Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭДЗ"-"ЭКО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭДЗ"-"ЭКО")

ЭДЗО

ЭДЗО - до 1868 название о. Хоккайдо, одного из главных островов, на к-рых расположена Япония.

ЭДИГЕЙ

ЭДИГЕЙ - эмир Белой орды, см. Едигей.

"ЭДИКТ МИЛОСТИ"

"ЭДИКТ МИЛОСТИ" ("Edit de grâce") - эдикт, изданный кардиналом А. Ж. Ришелье 28 июня 1629 от имени франц. короля Людовика XIII вслед за подписанием мира в Але, которым закончилась война между франц. пр-вом и гугенотами (1621-29).

Благодаря Нантскому эдикту 1598 на значит. территории Франции укрепилось своего рода гугенотское "гос-во в гос-ве", где власть франц. короля была фактически весьма ограничена. В войне 1621-29 гугеноты потерпели поражение; однако франц. пр-во, вопреки требованиям папства и деятелей франц. контрреформации, еще в ту пору не могло отменить целиком Нантский эдикт. "Э. м." подтвердил его осн. статьи: гугенотам была оставлена свобода вероисповедания, право на богослужение; сохранены налоговые и нек-рые др. привилегии гугенотской буржуазии. Но были отменены дополнительные статьи Нантского эдикта. Все гугенотские крепости и гор. укрепления подлежали срытию, гарнизоны распущены. Т. о., гугенотская "республика" была ликвидирована, что явилось дальнейшим шагом на пути укрепления абсолютизма, централизации страны, способствовало стабилизации ее внутриполи-тич. положения.

Публ.: Recueil général des anciennes lois françaises, t. 15, P., 1829.

Лит.: Люблинская А. Д., Франц. абсолютизм в первой трети XVII в., М.-Л., 1965, гл. 4.

А. А. Лозинский. Львов.

ЭДИКТ РОТАРИ

Лангобардская правда, - сборник обычного права лангобардов, древнейший из Лангобардских законов. Кодифицирован королем Ротари (ок. 643). Написан на лат. яз. с лангобардскими глоссами. В Э. Р. содержатся следы более ранних кодификаций предшественников Ротари. Важнейший источник изучения обществ. строя лангобардов 6-7 вв., отражающий его переходный характер от родоплеменного строя к раннефеодальному. Свидетельства пережитков родоплеменного строя - в сохранении большой семьи, порядке наследования имущества, брачных отношениях, следах общины (§§ 153-160, 167, 343, 358). Вместе с тем Э. Р. отражает процесс зарождения элементов феод. отношений: имуществ. дифференциацию среди свободных, мобилизацию зем. собственности, начальный этап возникновения классов зависимого крестьянства и феодалов-землевладельцев. Э. Р. разрешает куплю-продажу, дарение (с оговорками), залог земли (§§ 167, 172-177, 182, 188, 225, 227). Ряд параграфов (§§ 75, 141, 251, 259, 279, 378) свидетельствует об отсутствии единого вергельда за свободного лангобарда, о несостоятельных должниках, совместных выступлениях обедневших свободных и рабов. В Э. Р. есть данные об арендаторах - либелляриях (§ 227), зачатках прекарных отношений (§ 173), зарождении коммендации и бенефиция (§ 177), укреплении королев, и герцогской власти. В порядке наследования имущества, положении внебрачных детей, в дарении и залогах имущества, арендных отношениях, суд. и адм. устройстве (§§ 25, 35, 189, 221, 271, 375 и др.) прослеживается влияние классического и постклассического рим. права (Кодекса Юстиниана). Ряд постановлений Э. Р. сходен с вестготской правдой.

Публ. см. при ст. Лангобардские законы.

Лит. см. при ст. Лангобарды.

Л. А. Котельникова. Москва.

"ЭДИКТ ТЕОДОРИХА"

"ЭДИКТ ТЕОДОРИХА" - юридич. памятник раннего зап.-европ. средневековья.

Вопрос происхождения "Эдикта" - дискуссионный. Сторонники традиционной точки зрения считают его автором короля остготов Теодориха Великого (6 в.) и рассматривают "Эдикт" как правовой памятник, имевший силу закона для остготского и для рим. населения Италии. С 50-х гг. 20 в. эта точка зрения подвергнута сомнению. Высказаны предположения о составлении "Эдикта" королем вестготов Теодорихом II (5 в.) или др. лицами. Анализ памятника показывает, что он фиксирует обществ, порядки, характерные для рим. (но не для герм.) населения Италии (или, но с меньшей вероятностью, - Юж. Галлии) 5-6 вв. под властью варварского короля.

"Эдикт" содержит в основном нормы уголовного и гражданского права. Его составитель заботился в первую очередь о защите частной собственности на движимое и недвижимое имущество, о предупреждении злоупотреблений и насилий со стороны должностных лиц или магнатов; известное место занимают постановления, обеспечивающие охрану норм семейного права и религии. Юридич. основой "Эдикта" является рим. право.

Публ.: Edictum Theoderici, ed. F. Blühme, MGH, Legum, t. 5, 1875; Fontes juris romani antejustiniani..., pars 2, ed. S. Ricciobono, I. Baviera, Florentiae, 1940.

Лит.: Удальцова З. В., Италия и Византия в VI в., М., 1959; Дворецкая И. A., Эдикт Теодориха Остготского как источник по социально-политической истории раннего средневековья, в кн.: Проблемы экономич. и политич. развития стран Европы, 1964 ("Уч. зап. МГПИ им. Ленина", No 217); Корсунский А. Р.,К дискуссии об "Эдикте Теодориха", в сб.: Европа в средние века: экономика, политика, культура, М., 1972 (лит.).

ЭДИЛЫ

ЭДИЛЫ (лат. aediles) - в древней Италии должностные лица. Согласно традиции, в Риме эта магистратура возникла в процессе борьбы патрициев и плебеев: в 494 до н. э. была утверждена должность двух помощников нар. трибунов - плебейских Э. В 367 (или 366) патриции ввели должность курульных Э., доступную сначала лишь патрициям. Э. выбирались трибутными комициями на 1 год. В их обязанности входило устройство игр, надзор за строительством и содержанием храмов (лат. aedes, откуда и назв. "Э."), водопроводов и т. д., за работой рынков, наблюдение за чистотой и безопасностью на улицах, раздача хлеба гражданам. Курульные Э. обладали также юрисдикцией в рыночных тяжбах. В 44 до н. э. Цезарь установил особую должность двух цереальных Э. для проведения обществ, игр в цирке и хлебных раздач. При Августе Э. были лишены юрисдикции, часть их функций перешла к новым должностным лицам - кураторам. К 4 в. н. э. должность Э. перестала существовать.

У латинов и вольсков (до завоевания их римлянами) эдилитет был высшей коллегиальной магистратурой. При унификации гор. управления в покоренной Римом Италии должность Э. существовала почти во всех общинах.

