Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭЛЬ"-"ЭНЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 4, "ЭЛЬ"-"ЭНЦ")

ЭЛЬЗАСЦЫ

ЭЛЬЗАСЦЫ - народность, жители Эльзаса, нац. меньшинство во Франции. Численность - ок. 1,3 млн. чел. (1972, оценка). Говорят на эльзасском, или алеманнском, диалекте из группы верхненем. языков (оформился в 12-14 вв.), лит. языки - немецкий и французский. Ок. 3/4 верующих - католики, остальные - лютеране и кальвинисты. Э. сложились на основе кельтских племен, испытавших сильное влияние герм. племен, особенно алеманнов. В 9 в. Э. вошли в состав Вост.-Франкского королевства (будущая Германия). В 1648 значит. часть Эльзаса отошла к Франции (полностью - к концу 18 в.). В этнографич. своеобразии Э. отразилось их пограничное положение между Францией и Германией и переходы от одного гос-ва к другому (каждое прибегало к политике языковой ассимиляции). Решающее влияние на формирование этнич. самосознания Э. оказали демократич. принципы Великой франц. революции. В период герм. аннексии Эльзаса (1871-1919) Э. выступали против насильств. онемечивания, а в 1940 - нач. 1945 вместе с французами боролись против нем.-фаш. захватчиков. Компартия Франции ведет борьбу за демократич. языковую политику, поддерживает стремление Э. сохранить областное своеобразие (фольклор, фестивали с демонстрацией нар. костюмов, танцев и т. п.). Ок. 50% Э. занято в различных отраслях пром-сти, ок. 11% - в с. х-ве (полеводство, садоводство, виноградарство, разведение хмеля и табака).

Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965.

Л. В. Покровская. Москва.

ЭЛЬМЕНТЕЙТА

ЭЛЬМЕНТЕЙТА (Elmenteita) - озеро в Кении; по его названию условно обозначены ископаемые люди, скелеты к-рых были открыты Л. Лики в 1927-29 в пещере Гембль, расположенной вблизи озера. Костяки - в скорченном положении и густо пересыпанные красной охрой. Судя по кремневым орудиям и фрагментам керамики, люди из Э. жили, вероятно, в эпоху неолита. Они отличались высоким ростом, значительно удлиненным черепом, узким и высоким лицом. Антропологически близки к другим ископаемым людям эпохи мезолита и неолита, кости к-рых открыты в Кении в р-не озер Накуру и Найваша, а также в ущелье Олдовай в Танзании. Люди из Э. и др. названных местонахождений относятся к древнеэфиопскому антропологич. типу.

Лит.: Дебец Г. Ф., Антропологические данные о заселении Африки, в сб.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. сер., т. 16); Leakey L., The stone age races of Kenya, L., 1935.

ЭЛЬ-ОБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА

Эль-Убейдская (или Убейдская) культура, - энеолитич. археол. культура (5 - 1-я пол. 4-го тыс. до н. э.). Была распространена в Месопотамии, Сев. Сирии, юго-вост. части М. Азии. Время расцвета Э.-О. к. - начало формирования гор. цивилизации и ирригац. земледелия в р-не ее распространения. См. Убейдская культура.

ЭЛЬ-ОМАРИ

ЭЛЬ-ОМАРИ - неолитич. поселение (6-е тыс. до н. э.) в Ср. Египте (3 км к С.-В. от Хелуана). Названо в честь егип. археолога Амина Эль-Омари. Исследовано франц. учеными П. Бовье-Лапьером в 1924 и Ф. Дебоно в 1944. Обнаружены остатки легких хижин, представленные открытыми очагами, скоплениями кам. изделий, костей животных и раковин моллюсков. Между хижин находились зерновые ямы и погребения. Покойники лежат скорченно, на боку, в овальных ямах, перекрытых выкладками из известняковых плит. С могилами связаны ритуальные круги из камней и сосуды с жертвенной пищей. Кам. инвентарь представлен скребками, резцами, вкладышами для серпов, наконечниками стрел и дротиков, плоскими топорами, мотыгами и зернотерками. Сосуды ручной лепки с красной или черной поверхностью, иногда залощенной, без орнамента. В погребениях встречаются бусы из агата и раковин. Жители Э.-О. культивировали пшеницу, ячмень, вику. Возможно, разводили коз и крупный рогатый скот.

Лит.: Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Massoulard E., Préhistoire et protohistoire d'Egypte, P., 1949.

H. Я. Мерперт. Москва.

ЭЛЬ-ПАРДО ПАКТ 1885

ЭЛЬ-ПАРДО ПАКТ 1885 - соглашение, заключенное 25 нояб. 1885 во дворце Эль-Пардо (El Pardo, близ Мадрида) членами исп. королевской фамилии, представителями генералитета и лидерами политич. партий о сохранении гражданского мира и поддержке правящей династии (поводом к соглашению послужило смертельное заболевание короля Альфонса XII). Участники пакта - А. Кановас дель Кастильо от Консервативной партии и П. М. Сагаста от Либеральной партии - договорились о поочередном управлении страной. Первым последствием пакта была добровольная отставка пр-ва Кановаса и сформирование (второго после реставрации монархии) либерального пр-ва во главе с Сагастой. Э.-П. п. укрепил и оформил в Испании систему псевдопарламентаризма, сохранявшуюся до нач. 20 в.

ЭМБЕР

ЭМБЕР (Ember), Дьёзё (р. 17.IV.1909) - венг. историк, академик Венг. АН (1961). Окончил Будапештский ун-т (1933). С 1949 - директор Всевенг. гос. архива, с 1967 - пред. Венг. ист. об-ва. Лауреат премии имени Кошута (1949). Осн. специальность - архивоведение. Э. также автор ряда исследований по истории освободит. борьбы венг. народа в период 16 - сер. 19 вв., по истории деятельности гос. органов управления в Венгрии, в частности Совета наместничества.

Соч.: A magyar kir. Helytartótanács ügyintézésének torténete 1724-1848, Bdpst., 1940; Az újkori magyar közigazgatás története Mohácstól a török kiüzéséig, Bdpst., 1946; Iratok az 1848-i magýarországi parasztmozgalmak történetéhez, Bdpst., 1951; Zur Geschichte des Aussenhandels Ungarns im XVI Jahrhundert, Bdpst., 1960; Über die historische Statistik, Bdpst., 1970.

