Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭКО"-"ЭЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭКО"-"ЭЛЬ")

ЭКОНОМ

ЭКОНОМ (греч. oikonomos, букв. - домоуправитель) - в Др. Греции и эллинистич. Египте гос. или частный уполномоченный, ведавший всякого рода хоз. делами. Термин "Э." появился в Др. Греции во 2-й пол. 4 в. до н. э. (первое упоминание встречается в надписи из г. Приены, 330 до н. э., затем в надписях из городов Эфеса, Милета, Смирны и др.). В эллинистич. Египте Э. - правительств. чиновник, к-рому были подведомственны финанс. дела и дела по управлению х-вом, он ведал налогами и взаимоотношениями с арендаторами царских земель, осуществлял контроль и наблюдение за транспортировкой зерна в Александрию. В каждом адм. округе Египта Э. был офиц. представителем финанс. ведомства. Особые Э. были в сел. местностях. Иногда Э. выполняли даже воен. функции.

В совр. значении Э. - заведующий хозяйством.

"ЭКОНОМИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭКОНОМИСТЫ"

"ЭКОНОМИСТЫ" - сторонники "экономизма", оппортунистич. течения в РСДРП.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ - категория феодально зависимых от гос-ва крестьян в России 2-й пол. 18 в. Являлись быв. монастырскими крестьянами, переданными в 1764 в результате секуляризации церк. земель под управление коллегии экономии (отсюда получили название "экономические"). Им была отдана часть монастырских земель, что увеличило их надельное землепользование. Э. к. было ок. 2 млн. (из них 911 тыс. душ муж. пола), расселенных в различных р-нах Европ. России. Для всех Э. к. барщина или натуральный оброк были заменены подушным ден. оброком. В 70-е - нач. 80-х гг. казна получала с Э. к. ежегодно св. 1300 тыс. руб. Из этой суммы 36% выделялось на содержание монастырей и церквей, 17% - на нужды госпиталей и богаделен, 47% шло на пополнение гос. бюджета. В 1786 с ликвидацией Коллегии экономии Э. к. перешли в ведение местных органов (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.

Лит.: Завьялов A. A., Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II, СПБ, 1900; Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Вертинский А. Н., К истории волнений среди экономических крестьян в XVIII и в нач. XIX в., "Изв. Тверского педагогич. ин-та", в. 4, 1928; Рубинштейн Н. Л., Сельское х-во России во второй пол. XVIII в., М., 1957 (см. также лит-ру к ст. Секуляризация).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ - к Генеральному межеванию - экономико-географич. и статистич. описание всей терр. Европ. России кон. 18 - нач. 19 вв. Составлялись в ходе Генерального межевания и являлись приложением к Генеральным планам и Атласам. С 60-х гг. 18 в. составлялись полные Э. п., включавшие в себя статистич. ряд, состоящий из сведений о числе дворов, душ, количестве усадебной и пашенной земли, сенных покосов, леса, неудобных мест (в десятинах и саженях) и экономико-топографич. примечаний, в к-рых приводились сведения о качестве почвы, породах леса, водоемах, разновидностях птиц и животных, урожае хлебов, крест. промыслах и ремеслах и т. д. Составлялись Э. п. на основе "сказок", представленных поверенными от крестьян и обработанных землемерами губ. межевых контор. В 1797 в связи с перестройкой адм.-терр. деления России появились краткие - т. н. "павловские" Э. п. - компилятивная группа статистико-экономич. мат-ла, базирующегося на данных полных Э. п. с незначит. дополнениями. В кон. 30 - нач. 40-х гг. в ходе т. н. "межевания Менде" был составлен 3-й комплекс, охвативший 8 центр. губ. России. Этот тип Э. п. в своей статистич. части полностью соответствовал "павловскому", но текст содержал более разносторонние экономико-географич. сведения. Все виды Э. п. являются ценнейшим источником по экономич. истории Европ. России 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Мат-лы Э. п. хранятся в фондах губ. межевых контор и Межевой канцелярии в Центр. гос. архиве древних актов.

Лит.: Архив Межевой канцелярии. (Статьи 1-3), М., 1868-69; Рубинштейн Н. Л., Сельское х-во России во 2-й пол. XVIII в., М., 1957; Ковальченко И. Д., Крестьяне и крепостное хозяйство Рязанской и Тамбовской губ. в 1-й пол. XIX в., (М.), 1959; Милов Л. В., О вариантах "Экономических примечаний" второй половины XVIII в., "ИСССР", 1957, No 2; его же, "Сказки" крестьян как исходный материал для экономических примечаний генерального межевания, в кн.: Археографический ежегодник за 1959 г., М., 1960; его же, Исследование об "Экономических примечаниях" к Генеральному межеванию, (М.), 1965.

М. Б. Булгаков. Москва.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ И СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ" - буржуазной историографии - см. в ст. Историография.

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ" - сборник документов и мат-лов, характеризующих положение России в марте - окт. 1917. Издан Ин-том истории АН СССР, Гл. архивным управлением и Центр. гос. ист. архивом (Ленинград) - ч. 1-2, М.-Л., 1957, ч. 3, Л., 1967. В сб. объемом ок. 150 печатных листов содержится 1290 документов, многие из к-рых впервые введены в науч. оборот. Сб. открывается обстоятельной вступительной статьей; каждая часть сб. снабжена справочным мат-лом (указатели имен, торг.-пром. предприятий, банков, бурж. орг-ций и т. д.), мн. документы комментированы.

ЭКС

Экс-ан-Прованс (Aix-en-Provence), - город на Ю.-В. Франции, в деп. Буш-дю-Рон. 89,6 тыс. жит. (1968). Транспортный узел. Пищевая, химич. пром-сть. Центр туризма. Курорт (с 1705) с горячими минеральными источниками. Осн. в 123 до н. э. римлянами (Аквы Секстиевы). В 102 до н. э. здесь римляне разгромили тевтонов. С 6 в. н. э. Э. - резиденция архиепископа; с 12 в. - столица графства Прованс. Центр провансальской культуры; в 1409 был осн. ун-т. После присоединения Прованса (80-е гг. 15 в.) к Франции в Э. был учрежден парламент, на протяжении веков отстаивавший привилегии Прованса. В Религиозных войнах 16 в. Э. выступал против гугенотов.

Гл. архит. памятники: собор Сен-Совёр (12-14 вв.), церковь Сен-Жан-де-Мальт (13-14 вв.).