ЭДИНБУРГ

ЭДИНБУРГ (Edinburgh, от гэльск. Dun-eideann - укрепление Эйдин) - город в Великобритании, столица Шотландии. Значит. финанс. центр и трансп. узел. Расположен близ юж. побережья зал. Ферт-оф-Форт. 449,6 тыс. жит. (1972). Традиц. отрасли пром-сти - пивоварение и произ-во виски (с 12 в.), бум.-полиграфич. (с 16 в.); новые - машиностроение, электроника. Первые известия об Э. относятся к 6 в. Вероятно, в 12 в. Э. получил гор. права. В царствование шотл. короля Якова II (1437-60) стал столицей Шотландии. В 1296, 1341, 1385, 1544, 1650 Э. занимали англ. войска, подвергавшие город большим разрушениям. В 17-18 вв., после присоединения Шотландии к Англии, значение Э. как политич. и адм. центра упало. Во 2-й пол. 18 в. начал строиться т. н. новый город. Возросла роль Э. как торг.-пром. и финанс. центра. В период с 1801 по 1901 население Э. в совр. границах выросло с 90,8 тыс. до 413 тыс. В 30-х гг. 19 в. в Э. возник совет тред-юнионов, получило развитие чартистское движение.

Архит. памятники: замок с капеллой св. Маргариты (ок. 1090-1100), аббатство и дворцовый ансамбль Холируд (с постройками 13-17 вв.), собор Сент-Джайлс (14-15 вв.) и др. Ун-ты: Эдинбургский (осн. в 1583) и Хериот-Уатта (осн. в 1966), ряд колледжей. Науч. учреждения и об-ва: Королевское об-во Э. (осн. в 1783), Королевская шотл. академия (осн. в 1826) и др. Нац. музей древностей Шотландии (осн. в 1780), Королевский шотл. музей (осн. в 1854), Нац. галерея Шотландии (осн. в 1859), Нац. портретная галерея (осн. в 1882), Шотл. нац. галерея совр. искусства (осн. в 1960) и др.

А. Б. Герман. Москва.

ЭДИРНЕ

ЭДИРНЕ (Edirne) - город в европ. части Турции, адм. ц. одноим. вилайета. 54,9 тыс. жит. (1970). Основан (предположительно) древними фракийцами (назывался Одрис). В дальнейшем - македонская колония Орестея. В рим. время - Ускадам. В 125 н. э. перестроен императором Адрианом и назван в его честь Адрианополем. В 378 у Адрианополя вестготы разгромили армию рим. императора Валента. Входил в состав Византии, затем Латинской империи (1204-61) и снова - Византии, а с 1361 (по др. данным, 1362, 1363 или 1369) перешел под власть тур. султанов (с этого времени наз. Э.). В 1-й пол. 15 в. (до 1453) - столица Османской империи. В ходе рус.-тур. войн 19 в. был оккупирован рус. войсками (в 1829 и 1878), во время 1-й Балканской войны - болг. войсками, в 1920-22 - греческими. По Севрскому мирному договору 1920 должен был отойти к Греции, но после победы тур. народа над иностр. интервентами возвращен Турции. Сохранились памятники архитектуры визант. эпохи и раннего османского зодчества 14-16 вв. (руины храма св. Софии, мечеть Селимие (1574, арх. Синан)) и др.

Лит.: Gökbilgin M. T., Edirne, в кн.: islâm Ansiklopedisi, cilt 30, Ist., 1946; его же, Edirne, в кн.: Encyclopédie de l'Islam, t. 2, Leiden - P., 1965; Edirne. Edirne'nin 600 fetin yildönümü armagan kitabi, Ankara 1965.

M. С. Мейер. Москва.

ЭДО ДЗИДАЙ

ЭДО ДЗИДАЙ (япон. - эпоха Эдо) - принятое в япон. историографии назв. периода в истории Японии с 1603 по 1867, когда г. Эдо (совр. Токио) являлся резиденцией сегунов из дома Токугава.

ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК

ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК (Edward the Confessor) (ок. 1003 - 5.I.1066) - англо-саксонский король с 1042. Был избран на престол на совете знати, к-рая стремилась восстановить в его лице древнюю англо-сакс. династию и ликвидировать датское господство в стране. Э. И., долгие годы живший и воспитывавшийся в Нормандии, прибыл в Англию в сопровождении многочисл. свиты из нормандских феодалов, к-рые вскоре заняли ключевые позиции при дворе. Недовольство засилием нормандцев вылилось в 1051 в открытое восстание против Э. И., к-рое возглавил его тесть Эрл Годвин Уэссексский. Опираясь на поддержку мелких и средних землевладельцев (тэнов), а также свободных крестьян, восставшие добились изгнания нормандцев из Англии. Управление гос-вом фактически перешло к Годвину (ум. 1053) и его сыну Гарольду, к-рому Э. И. завещал престол. После Нормандского завоевания Англии 1066 образ Э. И. был идеализирован; в 1161 он был причислен к лику святых.

Лит.: Stenton F. M., Anglo-Saxon England, Oxf., 1943; Barlow F., Edward the Confessor, Berk.-Los Ang., 1970.

ЭДУИ

ЭДУИ (лат. Aedui) - кельтское племя в междуречье Соны и Луары (центр - г. Бибракта). В кон. 1-го тыс. до н. э. Э. занимались земледелием и ремеслом, являясь одними из носителей латенской культуры. В 1 в. до н. э. находились на стадии разложения родоплеменных отношений, происходила борьба среди знати за власть (в период войн Цезаря - между братьями Дивитиаком и Думноригом). Эти процессы ускорялись в силу торг. и воен. соприкосновений с римлянами. Во главе Э. стояли совет из родовой знати и ежегодно выбираемый знатью вождь (вергобрет). Ок. 61 до н. э. Э. потерпели поражение от секванов и призванных ими германцев (во главе с Ариовистом). Будучи "союзниками и друзьями римского народа", Э. обратились за помощью к римскому сенату. В результате т. н. галльских походов Цезаря (58-51) сев. Галлия была завоевана, община Э. вошла в состав галльских провинций Рима, с 16 до н. э. - Лугдунской Галлии. О расселении Э. см. карту Галльские походы Цезаря.

ЭДУКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Комиссия национальной эдукации (от лат. educatio - воспитание), - руководящий орган системы просвещения в Польше в 1773-94. Создана для использования в целях просвещения имущества ликвидированного ордена иезуитов. Э. К. являлась первым в Европе общегос. мин-вом просвещения. В деятельности Э. к. участвовали видные представители польского Просвещения - Г. Коллонтай, Г. Пирамович и др. Э. к. реформировала систему среднего и высшего образования, придав ему светский характер, расширив преподавание естественнонауч. дисциплин, утвердив преподавание на польском яз. Деятельность Э. к. сыграла важную роль в формировании польской нац. культуры.

Источн.: Komisja Edukacji Narodowej. Wybór zródel. Wr., 1954.

Я. С. Миллер. Москва.

ЭДУМ

ЭДУМ (др.-евр.), греч. Идумея (Idoymaia), - древняя страна в Передней Азии, расположенная на пустынном плоскогорье к Ю. от Палестины, между Мертвым м. и зал. Акаба. Названа по обитавшим здесь со 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. скотоводческим племенам эдомитян, объединившимся с кон. 2-го тыс. до н. э. в гос-во. С 11 в. до н. э. Э. находился в зависимости от израильских племен, тем не менее в нем продолжали править собственные цари. В 9-7 вв. до н. э. Э. был данником Ассирии, затем в 7-6 вв. до н. э. - Ново-Вавилонского царства. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима (в 586 до н. э.) и к кон. 6 в. до н. э. овладели частью юж. Палестины. С образованием Набатейского государства большая часть терр. Э. вошла в его состав. Запад Э. с частью юж. Палестины (центр - г. Хеброн) представлял собой самостоятельное гос-во Идумею, в кон. 2 в. до н. э. завоеванное иудейским царем Иоанном Гирканом из династии Маккавеев. Население Э. было обращено в иудаизм. В 63 до н. э. Э. вместе с Иудеей был покорен Римом и находился под рим. протекторатом. Из эдомитян происходил царь Ирод I. В 106 н. э. значительная терр. Э. вошла в состав рим. провинции Аравия.

