (ок. 585 до н. э.) в Э. жизнь продолжалась; в крепости уже в ахеменидское время были сооружены новые постройки. Найдены относящиеся к 5-4 вв. до н. э. милетские монеты, а также великолепные серебряные ритоны, принадлежавшие местному правителю. Имя Э. сохранилось в назв. столицы Сов. Армении - г. Еревана. В 1968 в связи с празднованием 2750-летия Еревана на Арин-Берде были произведены крупные реставрац. работы.

Лит.: Оганесян К., Эребуни, Ер., 1968; его же, Архитектура Эребуни, в кн.: Арин-берд, т. 1, Ер., 1961; его же, Росписи Эребуни, Ер., 1973; Лосева И. M., Ходжаш С. И., Десять лет работы ГМИИ им. Пушкина по раскопкам урартского города Эребуни (Ирпуни), в кн.: Сообщения Гос. Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в. 2, М., 1964; Пиотровский Б. Б., Ванское царство, М., 1959.

Б. Б. Пиотровский. Ленинград.

ЭРЕНТАЛЬ

ЭРЕНТАЛЬ (Aehrenthal), Алоиз (27.IX.1854 - 17.II.1912), граф, - австро-венг. политич. деятель. С 1877 - на дипломатич. службе; в 1895-99 - посланник в Бухаресте, в 1899-1906 - посол в Петербурге, в 1906-1912 - мин. иностр. дел. Сторонник "жесткой" политики по отношению к славянам и решительной экспансии в Юго-Вост. Европе. Сыграл гл. роль в подготовке аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (1908).

Лит.: Виноградов К. В., Боснийский кризис 1908-1909 гг. - пролог первой мировой войны, Л., 1964.

ЭРЕТРИЯ

ЭРЕТРИЯ ('Eretria) - др.-греч. город на юго-зап. побережье о. Эвбея. Достигнув значит. расцвета, Э. в 8-7 вв. до н. э. активно участвовала в колонизации п-ова Халкидика, Юж. Италии и Сицилии. В 500 Э. поддержала восстание ионийских городов в М. Азии против персов (выслав вместе с Афинами на помощь корабли), за что в 490 была разрушена персами, а ее жители проданы в рабство. Восстановленная в 480 с помощью Афин Э. вошла в Афинский мор. союз. После битвы при Херонее (338) вместе с другими греч. городами была подчинена Македонии, с 146 до н. э. (после завоевания Греции Римом) входила в состав рим. провинции Македония.

ЭРЗУРУМСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1916

ЭРЗУРУМСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1916 - наступат. операция рус. Кавк. армии (команд. ген. H. H. Юденич) 28 дек. 1915 (10 янв. 1916) - 18 февр. (2 марта) во время 1-й мировой войны 1914-18. Войскам Кавк. армии (ок. 103 тыс. чел., 338 орудий) была поставлена задача разгромить гл. силы 3-й тур. армии (ок. 60 тыс. чел., 122 орудия) до подхода к ней подкреплений, перебрасывавшихся из р-на проливов после провала Дарданелльской операции 1915 союзников. 28 дек. (10 янв.) на Ольтинском направлении перешел в наступление 2-й Туркестанский корпус против 10-го тур. корпуса, а 30 дек. (12 янв.) на Сарыкамышском направлении начали наступление 1-й Кавк. корпус и ударная группа из армейского резерва против 11-го и 9-го тур. корпусов. Тур. командование ввело в сражение свой армейский резерв, но не смогло остановить наступление рус. войск, к-рое проходило в тяжелых условиях высокогорного р-на при снежных заносах, сильном ветре и 30-градусном морозе. К исходу 1(14) янв. тур. фронт был прорван в р-не Кёпрюкёй, и в ночь на 4(17) янв. под угрозой окружения тур. войска начали беспорядочный отход. Преследуя противника, рус. войска 8(21) янв. подошли к внеш. укреплениям крепости Эрзурум. 30 янв. (12 февр.) рус. войска начали общий штурм крепости и 3(16) февр. овладели Эрзурумом - важным узлом коммуникаций и базой снабжения противника. Было захвачено св. 8 тыс. пленных и 315 орудий. Преследование тур. войск продолжалось до 18 февр. (2 марта), когда линия фронта стабилизировалась в 70-100 км западнее Эрзурума. Общая глубина наступления рус. войск в Э. о. составила св. 150 км. Тур. войска потеряли ок. 66 тыс. чел. (в т. ч. 13 тыс. пленных); русские потеряли 2,3 тыс. убитыми и 14,7 тыс. ранеными и обмороженными. Хорошая подготовка операции, широкий маневр силами и средствами в ходе ее, героизм и выносливость рус. войск обеспечили успешный исход Э. о., к-рая оказала большую помощь англ. войскам в Египте и Месопотамии, заставив турок прекратить активные действия.