А. И. Пушкаш. Москва.

ЭМИГРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМИГРАЦИЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМИЛИЙ ЛЕПИД

Марк - см. Лепид, Марк Эмилий Младший.

ЭМИЛИЙ ПАВЕЛ

1

Луций (Lucius Aemilius Paulus) (г. р. неизв. - 216 до н. э.) - рим. гос. деятель и полководец. Из старинного патрицианского рода Эмилиев. Консул 219 и 216. В 219 одержал победу над иллирийскими племенами. В 216 вместе с консулом Г. Теренцием Варроном командовал рим. войсками в битве против армии Ганнибала при Каннах. Погиб в этой битве.

2

Македонский, Луций (Lucius Aemilius Paulus Macedonicus) (г. р. неизв. - 160 до н. э.) - рим. гос. деятель и полководец. Сын Л. Эмилия Павла. Эдил 192, консул 182 и 168, цензор 164. В 181 покорил лигурийские племена на С. Италии. В 168, победив в битве при Пидне македонского царя Персея, завоевал Македонию (после чего получил прозвище Македонский).

ЭМИЛИЙ СКАВР

Марк (Marcus Aemilius Scaurus) (2 в. до н. э.) - рим. политич. деятель, один из лидеров оптиматов. Из знатного, но обедневшего рода, хитрый и ловкий, одаренный ораторским искусством. Консул 115, цензор 109. Написал автобиографию (в 3 кн.), о к-рой упоминает Цицерон.

Цицерон (сторонник оптиматов) дает Э. С. хвалебную характеристику.

ЭМИН

1

Иосиф (1726-1809) - деятель арм. освободит. движения. Род. в Иране, детство провел в Калькутте (Индия). В 1751-59 жил в Англии, где ознакомился с идеями Просвещения. В 1759-60 в Армении пропагандировал идею борьбы против иноземного ига. В 1761 в Петербурге вел переговоры с рус. пр-вом о создании федеративного арм.-груз. гос-ва во главе с груз. Багратидами под покровительством России.

В 1763 Э. вместе с М. Баграмяном отправился в Грузию, откуда установил связь с арм. медиками Карабаха и пытался организовать повстанч. движение в Армении против ирано-тур. ига. Каталикос Симеон осудил деятельность Э. Груз. царь Ираклий II отказал Э. в поддержке и выслал его в 1764 из Грузии. С 1770 Э. жил в Калькутте. Там он написал автобиографию, к-рая была издана в 1892 в Лондоне на англ. яз. Э. был противником крепостничества и сторонником республиканского строя.

Соч.: Life and adventures of Е. J. Emin, 2 ed., Calc., 1918.

Лит.: Иоаннисян А. Р., И. Эмин, Ер., 1945.

2

Федор Александрович (1735 - 18.IV.1770) - рус. писатель и историк. Род. в Константинополе в семье крупного тур. чиновника. Образование получил в Италии и Португалии. В 1761 приехал в Россию; служил переводчиком в Коллегии иностр. дел, был учителем итал. яз. в Академии художеств и Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. С 1763 - переводчик Кабинета при Екатерине II. Сочинения Э. написаны с позиций дворянской идеологии, но под сильным влиянием просветительской литературы с характерными для нее выпадами против деспотизма и церкви; "Российская история" Э. оказала заметное влияние на развитие историографии 18 в.

Лит.: Степанов В. П., Стенник Ю. В. (сост.), История рус. лит-ры XVIII в. Библиографич. указ., Л., 1968, с. 406-08; История истории, науки в СССР. Дооктябрьский период, М., 1965, с. 209; Бешенковский Е. Б., Историографическая судьба "Российской истории" Ф. А. Эмина, в кн.: История и историки. Историографии, ежегодник 1972, М., 1973.

Е. Б. Бешенковский. Москва.

ЭМИН-ПАША

ЭМИН-ПАША (Emin Pascha; наст. имя и фам. - Эдуард Шнитцер, Schnitzer) (28.III.1840 - 23.Х.1892) - нем. колон. деятель и путешественник. Получил мед. образование в Германии. Находясь на службе в Османской империи (1865-74), принял ислам (взял имя Мухаммед аль-Эмин). В 1876-78 - чиновник администрации губернатора Экваториальной провинции в Судане. В 1879 хедив Египта назначил Э.-п. губернатором Экваториальной провинции; в том же году ему был пожалован титул бея, а в 1888 - паши. В 1877-88 Э.-п. совершил ряд экспедиций в верховье Белого Нила и р-н Великих озер, а также вел географич. и этнографич. исследования. Эти экспедиции должны были подготовить почву для осуществления экспансионистских планов Англии в этом р-не. После занятия Хартума махдистами в 1885 (см. Махдистов восстание) и отхода англо-егип. войск из Сев. Судана, экспедиция Э.-п. оказалась отрезанной от Египта. В 1889 вместе с экспедицией Стэнли, направленной в помощь Э.-п., вышел к побережью Вост. Африки. В 1890 Э.-п. поступил на службу к герм. пр-ву и в том же году возглавил экспедицию, имевшую целью распространение влияния Германии на терр. между Герм. Вост. Африкой и Камеруном. Погиб во время этой экспедиции. Дневники Э.-п. ("Die Tagebücher von Dr. Emin Pascha", Bd 1-4, 6, Braunschweig - Hamb., 1919-27), изд. Ф. Л. Штульманом, представляют интерес для изучения истории колон. проникновения Англии и Германии в Сев.-Вост. Африку в конце 19 в.

А. А. Сорокин. Москва.