Лит.: Buhl F., Geschichte der Edomiter, Lpz., 1893; Bartlett J. R., The rise and fall of the Kingdom of Edom, "Palestine exploration quarterly", L., 1972, N 1-2, p. 26-37.

И. С. Кацнельсон. Москва.

ЭДФУ

ЭДФУ (совр. Идфу) - древний город в Верхнем Египте (в провинции Асуан) на лев. берегу Нила. С до династических времен Э. являлся центром культа солярного божества, изображаемого в виде крылатого диска. Позднее это божество отождествлялось с Гором, а затем с греч. Аполлоном (отсюда наименование города в греко-римское время Apollonopolis Magna). Раскапывался в 20-30-х гг. 20 в. Комплекс храма Гора в Э. - наиболее полно сохранившийся памятник египетской храмовой архитектуры. Постройка храма относится к птолемеевской эпохе (начата в 237 до н. э. при Птолемее III Евергете и закончена в сер. 1 в. до н. э.). Под фундаментом храма обнаружены остатки культового сооружения времен Рамсеса III. Раскапывались также жилые кварталы города и его некрополь; найдены предметы быта, начиная от эпохи Древнего царства, но преим. греко-рим., коптского и византийского периодов.

Лит.: Rochemonteix M. et Chassinat E., Le Temple d'Edfou, (v. 1-11), Papis - Le Caire, 1897-1934; Tell Edfou, v. 1-3, Le Caire, 1937-39.

ЭЗАНА

ЭЗАНА - царь Аксума, вступил на престол ок. 325 (дата конца правления неизвестна, но не позже 375). При Э. Аксум достиг значительного экономич., политич. и культурного развития. Э. закрепил власть Аксума на побережье Юж. Аравии и вновь подчинил царства Гыез и Мероэ, а также племена бега (беджа). При нем зарождается литература на яз. гыез, проводится реформа письма (обозначение гласных). При Э. в Аксуме распространяется христианство.

Лит.: Кобищанов Ю, М., Аксум, М., 1966; его же, "Армии" царя Эзаны, "ВДИ", 1962, No 1; Littmann E., Äthiopische Inschriften, в сб.: Miscellanea Academica Berolinensia, Bd II/2, В., 1950.

И. С. Кацнельсон. Москва.

ЭЗЕРО

Езеро, - остатки многослойного первобытного поселения у одноименного села на Ю.-В. Болгарии. Исследовалось в 1952-58 Археол. ин-том Болг. АН (рук. В. Миков) и в 1961-70 Болгаро-сов. экспедицией (рук. Г. Георгиев и Н. Я. Мерперт). Культурный слой (ок. 10 м) включает остатки земледельческих поселений от нач. 5-го до кон. 3-го тыс. до н. э. Особенно широко исследовалась верх. часть (толщина 4 м) культурного слоя времени ранней бронзы (30-21 вв. до н. э.). Выявлено 13 последовательно сменявших друг друга поселений, огражденных двумя концентрич. кам. стенами. Прямоугольные дома (10Ч4 м) иногда с абсидой имели стены из кольев, оплетенных ветвями и обмазанных глиной. Обнаружены открытые круглые очаги и большие печи со сводами. Найдено: много орудий из кремня, камня, кости, рога, меди и бронзы, кам. и глиняные литейные формы, разнообразная, в т. ч. крупная, керамика (пифосообразные зернохранилища, особенно характерны - открытые чаши, кувшины, прямостенные горшки), лощеная и с геометрич. узорами, гончарные подставки для формовки сосудов, глиняные и роговые фигурки людей и животных. Население занималось земледелием (ячмень, пшеница) и скотоводством (коровы, овцы, козы, свиньи). В культуре Э. заметны влияния как центрально-восточно-европейских культур, так и западно-анатолийской (Троя I-II).

Лит.: Мерперт Н. Я., Ранний бронзовый век Южной Болгарии, М., 1966 (Международная ассоциация по изучению стран Юго-Восточной Европы. Первый конгресс балканских исследований. Сообщения советской делегации); Georgiev G. I., Beiträge zur Erforschung des Neolithikums und der Bronzezeit in Südbulgarien, W., 1967 (Österreichische Arbeitsgemeinschaft für Ur-, und Frühgeschichte, No 9).

H. Я. Мерперт. Москва.

ЭЗРА

ЭЗРА - в православной традиции Ездра (годы жизни не установлены), - реформатор и кодификатор иудаизма. Из рода цадокитов - первосвященников Иерусалимского храма. В сер. 5 в. до н. э. прибыл в Иерусалим во главе 1800 иудеев, возвращавшихся из Вавилонии. По реформам Э. был уточнен ритуал, проведена, по-видимому, первая кодификация Пятикнижия, запрещены браки между иудаистами и язычниками, не принявшими иудаизм, установлено обязательное ознакомление всех иудаистов с основами религ. учения. Э., возможно, принадлежит также инициатива введения созыва т. н. Большого собрания (своего рода всенародного веча) и квадратного (арамейского) письма, постепенно вытеснившего ханаанейское (палеоеврейское) письмо.

ЭЙВБЕРИ

ЭЙВБЕРИ (Avebury) - комплекс мегалитич. святилищ и гробниц эпохи позднего неолита и ранней бронзы. Назван по близлежащей деревне в Уилтшире (Великобритания). Состоит из огромного кромлеха площ. ок. 11,5 га (диаметром св. 350 м), окруженного рвом и валом, с расположенными вдоль его внутр. кромки кам. столбами (ок. 100, весом до 50 т). Имел 3 выхода. Внутри большого кромлеха находятся два меньших (диаметром ок. 108 м). На Ю. от этого комплекса ведет аллея (2,3 км) менгиров к кромлеху Овертон-хилл, состоящему из двух концентрич. кругов. Вблизи комплекса Э. находятся земляные длинные курганы и мегалитич. гробницы. Сооружения Э. связывают с колоколовидных кубков культурой и датируют 2100-1650 до н. э.

Лит.: Clark G., Prehistoric England, L., 1941; Stanley Th., Pre-Roman Britain, Greenwich (Connecticut) - N. Y., 1965.

А. Л. Монгайт. Москва.

ЭЙДЕЛЬМАН

Борис Львович (30.I(11.II).1867 - 2.VIII.1939) - деятель росс. революц. движения. Чл. Коммунистич. партии с 1893 (с перерывом в 1905-18). Род. в с. Стрижавицы, ныне Винницкого р-на Винницкой обл., в семье мелкого торговца. С 1890 студент Киевского ун-та (окончил мед. ф-т в 1910). В 1894-97 участник создания "Русской социал-демократич. группы", группы "Рабочее дело", "Рабочей газеты", киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Один из организаторов и делегат I съезда РСДРП (1898), избран чл. ЦК. Вскоре арестован, заключен в Петропавловскую крепость, в 1900 сослан в Сибирь. Участник Революции 1905-07 в Петербурге. После Окт. революции 1917 работал в Наркомтруде, с 1919 преподаватель в Школе им. В ЦИК. С 1925 - персональный пенсионер. Автор ряда статей по истории партии.