ЭКСАЛЬТАДОС

ЭКСАЛЬТАДОС (исп. exaltados, букв. - восторженные) - исп. партия левых либералов, действовавшая во время революции 1820-23 (ее приверженцев называли также "новыми либералами" или "либералами 20-го года"). Объединяла бурж. и мелкобурж. элементы города, часть офицерства, чиновничества и дворянства. Лидерами Э. были Флорес де Эстрадо, Морено Герра, Ромеро Альпуэнте, Р. Риего-и-Нуньес.

Многие Э. являлись членами масонского ордена. Их крайне левая часть обособилась вскоре в самостоятельную орг-цию комунерос. Образовав 5 авг. 1822 пр-во, Э. добились принятия предлагавшегося ими закона об отмене сеньориальных прав (май 1823), но не смогли провести его в жизнь вследствие начавшейся франц. интервенции. Пр-во Э. вместе с частью кортесов и фактически плененным ими королем Фердинандом VII переехало на о. Леон, где и капитулировало 30 сент. 1823. С началом революции 1834-43 значительная часть бывших Э. вошла в прогрессистскую партию.

Л. В. Пономарева. Москва.

ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСКУССИЯ

ЭКСКУССИЯ (греч. exkoysseia) - податная привилегия в Византии 10-15 вв., заключавшаяся преим. в освобождении зем. владений экскуссата (лица, получавшего Э., ед. ч. экскуссат) и населявших их крестьян от гос. налогов (обычно экстраординарных), а также от вступления в эти владения гос. чиновников (сборщиков налогов, фемных судей, воен. должностных лиц). Термин "Э." (означающий налоговые льготы) встречается в визант. источниках впервые в 10 в. В Византии, где податной гнет был важнейшей формой эксплуатации сел. населения, Э. создавала особый тип привилегированного землевладения. Однако гос-во сохраняло за собой высш. юрисдикцию и не было сковано в возможности ограничивать и отнимать Э. В 13-15 вв. объем Э. расширился, экскуссаты получили право на сбор суд. пошлин. Сохранилась грамота 1364 (пожалованная трапезундскому монастырю Сумела), в к-рой впервые недвусмысленно говорится о подчинении париков монастырскому суду.

Существовали и иные виды Э.: освобождение экскуссатов от налогов на условии несения специальных повинностей (такого рода Э. получали императорские оружейники, лица, обслуживавшие гос. почту, нек-рые категории гос. крестьян), освобождение кораблей от уплаты торг. пошлины.

Многие византинисты считают Э. тождественной зап.-европ. иммунитету (рус. исследователи К. Н. Успенский, П. А. Яковенко, югосл. историк Г. А. Острогорский и др.). При этом Успенский утверждал, что Э. предоставлялась преим. монастырям и что она была распространена уже в 6-7 вв., 11 в. - период ее относительного упадка, в дальнейшем она все более сужалась. Согласно Яковенко, на 11 в. приходится расцвет Э. Острогорский подчеркивает, что объем Э. с течением времени возрос и что наряду с фискальными иммунитетными правами визант. землевладельцы-экскуссаты, по крайней мере с 11 в., обладали и юрисдикцией (суд. и адм.) в границах своих владений. Если и нельзя согласиться с тем, что Э. и зап.-европ. иммунитет тождественны (хотя сходство между ними велико), все же оба института выполняли одинаковые социальные функции - оформление привилегированного землевладения.

Лит.: Яковенко П. A., К истории иммунитета в Византии, Ю., 1908; Успенский К., Экскуссия - иммунитет в Византийской империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923, с. 74-117; Острогорский Г. A., К истории иммунитета в Византии, там же, т. 13, М., 1958, с. 55-106; Каждан А. П., Экскуссия и экскуссаты в Византии X-XII вв., в кн.: Визант. очерки, М., 1961, с. 186-216.

А. П. Каждан. Москва.

ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАПИНСКОГО

ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАПИНСКОГО - попытка поддержать Польское восстание 1863-64 путем морской доставки в р-ны восстания через Балтийское побережье оружия и людей. Сформирована в Лондоне из 160 чел., воен. начальник - быв. полк. австр. армии Ф. Лапинский (1827-86), комиссар И. Демонтович. Участники Э. Л. отплыли из англ. порта Саутхемптона 22 марта 1863 на арендованном пароходе "Уорд Джэксон" ("Ward Jackson"), капитан Р. Вэзерли. Цель поездки от команды была скрыта. 26 марта в Хельсингборге (Швеция) к Э. Л. присоединился М. А. Бакунин. По прибытии 28 марта в Копенгаген англ. команда парохода и ее капитан, узнав о цели поездки, отказались в ней участвовать и покинули судно. Была нанята датская команда. 30 марта пароход достиг порта Мальме (Швеция), где 1 апр. шведские власти его интернировали по просьбе рус. пр-ва. 3 июня Лапинскому удалось нанять парусное судно "Эмилия" и со 112 своими сторонниками он отплыл к берегам Литвы. 11 июня во время высадки у Куриш-Гафа разразился шторм, во время к-рого 24 участника Э. Л. погибли. Отказавшись от дальнейших попыток высадиться, Э. Л. направилась на "Эмилии" на о. Готланд, откуда 19 июля ее забрал швед. воен. корабль и доставил в Англию. Неудача Э. Л. была обусловлена ее плохой организацией и отсутствием должной конспирации.

Лит.: Герцен А. И., Пароход "Ward Jackson", R. Weaterley & C°, Собр. соч. в 30 тт., т. 11, M., 1957; Берг Н. В., Морская экспедиция повстанцев 1863 г., "ИВ", 1881, т. 4, кн. 1; Михаил Бакунин и экспедиция на пароходе "Ward Jackson", "KA", 1924, т. 7; Тренина В., Полковник Лапинский и его мемуары, в кн.: Лит. наследство, т. 41-42, М., 1941.

Н. М. Пирумова. Москва.

ЭКСПЕДИЦИЯ МАЛОРОССИЙСКИХ ДЕЛ

Малороссийская экспедиция, - орган надзора и высш. управления Левобережной Украиной в 1756-64. В связи с передачей дел по управлению Украиной из Коллегии иностр. дел в Сенат (янв. 1756), при нем была учреждена особая Э. м. д., к-рая являлась высш. адм. инстанцией на Украине, фактически ограничивавшей власть малороссийского гетмана К. Г. Разумовского (1750-64). По указу от 2 окт. 1756 Э. м. д. рассматривала челобитные на решения гетмана. Упразднена в февр. 1764; апелляционные дела были переданы во 2-й департамент Сената, а дела по управлению Украины в восстановленную в нояб. 1764 Малороссийскую коллегию.

ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В БОСФОР 1833

ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В БОСФОР 1833 - воен. демонстрация России во время обострения Египетского кризиса 1831-33 (см. Египетские кризисы). Успехи правителя Египта Мухаммеда-Али, выступившего против тур. султана, побудили рус. пр-во принять решение оказать давление на Египет и помощь Турции в целях усиления влияния России в Черноморских прол. В ответ на просьбу Турции о помощи рус. пр-во 2 февр. 1833 из Севастополя направило эскадру контр-адм. М. П. Лазарева, к-рая 8 февр. стала на якорь в Босфоре. 24 марта прибыла эскадра контр-адм. M. H. Кумани, с к-рой был высажен десант в Ункяр-Искелеси. 11 апр. подошла эскадра контр-адм. И. О. Стожевского с десантом, а 23 апр. прибыл чрезвычайный посол и главнокомандующий силами экспедиции ген.-адъютант А. Ф. Орлов. В Босфоре сосредоточилось 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 2 корвета и др., ок. 11 тыс. десантных войск. Мухаммед-Али-паша был вынужден отказаться от похода на Стамбул и заключить с Турцией компромиссное Кютахийское соглашение (9 мая 1833), а Орлов 26 июня добился выгодного для России Ункяр-Искелесийского договора 1833. В июне рус. флот покинул Босфор.

ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В СЕВЕРНУЮ АМЕРИКУ 1863-64

ЭКСПЕДИЦИЯ РУССКОГО ФЛОТА В СЕВЕРНУЮ АМЕРИКУ 1863-64 - воен. демонстрация России в поддержку федерального пр-ва Севера во время Гражданской войны в США 1861-65. В то время как пр-ва Великобритании, Франции и Испании оказывали поддержку мятежникам-южанам, Россия занимала дружеств. позицию по отношению к северянам. В условиях резкого обострения отношений России с Великобританией и Францией в связи с Польским восстанием 1863-1864 рус. пр-во, готовясь к возможному вооруж. конфликту, направило в терр. воды США две эскадры: контр-адм. С. С. Лесовского (3 фрегата, 2 корвета и 3 клипера), к-рая в июле 1863 прибыла в Нью-Йорк, и контр-адм. А. А. Попова (5 корветов и 4 клипера), прибывшую в окт. 1863 в Сан-Франциско. В случае войны с Великобританией и Францией рус. эскадры должны были действовать на коммуникациях и против колоний противника. Неожиданное появление в США рус. кораблей, восторженно встреченных американцами, имело большой политич. эффект, оказало поддержку федеральному пр-ву и содействовало рус-амер. сближению, а также заставило Великобританию и Францию изменить свою позицию. Эскадры, объединившиеся в апр. 1864 в Нью-Йорке, были вскоре отозваны и в июле 1864 покинули берега Сев. Америки.

ЭКУАДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКУАДОРЦЫ

ЭКУАДОРЦЫ - население Экуадора. Общая числ.- 6,5 млн. чел. (1974, перепись). Осн. часть Э. составляют исп.-индейские метисы и индейцы, гл. обр. кечуа, остальные - белые (потомки европ. переселенцев), мулаты, негры, самбо. Значит. часть Э. говорит на исп. языке (офиц. язык страны), часть - на языке кечуа. По религии большинство Э. - католики, есть протестанты. Св. 45% Э. (преим. метисов, мулатов и негров) живет к З. от Анд в прибрежных р-нах; кечуа расселены гл. обр. в горных р-нах; в центр. долине и к В. от Анд обитают т. н. лесные индейцы, сохраняющие плем. образ жизни, плем. языки и древние традиц. верования. Об истории, х-ве и культуре Э. см. в ст. Экуадор.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959; Экуадор. Историко-этнографич. очерки, М., 1963; Нации Латинской Америки, М., 1964.

Э. В. Зиберт. Ленинград.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (от греч. oikoymenn - обитаемый мир, вселенная) - движение за объединение христ. церквей, возникшее в протестантизме в 20 в. В Э. д. церк. деятели видят одно из гл. условий укрепления позиций религии, переживающей в совр. мире глубокий кризис. Начало Э. д. 20 в. положила Всемирная миссионерская конференция 1910 в Эдинбурге (созданный на ней Комитет в 1921 был преобразован в Междунар. миссионерский совет). Возникшие в 20-х гг. орг-ции "Вера и устройство" и "Жизнь и деятельность" поставили своей задачей: первая - преодоление догматич. и канонич. расхождений в христианстве (провела конференции в Лозанне в 1927 и Эдинбурге в 1937), вторая - увязывание христианства с современностью (конференции в Стокгольме в 1925 и Оксфорде в 1937). Совр. Э. д. организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) (резиденция - в Женеве), ставший органом, объединяющим и координирующим деятельность б. ч. протестантских (а позднее и православных) церквей. Официальный орган ВСЦ - "Ecumenical Review". Значит, часть бюджета ВСЦ покрывается поступлениями от церквей США. В ВСЦ входит (на 1974) 267 церквей более чем из 90 стран: большинство протестантских церквей мира и их объединений (лютеране, реформаты, англикане, пресвитериане, конгрегационалисты, баптисты, методисты, квакеры, а также "Армия спасения"), старокатолическая церковь; Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская православные церкви, с 1961 - также Рус., Болг., Рум., Польская православные церкви, с 1962 - Груз. православная церковь, Арм. апостольская церковь, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, евангелическо-лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В 1961 произошло слияние ВСЦ и Междунар. миссионерского совета. Рим. католич. церковь не является чл. ВСЦ, но посылает офиц. наблюдателей на его конференции и ассамблеи, католики участвуют в качестве полноправных членов во многих комиссиях ВСЦ. 2-й Ватиканский собор принял в 1964 спец. декрет "Об экуменизме" и учредил Секретариат по содействию христ. единству. Однако католиков и протестантов по-прежнему разделяют существенные расхождения. Расхождения (религ.-догматич., в понимании характера единства Э. д. и особенно в определении роли и места церкви в решении социально-политич. проблем) имеются и внутри Э. д. В целом совр. Э. д. стремится сформулировать новую социально-политич. доктрину, к-рая дала бы ответы на злободневные проблемы современности - при сохранении основ капиталистич. общества (выработка концепции "ответственного общества", "теологии революции" и др.). 1-я (Амстердам, 1948) и 2-я (Эванстон, США, 1954) ассамблеи ВСЦ проходили под знаком открытого антикоммунизма, вместе с тем критиковались и нек-рые стороны капитализма. 3-я (Нью-Дели, 1961) и 4-я (Упсала, Швеция, 1968) ассамблея отразили стремление Э. д. приспособиться к духу времени, о чем свидетельствует принятие решений, касающихся актуальных междунар. проблем, в частности в защиту всеобщего мира; в 1969 ЦК ВСЦ принял программу борьбы с расизмом. 5-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1975 в Найроби (Кения).