ЭМИР

ЭМИР (араб. амир, букв. - повелитель) - в мусульм. странах военачальник, правитель, князь. В Араб. халифате при первых халифах и при Омейядах Э. назывались командующие отд. армиями, к-рые обычно становились наместниками завоеванных областей. Халифы начиная с Омара титуловались "Э.-аль-муминин" ("повелитель верующих"). При Аббасидах с 9-10 вв. Э. - обычно феод. правители, признававшие сюзеренитет халифов, ими становились либо быв. наместники, сохранившие лишь номинальную зависимость от Халифата (Аглабиды, Тулуниды, Тахириды), либо независимые правители, создавшие себе гос-во силой оружия (Саффариды, Газневиды, Бунды); последних в 10 в. стали также наз. султанами. С конца 10 - начала 11 вв. Э. стали называть феод. владетелей и военачальников разных рангов (в гос-вах Сельджуков, Айюбидов, мамлюков и др.). Оба эти значения термин "Э." сохранил до 19 в. В Золотой Орде, а затем в Ср. Азии и Иране после монг. завоевания Э. стали наз. глав монг. и тюрк. племененных объединений - улусов (в том же значении, что бег или нойон). Этот титул носил Тимур; принцев тимуридской династии стали наз. Э.-заде (сын эмира), откуда сокращенное мирза. С конца 18 в. Э. стали титуловать себя правители Бухарского ханства. В сефевидском Иране Э. - правители провинций (обычно главы племен - ханы и султаны), в Афганистане титул Э. носили правители Баракзайской династии начиная с Дост Мухаммеда. В араб. монархич., гос-вах 20 в. (напр., в Саудовской Аравии) Э. - принцы правящей династии.

ЭМИР НЕЗАМ

Амир Низам (букв. - эмир армии, войска; титул Мирзы Таги-хана Ферахани. В Иране широко известен как Эмире Кебир (великий эмир)) (1808 - 9.I.1852), - иран. гос. деятель. Несмотря на незнатное происхождение (его отец был поваром, а затем дворецким в доме первого мин. Ирана), быстро поднялся по служебной лестнице и достиг высоких постов. В 1829 ездил в Россию в составе иран. посольства, направленного туда после убийства в Тегеране А. С. Грибоедова. В 1843-47 возглавлял иран. делегацию на Эрзурумской конференции по урегулированию ирано-тур. пограничных конфликтов. Находясь с 30-х гг. 19 в. во главе воен. и гражд. администрации в Тебризе, благодаря своим организаторским и адм. способностям приобрел большое влияние на наследника престола Наср-ад-дин-мирзу. В 1847 Мирза Таги-хан Ферахани получил титул Э. Н. В 1848 Наср-ад-дин-шах назначил его первым министром Ирана. Находясь во главе пр-ва, Э. Н. решительными мерами преодолел финанс. кризис, реорганизовал и укрепил армию и с ее помощью подавил как феод. мятежи в провинциях, так и Бабидские восстания. Проводившиеся Э. Н. внутр. реформы были направлены на укрепление позиций феод.-помещичьего класса и усиление центр. власти. Введенная им в 1851 система набора регулярной армии ("бониче") прикрепляла крестьян к земле и ставила их под адм. власть своих помещиков. Провел ряд мер для оживления торговли и ремесла, особенно обслуживавшего нужды армии. Ремесленникам - текстильщикам Мазандерана, Исфахана, Тегерана были даны гос. заказы; им был предоставлен ряд льгот, в частности освобождение от воинской обязанности. Был создан ряд гос. мануфактур. По инициативе Э. Н. в Иране впервые было начато издание газеты на перс. яз. (с 1851), организована первая светская школа-лицей для детей придворной знати (1852). Э. Н. стремился ограничить влияние шиитского духовенства на суд, нар. образование и администрацию.

В области внеш. политики пытался проводить линию на равноправие Ирана в отношениях с европ. странами и недопущение иностр. вмешательства во внутр. дела страны.

Реформаторская деятельность Э. Н. встретила сопротивление со стороны духовенства и враждебных Э. Н. феод. группировок. Он был обвинен в стремлении низложить шаха и захватить власть. 20 нояб. 1851 лишен всех должностей и званий и сослан в Кашан, где был умерщвлен по приказу шаха.

Лит.: Иванов М. С., Бабидские восстания в Иране (1848-1852), М.-Л., 1939; Подольский А. Г., Реформы Амир-Низама, М., 1950 (Автореферат дисс.); Адамийат P., Амир-е Кабир ва Иран (Великий эмир и Иран), Тегеран, 1955; Макки X., Зендеганийе мирза Таги-хане Амир-е Кабир (Жизнеописание Мирзы Таги-хана Великого эмира), Тегеран, 1944; Эгбал A., Мирза Таги-хан (Амир-е Кабир), Тегеран, 1962.

А. Г. Подольский. Москва.

ЭМИРАТ

ЭМИРАТ - в мусульм. странах феод. владение, кн-во, возглавляемое эмиром. В Араб. халифате глава такого владения назначался или утверждался халифом. После распада Халифата и до новейшего времени Э. назывались различные, как независимые, так и вассальные, владения (напр., мн. кн-ва на Аравийском п-ове - Неджд, Шаммар, Асир), в новейшее время, напр., гос-во Объединенные Арабские Эмираты. Наименование того или иного гос. образования эмиратом условно и зависит от установившейся в историографии традиции.

ЭМИРАТЫ ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭММЕТ

ЭММЕТ (Emmet), Роберт (1778 - 20.IX.1803) - деятель ирл. нац. движения. В 1798 примкнул к об-ву "Объединенные ирландцы", одним из лидеров к-рого был его брат Т. Эммет. Разделял революц.-демократич. идеи левого крыла этого об-ва. В 1799-1802 находился во Франции. Выступал против англо-ирл. унии 1801, за создание независимой ирл. республики. После возвращения на родину приступил к подготовке вооруж. антиангл. восстания. Однако попытка Э. и его сторонников поднять восстание (июль 1803) потерпела неудачу. Э. был казнен.

Лит.: Джексон Т. A., Борьба Ирландии за независимость, пер. с англ., М., 1949, с. 175-77.

ЭМПЕСИНАДО

Эль Эмпесинадо (El Empecinado) (наст. фам. - Диас, Diaz), Хуан Мартин (1775 - 19.VIII.1825) - исп. революционер. Во время Испанской революции 1808-14 командовал партиз. отрядами, действовавшими против франц. войск в Кастилии и Арагоне. Был произведен Центр. хунтой в капитаны, а затем в генералы.

После возвращения Фердинанда VII в Испанию Э., протестовавший против отмены Кадисской конституции 1812, был сослан в Вальядолид. С началом революции 1820-23 был назначен воен. губернатором Саморы; руководил воен. действиями против сил контрреволюции. После поражения революции бежал в Португалию. По возвращении на родину был арестован и казнен.