Соч.: Первый съезд РСДРП, М.-Л., 1926.

Лит.: Первый Съезд РСДРП. Документы и материалы, М., 1958; История КПСС, т, 1, М., 1964.

ЭЙДЕМАН

Роберт Петрович (27.IV(9.V).1895 - 12.VI.1937) - советский воен. деятель, комкор (1935). Чл. Коммунистич. партии с 1917. Род. в м. Леясциемс Валкского у. Лифляндской губ. (ныне Гулбенский р-н Латв. ССР) в семье учителя. В 1914 окончил Валкское реальное уч-ще и поступил в Петрогр. лесной ин-т. В 1916 призван в армию, окончил Киевское воен. уч-ще (1916), прапорщик. Назначен в Канск командиром 16-го Сибирского стрелк. запасного батальона. После Февр. революции избран пред. Канского Совета солдатских депутатов. В окт. 1917 на 1-м Всесибирском съезде Советов избран зам. пред. Центросибири. Участвовал в подавлении юнкерского мятежа в Иркутске (дек. 1917). С мая 1918 в Зап.-Сиб. штабе, командовал красногвард. отрядами в р-не Омска против белочехов. С июля 1918 командовал 2-й, а затем 3-й Уральской дивизиями 3-й армии. С янв. 1919 - на Юж. фронте, командовал 16-й (янв.-сент. 1919), 41-й (сент.-нояб. 1919) и 46-й (нояб. 1919 - март 1920) стрелк. дивизиями. В апр.-мае 1920 - командующий 14-й, в мае-июле - 13-й армиями, в июле-нояб. - Правобережной группой войск Юго-Зап. фронта. С дек. 1920 - командующий войсками внутр. службы Юго-Зап. и Юж. фронтов, с янв. 1921 - командующий войсками Харьковского воен. округа, с мая - зам. командующего войсками Украины и Крыма. С 1924 командовал войсками Сибирского воен. округа. В 1925-32 - нач. и комиссар Воен. академии им. М. В. Фрунзе, в 1932-34 - чл. Реввоенсовета СССР, с 1932 пред. Центр. совета Осоавиахима СССР. Был членом правления и пред. латв. секции Союза сов. писателей. Занимался разработкой вопросов воен. теории и истории Гражд. войны. Был чл. ВЦИК, ЦИК СССР и ЦИК Украины. Награжден 2 орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Соч.: Борьба с кулацким повстанчеством и бандитизмом, 3 изд., Харьков, 1921; Декабрьские дни в Иркутске, "Война и революция", 1927, No 10-11; Гражд. война на Украине, (Харьков), 1928 (совм. с Н. Какуриным); (Статьи), в сб.; Этапы большого пути. Воспоминания о гражд. войне, М., 1962.

Лит.: Панков Д. В., Комкор Эйдеман, М., 1965; Герои гражданской войны, М., 1963; Sileniece G., Roberta Eidemana dailrade, Riga, 1965 (список произведений Э.).

Д. В. Панков. Подольск.

ЭЙДСВОЛЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1814

ЭЙДСВОЛЛЬСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1814 - конституция Норвегии, принятая 17 мая 1814 Учредит. собранием в Эйдсволле (Eidsvoll) в обстановке, когда Норвегия, после отказа дат. короля от норв. короны в пользу Швеции (см. Кильские мирные договоры 1814), готовилась оказать сопротивление швед. планам ее присоединения. Э. к. провозглашала Норвегию свободным и независимым гос-вом. Высшим представительным органом признавался парламент - стортинг, избираемый прямыми выборами (но с высоким избират. цензом - возрастным, имущественным, оседлости). Стортинг получил широкие права в области законодательства и финансов. Исполнит. власть в области управления страной, обороны, внеш. политики, контроля за законодательством предоставлялась королю. Э. к. провозглашала нек-рые права и свободы: слова, печати, предпринимательства, неприкосновенности личности и пр. В условиях победы реакции в европ. странах, последовавшей за разгромом наполеоновской Франции, Э. к. являлась, по определению Ф. Энгельса, гораздо более демократической, чем все существовавшие тогда в Европе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 351).

После поражения Норвегии в шведско-норвежской войне 1814 Норвегия была вынуждена согласиться на унию со Швецией (см. Шведско-норвежская уния 1814-1905). Однако Швеция обязалась признать Э. к. с соответствующими поправками, учитывавшими создание унии. В частности, королю предоставлялось право лишь отлагательного вето (несмотря на двукратное вето короля, постановление, принятое тремя подряд созывами стортинга, могло вступить в силу), что позволяло норвежцам сохранять широкую внутр. самостоятельность в рамках унии. С изменениями и дополнениями (в частности, в 1905, когда уния была расторгнута) Э. к. действует в Норвегии и поныне.

Публ.: Конституции бурж. гос-в Европы, М., 1957, с. 713-738; The constitution of Norway, 2 ed., Oslo, 1960.

Лит.: Braekstad H. L., Constitution of the Kingdom of Norway. A historical and political survey..., L., 1905; Keilhau W., Norway in world history, L., 1944, ch. 10; Vårt folkshistorie, v. 6, Oslo, 1964; Steen S., Det trie Norge, Bd 1, 1814, Oslo, 1951; Omkring 1814. En antologi ved K. Mykland, Oslo, 1967.

И. В. Гришин, M. А. Могунова. Москва.

ЭЙДУКЯВИЧЮС

Пранас Винцович (Эйдукевич, Франц Викентьевич) (25.IХ(7.Х).1869 - 7.III.1926) - участник революц. движения в Литве, один из организаторов КП Литвы. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в Кибартай Науместского у. Сувалкской губ. (ныне Вилкавишкский р-н Литов. ССР) в семье рабочего- железнодорожника. Рабочий-металлист. В революц. движении с кон. 80-х гг. в Каунасе, затем в Риге, Гродно. Участник Революции 1905-1907 в Лодзи, Вильнюсе. В 1906-18 чл. ЦК СДП Литвы, сотрудничал в большевистской печати ("Социал-демократ", "Правда"). 10 раз подвергался арестам и ссылкам. В авг. 1914 в Новотаргской тюрьме встречался с В. И. Лениным. В 1915-18 - пред. Центр. бюро рабочих профсоюзов в Вильнюсе; в мае 1918 вступил в подпольную коммунистич. орг-цию, в октябре возглавил I съезд КП Литвы, избран пред. ЦК. Участвовал в установлении Сов. власти в Литве, был пред. Президиума Вильнюсского совета. После падения Сов. власти в Литве (1919) - на руководящей сов. и хоз. работе в РСФСР. Делегат X съезда РКП(б) (1921). Умер в Москве.

Лит.: Тамошюнас М., Пранас Эйдукявичюс, "Коммунист", Вильнюс, 1969, No 10.

Р. Шармайтис. Вильнюс.