Лит.: Гараджа В. И., Протестантизм, М., 1971; Крянев Ю. В., Практическая и теологическая подготовка христианского экуменизма, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 7, М., 1969; Гордиенко Н. С., Современный экуменизм, М., 1972; Visser't Hooft W. A., The meaning of ecumenical, L., (1954); Duff E., The social thought of the World council of churches, L., 1956; Villain M., Introduction а l'oecuménisme, 4 éd., (Tournai), 1964;Goodall N., The ecumenical movement, 2 ed., L., 1964; A history of the ecumenical movement, 1517-1948, ed. by R. Rouse and S. С Neill, 2 ed., L., 1967.

A. H. Чанышев. Москва.

ЭЛАГАБАЛ

Гелиогабал (Heliogabalus) (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин Август; до провозглашения императором - Варий Авит) (204-222), - рим. император в 218-222. По матери родственник императоров Септимия Севера и Каракаллы. Воспитывался в Риме у бабушки Юлии Месы - сестры жены Септимия Севера. В 217 стал жрецом сирийского бога солнца Элагабала в г. Эмесе, где Э. родился (отсюда его имя в историографии). Стараниями честолюбивой Юлии Месы легионы, находившиеся в Сирии, провозгласили Э. императором. В Рим Э. прибыл со священным черным камнем (аэролит), олицетворявшим бога Элагабала, к-рому он воздвиг храм на Палатине, намереваясь провозгласить его высшим божеством рим. гос-ва. Гос. дела при Э. решались Юлией Месой и префектом претория. Расточительность и распутство Э. вызвали мощный протест со стороны военных и др. слоев населения. Э. был убит преторианцами.

Источн. в рус. пер.: Геродиан, История императорской власти после Марка, кн. IV, "ВДИ", 1972, No 3, с. 254-61; Авторы жизнеописаний августов. XVII. "ВДИ", 1958, No 2.

ЭЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛАМИТЫ

ЭЛАМИТЫ - древние племена, населявшие Элам.

ЭЛАМТУ

ЭЛАМТУ - аккадское название страны Элам. В науч. лит-ре аккадское обозначение Э. не встречается.

ЭЛАС

ЭЛАС (ELAS, сокращение от Ellnnikos Laikos 'Apeleyterotikos Stratos - Греческая народно-освободительная армия) - вооруженные силы Движения Сопротивления в Греции в годы 2-й мировой войны. Создана в декабре 1941 по решению ЦК ЭАМ на базе действовавших в Греции разрозненных партиз. отрядов. 16 февр. 1942 была опубл. учредит. декларация о создании ЭЛАС, в к-рой указывалось, что целью ЭЛАС является освобождение страны от иностр. оккупации, защита завоеваний народа и его свобод. Процессу формирования ЭЛАС способствовала победа сов. войск под Сталинградом. К осени 1943 ЭЛАС освободила ок. 1/3 терр. Греции; в сент. 1944 она перешла в генеральное наступление, и к концу окт. 1944 вся Греция была освобождена от гитлеровских оккупац. войск. Силы ЭЛАС составляли 77 тыс. солдат и офицеров на действительной службе и 50 тыс. резервистов, 6 тыс. служили в нац. милиции. ЭЛАС нанесла оккупантам большой урон: 21 800 убитых, ок. 6,5 тыс. пленных, было выведено из строя и захвачено много воен. техники. В результате перехода (после Ливанского соглашения 1944) власти в стране в руки антидемократич. сил и вооруж. вмешательства англ. империализма (дек. 1944) во внутр. дела Греции ЭЛАС по условиям Варкизского соглашения от 12 февр. 1945 была (28 февр. 1945) расформирована.

К. А. Шеменков. Москва.

ЭЛДЖИН

ЭЛДЖИН (Elgin), Джеймс Брюс (Bruce) (20.VII.1811 - 20.XI.1863), - англ. колониальный деятель, барон (с 1849). Род. в аристократич. семье. Образование получил в Итоне и Оксфорде. В 1841 избран в палату общин. В 1842-46 губернатор о. Ямайка. В 1847-54 - генерал-губернатор Канады. При Э. в Канаде было сформировано в 1848 первое пр-во, формально ответственное перед парламентом, в 1849 объявлена амнистия лицам, причастным к канад. восстанию 1837; в 1854 парламент Канады принял закон о секуляризации церк. земель и отмене сеньориальных прав. В 1857-58 и 1860 Э. - чрезвычайный посланник в Китае; участвовал в заключении кабального Тяньцзиньского англо-китайского договора 1858, навязанного Китаю в ходе Англо-франко-китайской войны 1856-60. С 1862 - вице-король Индии.

В. А. Тишков. Москва.

ЭЛЕВСИН

Элефсис ('Eleysis), - город в Аттике (Греция), в 22 км к З. от Афин. Поселение в Э. существовало непрерывно со времени неолита. Во 2-м тыс. до н. э. Э. стал центром одного из царств ахейцев. Остатки оборонит. стен, царских дворца и усыпальницы и погребений зажиточного населения указывают на значит. роль Э. в 16-12 вв. до н. э. Тогда же в Э. достиг большого развития культ богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны (Коры). В 1-м тыс. до н. э. святилище Деметры приобрело широкую известность своими элевсинскими мистериями. Раскопками, ведущимися с 1882, открыты часть священной дороги для процессий из Афин в Э., святилища, возведенные в период от 6 в. до н. э. до 3 в. н. э. (большие и малые Пропилеи, портик, зал (телестерион) для мистериальных обрядов, с 42 колоннами, 2 триумфальные арки и др.). В Э. ок. 525 до н. э. родился поэт Эсхил. В 396 н. э. город был разрушен готами. Совр. Э. - небольшой городок.

Лит.: Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ, 1887; Noack F., Eleusis, Bd 1-2, В. - Lpz., 1927; Kourouniotes К., Eleusis. A guide to the excavations and museum, Athens, 1934; Mylonas G. E., Eleusis and the Eleusinian mysteries, Princeton, 1961.