ЭМССКАЯ ДЕПЕША 1870

ЭМССКАЯ ДЕПЕША 1870 - телеграмма от 13 июля 1870 с изложением беседы между королем Пруссии Вильгельмом I и посланником Франции В. Бенедетти, направленная советником прусского мин-ва иностр. дел X. Абекеном канцлеру О. Бисмарку из Эмса (Ems). В телеграмме говорилось об отрицательном отношении короля к франц. требованию дать гарантии, что никто из рода Гогенцоллернов никогда не будет претендовать на исп. престол; тем не менее дальнейшие переговоры по спорному вопросу о замещении исп. трона не отвергались. Бисмарк посредством произвольного сокращения и редактирования текста Э. д. придал ей оскорбительный для франц. пр-ва характер и в таком виде опубликовал; эта провокация вызвала во Франции взрыв шовинизма и послужила Наполеону III удобным предлогом для объявления войны, к к-рой он стремился (см. Франко-прусская война 1870-71).

Лит.: Die Großpreussisch-militaristische Reichsgründung 1871, Bd 1, В., 1971.

Л. И. Гинцберг. Москва.

ЭМФИТЕВСИС

ЭМФИТЕВСИС (греч. emputeysis, от empyteuo - прививаю, насаждаю) - в древних Египте, Карфагене, Греции, Риме долгосрочное право пользования землей для ее обработки. Э. включал право возделывания участка, сбора с него урожая, заклада, передачи земли по наследству и даже отчуждения (при обязательном предупреждении собственника об отчуждении). При этом собственник в течение двух месяцев имел право преимущественной покупки или право на 2% суммы, вырученной за продажу земли на сторону. В обязанности пользующегося Э. входила плата собственнику за аренду земли, а также налога гос-ву. Невыплата аренды в течение трех лет вела к прекращению Э. В Рим. империи с 5 в. в Э. практически превратилась наследственная долгосрочная аренда гос. земель. В Византии при Юстиниане (6 в.) этот процесс получил юридич. оформление.

ЭНАПОГРАФЫ

ЭНАПОГРАФЫ - адскриптиции (греч. enapograpoi, лат. adscripticii - приписные), - в Византии (Вост. Рим. империи) в 4-7 вв. земледельцы-арендаторы, прикрепленные к земле. В Э. превращались свободные колоны, ставшие неоплатными должниками господина. Прикрепление к земле было вызвано общим кризисом сел. х-ва в связи с разложением рабовладельч. способа произ-ва. Зем. участок, к к-рому был приписан Э., с.-х. инвентарь, скот оставались собственностью землевладельца, а Э. являлись лишь наследственными арендаторами земли и господского имущества. Э. было запрещено покидать х-во без согласия господина, вступать в брак со свободными. Землевладелец же не имел права лишать Э. участка, продавать Э. отдельно от его х-ва, но был властен продать землю вместе с Э. Юридич. лицом Э. не являлся, в его взаимоотношениях с гос-вом посредником выступал собственник земли (через к-рого Э. уплачивал, напр., гос. подати). С укреплением в Византии в 7 в. свободного крестьянства Э. постепенно становились членами свободной крест. общины; термин "Э." исчезает.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

ЭНВЕР-ПАША

ЭНВЕР-ПАША (Enver Pasa) (1881 - 4.VIII.1922) - тур. воен. и политич. деятель; активный участник Младотурецкой революции 1908 и один из лидеров младотур. Партии "Единение и прогресс". В 1903 окончил Академию Генштаба в Стамбуле. В 1909-11 - воен. атташе в Берлине. Принимал участие в Триполитанской (1911-12) и Балканских (1912-13) войнах. В янв. 1913 осуществил гос. переворот, приведший к свержению пр-ва оппозиционной младотуркам партии "Свобода и согласие", а в февр. 1914, получив посты воен. мин. и нач. Генштаба, стал самым влиятельным членом диктаторского "триумвирата" (Э.-п., Талаат-паша, Джемаль-паша). Э.-п. - один из гл. проводников пантюркизма и панисламизма, инициатор заключения Турцией воен. союза с Германией и вовлечения Турции в 1-ю мировую войну 1914-18. Во время войны занимал высший воен. пост зам. главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан). Вместе с Талаатом был виновником массового истребления армянского народа. По его приказу тур. войска в нарушение Брест-Литовского договора 1918 предприняли в сент. 1918 антисов. интервенцию на Кавказе и захватили Баку. После поражения Турции и подписания Мудросского перемирия 1918 Э.-п. бежал в Германию, затем находился нек-рое время в Сов. России. Потерпев неудачу в попытке проникнуть в Анатолию и возглавить там борьбу против Ататюрка, он в конце 1921 включился в антисов. басмаческий мятеж в Ср. Азии и был убит в бою с частями Красной Армии.

Р. Кондакчан. Ереван.

ЭНГЕЛЬБЕРГ

ЭНГЕЛЬБЕРГ (Engelberg), Эрнст (р. 5.IV.1909) - нем. (ГДР) историк. Чл. АН ГДР (1961). Образование получил в ун-тах Фрейбурга, Мюнхена и Берлина. В 1930 вступил в КПГ. В нач. 1934 за участие в антифаш. движении был арестован и приговорен к 1,5 годам тюрьмы. С 1935 - в эмиграции. После 2-й мировой войны 1939-45 вернулся на родину. Проф. - с 1949, в 1951-60 - директор Ин-та истории нем. народа при Лейпцигском ун-те. В 1960-70 - директор Ин-та истории Герм. АН в Берлине. В 1959-65 - президент Нац. комитета историков ГДР. Впервые в историч. науке ГДР в многочисленных работах воплотил марксистскую концепцию истории Германии нового времени, особенно 2-й пол. 19 в. Автор работ по теории и методологии историч. науки.

Соч.: Revolutionäre Politik und Rote Feldpost. 1878-1890, В., 1959; Deutschland von 1849 bis 1871, 2 Aufl., В., 1964; Deutschland von 1871 bis 1897, В., 1965.