ЭЙЗЕНАХЦЫ

ЭЙЗЕНАХЦЫ - члены Социал-демократич. рабочей партии Германии, созданной в г. Эйзенахе в авг. 1869 под рук. А. Бебеля и В. Либкнехта на общегерманском рабочем съезде. Программа Э. опиралась на революц. принципы I Интернационала, хотя и содержала нек-рые незрелые положения (в частности, требование "народного гос-ва"). Устав партии строился на основе демократич. централизма. Э. отстаивали революц. линию I Интернационала в междунар. рабочем движении, были опорой его марксистского крыла. В период франко-прусской войны занимали интернационалистскую позицию; заявили о своей солидарности с Парижской Коммуной. Активно выступая против пагубного влияния бурж. либерализма и лассальянства на рабочий класс, Э. являлись решительными сторонниками объединения Германии революц. путем, вели борьбу против полицейско-милитаристского режима. В 1875 на съезде в г. Готе произошло объединение Э. и лассальянцев в единую партию рабочего класса. См. ст. Социал-демократическая партия Германии.

ЭЙЗЕНХАУЭР

ЭЙЗЕНХАУЭР (Eisenhower), Дуайт Дейвид (14.Х.1890 - 28.III.1969) - гос. и воен. деятель США, генерал армии (с 1944). В 1915 окончил Воен. академию в Уэст-Пойнте, в 1926 - школу Генштаба, в 1928 - Воен. колледж армии. В 1933-35 служил в Генштабе США, в 1935-39 - на Филиппинах. После вступления США во 2-ю мировую войну последовательно занимал посты нач. отдела планирования Генштаба сухопутной армии США, нач. оперативного отдела Генштаба, командующего амер. войсками на европ. театре (июнь-нояб. 1942), командующего союзными войсками в Сев. Африке и Средиземноморье (с нояб. 1942). С дек. 1943 - верх. главнокомандующий экспедиционными силами союзников в Зап. Европе. В июне 1944 англо-амер. войска под команд. Э. провели нормандскую десантную операцию 1944, осуществив вторжение в Сев. Францию, что означало открытие 2-го фронта в Европе. В 1945 являлся командующим амер. оккупац. силами в Германии. В нояб. 1945 - февр. 1948 - нач. Генштаба США. В 1948 вышел в отставку и занял пост ректора Колумбийского ун-та в Нью-Йорке. В 1950-52 - главнокомандующий вооруж. силами НАТО. Не будучи профессиональным политич. деятелем, Э. в 1952 в ответ на предложение влият. политич. кругов, стремившихся использовать его популярность для победы на выборах, дал согласие выдвинуть свою кандидатуру на пост президента от Респ. партии. Успеху Э. на выборах содействовало обещание покончить с войной в Корее. В 1953-61 Э. - президент США. В области внутр. политики период пребывания Э. на посту президента отмечен усилением милитаризации экономики и дальнейшим подавлением демократич. свобод. Внешнеполитич. курс пр-ва Э., в выработке к-рого принимал активное участие Дж. Ф. Даллес, был ориентирован на ведение политики с "позиции силы", рассчитанной на длительный период усиления междунар. напряженности. Пр-во Э. пошло на создание агрессивных воен. блоков и баз. В 1954 была организована вооруж. интервенция против Гватемалы. В 1957 Э. выдвинул доктрину, направленную на подавление нац.-освободит. движения на Бл. и Ср. Востоке (см. Эйзенхауэра доктрина). Вместе с тем в условиях роста могущества мировой социалистич. системы, показавшего несостоятельность планов "отбрасывания" коммунизма, в политике пр-ва Э. в 1958-59 наметился сдвиг к более реалистич. курсу в отношениях с СССР (визит в 1959 председателя Совета Министров СССР в США и др.), прерванный инцидентом с разведыват. самолетом "Локхид У-2", сбитым (1 мая 1960) над терр. Советского Союза. После окончания в 1961 президентского срока вышел в отставку, но продолжал активно участвовать в политич. жизни страны.

Соч.: Crusade in Europe, N. Y., 1961; The White House Years, v. 1-2, Garden City (N. Y.), 1963-65; At ease: stories I tell to friends, L., (1968).

А. Г. Розанов. Москва.

ЭЙЗЕНХАУЭРА ДОКТРИНА

Даллеса - Эйзенхауэра доктрина, - внешне- политич. доктрина США, направленная на подавление нац.-освободит. движения на Бл. и Ср. Востоке. Была разработана гос. секретарем США Дж. Ф. Даллесом и изложена президентом Д. Эйзенхауэром в послании конгрессу 5 янв. 1957. Утверждена совместной резолюцией обеих палат конгресса (принята 7 марта, подписана президентом 9 марта). В основе Э. д. лежала попытка правящих кругов США заполнить "вакуум силы", образовавшийся в результате провала англо-франко-израильской агрессии против Египта (1956) и значит. ослабления позиций колон. держав на Бл. и Ср. Востоке. Под предлогом "особого значения" для США р-на Бл. и Ср. Востока, к-рому якобы грозила "коммунистич. опасность", доктрина предусматривала оказание широкой воен. и экономич. помощи реакц. режимам этого р-на против "агрессий со стороны любой страны, контролируемой междунар. коммунизмом", включая использование вооруж. сил США без санкций конгресса. Э. д., представлявшая грубое нарушение междунар. права, противоречила принципам гос. суверенитета, Устава ООН и интересам мира. Она явилась отражением стремления амер. монополий подчинить народы, вставшие на путь нац.-освободит. борьбы, своему господству. В 1957 Э. д. дважды применялась под предлогом "защиты" Иордании от "агрессии" со стороны Сирии. В июле 1958 США, руководствуясь Э. д., пошли на прямую воен. интервенцию в Ливане (см. Американская интервенция в Ливане 1958). В 1967 США поддержали вооруж. агрессию Израиля против араб. стран. Реакц. империалистич. сущность Э. д. вызвала резко отрицат. отношение к ней со стороны миролюбивых народов и гос-в, а также протесты общественности в самих США.

Публ.: "МЖ", 1957, No 4, с. 158-59.

Лит.: Международные отношения после 2-й мировой войны, т. 3, М., 1965, С. 392-94, 617-25.

ЭЙКУМЕНА

ЭЙКУМЕНА - см. Ойкумена.

ЭЙНГАРД

Эйнхард, Эгингард (Einhard, Eginhard) (ок. 770 - 14.III.840), - деятель "Каролингского возрождения". Получил образование в школе Фульдского монастыря. В 90-х гг. 8 в. был направлен аббатом монастыря ко двору Карла Великого, где обратил на себя внимание своими познаниями в различных областях науки и искусства, стал активным чл. дворцовой "Академии". Первостепенное значение имеет "Жизнь Карла Великого" ("Vita Caroli Magni", Hannoverae, 1845), написанная Э. после смерти императора. Образцом автору послужило жизнеописание Августа у Светония Транквилла (заимствованы план, расположение материала, стиль, общая концепция). Э. апологетически характеризует личные качества, деятельность (военную, административную и др.) Карла Великого; ярко изображает его окружение, быт. В изображении событий Э. придерживается официальной версии "Королевских анналов". Будучи на протяжении многих лет ближайшим сподвижником императора, он располагал большим фактическим мат-лом; но ради прославления Карла Великого в описании ведшихся императором войн, его внеш. политики допускал искажения. Это произв. Э. было очень популярно в ср. века: оно дошло до нас во множестве списков 9-15 вв., часто цитировалось, упоминалось во мн. ср.-век. сочинениях. Э. является также автором неск. произведений религ. характера. По поручению Карла Великого Э. руководил постройкой собора в Ахене, дворца в Ингельхейме и др.

Соч.: Vie de Charlemagne, P., 1923.