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ - религ. праздник в Аттике (Др. Греция) в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ к-рых принадлежал к числу древнейших аграрных культов. Магич. обряды, совершавшиеся издревле в поселении Элевсин (в 22 км от Афин), после присоединения Элевсина к союзу аттич. общин (кон. 7 в. до н. э.) легли в основу общегос. афинского празднества. Правом посвящения в Э. м. пользовались все жители Аттики без различия пола и социального положения, в т. ч. и рабы. Э. м. справлялись в кон. сентября - нач. октября и в их ритуал входили среди прочего торжественное шествие по священной дороге из Афин в Элевсин и собственно мистерии, т. е. представления, в к-рых изображались горести Деметры, потерявшей дочь, ее поиски и радость по поводу ее возвращения. Детали этого представления, включавшего, по-видимому, пантомиму и рецитацию священных текстов, неизвестны.

Источн.: К Деметре, в кн.: Эллинские поэты, пер. В. В. Вересаева, М., 1963, с. 114.

Лит.: Новосадский Н. И., Елевсинские мистерии, СПБ, 1887; Foucart P., Les mysteres d'Eleusis, P., 1914; Deubner L., Attische Feste, (2 Aufl.), В., 1966.

В. Н. Ярхо. Москва.

ЭЛЕВТЕРЫ

ЭЛЕВТЕРЫ (греч. eleuteroi - свободные) - термин, употреблявшийся в Византии в двояком смысле: в широком - для обозначения свободных граждан вообще, в узком - для обозначения различных категорий сел. населения в разные периоды визант. истории. В 4-6 вв. Э. - свободные колоны, держатели чужой земли, обязанные уплачивать господину оброк и выполнять определенные работы. Как лично свободные Э. сами платили гос. подати и несли гос. повинности. В течение 7-9 вв. они постепенно стали лично зависимыми, но одновременно укреплялись их владельческие права на полученную в держание землю и на ведение самостоятельного х-ва. В 10-12 вв. Э. - юридически свободные безземельные поселенцы в феод. поместье, часть к-рых постепенно превращалась в зависимых наделенных землей крестьян, часть составляла челядь господина, другие входили в его дружину и адм. аппарат поместья. В 13-15 вв. с ростом обезземеливания крестьянства Э. - чаще всего неимущие работники в поместье, подвергавшиеся особенно тяжелым формам эксплуатации.

Среди византинистов существует и др. точка зрения: лишь с 14 в. термин "Э." определял особую категорию сел. населения Византии; до 14 в. означал только свободу от гос. повинностей, т. е. Э. был всякий, не внесенный в гос. налоговый кадастр.

Лит.: Острогорски Г., Элевтери. Прилог историjи сељаштва у Византиjи, "Зборник филозофског факултета", књ. 1, Београд, 1948; Литаврин Г. Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960, с. 177-179.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ЭЛЕФАНТИНА

ЭЛЕФАНТИНА ('Elepantinn) - древнегреч. назв. острова на р. Нил (напротив Асуана) и древнего поселения на нем. Э. была центром меновой торговли Др. Египта с Югом (слоновая кость и др. товары) и столицей пограничного с Нубией нома. На острове обнаружены исторические памятники от эпохи Древнего царства вплоть до позднерим. времени. При фараонах 18-й и 19-й династий на Э. были сооружены храмы бога Хнум, богинь Сатис, Анукис и др., остатки к-рых сохранялись до нач. 19 в. В 1908 был открыт некрополь мумифицированных священных баранов в кам. саркофагах. В 1948 обнаружены остатки еще одного храма из сырцового кирпича, построенного в эпоху Среднего царства. В птолемеевское и рим. время оставалась важным центром торговли с Суданом. К этому периоду относятся гранитная триумфальная арка (кон. 4 в. до н. э.), ниломер, описанный Страбоном (XVII, 1, 48), с отметками наивысших подъемов воды. На Э. найдены егип. иератические папирусы (25 в. до н. э.), архив местных номархов, арамейские папирусы и острака (6-5 вв. до н. э.) из архива иудейской воен. колонии, находившейся на Э.

Лит.: Meyer E., Der Papyrusfund von Elephantine, Lpz., 1912; Müller H. W., Die Felsengräber der Fürsten von Elephantìne, Hamb. - N. Y., 1940.

ЭЛИАВА

Шалва Зурабович (18(30).IX.1883 - 3.XII.1937) - советский гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Род. в семье обедневшего дворянина в с. Ганири Кутаисской губ. Участник Революции 1905-07 в Тифлисе и Кутаиси. Будучи студентом Петерб. ун-та (с 1904), включился в революц. движение, вошел в состав к-та РСДРП. В 1911 выслан в Олонецкую губ. В 1913 вел парт. работу в Петербурге, сотрудничал в "Правде". В 1915 выслан в Вологду. В 1917 - пред. Вологодского губисполкома и продкомиссар. В 1919-20 - чл. РВС Турк. фронта, пред. Туркестанской комиссии В ЦИК и СНК РСФСР. В 1920 - полпред РСФСР в Турции и Персии. В 1921-30 - наркомвоенмор Груз. ССР, пред. СНК Грузии, с 1927 - ЗСФСР. С 1921 - чл. Кавбюро ЦК РКП(б), чл. Заккрайкома РКП(б). Чл. ЦИК ЗСФСР. В 1931-36 - зам. наркома внешней торговли СССР, с 1936 - зам. наркома легкой пром-сти СССР. Делегат XII-XVII съездов партии, на XV-XVII съездах избирался канд. в чл. ЦК ВКП(б). Был чл. ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Лит.: Тоидзе Л. М., Шалва Элиава, Тб., 1965 (на груз. яз.).

ЭЛИДА

ЭЛИДА ('Нlis) - в Др. Греции область на С.-З. Пелопоннеса. Изобиловала пастбищами и плодородными долинами. Осн. занятиями жителей были земледелие и скотоводство. В нач. 5 в. до н. э. в результате синойкизма образовался гл. город области Э. того же названия. На терр. Э. находилось общегреч. святилище в г. Олимпия, где раз в 4 года происходили общегреч. Олимпийские игры. В совр. Греции Э. - ном (центр - г. Пиргос).

ЭЛИМАИДА

ЭЛИМАИДА - у античных авторов назв. области на Ю.-З. Ирана, соответствующей древнему Эламу, а также назв. области в сев.-зап. Мидии, у южного берега Каспийского м.