ЭНГЕЛЬБРЕКТ ЭНГЕЛЬБРЕКТСОН

ЭНГЕЛЬБРЕКТ ЭНГЕЛЬБРЕКТСОН (Engelbrekt Engelbrektsson) (ум. 4.V.1436) - вождь крупнейшего в ср.-век. Швеции нар. восстания 1434-36, швед. народный герой. Был бергсманом (горным мастером) и мелким землевладельцем-дворянином в Нурборге (обл. Даларна). В 1434 возглавил общенар. восстание, направленное против политики дат. королей в Швеции, вводимых ими закрепостительных мер и тяжелых поземельных повинностей. Народ требовал восстановить "старые обычаи" страны и избрать королем шведа (т. е. выступал за расторжение Кальмарской унии). В восстании приняли участие крестьяне, горняки, мелкие дворяне; к нему примкнула (частично) и швед. знать, к-рая стремилась использовать восстание для укрепления своих позиций и сумела пробраться в руководство движением. Восставшие во гл. с Э. Э. освободили большую часть страны от дат. гарнизонов и добились низложения короля (Эрика Померанского). Под их нажимом в янв. 1435 в г. Арбуге было созвано расширенное заседание гос. совета (риксрода), в к-ром приняли участие не только дворяне и духовенство, но и представители городов, а возможно, и сел. общин (считается условно первым швед. риксдагом); Э. Э. был провозглашен "вождем государства" (rikshövitsman) и введен в состав риксрода. Однако аристократия сумела фактически отстранить Э. Э. от руководства движением и взяла курс на ликвидацию восстания и восстановление унии. Отказавшись от своих примирительных иллюзий, Э. Э. снова поднял народ, однако 4 мая 1436 он был предательски убит; его убийцы Бенгтсоны (из знатного рода) получили от пр-ва охранную грамоту. Восстание было разгромлено. Нар. сознание окружило память об Э. Э. легендами, его могила в г. Эребру стала местом паломничества. Образ Э. Э. неоднократно вдохновлял швед. писателей, поэтов, скульпторов.

Лит.: История Швеции, М., 1974, гл. 4; Carlsson G., Engelbrekt Engelbrektssons släkt, Engelbrekt Engelbrektsson, в кн.: Svenskt biografiskt lexikon, Bd 13, Stockh., 1949-50; Schück H., Engelbrekt, Stockh., 1915; его же, Minne af Rikshövitsmannen Engelbrekt Engelbrektsson, "Akad. Handlingar". dl 26, Stockh., 1925.

А. А. Сванидзе. Москва.

ЭНГЕЛЬГАРДТ

Александр Николаевич (21.VII.1832 - 21.I.1893) - рус. публицист-народник, ученый-агрохимик. Из дворян Смоленской губ. Окончил Михайловскую арт. академию (1853); служил в Петерб. арсенале. Преподавал химию в Александровском лицее. В 1861 за участие в студенч. движении арестован; был чл. "Земли и воли". В 1866-70 - проф. химии Петербургского земледельч. ин-та. Доктор химии honoris causa Харьковского ун-та (1870). За распространение среди студентов демократич. идей арестован в 1870 и заключен в Петропавловскую крепость; в нач. 1871 выслан под надзор полиции в свое имение Батищево (Смоленской губ.), где создал образцовое х-во на капиталистич. началах и школу для подготовки "интеллигентных землевладельцев". Опубликовал письма "Из деревни" (11 писем в "Отечественных записках" в 1872-82 и 12-е письмо - в "BE", 1887, No 5; отд. изд. 1882, 1960), к-рые содержат описание рус. пореформ. деревни и капиталистич. эволюции помещичьего х-ва. Письма Э. были сочувственно встречены демократич. кругами страны. Будучи демократом и просветителем, Э., вопреки собственной практике, разделял утопич. взгляды народников на крест. общину и пути развития России. Выступая за уничтожение помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам, Э. призывал интеллигенцию "сесть на землю", ратовал за артели "интеллигентных мужиков", к-рые преобразуют с. х-во на науч. основах. С работами Э. был знаком К. Маркс; как источник они были высоко оценены В. И. Лениным.

Лит.: Архив Маркса и Энгельса, т. XI, М., 1948, с. 149-54; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 488); Шарапов С. Ф., А. Н. Энгельгардт и его значение для рус. культуры и науки, СПБ, 1893; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 1, М., 1959; Деятели революц. движения в России. Биобиблиографии, словарь, т. 2, в. 4, М., 1932.

ЭНГЕЛЬМАН

ЭНГЕЛЬМАН (Engelmann), Пал Габор (1854 - 9.XII.1916) - деятель рабочего движения Венгрии, один из основателей и руководителей Социал-демократической партии Венгрии (СДПВ). Рабочий-жестянщик. В 1884 вступил во Всеобщую рабочую партию (ВРП) Венгрии, возглавив ее революц. крыло. В сент. 1889 по поручению 2-го Интернационала сменил оппортунистич. лидера ВРП А. Ирлингера и стал руководителем ВРП. Проведенная под рук. Э. организационная работа завершилась созданием в дек. 1890 СДПВ. В своей деятельности опирался на советы Ф. Энгельса, с к-рым состоял в переписке. В янв. 1893 (на съезде СДПВ) под давлением оппортунистов был выведен из руководства и исключен из партии. Ведя борьбу против оппортунистич. руководства СДПВ, создал (янв. 1894) С.-д. рабочую партию Венгрии, а в мае 1894 добился объединения обеих партий. В нач. 20 в. Э. - деятель левого крыла СДПВ. В своей журналистской деятельности, особенно после 1905, склонялся к бурж. радикализму. Выступал со статьями по вопросам социалистич. движения в рабочих газетах и газетах бурж. оппозиции Будапешта, Вены, Берлина.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 368; История венг. революц. рабочего движения, т. 1, пер. с венг., М., 1970.

Т. М. Исламов. Москва.