Лит.: Kleinclausz A., Eginhard, P., 1942.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

ЭЙРЕ

ЭЙРЕ (Éire) - национальное название Ирландии. С 1937 по 1949 являлось ее офиц. названием.

ЭЙСНЕР

1

(Eisner), Курт (14.V.1867 - 21.II.1919) - деятель герм. рабочего движения. Начав свою деятельность в качестве бурж. журналиста, Э. уже в 90-х гг. 19 в. показал себя убежденным противником реакции и милитаризма. Чл. СДПГ с 1898. В 1899-1905 - ред. ЦО СДПГ "Vorwärts", был близок к ревизионистам. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимал антиимпериалистич. позиции; в 1917 вошел в Независимую с.-д. партию. В янв. 1918 возглавлял стачку на воен. заводах Мюнхена, за что был брошен в тюрьму. Активно участвовал в Ноябрьской революции 1918; был председателем Мюнхенского рабочего, солдатского и крестьянского совета, а затем стоял во главе респ. пр-ва Баварии. В это время полностью проявились как сильные стороны Э. - искреннее стремление покончить с господством эксплуататоров и милитаристов, личное мужество, так и его глубокие заблуждения относительно путей, ведущих к прочному миру и социализму. Э. пал от руки убийцы, подосланного главарями крайней реакции.

Соч.: Das Ende des Reichs. Deutschland und Preussen im Zeitalter der grossen Revolution, В., 1907; Gesammelte Schritten, Bd 1-2, В., 1919; в рус. пер. - Вильгельм Либкнехт, Одесса, 1905.

Лит.: Schade F., Kurt Eisner und die bayerische Sozialdemokratie, Hannover, (1961); Laschitza A., Kurt Eisner-Kriegsgegner und Feind der Reaktion, "Beiträge zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung", 1967, No 3.

Л. И. Гинцберг. Москва.

2

(Eisner), Ян (26.IV.1885 - 2.V.1967) - чехословацкий историк и археолог, акад. АН ЧССР (1952). Проф. Карлова ун-та в Праге (1939-57). Основные исследования посвящены первобытной и древней истории Словакии, а также славянской археологии, в частности проблеме этногенеза славян. Под редакцией Э. выходили сборники "Возникновение и начала славян" ("Vznik a pocatky slovanu").

Соч.: Slovensko v praveku, Bratislava, 1933; Devínska nová ves. Slovanské pohrebiste, Bratislava, 1952; Rukovet slovanské archeologie, Praha, 1966.

ЭЙХГОРН

1

(Eichhorn), Карл Фридрих (20.XI.1781 - 4.VII.1854) - немецкий юрист, историк права, один из гл. представителей исторической школы права. Проф. во Франкфурте-на-Одере (1805-11), Берлине (1811-13 и 1832-47), Гёттингене (1816-29). Вначале участник нац.-либерального движения, чл. Тугендбунда (1808-09), участник Освободительной войны 1813, постепенно эволюционировал вправо. Гл. науч. труд - "История германского государства и права" ("Deutsche Staats-und Rechtsgeschichte", Tl 1-4, Göttingen, 1808-23, 5 Aufl., Göttingen, 1843-1844). Э. положил начало серьезному, основанному на всех доступных тогда науке источниках, изучению герм. права, проследив его развитие с древнейших времен до 1815; включал в историю права и историю гос. учреждений, а отчасти и социальных институтов. Э., сформулировавший осн. положения ист. школы права, считал, что гос-во, право - результат органич. развития (а не произвола законодателя), характер к-рого определяется "народным духом". Концепция Э. выдержана в строго консервативном духе враждебности франц. бурж. институтам и защиты герм. (феод. в своей основе) права. Исконно герм. учреждениями считал марку, знать, дружинные отношения. Дал свою теорию происхождения гор. строя.

Лит.: см. при ст. Историческая школа права.

2

(Eichhorn), Эмиль (9.Х.1863 - 26.VII.1925) - деятель герм. рабочего движения, журналист. С 1893 - функционер Социал-демократической партии. В 1908-17 возглавлял с.-д. пресс-бюро. В 1917 вступил в Независимую социал-демократическую партию Германии и занял место на ее левом крыле; руководил пресс-службой партии. В 1918 - сотрудник Российского телеграфного агентства в Берлине. В дни Ноябрьской революции 1918 в Германии назначен Исполкомом Берлинского совета полицей-президентом Берлина; поддерживал революц. рабочих и солдат. 4 янв. 1919 был отстранен от должности прусским пр-вом. Протест берлинских рабочих против его смещения вылился в Январские бои 1919. Был депутатом Веймарского учредительного собрания (1919). В 1920 перешел в коммунистич. партию. Неоднократно избирался депутатом рейхстага.

Соч.: Über die Januar-Ereignisse, В., 1919.

ЭЙХЕ

1

Генрих Христофорович (29.IX.1893 - 25.VII.1968) - советский воен. деятель и историк. Род. в Риге в семье рабочего. После окончания Коммерч. уч-ща в 1914 призван в армию. Окончил Петергофскую школу прапорщиков (1915), участвовал в 1-й мировой войне 1914-18 (командир роты, штабс-капитан). После Февр. революции 1917 избран членом полкового к-та, а в окт. 1917 - пред. ВРК 245-го пех. полка. В нояб. 1917 избран членом Совета солдатских депутатов 10-й армии, был членом коллегии по формированию Красной гвардии и участвовал в ликвидации мятежа Ю. Довбор-Мусницкого. В марте 1918 добровольно вступил в Красную Армию. С авг. 1918 по нояб. 1919 командовал полком, отрядом и 26-й стрелк. дивизией на Вост. фронте. В нояб. 1919 - янв. 1920 командовал 5-й армией, с марта 1920 по апр. 1921 - главнокомандующий Народно-революционной армией Дальневосточной республики. В 1921-23 командовал войсками Минского р-на и Ферганской группой войск. С 1924 работал на ответственных должностях в Наркомвнешторге. Э. - автор ряда работ по истории гражд. войны в Сибири. Труды Э. основаны на богатом документальном мат-ле, содержат интересный анализ событий, хотя освещение ряда вопросов (напр., роль партизанского движения, периодизация, направление гл. удара белогвардейцев в 1919 и др.) носит субъективный характер. Награжден орденом Ленина и 2 орденами Красного Знамени.

Соч.: Форсирование реки Белой частями V армии Восточ. фронта в июне 1919, М.-Л., 1928; Тактич. поучения гражд. войны, М., 1931; Уфимская авантюра Колчака. (Март-апр. 1919 г.), М., 1966; Опрокинутый тыл, М., 1966.

Д. В. Панков. Подольск.

2

Роберт Индрикович (31.VII(12.VIII).1890 - 2.II.1940) - советский парт. и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. в Курляндской губ. в семье батрака. Рабочий-слесарь в Митаве. Чл. Митавского к-та Социал-демократии Латышского края (СДЛК). В 1908 эмигрировал за границу, участвовал в работе Лондонской группы СДЛК. В 1911 вернулся в Ригу, с 1914 - чл. ЦК СДЛК. В 1915 сослан в Сибирь, бежал. В 1917 - чл. Президиума Рижского совета; во время нем. оккупации - на подпольной работе. В авг. 1918 прибыл в Москву, до 1924 - на ответств. работе в Наркомпроде РСФСР, в 1919 - нарком продовольствия Сов. Латвии. В 1925-37 - пред. Сиб. крайисполкома, секретарь Зап.-Сиб. крайкома ВКП(б). С окт. 1937 - нарком земледелия СССР. Делегат XIV-XVII съездов партии; на XIV-XV съездах избирался канд. в чл. ЦК, на XVI-XVII - чл. ЦК ВКП(б), с 1935 - канд. в чл. Политбюро ЦК ВКП(б). Делегат III конгресса Коминтерна (1921). Чл. ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Лит.: Санина И. И., Р. И. Эйхе, "ВИ КПСС", 1965, No7; Kupcis Z., R. Eihe. 1890-1940, в кн.: Cinitaji par Oktobri, Riga, 1967.

ЭЙХМАН

ЭЙХМАН (Eichmann), Карл Адольф (19.III.1906 - 1.VI.1962) - нем.-фашистский воен. преступник. Торговец. В 1932 вступил в австрийскую нацистскую партию. В 1933 переехал в Германию и вступил в CС. С 1934 - на службе в имперском управлении безопасности, с 1937 возглавлял подотдел "по делам евреев". Один из организаторов общегерманского погрома и ограбления евреев в 1938. В период 2-й мировой войны Э. активно участвовал в разработке и реализации плана физич. уничтожения евр. населения Европы, занимался организацией транспортировки евреев в концентрационные лагеря. После войны бежал в Аргентину. В 1960 вывезен оттуда агентами израильской разведки. На процессе в Иерусалиме (1961) приговорен к смертной казни за преступления против еврейского народа, человечества и за воен. преступления. Казнен.

Лит.: Кühnrich H., Judenmörder Eichmann, В., 1961; Kaul F. К., Der Fall Eichmann, 3 Aufl., В., (1967).

ЭЙЮБИДЫ

ЭЙЮБИДЫ - см. Айюбиды.

"ЭКА"

"ЭКА" - массовое крест. движение в Соединенных провинциях (Индия) в 1921-23. Вызвано усилением феод. эксплуатации со стороны крупных землевладельцев - талукдаров, в частности расширением феод. поборов ("назарана"). Крестьяне требовали от талукдаров прекратить взимание "назарана"; отказывались платить арендную плату свыше установленного размера и пр. Клич крестьян был: "Эка каро!" - "Объединяйтесь!" (отсюда назв. движения). Особенно сильным движение "Э." было в округах Хардой, Кхири, Сита-пур и Лакхнау. Крестьяне создали свою орг-цию "Эка сабха", к-рая руководила движением. Из крест, среды выдвинулись свои лидеры. Колониальные власти жестоко расправились с движением "Э.".

Лит.: Хашимов И., Крестьянское движение "Эка" в Соединенных провинциях Индии, "КСИВ", в. 15, М., 1955, с. 59-64.

А. М. Мельников. Москва.

ЭКБАТАНА

ЭКБАТАНА ('Ekbatana) - др.-греч. назв. г. Хамадана, упоминающегося в ассир. клинописи 11 в. до н. э. как Аматама. См. Хамадан.

ЭКВАДОР

ЭКВАДОР - см. Экуадор.

ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ

ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ (Guinea Ecuatorial), Республика Экватори- альная Гвинея, - гос-во в Экваториальной Африке. На З. омывается водами Гвинейского зал., на С. граничит с Камеруном, на Ю. и В. - с Габоном. Площ. 28 тыс. км2. Нас. 300 тыс. чел. (1972, оценка). Офиц. язык - испанский. Гос. религия - католицизм; имеются протестанты. Столица - г. Малабо. Э. Г. - республика. Глава гос-ва и пр-ва - президент. Законодат. орган - Нац. нар. собрание. Гос. флаг см. в таблице к ст. Флаг государственный. До 1968 - владение Испании (см. Гвинея Испанская). 12 окт. 1968 провозглашена независимым гос-вом. В 1970 создана единая нац. партия трудящихся Э. Г. (правящая). Дипломатич. отношения с СССР установлены 7 дек. 1968.

Лит.: Мельников И., Корочанцев В., Экваториальная Гвинея, М., 1971.

ЭКВЫ

ЭКВЫ (лат. Aequi) - др.-италийское племя, видимо, оскского происхождения. В сер. 1-го тыс. до н. э. Э. обитали в долине р. Анио, находились на стадии разложения родо-племенного строя. Осн. занятием их было земледелие. Укрепленных городов у них было мало (наиболее крупный г. Карсеоли). С нач. 5 в. до н. э. вместе с сабинами, вольсками и герниками вели войны против Рима и др. городов Лация. В 80-х гг. 5 в. до н. э. после присоединения герников к Латинскому союзу Э. продолжали войну с Римом и латинами, постепенно теряя земли. Окончательно были покорены римлянами в 304 до н. э., в период 2-й Самнитской войны.

ЭКЗАРХАТ

ЭКЗАРХАТ (от греч. exarxos - глава, начальник, наместник) - в Византии в кон. 6-7 вв. адм.-терр. единица (наместничество). Э. были созданы в кон. 6 в. в зап. областях Визант. империи (Равеннский и Карфагенский экзархаты) на землях, отвоеванных у варваров (остготов и вандалов).

Особое положение этих областей требовало создания здесь милитаризованного и централизованного управления: экзархи (наместники) становились полномочными правителями своих Э. - они возглавляли и воен. силы и гражданскую администрацию области. Это нарушало господствующий ранее принцип диоклетиановой адм. системы - строгое разделение гражд. и воен. власти. В какой-то мере создание Э. было подготовлено адм. реформами Юстиниана I 535-36, когда в ряде провинций (в Писидии, Пафлагонии, Каппадокии, Фракии и др.) высшие воен. и гражд. полномочия были вверены одному должностному лицу (претору, проконсулу или модератору). Э. просуществовали до 8 в. Иногда они рассматриваются византинистами как прообраз фем.

ЭКЗАРХАТ ГРУЗИНСКИЙ

ЭКЗАРХАТ ГРУЗИНСКИЙ - учрежден в 1811 после присоединения части Грузии к России. Груз. православная церковь с 5 в. была автокефальной. В 5-11 вв. управлялась католикосом, с 11 в. - католикосом-патриархом. После распада Грузии с 15 в. церковь в Зап. Грузии управлялась Бичвинтским католикосом, имевшим резиденцию в Бичвинте (ныне Пицунда). В 1811 была упразднена должность католикоса-патриарха, а в 1814 - бичвинтского католикоса. Взамен этого Синод образовал Э. г. для управления груз. православной церковью. Б. ч. крепостных и церк. земель перешла к т. н. церковному ведомству, а духовенство стало получать жалованье из казны.

В марте-сент. 1917 груз. духовенство восстановило автокефалию груз. православной церкви, упразднив Э. г. В 1943 рус. православная церковь признала автокефалию груз. православной церкви.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЗОГАМИЯ

ЭКЗОГАМИЯ (от греч. exo - вне, снаружи и gamos - брак) - запрет брачных отношений между членами родственного или, реже, локального коллектива. Э. возникла и была повсеместно распространена в первобытнообщинную эпоху и в значит. мере сохранялась и в более позднее время; особенно характерна для рода, а также для фратрии. О происхождении Э. существует много теорий. Большинство их объединяется в 3 группы. Одни исследователи объясняют происхождение Э. необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган, Д. Ф. Аберле, Д. М. Шнейдер); другие - стремлением человека расширить социальные контакты и завязать отношения с др. коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарев, К. Леви-Строс); третьи (С. П. Толстов, Ю. И. Семенов) считают, что Э. прежде всего являлась средством установления социального мира в коллективе, поскольку таким образом половые отношения и сопровождавшие их конфликты выносились за его пределы.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; его же, Происхождение брака и семьи. М., 1974; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974; Первобытное общество. Основные проблемы развития, М., 1975.

Л. А. Файнберг. Москва.

"ЭКИНЧИ"

"ЭКИНЧИ" ("Пахарь") - первая азерб. газета (июль 1875 - сент. 1877). Основатель и редактор Гасанбек Меликов (Зардаби). "Э." выражала идеи крест. демократии, выступала против отсталости Азербайджана в экономич. и обществ. жизни, пропагандировала прогрессивно-демократич. и просветительские идеи. Газета, группировавшая вокруг себя передовую интеллигенцию (М. Ф. Ахундов, С. А. Ширвани, Н. Б. Везиров и др.), сыграла значит. роль в развитии прогрессивной общественной мысли в Азербайджане.

Лит.: Hусеjнов С., "Экинчи" гәзетинин изаәлы библиографиjасы, Бакы, 1963.

Д. Исмаил-Заде. Москва.

ЭККАРИУС

ЭККАРИУС (Eccarius), Иоганн Георг (23.VIII.1818 - III.1889) - деятель нем. и междунар. рабочего движения. По профессии портной. В рабочем движении участвовал с 40-х гг.; был членом "Союза справедливых", затем Союза коммунистов (во время раскола Союза в 1850 решительно выступил на стороне К. Маркса), одним из руководителей Коммунистич. просветительного об-ва нем. рабочих в Лондоне. Принимал активное участие в основании и деятельности 1-го Интернационала, будучи членом Ген. совета (1864-72), его ген. секретарем (1867-71), секретарем- корреспондентом для Америки (1870-72). До 1871 сотрудничал с К. Марксом. Активно участвовал в англ., амер. и нем. рабочей прессе. Наибольшую ценность представляют его работа "Борьба крупного и мелкого капитала, или Портняжное дело в Лондоне" ("Der Kampf des grossen und des kleinen Kapitals, oder Die Schneiderei in London", Lpz., 1876 (впервые опубл. в "Neue Rheinische Zeitung. Politisch-ökonomische Revue", 1850, H. 5-6)) и брошюра "Опровержение рабочим политико-экономического учения Джона Стюарта Милля" ("Eines Arbeiters Widerlegung der nationalökonomischen Lehren John Stuart Mill's", В., 1869 (впервые опубликованы в "Commonwealth", 1866-67, No 192-195, 198, 200, 203, 204, 206-11)), написанные с помощью Маркса.

После Лондонской конференции Интернационала (1871) Э. начал отходить от марксизма и сближаться с реформистскими лидерами тред-юнионов. Поддерживал бурж. элементы в амер. секциях Интернационала и реформистское течение в Брит. федерации, блокировавшееся во время Гаагского конгресса 1872 и после него с бакунистами. После прекращения деятельности 1-го Интернационала участвовал в тред-юнионистском движении.

К. И. Коннова. Москва.

ЭККЛЕСИЯ

ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklnsia) - в Др. Греции наиболее распространенное назв. нар. собрания. В демократич. полисах (напр., в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. - верх. орган гос-ва, обладавший полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, избиравший должностных лиц и осуществлявший постоянный контроль за ними. В полисах с олигархич. строем права Э. были ограничены другими гос. органами типа разного рода советов и коллегий, состав же Э. комплектовался путем отбора граждан по признакам имуществ. ценза. Как правило, Э. осуществляли свои функции совместно с буле - советом, к-рый заранее подготавливал подлежащие обсуждению на Э. вопросы. В ряде греч. полисов нар. собрания имели спец. назв.: апелла - в Спарте, агора - в Дельфах и фессалийских городах, алия - в Аргосе, Эпидавре, Геле, Акраганте. У поздних антич. писателей Э. наз. также место нар. собраний. В христианстве Э. наз. как община верующих, так иногда и вся церковь.

ЭКЛОГА ЗАКОНОВ

ЭКЛОГА ЗАКОНОВ (греч. 'Ekloge ton nomon, букв. - выборка законов) - византийский законодательный свод, изданный 31 марта 726 имп. Львом III Исавром (в период начавшегося усиления византийского гос-ва после длительных внутр. смут и тяжелых войн с арабами). Э. з. в основном представляет собой краткую компиляцию Кодекса Юстиниана; она восстанавливает сохранившие к тому времени практическое значение нормы законодательства Юстиниана (в целом почти забытого в Византийской империи), частично включает также правовые акты последующих императоров (вплоть до Льва III) и некоторые новые законоположения. В Э. з. сказались социально-экономические и государственно- политические перемены, происшедшие в Византийской империи со времени издания Кодекса Юстиниана. В ней отражены тенденции к усилению принципа частной собственности (что выразилось в значит. дифференциации наказаний за посягательство на нее) и к централизации управления (отмечалась необходимость введения регулярного жалованья для судей и повышалась их ответственность за взяточничество). Э. з. способствовала также укреплению индивидуальной семьи - основной ячейки частнособственнических отношений (были сокращены поводы к разводу, увеличены имущественные права женщины). Хотя в силе оставались положения прежних законов о статусе рабов, однако была упрощена процедура их отпуска на волю.

Э. з. была популярна в ср.-век. славянских странах; переведенная с нек-рыми изменениями на славянские яз., она служила одним из важнейших источников для законодательных славянских памятников (напр., для Закона судного людем).

Публ.: Эклога. Визант. законодательный свод VIII в. Вступит. статья, перевод, комментарий Е. Э. Липшиц, М., 1965.

Лит.: Sinogowitz В., Studien zum Strafrecht der Ekloge, Münch., 1952.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ЭКНАТХ

Эканатх (1548-1608, в лит-ре есть и др. даты), - маратхский поэт-вишнуит, проповедник бхакти. Брахман по происхождению, Э. выступал против привилегий брахманской касты, за смягчение кастового гнета. Перевел с санскрита на народный язык маратхи священную книгу "Бхагават-пурану", за что брахманский суд в Бенаресе осудил его. Э. был изгнан из касты, произведения его публично уничтожались.

Лит.: Behere N. К., The background of Maratha Renaissance in the 17-th century, Bangalore, 1946.

ЭКОЛАМПАДИЙ

Эколампад (Oecolampadius, Oekolampad), Иоганн (собств. Йоханнес Хусген (Hußgen), позднее измененное в Хаусшайн (Hausschein, нем., букв. - светоч дома), отсюда грецизированная форма - Э. (греч. oixos - дом и lampas, род. падеж lampados - светоч)) (1482 - 23.XI.1531) - нем. гуманист и протестантский теолог, церк. реформатор в Базеле (Швейцария). Род. в Вюртемберге. Учился др.-греч. и др.-евр. языкам у И. Рейхлина, сотрудничал с Эразмом Роттердамским. С 1522 жил в Базеле, где провел реформацию в духе учения У. Цвингли (другом к-рого был). Безуспешно пытался примирить лютеранство с цвинглианством.

Лит.: Staehelin E., Briefe und Akten zum Leben Oekolampads, Bd 1-2, Lpz., 1927-34.

Предыдущая страница Следующая страница