ЭЛИСТА

ЭЛИСТА (в 1944-57 - г. Степной) - город, столица Калмыцкой АССР. Находится в юж. части Ергенинской возвышенности. Ж.-д. станция на Северо-Кавказской ж. д. Соединен шоссейными дорогами с Астраханью, Волгоградом, Ставрополем. Нас. в 1974 - 60 тыс. чел. (1939 - 17 тыс. чел., 1959 - 23 тыс. чел., 1970 - 50 тыс. чел.). Название получил от калмыцкого слова "элстя"-песчаный. Э. называлась балка, в к-рой в 1853 была создана Элистинская лесная плантация. С 1865 Э. - село Черноярского у. Астраханской губ. и улусная ставка юж. части Малодербетовского улуса. В нач. 20 в. Э. становится центром Манычского улуса. Сов. власть установлена в февр. 1918. С авг. 1918 Э. - центр Элистинского уезда. С 1927 начал строиться город, к-рый в 1928 стал центром Калмыцкой АО, в 1930 назв. городом, с 1935 - столица Калмыцкой АССР. За годы Сов. власти Э. стала пром. и культурным центром Калмыкии. 12 авг. 1942 была оккупирована нем.-фаш. захватчиками. Освобождена Сов. Армией в ночь на 1 янв. 1943. За послевоен. годы Э. восстановлена, в ней началось массовое жилищное строительство. В Э. работают авторемонтный, силикатный, железобетонный и др. з-ды, предприятия легкой и пищевой пром-сти. В Э. находится НИИ языка, лит-ры и истории при Совмине Калмыцкой АССР. Имеется политехникум, педагогич., музыкальное и кооперативное училища, ряд культурно- просветительных учреждений. В 1970 в Э. открыт ун-т.

Лит.: Элиста. 100 лет. Прошлое, настоящее, будущее, Элиста, 1965; Немичев И. С., Создание нац. центра г. Элиста - важный фактор консолидации калмыцкой социалистич. нации (1927-1941 гг.), в кн.: Вестник Калмыцкого НИИ языка, лит-ры и истории, 1968, No 3; Элиста, (Элиста, 1970).

ЭЛЛИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1927

ЭЛЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1927 - конституция Греции, принятая конституционной комиссией в июне 1927. Провозглашала Грецию республикой (гл. 2). Законодат. власть передавалась сенату и палате депутатов, исполнительная - президенту республики. Конституция декларировала (гл. 3) равенство граждан перед законом, личную свободу, право собираться "мирно и без оружия", объединяться в союзы "с соблюдением законов", неприкосновенность жилища, свободу слова и печати, тайну переписки, отмену пыток и смертной казни. Конституция провозглашала сохранение частной собственности. Остальные разделы Э. к. регламентировали деятельность сената, палаты депутатов, пр-ва, суд. и адм. властей и др. Действовала до окт. 1935, когда в результате гос. переворота в Греции была восстановлена монархия.

ЭЛЛИНЫ

ЭЛЛИНЫ ('Ellnnes) - самоназвание греков, распространившееся еще в древности на все население Вост. Средиземноморья, говорившее на греч. языке. Назв. "Э." встречается уже у Гомера, но применительно лишь к племени, обитавшему на терр. небольшой области в Юж. Фессалии - Эллады. Назв. области перешло к др. античным авторам, но Аристотель помещает Элладу не в Фессалии, а в Эпире. В генеалогической поэзии родоначальником Э. считается мифический Эллин - переживший потоп сын Девкалиона и Пирры, брат Амфиктиона. Последний считается эпонимом религ.-культового объединения ряда племен, возникшего в глубокой древности вокруг Дельфийского святилища Аполлона. Видимо, члены этого объединения именовали себя Э. и постепенно распространили это название на все население Ср. и Сев. Греции, дорийцы же перенесли его в Пелопоннес, где тоже происходили общегреч. праздники. Потребность в общем имени, очевидно, возникла у греков в связи с развитием колонизации и торг. общения с др. народами. По свидетельству Геродота, в Навкратисе (Египет), основанном в 7 в. до н. э. колонистами из 9 греч. городов, общий для всех греков храм был назван Элленионом. Впервые термин "Э." для обозначения всех греков встречается у поэта Архилоха (7 в. до н. э.), побывавшего во мн. странах и принимавшего участие в греч. колонизации.

Лит. см. при ст. Греки.

Д. П. Каллистов. Ленинград.

ЭЛЛОРА

ЭЛЛОРА - пещерные сооружения близ д. Эллора (примерно в 15 км от г. Аурангабада), в шт. Махараштра (Индия). Группа из 34 украшенных скульптурой пещерных храмов; протянулась с С. на Ю. более чем на 1,5 км; сооружены гл. обр. в 6-10 вв. Принадлежат различным культам: буддизму (1-12), брахманизму (13-29) и джайнизму (30-34). Большинство храмов - многостолпные залы в 1-3 этажа с открытыми дворами спереди. Достопримечательностью Э. является также храм Кайласанатха (2-я пол. 8 в.), вырубленный по приказу Кришны I из кам. монолита. Высота храма св. 30 м. Всю его поверхность покрывают высеченные фигуры богов и фантастических существ. Здесь представлены все боги, упоминаемые в индийской мифологии и эпосе. Основание храма опоясано вереницей слонов, вырубленных в натур. величину.

Лит.: Короцкая A. A., Сокровища индийского искусства, М., 1966; Тюляев С. И., Искусство Индии, М., 1968; Gupte Ramesh Shankar, Mahajan В. D., Ajanta, Ellora and Aurangabad Caves, Bombay, 1962.

ЭЛЛЯЙ

Элляй-Боотур, Эт уос Эльдэй (Мясогубый Эльдэй), - один из легендарных прародителей якутов, переселившихся с Ю. на С. в район среднего течения р. Лены. В ряде преданий Э. назван сыном татарского хана. Образ Э. наделен лучшими чертами труженика, к-рому приписываются все усовершенствования в технике и быту. Он первый мастер-художник, приготовляет кумыс, изготовляет посуду, в его честь устраивают первый кумысный праздник - ысыах. Э. противопоставляется Омогою, к-рый ведет примитивное х-во и воплощает патриарх. отсталость. Предания об Э. отражают представления якут. народа о южном происхождении якутов. Устная традиция связывает с Э. и его потомками возникновение большинства якут. улусов и наслегов. До сер. 20 в. насчитывают 17-19 поколений от Э. Имена 8-9 ближайших поколений подтверждаются письм. документами 17-19 вв. Изучением преданий об Э. занимались Г. В. Ксенофонтов, С. И. Боло, Г. У. Эргис, А. П. Окладников.