ЭНГЕЛЬС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНГИЕНСКИЙ ГЕРЦОГ

ЭНГИЕНСКИЙ ГЕРЦОГ - герцог Ангиенский (duc d'Enghien), Луи Антуан Анри де Бурбон-Конде (2.VIII.1772 - 21.III.1804) - франц. принц, последний представитель дома Конде (боковой ветви Бурбонов). Его воен. обучением занимался дед - Луи Жозеф де Конде. С началом Великой франц. революции Э. г. в июле 1789 вместе с отцом и дедом эмигрировал сначала в Бельгию, затем Швейцарию, Италию, Германию. С 1792 сражался в рядах роялистской армии под командованием деда ("армия Конде") против революционной Франции. После подписания Люневильского мира 1801 и роспуска "армии Конде" Э. г., отказавшись от воен. карьеры, поселился в г. Эттенхейм (герцогство Баденское); жил на пенсию, к-рую получал от англ. пр-ва. После того как в нач. марта 1804 был арестован Ж. Кадудаль, организовывавший заговор против Наполеона Бонапарта и показавший, что заговорщики ожидали прибытия во Францию одного франц. принца, Э. г. по распоряжению Наполеона (к-рое было инспирировано Ш. М. Талейраном) был схвачен в своем эттенхеймском доме 15 марта 1804 отрядом франц. драгун и вывезен во Францию. Поспешно, в ночь с 20 на 21 марта, в Венсеннском замке был организован над ним суд; он был обвинен в получении субсидий от Англии и участии в заговоре против Наполеона, невинно осужден и рано утром расстрелян. Расстрелом Э. г. Наполеон рассчитывал запугать роялистов - приверженцев Бурбонов. Казнь Э. г. была использована для ускорения создания третьей антифранц. коалиции (1805).

ЭНГОМИ

Энкоми (Egxomi), Алашия,- древний город на Ю.-В. о. Кипр. Раскопками, ведущимися с нач. 20 в., раскрыто многослойное городище, возникшее еще в 3-м тыс. до н. э. Высший расцвет Э. относится к 1600-1050 до н. э. В 16-15 вв. до н. э. приток ахейцев из Греции способствовал быстрому подъему города, в результате чего уже в 15 в. до н. э. назв. Алашия было перенесено на весь о-в (док-ты из архивов Хеттского царства, Др. Египта и Мари). Увеличение численности ахейцев в составе населения города привело к тому, что в 1400-1250 в культуре Э. преобладали "микенские" черты. Город представлял тогда укрепление с мощной оборонит. стеной циклопич. кладки. Вдоль мощеных улиц стояли многокомнатные дома с расположенными под ними склепами (родовыми усыпальницами). В ремесл. квартале открыты многочисленные остатки развитого медеплавильного произ-ва, в т. ч. изготовленные на вывоз слитки меди. В конце 15 в. до н. э. в Э. возведен царский дворец, существовавший до конца 13 в. до н. э. Ок. 1200 до н. э. город был завоеван новой волной ахейских переселенцев. Рядом с восстановленным дворцом был возведен из тесаного камня храм Аполлона. Ок. 1050 до н. э. Э. пришел в упадок в результате нападений "народов моря".

Лит.: Schaeffer С. F. A., Enkomi - Alasia, P., 1952.

ЭНДЕКИ

ЭНДЕКИ - сокращенное название членов Национально-демократической партии Польши.

ЭНДЖОМЕН

ЭНДЖОМЕН - энджумен (перс. - общество, собрание, клуб), - орган местной власти, городского или областного самоуправления в Иране. Первый Э. возник в Тебризе в ходе Иранской революции 1905-11. Демократич. Э. возникали также в 1918-21 и 1945-46.

ЭНДОГАМИЯ

ЭНДОГАМИЯ (от греч. endon - внутри и gamos - брак) - обычай, предписывающий заключать браки в пределах определенной обществ. группы: племени, касты, рода и т. д. В первобытном обществе род был экзогамен, а племя эндогамно. В период разложения первобытнообщинных отношений у ряда народов (малагасийцы, часть народов банту, арабы, узбеки, туареги, нек-рые народы Дагестана и др.) род или чаще внутриродовые группы - патронимии - стали эндогамными, что было вызвано стремлением сохранить имущество в среде близких родственников. Браки при этом заключались между детьми двоюродных, троюродных и т. д. братьев и сестер, по отцовской или, реже, по материнской линии (т. н. орто-кузенный брак). Кастовая Э. особенно характерна для каст Индии и Полинезии.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Штернберг Л. Я., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии, Л., 1933; Першиц А. И., Из истории патриархальных форм брака, КСИЭ, в. 24, М., 1955.

ЭНДРЮС

ЭНДРЮС (Andrews), Чарлз Маклин (22.II.1863 - 9.IX.1943) - амер. историк. В 1907-10 - преподаватель истории в ун-те Дж. Хопкинса (шт. Мэриленд), в 1910 - проф. Йельского ун-та (шт. Коннектикут). Э. был президентом ист. об-в ряда штатов, чл. Амер. академии искусств и наук и др. Гл. ист. труды Э. - "Колониальное происхождение американской революции" ("The colonial background of the American revolution", New Haven - L., 1924) и "Колониальный период американской истории" ("The colonial period of American history", v. 1-4, New Haven - L., 1935-39). Будучи представителем т. н. имперской школы, Э. проводил мысль о том, что война за независимость в Сев. Америке 1775-83 явилась следствием "динамического" развития колоний в "статической" системе метрополии. На первое место Э. ставил противоречия между брит. парламентом и колониальными учреждениями, что привело к недооценке им социального характера амер. революции 18 в.

Лит.: Уманский П. Б., Проблемы первой американской революции, в сб.: Основные проблемы истории США в американской историографии, М., 1971.

Б. М. Шпотов. Москва.

ЭНЕОЛИТ

ЭНЕОЛИТ (от лат. aeneus - медный и греч. litos - камень) - медно-каменный век. Назв. ист.-археол. периода, применяемое для конца эпохи неолита. Наряду с ним употребляются названия халколит и медный век. Э. - время перехода от неолита к бронз. веку, когда впервые вошла в употребление медь, но большинство орудий труда еще изготовлялось из камня.

ЭНЕСЫ

Народно-социалистич. (трудовая) партия, Трудовая народно-социалистич. партия, - см. Народные социалисты.

ЭНЗЕЛИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920

ЭНЗЕЛИЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920 - действия сов. Каспийского флота и Красного флота Сов. Азербайджана 17-18 мая с целью разгрома англ. интервентов и белогвардейцев, укрывшихся в иран. порту Энзели, и возвращения захваченных ими рус. кораблей во время Гражд. войны 1918-20. После поражения деникинских войск в марте - апреле 1920 белогвардейское командование увело в иран. порт Энзели 10 вспомогат. крейсеров, 1 авиатранспорт, 4 торпедных катера, 5 транспортов, 3 вспомогат. судна. Флот белых в Энзели охраняли части 36-й англ. пех. дивизии. Сов. командование решило ликвидировать белогвардейский флот, к-рый представлял угрозу на Каспийском м. 17 мая сов. корабли (2 вспомогат. крейсера, 4 эсминца, 2 канонерские лодки, 2 сторожевых катера, 1 тральщик, 3 транспорта) под командованием P. P. Раскольникова вышли из Баку и утром 18 мая развернулись для боя в 11 км от Энзели. Эсминцы открыли арт. огонь по р-ну Копурчай (западнее Энзели), вспомогат. крейсер "Роза Люксембург" - по штабу 36-й англ. дивизии, находившемуся в предместье Энзели Казьяне. Сов. командование направило англ. ген. Чемпейну ультиматум о сдаче порта с рус. кораблями и имуществом. Ок. 8 часов вспомогат. крейсер "Австралия" и 2 канлодки начали арт. подготовку высадки десанта у Кивру (12 км восточнее Энзели). Вражескую батарею, мешавшую высадке, подавил арт. огнем тральщик "Володарский", буксировавший шлюпки с десантом. Под прикрытием огня кораблей был высажен отряд воен. моряков под команд. И. К. Кожанова, к-рый, продвигаясь на Ю.-З., перерезал дорогу Энзели - Решт. Англ. командование направило пех. части из Казьяна в р-н Кивру, но огонь сов. кораблей заставил их отойти. Десантный отряд начал наступление на Казьян. Попытка англ. торпедного катера атаковать крейсер "Роза Люксембург" была отражена сторожевым катером "Дерзкий". К исходу 18 мая англ. командование приняло ультиматум и с согласия сов. командования отвело свои войска в Решт. Сов. корабли, тепло встреченные населением, вошли в порт Энзели, где захватили 23 рус. корабля и судна, 4 гидросамолета, св. 50 орудий, 20 тыс. снарядов и др. имущество. Белогвардейцы бежали и укрылись на иран. территории. Вскоре сов. корабли ушли из Энзели. Пр-во Ирана заявило о своем стремлении заключить договор с Сов. Россией и Азербайджаном и восстановить торговлю с ними. Сов. пр-во, стремясь установить добрососедские отношения с Ираном, объявило Каспийское м. свободным для иран. судоходства и безвозмездно передало Ирану рус. торг. учреждения в Энзели.

Лит.: Маковский A., Радченко В., Каспийская Краснознаменная, М., 1961.

В. С. Лупач. Москва.

ЭНИОХИ

Гениохи (лат. Heniochi, греч. Hnioxoi), - древние племена Кавказа, находившиеся на стадии первобытнообщинного строя. Упоминаются в урартских клинописных надписях (8 в. до н. э.) и позднее - античными авторами. Э. жили в предгорьях Кавказа, в Колхиде, в р-не Диоскуриады.

ЭНКИ

ЭНКИ (шумерск.), Эа (вавилонск.), - в вавилоно-ассирийской религии и мифологии один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем), бог подпочвенных вод, покровитель мудрости и культурных изобретений. Центр почитания - г. Эриду.

ЭНКОМЬЕНДА

ЭНКОМЬЕНДА (исп. encomienda, букв. - попечение, защита, покровительство) - форма эксплуатации индейского населения в исп. колониях в Америке в 16-18 вв. Индейцы, номинально считавшиеся свободными, передавались на "попечение" исп. колонизаторам-энкомендерос. Э. непосредственно не была связана с собственностью на землю. Индейцы, переданные в Э., были обязаны платить оброк (золотом, одеждой, продовольствием и т. п.) энкомендерос, отбывать барщину на их рудниках и в имениях. Жестокая эксплуатация энкомьендированных индейцев была одной из причин их катастрофически быстрого (в Вест-Индии почти полного) вымирания. Закрепощенные индейцы неоднократно восставали против колониального гнета и, в частности, против системы Э. В 17-18 вв. Э. уступила первенствующую роль др. формам колониальной эксплуатации, существовавшим параллельно с ней (мита, пеонаж). В нач. 18 в. Э. была официально отменена королевскими указами, однако в большей части исп. колоний Америки она сохранялась до нач. 19 в.

Лит.: Альперович М. С., О характере и формах эксплуатации индейцев в американских колониях Испании (XVI -XVIII вв.), "ННИ", 1957, No 2; Иванов Г. И., Энкомьенда в Мексике и восстания индейцев в XVI в., "Уч. зап. Ивановского пед. ин-та", 1964, т. 35; Simpson L. В., The encomienda in New Spain. The beginning of Spanish Mexico, Berk. - Los Ang., 1950.

Г.И. Иванов. Иваново.

ЭНЛИЛЬ

ЭНЛИЛЬ (аккадск. Эллиль, букв. - владыка-ветер) - в шумеро-вавилонской религии и мифологии одно из трех верховных божеств (наряду с Ану, Энки), персонификация природных сил. Бог-покровитель г. Ниппура и, видимо, бог плодородия. Согласно мифам, Э. отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. В шумеро-вавилонской культовой и светской лит-ре распространены термины "Э. богов", т. е. владыка богов, и "энлильство", т. е. господство. Э. изображался также как божество коварное и злобное (видимо, как персонификация стихии): насылал стихийные бедствия, стремился уничтожить людей потопом и т. д. Супруга Э. - Нинлиль, сыновья - лунный бог Нанна, воин Нинурта, божество подземной стихии Нергал, посол богов Намтар (персонификация судьбы и смерти).

Лит. см. при ст. Вавилоно-ассирийская религия и мифология.

ЭН-НАФАА

ЭН-НАФАА - ан-Нафаа, иногда в лит-ре Эннафаа, Мухаммед (р. 28.VIII.1917) - деятель рабочего и коммунистического движения Туниса. Из крест. семьи. По образованию учитель. В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в Движении Сопротивления. В 1943 вступил в Тунисскую коммунистич. партию (ТКП). В 1943-45 возглавлял парт. орг-цию ТКП в г. Сфаксе. С 1946 избирался чл. ЦК и Политбюро ЦК ТКП. В 1947 - ред. ЦО партии - газ. "Ат-Талиа". На III съезде ТКП в 1948 избран первым секретарем ЦК ТКП. Неоднократно подвергался преследованиям со стороны колон. властей. Возглавлял делегации ТКП на XX и XXI съездах КПСС и на Совещании представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1960. Автор ряда работ по вопросам освободительного движения тунисского народа.

ЭНО

Геннегау (франц. Hainaut, флам. Henegouwen), - ист. область в Зап. Европе; большая часть Э. - провинция Бельгии Эно (пл. 3,8 тыс. км2; нас. 1,3 млн. чел., 1973, гл. обр. валлоны; адм. ц. - Монс), юж. часть - в составе Франции (т. н. франц. Э. с гл. г. Валансьенн; часть деп. Нор). Первонач. (с 9 в.) Геннегау - графство в составе Лотарингии (с 959 - Ниж. Лотарингии), превратившееся к 11-12 вв. в фактически независимое феод. владение (в составе "Священной Рим. империи"). В 1191-1246 графы Геннегау были и графами Фландрии (т. н. геннегауская династия), в 1299-1354 - графами Голландии (из дома Авенов). В 1428-33 Э. перешла под власть бургундских герцогов, в 1477 (окончательно 1482) - Габсбургов, став одной из 17 провинций Нидерландов и разделив впоследствии судьбу бельгийской их части (см. Нидерланды ист.). Юж. часть Э. отошла во 2-й пол. 17 в. к Франции. В ср. века Э. - одна из наиболее экономически отсталых провинций. В совр. бельг. провинции Э. зап. часть - один из важных с.-х. р-нов, восточная (с гг. Монс, Шарлеруа) - составная часть крупнейшего пром. р-на Бельгии.

ЭНРИКЕ БУРГУНДСКИЙ

Генрих Бургундский (Henrique) (ок. 1057 - 1.V.1114), - первый граф Португалии. Выходец из Бургундии. Вступив в брак с побочной дочерью короля Кастилии и Леона Альфонса VI - Терезой, получил в ленное владение терр. между pp. Мондегу и Доуру и титул графа Португальского (по назв. своей резиденции в Портус-Кале, совр. Порту). Оставаясь формально вассалом Альфонса VI, Э. Б. фактически правил самостоятельно, подготовив тем самым своему преемнику Альфонсу Энрикишу базу для превращения графства в самостоят. королевство Португалия (1139). Э. Б. принял участие в 1-м крестовом походе. Вел также упорную, но безуспешную борьбу с маврами. В 1111 подавил значит. крест. восстание.

ЭНСИ

ЭНСИ (шумерск., устаревшее чтение: патеси) - в Др. Месопотамии с 27-26 вв. до н. э. правитель города-гос-ва. Обладал жреч. и адм. полномочиями, командовал дружиной из людей, зависевших лично от него или от храмовых х-в, к-рые Э. нередко возглавлял. Власть Э. была ограничена советом старейшин и нар. собранием; нередко Э. подчинялись воен. вождям-гегемонам (лугалям). При III династии Ура (21 в. до н. э.) Э. превратились в назначаемых царем окружных начальников. Во 2-м тыс. до н. э. Э. называли земледельцев-издольщиков царских и храмовых х-в, лишенных собственности на средства производства и подвергавшихся полурабской эксплуатации.

Лит.: Дьяконов И. М., Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер, М., 1959; его же, Muskênum и повинностное землевладение на царской земле при Хаммураби, "Eos", 1956, v. 48, fasc. 1.

И. M. Дьяконов. Ленинград.

ЭНСИНА

ЭНСИНА (Encina), Франсиско Антонио (1874-1965) - чилийский историк и социолог, глава консервативной школы в нац. историографии. Э. считал, что историю Чили определяет не народ ("инертная масса" и "пушечное мясо"), а великие личности, происходившие из аристократии готской крови, наделенные творческой интуицией и могучей волей. Ист. процесс, по мнению Э., непознаваем, а история не наука, а искусство. Э. не признавал никакого науч. метода в изучении истории, отвергал принцип хронологич. изложения событий. Крайне субъективистская филос. концепция Э. отражала взгляды Ф. В. Ницше, О. Шпенглера, интуитивиста А. Бергсона, интеллектуалиста X. Ортеги-и-Гасета и чил. историка-расиста Н. Паласиоса.

Соч.: Portales. Introducción a la historia de la época de D. Portales (1830-1891), t. 1-2, S. de Chile, 1934; Resumen de la historia de Chile, t. 1-3, S. de Chile, 1961; Historia de Chile desde la prehistoria hasta 1891, 1-4 ed., (t. 1-20), S. de Chile, 1948-56.

В. И. Ермолаев. Москва.

ЭНЦИКЛИКА

ЭНЦИКЛИКА (позднелат. encyclicus, от греч. enkuklios - круговой, общий) - послание папы римского ко всем католикам (духовенству, монашеским орденам, мирянам) или к католикам одной страны по вопросам вероучения и общественно-политическим. По канонам католич. церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к исполнению. Э. обычно пишутся на лат. яз. и называются по первым словам текста, напр.: "Mater et magistra" ("Мать и наставница") - Э. 1961 папы Иоанна XXIII, "Populorum progressio" ("Прогресс народов") - Э. 1967 папы Павла VI. Из Э. очень широкий резонанс получила Э. 1891 "Rerum novarum" Льва XIII, в к-рой была сформулирована социальная программа католич. церкви. Положения этой Э. легли в основу последующих социальных Э. Посредством Э. папство стремится формировать общественное мнение католиков и воздействовать на социально-политич. отношения в странах, где распространен католицизм.

В ранней христианской церкви Э. назывались послания епископа по вопросам веры.

В англиканской церкви назв. "Э." употребляется для обозначения посланий Ламбетских конференций - высш. органа Англиканского союза церквей (см. в ст. Церковь).

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ - см. Reallexikon der Vorgeschichte.

Предыдущая страница Следующая страница