Лит.: Корсун H. Г., Эрзерумская операция на Кавказском фронте мировой войны в 1915-1916 гг., М., 1938; его же, Первая мировая война на Кавказском фронте, М., 1946.

Г. Б. Карамзин. Ленинград.

ЭРЗЯ

ЭРЗЯ - этнографическая, в прошлом племенная группа мордовского народа (см. Мордва). По численности составляют большую его часть. В Морд. АССР живут по преимуществу в сев.-вост. р-нах и на Ю. республики в Кочкуровском р-не. Значит. группы Э. обитают на правом берегу Волги: в Горьковской, Ульяновской, отчасти Пензенской и Саратовской обл., Чуваш. АССР. Часть Э. - переселенцы 16-17 вв. - расселены в Заволжье: в Куйбышевской и Оренбургской обл., Тат. АССР и Башк. АССР. Антропологически Э. несколько отличаются от мокши - др. группы морд. народа: у них более высокий рост и более светлая окраска волос и глаз. Традиционная культура Э. была также отличной от культуры мокши (в одежде, жилище, свадебных обрядах и др.). Совр. материальная культура Э. почти не сохранила нац. черт и близка к совр. культуре русских. Лит. эрзянский язык близок к мокшанскому, он сформировался в сов. время. На нем ведется обучение в начальных классах ср. школы, издаются газеты и журналы, имеется богатая художеств. лит-ра.

Лит. см. при ст. Мордва.

В. Н. Белицер. Москва.

ЭРИДУ

Эреду (ныне городище Абу-Шахрайн, Ирак), - один из самых древних городов в Шумере. Существовал с 1-й пол. 4-го тыс. до н. э. (т. н. культура Эреду). Первоначально располагался на берегу лагуны Персидского зал., но с ростом аллювиальных отложений р. Евфрат оказался удаленным от залива и уже в нач. 3-го тыс. до н. э. потерял значение, но, по-видимому, вплоть до 1-го тыс. до н. э. являлся центром культа бога вод и мудрости Энки (Эа). Раскопки Э. велись в 1918 англ. ученым Кэмпбелл-Томсоном, после 2-й мировой войны - ирак. археологами (Фуад Сафар, Наджи аль-Асиль и др.); найдены храмы, обществ. постройки, культовые предметы, орудия труда и т. д.

И. М. Дьяконов. Ленинград.

ЭРИК XIV

ЭРИК XIV (Erik) (13.XII.1533 - 26.11.1577) - швед. король (1560-68). Старший сын Густава I Вазы. Вел политику укрепления королев. власти (т. н. Арборгская конституция, 1561, значительно ограничившая власть герцогов - братьев короля, и др.). В борьбе за Прибалтику вступил в Ливонскую войну 1558-83 (захват Ревеля и всей Эстляндии, 1561), вел Северную семилетнюю войну 1563-70 с Данией. Разносторонне одаренный и образованный (занимался астрономией, историей, математикой, музыкой, воен. теорией и др.), в то же время отличался крайней жестокостью, мнительностью (с сер. 60-х гг. у него проявлялись признаки душевной болезни). В многолетней междоусобной борьбе со своим сводным братом Юханом (герцогом Финляндским) в конце концов потерпел поражение, был низложен риксдагом и пожизненно заточен в темницу; возможно, был отравлен. Судьба Э. XIV нашла отражение в швед. художественной лит-ре (одноименная драма Ю. А. Стриндберга и др.).

ЭРИКСОН

ЭРИКСОН (Erixon), Сигурд (26.III.1888 - 18.II.1968) - швед. этнограф. Автор ряда трудов по материальной культуре, семейному и обществ. быту народов Скандинавии. Сотрудник "Северного музея" (1914-55) и этно-парка "Скансен" (с 1924) в Стокгольме. Основатель и редактор этнографич. журналов "Folk-Liv", "Laos", "Ethnologia Europaea". Читал лекции в ун-тах Упсалы, Лунда и Стокгольма. Создал школу в области европ. этнографии: стремился устранить разрыв между описат. европ. этнографией и общей, теоретич. "этнологией", настаивая на всестороннем изучении нар. жизни, ист. подходе к ней, на применении количеств. методов. Возглавлял объединение европ. этнографов - Междунар. комиссию нар. искусств и традиций (CIAP; с 1951 - с перерывами).

Лит.: Berg G., S. Erixon, 1888-1968, "Ethnologia Europaea", Arnhem, 1970, No 2-3; A selected bibliography of S. Erixon's writings on "European ethnology", там же, 1971, No 4 (список осн. трудов).

С. А. Токарев. Москва.

ЭРИСТАВИ

ЭРИСТАВИ (от древнегруз. эри - народ, люди и тави - глава, начальник) - владетель ист. области в др. и ср.-век. Грузии. Э. соединяли функции гражд. и воен. власти, были предводителями войск, при них состояли чиновники, ведавшие сбором податей. Э. соответствовали арм. нахарарам-ишханам. В нек-рых источниках для обозначения Э. употребляются термины мтавари, "питиашх". Крупные Э. входили в состав гос. совета (дарбази) при царе. Порой Э. превращались в самостоят. властителей, лишь номинально оставаясь должностными лицами. Ближайшим помощником Э. являлся управитель (гамгэбэли, моурави). При царе Георгии V (1314-46) был выработан свод законов "Дзеглис дадеби", в к-ром определялись права и обязанности Э. и его помощников. В 16 в. система деления страны на эриставства в Вост. Грузии была заменена системой моуравств (см. Моурави).

Лит.: Джавахов И. A., Гос. строй Др. Грузии и Др. Армении, т. 1, СПБ, 1905; История Грузии, т. 1 - С древнейших времен до 60-х гг. XIX в., Тб., 1962; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972.

ЭРИТРЕЯ

ЭРИТРЕЯ - провинция Эфиопии. Пл. 118 тыс. км2; нас. 1,8 млн. чел. (1970). С нач. н. э. терр. Э. входила в состав Аксумского царства. В 13-16 вв. большая часть ее принадлежала эфиоп. гос-ву. В 1557 появившиеся на побережье Красного м. турки-османы заняли эритрейский порт Массауа; отсюда турки проникали и в глубь терр. Э. В 1868 тур. султан передал власть над Массауа хедиву Египта. В последней четв. 19 в. терр. Э. стала объектом колониалистских устремлений Италии. В 1882 Италия захватила порт Асэб, в 1885 - Массауа. Отсюда итал. колонизаторы начали продвижение в глубь страны, к-рая в 1890 была превращена в итал. колонию Э. В 1941 в ходе 2-й мировой войны в Э. были введены англ. войска и вооруж. силы "Свободной Франции"; Э. стала управлять англ. администрация, к-рая сохранялась здесь до 1952. В 1950, на 5-й сессии Ген. Ассамблеи ООН, было решено образовать из Эфиопии и Э. федерацию под управлением эфиоп. пр-ва. С 1952 по 1962 Э. - автономная область Эфиопии. В нояб. 1962 законодат. собрание Э. приняло под давлением центрального пр-ва решение об упразднении федерации и объединении Э. с Эфиопией; такое же решение было принято эфиоп. парламентом. В 70-х гг. в Э. усилилось сепаратистское движение, что привело к ряду кровопролитных вооруж. столкновений.

Лит.: Trevaskis G. K. N., Eritrea. A colony in transition: 1941-52, L.- N. Y., I960.

M. В. Райт. Москва.

ЭРИХСЕН

ЭРИХСЕН (Erichsen), Волья (21.XI.1890 - 25.IV.1966) - дат. египтолог. Работал в Майнцском (1948-1953) и Копенгагенском (с 1953) ун-тах. Чл. Академии наук и лит-ры в Майнце (1949), Датской АН (1955). Большинство трудов Э. посвящено публикации демотических текстов ("Demotische Lesestücke", Bd. 1-2, Lpz., 1937-39; "Demotisches Glossar", Kph., 1954; "Auswahl frühdemotischer Texte", H. 1-3, Kph., 1954).

ЭРКЕС

ЭРКЕС (Erkes), Эдуард (23.VII.1891 - 2.IV.1958) - нем. синолог. Род. в г. Генуя (Италия) в купеч. семье. В 1913 окончил Лейпцигский ун-т. В 1917 защитил докт. дисс. "Мировоззрение Хуай Нань-цзы". В 1917-1933 работал хранителем в Музее этнографии в Лейпциге, одновременно являлся приват-доцентом и экстраординарным профессором (с 1928) Лейпцигского ун-та. В 1933 был изгнан фашистами из ун-та и музея. В 1945-47 - директор Музея этнографии в Лейпциге; в 1947-58 - директор Ин-та Вост. Азии при Лейпцигском ун-те. Э. - китаевед широкого профиля, ему принадлежат многочисл. работы по религии, философии, истории и этнографии Китая.

Соч.: Das Weltbild des Huai-nan tze, В., (1918);Ho-Shangking's commentary on Lao-Tse, Ascona, 1950; Geschichte Chinas, von den Anfängen bis zum Eindringen des ausländischen Kapitals, 2 Aufl., В., 1957.

Лит.: Eduard Erkes in memoriam, (Lpz., 1961) (лит.).

Р. Фельбер. ГДР.

Предыдущая страница Следующая страница