Источн.: Боло С. И., Прошлое якутов до прихода русских на Лену, "Сб. трудов н.-и. ин-та языка и культуры при СНК ЯАССР", М. - Якутск, 1938, в. 4; Исторические предания и рассказы якутов, ч. 2, М.-Л., 1960; Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974.

Лит.: Ксенофонтов Г. В., Ураангхай-Сахалар. Очерки по древней истории якутов, т. 1, Иркутск, 1937; Окладников А. П., Якутия до присоединения к Русскому государству, М.-Л., 1955 (История Якутской АССР, т. 1).

Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.

ЭЛПИДИН

Михаил Константинович (1835-1908) - рус. революционер-шестидесятник, эмигрант, деятель вольной рус. печати. Сын дьякона. Окончил Чистопольское духовное уч-ще, служил в Казанском уездном суде. С 1860 - вольнослушатель Казанского ун-та, за участие в студенч. волнениях 1861 уволен и выслан на родину в с. Никольское Казанской губ. Чл. Казанского революц. кружка, ставшего с 1862 отделением "Земли и воли". В апр. 1861 арестован в с. Бездна во время крестьянских волнений, освобожден за недостатком улик. В апр. 1863 арестован вторично по делу о "Казанском заговоре", приговорен к 5 годам каторги. В июле 1865 бежал из Казанского тюремного замка за границу. Участвовал в деятельности "молодой эмиграции", поддерживал связи с революц. кружками в России (ишутинцы, нечаевцы). Основал в Женеве рус. типографию (1866) и книжную лавку (1881). Вместе с Н. Я. Николадзе издавал газеты "Подпольное слово" (1866, No 1-2), "Летучие листки" (1868, No 1), в его типографии печатались газ. "Современность" (1868, No 1-7), журн. "Народное дело" (1868, No 1-2), газ. "Общее дело" (1877-90), одним из издателей к-рой он был. За 40 лет издательской деятельности Э. выпустил ок. 200 книг, в т. ч. впервые - отдельное изд. романа "Что делать?" (1867) и собр. соч. Н. Г. Чернышевского (1868-70, т. 1-4), запрещенные царской цензурой произведения M. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и др. Э. систематически издавал каталоги книжного магазина (последний в 1906). Его соч. "Библиографич. каталог. Профили редакторов и сотрудников" (Каруж - Женева, 1906) содержит ценный материал для истории вольной рус. печати.

Лит.: Козьмин Б. П., Казанский заговор 1863 г., М., 1929 его же, Революционное подполье в эпоху "белого террора", (М.), 1929; его же, Герцен, Огарев и "молодая эмиграция", в его кн.: Из истории революц. мысли в России. Избр. труды, М., 1961; Пинаев М. Т., М. К. Элпидин в 80-90-е гг. (Из истории рус. эмиграции), "Рус. лит-ра", 1966, No 2; его же, "Вольные" рус. издания М. Элпидина, в кн.: Вопросы рус. и зарубежной лит-ры, Волгоград, 1970; Сводный каталог рус. нелегальной и запрещенной печати XIX века, ч. 8, М., 1971 (см. указат.).

Ю. Н. Коротков. Москва.

ЭЛФИНСТОН

ЭЛФИНСТОН (Elphinstone), Маунтстюарт (6.Х.1779 - 20.XI.1859) - англ. администратор в Индии и историк. Служил в Индии в 1795-1827. В 1808-09 возглавлял брит. посольство в Афганистан (см. Элфинстона миссия). В 1817-19 - комиссар по управлению терр., завоеванными у маратхов; в 1819-27 - губернатор Бомбейского президентства. Э. - автор работы об Афганистане, являющейся важным источником по истории и социальному строю афганцев в нач. 19 в. В обобщающем труде "История Индии" (1841) стремился подчеркнуть специфику социального и культурного развития этой страны.

Соч.: An account of the Kingdom of Caubul..., L., 1815; The history of India, 9 ed., v. 1-2, L., 1905.

Лит.: Массон B. M., Ромодин В. A., История Афганистана, т. 2, М., 1965, с. 448-50; Cotton J. S., Mountstuart Elphinstone, Oxf., 1892.

Л. Б. Алаев. Москва.

ЭЛФИНСТОНА МИССИЯ

ЭЛФИНСТОНА МИССИЯ - первое брит. посольство в Афганистан в 1808-09 во главе с М. Элфинстоном. Имело целью предотвратить сближение Афганистана с Францией. В результате Э. м. Афганистану был навязан неравноправный договор (ратифицирован 17 июня 1809), по к-рому афг. шах Шуджа уль-Мульк (1803-09, 1839-42) обязался выступить на стороне Англии в случае нападения Франции и Ирана на брит. колон. владения в Индии. Договор оказался недолговечным, т. к. вскоре Шуджа уль-Мульк лишился престола. Мат-лы, собранные членами Э. м. об Афганистане, послужили основой книги Элфинстона об этой стране (см. в ст. Элфинстон).

Н. А. Халфин. Москва.

ЭЛЬ-АРГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭЛЬ-АРГАРСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура бронз. века (17-10 вв. до н. э.), распространенная на Ю.-В. Испании и частично в центр. р-нах страны. Названа по находкам близ селения Эль-Аргар (El Argar) в совр. пров. Альмерия. Раскопки были начаты (1881) бельг. исследователями Л. и П. Сире. Характерны укрепленные поселения на вершинах холмов. Жилища, в основном прямоугольные, состояли из нескольких помещений. Имелись крытые галереи для подвода воды. Найдены остатки металлургич. мастерских, кам. литейные формы, изделия из бронзы (треугольные кинжалы, плоские топоры, мечи длиной более 60 см, листовидные ножи), украшения из бронзы, серебра и золота, в т. ч. серебряные диадемы на женских черепах. Имеются также различные изделия из камня. Керамика с черной и темно-коричневой поверхностью без орнамента (шаровидные чаши, кубки с высокой ножкой, сосуды с конич. горлом). Погребения чаще всего в керамич. яйцевидных урнах, закрытых кам. крышкой, реже - в кам. ящиках из шести плит, самые редкие - в простых ямах, окруженных камнями; детские погребения - в кувшинах. Часты захоронения под полом жилищ или вмурованные в стены.

Лит.: Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, М., 1974; Savory Н. N., Spain and Portugal. The prehistory of the Iberian Peninsula, N. Y. - Wasch., (1968).

ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849

ЭЛЬБЕРФЕЛЬДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 - восстание рабочих и мелкой буржуазии г. Эльберфельд (Elberfeld) в период Революции 1848-49 в Германии. Началось 8 мая 1849. Послужило сигналом к вооруж. борьбе в ряде городов Рейнской провинции Пруссии (Дюссельдорфе, Золингене, Изерлоне и др.) в защиту имперской конституции, к-рая была разработана франкфуртским нац. собранием и отвергнута прусским королем и др. герм. монархами. В Э. в. принял участие Ф. Энгельс, руководивший 11-14 мая строительством баррикад. Однако попытка Энгельса добиться расформирования бурж. гражд. ополчения, обложения буржуазии воен. налогом, широкого вооружения рабочих с тем, чтобы создать ядро рейнской революц. армии и объединить локальные очаги восстания, натолкнулись на противодействие т. н. Комитета безопасности, в к-ром преобладали представители мелкой буржуазии. Под давлением бурж. кругов комитет выслал Энгельса из города. В результате закулисных переговоров делегации городских буржуа с пр-вом и капитулянтской позиции комитета в ночь на 17 мая 1849 рабочие отряды, включая прибывшие подкрепления из др. городов, были выдворены из Эльберфельда (часть их пробилась на юг, в восставший Пфальц); в городе был восстановлен прежний режим. Поражение Э. в. повлекло за собой торжество реакции во всей Рейнской Пруссии.

Лит.: Энгельс Ф., Эльберфельд, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6; его же, Германская кампания за имперскую конституцию, там же, т. 7; Революции 1848-1849, т. 2, М., 1952; Helmert H., Usczeck H., Bewaffnete Volkskämpfe in Europa 1848/49, В., 1973.

Л. И. Гольман. Москва.

ЭЛЬ-ВАД

Мугарет-эль-Вад, - одна из пещер древнего кам. века, расположенных на горе Кармель, близ г. Хайфы (Израиль). Раскопки Д. Гэррод в 1929-34. Содержит 6 палеолитических и 2 натуфийских (поздний мезолит; см. Натуфийская культура) культурных слоя. Палеолитич. слои G, F, Е, D, С содержат орудия леваллуа-мустьерского и ориньякских типов. Слои E и D - также единичные кости людей совр. физич. типа. Три нижних слоя датируются временем свыше 35 000 лет назад. Натуфийский слой содержал позднемезолитич. могильник (в нем найдено 87 скелетов), имеющий радиоуглеродную дату ок. 9700 лет назад.

Лит.: Григорьев Г. П., Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens, Л., 1968; Долуханов П. М., Палеогеография палеолита Восточного Средиземноморья, в сб.: Археология Старого и Нового Света, М., 1966; The stone age of Mount Carmel, ed. Garrod D. A. E. and Bate D. M. A., v. 1, Oxf., 1937.

П. И. Борисковский. Ленинград.

ЭЛЬДЕГИЗИДЫ

ЭЛЬДЕГИЗИДЫ - феод. династия в Азербайджане и Сев. Иране, правившая в 1136-1225. См. Ильдегизиды.

ЭЛЬЗАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЬЗАС-ЛОТАРИНГИЯ

ЭЛЬЗАС-ЛОТАРИНГИЯ - имперская земля Германии в 1871-1918; создана по закону от 9 июня 1871 из эльзасских (см. Эльзас) деп. Верхний Рейн и Нижний Рейн (за исключением района Бельфора) и части лотарингских (см. Лотарингия) деп. Мёрт и Мозель, захваченных Германией во время Франко-прусской войны 1870-71 и отторгнутых от Франции по условиям Франкфуртского мира 1871. По конституции Герм. империи Э.-Л. в качестве имперской земли была подчинена непосредственно имперскому пр-ву. Адм. власть в Э.-Л. первоначально осуществлял назначенный императором обер-президент, получивший право (на основе § 10 закона от 30 дек. 1871) применять все средства для поддержания порядка, включая воен. силу. Население Э.-Л. не имело органов местного самоуправления, но получило право избирать 15 депутатов в рейхстаг; в Союзном совете (рейхсрате) Э.-Л. своих представителей не имела. Герм. пр-во проводило политику насильственной германизации населения Э.-Л., что вызывало протесты с его стороны. В 1872-82 ок. 400 тыс. эльзасцев и лотарингцев эмигрировали во Францию. На выборах в рейхстаг в 70-х и 80-х гг. от Э.-Л. проходили почти исключительно кандидаты левобурж. партии "Протест", выступавшей против аннексии Э.-Л. В 1877 воен. режим был смягчен. В Э.-Л. был создан местный представительный орган (Landesaus-schuss), в 1879 вместо обер-президента был назначен штатгальтер (Statthalter). Однако в 1881 режим в Э.-Л. был вновь ужесточен: введены новые ограничения пользования франц. яз. и др. С нач. 70-х гг., особенно в 90-х гг., в Э.-Л. быстро росла добыча железной руды, что способствовало пром. развитию Германии. Подъем пром-сти, приток нем. капиталов в Э.-Л. сблизили местную буржуазию с немецкой. В Э.-Л. активизировались "автономисты" - сторонники автономии в рамках Герм. империи. На выборах в рейхстаг в 1890 партия "Протест" не имела успеха. В 1902 был отменен § 10 закона 1871, в 1911 Э.-Л. получила конституцию, предусматривавшую создание местного законодательного органа (ландтаг). Э.-Л. было предоставлено 3 места в рейхсрате. В то же время политика германизации и дискриминации местного населения в Э.-Л. продолжалась, что привело в 1913 к серьезному конфликту (Цабернский инцидент 1913) и к новым репрессиям.

Вопрос об Э.-Л. занял важное место в общем комплексе франко-герм. противоречий, обострение к-рых содействовало развязыванию 1-й мировой войны. Во время войны терр. Э.-Л. была местом воен. действий. В нояб. 1918 в Э.-Л. вошли французы и заняли её по условиям перемирия. По Версальскому мирному договору 1919 Э.-Л. была возвращена Франции. Во время 2-й мировой войны после капитуляции Франции в 1940 нем.-фаш. войска заняли терр. Э.-Л., к-рая была освобождена в конце 1944 - начале 1945.

Лит.: Eccard F., L'Alsace sous la domination allemande, P., 1919; Stegemann H., The struggle for the Rhine, L., 1927; Das Reichsland Elsass-Lothringen 1871-1918, Bd 1-3, В., 1931-38.

С. В. Оболенская. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница